Темперамент характер личность: Читать «Темперамент. Характер. Личность» — Симонов П. В., Ершов Петр Михайлович — Страница 1
П. В. Симонов , П. М. Ершов Темперамент. Характер. Личность АКАДЕМИЯ НАУК СССР Ответственный редактор доктор медицинских наук М. Г. Айрапетянц Утверждено к печати редколлегией серии научно-популярных изданий Академии наук СССР Предисловие Индивидуальность человека, ее естественнонаучные основы, социальная природа и проявления в повседневной жизни представляют интерес, в сущности, для каждого, кто так или иначе вовлечен в работу с людьми. Проблема индивидуальности живо интересует и руководителя производственного коллектива, и педагога-воспитателя, и врача-психоневролога. Кратко говоря, она интересует нас всех. Что же касается индивидуальности как объекта изучения, как предмета анализа, то в наибольшей мере ею занимается наука о высшей нервной деятельности человека, дифференциальная психология и … искусство, в особенности художественная литература, драматургия, искусство театра. Последнее обстоятельство и определило творческое содружество авторов этой книги, один из которых является психофизиологом, а второй — деятелем искусства. Доктор медицинских наук, профессор П. В. Симонов на протяжении последних двух десятилетий систематически исследует закономерности и механизмы эмоциональных реакций человека и высших животных. К проблеме индивидуальных различий он подходит с позиций сформулированной им потребностно-информационной теории организации поведения. Кандидат искусствоведения, режиссер и театральный педагог П. М. Ершов творчески развивает теоретическое наследие К. С. Станиславского Таким образом, предлагаемая вниманию читателей книга дважды междисциплинарна — и по характеру своего содержания, и по обращению к самой широкой читательской аудитории. Известно, что взаимный интерес и стремление к личным контактам возникло между творцом учения о типах высшей нервной деятельности (темпераментах, характерах) И. П. Павловым и создателем «метода физических действий» К. С. Станиславским[1]. К сожалению, смерть И. П. Павлова оборвала намечавшееся в то время содружество. Книга П. В. Симонова и П. М. Ершова как бы продолжает интереснейшую тенденцию, возникшую полвека тому назад в истории отечественной культуры. Новизна подхода к проблеме и чрезвычайная сложность самой проблемы неизбежно делают ряд положений книги достаточно дискуссионными. Впрочем, авторы книги и не претендуют на исчерпывающее решение затрагиваемых ими вопросов, они скорее ставят эти вопросы, подлежащие дальнейшей теоретической и экспериментальной разработке. Вот почему хотелось бы, чтобы над книгой П. В. Симонова и П. М. Ершова задумались представители самых различных областей теории и практики, исходя из своих собственных профессиональных интересов. Доктор медицинских наук М. Г. Айрапетянц 1 Симонов П. В. Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций. М.: Изд-во АН СССР, 1962. Введение Мы должны знать, какова человеческая природа вообще и как она модифицируется в каждую исторически данную эпоху. К. Маркс[2] «Темперамент», «характер», «личность» — в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности — того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова «темперамент», «характер», «личность» употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание. Человеку свойственно желание знать самого себя и знать других или конкретного другого. Знать другого, чтобы знать себя, или знать себя, чтобы знать другого? Вероятно, здесь присутствует и первое, и второе. Вечная жажда самопознания подтверждается фактом существования художественной литературы. Именно она и только 2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 623. она, в большей степени, чем другие искусства, дает вам звание души другого. Но в искусстве эти знания выражены метафорически, они непереводимы на язык понятий и именно потому достигают своей цели, свидетельствуя о неповторимом своеобразии каждого человека, образа художественной литературы, о чрезвычайной ценности этой неповторимости. В ней жизненная достоверность самой жизни — ее движения, ее богатства, ее неисчерпаемости. Описательные определения понятий «темперамент», «характер», «личность» можно найти в любом энциклопедическом или толковом словаре. Темперамент — «характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний. В структуре темперамента можно выделить три главных компонента: общую активность индивида, его двигательные проявления и эмоциональность»[3]. Ну, а характер? Характер — «целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, ее тип, „нрав“ человека, проявляющийся в отдельных актах и состояниях его психической жизни, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном человеку круге эмоциональной жизни. Характер человека выступает в качестве основы его поведения…»[4]. В первый момент кажется, что определения темперамента и характера практически совпадают, хотя появилось и нечто новое: склад ума, ма3 БСЭ. 3-е изд., 1976, т. 25, с. 415. 4 Там же, 1978, т. 28, с. 193. неры, привычки. Однако в своей повседневной житейской практике мы вряд ли спутаем темперамент человека с его характером. Именно характер, а не темперамент мы назовем сильным, слабым, твердым, мягким, тяжелым, плохим, настойчивым, труднопереносимым и т. д. Определений, пригодных для описания темперамента, в языке гораздо меньше: бурный, неукротимый, вялый… Пожалуй, удобнее всего по-прежнему пользоваться терминологией древних греков, подразделяя человечество на холериков, меланхоликов, сангвиников и флегматиков. Интуитивно ощущаемое различие, несовпадение темперамента и характера подсказывает, что в основе этого различия лежат какие-то существенно разные проявления индивидуальности. В темпераменте преимущественно выражается отношение человека к происходящим вокруг него событиям. Датский художник X. Бидструп в серии юмористических рисунков изобразил реакцию четырех субъектов на одно и то же происшествие: незнакомый прохожий нечаянно сел на шляпу отдыхавшего на скамейке господина. В результате холерик пришел в ярость, меланхолик страшно огорчился, сангвиник — рассмеялся, а флегматик невозмутимо надел шляпу себе на голову. Характеры выявляются в действии — активном, целеустремленном, нерешительном, покорно-подражательном и т. д. Общее же между ними состоит в том, что ни темперамент, ни характер ничего не говорят нам о социальной ценности данного человека: обладающий отвратительным характером холерик может преследовать возвышенные цели, а мягкий и уступчивый сангвиник оказывается отъявленным негодяем. Социальные качества человека обнаруживаются в его личности, поскольку личность — «устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности»[5]. Личность включает в себя и темперамент, и характер человека, но не ограничивается ими, поскольку личность — «ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость»[6]. Хотя понятие «личность» занимает самое высокое положение в иерархии терминов, характеризующих индивидуальность, наш словарь для описания личности поразительно беден: крупная, яркая, выдающаяся, бесцветная, мелкая, серая, — дальше подобного рода определений мы не идем. Сколь бы ни были спорны попытки классификации темпераментов и характеров, но они существуют, причем некоторые из них живут на протяжении тысячелетий. Классификации личностей нет вообще. Нельзя же считать подобной классификацией выражения типа «личность подростка», «личность преступника» и т. д. |
Темперамент. Характер. Личность — Центр развития для детей и взрослых ФЬЮЖН
Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги «Темперамент. Характер. Личность» Симонов П. В., Ершов П. М. — Москва: «Наука», 1984 г.
Книга члена-корреспондента АН СССР, доктора медицинских наук П.В.Симонова и кандидата искусствоведения П.М.Ершова посвящена популярному изложению естественнонаучных основ индивидуальных особенностей человека в свете учения И.П.Павлова о высшей нервной деятельности и достижений современной психофизиологии. В ряде глав использовано творческое наследие К.С.Станиславского, касающееся воссоздания характеров действующих лиц и принципов актерского перевоплощения в индивидуальность изображаемого персонажа. Книга представляет интерес для самого широкого круга читателей — физиологов, психологов, педагогов, работников искусства, для каждого, кто в своей практической деятельности связан с вопросами воспитания, подбора, профессиональной ориентации людей.
Темперамент — «характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний. В структуре темперамента можно выделить три главных компонента: общую активность индивида, его двигательные проявления и эмоциональность».
Характер— «целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, ее тип, «нрав» человека, проявляющийся в отдельных актах и состояниях его психической жизни, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном человеку круге эмоциональной жизни. Характер человека выступает в качестве основы его поведения. . .». В первый момент кажется, что определения темперамента и характера практически совпадают, хотя появилось и нечто новое: склад ума, манеры, привычки. Однако в своей повседневной житейской практике мы вряд ли спутаем темперамент человека с его характером. Именно характер, а не темперамент мы назовем сильным, слабым, твердым, мягким, тяжелым, плохим, настойчивым, труднопереносимым и т. д. Определений, пригодных для описания темперамента, в языке гораздо меньше: бурный, неукротимый, вялый… Пожалуй, удобнее всего по-прежнему пользоваться терминологией древних греков, подразделяя человечество на холериков, меланхоликов, сангвиников и флегматиков. Интуитивно ощущаемое различие, несовпадение темперамента и характера подсказывает, что в основе этого различия лежат какие-то существенно разные проявления индивидуальности. В темпераменте преимущественно выражается отношение человека к происходящим вокруг него событиям. Датский художник X. Бидструп в серии юмористических рисунков изобразил реакцию четырех субъектов на одно и то же происшествие: незнакомый прохожий нечаянно сел на шляпу отдыхавшего на скамейке господина. В результате холерик пришел в ярость, меланхолик страшно огорчился, сангвиник — рассмеялся, а флегматик невозмутимо надел шляпу себе на голову. Характеры выявляются в действии — активном, целеустремленном, нерешительном, покорно-подражательном и т. д. Общее же между ними состоит в том, что ни темперамент, ни характер ничего не говорят нам о социальной ценности данного человека: обладающий отвратительным характером холерик может преследовать возвышенные цели, а мягкий и уступчивый сангвиник оказывается отъявленным негодяем.
Личность включает в себя и темперамент, и характер человека, но не ограничивается ими, поскольку личность — «ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость».
В классификации Павлова холерику соответствует сильный возбудимый неуравновешенный тип, а меланхолику — слабый. Сангвиник — сильный уравновешенный подвижный тип по Павлову, а флегматик —сильный уравновешенный инертный. Со свойственной ему наблюдательностью Павлов отметил характерные черты эмоциональности, присущей каждому из основных типов.
По мнению Павлова, сильный неуравновешенный тип склонен к ярости, слабый — к страху, для сангвиника характерно преобладание положительных эмоций, а флегматик вообще не обнаруживает сколько-нибудь бурных эмоциональных реакций на окружающее. Эмоции автоматически указывают на все наиболее доступное и на все наименее доступное в данной ситуации применительно ко всем одновременно существующим потребностям субъекта. Поскольку сила эмоции зависит не только от силы каждой из потребностей, но и от возможности их удовлетворения, эмоция направляет человека к наиболее доступному в данных конкретных условиях. Эмоция — традиционный источник соблазнов, вплоть до ведущих к преступлению. Воля, напротив, ориентирует человека на труднодоступное, на требующее преодоления препятствий.
Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет,
Марк Аврелий
Признавая ключевую роль потребностей в поведении человека, мы не располагаем их обоснованной классификацией, традиционно ограничиваясь делением потребностей на материальные и духовные, на естественные (биологические) и культурные (исторические).
Биологические (витальные) потребности призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека, принадлежащего живой природе на высшей стадии ее развития. Они порождают множество материальных квазипотребностей в пище, одежде, жилище, в технике, необходимой для производства материальных благ, в средствах защиты от вредных воздействий и т. д.
К числу биологических относится и потребность экономии сил, побуждающая человека искать наиболее короткий, легкий и простой путь к достижению своих целей. Потребность в экономии сил близка потребности в вооружении (которую нам предстоит рассмотреть специально), но это две разные потребности, хотя на уровне человека они постоянно дополняют, поддерживают и даже питают одна другую. Принцип экономии сил лежит в основе изобретательства и совершенствования навыков, но может приобрести и самодовлеющее значение, трансформировавшись в лень.
Социальные потребности мы выделяем в особую группу, памятуя, что социально детерминированы и все другие побуждения человека. Однако в данном случае речь идет о социальных потребностях в узком и собственном смысле слова. Это потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви. Попытки свести все многообразие социальных потребностей к «жажде власти» безнадежно устарели. Потребность лидерства — лишь одна из многочисленных разновидностей этой группы мотиваций, причем потребность быть «ведомым» нередко перекрывает по силе и остроте желание быть лидером.
Третью и последнюю группу исходных потребностей составляют идеальные потребности познания в самом широком смысле: познания окружающего мира в целом, в его отдельных частностях и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле.
Биологические, социальные и идеальные (познавательные) потребности в свою очередь делятся на две разновидности: на потребности сохранения и развития. А. Маслоу и Г. Олпорт называют их потребностями «нужды» и «роста». Приобретение самых первых, самых элементарных умений маленьким ребенком не связано с его голодом или жаждой. Более того, голод, дискомфорт, вызванный мокрой пеленкой или охлаждением, прерывают и тормозят процесс приобретения навыков, которые, в сущности, понадобятся ребенку много позднее.
Сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наши влечения и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции. По типу присущего им мышления Павлов разделил всех людей на «художников», «мыслителей» и представителей наиболее многочисленного среднего типа, в равной мере использующих как мышление образами, так и понятиями. Сегодня мы знаем, что левое полушарие (у правшей) связано с речью, абстрактно-понятийным мышлением, математическими способностями, в то время как правое оперирует чувственно-непосредственными (зрительными, слуховыми, осязательными и т. д.) образами, пространственными представлениями, связано с музыкальными способностями и комбинаторной одаренностью. Множество фактов свидетельствует о преимущественной «эмоциональности» правого полушария. Образно говоря, правое полушарие больше связано с порождением целей, а левое — с их конкретизацией и с уточнением средств достижения этих целей. Представления об интро- и экстравертированности страдают крайней противоречивостью. Об экстра- или интровертированности судят по тому, отчего преимущественно зависят реакции и деятельность человека — от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстравертированность), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертированность). Л. Мартон и Я. Урбан характеризуют интроверта как сильного, малочувствительного, неуравновешенного, а экстраверта — как слабого, чувствительного, склонного к торможению индивидуума.
Поскольку холерик (сильный безудержный тип) движим устойчиво доминирующей потребностью, его действия, как правило, обладают чертами преодоления и борьбы с характерной для этих действий эмоцией гнева, ярости, агрессивности. Меланхолик (слабый тип), напротив, всегда тяготеет к обороне, к защите, нередко окрашенной эмоциями страха, неуверенности, растерянности. Обладающий выраженным мотивационным «стержнем» и одновременно любознательный, ищущий, «открытый» среде сангвиник (сильный подвижный тип) чаще других испытывает положительные эмоции. Что касается флегматика, то при всей его эмоциональной индифферентности он тем не менее опять-таки тяготеет к положительным эмоциям, поскольку его внутренний мир хорошо сбалансирован и устойчив. И снова мы обязаны подчеркнуть, что речь идет именно о тенденции, о предпочтительной склонности, поскольку представители любого типа наделены всем арсеналом человеческих эмоций.
В природе не существует «хороших» и «плохих» типов нервной системы. Сам факт их сохранения на протяжении миллионов лет сначала биологической, а затем культурно-исторической эволюции показывает, что для человечества в целом необходимо и полезно наличие разных типов (темпераментов). В. М. Теплов и В. Д. Небылицын представили в свое время убедительные доказательства тому, что для различных видов деятельности оптимальными оказываются свойства, присущие тому или иному темпераменту. Если «сильный» тип обнаруживает высокую устойчивость в экстремальных ситуациях, то повышенная чувствительность «слабого» типа представляет не менее ценное качество в иных условиях, где требуется способность к быстрому и тонкому различению внешних сигналов. Специальные эксперименты показали, что представители разных типов нервной системы решают одни и те же задачи в равной мере успешно, только каждый из них использует свою тактику деятельности. Человечество сильно своим разнообразием.
Ещё раз подчеркиваем значение воспитания для формирования личности на базе индивидуальных особенностей нервной системы, природных способностей и задатков.
P.S.
По данной тематике рекомендуем ознакомиться с материалами:
— «Теории личности: сравнительный анализ» Мадди С. // Пер. с англ. И. Авидона, А. Батустина, П. Румянцевой. — СПб.: Издательство «Речь», 2002.
— «Становление личности ребенка 6—7 лет» Непомнящая Н. И./Науч .—исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика, 1992.
— «Сравнительное исследование стилей мышления, типа личности и темперамента у праворуких и леворуких людей» В. И. Лупандин, И. К. Пятых // Известия Уральского государственного университета. – 2010. – № 4(81). – С. 95-104.
Чем отличается личность от: а) характера и б) темперамента? PSY 255 Тема 1 DQ 2 — OnlineNursingPapers
Чем личность отличается от: а) характера и б) темперамента?
Тема 1 DQ 2
Личность определяется Burger (2011) как «постоянные модели поведения и внутриличностные процессы, возникающие внутри человека». Характер определяется как психические и моральные качества, характерные для человека. Эти моральные и умственные качества преподаются авторитетной фигурой. Они разрабатывались годами и могут заключаться в целостности, честности и/или надежности.
Темперамент в широком смысле относится к устойчивым индивидуальным различиям в поведении, которые имеют биологическую основу и относительно не зависят от обучения, системы ценностей или установок. Оно состоит из гнева или счастья и вызывается эмоциями. Они могут мешать мыслям и действиям. Чем личность отличается от: а) характера и б) темперамента? PSY 255 Тема 1 DQ 2
Burger, JM (2011). Личность , Десятая редакция . стр. 4. Получено с https://www.gcumedia.com/digital-resources/cengage/2018/personality_10e.php 9.0003
Приятно познакомиться! Личность очень сложная. Одного конкретного определения нет. Личность — это уникальный набор черт человека, которые влияют на его убеждения, мотивы, эмоции, поведение и даже окружающую среду. Личность можно отнести к нашим образцам мыслей, поведения и мотиваторам, которые помогают нам развиваться на протяжении всей жизни. Это помогает нам воспринимать окружающую среду, а также наше восприятие и отношение. Характер помогает нам узнать, кто мы внутри. Это относится к нашей морали и убеждениям, которые определяют, как мы относимся к другим или ведем себя с ними. Личность – это совокупность качеств, отношений и поведения, которая отличает человека от других. «Характер относится к набору моральных и психических качеств и убеждений, которые отличают человека от других». (Фил 2017)
Фил и др. «Разница между личностью и характером (со сравнительной таблицей)». Key Differences , 12 августа 2017 г., keydifferences.com/difference-between-personality-and-character.html. Чем личность отличается от: а) характера и б) темперамента? PSY 255 Тема 1 DQ 2
Тема 1 DQ 2
Привет,
Темперамент определяется Ротбартом как «эмоциональная возбудимость» (2007). Это означает, что то, как человек эмоционально реагирует на ситуацию и насколько интенсивно они проявляют себя, определяет темперамент человека. Вот несколько прилагательных, поясняющих утверждение Ротбарта: интенсивный, суетливый, покладистый, тихий, раздражительный, непредсказуемый, веселый, расслабленный и стойкий — вот несколько слов для описания темперамента. На самом деле темперамент — это та часть вашей личности, которую люди узнают о вас первой. Мы знаем это, когда наблюдаем за младенцами; они суетливые дети или добродушные дети. Чем личность отличается от: а) характера и б) темперамента? PSY 255 Тема 1 DQ 2
В то время как характер определяется с особым акцентом на моральных качествах. А.В. Тозер описал характер как «совершенство нравственных существ». Другой способ думать о характере — это когда человек демонстрирует отсутствие характера, он склонен вести себя нечестно и неэтично. Характер — это то, чему вы можете научиться. Лично я люблю читать книгу Притчей, чтобы сформировать свой характер.
Чем отличается личность от характера и темперамента? Во-первых, определение личности по Майерсу — это «характерный образец мышления, чувств и действий индивидуума. Личность развивается благодаря окружающей среде, генетике и тому, чему мы учимся на жизненном опыте. Я считаю, что наша личность отражает наш характер и темперамент. Это означает, что они оба являются фундаментальными частями нашей личности.
Эванс, Д., Ротбарт, М.К. (2007). Разработка модели темперамента взрослых . Журнал исследований личности, 41, 868–888.
Майерс, Д. Г. (2011). Изучение психологии: восьмое издание в модулях . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Worth Custom Publishing. Чем личность отличается от: а) характера и б) темперамента? PSY 255 Тема 1 DQ 2
Темперамент-Личность-Характер и эволюционная биология | СпрингерЛинк
Бушар Т.Дж. младший, Лелин Дж.К. (2001) Гены, эволюция и личность. Behav Genet 31(3):243–273
CrossRef Google ученый
Басс Д.М. (1991) Эволюционная психология личности. Annu Rev Psychol 42: 459–491. https://doi.org/10.1146/annurev.ps.42.020191.002331
Перекрёстная ссылка КАС пабмед Google ученый
Buss DM (1999) Новый взгляд на адаптивные индивидуальные различия. J Перс 67(2):259–264. https://doi.org/10.1111/1467-6494.00055
Перекрёстная ссылка Google ученый
Buss DM, Greiling H (1999) Адаптивные индивидуальные различия. J Перс 67 (2): 209–243. https://doi.org/10.1111/1467-6494.00053
Перекрёстная ссылка Google ученый
Бусс А.
Google ученый
Чанг Ф.М., Кидд Дж.Р., Ливак К.Дж., Пакстис А.Дж., Кидд К.К. (1996) Всемирное распределение частот аллелей в локусе дофаминового рецептора D4 человека. Гум Жене 98 (1): 91–101. https://doi.org/10.1007/s0043
166Перекрёстная ссылка КАС пабмед Google ученый
Chen C, Burton M, Greenberger E, Dmitrieva J (1999) Миграция населения и изменение частот аллелей дофаминового рецептора D4 (DRD4) по всему миру. Эвол Хум Бехав 20 (5): 309–324. https://doi.org/10.1016/s1090-5138(99)00015-x
Перекрёстная ссылка Google ученый
Cloninger CR (1994) Генетическая структура личности и обучения: филогенетическая модель. Clin Genet 46 (1 Spec): 124–137
CAS пабмед Google ученый
Cloninger CR (2009) Эволюция функций человеческого мозга: функциональная структура человеческого сознания. Aust N Z J Психиатрия 43 (11): 994–1006. https://doi.org/10.3109/00048670
Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый
Cloninger CR, Svrakic DM, Przybeck TR (1993) Психобиологическая модель темперамента и характера. Arch Gen Psychiatry 50(12):975–990
CrossRef КАС Google ученый
Космидес Л., Туби Дж. (1995) От эволюции к адаптации к поведению. к интегрированной эволюционной психологии. В: Вонг Р. (ред.) Биологические взгляды на мотивированную деятельность. Ablex Pub., Норвуд, штат Нью-Джерси, стр. 11–74
Google ученый
Коста П.Т., Терраччано А., Маккрей Р.Р. (2001) Гендерные различия в личностных чертах в разных культурах: надежные и удивительные результаты. J Pers Soc Psychol 81 (2): 322–331. https://doi.org/10.1037/0022-3514.81.2.322
Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый
Denissen JJA, Penke L (2008a) Мотивационные нормы индивидуальной реакции, лежащие в основе пятифакторной модели личности: первые шаги к теоретической концептуальной основе. J Res Pers 42 (5): 1285–1302. https://doi.org/10.1016/j.jrp.2008.04.002
Перекрёстная ссылка Google ученый
Denissen JJA, Penke L (2008b) Нейротизм предсказывает реакции на сигналы социальной интеграции. Eur J Personal 22 (6): 497–517. https://doi.org/10.1002/per.682
Перекрёстная ссылка Google ученый
DeYoung CG, Quilty LC, Peterson JB (2007) Между гранями и доменами: 10 аспектов большой пятерки. J Pers Soc Psychol 93 (5): 880–896. https://doi.org/10.1037/0022-3514.93.5.880
Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый
Дингеманс Н.Дж., Калкман В.Дж. (2008) Изменение температурных режимов способствовало развитию фенологии Odonata в Нидерландах. Экол Энтомол 33(3):394–402. https://doi.org/10.1111/j.1365-2311.2007.00982.x
Перекрёстная ссылка Google ученый
Эбштейн Р. П. (2006) Молекулярно-генетическая архитектура человеческой личности: помимо анкет самоотчетов. Мол психиатрия 11 (5): 427–445. https://doi.org/10.1038/sj.mp.4001814
Перекрёстная ссылка КАС пабмед Google ученый
Эйзенберг Д.Т., Кэмпбелл Б., Грей П.Б., Соренсон М.Д. (2008)Генетические полиморфизмы дофаминовых рецепторов и состав тела у недоедающих скотоводов: исследование показателей питания среди кочевых и недавно осевших мужчин ариаалов в северной Кении. БМС Эвол Биол 8:173. https://doi.org/10.1186/1471-2148-8-173
Перекрёстная ссылка КАС пабмед ПабМед Центральный Google ученый
Eyre-Walker A (2010) Эволюция в области здравоохранения и медицины Коллоквиум Саклера: генетическая архитектура сложного признака и ее последствия для изучения приспособленности и полногеномных ассоциаций. Proc Natl Acad Sci U S A 107 (Приложение 1): 1752–1756.
https://doi.org/10.1073/pnas.0906182107Перекрёстная ссылка пабмед ПабМед Центральный Google ученый (2005) Эволюционная психология личности. В: Басс Д.М. (ред.) Справочник по эволюционной психологии. John Wiley & Sons, Хобокен, Нью-Джерси, стр. 851–877
Google ученый
Фигередо А.Дж., Глэдден П., Васкес Г., Вольф П.С.А., Джонс Д.Н. (2009) Эволюционные теории личности. В: Corr PJ, Matthews G (eds) Кембриджский справочник по психологии личности. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, стр. 265–274
CrossRef Google ученый
Фридман Х.С., Такер Дж.С., Шварц Дж.Е., Томлинсон-Кизи С., Мартин Л.Р., Вингард Д.Л., Крики М.Х. (1995) Психосоциальные и поведенческие предикторы долголетия. Старение и гибель «термитов». Am Psychol 50(2):69–78
CrossRef КАС Google ученый
Гири, округ Колумбия (2005) Происхождение разума: эволюция мозга, познания и общего интеллекта, 1-е изд. Американская психологическая ассоциация, Вашингтон, округ Колумбия
CrossRef Google ученый
Консорциум генетики личности, де Моор М.Х., ван ден Берг С.М., Вервей К.Дж., Крюгер Р.Ф., Лучано М., Ариас Васкес А., Маттесон Л.К., Дерринджер Дж., Эско Т., Амин Н., Гордон С.Д., Ханселл Н.К., Харт AB, Seppala I, Huffman JE, Konte B, Lahti J, Lee M, Miller M, Nutile T, Tanaka T, Teumer A, Viktorin A, Wedenoja J, Abecasis GR, Adkins DE, Agrawal A, Allik J, Appel K, Бигдели Т.Б., Бусонеро Ф., Кэмпбелл Х., Коста П.Т., Дэйви Смит Г., Дэвис Г., де Вит Х., Дин Дж., Энгельхардт Б.Е., Эрикссон Д.Г., Федко И.О., Ферруччи Л., Франке Б., Гиглинг И., Груца Р., Хартманн А.М., Хит А.С., Хейнонен К., Хендерс А.К., Хомут Дж., Хоттенга Дж.Дж., Яконо В.Г., Янцинг Дж., Джокела М., Карлссон Р., Кемп Дж.П., Киркпатрик М.Г., Латвала А., Лехтимаки Т., Ливальд Д.С., Мэдден П.А., Магри С., Магнуссон П.К. , Мартен Дж., Маскио А., Медланд С.Е., Михайлов Э.
, Миланески Ю., Монтгомери Г.В., Наук М., Оуэнс К.Г., Палоти А., Петтерссон Э., Поласек О., Цянь Ю., Пулкки-Рабак Л., Райтакари О.Т., Реало А., Роуз Р.Дж. , Ruggiero D, Schmidt CO, Slutske WS, Sorice R, Star r Дж.М., Сент-Пурсен Б., Сутин А.Р., Тимпсон Н.Дж., Троше Х., Вермеулен С., Вуоксимаа Э., Уайден Э., Вуда Дж., Райт М.Дж., Згага Л., Портеус Д., Минелли А., Палмер А.А., Ружеску Д., Чулло М., Хейворд С, Рудан И., Метспалу А., Каприо Дж., Дири И.Дж., Райкконен К., Уилсон Дж.Ф., Келтикангас-Ярвинен Л., Берут Л.Дж., Хеттема Дж.М., Грабе Х.Дж., ван Дуйн К.М., Эванс Д.М., Шлессингер Д., Педерсен Н.Л., Терраччано А., МакГью М., Пеннинкс Б.В., Мартин Н.Г., Бумсма Д.И. (2015)Метаанализ исследований полногеномной ассоциации невротизма и полигенной связи с большим депрессивным расстройством. JAMA Psychiat 72 (7): 642–650. https://doi.org/10.1001/jamapsychiatry.2015.0554Перекрёстная ссылка Google ученый
Консорциум проекта 1000 Genomes, Auton A, Brooks LD, Durbin RM, Garrison EP, Kang HM, Korbel JO, Marchini JL, McCarthy S, McVean GA, Abecasis GR (2015) Глобальный справочник по генетической изменчивости человека. Природа 526 (7571): 68–74. https://doi.org/10.1038/nature15393
Гиллеспи Н.А., Джонстон С.Дж., Бойс П., Хит А.С., Мартин Н.Г. (2001) Генетическая и экологическая взаимосвязь между показателем межличностной чувствительности (IPSM) и личностными параметрами Айзенка и Клонингера. Личные различия 31 (7): 1039–1051. https://doi.org/10.1016/s0191-8869(00)00200-2
Перекрёстная ссылка Google ученый
Гиллеспи Н.А., Клонингер К.Р., Хит А.К., Мартин Н.Г. (2003) Генетическая и экологическая взаимосвязь между темпераментом и характером Клонингера. Pers Indiv Differ 35 (8): 1931–1946. https://doi.org/10.1016/s0191-8869(03)00042-4
Перекрёстная ссылка Google ученый
Голимбет В.Е., Алфимова М.В., Гриценко И.К., Эбштейн Р.П. (2007) Связь генов дофаминовой системы с экстраверсией и поиском новизны. Neurosci Behav Physiol 37 (6): 601–606. https://doi. org/10.1007/s11055-007-0058-8
Перекрёстная ссылка КАС пабмед Google ученый
Гёрен Э. (2016) Биогеографическое происхождение черт стремления к новизне. Evol Hum Behav 37 (6): 456–469. https://doi.org/10.1016/j.evolhumbehav.2016.04.005
Перекрёстная ссылка Google ученый
Гурвен М., фон Рюден С., Штиглиц Дж., Каплан Х., Родригес Д.Е. (2014) Эволюционная приспособленность черт личности в мелкомасштабном натуральном обществе. Evol Hum Behav 35 (1). https://doi.org/10.1016/j.evolhumbehav.2013.09.002
Перекрёстная ссылка Google ученый
Harpending H, Cochran G (2002) В наших генах. Proc Natl Acad Sci U S A 99(1):10–12. https://doi.org/10.1073/pnas.012612799
Перекрёстная ссылка КАС пабмед ПабМед Центральный Google ученый
Хазелтон М. Г., Неттл Д. (2006) Параноидальный оптимист: интегративная эволюционная модель когнитивных искажений. Personal Soc Psychol Rev 10 (1): 47–66. https://doi.org/10.1207/s15327957pspr1001_3
Перекрёстная ссылка Google ученый
Дом D (1998) Как мы должны объяснить изменчивость в генетической изменчивости признаков? Генетика 102/103: 241–253. https://doi.org/10.1023/a:1017034925212
Перекрёстная ссылка Google ученый
Джонсон А.М., Вернон П.А., Фейлер А.Р. (2008) Поведенческие генетические исследования личности: введение и обзор результатов более чем 50-летнего исследования. В: Boyle GJ, Matthews G, Saklofske DH (eds) Справочник SAGE по теории и оценке личности, 1-е изд. SAGE, Лос-Анджелес, Калифорния, стр. 145–173
Google ученый
Джокела М., Кивимаки М., Эловайнио М., Келтикангас-Ярвинен Л. (2009) Личность и наличие детей: двусторонние отношения. J Pers Soc Psychol 96 (1): 218–230. https://doi.org/10.1037/a0014058
Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый
Келлер М.С., Миллер Г. (2006) Решение парадокса общих, вредных, наследственных психических расстройств: какие эволюционные генетические модели работают лучше всего? Поведение Мозговая наука 29(4): 385–404.; обсуждение 405–352. https://doi.org/10.1017/S0140525X06009095
Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый
Келлер М.С., Ковентри В.Л., Хит А.К., Мартин Н.Г. (2005) Широко распространенные доказательства неаддитивной генетической изменчивости в личностных параметрах Клонингера и Айзенка с использованием схемы близнецов и братьев и сестер. Поведение Жене 35 (6): 707–721. https://doi.org/10.1007/s10519-005-6041-7
Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый
Lahey BB (2009)Значение невротизма для общественного здравоохранения. Am Psychol 64 (4): 241–256. https://doi.org/10.1037/a0015309
Перекрёстная ссылка пабмед ПабМед Центральный Google ученый
Лестер Н., Гарсия Д., Лундстром С., Брандстром С., Растам М., Керекес Н., Нильссон Т., Клониджер Ч.Р., Анкарсатер Х. (2016) Генетическая и экологическая структура подшкал характера темперамента и инвентаря характера в подростковом возрасте. Энн Общая психиатрия 15:10. https://doi.org/10.1186/s12991-016-0094-2
Перекрёстная ссылка Google ученый
Лукашевский А.В., Рони Дж.Р. (2011) Истоки экстраверсии: совместные эффекты факультативной калибровки и генетического полиморфизма. Personal Soc Psychol Bull 37 (3): 409–421. https://doi.org/10.1177/0146167210397209
Перекрёстная ссылка Google ученый
Лукашевский А.В., фон Рюден К.Р. (2015) Континуум экстраверсии в эволюционной перспективе: обзор последних теорий и доказательств. Личные различия 77: 186–192. https://doi.org/10.1016/j.paid.2015.01.005
Перекрёстная ссылка Google ученый
Макдональд К. (1995) Эволюция, пятифакторная модель и уровни личности. J Pers 63 (3): 525–567. https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.1995.tb00505.x
Перекрёстная ссылка Google ученый
Макдональд К. (2012) Темперамент и эволюция. В: Зентнер М., Шайнер Р.Л. (ред.) Справочник по темпераменту. Guilford Press, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, стр. 273–29.6
Google ученый
Мэтьюз Л.Дж., Батлер П.М. (2011) Поиск новизны полиморфизмов DRD4 связан с расстоянием миграции людей из Африки после учета структуры генов нейтральной популяции. Am J Phys Anthropol 145 (3): 382–389. https://doi.org/10.1002/ajpa.21507
Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый
Минелли А. , Бонвичини С., Скасселлати С., Сартори Р., Дженнарелли М. (2011) Влияние психиатрического скрининга на отбор здоровой популяции: новое исследование и метаанализ функциональных полиморфизмов 5-HTTLPR и rs25531 и связанных с тревогой черты характера. BMC Психиатрия 11:50. https://doi.org/10.1186/1471-244X-11-50
Перекрёстная ссылка КАС пабмед ПабМед Центральный Google ученый
Мосинг М.А., Медланд С.Е., Макрей А., Ландерс Дж.Г., Райт М.Дж., Мартин Н.Г. (2012) Генетическое влияние на продолжительность жизни и его связь с личностью: 16-летнее последующее исследование выборки стареющих близнецов. Psychosom Med 74 (1): 16–22. https://doi.org/10.1097/PSY.0b013e3182385784
Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый
Мунафо М.Р., Ялчин Б., Уиллис-Оуэн С.А., Флинт Дж. (2008) Ассоциация гена рецептора дофамина D4 (DRD4) и личностных черт, связанных с подходом: метаанализ и новые данные. Биол Психиатрия 63 (2): 197–206. https://doi.org/10.1016/j.biopsych.2007.04.006
Перекрёстная ссылка КАС Google ученый
Munafo MR, Freimer NB, Ng W, Ophoff R, Veijola J, Miettunen J, Jarvelin MR, Taanila A, Flint J (2009) Генотип 5-HTTLPR и черты личности, связанные с тревогой: метаанализ и новые данные. Am J Med Genet B 150B (2): 271–281. https://doi.org/10.1002/ajmg.b.30808
Перекрёстная ссылка Google ученый
Neeleman J, Sytema S, Wadsworth M (2002) Склонность к психическим и соматическим заболеваниям: данные когорты рождения. Psychol Med 32 (5): 793–803. https://doi.org/10.1017/S0033291702005901
Перекрёстная ссылка КАС пабмед Google ученый
Крапива Д. (2005) Эволюционный подход к континууму экстраверсии. Evol Hum Behav 26 (4): 363–373. https://doi.org/10.1016/j.evolhumbehav. 2004.12.004
Перекрёстная ссылка Google ученый
Крапива Д. (2006) Эволюция личностных вариаций у людей и других животных. Am Psychol 61 (6): 622–631. https://doi.org/10.1037/0003-066X.61.6.622
Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый
Nettle D (2007) Признаки и компромиссы являются важным уровнем. Am Psychol 62 (9): 1074–1075. https://doi.org/10.1037/0003-066X.62.9.1074
Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый
Крапива Д. (2011) Эволюционные взгляды на пятифакторную модель личности. В: Buss DM, Hawley PH (ред.) Эволюция личности и индивидуальных различий. Издательство Оксфордского университета, Оксфорд, p xix, 498
Google ученый
Крапива Д., Клегг Х. (2006) Шизотипия, креативность и успех спаривания у людей. Proc Biol Sci 273 (1586): 611–615. https://doi.org/10.1098/рспб.2005.3349
Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый
Крапива Д., Пенке Л. (2010) Личность: объединение литературы по психологии человека и экологии поведения. Philos Trans R Soc B 365 (1560): 4043–4050. https://doi.org/10.1098/rstb.2010.0061
Перекрёстная ссылка Google ученый
Пенке Л., Джокела М. (2016) Новый взгляд на эволюционную генетику личности. Curr Opin Psychol 7: 104–109. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2015.08.021
Перекрёстная ссылка Google ученый
Пенке Л., Дениссен Дж.Дж.А., Миллер Г.Ф. (2007) Эволюционная генетика личности. Eur J Personal 21 (5): 549–587. https://doi.org/10.1002/per.629
Перекрёстная ссылка Google ученый
Plomin R, McClearn GE, Smith DL, Vignetti S, Chorney MJ, Chorney K, Venditti CP, Kasarda S, Thompson LA, Detterman DK et al (1994) ДНК-маркеры, связанные с высоким IQ по сравнению с низким: проект IQ Quantitative Trait Loci (QTL). Behav Genet 24(2):107–118
CrossRef КАС Google ученый
Полдерман Т.Дж., Беньямин Б., де Леу К.А., Салливан П.Ф., ван Боховен А., Висшер П.М., Постхума Д. (2015) Метаанализ наследуемости человеческих черт на основе пятидесятилетних исследований близнецов. Нат Жене 47 (7): 702–709. https://doi.org/10.1038/ng.3285
Перекрёстная ссылка КАС пабмед Google ученый
Power RA, Pluess M (2015) Оценки наследуемости черт личности Большой пятерки на основе распространенных генетических вариантов. Перевод психиатрии 5:e604. https://doi.org/10.1038/tp.2015.96
Перекрёстная ссылка КАС пабмед ПабМед Центральный Google ученый
Робертс Б.В., Кунцел Н.Р., Шайнер Р., Каспи А., Голдберг Л.Р. (2007) Сила личности: сравнительная достоверность личностных черт, социально-экономического статуса и когнитивных способностей для прогнозирования важных жизненных результатов. Perspect Psychol Sci 2 (4): 313–345. https://doi.org/10.1111/j.1745-6916.2007.00047.x
Перекрёстная ссылка пабмед ПабМед Центральный Google ученый
Ротбарт М.К. (2016) Темперамент, развитие и личность. Curr Dir Psychol Sci 16 (4): 207–212. https://doi.org/10.1111/j.1467-8721.2007.00505.x
Перекрёстная ссылка Google ученый
Сэмюэлс Дж., Бьенвену О.Дж., Каллен Б., Коста П.Т. младший, Итон В.В., Нештадт Г. (2004) Параметры личности и уголовный арест. Compr Psychiatry 45 (4): 275–280. https://doi.org/10.1016/j.comppsych.2004.03.013
Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый
Сандберг Р., Ясуда Р., Панкрац Д.Г., Картер Т.А., Дель Рио Дж.А., Водика Л., Мэйфорд М., Локхарт Д.Дж., Барлоу С. (2000)Картирование региональной и штаммоспецифичной экспрессии генов в мозге взрослых мышей. Proc Natl Acad Sci USA 97(20):11038–11043
CrossRef КАС Google ученый
Schmitt DP (2004) «Большая пятерка», связанная с рискованным сексуальным поведением в 10 регионах мира: дифференциальные личностные ассоциации сексуальной распущенности и неверности в отношениях. Европейское юношеское личное 18 (4): 301–319. https://doi.org/10.1002/per.520
Перекрёстная ссылка Google ученый
South SC, Jarnecke AM, Vize CE (2018)Половые различия в чертах личности модели Большой пятерки: исследование генетики поведения. J Res Pers 74: 158–165. https://doi.org/10.1016/j.jrp.2018.03.002
Перекрёстная ссылка Google ученый
Туби Дж., Космидес Л. (1990) Об универсальности человеческой природы и уникальности личности: роль генетики и адаптации. J Перс 58(1):17–67
Перекрёстная ссылка КАС Google ученый
Verweij KJ, Zietsch BP, Medland SE, Gordon SD, Benyamin B, Nyholt DR, McEvoy BP, Sullivan PF, Heath AC, Madden PA, Henders AK, Montgomery GW, Martin NG, Wray NR (2010) Геном A широкомасштабное ассоциативное исследование шкал темперамента Клонингера: значение для эволюционной генетики личности. Биол Психол 85 (2): 306–317. https://doi.org/10.1016/j.biopsycho.2010.07.018
Перекрёстная ссылка пабмед ПабМед Центральный Google ученый
Verweij KJ, Yang J, Lahti J, Veijola J, Hintsanen M, Pulkki-Raback L, Heinonen K, Pouta A, Pesonen AK, Widen E, Taanila A, Isohanni M, Miettunen J, Palotie A, Penke L , Service SK, Heath AC, Montgomery GW, Raitakari O, Kahonen M, Viikari J, Raikkonen K, Eriksson JG, Keltikangas-Jarvinen L, Lehtimaki T, Martin NG, Jarvelin MR, Visscher PM, Keller MC, Zietsch BP (2012) Поддержание генетической изменчивости личности человека: проверка эволюционных моделей путем оценки наследуемости из-за общих причинных вариантов и исследования эффекта отдаленного инбридинга. Эволюция 66 (10): 3238–3251. https://doi.org/10.1111/j.1558-5646.2012.01679.Икс
Перекрёстная ссылка пабмед ПабМед Центральный Google ученый
Wang E, Ding YC, Flodman P, Kidd JR, Kidd KK, Grady DL, Ryder OA, Spence MA, Swanson JM, Moyzis RK (2004) Генетическая архитектура селекции человеческого дофаминового рецептора D4 (DRD4) генный локус.