Стороны общения в психологии кратко: Стороны общения в психологии

Стороны общения в психологии кратко: Стороны общения в психологии

Что является основными сторонами общения: классификация всех трех взаимосвязанных

Коммуницирование – важная составляющая жизни людей. Именно возможность разнообразно общаться отличает человека от животных. Речь и обмен информацией позволили людям стать социальными и культурными. Эффективный контакт с окружающим миром возможен только в том случае, если индивид успешно сочетает и реализует три стороны общения.

Взаимодействие людей

Взаимодействие людей

Аспекты общения в психологии

Общение является сложным многоплановым процессом, который позволяет установить и развить контакт между людьми.

Справка! Желание взаимодействовать с социумом возникает из-за потребности сообща заниматься каким-либо делом.

Для качественной коммуникации человеку требуется руководствоваться основными сторонами общения, которые в психологии представляют собой единое целое всего процесса взаимодействия людей.

Общение позволяет людям не только обмениваться информацией, но и учит правильно воспринимать и понимать собеседника. Несмотря на то, что коммуникация характерна для всех живых существ, только у человека взаимодействие с внешним миром носит осознанный характер.

Важно! Общаться люди могут при помощи вербальных (речь, слова) и невербальных актов (мимика, жесты, интонация, образы).

Человек, который принимает информацию, называется реципиентом, а передающий – коммуникатором.

Схема беседы

Схема беседы

В общении психологи выделяют 3 аспекта, которые составляют весь процесс взаимодействия:

  1. Содержание – представляет собой информацию, которую требуется передать одному человеку от другого. Она может выражаться в виде эмоционального состояния (злость, радость, счастье, удовлетворение), потребностей (желание есть, пить, гулять), сигналов об опасности (предупреждение о пожаре). Содержание общения у человека намного шире, чем у животных. Люди способны обмениваться жизненным опытом, знаниями о мире, навыками и умениями в трудовой деятельности.
  2. Цель – основной мотив, ради которого человек решил взаимодействовать с другим индивидом. Животные общаются ради побуждения собратьев к определенным действиям. Например, собака может движением лапы предупредить щенка об опасности. У человека намного больше мотивов для общения: разрешение деловых, любовных или дружеских вопросов, согласование действий, воспитание, обучение.
  3. Кодирование – представляет собой способ, при помощи которого та или иная информация будет передаваться другому человеку. Примеры – телесный контакт, органы чувств, язык, речь, текст, рисунок, аудиотехника.

Только активное взаимодействие 3-х основных аспектов способно установить контакт между людьми.

Характеристика сторон общения и примеры

Все стороны общения тесно переплетены между собой. Нередко они могут сливаться в одно целое или периодически подменять друг друга.

Три стороны коммуникаций

Три стороны коммуникаций

В обобщенную классификацию входят 3 основные стороны общения:

  1. Коммуникативная. Главным способом взаимодействия при этой форме общения считается речь. При помощи нее люди обмениваются мнениями, обсуждают насущные вопросы и решают проблемы. Коммуникативная сторона общения направлена на непосредственный обмен информацией между индивидами.
  2. Перцептивная. Взаимодействие людей осуществляется на когнитивном уровне. Личности делают выводы о собеседнике по его суждениям, внешнему виду, голосу, поступкам, жестам. Так они учатся воспринимать друг друга.
  3. Интерактивная. Эта третья сторона общения, направлена на построение совместной деятельности. Судить о качестве взаимосвязи между людьми можно на основе их поступков и действий.

Каждая сторона общения имеет целый ряд особенностей, которые делают ее поистине уникальной. Эффективное коммуникативное общение между индивидами возможно только в том случае, если люди говорят «на одном языке».

Дополнительная информация. Если коммуникатор и реципиент обладают схожим набором знаний, опыта и убеждений, им легче будет взаимодействовать и делиться необходимой информацией.

Пример. Если взрослый мужчина будет рассказывать маленькому ребенку об устройстве автомобиля, то малыш его не поймет, так как у него отсутствуют начальные знания для понимания этого вопроса.

Понимание – залог успешного разговора

Понимание – залог успешного разговора

Лучше всего передавать информацию при помощи речи. Это самое универсальное средство, так как во время беседы меньше шансов потерять смысл разговора.

В качестве невербальных способов можно использовать:

  1. Паралингвистические и экстралингвистические формы общения. Например, это смех, покашливание, паузы и другие околоречевые добавки, которые передают определенный смысл во время общения.
  2. Оптико-кинетические виды общения способствуют «считыванию» собеседника по жестам, пантомимике.

Для эффективного взаимодействия требуется соблюдать определенную дистанцию с собеседником:

  1. До 0,5 м – интимное расстояние. На такой дистанции можно общаться только с близкими людьми. Информация должна передаваться спокойным и тихим голосом, взглядом, мимикой и жестами.
  2. От 0,5 до 1,2 м – межличностная дистанция. На таком расстоянии обычно общаются с хорошими знакомыми и друзьями.
  3. От 1,2 до 3,6 м – социальное или деловое расстояние. Такая дистанция уместна на работе во время беседы с коллегами и партнерами. Чем она больше, тем официальнее считаются отношения.
  4. Более 3,7 м – публичная дистанция. Она характерна для тех, кому приходится выступать перед аудиторией. Большое расстояние позволяет выделиться среди толпы. Человека с трибуны удобнее рассматривать и слушать.

Зная основные концепции и понятия коммуникативного общения, получится выстроить качественный контакт с любым индивидом. Перцептивная сторона общения отвечает за установление взаимопонимания между людьми на основе их восприятия.

Важно! Чем лучше партнеры понимают друг друга, тем эффективнее будет их дальнейшее взаимодействие.

Чтобы овладеть перцептивной формой коммуникации необходимо:

  • уметь понимать партнера и признавать его достоинства;
  • анализировать собственное поведение, сопоставляя личное и общественное мнение о себе.

Только при наличии этих двух условий можно реализовать качественный контакт.

Существует целый ряд факторов, которые мешают развитию перцептивного общения:

  1. Наличие убеждений, оценок и установок, которые появились раньше, чем состоялось знакомство с человеком. Из-за них восприятие индивида может быть искажено. Например, из-за сплетен может исказиться оценка личности. Если следовать ранее полученным неверным сведениям от завистников, можно никогда не узнать истинное лицо человека.
  2. Стереотипное мышление. Например, если человек придерживается мнения, что блондинок умных не бывает, при знакомстве со светловолосой девушкой он изначально будет считать ее глупой.
  3. Стремление к быстрым выводам. Чтобы дать оценку личности, необходимо получить исчерпывающую и достоверную информацию о ней. Если заключение о человеке делается через 5 минут общения, это не позволит развить эффективное взаимодействие.
  4. Эффект проецирования. Если собеседник предпочитает судить об эмоциональном, материальном, физическом состояниях другого человека по себе, в этом случае у него не получится понять собеседника и развить перцептивную сторону общения. Например, если мужчина считает, что все кругом злые, жадные, хитрые, то, вероятно, он приписывает собственные черты другим людям. Поэтому к таким плохим людям ему следует относить в первую очередь себя.

Лучше всего не оценивать людей, с которыми приходится общаться. Потому что любой анализ другой личности – это лишь отражение собственных мыслей, мнений и суждений. Другие люди – это зеркала, в которых можно увидеть себя. К каждому следует относиться с уважением.

Интерактивное общение связано с получением определенных достижений путем совместной деятельности людей.

Интерактивное общение в офисе

Интерактивное общение в офисе

Важно! Чем больше наблюдается общих взглядов в коллективе, тем эффективнее становится результат работы.

Благодаря общению с другими индивидами во время совместного труда, происходит формирование каждой личности:

  • появляются новые навыки и знания;
  • человек начинает бороться с наиболее выраженными собственными недостатками, которые замечает у себя при сравнении с другими людьми;
  • индивид учится уважать не только собственные умозаключения, но и чужой опыт.

Благодаря развитию науки и технологий, у человека появилось большое количество возможностей, чтобы реализовать интерактивное общение:

  1. При помощи мессенджеров или компьютерных программ в режиме online сотрудники одной компании могут вести переговоры или обмениваться информацией в виде файлов. Главное, что им нужно, – это указать электронную почту своего коллеги в рабочем ПК.
  2. Благодаря развитию дистанционного обучения, школьники и студенты имеют возможность получать новые знания при помощи интернета, не выходя из дома. При этом качество учебного процесса не снижается. Например, каждый может освоить краткий курс английского языка или вязания на спицах.
  3. При помощи интерактивного общения можно организовать досуг: позвать в гости друзей, устроить вечеринку, собрать и отнести корм в приют для животных, устроить корпоративное мероприятие в кафе.

Эта сторона общения благотворно влияет на социальную адаптацию людей, позволяя добиваться высоких результатов в любой сфере.

Непродолжительные и поверхностные отношения между людьми чаще всего отражают коммуникативную или интерактивную форму. Для построения крепкого и взаимосвязанного союза должны быть задействованы сразу три основные стороны. Ведь только единый механизм общения с полной его структурой способен выстроить эффективное взаимодействие между индивидами.

Видео

Стороны общения и их характеристика — Студопедия

Три стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией между людьми. Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникации. Источники информации в общении: сигналы непосредственно от другого человека; сигналы от собственных сенсорно-перцептивных систем; информация об итогах деятельности; информация от внутреннего опыта; информация о вероятном будущем. Интерактивная сторона. Для правильного понимания процесса общения важно представлять себе действия своего партнера, которые осуществляются в определенных ситуациях. Второй стороной общения является интерактивная, которая заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. обмене не только знаниями, но и действиями. Перцептивная сторона. Она означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. С точки зрения восприятия важно верно сформировать первое впечатление.

Функции и структура общения.

Функции общения:1. Контактная – установление состояния готовности к приему и передаче сообщения, а также поддержанию взаимосвязи.2. Информационная – обмен информацией.3. Побудительная – стимулирование определенной активности партнера по общению с тем, чтобы он реализовал определенный вид деятельности.4. Координирующая – осуществление взаимно координирующих действий при выполнении совместной деятельности.5. Функция понимания – адекватное понимание друг друга.6. Эмотивная – благодаря общению мы можем изменять и создавать определенные эмоциональные состояния у себя или у партнера.7. Функция установления отношений – благодаря общению каждый из нас может осознавать и фиксировать свое место в системе отношений.8. Функция оказания влияния – мы можем менять поведение, мнение, установки партнера. Стороны общения: 1. Коммуникативная сторона – обмен информации. 2. Интерактивная– общение как взаимодействие. 3. Перцептивная сторона – восприятие и понимание партнерами друг друга.

25. Психология общения, функции и стороны общения, коммуникативная сторона общения.

Общение— это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей.

Общение – это процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

1. Коммуникативная сторона общениясостоит в обмене информацией между людьми (информационная функция).

2. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми. Например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника (регулятивная функция).

3. Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания (коммуникативная функциявзаимоотношения).

Функции общения: 1. Контактная – установление состояния готовности к приему и передаче сообщения, а также поддержанию взаимосвязи. 2. Информационная – обмен информацией. 3. Побудительная – стимулирование определенной активности партнера по общению с тем, чтобы он реализовал определенный вид деятельности. 4. Координирующая – осуществление взаимно координирующих действий при выполнении совместной деятельности. 5. Функция понимания – адекватное понимание друг друга. 6. Эмотивная – благодаря общению мы можем изменять и создавать определенные эмоциональные состояния у себя или у партнера. 7. Функция установления отношений – благодаря общению каждый из нас может осознавать и фиксировать свое место в системе отношений. 8. Функция оказания влияния – мы можем менять поведение, мнение, установки партнера.

Функции общения по Добровичу:

1. Регуляция совместной деятельности. 2. Общение как инструмент познания. 3. Общение как первоначальный инструмент формирования сознания. 4. Общение возникает как средство самоопределения личности. Структурный анализ общения:Аналитическая модель процесса общения выявляет три взаимодействующие стороны: 1. Коммуникативная сторона – обмен информации. 2. Интерактивная сторона – общение как взаимодействие. 3. Перцептивная сторона – восприятие и понимание партнерами друг друга. 1.1. Более подробно. Специфика человеческой коммуникации: А) Субъект субъектный процесс – в человеческом общении идет активный обмен информации, информация не просто передается и принимается, но и развивается, то есть формируется, меняется. Активная обратная связь. Б) Взаимовлияние партнеров – воздействие. В) Партнеры в условиях успешной коммуникации должны обладать общим пониманием ситуационного контекста. Г) Существование особых человеческих коммуникативных барьеров:

— Социальный коммуникационный барьер – сам факт принадлежности к той или иной социальной группе может способствовать или не способствовать к коммуникации.

— Психологический коммуникационный барьер – индивидуально-психологические характеристики партнеров.Д) Особенности поведения в акте общения – утаивание некоторой информации от партнера, то есть ее дозирование.

  • Коммуникативная (передача информации), общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.

  • Интерактивная (взаимодействие). Вторая сторона общения состоит в обмене не только словами, но и действиями, поступками. Производя расчет у кассы универмага, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру товарный чек на отобранную покупку и деньги, продавец выбивает чек и отсчитывает сдачу.

  • Перцептивная (взаимовосприятие). Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разберется.

Коммуникативная сторона общения – это непосредственный Выделяется три стороны общения:

обмен информацией между несколькими индивидами. В данном случае «информацию» можно рассматривать как идеи, настроения, интересы, установки, чувства и прочее.

Следовательно, следует выделить следующие невербальные средства коммуникации: — околоречевые средства, то есть темп, интонация, громкость, тембр голоса, дикция, ритм речи и так далее; — зоны общения, то есть дистанция, расстояние между участниками общения; — кинесические средства, то есть походка, жесты, поза тела, мимика, прикосновение к партнёру и др.; — место и время общения; — запахи: индивидуальные или окружающей среды; — почерк, одежда, аксессуары, причёска и прочее.

40.2. Три стороны общения. Функции общения

 
Опорные слова к вопросу №40 — здесь

В наиболее обобщенных классификациях (Галина Михайловна Андреева) выделяется три стороны общения:

  • Коммуникативная (передача информации), общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.
  • Интерактивная (взаимодействие). Вторая сторона общения состоит в обмене не только словами, но и действиями, поступками. Производя расчет у кассы универмага, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру товарный чек на отобранную покупку и деньги, продавец выбивает чек и отсчитывает сдачу.
  • Перцептивная (взаимовосприятие). Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разберется.

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон, общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить учащихся в совместную с ним деятельность, наладить взаимодействие и взаимопонимание, отвечающее целям и задачам воспитания, т. е. осуществлять полноценное педагогическое общение.

Близкая классификация предлагается в работах Бориса Федоровича Ломова:

  • информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема и передачи информации,
  • регуляционно-коммуникативная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности,
  • аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

А. А. Брудный выделяет в качестве основной рабочей функции:

  • инструментальную функцию общения, необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместного труда,
  • синдикативную функцию, которая находит свое выражение в сплочении малых и больших групп;
  • трансляционную, необходимую для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев;
  • функцию самовыражения, ориентированную на поиск и достижение взаимного понимания. Эта функция особенно характерна для творческих личностей.

По критерию «цель общения» выделяется 8 функций общения (Л. А Карпенко):

  • контактная, цель которой — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приёму и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности,
  • информационная, цель которой — обмен сообщениями, т. е прием и передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т. д,
  • побудительная, цель которой — стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий,
  • координационная, цель которой — взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности,
  • понимания, цель которой — не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т. д.,
  • амотивная, цель которой — возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний,
  • установления отношений, цель которой — осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей того сообщества, где предстоит действовать индивиду,
  • оказания влияния, цель которой — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т. д.

Отечественная психология исходит из принципа неразрывного единства общения и деятельности, в то время как в западных социально-психологических системах описывается обычно какая-либо одна сторона общения и контакт между людьми сводится либо к обмену информацией, либо к взаимодействию, либо к процессу межличностной перцепции. Причём связь этих сторон с совместной деятельностью практически не исследуется.

 

Характеристика основных сторон общения — Студопедия

Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона общения закл. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В работах Б. Ф. Ломова выделяется ряд функций общения: информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема — передачи информации; регуляционно-коммуникатив-ная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

Таким образом, в ходе общения одним из важнейших аспектов взаимодействия выступает обмен информацией: различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

Процесс обмена информацией ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ следующими признаками:

1. В этом случае мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности, и что на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера. Здесь особую роль играет значимость информации: информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.


2. При обмене информацией возникает психологическое воздействие одного коммуникатора на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает изменение самого типа отношений. Ничего похожего не происходит в «чисто» информационных процессах.

3. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации, т.е. все должны говорить на одном языке. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.


4. Информация всегда меняется в процессе коммуникации.

5. Могут возникать специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный или психологический характер. Ситуация может усложниться из-за того, что партнеры относятся к разл. социальным, полит., религ. группам. Или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся, при неприязни по отношению друг к другу, недоверии и т. п. Барьеры бывают:

Ш психологическими: интраверсия, неадекв. самооценка.

Ш проблемы конуретной ситуации: ролевые конфликты, межгрупповые, содержательно сложные моменты (просить об одолжении)

Ш социальные: отс. общ. лингв. система или по-разному интерпретируются события.

Распространение инф-ции. в обществе происходит через своеобразный фильтр «доверия» и «недоверия», кот. действует так, что абсолютно истинная информация может оказаться непринятой, а ложная — принятой. Существуют средства, помогающие принятию инф. и ослабляющие действие фильтров. Совокупность этих средств называют фасцинацией. Эти средства создают некоторый дополнительный «фон», на котором осн. инф-я выигрывает, т.к. фон преодолевает фильтр недоверия (музык. или цветовое сопров. речи).

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе и стимулирует какое-то действие. Стимуляция может быть различной: активация –побуждение к действию в заданном направлении; интердикция –побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности; дестабилизация – рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в разл. образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения.

Рассмотрение коммуникативной стороны общения предполагает обращение к такому понятию, как субъективная информативность личности.

СУБЪЕКТИВНАЯ ИНФОРМАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ – характеристика субъекта, указывающая на степень его осведомленности о предмете, средствах общения, собеседнике и других компонентах процесса общения.

На субъективную информативность личности влияют многие факторы. Среди них можно выделить:

· индивидуально-психологические свойства субъекта;

· предыдущий опыт межличностного взаимодействия;

· возрастные особенности;

· когнитивные характеристики;

· социо-культурный уровень;

· уровень психологической культуры;

· другие

Во многом результат любого взаимодействия зависит от уровня субъективной информативности участников. При недостаточном уровне может возникать непонимание, общение будет затруднено вследствие возникновения различного рода барьеров, каузальных атрибуций и т.д.

Проблема общения – одна из центральных в СП. Под ОБЩЕНИЕМ понимают внешнее, наблюдаемое поведение, в котором актуализируются и проявляются межличностные отношения. Под МЕЖЛИЧНОСТНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ понимается «личностно значимое образное, эмоциональное и интеллектуальное отражение людьми друг друга» (Я.Л.Коломинский). Часто ОБЩЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Психология. Словарь).

В отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Вывод логически вытекает из понимания того, что общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент. В то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения. Но ни одна из точек зрения не отрицает главного – несомненной связи между деят. и общением, признает недопустимость их отрыва друг от друга при анализе. В равной степени важен анализ предмета общения и предмета деятельности. Идея «вплетенности» общения в деятельность позволяет рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности может «конституировать» общение, и что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельности индивидуальных участников.

Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона общения закл. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В работах Б. Ф. Ломова выделяется ряд функций общения: информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема — передачи информации; регуляционно-коммуникатив-ная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

В общении можно выделить ряд аспектов : содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее. Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди. Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Если в качестве знаковой системы используется человеческая речь, то идет речь о вербальной коммуникации. Речь является самым универсальным средством коммуникации, т.к. в этом случае менее всего теряется смысл сообщения, но при этом должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации. Посредством речи не просто «движется информация», но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируются друг на друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменения поведения. Могут существовать две разные задачи в ориентации партнера по общению. Леонтьев предлагает обозначить их как личностно-речевая ориентация (ЛРО) и социально-речевая ориентация (СРО), что отражает содержание коммуникации.

Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффекта речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика — искусство убеждения посредством речи. Существует много моделей. Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу, включает пять элементов:

Кто передает сообщение Коммуникатор инф. передается в завис-ти от доверия к коммуник-ру
Что передается Сообщение завис от адресности инф-ции и от отношения к ней.
Как осуществляется передача Канал опосредованное или непосредственное, важна степень свободы. (TV- минимальная)
Кому направлено сообщение Аудитория не поддаваться иллюзии пассивности
С каким эффектом? Эффективн-ть смотря чего хотеть… рассказать про рекламу.

По поводу каждого элемента этой схемы предпринято много разнообразных исследований. Например, выявлены типы позиции коммуникатора во время процесса. Их может быть три: открытая –коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения; отстраненная – к-р держится подчеркнуто нейтрально, не заявляет открыто о своей точке зрения; закрытая –к-р умалчивает о своей точке зрения, прибегая к спец. мерам, чтобы ее скрыть. Каждая из названных позиций обладает опред. возможностями для повышения эффекта воздействия. В области воздействия текста сообщения применяется методика контекст-анализа, устанавливающая определенные пропорции в соотношении различных частей текста. Особое значение имеют работы по изучению аудитории.

Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, недостаточно только знать структуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установки и пр., а также включить в систему другие- неречевые –знаковые системы.

Психологические механизмы восприятия человека человеком чаще всего исследуется в рамках проблемы социальной перцепции. В зависимости от соотношения субъекта и объекта восприятия выделяют три относительно самостоятельных классов процессов социальной перцепции:

· межличностное восприятие;

· самовосприятие;

· межгрупповое восприятие.

Межличностное восприятие – это восприятие, понимание и оценка человека человеком в ходе общения (взаимодействия).

Межличностное восприятие характеризуется слитностью когнитивных (познавательны) и эмоциональных компонентов, яркой выраженной оценочной и ценностной окраске, зависимостью от мотивационно-смысловых характеристик субъектов общения.

Часто межличностное восприятие рассматривается как одна (перцептивная) из трех сторон общения (еще 2 : коммуникативная и интерактивная).

В процессе общения включены разные люди и в ходе их взаимодействия и происходит восприятие, понимание и оценка всеми участниками друг друга. В психологии выявлены некоторые механизмы этого процесса.

Перцептивная сторона общения в психологии

Перцептивная сторона общения – основа взаимодействия между людьми. А как вы строите общение? Всегда ли у вас получается донести свою точку зрения, завоевать доверие собеседника, вызвать желание продолжить диалог? Если нет, механизмы перцепции помогут исправить ситуацию. Вы научитесь видеть человека «насквозь», понимать мотивы его поступков, правильно оценивать его как личность. Сплошные преимущества. Как научиться перцептивному общению?

Что такое перцепция

Что такое перцепция

Перспективной стороной общения или перцепцией в психологии называется процесс взаимодействия между людьми. Основан на обычном общении, понимании и восприятии человека человеком. Термин «перцепция» происходит от латинского perceptio, означающего «восприятие».

Есть и другое определение понятия. Перцепция в психологии – это отображение индивидом на когнитивном уровне встречающихся ему объектов и явлений.

Если сказать кратко, перцепция означает восприятие одного человека другим, осознание ими личностных качеств друг друга. Это происходит благодаря пониманию установок, целей, мотивов. Вы проводите объективную оценку собеседника, качества которого не похожи на ваши.

Перцепция проявляется не только в понимании, но и в принятии. Получается, что два человека разделяют ценности и убеждения, согласовывают их между собой. В результате развивается дружба, привязанность, влюбленность.

Перцепция помогает «читать» окружающих людей, видеть то, что они о себе не говорят. Если анализ произведен неточно, случается конфликтная ситуация.

Функции и предназначение социальной перцепции

Функции социальной перцепции

Итак, перцептивная сторона общения представляет собой серьезный процесс обмена информацией между людьми. Они рассматривают, оценивают, пытаются понять и принять друг друга.
К функциям социальной перцепции относят 5 пунктов:

  1. Изучение себя. Осуществляется благодаря осознанию себя через других людей. Взаимодействуя социально с окружающими, вы получаете информацию о самом себе. Воспринимая личность собеседника, вы обретаете возможность примерить черты его характера на себя. Это помогает увидеть свои собственные скрытые желания, страхи, потребности.
  2. Изучение партнера. Эта функция перцепции включает в себя понимание взглядов, убеждений окружающих вас людей. Только так вы можете получить на 100% точную информацию о человеке. По-другому это сделать невозможно. Коммуникация – это основа любого вида отношений, будь то романтические, дружеские или приятельские.
  3. Организация совместной работы. Если субъекты социальных отношений понимают и принимают друг друга, они легко смогут вести совместную деятельность. Знание установок партнера, его мотивов, ценностей помогает правильно вести себя с ним. Во взаимодействии не двух человек, а группы перцепция имеет еще более важное значение. Совместная деятельность в таком случае возможна только при полном понимании и принятии одним членом коллектива всех остальных и наоборот.
  4. Развитие взаимопонимания. Такая функция перцепции является основой любых отношений. Точки соприкосновения, общие интересы и взгляды – это залог получения удовольствия от общения. Также это возможность находить компромиссные решения в спорных ситуациях.
  5. Развитие эмоционального взаимодействия. Любые отношения вызывают в человеке чувства и эмоции. В результате между людьми появляются симпатия, враждебность, дружба и другие виды отношений.

Получается, что перцепция помогает создать образ человека, лучше рассмотреть его качества, охарактеризовать его как личность.

Ошибки первого впечатления

Иногда механизмы перцепции или восприятия срабатывают неправильно. К примеру, вы ведете с человеком дружелюбный диалог. Соответственно и образ собеседника складывается такой же. Вы превозносите некоторые его качества. Автоматически считаете его умнее и талантливее вас. Но так ли это на самом деле?

Подобные ошибки возможны и при оценке внешней привлекательности.

Перцептивный компонент

Перцептивный компонент

Эта составляющая перцепции помогает правильно оценить внешность и поведение собеседника. Полученная информация позволяет изучить его характер, мотивы, причины поступков. Без перцептивной стороны общения сделать такие выводы не получится. А если и получится, они будут поверхностными. Вы увидите «картинку», но не сможете понять ее содержание.

Развитие социальной перцепции – возможность увидеть, что думает человек, почему он поступил так, а не иначе, о чем он переживает и тревожится. Главное – не спешить. Дайте время на то, чтобы сформировалась достоверная оценка.

Интересно, что перцептивный компонент помогает изменить первое впечатление, сложившееся мнение о человеке. Представьте, что вы встретили давнего знакомого и сразу заметили, как сильно он изменился. Перцептивная сторона общения в этом случае поможет вам поменять свое мнение, отказаться от первичной оценки. Рассматривать оппонента вы теперь будете на основании его изменений, того, каким он является в текущий момент времени.

Аспекты

Перцепция – это процесс, проявляющийся при первой встрече с индивидом. На основе анализа его внешних данных вы пытаетесь понять, какой он внутри. Не зря физиогномики говорят, что между лицом и психологическими особенностями человека есть связь.

Следующий этап перцепции – создание эмоционального контакта. Он может быть негативным и позитивным. Все зависит от контекста беседы.
Для получения полной информации о человеке нужно обращать внимание не только на внешнюю составляющую и эмоции. Также важно поведение.

Механизмы социальной перцепции

В психологии выделят 6 механизмов перцептивной стороны общения.

Рефлексия

Это процесс самопознания. Человек оценивает свои мысли и поступки, анализирует ошибки, делает выводы и, возможно, меняет план действий. В общении с окружающими способность к рефлексии предполагает оценку впечатления, которое вы оказываете на собеседника.
Если сказать понятным языком, рефлексировать – взглянуть на происходящее со стороны, с помощью рационального мышления выявить мотивы, причины, понять суть.

Идентификация

Этот механизм перцепции представляет собой попытку понять человека, войти в его ситуацию, поставить себя на его место. Идентификация пригодится, когда вы хотите понять внутренний мир другого человека, посмотреть на окружающий мир через призму его взглядов и ценностей.

Эмпатия

Эмпатия

Означает способность сопереживать, разделять эмоции и чувства оппонента. Сильнее всего такая способность развита у людей, имеющих свою систему ценностей. Им легче, чем другим оценивать состояние окружающих по их поступкам, жестам, словам.

Стереотипизация

Оценка личности происходит на основании внешних данных и социального статуса того или иного человека. Например, глядя на глубоко посаженные глаза собеседника, вы можете сделать вывод о наличии жесткости в его характере. Красивая же девушка с идеальной фигурой кажется добрым, открытым, отзывчивым человеком. При этом внешность никак не отображает то, что находится у нее внутри. И таких примеров множество.

Аттракция

Аттракция

Еще одна составляющая перцепции. Это понимание и приятие другого человека, основанное на давно сформированных позитивных чувствах по отношению к нему. Эти чувства провоцируют развитие дружбы, привязанности, любви.

Аттракция существует как в межличностных, так и в деловых отношениях. В первом случае фундаментом для нее являются общие взгляды, ценности и интересы. Эти объясняется, почему к кому-то вы относитесь с симпатией, а кто-то вызывает в вас лишь неприязнь.

В деловой сфере эта часть перцепции помогает наладить контакт абсолютно со всеми людьми. Так, психологи рекомендуют быть доброжелательными даже с теми клиентами, которые не вызывают положительных эмоций. Чаще всего такое поведение играет на руку – помогает сменить негативное отношение на позитивное. Плюс ко всему, человек развивает в себе способность к социальной перцепции. Она поможет получить как можно больше информации о собеседнике.

Казуальная атрибуция

Это механизм перцепции, предполагающий трактовку слов и поведения окружающих людей на основании своих собственных предположений, рассуждений, наблюдений, опыта.

Казуальная атрибуция подчиняется нескольким закономерностям, влияющим на то, как люди понимают друг друга:

  1. События, которые сопровождают наблюдаемую ситуацию, часто являются причиной ее возникновения.
  2. В случаях, когда вы хотите объяснить необычный поступок, его причиной считается предшествовавшее ему такое же необычное явление.
  3. Человек неправильно объясняет поведение других в том случае, когда у него есть несколько вариантов трактовки.
  4. Свое поведение вы объясняете сложившимися вокруг вас обстоятельствами (влияние внешних ситуаций). Поведение же других оценивается на основании внутренних причин, к которым относятся особенности характера.

На способность к перцепции влияет и культура. Например, в западных странах принято считать, что главная причина происходящего вокруг – сами люди, а не ситуации и обстоятельства.

Эффекты межличностного восприятия

Их 9:

  1. Эффект первичности или порядка. Эта составляющая часть перцепции проявляется, когда происходит общение с незнакомым человеком. Его суть заключается в следующем: если первое впечатление оставило противоречивые чувства, образ будет сформирован на основании полученной ранее информации.
  2. Эффект края. Объекты восприятия, которые находятся по краям, воспринимаются лучше, чем те, что расположены в центре.
  3. Эффект новизны. В случае с ранее знакомым человеком новая информация о нем играет более важную роль в его восприятии.
  4. Эффект ореола. Краткое объяснение выглядит так: новая информация о человеке накладывается на уже привычный образ. Последний и является «ореолом». Он мешает воспринимать личность правильно. Если у вас о собеседнике позитивное мнение, то любая информация приведет к такой же позитивной оценке. Точно так происходит и с негативом. Чаще всего этот эффект возникает, если идет речь о моральных принципах.
  5. Эффект первого впечатления. Приводит к появлению устойчивого мнения о человеке. Все последующие оценки сочетаться с действительностью не будут.
  6. Эффект проекции. Это состояние, при котором вы приписываете оппоненту свои преимущества или недостатки. Все зависит от мнения о нем.
  7. Эффект средней ошибки. Намеренное преуменьшение сильных черт характера собеседника.
  8. Эффект Барнума. Человек воспринимает свои характеристики как наиболее правильные в том случае, когда они подтверждены научными, магическими или ритуальными аргументами.
  9. Эффект бумеранга. Его суть состоит в том, что информация, передаваемая собеседнику, вызывает эффект, обратный ожидаемому. Так бывает, если вы вызываете у оппонента неприязнь или преподносите недостоверные данные. Еще одна причина развития эффекта – недоверие к вам.

В этот список можно добавить еще одну составляющую перцепции – стереотипизацию. Как сказано выше, это оценка человека на основании внешности, поведения, статуса, общественного положения.

Характеристика и особенности стереотипизации: как в ней проявляется перцептивная сторона общения

особенности стереотипизации

Перцепция – термин, обозначающий понимание и принятие другого человека. Как видно, он тесно переплетается с множеством стереотипов, навязанных обществом. В процессе общения они появляются под влиянием 3 факторов:

  1. Превосходство. Сильнее всего заметно, если собеседники имеют разный статус, материальное положение, интеллектуальные способности. Вы можете либо переоценить человека, либо, наоборот, недооценить его.
  2. Привлекательность. В любом случае на перцепцию влияет симпатия или антипатия. Красивым людям всегда приписывается больше положительных качеств.
  3. Отношение к нам. Тех людей, которые хорошо к вам относятся, вы, скорее всего, всегда будете воспринимать позитивно.

Эти факторы социальной перцепции искажают представление о человеке, мешают созданию его объективной оценки.
Кроме стереотипов, нарушить механизм перцепции могут некоторые барьеры:

  1. Использование в речи жаргона, неизвестных слов, терминов, понятий.
  2. Боязнь выражать свои чувства и эмоции.
  3. Отсутствие интереса к обсуждаемой теме.
  4. Несовпадение во мнениях.
  5. Наличие физических проблем, например, нарушений слуха или речи.
  6. Невозможность понять и оценить поведение собеседника из-за общения по телефону или через интернет.
  7. Языковые различия.
  8. Нежелание принимать услышанное.
  9. Отличия в культуре и мировоззрении в целом.

Убрать эти барьеры при перцепции практически невозможно, поскольку человек осознает информацию, только пропустив ее через несколько своих «фильтров». Поэтому в процессе разговора вам нужно выделить, а потом передать суть так, чтобы собеседник смог правильно ее расшифровать. Ответственность за это лежит на перцептивной стороне общения. Поняв внутренний мир оппонента, вы сможете выбрать правильную модель поведения. Их 4:

  1. Гуманистическая. Между вами и оппонентом возник взаимный интерес, проявляется эмпатия.
  2. Манипулятивная. Вы пытаетесь навязать свою точку зрения, позицию. Подобные поступки не всегда имеют положительные последствия.
  3. Ритуальная. Ваше поведение учитывает культурные традиции собеседника.

Еще одна модель поведения носит название трансакционного анализа. Это способ взаимодействия, учитывающий роль каждого участника разговора. Таких ролей всего 3:

  • «родитель» рассказывает, как нужно себя вести;
  • «взрослый» рассказывает, как сочетать желания и обязанности;
  • «ребенок» руководствуется эмоциями.

Если и у вас, и у вашего собеседника эти роли совпадают, будьте уверены, что информация воспримется правильно.

Заключение

Перцепция – самая важная часть общения между отдельными людьми или в группе. Именно от нее зависит, смогут ли собеседники понять друг друга, донести нужно информацию. Этот процесс тесно связан не только с изучением оппонента, но и с самопознанием. Знакомьтесь со своим внутренним «Я». Учитесь понимать и принимать окружающих. Это поможет вам не только общаться, но и вести плодотворную совместную деятельность.

особенности стереотипизации

Автор статей по саморазвитию и психологии отношений.

Связь | социальное поведение | Britannica

Связь , обмен значениями между людьми через общую систему символов.

Связь Оператор у телефонного коммутатора, c. 1900. Encyclopædia Britannica, Inc.

В этой статье рассматриваются функции, типы и психология общения. Для лечения общения с животными, см. поведение животных. Для дальнейшей обработки основных компонентов и методов человеческого общения, см. язык; речи; письмо.По технологическим аспектам, включая устройства связи и информационные системы, см. радиовещание; Словарь; энциклопедия; обработка информации; теория информации; библиотека; печать; издательская деятельность, история; телекоммуникационные СМИ; телекоммуникационная сеть; телекоммуникационная система.

Тема общения касалась ученых со времен древней Греции. Однако до наших дней эта тема обычно включалась в другие дисциплины и воспринималась как должное как естественный процесс, свойственный каждому.В 1928 году английский литературный критик и автор И.А. Ричардс предложил одно из первых — и в некоторых отношениях все еще лучших — определение коммуникации как отдельного аспекта человеческого предприятия:

Коммуникация происходит, когда один разум воздействует на свое окружение так, что на другой влияет, и в этом другом В уме возникает опыт, который подобен опыту в первом уме, и частично вызван этим опытом.

Определение Ричардса является как общим, так и грубым, но его применение практически ко всем видам связи, включая связь между людьми и животными (кроме машин), отделило содержание сообщений от процессов в человеческих делах, посредством которых эти сообщения передаются. ,Совсем недавно были подняты вопросы относительно адекватности любого отдельного определения термина связи , как он используется в настоящее время. Американский психиатр и ученый Юрген Рюш выявил 40 разновидностей дисциплинарных подходов к предмету, включая архитектурные, антропологические, психологические, политические и многие другие интерпретации кажущегося простым взаимодействия, описанного Ричардсом. В целом, если включить такие неформальные коммуникации, как сексуальное влечение и игровое поведение, существует как минимум 50 способов межличностного общения, которые опираются на десятки отдельных интеллектуальных дисциплин и аналитических подходов.Поэтому коммуникация может быть проанализирована по меньшей мере 50 различными способами.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

Интерес к общению стимулируется достижениями в области науки и техники, которые по своей природе привлекают внимание к людям как к общающимся созданиям. Среди первых и наиболее ярких примеров изобретений, появившихся в результате технологической изобретательности, были телеграф и телефон, а затем другие, такие как беспроводные радио и телеобъективы.Развитие популярных газет и периодических изданий, вещания, кинофильмов и телевидения привело к институциональным и культурным инновациям, которые позволили эффективно и быстро общаться между несколькими людьми и большим населением; Эти СМИ были ответственны за рост и социальную власть нового явления массовой коммуникации. ( См. Также теорию информации ; обработка информации; телекоммуникационная система.)

С примерно 1920 года рост и очевидное влияние коммуникационных технологий привлекают внимание многих специалистов, которые пытаются выделить связь как особый аспект их особого интереса.Психологи в своих исследованиях поведения и разума разработали концепции общения, полезные для их исследований, а также для определенных форм терапии. Социологи выявили различные формы общения, посредством которых мифы, стили жизни, нравы и традиции передаются из поколения в поколение или из одного сегмента общества в другой. Политологи и экономисты признали, что коммуникация многих типов лежит в основе закономерностей социального порядка.Под влиянием новых технологий, в частности высокоскоростных компьютеров, математики и инженеры пытались количественно оценить и измерить компоненты передаваемой информации и разработать методы для преобразования различных типов сообщений в количества или количества, поддающиеся как их процедурам, так и инструментам. Художники, архитекторы, ремесленники, писатели и др. Задают многочисленные и по-разному сформулированные вопросы, касающиеся общего влияния различных видов коммуникации. Многие исследователи, работающие в рамках соответствующих задач своих дисциплин, также искали возможные теории или законы причины и следствия, чтобы объяснить, каким образом на человеческие наклонности влияют определенные виды общения при определенных обстоятельствах, а также причины изменения.

В 1960-х годах канадский педагог Маршалл Маклюэн привлек внимание к области коммуникации, чтобы связать многие современные психологические и социологические явления со средствами массовой информации, используемыми в современной культуре. Часто повторяемая идея Маклюэна «среда — это послание» стимулировала многих кинематографистов, фотографов, художников и других людей, которые приняли мнение Маклюэна о том, что современное общество перешло (или движется) из «печатной» культуры в «визуальную». ,Конкретные формы, представляющие наибольший интерес для Маклюэна и его последователей, были связаны со сложными технологическими инструментами, к которым молодые люди особенно проявляют энтузиазм, а именно: кинофильмы, телевидение и звукозаписи.

В конце 20-го века основной интерес к коммуникации отошел от маклюнизма и стал концентрироваться на (1) отраслях массовой коммуникации, людях, которые ими управляют, и влиянии, которое они оказывают на свою аудиторию, (2) убедительных коммуникация и использование технологий для воздействия на диспозиции, (3) процессы межличностного общения как посредники информации, (4) динамика вербального и невербального (и, возможно, экстрасенсорного) общения между людьми, (5) восприятие различных видов коммуникаций, ( 6) использование коммуникационных технологий в социальных и художественных целях, включая обучение в школе и вне ее, и (7) развитие соответствующей критики в отношении художественных усилий с использованием современных коммуникационных технологий.

Короче говоря, эксперт по коммуникациям может ориентироваться на любую из ряда дисциплин в области исследования, которая пока еще не подготовила для себя окончательный список вопросов и не согласовала конкретные методологии анализа.

Психология общения | Медицинский диагноз

Для общения нужно уметь. Это искусство, в котором большую роль играют не только слова, но и выражение лица, интонация, тон голоса, жесты. Это также влияет на собеседника.

Psychology of communication

Целью искусства является общение — способность контролировать разговор. В противном случае вы можете стать заложником обстоятельств разговора. Но они часто неприятны.

Для правильного ведения разговора необходимо выучить , практическая психология общения .Он включает в себя несколько простых концепций, которые дают высокий эффект. Они основаны на общеизвестном постулате , чтобы всегда говорить так, чтобы собеседник понял вас . Это означает спокойный и уверенный голос, ясность, ясность, ясность, правильное использование эмоций и интонаций. Возможен и даже необходимый жест, но в меру.

Теперь давайте рассмотрим эти компоненты по отдельности. Давайте начнем с жестов . Они должны успешно дополнить его . Большого мастерства в этом достигли жители южных стран.Но жесты северных народов намного беднее. Жесты хорошо помогают собеседникам понимать друг друга в случае плохой слышимости и видимости. В то же время они показывают опыт и истинное настроение человека. Волнение может вызвать дрожь или что-то потянув пальцы. Поэтому при разговоре следует время от времени обращать внимание на свои руки и контролировать их.

Выражение лица также является важной частью любого разговора. Чтобы лестные слова на изогнутых уголках губ замечали презрение, а широко открытые глаза выявляли страх.В выражениях лица важно контролировать мысли, так как они стимулируют чувства и эмоции. Но чтобы разговор продолжался в правильном направлении, вы должны уловить эмоциональное состояние собеседника и попытаться его скопировать. Просто не нужно этого делать, так как люди могут заметить тактику разговора и близких.

В процессе общения не путайте чувства с эмоциями . Последнее всегда связано с конкретной ситуацией, чего нельзя сказать о чувствах более стойких.Если вы полностью сдались эмоциям, вы можете сделать много глупостей. Поэтому им лучше никогда не руководствоваться, а всегда прислушиваться к убеждениям.

Отрицательные эмоции могут вызвать желание сказать категорическое «нет». Но категоризация всегда считалась первым признаком ограниченности. Он игнорирует индивидуальность людей и разные точки зрения. При таком подходе эффективное общение невозможно.

Так что «нет» полезно говорить только тогда, когда нужно мгновенно и навсегда прекратить любые действия подозрительных и навязчивых людей.Во всех остальных случаях нужна гибкость, в противном случае вы можете сделать оппонента на самое пустяковое дело.

Например, вместо фразы « я понимаю, что вы имеете в виду, но я категорически не согласен с этим », — мы должны сказать: « Хорошо, я понимаю, что вы говорите, но вам нужно уточнить некоторые из Детали ». Не следует в разговоре использовать слово «нет» и приставку «нет», так как в этом случае все, что сказано, сводит на нет. И это приводит к путанице, вызывает отказ и подрывает шансы на дальнейшее успешное общение.

Любой человек воспринимает категорический отказ как неуважение к своей личной точке зрения. После этого никакого продуктивного контакта уже быть не может. А уважаемым, наоборот, является ответ сочувствия и укрепления отношений.

Психология общения просто означает эффективные контакты. Благодаря им вы начинаете понимать, что подразумевается под собеседником, и общение с разными людьми становится намного проще.

В повседневной жизни это очень важно.Ведь каждый хочет слушать его внимательно, не перебивая и не давая пустых советов. А для того, чтобы примирить людей и передать приятного собеседника, нужно уметь их жестами, голосом и выражением лица. Все это поможет не только правильно провести разговор, но и завершить его дружеской запиской и обсудить следующую встречу.

Сообщений: 498

.

Связь | социальное поведение | Britannica

Связь , обмен значениями между людьми через общую систему символов.

Связь Оператор у телефонного коммутатора, c. 1900. Encyclopædia Britannica, Inc.

В этой статье рассматриваются функции, типы и психология общения. Для лечения общения с животными, см. поведение животных. Для дальнейшей обработки основных компонентов и методов человеческого общения, см. язык; речи; письмо.По технологическим аспектам, включая устройства связи и информационные системы, см. радиовещание; Словарь; энциклопедия; обработка информации; теория информации; библиотека; печать; издательская деятельность, история; телекоммуникационные СМИ; телекоммуникационная сеть; телекоммуникационная система.

Тема общения касалась ученых со времен древней Греции. Однако до наших дней эта тема обычно включалась в другие дисциплины и воспринималась как должное как естественный процесс, свойственный каждому.В 1928 году английский литературный критик и автор И.А. Ричардс предложил одно из первых — и в некоторых отношениях все еще лучших — определение коммуникации как отдельного аспекта человеческого предприятия:

Коммуникация происходит, когда один разум воздействует на свое окружение так, что на другой влияет, и в этом другом В уме возникает опыт, который подобен опыту в первом уме, и частично вызван этим опытом.

Определение Ричардса является как общим, так и грубым, но его применение практически ко всем видам связи, включая связь между людьми и животными (кроме машин), отделило содержание сообщений от процессов в человеческих делах, посредством которых эти сообщения передаются. ,Совсем недавно были подняты вопросы относительно адекватности любого отдельного определения термина связи , как он используется в настоящее время. Американский психиатр и ученый Юрген Рюш выявил 40 разновидностей дисциплинарных подходов к предмету, включая архитектурные, антропологические, психологические, политические и многие другие интерпретации кажущегося простым взаимодействия, описанного Ричардсом. В целом, если включить такие неформальные коммуникации, как сексуальное влечение и игровое поведение, существует как минимум 50 способов межличностного общения, которые опираются на десятки отдельных интеллектуальных дисциплин и аналитических подходов.Поэтому коммуникация может быть проанализирована по меньшей мере 50 различными способами.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

Интерес к общению стимулируется достижениями в области науки и техники, которые по своей природе привлекают внимание к людям как к общающимся созданиям. Среди первых и наиболее ярких примеров изобретений, появившихся в результате технологической изобретательности, были телеграф и телефон, а затем другие, такие как беспроводные радио и телеобъективы.Развитие популярных газет и периодических изданий, вещания, кинофильмов и телевидения привело к институциональным и культурным инновациям, которые позволили эффективно и быстро общаться между несколькими людьми и большим населением; Эти СМИ были ответственны за рост и социальную власть нового явления массовой коммуникации. ( См. Также теорию информации ; обработка информации; телекоммуникационная система.)

С примерно 1920 года рост и очевидное влияние коммуникационных технологий привлекают внимание многих специалистов, которые пытаются выделить связь как особый аспект их особого интереса.Психологи в своих исследованиях поведения и разума разработали концепции общения, полезные для их исследований, а также для определенных форм терапии. Социологи выявили различные формы общения, посредством которых мифы, стили жизни, нравы и традиции передаются из поколения в поколение или из одного сегмента общества в другой. Политологи и экономисты признали, что коммуникация многих типов лежит в основе закономерностей социального порядка.Под влиянием новых технологий, в частности высокоскоростных компьютеров, математики и инженеры пытались количественно оценить и измерить компоненты передаваемой информации и разработать методы для преобразования различных типов сообщений в количества или количества, поддающиеся как их процедурам, так и инструментам. Художники, архитекторы, ремесленники, писатели и др. Задают многочисленные и по-разному сформулированные вопросы, касающиеся общего влияния различных видов коммуникации. Многие исследователи, работающие в рамках соответствующих задач своих дисциплин, также искали возможные теории или законы причины и следствия, чтобы объяснить, каким образом на человеческие наклонности влияют определенные виды общения при определенных обстоятельствах, а также причины изменения.

В 1960-х годах канадский педагог Маршалл Маклюэн привлек внимание к области коммуникации, чтобы связать многие современные психологические и социологические явления со средствами массовой информации, используемыми в современной культуре. Часто повторяемая идея Маклюэна «среда — это послание» стимулировала многих кинематографистов, фотографов, художников и других людей, которые приняли мнение Маклюэна о том, что современное общество перешло (или движется) из «печатной» культуры в «визуальную». ,Конкретные формы, представляющие наибольший интерес для Маклюэна и его последователей, были связаны со сложными технологическими инструментами, к которым молодые люди особенно проявляют энтузиазм, а именно: кинофильмы, телевидение и звукозаписи.

В конце 20-го века основной интерес к коммуникации отошел от маклюнизма и стал концентрироваться на (1) отраслях массовой коммуникации, людях, которые ими управляют, и влиянии, которое они оказывают на свою аудиторию, (2) убедительных коммуникация и использование технологий для воздействия на диспозиции, (3) процессы межличностного общения как посредники информации, (4) динамика вербального и невербального (и, возможно, экстрасенсорного) общения между людьми, (5) восприятие различных видов коммуникаций, ( 6) использование коммуникационных технологий в социальных и художественных целях, включая обучение в школе и вне ее, и (7) развитие соответствующей критики в отношении художественных усилий с использованием современных коммуникационных технологий.

Короче говоря, эксперт по коммуникациям может ориентироваться на любую из ряда дисциплин в области исследования, которая пока еще не подготовила для себя окончательный список вопросов и не согласовала конкретные методологии анализа.

Язык и культура: скрытые аспекты общения


Kinesics

Наиболее очевидная форма Параллельный язык Язык тела или кинесики , Это язык жестов, выражения и позы. Например, в Северной Америке мы обычно используем оружие и руки, чтобы попрощаться, указать, считать, выразить волнение, манить, предупредить, угрожать, оскорбление и т.п.Фактически мы изучаем множество тонких вариаций каждого из этих жестов и используем их ситуативно. Мы используем голову, чтобы сказать да или нет, чтобы улыбаться, хмуриться, и подмигивание подтверждение или флирт. Наша голова и плечо в комбинация может пожать плечами, чтобы указать, что мы чего-то не знаем.

Проверьте свои знания Северной Америки
язык тела.Посмотрите на пару, идущую
все вместе. какой это значит быть так близко
так обнимали друг друга?
Могли ли они быть незнакомцами?

Нажмите на кнопку, чтобы увидеть
если ты прав.

В то время как смысл некоторых жестов, таких как улыбка, может быть одинаковым во всем мире, смысл других может быть совершенно другим.Например, плевать на другого человека признак крайнего презрения в Европе и Северной Америке, но может быть ласковым благословением, если оно совершено в определенным образом среди масаи Кении.


Тон и характер голоса

Значение слова может также может быть существенно изменено тоном и характером голоса . На английском языке простое предложение «Я здесь.»может иметь очень разные коннотации в зависимости от того, произнесено ли это голосом, который высокий, низкий, быстрый, медленно, поднимаясь, падая, шепча, скулить, кричать или вздыхать. Точно так же предложение «Ты здесь?» имеет другое значение, если он говорил восходящим тоном в отличие от нисходящего. Попробуйте …


Proxemics

Когда мы говорим с другим индивидуум или группа, расстояние, на которое наши тела физически отделены, также сообщает сообщение. Proxemics это исследование таких расстояний взаимодействия и другое культурно определенное использование пространства. Большинство из нас не знают о Важность пространства в общении, пока мы не столкнемся с кем-то, кто его использует по-другому. Например, у всех нас есть ощущение того, что такое удобное взаимодействие Расстояние до человека, с которым мы разговариваем. Если этот человек становится ближе, чем расстояние в что нам удобно, мы обычно автоматически копируем, чтобы восстановить наш комфорт зона.Точно так же, если мы чувствуем, что мы слишком далеко от человека, с которым мы разговариваем мы можем сократить расстояние между нами. Если два динамика имеют разные удобное взаимодействие расстояний, балет сменных позиций обычно происходит до одного людей загнан в угол и чувствует угрозу от того, что может быть воспринято как враждебные или сексуальные предложения. В результате устное сообщение может не прослушиваться или понял, как это было задумано.

В Латинской Америке комфортно (идеально) дистанция взаимодействия для разговора на личные темы часто значительно ближе, чем среди не латиноамериканцы в СШАС. и Канада.

Комфорт во взаимодействии расстояние в основном связано с расстоянием между лицами, которые смотрят прямо на друг друга. Большинство людей не имеют такого же чувства к физической близости, если у них нет зрительного контакта. В толпе или лифте люди обычно выбирают не смотреть на кого-то, чтобы не чувствовать себя неловко рядом.

Японцы избегают зрительного контакта в толпа

Природа сообщение также влияет на расстояния взаимодействия.Средний комфортный расстояния между североамериканцами показаны в следующей таблице:

Расстояние Между Лицами Тон Голоса Тип сообщения
очень близко (3-6 «) мягкий шепот сверхсекретный или чувственный
закрыть (8-12 «) слышимый шепот очень конфиденциально
нейтральный (20-36 «) тихий голос, низкий Объем личная тема дело
нейтральный (4.5-5 ‘) полный голос не личный информация
по всей комнате (8-20 ‘) громкий голос разговаривает с группой
растягивая пределы
(20-24 ‘в помещении и
до 100 ‘на открытом воздухе)
громкий приветственный голос выездов и прибытие
Производный от Silent Language Эдвард Холл (1959)

Шепот и крик, как правило, получить ваш внимания больше, чем говорить нормальным голосом.Дети учат это Важный факт в очень раннем возрасте.

Дополнительно чтобы определить удобные расстояния взаимодействия, культура говорит нам, когда и как это происходит допустимо трогать других людей. В Северной Америке культура вообще препятствует прикосновению со стороны взрослых, за исключением моментов близости или официального приветствия трясти или обниматься). Это неформальное правило наиболее строго применяется к мужчинам. Если они держатся за руки или целуются публично, они рискуют быть помеченными как гомосексуалисты и впоследствии социально маргинализирован.Подобные культурно определенные модели физического избегание контактов встречается в большинстве культур Азии и Северной Европы. В Южная Европа, Ближний Восток и Латинская Америка, гораздо больше физического контакта обычно это ожидаемый и желаемый.


Культурный Использование Space

Культура также говорит нам, как организовать пространство таким образом, чтобы контролировать характер взаимодействия. На севере Например, в американских корпоративных офисах начальник обычно физически изолирован очень отдельная отдельная комната.Это имеет тенденцию минимизировать его или ее личный контакт с обычные рабочие. В отличие от японских офисов, как правило, создаются с боссом стол в конце ряда сдвинутых столов, используемых подчиненными сотрудниками. Это максимизирует его взаимодействие с ними.

Типичный Североамериканский офис Типичный Японский офис

Зал суда аналогично изменяет поведение.В Соединенных Штатах судья обычно носит черную одежду и сидит за поднятым столом. Другие столы и стулья в суде расположены так что все внимание сосредоточено на судье. Эта преднамеренная установка делает присутствующие чувствуют уважение и подчинение судье, что делает его ему или ей легче контролировать процесс.

Культура также направляет нашу восприятие пространства путем определения его единиц. В индустриальном мире космос разделены на стандартизированные сегменты со сторонами и положением.Акры и городские участки с единообразные размеры являются примерами этого в Соединенных Состояния. Наши границы собственности относятся к таким отрезки пространства. По мере увеличения плотности населения важность пространственные границы растут. Владельцы земли в густонаселенных районах были Известно, что злиться достаточно, чтобы убить друг друга по спорным линиям забора между их свойства. В менее плотных сельских районах американского Запада, где люди владеют ранчо сотен и даже тысяч акров, движение забора три фута в одну сторону или другое редко имеет значение.


Культурный Использование времени

Культура говорит нам, как манипулировать временем, чтобы передавать разные сообщения. когда люди появляются на встречу варьируется в зависимости от обычаев, социальной ситуации и их относительного статуса. На севере Америка, если у вас запланирована деловая встреча, время, которое вы должны прибыть в основном зависит от властных отношений между вами и человеком, с которым вы встречаетесь. Ожидается, что люди с более низким статусом прибудут вовремя, если не рано. выше статусные люди могут ожидать, что другие будут ждать их, если они опоздают. Например, ожидается, что большинство людей, имеющих медицинские приемы приходите рано и терпеливо ждать, пока их врач осмотрит их, а не наоборот. Приглашение на вечеринку — это совсем другое дело. Часто ожидается, что большинство гостей прибудут «модно поздно».«Обычно требуется север Американскому ребенку минимум 12 лет, чтобы овладеть этими тонкими культурными аспектами времени. По 5-6 лет, они обычно знают только дни недели, разницу между днем ​​и ночь, утро и день, время еды и сна. К 7-8 годам большинство может постоянно использовать часы, чтобы сказать время. Однако до 12 лет или старше, что они начинают знать ситуационные аспекты времени, например, когда прийти к партия.

Когда люди приходят вместе с совершенно разными культурными ожиданиями о время, есть вероятность недопонимания, разочарование и обидеть чувства. Это может произойти, например, если Бразильский бизнесмен не прибывает «вовремя» на встречу с потенциальный североамериканский клиент в Нью-Йорке и не может принести извинения когда он прибудет. Для бразильца время может быть относительно «эластичным», и темп жизни немного медленнее.Он считает, что он был достаточно подсказка для запланированной деловой встречи, прибыв в течение получаса назначения. Не удивительно, что он удивлен и обиженный, когда к нему холодно относятся североамериканцы, которые также чувствуют пренебрегая тем, что он воспринимает как грубость. Усугубляет ситуацию вероятно, будут различия в их удобном физическом взаимодействии расстояния. Этого мрачного сценария можно избежать, конечно, предвидение о другой культуре и готовность принять подход культурной относительности. Старая поговорка «когда в Риме делают так, как делают римляне» — все еще хороший совет.


Общение с одеждой

Папуа-Новая Гвинея человек
носить оболочку пениса

Во всем мире, одежда имеет несколько функций.Используется для защиты от элементы. Это также носят для скромности, обычно, чтобы предотвратить другие видят определенные части своего тела. Тем не менее, части тело, которое должно быть покрыто, широко варьируется по всему миру. Для Например, человек из Новой Гвинеи, изображенный на картинке, будет чувствовать себя раздетым на публике, если у него не было узкой ножны тыквы над своим пенисом связаны в вертикальном положении. Во всем остальном мире, это будет рассматриваться как очень неуместный стиль одежды, чтобы сказать наименее.Некоторая одежда надета на обеспечить сверхъестественную защиту. Носить христианский крест или святого Христофора Считается, что медаль имеет именно этот эффект. Носить счастливую рубашку, чтобы взять экзамен также полагается на сверхъестественную помощь.

Люди во всех культурах используют одежда и другие формы телесных украшений для сообщения статуса, намерений и других Сообщения. В Северной Америке мы одеваемся по-разному для бизнеса и различных развлекательные мероприятия.Также есть стили одежды, которые носят сексуально привлекать других. Там может быть большая тонкость, особенно у женщин одежда. Это может сообщить, что женщина хочет, чтобы ее считали сексуально нейтральный. С другой стороны, это может быть соблазнительно, невинно, но заманчиво, и др. Женщины на западе Мир обычно гораздо лучше осведомлен и заинтересован в тонкие нюансы в сообщениях, передаваемых одеждой, чем у мужчин. Иногда это приводит к неловким ошибкам в интерпретации женских намерений со стороны мужчин. Конечно, стили одежды также предназначены для передачи сообщений членам того же пола.

Задолго до того, как мы физически рядом достаточно, чтобы поговорить с людьми, их внешность объявляет их пол, возраст, экономический класс, и часто даже намерения. Мы начинаем признавать важные культурные подсказки для этого в ранний возраст. Словарный запас одежды, который мы изучаем, включает в себя не только предметы одежда, а также прически, украшения, макияж и другие украшения для тела, такие как татуировки.В большинстве культур, однако, один и тот же стиль одежды сочетает разные сообщения в зависимости от возраста, пола и внешнего вида человека, носящего Это.

Что такое одежда, прическа, макияж,
и язык тела молодой женщины
на фото с тобой общаются?

Теперь подумайте среднего возраста бизнесмен
с такая же одежда, прическа, макияж,
и язык тела…

У тебя есть другой реакция?

испанских полицейских

Надевание определенных типов одежда может изменить ваше поведение и поведение других по отношению к вам.Это может быть в случае с военной формой, белым халатом доктора или костюмом клоуна. Например, вполне вероятно, что испанские полицейские на фото более агрессивный, когда они носят свою форму. Кроме того, другие, скорее всего, последуют их указаниям.

Мост Униформа сознательно символична, так что она может быстро и окончательно сообщить статус. Например, лента, корона и скипетр не оставляют сомнений в том, что молодая женщина в на фото слева внизу изображена королева красоты. Ленты и другие знаки отличия на форма моряка США может рассказать даже незнакомому человеку о его статусе, авторитете и военном опыт. Точно так же нетрадиционные прически и одежда английских «панкеров» является неотъемлемой частью их униформы. Во всех трех случаях необходимо знать, что эти культурно определены символы означают в контексте, что они используются для того, чтобы понять, что является будучи общенным.

Салон красоты Королева U.Военный знаки отличия Английские «панкеры»
в своей «униформе»

ДЯК женщина
с Борнео

Есть много форм тела украшения, кроме одежды, которая используется во всем мире для отправки сообщений.Эти включают в себя краски для тела и волос, татуировки, декоративные панировки и брендинг, духи и даже деформация тела.

Когда дети очень молодые, их тела до некоторой степени физически формуемые. Некоторые культуры имеют воспользовался этим фактом, чтобы связать их голову или ноги. Результат может быть удлинен головы и крошечные низкорослые ноги. Когда ортодонты надевают на зубы брекеты, они по существу, делает то же самое — деформирует или реформирует часть тела, чтобы сделать его более привлекательный.Мягкие ткани также могут быть изменены. Отверстия в ушах для декоративные кольца могут постепенно увеличиваться с годами все гуще посты так что в конечном итоге огромные катушки, пробки или тяжелые кольца могут быть вставлены (как в случае дьяка женщина из Борнео показана на фотографии). Это было признаком красота среди некоторых коренных народов Мезоамерики, Юг Америка и Юго-Восточная Азия. Такой же это было сделано на губах в нескольких культурах Африки и бассейна Амазонки на юге Америка.

древний Marks — татуировки, скарификация и другие формы украшения тела
из многих культур по всему миру. Эта ссылка занимает Вы к новому
страница интернета. Чтобы вернуться сюда, вы должны нажмите кнопку «назад» на вашем
браузерная программа. (длина = 11 минут 6 сек)


Пол Различия в языке Paralanguage

При поездке в другой общества, важно понимать, что существует вероятность различия в паралъязыке в дополнение к различиям в одежде и украшении. В северной америке например, мужчины обычно предпочитают беседы лицом к лицу и поддерживают прямой взгляд связаться дольше.Напротив, женщины часто общаются стоя рядом, но ближе вместе, чем характерно для мужчин. Мужские рукопожатия имеют тенденцию быть более устойчивыми. к северу Американские женщины обычно более сдержанны в использовании смелых жестов, но используют больше выражения лица (особенно улыбки) и более опытные в их интерпретации.

В Японии женщины чаще всего говорить с искусственно высоким тоном, особенно при разговоре с мужчинами в бизнесе или официальная настройка.Это часть общего почтения, традиционно показанного люди. Тем не менее, недавние исследования показывают, что поле женских голосов начало понизит. Было высказано предположение, что это изменение связано с экономическое и политическое влияние японок.



Резюме

Человеческое общение Процесс сложнее, чем кажется на первый взгляд. Большая часть наших сообщений, если не большинство при личном контакте передаются через параллельный язык.Эти вспомогательные Методы общения тесно связаны с культурой. Общение с людьми из другие общества или этнические группы чреваты опасностью недопонимания, если их культура и параллелизм неизвестны вам или игнорируются.

Для дальнейшего изучения этих скрытые измерения общения по всему миру, проверить выбранные Библиография.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *