Стадии развития по фрейду: Стадии психосексуального развития по З. Фрейду

Стадии развития по фрейду: Стадии психосексуального развития по З. Фрейду

Содержание

Стадии развития личности по з.Фрейду.

Оральная – (0-18 мес.) – источник удовольствия – главный источник удовольствия соединяется с удовлетворением органической потребности и включает действия, связанные с кормлением грудью. На этой стадии складываются установки в отношении других людей (зависимость, доверие, опора и т.д.). мать пробуждает в ребенке сексуальное влечение, учит его любить. Оптимальная степень удовлетворения (стимуляции) в оральной зоне закладывает основы здоровой самостоятельной взрослой личности. Крайности материнского отношения в первые 6 месяцев жизни искажают личностное развитие – взрослый человек будет демонстрировать беспомощность, будет нуждаться в постоянном одобрении своих действий. Во второй половине первого года жизни акцент смещается на действия кусания и жевания – орально-садистическая фаза оральной стадии. Фиксация на этой «подстадии» приводит к таким чертам личности, как: пессимизм, любовь к спорам и т.д. По мнению Фрейда область рта остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека.

Привязанность либидо к оральной зоне иногда сохраняется и взрослого человека (остаточное оральное поведение) – курение, обжорство, жевание резинки и т.д.

Анальная — связана с развитием Эго (от 1 до 1,5-3 лет). Связана с приятными ощущениями от работы кишечника, с интересом к собственным фекалиям. Способ приучения к туалету, практикуемый родителями, определяет будущие формы самоконтроля и саморегуляции ребенка. Эмоциональная поддержка опрятности как проявления самоконтроля имеет позитивный эффект в становлении аккуратности, личностного здоровья и даже гибкости мышления. При неблагоприятном варианте развития: анально — удерживающая (упрямая, скупая) и анально – выталкивающая (беспокойная, импульсивная) личность.

Фаллическая — (3-6 лет) — стадия психосексуального развития с участием уже собственно генитальной зоны. Ребенок рассматривает и исследует свои половые органы, интерес к появлению детей и половым отношениям. В индивидуальном развитии каждого человека возрождается некий исторический конфликт – Комплекс Эдипа (желание «обладать» матерью и устранить отца.

Мальчик испытывает страх кастрации). Амбивалентные чувства ребенка (любовь/ ненависть к отцу), сопровождающие комплекс Эдипа преодолеваются между 5-7 годами. Мальчик подавляет свои сексуальные желания в отношении матери. Идентификация себя с отцом способствует возникновению Супер-Эго (совести). У девочек Комплекс Электры. Разрешение комплекса также происходит путем идентификации себя с родителем своего пола – увеличивая сходство с матерью, получает символический «доступ» к своему отцу.

Латентная — 6-7 до 12 лет — сексуальное затишье. Запас энергии направляется на несексуальные в цели и занятия. Этот перерыв в сексуальном становлении человека. Фрейд подчеркивал значение этого перерыва в сексуальном становлении человека как условия развития человеческой культуры.

Генитальная (12-18 лет) – стадия, обусловленная биологическим созреванием в пубертатный период и завершающая психосексуальное развитие. Происходит прилив сексуальных и агрессивных побуждений, комплекс Эдипа возрождается на новом уровне. Приходит интерес к другому сексуальному объекту вместо аутоэротизма. Одна из основных задач этой стадии – освобождение от авторитета родителей – обеспечивает нужную для культурного процесса противоположность старого и нового поколений. Ех: проявление в аскетизме (вегетарианство, бег, спорт, отказ от сексуальных отношений, гомосексуализм и лесбиянство – ложная идентификация. Феминизм – защита, которая проявляется в комплексе Электры).

Генитальный характер – идеальный тип личности с психоаналитической позиции. Необходимое качество — способность к гетеросексуальной любви без чувства вины или конфликтных переживаний. Зрелой личности присущи активность в решении жизненных проблем и способность прикладывать усилия, ответственность и забота о других.

Теория Фрейда о психосексуальном развитии

Согласно фрейдистской психоаналитической концепции развития, всякий человек рождается с врожденными сексуальными инстинктами. Внутренняя психическая инстанция — Оно — является наследственным фактором, а влияние внешней среды, общества обусловливает возникновение сознания и Сверх-Я. Оно и Сверх-Я, наследственность и внешняя среда давят на Я, причем влияния среды вытесняют сексуальные влечения, находясь с ними в антагонистических, противоречивых отношениях. Общество же выступает как источник всевозможных травм.

Из таких заключений вырастает теория развития как теория детских травм. Развитие личности рассматривается Фрейдом как совпадающее с психосексуальным. Особенности стадий последнего у ребенка (оральная, анальная, фаллическая, генитальная) обусловливают жизненную судьбу, тип характера и личности, а также разновидность нарушений психики (патологии, неврозы), жизненные проблемы и трудности у взрослого человека.

Каждый из этапов психосексуального развития характеризуется определенным способом проявления половой энергии (либидо) через эрогенные зоны, характерные для данного возраста. Если либидо удовлетворяется неадекватным образом, человек рискует остановиться на этой стадии и у него фиксируются определенные черты личности.

По мнению Фрейда, психосексуальная деятельность начинается в период кормления грудью, когда рот младенца становится эрогенной зоной — зоной удовольствия (оральная стадия). Таковой он остается на протяжении всей жизни человека, даже в зрелости наблюдаются остаточные проявления орального поведения: употребление жевательной резинки, обкусывание ногтей, курение, поцелуи, переедание, употребление алкоголя, оральный секс и т. п.

Все младенцы испытывают определенные трудности, связанные с отлучением от материнской груди, соски, рожка, потому что это лишает их соответствующего удовольствия, и чем больше эти трудности, тем сильнее концентрация либидо на оральной стадии. Если ребенок получал чрезмерную или недостаточную стимуляцию в младенчестве и произошла его фиксация на оральной стадии, то у него, как считал Фрейд, сформируется орально-пассивный тип личности. Он будет ждать от окружающего мира «материнского отношения» к себе, постоянно искать поддержки и одобрения, окажется чрезмерно зависимым и доверчивым.

Во вторую половину первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии — орально-агрессивная, или орально-садистская, когда у ребенка появляются зубы и кусание становится средством выражения недовольства и фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения.

Фиксация на этой стадии выражается у взрослых в таких чертах личности, как любовь к спорам, пессимизм, критические «покусывания», цинизм, склонность эксплуатировать других и доминировать над ними, чтобы удовлетворить собственные нужды.

При фиксации на оральной стадии формируются следующие черты личности: ненасытность, жадность, неудовлетворенность всем предлагаемым, стремление получать удовольствие от привычки курить, употреблять алкоголь, объедаться, быть словесно агрессивным, заниматься оральным сексом и т. п. Уже на данной стадии, согласно представлениям Фрейда, люди делятся на оптимистов и пессимистов.

С приучением к туалету основное внимание перемещается сначала на ощущения, имеющие отношения к дефекации (анальная стадия), а позднее на те, что связаны с мочеиспусканием (

уретральная фаза). В этот период дети получают удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий.

Фрейд показывал, что способ, которым родители приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его позднее личностное развитие. Если они ведут себя негибко, настаивая: «Сейчас же сходи на горшок», у ребенка возникает протест, тенденция «удержания», начинаются запоры, может сформироваться анально-удерживающий тип личности, которому присущи упрямство, скупость, пунктуальность, методичность, неспособность переносить беспорядок и неопределенность.

Родительская строгость в таком аспекте приводит также к тому, что возникает анально-выталкивающий тип, которому свойственны склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность, даже садистская жестокость. Если родители поощряют своих детей регулярно опорожнять кишечник и хвалят их за это, то, по мнению Фрейда, развивается способность к самоконтролю, воспитывается позитивная самооценка и даже развиваются творческие силы.

Наконец, примерно в возрасте 4 лет эти частные влечения объединяются, начинает преобладать интерес к половым органам (фаллическая фаза). Дети могут рассматривать свои половые органы, мастурбировать, проявлять заинтересованность в вопросах рождения и половых отношений, подсматривать за сексуальными отношениями родителей, испытывать сексуальные побуждения. Тогда же развивается комплекс Эдипа (или Электры у девочек), суть которого заключается в преимущественно положительном отношении к родителю противоположного пола и агрессивном поведении по отношению к родителю своего пола.

По мнению Фрейда, дети расстаются позднее с этими тенденциями из-за страха кастрации. В возрасте 5-7 лет мальчик подавляет, вытесняет из сознания свои сексуальные желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты): осваивает нормы и модели мужского ролевого поведения, усваивает основные моральные нормы, т. е. формируется Сверх-Я как следствие преодоления эдипова комплекса. В случае чрезмерной любви, опеки мальчика со стороны матери, или неполной семьи, либо в случае материнской холодности, отчужденности мальчик испытывает затруднения в преодолении эдипова комплекса. В дальнейшей его жизни могут тогда проявиться психологические затруднения (синдром «маменькиного сынка», повышенная зависимость мальчика от матери, в результате чего мужчина даже не способен создать собственную семью, встретить свою любовь) или отклонения (синдром «Дон-Жуана», склонность к гомосексуализму, инцесту).

Девочки преодолевают комплекс Электры (по греческому мифу Электра уговаривает своего брата убить их мать и ее любовника и отомстить за смерть отца), подавляют тяготение к отцу и идентифицируются с матерью.

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, хвастливо, опрометчиво, стремятся добиваться успеха, доказывать свою мужественность, что «они настоящие мужчины», через завоевание женщин, как это делал Дон-Жуан (проявляют фаллически-нарциссический характер). У женщин фаллическая фиксация приводит к манере флиртовать, обольщать, к беспорядочным половым связям, к стремлению главенствовать над мужчиной, быть напористой и самоуверенной. Фаллическая фиксация обусловливает формирование у женщин истерического характера.

Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно связанных с импотенцией, фригидностью, гомосексуализмом, инцестом, поиском партнера, который был бы «заменой» родителей. По мнению этого психолога, самые важные периоды в жизни ребенка завершаются до 5 лет: тогда и формируются главные структуры личности (уже сформированы структуры Я и Сверх-Я). Фаллической стадии соответствует зарождение таких черт, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, утрирование социальных проявлений поведения, свойственных тому или иному полу.

Латентная стадия (5-12 лет) характеризуется снижением полового интереса, психическая инстанция Я полностью контролирует потребности Оно, энергия человека направлена на школьное обучение, освоение общечеловеческого опыта и культуры, различных форм поведения, свойственных данному полу, на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми вне пределов семейного окружения.

В этот период ребенок начинает получать удовольствие от достижения успехов в том или ином виде деятельности (учебе, спорте, творчестве и т. п.). Чрезмерная фиксация на этой стадии обусловливает повышенную склонность к честолюбию, достижению успеха любой ценой, к карьеризму, формирует характер «трудоголика», для которого интересы, успехи в работе, карьере, бизнесе становятся главным содержанием жизни, а любовь, семья, дети, друзья и пр. смещаются на задний, скрытый, малозначимый план. Фиксация на латентной стадии обусловливает также формирование шизоидного характера.

С наступлением полового созревания начинается генитальная стадия сексуального развития, когда сексуальные влечения и интересы усиливаются и концентрируются на определенных представителях противоположного пола. По мнению Фрейда, все подростки в раннем подростковом возрасте проходят через «гомосексуальный период», предпочитают общество сверстников одного с ними пола и даже эпизодические гомосексуальные игры. Однако постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола и начинается ухаживание. Увлечения юности обычно ведут к выбору брачного партнера и созданию семьи.

Генитальная стадия (12-18 лет) характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений, все бывшие эрогенные зоны объединяются, и появляется стремление к нормальному сексуальному общению. Однако его осуществление может быть затруднено, и тогда возможны регрессии, возвраты к прежним стадиям развития: усиление агрессивных стремлений Оно, эдипова комплекса и стремлений к гомосексуальности.

Нормальное развитие, по Фрейду, происходит с помощью механизма сублимации, а развитие, протекающее благодаря механизмам вытеснения, регрессии или фиксации, порождает патологические характеры. Описаны два наиболее ярких типа характера, формирующихся на этой стадии: психическая гомосексуальность и нарциссизм.

Люди с психической гомосексуальностью не проявляют ее как половое извращение, а строят свою жизнь, предпочитая друзей и тесные связи в компаниях лиц своего пола семье, отдавая первенство дружбе и деятельности в кругу лиц своего пола.

Второй тип сексуального характера — нарциссизм, когда вся энергия либидо направляется человеком на самого себя. На самом себе, своих действиях и переживаниях концентрируется внимание. Главным становятся самоудовлетворенность и самодовольство.

При благоприятных обстоятельствах развитие завершается наступлением психологической зрелости, основными признаками которой являются:

  • способность человека любить другого самого по себе, а не ради удовлетворения своих сексуальных потребностей;
  • стремление человека проявлять себя в продуктивном труде, в создании чего-то нового и полезного для людей.

Но этой стадии достигает далеко не каждый человек; многие люди по различным причинам как бы «застревают» на предыдущих этапах. Фиксация на них представляет собой неспособность продвигаться от одной психосексуальной стадии к другой. Она приводит к чрезмерному выражению потребностей, характерных для того этапа, на котором произошла остановка, формируя характер и тип личности, специфические проблемы взрослой жизни.

Таким образом, переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности.

Фиксация может происходить как в результате фрустрации (когда психосексуальные потребности ребенка пресекаются родителями и не находят оптимального удовлетворения), так и в результате сверхзаботы со стороны родителей, когда те не дают ребенку самому управлять собой. В любом случае, по мнению Фрейда, возникает чрезмерное скопление либидо, что впоследствии, в зрелые годы, может выразиться в виде «остаточного поведения», специфического характера и специфических отклонений.

Фрейд и его последователи разработали подробную динамичную систему, в которой различные эмоциональные и психосоматические расстройства соотнесены со специфическими особенностями развития либидо и созревания.

Анна Фрейд, дочь Зигмунда Фрейда, изучала закономерности детского развития и отметила, что параллельно с сексуальным (оральная, анальная, фаллическая, латентная, пубертатная стадии) происходит соответствующее развитие агрессивности (кусание, выплевывание, схватывание рукой как оральная агрессивность, затем разрушение и жестокость, садизм — на анальной стадии, потом — властолюбие, хвастовство, зазнайство на фаллической, и все завершается дисоциальными проявлениями у подростков на пубертатной стадии).

Каждая фаза развития ребенка, по мнению А. Фрейд, есть результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального окружения. Нормальное детское развитие происходит скачками, не постепенно шаг за шагом, а вперед и снова назад, с прогрессивными и регрессивными процессами в их постоянном чередовании. Дети в своем развитии делают как бы два шага вперед и один назад. Оно рассматривается как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от удовольствия к реальности. Если поиск первого — внутренний принцип ребенка, то удовлетворение желаний зависит от внешнего мира, а в детстве — во многом от матери. Поэтому мать выступает первым законодателем для своих детей, и ее настроение, ее пристрастия и антипатии заметно влияют на их развитие. «Быстрее всего развивается то, что больше всего нравится матери и ею приветствуется» (А. Фрейд).

Ребенок остается незрелым до тех пор, пока его желания господствуют над ним, а решение об удовлетворении их или отказе принадлежит внешнему миру, родителям и другим людям. Стремление к удовлетворению своих желаний любой ценой исходя из принципа удовольствия может обусловить его асоциальное поведение. Лишь когда ребенок способен действовать по принципу реальности, учитывать требования социального окружения, анализировать и контролировать свои намерения и самостоятельно решать, нужно ли то или иное побуждение отклонить или превратить в действие, возможен его переход ко взрослому состоянию, Но следует учитывать, что продвижение к принципу реальности само по себе не гарантирует, что человек будет следовать социальным требованиям,

По мнению А. Фрейд, почти все нормальные элементы детской жизни, такие, например, как жадность, ревность, корысть, толкают ребенка в направлении асоциальности, И с помощью защитных механизмов психики некоторые инстинктивные желания, не одобряемые в обществе, вытесняются из сознания, другие переходят в свою противоположность (реакционные образования), направляются на иные цели (сублимация), переадресовываются другим людям (проекция). Так сложно и болезненно происходит социализация ребенка, включение его в жизнь общества.

Организация защитного процесса — это важная и необходимая составная часть развития Я. Развитие памяти, речи, мышления является необходимым условием для развития личности и социализации ребенка. Так, разумное мышление способствует пониманию взаимосвязи причины и следствия, а приспособление к требованиям общества и окружающего мира перестает быть простым подчинением: оно становится осознанным и адекватным. Становление принципа реальности и созревание мыслительных процессов — необходимые компоненты социализации, что открывает путь для новых ее механизмов (таких, как подражание, идентификация, интроекция), для выхода ребенка из семьи в школу, из школы в общественную жизнь, когда человек постепенно отказывается от личных преимуществ и учитывает интересы других людей, нормы морали и законы общества.

Фрейд признавал существование двух основных инстинктов — жизни и смерти, Первый из них, или Эрос, включают в себя все силы, служащие поддержанию жизни и продолжению рода. Наиболее важны сексуальные инстинкты и сексуальная энергия (либидо). Инстинкт смерти, или Танатос, лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, убийств и самоубийств, всех вредных форм поведения, разрушающих здоровье и жизнь человека (пьянство, наркотики). Он подчиняется принципу энтропии, связан со стремлением сохранить динамическое равновесие! в результате чего всем живым существам присуще стремление вернуться в неопределенное состояние, из которого они вышли, а люди неосознанно стремятся к смерти. Данное положение Фрейда является спорным и многими психологами не признается.

Таким образом, человек с позиции психоанализа — это противоречивое, мучающееся, страждущее существо, поведение которого преимущественно определяется бессознательными факторами, несмотря на противодействие и контроль сознания. В результате этого человек — это часто еще и невротичное и конфликтное существо. Заслуга Фрейда состоит в том, что он привлек внимание ученых к серьезному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности.

Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека, когда считается, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют это поведение.

Таблица 5.4.

Теория 3. Фрейда
Понимание человекаЧеловек — противоречивое биосоциальное сексуальное существо, внутри которого идет постоянная борьба между его бессознательными сексуальными желаниями, его сознанием и совестью, в результате чего он сам не знает, как поступит в следующий момент и почему совершит тот или иной поступок.
ЛичностьЛичность — это целостная структура соотношения Оно, Я, Сверх-Я
Отношение к телуТело и психика взаимообусловлены, Тело — источник основной жизненной энергии, мотивов, инстинктов, влечений и соответственно проблем, личностных конфликтов, связанных с их удовлетворением. Телесные заболевания имеют психологическую природу, т, е. психика может влиять на тело. Телесные особенности понимаются как символы выражения психологических и личностных проблем.
Социальные отношенияСемья как модель общества. Здесь складываются отношения между индивидами (ребенок — мать, ребенок — отец, ребенок — другой ребенок), которые являются формообразующими для будущих социальных отношений. Выбор друзей, супруга, предпочтение того или иного начальника, образа жизни — все это задается первоначальными семейными отношениями и переживаниями. В социальных отношениях человек продолжает решать те проблемы, которые возникли в семейных связях.
ВоляВоля выступает как один из возможных источников защитных механизмов, т. е. волевое усилие направлено на работу с нежелательным симптомом, подавляет его.
ЭмоцииЭмоциональная жизнь человека — основной источник для понимания подлинной мотивации. Сами эмоции являются:
  • способами изменения напряжения, связанного с инстинктами;
  • способами оценки удовольствия/неудовольствия;
  • формами защиты.

В основе любой отрицательной эмоции лежит подавленный аффект, порождающий тревогу.

Фрейд в основном занимался отрицательными эмоциями как проявлениями бессознательных комплексов человека.

ИнтеллектИнтеллект — это орудие Я, орудие сознательной работы. Эмоциональная жизнь и связанные с ней мотивы доступны интеллектуальному рассмотрению, т. е. он может объяснять симптом, выявлять его истинную природу. Подлинное объяснение — это свобода от иллюзий, от мнимых ценностей. Любой аспект бессознательного может быть рассмотрен рационально. Развитие интеллекта — средство усиления Я, сознания, развития личности.

Если Я сильное, то интеллект может быть использован для объяснения истинной природы симптомов, если слабое, то он дополнительный источник слабости, так как объяснения будут неправильными, искаженными.

Самость (подлинное Я)Самость — это равновесное целое, единство всех структур личности. Отдельной субстанции самости нет. Подлинное Я всегда связано с телом.
Свобода человекаСвобода человека крайне ограничена, это иллюзия: все проявления человеческой активности (действия, мысли, чувства, стремления) подчиняются мощным бессознательным инстинктивным силам, в особенности сексуальным и агрессивным. Поведение человека больше подчинено не сознанию, а бессознательным мотивам, сути которых человек никогда не может узнать полностью.
НаследственностьВрожденная наследственная структура, бессознательное Оно составляет основу личностной структуры и развития. Психосексуальное развитие человека биологически, генетически обусловлено, хотя условия социальной среды в раннем детстве и могут очень сильно влиять на последующее развитие личности. Хотя Сверх-Я — продукт социального окружения, значение среды все-таки вторично по сравнению с первичностью биологически обусловленных инстинктов.
Изменчивость поведенияЛичность взрослого человека сформирована опытом раннего детства, характеризуется тем, какой стадии психосексуального развития он достиг или на какой зафиксировался, и практически остается неизменной в зрелые годы. Под влиянием психотерапии могут происходить модификации поведения, но не коренное изменение структуры личности.
Познаваемость психики человекаЛюди живут в субъективном мире чувств, эмоций, смыслов, которые являются причиной других явлений — действий, реакций, травм и т. п. Человек не выстраивает свое поведение осознанно; больше влияют неосознаваемые факторы, поэтому познаваемость психики достигается с трудом — благодаря научным методам.
Отношение к психотерапевтической помощиКонцепция Фрейда рассматривает психические расстройства как следствие психотравм и возникших бессознательных комплексов. Поведенческое расстройство возникает как результат конфликта между Оно и Сверх-Я, который не в состоянии разрешить сознание Я. Психоанализ как метод психотерапии является эффективным, индивидуальным интрапсихическим методом, направленным на поиск и нейтрализацию причин, вызвавших бессознательные комплексы и невротические симптомы, на оказание помощи в осознании самим пациентом причин, проявлений и путей преодоления невротических симптомов.

Стадии психосексуального развития Фрейда

В мире психологии нет никого более известного и более противоречивого, чем Зигмунд Фрейд. Мы видим его влияние на психологию и даже массовую культуру сегодня, более чем через 100 лет после публикации его первых книг. Разговорная терапия, «оговорки по Фрейду» и толкование снов не существовали бы в том виде, в каком они существуют сегодня, если бы не Зигмунд Фрейд.

Но многие теории Фрейда были полностью отвергнуты психологами. Одной из таких теорий является теория психосексуального развития. В этом видео мы рассмотрим психосексуальные стадии развития Фрейда и то, как эти идеи нашли свое применение в нашем современном мире. Хотя многие идеи этой теории подверглись резкой критике, она по-прежнему остается одной из наиболее известных теорий психологии развития. Это сильно повлияло на работу Жана Пиаже, известного как отец психологии развития. В этом видео мы также будем проводить сравнения с теорией Фрейда и «Этапами психосоциального развития» Эриксона.

История Фрейда и стадии психосексуального развития

Но начнем с Зигмунда Фрейда. Фрейд был австрийским неврологом, который работал с проблемными взрослыми, чтобы разработать психоанализ. В психоанализе Фрейд пытался погрузиться в подсознание пациента, чтобы выявить его желания, разочарования и травмы, которые влияли на его привычки или поведение.

Фрейд считал, что бессознательное наполнено воспоминаниями, мыслями и потребностями, которые были подавлены. Например, если вы испытали отвержение в детстве, вы можете похоронить эти негативные чувства в своем бессознательном, чтобы вам не приходилось с ними «иметь дело». Однако эти подавленные чувства по-прежнему подталкивают вас к другому поведению и влияют на вашу личность.

Многие чувства, которые мы подавляем, зарождаются в детстве. Это могут быть воспоминания, о которых мы даже не подозревали. Воспоминания могут быть основаны на опыте первых двух лет нашей жизни.

Работая со взрослыми, Фрейд создал Стадии психосексуального развития. Он считал, что большая часть формирования нашей личности происходит в течение первых пяти лет жизни. Если пациент сталкивался с тревожными привычками или неврозом любого рода, Фрейд мог проследить это до переживаний и желаний раннего детства.

Что происходит на пяти стадиях психосексуального развития?

Одним из наиболее противоречивых элементов теории Фрейда было то, что она в значительной степени сосредоточивалась на человеческой сексуальности. Каждая стадия развития отмечена эрогенной зоной. Фрейд считал, что ребенок должен высвобождать сексуальную энергию на каждом этапе, чтобы успешно завершить его и развить здоровую личность.

Почему дети так подвержены влиянию первобытных сексуальных желаний? Фрейд считал, что это потому, что их эго и суперэго еще не полностью развились. Начиная с рождения ребенок находится под сильным влиянием Ид, центр его личности сосредоточен на примитивных инстинктах. Одним из таких инстинктов является Эрос, или воля к жизни. У всех людей есть первобытный инстинкт, чтобы остаться в живых и продолжить род посредством размножения. Внутри Эроса находится либдио, или половое влечение. Это стремление, которое присутствует в каждом человеке с момента его рождения.

Без контролирующего эго или суперэго поведение младенца или ребенка полностью зависит от Ид и его первичных инстинктов. На каждой стадии психосексуального развития Ид обращает внимание на определенную эрогенную зону.

Что происходит, если ребенок не развивается должным образом?

Если ребенок правильно расходует сексуальную энергию и успешно проходит каждую фазу, он переходит на следующую стадию. Это не всегда происходит. Ребенок может столкнуться с неправильным воспитанием или его потребности могут не быть удовлетворены. В этом случае ребенок расстроится. Фрустрация, по Фрейду, переходит в фиксацию или тревогу. Эти навязчивые идеи могут стать нездоровыми привычками, такими как курение или кусание ногтей. Тревога может перерасти в невроз. В любом случае развитие человека останавливается. Только с помощью психоанализа и разговорной терапии они смогут раскрыть то, что «пошло не так» в их детстве, и избавиться от своего плохого поведения или навязчивых мыслей.

Давайте пройдемся по стадиям психосексуального развития, чтобы понять, где находятся эти эрогенные зоны и как они влияют на личность и поведение в дальнейшей жизни.

Стадия 1: Оральная (0-18 месяцев) 

Психосексуальные стадии развития начинаются сразу после рождения ребенка.

В начале младенец в значительной степени зависит от матери в обеспечении оральной стимуляции и питания. Если мать присутствует и регулярно удовлетворяет ребенка, то между ними устанавливается доверие. (Эта идея отражает другую теорию развития в социальной психологии — «Этапы психосоциального развития» Эриксона начинаются с кризиса доверия и недоверия.) 

Конечно, ребенок не может получать питание от грудного вскармливания на протяжении всего периода. Фрейд считал, что основным конфликтом на оральной стадии является процесс отлучения от груди. Если ребенок отлучен от груди и удовлетворен в течение этого времени, он может успешно перейти к следующему этапу.

Но что произойдет, если на этом этапе будет борьба? Что, если ребенок не удовлетворен, не полностью отлучен от груди или не развивает доверительные отношения с матерью? Фрюд считал, что невыполнение этого этапа может привести к оральным фиксациям в более позднем возрасте.

Оральные фиксации включают рот и могут включать:

  • Курение (или вейпинг)
  • Грызение ногтей
  • Чрезмерное жевание жевательной резинки
  • Алкоголизм
  • Переедание
  • пикацизм (стремление есть несъедобные предметы)

Стадия 2: Анальная (18–36 месяцев) 

Когда ребенок вступает во вторую стадию развития, фокус либидо перемещается со рта на область ануса и кишечника. Они получают огромное удовольствие от дефекации.

В это время родители могут приучить детей к туалету. Это считается основным конфликтом анальной стадии. Приучение к туалету может быть разочаровывающим временем для родителей, но их подход к этому процессу оказывает серьезное влияние на их ребенка.

Фрейд считал, что приучение к туалету имеет такое большое значение, потому что это первая встреча ребенка с авторитетом. Родители должны сообщить ребенку, где и когда он может испражняться. Если в этих отношениях есть борьба, ребенок может не успешно пройти этот этап. В отличие от оральной стадии, «анальные фиксации» не связаны с рассматриваемой частью тела.

Проблемы с личностью на анальной стадии

Что произойдет, если родители не приучат ребенка к горшку должным образом? Фрейд считал, что у ребенка может развиться одна из двух личностей.

Если родители слишком строги с ребенком, у ребенка, скорее всего, разовьется анально-ретенционная личность. Фиксации, демонстрируемые человеком с такой личностью, включают преувеличенную упорядоченность и жесткость. Они не гибки, редко нарушают правила и часто упрямы.

А как насчет другой стороны спектра? Фрейд считал, что если родители будут слишком снисходительны в процессе приучения к туалету, у ребенка может развиться анально-изгнательная личность. Ребенок может стать грязным или деструктивным, как это произошло бы, если бы ему разрешили испражняться, где ему заблагорассудится. Люди с анально-экспульсивным характером также склонны быть неорганизованными, бунтовать против власти или делиться слишком многим.

Конечно, если не возникнет проблем, ребенок пройдет анальную стадию и пойдет дальше без каких-либо фиксаций и проблем. Ребенок обнаружит, что способен работать авторитетно и принимать решения относительно своего тела. Продуктивность, креативность и автономия появляются, если этот этап завершен успешно.

Развитие Эго 

Этот этап особенно важен во фрейдистской психологии, потому что он знаменует начало эго. Ид — это центр поиска удовольствий — это то, что движет поведением на первых стадиях развития. Но это одна из трех частей, составляющих личность человека. Суперэго является центром морали. Он прислушивается к правилам общества, в том числе, когда и где испражняться. Суперэго и Ид часто находятся в кризисе: Ид ищет удовольствия в любой форме, вне правил общества. Суперэго хочет соблюдать правила.

Эго — это центр, который является посредником между ними двумя. Он ищет удовольствия внутри реальности. Фрейд считает, что Эго действует на всех уровнях сознательного разума (Ид действует только в бессознательном). анальная фаза.

Этап 3: Фаллический (3-6 лет) 

После анального этапа ребенок переходит в фаллический. За это время эрогенная зона перемещается на половые органы. Ребенок получает удовольствие от мастурбации.

Конфликты внутри фаллической стадии — одна из самых противоречивых теорий Фрейда, и не только потому, что она связана с идеей мастурбации маленького ребенка. Основной конфликт на этом этапе развивается, когда ребенок начинает осознавать эротическое влечение и биологические различия между мужчинами и женщинами. У ребенка также развиваются страх и ревность, ключевые эмоции, создающие Эдипов комплекс или комплекс Электры.

Если вы интересовались греческой мифологией, вы, возможно, знаете историю Эдипа. Эдип — мифический царь и главный герой пьесы Софокла. По сюжету он по незнанию убивает отца и женится на матери. Фрейд считал, что ид мальчиков хочет пройти через подобную историю. Мальчики стремятся «заменить» отца и жениться на матери. Однако есть и опасение, что мальчика накажут за его действия. Фрейд назвал этот страх кастрационной тревогой — вы, наверное, догадываетесь, о каком наказании идет речь.

Как мальчик в этом возрасте справляется со своими чувствами? Фрейд считает, что для успешного прохождения этой стадии мальчик подавляет свои чувства к матери и вместо этого начинает подражать отцу. Это приводит к тому, что у мальчика развиваются «мужские» черты. По мере того, как они идут по жизни, мальчик в конце концов ищет романтического партнера, который может удовлетворить потребности, которые он развил на этом этапе. Идея о том, что мальчик хочет жениться на девушке, похожей на его мать, согласуется с представлениями Фрейда о фаллической стадии.

Но что происходит с девушками? Фрейд считает, что они развивают Комплекс Электры. Процесс начинается аналогичным образом – женщина желает своего отца. Вместо страха кастрации у девочки развивается зависть к пенису. Она расстраивается из-за того, что у нее нет пениса, и злится на мать за то, что она не дала ей пенис.

Как девушка справляется со своими чувствами? Она подавляет свои чувства к отцу и превращает свою зависть к пенису в зависть к матке. Девушка начинает желать ребенка. На протяжении всего этого процесса девочка подражает своей матери и начинает приобретать «женские» черты. Позже в жизни она стремится найти мужчину, похожего на ее отца, и завести детей.

Фрейд также считал, что зависть к пенису у женщин никогда не разрешается. Эффекты этой стадии, по-видимому, сохраняются на протяжении всей жизни человека, влияя на то, кого он ищет в романтическом партнере. Опять же, это одна из самых противоречивых и полностью отвергнутых идей Фрейда. Это также поднимает много вопросов о гомосексуализме, гендерной идентичности и «различиях» между мужчинами и женщинами. Фрейд не всегда четко выражал свои взгляды на гомосексуальность (будь то естественные или эмпирические причины), но он не верил, что это какой-то негативный эффект, проистекающий из фаллической или любой другой стадии психосексуального развития. Но подробнее о критике этой теории мы поговорим позже в видео.

Стадия 4: латентная (6-пубертатный период) 

Когда ребенку исполняется шесть лет, половое развитие прекращается. Помните, Фрейд считал, что большая часть личностного и психосексуального развития ребенка происходит еще до того, как он поступит в начальную школу.

На этом этапе продолжают развиваться Суперэго и Эго, и ребенок начинает ориентироваться в том, как сбалансировать желания Ид с реальностью и правилами общества. Энергия ребенка сосредоточена не на его эрогенных зонах, а на внешней деятельности. Хобби, платонические отношения и обучение являются наиболее важными видами деятельности на этом этапе. На этом этапе дети проводят большую часть своего времени, формируя связи с друзьями того же пола.

Это не означает, что развитие останавливается или что ребенок не проходит через этот этап. Ребенок все еще должен развивать эти внешние навыки, уверенность и способность контролировать постоянную борьбу Ид и Эго. Фрейд считал, что на этой стадии человек может «застрять» и не созреть. Это помешает им сформировать романтические отношения или удовлетворить потребности, которые все еще сохраняются с фаллической стадии.

Стадия 5: Генитальная стадия (пубертатный период — смерть)

Либидо пробуждается ото сна во время полового созревания. Эрогенная зона снова находится в половых органах, но удовольствие приходит больше от других, чем от мастурбации. Другое различие между этой стадией и фаллической стадией заключается в развитии супер-эго и эго. Без этих двух центров маленький ребенок в основном сосредоточен на собственных потребностях. Теперь они обращают свое внимание на нужды других.

Фрейд считал, что если все предыдущие этапы были пройдены успешно, человек будет настроен на формирование любовных, стабильных отношений с лицом противоположного пола.

Критика стадий психосексуального развития

Эта теория, хотя и чрезвычайно влиятельная в мире психологии развития, считается в значительной степени устаревшей. Проблемы с тем, как Фрейд разработал теорию, и сами идеи подвергались критике со стороны многих психологов в 20 веке.

Критика методов Фрейда 

Начнем с того, как Фрейд разработал свою теорию психосексуального развития. Помните, он в основном работал со взрослыми. Обычно он не наблюдал за детьми, когда создавал эту теорию о развитии ребенка. Его дочь Анна Фрейд считается основательницей детского психоанализа.

Один ребенок, которого действительно наблюдал Фрейд, «Маленький Ганс», боялся лошадей. Фрейд связывал этот страх с эдиповым комплексом ребенка. Но ребенок точно не выражал своих желаний заняться сексом с матерью и заменить отца. Даже в своих работах Фрейд отмечал, что ему придется поместить мысли, воспоминания и желания в голову ребенка, прежде чем они смогут раскрыться. Принуждение маленького ребенка к признанию этих желаний не делает их реальностью.

Теории Фрейда также основывались исключительно на наблюдении и самоанализе, а не на экспериментах. Он не проводил контролируемых экспериментов, чтобы доказать свою теорию. Нет данных, доказывающих, что ребенок становится анально-удерживающим или анально-изгоняющим в зависимости от формы приучения родителей к туалету. Основывать теорию на наблюдениях сегодня не принято в мире психологии.

Критика идей Фрейда 

Но спорным остается не только метод, с помощью которого Фрейд создал свою теорию. Сами идеи противоречивы. Некоторым не нравится сексуальность в центре развития ребенка. Другие считают, что эта теория проблематична, потому что она так сильно сосредоточена на развитии цисгендерных, гетеросексуальных мужчин. Женское развитие не обсуждается так подробно, как обсуждается мужское. Идея зависти к пенису определенно не нравится многим. И как эта теория развития применима к детям, воспитанным родителями-одиночками, двумя матерями или двумя отцами?

Возвращаясь к методу тестирования, невозможно доказать, верна или нет теория Фрейда. Как можно измерить зависть к пенису? Как можно измерить либидо?

Наследие психосексуальных стадий развития Фрейда

В настоящее время теория Фрейда устарела. Но в то время это было революционно. Это позволило психологам исследовать развитие ребенка способами, которые никогда раньше не изучались.

Теории детского развития, последовавшие за теорией Фрейда, включают:

  • Этапы когнитивного развития Жана Пиаже
  • Стадии психосоциального развития Эриксона
  • Стадии морального развития Кольберта

Эти и многие другие теории, появившиеся позже, возможно, не были бы сформированы, если бы не Зигмунд Фрейд. И теперь, когда вы узнали о теории развития Фрейда, пришло время изучить идеи Пиаже, Эриксона и других.

5 стадий психосексуального развития Фрейда (упрощенно)

Page Contents

Психосексуальные стадии

Теория личности Фрейда также связана с теорией психосексуальных стадий развития. Он иллюстрирует различные этапы человеческого развития от младенчества до взрослой жизни.

Его можно назвать психосексуальным, потому что все стадии описываются исходя из предположения о наличии сексуальной энергии или либидо в различных частях тела, называемых «эрогенными зонами». Фрейд выделял 5 стадий психосексуального развития человеческого тела. Их:

  • Пероральная стадия
  • Анальная стадия
  • Фаллическая стадия
  • Стадия латентности
  • и генитальная стадия

Понимание 5 стадий психосексуального развития

. стадия психосексуальной стадии сохраняется от рождения до 1 года. В оральной фазе младенец получает удовольствие от рта посредством сосания или глотания. Преуспев, малыш использует зубы для кусания и жевания. Если ребенку нравится рот или оральные потребности, такие как глотание, он может зациклиться на этом этапе и стать «орально-восприимчивой личностью» 9.0003

Это часто проявляется в более позднем развитии личности. Такие дети могут осознавать, что переедание, курение, жевание карандашей и чрезмерная зависимость также могут рассматриваться как характеристики личности. Если оральные потребности нарушены или отложены без заботы, дети должны есть. Характер ребенка также может быть задержан или зациклен и стать «орально-агрессивной личностью», во время которой ребенок в более позднем возрасте наслаждается вербально-агрессивным выражением.

Анальная сцена

От 1 до 3 лет

Вторая стадия психосексуальных стадий развития личности — это анальная фаза. Этот этап продолжается от 1 до 3 лет, когда родители приучают своих детей к туалету. Детям нравится изгнание или удержание лиц, поскольку они приобретают мышечный контроль. Их область смещается от рта к анусу.

Обучение, которое ребенок получает на этом этапе, впоследствии развивает его личность. На ранней анальной фазе детям нравится удалять лица. Если малыш зациклен на этом этапе, это упоминается как анально-экспульсивное. Эти дети жестоки, беспорядочны и неряшливы в дальнейшей жизни. Если малыш получает зарядку и строгое родительское воспитание, это может создать зацикленную личность, которая станет чрезмерно жесткой, упрямой, покорной и упорядоченной или чрезмерно щедрой и недисциплинированной во взрослом возрасте. Это упоминается как анальное удержание.

Фаллическая стадия

От 3 до 6 лет

Третья стадия психосексуальных стадий — это фаллическая фаза. Фаллическая фаза охватывает возраст от 3 до 6 лет. Область изменяется от ануса до гениталий. ребенку нравится прикасаться к гениталиям. часто это степень сексуального влечения ребенка к старикам другого пола.

У мальчиков развивается Эдипов комплекс, они любят своих мамочек и воспринимают отца как конкурента. В детстве ребенок беспокоится, что его отец накажет его сексуальные желания по отношению к матери, удалив его гениталии, что называется тревогой. Чтобы побороть свой страх, мальчик подавляет вожделение к матери и начинает замечать вместе с отцом. Это критический период для события Супер-Эго. Затем мальчик пытается повторить поведение, ценности, взгляды и т. д. своего отца, что может привести к успешному разрешению Эдипова комплекса и, следовательно, мужской половой роли для дополнительного развития личности.

У девочек развивается комплекс Электры, они любят своего отца и нуждаются в том, чтобы избавиться от матери. Молодым девушкам нужна «зависть к пенису», поскольку они чувствуют, что у них нет пениса. женщины винят в этом свою маму (мать), в результате чего она передает ее как папе, чтобы наверстать упущенное из-за потери полового члена. Девушка понимает, что общество не позволит исполнять ее желания отцу и контролирует свои сексуальные желания и начинает заигрывать вместе с матерью. Этот акт является важной частью развития супер-эго. Копирование роли матери приводит к успешному разрешению комплекса Электры.

В некоторых случаях девочки не полностью отличаются от матерей из-за доминирующего чувства неполноценности мужчин. это может быть причиной того, что у таких девушек растет особая идентичность, чем у обычных девушек.

Латентная стадия

От 6 до 11 лет

Четвертая из психосексуальных стадий — это латентная стадия. Эта стадия длится от 6 до 11 лет. в этот период сексуальные интересы обычно подавляются до начала подросткового возраста. Фрейд придавал большое значение академическому, социальному и моральному развитию. например, верховая езда, игры и работа преподавателей. Им не нравится чрезмерная родительская привязанность, и они любят обоих родителей.

Генитальная стадия

Старше 11 лет

Последней из психосексуальных стадий является генитальная фаза. В возрасте старше 11 лет наблюдается генитальная фаза с повторным появлением оральной, анальной и фаллической стадий. Этот этап часто делится на две части:

  • Гомоэротизм : на котором дети предпочитают играть с представителями своего пола. Девочки с девочками, мальчики с мальчиками. Они очень эгоцентричны. Это может быть связано с тем, что общество слишком рано выступает против привязанности к противоположному полу.
  • Гетеросексуальность : при которой сексуальный интерес становится сильнее, а эрогенная зона остается в влечении к противоположному полу. Гетеросексуальные отношения рассматриваются как основа сексуального поведения взрослых.

Однако достижение генитальной фазы является нормальным, если фиксация не произошла на более ранних стадиях события.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *