Татьяна имя википедия: Татьяна (значения) — Википедия – Значение имени Татьяна, происхождение, характер и судьба имени Татьяна

Татьяна имя википедия: Татьяна (значения) — Википедия – Значение имени Татьяна, происхождение, характер и судьба имени Татьяна

Содержание

Татьяна Ларина — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Ларина.
Татьяна Ларина

илл. М. П. Клодта (1886)
Создатель Александр Пушкин
Произведения Евгений Онегин
Пол женский
Возраст 13 — 21 год
Дата рождения вероятно, 1803 год[1]; видимо, Москва, т.к. там её крестили[2]
Семья сестра — Ольга, покойный отец — бригадир Дмитрий Ларин, мать — Прасковья, кузина матери — Алина (Александра ?)[1], муж — генерал князь N
Логотип Викицитатника Цитаты в Викицитатнике

Татья́на Дми́триевна Ла́рина

, в замужестве княгиня N (в опере — княгиня Гремина) — главная героиня романа «Евгений Онегин». Эталон и пример для бесчисленных женских персонажей в произведениях многих русских писателей, «национальный тип» русской женщины, пылкой и чистой, мечтательной и прямодушной, стойкого друга и героической жены[2].

Имя[править | править код]

Имя «Татьяна», выбранное поэтом для своей героини, позже стало чрезвычайно популярным во многом благодаря роману. Однако в начале XIX века оно считалось «простонародным», старомодным[1], и Пушкин даже специально оговаривает: «Впервые именем таким / страницы нежные романа / мы своевольно освятим». Сначала, как свидетельствуют черновики, он думал назвать её «Наташа»[3]. Примерно треть упоминаний о ней — как о «Тане»[4].

Внешность[править | править код]

Поэт противопоставляет тёмноволосую Татьяну прекрасной златокудрой и румяной Ольге: «никто б её назвать прекрасной не мог». Татьяна не привлекает ни красотой, ни румяной свежестью (2, XXV), имеет

«бледный цвет и вид унылой» (4, XI). Когда она приезжает в Москву, местные барышни находят её «что-то странной, / провинциальной и жеманной, / и что-то бледной и худой, / а впрочем, очень недурной» (7, XLVI), при появлении в театре «не обратились на неё ни дам ревнивые лорнеты, ни трубки модных знатоков».

Характер и манеры[править | править код]

В начале книги нам представлена застенчивая барышня-подросток. Она «дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива», не умеет ласкаться к родителям, «и часто целый день одна / сидела молча у окна» (2, XXV), задумчива. Мотив необщительных детей был распространён в романтической литературе[2]. По описанию Ленского, она «грустна и молчалива, как Светлана» (персонаж баллады Жуковского). Позже Пушкин упоминает «её рассеянную лень» (7, XLIV).

По прошествии нескольких лет замужняя дама Татьяна взрослеет и кардинально меняется: «Она была нетороплива, / Не холодна, не говорлива, / Без взора наглого для всех, / Без притязаний на успех (…) Всё тихо, просто было в ней, / Она казалась верный снимок / Du comme il faut…»

(8, XIV). «Никто б не мог её прекрасной / Назвать; но с головы до ног / Никто бы в ней найти не мог / Того, что модой самовластной / В высоком лондонском кругу / Зовётся vulgar» (8, XV). Теперь это равнодушная княгиня, неприступная богиня роскошной царственной Невы.

Язык. Ларина, как представительница дворянского сословия своего времени, плохо говорит по-русски, переписку ведёт на французском языке. «Она по-русски плохо знала, / журналов наших не читала, / и выражалася с трудом / на языке своём родном» (III, XXVI). Тем не менее, по выражению Пушкина — «Татьяна (русская душою)».

Занятия[править | править код]

Барышня Татьяна не занимается традиционными девичьими занятиями — не вышивает, не играет в куклы, не играет со сверстницами в горелки и другие подвижные игры, зато любит слушать страшные рассказы няни Филипьевны.

«Татьяна верила преданьям / Простонародной старины, / И снам, и карточным гаданьям, / И предсказаниям луны. / Её тревожили приметы» (5, V). Возможно, страдает бессонницей, поскольку встаёт ещё затемно и встречает восход. «Предупреждать зари восход», как это делала Татьяна, было поведением романтическим[2]. Неоднократно упоминается её любовь сидеть молча у окна[5]. Как отмечает Набоков, «селеноподобная душа Татьяны постоянно обращена к романтической уединенности, окно становится символом тоски и одиночества»[2].

Книги[править | править код]

Логотип Викицитатника

Её главное занятие — чтение: «Ей рано нравились романы; / Они ей заменяли всё; / Она влюблялася в обманы / И Ричардсона и Руссо» (2, XXIX). В круг её чтения входят книги Ричардсона «История сэра Чарльза Грандисона» и «Кларисса» (очевидно

[2], в выхолощенном французском переводе аббата Прево), Руссо «Новая Элоиза», Софи Мари Коттен «Матильда»[6], Юлия Крюденер «Валери, или Письма Гюстава де Линара к Эрнесту де Г…», мадам де Сталь «Дельфина», Гёте «Страдания юного Вертера». По мнению комментаторов, это характеризует иронично-критическое отношение Пушкина к чтению провинциальных барышень. Это книги добайроновского периода, особенно сентиментальные эпистолярные романы XVIII века[2]. Набоков, анализируя любимые романы Татьяны, отмечает, что их героини остаются такими же верными своим мужьям, как позже Татьяна своему. Он также обращает внимание на «чувство едва ли не патологического уважения и своеобразную экзальтированную сыновнюю любовь, которую испытывают юные герои этих произведений к зрелым и необщительным супругам молодых героинь»[2]. Также она читает сонник Мартына Задеки. Книги оказывают сильное влияние на её поведение. Юрий Лотман пишет: «Текст письма Татьяны представляет собой цепь реминисценций в первую очередь из текстов французской литературы (…) Её собственная личность — жизненный эквивалент условной романтической героини, в качестве которой она сама себя воспринимает».

Возраст[править | править код]

Юрий Лотман в комментариях к книге пишет, что Татьяна вероятно родилась в 1803 году, так как роман начинается в 1819 году, а летом 1820-го ей было 17 лет. Это явствует из письма автора Вяземскому 29 ноября 1824 года в ответ на замечания относительно противоречий в письме Татьяны Онегину: «…письмо женщины, к тому же 17-летней, к тому же влюблённой!»[1][7].

По версии Баевского[8], она старше: во-первых, поскольку стремительный увоз её на ярмарку невест сигнализирует о том, что Татьяна уже выходит из брачного возраста, а во-вторых, поскольку она бы не сумела занять такое видное место в свете и вызвать преклонение других дам, если бы была всего 20-летней (и особенно 17-летней, в случае 1-й версии).

Строки произведения «Евгений Онегин» также позволяют специалистам предполагать, что Татьяне в начале произведения было 13 лет. Пушкин не один раз указывает на эту цифру — когда Евгений, прочтя письмо, думает о Татьяне: «Всё те же слышать возраженья, / Уничтожать предрассужденья, / Которых не было и нет / У девочки в тринадцать лет!», а также в диалоге Татьяны с няней, которая вспоминает своё девичество «в эти лета», то есть в возрасте Тани[7]:

Иллюстрация Е. П. Самокиш-Судковской (до 1908 года)

— …В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.

— Да как же ты венчалась, няня?

— Так, видно, Бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.

Во времена Пушкина браки в столь юном возрасте считались обыденностью и для крестьян, и для дворян, что подтверждают живые примеры истории

[9]. На детские, а не юношеские годы Татьяны указывают и такие строки: «Но куклы даже в эти годы / Татьяна в руки не брала; / Про вести города, про моды / Беседы с нею не вела. / И были детские проказы / Ей чужды…»[7]. Пушкин не раз называет Татьяну в момент первой встречи с Онегиным девочкой: «Но мой Онегин вечер целый / Татьяной занят был одной, / Не этой девочкой несмелой, / Влюблённой, бедной и простой, / Но равнодушною княгиней…» и через слова воспоминаний замужней Татьяны: «Не правда ль? Вам была не новость / Смиренной девочки любовь?»[7]. Однако, если предполагать столь юный возраст Татьяны, то это делает невозможным ухаживания Ленского за её сестрой Ольгой, которая ещё младше Татьяны [1].

Социальное положение[править | править код]

Иллюстрация Е. П. Самокиш-Судковской (до 1908 года)

Ларина — провинциальная барышня, её покойный отец — бригадир. Ларины жили в господском доме, состоящем по меньшей мере из 20 комнат, имели обширные земельные угодья, парк, цветник, огород, конюшни, скотный двор, поля и т. д. Вероятно, им принадлежало около 350 десятин (400 гектаров) земли, что считалось небольшим поместьем для этой области, и около 200 крепостных крестьян, не считая женщин и младенцев

[2]. От деревеньки ехать до Москвы — семь суток «на своих», не на почтовых.

Муж — «важный генерал» («толстый этот генерал», «холоднокровный генерал»[10]), князь N, друг и родственник Онегина, «в сраженьях изувечен» и его за то «ласкает двор». К моменту его возвращения они женаты около двух лет и живут на набережной Невы, где обычно располагаются дворцы высшей аристократии. Расхожее представление, в том числе у Достоевского, что он был «старик». Однако «если в черновике строфы LIV главы 7-й[11] и в полубеловике[12] муж Татьяны — „[толстый] старый генерал“, то в болдинском варианте бывшей 9-й (ныне последней) главы романа Пушкин его омолодил, сделав почти ровесником Онегина и единомышленником его во „мненьях“: „С Онегиным он вспоминает [Затеи, мненья прежних лет] [Друзей, красавиц прежних лет] Они смеются…“

[13]»[14]. Очевидно, это достаточно молодой или среднего возраста мужчина, участник (судя по ранениям) войны 1812 года либо заграничного похода 1813-14 гг.

Логотип Викицитатника

Впервые Татьяна появляется во 2-й главе (XXIV). (В предисловии к отдельному изданию первой главы Пушкин указывает, что начало событий романа совпадает с концом 1819 года)[1]. Её младшая сестра Ольга — предмет страсти Онегинского соседа Владимира Ленского, через которого в дом Лариных попадает Онегин. На обратном пути из поместья оба приятеля обсуждают сестёр (3, V), и Евгений удивляется, что Владимир, будучи поэтом, влюбляется в скучную Ольгу, а не в меланхоличную Татьяну. Далее мысли его не заходят, в то время как у Лариных начинают судить-рядить, и прочат его в женихи Татьяне.

«Пора пришла, она влюбилась». Начитавшись любовных романов, девушка воображает Онегина их героем и пишет ему любовное признание «Я к вам пишу — чего же боле? Что я могу ещё сказать?…» (III, «Письмо Татьяны к Онегину»). Через несколько дней после получения письма Онегин приезжает к ним в поместье, находит девушку в саду и делает ей выговор (4 глава, начало).

Шюблер с рисунка И. Волкова. «Сон Татьяны» (1891)

5 месяцев спустя, в Татьянин день, на именины Лариной, Евгений и Владимир приезжают к ним в гости, причём до свадьбы с Ольгой остаётся всего пару недель. Накануне на святках (25 декабря — 5 января) суеверная Татьяна гадает (5, Х), и ночью с 5 на 6 января ей снится сон про лес и медведя, который оборачивается Евгением. Этот большой медведь оказывается «Онегину кумом, точно так же, как по-медвежьи толстый генерал, муж Татьяны, появляющийся в восьмой главе, оказывается онегинским роднёй и другом»[2]. На именинах Онегин, разозлённый тем, что Ленский притащил его с собой, флиртует с Ольгой, что влечёт за собой вызов на дуэль (5, XLV). После убийства Ленского, отъезда Онегина, а затем и свадьбы Ольги с уланом, скучающая Татьяна забредает в опустевшее поместье Онегина (7, XV). Там она начинает читать его книги, в частности, Байрона, и её посещает ужасающая мысль о предмете своей страсти — «Уж не пародия ли он? Москвич в Гарольдовом плаще…» (7, XXIV). Мельком упоминается, что она отказала искателям своей руки — Буйнову, Ивану Петушкову, гусару Пыхтину. Примерно год спустя после дуэли, зимой, мать-старушка везёт Татьяну в Москву на ярмарку невест. Они останавливаются у кузины Алины в Харитоньевском переулке (бывший адрес самого Пушкина). На балу её замечает «какой-то важный генерал», «толстый этот генерал» (7, LIV), который берёт её в жёны.

Вернувшись из путешествия осенью 1824 года, Онегин возвращается в свет, где видит повзрослевшую Татьяну в малиновом берете (8, XIV), которая замужем около 2 лет за важным генералом, князем, другом и роднёй Онегина. «Ужель та самая Татьяна?» (8, XX). Он влюбляется безумно в светскую даму, которая вежливо его игнорирует. Ослабевший, он пишет письмо: «Но чтоб продлилась жизнь моя, / Я утром должен быть уверен, /Что с вами днем увижусь я» (8, «Письмо Онегина к Татьяне»). Затем он засыпает её кучей писем, на которые нет ответа. При встрече в свете она сурова, на лице лишь след гнева. Это происходит зимой, Онегин надолго запирается в своей квартире, а когда наступает март, нежданно приезжает к Татьяне и застает её плачущей над своим письмом. «Но я другому отдана; Я буду век ему верна», говорит она. Татьяна удаляется, Онегин застывает в одиночестве и слышит звон шпор входящего мужа.

Логотип Викицитатника

Определение прототипов тех или иных персонажей «Евгения Онегина» занимало как читателей-современников, так и исследователей. В мемуарной и научной литературе накопился довольно обширный материал, посвящённый попыткам связать героев пушкинского романа с теми или иными реально существовавшими лицами. Критический просмотр этих материалов заставляет крайне скептически отнестись и к степени их достоверности, и к самой плодотворности подобных поисков.

Однако «так как сам Пушкин писал, что у Татьяны был прототип, то исследователи, естественно, его искали»[14].

Версии[править | править код]

  • Одна из барышень Тригорского[15][16], например, Анна Петровна Керн[17] или Евпраксия Вульф. День именин Евпраксии приходится на Татьянин день 12 января. Но Ольга и Татьяна обрисованы поэтом в Одессе, до его ссылки 1824—1826 годов. До этого он был в Михайловском в июле—августе 1817 года, когда «молодым Вульфам-Осиповым было 8—12 лет; в поле зрения Пушкина могла быть только Анна Николаевна Вульф, но трудно найти женщину, характерологически менее похожую на Татьяну Ларину»[14].
  • Сёстры Раевские, в том числе жена декабриста Мария Волконская. Однако «они не были „уездными барышнями“, да и по многим другим причинам никто из них не подходит к Татьяне 2—6-й глав». Тем не менее Волконская может служить примером стойкости Татьяны из 2-й части[14].
  • Елизавета Воронцова. В условном языке разговоров и переписке с Александром Раевским Пушкин, видимо, именовал «Татьяной» какую-то близкую ему женщину (высказывалось предположение, что именно Воронцову, что Лотман считает сомнительным). С версией о Воронцовой согласен Губер[18]: он основывается на предположении, что характер Онегина основывается на Раевском, возлюбленном Воронцовой, таким образом, Воронцова оказывается «Татьяной».
  • Авдотья Норова, влюблённая в Чаадаева.
  • Наталья Фонвизина, жена декабриста-генерала, была твёрдо уверена, что послужила прототипом. Её второй муж, Пущин — друг Пушкина, был согласен с ней[14].
  • Сестра Пушкина Ольга — для Татьяны 1-го периода[14].

Черты Пушкина[править | править код]

  • Кюхельбекер пишет : «Поэт в своей 8 главе похож сам на Татьяну: для лицейского товарища, для человека, который с ним вырос и его знает наизусть, как я, везде заметно чувство, коим Пушкин переполнен, хотя он, подобно своей Татьяне, и не хочет, чтоб об этом чувстве знал свет»[19].
  • Сам Пушкин в предисловии к отдельному изданию «Путешествия Евгения Онегина» пересказывает: «П. А. Катенин (коему прекрасный поэтический талант не мешает быть и тонким критиком) заметил нам, что сие исключение [главы], может быть и выгодное для читателей, вредит, однако ж, плану целого сочинения; ибо чрез то переход от Татьяны, уездной барышни, к Татьяне, знатной даме, становится слишком неожиданным и необъясненным. — Замечание, обличающее опытного художника. Автор сам чувствовал справедливость оного…».
  • Белинский пишет: «Татьяна — существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для неё могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни без всякой примирительной середины. При счастии взаимности любовь такой женщины — ровное, светлое пламя; в противном случае — упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри. Счастливая жена, Татьяна спокойно, но тем не менее страстно и глубоко любила бы своего мужа, вполне пожертвовала бы собою детям, вся отдалась бы своим материнским обязанностям, но не по рассудку, а опять по страсти, и в этой жертве, в строгом выполнении своих обязанностей нашла бы своё величайшее наслаждение, своё верховное блаженство. И всё это без фраз, без рассуждений, с этим спокойствием, с этим внешним бесстрастием, с этою наружною холодностью, которые составляют достоинство и величие глубоких и сильных натур»[20][21].
  • Достоевский: «Не такова Татьяна: это тип твёрдый, стоящий твёрдо на своей почве. Она глубже Онегина и, конечно, умнее его. Она уже одним благородным инстинктом своим предчувствует, где и в чём правда, что и выразилось в финале поэмы. Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы. Это положительный тип, а не отрицательный, это тип положительной красоты, это апофеоз русской женщины, и ей предназначил поэт высказать мысль поэмы в знаменитой сцене последней встречи Татьяны с Онегиным. Можно даже сказать, что такой красоты положительный тип русской женщины почти уже и не повторялся в нашей художественной литературе — кроме разве образа Лизы в „Дворянском гнезде“ Тургенева…»[20][22].
Логотип Викицитатника Онегин и Татьяна
  • Дмитрий Писарев относится к ней критически и выставляет практически деревенской дурочкой. «Её болезненно развитое воображение постоянно создаёт ей поддельные чувства, поддельные потребности, поддельные обязанности, целую искусственную программу жизни, и она выполняет эту искусственную программу с тем поразительным упорством, которым обыкновенно отличаются люди одержимые какой-нибудь мономанией. (…) Очутившись в руках своего нового хозяина, она вообразила себе, что она превращена в украшение генеральского дома; тогда все силы её ума и её воли направились к той цели, чтобы на это украшение не попало ни одной пылинки. Она поставила себя под стеклянный колпак и обязала себя простоять под этим колпаком в течение всей своей жизни. И сама она смотрит на себя со стороны и любуется своей неприкосновенностью и твёрдостью своего характера. (…) Само по себе чувство Татьяны мелко и дрябло, но по отношению к своему предмету это чувство точь-в-точь такое, каким оно должно быть; Онегин — вполне достойный рыцарь такой дамы, которая сидит под стеклянным колпаком и обливается горючими слезами; другого, более энергического чувства Онегин даже не выдержал бы; такое чувство испугало и обратило бы в бегство нашего героя; безумная и несчастная была бы та женщина, которая из любви к Онегину решилась бы нарушить величественное благочиние генеральского дома»[23].
  • Д. Овсянико-Куликовский: «Татьяна вышла у Пушкина сильнее духом, чем Онегин, но поэт вовсе не имел в виду представить свою героиню, как образец сильного женского характера. Вместе с тем, и столь необходимая в данном случае идеализация образа сделана Пушкиным с большой сдержанностью. Татьяна не поставлена на пьедестал. В создании этого образа Пушкин остаётся всё тем же реалистом не покидающим почвы действительности, каким он обнаружился в Онегине, столь же мало идеализированным». «Не нужно быть пророком, чтобы предсказать, что художественный образ пушкинской Татьяны останется в нашей литературе навсегда. После него был создан целый ряд женских характеров, из которых некоторые принадлежат к первостепенным созданиям искусства. Но ни блестящий сонм тургеневских женщин, ни женские натуры, так глубоко разработанные Л. Н. Толстым, ни другие образы, которые, не будучи первостепенными созданиями искусства, однако, способны заинтересовать нас, по своему содержанию, больше Татьяны, — все они, вместе взятые, не могли до сих пор заставить нас забыть Татьяну Пушкина»[20].
  • Владимир Набоков комментирует: «Татьяна как „тип“ (любимое словечко русской критики) стала матерью и бабушкой бесчисленных женских персонажей в произведениях многих русских писателей — от Тургенева до Чехова. Литературная эволюция превратила русскую Элоизу — пушкинское соединение Татьяны Лариной с княгиней N — в „национальный тип“ русской женщины, пылкой и чистой, мечтательной и прямодушной, стойкого друга и героической жены. В исторической действительности этот образ стал ассоциироваться с революционными чаяниями, в ходе последующих лет вызвавшими к жизни по крайней мере два поколения нежных, высокообразованных и притом невероятно отважных молодых русских дворянок, готовых жизнь отдать ради спасения народа от правительственного гнёта. Немало разочарований поджидало эти чистые татьяноподобные души, когда жизнь сталкивала их с реальными крестьянами и рабочими, простые люди, которых они пытались образовывать и просвещать, им не верили и их не понимали. Татьяна исчезла из русской литературы и из русской жизни перед самой Октябрьской революцией, когда власть взяли в свои руки мужчины-реалисты в тяжёлых сапогах. В советской литературе образ Татьяны был вытеснен образом её младшей сестры, ставшей теперь полногрудой, бойкой и краснощёкой девицей. Ольга — это правильная девушка советской беллетристики, она помогает наладить работу завода, разоблачает саботаж, произносит речи и излучает абсолютное здоровье»[2].
  • Василий Львович Пушкин, дядя поэта, в благодарность за то, что племянник упомянул в «Евгении Онегине» персонажа его поэмы «Опасный сосед» Буянова, упомянул Татьяну в своей четырёхстопной поэме, «Капитан Храбров» (1829), где некая гостья сообщает капитану: «Я очень занимаюсь чтеньем, / И романтизм меня пленил: / Недавно Ларина Татьяна / Мне подарила Калибана»[2].

Кинематограф[править | править код]

экранизации опер:

В честь Татьяны Лариной назван астероид (769) Татьяна, открытый в 1913 году российским астрономом Григорием Неуйминым[24].

  1. 1 2 3 4 5 6 7 ФЭБ: Лотман. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. — 1995 (текст) (неопр.). feb-web.ru. Дата обращения 2 сентября 2018.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Владимир Набоков. Комментарий к роману «Евгений Онегин»
  3. ↑ Набоков комментирует: «В черновике строфы (2369, л. 35) вместо имени Татьяна Пушкин пробовал для своей героини имя Наташа (уменьшительное от „Натальи“), Было это за пять лет до его первой встречи с будущей женой Натальей Гончаровой. „Наташа“ (как и „Параша“, „Маша“ и пр.) по сравнению с „Татьяной“ имеет значительно меньше возможностей рифмовки („наша“, „ваша“, „каша“, „чаша“ и несколько других слов). Это имя уже встречалось в литературе (например, „Наталья, боярская дочь“ Карамзина). У Пушкина Наташа появляется в „Женихе, простонародной сказке“ в 1825 г. (см. гл. 5, сон Татьяны) и в конце того же года в „Графе Нулине“».
  4. ↑ Набоков пишет: «Уменьшительное имя появляется в романе впервые после одиннадцати упоминаний полного (Татьяна). Няня разбивает лед отчужденности, обращаясь к девушке как к „Тане“ трижды в строфе XVII, один раз в строфе XVIII и один раз в строфе XXXV. С этого момента Пушкин назовет её „Таней“ тридцать три раза, что в сумме для всей поэмы составит тридцать восемь, то есть одну треть от частоты обращений „Татьяна“.»
  5. ↑ Сидела молча у окна. — Гл. 3, V, 3-4: «…молчалива… / Вошла и села у окна»; гл. 3, XXXVII, 9: «Татьяна пред окном стояла»; гл. 5, I, 6: «В окно увидела Татьяна»; гл. 7, XLIII, 10: «Садится Таня у окна»; гл. 8, XXXVII, 13-14: «…и у окна / Сидит она… и все она!..»
  6. ↑ Рак. Коттен // Пушкин: Исследования и материалы. Т. 18/19. — 2004 (текст) (неопр.). feb-web.ru. Дата обращения 2 сентября 2018.
  7. 1 2 3 4 Радио «Маяк»; Ужанков Александр Николаевич. Неизвестное об известном. Евгений Онегин (неопр.) (27 мая 2015). Дата обращения 13 ноября 2017.
  8. ↑ ФЭБ: Баевский. Время в «Евгении Онегине». — 1983 (текст) (неопр.). feb-web.ru. Дата обращения 2 сентября 2018.
  9. Юрий Михайлович Лотман, Борис Фёдорович Егоров. Пушкин. — Искусство-СПБ, 1995. — 856 с. — ISBN 9785210014832.
  10. ↑ В декабристской строфе
  11. ↑ (ПД № 838, л. 74 об.; VI, 462)
  12. ↑ (ПД № 157, от 4 ноября 1828 г.; VI, 618)
  13. ↑ (гл. 8, строфа XXIII; VI, 626)
  14. 1 2 3 4 5 6 ФЭБ: Дьяконов. Об истории замысла «Евгения Онегина». — 1982 (текст) (неопр.). feb-web.ru. Дата обращения 2 сентября 2018.
  15. ↑ А. Н. Вульф записал в дневнике в 1833 г.: «…я даже был действующим лицом в описаниях деревенской жизни Онегина, ибо она вся взята из пребывания Пушкина у нас, „в губернии Псковской“. Так я, дерптский студент, явился в виде геттингенского под названием Ленского; любезные мои сестрицы суть образцы его деревенских барышень, и чуть не Татьяна ли одна из них» (Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1. С. 421).
  16. ↑ ФЭБ: Гофман. Из пушкинских мест. — 1914 (текст) (неопр.). feb-web.ru. Дата обращения 2 сентября 2018.
  17. ↑ Из воспоминаний Е. Е. Синициной: «Чрез несколько лет встретила я в Торжке у Львова А. П. Керн, уже пожилою женщиною. Тогда мне и сказали, что это героиня Пушкина — Татьяна. „…и всех выше / И нос, и плечи подымал / Вошедший с нею генерал“. Эти стихи, говорили мне при этом, написаны про её мужа, Керн, который был пожилой, когда женился на ней» (Там же. Т. 2. С. 83).
  18. ↑ Дон-Жуанский список Пушкина (неопр.). bibliotekar.ru. Дата обращения 2 сентября 2018.
  19. ↑ Кюхельбекер В. К Путешествие. Дневник. Статьи. С. 99—100
  20. 1 2 3 Татьяна Ларина // Типы Пушкина. — 1912 (текст) (неопр.). feb-web.ru. Дата обращения 2 сентября 2018.
  21. ↑ Белинский о Пушкине. Образ Татьяны Лариной (неопр.). www.licey.net. Дата обращения 2 сентября 2018.
  22. ↑ Достоевский: Татьяна Ларина — апофеоз русской женщины. Дата обращения 2 сентября 2018.
  23. ↑ Писарев Дмитрий Иванович. Пушкин и Белинский (1 гл.) (неопр.). Lib.ru/Классика. az.lib.ru. Дата обращения 2 сентября 2018.
  24. Schmadel, Lutz D. Dictionary of Minor Planet Names. — Fifth Revised and Enlarged Edition. — B., Heidelberg, N. Y.: Springer, 2003. — P. 73. — ISBN 3-540-00238-3.

Ли, Татьяна — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В этом корейском имени фамилия (Ли) стоит перед личным именем. В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Ли.

Татьяна Ли (1923 год, Ворошилово, Уссурийская область Дальневосточного края, РСФСР, СССР — 12 февраля 2008 года) — колхозница, агроном, Герой Социалистического Труда (1948).

Родилась в городе Ворошилово Уссурийской области. После депортации корейцев с Дальнего Востока была на спецпоселении в Узбекской ССР. С 1939 года по 1940 год работала химизатором в Андижане, после переехала в Казахстан в Каратальский район, где с 1941 года работала в колхозе «Дальний Восток». Потом была назначена бригадиром полеводческой бригады. С 1954 по 1965 год была агрономом МТС и совхоза «Октябрь» Кзыл-Ординской области. Закончила Омский сельскохозяйственный институт. Работала агрономом в отделении Казахского научно-исследовательского института земледелия. C 1965 года была старшим агрономом совхоза имени Абая Каскеленского района Алма-Атинской области.

Член КПСС с 1951 года. Была делегатом XI съезда Компартии Казахстана.

В 1947 году возглавляемая Татьяной Ли бригада собрала по 30,3 центнеров пшеницы с 20 гектаров и в среднем по 19,5 центнеров со всей площади посева в 197 гектаров. Также бригада Татьяны Ли собрала по 372 центнера сахарной свеклы с 8 гектаров. За эти достижения Татьяна Ли была удостоена звания Героя Социалистического Труда[1].

  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг».
  • Герой Социалистического Труда — Указом Президиума Верховного Совета от 28 марта 1948 года.
  • Орден Ленина (1948)[1].
  1. 1 2 Ли Татьяна (рус.) (недоступная ссылка). История народов Средней Азии (3 февраля 2011). Дата обращения 30 сентября 2013. Архивировано 30 сентября 2013 года.
  • Герои Социалистического труда по полеводству Казахской ССР. Алма-Ата. 1950. 412 стр

Татьяна — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Татьяна.
Татьяна
Происхождение латинское
Род женский
Другие формы Татиана
Производ. формы Татьянка, Таня, Танюха, Танюша, Танюра, Танюся, Танюта, Танечка, Тата, Татуля, Татуня, Татуся, Туся, Таша, Яна [1]
Иноязычные аналоги
Связанные статьи

Татья́на (лат. Tatius; др.-греч. Τατιανή; церк.-слав. Татїа́на, Татїѧ́на) — женское русское личное имя римского происхождения.

Святая Татиана почитается и в православной, и в католической церквях.

Производная форма от имени Татьяна стала самостоятельным именем — Яна.

Происхождение

Существуют две версии происхождения имени[2]. По одной, это имя имеет сабино-латинское происхождение — это женская производная форма от имени Татий (лат. Tatius) — по имени легендарного сабинского царя Тита Татия[1][3]. Женщин в роду сабинского царя Татия называли Татьянос («госпожа из рода Татия»). Мужской вариант имени — Татиан («господин из рода Татия»). По другой версии, это имя происходит от греческого слова татто «предписывать, устанавливать, определять, назначать»[1][3].

На Русь попало с христианством из Византии. Популярность в России получило благодаря образу Татьяны Лариной, персонажа из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина[4].

Православные (даты даны по григорианскому календарю)[5]: 18 января, 25 января, 8 февраля, 17 июля, 14 сентября, 23 сентября, 3 октября, 11 октября, 21 октября, 3 декабря, 23 декабря.

Носители, известные по имени

Литературные персонажи

Список примеров в этом разделе не основывается на авторитетных источниках, посвящённых непосредственно предмету статьи или её раздела.Добавьте ссылки на источники, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае раздел может быть удалён.
Эта отметка установлена 18 января 2019 года.

В астрономии

Наименование

  • «Великая княжна Татьяна Николаевна» — судно, построенное в 1914 году на Сормовском заводе для общества «Самолёт», двухдечный грузо-пассажирский пароход Волжского бассейна (вершина отечественного дореволюционного речного судостроения).
  • «Татьяна» — советская ядерная бомба РДС-4 (индекс УВ ВВС — 8У69, изделие 244Н), ставшая первым тактическим ядерным оружием, производившимся серийно в СССР.

См. также

Примечания

Тишинская, Татьяна — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Разина.

Татьяна Тишинская (настоящее имя — Татьяна Борисовна Корнева; род. 25 марта 1968(1968-03-25), Люберцы, Московская область) — советская и российская певица, исполняющая русский шансон, которая до 1999 года была известна под псевдонимом Каролина.

Татьяна родилась в городе Люберцы в Московской области. Отец певицы — Борис Иванович Корнев, военнослужащий, мать — Юлия Михайловна Корнева, врач. Когда будущей певице исполнилось два года, её родители развелись, и воспитывал девочку отчим — заместитель главврача «кремлёвки».

Интерес к сцене проявился у Татьяны с раннего детства. Помимо того, что девочка училась в музыкальной школе, она занималась бальными танцами, а благодаря хорошей дикции, принимала участие в конкурсах чтецов. Татьяну приглашали сняться в кино, в роли Жени, в фильме «Тимур и его команда», однако родители ребёнка не дали своего разрешения на это, рассудив, что съёмки пойдут в ущерб учёбе.

После школы, по настоянию родителей, она поступила и успешно закончила юрфак ВУЗа по специальности «Правоведение и учёт в системе социального обеспечения», однако, так и не работала по специальности.

Замуж Татьяна вышла рано, в 18 лет, против воли родителей за мужчину по имени Михаил, который был старше её на 9 лет. Родители сняли им комнату в коммуналке и категорически отказали в дальнейшей помощи. Спустя три года Михаил погиб дома от руки своего друга во время пьяной ссоры[1].

Каролина[править | править код]

Некоторое время спустя, совершенно случайно, на улице, Татьяна познакомилась со Степаном Разиным, и однажды она напросилась с ним на гастроли в Хабаровск. Дебют Татьяны Корневой как певицы состоялся в 1989 году в административном центре Хабаровского края, когда она впервые выступила под чужую фонограмму и под чужим именем Анжелика, спев 4 песни, которые выучила в самолете. Там же выступали Андрей Якушин, Рома Жуков, группа МИРАЖ и Игорь Силиверстов. Выступление юной дебютантки приглянулось лидеру музыкального коллектива «Прощай, молодость» Андрею Якушину, который порекомендовал Степану Разину (брату Светланы Разиной и гражданскому мужу Тани Корневой), дать Татьяне шанс выступать и дальше.

В Москве, весной 1989 года, Степан Разин, Сергей Туманов (Композитор и музыкант, школьный друг Степана Разина) и Владимир Воленко (лидер и основатель группы Божья Коровка) организовывают новую поп-группу «Каролина», где Татьяна Корнева начинает выступать на сцене под фонограмму других солисток (Люба Гусева и Светлана Литвиненко). За время своего существования, группа «Каролина» успевает выпустить несколько альбомов: «Летний дискобар» (сол. Любовь Гусева) (1990), «Мальчик мой брошенный» (сол. Светлана Литвиненко) (1991), «Секрет моего успеха» (1992).

В 1994 году группа «Каролина» превратилась в певицу с именем Каролина. Дискография: «Вернись ко мне» (1994), «Мама, всё окей» (1996), «Королева» (1997), «The Best» (1997) и «Авангаранга» (1999).

Альбом «Мама, всё окей», выпущенный в 1996 году, отличался от остальных прежде всего тем, что все песни для него были написаны Сергеем Трофимовым, который был крестным отцом сына Татьяны от первого брака, Артёма. «Мама, всё окей» стал самым успешным в коммерческом плане альбомом Каролины.

В 1997 году вышел альбом «Королева», тоже содержащий песни Трофимова.

Весной певица попадает в автомобильную аварию. То, что произошло потом она описывает так:

«И вот после этой аварии что-то во мне произошло. Можно, конечно, назвать это переоценкой ценностей. Но я осознала, что Бог есть! Он дал мне — через эту аварию разобраться в себе, в своей жизни. У меня какая-то пелена с глаз упала — я подумала: „Господи, что же я делаю?!“ Надо же заниматься тем, чем хочется заниматься! Мне же есть, что сказать!».

Татьяна Тишинская[править | править код]

В 2000 году певица поменяла творческий псевдоним на Таню Тишинскую и начала исполнять русский шансон. Первую песню в таком жанре для неё написал Михаил Круг, который также придумал и псевдоним Тишинская.

На новом поприще Татьяна плодотворно сотрудничала с Трофимом, Еленой Ваенгой, Михаилом Шелегом, Исетским и Клименковым. Степан Разин перестал быть продюсером Татьяны. Главным шансонным хитом Тишинской стала песня «Угостите даму сигаретой», на которую был снят клип режиссёром Максимом Паперником.

За 5 лет Тишинская записала 12 альбомов.

В 2013 году про Таню снят документальный фильм «Обнажёнка. От Каролины до Тишинской», который певица собирается показывать на своих творческих встречах.

В 2018 году принимает участие в фестивалях организованных Телеканалом Шансон ТВ и Радиостанцией Шансон. Проводит сольные концерты на Российских площадках. Записывает новый альбом «Сердце болит». Снимает 5 клипов на новые песни. Готовится к гастрольному туру по Америке.

Каролина

  • 1989 — «Летний дискобар»
  • 1994 — «Вернись ко мне»
  • 1996 — «Мама, всё о´кей»
  • 1997 — «Королева»
  • 1997 — «The best»
  • 1999 — «Авангаранга»

Татьяна Тишинская

  • 2000 — «Красавчик»
  • 2001 — «Подруга»
  • 2002 — «Волчица»
  • 2002 — «Май»
  • 2003 — «Прикуп»
  • 2004 — «Угостите даму сигаретой»
  • 2004 — «Взрослое кино»
  • 2005 — «Женская судьба» (DVD)
  • 2006 — «Сибирь»
  • 2009 — «Институтка»
  • 2011 — «Белое вино»
  • 2018 — «Сердце болит»
  • 2018 — «Фанат»

Каролина:

  • «Игрушка», реж. О. Гусев (1994)
  • «Я свободна», реж. Степан Разин (1994)
  • «Мама, все о´кей!», реж. В. Спирин (1996)
  • «Богатый дедушка», реж. В. Спирин (1996)
  • «Королева», реж. О. Гусев (1997)
  • «Королева—2», реж. О. Гусев (1997)
  • «Ты можешь только ля-ля» (1999)

Таня Тишинская:

  • «Май», реж. Степан Разин (2002)
  • «Угостите даму сигаретой», реж. М. Паперник (2004)
  • Церемония «Достойная песня — 2002»: «Королева Русского Шансона».
  • Церемония Всероссийская Музыкальная Премия «Сочи+»: «Секс-символ Шансона».
  • Лауреат I Тарусского фестиваля авторской песни «Берег Оки» памяти Эдуарда Мазнева (август 2010).
  • Лауреат III Международного музыкального фестиваля «Чёрная роза» (2011)[2].
  • Кравчинский Максим, Насонова Наталья. Татьяна Тишинская // Легенды и звёзды шансона. От Вертинского до Шуфутинского. — СПб.: Амфора, 2008. — С. 347—355. — ISBN 978-5-367-00758-9.

Васильева, Татьяна Григорьевна — Википедия

Татья́на Григо́рьевна Васи́льева (девичья фамилия Ицыко́вич; род. 28 февраля 1947 года, Ленинград, РСФСР, СССР) — советская и российская актриса, телеведущая. Народная артистка РФ (1992)[1][2].

Родилась 28 февраля 1947 года в Ленинграде (Ныне в санкт-петербурге).

В 1969 году окончила актёрский факультет Школы-студии МХАТ в Москве по специальности «Актёр драматического театра и кино» (руководитель курса — Василий Петрович Марков)[3].

В 1969—1983 годах — актриса Московского театра сатиры. Дебют в театре — роль комиссара в спектакле «У времени в плену» по пьесе Александра Штейна.

В 1983—1992 годах — актриса Московского академического театра имени Владимира Маяковского.

С 1996 года — актриса Московского театра «Школа современной пьесы».

С 4 июня по 31 августа 2012 года — ведущая в телевизионном проекте «Между нами, девочками» на «Первом канале».

С 1 апреля по 30 мая 2014 года — ведущая в телевизионном проекте «Дело ваше…» на «Первом канале».

С 22 июня по 27 июня 2017 года — защитник в телевизионной программе «Модный приговор» на «Первом канале».

С 27 ноября по 5 декабря 2017 года — одна из ведущих телевизионной программы «Бабий бунт» на «Первом канале».

С 2015 года по настоящее время — ведущая актриса театра «Миллениум» под руководством Валерия Пономаренко в Москве[4].

Семья[править | править код]

  • Отец — Григорий Абрамович Ицыкович (1908—1970). Участник Великой Отечественной войны, майор, служил агитатором политотдела 37-й стрелковой дивизии Красной армии. Кавалер ордена Красной Звезды (15 ноября 1943 года) и ордена Отечественной войны II степени (21 января 1944 года)[5]. После войны — слесарь-фрезеровщик на заводе, жил в Ленинграде.
  • Мать — Мария Алексеевна Базлова (1909—1998). Родилась в Новой Деревне под Ленинградом. Окончила экономический институт.
  • Старшая сестра — Алла Григорьевна Ицыкович.
  • Первый муж (1973—1983) — Анатолий Александрович Васильев (род. 6 ноября 1946), актёр. Свадьба состоялась в Брянске.
    • сын — Филипп Анатольевич Васильев (род. 30 июля 1978), актёр[6]. В 2008—2015 годах был женат на актрисе Анастасии Бегуновой. В этом браке родились сыновья. В 2016 году Филипп женился на актрисе Марии Болонкиной. Во втором браке родилась дочь.
      • Иван Филиппович Васильев
      • Григорий Филиппович Васильев
      • Мирра Филипповна Васильева (род. 6 ноября 2016).
  • Второй муж (1983—1995) — Георгий Хачатурович Мартиросян (род. 31 января 1948), актёр.
    • дочь — Елизавета Георгиевна Мартиросян (род. 5 ноября 1986). В 2007 году окончила факультет журналистики РГГУ, затем поступила в МАРХИ (дизайн), снимается в кино.
      • внук — Адам Мартиросян (род. 11 апреля 2011)[7].

В настоящее время Татьяна Васильева разведена.

Травма, полученная в московском метро[править | править код]

[значимость факта?]

Утром 3 ноября 2018 года Татьяна Васильева получила травму головы на станции метро «Таганская» фиолетовой ветки столичного метро. По её словам, при посадке в вагон московского метро ей защемило голову дверями, после чего она почувствовала сильную боль[8][9].

«Двери ударили по вискам с обеих сторон. Это был странный поезд, предупреждение о том, что двери закрываются, даже не прозвучало».

Татьяна Васильева, 3 ноября 2018 года[9].

Актриса при этом сначала отыграла спектакль, а потом уже обратилась за медицинской помощью в Московский городской научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского.

«Я сейчас в Склифосовского. Будут делать мне МРТ, КТ и всё такое. Надо осторожнее быть, потому что не предупреждают у нас в метро, что двери закрываются».

Татьяна Васильева, 3 ноября 2018 года[8].

«Мне сделали компьютерную томографию, врачи поставили диагноз „множественные ушибы мягких тканей головы“. Сейчас я нахожусь в НИИ Склифосовского.»

Татьяна Васильева, 3 ноября 2018 года[9].

В этот же день Московский метрополитен, по сообщению его пресс-службы, выразил сожаление в связи с инцидентом, произошедшим с народной артисткой РФ Татьяной Васильевой в столичной подземке 3 ноября 2018 года, когда при посадке в вагон актрису ударило дверями поезда.

«Нам очень жаль, что подобная ситуация произошла. В субботу утром один из пассажиров пытался зайти в вагон при мигании красного запрещающего сигнала. К сожалению, пассажира „ударило“ дверями. Наши сотрудники предложили вызвать „скорую помощь“, чтобы убедиться, что здоровью пассажира ничто не угрожает, но она отказалась. Искренне сожалеем о произошедшем и надеемся, что этот эпизод не отразится на здоровье пассажира. Просим соблюдать правила пользования метро: после объявления „Осторожно, двери закрываются!“ и при мигающих красных сигнальных огнях посадка и высадка запрещена.»

Театральные работ[править | править код]

Московский театр сатиры (1969—1983)[править | править код]

Московский академический театр имени Владимира Маяковского (1983—1992)[править | править код]
  • «Бег» М. Булгакова — Люська
  • «Да здравствует королева, виват!» Р. Болта — королева Елизавета Английская
  • «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого — Бетси
  • «Круг» У. Моэма — Леди Китти
  • «Завтра была война» Б. Васильева — Полякова
  • «Сюжет Питера Брейгеля» Т. Василенко — Мать
  • «Закат» И. Бабеля — мадам Холоденко
Московский театр «Школа современной пьесы»[править | править код]
Театр Антона Чехова[править | править код]
  • «Вишнёвый сад», антрепризный спектакль по одноимённой пьесе А. П. Чехова — Любовь Андреевна Раневская, помещица
  • «Там же, тогда же», антрепризный спектакль по пьесе Б. Слэйда — Дорис
«Конфедерация театральных союзов»[править | править код]
  • «Орестея» Эсхила — Клитемнестра
Театральная компания «Арт-салон» (Москва)[править | править код]
Театральное агентство «Арт-Партнёр XXI» (Москва)[править | править код]
Продюсерская компания Анатолия Воропаева (Москва)[править | править код]
Спектакль — Белла, Чао!
Театр «Миллениум» (Москва)[править | править код]

С 2015 года по настоящее время Татьяна Васильева является ведущей актрисой театра «Миллениум» под руководством Валерия Пономаренко в Москве и занята в спектаклях[4]:

  • «Он в Аргентине», комедия по пьесе Людмилы Петрушевской (режиссёр — Нина Чусова) — Дина Евгеньевна
  • «Ловушка для мужа / Поймай меня, если сможешь» (режиссёр — Нина Чусова) — Даниэль / Люся
  • «День сюрпризов», эксцентричная комедия по пьесе Валерия Мухарьямова (режиссёр — Владимир Устюгов) —
  • «Неисправимый лгун», комедия по пьесе хорватского драматурга Миро Гаврана (режиссёр — Владимир Устюгов) — психолог
  • «Еврейское счастье» комедия по пьесе израильского драматурга Эфраима Кишона «Брачный договор» в переводе Марьяна Беленького. Режиссер — Нина Чусова.

Театральная компания «МАСКАРД» (Москва)[править | править код]

С 2013 года по настоящее время Татьяна Васильева занята в комедии «Суп из канарейки» по пьесе Милоша Радовича (Режиссер Роман Самгин) — Елена

Фильмография[править | править код]

  1. 1972 — Всмотритесь в это лицо — Овсянникова
  2. 1972 — Право на прыжок — Катя
  3. 1972 — Четвёртый — Бэтси
  4. 1975 — Здравствуйте, я ваша тётя! — Энни, возлюбленная мистера Уэйкема
  5. 1976 — 100 грамм для храбрости — Наташа, арфистка
  6. 1976 — Марк Твен против… — Полли
  7. 1978 — Дуэнья — Доротея, воспитательница Инесы
  8. 1979 — Добряки — Ираида
  9. 1979 — Мнимый больной — Туанетта
  10. 1980 — Адам женится на Еве — прокурор
  11. 1980 — Вечерний лабиринт — Элеонора Васильевна, секретарша
  12. 1983 — Комический любовник, или Любовные затеи сэра Джона Фальстафа — Иезавель, служанка
  13. 1984 — Пеппи Длинныйчулок — фрёкен Розенблюм
  14. 1984 — Три процента риска — жена лётчика-испытателя
  15. 1984 — Прежде, чем расстаться — Аня
  16. 1984 — Сказки старого волшебника — злая колдунья
  17. 1985 — Переступить черту — Анна Сергеевна Калязина, мошенница-экстрасенс
  18. 1985 — Салон красоты — Офелия Сергеевна Журавлёва, ведущий мастер салона красоты
  19. 1985 — Самая обаятельная и привлекательная — Сусанна, психолог-социолог на заводе бытовых кондиционеров, школьная подруга Нади Клюевой
  20. 1985 — Хочу тебе сказать… (короткометражный) — мама Ларисы
  21. 1986 — При открытых дверях — Екатерина Михайловна
  22. 1986 — Путешествие мсье Перришона — Каролина Перришон
  23. 1988 — Мудромер — Тамара Тимофеевна Папсуева
  24. 1989 — Биндюжник и Король — Двойра, дочь Менделя Крика
  25. 1989 — Романтик — Гера
  26. 1990 — Дамский портной — Соня
  27. 1990 — Моя морячка — Татьяна Пташук, аккордеонистка
  28. 1991 — Блуждающие звёзды — мадам Черняк, актриса
  29. 1991 — Болотная street, или Средство против секса — Лидия
  30. 1991 — Гениальная идея — клиентка-лесбиянка
  31. 1991 — Коктейль-мираж — Марина Михайловна
  32. 1991 — Красный остров — Екатерина Ивановна / леди Гленарван / Августа Менажраки, соседка / актриса
  33. 1992 — Бабник 2 — Татьяна Ивановна
  34. 1992 — Белый король, красная королева — Екатерина, бывшая сотрудница института марксизма-ленинизма
  35. 1992 — Большой капкан, или Соло для кошки при полной Луне — Александра Васильевна, секретарша Замкового
  36. 1992 — Дымъ — Суханчикова
  37. 1992 — Наш американский Боря — Наташа
  38. 1992 — Новый Одеон — дантист в немецком фильме / дама времён поручика Ржевского
  39. 1992 — Увидеть Париж и умереть — Елена Орехова
  40. 1993 — Заложники «Дьявола» — Ирина Евгеньевна Гринберг
  41. 1993 — Кодекс бесчестия — Мария
  42. 1993 — Скандал в нашем Клошгороде — Альфонсина
  43. 1993 — Хочу в Америку — певица
  44. 1994 — Будулай, которого не ждут — Тамила
  45. 1994 — Вальсирующие наверняка — незнакомка
  46. 1994 — Жених из Майами — Белла Моисеевна Шницкер, врач-венеролог
  47. 1994 — Кофе с лимоном — Яна
  48. 1995 — Чёрная вуаль — Августа Блюм, в девичестве Комаровская
  49. 1996 — Возвращение «Броненосца» — Лизавета
  50. 1997 — Цирк сгорел, и клоуны разбежались — Маргарита Александровна
  51. 1999 — Ночной визит — Татьяна
  52. 1999 — Куба далеко
  53. 2002 — За кулисами — Наталья Брауде
  54. 2003 — Рецепт колдуньи — колдунья
  55. 2004 — Грехи отцов — Милада Скарбек
  56. 2004 — 2005 — Осторожно, Задов! — Тамара, третья жена Задова
  57. 2005 — Звезда эпохи — Фаина Георгиевна Раневская
  58. 2005 — Любовь моя — Мария Сергеевна Райская, мать Анжелы
  59. 2005 — Мальчишник, или Большой секс в маленьком городе — Татьяна
  60. 2005 — Попса — Лариса Ивановна, музыкальный продюсер
  61. 2005 — Сматывай удочки — бизнес-леди
  62. 2006 — Виртуальный роман — Алла Константиновна
  63. 2006 — Иван Подушкин. Джентльмен сыска — Элеонора
  64. 2006 — Три полуграции — Берта Моисеевна, мама Сони
  65. 2006 — Трое сверху — Инна Павловна, супруга Семёна Кузьмича
  66. 2007 — Белка в колесе — Маргарита Юрьевна, мать Петра
  67. 2007 — В ожидании чуда — Рената Генриховна, начальница Майи
  68. 2007 — Иван Подушкин. Джентльмен сыска-2 — Элеонора
  69. 2007 — Личная жизнь доктора Селивановой — Эльвира Сергеевна Серебрякова, главврач
  70. 2008 — Всё могут короли — мадам Бонбастен, старшая фрейлина
  71. 2008 — Гуманоиды в Королёве — Елена Бабина, профессор антропологии
  72. 2008 — Непрощённые — Алиса, бандерша
  73. 2008 — Одинокий ангел — Белла Сергеевна
  74. 2008 — Привет, киндер! — Капитолина Андреевна, бабушка Леры и Дениса
  75. 2008 — Сердцеедки — Алла Борисовна
  76. 2008 — Тариф «Новогодний» — продавец в салоне мобильной связи
  77. 2009 — Неуд по любви (не был завершён) — мама Саши
  78. 2010 — Земский доктор — Вероника, подруга Натальи Георгиевны
  79. 2011 — Если небо молчит — Илона Робаровская
  80. 2011 — Дед Мороз всегда звонит трижды — Анна Сергеевна, мать Ирины, тёща Константина и бабушка Антошки
  81. 2011 — Земский доктор. Продолжение —Вероника, лучшая подруга Натальи Георгиевны
  82. 2011 — 2012 — Закрытая школа — Галина Васильевна Смирнова, заместитель директора школы по хозяйственной части
  83. 2011 — 2012 — Земский доктор. Жизнь заново — Вероника, лучшая подруга Натальи Георгиевны
  84. 2012 — Сваты 6 — Виктория Викторовна, мама Ларисы
  85. 2012 — Человек-приманка — Маргарита Железняк
  86. 2012 — С Новым годом, мамы! — Светлана Петровна, завуч, мать Ивана Рыжикова
  87. 2013 — Дело чести — Нина Георгиевна
  88. 2013 — Земский доктор. Возвращение — Вероника, лучшая подруга Натальи Георгиевны
  89. 2013 — Второй шанс — мать Вики
  90. 2014 — Земский доктор. Любовь вопреки — Вероника, лучшая подруга Натальи Георгиевны
  91. 2014 — Сватьи — Любовь Дмитриевна Стрельцова
  92. 2015 — Идеальная жертва — Надежда Николаевна, мать Игоря
  93. 2015 — Тайна кумира — Роза Карловна
  94. 2015 — Соната для Веры —
  95. 2016 — Сквозь пальцы (короткометражный) —
  96. 2016 — Пятая стража 3. Схватка (серия № 181 «С днём рождения!») —
  97. 2017 — Семейка Триллера (в производстве) —
  98. 2018 — Ольга — Тамара, мать Ольги
  99. 2019 — Пилигрим — психотерапевт
Телеспектакли[править | править код]
  1. 1974 — По страницам «Сатирикона» — Катерина Петровна (экранизация рассказа Аркадия Бухова «Неотвратимое»)
  2. 1976 — Как важно быть серьёзным (телеспектакль) — Гвендолен Ферфакс, дочь леди Брэкнелл
  3. 1980 — Альманах сатиры и юмора — «Змея»
  4. 1982 — Ревизор (фильм-спектакль) — Мария Антоновна
  5. 1991 — Безумной страстью ты ко мне пылаешь — Шарлотта
  6. 1994 — Райские дети — Ева Салминен
Дублирование фильмов[править | править код]
  1. 1972 — Скромное обаяние буржуазии — Алиса Сенешаль
  2. 2007 — Зачарованная — королева-ведьма Нарисса
  3. 2011 — Мой парень из зоопарка — львица Джанет
Озвучивание мультфильмов[править | править код]
  1. 1978 — Жирафа и очки — Жирафа
  2. 1979 — Волшебное кольцо — Ульяна
  3. 1981 — Алиса в Стране чудес — Червонная королева
  4. 1982 — Алиса в Зазеркалье — Чёрная королева
  5. 1983 — Самый маленький гном (выпуск № 4) — Лиса
  6. 1986 — Бабушкин урок —
  7. 1987 — Смех и горе у Бела моря — Ульяна
  8. 2019 — Простоквашино — Маргарита Егоровна (няня)

Работа в рекламе[править | править код]

  • Крем «Бурёнка»[11]

Государственные награды[править | править код]

Татьянин день — Википедия

Татья́нин день, День российского студенчества — памятная дата в России, а также день в православном и народном месяцеслове. Название дня произошло от имени раннехристианской мученицы Татьяны Римской, память которой совершается в Православной церкви 12 (25) января.

После подписания в 1755 году императрицей Елизаветой Петровной указа об учреждении Московского университета «Татьянин день» стал праздноваться сначала как день рождения университета, а позднее и как праздник российского студенчества. С 2005 года день 25 января в России официально отмечается как «День российского студенчества»[2].

История дня российского студенчества[править | править код]

12 (23) января 1755 года[Коммент. 1] (день памяти святой мученицы Татианы и в день именин матери Ивана Шувалова) российская императрица Елизавета Петровна одобрила прошение Ивана Шувалова и подписала указ об открытии Московского университета, ставшего одним из центров русской передовой культуры и общественной мысли в России.

По сохранившимся воспоминаниям, «Шувалов нарочно выбрал этот день для поднесения государыне проекта; на память Св. великомученницы Татьяны, была именинница мать его: он хотел обрадовать её новым назначением своим в должность куратора русского университета»[3].

Впоследствии в одном из флигелей старого здания университета была создана домо́вая церковь святой мученицы Татианы, а сама святая была объявлена покровительницей всего российского студенчества.

Праздник был установлен в 1850 году. Изначально в нём принимали участие лишь студенты Московского университета, впоследствии праздник распространился и на студентов других учебных заведений[4].

Уже к середине XIX века из праздника студентов и профессоров Московского университета Татьянин день фактически превратился в праздник российской интеллигенции[5].

Празднование дня студента в Российской империи было шумным и весёлым. Поначалу этот праздник отмечали только в Москве, но в нём принимал участие практически весь город. Начинался праздник с проведения молебна в университетской церкви, потом в присутствии статусных гостей проводились официальные церемонии в здании университета. До своей гибели Великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Федоровной ежегодно посещал этот праздник. Существовало поверье, что если кто-то из студентов сможет заполучить цветок из букета, подаренного Великой княгине, то этот человек успешно сдаст экзамены[4].

Затем шумные и весёлые гуляния проходили по городу. Под студенческую «гулянку» француз Оливье, бывший хозяином «Эрмитажа», даже отдавал зал ресторана, где студенты и профессора отмечали праздник. После 9 часов вечера студенты перемещались в рестораны, расположенные ближе к Тверской заставе, «Яр» и «Стрельну». В этих заведениях в Татьянин день не обслуживалась обычная публика, не пели хоры. Из напитков подавали только водку и пиво, которые наливали прямо из бочонков.

На праздновании, как водится, выпивали. Но в этот день царские жандармы, встретив выпившего студента, не трогали его, а, напротив, предлагали свою помощь[6].

Известно, что адвокаты, окончившие юридический факультет московского университета, ежегодно отмечали Татьянин день в ресторане «Прага».

После революции 1905 года студенты перестали посещать «Эрмитаж» и устраивать там шумные празднества. В 1910 году Татьянин день также был отмечен спокойно. Ближе к Первой мировой войне исторические кутежи стали сходить на нет[4].

В одном из своих шуточных фельетонов выпускник университета А. П. Чехов писал об этом дне: «В этом году выпили всё, кроме Москвы-реки, и то благодаря тому, что замёрзла… Пианино и рояли трещали, оркестры не умолкали. Было так весело, что один студент от избытка чувств выкупался в резервуаре, где плавают стерляди». В. А. Гиляровский писал, что «никогда не были так шумны московские улицы, как ежегодно в этот день. И полиция, — такие она имела расчёты и указания свыше, — в этот день студентов не арестовывала. Шпикам тоже было приказано не попадаться на глаза студентам».[7]

В 1910-е годы Московская городская дума предложила праздновать Татьянин день без алкоголя, заменив увеселительные заведения на антиалкогольный музей, располагавшийся у Никитских ворот.

Сохранилось описание празднования Татьяниного дня в 1918, в год закрытия университетской церкви. У студентов проходили вечеринки с концертами и танцами в столовой на Бронной улице. Профессура собралась в Круглом зале Правления университета на чаепитие за длинным столом, а затем ректор поехал к студентам, где его ждали. На студенческой вечеринке присутствовали наркомы Н. А. Семашко и А. В. Луначарский, поэт К. Д. Бальмонт.[7]

После Октябрьской социалистической революции Татьянин день вспоминали уже редко. Только после открытия в 1995 году храма в честь мученицы Татианы при Московском университете этот праздник вновь ожил. С 2005 года 25 января отмечается в России как «День российского студенчества»[2].

Символичность праздника как студенческого подчёркивается совпадением с учебным календарём — 25 января является одновременно последним днём 21-й учебной недели[8], традиционным концом экзаменационной сессии первого семестра, после которой наступают зимние студенческие каникулы[9].

Другие названия[править | править код]

рус. Татьянин день, Татьяна Крещенская, Татьяна[10], Таньки крещенские[11].

Традиции[править | править код]

В день Татьяны Крещенской[12] ставят свечи за успехи в учёбе. Мученице Татиане молятся в трудном учении и просвещении; святителю Савве молятся при разных недугах; иконе Божией Матери «Млекопитательница» молятся о помощи при родах, о кормлении молоком, при недостатке материнского молока, а также о здоровье младенцев. Считалось, что списки с иконы «Акафистная» защищают дом от пожара[13].

По морозу судили о погоде весной и летом[14]. У восточных славян ещё в начале XX века в этот день женщины свивали клубки пряжи как можно туже и крупнее, чтобы кочаны капусты уродились тугими и крупными[15].

Селяне[где?][когда?] считали, что женщина, родившаяся в этот день, будет хорошей хозяйкой: «Татьяна и каравай печёт, и половики по реке бьёт, и хоровод ведёт»[13].

Поговорки и приметы[править | править код]

  • Когда солнце закатилось, хлебного каравая не починай, не то другой день свой почнёшь[16].
  • Раннее солнце — ранние птицы[17].
  • На Татьяну проглянет солнышко рано — к раннему прилету птиц[18].
  • Татьяна и каравай печёт, и половики на реке бьёт, и хоровод ведёт[13].
  • Наша Татьяна и с воды пьяна[19].
  • Если на Татьяну морозно и ясно — будет хороший урожай; тепло и метель — к неурожаю[20].
  1. ↑ Федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России»
  2. 1 2 Указ Президента Российской Федерации от 25 января 2005 г. № 76 «О Дне российского студенчества»
  3. ↑ Императорский Московский университет, 2010, с. 709—710.
  4. 1 2 3 В. Руга, А. Кокорев. Москва повседневная. — Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — С. 17. — 282 с. — ISBN 5-224-05095-2.
  5. ↑ Александров и др., 1999, с. 581–582.
  6. ↑ 25 января — День российского студенчества // Sandoor.ru
  7. 1 2 Императорский Московский университет, 2010, с. 710.
  8. ↑ Для учебного года, начинающегося с 1 сентября.
  9. ↑ 25 января // РИА Новости, 25 января 2003 года
  10. ↑ Ермолов, 1901, с. 40.
  11. ↑ Терентьева, 2012, с. 13.
  12. ↑ Усачёва, 1999, с. 457.
  13. 1 2 3 Котович, Крук, 2010, с. 70.
  14. ↑ Валенцова и др., 2012, с. 634.
  15. ↑ Котович, Крук, 2010, с. 71.
  16. ↑ Рожнова, 1992, с. 22.
  17. ↑ Некрылова, 2007, с. 69.
  18. ↑ Коринфский, 1901, с. 115.
  19. ↑ Пушкарёв, 1994, с. 157.
  20. ↑ Громыко, 1975, с. 154.
  • Январь / Валенцова М. М., Плотникова А. А., Ясинская М. В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 632–636. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
  • Громыко М. М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири: (XVIII — первая половина XIX в.). — Новосибирск: Наука, 1975. — 349 с.
  • Ермолов А. С. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах. — СПб.: Типография А.С.Суворина, 1901. — Т. 1. Всенародный меяцеслов. — 691 с.
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
  • Когинов Ю. Иван Шувалов: Татьянин день. — М.: АСТ, 1998. — ISBN 5-7632-0805-6.
  • Коринфский А. А. Январь-месяц // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 115.
  • Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408.
  • Пушкарёв Л. Н. Духовный мир русского крестьянина по пословицам XVII—XVIII веков. — М.: Наука, 1994. — 192 с. — ISBN 5-02-009755-1.
  • Рожнова П. К. Радоница. Русский народный календарь: обряды, обычаи, травы, заговорные слова. — М.: Дружба народов, 1992. — 174 с. — ISBN 5-285-00135-8.
  • Русские / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М.: Наука, 1999. — 725 с. — ISBN 5-88590-309-3.
  • Терентьева Е. Ю. Народные названия церковных праздников в русской и болгарской православной традиции // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. МГУ. — М.: МГУ, 2012.
  • Капуста / Усачёва В. В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 457–461. — ISBN 5-7133-0982-7.
  • Императорский Московский университет: 1755—1917: энциклопедический словарь / А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 709—710. — 894 с. — 2 000 экз. — ISBN 978-5-8243-1429-8.

Арно, Татьяна — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилиями Арно и Шешуков.

Татья́на Арно́ (настоящее имя Татья́на Ви́кторовна Шешуко́ва; род. 7 ноября 1981, Москва) — российская телеведущая, журналистка и ведущая программы «Розыгрыш» с Валдисом Пельшем на «Первом канале» (2003—2012).

Родилась 7 ноября 1981 года в Москве. Её мать наполовину эстонка по национальности и, придя на «Первый канал», взяла её девичью фамилию Арно[1], у неё есть старшая сестра Юлия (род. в 1971 году)[1]. окончила факультет немецкого языка МГЛУ (Иняза имени Мориса Тореза), по специальности «лингвистика межкультурных коммуникаций»[2].

  • С сентября 2001 по август 2003 года вела программу «Афиша» на телеканалах НТВ, РТР и СТС как Татьяна Шешукова[1].
  • Вместе с Валдисом Пельшем являлась ведущей программы «Розыгрыш» с 20 сентября 2003 по 29 апреля 2012 года («Первый канал»)[3].
  • Одна из ведущих программы «Большой город» на канале СТС с 7 ноября по 26 декабря 2009 года[4].
  • С 6 ноября 2010 года по 28 августа 2011 года вместе с Леонидом Парфёновым вела программу «Какие наши годы» («Первый канал»)[5].
  • В феврале 2011 года вышла замуж за петербургского музыканта и журналиста Кирилла Иванова[6].
  • С марта 2011 года работала штатной ведущей телеканала «Дождь», вела информационную программу «Здесь и сейчас» и некоторые другие передачи. В декабре 2014 года объявила о своём уходе с канала, не связанном с финансовыми проблемами телекомпании[7].
  • С 6 марта по 28 августа 2016 года была ведущей реалити-шоу о стиле «Новая жизнь» на СТС[8].
  • В декабре 2016 года возобновила работу на телеканале «Дождь» в прежнем качестве[9], проработала там вплоть до конца 2017 года.
  • С 11 сентября 2017 года — главный редактор интернет-издания «Сплетник.ру»[10].

В октябре 2008 года подписала открытое письмо-обращение в защиту и поддержку освобождения юриста нефтяной компании ЮКОС Светланы Бахминой[11].

Является членом попечительского совета[12] московского благотворительного фонда помощи хосписам «Вера»[13].

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *