Технические особенности сопротивление перенос и контрперенос: психоанализ 3зд
Перенос и контрперенос в психоанализе, Курсовая работа
метки:Психоанализ, Перенос, Пациент, Чувство, Человек, Аналитик, Феномен, Перенесение
Оглавление
Введение. 2
Глава 1. Эволюция представлений о феномене переноса. 5
1.1. Становление понятия переноса. 5
1.2. Перенос и другие феномены психоаналитического процесса. 7
Глава 2. Феномен контрпереноса 14
2.1. Перенос и контрперенос в психоаналитическом методе. 14
2.2. Контрперенос и его изучение. 18
Заключение. 35
Список литературы. 37
Введение.
Психоанализ представляет собой метод лечения людей, страдающих эмоциональными нарушениями и психическими расстройствами, с целью ослабления психического страдания и повышения личностного роста и автономии. В связи с тем, что отношения в психоанализе основаны на уважении к личности пациента, они должны включать четкую дифференциацию между психоаналитиком, пациентом, и (особенно если пациентом является ребенок) семьей. В случае, если эта дифференциация игнорируется или осуществляется неправильно, она может подвергнуть опасности процесс лечения или вовсе разрушить его, а также нанести вред обеим сторонам терапевтического процесса*. Постоянная самопроверка и рефлексия психоаналитика, а также обращение за консультациями к коллегам, обеспечат безопасные условия как для пациента, так и для самого аналитика.
Хотя психоанализ в огромной степени умножил наше знание о человеке, он не увеличил наше знание о том, как человеку надлежит жить и что ему надлежит делать. Его основной функцией была функция «разоблачения», доказательства, что ценностные суждения и этические нормы являются рационализированными выражениями иррациональных — и часто бессознательных — желаний и страхов, и поэтому они не могут претендовать на объективную правильность. Хотя это разоблачение само по себе было чрезвычайно важным, оно становилось все более бесплодным, поскольку не вышло за пределы простой критики. Психоанализ, пытаясь утвердить психологию как естественную науку, совершил ошибку, отделив ее от проблем философии и этики. Он игнорировал тот факт, что человеческую личность нельзя понять, если мы не рассматриваем человека во всей целостности, включая потребность найти ответ на вопрос о смысле его существования и отыскать нормы, в согласии с которыми ему надлежит жить. Фрейдовский «homo psychologicus» — это такая же нереалистическая конструкция, какой был «homo economicus» классической экономики. Невозможно понять человека в его эмоциональных и ментальных нарушениях без понимания природы ценностных и моральных конфликтов.
26 стр., 12767 слов
Психоанализ о кино и кино о психоанализе
… говорит ничего, что бы ни было им самим. Идея здесь выражается в процессе порождения, она возникает из временной структуры фильма, как в картине она возникает …
Противоречие исследования: перенос, или трансфер — применяемый в психоанализе термин, означающий перенос на психотерапевта эмоционального отношения клиента к значимым для него людям — отцу, матери и пр. Различаются трансфер позитивный — перенос чувств любви, восхищения, уважения, доверия, привязанности и пр. ; трансфер негативный — перенос чувств страха, ненависти, отвращения, вражды, злобы. Эти чувства спонтанно возникают у клиента в сеансе психоаналитическом при отсутствии в поведении психотерапевта объективных причин для этого. Фрейд рассматривал трансфер как феномен переноса, присущий любым человеческим отношениям и проявляемый не только в сеансе терапевтическом, но и в обыденной жизни.
Актуальная проблема исследования заключается в том, что перенос – это воспроизведение старого стереотипа отношений в новых отношениях и с новым человеком, которые чем-то напоминают прежние.
Цель курсовой работы: рассмотреть феномен переноса в психоанализе.
Задачи:
1) рассмотреть феномены переноса и контрпереноса;
2) изучить эволюцию представлений о феномене переноса;
3) сделать выводы.
Научная новизна исследования состоит в том, что влияние особенностей переноса на процесс терапии у психоаналитика рассматривается как самостоятельная проблема практической психологии, вытекающей из проблем отражения человека человеком и специфической нагрузки на определенные личностные черты и качества пациентов и психоаналитиков.
Практическая значимость исследования состоит в том, что исследуются представления о феномене переноса различных авторов, а также в возможности применения полученных результатов к практической работе психоаналитика, рефлексии и работе над собой.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Названия глав отражают их содержание.
Глава 1. Эволюция представлений о феномене переноса.
1.1. Становление понятия переноса.
Заключение.
В заключение курсовой работы можно сделать следующие выводы.
Перенос, трансфер — это спонтанное отношение человека к человеку, характерное бессознательным переносом на него ранее сформированных во взаимодействии с другими людьми положительных или отрицательных чувств.
Явление переноса открыто З. Фрейдом. В психоанализе ему придавалось особое значение как средству и способу, оказывающему мощное психотерапевтическое воздействие. Перенос понимался как формируемое в ходе сеансов психоанализа особое отношение клиента к психоаналитику. Согласно Фрейду, перенесение происходит из эротических источников и, как правило, отчетливо окрашено сексуально. Перенесение действует тем сильнее, чем меньше о нем догадываются. Фрейд различал перенесение положительное и отрицательное и сближал склонность к перенесению с внушаемостью.
Согласно Э. Фромму, содержание перенесения обычно восходит к инфантильным образам, а его интенсивность — результат степени отчуждения клиента. Перенесение обнаруживается во всех случаях обожествления авторитетов.
5 стр., 2467 слов
Фрейд как основатель психоанализа. О Фрейде
… Я» овладеть «Оно». Любое исследование, признающее факты трансфера (переноса) и сопротивления, как исходные положения работы, можно назвать психоанализом. Это вспомогательное средство исследования в разнообразных областях … Такая организация психоаналитической ситуации создает условия, при которых мысли и образы пациента могут всплывать из очень глубоких слоев психики. Они возникают вследствие …
В настоящее время специалисты по психоанализу придают большое значение наблюдению, пониманию и интерпретации переноса и контрпереноса как в своей клинической практике, так и в обучении. За этим стоит прежде всего тщательное наблюдение эмоциональной стороны взаимоотношений двух людей, вовлеченных в психоанализ, — аналитика и пациента. Они вступают друг с другом в достаточно интенсивные взаимоотношения, в которые привносят свой жизненный опыт, свои осознаваемые и неосознаваемые чувства, мечты и желания, а также обстоятельства сегодняшней жизни, текущей за пределами аналитического пространства.
Необходимо отметить, что все сказанное выше справедливо для любых двух людей, вступающих в тесный и регулярный контакт. Однако особенная структура психоанализа, условия, налагаемые на аналитика в целях продвижения терапевтической работы с проблемами пациента, превращают аналитическое взаимодействие в особенный процесс. Аналитик приглашает пациента вступить в достаточно близкие и доверительные взаимоотношения с ним и в то же время строго исключает возможность физического контакта и физического общения с пациентом. Он побуждает пациента раскрыться, но сам, насколько возможно, скрывает свои чувства, способствуя проявлению чувств пациента, связанных с наиболее значимыми фигурами в его прошлом и настоящем, которые он проецирует на аналитика. Эти чувства переживаются как реально существующие во время переноса.
З.Фрейд отмечает, что аналитический процесс не создает перенос (transference), а обнаруживает его . Таким образом, как аналитик, так и пациент сталкиваются с проявлением самых сильных человеческих чувств. Обсуждаемая тема возникла из клинической практики психоанализа. Если рассматривать психоанализ как взаимосвязь между двумя людьми, то очень сложно дать точное определение переносу и контрпереносу, так как каждый аналитик и каждый пациент переживают их по-своему.
Список литературы.
1. Freud S. The future prospects of psychoanalytic therapy. S.E.11.
2. Roazen P. Freud and His Followers. N.Y., 1971, ch.6(4).
3. Винникотт Д. Игра и реальность. М., 2002.
4. Гилл М. Анализ переноса. М., Мир, 1977.
5. Джекобс Дж. Теодор. Прошлое и будущее контрпереноса: обзор концепций. М.: 2004.
6. Канн М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. СПб., 1997.
7. Кохут Х. Восстановление самости. М., 2002.
8. Куттер П. Фундаментальная установка, профессиональные установки и психоаналитический метод Б. С. К .,1988.
9. Лакан Ж. Семинары. Кн.1. Работы Фрейда по технике психоанализа (1953–1954): Пер. с фр./Лакан Ж.-М.: Логос, 1998.
10. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999.
11. Рикёр П. Конфликт интерпретаций — очерки о герменевтике. М., 1995.
12. Руткевич А.М. Психоанализ — истоки и первые этапы развития. М., 1997.
13. Столороу Р., Брандшафт Б., Атвуд Д. Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход. М., 1999.
14. Техника и практика психоанализа. Гринсон Р.Р.-Воронеж: Модэк, 2003. Т. 1.
15. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ, т.1, М., 1996.
16. Фрейд.З. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов/ Фрейд.З.- М.,1990.
17. Фрейд.З. О динамике переноса. М.: Изд-во политической литературы, 1992.
13 стр., 6001 слов
Психоанализ и психоаналитическая терапия
… из прошлого опыта пациента (Фрейд, 1989; Greenson, I967; Райкрофт, 1995). Перенос пациента вызывает ответные чувства и реакции у психоаналитика, которые Фрейд назвал контрпереносом (контртрансфером). … на практических вопросах психоаналитической техники. Технические приемы классического психоанализа Возникновение психоанализа как особой системы теоретических воззрений было неразрывно связано …
18. Фрейд.З. Этюды об истерии.- Ереван, 1991.- репринтное воспроизведение издания 1913 г.
19. Эрманн M. Перенос. М., 1996.
Статья. Кернберг. Клинические аспекты контрпереноса.
Взаимоотношения между контрпереносом и личностью психоаналитика можно рассматривать по меньшей мере в трех измерениях. Первое я бы назвал пространственным или “полем”; оно имеет отношение к тому, что, собственно, и понимается под словом контрперенос. Это поле я изобразил бы как несколько концентрических кругов: внутренние представляют концепцию переноса в узком смысле, внешние – в широком понимании. Второе, временное измерение позволяет отделить острую реакцию контрпереноса от “постоянной”, растянутой на длительное время. Третье измерение представляет тяжесть нарушений у пациента.
“ПОЛЕ” КОНТРПЕРЕНОСА
Согласно представлениям Эго-психологии, контрперенос в узком смысле слова есть бессознательная реакция аналитика на пациента (Little., 1951; Reich, 1951). Можно понимать контрперенос еще уже: как бессознательную реакцию на перенос пациента (Kernberg, 1975). Эта концепция соответствует первоначальному смыслу термина контрперенос в психоаналитической литературе и дает верные представления о “слепых пятнах” в понимании материала, связанных с неразрешенными невротическими конфликтами аналитика.
Второй, более широкий круг, опоясывающий первый, вбирает в себя все сознательные и бессознательные реакции аналитика на пациента. Сюда входит и нормальная эмоциональная реакция на перенос пациента и на его реальную жизнь, и эмоции по отношению к ситуации терапии, связанные с реальной жизнью самого аналитика, на которую может влиять пациент. Такое широкое понимание контрпереноса оправдано случаями, когда на ситуацию терапии влияют сопровождающийся глубокой регрессией перенос пограничного пациента, отыгрывание вовне, свойственное вообще всем пациентам с тяжелой патологией характера, а также бессознательное (и сознательное) стремление некоторых пограничных нарциссических и параноидных пациентов к разрушению, которое может представлять угрозу не только для терапии, но и для жизни пациента – или даже аналитика.
Еще более широкий круг включает в себя, кроме всего вышеупомянутого, привычные специфичные реакции данного аналитика на разные типы пациентов, эти реакции создают предпосылки для переноса и основываются на особенностях личности аналитика. Некоторые черты личности активизируются в определенных ситуациях, выполняя как защитные, так и адаптивные функции в ответ на атаку пациента, находящегося в состоянии переноса.
Многие противоречия в вопросах о том, как обращаться с контрпереносом, происходят из-за различных определений, которые дают этому термину. Ясное определение, которое включает в себя все пространственное поле феноменов переноса и в то же время четко определяет компоненты данного поля, может разрешить эту проблему.
ВРЕМЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
С точки зрения времени можно выделить три типа реакций контрпереноса. Первый – острые или кратковременные реакции, которые, в зависимости от определения термина контрперенос, могут зависеть только от переноса пациента или от целостной картины взаимодействия пациента с аналитиком.
Второй тип – длительные искажения контрпереноса: незаметные, постепенно развивающиеся, захватывающие внутреннее пространство искажения установок аналитика по отношению к пациенту, продолжающиеся в течение длительного времени. Как заметил Тауэр (Tower, 1956), часто их осознают лишь задним числом. Обычно они появляются в ответ на определенный паттерн переноса, особенно на ранних стадиях терапии, когда этот паттерн усиливается сопротивлением. Разрешение данного вида переноса с помощью интерпретации может устранить искажение контрпереноса, которое исчезает, как только перенос меняет форму. Аналитик должен настороженно относиться к такими реакциям долговременного контрпереноса, сравнивая свою “особую” реакцию на данного пациента с реакциями на других пациентов.
Наконец, еще более растянутый во времени тип реакций контрпереноса представляет “постоянный контрперенос”, описанный Райх (Reich, 1951), который, по ее мнению (и я с ней согласен), представляет собой проявление патологии характера аналитика. Вряд ли мне нужно говорить о той роли, которую играют в анализе особенности личности аналитика. Позиция технической нейтральности не мешает пациенту видеть и осознавать его внешность, поведение, установки, эмоции. Фактически можно сказать, что пациент вешает ткань переноса на подходящие выступы личности аналитика.
Хотя эти реальные аспекты аналитика ведут к рационализации переноса, они не мешают искать исток переноса в прошлом пациента и не обязательно отражают патологию характера аналитика. Пациенты быстро становятся специалистами по особенностям характера аналитика, и первые реакции переноса возникают в этом контексте. Но делать вывод, что все реакции переноса в своей основе, хотя бы частично, представляют собой сознательные или бессознательные реакции на реальный аспект аналитика, неправильно; такой вывод свидетельствовал бы о неверном понимании природы переноса. Перенос есть именно неадекватный аспект реакции пациента на аналитика. Анализ переноса может начаться с того, что аналитик, оставляя открытой ту возможность, что наблюдения пациента верны, исследует, почему важны именно эти наблюдения и именно в данный момент.
Когда аналитик осознает реальные черты своей личности и принимает их без нарциссических защитных механизмов и без отрицания, такая эмоциональная установка позволяет ему сказать пациенту примерно следующее: “Если вы реагируете на что-то во мне, то чем же объяснить интенсивность вашей реакции?” Но патология характера у аналитика может привести к тому, что перенос пациента начнет разрушать техническую нейтральность. Когда аналитик не может отличить реальность от фантазий о том, как его воспринимает пациент, – работает контрперенос.
КОНТРПЕРЕНОС И ТЯЖЕСТЬ ПАТОЛОГИИ ПАЦИЕНТА
В одной из ранних работ (1975) я описал континуум реакций контрпереноса, начиная от эмоций, которые вызывает у психоаналитика типичный пациент с дифференцированным неврозом переноса, и кончая реакцией на психотика, у которого перенос имеет психотический характер. Реакция контрпереноса на пограничные состояния и на патологический нарциссизм занимает в этом континууме промежуточное положение. Чем глубже регрессия у пациента, тем в большей степени это вынуждает аналитика активизировать свои регрессивные черты, чтобы сохранить контакт с пациентом. Таким образом вовлекается целиком вся личность аналитика. Чем глубже регрессия пациента, тем в большей мере присущие ему патогенные конфликты пропитаны примитивной агрессией, проявляющейся в переносе в виде прямых или косвенных нападений на аналитика. Такие нападения вызывают эмоциональный ответ аналитика, где проявляется, как об этом говорил Винникотт (1949), не только реакция на перенос, но и реакция на взаимоотношения пациента и аналитика в целом. К таким обстоятельствам больше приложима концепция контрпереноса в широком смысле слова. Чем глубже регрессия пациента, тем более всеобъемлющей будет реакция аналитика.
В этих случаях в основные реакции аналитика входят не только потенциальные реакции контрпереноса в узком смысле слова, но и то, что Рейкер (Racker, 1957) называл “комплементарными идентификациями” с объект-репрезентациями пациента, спроецированными на аналитика. Таким образом аналитик обогащает свое понимание бессознательно активизировавшихся интернализованных объектных отношений. В отличие от Рейкера, я бы хотел подчеркнуть, что при комплементарном контрпереносе аналитик может идентифицироваться не только с “внутренними объектами” пациента, но и с его Я-репрезентациями, которые пациент проецирует на аналитика, сам при этом идентифицируясь с интернализованными объектными отношениями.
Активизация примитивных интернализованных объектных отношений в психоаналитической ситуации, когда пациент и аналитик играют взаимно полярные роли, постоянно ими меняясь (поочередно, идентифицируясь с Я – и объект-репрезентациями), выполняет важнейшие диагностические и терапевтические функции. Чтобы использовать данный феномен для терапии, аналитик должен установить жесткие аналитические рамки, позволяющие контролировать отыгрывание вовне и дающие внутреннюю свободу фантазировать (“мечтать”), чтобы распознать спроецированные пациентом объектные отношения. Аналитик должен также постоянно отделять этот спроецированный материал от своих реакций контрпереноса (в узком смысле слова) и превратить свою интроспекцию в интерпретацию переноса, которая остается вневременной до тех пор, пока материал, полученный от пациента, не позволит установить генетическую связь с детством пациента. Другими словами, способность аналитика переносить искажения своих внутренних переживаний под влиянием регрессии переноса у пациента может стать эмпатией к тому, что сам пациент не выносит в себе. Из эмпатии рождается понимание, критически важное для интерпретации переноса.
Гринберг (Grinberg, 1979) предлагал отличать комплементарный контрперенос, когда в ответ на перенос пациента в аналитике активизируются внутренние объектные отношения его прошлого, от “проективной контридентификации”, когда такая активизация проистекает целиком из переноса пациента. Это предложение обогащает анализ реакций контрпереноса. На практике взаимоотношения между внутренним миром пациента и активизировавшимся при развитии контрпереноса внутренним миром аналитика всегда носят комплементарный характер.
Чем тяжелее патология пациента, тем в большей мере он выражает эмоциональную реальность посредством невербального поведения, в том числе через незаметные или грубые попытки контролировать аналитика. Иногда такое поведение несет в себе угрозу границам психоаналитической ситуации (этот феномен мы подробнее рассмотрим в следующем разделе). Такая ситуация не должна порождать распространенную ошибку, когда концепцию контрпереноса расширяют в такой степени, что включают в нее все проблемы аналитика, сталкивающегося с трудными пациентами. Ошибки, происходящие от недостатка опыта или знаний, есть просто ошибки, но не контрперенос.
КОНТРПЕРЕНОС И ТРАНСФЕРЕНТНАЯ РЕГРЕССИЯ
Рассматривая измерения, по которым можно классифицировать контрперенос, в их связи с личностью аналитика, мы можем создать всестороннюю концепцию контрпереноса. Устанавливая связи между бессознательными реакциями аналитика на перенос и всеми его эмоциональными реакциями на пациента, мы увидим, как перенос пациента искажает психоаналитическую ситуацию, а также оценим реалистичные эмоциональные реакции аналитика и его контрперенос в узком смысле слова.
При обычных обстоятельствах патология характера аналитика или какие-то его личные ограничения не должны влиять на терапию. Но когда аналитик сталкивается с тяжелой патологией пациента, у которого перенос пропитан примитивной агрессией, неизбежен контрперенос в широком смысле слова, а он может активизировать патологические черты характера аналитика. Особенно сильно эмоциональные реакции аналитика отражают особенности его личности в ситуации тупика или негативной терапевтической реакции.
Наиболее хрупким аспектом личности терапевта при таких обстоятельствах является, быть может, его креативность как психоаналитика. Под креативностью я подразумеваю способность с помощью воображения превращать материал, полученный от пациента, в цельную динамическую формулировку или в одну ясную фантазию, в какое-то конкретное переживание, дающее новое освещение всему материалу. Творчество психоаналитика тесно связано с его заботой о пациенте и умением видеть позитивные качества последнего, несмотря на его агрессию. Одним из источников творчества аналитика является его способность сублимировать свою агрессию, превращая ее в “проникающий”, проясняющий аспект аналитической техники. Забота, согласно Винникотту (1963), коренится в желании уничтожить агрессию с помощью любви к значимому объекту. Конечно, креативность терапевта выражает и сублимированные аспекты его либидинального отношения к пациенту. Естественно, что пациент направляет свою агрессию именно на эту творческую способность аналитика. Нарциссический пациент, в частности, сосредоточивает на аналитической креативности свою зависть, видя тут источник всего, что он получает от своего аналитика.
Когда аналитик встречается с попытками пациента очернить, нейтрализовать и разрушить его техническое вооружение, его самоуважение и личную безопасность, вера аналитика в свои способности, в то, что он может противостоять агрессии с помощью терпения, понимания и творческой интерпретации, – не отрицая при этом всей серьезности агрессии, заключенной в переносе, – позволяет ему продолжать работу с пациентом и таким образом оставаться хорошим объектом для пациента, несмотря на направленную на него агрессию.
Но забота о пациенте – особенно в периоды интенсивного отыгрывания вовне негативного переноса – также делает аналитика более ранимым. Его стремление сохранить контакт с “хорошим Я” пациента, когда его слова или молчание являются мишенью для насмешек пациента, его желание не только сохранить уважение к пациенту, но и видеть его любовь и то, что можно любить в его личности, – все это требует от аналитика эмоциональной открытости к пациенту. Это, конечно, еще больше подставляет аналитика под огонь агрессии пациента. В аналитической ситуации мы добровольно отказываемся от всего, что может порождать неразумные поступки и чрезмерные требования пациента, – и от защитной замкнутости в себе в ответ на нападение, и от жесткого утверждения своих социальных границ, защищающих нас от садистических атак в обычной социальной жизни.
По тем же причинам угроза невыносимой вины заставляет пациента интенсивнее пользоваться примитивными механизмами проекции, чтобы оправдать свою агрессию. Примитивные же формы проекции, в частности проективная идентификация, есть мощное межличностное оружие, с помощью которого можно “перевалить” агрессию на аналитика. Пациент провоцирует аналитика на ответную агрессию, а потом торжественно пользуется этим как рационализацией, оправдывающей его собственную агрессию. При терапии пограничных пациентов или пациентов с тяжелой патологией характера временами параноидные фантазии об этих пациентах зловещим образом вторгаются в мысли аналитика вне терапии, что отражает фантазии преследования пациента в переносе. Наконец, поскольку аналитик защищает слабое, хрупкое, атакуемое хорошее Я пациента, пациент может проецировать свои хорошие или идеализированные Я-репрезентации на аналитика, почти отдавая их ему “на хранение” и в то же время нападая на них под влиянием агрессии и зависти, которые первоначально пациент направлял на самого себя. Как подчеркивал Рейкер (1968), в таких обстоятельствах существует большая опасность, что пациенту удастся пробудить в аналитике мазохистические тенденции его характера.
В конце концов пациенты с тяжелой хронической регрессией, сопровождающейся господством примитивной агрессии в переносе, или же пациенты с тяжелой негативной терапевтической реакцией, которые постоянно “портят” работу аналитика и его позитивное отношение к ним, неизбежно активизируют в аналитике нормальные нарциссические защитные механизмы, которые охраняют его креативность и самоуважение. Это может еще больше усложнить реакции контрпереноса. По этой причине способность аналитика сублимировать, защищающая и сохраняющая его креативность и самоуважение перед лицом агрессии, может оказаться критически важной для того, чтобы выявить, ограничить и держать в разумных рамках свои реакции контрпереноса.
КОНТРПЕРЕНОС И НЕСПОСОБНОСТЬ БЫТЬ ЗАВИСИМЫМ ОТ АНАЛИТИКА
Как ни странно, описанные выше клинические ситуации могут возникать при минимальной трансферентной регрессии и при почти полном отсутствии проявлений агрессии в переносе. Я имею в виду некоторых пациентов, которые не в состоянии быть зависимыми от аналитика. У таких пациентов существует незаметное, глубокое и очень эффективное сопротивление переноса, направленное против зависимости от аналитика и связанной с нею регрессией переноса вообще.
КЛИНИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ
Создается внешнее впечатление, что такие пациенты не способны установить взаимоотношения переноса, что у них есть “сопротивление переносу”. Тем не менее само это сопротивление есть часть сложного трансферентного паттерна и признак одного из подтипов нарциссической патологии характера. Поскольку термин зависимость — слово неопределенное и двусмысленное, нужно уточнить, что я имею в виду.
Я не говорю о пациентах, у которых существует острое и хроническое сопротивление зависимости от аналитика, поскольку они боятся подчинения страшному родительскому образу или боятся гетеро – или гомосексуальных влечений; либо же так проявляется реактивное образование, защищающее их от пассивных оральных потребностей и от различных форм интенсивной амбивалентности. Но я говорю о пациентах, которые с самого начала терапии устанавливают совершенно стабильные взаимоотношения с аналитиком, и для этих отношений характерна следующая черта: им трудно действительно говорить аналитику о себе. Они говорят с аналитиком, чтобы на него повлиять, или говорят самим себе о себе; у аналитика же возникает отчетливое ощущение, что его устранили из сознания такого пациента.
Эти пациенты почти не способны слушать аналитика, используя его слова для исследования себя. Слушая аналитика, они с постоянством и непоколебимо как бы автоматически ищут в его словах скрытый смысл, пытаются понять его намерения, “механизмы”, работающие в его уме, его теории и технику. Они не позволяют себе переживать удивление в ответ на что-либо, появившееся в сознании в ответ на слова аналитика. Они представляют себе психоанализ как процесс обучения, в котором аналитик предлагает свои знания, а они, тщательно разобравшись в них и дав свою оценку, сознательно эти знания усваивают или же отвергают.
Они не могут постичь, как может знание о себе неожиданно появиться из бессознательного, они не представляют, что для понимания себя и интеграции этого знания требуется сотрудничество с аналитиком. Обычно таким пациентам трудно ощущать печаль, депрессию и вину, которые бы выражали глубокую заботу об их внутреннем мире; бессознательно они не могут себе представить взаимность отношений матери и ребенка и не способны, в бессознательном смысле слова, “заботиться” о себе. Это яркий пример нарциссической неспособности любить себя и доверять своему внутреннему миру.
Хотя то, что я описываю, представляет собой типичную конфигурацию переноса нарциссической личности, не всем нарциссическим личностям присущи эти особенности. Описываемый набор черт не связан с тяжестью нарциссической патологии, типичные признаки тяжелой нарциссической патологии – это значительное нарушение объектных отношений, антисоциальные черты и параноидная регрессия в переносе (включая микропсихотические параноидные эпизоды). Таким образом, можно наблюдать неспособность быть зависимым у нарциссических пациентов как с благоприятным, так и с неблагоприятным прогнозом в отношении терапии. Кроме того, хотя конфигурация переноса, которую можно обнаружить у различных пациентов, одна и та же, скрывающиеся за нею конфликты и вытесненная предрасположенность к переносу у каждого пациента своеобразны. Так, например, в процессе разрешения трансферентного сопротивления могут появиться депрессивные реакции, связанные с бессознательной виной, выраженные параноидные тенденции, в которых проявляются конфликты со смешением эдиповых и доэдиповых тем или гомосексуальные конфликты. Некоторые же пациенты вообще не способны чувствовать эмоции и выражать их словами, что может быть связано с ранними травматическими переживаниями. Описания МакДугала (McDougall, 1979), относящиеся к переносу при таких обстоятельствах, соответствуют моим наблюдениям.
ВЛИЯНИЕ НА АНАЛИТИКА
Тип переноса, описанный выше, вызывает ответный контрперенос аналитика и ставит под угрозу его творческие способности.
Прежде всего, поскольку у таких пациентов не появляется глубокого эмоционального отношения к аналитику, создается впечатление, что перенос вообще не развивается. Неопытному аналитику или кандидату кажутся непонятными и страшными пациенты, не лишенные способности к свободным ассоциациям, которые вроде бы могут погружаться в примитивные фантазии и детские воспоминания, выражать эмоции и у которых в то же время не происходит развития переноса. Ситуация сильно отличается от работы с обсессивным пациентом, которому интеллектуализация, рационализация, реактивное образование или другие защиты высшего уровня мешают выражать эмоции, при том, что сам пациент глубоко погружен в перенос.
Во-вторых, такие нарциссические пациенты постоянно и подозрительно наблюдают за интерпретациями терапевта, неустанно “интерпретируя” все его комментарии, и это может надолго парализовать аналитика в его коммуникации. Это более эффективный способ контроля, чем обычная тенденция нарциссических пациентов раскладывать интерпретации аналитика по полочкам, следя, чтобы его слова не были неожиданными (что пробудило бы зависть пациента) или такими, которые слишком легко обесценить (что вызвало бы у пациента тяжелое разочарование). В отличие от такого “распределения по рангам”, ограничивающего восприятие слов аналитика, пациенты, о которых мы говорим, все выслушивают, стремясь нейтрализовать или устранить непосредственное эмоциональное впечатление от интерпретации. У аналитика остается впечатление, что он разговаривал сам с собой или что произнесенные им слова растворились в воздухе, не достигнув пациента.
Кроме того, постоянное придирчивое наблюдение за аналитиком приводит к тому, что пациент внимательно изучает его “реальные” черты, его особенности и странности. У аналитика создается неприятное ощущение, что он подвергнут доброжелательному, несколько ироническому и веселому или же явно подозрительному наблюдению, и такой контроль разрушительнее, чем другие его формы, встречающиеся в аналитических взаимоотношениях.
Кроме того, эти пациенты “изучают” язык аналитика, его теорию и его любимые выражения в совершенстве, и потому они могут сочетать описания с интерпретациями настолько искусно, что аналитик перестает отличать эмоции от интеллектуализации или регрессивные фантазии от психоаналитической теории. Фактически и сам пациент не может отличить подлинно свое от того, чему он научился, общаясь с аналитиком. Все это создает такую психологическую структуру, которая мешает пациенту или аналитику понять бессознательные аспекты патологии пациента. В конечном итоге пациент сам становится жертвой своей неспособности быть зависимым от аналитика.
Под влиянием таких взаимоотношений аналитик может потерять свою спонтанность. Вместо того чтобы работать, равномерно распределяя свое внимание, он, защищаясь, начинает контролировать свои коммуникации. Отсутствие отношений переноса и его динамики в течение долгого времени вызывает у аналитика обескураживающее чувство, что на самом деле ничего не происходит, а он не может понять, почему. В конце концов он может почувствовать себя парализованным, а свою работу – бесполезным занятием. Он даже может заключить бессознательную сделку с пациентом и отщеплять один сеанс от другого, снова и снова принимая свое поражение и пытаясь начать все сначала.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Не так уж сложно диагностировать тупиковую ситуацию, создавшуюся на основе устойчивой защиты против зависимости. Но чтобы разрешить ее, от аналитика требуется неимоверная работа со своими реакциями контрпереноса по всему спектру измерений, перечисленных выше; особенно трудно сохранить способность к аналитической креативности. В такой тупиковой ситуации аналитику приходится напрягать свою фантазию, хранящую прошлые воспоминания, и использовать эмоциональное знание о том, как строят отношения пациент и аналитик в обычных обстоятельствах. Я имею в виду то, что Лэвальд (Loewald, 1960) называл основополагающими взаимоотношениями пациента и аналитика в психоаналитической ситуации: один человек осмеливается стать зависимым от другого, а другой в ответ принимает эту зависимость, сохраняя уважение к автономии первого человека.
Аналитику легче работать с такими пациентами, если он может четко представить себе, как бы ответил на интервенцию “нормальный” пациент, как бы тот исследовал свою реакцию, если бы находился в открытых и безопасных отношениях с аналитиком. Такое бывает, когда наблюдающее Эго пациента сотрудничает с аналитиком. Способность аналитика ощущать себя и аналитиком, и зависимым пациентом создает рамку, субъективную, но реалистичную, в которой легче увидеть и постепенно начать интерпретировать неспособность пациента быть зависимым.
Внимательное отношение к реакциям пациента на интерпретации – вот главное орудие, позволяющее исследовать и разрешить это сложное сопротивление переноса. Пациент, стремящийся понять, “как аналитик это сделал”, приписывает ему интеллектуализацию или говорит, что тот пользуется такой-то теорией, или что это реакция контрпереноса. Можно начать с прояснения вопроса, почему пациенту трудно предположить, что аналитик ответил на что-то спонтанно, желая помочь пациенту лучше понимать самого себя, а не из стремления манипулировать или наполнить голову пациента своими теориями. Аналитик может высказать предположение, что пациент таким образом обесценивает свой собственный мир фантазий и свои эмоциональные переживания, хотя внешне он лишь ставит под сомнение способность аналитика к спонтанной интроспекции. Можно также обратить внимание на типичную парадоксальную реакцию нарциссического пациента, который, ощущая помощь или понимание аналитика, стремится это отрицать, и начать прояснение этого паттерна и интерпретацию разрушительных действий пациента (Rosenfeld, 1964).
Временами “бессмысленность” или отсутствие эмоционального контакта между пациентом и аналитиком могут воспроизводить конкретные патогенные взаимоотношения с родительскими объектами. Безнадежный, злобный, упрямый пациент провоцирует аналитика на то, чтобы тот продемонстрировал разницу между аналитической ситуацией и прошлым пациента. Эта провокация осложняется бессознательной завистью пациента к аналитику, – который воспринимается как независимый человек, уверенный в своих творческих способностях, – и желанием разрушить аналитическую работу. Сложность заключается в том, что сама интерпретация этого паттерна может быть преждевременной и пациент разрушит ее с помощью интеллектуализации, вплетет в свои ассоциации, поддерживающие отрицание психической реальности. В таких случаях помогает постоянная проработка использования интеллектуального инсайта для защиты и внимательное отношение к этой особенности пациента.
Довольно часто внимание аналитика, направленное на идентификацию пациента с фрустрирующим, садистическим, наказывающим объектом прошлого, который порождает недоверие как к аналитику, так и к своему собственному внутреннему миру (это, в конечном итоге, агрессивная и отвергающая материнская интроекция, отрицающая как потребность пациента в зависимости, так и его эмоциональную жизнь вообще), может прояснить и разрешить этот паттерн в контексте анализа идентификаций, составляющих грандиозное Я. В данном случае идеализация своего Я пациентом, отрицающим, что ему нужны другие, смешана с идентификацией с агрессором (который еще не был уличен в своей агрессии по отношению к нормальному, инфантильному, зависимому Я пациента).
У пациентов, которые начали проработку этого типа переноса, можно наблюдать интересный феномен: когда они понимают что-то новое, то начинают отрицать эмоциональную сторону своих взаимоотношений с аналитиком. Таким образом, паттерн, который изначально был постоянным и устойчивым, становится подвижным и возобновляется тогда, когда углубляются взаимоотношения переноса. Повторная интерпретация такого поведения, когда аналитик видит его возобновление, может помочь проработке, хотя такие повторения часто вызывают жалобы пациентов, что аналитик продолжает исследование одной и той же темы, тем самым отрицая прогресс пациента.
У таких пациентов развитие переноса с глубокой регрессией и интенсивными эмоциональными реакциями – будь они даже ярко параноидными – есть знак движения вперед по сравнению с прежним стабильным трансферентным сопротивлением. Прогноз для пациентов, которые никогда не могли хотя бы понять природу своей неспособности быть зависимыми от аналитика, намного хуже. Чтобы отличить одну категорию пациентов от другой, нужно много времени. Необходимо отличать интеллектуальное понимание интерпретации, касающейся неспособности пациента быть зависимым от аналитика, от эмоционального понимания, которое в конечном итоге приводит к изменению переноса.
Понравилось это:
Нравится Загрузка…
Перенос против контрпереноса в терапии: 6 примеров
Веками термин «перенос» ассоциировался с патологией, запутанными границами и нездоровыми терапевтическими сеансами.
В действительности перенос происходит в контексте отношений и представляет собой сложное взаимодействие эмоций, воспоминаний и подсознательных действий.
Хотя перенос — это явление, наблюдаемое в повседневной жизни, отношениях и взаимодействиях, мы более подробно рассмотрим, как он влияет на профессиональные условия, и изучим практические способы сделать его полезным аспектом терапии.
Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения на позитивные отношения. Эти подробные, научно обоснованные упражнения помогут вам или вашим клиентам построить здоровые отношения, обогащающие жизнь.
Эта статья содержит:
- Что такое перенос и контрперенос?
- 6 примеров из жизни
- Психологические теории, лежащие в основе концепций
- 4 признака, на которые следует обращать внимание во время сеансов
- 5 способов справиться с этим в терапии
- Плох ли контрперенос? Этические соображения
- 2 полезных рабочих листа для терапевтов и клиентов
- Соответствующие ресурсы PositivePsychology. com
- Сообщение на вынос
- Ссылки
Что такое перенос и контрперенос?
Фрейд и Брейер (1895) первоначально определили и обсудили перенос и контрперенос в терапевтическом контексте. Эти концепции были важной частью психоаналитического лечения, но с тех пор были приняты большинством форм психотерапии.
Эти концепции встречаются в любых отношениях, и терапевтические отношения не являются исключением.
Так что же такое перенос и контрперенос?
Перенос
Перенос в терапии — это акт, когда клиент неосознанно переносит чувства к кому-то из своего прошлого на терапевта. Фрейд и Брейер (1895) описывали перенос как глубокие, интенсивные и бессознательные чувства, которые развиваются в терапевтических отношениях с пациентами. Они проанализировали перенос, чтобы объяснить искажения в восприятии реальности клиентом.
В то время как Фрейд рассматривал перенос как патологический, повторяющийся и не отражающий нынешние отношения между клиентом и терапевтом (Wachtel, 2008), современная психология отвергла эту оценку.
Многие психологические подходы признают, что ответы терапевта могут вызывать реакции у клиента, а процесс взаимодействия может быть полезным или вредным для терапии (Fuertes, Gelso, Owen, & Cheng, 2013).
Перенос является многоуровневым и сложным и происходит, когда мозг пытается понять текущий опыт, исследуя его через прошлое (Макари, 19 лет).94).
Существуют три основные категории переноса.
- Позитивный перенос — это когда приятные аспекты прошлых отношений проецируются на терапевта. Это может позволить клиенту увидеть терапевта заботливым, мудрым и чутким, что полезно для терапевтического процесса.
- Негативный перенос возникает, когда негативные или враждебные чувства проецируются на терапевта. Хотя это звучит пагубно, но если терапевт осознает и признает это, это может стать важной темой для обсуждения и позволить клиенту изучить эмоциональные реакции.
- Сексуализированный перенос — это когда клиент чувствует влечение к своему терапевту.
Терапевт может получить представление о моделях мышления и поведении клиента посредством переноса, если он может определить, когда это происходит, и понять, откуда оно исходит. Перенос обычно происходит из-за моделей поведения, созданных в детских отношениях.
Типы переноса включают:
- Отцовский перенос
Восприятие терапевта как отца, который является могущественным, мудрым, авторитетным и защищающим. Это может вызвать чувства восхищения или волнения, в зависимости от отношений клиента с отцом. - Материнский перенос
Ассоциирование терапевта с фигурой матери, которая рассматривается как любящая, влиятельная, заботливая или утешающая. Этот тип переноса может вызвать доверие или негативные чувства, в зависимости от отношений клиента с его матерью. - Перенос между братьями и сестрами
Может отражать динамику отношений между братьями и сестрами и часто возникает при отсутствии родительских отношений. - Несемейный перенос
Происходит, когда клиенты идеализируют терапевта и отражают стереотипы, влияющие на клиента. Например, священник считается святым, а врач должен лечить и лечить недуги. - Сексуализированный перенос
Происходит, когда человек, проходящий терапию, испытывает сексуальное влечение к своему терапевту. Эротический перенос представляет собой всепоглощающее влечение к терапевту и может нанести ущерб терапевтическому альянсу и прогрессу клиента.
Контрперенос
Контрперенос рассматривается как реакция терапевта на проекции клиента на терапевта. Это было определено как перенаправление чувств терапевта на пациента и эмоциональную запутанность, которая может возникнуть с пациентом (Fink, 2011).
Хотя Фрейд считал контрперенос опасным, поскольку психоаналитик должен оставаться полностью объективным и беспристрастным, с тех пор эти взгляды подверглись сомнению (Бойер, 19 лет).82).
Racker (1988) выдвинул идею о том, что чувства терапевта имеют значение и могут привести к важному содержанию, которое необходимо проработать с клиентом. Его определение контрпереноса — это «то, что возникает из-за идентификации аналитиком себя с внутренними объектами (клиентов)» (Racker, 1988, стр. 137).
Когда эти реакции проявляются, с ними можно справиться и привести к здоровым терапевтическим отношениям.
6 Примеры из реальной жизни
Ниже приведена подборка примеров из реальной жизни и несколько отличных видеороликов, иллюстрирующих как перенос, так и контрперенос.
1. Я влюблен в своего терапевта
Это видео дает хорошее описание эротического или сексуального переноса. Это самая опасная форма переноса, которая может нанести вред терапевтическому союзу и процессу.
2.
СопраноЗнаменитый телесериал Сопрано дает нам драматический пример сексуализированного переноса, который нарушает все этические нормы поведения во время сеанса терапии.
3. Пример негативного переноса
Аманда (32-летняя женщина) приходит в ярость на своего терапевта, когда он обсуждает назначение домашних заданий. Она громко вздыхает и заявляет: «Я пришла на терапию НЕ за этим. Домашнее задание? Я больше не в начальной школе!»
Терапевт сохраняет спокойствие и заявляет: «Похоже, вы расстроены из-за домашних заданий. Расскажите мне, что вы испытываете прямо сейчас».
Изучив всплывшие на поверхность эмоции, Аманда и ее терапевт пришли к выводу, что она испытывала неразрешенный гнев по отношению к вербально оскорбляющему авторитарному учителю начальной школы.
4. Ролевая игра
Это видео было создано терапевтом для демонстрации нескольких типов переноса и контрпереноса. Терапевт играет обе роли (клинициста и терапевта), чтобы разыгрывать/разыгрывать примеры того, как перенос может происходить на сеансе.
5. Она такая забавная
В этом комичном клипе, где известная актриса Дженнифер Энистон притворяется терапевтом, мы можем увидеть преувеличенные примеры контрпереноса. В этом случае не существует профессиональных границ, этики или соответствующих терапевтических практик.
youtube.com/embed/Cu5F2Z9mKmo?feature=oembed&enablejsapi=1&origin=https://positivepsychology.com» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture; web-share» allowfullscreen=»»/>6. Школьное консультирование
Контрперенос особенно тяжело проявляется в условиях школьного консультирования.
По словам члена Американской ассоциации консультирования (ACA) Мэтью Армеса, консультанта средней школы в Мартинсбурге, Западная Вирджиния, «все консультанты ходили в школу и имеют связанные воспоминания». Далее Армс говорит, что «работа со студентами, которые имеют дело с ожиданиями своих родителей и борьбой в отношениях, может вызвать у него контрперенос, потому что его родители развелись, когда он пошел в старшую школу» (Notaras, 2013).
Сначала Армес отверг своего отца во время развода, но в конце концов восстановил отношения. Он заявляет, что, поскольку так много студентов переживают развод, он глубоко сопереживает этой проблеме. Важно установить прочные границы вокруг этой связи и эмпатии, чтобы эффективно «дать [учащимся] знать, что [они] не одиноки и что есть способы стать сильнее».
Психологические теории, лежащие в основе концепций
Существуют ли теории, объясняющие эти конкретные примеры переноса? Перенос и контрперенос коренятся в психодинамической теории, но также могут поддерживаться социально-когнитивными теориями и теориями привязанности.
В этих теориях используются разные подходы к изучению того, как неадекватное поведение развивается подсознательно и вне нашего контроля.
Психоаналитическая теория
В психоаналитической теории перенос происходит через проекцию чувств клиента на терапевта, что позволяет терапевту анализировать клиента (Freud & Breuer, 1895).
Эта теория рассматривает человеческое функционирование как взаимодействие побуждений и сил внутри человека и бессознательных структур личности.
В рамках психоаналитической теории защитные механизмы — это поведение, которое создает «безопасную» дистанцию между людьми и неприятными событиями, действиями, мыслями или чувствами (Horacio, 2005).
Психоаналитическая теория утверждает, что перенос является терапевтическим инструментом, критически важным для понимания подавленных, спроецированных или перемещенных чувств человека (Horacio, 2005). Исцеление может произойти, когда основные проблемы будут эффективно выявлены и устранены.
Социально-познавательная перспектива
Карл Юнг (1946, стр. 185), психолог-гуманист, утверждал, что в диаде переноса оба участника испытывают множество противоположностей:
«В любви и психологическом росте ключом к успеху является способность выдерживать напряжение противоположностей, не отказываясь от процесса, и что это напряжение позволяет человеку расти и трансформироваться».
Эту динамику можно увидеть в современной социально-когнитивной перспективе, которая объясняет, как перенос может происходить в повседневной жизни. Когда люди встречают нового человека, который напоминает им кого-то из их прошлого, они подсознательно предполагают, что новый человек имеет схожие черты и характеристики.
Человек будет относиться к новому человеку и реагировать на него тем же поведением и тенденциями, что и с первоначальным человеком, перенося старые модели поведения в новую ситуацию.
Теория привязанности
Теория привязанности — еще одна теория, которая может помочь объяснить перенос и контрперенос. Привязанность — это глубокая и прочная эмоциональная связь между двумя людьми.
Он характеризуется специфическим поведением в детстве, таким как поиск близости к объекту привязанности, когда он расстроен или ему угрожают, и развивается в первые несколько лет жизни (Боулби, 19 лет).69). Если у ребенка развивается нездоровый стиль привязанности, позже он может спроецировать свою неуверенность, тревогу и избегание на терапевта.
4 признака, на которые следует обращать внимание во время сеансов
Ключ к тому, чтобы перенос оставался эффективным инструментом терапии, заключается в том, чтобы терапевт осознавал, когда он происходит.
1. Излишне сильные (или неуместные) эмоции
Когда клиенты выражаются гневом или страданием, которые кажутся чрезмерными для обсуждаемой темы, это явный признак того, что может иметь место перенос.
Клиенты могут даже демонстрировать неуместный смех по поводу несмешных вопросов, что может быть сигналом для вмешательства терапевта (Lambert, Hansen, & Finch, 2001).
Терапевт может обратиться к сильным или неуместным эмоциям и добраться до основных проблем.
2. Эмоции, направленные на терапевта
Очевидным признаком переноса является то, что клиент направляет эмоции на терапевта. Например, если клиент плачет и обвиняет терапевта в том, что он задел его чувства из-за наводящего вопроса, это может быть признаком того, что родитель обидел клиента в связи с аналогичным вопросом/темой в прошлом.
3. Необоснованная неприязнь к клиенту
Терапевты также должны осознавать контрперенос, когда они проецируют чувства на клиента. Одним из наиболее распространенных признаков контрпереноса является неприязнь к клиенту без видимой или очевидной причины (Lambert et al. , 2001).
Это хорошая возможность для терапевта изучить личные ценности, убеждения и эмоции, связанные с характеристиками клиента и прошлыми отношениями.
4. Становление чрезмерно эмоциональным или озабоченным клиентом
Еще одним сигналом контрпереноса является то, что терапевт замечает, что мысли и чувства по отношению к клиентам занимают значительное количество времени вне сессий.
Для терапевтов естественно думать о своих клиентах за пределами терапевтического кабинета, но когда к ним присоединяются сильные эмоции или становятся навязчивыми или навязчивыми мыслями, терапевту, возможно, придется направить клиента к другому практикующему врачу.
Загрузить 3 пакета позитивных отношений (PDF)
Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.
5 способов справиться с этим в терапии
Психологические, духовные и эмоциональные проблемы могут спровоцировать наиболее образованных и опытных терапевтов в рамках терапевтической динамики.
Некоторые способы управления переносом и контрпереносом в терапии включают следующее.
1. Поддержка сверстников
Проконсультируйтесь с коллегой, руководителем или руководителем клиники, когда чувствуете эмоциональный триггер или реакцию. Когда сеанс особенно сложен, он может заставить терапевта пожертвовать эмпатией и объективностью.
Регулярная поддержка коллег и встречи по клинической терапии могут быть полезными. Компания Brickel and Associates располагает дополнительной информацией о вариантах поиска онлайн-поддержки коллег.
2. Непрерывная саморефлексия
Изучите чувства по отношению к отдельным клиентам и запишите, как вы сознательно или бессознательно реагируете на них во время сеанса.
Наша статья о самоанализе и самоанализе описывает практические способы изучения самоанализа.
3. Четкие границы
Установите соответствующие границы в отношении расписания, оплаты и приемлемого поведения во время сеанса. Обсудите любое неправильное понимание намерений и эмоциональных проекций, как только это произойдет.
4. Осознанность
Практикуйте осознанность во время сеансов и вне их, чтобы исследовать личные мысли и чувства.
Получите представление об усталости от сострадания, выгорании, чрезмерном стрессе или неспособности качественно выполнять клиническую работу. Наблюдайте за промежутком между стимулом и реакцией и делайте соответствующие обдуманные реакции.
5. Эмпатия
Лихтенберг, Борнстейн и Сильвер (1984) сформулировали, что эмпатия является основой интерсубъективности человека, и что ее неспособность продемонстрировать является самым большим препятствием для лечения.
Отсутствие эмпатии может быть предвестником контрпереноса. Когда мы практикуем эмпатию, мы смотрим на ситуацию и клиента не с нашей точки зрения, что делает контрперенос менее вероятным.
Плох ли контрперенос? Этические соображения
Работа с переносом и контрпереносом — это пожизненный процесс для терапевтов и клиницистов.
Словарь социальной работы определяет «контрперенос» как набор сознательных или бессознательных эмоциональных реакций на клиента, испытываемых социальным работником или специалистом, и устанавливает конкретные этические вопросы, которые следует учитывать на практике (Баркер, 2014).
Как и перенос, контрперенос не всегда плох и может быть эффективным инструментом в терапии при правильном использовании. Этические соображения, изложенные ACA и Ассоциацией социальных работников Ньюфаундленда и Лабрадора (2018 г.), включают:
- Профессиональные границы
При контрпереносе важно учитывать, как могут быть затронуты профессиональные границы. Профессионалы должны убедиться, что отношения всегда в первую очередь служат потребностям клиента. - Конфликт интересов
Контрперенос может привести к конфликту интересов, препятствующему способности специалиста оставаться беспристрастным или объективным. Практикующие могут увлечься своими эмоциональными и личными проблемами, что мешает им обеспечить эффективное лечение и беспристрастное суждение. - Самораскрытие
При рассмотрении вопроса о самораскрытии специалист должен изучить преимущества/риски и выяснить, чьи потребности удовлетворяются. Также важно подумать о том, испытывает ли клиент перенос и как это влияет на терапевтические отношения. - Компетентность на практике
Специалисты в области психического здоровья должны предлагать максимально качественные услуги, и терапевтические отношения должны быть прекращены, если контрперенос влияет на способность компетентно практиковать.
Обмен опытом с клиентом может усилить эмпатию, но терапевты и специалисты в области психического здоровья должны учитывать этические соображения для обоснованного принятия решений.
Самоанализ и самосознание — одни из самых мощных инструментов для принятия этических решений. Следующие рабочие листы и ресурсы могут помочь в этом.
2 Полезные рабочие листы для терапевтов и клиентов
Для получения некоторых полезных материалов, которые помогут вам и вашему клиенту лучше понять перенос, ознакомьтесь со следующими рабочими листами.
1. Рабочий лист «Перенос осознания»
Этот базовый рабочий лист помогает как клиентам, так и врачам определить конкретных людей в их жизни и их когнитивные и эмоциональные реакции на них. Это упражнение может показать, как прошлые отношения переносятся в настоящий момент.
2. Упражнение на перенос
Это бесплатное упражнение было разработано, чтобы помочь студентам, изучающим клиническую психологию, о переносе. Повторить это упражнение может быть полезно даже опытным клиницистам.
Соответствующие ресурсы PositivePsychology.com
В нашем блоге вы найдете еще больше ресурсов по темам переноса, границ общения и терапевтических отношений.
Для начала ознакомьтесь с некоторыми из следующих бесплатных материалов:
- 3-этапная таблица осознанности
Осознанность — это важный инструмент, который терапевты и клиенты должны постоянно практиковать. Этот простой, но эффективный рабочий лист может привести обе стороны к самосознанию и снизить вероятность непродуктивного переноса. - Уровни проверки
Эта краткая самооценка помогает терапевтам и консультантам оценить уровень, на котором они обычно оценивают чувства и переживания своих клиентов, начиная от внимательного слушания и заканчивая радикальной искренностью. - Рабочий лист «Внимательное слушание»
В этом руководстве представлены пять простых шагов, которые помогут вам научиться точно слушать, и их можно использовать для установления норм общения в начале терапевтических отношений. - Формула уверенности
В этом рабочем листе из трех частей представлена формула, которая поможет вам или вашим клиентам четко и уважительно общаться, когда чье-то поведение вызывает проблемы.
Помимо этих инструментов, эти статьи являются отличным дополнительным материалом для чтения:
- Как установить здоровые границы в терапии
- Терапевтические отношения в консультировании
- Прекращение терапии
Сообщение на вынос
Специалисты в области психического здоровья практикуют в очень одиноком мире, связанном конфиденциальностью и этическими соображениями. Мы должны одновременно знать об эмоциях и отзывах клиентов о проекте, а также об эмоциях и мыслях, которые переживаются лично.
Перенос и контрперенос могут быть палкой о двух концах. Они могут разрушить терапевтический процесс или открыть путь к исцелению. Они могут разрушить терапевтический альянс или стать его самым эффективным инструментом.
Выявление примеров переноса и контрпереноса — прекрасная отправная точка для предотвращения негативного вмешательства в терапию.
Саморефлексия, осознанность, эмпатия и этические границы — превосходные инструменты, гарантирующие, что перенос, возникающий во время сеанса, будет направлен полезным и терапевтическим образом.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать наши три упражнения для позитивных отношений.
- Баркер, Р. (2014). Словарь социальной работы . НАСВ Пресс.
- Боулби, Дж. (1969). Приложение и утрата: Приложение 9 к Тому I0042 . Основные книги.
- Бойер, Л.Б. (1982). Аналитический опыт работы с регрессировавшими пациентами . Неизвестный издатель.
- Финк, Б. (2011). Основы психоаналитической техники: Лакановский подход для практиков . WW Norton & Co.
- Фрейд, С., и Брейер, Дж. (1895).
- Фуэртес, Дж. Н., Гелсо, К., Оуэн, Дж., и Ченг, Д. (2013). Реальные отношения, рабочий альянс, перенос/контрперенос и результат ограниченного во времени консультирования и психотерапии. Консультативная психология Ежеквартально , 26 (3), 294–312.
- Орасио, Э. (2005). Основы психоаналитической техники . Книги Карнака.
- Юнг, К. (1946). Психология переноса . Издательство Принстонского университета.
- Ламберт, М.Дж., Хансен, Н.Б., и Финч, А.Е. (2001). Исследования, ориентированные на пациентов: использование данных о результатах лечения пациентов для усиления эффекта лечения. Журнал консультационной и клинической психологии , 69 , 159–172.
- Лихтенберг Дж., Борнштейн М. и Сильвер Д. (1984). Эмпатия I . Аналитическая пресса.
- Макари, Г. Дж. (1994). К интеллектуальной истории переноса. Психиатрические клиники Северной Америки , 17 (3), 559–570.
- Ассоциация социальных работников Ньюфаундленда и Лабрадора. (2018). Стандарты практики для социальных работников в Ньюфаундленде и Лабрадоре. Получено 15 июня 2021 г. с https://nlcsw.ca/sites/default/files/inline-files/Standards_of_Practice.pdf
- Нотарас, С. (2013). Участие в контрпереносе. Консультация сегодня , 9 , 29–31.
- Рэкер, Х. (1988). Значение и использование контрпереноса. В B. Wolstein (Ed.), Основные документы по контрпереносу. Издательство Нью-Йоркского университета.
- Wachtel, PL (2008). Теория отношений и практика психотерапии . Гилфорд Пресс.
Перенос, контрперенос и сопротивление в психоанализе (401)
Перенос, контрперенос и сопротивление в психоанализе (401)
Преподаватель: Майк Маклин, доктор медицины
Этот курс из 16 занятий рассматривает некоторые исторические основы переноса, контрпереноса и сопротивления и исследует технические навыки, вытекающие из этих концепций. . Эти концепции неразрывно связаны и занимают центральное место в работе анализа. Перенос обычно представляет собой смещенные чувства, мысли или поведение, зародившиеся в детстве, которые проецируются на аналитика. Перенос является вездесущим и в значительной степени бессознательным, но аналитический сеттинг дает возможность исследовать его ранние производные, чтобы позволить анализанду вступать в отношения с большей гибкостью. На занятии будет изучено, как работать с переносом по мере его возникновения, особенно в том, что касается сопротивления. Исследование переноса часто является сильным источником сопротивления, принимающего форму защиты от осознания переносных чувств, мыслей или поведения. Перенос может принимать различные формы, в том числе позитивные, негативные, враждебные и эротические, и каждая из них может быть изменена гендерной парой аналитика и пациента. Хотя понятия, связанные с переносом, остались довольно стабильными, класс также исследует, как он концептуализируется в различных теоретических моделях и в разное время на протяжении лечения.
Контрперенос представляет собой сходные явления, но более конкретно определяется как те переносные чувства, которые возникают у аналитика по отношению к анализанду в ходе лечения. Концепция контрпереноса развивалась с течением времени, но все чаще рассматривается как неотъемлемая часть анализа. Хотя аналитик может не раскрывать свои контрпереносные чувства, их можно использовать для получения важных ключей к пониманию бессознательного пациента по мере развития лечения. Далее, сопротивление в анализе может быть не только со стороны пациента, но может проявляться как реакция на стиль, личность или контрперенос аналитика. На занятии будет изучено, как использование контрпереноса эволюционировало с течением времени, и как понять и использовать свои реакции контрпереноса.
Класс будет ограничен 10 учениками и предназначен для врачей среднего и продвинутого уровня.
Зарегистрируйтесь здесь
Когда: 23 января — 8 мая 2018
Время: 7:10 — 8:40
CME Creatdit : 24 часа / Все остальные: Письмо о присутствии
Предварительное требование: Этот класс открыт для зачисленных студентов психоаналитических направлений «Взрослый», «Ребенок/взрослый» и «Детский психоанализ». Учащиеся должны пройти все или почти все курсы основной учебной программы. Лица, окончившие курс психодинамической психотерапии, или студенты, зачисленные на этот курс, которые прошли все или почти все основные учебные программы и имеют по крайней мере одно дело в процессе, также могут пройти курс с разрешения инструкторов.
Кредит программы обучения: Студенты, успешно окончившие этот курс, могут получить баллы в программах обучения психоанализу.
Об инструкторе : Майкл Маклин, доктор медицины
Обязательный текст : Для публикации
Программа курса: Будет опубликована
Крайний срок регистрации и обучения 16 января. Регистрационный взнос в размере 25 долларов США оплачивается во время подачи заявки.
ОБСЛУЖИВАНИЕ: 650 долл. США
$ 485 для студентов, зачисленных в учебные программы
$ 600 для аспирантов. не взимается плата за регистрацию курса. Студенты, регистрирующиеся более чем на один курс в семестр, платят только один регистрационный взнос. В особых случаях мы можем принять регистрацию после крайнего срока регистрации, но будет взиматься дополнительная плата за позднюю регистрацию в размере 20 долларов США.
Политика отмены курса
Зарегистрируйтесь здесь
Цели обучения курса:
- Обсудить историческую эволюцию концепции сопротивления.
- Обсудите историческую эволюцию концепции переноса.
- Обсудите историческую эволюцию концепции контрпереноса.
- Сравните понятие сопротивления с понятием защитного механизма.
- Сравните концепцию сопротивления в различных психоаналитических теоретических подходах.
- Сравните концепцию переноса в различных психоаналитических теоретических подходах.
- Сравните концепцию контрпереноса в различных психоаналитических теоретических подходах.
- Анализ различных форм резистентности в клиническом материале.
- Анализ различных форм переноса в клиническом материале.
- Анализ различных форм резистентности в клиническом материале.
- Применение соответствующих технических навыков в клинической ситуации резистентности.
- Применять соответствующие технические навыки в клинической ситуации переноса.
- Применить соответствующие технические навыки в клинической ситуации контрпереноса.
- Обсудите, как перенос действует как сопротивление.
- Обсудите, как контрперенос действует как сопротивление.
- Обсудите роль терапевтического альянса в содействии развитию поддающегося анализу переноса.
- Обсудите связь проективной идентификации с переносом и контрпереносом.
- Обсудите концепцию разыгрывания как сопротивления.
- Обсудите важность анализа переноса для психоанализа.
- Предскажите вероятный перенос и контрперенос в отдельных случаях, используя дату развития.
- Опишите отыгрывание и смещения переноса в клиническом материале.
- Опишите аналитический процесс с точки зрения сопротивления, переноса и контрпереноса.
- Обсудите меняющиеся методы управления сопротивлением и переносом в ходе анализа.
- Используйте эти концепции и навыки в клинической практике.
Информация о CE & CME :
Это мероприятие было спланировано и реализовано в соответствии с аккредитационными требованиями и политикой Совета по аккредитации непрерывного медицинского образования (ACCME) при совместной поддержке Американской психоаналитической ассоциации. и Психоаналитический центр Каролины. Американская психоаналитическая ассоциация аккредитована ACCME для обеспечения непрерывного медицинского образования для врачей.
Американская психоаналитическая ассоциация присваивает этому живому занятию максимум 24 кредита AMA PRA категории 1TM. Врачи должны претендовать только на кредит, соизмеримый со степенью их участия в деятельности.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ВСЕХ УЧАЩИХСЯ: Ни один из организаторов и ведущих этой программы CME не имеет каких-либо соответствующих финансовых отношений, чтобы раскрыть.