Суицид детский причины: Детский суицид — профилактика, статистика, причины – Детский суицид

Суицид детский причины: Детский суицид — профилактика, статистика, причины – Детский суицид

Детский суицид

детский суицид

К сожалению, даже в современной жизни, которая крайне богата различными происшествиями – криминальными разборками, несчастными случаями, стихийными бедствиями – порой встречаются такие события, которые способны повергнуть в шок самых опытных медиков и следователей. Что уже говорить про обыкновенного обывателя? К таким происшествиям относится детский суицид.

Ребенок является олицетворением начала жизни, перед ним лежит большое количество самых различных дорог и возможностей, ему еще только предстоит познать все то, что готова предложить человеку жизнь. Детская смерть, пожалуй, самое нелепое и трагичное событие, которое только можно себе представить. Но если со смертью от тяжелых заболеваний волей – неволей приходится мириться и принимать ее, то смерть в результате суицида всегда словно гром среди ясного неба. Разум окружающих людей просто отказывается воспринимать эту страшную реальностью – добровольный уход из жизни ребенка или подростка.

Детский суицид – это то, чего практически всегда можно избежать. Главное, что для этого необходимо – это вовремя заметить тревожные сигналы

. Ни один ребенок не решит уйти из жизни и воплотит свое решение в жизнь за считанные часы. Как правило, подобное решение зреет в голове у ребенка не один день, и даже не неделю. И все это время ребенок отчаянно взывает к взрослым, различными способами давая понять родителям, что ему очень плохо. Внимательные родители ни за что не оставят без внимания изменившееся поведение их чата. Ниже более подробно рассказано про такие аспекты, как причины детского суицида, его профилактика и психологическая помощь таким деткам.

Возраст детей, совершающих попытку суицида

Как показывает статистика подростковых самоубийств, как правило, попытки суицида не совершают детки младше 11 лет. Но не стоит обольщаться и считать, что у маленьких деток не бывает тяжелого психического состояния. Просто малыши еще до конца не осознают, что такое смерть. Однако зачастую в их разговорах и мыслях любящие и внимательные мама и папа могут заметить повод для тревоги. Вот, например, какой случай рассказал детский психолог: маленькая девочка 7 лет на протяжении долгого времени повторяла, что она превратится в бабочку и улетит от своих родителей. Родители только посмеивались над забавными детскими угрозами. Однако в 12 лет эта девочка совершила очень серьезную попытку суицида, прыгнув с 4 этажа. Врачам чудом удалось спасти ей жизнь.

И если детский суицид все же, к счастью, встречается достаточно редко, то про подростковые самоубийства нельзя сказать то же самое. Именно на возраст 13 – 16 лет, как показывают статистические данные, приходится пик подростковых самоубийств. Многие детские психологи склоняются к мысли, что желание смерти – это достаточно распространенная реакция подростковой психики на возникновение стрессовой ситуации.

Более того, массовые самоубийства детей подросткового возраста отнюдь не являются редким явление. На групповые самоубийства, когда группа детей одновременно или вслед друг за другом совершают так называемое «скопированное» самоубийство. В основе механизма подобных самоубийств лежит склонность подростков с подражанием и повышенной внушаемостью подростков.

Дети, входящие в группу риска

причины детского суицида

Среди людей очень широко распространено мнение, что попытки суицида совершают только психически неуравновешенные люди, которые страдают различными психическими заболеваниями, такими как шизофрения, паранойя, а также некоторые другие заболевания нервной системы. На самом же деле это совершенно не так. Подавляющее большинство самоубийств совершаются абсолютно психически здоровыми людьми, которые очень четко отдают себе отчет в своих действиях.

Как правило, причинами суициды становятся сугубо личные причины и переживания, проблемы, которые подростку зачастую кажутся абсолютно неразрешимыми. Причем зачатую взрослые очень удивляются, когда узнают, что толкнуло ребенка на подобный шаг – причина может быть столь незначительной, что взрослый человек просто – напросто не обратил бы на нее особого внимания. Для ребенка же она глобальна.
Ниже описаны те проблемы подростков, которые наиболее часто становятся причиной самоубийств подростков. Не стоит улыбаться – поверьте, для ребенка это действительно серьезные проблемы:

  • Ссора с друзьями. Причем ссора может быть из-за абсолютного пустяка.
  • Расставание с любимым человеком или его измена. В подростковом возрасте дети уверенны, что первая любовь – это навсегда и относится к ней крайне серьезно.
  • Смерть кого – либо из близких родственников.
  • Частое попадание ребенка в стрессовые ситуации.
  • Сложная психологическая обстановка в семье – ссоры с родителями, скандалы родителей между собой, их развод.
  • Затяжное депрессивное состояние подростка.
  • Проблемы ребенка с наркотиками. Как правило, наркотическая зависимость влечет за собой финансовые проблемы и проблемы с правоохранительными органами.
  • Игровая зависимость и зависимость от интернета.
  • Насилие в семье. Зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать взрослым о происходящем.
  • Подростковая беременность. Беременность девочки подростка становится поводом для суицида примерно в 21% всех случаев.

Зачастую трагедии можно избежать. Профилактика детского суицида зачастую помогает избежать самого страшного – смерти ребенка. Главное, что для этого необходимо – это внимание родителей к изменениям, происходящем в поведении ребенка. Зачастую первыми тревожными звоночками могут стать сущие пустяки – фраза, оброненная якобы случайно, либо что-то еще.

Всегда обращайте пристальное внимание на следующие факторы, свидетельствующие о том, что возможен детский и подростковый суицид:

  • Разговоры ребенка о самоубийстве, нездоровые фантазии на эту тему, акцентирование внимания на эпизодах суицидов в фильмах, новостях.
  • Появление у ребенка литературы о суицидах, просмотр соответствующей информации в интернете.
  • Попытки ребенка уединиться. Стремление к одиночеству, отказ от общения не всегда свидетельствует о предрасположенности к самоубийству, но всегда говорит о моральном дискомфорте ребенка.
  • Разговоры и размышления ребенка о том, что он абсолютно никому не нужен, что в том случае, если он исчезнет, его никто не будет искать, и даже не заметит его отсутствия. Ни в коем случае не оставляйте такие заявления без внимания и не подшучивайте над ними. Постарайтесь выяснить причину подобного настроения и убедить ребенка в обратном.
  • Даже музыка или живопись могут послужить симптомами для родителей о том, что что-то не так. Обращайте внимание на то, какую музыку слушает ваш ребенок.
  • Тщательно маскируемые попытки ребенка попрощаться с вами – непривычные разговоры о любви к вам, попытки закончить все свои дела как можно быстрее.
  • Дарение своих любимых и наиболее ценных вещей, с которыми он раньше не расставался, друзьям.

В том случае, если хоть что-то в поведении вашего ребенка вам показалось странным, либо тревожным, немедленно бросайте все свои дела и старайтесь практически все время проводить рядом с ребенком до тех пор, пока не будете твердо уверенны в том, что суицидальное настроение вашего ребенка ушло без следа. Если же вы не в состоянии самостоятельно справиться с существующей проблемой, не стесняйтесь и немедленно обращайтесь за помощью к детским психологам или даже психиатрам.

Также психологами доказан тот факт, и родителям необходимо помнить об этом, что зачастую подростки совершают попытку самоубийства не потому, что на самом деле хочет умереть. Причиной подобной попытки суицида становится банальное желание привлечь к себе внимание окружающих, своеобразный крик о помощи. Для таких детей перерезанные вены или таблетки являются лишь своеобразным способом заявить миру о степени своего отчаяния. Однако очень часто подобные попытки обратить на себя внимание приводят к инвалидности, а то и к смерти ребенка.

Косвенные предпосылки к суицидальным наклонностям

профилактика детского суицида

Выше описаны признаки, которые зачастую могут указывать на надвигающуюся беду. Однако помимо прямых признаков, детские психологи выделили группы подростков, в которой риск суицидов гораздо более высок, чем у их сверстников. Ниже описаны отличительные черты характера таких детей:

  • Подростки, которые не умеют правильно формулировать свои мысли, переживания, не могут объяснить то, что они чувствуют.
  • Двойственное мироощущение подростка и, соответственно, его поведение. С одной стороны – подросток не ощущает себя ребенком, его обуревают взрослые переживания и чувства, он всячески старается отстоять свою независимость. Но в то же самое время подросток ведет себя как ребенок, полностью завися от родителей, как в бытовом, так и в эмоциональном плане. Это противоречие лишает ребенка душевного равновесия.
  • Гипер выраженный подростковый максимализм. Ребенок резок в своих суждениях и оценках, как окружающим, так и самому себе.
  • Неумение анализировать свои поступки и прогнозировать их последствия.

При исследовании достаточно большого количества детских и подростковых суицидов психологи заметили одну общую черту – практически у всех детей в значительной степени нарушена нормальная психо эмоциональная связь со своей семьей, а у девочек – особенно с матерью. Каким бы взрослым не позиционировал себя подросток, отсутствие взаимопонимания и контакта с семьей может очень сильно усугублять все переживания ребенка, делая их особо острыми и порой практически трагичными.

Родители должны помнить о том, что далеко не все ухудшение отношений в семье – это равнодушие и невнимание родителей. Если родители не доверяют ребенку, отказываются принимать его как уже самостоятельную, сформировавшуюся личность, которая имеет право на свое собственное мнение, мировоззрение, жизненные ценности и потребности, отношения в семье могут значительно ухудшиться. Даже если вы не будете прямо говорить ребенку об этом, он подсознательно все равно будет чувствовать ваше недоверие и пытаться протестовать против существующего положения вещей.

И этот процесс может принимать самые различные формы, в том числе и форму попытки или, что еще страшнее, самого суицида. Самоубийства среди подростков зачастую бывают именно своеобразной акцией протеста. Очень внимательно прислушивайтесь к тому, что говорит ваш ребенок. Порой сигналом тревоги может служить такое пустяковое высказывание, кинутое сгоряча во время ссоры, как «Не хочу вас видеть!».

В том же случае, если ребенок позволяет себе более серьезные угрозы, например, такие как: «я перережу себе вены» или « я прыгну в окно», ни в коем случае не совершайте самой распространенной ошибки – провокационных реакций. Ни в коем случае не смейтесь над ребенком и не говорите о том, что никто не станет ему мешать. Очень часто дети, которые говорят про суицид с единственной целью – позлить, или шантажировать родителей, получив в ответ столь ироническую реакцию, из чувства упрямства и желания доказать родителям то, что они не правы, решаются на суицид.

Разумеется, вполне понятно, что за своей злой иронией и показным, напускным равнодушием родители пытаются замаскировать леденящий душу страх перед возможностью суицида. А также очень многие родители, привыкшие что их дети всегда следуют их указаниям с точностью до наоборот, и в этот раз не изменят своим принципам и никогда не решатся на такой отчаянный шаг, как самоубийство.

Но обязательно необходимо принимать во внимание то, что ребенок не знает о том, что ваши слова и реакция – не более чем педагогическая уловка. Сомнение в вашем голосе он может принять на свой счет и попытаться доказать вам свою решимость любым путем, даже таким страшным, как суицид. А ваши слова, от которых веет напускной холодностью и безразличием, ребенок может воспринять как подтверждение и доказательство того, что он ровным счетом никому не нужен, даже своим родителям.

Действия родителей при попытке суицида

Если все же предотвратить несчастье не удалось, и ребенок все же совершил попытку суицида, родители должны принять комплекс срочных мер. Разумеется, первым вашим чувством будет испуг и облегчение от того, что жизнь ребенка все же удалось спасти. Не скрывайте свои чувства от ребенка под маской равнодушия и уж тем более гнева. Ребенок должен чувствовать, что вы очень любите его и дорожите им.

После того, как состояние здоровья ребенка стабилизируется, вам в обязательном порядке будет необходимо обратиться за помощью психологов. Ни в коем случае не пренебрегайте помощью профессионалов – зачастую справиться с проблемой своими силами практически невозможно. В том случае, если врачи сочтут нужным поместить вашего ребенка в специализированный реабилитационный центр, ни в коем случае не отказывайтесь. Помните о том, что попытку суицида ваш ребенок совершил не просто так, а значит, он может ее повторить в том случае, если причина ее не будет выявлена и устранена.

Хотя, справедливости ради, необходимо отметить что, как свидетельствует статистика, детский суицид носит одиночный характер. Повторные попытки суицида в подростковом возрасте совершаются крайне редко – не более чем одна на 600 случаев. Однако все же это не повод для родителей ослаблять внимание и контроль над эмоциональным состоянием ребенка, попавшего в беду. Зачастую взрослые, зрелые люди далеко не всегда в состоянии совладать с собственными эмоциями. Что уж говорить о неокрепшей психике подростка.

В том же случае, если госпитализация ребенка не требуется, большая часть ответственности за реабилитацию здоровья ребенка ложится на плечи родителей. Ни в коем случае не конфликтуйте с ребенком, не обвиняйте его ни в чем. Постарайтесь понять вашего ребенка, войти в его положение и помочь ему. В том случае, если ребенок будет ощущать вашу помощь и поддержку, он наверняка не станет больше пытаться свести счеты с жизнью.

Если случилась беда

детский и подростковый суицид

В том случае, если произошла беда, и ребенок добровольно ушел из жизни, родители долго не могут принять этот факт и смириться с произошедшим. Однако время, как бы это банально не звучало, лечит и рано или поздно родители обретут способность анализировать произошедшее. У них появится огромное количество разнообразных вопросов, смысл которых сводится только одному – «Почему?!». Что именно привело их ребенка к принятию столь рокового решения?

И практически все родители в итоге приходят к одному печальному выводу: они где-то не досмотрели, не увидели тревожных сигналов, не обратили внимания на приближающуюся беду. Конечно же, осознание этого факта очень тяжелый процесс. Вместе с ним приходит страшное, терзающее, изматывающее чувство вины. Жизнь родителей превращается в кромешный ад.

Однако зачастую в ад превращается не только жизнь родителей, но и жизнь всей семьи, в которой очень часто есть еще один ребенок. И этот ребенок вынужден постоянно находится в стрессовой ситуации, а зачастую еще и с ощущением равнодушия к себе. К сожалению, такое встречается достаточно часто – ослепленные горем и чувством вины родители перестают должным образом заниматься вторым ребенком, зачастую просто переставая замечать его.

Конечно же, винить в этом родителей не стоит – их душевное состояние оставляет желать лучшего и они сами нуждаются в профессиональной психологической помощи. Не стоит пренебрегать услугами психолога – ведь ваша жизнь, как бы цинично это не звучало, не закончилась вместе со смертью вашего ребенка. И именно от вас зависит ваш второй кроха – ему жизненно необходимы ваша поддержка и любовь. Ведь в противном случае существует риск повторения страшной трагедии, пережить которую еще раз вы вряд ли сумеете. Детская жизнь – это самое хрупкое и самое драгоценное чудо, которое дарит людям судьба. И от многих зачастую зависит то, насколько счастливой и длинной она станет.

Самоубийства детей и подростков. Причины трагедии. Аналитики Точка зрения

Переключение навигации
  • О нас
    • О проекте
    • Обратная связь
  • Ваше мнение
  • Предложить материал
  • Журнал изменений
  • О нас
    • О проекте
    • Обратная связь
    • Ваше мнение
    • Журнал изменений
  • Предложить материал
  • Войти
  • Регистрация
  • Рус
  • Eng
  • Были:
  • Ригден Джаппо,
  • Ахура Мазда,
  • Осирис,
  • Архангел Гавриил,
  • Джабраил,
  • Агапит Печерский,
  • Кетцалькоатль

  • Ожидаем:
  • Имам Махди,
  • Утешитель,
  • Святой Дух,
  • Майтрейя,
  • Калки Аватар,
  • Машиах,
  • Гэсэр-хан
RGDN.info
  • Главная
  • О нас
    • О проекте
    • Обратная связь
  • Ваше мнение
  • Предложить материал
  • Журнал изменений
  • Исконные Знания
    • Беседы с И.М. Даниловым
    • Книги
    • Истина на всех одна
    • Иллюзия и Путь
    • Жизнь
    • Сознание и Личность. От заведомо мёртвого к вечно живому
  • Пророчества
  • Религии
    • Христианство
    • Ислам
    • Буддизм
    • Индуизм
    • Иудаизм
    • Зороастризм
  • Символика и мифология
    • Символика и Мифология
    • Астрономия
    • Мир Пирамид
    • Интересные места
  • !?
    • Архонты. Тайные хозяева мира.
    • Кандук. Нечистая сила.
  • Новости
  • Видео
  • Статьи
  • Отзывы

Почему "благополучные" дети выбирают суицид

Среди специалистов принято разделять самоубийц на 2 категории. Первая - это те, для кого смерть, прекращение жизни является целью фатального поступка. К такой смерти больше идут осознанно. Для другой категории суицид является средством прекращения не удовлетворяющей обстановки, обстоятельств, невыносимых страданий. Детский суицид чаще является средством ухода от страшной для них жизни, а не целью завершить жизнь, умереть.

Суицидальная готовность может развиться у легкоранимых, впечатлительных обидчивых детей с повышенной тревожностью, навязчивыми страхами, фобиями, с чувством вины, склонных к застреванию на негативных эмоциях. Чувства отчаяния, безнадежности, одиночества, беспомощности, аффективные расстройства с частой сменой настроения или постоянно пониженным фоном настроения, низкая самооценка часто бывают присущи детям с суицидальной активностью.

Интенсивность страданий, толкающих к суициду настолько высока и невыносима для ребенка, что на этой почве любое, даже, казалось бы, рядовое событие может довести до сужения сознания и стать толчком или внешним поводом к суициду. Для кого-то это плохая оценка, для кого-то - смерть любимой собаки.

Охотно рассказывают о своих мучительных переживаниях психологам, когда попадают по случаю к ним. Почему же не делятся с родителями? Отвечают: «Не хотел расстраивать маму», «Накажут», «Меня никто не поймет», «А разве они (родители) не чувствуют, как мне плохо?», «Я думал, они знают».

Между тем не только в детском, но и в подростковом возрасте многие не могут осознавать по- настоящему, что такое смерть, особенно в наше особое время, когда они помногу и подолгу находятся в виртуальной мире компьютерных игр и фантастических героев, которых не берет смерть. И некоторые дети, представляя себя в гробу, думают, что они будут радоваться, видя, как их оплакивают и жалеют родители. Другие мечтают о мести, о том, как перед смертью напишут, что в их смерти виновата несправедливая и жестокая учительница.

В современном мире, в котором со всех СМИ непрерывным потоком обрушивается масса негатива, чувствительные дети и подростки могут зациклиться на апокалиптических настроениях, даже если семья вполне благополучная. И родителям очень важно прослеживать их эмоциональное состояние, интересы и потребности в безопасности, чтобы не упустить момент появления суицидальной готовности или скрытого суицида.

Исходя из личного опыта психотерапии детей с суицидальной готовностью и попытками суицида, можно выделить наиболее часто встречающиеся причины самоубийств внешне благополучных детей, склонных из-за состояния здоровья, психики, личностных особенностей к повышенной тревожности, страхам, застреваемости на негативных эмоциях.

1. В семье один за другим в течение ряда лет умирают близкие люди. Как пример можно привести историю одиннадцатилетнего мальчика, у которого после долгой мучительной болезни умирает любимая бабушка, через год внезапно умирает дед, спустя полгода убивают в пьяной драке дядю. Подросток сам сильно переживал и несколько лет пребывал в атмосфере депрессии близких людей, оставшихся в живых, но занятых своим горем.

Он и до всех этих трагических для него событий был очень тревожным, боязливым, впечатлительным, а после этого страхи еще более усилились, он стал бояться спать из-за кошмарных снов, его преследовали постоянные мысли о покойных родственниках. «Зачем жить, если все все равно умирают? Вдруг у меня умрут и родители? Зачем учиться, что-то делать, если я тоже умру?»- с такими мыслями он жил 2 года, пока не попал на прием к психологу по поводу снохождения. О том, что их сын давно занят мыслями о самоубийстве, родители не знали.

2. Посттравматическое стрессовое расстройство, при котором серьезный стресс, пережитый когда-то, не «отпускает» ребенка, и он находится постоянно под впечатлением этого события. Примером может послужить двенадцатилетний мальчик, который в 7 лет попал под машину, но отделался ушибами. В последние 3-4 года он каждый день заново переживал, как он скатывается под машину, видел во снах, как его переезжает машина. Был приведен к психологу в связи с навязчивым страхом машин. О том, что мальчик мечтал повеситься, «лишь бы уйти от этих страданий», родители даже не догадывались.

3. Ссоры, попытки развода родителей. Часто у детей в разводящихся семьях появляется чувство вины, что родители расстаются по их вине (не слушался, плохо учился). Недавно попавшая на прием восьмилетняя девочка хотела кинуться из окна пятого этажа, когда во время ссоры родителей услышала о разводе. К психологу ее привели через полгода после этого случая, когда у нее появились энурез и онихофагия (грызение ногтей).

О случае с попыткой выброситься из окна родители и не вспомнили, когда рассказывали о проблемах дочери. Только когда они услышали от психолога, что девочку стало тянуть прыгнуть из окна, они вспомнили этот эпизод. Между тем необходимо подчеркнуть, что любая попытка суицида (парасуицид, или незавершенный суицид) считается самым сильным фактором суицидальной готовности.

4. Высокие ожидания, повышенные притязания к успехам ребенка, критика и наказание со стороны родителей. Иногда высокие ожидания родителей не совпадают со слабыми способностями и возможностями ребенка. У ребенка появляется чувство вины, что он плохой, не оправдывает надежды родителей, позорит их. Любая критика и самый невинный вид наказания для них могут оказаться невыносимыми. И тогда даже плохая оценка может стать причиной самоубийства.

5. Ребенок–изгой в школе. Причиной могут стать смена коллектива, некорректные высказывания учителей, избиения, моральные унижения и издевательства со стороны более сильных или более старших школьников. Чувство мести и бессильной злобы могут способствовать аутоагрессивным проявлениям.

6. Негативный семейный сценарий. Мальчик 13 лет, отца не помнит, но недавно узнал, что отца нашли повесившимся, когда ему был 1 год. Недавно повесился любимый дядя, брат отца. Живет с матерью и отчимом, любит их и любим. Хотел повеситься, потому что замучили страхи смерти. Он постоянно ощущал отца и дядю рядом с собой, часто во сне видел себя в гробу, вешался во сне. Был приведен к психологу по поводу появившейся немотивированной агрессивности и бессонницы.

7. Слишком жесткое воспитание в виде морализаторства, очень строгого контроля и запретов, лишающих свободу личного выбора (запрет на друзей, любимые занятия, игры, предпочитаемую одежду и т.д.). Десятилетний мальчик, которому запрещали общаться с «недостойными» друзьями, гулять без бабушки, слушать любимую музыку, играть в компьютерные игры, в разговоре с психологом поделился, как он отомстит родителям. «Ах, вы со мной так? Получайте, я буду смотреть, лежа в гробу, как вы по мне убиваетесь, и как вас все будут осуждать!»

8. Страх высоты, по нашим наблюдениям, иногда тоже может стать причиной суицида. У некоторых детей навязчивые страхи высоты сопровождаются навязчивым желанием броситься вниз. Такие дети видят во сне, как они падают, разбиваются. Когда они оказываются на опасной высоте, их сильно тянет вниз. Иногда им кажется, что кто-то их толкает или они могут слышать, как чей-то голос шепчет: «Прыгай!» По рассказам таких детей, они еле удерживаются от падения, но считают, что все равно когда-нибудь они погибнут, прыгнув с высоты. После психотерапии они перестают бояться высоты и, как следствие, избавляются от суицидальных мыслей и наклонностей.

9. Кошмарные сны. Если ребенка мучают кошмарные сны, в которых его поедают крокодилы, какие-то чудовища и вампиры или режут, колют, пытают, убивают какие-то монстры, страшные убийцы, то эти страшные ночные переживания тоже могут привести к суицидальной готовности из-за невыносимости переживаний тех действий во сне, которые они ощущают, как реальные. Обычно дети рассказывают родителям о своих страшных снах, если их помнят. После психотерапии дети обычно быстро избавляются от суицидальной готовности, связанной с кошмарными снами.

10. После ярких и подробных освещений в СМИ случаев самоубийств по стране проходит целая волна суицидов. Особенно, если освещаются детские суициды, самоубийства или похожие на суицид смерти известных кумиров: певцов, музыкантов. Родителям следует насторожиться в отношении суицидальной готовности своего ребенка, если он фанат погибшего кумира.

Известно, что дети с суицидальной готовностью, чтобы выжить, находят себе подобных, общаются для того, чтобы обсуждать свои страхи, различные способы самоубийства, делиться своими ощущениями, образуют какие-то клубы по интересам, интернет-сообщества.

Участие в таких сообществах говорит по меньшей мере о депрессии ребенка, за которой чаще всего стоит суицидальная активность или скрытый суицид, а это, согласитесь, веский повод для обращения к специалистам-суицидологам, психологам, психотерапевтам.

Статья на тему: Детский суицид

Причины детского суицида. Его профилактика

К сожалению, даже в современной жизни, которая крайне богата различными происшествиями – криминальными разборками, несчастными случаями, стихийными бедствиями – порой встречаются такие события, которые способны повергнуть в шок самых опытных медиков и следователей. Что уже говорить про обыкновенного обывателя? К таким происшествиям относится детский суицид.

Ребенок является олицетворением начала жизни, перед ним лежит большое количество самых различных дорог и возможностей, ему еще только предстоит познать все то, что готова предложить человеку жизнь. Детская смерть, пожалуй, самое нелепое и трагичное событие, которое только можно себе представить. Но если со смертью от тяжелых заболеваний волей – неволей приходится мириться и принимать ее, то смерть в результате суицида всегда словно гром среди ясного неба. Разум окружающих людей просто отказывается воспринимать эту страшную реальностью – добровольный уход из жизни ребенка или подростка.

Детский суицид – это то, чего практически всегда можно избежать. Главное, что для этого необходимо – это вовремя заметить тревожные сигналы. Ни один ребенок не решит уйти из жизни и воплотит свое решение в жизнь за считанные часы. Как правило, подобное решение зреет в голове у ребенка не один день, и даже не неделю. И все это время ребенок отчаянно взывает к взрослым, различными способами давая понять родителям, что ему очень плохо. Внимательные родители ни за что не оставят без внимания изменившееся поведение их чата. Ниже более подробно рассказано про такие аспекты, как причины детского суицида, его профилактика и психологическая помощь таким деткам.

Возраст детей, совершающих попытку суицида

Как показывает статистика подростковых самоубийств, как правило, попытки суицида не совершают детки младше 11 лет. Но не стоит обольщаться и считать, что у маленьких деток не бывает тяжелого психического состояния. Просто малыши еще до конца не осознают, что такое смерть. Однако зачастую в их разговорах и мыслях любящие и внимательные мама и папа могут заметить повод для тревоги. Вот, например, какой случай рассказал детский психолог: маленькая девочка 7 лет на протяжении долгого времени повторяла, что она превратится в бабочку и улетит от своих родителей. Родители только посмеивались над забавными детскими угрозами. Однако в 12 лет эта девочка совершила очень серьезную попытку суицида, прыгнув с 4 этажа. Врачам чудом удалось спасти ей жизнь.

И если детский суицид все же, к счастью, встречается достаточно редко, то про подростковые самоубийства нельзя сказать то же самое. Именно на возраст 13 – 16 лет, как показывают статистические данные, приходится пик подростковых самоубийств. Многие детские психологи склоняются к мысли, что желание смерти – это достаточно распространенная реакция подростковой психики на возникновение стрессовой ситуации.

Более того, массовые самоубийства детей подросткового возраста отнюдь не являются редким явление. На групповые самоубийства, когда группа детей одновременно или вслед друг за другом совершают так называемое «скопированное» самоубийство. В основе механизма подобных самоубийств лежит склонность подростков с подражанием и повышенной внушаемостью подростков.

Дети, входящие в группу риска

Среди людей очень широко распространено мнение, что попытки суицида совершают только психически неуравновешенные люди, которые страдают различными психическими заболеваниями, такими как шизофрения, паранойя, а также некоторые другие заболевания нервной системы. На самом же деле это совершенно не так. Подавляющее большинство самоубийств совершаются абсолютно психически здоровыми людьми, которые очень четко отдают себе отчет в своих действиях.

Как правило, причинами суициды становятся сугубо личные причины и переживания, проблемы, которые подростку зачастую кажутся абсолютно неразрешимыми. Причем зачатую взрослые очень удивляются, когда узнают, что толкнуло ребенка на подобный шаг – причина может быть столь незначительной, что взрослый человек просто – напросто не обратил бы на нее особого внимания. Для ребенка же она глобальна.
Ниже описаны те проблемы подростков, которые наиболее часто становятся причиной самоубийств подростков. Не стоит улыбаться – поверьте, для ребенка это действительно серьезные проблемы:

  • Ссора с друзьями. Причем ссора может быть из-за абсолютного пустяка.
  • Расставание с любимым человеком или его измена. В подростковом возрасте дети уверенны, что первая любовь – это навсегда и относится к ней крайне серьезно.
  • Смерть кого – либо из близких родственников.
  • Частое попадание ребенка в стрессовые ситуации.
  • Сложная психологическая обстановка в семье – ссоры с родителями, скандалы родителей между собой, их развод.
  • Затяжное депрессивное состояние подростка.
  • Проблемы ребенка с наркотиками. Как правило, наркотическая зависимость влечет за собой финансовые проблемы и проблемы с правоохранительными органами.
  • Игровая зависимость и зависимость от интернета.
  • Насилие в семье. Зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать взрослым о происходящем.
  • Подростковая беременность. Беременность девочки подростка становится поводом для суицида примерно в 21% всех случаев.

Зачастую трагедии можно избежать. Профилактика детского суицида зачастую помогает избежать самого страшного – смерти ребенка. Главное, что для этого необходимо – это внимание родителей к изменениям, происходящем в поведении ребенка. Зачастую первыми тревожными звоночками могут стать сущие пустяки – фраза, оброненная якобы случайно, либо что-то еще.

Всегда обращайте пристальное внимание на следующие факторы, свидетельствующие о том, что возможен детский и подростковый суицид:

  • Разговоры ребенка о самоубийстве, нездоровые фантазии на эту тему, акцентирование внимания на эпизодах суицидов в фильмах, новостях.
  • Появление у ребенка литературы о суицидах, просмотр соответствующей информации в интернете.
  • Попытки ребенка уединиться. Стремление к одиночеству, отказ от общения не всегда свидетельствует о предрасположенности к самоубийству, но всегда говорит о моральном дискомфорте ребенка.
  • Разговоры и размышления ребенка о том, что он абсолютно никому не нужен, что в том случае, если он исчезнет, его никто не будет искать, и даже не заметит его отсутствия. Ни в коем случае не оставляйте такие заявления без внимания и не подшучивайте над ними. Постарайтесь выяснить причину подобного настроения и убедить ребенка в обратном.
  • Даже музыка или живопись могут послужить симптомами для родителей о том, что что-то не так. Обращайте внимание на то, какую музыку слушает ваш ребенок.
  • Тщательно маскируемые попытки ребенка попрощаться с вами – непривычные разговоры о любви к вам, попытки закончить все свои дела как можно быстрее.
  • Дарение своих любимых и наиболее ценных вещей, с которыми он раньше не расставался, друзьям.

В том случае, если хоть что-то в поведении вашего ребенка вам показалось странным, либо тревожным, немедленно бросайте все свои дела и старайтесь практически все время проводить рядом с ребенком до тех пор, пока не будете твердо уверенны в том, что суицидальное настроение вашего ребенка ушло без следа. Если же вы не в состоянии самостоятельно справиться с существующей проблемой, не стесняйтесь и немедленно обращайтесь за помощью к детским психологам или даже психиатрам.

Также психологами доказан тот факт, и родителям необходимо помнить об этом, что зачастую подростки совершают попытку самоубийства не потому, что на самом деле хочет умереть. Причиной подобной попытки суицида становится банальное желание привлечь к себе внимание окружающих, своеобразный крик о помощи. Для таких детей перерезанные вены или таблетки являются лишь своеобразным способом заявить миру о степени своего отчаяния. Однако очень часто подобные попытки обратить на себя внимание приводят к инвалидности, а то и к смерти ребенка.

Косвенные предпосылки к суицидальным наклонностям

Выше описаны признаки, которые зачастую могут указывать на надвигающуюся беду. Однако помимо прямых признаков, детские психологи выделили группы подростков, в которой риск суицидов гораздо более высок, чем у их сверстников. Ниже описаны отличительные черты характера таких детей:

  • Подростки, которые не умеют правильно формулировать свои мысли, переживания, не могут объяснить то, что они чувствуют.
  • Двойственное мироощущение подростка и, соответственно, его поведение. С одной стороны – подросток не ощущает себя ребенком, его обуревают взрослые переживания и чувства, он всячески старается отстоять свою независимость. Но в то же самое время подросток ведет себя как ребенок, полностью завися от родителей, как в бытовом, так и в эмоциональном плане. Это противоречие лишает ребенка душевного равновесия.
  • Гипер выраженный подростковый максимализм. Ребенок резок в своих суждениях и оценках, как окружающим, так и самому себе.
  • Неумение анализировать свои поступки и прогнозировать их последствия.

При исследовании достаточно большого количества детских и подростковых суицидов психологи заметили одну общую черту – практически у всех детей в значительной степени нарушена нормальная психо эмоциональная связь со своей семьей, а у девочек – особенно с матерью. Каким бы взрослым не позиционировал себя подросток, отсутствие взаимопонимания и контакта с семьей может очень сильно усугублять все переживания ребенка, делая их особо острыми и порой практически трагичными.

Родители должны помнить о том, что далеко не все ухудшение отношений в семье – это равнодушие и невнимание родителей. Если родители не доверяют ребенку, отказываются принимать его как уже самостоятельную, сформировавшуюся личность, которая имеет право на свое собственное мнение, мировоззрение, жизненные ценности и потребности, отношения в семье могут значительно ухудшиться. Даже если вы не будете прямо говорить ребенку об этом, он подсознательно все равно будет чувствовать ваше недоверие и пытаться протестовать против существующего положения вещей.

И этот процесс может принимать самые различные формы, в том числе и форму попытки или, что еще страшнее, самого суицида. Самоубийства среди подростков зачастую бывают именно своеобразной акцией протеста. Очень внимательно прислушивайтесь к тому, что говорит ваш ребенок. Порой сигналом тревоги может служить такое пустяковое высказывание, кинутое сгоряча во время ссоры, как «Не хочу вас видеть!».

В том же случае, если ребенок позволяет себе более серьезные угрозы, например, такие как: «я перережу себе вены» или « я прыгну в окно», ни в коем случае не совершайте самой распространенной ошибки – провокационных реакций. Ни в коем случае не смейтесь над ребенком и не говорите о том, что никто не станет ему мешать. Очень часто дети, которые говорят про суицид с единственной целью – позлить, или шантажировать родителей, получив в ответ столь ироническую реакцию, из чувства упрямства и желания доказать родителям то, что они не правы, решаются на суицид.

Разумеется, вполне понятно, что за своей злой иронией и показным, напускным равнодушием родители пытаются замаскировать леденящий душу страх перед возможностью суицида. А также очень многие родители, привыкшие что их дети всегда следуют их указаниям с точностью до наоборот, и в этот раз не изменят своим принципам и никогда не решатся на такой отчаянный шаг, как самоубийство.

Но обязательно необходимо принимать во внимание то, что ребенок не знает о том, что ваши слова и реакция – не более чем педагогическая уловка. Сомнение в вашем голосе он может принять на свой счет и попытаться доказать вам свою решимость любым путем, даже таким страшным, как суицид. А ваши слова, от которых веет напускной холодностью и безразличием, ребенок может воспринять как подтверждение и доказательство того, что он ровным счетом никому не нужен, даже своим родителям.

Действия родителей при попытке суицида

Если все же предотвратить несчастье не удалось, и ребенок все же совершил попытку суицида, родители должны принять комплекс срочных мер. Разумеется, первым вашим чувством будет испуг и облегчение от того, что жизнь ребенка все же удалось спасти. Не скрывайте свои чувства от ребенка под маской равнодушия и уж тем более гнева. Ребенок должен чувствовать, что вы очень любите его и дорожите им.

После того, как состояние здоровья ребенка стабилизируется, вам в обязательном порядке будет необходимо обратиться за помощью психологов. Ни в коем случае не пренебрегайте помощью профессионалов – зачастую справиться с проблемой своими силами практически невозможно. В том случае, если врачи сочтут нужным поместить вашего ребенка в специализированный реабилитационный центр, ни в коем случае не отказывайтесь. Помните о том, что попытку суицида ваш ребенок совершил не просто так, а значит, он может ее повторить в том случае, если причина ее не будет выявлена и устранена.

Хотя, справедливости ради, необходимо отметить что, как свидетельствует статистика, детский суицид носит одиночный характер. Повторные попытки суицида в подростковом возрасте совершаются крайне редко – не более чем одна на 600 случаев. Однако все же это не повод для родителей ослаблять внимание и контроль над эмоциональным состоянием ребенка, попавшего в беду. Зачастую взрослые, зрелые люди далеко не всегда в состоянии совладать с собственными эмоциями. Что уж говорить о неокрепшей психике подростка.

В том же случае, если госпитализация ребенка не требуется, большая часть ответственности за реабилитацию здоровья ребенка ложится на плечи родителей. Ни в коем случае не конфликтуйте с ребенком, не обвиняйте его ни в чем. Постарайтесь понять вашего ребенка, войти в его положение и помочь ему. В том случае, если ребенок будет ощущать вашу помощь и поддержку, он наверняка не станет больше пытаться свести счеты с жизнью.

Если случилась беда

В том случае, если произошла беда, и ребенок добровольно ушел из жизни, родители долго не могут принять этот факт и смириться с произошедшим. Однако время, как бы это банально не звучало, лечит и рано или поздно родители обретут способность анализировать произошедшее. У них появится огромное количество разнообразных вопросов, смысл которых сводится только одному – «Почему?!». Что именно привело их ребенка к принятию столь рокового решения?

И практически все родители в итоге приходят к одному печальному выводу: они где-то не досмотрели, не увидели тревожных сигналов, не обратили внимания на приближающуюся беду. Конечно же, осознание этого факта очень тяжелый процесс. Вместе с ним приходит страшное, терзающее, изматывающее чувство вины. Жизнь родителей превращается в кромешный ад.

Однако зачастую в ад превращается не только жизнь родителей, но и жизнь всей семьи, в которой очень часто есть еще один ребенок. И этот ребенок вынужден постоянно находится в стрессовой ситуации, а зачастую еще и с ощущением равнодушия к себе. К сожалению, такое встречается достаточно часто – ослепленные горем и чувством вины родители перестают должным образом заниматься вторым ребенком, зачастую просто переставая замечать его.

Конечно же, винить в этом родителей не стоит – их душевное состояние оставляет желать лучшего и они сами нуждаются в профессиональной психологической помощи. Не стоит пренебрегать услугами психолога – ведь ваша жизнь, как бы цинично это не звучало, не закончилась вместе со смертью вашего ребенка. И именно от вас зависит ваш второй кроха – ему жизненно необходимы ваша поддержка и любовь. Ведь в противном случае существует риск повторения страшной трагедии, пережить которую еще раз вы вряд ли сумеете. Детская жизнь – это самое хрупкое и самое драгоценное чудо, которое дарит людям судьба. И от многих зачастую зависит то, насколько счастливой и длинной она станет.

Почему благополучные дети выбирают суицид? - Психолог

Семен Борисович был постоянен, как число пи, константа Планка, масса протона и мнимая единица вместе взятые. Он родился и прожил всю жизнь в одной и той же квартире, хотя улица, на которой стоял дом с его квартирой, успела сменить название минимум раза четыре. Он женился всего один раз и был верен своей Симе все сорок семь лет совместной жизни. Ровно столько же, сколько он преподавал физику и астрономию в средней школе N 369 на улице Гастелло.

Каждое утро он вставал без четверти семь, выгуливал собачонку, которую каждый раз звали Брошка, потом съедал яичницу, выпивал стакан мечниковской простокваши и шел на работу.

Костюма у него было целых четыре: два зимних и два — на жаркую погоду, но и менял он их в неуклонной очередности. Раз в месяц они ходили с Симой в театр, раз — в музей на выставку, кинофильмы всегда смотрели по телевизору, по субботам отправлялись за покупками на Преображенский рынок, а после обеда гуляли в Сокольниках. На Новый год они с Симой наряжали синтетическую елку, дарили друг другу чулочно-носочные изделия, готовили оливье с колбасой, холодец и курицу с черносливом. На восьмое марта Сима получала тапочки и веточку мимозы. Казалось уже, что ни война, ни стихия, ни какие-то другие катаклизмы не смогут сбить Семена Борисыча с ритма и заставить свернуть с дороги. У него, словно с намеком, и фамилия была Стабильнер.

Семен Борисович, как все школьные педагоги, должен был регулярно проходить диспансеризацию, которая, как правило, никого ни здоровее, ни осведомленнее в своем состоянии не делала, а времени отнимала тьму. Но Семен Борисыч безропотно поперся в поликлинику и в тоске пристроился в конец длинной очереди, проклиная себя за то, что не прихватил с собой книжку или хотя бы газету. Минут через десять в кабинет потянулся сидевший неподалеку мужчина, а на опустевшем стуле осталась лежать какая-то книжица.«Полистаю хотя бы, пока он не вышел», — решил Стабильнер и взял ее в руки.

Это был любовный дамский роман. Семен Борисыч и в молодости-то не увлекался такой литературой, а уж в последние лет сорок точно ничего похожего не открывал. Слегка брезгливо он заглянул в текст. Тот был еще хуже его ожиданий! Пошлые, ходульные фразы, корявые обороты, уродливый слог...А похабель-то какая! Семен Борисыч покраснел так, словно читал свою тайную биографию. И ведь не стыдятся описывать такое! И придумывают, словно так в жизни может быть! Можно подумать, люди такое и впрямь вытворяют! Стабильнер даже оглянулся, не читает ли кто-нибудь у него через плечо и не думает ли, не дай Бог, что это он сам такое чтиво выбрал!

Но одновременно в голову полезли и совершенно другие мысли...Как давно у них с Симой уже ничего не было, как стеснялись они оба этого момента, как не осталось даже в памяти друг друга жара тех объятий, счастливой бесстыдности молодых тел, нереализованных и реализованных фантазий, высоты наслаждения, пришедшей с опытом...Почему-то внутренний взор заслонили застиранные голубоватые кальсоны на спинке кровати и огромный плотный розовый симин лифчик на пуговицах, больше похожий на бронежилет. Как назло проходившая мимо молоденькая медсестра задела Семена Борисовича голой коленкой, хихикнула и он понял, что диспансеризация на сегодня закончилась.

Стабильнер побежал домой, по дороге скупив в двух попутных киосках стопку эротических журналов, еще пяток романчиков, два каких-то полумедицинских пособия и штук шесть дисков, вручая которые, здоровый парень-продавец подмигнул Семену Борисычу и, осклабившись, шепнул: "Ну чо, папаша, считай бессонницу проскочишь, не скучая!". Дома его ждала Сима, не рассчитывавшая, что он придет так рано. Она начала охать и торопиться с обедом, но ему было не до того.

Семен Борисыч со всей учительской усидчивостью и обстоятельностью погрузился в новый (или подзабытый и плохо изученный) предмет. Когда Сима пришла звать его к столу, он сидел с апоплексическим свекольным румянцем, в испарине, обложившись литературой, из телевизора прямо в сторону остолбеневшей Симы торчала огромная голая негритянская задница, а стоны и вскрики смутно напомнили ей ночные звуки общежития камвольного комбината, где она жила, не поступив первый год в институт. На вопрос Симы, можно ли уже наливать ему рассольник, Семен Борисович не ответил, почему-то подошел к Симе близко-близко, так что явственно почувствовал запах капель Вотчала, провел мелко дрожащей рукой по ее бронированной груди и вдруг выкрикнул фальцетом: "Я прошу тебя впредь надевать фартук на голое тело!" Сима шарахнулась в сторону, но по дороге в кухню решила, что точно надо сходить к ухо-горло-носу — черт знает что мерещится от глухоты!

Семен Борисыч изучал свои трофеи до утра. К семи часам давление у него было 220 на 130, пульс 105. Сима вызвала скорую и он получил больничный с обязательным постельным режимом. Когда скорая уехала, немного снизив предынсультные показатели, Стабильнер предпринял две бездарные попытки овладеть Симой, которые она трактовала, как его головокружение и попытку на нее опереться, а также невнятно выраженную просьбу прилечь рядом, чтоб в прямом смысле держать руку на пульсе. Держать руку там, где на самом деле хотел Сёма, ей даже не пришло в голову. Больше того, она боялась Сёму потревожить, поэтому легла отдельно, на диван в большой комнате, чем спасла себя от очередных потрясений, а его — от паралича.

Отлежав двое суток в постели и стабилизировав давление, Семен Борисыч понял, что Сима была ему верным другом и опорой, но лишила его многообразных мужских радостей, очень на нее обиделся, задумался было о возможности начать новую жизнь, признался сам себе с горечью, что слегка поздновато, и понесся в ближайший читальный зал. Там, за самым дальним и укромным столом он продолжил самообразование, в тоске осознавая, что большинство достижений мировой цивилизации прошли мимо, не задев. Он даже несколько раз принимался беззвучно плакать и пожилая библиотекарша умиленно думала, что это над стихами Асадова, которые он схватил для отвода глаз.

Потом обрушившаяся на Семена Борисовича информация как-то улеглась в его сознании, он почти смирился со своей безнадежной долей и вот почему. Вся изученная им литература и видеоматериалы свидетельствовали, что сказочный мир телесного наслаждения доступен только эксклюзивным особям: стройным, тонконогим, женщинам от 16 до сорока трех, с высокой грудью, крутой задницей, чувственным ртом и узкими щиколотками, а также поджарым стройным сильным во всех аспектах мужчинам с гладкой безволосой кожей, волевым подбородком, мускулистыми руками и ногами, белозубым жестким ртом, орлиным носом и сказочными мужскими достоинствами.

Пока Сима ходила в молочный, Семен Борисыч подробно исследовал себя в большом шифоньерном зеркале. Вывод был неутешительный. Сколиоз, плоскостопие, из большого — только размер ноги, задница висит пустым мешочком, мускулов нет, на груди клоками седая шерсть, нос опущен вниз перезрелой сливой. Про остальное и говорить стыдно. Симу так детально осмотреть не удалось, но даже то, что было в зоне доступа, не обнадеживало, да и воспоминания юности отличались от канонических стандартов. Как ни странно, это Стабильнера слегка успокоило. В детстве он, например, начитавшись Хижины Дяди Тома, мечтал быть беглым негром, но не почернел же от этого и на хлопковые плантации не попал. Вот и эта история, похоже, для другой категории. Надо только в реальной жизни найти кого-то из знающих людей, чтоб подтвердили его выводы.

До конца больничного Семен Борисович продолжил сидеть в библиотеке, но теперь уже с целью сбора материалов об авторах эротической литературы. И к его великому счастью обнаружил, что буквально в ближайшую пятницу в клубе электролампового завода на Семеновской будет встреча с писателем, автором двух десятков нашумевших любовных романов Эвальдом Садомским. Кроме Стабильнера на творческую встречу пришли какие-то невнятные тетки трудной судьбы, два прыщавых подростка возраста учеников Семена Борисовича, почему-то взвод солдат и дама со следами былой красоты и букетиком не очень свежих цветов.

Эвальд Садомский, чьи романы были всегда написаны от первого лица, отчего Семену Борисовичу особенно хотелось его поближе рассмотреть как эталон мужского совершенства, оказался невысоким, курносым, рыхловатым лысым дядькой с глумливым лицом и туфлями на очень толстой подметке. Он говорил недолго и не очень внятно, тем более, что у него были неудачные зубные протезы, издававшие самостоятельные звуки и искажавшие его речь. Солдатики спали, тетки шушукались, дама вручила автору букетик, а Семен Борисыч понял, что все это высосано из пальца, чистое вранье, такого, как он и думал всю жизнь, не бывает и быть не может, и вернулся домой в состоянии абсолютного покоя! Сима как чувствовала, спекла его любимую медовую коврижку, Семен Борисыч ущипнул ее за раскрасневшуюся от духовки щечку и сам позавидовал своему счастью.

Татьяна Хохрина

Иллюстрация: картина Валентина Губарева

Суицидальное поведение детей и подростков

Суицидальное поведение детей и подростков

Суицидальное поведение детей и подростков – этапный процесс, включающий разнообразные проявления психической деятельности, направленные на самоубийство. Внутренняя суицидальная активность (мысли, фантазии, продумывание способов совершения суицида) предшествует внешним проявлениям – поступкам, целью которых является лишение себя жизни. Диагностика проводится психиатром, применяется клинический метод, психологическое обследование. Лечение определяется фазой суицидального поведения. Включает госпитализацию, применение медикаментов, психотерапию, социальную реабилитацию.

Общие сведения

Суицид является осознанным, произвольным актом прекращения жизни. Суицидальным поведением называют любую активность, целью которой становится собственная смерть. Завершающий этап такого поведения – попытка самоубийства. Своевременная диагностика предполагает выявление поведенческих актов и предшествующих им суицидальных мыслей, планов, намерений. Суицидальные поступки среди детей и подростков наиболее распространены в возрасте 15-19 лет. Попытки суицида совершаются 5-8% подростков, мысли о самоубийстве посещают 25% юношей и девушек. Существуют сезонные пики осенью/зимой, объясняющиеся обострением депрессивных расстройств. Гендерная специфика суицидального поведения прослеживается с периода полового созревания – юноши чаще предпринимают попытки, приводящие к смерти.

Суицидальное поведение детей и подростков

Суицидальное поведение детей и подростков

Причины суицидального поведения

Попытки самоубийства совершаются в результате сочетанного воздействия внешних и внутренних факторов. Предрасполагающими детерминантами являются:

  • Биологические причины. Предрасположенность к суициду определяется при снижении активности серотонина, нарушениях связи гипоталамо-гипофизарной оси, наследственной отягощенности.
  • Психологические особенности. Суицидальному поведению способствует низкая стрессоустойчивость, эмоциональная лабильность, максимализм, эгоцентризм; зависимость от действий, мнений окружающих; неумение составлять и воплощать в жизнь планы; фрустрация потребности в безопасности, доверии, любви.
  • Медицинские факторы. К самоубийству предрасполагает наркомания, алкоголизм подростков, психические расстройства (депрессии, шизофрения, психопатии), тяжелые соматические заболевания с вероятностью инвалидизации, летального исхода (онкологические патологии, СПИД, ВИЧ).

Потенцирующие факторы утяжеляют, ускоряют течение суицидального процесса, повышают риск попыток. В эту группу входят:

  • Культурные, религиозные факторы. У представителей некоторых языческих религий самоубийство расценивается как благое действие (жертвоприношение, очищение). В отдельных молодежных субкультурах самопроизвольная смерть является признаком решимости, самостоятельности, преподносится в комплексе с романтическими переживаниями.
  • Внутрисемейные факторы. Группа риска – дети, подростки из асоциальных, неполных семей, воспитывающиеся в условиях насилия, унижения, тотального контроля, отчуждения.
  • Социальные влияния. Вероятность суицида возрастает при конфликтах со сверстниками, проблемах любовных отношений подростков, культивировании смерти средствами массовой информации.

Реализующие факторы провоцируют переход суицидальных намерений в действия. Причинами непосредственно попыток самоубийства являются:

  • Сильный стресс. Инициировать действие может смерть родителя, близкого родственника, новость о неизлечимой болезни, невольное наблюдение за убийством, отвержение друзьями, знакомыми, пережитое изнасилование.
  • Доступность орудий самоубийства. Реализация суицида происходит при наличии домашнего оружия, таблеток, способных при неправильном применении вызвать смерть.

Патогенез

Существует три основные концепции патогенеза суицидального поведения детей и подростков. Согласно психопатологической теории, самоубийцы являются психически больными, суицидальные действия рассматриваются как проявления обострений психических расстройств. В настоящее время попытки самоубийства относятся к области пограничной психиатрии, изучающей психопатические расстройства, реактивные состояния при акцентуациях характера.

Социологическая концепция как основу суицидального поведения рассматривает нарушения социальной интеграции. Целью попыток самоубийства является восстановление взаимоотношений с окружающими. Психологическая теория в качестве патогенетических механизмов самоубийства определяет эмоциональные, личностные особенности, поведенческие паттерны. Суицид побуждается негативными чувствами – страхом, гневом, озлобленностью, стремлением наказать себя либо окружающих. Группа повышенного риска – впечатлительные, внушаемые, импульсивные, эмоционально неустойчивые дети и подростки.

Классификация

Существует множество классификаций суицидального поведения. Наибольший практический интерес представляет разделение попыток самоубийства по целям, причинам. Выделено три вида суицидальных поступков:

  • Истинные. Действия тщательно продуманы, просчитаны, являются четкой реализацией плана. Им предшествуют изменения мышления, высказываний, поведения. Решение принимается на основе долгих раздумий о смысле жизни, своем предназначении, бессмысленности существования. Суицидальная направленность доминирует, затмевает другие эмоции, черты характера. Цель – умереть (часто достигается).
  • Демонстративные. Попытки самоубийства схожи с театральными действиями, организуются с расчетом на присутствие «зрителей». Выступают как способ проведения диалога с близкими людьми. Цель – быть услышанными, привлечь внимание к своим проблемам, получить помощь. Иногда действия заканчиваются смертью из-за просчетов плана.
  • Маскированные. Скрытые суицидальные действия совершают подростки, осознающие, что самоубийство не является правильным способом решения проблем. Самоубийство реализуется косвенными способами – занятиями экстремальными видами спорта, участием в драках, скоростной ездой на автомобиле, мотоцикле, опасными путешествиями, употреблением наркотиков. Чаще всего истинная цель не осознается либо осознается частично.

Симптомы суицидального поведения

Суицидальным попыткам предшествует депрессия, отгороженность от окружающих. У дошкольников снижается заинтересованность играми, просмотром мультфильмов, вкусной едой. Они становятся вялыми, апатичными, замкнутыми, предпочитают одиночество, могут подолгу сидеть, лежать без физической активности. Дети не хотят посещать детский сад, отказываются от встреч с друзьями, исчезает увлеченность занятиями, которые раньше приносили удовольствие. Депрессия проявляется вегетативными, двигательными расстройствами: возникают боли различной локализации, нарушается сон, аппетит, функции пищеварения. Мальчики чаще становятся раздражительными, девочки – слезливыми, подавленными. Смерть понимается как временное явление, «сон».

Школьники выражают тему самоубийства в рисунках, придуманных историях. Нередко рассказывают о способах суицида, их преимуществах, недостатках. Возможность смерти обсуждается с родителями, дети инициируют разговоры об опасности лекарств, удушья, падения из окна. Нет заинтересованности настоящим и будущим, увлеченности планами летнего отдыха, проведением Нового года, дня рождения. Дети и подростки выглядят вялыми, уставшими, речь, движения часто замедлены, иногда сменяются тревожной суетливостью, раздражительностью, плачем, рыданиями. Мотивация учиться отсутствует, школьная неуспеваемость усугубляется постоянной сонливостью, слабостью. Снижаются функции внимания, мышления. Развивается бессонница, нарушение аппетита, уменьшается масса тела.

Подростки более открыто выражают суицидальные мысли. Возможны фразы «не хочу жить», «лучше я умру», «жизнь закончится». Одержимость смертью проявляется стремлением просматривать фильмы, читать истории о самоубийцах, способах реализации суицида. Тема смерти отображается в стихах, рисунках, других видах творчества. Формируется эмоциональная отчужденность от родственников, друзей, формально отношения могут быть стабильными, посещение школы регулярным. Эмоциональная неустойчивость часто проявляется грубостью, агрессивностью. Возможны уходы из дома, увлечение опасными для жизни занятиями, равнодушное отношение к собственному внешнему виду, мнению окружающих.

Осложнения

Суицидальное поведение, не закончившееся смертью, осложняется различными соматическими заболеваниями. Диагностируются тяжкие травмы, увечья, порезы, повреждения пищевода, трахеи, гортани, нарушение работы почек, печени, переломы шейных позвонков, ребер, костей рук, ног. После попыток суицида пациенты в первую очередь нуждаются в госпитализации в стационары соматического профиля. Полученные повреждения приводят к инвалидности, ограничениям дальнейшей жизни. Со стороны психического здоровья частым осложнением становится психопатологическое развитие личности, сопровождающееся высоким риском социальной дезадаптации.

Диагностика

Диагностика суицидального поведения детей и подростков проводится врачом-психиатром, клиническим клиническим психологом. Родители предъявляют жалобы на изменения эмоционального состояния ребенка: подавленность, замкнутость, вялость. Врач предполагает наличие депрессии с риском суицида. Обследование проводится следующими методами:

  • Беседа. Детский психиатр уточняет время появления симптомов, их выраженность, продолжительность. Если ребенок говорит о самоубийстве, врач расспрашивает о возможных причинах, продолжительности суицидальной активности.
  • Психологические опросники. Применяются различные тесты для выявления признаков суицидального поведения – методики, состоящие из прямых вопросов о наличии мыслей, попыток самоубийства (опросник суицидального риска, адаптированный опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности»).
  • Проективные методики. Используются для обследования детей младшего школьного, дошкольного возраста, для подростков, не осознающих, скрывающих суицидальные тенденции, поступки. Применяется тест Люшера, метод «незаконченные предложения», «сигнал», рисуночные тесты.

По результатам комплексного обследования подростков и детей с суицидальной активностью определяются истероидные, сензитивные, эмоционально-лабильные, возбудимые акцентуированные черты. Сочетание признаков депрессии, эмоциональной неуравновешенности, импульсивности указывает на высокий риск суицидальных попыток.

Лечение суицидального поведения

По особенностям развития суицидального поведения выделяют три этапа: суицидальных тенденций, суицидальных действий, постсуицидального кризиса. Такое разделение учитывается при подборе лечебных мероприятий:

  • Предсуицидальная фаза. Основным способом лечения является психотерапия, медикаментозная коррекция депрессии. Используются когнитивные методы, так как проблема концентрируется в плоскости мыслей, идей, убеждений. С помощью логического обоснования, когнитивного переструктурирования прорабатываются идеи о безнадежности будущего, бессмысленности настоящего, отсутствии понимания, поддержки. Ошибочные суждения проблематизируются, ставятся под сомнение. Подросток научается обнаруживать, останавливать негативные автоматические мысли. Проводится психологическое консультирование родителей, обсуждаются варианты взаимодействия с ребенком, способы реагирования на его замкнутость, эмоциональность. Подчеркивается важность ненавязчивого контроля над действиями.
  • Острая фаза. Начинается сразу после попытки самоубийства. Требует неотложной медицинской помощи, госпитализации. Помещение в стационар обеспечивает строгий контроль приема медикаментов, предупреждает возможность повторных попыток самоубийства (нет средств, ребенок всегда под наблюдением персонала). Препараты подбираются психиатром с учетом основного диагноза (депрессия, биполярное расстройство), клинической картины острого периода. Психотерапевтическая поддержка наиболее эффективна в первые дни, когда ребенок эмоционально уязвим, принимает помощь, что служит основанием для доверительных, устойчивых отношений с психотерапевтом. На первом этапе происходит эмоциональная разгрузка, обсуждаются причины случившегося, альтернативные пути разрешения проблем. Затем ребенок/подросток посещает групповые занятия, стимулирующие социальную активность.
  • Постсуицидальная фаза. Пациента переводят на амбулаторное лечение. Контроль над поведением необходим, но осуществляется родителями, родственниками. Основная задача – предотвратить последующие попытки самоубийства. С этой целью психотерапевтами используется метод «подписание договора» – утверждается срок, в течение которого подросток обязуется не предпринимать попыток. Документ подписывается обеими сторонами. Параллельно продолжается прием медикаментов, посещение групповых встреч, индивидуальных сеансов, направленных на устранение депрессии, восстановление социальной активности.

Прогноз и профилактика

Прогноз суицидального поведения детей и подростков благоприятен при комплексной медико-психологической помощи, активном участии родителей, родственников в профилактике. Частота рецидивов составляет 50%, в большинстве случаев повторные попытки совершаются детьми и подростками, имеющими психические заболевания, из неблагополучных семей. Профилактика основана на устранении факторов риска. Важна благоприятная семейная обстановка, доверительные отношения. Необходимо обучать ребенка способам разрешения конфликтов, противостояния стрессовым факторам. При изменениях поведения, эмоциональных реакций нужно поговорить, подключить детского психолога, при серьёзных нарушениях – психиатра.

Детский суицид – статистика, причины, профилактика

Самым нелепым и трагичным считается детский суицид. На фоне войн, криминала, проституции и убийств детский суицид считается самым бессмысленным явлением. Однако статистика неумолима: все больше детей за последние годы пытаются или в конечном счете уходят из жизни по собственной воле. Какие причины и толкают на данный шаг? Рассматривая их, можно предложить профилактику детского суицида.

Считается, что у ребенка нет причин для депрессии и желания уйти из жизни. Родители делают все, чтобы превратить жизни своих чад в беззаботные существования. Однако сайт психологической помощи psymedcare.ru указывает на то, что большая часть самоубийц, которые попытались или достигли смерти, являются выходцами из благополучных и полных семей. Как так получается? Ребенок здоровый, энергичный, живет в любящей семье и получает хорошие отметки в школе – почему он решается на самоубийство?

Данная проблема является актуальной, поскольку все больше здоровых и благополучных детей уходит из жизни, так и не дав времени себе познать ее. Вот почему данный шаг считается нелепым: ребенок еще не узнал ничего о жизни, а уже ушел из нее или потерял полный интерес. Решая проблему детского суицида, можно устранить число самоубийств, совершенных по глупости.

Что такое детский суицид?

Уберечь ребенка от пагубного поступка вполне возможно. Следует просто понимать механизм, который происходит в голове маленького человечка. Что такое детский суицид? Это совершение поступка, который направлен на избавление себя от жизни. Ребенок убивает самого себя, что является конечной точкой, по его мнению.

Примечательным становится то, что всегда можно остановить чадо на пути к смерти. Обычно дети различными завуалированными способами обращаются к взрослым, чтобы те их услышали, помогли, поддержали и т. д. Ребенок чувствует себя плохо, о чем он сигнализирует неявными способами. Если взрослые остаются невнимательными к его беде, тогда он решается на самоубийство.

Детский суицид не всегда взывает о помощи. Порой дети вырастают с чувством беспомощности и собственной немощности, что в итоге и толкает их на суицид. Здесь следует рассматривать такой вариант, как неспособность ребенка справиться с жизненными проблемами.

Чем более старшим ребенок становится, тем больше он желает самостоятельно решать собственные проблемы. Однако даже взрослые люди порой сталкиваются с такими трудностями, которые их эмоционально изматывают, вводят в депрессию, формируют комплексы. Если ребенок не способен решить некую проблему, это его начинает угнетать.

Если при имеющейся проблеме ребенка неправильно наставляют и воспитывают, это еще больше усугубляет ситуацию. К примеру, ребенок не имеет возможности обратиться к родителям за советом или рассказать о своей проблеме. Ребенка постоянно обучают тому, что необходимо находиться ниже травы и не высовываться. Подобные подходы делают ребенка слабым. Проблема его угнетает, а он не видит выхода, кроме одного – покончить с жизнью.

Порой можно говорить о желании ребенка путем самоубийства обратить на себя внимание. Здесь либо ребенок постоянно испытывает равнодушие со стороны родителей, либо он таким шагом хочет получить свое (происходит шантаж). Почему ребенок прибегает к суициду, об этом следует поговорить.

Причины детского суицида

Многие полагают, будто детский суицид совершается людьми, которые неуравновешенные, психически нездоровые. На самом деле психологи говорят о том, что большая часть суицидальных попыток совершается детьми, которые являются абсолютно здоровыми и выходцами из полноценных семей. Психическое душевное равновесие является причиной детского суицида, но не в том смысле, в котором оно понимается.

Распространенной причиной детского самоубийства являются переживания, которые ребенок не способен вынести. Здесь есть множество факторов, которые могут вызвать глубокие переживания у ребенка. К примеру, родители разводятся, в школе ребенок не общается с одноклассниками, есть учитель, который постоянно унижает школьника, и т. д. Взрослые могут сказать, что такие проблемы являются несущественными. Из-за них не стоит расстраиваться. Однако психика ребенка пока не такая зрелая. Чадо воспринимает некоторые ситуации особенно трагично, считая, что если их не разрешить, то единственным выходом является самоубийство.

Поскольку взрослые порой принижают значение переживаний детей, они могут проигнорировать первые сигналы надвигающейся катастрофы. Если взрослые не переживают, то ребенок погружается в собственные эмоции, что и может подтолкнуть его на суицид.

Проблемами, которые вызывают глубокие переживания, могут быть:

  1. Ссоры со сверстниками, отсутствие друзей.
  2. Неразделенная любовь или измена партнера. Дети идеализируют любовные чувства, поэтому подобные ситуации их сильно задевают.
  3. Смерть родного или близкого человека.
  4. Конфликты с родителями, нездоровая обстановка в семье, развод родителей и пр.
  5. Увлечение алкоголем или наркотиками.
  6. Зависимости различного рода, к примеру, компьютерная зависимость.
  7. Насилие в семье.
  8. Беременность у девушки, что в 21% случаев толкает на мысль о самоубийстве.

В некоторых случаях к суициду ребенок прибегает с целью шантажа. К примеру, он мог увидеть по телевизору, что можно заполучить любовь другого человека, если пригрозить ему самоубийством. Иногда ребенок действительно нуждается в некотором внимании к себе, а неполучение желаемого заставляет его думать о суициде.

В любом случае необходимо отмечать любые колебания в настроении, поведении и разговорах ребенка, чтобы выявить зарождение суицидальной мысли. Следует понимать, что ребенок не за одну минуту принимает решение уйти из жизни. Данную мысль он вынашивает неделями, параллельно пытаясь получить поддержку или попросить о помощи, чтобы не прибегать к суициду. Если взрослые остаются равнодушными и невнимательными, тогда наступает момент, когда ребенок совершает попытку убить себя.

Статистика детских суицидов

Психологи ведут статистику детских суицидов, чтобы хоть иногда отрезвлять родителей. Кажется, что лично вашу семью данная трагедия не заденет. Как часто оказывается, детский суицид становится неожиданностью для всех ее членов.

Согласно статистике, дети делают попытки покончить с жизнью не ранее 11-летнего возраста. Пик самоубийств приходится на возраст от 13 до 16 лет. Именно в данном возрасте подростки начинают интересоваться смертью и считают ее единственным выходом из сложной ситуации.

Однако обольщаться не следует, поскольку даже младшие детки могут быть склонными к самоубийству. О чем говорит статистика:

  • 85% всех детей думали о самоубийстве. Однако не все они хотят уйти из жизни. Просто таким способом они жаждут внимания к себе или поддержки.
  • 80% всех суицидов были совершены на почве конфликтных отношений с близкими людьми.
  • Девочки в 3 раза больше мальчишек прибегают к попыткам суицида. Однако мальчики в 4-5 раз больше достигают намеченного результата, нежели девочки.
  • 70% самоубийств совершается психически здоровыми детьми. 80% из них включает в себя способ отравления. Более младшие дети прибегают к менее эффективным способам суицида.
  • 60% всех детей-самоубийц – выходцы из полных семей.
  • В 46,9% случаев причиной самоубийства являются конфликты с родителями, в 13,6% случаев – из-за ссор со сверстниками или по причине неразделенной любви.

Следует понимать, что данная статистика является известной специалистам. А сколько еще было совершено попыток, которые закончились неудачей и не дошли до ученых? Проблема детских суицидов усугубляется еще и тем, что все больше становится интернет-организаций, которые пропагандируют самоубийство как самый идеальный способ решения любых проблем. Если ребенок не имеет друзей и не получает поддержки со стороны взрослых, то он входит в группу самоубийц.

Нередко такие группы договариваются о массовом суициде, когда они соберутся в одном месте или в одно и то же время совершат некий поступок. Если ребенок входит в подобную группу, то он может поддаваться влиянию данного направления и совершить самоубийство «за компанию».

Примечательным становится тот факт, что Украина и Россия входят в те страны, где число самоубийств (известных и зафиксированных) является самым высоким. А ведь данное количество можно умножить в 15 раз, чтобы точно понимать, сколько попыток удачных и неудачных совершается за год детьми.

Профилактика детского суицида

Детский суицид является самым нелепым случаем, которого следовало бы избежать. Когда из жизни уходит ребенок по причине суицида, данный факт становится шокирующим не только для родителей, но и для социума в целом. Чадо еще не столкнулось с серьезными проблемами, а уже решило уйти из жизни. Профилактика детского суицида должна стать самой главной в жизни родителей и педагогов.

Сперва следует распознавать признаки, указывающие на то, что ребенок готовится к самоубийству:

  • Депрессивное состояние и одиночество.
  • Интерес к теме смерти в фильмах, книгах, разговорах.
  • Детское творчество, которое передает глубинные мысли ребенка.
  • Разговоры ребенка о том, что о нем никто не будет вспоминать и скучать, если его не станет. Разговоры о том, что ребенок никому не нужен.
  • Мрачная, грустная музыка, которую слушает ребенок.
  • Стремление к уединению, потеря интереса к общению с друзьями и прежним увлечениям.
  • Дарение окружающим своих ценных вещей, которыми ранее ребенок дорожил.

Первую помощь должны оказать родители, которые должны начать интересоваться жизнью своего чада. Пусть он расскажет о том, что происходит в его жизни. Пусть расскажет о своих проблемах, а вы помогите ему советом и окажите поддержку.

Нередко родители узнают о попытке суицида своего ребенка уже по факту свершившегося. Если ребенок остался жив, тогда первое, что нужно сделать, — это показать ему, как вы рады, что он все еще с вами. Холодность и равнодушие родителей могут еще раз толкнуть ребенка на суицид. Живые эмоции покажут ребенку, что его все-таки любят.

Запрещается ребенка ругать, бить, наказывать и унижать за то, что он сделал. Лучше всего отвести его к психологу, поскольку контакт между родителями и ребенком уже нарушен. Чтобы не было очередной попытки суицида, следует ребенка предоставить специалисту. При этом необходимо знать, что родители тоже будут активно участвовать во всех сеансах, чтобы наладить контакт с ребенком.

Следует оградить чадо от просмотра фильмов, сайтов и прочтения книг, где культивируется самоубийство. При этом необходимо снизить требования по отношению к ребенку. Если он им не соответствует, то, возможно, именно они стали причиной эмоционального срыва, приведшего к пагубному действию. Любите своего ребенка таким, каков он есть, и показывайте это.

Итог

Детский суицид является одним из самых распространенных трагедий человечества. Его наличие говорит о нездоровой обстановке в семье, школе и социуме в целом, где ребенок по каким-то причинам не может спокойно жить и развиваться. Итог наличия равнодушия по отношению к ребенку – самоубийство, которое может закончиться положительным исходом.

Не стоит игнорировать жизнь и эмоции своего ребенка. В первую очередь чадо зависит от своих родителей, которые должны его поддерживать и помогать. В противном случае ребенок остается наедине со своими проблемами и переживаниями, с чем он может не справиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *