Сторона общения: Стороны общения в психологии

Сторона общения: Стороны общения в психологии

Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения и их цели

Любой процесс общения включает взаимодействие между участниками и обмен информации для достижения общей цели. Чтобы общение было эффективным, каждый из партнеров должен уметь передавать данные, воспринимать их и человека, который их предоставляет, и совершать определенные действия, позволяющие организовать коммуникацию. С учетом этих функций, говорят про три стороны общения: интерактивную, коммуникативную и перцептивную.

В этой статье:

Коммуникативная сторона общенияИнтерактивная сторонаПерцептивная сторона общенияСтороны общения в социальной психологии

Новости СМИ2

Коммуникативная сторона общения

Фото автора William Fortunato: Pexels

Под коммуникативной стороной общения понимают передачу и обмен информацией. Цель этого процесса – информирование партнера, уведомление о новых данных, убеждение, выражение своего мнения, объединение людей вокруг какой-либо идеи, достижение взаимопонимания.

Коммуникация всегда состоит из нескольких элементов:

  • Человек-коммуникатор – тот, кто передает информацию. Это может быть твой муж, ребенок, докладчик, начальник. Важно, что он сообщает тебе что-то.
  • Аудитория или реципиент – люди, для которых предназначена информация.
  • Сообщение – сведения, которыми делится коммуникатор.
  • Канал передачи подразумевает то, каким образом человек делится информацией. Например, ты участвуешь в конференции, тогда доклад, диспут. Или ты пишешь сообщение, письмо, отправляешь через мессенджер, по электронной почте. Все эти средства и будут твоим каналом.
  • Результат общения сообщает, получены ли сведения теми, кому они предназначались.

Для коммуникации используется письменная и устная речь, мимика, жесты, действия. От того, насколько глубоко ты используешь те или иные коммуникационные средства, зависит эффективность общения, умение убеждать людей.

Казалось бы, что может быть проще, чем передать информацию, используя известные способы коммуникации. Однако в процессе общения возникают коммуникативные барьеры или препятствия. Опасность их в том, что они мешают достичь цели общения.

Возникают коммуникативные барьеры под влиянием разных причин.

Это может быть разница в возрасте, когда умудренный опытом человек пытается убедить в чем-то романтично настроенного юнца, слепо верящего, что весь мир лежит у его ног. Последний не всегда даже может понять, почему старец не может запомнить названия соцсетей, пароли, или затрудняется представить преимущества поездки на отдых в Таиланд.

Следующая причина заключается в культурных различиях. Для одних неуважение к женщине является нормой поведения, для других это уголовно наказуемое преступление.

Большую роль в образовании препятствий играет непонимание смысла слов. Связано это с их многозначностью, контекстом, в котором они используются, ограничением словарного запаса, использованием жаргона. Проблемы появляются и при применении иностранных слов.

Частенько случается, что смысл отдельных слов ясен, но непонятным становится все сообщение. Предложения выстраиваются без знаков препинания. Между словами нет логической связи. Вспомни известную фразу «убить нельзя помиловать». От знака препинания, акцента зависит смысл сказанного.

Интерактивная сторона

Если с пониманием смысла коммуникативной стороны обычно не возникает трудностей, то интерактивная вызывает много вопросов. Под интеракцией понимают деятельность участников общения, их взаимодействие.

3 стороны общения

Интеракцию можно рассматривать с нескольких точек зрения. Прежде всего, это то, как осуществляется контакт – лично или с использованием разных средств связи – телефона, пк, и, соответственно, мессенджеров, электронной почты.

Дополнительные средства применяются не только в личном общении, но и в бизнесе, обучении. Вспомни, что сегодня школы, университеты организуют учебный процесс дистанционнно.

С другой стороны, под интерактивной стороной понимают то, какие роли берут на себя участники общения.

Самая известная схема включает три роли:

  • Взрослый. Этот человек умеет брать на себя ответственность за коммуникацию, способен принимать решения. Он не использует во взаимодействии какие-либо игры, не представляет себя в роли жертвы, не стремиться поучать партнеров. Четко понимает, что ему нужно, и что он может сделать для достижения цели.
  • Родитель. Человек в этой роли склонен требовать подчинения и послушания, учить, убеждать с позиции умудренного опытом родителя. Он редко объективно оценивает свою роль, как и роль других людей. Его девиз – «надо», при этом отсутствуют какие-либо объяснения и доводы.
  • Ребенок. Партнер по общению, играющий роль ребенка, подчиняется желаниям, требует, чтобы окружающие удовлетворили его потребности. Он не хочет адекватно оценивать свои возможности.

Подобную схему взаимодействия можно наблюдать в общении в кругу семьи, с друзьями, на работе.

Но интерактивную сторону можно рассматривать и с точки зрения направленности общения. Продуктивным взаимодействие будет тогда, когда стороны склонны к координации совместных действий.

Они вместе настроены на достижение общих целей, уважают интересы друг друга.

Общение может быть основано на конкуренции. Конечно, в голове сразу возникает бизнес-организации, соревнования. Однако конкурировать могут и члены одной семьи – родители и дети, братья и сестры. Пример – ребенок хорошо играет в шахматы, цель папы – доказать, что он играет лучше и может победить.

Если кооперация всегда играет положительную роль, то позиция конкуренции – двоякая.

Третий вид отношений в общении основан на конфликте. Одна или обе стороны сознательно стремятся к ссоре, драме, рассогласованию взаимодействия.

Перцептивная сторона общения

Важным элементом любой коммуникации, обеспечивающим ее успешность, является то, как ты воспринимаешь партнера и саму себя. Говоря языком психологии, это перцептивный компонент.

Процесс взаимодействия нарушается, если ее участники не хотят или не могут услышать, понять друг друга. При этом важно не только быть открытым к другому человеку.

Нужно знать себя, видеть, осознавать, как ты себя ведешь, анализировать свои действия.

Восприятию мешает множество факторов; среди них:

  • Стереотипы. Например, женщин после 45 часто не хотят брать на работу, считая, что к этому возрасту они теряют желание работать, гибкость мышления и думают больше о семье и болячках. Какой бы умелой она ни была, ей не дают шанса раскрыться.
  • Склонность к проецированию. Этот фактор заключается в переносе своего мнения, опыта, ощущений на других людей. Так, ты можешь быть уверена, что если ты в коллеге видишь бессердечного нахала, то и человек, с которым общаешься, воспринимает его также.
  • Установки. Возможно, ты настроила себя на то, что какой-то человек – глупый и лживый. Причем установка родилась на основе слов его недругов. Познакомившись с этим человеком, ты воспринимаешь его, исходя из этой установки, не давая ему шанс продемонстрировать свои способности.
  • Желание быстро сделать выводы, не анализируя факты. Ты просто закрываешь глаза на происходящее и игнорируешь очевидное.

Чтобы общение помогало достижению целей, нужно не только уметь говорить и выражать свою точку зрения. Важно уметь видеть, понимать человека, с которым ты взаимодействуешь, сопереживать ему, анализировать происходящее.

Стороны общения в социальной психологии

Есть всего три стороны общения, которые тесно взаимосвязаны между собой: перцептивная, коммуникативная и интерактивная. Границы между такими сторонами общения довольно символичны и часто сливаются, дополняя друг друга. Стороны общения в психологии следует рассматривать с позиции совместной и особой деятельности.

Коммуникационное взаимодействие представляет собой своеобразную структурную модель, содержащую два аспекта: содержательную и формальную. Содержательный аспект взаимодействия отражается в коммуникативной функции общения, а формальный в поведенческой стороне коммуникации, которая реализуется в ходе интеракции.

Перцептивной стороной общения называют процесс, выступающий обязательной составной частью коммуникаций и базирующийся на восприятии друг друга участниками процесса общения. Индивид всегда выступает в коммуникациях как личность. Основываясь на внешнем аспекте поведения субъект, как бы «читает» собеседника

Он расшифровывает смысловую нагрузку его внешних данных. Немаловажную роль в общении играют впечатления, возникающие в ходе взаимодействия. Другими словами, восприятие собеседника подразумевает под собой восприятие его внешних данных, их сопоставление с личностными характеристиками, в результате чего происходит понимание его поведения.

В перцептивные процессы всегда вовлечены как минимум две личности, каждая из которых демонстрируется активным субъектом. Отсюда следует, что сравнение с другими индивидами себя происходит с двух и более сторон, так как каждый из собеседников соотносит себя с другим. При планировании контакта каждому беседующему приходится учитывать особенности другого.

Каждый из партнеров стремится выстроить определенную интерпретационную систему поведения оппонента, особенно, его причин. В повседневной этого не происходит. Вследствие дефицита информации люди приписывают другим причины их поведения, дабы дать «разумное» объяснение их поступков.

Именно поэтому внешний вид, манера разговора и поведения очень важны в деловом общении. Ведь от этого зависит карьерный рост индивида и его успешность в деятельности в целом. Современная социальная психология утверждает, что следует больше уделять внимания взаимоотношениям, которые складываются в процессе взаимодействия.

Коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией в момент общения. В узком понимании это значит, что в процессе коллективной деятельности субъекты обмениваются друг с другом различными представлениями, мыслями, интересами, идеями, настроениями. Все это вместе можно назвать информацией.

Общение не следует рассматривать только в контексте отправки и приема информации, так как в ходе общения свершается взаимодействие активных субъектов, налаживание коллективной деятельности. Значимую роль для каждого участвующего в коммуникации играет важность информации при условии того, что такая информация принята и понята.

Это может быть звуковая или текстовая информация. Коммуникативное воздействие в контексте результата обмена информацией появляется только тогда, когда все участники взаимодействия обладают общей системой кодирования. Однако, даже зная смысловую нагрузку слов, индивиды довольно часто понимают  их по-разному из-за возраста, социального статуса, политики, языка. 

Это подтверждает тот факт, что коммуникационное взаимодействие представляет собой лишь сторону общения. Интерактивная сторона общения связана с взаимодействием субъектов, организацией их групповой деятельности. Цели любых коммуникаций зависят от потребностей индивидов в совместной деятельности.

Коммуникация должна всегда предполагать определенный результат – видоизменение поведения других субъектов. Коммуникативное взаимодействие и совместная деятельность осуществляются в условиях общественного контроля, основываясь на социальных нормах, принятых в социуме моделей поведения.

Размах социальных норм довольно широк – начиная от модели поведения, соответствующего требованиям рабочей дисциплины, гражданского и воинского долга и заканчивая правилами элементарного воспитания и вежливости. Исходным условием результативности коммуникаций является адекватность модели поведения взаимодействующих индивидов взаимным ожиданиям.

2. Характеристика основных сторон общения

Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона общения закл. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В работах Б. Ф. Ломова выделяется ряд функций общения: информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема — передачи информации; регуляционно-коммуникатив-ная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

Таким образом, в ходе общения одним из важнейших аспектов взаимодействия выступает обмен информацией: различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

Процесс обмена информацией ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ следующими признаками:

1. В этом случае мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности, и что на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера. Здесь особую роль играет значимость информации: информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.

2. При обмене информацией возникает психологическое воздействие одного коммуникатора на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает изменение самого типа отношений. Ничего похожего не происходит в «чисто» информационных процессах.

3. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации, т.е. все должны говорить на одном языке. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.

4. Информация всегда меняется в процессе коммуникации.

5. Могут возникать специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный или психологический характер. Ситуация может усложниться из-за того, что партнеры относятся к разл. социальным, полит., религ. группам. Или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся, при неприязни по отношению друг к другу, недоверии и т.

п. Барьеры бывают:

Ш психологическими: интраверсия, неадекв. самооценка.

Ш проблемы конуретной ситуации: ролевые конфликты, межгрупповые, содержательно сложные моменты (просить об одолжении)

Ш социальные: отс. общ. лингв. система или по-разному интерпретируются события.

Распространение инф-ции. в обществе происходит через своеобразный фильтр «доверия» и «недоверия», кот. действует так, что абсолютно истинная информация может оказаться непринятой, а ложная — принятой. Существуют средства, помогающие принятию инф. и ослабляющие действие фильтров. Совокупность этих средств называют фасцинацией. Эти средства создают некоторый дополнительный «фон», на котором осн. инф-я выигрывает, т.к. фон преодолевает фильтр недоверия (музык. или цветовое сопров. речи).

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе и стимулирует какое-то действие. Стимуляция может быть различной: активация –побуждение к действию в заданном направлении; интердикция –побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности; дестабилизация – рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в разл. образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения.

Рассмотрение коммуникативной стороны общения предполагает обращение к такому понятию, как субъективная информативность личности.

СУБЪЕКТИВНАЯ ИНФОРМАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ – характеристика субъекта, указывающая на степень его осведомленности о предмете, средствах общения, собеседнике и других компонентах процесса общения.

На субъективную информативность личности влияют многие факторы. Среди них можно выделить:

· индивидуально-психологические свойства субъекта;

· предыдущий опыт межличностного взаимодействия;

· возрастные особенности;

· когнитивные характеристики;

· социо-культурный уровень;

· уровень психологической культуры;

· другие

Во многом результат любого взаимодействия зависит от уровня субъективной информативности участников. При недостаточном уровне может возникать непонимание, общение будет затруднено вследствие возникновения различного рода барьеров, каузальных атрибуций и т.д.

Проблема общения – одна из центральных в СП. Под ОБЩЕНИЕМ понимают внешнее, наблюдаемое поведение, в котором актуализируются и проявляются межличностные отношения. Под МЕЖЛИЧНОСТНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ понимается «личностно значимое образное, эмоциональное и интеллектуальное отражение людьми друг друга» (Я.Л.Коломинский). Часто ОБЩЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Психология. Словарь).

В отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Вывод логически вытекает из понимания того, что общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент. В то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения. Но ни одна из точек зрения не отрицает главного – несомненной связи между деят. и общением, признает недопустимость их отрыва друг от друга при анализе. В равной степени важен анализ предмета общения и предмета деятельности. Идея «вплетенности» общения в деятельность позволяет рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности может «конституировать» общение, и что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельности индивидуальных участников.

Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона общения закл. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В работах Б. Ф. Ломова выделяется ряд функций общения: информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема — передачи информации; регуляционно-коммуникатив-ная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

В общении можно выделить ряд аспектов : содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее. Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди. Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Если в качестве знаковой системы используется человеческая речь, то идет речь о вербальной коммуникации. Речь является самым универсальным средством коммуникации, т.к. в этом случае менее всего теряется смысл сообщения, но при этом должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации. Посредством речи не просто «движется информация», но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируются друг на друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменения поведения. Могут существовать две разные задачи в ориентации партнера по общению. Леонтьев предлагает обозначить их как личностно-речевая ориентация (ЛРО) и социально-речевая ориентация (СРО), что отражает содержание коммуникации.

Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффекта речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика — искусство убеждения посредством речи. Существует много моделей. Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу, включает пять элементов:

1

Кто передает сообщение

Коммуникатор

инф. передается в завис-ти от доверия к коммуник-ру

2

Что передается

Сообщение

завис от адресности инф-ции и от отношения к ней.

3

Как осуществляется передача

Канал

опосредованное или непосредственное, важна степень свободы. (TV- минимальная)

4

Кому направлено сообщение

Аудитория

не поддаваться иллюзии пассивности

5

С каким эффектом?

Эффективн-ть

смотря чего хотеть… рассказать про рекламу.

По поводу каждого элемента этой схемы предпринято много разнообразных исследований. Например, выявлены типы позиции коммуникатора во время процесса. Их может быть три: открытая –коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения; отстраненная – к-р держится подчеркнуто нейтрально, не заявляет открыто о своей точке зрения; закрытая –к-р умалчивает о своей точке зрения, прибегая к спец. мерам, чтобы ее скрыть. Каждая из названных позиций обладает опред. возможностями для повышения эффекта воздействия. В области воздействия текста сообщения применяется методика контекст-анализа, устанавливающая определенные пропорции в соотношении различных частей текста. Особое значение имеют работы по изучению аудитории.

Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, недостаточно только знать структуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установки и пр. , а также включить в систему другие- неречевые –знаковые системы.

Психологические механизмы восприятия человека человеком чаще всего исследуется в рамках проблемы социальной перцепции. В зависимости от соотношения субъекта и объекта восприятия выделяют три относительно самостоятельных классов процессов социальной перцепции:

· межличностное восприятие;

· самовосприятие;

· межгрупповое восприятие.

Межличностное восприятие – это восприятие, понимание и оценка человека человеком в ходе общения (взаимодействия).

Межличностное восприятие характеризуется слитностью когнитивных (познавательны) и эмоциональных компонентов, яркой выраженной оценочной и ценностной окраске, зависимостью от мотивационно-смысловых характеристик субъектов общения.

Часто межличностное восприятие рассматривается как одна (перцептивная) из трех сторон общения (еще 2 : коммуникативная и интерактивная).

В процессе общения включены разные люди и в ходе их взаимодействия и происходит восприятие, понимание и оценка всеми участниками друг друга. В психологии выявлены некоторые механизмы этого процесса.

11.1: Знакомство с темной стороной общения

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    136581
    • Анджела Хоппе-Нагао и Ану Кханна
    • Инициатива открытых образовательных ресурсов ASCCC (OERI)

    Обзор отрицательной реляционной коммуникации

    Подобно темной стороне луны, темная сторона отношений может сосуществовать в той же сущности, что и светлая сторона. Нам нужно исследовать и понимать его не сам по себе, а в его отношении ко всему остальному, что когда-либо было известно об отношениях. (Duck, 1994, стр. 20)

    В любой день наше общение может включать как положительные, так и отрицательные обмены. В их знаковой книге Темная сторона общения , Spitzberg and Cupach (1997) рассмотрели части межличностного общения, которые часто считались нежелательными и, следовательно, широко не изучались. В последние годы количество исследований темной стороны общения расширилось, в основном из-за признания того, что не все аспекты межличностного общения являются положительными, а также из-за изменения социальных норм, когда люди просто «злее и противнее» по отношению к своим партнерам по отношениям, чем в прошлое (Ковальски, 2019, стр. 6).

    Рисунок \(\PageIndex{1}\): Насилие в семье: азиатка с открытым ртом от Max Pixel находится в общественном достоянии.

    Темная сторона общения состоит из двух ключевых измерений: степени, в которой что-то считается приемлемым в обществе, и степени, в которой что-то служит для улучшения отношений (Spitzberg & Cupach, 2007). Светлая и темная стороны общения связаны друг с другом, поскольку приемлемое поведение может привести к отрицательным результатам, а неприемлемое поведение может привести к положительным результатам. Осознание негативной стороны реляционного общения является важным шагом в предотвращении возникновения этих проблем в первую очередь. В этой главе мы приоткроем завесу с темной стороны общения, чтобы выявить обман, ревность, социальные сети, издевательства, насилие со стороны интимного партнера, эмоциональное насилие, тайные тесты и другие потенциально опасные аспекты отношений. Мы закончим обзором коммуникативных навыков, которым вы научились в этом тексте, чтобы помочь вам эффективно реагировать на темную сторону. Мы хотим признать, что некоторый контент может быть эмоционально сложным и трудным для обработки, и что ваша безопасность и благополучие являются нашей главной заботой. В этой главе мы также поделимся ресурсами для поддержки вашего эмоционального и физического благополучия.

    Ключ к восприятию

    Верите ли вы, что коммуникативное поведение относится к светлой или темной стороне, может в значительной степени определяться тем, как вы воспринимаете ситуацию, тип отношений и намерения другого человека. Многочисленные факторы могут определить, воспринимает ли кто-то коммуникативное поведение как отталкивающее или нет (Kowalski, 2019). Вдохновленные книгой Ковальски 2019 года «Плохое поведение : аверсивное поведение в межличностных отношениях », мы создали набор вопросов, которые вы должны задать себе, чтобы понять, относится ли общение в ваших отношениях к темной стороне:

    • Некоторые люди в вашей жизни заставляют вас чувствовать, что вы сомневаетесь в себе и подвергаете сомнению свое восприятие? Определенное коммуникативное поведение с темной стороны может негативно повлиять на нашу самооценку и самооценку.
    • Есть ли дисбаланс сил в отношениях? Отношения с дисбалансом власти, например, между начальником и сотрудником или родителем и ребенком, с большей вероятностью будут иметь аспекты темной стороны.
    • Насколько вы близки с другим человеком? Чем ближе отношения, тем чаще мы испытываем боль, когда сталкиваемся с общением с темной стороны.
    • Как часто возникает сомнительное поведение при общении? Однократный проступок можно простить, но повторное негативное поведение с большей вероятностью перейдет на темную сторону.
    • Насколько серьезным является коммуникативное поведение? Мягкое поведение может быть приемлемым, но даже однократное серьезное происшествие может разрушить отношения.
    • Влияет ли такое поведение на ваши основные психологические потребности, такие как потребность в принадлежности, чувство контроля и чувство собственного достоинства?

    Размышляя над своими ответами на эти вопросы, вы можете заметить, что существует множество вариантов поведения при общении, которые относятся как к светлой, так и к темной сторонам общения. В оставшейся части этой главы мы рассмотрим некоторые наиболее распространенные формы общения, которые бросают тень на отношения, включая обман, секретные тесты, ревность, газлайтинг, словесную агрессию и социальные сети.


      Эта страница под названием 11. 1: Введение в темную сторону общения распространяется под лицензией CC BY 4.0 и была создана, изменена и/или курирована Анжелой Хоппе-Нагао и Ану Кханна (ASCCC Open Educational Resources Initiative (OERI)) .

      1. Наверх
        • Была ли эта статья полезной?
        1. Тип изделия
          Раздел или Страница
          Автор
          Инициатива открытых образовательных ресурсов ASCCC (OERI)
          Лицензия
          СС BY
          Версия лицензии
          4,0
          Программа OER или Publisher
          Программа ASCCC OERI
          Показать оглавление
          да
          Включено
          да
        2. Теги
          1. автор@Анжела Хоппе-Нагао
          2. автор @ Ану Кханна

        Искусство непонимания и четырехсторонняя модель общения | Виктория Шиффер | Блог SEEK

        Давным-давно, если быть точным, еще в школе, я узнал о четырехсторонней модели общения Фридеманна Шульца фон Туна, немецкого психолога и специалиста по межличностному и внутриличностному общению.

        На прошлой неделе мне напомнили об этой модели во время коучинговой беседы, которую я провел в SEEK, о возможном недопонимании, и я поделился этой моделью со своим подопечным. Я собираюсь быть смелым, выдвинув гипотезу о том, что у всех нас бывают моменты непонимания в наши рабочие дни. И я продолжу смело утверждать, что изучение, знание и использование модели будут полезны для ваших будущих коммуникаций — деловых и личных.

        Этот пост об Искусстве Непонимания рассказывает о клювах , ушах , сообщениях , намерениях , убеждениях и ценностях , восприятиях и для любители данных, как анализ приводит к непониманию .

        Источник: Четырехсторонняя модель — Википедия

        Модель говорит, что каждое сообщение имеет четыре аспекта , хотя на каждом из них может быть сделан разный акцент.

        Таким образом, сообщение (сообщение) может быть отправлено, а также получено как одна из четырех сторон информации.

        Модель состоит из двух персонажей и пары элементов :

        Метафорически, когда вы отправитель , ваше основное намерение говорит через один из 4 клювов. В качестве приемника вы слушаете через одно из четырех ушей . [2]

        Источник: Модель с 4 ушами/четыре стороны сообщения | Доктор Краус и партнер

        Отправитель с 4 клювами | 4 аспекта сообщения | Приемник с 4 ушами

        [1] Два человека вместе едят домашнюю еду. Тот, кто не готовил, говорит:

        Отправитель: «В супе что-то зеленое».

        Фактический Информация: Есть что-то зеленое.
        Обращение слой: Подскажите что это такое!
        Связь слой: Вы должны знать, что это такое.
        Самораскрывающийся слой: Я не люблю зелень в супе.

        Фактический Информация: Там что-то зеленое.
        Привлекательность слой: Я должен готовить только то, что вы знаете в будущем!
        Отношения слой: Вы думаете, что моя готовка сомнительна.
        Самораскрывающийся слой: Вы не знаете, что такое зеленый предмет, и это заставляет вас чувствовать себя некомфортно.

        Из-за предполагаемого намерения сообщения получатель может ответить:

        Получатель: «Если вам не нравится вкус, вы можете приготовить его сами!»

        Этот пример супа показывает, как удивительно отправитель и получатель отстаивали искусство недопонимания! Это также показывает ОГРОМНЫЙ потенциал в непонимании друг друга .

        Бой! от sjsharktank

        Каждый слой модели может быть неправильно понят по отдельности. Отправитель может захотеть доставить апелляцию. Получатель поймет сообщение в зависимости от того, каким ухом он слушает. Он мог правильно услышать апелляцию, но он также мог просто услышать ее как фактическую информацию. Это приводит к непониманию, разочарованию и потенциальному конфликту (например, апелляция не выполняется).

        1. Отправитель имеет намерение , которое обычно скрыто/неявно в сообщении. Намерение — это правда отправителя .
        2. Приемник анализирует услышанную информацию, сопоставляя ее со своими убеждениями, ценностями , а также со своим опытом . Его восприятие того, что он услышал, становится истиной получателя.

        Отправитель: Намерение => правда
        Получатель: Восприятие => правда
        Правда отправителя != Правда получателя
        (правда получателя может не совпадать с правдой отправителя)

        Все это происходит очень быстро и бессознательно. У некоторых людей есть канал по умолчанию, по которому они отправляют и получают сообщения из-за предпочтений, опыта или твердой системы убеждений. Восприятие и ожидания роли и роли по умолчанию также могут иметь большое влияние на эффективность коммуникации.

        Эта концепция относится к устное слово , а также письменное слово . Я бы даже сказал, что это выходит за рамки слов, вплоть до невербального общения .

        «Нельзя не общаться»
        ( Пол Вацлавик , психолог, теоретик коммуникаций и философ)

        Согласно приведенной цитате даже не- вербальное общение — это тоже общение. Таким образом, даже не говоря ни слова, мы общаемся. Мы общаемся глазами, языком тела, а НЕ говорим. Мы являемся отправителями информации при каждом взаимодействии.

        Отсюда важность этой модели и понимания динамики наших личных восприятий и убеждений.

        В бизнесе мы хотим быстро узнать, на правильном ли мы пути или нет. Мы не хотим тратить свое время и энергию на недопонимание. Итак, как мы учимся быстро?

        Первый шаг — осознание того, что происходит. Галочка! Теперь вы знаете о динамике общения и непонимания и можете отличить четыре стороны сообщения.

        Итак, как вам лучше общаться со своими командами, вашими непосредственными подчиненными, вашими лидерами, вашими коллегами, вашим партнером? Как быстро узнать, эффективно ли ваше общение и дошло ли ваше сообщение до того, как вы хотели?

        Используйте подход Check-in & Check-Back. Это ведет к более эффективному общению при уважительном отношении к вам и вашему партнеру по общению.

        Отправитель :

        1. Каково мое намерение ?
        2. Какую информацию DO я хочу отправить?

        Приемник :

        1. На каком ухе я слушаю ?
        2. Какую информацию может отправлять мой партнер?
        3. Как еще я мог понять это сообщение?

        Отправитель :

        1. Сделать намерение сообщения явным !
          (например, «Я хочу, чтобы вы кое-что для меня сделали…»)
        2. Спросите что ваш партнер слышал и что он думает о разговоре .
          (например, после короткой беседы или во время встречи проверьте, что люди будут делать)

        Получатель — Спросите, правильно ли вы поняли:

        1. «Итак, вы имеете в виду…?»
        2. «Так ты хочешь, чтобы я…?»
        3. «Я хочу убедиться, что мы на одной волне, …»

        Проверка и проверка напоминает мне о быстрых петлях обратной связи и подтвержденном обучении в Agile, а также о PDCA (планируй-делай- проверка-действие), цикл НОРД (наблюдение-ориентация-решение-действие) и подходы бережливого стартапа «создание-оценка-обучение», используемые в SEEK.

        Mama plus 9 от geopungo

        Кроме того, наша роль и положение в любой группе также могут влиять на то, как мы доносим наши сообщения и как люди воспринимают наши сообщения. Допустим, лидер (прирожденный лидер или линейный руководитель) обычно общается со своей командой или прямыми подчиненными как Апелляции . Это заставляет членов его команды чаще слушать через свое Апелляционное ухо . В следующий раз, когда он передаст просто информативное сообщение, люди с большей вероятностью будут слушать через свои 9 часов.0040 Апелляционное ухо . Его команда будет очень внимательно выслушивать скрытую привлекательность в любых утверждениях лидера, его выражении лица и языке тела.

        Поставьте себя на место лидера: каково влияние на ваши отношения с вами как на лидера, а также на общую культуру и методы работы вашей команды?
        Теперь оставайтесь на месте лидера и измените свой подход: что произойдет, если вы объявите о своем намерении заранее, если вы проверите себя и вернетесь к своей команде? Как это повлияет на ваши отношения с командой, а также на ее культуру и методы работы?

        Это упражнение можно повторить для всех четырех аспектов сообщения: фактическая информация, призыв, самораскрытие и отношения. Что произойдет, если все ваши сообщения всегда будут получены только на одном из других аспектов?

        Я настоятельно рекомендую всем, особенно лидерам, стать образцами для подражания в отстаивании этой модели, а также проверять и возвращаться!

        Как и все новое, это тоже требует практики!

        Эксперимент с применением модели.

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *