Стадии психосоциального развития по фрейду: Стадии психосексуального развития по З. Фрейду

Стадии психосоциального развития по фрейду: Стадии психосексуального развития по З. Фрейду

№22 Психосексуальные стадии развития з.Фрейд

Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках. Первая, илигенетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивидуума закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет. Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством половой энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий, коренящихся в инстинктивных процессах организма.

Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности:оральной, анальной, фаллической и генитальной. В общую схему развития Фрейд включил илатентный период, приходящийся в норме на промежуток между 6-7-м годами жизни ребенка и началом половой зрелости. Но, строго говоря, латентный период – это не стадия.

Первые три стадии развития охватывают возраст от рождения до пяти лет и называют прегенитальнымистадиями, поскольку зона половых органов еще не приобрела главенствующей роли в становлении личности. Четвертая стадия совпадает с началом пубертата. Наименования стадий основаны на названиях областей тела, стимуляция которых приводит к разрядке энергии либидо. В табл. 3-1 дается описание стадий психосексуального развития по Фрейду.

Таблица 3-1. Стадии психосексуального развития по Фрейду

 

Стадия

Возрастной период

Зона сосредоточения либидо

Задачи и опыт,  соответствующие данному уровню развития

Оральная

0 – 18 месяцев

Рот (сосание, кусание, жевание)

Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела

Анальная

1,5 – 3 года

Анус (удержание или выталкивание фекалий)

Приучение к туалету (самоконтроль)

Фаллическая

3 – 6 лет

Половые органы (мастурбация)

Отождествление со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания

Латентная

6 – 12 лет

Отсутствует (половое бездействие)

Расширение социальных контактов со сверстниками

Генитальная

Пубертат (половое созревание)

Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям)

Установление близких отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество

Так как Фрейд делал основной акцент на биологических факторах, все стадии тесно связаны с эрогенными зонами, то есть чувствительными участками тела, которые функционируют как локусы выражения побуждений либидо.

Эрогенные зоны включают уши, глаза, рот (губы), молочные железы, анус и половые органы.

В термине «психосексуальный» подчеркивается, что главным фактором, определяющим развитие человека, является половой инстинкт, прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека. Согласно теории Фрейда, на каждой стадии развития определенный участок тела стремится к определенному объекту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение. Психосексуальное развитие – это биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от их культурного уровня. Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей.

Логика теоретических построений Фрейда основывается на двух факторах: фрустрации ичрезмерного потакания. В случае фрустрации психосексуальные потребности ребенка (например, сосание, кусание или жевание) пресекаются родителями или воспитателями и поэтому не находят оптимального удовлетворения.

При чрезмерном потакании со стороны родителей ребенку предоставляется мало возможностей (или их вовсе нет) самому управлять своими внутренними функциями (например, осуществлять контроль над выделительными функциями). По этой причине у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности. В любом случае, как полагал Фрейд, в результате происходит чрезмерное скопление либидо, что впоследствии, в зрелые годы может выразиться в виде «остаточного» поведения (черты характера, ценности, установки), связанного с той психосексуальной стадией, на которую пришлись фрустрация или чрезмерное потакание.

Важным понятием в психоаналитической теории является понятие регрессии, то есть возврат на более раннюю стадию психосексуального развития и проявление ребячливого поведения, характерного для этого более раннего периода. Например, взрослый человек в ситуации сильного стресса может регрессировать, и это будет сопровождаться слезами, сосанием пальца, желанием выпить что-нибудь «покрепче».

Регрессия – это особый случай того, что Фрейд называлфиксацией (задержка или остановка развития на определенной психосексуальной стадии). Последователи Фрейда рассматривают регрессию и фиксацию как взаимодополняющие явления; вероятность наступления регрессии зависит в основном от силы фиксации (Fenichel, 1945). Фиксация представляет собой неспособность продвижения от одной психосексуальной стадии к другой; она приводит к чрезмерному выражению потребностей, характерных для той стадии, где произошла фиксация. Например, упорное сосание пальца у десятилетнего мальчика является признаком оральной фиксации. В данном случае энергия либидо проявляется в активности, свойственной более ранней стадии развития. Чем хуже человек справляется с освоением требований и задач, выдвигаемых тем или иным возрастным периодом, тем более он подвержен регрессии в условиях эмоционального или физического стресса в будущем. Таким образом, структура личности каждого индивидуума характеризуется в категориях соответствующей стадии психосексуального развития, которой он достиг или на которой у него произошла фиксация.
С каждой из психосексуальных стадий развития связаны различные типы характера, которые мы вскоре рассмотрим. А сейчас обратимся к характеристикам, выдвинутым Фрейдом на первый план в развитии личности.

Теория психосоциального развития личности З. Фрейда.

Основы психоаналитического подхода к пониманию развития психики в онтогенезе заложены 3. Фрейдом (1856—1939). Психическое развитие в психоанализе отождествляется с процессом усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением  ее  структур  и  функций.

Фрейд выделял три уровня психики человека (по критерию принципиальной возможности осознания  психических  процессов)  —  сознание, предсознание и бессознательное . В центре его научных интересов был бессознательный уровень психики — вместилище инстинктивных потребностей организма, влечений, в первую очередь сексуальных и агрессивных. Именно бессознательное изначально противостоит обществу. Фрейд рассматривал развитие личности как адаптацию (приспособление) индивида к внешнему социальному миру, чуждому ему, но совершенно необходимому. Личность человека, по Фрейду, включает в себя три структурных компонента — Оно, Я и Сверх-Я, которые возникают неодновременно. Оно (Ид) — примитивное ядро личности; оно имеет врожденный характер, находится в бессознательном  и  подчиняется  принципу удовольствия. Ид содержит  врожденные  импульсивные  влечения (инстинкт жизни Эрос и инстинкт смерти Танатос) и составляет энергетическую  основу  психического  развития.     

Я (Эго) — рациональная и в принципе осознаваемая часть личности.  Она возникает по  мере биологического созревания  между 12 и 36  месяцами  жизни  и  руководствуется принципом  реальности. Задача Эго — объяснить происходящее и построить поведение человека так, чтобы его инстинктивные требования были удовлетворены, а ограничения общества и сознания не  были  бы  нарушены. При содействии Эго конфликт между индивидом и социумом в течение  жизни  должен ослабевать. Сверх- Я (Супер-Эго ) как структурная составляющая личности формируется последней, между 3 и 6 годами жизни. Супер-Эго представляет собой совесть, эго-идеал и строго контролирует  соблюдение  норм,  принятых  в  данном  обществе. Тенденции со стороны Ид и Супер-Эго, как правило, имеют конфликтный характер, что порождает тревогу, нервозность, напряженность индивида. В ответ Эго создает и использует ряд защитных механизмов, таких, как вытеснение, рационализация, сублимация, проекция, регрессия и др. Однако  пока  Эго  ребенка еще слабо, не все конфликты могут быть разрешены. Переживания становятся длительными, «фиксируются», образуя  определенный тип характера, т.е. фундамент личности закладывается переживаниями раннего детства.  Необходимо  отметить,  однако,  что  Фрейд не изучал детскую психику специально, а  пришел  к  формулированию основных положений своей теории развития личности, анализируя  невротические  нарушения  взрослых  пациентов.

Подходы к пониманию детской сексуальности изложены Фрейдом еще в начале XX в. в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905) 1 . Он исходил из идеи, что человек рождается с неким количеством сексуальной энергии (либидо), которая в строго  определенной последовательности перемещается по разным областям тела (рот,  анус,  гениталии).

Фрейд наметил порядок развертывания психосексуальных  стадий по мере созревания организма (биологический фактор развития) и считал, что стадии универсальны и присущи всем людям, независимо от их культурного уровня. Периодизацию возрастного развития 3 . Фрейда называют психосексуальной теорией личности , поскольку центральная линия его теории связана с сексуальным инстинктом, понимаемым широко как получение удовольствия. Названия стадий личностного развития (оральная,  анальная,  фаллическая,  генитальная) указывают на основную телесную (эрогенную) зону, с которой связано ощущение удовольствия  в  этом  возрасте.

Стадии — это своего рода ступени на пути развития, и существует опасность «застрять» на той или иной стадии, и тогда компоненты детской сексуальности могут стать предпосылками невротических симптомов  последующей  жизни.

1.Оральная стадия продолжается от рождения до 18 месяцев. Главный источник удовольствия на начальной стадии психосексуального развития соединяется с удовлетворением основной органической потребности и включает действия, связанные с кормлением  грудью:  сосание,  кусание  и  глотание. На оральной стадии складываются установки в отношении других людей — установки зависимости, опоры или независимости, доверия. Мать пробуждает в ребенке сексуальное влечение, учит его любить. Именно оптимальная степень удовлетворения  (стимуляции) в оральной зоне (грудного вскармливания, сосания) закладывает  основы  здоровой  самостоятельной  взрослой  личности. Крайности материнского отношения в первые шесть месяцев жизни (чрезмерная или, напротив, недостаточная стимуляция) искажают личностное развитие, происходит фиксация оральной пассивности. Это означает, что взрослый человек будет использовать в качестве способов адаптации к окружающему миру демонстрации беспомощности, доверчивости, будет нуждаться в постоянном одобрении своих действий со стороны. Слишком много родительской нежности ускоряет половую зрелость и делает ребенка «избалованным»,  зависимым. Во второй половине первого года жизни, с  прорезыванием зубов, когда акцент смещается на действия кусания и жевания, наступает орально-садистическая фаза оральной стадии. Фиксация на орально — садистической фазе приводит к таким чертам взрослой личности, как любовь к спорам, цинично-потребительское отношение  к  другим, пессимизм. Область рта, по мнению Фрейда, остается важной эрогенной  зоной в течение всей жизни человека. Привязанность либидо  к оральной зоне иногда сохраняется и у взрослого и дает о себе знать остаточным оральным поведением — обжорством, курением, грызением  ногтей,  жеванием  резинки  и  т.п.

2. Анальная стадия развития личности, связанная с возникновением Эго, приходится на возраст от 1 — 1,5 до 3 лет. Анальная эротика связана, по Фрейду, с приятными ощущениями от работы кишечника, от выделительных функций, с интересом к собственным  фекалиям. На этой стадии родители начинают приучать ребенка пользоваться туалетом, впервые предъявляя ему требование отказаться от инстинктивного удовольствия. Способ приучения к туалету, практикуемый родителями, определяет будущие формы самоконтроля и саморегуляции  ребенка. Правильный воспитательный подход опирается на внимание к состоянию ребенка, на поощрение детей к  регулярному  опорожнению кишечника. Эмоциональная поддержка опрятности как проявления самоконтроля имеет, по Фрейду, долговременный  позитивный эффект в становлении аккуратности, личностного здоровья и даже  гибкости  мышления. При неблагоприятном варианте развития родители ведут себя чрезмерно строго и требовательно, добиваются опрятности как можно раньше, ориентируясь в основном на формальные режимные моменты. В ответ на эти неадекватные требования у детей возникают своего рода протестные тенденции в виде «удерживания» (запоров) или, напротив, «выталкивания». Эти фиксированные реакции, распространившись позже на другие виды поведения, приводят к складыванию своеобразного типа личности: анально-удерживающего (упрямого, скупого, методичного) или анально — выталкивающего  (беспокойного, импульсивного, склонного к разрушению).

3.Фаллическая стадия (3—6 лет) — стадия психосексуального развития с участием уже собственно генитальной зоны. На фаллической стадии психосексуального развития ребенок часто рассматривает и исследует свои половые органы, проявляет интерес к вопросам, связанным с появлением детей и половыми отношениями. Именно в этот возрастной период в индивидуальном развитии каждого человека возрождается некий исторический конфликт — комплекс Эдипа. У мальчика обнаруживается желание «обладать» матерью и устранить отца. Вступая в бессознательное соперничество с отцом, мальчик испытывает страх предполагаемого жестокого наказания  с  его  стороны,  страх  кастрации,  в  трактовке  Фрейда. Амбивалентные чувства ребенка (любовь/ненависть к отцу), которые сопровождают Эдипов комплекс, преодолеваются между пятью и семью годами. Мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные желания в  отношении  матери.  Идентификация себя с отцом (подражание интонациям, высказываниям, по ступкам, заимствование норм, правил, установок) способствует возникновению Супер-Эго, или совести, последнего компонента структуры  личности. У девочек Фрейд подразумевает аналогичный доминирующий комплекс —  комплекс   Электры.  Разрешение комплекса Электры также происходит путем идентификации себя с родителем своего пола — матерью и подавления тяготения к отцу. Девочка, увеличивая сходство с матерью, получает символический «доступ» к своему  отцу.

4. Латентная стадия —  сексуальное  затишье,  от  6—7  лет до 12 лет, до начала подросткового возраста. Запас энергии направляется на несексуальные цели и занятия — учебу, спорт, познание, дружбу со сверстниками, в основном своего пола. Фрейд особо подчеркивал значение этого перерыва в сексуальном становлении человека как условия для развития высшей человеческой  культуры.

5. Генитальная стадия (12—18 лет) — стадия, обусловленная биологическим созреванием в пубертатный период и завершающая психосексуальное развитие. Происходит прилив сексуальных и агрессивных побуждений, комплекс Эдипа возрождается на новом уровне. Аутоэротизм исчезает, ему на смену приходит  интерес к другому сексуальному объекту, партнеру противоположного пола. В норме в юности происходит поиск места в обществе, выбор брачного  партнера,  создание  семьи. Одна из самых значительных задач этой стадии — освобождение от авторитета родителей, от привязанности к ним, что обеспечивает нужную для культурного процесса противоположность старого и нового  поколений. Генитальный характер — это идеальный тип личности с психоаналитической позиции, уровень зрелости личности. Необходимое качество генитального характера — способность к гетеросексуальной любви без чувства вины или конфликтных переживаний. Зрелая личность характеризуется Фрейдом гораздо более широко: она многогранна, и ей присущи активность в решении жизненных проблем и способность прикладывать усилия, умение трудиться, умение откладывать удовлетворение, ответственность в социальных и  сексуальных  отношениях  и  забота  о  других  людях.

Таким образом, детство интересовало 3. Фрейда как период, который преформирует взрослую личность.  Фрейд  был  убежден, что все самое существенное в развитии личности происходит до пятилетнего возраста, а позже человек уже только «функционирует», пытается изжить ранние конфликты, поэтому каких-либо особых стадий взрослости он не выделял. При этом само детство отдельного индивида преформировано событиями из истории развития человеческого рода (эта линия представлена возрождением Эдипова комплекса, аналогией оральной стадии в развитии личности и каннибальской стадии в  истории человеческого сообщества  и  т. п.).

Самые значимые факторы становления личности в классическом психоанализе — это биологическое созревание и способы общения с родителями. Неудачи приспособления к требованиям среды в  раннем детстве, травматические переживания в детские годы и  фиксация либидо предопределяют глубокие конфликты и болезни в будущем.

Ценность психоаналитической  концепции  в  том, что это динамическая концепция развития, в ней показана сложная гамма переживаний, единство душевной жизни человека, ее несводимость к отдельным функциям и элементам. Хотя эти представления в большой степени мифологичны, тем не менее они обнаруживают значимость детства, важность и  долговременность родительскою влияния. Общение с родителями в ранние годы, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты и срывы адаптации сказываются впоследствии, проявляются характерными проблемами уже у взрослого человека. Психоаналитики настаивали на том, что негативный детский опыт приводит к инфантилизму, эгоцентричности, повышенной агрессивности личности и такой взрослый будет испытывать значительные трудности  с  собственным  ребенком,  в  реализации  родительской  роли. Важнейшей стороной психоаналитического подхода можно считать идею чуткого внимания к ребенку, стремление разглядеть за внешне обычными его словами и поступками вопросы, по- настоящему беспокоящие или смущающие его. Так, К.Г. Юнг, анализируя «конфликты детской души», критически замечает: «Ведь обычно к детям совсем не прислушиваются, обычно их (в любом возрасте) опекают, точно невменяемых, чуть только дело коснется чего-нибудь существенного, все же остальное  сводится  к  дрессировке,   ведущей   к   автоматоподобному   совершенству»   (выделено нами.   —   И.Ш.).   Такой  подход,   по   мнению  Юнга,  неприемлем: «Надо брать детей такими, каковы они в действительности, надо перестать видеть в них только то, что мы хотели бы в них видеть, а воспитывая их, надо сообразоваться не с мертвыми правилами, а с естественным  направлением  развития».

Дальнейшее развитие психоаналитического направления в психологии  связано с  именами  К.   Юнга,   А.   Адлера,  К.   Хорни, А.  Фрейд, М.  Кляйн, Э.   Эриксона,  Б.  Беттельгейма, М. Малер и др. Попытки организовать аналитическую работу с детьми с позиций традиционного  психоанализа  натолкнулись  на  реальные  трудности: у детей не выражен интерес к исследованию своего прошлого, отсутствует инициатива обращения к психоаналитику, а уровень вербального  развития  недостаточен  для  оформления  своих  переживаний в словах. На первых порах психоаналитики в основном использовали  как материал для интерпретации наблюдения и сообщения родителей. Позже были разработаны методы психоанализа, направленные именно на детей. Последователи Фрейда в области детского психоанализа А. Фрейд и М. Кляйн создали собственные, различающиеся варианты  детской  психотерапии.

Основной предмет исследования

Развитие  личности

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Методы исследования

Анализ клинических случаев, метод свободных ассоциа ций,  анализ  сновидений,  оговорок  и  т.д.

Основные  понятия

Уровни психики (сознание, предсознание, бессознатель ное), структура личности (Ид, Эго, Супер-Эго), пси хологическая защита, сексуальная энергия (либидо), сексуальный инстинкт, инстинкт  жизни,  инстинкт  смер ти, стадии психосексуального развития, эрогенные зоны, принцип удовольствия, принцип реальности, Эдипов комплекс, комплекс  Электры,  идентификация,  кон фликт, остаточное поведение, фиксация, генитальный характер

Основные  идеи

Изначальный антагонизм ребенка и внешнего мира, развитие личности как адаптация индивида  к  социаль ному миру. Развитие личности = психосексуальное раз витие.  Развитие  личности  наиболее  интенсивно  в  первые

5 лет жизни, завершается с окончанием полового созре вания. Стадии развития личности  в  неизменной,  задан ной биологическим созреванием последовательности: оральная, анальная,  фаллическая,  латентная,  гени- тальная

Факторы  развития

Внутренний (биологическое созревание, преобразования количества и направленности сексуальной энергии) и внешний  (социальный,  влияние  общения  с  родителями)

Ценное

Динамическая концепция развития, показано единство душевной жизни  человека, значимость  детства,  важ ность и долговременность родительского влияния. Идея чуткого внимания по отношению к внутреннему миру ребенка

Направления критики

— Мифологичность

—    Отсутствие строгих формализованных методов иссле дования,  статистических  данных

—    Трудность  проверки

—    Пессимистический взгляд на  возможности  развития за  пределами  подросткового  возраста

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Теория психосоциального развития личности З. Фрейда.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Теория психосоциального развития личности З. Фрейда.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Теория психосоциального развития личности З. Фрейда.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Теории развития идентичности — Формирование идентичности

Многие исследователи и теоретики пытались разделить формирование идентичности и личности на ряд конкретных универсальных этапов, включая Зигмунда Фрейда, Эрика Эриксона и Лоуренса Кольберга.

Зигмунд Фрейд был венским врачом, который разработал свою психосексуальную теорию развития, работая с эмоционально неуравновешенными взрослыми. В настоящее время этот подход считается спорным и в основном устаревшим. Он основан на идее о том, что родители играют решающую роль в управлении сексуальными и агрессивными побуждениями своих детей в течение первых нескольких лет жизни, способствуя их правильному развитию.

По Фрейду, детские переживания формируют нашу личность и поведение во взрослом возрасте. Фрейд считал развитие прерывистым; он считал, что каждый из нас должен пройти через ряд стадий в детстве и что, если нам не хватает надлежащего воспитания и воспитания на какой-либо стадии, мы можем застрять на этой стадии или зациклиться на ней. Согласно Фрейду, детские побуждения к поиску удовольствий (управляемые Ид) фокусируются на разных участках тела, называемых эрогенными зонами, на каждой из пяти стадий развития (психосексуальных стадий развития): оральной, анальной, фаллической. , латентный и генитальный.

  • Оральный (0-1 год): на этом этапе рот является центром удовольствия для развития. Фрейд считал, что именно поэтому младенцы рождаются с сосательным рефлексом и желают материнской груди.
  • Анальный секс (возраст 1–3 года): на этом этапе малыши и дети дошкольного возраста начинают экспериментировать с мочой и фекалиями. Контроль, которому они учатся управлять своими телесными функциями, проявляется в приучении к туалету.
  • Фаллический (возраст 3–6 лет): на этом этапе дошкольники получают удовольствие от своих гениталий и, согласно Фрейду, начинают бороться с сексуальными желаниями по отношению к родителю противоположного пола (мальчики — к матерям, а девочки — к отцам). У мальчиков это называется Эдиповым комплексом, включающим стремление мальчика к своей матери и его стремление заменить своего отца, который рассматривается как соперник за внимание матери. В то же время мальчик боится, что отец накажет его за чувства, поэтому испытывает кастрационную тревогу. Комплекс Электры, позже предложенный протеже Фрейда Карлом Юнгом, включает в себя желание девочки привлечь внимание отца и желание занять место матери.
  • Латентность (6-12 лет): На этом этапе сексуальные инстинкты утихают, и у детей начинает развиваться совесть .
  • Генитальный (от 12 лет): на этом этапе вновь возникают сексуальные импульсы. Если другие этапы были успешно пройдены, подростки начинают вести себя соответствующим образом, что может привести к браку и рождению детей.

Эрик Эриксон  был теоретиком сцены, принявшим противоречивую теорию Фрейда о психосексуальных и модифицировала его как психосоциальную теорию. Стадии психосоциального развития Эриксона основаны на психосексуальной теории Фрейда (и расширяют ее). Эриксон предположил, что нас мотивирует необходимость достичь компетентности в определенных областях нашей жизни. Согласно психосоциальной теории, мы проходим восемь стадий развития на протяжении всей жизни, от младенчества до поздней взрослой жизни.

Доверие против недоверия: С рождения до 12 месяцев младенцы должны понимать, что взрослым можно доверять.

Самостоятельность против стыда/сомнений: по мере того как малыши (в возрасте 1–3 лет) начинают исследовать свой мир, они узнают, что могут контролировать свои действия и воздействовать на окружающую среду для достижения результатов.

Инициатива против чувства вины: Как только дети достигают дошкольного возраста (в возрасте 3–6 лет), они способны инициировать действия и контролировать свой мир посредством социальных взаимодействий и игр.

Трудолюбие против неполноценности: на этапе начальной школы (в возрасте 6–12 лет) дети сталкиваются с задачей  трудолюбие против неполноценности. Дети начинают сравнивать себя со своими сверстниками, чтобы увидеть, насколько они соответствуют. У них либо развивается чувство гордости и достижений в учебе, спорте, общественной деятельности и семейной жизни, либо они чувствуют себя неполноценными и неполноценными, потому что чувствуют, что не соответствуют им.

Идентичность и смешение ролей: В подростковом возрасте (в возрасте 12–18 лет) дети сталкиваются с проблемой идентификации и смешения ролей. По Эриксону, главной задачей подростка является развитие чувства собственного достоинства. Подростки борются с такими вопросами, как «Кто я?» и «Что я хочу делать со своей жизнью?» Попутно большинство подростков примеряют множество разных «я», чтобы понять, какое из них подходит; они исследуют различные роли и идеи, ставят цели и пытаются открыть свое «взрослое» «я».

Близость против изоляции: люди в раннем взрослом возрасте (от 20 до 40 лет) обеспокоены близостью и изоляцией. После того, как в подростковом возрасте мы развили чувство собственного достоинства, мы готовы поделиться своей жизнью с другими.

Генеративность против стагнации: Когда люди достигают 40-летнего возраста, они вступают в период, известный как середина взрослой жизни, который продолжается до середины 60-х годов. Социальная задача зрелого возраста — генеративность против стагнации. Генеративность включает в себя поиск работы своей жизни и содействие развитию других посредством таких действий, как волонтерство, наставничество и воспитание детей.

Целостность против отчаяния: с середины 60-х до конца жизни мы находимся в периоде развития, известном как поздняя взрослость. Задача Эриксона на этом этапе называется честность против отчаяния. Он сказал, что люди в позднем взрослом возрасте размышляют о своей жизни и испытывают либо чувство удовлетворения, либо чувство неудачи.

Хотя психосоциальные стадии Эриксона объясняют взаимодействие между собой и социальной средой, Лев Выготский предложил теорию, которая идет дальше в явном признании участия социальных и культурных факторов в развитии. Наиболее важным элементом его теории является то, что обучение происходит посредством взаимодействия с другими людьми, которое способствует приобретению культурно ценного поведения и убеждений. Работа Выготского вдохновила социокультурный подход к идентичности, который делает упор на социализацию и опыт обучения, способствующий формированию идентичности.

Лоуренс Кольберг расширил более раннюю работу когнитивного теоретика Жана Пиаже, чтобы объяснить нравственное развитие детей. Кольберг считал, что нравственное развитие, как и когнитивное развитие, проходит ряд стадий.

Поставив перед людьми различные моральные дилеммы, Колберг рассмотрел ответы людей и поместил их на разные стадии моральных рассуждений. Согласно Кольбергу, человек прогрессирует от способности к доконвенциональным морали (до 9 лет) к способности к общепринятой морали (ранний подростковый возраст) и к достижению постконвенциональной морали (как только будет достигнута идея Пиаже о формальном операциональном мышлении), чего полностью достигают лишь немногие. Каждый уровень нравственности содержит две стадии, которые обеспечивают основу для нравственного развития в различных контекстах.

Уровень 1: Доконвенциональный: На всем доконвенциональном уровне чувство морали ребенка находится под внешним контролем. Дети принимают и верят правилам авторитетных лиц, таких как родители и учителя.

Уровень 2: Обычный: На всем протяжении обычного уровня чувство морали у ребенка связано с личными и социальными отношениями. Дети продолжают принимать правила авторитетных фигур, но теперь это связано с их верой в то, что это необходимо для обеспечения позитивных отношений и общественного порядка.

Уровень 3: Постконвенциональный: На всем постконвенциональном уровне чувство морали человека определяется в терминах более абстрактных принципов и ценностей. Люди теперь считают, что некоторые законы несправедливы и должны быть изменены или отменены. Этот уровень отмечен растущим осознанием того, что люди являются отдельными от общества субъектами и что люди могут не подчиняться правилам, несовместимым с их принципами.

 

Практические вопросы

 

Академия Хана

Пощекочи меня, Ним. Говорят ли приматы на языке?

Системы подсчета и Племя Пираха

Официальный подготовка MCAT (AAMC)

Секция Банка P/S ВОПРОС 33

Образец Тест P/S Переход 5 Вопрос 21

Практический экзамен 1 P /S Раздел Пассаж 6 Вопрос 33

Практический экзамен 2 P/S, раздел 7, вопрос 37

Практический экзамен 2, P/S, раздел 7, вопрос 38

Практический экзамен 4, раздел P/S, вопрос 26

 

2 3

Ключ 2 3

Ключ Пять стадий психосексуальной теории Фрейда включают оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную стадии.

• Согласно его теории, для правильного развития необходимо успешно пройти каждую стадию психосексуального развития; если нам не хватает надлежащей заботы и воспитания на какой-то стадии, мы можем застрять на ней или зациклиться на ней.

• Эрик Эриксон (1902–1994) был теоретиком стадий, который взял противоречивую психосексуальную теорию Фрейда и преобразовал ее в восьмиэтапную теорию психосоциального развития.

• На каждом из восьми этапов развития Эриксона необходимо успешно разрешить две конфликтующие идеи, чтобы человек стал уверенным в себе и полезным членом общества. Неспособность справиться с этими задачами приводит к чувству неадекватности.

• Восемь стадий психосоциального развития Эриксона включают доверие против недоверия, автономию против стыда/сомнения, инициативу против вины, трудолюбие против неполноценности, идентичность против смешения ролей, близость против изоляции, продуктивность против стагнации и честность против отчаяния.

• Лев Выготский предложил теорию, признающую участие социальных и культурных факторов в развитии. Наиболее важным элементом его теории является то, что обучение происходит посредством взаимодействия с другими людьми, которое способствует приобретению культурно ценного поведения и убеждений.

• Лоуренс Кольберг расширил более раннюю работу когнитивного теоретика Жана Пиаже, чтобы объяснить нравственное развитие детей, которое, по его мнению, следует ряду стадий.

• Кольберг определил три уровня морального развития: доконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный. Каждый уровень состоит из двух отдельных этапов.

• На доконвенциональном уровне чувство морали ребенка контролируется извне. Дети принимают и верят правилам авторитетных лиц, таких как родители и учителя, и судят о действиях на основании их последствий.

• На конвенциональном уровне чувство морали человека связано с личными и общественными отношениями. Дети продолжают принимать правила авторитетных фигур, но теперь это потому, что они считают, что это необходимо для обеспечения позитивных отношений и общественного порядка.

• На постконвенциональном уровне чувство морали человека определяется в терминах более абстрактных принципов и ценностей. Люди теперь считают, что некоторые законы несправедливы и должны быть изменены или отменены.


Ключевые термины

Зигмунд Фрейд : Его теория психосексуального развития основана на идее, что родители играют решающую роль в управлении сексуальными и агрессивными влечениями своих детей в течение первых нескольких лет жизни, чтобы способствовать их правильному развитию.

совесть : олицетворение морального чувства правильного и неправильного, обычно в форме человека, существа или просто голоса, дающего моральные уроки и советы

психосексуального аспект и аспекты сексуальности

Эрик Эриксон: Его психосоциальные этапы развития сосредоточены на разрешении различных кризисов, чтобы стать успешным, целостным человеком

Лоуренс Колберг: h — теория нравственного развития утверждает, что мы продвигаемся через три уровня нравственного мышления, которые строятся на нашем когнитивном развитии

мораль : признание различия между добром и злом или между правильным и неправильным; уважение и соблюдение правил правильного поведения; умственная предрасположенность или характеристика поведения, направленного на получение хороших результатов

Лев Выготский: считал, что социальное взаимодействие играет решающую роль в обучении детей

социокультурный : сочетание социальных и культурных факторов

8 стадий психосоциального развития Эриксона | Образование, общество и учащийся K-12 |

Эрик Эриксон (1902–1994) был теоретиком сцены, который взял спорную теорию психосексуального развития Фрейда и модифицировал ее как психосоциальную теорию. Эриксон подчеркивал, что эго вносит положительный вклад в развитие, овладевая установками, идеями и навыками на каждой стадии развития. Это мастерство помогает детям стать успешными и полезными членами общества. На каждой из восьми эриксоновских стадий возникает психологический конфликт, который необходимо успешно преодолеть, чтобы ребенок превратился в здорового, уравновешенного взрослого человека.

Эрик Эриксон

Эриксон разработал свои восемь стадий психосоциального развития на основе психосексуальной теории Фрейда.

Стадии психосоциального развития Эриксона основаны на психосексуальной теории Фрейда (и расширяют ее). Эриксон предположил, что нас мотивирует необходимость достичь компетентности в определенных областях нашей жизни. Согласно психосоциальной теории, мы проходим восемь стадий развития на протяжении всей жизни, от младенчества до поздней взрослой жизни. На каждом этапе есть кризис или задача, которую нам нужно решить. Успешное выполнение каждой задачи развития приводит к ощущению компетентности и здоровой личности. Неспособность справиться с этими задачами приводит к чувству неадекватности.

Эриксон также добавил к стадиям Фрейда, обсудив культурные последствия развития; некоторым культурам может потребоваться пройти этапы по-разному в зависимости от их культурных потребностей и потребностей выживания.

Доверие против недоверия

С рождения до 12 месяцев младенцы должны понимать, что взрослым можно доверять. Это происходит, когда взрослые удовлетворяют основные потребности ребенка для выживания. Младенцы зависят от своих опекунов, поэтому опекуны, чутко реагирующие и чуткие к потребностям своего младенца, помогают ребенку развить чувство доверия; их ребенок увидит мир как безопасное и предсказуемое место. Неотзывчивые опекуны, которые не удовлетворяют потребности своего ребенка, могут вызывать чувство беспокойства, страха и недоверия; их ребенок может видеть мир непредсказуемым. Если с младенцами обращаются жестоко или их потребности не удовлетворяются должным образом, они, скорее всего, вырастут с чувством недоверия к людям в этом мире.

Автономия или стыд/сомнение

Когда малыши (в возрасте 1–3 лет) начинают исследовать свой мир, они узнают, что могут контролировать свои действия и воздействовать на окружающую среду для достижения результатов. Они начинают проявлять явные предпочтения к определенным элементам окружающей среды, таким как еда, игрушки и одежда. Основная задача малыша — решить проблему автономии против стыда и сомнений , работая над установлением независимости. Это стадия «Я делаю это». Например, мы можем наблюдать зарождающееся чувство автономии у двухлетнего ребенка, который хочет сам выбирать себе одежду и одеваться. Хотя ее наряды могут не соответствовать ситуации, ее вклад в такие базовые решения влияет на ее чувство независимости. Если ему будет отказано в возможности воздействовать на свое окружение, он может начать сомневаться в своих способностях, что может привести к низкой самооценке и чувству стыда.

Инициатива против вины

Как только дети достигают дошкольного возраста (возраст 3–6 лет), они способны инициировать деятельность и утверждать контроль над своим миром посредством социальных взаимодействий и игр. По Эриксону, дети дошкольного возраста должны решить задачу инициативы и вины. Научившись планировать и достигать целей, взаимодействуя с другими, дети дошкольного возраста могут справиться с этой задачей. Инициатива, чувство амбиций и ответственности возникают, когда родители позволяют ребенку исследовать в определенных пределах, а затем поддерживают выбор ребенка. Эти дети разовьют уверенность в себе и почувствуют целеустремленность. У тех, кто потерпел неудачу на этом этапе — их инициатива дала осечку или задушена чрезмерно контролирующими родителями — может развиться чувство вины.

Трудолюбие против неполноценности

На этапе начальной школы (в возрасте 6–12 лет) дети сталкиваются с задачей трудолюбия против неполноценности. Дети начинают сравнивать себя со своими сверстниками, чтобы понять, на что они способны. У них либо развивается чувство гордости и достижений в учебе, спорте, общественной деятельности и семейной жизни, либо они чувствуют себя неполноценными и неполноценными, потому что чувствуют, что не соответствуют им. Если дети не учатся ладить с другими или имеют негативный опыт дома или со сверстниками, комплекс неполноценности может развиться в подростковом и взрослом возрасте.

Идентичность и путаница ролей

В подростковом возрасте (в возрасте 12–18 лет) дети сталкиваются с задачей идентичности и смешения ролей. По Эриксону, главная задача подростка — развить чувство собственного достоинства. Подростки борются с такими вопросами, как «Кто я?» и «Что я хочу делать со своей жизнью?» Попутно большинство подростков примеряют множество разных «я», чтобы понять, какое из них подходит; они исследуют различные роли и идеи, устанавливают цели и пытаются открыть себя «взрослым». Подростки, добившиеся успеха на этом этапе, обладают сильным чувством идентичности и способны оставаться верными своим убеждениям и ценностям перед лицом проблем и точек зрения других людей. Когда подростки апатичны, не занимаются сознательным поиском идентичности или вынуждены соответствовать представлениям своих родителей о будущем, у них может развиться слабое чувство собственного достоинства и спутанность ролей. Они не будут уверены в своей личности и будут смущены будущим. Подростки, которые изо всех сил пытаются принять положительную роль, скорее всего, будут изо всех сил пытаться «найти» себя во взрослой жизни.

Близость против изоляции

Людей в раннем взрослом возрасте (от 20 до 40 лет) беспокоит близость и изоляция. После того, как в подростковом возрасте мы развили чувство собственного достоинства, мы готовы поделиться своей жизнью с другими. Однако, если другие этапы не были успешно преодолены, у молодых людей могут возникнуть проблемы с развитием и поддержанием успешных отношений с другими людьми. Эриксон сказал, что мы должны иметь сильное чувство собственного достоинства, прежде чем мы сможем развивать успешные интимные отношения. Взрослые, у которых в подростковом возрасте не формируется позитивная самооценка, могут испытывать чувство одиночества и эмоциональной изоляции.

Генерация против стагнации

Когда люди достигают 40-летнего возраста, они вступают в период, известный как средняя взрослость, которая продолжается до середины 60-х годов. Социальная задача зрелого возраста — генеративность против стагнации. Генеративность включает в себя поиск работы в своей жизни и содействие развитию других посредством такой деятельности, как волонтерство, наставничество и воспитание детей. На этом этапе взрослые среднего возраста начинают вносить свой вклад в следующее поколение, часто рожая детей и заботясь о других; они также занимаются значимой и продуктивной работой, которая вносит положительный вклад в общество. Те, кто не справляется с этой задачей, могут испытывать застой и чувствовать, что они не оставляют значимого следа в мире; они могут иметь мало связей с другими и мало интересоваться продуктивностью и самосовершенствованием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *