Стороны общения коммуникативная интерактивная и перцептивная: Структура общения. Три стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная
Педагогическое общение (коммуникативные, интерактивные и перцептивные компоненты общения)
Тема: «Педагогическое общение
(коммуникативные, интерактивные и перцептивные компоненты общения)»
Содержание
Введение
- Общая характеристика педагогического общения
- Основные компоненты педагогического общения
- Коммуникативная сторона общения
- Интерактивная сторона общения
- Перцептивная сторона общения
Заключение
Список использованных источников
Введение.
Общение — одна из распространенных
категорий, получивших описание в философской,
социологической и психолого-
Очевидно, что педагогическое
общение как феномен учебно-
Однако понятия «педагогическое
общение», «профессионально-
Видимо, «общение» как житейское понятие и «общение» как психолого-педагогическое понятие не совпадают по своему значению, что в определенной степени усложняет изучение этого феномена.
- Общая характеристика педагогического общения
Общение является чрезвычайно
сложным и емким понятием. Часто
оно трактуется как взаимодействие
двух и более людей с целью
установления и поддержания межличностных
отношений, достижения общего результата
совместной деятельности.
Педагогическое общение —
специфическое межличностное взаимодействие
педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее
усвоение знаний и становление личности
в учебно-воспитательном процессе. Часто
педагогическое общение определяется
в психологии как взаимодействие субъектов
педагогического процесса, осуществляемое
знаковыми средствами и направленное
на значимые изменения свойств, состояний,
поведения и личностно-смысловых образований
партнеров. Общение — неотъемлемый элемент
педагогической деятельности; вне его
невозможно достижение целей обучения
и воспитания.
Например,
А.Н.Леонтьев педагогическое общение определяет
как «профессиональное общение преподавателя
с учащимися на уроке и вне его (в процессе
обучения и воспитания), имеющее определенные
педагогические функции и направленное
(если оно полноценное и оптимальное) на
создание благоприятного психологического
климата, а также на другого рода психологическую
оптимизацию учебной деятельности и отношений
между педагогом и учащимся внутри ученического
коллектива». И.А. Зимняя обращает
внимание на то, что педагогическое общение
«как форма учебного сотрудничества
есть условие оптимизации обучения и развития
личности самих учащихся».[2] Педагогическое
Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. В общении происходит становление (т.е. возникновение новых свойств и качеств) индивидуальности как учащихся, так и педагогов.
Педагогическое общение
создает условия для реализации
потенциальных сущностных сил субъектов
педагогического процесса.
- Основные компоненты педагогического общения
- Коммуникативная сторона общения
Коммуникативный аспект общения,
прежде всего, связан с обменом информацией.
«Коммуникация есть информационная
связь субъекта с тем или иным объектом
— человеком, животным, машиной.
Она выражается
в том, что субъект передает некую информацию
(знания, идеи, деловые сообщения, фактические
сведения, указания, приказания и т.п.),
которую получатель должен всего-навсего
принять, понять (правильно декодировать),
хорошо усвоить и в соответствии с этим
поступать» [1, с. 82].
Однако если мы будем сводить коммуникацию в общении лишь к обмену информацией, то тем самым будем отождествлять человека с магнитофоном или компьютером, передающим и принимающим определенные порции информации в виде электромагнитных сигналов.
В коммуникативном процессе
между людьми происходит не просто
движение информации, а активный обмен
ею, при котором особую роль играет
значимость того или иного сообщения.
Ведь обмен сообщениями происходит
не «просто так», а ради достижения
каких-то целей, удовлетворения тех
или иных потребностей партнеров
по общению. Например, в процессе обучения
учитель стремится не просто послать
информацию своим ученикам, а непременно
заботится о том, чтобы эта
информация была интересна и значима
для них, чтобы каждый из сидящих
в классе учеников понял, осмыслил ее
и вследствие этого поднялся в
своем интеллектуальном или нравственном
развитии на более высокую ступеньку.
Общение, будучи сложным
социально-психологическим
Вербальная коммуникация
Итак, вербальная коммуникация
использует в качестве знаковой системы
человеческую речь. При помощи речи
осуществляется кодирование и декодирование
информации. Коммуникатор в процессе
говорения кодирует информацию, а
реципиент в процессе слушания декодирует
эту информацию.
Речь приобретает значение,
когда включена в систему деятельности.
Это включение обязательно
Невербальная коммуникация включает в себя следующие основные знаковые системы: оптико-кинетическую, пара- и экстралингвистическую, организацию пространства и времени коммуникативного процесса, визуальный контакт.
Оптико-кинетическая система включает жесты, мимику, пантомимику. Наука мимика изучает движение мышц лица, жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика изучает моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку и т.д.
Паралингвистическая и
д.). Все эти дополнения увеличивают семантически
значимую информацию “околоречевыми”
приемами.
Пространство и время
Визуальный контакт или “контакт глаз” является исключительно важным элементом общения. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, их длительность, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т. д.
В невербальной коммуникации вся совокупность средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, репрезентация (передача) эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.
- Интерактивная сторона общения
Интерактивный аспект общения представляет
собой взаимодействие (и воздействие)
людей друг с другом в процессе межличностных
отношений.
Действие является одним из
главных компонентов общения. Межличностное
взаимодействие представляет собой последовательность
развернутых во времени реакций людей
на действия друг друга: поступок
индивида А, изменяющий поведение индивида
В, вызывает со стороны последнего ответные
реакции, которые, в свою очередь, воздействуют
на поведение А.
Наиболее распространенным
является деление всех взаимодействий
на два противоположных вида:
Интерактивная сторона общения
проявляется не только через обмен
информацией, но и через усилия людей
по организации совместных действий,
позволяющих партнерам
Совместная деятельность
и общение протекает в условиях
социального контроля на основе социальных
норм. Обращение людей к социальным
нормам делает их ответственными за их
поведение, позволяет регулировать
действия и поступки; оценивая их как
соответствующие или
- Перцептивная сторона общения
Перцептивный аспект общения включает в себя процесс восприятия и понимания другого человека, формирования его образа. «В повседневной жизни, — отмечает С.Л. Рубинштейн, — общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы «читаем» его, т.е. расшифровываем значение его внешних данных — раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это «чтение» протекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими нас людьми вырабатывается определенный, более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведению».
Впечатление, которое возникает
при этом, играет важную регулятивную
роль в общении. В ходе познания другого
человека одновременно осуществляется
и эмоциональная оценка, и попытка
понять строй его поступков. На этом
основывается стратегия изменения
его поведения и построение стратегии
собственного поведения.
В процесс общения включены, как минимум, два человека, каждый из которых является активным субъектом. При построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Каждый из партнеров уподобляет себя другому. Анализ осознания себя через другого включает в себя две стороны: идентификацию и рефлексию.
Идентификация — это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. Люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на попытке поставить себя на его место.
Экспериментально установлена
тесная связь между идентификацией
и эмпатией. Г. М. Андреева отмечает,
что “механизм эмпатии … сходен с механизмом
идентификации: там, и здесь присутствует
умение поставить себя на место другого,
взглянуть на вещи с его точки зрения,…
Однако… если я отождествляю себя с кем-то,
это значит, что я строю свое поведение
так, как строит его этот другой.
Если же
я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю
во внимание линию его поведения (отношусь
к ней сочувственно), но свою собственную
могу строить совсем по иному”. [1, с.122]
Рефлексия — это еще один механизм понимания другого человека. В психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.
Большое значение для более
глубокого понимания того, как
люди воспринимают и оценивают друг
друга, имеет явление каузальной
Тогда, в условиях
дефицита информации, они начинают приписывать
друг другу как причины поведения, так
иногда и сами образцы поведения или какие-то
более общие характеристики” [1,с. 117]
Общение, как было показано, не может быть сведено к простой передаче информации. Для того чтобы быть успешным, оно обязательно предполагает обратную связь — получение субъектом информации о результатах взаимодействия. Отдельные черты физического облика человека (лицо, руки, плечи), позы, жесты, интонации выступают как носители информации, которую следует принимать во внимание при общении. Особенно информативным носителем сигналов обратной связи оказывается лицо собеседника или слушателя. Часто достаточно полное представление о восприятии субъекта дают его поступки.
КАТЕГОРИИ: Главная Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) | ⇐ Предыдущая1234567Следующая ⇒ Существует много различных определений и понятий «общения», прежде всего связанных с различными подходами и взглядами на эту проблему. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т. Персептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания. Коммуникативная сторона общении. Общение нельзя рассматривать как отправление информации какой-то передающей системой потому, что1) в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и в своем партнере, он не может рассматривать его как некий объект. Другой участник предстает тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, то есть анализировать его мотивы, цели, установки. Но в этом случае нужно предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера. Перцептивная сторона общения. Как отмечалось выше, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но принятие, разделение этих целей, мотивов, установок, что позволяет не просто «согласовывать действия», но и устанавливать особого рода отношения: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви. Иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Термином «Социальная перцепция» исследователи называют процесс восприятия так называемых «социальных объектов», под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Для того, чтобы более точно обозначить о чем идет речь в интересующем нас плане, целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии. Именно эти процессы непосредственно включены в общение в том его значении, в каком оно рассматривается здесь. Но кроме этого возникает необходимость и еще в одном комментарии. Восприятие социальных объектов обладает такими многочисленными специфическими чертами, что само употребление слова «восприятие» кажется здесь не совсем точным. Во всяком случае, ряд феноменов, имеющих место при формировании представления о другом человеке, не укладывается в традиционное описание перцептивного процесса, как он дается в общей психологии. В отечественной литературе весьма часто в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека».
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 8207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |
Коммуникативная сторона общения
Структура общения между людьми состоит из интерактивного, коммуникативного и перцептивного аспектов.
Каждая из этих сторон имеет свои особенности. Например, интерактивная сторона характеризуется обменом действиями, то есть организацией взаимодействия между общающимися людьми. Перцептивное происходит в процессе восприятия, познания друг друга посредством общения, а также в установлении взаимопонимания. Коммуникативная сторона общения – это непосредственный обмен информацией между несколькими людьми. В этом случае «информация» может рассматриваться как идеи, настроения, интересы, установки, чувства и т.д.
Каждая из сторон общения требует детального и внимательного рассмотрения.
Без общения общаться просто невозможно. Всегда необходимо помнить, что коммуникативная сторона общения очень важна для его участников. Следует отметить, что характер обмена какой-либо информацией через систему знаков может существенно повлиять на каждую из общающихся сторон. Иными словами, обмен информацией всегда подразумевает воздействие на поведение другого человека. Определенные признаки существенно воздействуют на участников коммуникативного общения.
Знаки в общении играют ту же роль, что и орудия труда.
В свою очередь коммуникативная сторона общения может быть вербальной (передача информации посредством речи) и невербальной (передача информации посредством различных действий).
Вербальные средства общения — это письменная (в ее смысловом значении) и устная речь.
Существует мнение, что к словесной категории относят также темп речи, интонацию голоса и другие сопутствующие проявления. Однако, учитывая, что такие факторы могут не только дополнять, но и полностью разрушать прямой смысл сказанного, можно с уверенностью утверждать, что невербальными средствами являются те, которые не являются «словами». Поэтому следует различать следующие невербальные средства общения:
— средства обрезания, т.е. темп, интонация, громкость, тембр голоса, дикция, ритм речи и т.п.;
— зоны общения, то есть расстояние, расстояние между участниками общения;
— кинетические средства, то есть походка, жесты, поза тела, мимика, прикосновения к партнеру и др.
;
— место и время связи;
— запахи: индивидуальные или окружающие;
— почерк, одежда, аксессуары, волосы и прочее.
Таким образом, психология общения заключается в «расшифровке» невербальных и вербальных сигналов. Опираясь на мнение психологов, можно утверждать, что человек осмысливает около 10% информации, которой обладает мозг. Отсюда следует, что анализ и расшифровка происходят не столько на сознательном уровне, сколько на бессознательном.
Обратите внимание, что коммуникативная сторона общения может включать определенные барьеры. Такие барьеры бывают психологическими или социальными. Коммуникативный барьер может возникнуть из-за непонимания ситуации. Причины этого очень разнообразны. Это могут быть профессиональные, социальные и политические разногласия. Они порождают различную трактовку понятий, которые используются в коммуникативном процессе, а также иное мировоззрение, мировоззрение и мироощущение.
Можно сделать вывод, что коммуникативная сторона общения является психологической категорией.
Так как общение является очень важным условием жизни человека и одной из основных потребностей каждого из нас. Общение формирует систему отношений человека ко всему окружающему миру. От умения общаться часто зависит уровень нашей популярности в обществе, наш успех в жизни и так далее. Все должны уметь правильно общаться.
Компоненты социальной коммуникации
Социальная коммуникация позволяет людям общаться или взаимодействовать с другими в социальной среде. Социальная коммуникация включает в себя социальное взаимодействие, социальное познание, прагматику и языковую обработку. Различия в социальных нормах существуют между культурами и внутри них. Анализ социальной коммуникации рассматривает нормы, которые имеют отношение к человеку в его коммуникативной среде (средах), в отличие от навязывания единого набора стандартных социальных норм.
Врачи-клиницисты проводят практику с учетом культурных особенностей, чтобы больше узнать о потребностях человека в общении.
Культурная изменчивость уравновешивается универсальной целью, состоящей в том, чтобы социальное общение эффективно соответствовало целям или потребностям развития человека (Роуз-Краснор, 1997). Например, общение через различия во власти может различаться в зависимости от культуры, но коммуникатор по-прежнему либо эффективен, либо неэффективен в достижении цели своего общения. Дополнительную информацию см. на странице портала практики ASHA, посвященной расстройству социальной коммуникации.
Различные термины могут использоваться для описания социального общения в этом документе из-за меняющейся терминологии. Это особенно верно в отношении ссылок, написанных до 2013 года, когда Американская психиатрическая ассоциация классифицировала социальное (прагматическое) коммуникативное расстройство как расстройство. Несмотря на то, что используемая терминология может отличаться, информация может по-прежнему быть актуальной и учитываться.
Социальное взаимодействие
Социальное взаимодействие — это общение, которое происходит как минимум между двумя людьми.
Правила социального взаимодействия могут значительно различаться в зависимости от культуры, сообщества и физического окружения. Возможны следующие варианты:
- по стилю речи и контексту
- внутри и между культурными группами
- в гендерных коммуникативных различиях
- в языковом переводе (влияние одного языка на другой)
- в властных отношениях (например, доминирование или почтение)
- в правилах языковой вежливости
- в невербальном общении (жесты, тон голоса, выражение лица, близость и положение тела)
Способности, необходимые для успешного социального взаимодействия, включают следующее:
- надежная привязанность или настройка с чутким опекуном
- понимание и регулирование эмоций (например, эффективное регулирование своего эмоционального состояния и поведения при одновременном сосредоточении внимания на существенных аспектах окружающей среды и вовлечении в социальное взаимодействие)
- кодовое переключение
- социальное мышление
- социальная компетентность в отношениях со сверстниками
- социальных задач (например, доступ к группам сверстников, совместная игра)
- разрешение конфликта
Социальное понимание
Социальное понимание включает приобретение социальных знаний о своих и чужих мыслительных действиях (социальное познание) и использование этих знаний для планирования, руководства и гибкого реагирования (исполнительная функция) на социальные взаимодействия в культурном или социальном контексте (Карпендейл и Льюис, 2006; Льюис и Карпендейл, 2014).
Ключевые способности, связанные с социальным познанием, включают следующее:
- теория разума (ToM)
- выявление и понимание психических состояний других (знание, забывчивость, припоминание, желания и намерения) и понимание того, что они могут отличаться от собственных
- способность связывать эмоциональные состояния с собой и другими
- способность принимать точку зрения другого и соответствующим образом изменять социальное поведение и использование языка
- исполнительное функционирование (например, организация, планирование, внимание, решение проблем, самоконтроль, будущее и целенаправленное поведение)
- неявная и явная память
- смысловая, эпизодическая и автобиографическая память
- совместное внимание (например, социальная ориентация, установление общего внимания, мониторинг эмоциональных состояний и рассмотрение намерений другого)
- вывод
- предположение
Обратите внимание, что ToM — сложная тема, и полное обсуждение ToM выходит за рамки этого документа.
Дополнительную информацию см. в Westby and Robinson (2014).
Прагматика
Прагматика — это область социальной коммуникации, которая фокусируется на целенаправленном использовании языка в социальных контекстах (Нельсон, 2010). Это набор правил, которым люди следуют при использовании языка в разговоре и других социальных условиях. Практика, учитывающая культурные особенности, стремится понять прагматические нормы, характерные для студента, клиента или пациента. Прагматика включает в себя как вербальное, так и невербальное общение.
Устное общение
- речевые акты (например, просьбы, ответы, комментарии, директивы, требования, обещания и другие коммуникативные функции)
- коммуникативные намерения (коммуникативные акты)
- речевых актов (Хофф, 2014)
- перлокутивная — предполагаемая функция языка или высказывания
- иллокутивная — языковая форма высказывания
- локутивизм — влияние высказывания на слушателя
- просодия
- Принципы разговора Грайса (Грайс, 1975)
- Количество — Вклад настолько информативен, насколько это необходимо для цели обмена.

- Качество — Вклад является подлинным и основан на том, что кто-то считает правдой, или на адекватных доказательствах.
- Отношение — Вклад имеет отношение к обсуждаемой теме.
- Манера — вклад должен быть четким и понятным, упорядоченным и кратким.
- Количество — Вклад настолько информативен, насколько это необходимо для цели обмена.
- дискурс
- стиль – беседа, повествование, изложение, процессуальное
- взаимодействие/транзакция
- сплоченность/согласованность
- отзывчивость/напористость
- ведение темы/введение/отзывчивость/смена
- социальная взаимность (например, инициирование и реагирование на заявки на взаимодействие, очередность)
- поломка связи и ремонт
- дейктических форм — слова, относящиеся ко времени, месту или лицу (например, «тот», «здесь»)
- случайность — насколько или насколько хорошо высказывание связано или отражает содержание высказываний, предшествующих ему
- смежность — перенос темы разговора от одного высказывания к другому
- совместное конструирование смысла — когда два человека (например, родитель и ребенок) обсуждают общий опыт, таким образом, вместе создавая память
- знание событий
- скриптов
Невербальная коммуникация
- язык тела (поза и позиционирование)
- жест
- выражение лица
- зрительный контакт
- взгляд (переключение взгляда)
- проксемика
- дейктические жесты — жесты, связанные со временем, местом или человеком (например, указывание, протягивание)
- репрезентативные или символические жесты (например, махание руками «привет» и «пока»)
- сложное поведение как общение
Языковая обработка
Языковая обработка — это область социальной коммуникации, которая касается внутреннего формирования языка (выразительного), а также понимания и интерпретации языка (рецептивного).
Это перевод мыслей и чувств в средства выразительной коммуникации (т. е. устные, письменные, жестовые), а также понимание и интерпретация языка.
- устное и письменное выражение и понимание
- морфология (словоформы)
- синтаксис (порядок слов)
- семантика — общая и специализированная лексика (например, естествознание, математика, общественные науки)
- фонологические навыки правописания и расшифровки чтения
Ресурсы ASHA
- Нормы развития речи и языка
- Контрольные показатели социальных коммуникаций
Каталожные номера
Карпендейл, Дж., и Льюис, К. (2006). Как у детей развивается социальное понимание. Издательство Блэквелл.
Грайс, HP (1975). Логика и разговор. В P. Cole & JL Morgan (Eds.), Syntax and Semantics, Vol. 3: Речь действует 90 238 (стр. 41–58). Academic Press
Хофф, Э. (2014). Развитие языка (5-е изд.). Wadsworth Cengage Learning.
Льюис, К., и Карпендейл, Дж. (2014). Социальное познание. В PK Smith & CH Hart (Eds.), Справочник Wiley-Blackwell по социальному развитию детей (2-е изд., стр. 531–548). Уайли-Блэквелл.
Нельсон, Н. (2010). Нарушения речи и грамотности: от младенчества до подросткового возраста. Эллин и Бэкон.
Роуз-Краснор, Л. (1997). Природа социальной компетентности: Теоретический обзор. Социальное развитие, 6 (1), 111–135. https://doi.org/10.1111/j.1467-9507.1997.tb00097.x
Вестби, К., и Робинсон, Л. (2014). Перспектива развития для продвижения теории разума. Topics in Language Disorders, 34 (4), 362–382. https://doi.org/10.1097/TLD.0000000000000035
Связанные исследования
Нельсон, К. (1978). Как дети представляют знание своего мира в языке и вне его: предварительный отчет. В R. S. Siegler (Ed.), Детское мышление: что развивается? (стр. 255–273). Эрльбаум.
Тимлер, Г. Р., Олсванг, Л. Б.

Общение — это и условие человеческой жизни, и одна из основных потребностей человека. Общение — это вид психической деятельности человека и система отношений человека к окружающему миру. На практике часто путают два понятия «общение» и «отношение». Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений. Итак, общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Структура общения предполагает выделение трех взаимосвязанных сторон этого процесса: коммуникативной, интерактивной и персептивной.
е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями.
Поэтому в коммуникативном процессе и происходит не простое «движение информации». Но как минимум активный обмен ею. Особую роль играет для каждого участника общения значимость информации. Эту значимость информация приобретает потому, что люди не просто «обмениваются» значениями, но и стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.2) Характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, то есть знак изменяет состояние участников коммуникационного процесса. Коммуникационное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие.
Ничего похожего не происходит в «чисто» информационных процессах.3)Человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: «все должны говорить на одном языке». Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами.4) В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует единое понимание ситуации общения, вызванное не просто различным «языком» на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам.
Барьеры могут носить и более «чисто» выраженный психологический характер: они могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся или в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т.п. Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. В психологии сложилось специальное направление, которое рассматривает взаимодействие исходным пунктом всякого социально-психологического анализа. Это направление связано с именем Г. Мида, который дал направлению и имя — «символический интеракционизм». У Мида становление «Я» происходит действительно в ситуациях общения, но не потому, что люди есть простые реакции на мнения других, а потому, что эти ситуации есть вместе с тем ситуации совместной деятельности. В них формируется личность, в них она осознает себя, не просто смотрясь в других, но действуя совместно с ними.
Для Мида ситуация общения раскрывается как ситуация прежде всего взаимодействия. Методологические просчёты этого направления:1)Большое значение роли символов. Человек предстает как существо, обитающее в мире символов, включенное в знаковые ситуации. И хотя в известной степени с этим утверждением можно согласиться, поскольку в определенной мере общество, действительно, регулирует действия личностей при помощи символов, излишняя категоричность Мида приводит к тому, что вся совокупность социальных отношений, культуры — все сводится только к символам.2) Интерактивный аспект общения отрывается от содержания предметной деятельности, вследствие чего все богатство макросоциальных отношений личности по существу игнорируется. Единственным «представителем» социальных отношений остаются лишь отношения непосредственного взаимодействия. Поскольку символ остается «последней» социальной детерминантной взаимодействия, для анализа оказывается достаточным лишь описание данного поля взаимодействий без привлечения широких социальных связей, в рамках которых данный акт взаимодействия имеет место.
Происходит известное «замыкание» взаимодействия на заданную группу. Конечно, и такой аспект анализа возможен и для социальной психологии даже заманчив, но он явно недостаточен.
Однако этот термин не является для нашего случая точным.