Таблица виды общения: Таблица по обществознанию 10 класс «Виды общения» | Схемы Обществознание

Таблица виды общения: Таблица по обществознанию 10 класс «Виды общения» | Схемы Обществознание

11. Виды общения, различные основания для их классификации (ориентированность, динамика, степень опосредованности общения и т.Д.)

Понятия структуры и функций общения самым непосредственным образом связаны с различными классификациями видов и типов общения.

Как показывает анализ этих классификаций, они проводятся по самым разным основаниям (по месту, по времени, по сферам деятельности, по типам субъектов, и т.д. и т.п.). Выделяются и такие критерии классификаций видов общения, как их характер, цели, формы выражения, направленность.

По характеру — общение разделяют на продуктивное (творческое) и непродуктивное (формальное), по целям – на утилитарное и неутилитарное, по направленности – на гуманистическое и манипулятивное, по формам проявления – на непосредственное и опосредованное, формальное и неформальное, по степени искренности — на открытое и закрытое, по сферам деятельности – деловое, семейное спортивное. В отечественной социальной психологии, утверждает Р. М. Битянова, принято выделять три различные по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию, диалог.1

Попробуем разобраться в видах общения на примере некоторых классификаций:

Одна из них, которая упоминалась выше — классификация по направленности

Оно делится на гуманистическое и манипулятивное.

Гуманистическое общение характеризуется доверием, взаимностью, открытостью, отказом от решения собственных проблем за счёт партнёра. Это общение ориентировано на ценности свободы и достоинства, по сути своей это творческое общение, основой которого является совместный диалог, основанный на признании неприкосновенности достоинства партнёра.

Проблема критериев гуманистичности общения достаточно сложна. В гуманистическом общении мотивация и цели не должны противоречить средствам и результату. Если любовь родителя к ребёнку, как говорят, слепа, то в общении с ним возможно неосознанное, даже «доброжелательное» ущемление человеческого достоинства.

В данном случае налицо реальное несоответствие ценностных ориентаций, что является основой для сомнения в определении данного вида общения как гуманистического. Такое общение, хотят его участники или нет, становится порой манипулятивным.

Манипулятивное общение определяется как «такое общение, при котором к партнёру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей»2. конечно же, в такого рода общении человек не признаётся как самоценность, хотя ценными могут признаваться те качества, которые могут быть полезны для достижения чьих – либо корыстных целей. В манипулятивном общении человек, как правило, не уважает достоинства партнёра по общению.

При определении видов общения необходимо соблюдать осторожность и учитывать факторы, при которых происходит это общение. Так, например формальное общение можно спутать с манипулятивным. Формальное общение это когда человек в рамках деловых, или дипломатических отношений общается с партнёром формально, на официальном уровне, но когда человек осознанно игнорирует нормы морали (например, дезинформирует, злоупотребляет доверием, шантажирует и т.

д.), когда человека превращают в марионетку — это уже манипуляции, т.е. манипулятивное общение. Так же стоит отметить, что акт общения может являть собой разные виды, в зависимости от вида классификации, по которой его характеризуют. Так, например дистанционное обучение по психологии педагогического общения является личностно – групповым, опосредованным длительным общением.

Рассмотрим ещё одну классификацию – по категориямприл.2

По категориям общение можно разделить на межличностное, личностно – групповое и межгрупповое.

Чтобы было понятнее, давайте представим класс. А теперь ученицу Катю из 10 «а» класса. Она сидит рядом с Дашей, домой возвращается с Верой, а ещё ей нравится Владимир – симпатичный одноклассник. Катя с ними общается, интересуется, как прошли выходные, смотрит модные журналы. В то же время Даше всё равно, что думает о ней Вера и симпатичный Володя, а Володя совсем недавно появился в этом классе и ещё не определился, кто ему больше нравиться Катя или Света.

Всё это и называется межличностным общением. Но стоит войти в класс Марии Петровне, и общение из межличностного превратиться в лично – групповое. Это общение, в котором один участник – личность, другой – коллектив. В данном случае первым участником (личностью) будет Мария Петровна, а вторым (коллективом) – все, кто присутствует на уроке. А после уроков в актовом зале проходит награждение победителей математической олимпиады, где должны присутствовать все 10 –е классы (10 «а», 10 «б», 10 «в») теперь это уже межгрупповое общение.

Но если во время этого мероприятия наша Катя поделиться секретом о том, как она гуляла с Володей, с Юлей из 10 «в», то это уже опять межличностное общение. А вот если Даша из 10 «а» от имени всего класса объявит благодарность всему 10 «в» и примет её ученик Петя, то это общение уже межгрупповое.

Общение может быть непосредственным и опосредованнымприл.

Непосредственное – это когда общение происходит без каких – либо промежуточных звеньев, например, Володя пригласил Катю в кино, шепнув ей об этом на ухо во время урока математики.

Если же Володя пригласит Катю в кино, позвонив ей по телефону, или передаст записочку, то это уже опосредованное общение, т.е. опосредованным общение является тогда, когда между собеседниками появляются посредники.

Эти виды общения имеют свои достоинства и недостатки. Так, в непосредственной беседе существует больше каналов обратной связи. Это означает, что каждый из общающихся способен увидеть и проанализировать, как противоположная сторона воспринимает информацию. Зато опосредованное общение очень упрощает жизнь людям робким и нерешительным.

Изучив некоторые из существующих классификаций видов общения, осмелимся составить ещё одну схему классификации общения. И попробуем с помощью этой схемы проанализировать один из видов общения. Представим себя покупателем в магазине, где Вы Даша, вступаете в общение с продавцом Галей, покупая себе кофточку. Вы, увидев понравившуюся вещь, спрашиваете у продавца какие есть расцветки, размеры, интересуетесь ценой. Продавец, мило улыбаясь, расхваливает товар, предлагает померить и т. д. итак, какое же это общение? Используя представленную ниже схему, можно предположить, что это гуманистическое (если продавец честен, ни чего не скрывая, рассказывает о достоинствах и недостатках этой вещи), но возможен вариант, что это общение – манипулятивное, если продавец расхваливает вещь, скрывая от Вас некоторые, может быть очень существенные недостатки и любыми средствами вынуждает купить эту вещь. Ещё это общение формально-ролевое (Даша в данный момент в роли покупателя, Галя в роли продавца). (Между вами ничего личного, сплошные формальности). Также это общение носит деловой характер (Вы пришли по делу – купить кофточку, продавец со знанием дела старается её продать). Ещё это общение межличностное (Даша и Галя и ни кого больше). Неопосредованное (между Дашей и Галей нет посредника), вербальное (используется речь), наверняка дополнено невербальным — жесты (показываем какая именно кофточка понравилась), мимика (делаем ошеломлённое лицо, когда слышим цену). Далее это общение контактное, т.

к. Вы вступаете в контакт находясь рядом с продавцом. Также это общение является диалогическим, т.к. Даша и Галя ведут диалог. И, наконец, оно кратковременное Даша купила кофточку, ушла домой и забыла о Гале. Конечно данная схема наверняка не идеальная. Но это ещё одна попытка усовершенствовать классификацию видов общения.

ВОПРОСЫ — ощл — 1)Понятие общения: функции, виды, формального и неформального общения. специфика

Preview text

1)Понятие общения: функции, виды, формального и неформального общения. специфика Общение— сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Виды общения: — Материальное — обмен предметами или продуктами деятельности. — Когнитивное — обмен информацией, знаниями. (мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи) — Кондиционное (эмоциональное) — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами (развеселить грустного друга). В его основе лежит феномен эмоционального заражения. — Мотивационное — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении (мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение). — Деятельностное — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности (обучение вышиванию крестиком в кружке вышивания). В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды: — Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника.
Используются привычные маски вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. — Светское — его суть в беспредметности: люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации (формальная вежливость, ритуальное общение). — Формально-ролевое — регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. — Деловое общение — процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. Общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
-Межличностное (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности. — Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника. Функции общения: -Инструментальная — характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия. -Интегративная — раскрывает общение как средство объединения людей. -Самовыражение — определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста. -Трансляционная — выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок. 2)Основные модели и стили делового общения. В зависимости от собственных ощущений и оценки собеседника люди склонны применять одну из следующих моделей делового общения. Общение можно строить на взаимоотношениях партнерства. При таком раскладе обе стороны изначально равноправны независимо от того, какие цели они перед собой ставят. Собеседники руководствуются правилом негласного договора. Это правило подразумевает, что обсуждая основные моменты сделки, собеседники уже знают, что сумеют придти к общему знаменателю. Модель соперничества подразумевает гласное или негласное соперничество за первенство и преимущества. Каждая из сторон настроена враждебно и пытается навязать свою (единственную правильную) точку зрения. Стоит отметить, что часто такая модель приводит к тому, что у собеседников не получается договорится и общение не стоит затраченного времени. Третья модель — доминирование. При таком общении один (или несколько) собеседников ориентируется на другого как на средство достижения поставленной цели. При этом часто игнорирует желания и интересы противника. Интересы и желания конкурента могут учитываться лишь в той мере, которая допустима для доминанта. Достоинством такой стратегии считается то, что значительно экономиться время на обсуждение проблем и спорных моментов. Однако доминирование можно применить только в том случае, когда соперник слаб и это известно. В противном случае переговоры перерастут в состязание и плодов не принесут. Виды делового общения краткое содержание других презентаций о видах делового общения «Совещания» — Обслуживание совещаний. Повестка дня. Текст приглашения. Организация и проведение совещаний. Проведение организационных мероприятий. Составление текста приглашения. Встреча участников совещания. Процесс. Ведение протокола. Практические задания. Определение финансовых расходов. Персональные вызовы. Организация рабочей группы. «Организация круглого стола» — Выступления дискутантов и. Консультирование участников. Методика организации круглого стола. Цель «круглого стола». Подведение заключительных итогов. Темы круглого стола. Особенности круглого стола. Составляющие круглого стола. Сценарии круглых столов. Идея «круглых столов». Подбор модератора. Подбор дискутантов. «Приёмы» — Классификации презентаций. Три типа презентаций. Составление меню. Технология подготовки презентации. Приглашение гостей. Внешняя презентация. Организация и проведение презентаций. Организация и проведение приемов. Выбор вида приема. Приватная презентация. Составление схемы или порядка проведения презентации. «Деловые переговоры» — Деловые переговоры Цель: достижение договорённости об участии сторон в деятельности, результаты которой будут использованы для обоюдной выгоды. 2. Задача Поставить проблему, по проблеме вести обсуждение и накапливать информацию. *Пресс конференция; *Деловое совещание; *Управление конфликтом на собрании; *Презентация; *Речевые приемы презентации и т.д. «Деловое общение по телефону» — Цели деловых телефонных разговоров. Оптимальное время для звонка. Прогнозируйте свои звонки. Риторические требования. Отсутствие негативной информации. Взаимное представление. Авторитет. Условия, обеспечивающие успех общения по телефону. Извинитесь и повесьте трубку. Недоразумения. Повторный звонок. «Ведение деловых переговоров» — Может случиться, что предложенное компромиссное решение превышает Вашу компетенцию. Передача информации. Процедура приветствия занимает очень короткое время. Подготовка деловых переговоров. Метод уравновешивания. Встреча и вхождение в контакт. Деловые переговоры. Анализ итогов деловых переговоров. Понятие деловых переговоров. 3)Коммуникативная, интерактивная перцептивные функции общения. и Коммуникативная сторона общения проявляется в содержании информационного процесса между людьми как активными субъектами формирования, передачи и приема сообщений. Она осуществляется с учетом отношений между партнерами, их установок, целей, намерений и пр., что приводит не просто к «движению» информации, но и к уточнению представлений и обогащению знаний, которыми обмениваются общающиеся люди. Коммуникативная модель рассматривает процесс обмена информацией как систему с обратной связью, действующую на фоне шумов среды общения и различного вида коммуникативных барьеров, затрудняющих общение: вспомогательную роль, но передаваемых сообщений. и способны ориентировать в истинности Вербальные проявления у человека в межличностном общении, по данным исследования американского психолога Р. Бердвистла (1970), составляют менее 35% от общего объема информации, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств. Между ними существует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передается чисто содержательная информация, а по невербальному – дополнительно смысл и отношение к партнеру по общению. При передаче сообщения вербальными средствами возможны ее потери. Речевое мастерство состоит в искусном владении всеми речевыми жанрами (от реплики или комментария до различных видов бесед и информационных сообщений, лекции и пр.), а также в использовании разнообразных тактик, психотехник и приемов, обеспечивающих разговорный стиль, оптимально соответствующий ситуации общения и типу собеседника (аудитории). Невербальные проявления в общении могут выполнять ряд специфичных функций: 1. Самовыражения, отражая состояния, процессы, отношения, желания, оценки, которые присущи субъекту общения (например, мимические знаки могут быть и выражением эмоционального состояния, и знаком мотивационного или мыслительного процесса, типичных отношениях). 2. Регуляторно-коммуникативную, обеспечивающую управление межличностным контактом (например, знаки, свидетельствующие об установлении, поддержании, усилении, завершении взаимодействия). 3. Информационно-коммуникативную, неся констатирующую информацию об объекте и субъекте общения (например, по связи с объектом выделяют знаки, указательные, описательные и символические, а по связи с субъектом – знаки, выражающие содержательные и динамические характеристики, присущих ему индивидуально-личностных качеств). Интерактивная сторона общения отражает процесс систематической смены коммуникативных ролей и взаимного воздействия партнеров по общению, т.е. взаимодействие между людьми в процессе общения (обмен знаниями, идеями, действиями, эмоциями и т.п.). В профессиональном общении данная сторона общения характеризует взаимодействие и построение отношений общающихся друг с другом, непосредственно влияя на организацию и результат совместной деятельности. Основными компонентами процесса взаимодействия являются позиции людей, участвующих в нем, их взаимоотношения и воздействия друг на друга. Деловое взаимодействие часто бывает в следующих основных формах: 1. кооперация проявляется в сотрудничестве, приспособлении, в итоге способствуя общению; согласии, ассоциации, 2. конкуренция, базируясь на соперничестве, оппозиции, диссоциации, конфликтном противостоянии, может влиять как положительно, так и отрицательно на процесс общения. В деловом взаимодействии сообщение (влияние), коммуникатора к реципиенту, может быть двух типов: исходящее от 1. побудительным, рассчитанным на стимуляцию коммуникативных действий и в целом на активизацию поведения или на запрет определенных коммуникативных реакций, дестабилизацию поведения. Побуждающие влияния (способы воздействия) партнеров друг на друга может быть в виде убеждения, заражения, подражания и внушения; 2. констатирующим, выступающим в форме информации, предполагающей непосредственного изменения поведения. не 4)Вербальные и невербальные средства общения. Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения. Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час. В зависимости от намерений коммуникантов (что-то сообщить, узнать, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, договориться и т.д.) возникают разнообразные речевые тексты. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка. важно количество жестикуляции. У разных народов выработались и вошли в естественные формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности жестикуляции. Интенсивность жестикуляции может расти вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено. Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить: • Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.) • Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.). • Описательные жесты, которые имеют смысл только в контекст речевого высказывания. Мимика. Мимика — это движения мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы. Отчасти долгота взгляда человека зависит от того, к какой нации он принадлежит. Жители южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других, а японцы при беседе смотрят скорее на шею, чем на лицо. По своей специфике взгляд может быть: — Деловой — когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства — Социальный — взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения. — Интимный — взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица — до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении. — Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность. Если же он сопровождается нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, это говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику. Пантомимика — это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела. Походка — это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте. В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» — для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет. Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения из этой позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть. Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это — поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. — Психологических особенностей партнеров (различий в интеллекте, темпераменте, мышлении и т.п.). — Социальных, политических, религиозных, национальных, образовательных различий. — Различий в словарном запасе и лексиконе. — Различного знания предмета обсуждения. Можно выделить следующие коммуникативные барьеры: Понятийный барьер возникает, прежде всего, из-за того, что люди в одно и то же слово, термин могут вкладывать различный смысл, в результате каждый говорит о своем, что затрудняет взаимопонимание. Барьер восприятия. Каждый из нас имеет свою картину мира, личный и социальный опыт, свои ценности, через призму которых воспринимает окружающий мир. Фонетический барьерсоздается из-за особенностей речи говорящего. Учет этого барьера имеет большое значение для эффективного общения. Коммуникативные барьеры можно преодолеть, если обучиться приемам активного слушания. Основные приемы активного слушания: -Прием «ПАРАФРАЗ». Воспроизведение сути высказываний клиента своими словами. При этом можно использовать такие вводные фразы, как: «Итак, вас интересует…», «Самыми важными критериями выбора являются…» — Прием «ЭХО». Дословное повторение продавцом основных положений, высказанных клиентом. Повторению высказывания клиента должны предшествовать вводные фразы типа: «Насколько я вас понял…», «Вы считаете, что…» — Прием ЛОГИЧЕСКОЕ СЛЕДСТВИЕ. Продавец выводит логическое следствие из высказываний клиента. Например, менеджер говорит клиенту: «Если исходить из того, что Вы сказали, Вас интересуют. ..» -Прием «УТОЧНЕНИЕ». Вы просите уточнить отдельные положения высказываний клиента. Например, менеджер говорит клиенту: «Это очень интересно; не могли бы Вы уточнить…» Виды коммуникативных барьеров и причины их возникновения. Выделяют три формы коммуникативных барьеров, которые различаются по степени прозрачности: -избегание, -авторитет, -непонимание. Практически непрозрачным барьером является избегание. Убежать от нежелательной информации и ее влияния возможно как физически (избегать не предусматривает контакт с самим носителем такой информации), так и психологически (забывание информации или "углубление в себя" во время слушания). Второй барьер — авторитет — действует следующим образом: информация поступает в сознание, но на этом пути она существенно обесценивается через субъективное снижение авторитетности ее источника, т.е., в конечном счете, становится ненадежной и малозначимой. Третий барьер — непонимание, тончайший способ снизить влияние информации путем ее искажения до неузнаваемости, предоставление ей нейтрального смысла. коммуникативный психологический авторитет Способы преодоления препятствий в коммуникации Преодоление избегания. Борьба с этим видом контрсуггестии включает в себя управление вниманием партнера, аудитории, собственным вниманием. Привлечение внимания. Психологические исследования показывают, что внимание может привлекаться внешними и внутренними факторами. Внешние — это новизна (неожиданность), интенсивность и физические характеристики сигнала, внутренние — это те, которые определяются актуальностью, значимостью, важностью сигнала для человека в зависимости от его намерений и целей в данный момент. Использование феномена авторитета. По критерию авторитетности человек решает вопрос о доверии к собеседнику. Если он признается неавторитетным, его воздействие не будет иметь успеха, если же авторитет есть — тогда коммуникация будет эффективной. Обычно принято считать, что авторитетность источника информации может устанавливаться после определения таких его параметров, как надежность, компетентность, привлекательность, искренность, полномочия, объективность. Преодоление фонетического барьера. Вряд ли кого-нибудь удивит совет: для того чтобы быть правильно понятым, надо говорить внятно, разборчиво, достаточно громко, избегать скороговорки и т.д. Для каждого вполне ясно, что выполнение такого рода условий улучшает "проходимость" информации, оптимизирует коммуникацию. Однако, кроме перечисленных общих положений, можно указать и некоторые вполне конкретные закономерности восприятия речи другого. Кроме того, для преодоления фонетического барьера необычайно важна обратная связь. В конкретном общении оптимальную скорость речи или дикцию можно установить по ходу дела, опираясь на реакцию слушателя . Например, если человек звонит приятелю, чтобы пригласить его в гости, их разговор можно охарактеризовать как устную форму, непосредственное общение, диалог с целью убеждения, бытовую беседу. Для каждого типа коммуникации существуют специфические языковые средства (слова, грамматические конструкции и т. д.), тактика поведения, владение которыми на практике является необходимым условием достижения успеха в процессе речевой коммуникации. Виды Говорение– это отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию. Слушание(или аудирование) – восприятие речевых акустических сигналов и их понимание. Письмо– зашифровка символов. речевых сигналов с помощью графических Чтение– расшифровка графических знаков и понимание их значений. Ошибки в понимании 1)Не правильная постановка задач 2)Недостоверность информации 3)Не налаженный контакт с аудиторией или одним человеком 4) Непонимание объясняющего 7)Слушание, его виды и специфика. Виды слушания: 1)Нерефлексивное 2)активное рефлексивное 3)Эмпатическое 4)Критическое Умение слушать – необходимое условие правильного понимания позиции партнера. Слушать – это сосредоточиваться на воспринимаемом, понимать значение, смысл сказанного. Умение слушать, таким образом, это:    восприятие информации от говорящих, при котором человек воздерживается от выражения своих эмоций; поощряющее отношение к говорящему, подталкивающее его продолжать акт коммуникации; незначительное воздействие на говорящего, способствующее развитию его мысли. Выделяют следующие виды слушания: 1. Направленное, критическое слушание – сначала осуществляется критический анализ сообщения, а затем делается попытка его понимания. Данный вид слушания эффективен при дискуссиях, спорах, но не рекомендуется на лекциях, семинарах. 2. Эмпатическое слушание (сопереживание) – понимание отношения человека к тому, что он говорит. 3. Нерефлексивное слушание (умение “правильно молчать”) – минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальной сосредоточенности на ней. При таком слушании целесообразно подавать невербальные сигналы, подтверждающие внимание и включенность в процесс коммуникации. 4. Активное рефлексивное слушание – осмысленное высказывание, проверка и уточнение понимания, выяснение степени его адекватности сказанному. Данный вид слушания наиболее эффективен при деловом общении. 8)Обратная связь: вопросы и ответы в деловом общении. Важным элементом в деловой беседе, деловых переговорах является постановка вопросов, которая позволяет активизировать участников общения и направить процесс передачи информации в необходимом направлении. Вопросы предоставляют участнику деловой беседы возможность проявить себя, показать, что он знает, перехватить инициативу в общении, активизировать собеседника, чтобы от монолога перейти к наиболее эффективному диалогу. Правильно поставленный вопрос даст возможность уточнить точку зрения партнера или оппонента, получить от него дополнительные сведения, понять его отношение к какой-либо проблеме. принципиальные. Ответы на такие вопросы требуют мужества и соответствующей психологической подготовки. Часто острые вопросы ставятся во время конфликта в трудовом коллективе. 8. Риторические вопросы – требуют прямого ответа. Их цель – вызвать новые вопросы и указать на нерешенные проблемы. Например: «Можем ли мы считать подобное явление нормальным?». 9. Зеркальные вопросы – заключают в себе повтор с вопросительной интонацией части утверждения, только что произнесенного собеседником. Например: «Вы говорите, что у вас тесные связи с такой-то компанией, а если ее руководство не захочет подписывать с вами этого соглашения?» 10. Альтернативные вопросы – предполагают выбор определенных направлений развития диалога из набора альтернатив. Число возможных вариантов, должно превышать трех. Например: « Какой день недели для вас будет более предпочтительным: вторник или среда?». Альтернативные вопросы сужают выбор для собеседника в пользу лица, задающего вопрос, предполагая при этом быстрое решение. К правильности формулировки вопросов предъявляют следующие требования: 1. Вопрос должен заключать в себе определенный смысл. Если в матрице вопроса заложена бессмысленная информация, то вопрос поставлен не корректно и в этом случае не стоит ожидать на него четкого ответа.. 2. Формулировка вопроса должна быть четкой и ясной. Формулировки или термины, не несущие смысловой нагрузки в вопросе, путают отвечающего и не позволяют ему дать конкретный исчерпывающий ответ. 3. В основе вопроса должна лежать истинность предпосылок. Если в матрице вопроса лежит ложная информация, то отвечающему придется либо поправить партнера, либо просто уйти от ответа. 9)Основные приемы эффективного слушания Прием эффективного слушания, способствующего самораскрытию собеседника. Умение слушать обычно недооценивается, но ошибочно думать, что слушать — значить не говорить. Это активный процесс проникновения во внутренний мир собеседника. Рассмотрим здесь два важных правила слушания: нерефлексивное (не отражающее, «впитывающее») и рефлексивное (отражающее, с обратной связью к говорящему).

что такое стол? — сторителлинг с данными

Алекс Велес

В дополнение к настольной задаче в этом месяце мы представляем вам еще одну статью из нашей серии основ под названием что такое…? , где мы разбираем некоторые общие темы и вопросы, заданные нам. Мы рассмотрели большую часть контента в предыдущих постах, поэтому эта серия позволяет нам объединить множество разрозненных ресурсов, создав единый источник для вашего обучения. Мы считаем, что важно время от времени проверять базовые знания, независимо от того, на каком этапе обучения вы находитесь. Успех многих визуализаций зависит от четкого понимания основных концепций. Итак, изучаете ли вы это в первый раз, читаете, чтобы закрепить основные принципы, или ищете ресурсы, которыми можно поделиться с другими, например, наш всеобъемлющий руководство по диаграммам — пожалуйста, присоединяйтесь к нам, когда мы пересматриваем и изучаем основы.

Таблицы — это распространенный способ представления данных, но в моей текущей работе я не часто их создаю. По общему признанию, когда я сталкиваюсь с таблицей, я часто предпочитаю визуализировать данные. Я должен уточнить, что я не предлагаю никогда не создавать таблицы. Вместо этого давайте разберемся в их преимуществах и недостатках, чтобы мы могли подумать о , когда их использовать и , как создавать хорошие таблицы данных .

Что такое стол?

Таблица организует данные в табличную структуру, состоящую из строк и столбцов. Они интуитивно понятны, достаточно просты в построении и невероятно гибки. В отличие от некоторых предыдущих диаграмм, которые мы обсуждали — столбчатых, круговых, линейных и т. д. — таблицы не ограничены определенным типом данных или лежащими в их основе отношениями. Они могут содержать числовые значения, текст, символы или даже комбинацию типов данных. По этим причинам таблицы распространены и нравятся многим.

На первый взгляд простые таблицы на самом деле сложнее, чем кажутся. Легко думать, что они взаимозаменяемы с другими базовыми визуальными элементами, такими как столбцы и линии, но есть важное различие, которое нужно понимать: мы обрабатываем таблицы иначе, чем графики . Таблицы взаимодействуют с нашей системой вербальной коммуникации, то есть мы читаем их. Наши глаза сканируют строки и столбцы. Для сравнения, графики взаимодействуют с нашей зрительной системой. Наша зрительная система намного быстрее обрабатывает большие объемы информации, особенно когда мы хотим передать узор или форму. Понимание этого заранее помогает нам понять, когда уместно использовать таблицу или, другими словами, когда наша аудитория должна читать данные, а не декодировать визуальное изображение.

Когда следует использовать таблицу для передачи данных?

Давайте рассмотрим несколько бизнес-сценариев, в которых имеет смысл использовать таблицу.

  • У вас разные данные. Иногда нам нужно сообщать связанные показатели с несколькими единицами измерения или различными диапазонами. Резюме, оценочные листы, демографические разбивки и метаданные — вот что приходит на ум. В этом случае конечный пользователь, скорее всего, будет ссылаться на эти элементы для поиска определенных значений, поэтому таблица является эффективным выбором. Кроме того, на таблицы не распространяются те же ограничения по двумерному пространству, что и на графики, поэтому может быть проще отображать разные единицы и диапазоны в одном представлении.

  • У вашей аудитории разные потребности. Столы могут быть великолепны, когда у вас разнообразная аудитория. Я уже упоминал, что таблицы интуитивно понятны, но они также позволяют каждому конечному пользователю искать определенные значения. Если вы ожидаете, что ваша аудитория захочет сканировать разные данные, таблицы могут быть хорошим решением.

  • Вы читаете построчно. Обсуждение чисел и статей бюджета в таблице является обычным явлением среди аудитории, занимающейся финансами или бухгалтерией. Мой бывший директор имел опыт работы в области бухгалтерского учета и в результате пристрастился к столам. Он так хорошо научился находить закономерности в таблицах, что запрашивал таблицы данных, а не графики. Я говорю об этом по уважительной причине — Если вашей аудитории очень нравятся таблицы, признайте, что это еще одна отличная причина их использовать.

  • Вы дополняете основную историю. При передаче данных в пояснительных целях мы редко показываем все данные, вместо этого предпочитая выделять основные выводы. Может быть полезно предоставить аудитории полный набор данных или дополнительные разбивки, особенно если ваша аудитория захочет просмотреть подробности позже или изучить данные самостоятельно. Чтобы удовлетворить эту потребность, рассмотрите возможность создания ссылки на базовую таблицу или добавления подробной таблицы в приложение.

Когда

не следует использовать таблицу для передачи данных?

Всегда будут исключения, но на ум приходят два основных случая, когда , а не может быть идеальным для использования таблицы. Оба этих сценария относятся к тому, как мы обрабатываем таблицы.

  1. Вы представляете свои данные вживую — лично или виртуально. Если вы поделитесь таблицей данных в интерактивной презентации, ваша аудитория, скорее всего, начнет ее читать. К сожалению, мы не можем одновременно активно слушать и читать: если ваша аудитория читает таблицу, значит, она вас отключила. В этой ситуации я бы порекомендовал график (как правило, менее утомительный и трудоемкий для обработки), а не таблицу. Если вам необходимо использовать таблицу во время презентации, подумайте, как ее воспримет ваша аудитория. Можете ли вы сделать паузу, дав им время прочитать, а затем продолжить разговор? Есть ли способ ограничить количество ненужных строк и столбцов или привлечь внимание к подмножеству данных, чтобы таблица быстрее воспринималась?

  2. Вы хотите выделить узор или фигуру в данных. Представьте, что вы хотите поделиться сезонной закономерностью, которую вы определили в непрерывных ежемесячных данных. Чтобы заметить это в таблице, вам придется сравнить и удерживать в голове несколько месячных значений, что является умственным процессом. Если есть шаблон или что-то важное в форме ваших данных, график будет лучшим выбором, чем таблица. Тем не менее, в таблицу можно добавлять визуальные компоненты — сейчас мы рассмотрим это подробнее.

Как можно сделать таблицу

лучше ?

Почти все приведенные ниже советы связаны с упрощением сканирования таблиц. Таблицы обычно содержат большое количество деталей, поэтому мы должны предпринять преднамеренные шаги, чтобы их было легко использовать.

Уточнение по горизонтали или по вертикали. Таблицы используются либо по строкам, либо по столбцам. Не позволяйте вашей аудитории предположить, в какую сторону сканировать, добавляя визуальные подсказки. Есть несколько способов сделать это; два из моих предпочтительных методов — добавить сводную серию и использовать пустое пространство. Если я предполагаю, что моя аудитория захочет обобщить данные в виде общего или среднего значения, то добавление сводной серии — и , визуально отличающие его, могут сэкономить им время и направлять их при чтении.

Удалите ненужные границы и штриховку. Многие таблицы по умолчанию включают толстые границы и затенение. Они могут помочь отделить заголовки от данных или установить категории и сводные значения, но их присутствие должно быть минимальным. Я предпочитаю использовать линии границ, а не затенение, поскольку это позволяет мне использовать цвет более стратегически — как в тепловой карте (подробнее об этом далее).

Включить визуальный элемент. Рассмотрите возможность добавления визуальных элементов, чтобы привлечь внимание к наиболее важным данным или передать шаблон. Вы можете добавить цвет, спарклайны или даже гистограммы. Один специальный случай известен как тепловая карта, где насыщенность цвета используется для визуального представления относительных значений. Конкретные примеры см. в связанных сообщениях об улучшении таблицы, встраивании горизонтальных полос и преобразовании тепловой карты.

Заказ преднамеренный. При обработке страницы мы обычно начинаем сверху и двигаемся слева направо зигзагообразно вниз по странице. Это также верно для таблицы и может помочь нам решить, как упорядочить строки и столбцы. Если есть важная метрика или сводное значение, возможно, имеет смысл переместить ее в верхний левый угол таблицы, чтобы она была одной из первых, что увидит ваша аудитория. Имейте в виду, что это не будет уместно во всех сценариях. Например, если ваша таблица включает компонент времени, рассмотрите возможность использования естественной конструкции времени, движущегося слева направо, даже если последние данные являются наиболее важными.

Используйте метки надкатегорий. Создание меток более высокого уровня структурирует таблицу, облегчая навигацию. Метки суперкатегорий также имеют дополнительное преимущество, заключающееся в ограничении избыточности (ознакомьтесь с этой статьей о возможностях категоризации). Рассмотрим случай с исполнительной сводной таблицей, содержащей ключевые показатели эффективности для нескольких бизнес-подразделений. Вместо того, чтобы перечислять каждый KPI отдельно, сгруппируйте связанные KPI вместе, чтобы кто-то мог быстро определить все связанные показатели для определенного отдела.

Тщательно выровнять. Существует ряд подходов к выравниванию данных в таблице. Одним из популярных предпочтений является выравнивание текста по левому краю и выравнивание чисел по правому краю. Это отличный совет, но не правило. Вместо этого постарайтесь обдумать мировоззрение, которое вы используете. Позволяет ли выравнивание по центру пустое пространство визуально различать столбцы? Если вы используете десятичные дроби, проще ли сравнивать относительные значения, если вы выравниваете десятичные точки? Поэкспериментируйте с различными вариантами и посмотрите, какой из них лучше всего подходит для ваших данных. (Кстати, некоторые шрифты позволяют выравнивать таблицы, создавая столбцы чисел; чтобы узнать больше, прочитайте статью Мэтью Стрёма о разработке лучших таблиц.)

Когда таблица хорошо спроектирована, ее форма обеспечивает полезную функцию. Организованная табличная структура отходит на второй план, позволяя зрителям быстро находить нужные детали. Чтобы увидеть больше дизайнов таблиц и попрактиковаться в их создании, примите участие в конкурсе SWD в этом месяце.

Продолжайте свое путешествие по нашему полному что такое…? , просматривая другие распространенные дисплеи, такие как линии и круговые диаграммы, или изучите нашу подробную страницу руководства по диаграммам для дополнительных типов диаграмм.

Примеры невербальной связи: ключевые типы и подсказки

  • Описание

    Бизнес-женщина с жестом A-Okay Hand

  • Разрешение

    Соглашение о подписке

Невербальная коммуникация является цветной и полной интрагью. Пожимание плечами и закатывание глаз позволяют нам сказать: «Ты мне не нравишься», не произнеся ни единого слова. А еще лучше, теплая улыбка и протянутая рука говорят: «Я так рада тебя видеть».

При каждой личной встрече мы посылаем и получаем сигналы невербальной коммуникации, осознаем мы это или нет. В то время как мир побуждает нас «быть собой», есть время и место для невербальных сигналов. Когда мы на работе, разумно обратить внимание на то, как мы общаемся с помощью слов и жестов. Давайте вместе рассмотрим несколько примеров невербального общения.

Выражение лица

Первый и наиболее очевидный ключ к невербальной коммуникации — выражение лица человека.

Несмотря на то, что у нас только одно лицо, оно может демонстрировать множество выражений. От полуулыбки до широкой ухмылки и небрежного взгляда наше выражение лица демонстрирует целый ряд эмоций. Вместо того, чтобы вникать во все нюансы, такие как изгиб губ или подергивание глаз, давайте взглянем на три наиболее ярких выражения:

  1. Улыбка — Улыбка обычно указывает на счастье или удовлетворение.
  2. Хмурый взгляд — Хмурый или хмурый взгляд указывает на недовольство или разочарование.
  3. Отсутствие выражения — Безэмоциональное лицо может указывать, как минимум, на две вещи. Во-первых, это может быть указание либо на незаинтересованность, либо на скуку. Во-вторых, что еще хуже, невыразительное лицо может свидетельствовать о пренебрежении.

Бесстрастное лицо трудно расшифровать, поэтому, если вы подозреваете, что демонстрируете то, что известно как «каменное» лицо, было бы неплохо время от времени мягко улыбаться.

Реклама

Зрительный контакт

Люди придают большое значение зрительному контакту. Если вы разговариваете с кем-то, а он вообще не смотрит на вас, вы будете чувствовать себя отчужденным и проигнорированным. Но тот факт, что кто-то много смотрит вниз, также может означать, что он застенчив. Кто-то, кому не хватает уверенности в себе, как правило, испытывает трудности с установлением и поддержанием зрительного контакта.

Если у вас проблемы со зрительным контактом, вам нужно потренироваться, чтобы стать лучше. Как и публичные выступления, это нужно практиковать. И это хороший навык, потому что он позволяет людям видеть, что вы вовлечены и заинтересованы в том, что они хотят сказать.

Конечно, продолжительный зрительный контакт может иметь противоположный эффект; это может заставить людей чувствовать себя некомфортно. Вы найдете золотую середину, чем больше будете практиковаться.

Реклама

Жесты и движения

В то время как лицо является бесспорным показателем настроения, все тело является барометром. Вы когда-нибудь наблюдали за жаркими дебатами через стеклянный конференц-зал? Вот некоторые из вещей, которые вы, возможно, видели:

  • Частые и даже дикие жесты рук
  • Указание пальцем
  • Размахивание руками в воздухе
  • Зачесывание пальцами волос
  • Вторжение в личное пространство с целью отправить сообщение о враждебности

С другой стороны, если все мирно сидят за столом переговоров, вы все равно можете заметить невербальные сигналы общения. Что делать, если кто-то скрестил руки? Сознательно или неосознанно они могут говорить: «Я закрыт для вас и ваших идей».

И наоборот, если кто-то кладет руки на стол в расслабленной и открытой позе, он передает сообщение об открытости и готовности.

Что делать, если кто-то возится со своей ручкой или кофейной кружкой и не смотрит прямо на динамик? Это может быть признаком того, что им наскучила эта тема. Или это может вообще не иметь ничего общего с говорящим. Они могут быть заняты своей личной жизнью. В любом случае, это может быть сигналом того, что они не полностью присутствуют.

Интересно, что игра на скрипке также является признаком волнения. Если кто-то возится со своей ручкой или кофейной кружкой, но полностью занят говорящим, у него может быть высокий уровень энергии. В этом случае игра на скрипке — это их способ высвободить часть этой энергии. Это похоже на человека, у которого нога постоянно подпрыгивает. Они либо озабочены, либо полны энергии и готовы к року.

Реклама

Тон голоса

В этом примере не так много деталей. Если у кого-то повышена громкость и он говорит быстро, он в некотором роде взволнован. Либо что-то не так, либо они перегружены. Напротив, если кто-то говорит спокойным, медленным тоном, он, вероятно, передает свое сообщение без каких-либо причин для беспокойства.

То, как мы склоняем слова, также влияет на то, как они интерпретируются. Например, если кто-то говорит: «Я думал, что вы приедете во Флориду на эти выходные! это может означать, что они надеялись, что вы придете, и они рады вас видеть.

Тот же человек может также сказать: «Я думал, что вы приедете во Флориду в эти выходные», имея в виду: «Почему вы приезжаете в воскресенье вечером? Ты опоздал.» Таким образом, интонация наших слов передает сообщение так же, как и сами слова, которые мы выбираем.

Реклама

Физическое прикосновение

Помните конференц-зал, полный злых людей? Вероятно, было много обвинений и несколько вторжений в личное пространство. Все это указывает на режим атаки. Кто-то агрессивно заявляет, что хочет «достать вас» или доказать свою точку зрения. В этой линии атаки кто-то также может протянуть руку и схватить кого-то за руку, чтобы привлечь внимание.

Тем не менее, мы обычно рассматриваем физическое прикосновение в положительном и личном свете. Если кто-то сидит за своим столом и плачет, кто-то, скорее всего, положит ему руку на плечо и спросит, что случилось. Эти знаки прикосновения предназначены для того, чтобы утешать при установлении связи. Кто-то также может слегка коснуться руки коллеги в знак благодарности.

В любом случае, плохом или хорошем, прикосновение предназначено для усиления посылаемого сообщения.

Реклама

Внешний вид

Наш последний пример немного более спорный. Нас учат не судить о книге по обложке. Мы не можем оценить интеллект или поведение человека по одежде, которую он носит. Тем не менее, в профессиональной среде внешний вид действительно посылает сообщение. Вот почему мы надеваем костюмы на собеседования или наслаждаемся непринужденной пятницей на рабочем месте.

Наша повседневная одежда и прическа посылают нам послание. Представьте себе женщину, которая всегда носит яркие, смелые тона. Возможно, она носит оранжевые костюмы с красными блузками или желтые юбки с королевскими синими рубашками. Это женщина, которая не хочет быть тихоней. Вы, вероятно, можете бросить кости на ее высокий уровень уверенности в себе.

С другой стороны, если кто-то выбирает приглушенные тона или оттенки серого, это не значит, что он застенчив. Они могут просто предпочесть упрощенный стиль. Для них меньше может быть больше.

В любом случае то, как мы представляем себя людям и ситуациям, говорит о многом. Нам говорят снимать шляпы за столом, расчесывать волосы и надевать нашу воскресную одежду по какой-то причине. Это показывает, что мы немного подумали о взаимодействии.

Реклама

Кивок в невербальном согласии

Изучение невербальной коммуникации представляет интерес. Есть много слоев, и большинство элементов не следуют жестким правилам. В то время как повышенный голос означает, что вам, вероятно, следует настроиться, не каждое скрещенное плечо должно посылать негативный знак.

Поскольку мы не можем читать мысли людей, мы должны делать все возможное, чтобы оставаться в гармонии с их невербальным общением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *