Теория боулби: Что такое теория привязанности и как ее применять в воспитании

Теория боулби: Что такое теория привязанности и как ее применять в воспитании

Содержание

Что такое теория привязанности и как ее применять в воспитании

Приблизительное время чтения: 13 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

С первых мгновений рождения ребенка невидимые нити привязанности соединяют его с родителям. День за днем эти нити сначала крепнут и развиваются, а затем ослабевают и становятся практически неощутимыми, но они есть. О том, как возникает привязанность, как может искажаться и как правильно ее выращивать, рассказывает детский психолог Наталья Барложецкая.

Как возникает привязанность

В 1958 году английский психиатр, психоаналитик Джон Боулби (1907–1990) впервые сформулировал теорию привязанности сначала в серии своих статей, а затем в книге «Привязанность и утрата». Боулби говорил, что «привязанность — биологический инстинкт, в котором ребенок начинает искать близости к значимому взрослому, когда чувствует угрозу или дискомфорт».  С эволюционной точки зрения привязанность увеличивает вероятность выживания младенца. Для этого используются специальные механизмы влияния: плач, улыбка, лепет, хватание, следование. Гормоны матери помогают откликнуться на этот призыв. Окситоцин, который обильно выделяется в организме женщины первые месяцы после рождения ребенка, крепко связывает младенца и его маму.

Однако привязанность может формироваться не только в отношении мамы. Папа, бабушка, няня и другие взрослые могут с той же вероятностью стать «главными значимыми взрослыми» для ребенка, если обеспечат основной уход и заботу. Ребенок привязывается к тому человеку, который всегда рядом, который чутко отзывается и удовлетворяет его потребности, который способен обеспечить надежную безопасную базу для исследования окружающего мира. Именно этого человека ребенок будет слушать в более старшем возрасте, именно ему будет доверять свои секреты.

Как меняется привязанность с возрастом

Джон Боулби выделил четыре основных стадии формирования привязанности:

Первая стадия. От рождения до трех месяцев. На этом этапе поведение ребенка подчинено рефлексам: хватание, сосание, следование. Ребенок неразборчив в отношении окружающих и реагирует на них одинаково. Он спокойно идет на руки, слушает голоса и разглядывает лица. К концу первого месяца жизни появляется «социальная улыбка». До этого ребенок тоже улыбался, но теперь его улыбка становится обращенной ко взрослому, с которым есть прямой зрительный контакт. Постепенно появляется лепет.

Вторая стадия. От трех до шести месяцев. Происходит затухание многих рефлексов, таких, как цепляние, поиск стимула (рука, касающаяся щеки) и рефлекс Моро. Малыш становится более избирателен в контактах. Он начинает улыбаться только знакомым людям, а на незнакомцев не реагирует или отводит взгляд. Лепет теперь появляется только в присутствии тех людей, которых малыш знает, а успокоить легко и быстро его может только предпочитаемый взрослый. К пяти месяцам малыш внимательно следует взглядом за выбранным взрослым, начинает тянуться и хватать его, проявляет беспокойство в случае его отсутствия, хотя пока эта связь еще только формируется.

Jens Johnsson on Unsplash

Третья стадия: от шести месяцев до двух лет. На этой стадии ребенок уже ярко демонстрирует свою привязанность к основному взрослому. Чаще всего это мама. Если мама покидает комнату, малыш плачет и кричит. Когда мама возвращается — кроха тянется к ней, просится на ручки, обнимает и издает радостный лепет. В возрасте семи-восьми месяцев возникает боязнь незнакомцев, так называемая «тревога восьмимесячных». С этого момента младенец начинает следовать за мамой повсюду как хвостик. Постепенно его возможности расширяются, и малыш исследует мир, понемногу отдаляясь от мамы, но неизменно возвращаясь к ней за поддержкой и защитой.

К концу первого года формируется определенная модель взаимодействия между ребенком и основным взрослым. Малыш накопил уже некоторый опыт общения и понимает, насколько доступна ему помощь и защита. Если мама не проявляла достаточного внимания и заботы, ребенок испытывает тревогу при исследовании мира. Кроха старается не отходить от нее далеко, тяжело переносит отсутствие прямого зрительного контакта, тревожен и боязлив в ситуации общения с посторонними, часто плачет и просится на ручки. В этот период очень важно оставаться не только физически, но и эмоционально доступным для ребенка. Радоваться его присутствию, смеяться, обнимать и утешать, когда это необходимо. Основная цель первых двух лет жизни — зародить в малыше ощущение: «Я любим. Другие люди заслуживают доверия, а мир безопасен». Именно на основе характера привязанности между ребенком и взрослым формируется базовое доверие к миру. Если этот механизм нарушен, в зрелом возрасте могут наблюдаться серьезные психические нарушения и расстройства.

Четвертая стадия: от двух лет — до периода окончание детства. Постепенно характер привязанности меняется. Малыш обретает больше опыта в исследовании мира, а с опытом растет и уверенность в своих силах, развивается самостоятельность. Если на предыдущем этапе ребенок постоянно нуждался в присутствии значимого взрослого, то примерно к двум с половиной годам малыш переходит на партнерские отношения. Шаг за шагом происходит отдаление ребенка от взрослого.

Трехлетний малыш, чье развитие проходит нормально, будет вести себя относительно спокойно в ситуации вынужденного расставания. Безусловно, это вызовет слезы и страх, но кроха уже в состоянии через некоторое время утешиться и переключиться на общение с другими детьми и взрослыми. Хорошая здоровая привязанность заряжает ребенка уверенностью и доверием к миру, и чем сильнее эта зарядка, тем легче проходит процесс сепарации. Теперь ребенок может оставаться в детском саду с воспитателями и спокойно играет с другими детьми.

Исследования показывают, что дети, у которых в раннем детстве сформировалась надежная привязанность, проявляют познавательную активность, самостоятельность и уверенность в себе. Они лучше учатся в школе, успешнее на работе и в общении, чаще создают крепкие семьи и реже подвержены психическим расстройствам.

Искаженные привязанности

Что происходит, если процесс формирования привязанности был нарушен, а сама привязанность имеет искажения?

В 1960–1970 годах американский психолог Мэри Эйнсворт, ученица и коллега Джона Боулби, провела серию экспериментов, которые позволили выделить различные стили привязанности. Она разработала специальную процедуру диагностики типа привязанности — «Незнакомая ситуация» и выделила три типа: надежный, тревожно-амбивалентный и избегающий. Позднее Мэри Мейн, коллега Мэри Эйнсворт, добавила четвертый тип — дезорганизующая/дезорганизованная привязанность.

Надежный тип привязанности. Самый здоровый тип привязанности. Формируется у ребенка, который растет в любящей среде, где взрослые проявляют внимание, заботу и поддерживают эмоциональный контакт с ребенком. Малыш использует основного взрослого (чаще маму) как безопасную гавань для подкрепления, но все же стремится к общению с другими людьми и к познанию окружающей среды. Уход мамы вызывает грусть и даже непродолжительные слезы, но малыш уверен, что та вернется, поэтому быстро успокаивается и радуется, когда мама возвращается. В отсутствии мамы малыш не реагирует на постороннего человека, но и не боится его.

 Во взрослом возрасте человек с надежным стилем привязанности имеет здоровую самооценку, способен построить близкие отношения именно потому, что опирается на себя и не впадает в зависимость от своего партнера. Он доверяет близким и чувствует себя достойным любви и уважения.

Тревожно-амбивалентный тип привязанности. Формируется в ситуациях, когда ребенок не уверен в своем взрослом. Он болезненно привязан к маме, постоянно боится быть покинутым, так как не уверен, что она вернется. Нередко мама сама провоцирует подобную зависимость: «Все, я ухожу от тебя. Мне такой непослушный ребенок не нужен!» Такой тип привязанности возникает, если значимый взрослый непоследователен, ограничивается обслуживанием какого-то одного типа потребностей ребенка: физиологических или эмоциональных, при этом ограничивает его самостоятельность. «Пусть покричит, легкие здоровее будут», «Мама лучше знает, что ты чувствуешь», «Никто, кроме мамы, тебя не пожалеет». Незнакомая ситуация и посторонние люди вызывают у ребенка тревогу и страх. При расставании с мамой малыш может долго плакать, с трудом успокаивается, затем замыкается в себе и отказывается от общения с окружающими, боится их.

В зрелом возрасте человек с этим типом привязанности имеет заниженную самооценку, безынициативен, болезненно зависим от партнера, не уверен в своих отношениях, беспокоится о том, что его бросят, нуждается в доказательствах любви и постоянно ищет одобрения.

Избегающий тип привязанности. Формируется в ситуациях, когда родитель отвергает ребенка, ведется себя холодно и пренебрежительно, не реагирует на его потребности и не поддерживает эмоционально. «Заканчивай истерику, мне на работу пора», «Не надо этих телячьих нежностей!» 

Малыш в такой ситуации вынужден рассчитывать только на себя. Он избегает значимого родителя, почти не проявляет эмоций в его присутствии, а когда родитель уходит или возвращается — старается его игнорировать. Хотя на самом деле очень нуждается в близости.

Взрослый человек с этим типом привязанности характеризуется страхом близких отношений. Он уверен, что достоин любви, но старается держать своих партнеров на расстоянии, не доверяет им, поэтому скрывает собственные чувства.

Дезорганизующая привязанность. Такой тип привязанности возникает в семьях, где дети подвергаются физическому и психологическому насилию. Ребенок растет в среде, где родители чаще всего ведут себя противоречиво и внушают страх: «Боится, значит, уважает!» Уже в раннем детстве малыш стремится убежать, чтобы спрятаться от значимого взрослого, он избегает близости, одновременно испытывая потребность быть им любимым.

Взрослый с дезорганизующей привязанностью создает очень бурные и сложные отношения, где насилие перемешано со страстью. «Бьет, значит, любит».

Мэри Эйнсворт говорила, что стиль привязанности — это характерная черта взаимоотношений. Внутри семьи ребенок может формировать разный тип привязанности к маме, папе, бабушке или тете. Однако к дошкольному возрасту, как правило, определяется один, ведущий, тип привязанности. Именно на его основе мы, уже став взрослыми, строим близкие отношения с теми, кого любим.

Что такое альфа-родительство?

Является ли привязанность обязательным условием послушания?

Если ребенок надежно привязан к родителям, то он стремится их радовать, следовать указаниям, проявляет послушание. В присутствии значимых взрослых он активно исследует мир, ощущая себя при этом в безопасности. Кажется, все логично и хорошо. Но в таком положении вещей таится угроза манипулирования ребенком.

 В 1999 году канадский психотерапевт Гордон Ньюфелд дополнил теорию привязанности. Главная его мысль: задача взрослого состоит не в том, чтобы с помощью привязанности добиться послушания ребенка. Нет, задача глобальнее: опираясь на привязанность, раскрыть в ребенке его внутренний потенциал.

Ньюфелд выделил шесть уровней, через которые постепенно проявляется привязанность ребенка к взрослому.

1. Ощущения. Это базовый уровень привязанности, который возникает в младенчестве. Эта привязанность формируется посредством органов чувств. Ребенок откликается на различные тактильные, обонятельные, зрительные и слуховые раздражители. Мама, в свою очередь, обнимает малыша, прижимает его к себе, вдыхает его запах, рассматривает пальчики, слушает лепет и отвечает на него ласковыми словами. С каждым актом внимания и заботы связь между ребенком и значимым взрослым растет и крепнет.

2. Похожесть. На этом уровне привязанность формируется через подражание. Ребенок старается повторять за значимым взрослым: копирует интонации и речь, имитирует походку, манеру одеваться и выполнять повседневные действия. «Я такая же, как мама/папа»

3. Принадлежность. Примерно к трем годам дети делают важное заявление: «Мама моя» или «Папа мой». Это признак того, что ребенок осознает близость как принадлежность кому-то или ощущения себя частью другого человека. Отныне ребенок будет принимать сторону того, к кому он привязан. Он будет слушаться именно этого человека, заступаться за него и помогать ему.

4. Значимость. На этой стадии развития привязанности ребенок становится необыкновенно ласковым, добрым, услужливым и заботливым Он хочет стать важным для своих родителей, стремится им понравиться, порадовать их, сделать что-то хорошее, чтобы заполучить их внимание и одобрение. «Мама, я тебе подушку принесла», «Папа, я посижу с братиком, а ты полежи, отдохни».

5. Любовь. Наверное, самая трогательная стадия привязанности. Примерно в возрасте четырех-шести лет ребенок осознаёт, что близкие отношения можно проявлять через слова любви. «Мамочка, я тебя очень люблю», «Папочка, ты у меня самый хороший, я тебе сердечко нарисовала». Признания, подарки, объятия и поцелуи кажутся бесконечными, но именно так ребенок сейчас чувствует. Он отдает свое сердце тому, к кому он привязан. «Мама, я вырасту и женюсь на тебе». Так появляется способность к эмоциональной близости и глубоким отношениям.

6. Узнавание. Самый глубинный и уязвимый уровень привязанности. На этой стадии ребенок нуждается в общении с родителями. Он стремиться разделить с ними свою жизнь, мысли, идеи и мечтами. Близость отныне означает отсутствие секретов и тайн, возможность открыться перед другим человеком и быть им принятым.

Последовательное освоение ребенком всех уровней привязанности помогает сформировать крепкую связь между ребенком и значимым взрослым. Такого человека ребенок будет слушаться, делиться с ним своими переживаниями, перенимать его принципы и ценности. Это и называется альфа-родительством.

Как влиять на привязанность?

Можно ли укрепить привязанность или сформировать ее в более зрелом возрасте? Да, можно.

Алгоритм формирования привязанности можно использовать в любом возрасте. Для этого с некоторыми изменениями необходимо поэтапно проходить все вышеизложенные стадии постепенно восстанавливая контакт и добиваясь близости.

1. Ощущения. Введите правило «Восемь объятий». «Любить — это хотеть касаться», — говорил Константин Станиславский. Обнимая, лаская, дотрагиваясь до другого человека, мы постепенно перебрасываем первые ниточки близости и понимания. Важное замечание! В подростковом возрасте необходимо соблюдать одно важное условие — на объятие ребенок должен дать разрешение: «Солнце, я так соскучилась. Можно, я тебя просто обниму?» Согласился — отлично, отказался — попробуйте позже.

2. Похожесть. Интересуйтесь тем, что интересно ребенку. Читайте те же книги, спрашивайте о любимой музыке и хотя бы ради интереса послушайте ее, смотрите фильмы, которые ребенок рекомендует, и даже попробуйте поиграть в компьютерные игры и встать на сноуборд. Не стремитесь подчеркивать внешнюю схожесть, лучше ищите схожесть интересов.

3. Принадлежность. Всегда будьте на стороне своего ребенка. Прогулы в школе, конфликты с учителями, проблемы со сверстниками — в любой ситуации ребенок должен чувствовать, что вы рядом и любите его, несмотря на его проступки. Дома можно серьезно поговорить и даже определить наказание. Но в трудной ситуации вам нужно быть рядом и помочь. Совершив ошибку, ребенок должен в первую очередь звонить вам, а не думать: «Лишь бы родители не узнали».

4. Значимость. Проявляйте искреннюю заботу о нуждах и потребностях. Разговаривая с ребенком, покажите, как для вас важен диалог. Отложите в сторону все свои дела и старайтесь внимательно слушать. Чаще интересуйтесь его мнением и старайтесь учитывать его при принятии решений. Введите правило стучать, заходя в комнату, уважать личное пространство и границы ребенка. Уважайте вкус ребенка в выборе стиля, даже если он вам не нравится.

5. Любовь. Говорите о своей любви всеми доступными способами. Так, как делают это дети.

6. Узнавание. Близость — это улица с двусторонним движением. Чтобы достигнуть этого уровня, важно не просто уметь слышать. Необходимо не бояться раскрываться. Говорить о своих чувствах, мечтах, идеях, делиться впечатлениями от побед и поражений. Не бояться становиться уязвимым, признавать свои ошибки. Все это приводит к появлению настоящей привязанности, постепенно формирует отклик с другой стороны.

Критические мнения

Теория привязанности многократно подвергалась конструктивной критике. Психолог доктор Джером Каган в своих статьях говорил, что выводы в эксперименте «Незнакомая ситуация» Мэри Эйнсворт верны только в ситуации короткого воздействия, а при более длительных наблюдениях дети вели себя иначе.

Дальнейшие исследования показали, что то, как ребенок реагирует на «незнакомую ситуацию», зависит не только от отношений между ним и значимым взрослым, но также от его темперамента, пола, возраста, социального класса и уровня образования родителей. Например, детей с негативным аффектом (избыточная возбудимость с реакцией гнева и раздражения в ответ на воздействие) относили к группе с дезорганизованной привязанностью, хотя данная особенность является врожденной и никак не связана с привязанностью. А детей с большей устойчивостью нервной системы (или даже с РАС, то есть с расстройством аутистического спектра) относили к группе с надежной привязанностью.

Джудит Рич Харрис (1938–2018), американская исследовательница в области психологии, в своей книге «Предположение о воспитании» высказала мнение, что теория привязанности излишне абсолютизирует фигуру матери. Согласно теории, у ребенка из детдома может быть только дезорганизованная привязанность, которую можно «исправить», если приемный родитель будет постоянно восполнять нехватку привязанности и насыщать ею ребенка. Джудит Харрис сама была мамой приемного ребенка и проводила много исследований в этой области. Она обнаружила, что дети из детского дома в некоторых случаях не показывали нарушений, потому что обладали очень устойчивой нервной системой и высоким уровнем рефлексии, при этом значимого взрослого в их жизни не было.

* * *

Тем не менее теория привязанности получила большое распространение, и именно этот подход сейчас доминирует в сфере родительско-детских отношений. Привязанность дает родителям ощущение контроля и безопасности: «Если я буду правильно любить, формировать надежную привязанность — у ребенка все будет хорошо». Однако не будем забывать, что здоровая привязанность — это не залог успеха, не панацея от ошибок и не дает никаких гарантий.

И все же в привязанности много преимуществ, она невидимой пуповиной связывает ребенка и взрослого, давая малышу все необходимое для роста, развития и, в конечном итоге, отделения от родителей. Именно здоровая привязанность помогает ребенку сепарироваться, то есть успешно отделиться от родителей и вступить в самостоятельную зрелость.

Теория привязанности Боулби. Большая российская энциклопедия

Научные теории, концепции, гипотезы, модели

Области знаний:
Психология развития и возрастная психология

Тео́рия привя́занности Бо́улби (англ. theory of attachment), психологическая теория, которая постулирует, что в процессе диадического взаимодействия «ребёнок – взрослый» в период от 0 до 36 месяцев у ребёнка вырабатывается индивидуальная система поведения привязанности и закрепляется в виде рабочей (операционной) модели представления о себе, других и окружающем мире. Понятие «привязанность» в теории Дж. Боулби охватывает все аспекты отношений в диаде «ребёнок – ухаживающий взрослый».

Основным автором теории является Дж. Боулби, разрабатывавший её в 1958–1982 гг. (Bowlby. 1969; 1973; 1980; 1982). Наряду с Боулби значимый вклад в теорию привязанности сделан М. Эйнсворт (Ainsworth. 1967), Р. Хайндом (Hinde. 1991) и другими исследователями. Важным вкладом Боулби в теорию привязанности являются следующие сформулированные им положения: 1) система привязанности относится к поведению; 2) индивидуальные различия в системе привязанности соотносятся с индивидуальными представлениями о себе, других и окружающем мире.

Вначале теория привязанности разрабатывалась как альтернатива психоаналитической концепции объектных отношений (Bowlby. 1982). Толчком к разработке теории привязанности для Боулби явились результаты изучения поведения детей и младенцев, находящихся на длительном лечении и/или на попечении государства в специализированных учреждениях (в том числе явление госпитализма; Bender. 1941; Goldfarb. 1943; Skodak. 1949; Spitz. 1946). Господствующего в то время психоаналитического подхода к личности и детско-родительским отношениям было недостаточно для осмысления полученных результатов наблюдений за поведенческими особенностями таких детей, и Боулби обратился к идеям этологии и когнитивной психологии для объяснения ряда феноменов: а) сепарационной тревоги; б) схожести процесса горевания у ребёнка и взрослого; в) защитных реакций и процессов или избирательности стимулов, необходимых для активации поведения привязанности.

Опираясь на этологические и онтогенетические принципы и отталкиваясь от утверждения о том, что близость и связь с ухаживающим взрослым является определяющим фактором для выживания, успешной адаптации и социально-эмоционального развития ребёнка, Боулби полагает, что в результате эволюционных процессов регуляции близости и связи между младенцем и фигурой привязанности у ребёнка формируется особая мотивационная система, или система поведения привязанности (Bowlby. 1969). Поведение привязанности реализуется посредством сенсорных систем, когда младенец требует (использует, ищет), во-первых, информационные маркеры физической и психологической опасности, во-вторых, информационные маркеры физической и психологической доступности фигуры привязанности. В ситуациях опасности или сепарации с фигурой привязанности крик, плач и поисковая активность у младенца являются адаптационными реакциями, связанными с активацией системы поведения привязанности.

Боулби считал, что понятие «привязанность» не является простой аналогией для понятия социальной связи, и роль фигуры привязанности концептуально отличается от роли партнёра или товарища по играм. Различие состоит в том, что потребность в фигуре привязанности у ребёнка возникает в ситуации опасности и стресса, а в товарище по играм – при хорошем настроении, в стабильной, безопасной ситуации.

В то же время в многочисленных эмпирических исследованиях, посвящённых детско-родительскому взаимодействию, было показано, что родители и близкие родственники могут в разной степени сочетать в себе роли фигуры привязанности и компаньона по играм и прочим совместным действиям (Brazelton. 1974; Bretherton. 1980; Hinde. 1991; Patterns of attachment. 1978). Ряд авторов также обнаружили, что в западных культурах мать чаще всего является доминирующей фигурой привязанности для ребёнка, а отец – товарищем по играм (Lamb. 1976; 1977; 1978; Lytton. 1990 ), а в ряде других культур совместные игры и регулярная коммуникация не являются важной частью взаимодействия в диаде «мать – ребёнок», однако мать активно демонстрирует отзывчивость и заботу в ситуациях опасности и выражения негативных реакций ребёнком (Brazelton. 1974).

Согласно теории привязанности Боулби, в процессе постоянных взаимодействий с миром людей и объектов ребёнок конструирует сложную внутреннюю рабочую модель окружающего его мира, значимых взрослых и себя самого в этом мире. Понятие «рабочая модель» Боулби родственно понятию ментальной модели и почерпнуто автором из книги шотландского философа и психолога К. Крейка «Природа объяснений» («Nature of explanation») (Craik. 1952 ), а также сходно с аналогичным понятием в теории Ж. Пиаже (Piaget. 1954). Прилагательное «рабочая» у Боулби описывает динамические аспекты репрезентации, позволяя объяснять реальность и оценивать перспективы для того или иного поведения, а также смену простой модели на последующую более сложную её версию.

Рабочая модель помогает ребёнку оценивать новые ситуации и служит ориентиром для выстраивания своего поведения в них, при этом оценка доступности и отзывчивости фигуры привязанности не обновляется ребёнком каждый раз. Например, если опыт ребёнка выстраивается в модель, где фигура привязанности является гарантированным источником поддержки, то постоянное наблюдение за местонахождением фигуры привязанности не становится актуальной задачей, в отличие от обратного случая, когда ребёнок не может рассчитывать на отзывчивость фигуры привязанности. Т. е. однажды сформированные рабочие модели для фигуры привязанности и самого себя в дальнейшем срабатывают автоматически, помогают ассимилировать новую информацию и являются устойчивыми к каким-либо существенным изменениям (Bowlby. 1980). По мере взросления ребёнка поведение привязанности становится заметно лишь в стрессовых ситуациях.

Юдина Татьяна Олеговна

Дата публикации:  23 мая 2022 г. в 21:14 (GMT+3)

Объяснение теории Боулби и Эйнсворта. «эмоциональная связь».

  • Первая привязанность человека часто завязывается с основным опекуном в младенчестве. Однако следует отметить, что привязанность характерна не только для отношений между младенцем и опекуном, но может присутствовать и в других формах социальных отношений.
  • Привязанности различных видов формируются посредством повторяющегося акта «поведения привязанности» или «транзакций привязанности», непрерывного процесса поиска и поддержания определенного уровня близости к другому определенному индивидууму (Bowlby, 1969).
  • Поскольку опекуны различаются по уровню чувствительности и отзывчивости, не все младенцы одинаково привязаны к опекунам.
  • Содержание

    Понимание привязанности

    Теория привязанности в психологии берет свое начало в фундаментальной работе Джона Боулби (1958). В 1930-х годах Джон Боулби работал психиатром в детской консультативной клинике в Лондоне, где лечил многих детей с эмоциональными расстройствами.

    Этот опыт побудил Боулби задуматься о важности отношений ребенка с матерью с точки зрения его социального, эмоционального и когнитивного развития. В частности, это сформировало его убеждение о связи между ранним разлучением младенцев с матерью и более поздней дезадаптацией и привело Боулби к формулированию своей теории привязанности.

    Боулби (Bowlby, 1958) предположил, что привязанность можно понимать в эволюционном контексте, поскольку лицо, осуществляющее уход, обеспечивает безопасность и безопасность младенца. Привязанность носит адаптивный характер, поскольку увеличивает шансы младенца на выживание.

    Дети приходят в этот мир биологически запрограммированными на формирование привязанностей к другим, потому что это поможет им выжить.

    Это проиллюстрировано в работе Лоренца (1935) и Харлоу (1958). По словам Боулби, у младенцев есть универсальная потребность искать близости с тем, кто за ними ухаживает, когда они испытывают стресс или угрозу (Prior & Glaser, 2006).

    Важность ранних эмоциональных связей

    • Привязанность можно определить как глубокую и прочную эмоциональную связь между двумя людьми, в которой каждый ищет близости и чувствует себя в большей безопасности в присутствии объекта привязанности.
    • Поведение привязанности взрослых к ребенку включает чуткое и адекватное реагирование на потребности ребенка. Такое поведение кажется универсальным для разных культур.
    • Теория привязанности объясняет, как возникают отношения между родителями и детьми и как они влияют на последующее развитие.
    • Привязанность чаще всего формируется к тем, кто точно реагировал на сигналы ребенка, а не к человеку, с которым они проводили больше времени. Шаффер и Эмерсон назвали это чувствительной реакцией.
    • Привязанность характеризуется специфическим поведением детей, например стремлением приблизиться к объекту привязанности, когда они расстроены или им угрожают (Bowlby, 1969).

    Странная ситуация Эйнсворт»

    Мэри Эйнсворт и ее коллеги обнаружили три основных паттерна, которые младенцы связывают со своими основными опекунами («материнскими фигурами») в ходе процедуры странной ситуации (Ainsworth et al. , 19).78).

    В исследование были включены четыре разных образца младенцев в возрасте около одного года, и они были вовлечены в процедуру «Незнакомая ситуация», примерно описанную ниже: исследовать окружающую среду; в комнату вошел незнакомец и постепенно приблизился к младенцу; Затем мать вышла из комнаты, вернувшись после того, как младенец провел некоторое время наедине с незнакомцем.

    Эйнсворт и ее коллеги наблюдали, насколько комфортно каждый младенец чувствовал себя физически дальше от матери в незнакомой обстановке, как каждый младенец взаимодействовал с незнакомцем и как каждый младенец приветствовал мать по ее возвращении.

    На основе наблюдений младенцев разделили на три группы: безопасные, тревожные и избегающие.

    Стили привязанности

    Стили привязанности относятся к особому способу, которым человек относится к другим людям. Стиль привязанности формируется в самом начале жизни, и однажды установленный, это стиль, который остается с вами и проявляется сегодня в том, как вы ведете себя в близких отношениях и как воспитываете своих детей.

    Концепция включает в себя уверенность в наличии объекта привязанности для использования в качестве надежной базы, с которой можно свободно исследовать мир, когда он не в беде, и убежища, в котором можно искать поддержки, защиты и утешения в трудные времена. бедствие.

    Надежная привязанность

    Боулби (1988) описал надежную привязанность как способность хорошо и надежно устанавливать отношения с другими, а также способность к автономным действиям в зависимости от ситуации.

    Надежная привязанность характеризуется доверием, адаптивной реакцией на отказ и верой в то, что человек достоин любви.

    Младенец с надежной привязанностью характеризуется активным поиском и поддержанием близости с матерью, особенно во время эпизода воссоединения. Младенец может быть или не быть дружелюбным с незнакомцем, но всегда проявляет больший интерес к общению с матерью.

    Кроме того, в той же ситуации младенец, как правило, слегка расстраивался во время разлуки с матерью, но младенец редко плакал.

    Эйнсворт и коллеги интерпретировали младенцев, которые были надежно привязаны к своим матерям, проявляли меньше беспокойства и более позитивно относились к отношениям, и, вероятно, потому, что они верили в отзывчивость своих матерей к их потребностям.

    Тревожная (амбивалентная) привязанность

    Тревожная привязанность (также называемая амбивалентной) отношения характеризуются опасением, что другие не ответят взаимностью на ваше желание близости. это

    возникает, когда младенец узнает, что его опекун или родитель ненадежны и не всегда обеспечивают надлежащий уход в соответствии с его потребностями.

    Тревожно привязанный младенец характеризуется некоторой амбивалентностью (и сопротивлением) по отношению к матери. Младенец часто демонстрировал признаки сопротивления взаимодействию с матерью, особенно во время эпизода воссоединения странной ситуации.

    Однако, как только контакт с матерью был установлен, младенец также продемонстрировал твердое намерение поддерживать такой контакт. В целом, амбивалентные младенцы часто демонстрировали неадекватное поведение во время странной ситуации.

    Эйнсворт и ее коллеги обнаружили, что амбивалентные младенцы беспокоятся и не уверены в реакции своих матерей, а их матерям не хватало «тонкого чувства времени» при реагировании на потребности младенцев.

    Во взрослом возрасте люди с тревожно-озабоченным стилем привязанности чрезмерно обеспокоены неопределенностью отношений. Они придерживаются негативной рабочей модели себя и позитивной рабочей модели других.

    Избегающая привязанность

    Дети с избегающим стилем привязанности, как правило, избегают взаимодействия с опекуном и не проявляют беспокойства во время разлуки. Это может быть связано с тем, что родитель игнорировал попытки быть близкими, и ребенок может усвоить убеждение, что он не может зависеть от этих или любых других отношений.

    Младенец с избегающей привязанностью характеризовался как практически не проявляющий склонности к поиску близости с матерью.

    Младенец часто не проявлял беспокойства во время разлуки с матерью, взаимодействовал с незнакомцем так же, как общался бы с матерью, и проявлял легкие признаки избегания (отворачивался, избегал зрительного контакта и т. д.) при воссоединении с матерью. мама.

    Эйнсворт и ее коллеги интерпретировали избегающее поведение младенцев как защитный механизм против собственного отвергающего поведения матерей, такого как дискомфорт при физическом контакте или более легкое раздражение младенцами.

    Дезорганизованная (страшная) привязанность

    Мейн и Соломон (1986) обнаружили, что значительная часть младенцев не относилась к категории безопасных, тревожных или избегающих на основании их поведения в эксперименте «Незнакомая ситуация». Они классифицировали этих младенцев как имеющих неорганизованный тип привязанности.

    Дезорганизованная привязанность классифицируется детьми, которые демонстрируют последовательность поведения, не имеющую легко наблюдаемых целей или намерений, включая явно противоречивое поведение или неподвижность/замирание движений.

    Мейн и Соломон обнаружили, что родители неорганизованных младенцев часто имели неразрешенные травмы, связанные с привязанностью, которые заставляли родителей демонстрировать либо испуганное, либо пугающее поведение, что приводило к тому, что неорганизованные младенцы сбивались с толку или заставляли их полагаться на кого-то, кого они боялись. одновременно.

    Стадии привязанности

    Рудольф Шаффер и Пегги Эмерсон (1964) исследовали, развивается ли привязанность через ряд стадий, изучая 60 младенцев с месячными интервалами в течение первых 18 месяцев жизни (это известно как лонгитюдное исследование).

    Все дети были обследованы у себя дома, и была выявлена ​​закономерность в развитии привязанности.

    Младенцев посещали ежемесячно в течение примерно одного года, наблюдали за их взаимодействием с лицами, осуществляющими уход, и опрашивали лиц, осуществляющих уход.

    Мать вела дневник для изучения признаков развития привязанности. Были зарегистрированы три показателя:

    Тревога незнакомца – реакция на приход незнакомца.

    Тревога разлуки – уровень стресса при разлуке с лицом, осуществляющим уход, степень комфорта, необходимая по возвращении.

    Социальные ссылки – степень, в которой ребенок смотрит на опекуна, чтобы проверить, как он должен реагировать на что-то новое (безопасная база).

    Они обнаружили, что привязанность ребенка развивается в следующей последовательности:

    Асоциальная (0–6 недель)

    Очень маленькие дети асоциальны в том смысле, что многие виды стимулов, как социальных, так и несоциальных, вызывают благоприятную реакцию , например улыбка.

    Неизбирательные привязанности (от 6 недель до 7 месяцев)

    Младенцы без разбора наслаждаются человеческим обществом, и большинство младенцев одинаково реагируют на любого опекуна. Они расстраиваются, когда человек перестает с ними общаться.

    Начиная с 3-х месяцев младенцы больше улыбаются знакомым лицам и легко чувствуют себя комфортно рядом с постоянным опекуном.

    Специальная насадка (7–9 месяцев)

    Особые предпочтения для одной фигурки насадки. Ребенок ищет у конкретных людей безопасности, комфорта и защиты. Это показывает страх незнакомцев (страх незнакомца) и несчастье, когда разлука с особенным человеком (тревога разлуки).

    Некоторые младенцы проявляют страх незнакомца и тревогу разлуки намного чаще и сильнее, чем другие, тем не менее, они рассматриваются как свидетельство того, что у ребенка сформировалась привязанность. Обычно это развивается к годовалому возрасту.

    Множественная привязанность (от 10 месяцев и старше)

    Многие дети из исследования Шаффера и Эмерсона к 10 месяцам имели множественную привязанность, включая привязанность к матерям, отцам, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам и соседям.

    Ребенок становится все более самостоятельным и формирует несколько привязанностей. К 18 месяцам у большинства младенцев формируется множественная привязанность.

    Множественные привязанности, формируемые у большинства младенцев, различаются по своей силе и важности для младенца. Привязанности часто структурированы в виде иерархии, в соответствии с которой у младенца может сформироваться три привязанности, но одна из них может быть сильнее двух других, а одна может быть самой слабой.

    Результаты исследования показали, что привязанность с большей вероятностью формировалась у тех, кто точно реагировал на сигналы ребенка, а не у тех, с кем они проводили больше времени. Шаффер и Эмерсон назвали это чувствительной реакцией.

    У сильно привязанных младенцев были матери, которые быстро реагировали на их требования и взаимодействовали со своим ребенком. Младенцы со слабой привязанностью имели матерей, которые не могли взаимодействовать.

    Длительное влияние ранней привязанности

    Согласно теории Боулби (1988), когда мы формируем нашу первичную привязанность, мы также создаем мысленное представление о том, что такое отношения (внутренняя рабочая модель), которое мы затем используем для всех других отношений в будущем, т. е. дружеских, рабочих и романтических отношений.

    Различные стили привязанности можно рассматривать по существу как разные внутренние рабочие модели «отношений», которые развились из событийного опыта (Main, Kaplan, & Cassidy, 1985).

    Это предполагает, что раннее взаимодействие с опекунами могло не только формировать то, как младенец понимал и вел себя в отношениях (на примере стилей привязанности младенцев), но и что такое влияние могло быть перенесено во взрослую привязанность.

    Согласно Боулби (Bowlby, 1969), более поздние отношения, вероятно, будут продолжением ранних стилей привязанности (надежной и ненадежной), потому что поведение основной фигуры привязанности младенца продвигает внутреннюю рабочую модель отношений, которая заставляет младенца ожидать того же в более поздних отношениях.

    Другими словами, будет преемственность между ранним опытом привязанности и более поздними отношениями. Это известно как гипотеза непрерывности.

    У людей привязанность не заканчивается в младенчестве или даже в детстве, а активна на протяжении всей жизни, когда люди получают утешение как от физических, так и от психических репрезентаций значимых других (Bowlby, 1969).

    Именно благодаря внутренней рабочей модели человека детские модели привязанности передаются через жизненный цикл в подростковый период и во взрослую жизнь.

    Понятие безопасности по-прежнему важно; однако растущее появление автономии также имеет важное значение, поскольку система привязанности у взрослых с меньшей вероятностью будет активирована из-за того, что они могут переносить более высокие уровни стресса по сравнению с детьми.

    Во взрослом возрасте формируются новые узы привязанности, которые могут стать важным источником поддержки в периоды стресса или в периоды достижения цели и исследования

    Исследователи предположили, что рабочие модели взаимосвязаны в рамках сложной иерархической структуры (Bowlby, 1980; Бретертон, 1985, 1990; Коллинз и Рид, 1994; Мейн, Каплан и Кэссиди, 1985).

    Например, модель самого высокого уровня включает в себя убеждения и ожидания для всех типов отношений, а модели более низкого уровня содержат общие правила, касающиеся конкретных отношений, таких как романтические или родительские, подкрепленные моделями, характерными для событий в рамках отношений с одним человеком. человек.

    Существование множественных ментальных моделей подтверждается данными, демонстрирующими значительную внутриличностную изменчивость ожиданий и представлений людей о себе и других (Baldwin & Fehr, 19).95).

    Более того, хотя конкретные модели отношений привязанности положительно связаны с более всеобъемлющими общими рабочими моделями, корреляции от малых до умеренных (менее 0,40), что указывает на то, что они включали в себя различные убеждения в отношении себя и значимых других (Cozzarelli, Hoekstra, и Былсма, 2000).

    Вероятно, общие ментальные модели указывают на типичную оценку себя и других в отношениях, а специфические для отношений убеждения о себе и своем партнере правдоподобно представляют только часть этих обобщенных убеждений.

    Ссылки

    Ainsworth, M.D.S., & Bell, S.M. (1970). Привязанность, исследование и разделение: проиллюстрировано поведением годовалых детей в странной ситуации. Развитие ребенка, 41 , 49-67.

    Эйнсворт, доктор медицины (1973). Развитие привязанности ребенка к матери. В B. Cardwell & H. Ricciuti (Eds.), Обзор исследований детского развития (Том 3, стр. 1–94) Чикаго: University of Chicago Press.

    Эйнсворт, доктор медицинских наук, Блехар, М.С., Уотерс, Э., и Уолл, С. (1978). Модели привязанности: психологическое исследование странной ситуации . Лоуренс Эрлбаум.

    Эйнсворт, доктор медицины (1991). Привязанности и другие привязанности на протяжении всего жизненного цикла. В С. М. Паркес, Дж. Стивенсон-Хинде и П. Маррис (редакторы), Привязанность на протяжении жизненного цикла (стр. 33-51). Лондон: Рутледж.

    Боулби, Дж. (1958). Характер ребенка привязан к матери. Международный журнал психоанализа, 39 , 350-371.

    Боулби Дж. (1969). Вложение. Привязанность и потеря: Том. 1. Потеря. Нью-Йорк: Основные книги.

    Боулби, Дж., и Робертсон, Дж. (1952). Двухлетний ребенок попал в больницу. Труды
    Королевского медицинского общества, 46,
    425–427.

    Доллард, Дж. и Миллер, Северная Каролина (1950). Личность и психотерапия . Нью-Йорк: McGraw-Hill

    Harlow, HF & Zimmermann, RR (1958). Развитие аффективной реактивности у детенышей обезьян. Труды Американского философского общества, 102, 501 -509.

    Прайор, В., и Глейзер, Д. (2006). Понимание привязанности и расстройств привязанности: теория, доказательства и практика. Издательство Джессики Кингсли.

    Шаффер, Х. Р., и Эмерсон, Ч. Е. (1964). Развитие социальных привязанностей в младенчестве. Монографии Общества исследований детского развития, 1-77.

    Теория и этапы Боулби и Эйнсворт

    Знаете ли вы свой стиль привязанности?


    Пройдите наш тест на привязанность и узнайте прямо сейчас – быстро, легко, бесплатно.

    На этой странице вы найдете:
    • Основы теории привязанности
    • Система классификации навесного оборудования
    • Этапы крепления
    • Эмоциональные навыки, которым мы учимся из приложения
    • Отношения с точки зрения привязанности
    • краткий обзор наших рекомендаций по классификации навесного оборудования
    • Влияние на другие области и будущие направления

    История теории привязанности

    Теория привязанности обязана своим появлением прежде всего Джону Боулби (1907-1990).
    Обученный психоанализу в 1930-х годах, Боулби не был полностью удовлетворен своей учебой. С его точки зрения, психоанализ слишком много внимания уделял нашему внутреннему миру и, следовательно, игнорировал среду, в которую мы погружены [1].

    В первые годы своей карьеры Боулби работал в психиатрической больнице, так как он также изучал психологию развития и детскую психиатрию. Фактически, именно в этой больнице он нашел вдохновение для своей последующей новаторской работы над привязанностью.

    Он заметил, что двое детей, находящихся под его опекой, демонстрируют заметные различия в поведении. Один ребенок был заметно далеким и бесчувственным, а другой постоянно находился рядом с ним — настолько, что другие стали называть ребенка «тенью» Боулби [1].


    Позднее наставником Боулби была Мелани Кляйн, очень влиятельная личность в этой области, с которой он позже публично не согласился теоретически. В основе этого разногласия лежала вера Кляйн в то, что детские эмоциональные проблемы возникают исключительно из-за внутренних процессов. В отличие от этого убеждения, Боулби постулировал, что эмоциональные проблемы детей на самом деле возникают из-за того, как они взаимодействуют с окружающей средой во время взросления [1].

    Основным аспектом более поздней карьеры Боулби было его внимание к проблемам разделения матери и ребенка. На него сильно повлияла работа Конрада Лоренца, которая показала, что привязанность является инстинктивной. Из теории Лоренца Боулби сделал вывод, что новорожденный ребенок нуждается в матери не только для еды, но и желает установления между ними связи между опекуном и ребенком [2]. Поэтому Боулби стремился понять, что произойдет с детьми, если эта насущная потребность не будет удовлетворена.


    Теория привязанности Боулби

    По сути, Теория привязанности Боулби утверждает, что связи привязанности являются врожденными [1]. Когда неотложная потребность ребенка в надежной связи привязанности не удовлетворяется, ребенок чувствует угрозу и реагирует соответствующим образом, например, плачет или зовет своего опекуна. Более того, если потребность в стабильной связи не удовлетворяется постоянно, у младенца могут развиться социальные, эмоциональные и даже когнитивные проблемы.

    Эта потребность в привязанности стала катализатором нашего понимания человеческой природы, что привело к утверждению Роя Баумейстера и Марка Лири о том, что принадлежность является существенной потребностью человека, так же как кров или вода [3].

    Спектр тревожно-избегающего поведения

    Из первоначальных наблюдений Боулби за детьми с двумя весьма характерными формами поведения в психиатрической больнице возник спектр форм привязанности. Мы можем визуализировать этот спектр, содержащий тревогу привязанности с одной стороны и избегание привязанности с другой.

    При определенных триггерах и последующем поведении человек может тяготеть к любой стороне спектра. Например, тревожный привязанник, который не получает известий от своего партнера в течение нескольких часов, скорее всего, спровоцирует поведение тревожной привязанности, такое как непрерывные текстовые сообщения или звонки своему партнеру. В этом случае они определенно продемонстрировали, что находятся на тревожной стороне спектра.

    Однако, как вскоре выяснилось в результате исследований, этот тревожно-избегающий спектр не полностью объясняет поведенческие различия, наблюдаемые у детей. Некоторой информации все же не хватало. Давайте углубимся в дальнейшее развитие теории привязанности.


    Эйнсворт и теория привязанности: странная ситуация

    Мэри Эйнсворт (1913–1999) — считается вторым основателем области привязанности — способствовала развитию теории Боулби. Эйнсворт внесла решающий вклад в теорию привязанности с концепцией надежной базы [1]. По ее мнению, ребенок нуждается в установленной надежной базе или зависимости от своих опекунов, прежде чем рискнуть исследовать окружающий мир.

    The Strange Situation , пожалуй, самый известный из основных вкладов Эйнсворт [4]. Исследование было разработано для изучения связи между привязанностью и исследованием младенцами своего окружения.

    • Дети в возрасте от 12 до 18 месяцев из выборки из 100 типичных американских семей наблюдались в Странной ситуации.
    • Небольшая комната была оборудована односторонним стеклянным окном, предназначенным для скрытого наблюдения за действиями ребенка.
      Комната была заполнена игрушками, и сначала там были только младенец и их мать.
    • Странная ситуация состояла из восьми этапов, каждый из которых длился примерно 3 минуты:
    1. Мать и младенец наедине.
    2. Незнакомец входит в комнату.
    3. Мать оставляет младенца и незнакомца наедине.
    4. Мать возвращается.
    5. Незнакомец уходит.
    6. Мать уходит, а ребенок остается один.
    7. Незнакомец возвращается.
    8. Мать возвращается, и незнакомец уходит.

    Целью странной ситуации было наблюдение за исследовательским поведением младенца с матерью, в ее отсутствие, а также в присутствии незнакомца. Это был один из основных экспериментов по созданию системы классификации привязанностей. Это позволило провести различие между амбивалентным и отвергающим поведением ребенка при воссоединении с матерью [1,5].


    Система классификации привязанностей

    Из странной ситуации Эйнсворт разработала классификацию странной ситуации (SSC) , которая является краеугольным камнем того, как мы сегодня классифицируем стили привязанности. Эйнсворт различала три стиля привязанности:

    Надежная – ребенок испытывает стресс, когда его разлучают с матерью, но легко успокаивается и быстро возвращает свое позитивное отношение при воссоединении с ней.

    Сопротивление — ребенок проявляет сильное беспокойство, когда мать уходит, но сопротивляется контакту с ними при воссоединении.

    Избегающий – ребенок не проявляет беспокойства при разлучении с матерью, а также не проявляет интереса к ее возвращению.

    Добавление неорганизованного приложения

    У Эйнсворт было несколько докторских диссертаций. с ней работали студенты, один из которых прославился своим значительным вкладом в теория привязанности .

    А именно, Мэри Мейн наблюдала у одного младенца уникальное поведение: в момент, когда младенец был напуган громом, он неожиданно бежал к экспериментатору, а не к собственной матери.

    Основываясь на этом взаимодействии, Мейн решила сосредоточить свое исследование на выявлении специфического поведения, подобного этому, что привело к выявлению четвертого элемента в классификации привязанности: дезорганизованного стиля привязанности, который включает в себя как сопротивляющееся, так и отвергающее поведение [6, 7,8].

    Спектр привязанности (рис. 1) возник благодаря вкладу Боулби и Эйнсворт в теорию.


    Стадии привязанности

    В 1960-х годах Рудольф Шаффер и Пегги Эмерсон определили, что человеческие социальные связи начинаются с рождения и что связь между младенцем и опекуном со временем только крепнет. Кроме того, стили привязанности также развиваются с течением времени, и это было проиллюстрировано четырьмя стадиями, которые Шаффер и Эмерсон выделили в 1919 году. 64 [9].

    Их исследование было проведено таким образом, что младенцев опрашивали с их матерями каждые 4 недели в течение первого года после рождения, а затем еще раз в 18 месяцев. Их исследование привело к развитию следующих стадий:

    Асоциальная стадия
    0-6 недель. Младенцы не различают людей, хотя есть явное предпочтение людей над не-людьми. Младенцы привязываются ко всем, кто встречается им на пути.

    Неизбирательный этап
    6 недель – 6 месяцев. Связи с их опекунами начинают крепнуть. Младенцы начинают отличать людей друг от друга, у них нет страха перед незнакомцами.

    Специальный этап крепления
    7+ месяцев. Это когда становится преобладающей тревога разлуки, особенно с их основными опекунами или близкими взрослыми. В этот момент у младенцев появляется чувство дистресса в окружении незнакомцев.

    Стадия нескольких вложений
    10+ месяцев. Привязанность к основному опекуну младенца становится еще сильнее. Младенец все больше заинтересован в создании связей с другими людьми, которые не являются его опекунами.


    Обучение навыкам взаимоотношений на основе привязанности

    Наши основные отношения привязанности, особенно на самых ранних этапах жизни, оказывают уникальное влияние на то, как мы будем вести другие отношения позже [10]. Важная роль этих отношений привязанности состоит в том, чтобы научить нас здоровой регуляции аффектов.

    Регуляция аффекта или регуляция эмоций — это степень, в которой мы можем испытывать эмоции и обрабатывать их здоровым образом.

    Регулирование эмоций особенно важно, когда мы сталкиваемся с негативным опытом. В младенчестве этот негативный опыт является ключевой возможностью для развития этого навыка. Также именно в эти моменты мы узнаем, как и в какой степени мы можем рассчитывать на поддержку наших опекунов [11].

    Таким образом, если мы не чувствуем себя защищенными или понятыми нашими опекунами, это может научить нас тому, что они не являются надежным источником безопасности или любви.

    Более того, мы учимся регуляции эмоций и навыкам взаимоотношений непосредственно через поведение наших опекунов. По сути, мы отражаем действия наших опекунов; например, если мы замечаем, что наши крики причиняют беспокойство тому, кто за нами ухаживает, мы в ответ чувствуем еще большее беспокойство [12]. Таким образом, младенец развивает чувство собственного достоинства, оценивая свое влияние на свое окружение. Если их опекуны постоянно реагируют на ребенка негативно или каким-то образом пренебрегают им, у ребенка разовьется искаженная версия себя и своей способности взаимодействовать с окружающей средой [12].


    Отношения через призму теории привязанности

    Сегодня теория привязанности регулярно применяется к огромному количеству отношений, но так было не всегда. В 1980-х Синди Хазан и Филип Шейвер представили свои взгляды на привязанность, утверждая, что их система классификации может быть применена к романтическим отношениям, а также к оригинальному формату «опекун-ребенок» [10]. Их аргумент основывался на предпосылке, что отношения/любовь принимают множество форм и форм, и обычно следует реакция привязанности.

    Имея в виду эту перспективу, мы можем начать понимать, что привязанность не является статическим аспектом нас самих — она колеблется в зависимости от конкретных отношений и ситуации. Хотя мы впервые сталкиваемся с отношениями привязанности при рождении, с нашими опекунами, это не единственные отношения, которые будут влиять на то, как мы относимся к другим. С самого детства самые близкие нам люди играют важную роль в нашем развитии.

    Что такое облигация привязанности?

    Связь привязанности — это связь, которую мы устанавливаем с самыми близкими людьми в нашей жизни, как правило, с нашими опекунами, близкими родственниками или близкими партнерами.

    Таким образом, не во всех наших отношениях будет привязанность. Вместо этого эти связи формируются в отношениях с людьми, в которых мы нуждаемся, такими как те, которые удовлетворяют основные физические потребности (например, в еде и крове) или эмоциональные потребности (например, потребность в принадлежности).

    Узы привязанности или фигуры привязанности — это связи, отсутствие которых причиняет нам больше всего страданий. По этой причине потеря связи привязанности является очень неприятным опытом, который обычно сопровождается беспокойством и печалью.

    Однако потеря может ощущаться по-разному в зависимости от типа сложившихся отношений и связи. С другой стороны, воссоединение с объектом привязанности после некоторого времени разлуки может принести огромное счастье и радость и даже чувство облегчения.


    Наша классификация привязанности

    С момента появления теории привязанности известными профессионалами было проведено и опубликовано огромное количество исследований и исследований. В The Attachment Project мы стремимся быть в курсе этой работы и самых последних открытий в этой области и использовать их, чтобы направлять нас в предоставлении научно и теоретически достоверной информации.

    Сказав это и признав эволюцию теории привязанности, мы оставим вам очень краткий обзор классификации привязанности, как мы ее понимаем, полностью основанный на предыдущей работе и исследованиях:

    Безопасная привязанность

    Безопасная привязанность привязанность характерна для людей, легко доверяющих другим. Эти люди настроены на свои собственные эмоции и могут легко настроиться на эмоции других. Им комфортно в интимной близости, и они могут легко выражать свои мысли и чувства.

    Надежная привязанность характеризуется способностью:

    • Спокойно разрешать конфликты
    • Чувствовать себя комфортно как в отношениях, так и наедине с собой
    • Отличать мысли от чувств
    • Поддерживать уравновешенное чувство собственного достоинства и уверенности
    Условия надежной привязанности

    Недавно в исследовании, посвященном изучению надежной привязанности, были определены условия, необходимые для воспитания надежно привязанного ребенка [13].

    Если эти условия не выполняются, вероятно развитие ненадежного стиля привязанности. Пять условий надежной привязанности следующие:

    • Ребенок чувствует себя в безопасности.
    • Ребенок чувствует себя замеченным и известным.
    • Ребенок чувствует комфорт, успокоение и уверенность.
    • Ребенок чувствует, что его ценят.
    • Ребенок чувствует поддержку в исследованиях.

    С другой стороны, следующие переживания могут привести к формированию в детстве ненадежной привязанности:

    • Ощущение несоответствия: Ребенок чувствует непоследовательность в том, удовлетворяются ли его потребности. Это несоответствие может сбить с толку ребенка, который будет чувствовать, что его опекуны в конечном счете ненадежны.
    • Чувствовал отвержение или пренебрежение: Даже если опекуны не делают этого намеренно или сознательно, ребенок чувствует, что его потребности, особенно эмоциональные потребности, не удовлетворяются. Они могут чувствовать, что их не ценят и не понимают такими, какие они есть.
    • Чувство страха: Чувство страха может возникнуть в действительно вызывающих тревогу ситуациях, таких как травмирующее событие. Однако чувство страха также возникает из-за, казалось бы, простых ситуаций, которые вызывают чувство отверженности, пренебрежения или приводят к чувству нелюбви.

    Тревожная привязанность

    Тревожная привязанность (или озабоченность) часто может быть выявлена ​​у людей со сверхчувствительной нервной системой. Эти люди могут бороться с гиперактивацией эмоций, а также с повышенной бдительностью в отношении того, что что-то идет не так. Самое страшное, что они могут себе представить, это быть брошенными своими близкими.

    Скорее всего, их тревога привязанности связана с непоследовательным родителем, который временами был бы внимательным, а в другое время сбитым с толку.

    Основными признаками тревожной привязанности являются следующие:

    • Катастрофическое мышление, такое как представление о том, что все очень легко идет не так, как надо
    • Позитивное отношение к другим, но негативное отношение к себе
    • Прилагать большие усилия к отношениям, вплоть до самопожертвования
    • Огромные трудности с получением критики и отказа
    Избегающая привязанность

    Избегающая привязанность (или пренебрежение) часто присутствует у людей, которые склонны преуменьшать свои эмоции или полностью игнорировать их. Эти люди, как правило, очень независимы и самостоятельны, и их наибольшим страхом обычно является близость и уязвимость.

    Этот тип привязанности имеет тенденцию развиваться, когда лица, осуществляющие уход, не были эмоционально настроены на своего ребенка или в целом были эмоционально отстранены.

    Основные признаки избегающего привязанности:

    • Трудно найти поддержку и признать, что им нужна помощь
    • Крайняя уверенность в себе и независимость
    • Тенденция иметь положительное отношение к себе, но негативное или критическое отношение к другим
    • Сохранение или увеличение дистанции, когда другие пытаются установить эмоциональную связь
    Дезорганизованная привязанность

    Дезорганизованная привязанность (или боязливо-избегающая) обычно выявляется у лиц, переживших детскую травму или жестокое обращение. [8]. Неорганизованный стиль привязанности характеризуется демонстрацией непоследовательного поведения и трудностями в доверии другим.

    Этот стиль развивается у детей, чьи опекуны были источником воспринимаемого страха, а не безопасности и связи.

    Дезорганизованную привязанность можно определить по:

    • Непоследовательность и непредсказуемость
    • Колебания между избегающим и тревожным поведением
    • Их опекун или их основной источник безопасности в младенчестве также был их основным источником страха
    • Борется с близостью и доверием к другим

    Тест на стиль привязанности

    Возможно, вы уже встречали на нашем веб-сайте тест на стиль привязанности – это наш предпочтительный метод индивидуальной оценки стилей привязанности. Опросник «Опыт близких отношений — структуры отношений» (ECR-RS) был первоначально разработан Р. Крисом Фрэли и прошел научную проверку и проверку [14,15].

    Тест бесплатный и простой, и вы можете узнать свой стиль привязанности всего за 5 минут.
    Существуют и другие альтернативы оценки, которые вы можете выбрать, которые мы описали в нашем блоге, посвященном часто используемым тестам стиля привязанности. Одним из таких рекомендуемых измерений является опрос о привязанности взрослых (AAI), который должен проводиться обученным профессионалом. Если вы хотите глубже изучить свой стиль привязанности, мы предлагаем принести материалы с нашего веб-сайта (результаты вашего теста и любые соответствующие статьи) практикующему психиатру.

    Узнайте свой стиль привязанности всего за 5 минут.


    Получите отчет прямо сейчас. Совершенно бесплатно!

    Влияние и будущие направления

    Теория привязанности повлияла на психопатологию развития, особенно на исследование семейных отношений и даже межкультурных аспектов привязанности [1].

    В проекте «Привязанность» мы стремимся повысить осведомленность о психическом здоровье, информируя нашу аудиторию о множественном влиянии привязанности на различные сферы жизни.

    Например, растет число работ, посвященных связи между организационной психологией и психологией теории привязанности [20], и это направление исследований касается того, как привязанность влияет на наше поведение и эмоции на рабочем месте. Более того, существует множество связей между привязанностью и рядом проблем психического здоровья, таких как расстройства пищевого поведения, зависимость, СДВГ, РАС и проблемы с развитием речи.

    Еще одна интересная связь обнаруживается между привязанностью и ранними дезадаптивными схемами. В двух словах, дезадаптивные схемы — это ограничивающие убеждения, которые формируются на основе повторяющихся паттернов травм в раннем детстве. И последнее, но не менее важное: привязанность оказывает глубокое влияние на многие аспекты наших личных отношений, такие как ревность, одиночество и сострадание.

    Мы стремимся продолжать исследовать эту область, чтобы помочь вам, нашим читателям, узнать больше о себе и получить необходимые знания для построения отношений и жизни, которых вы действительно хотите и заслуживаете.

    Хотите узнать больше о своем стиле привязанности?

    Получите цифровую рабочую тетрадь по стилю привязанности , чтобы глубже понять…

    • развитие вашего стиля привязанности
    • как это влияет на различные аспекты вашей повседневной жизни, такие как самооценка, романтические отношения, сексуальная жизнь, дружба, карьера и навыки воспитания детей
    • как вы можете использовать сверхспособности, связанные с вашим стилем привязанности
    • как начать развивать надежную привязанность
    • и более…

    Купить сейчас

    [1] Bretherton, I. (1992). Истоки теории привязанности: Джон Боулби и Мэри Эйнсворт. Психология развития, 28 (5), 759–775.
    [2] Боулби, Дж. (1982). Привязанность и потеря: ретроспектива и перспектива. Американский журнал ортопсихиатрии, 52 (4), 664–678.
    [3] Baumeister, RF, & Leary, MR (1995). Потребность в принадлежности: желание межличностных привязанностей как фундаментальная человеческая мотивация. Психологический бюллетень, 117 (3), 497–529.
    [4] Ainsworth, M.D.S., Wittig, B.A. (1969). Привязанность и исследовательское поведение годовалых детей в незнакомой ситуации. В BM Foss (Ed.), Детерминанты детского поведения (Том 4, стр. 113-136). Лондон: Метуэн.
    [5] Эйнсворт, M.D.S., Блехар, M.C., Уотерс, Э., Уолл, С. (1978). Паттерны привязанности: психологическое исследование странной ситуации. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Erlbaum
    [6] Main, M. & Weston, DR. (1981) Качество отношений малыша с матерью и отцом: связанные с конфликтным поведением и готовностью устанавливать новые отношения. Развитие ребенка, 52 (3), 932–40.
    [7] Мейн, М. (1999) Дезорганизованная привязанность в младенчестве, детстве и взрослой жизни: введение в феномены. Неопубликованная рукопись, личный архив Мэри Мейн и Эрика Хессе; Хинде, Р. (1966, 1970) Поведение животных, 2-е изд. Нью-Йорк: Макгроу.
    [8] Мейн, М. и Соломон, Дж. (1986) Открытие нового, небезопасно-дезорганизованного/дезориентированного паттерна привязанности. В М. Йогман и Т.Б. Бразелтон (редакторы) Аффективное развитие в младенчестве (стр. 95–124). Норвуд, Нью-Джерси.
    [9] Schaffer, H.R., Emerson, P.E. (1964). Развитие социальных привязанностей в младенчестве. Монография Общества исследований детского развития, 29(3), 1-77.
    [10] Хазан, К., и Шейвер, П. (1987). Романтическая любовь, концептуализированная как процесс привязанности. Журнал личности и социальной психологии, 52 (3), 511–524.
    [11] Buckholdt, K.E., Parra, G.R., Jobe-Shields, L. (2013). Межпоколенческая передача эмоциональной дисрегуляции посредством родительской инвалидации эмоций: последствия интернализирующего и экстернализирующего поведения подростков. Журнал детских и семейных исследований, 23, 324–332.
    [12] Винникотт, Д.В. (1971). Зеркальная роль матери и семьи в развитии ребенка. Глава 9 в Winnicott, D.W. (ред.) Игра и реальность. Публикации Тавистока.
    [13] Браун, Д. П., и Эллиотт, Д. С. (2016). Нарушения привязанности у взрослых: комплексное лечение. WW Нортон и Ко
    [14] Fraley, R.C., Heffernan, M.E., Vicary, A.M., & Brumbaugh, C.C. (2011). Опросник «Опыт близких отношений — структуры отношений»: метод оценки ориентации привязанности в отношениях. Психологическая оценка, 23 (3), 615–625.
    [15] Fraley, R.C., Niedenthal, P.M., Marks, M.J., Brumbaugh, C.C., & Vicary, A. (2006). Привязанность взрослых и восприятие эмоциональных выражений: исследование стратегий гиперактивации, лежащих в основе тревожной привязанности. Журнал личности, 74, 1163–119.0.
    [16] Келлер, Х. (2018). Заявление об универсальности теории привязанности: социально-эмоциональное развитие детей в разных культурах. ПНАС, 115(45), 11414-11419.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *