Соотношение темперамента и характера кратко: Соотношение понятий «темперамент» и «характер»

Соотношение темперамента и характера кратко: Соотношение понятий «темперамент» и «характер»

Взаимосвязь характера с темпераментом

25.04.2011

Учитывая, что и темперамент, и характер как свойства личности человека не остаются нейтральными относительно его поведения и деятельности, логично поставить вопрос об их соотношении. Не отражают ли они идентичные аспекты личности? Имеет ли смысл вводить оба эти свойства личности в рассмотрение? Ответы на эти вопросы выявили несколько различных взглядов.

  1. Различий между этими личностными свойствами не существует. Не удивительно, что, читая литературу по психологии, авторами которой являются западные психологи (например, Э. Кречмер, Г. Айзенк), можно увидеть равноправное использование терминов «темперамент» и «характер».
  2. Темперамент и характер отражают разные свойства личности, но сосуществуют между собой на конфликтной основе. Личность представляет собой поле борьбы между ними. Характер пытается играть роль режиссера относительно темперамента.
    Более того, индивид, у которого победа в борьбе оказывается на стороне характера, имеет более совершенные личностные качества (Н. Левитов).
  3. Темперамент есть врожденная основа формирования и развития характера (например, Б. Ананьев, Л. Выготский, В. Русалов и др.).
  4. Темперамент включен в характер в качестве составляющей.
  5. Характер есть симбиоз врожденных и приобретенных особенностей человека, которые скрывают свой «авторский вклад» в конкретные действия. В подтверждение этой позиции Е. Ильин подчеркивает, что вспыльчивость может быть следствием холерического темперамента и плохого воспитания. Вместе с тем честность и вежливость могут проявляться при любом типе темперамента, хотя в разной манере.

И все же при всем многообразии взглядов можно определить то общее, в чем сходится большинство отечественных психологов.

Характер формируется на основе темперамента, так Как последний — более раннее личностное свойство, обусловленное генетически.

Однако было бы неверно говорить, что этот процесс однозначен. Характер — «дитя неблагодарное»: вскормленный темпераментом, он не только часто не слушается его, а даже норовит управлять им. Не всегда ведь холерик отпускает на волю свои эмоции. Бывает и так, что характер навсегда остается в услужении у темперамента, идет у него на поводу и не допускается на «первые роли». В этом случае о человеке говорят как о недозрелой личности, у которой интеллект находится на «службе» у физиологии.

Содержание характера обусловлено двумя противоположными сторонами образа жизни человека: его активной деятельностью и его полной бездеятельностью. Конкурируя между собой, они находят поддержку в виде личностных черт. В этой связи индивиды с одинаковыми темпераментами могут обладать различными совокупностями черт.

Окружающая человека социальная среда оказывает решающее влияние на формирование его характера и практически оставляет без изменений свойства темперамента.

Характер определяет содержание поведения и деятельности человека, темперамент — лишь их манеру, стиль, динамику.

Тип темперамента обусловлен его свойствами и не подлежит оценке по шкале «хороший — плохой», характер же — совокупностью черт личности, из которых одни могут относиться к негативным, другие — к позитивным (доброта — злость, сдержанный — вспыльчивый).

Разногласия по вопросу соотношения темперамента и характера можно отнести к «болезни роста» психологии. В настоящее время идет интенсивный поиск психологической структуры личности. Психологи ведут этот поиск разными путями, опираясь на различные представления о механизмах психики. Несомненно, что в будущем их пути сойдутся и общее движение продолжится в одном направлении. Так формируется любое научное знание.

Ключевые слова: Характер, Темперамент

Материалы по теме

Формирование характера. Темперамент и характер

Штейнмец А.Э., Общая психология

Половые различия в проявлении свойств нервной системы, темперамента и акцентуаций характера

. ..

Соотношение понятий «Темперамент» и «Характер»

Общение и темперамент

Стасенко В.Г., Психология общения

Определение характера, его структура и свойства

Характер и его формирование

И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В….

Понятие о характере

Еникеев М.И., Общая и социальная психология

Понятие о темпераменте личности

Соотношение понятий «характер» и «темперамент»

Происхождение слов

Слово «характер» происходит от греческого character (печать, знак, чеканка). Смысл этого слова хорошо виден в словосочетании «характерные особенности» (яркие и информативные особенности) и глаголе «характеризовать» (давать краткое и информативное описание какого-то объекта, в том числе с помощью каких-то ярких эпитетов).

Слово «темперамент» латинского происхождения (temperamentum — надлежащее соотношение частей, упорядоченность, соразмерность). Изначально это слово употреблялось для обозначения типов людей, так оно употребляется и сейчас.

Характер и темперамент в обиходе

Говоря о характере, обычно подразумевают те свойства личности, которые накладывают определенный яркий отпечаток на все ее проявления. Характер выражают специфическое для личности отношение к миру, другим людям, животным, объектам и явлениям. Именно в этом смысле обычно говорят, что у человека плохой характер или хороший, благородный или низкий, и т. п.

Если говорят, что такой-то человек бесхарактерный, то желают этим сказать, что у него нет такого внутреннего стержня, который определял бы поведение, нет четко выработанной системы отношений к окружающему. Бесхарактерный человек — это человек, лишенный внутренней определенности, детерминированности. Каждый поступок бесхарактерного человека зависит больше от внешних обстоятельств, чем от него самого.

Человек с характером, напротив, выделяется прежде всего определенностью своего отношения к окружающему., выражающейся в определенности его действий и поступков. Поведение человека с характером в очень значительной степени можно спрогнозировать.

В обиходе нельзя услышать слово «бестемпераментный» или «человек с темпераментом», то есть подразумевается что темперамент есть всегда. Однако часто можно услышать про какого-то человека, что он «темпераментный» (активный и бурно реагирующий, возможно неуравновешенный).

От отождествления до противопоставления

А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев (1957) отмечают, что вопрос о соотношении темперамента и характера ставился многими психологами. Авторы выделили четыре группы мнений:

— отождествление темперамента и характера

— противопоставление темпераменту характера, установление между ними антагонистических отношений

— признание темперамента элементом характера

— признание темперамента основной природой характера

Точка зрения 1.

Темперамент = Характер

Кречмер, выводя темперамент из особенностей телесной конституции, отождествляет его с характером личности.

Такое отождествление распространено в западной психологии, где темперамент не выделяется как самостоятельное понятие, а выступает в качестве синонима понятий «характер» и даже «личность». Такую точку зрения можно найти у авторов: R. Cattell, H. Eber, M. TatsuoKa, Н. Eysenk, А. Ф. Лазурский. Последний отождествлял темперамент и характер, относя их к эндопсихике, характеризующей врожденный запас физических и духовных сил. Лазурский считал, что эндопроявления выражают внутренние, субъективные соотношения между психофизиологическими элементами данной личности, и в то же время они всегда связаны с индивидуальными особенностями центральной нервной системы.

Точка зрения 2. Темперамент противоположен характеру

Темперамент представляет собой врожденную первичную реакцию личности. Характер же — это проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции.

Между первичной реакцией, образующей «первичную индивидуальность», и вторичной реакцией, или «вторичной индивидуальностью», возникает антагонизм. Вторая тормозит первую. Темперамент не входит в характер, последний находится в антагонистических отношениях с первым. Развитие личности свершается как преодоление темперамента характером, преобразование первого под влиянием второго. Личность как бы раздваивается, отдельные ее свойства противопоставляются друг другу. При этом характер может вступать в конфликт с темпераментом. Темперамент связывается с сочетанием его свойств, обеспечивающих гармоничность в развитии индивидуальности, характер же связывается с акцентуацией его черт.

Такую точку зрения можно найти у авторов: П. Викторов, Н. Д. Левитов, Д. В. Ермолович.

Точка зрения 3. Темперамент входит в характер

Эта точка зрения обозначена И. П. Павловым и его последователями. Тип темперамента есть прирожденный конституциональный вид нервной деятельности человека. Под влияниям окружающей обстановки, на которую человек вынужден реагировать, формируется окончательная наличная нервная деятельность, которая есть сплав из черт типа темперамента и результатом научения.

Точка зрения 4. Темперамент определяет природу характера

Темперамент рассматривается как врожденная основа характера, динамичная сторона характера и личности в целом. Темперамент есть наличная предпосылка, а характер — конечный результат воспитательного процесса. Темперамент считается ядром характера, его неизменной частью, в отличие от самого характера, изменяющегося в течение жизни.

Такую точку зрения можно найти у авторов: Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, В. М. Русалов.

Черты характера и черты темперамента

Хотя существует довольно много различных моделей темперамента, каждая из них оперирует лишь несколькими чертами (свойствами) темперамента. Примеры: сила нервной деятельности, уравновешенность, экстраверсия, сила процессов возбуждения. Черты же характера значительно более многообразны. Примеры: правдивость, общительность, ответственность, доброжелательность, тактичность, патриотичность.

Черты характера определяют устойчивые индивидуальные особенности личности, складывающиеся и проявляющиеся в деятельности и общении, что обусловливает многообразие этих черт. Среди множества черт характера одни признаются ведущими, другие второстепенными, третьи эпизодическими. Черты характера могут гармонировать между собой, определяя цельность личности, могут противоречить друг другу, создавая предпосылки внутриличностных конфликтов.

В. М. Русалов предлагает ряд критериев для отнесения того или иного психического свойства к темпераменту, а не характеру:

— свойство не зависит от содержания деятельности и поведения

— свойство характеризует меру энергетического (динамического) напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности

— свойство универсально и проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности

— свойство рано проявляется в детстве

— свойство устойчиво в течение длительного периода жизни человека

— свойство значимо коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических систем (гуморальной, телесной)

— свойство является наследуемым

Важно, что много (если не большинство) черт характера могут быть иметь место при любом типе темперамента. Например: честность, доброта, вежливость, лживость, жадность, грубость. Однако в зависимости от темперамента эти черты могут проявляться по-разному.

Темперамент — в большей степени биологическое понятие, отражающее динамические особенности поведения

В. М. Русалов считает необходимым различать темперамент и характер, так как их формально-динамические характеристики имеют разные аспекты обобщения, а также разное соотношение с содержательными свойствами психики. Если имеет место общность всех структурных и функциональных биологических свойств (гуморальные, соматические и нервные подсистемы организма), то речь идет о темпераменте. Если имеет место общность динамических и содержательных характеристик побуждений, мотивов, то такое психическое образование следует отнести к характеру.

Темперамент таким образом большинством современных ученых признается индивидуальной особенностью человека, определяющей динамику протекания психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов (в том числе эмоциональных процессов), подвижность, активность, быстрота или замедленность реакций.

Характер в значительно меньшей степени описывает динамичность личности, он находится в плоскости убеждений, взглядов, интересов, ценностей, определяет некоторые возможности личности. Ключевым для характера является понятие «отношение». Под характером часто подразумевается именно система отношений человека к другим людям, миру, к себе, к разного рода явлениям и пр.

 


См. также

Темперамент

  • Гибкость поведения
  • Иксотимик
  • Интенсивность психических процессов
  • Классификация типов темперамента Гиппократа
  • Меланхолик
  • Неуравновешенность
  • Общая активность
  • Подвижность
  • Подвижность нервной системы
  • Ригидность
  •     … и другое

Характер

  • Брутальность
  • Воспитание характера
  • Гуманизм
  • Значение структуры характера в формировании садизма
  • Интересы
  • Основные проблемы исследования характера
  • Отношение к изменениям
  • Отношение к труду
  • Отношение к эксплуатации
  • Понятие о характере
  •     . .. и другое

 


   RSS     [email protected] 

Профили темперамента и характера студентов-медиков, связанные с терпимостью к двусмысленности и перфекционизму

Bachman & Freeborn (1999) Bachman K, Freeborn DK. Использование направлений врачами HMO. Социальные науки в медицине. 1999;48(4):547–557. doi: 10.1016/S0277-9536(98)00380-3. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Borges & Osmon (2001) Borges NJ, Osmon WR. Выбор личности и медицинской специальности: ориентация на технику и ориентация на людей. Журнал профессионального поведения. 2001;58(1):22–35. doi: 10.1006/jvbe.2000.1761. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

Бразо и др. (2010) Brazeau CMLR, Schroeder R, Rovi S, Boyd L. Взаимосвязь между выгоранием студентов-медиков, сочувствием и климатом профессионализма. Академическая медицина. 2010;85(Приложение 10):S33–S36. doi: 10.1097/ACM.0b013e3181ed4c47. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Буднер (1962) Буднер С. Нетерпимость к двусмысленности как личностная переменная. Журнал Личности. 1962; 30: 29–50. doi: 10.1111/j.1467-6494.1962.tb02303.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Campanella et al. (2014) Campanella FC, Crescentini C, Urgesi, Fabbro F. Медитация, ориентированная на осознанность, улучшает шкалы самоотношения у здоровых людей. Комплексная психиатрия. 2014;55(5):1269–1278. doi: 10.1016/j.comppsych.2014.03.009. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Caulfield et al. (2014) Колфилд М., Андолсек К., Грбич Д., Росковенский Л. Толерантность к двусмысленности студентов, поступающих в медицинские школы США. Академическая медицина. 2014;89(11):1526–1532. doi: 10.1097/ACM.0000000000000485. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Cloninger, Salloum & Mezzich (2012) Cloninger CR, Salloum IM, Mezzich JE. Динамические истоки позитивного здоровья и благополучия. Международный журнал личностно-ориентированной медицины. 2012;2(1):1–9. doi: 10.3390/jpm2010001. [CrossRef] [Google Scholar]

Cloninger, Svrakic & Pryzbeck (1993) Cloninger CR, Svrakic DM, Pryzbeck TR. Психобиологическая модель темперамента и характера. Архив общей психиатрии. 1993; 50: 975–990. doi: 10.1001/archpsyc.1993.01820240059008. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Cloninger, Svrakic & Wetzel (1994) Cloninger CR, Svrakic DM, Wetzel RD. Инвентарь темперамента и характера: руководство по его развитию и использованию. Центр психобиологии личности Вашингтонского университета в Сент-Луисе; Сент-Луис: 1994. [Google Scholar]

Cloninger & Zohar (2011) Cloninger CR, Zohar AH. Личность и восприятие здоровья и счастья. Журнал аффективных расстройств. 2011;128(1–2):131–134. [PubMed] [Google Scholar]

Cloninger et al. (2012) Cloninger C, Zohar AH, Hirschmann S, Dahan D. Психологические издержки и преимущества высокой настойчивости: профили личности отличают расстройства настроения от тревожных расстройств. Журнал аффективных расстройств. 2012; 136: 758–766. doi: 10.1016/j.jad.2011.090,046. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Cooke, Doust & Steele (2013) Cooke GP, Doust JA, Steele MC. Исследование устойчивости, выгорания и терпимости к неопределенности среди регистраторов общей практики Австралии. Медицинское образование BMC. 2013;13:2. doi: 10.1186/1472-6920-13-2. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Costa & McCrae (1992) Costa PT, McCrae RR. Пересмотренное профессиональное руководство по инвентаризации личности NEO (NEO-PI-R) и пятифакторной инвентаризации NEO (NEO-FFI). Ресурсы психологической оценки; Одесса: 1992. [Google Scholar]

Diener & Lucas (1999) Diener E, Lucas RE. Личность и субъективное благополучие. В: Канеманн Д., Динер Э., Шварц Н., редакторы. Основы гедонистической психологии. Рассел Сейдж; Нью-Йорк: 1999. С. 213–229. [Google Scholar]

Doherty & Nugent (2011) Doherty EM, Nugent E. Личностные факторы и медицинская подготовка: обзор литературы. Медицинское образование. 2011;45(2):132–140. doi: 10.1111/j.1365-2923.2010.03760.x. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

Даффи, Борхес и Хартхунг (2009) Даффи Р. Д., Борхес Н., Хартхунг П. Личность, профессиональные интересы и трудовые ценности студентов-медиков. Журнал оценки карьеры. 2009;17(2):189–200. doi: 10.1177/1069072708329035. [CrossRef] [Google Scholar]

Dyrbye et al. (2011) Дирбай Л.Н., Харпер В., Дернинг С.Дж., Мутье С., Томас М.Р., Стэнфорд Мэсси-младший Ф., Икер А., Пауэр Д.В., Шидло Д.В., Слоан Дж.А., Шанафельт Т.Д. Паттерны дистресса у студентов-медиков в США. Преподаватель медицины. 2011; 33: 834–839.. doi: 10.3109/0142159X.2010.531158. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Dyrbye & Shanafelt (2006) Dyrbye L, Shanafelt TD. Систематический обзор депрессии, тревоги и других показателей психологического дистресса среди студентов-медиков в США и Канаде. Академическая медицина. 2006;81(4):354–373. doi: 10.1097/00001888-200604000-00009. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Eley et al. (2013) Эли Д.С., Клонингер К.Р., Уолтерс Л., Лоуренс С., Синнотт Р., Уилкинсон Д. Взаимосвязь между устойчивостью и личностными качествами врачей: последствия для улучшения самочувствия. Пир Дж. 2013;1:e216. doi: 10.7717/peerj.216. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Элей и др. (2016) Элей Д.С., Люн Дж., Хонг Б., Клонингер К., Клонингер К.Р. Выявление доминирующих профилей личности у студентов-медиков: последствия для их благополучия и устойчивости. ПЛОС ОДИН. 2016;11(8):e0160028. doi: 10.1371/journal.pone.0160028. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Enns, Cox & Sareen (2001) Enns MW, Cox BJ, Sareen J. Freeman Адаптивный и дезадаптивный перфекционизм у студентов-медиков: продольное исследование. Медицинское образование. 2001; 35: 1034–1042. дои: 10.1046/j.1365-2923.2001.01044.х. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Epstein & Krasner (2013) Epstein RM, Krasner MD. Устойчивость врачей: что это значит, почему это важно и как ее продвигать. Академическая медицина. 2013;88(3):301–303. doi: 10.1097/ACM.0b013e318280cff0. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Feinmann (2011) Feinmann J. Врачи-подрывники часто оказываются перфекционистами. БМЖ. 2011;342:d876. doi: 10.1136/bmj.d876. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Ferguson, James & Madeley (2002) Ferguson E, James D, Madeley L. Факторы, связанные с успехом в медицинской школе: систематический обзор литературы. БМЖ. 2002;324(7343):952–957. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Ferguson et al. (2003) Фергюсон Э., Джеймс Д., О’Хехир Ф., Сандерс А. Пилотное исследование ролей личности, ссылок и личных заявлений в отношении результатов за пять лет получения медицинской степени. БМЖ. 2003; 326: 429–432. doi: 10.1136/bmj.326.7386.429. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Firth-Cozens (2003) Firth-Cozens J. Врачи, их благополучие и стресс. БМЖ. 2003; 326: 670–671. doi: 10.1136/bmj.326.7391.670. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Flett & Hewitt (2002) Flett GL, Hewitt PL. Перфекционизм: теория, исследования и лечение. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация; 2002. [Google Scholar]

Frost et al. (1990) Фрост Р., Мартен П., Лахарт С., Розенблейт Р. Размеры перфекционизма. Когнитивная терапия и исследования. 1990; 14: 449–468. doi: 10.1007/BF01172967. [CrossRef] [Google Scholar]

Геллер (2013) Геллер Г. Терпимость к двусмысленности: этический критерий отбора студентов-медиков. Академическая медицина. 2013; 88: 581–584. дои: 10.1097/ACM.0b013e31828a4b8e. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Grucza & Goldberg (2007) Grucza RA, Goldberg LR. Сравнительная достоверность 11 современных опросников личности: прогнозы поведенческих актов, отчеты информаторов и клинические показатели. Журнал оценки личности. 2007;89(2):167–187. doi: 10.1080/00223890701468568. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Haight, Chibnall & Schindler (2012) Haight S, Chibnall JT, Schindler DL. Связи личности студента-медика и характеристик здоровья/благополучия с их успеваемостью в медицинской школе по учебной программе. Академическая медицина. 2012;87(4):476–485. дои: 10.1097/ACM.0b013e318248e9d0. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Haslam, Whelan & Bastian (2009) Haslam N, Whelan J, Bastian B. Большая пятерка черт опосредует ассоциации между ценностями и субъективным благополучием. Личность и индивидуальные различия. 2009; 46:40–42. doi: 10.1016/j.paid.2008.09.001. [CrossRef] [Google Scholar]

Hodgson et al. (2007) Ходжсон К.С., Техерани А., Гоф Х.Г., Брэдли П., Пападакис М.А. Взаимосвязь между показателями непрофессионального поведения во время учебы в медицинской школе и показателями калифорнийской психологической инвентаризации. Академическая медицина. 2007;82(10):S4–S7. дои: 10.1097/ACM.0b013e318140047f. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Hojat et al. (2013) Ходжат М., Аксельрод Д., Спандорфер Дж., Менгионе С. Повышение и поддержание эмпатии у студентов-медиков. Психологическое здоровье и медицина. 2013;35:996–1001. [PubMed] [Google Scholar]

Hojat, Callahan & Gonnella (2004) Hojat M, Callahan C, Gonnella JS. Личность студентов и рейтинги клинической компетентности в медицинском вузе: лонгитюдное исследование. Психологическое здоровье и медицина. 2004;9: 247–252. doi: 10.1080/13548500410001670771. [CrossRef] [Google Scholar]

Hojat, Erdman & Gonnella (2013) Hojat M, Erdman JB, Gonnella J. Оценка личности и результаты в медицинском образовании и медицинской практике: Руководство AMEE. Преподаватель медицины. 2013;35(7):e1267–e1301. [PubMed] [Google Scholar]

Hojat et al. (2003) Ходжат М., Гоннелла Дж.С., Эрдманн Дж.Б., Фогель В.Х. Когнитивная оценка студентами-медиками стрессовых жизненных событий, связанных с личностью, физическим благополучием и успеваемостью: лонгитюдное исследование. Личность и индивидуальные различия. 2003;35:219–235. doi: 10.1016/S0191-8869(02)00186-1. [CrossRef] [Google Scholar]

Hojat et al. (2014) Ходжат М., Манн Д., Масселло Д., Калабрезе Л.Х. Пересечение эмпатии, командной работы и интегративного подхода к уходу за пациентами. Преподаватель медицины. 2014: 1–4. doi: 10.3109/0142159X.2014. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Hojat & Zuckerman (2008) Hojat M, Zuckerman M. Личность и интерес к специальности у студентов-медиков. Преподаватель медицины. 2008;30(4):400–406. doi: 10.1080/01421590802043835. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

Horsburgh, Schermer & Veselka (2009) Horsburgh VA, Schermer JA, Veselka LPV. Поведенческое генетическое исследование психической стойкости и личности. Личность и индивидуальные различия. 2009;46:100–105. doi: 10.1016/j.paid.2008.09.009. [CrossRef] [Google Scholar]

Howe, Smajdor & Stockl (2005) Howe A, Smajdor A, Stockl A. На пути к пониманию устойчивости и ее значения для медицинского обучения. Медицинское образование. 2005; 46: 349–356. [PubMed] [Google Scholar]

Jiang et al. (2003) Цзян Н., Сато Т., Хара Т., Такэдоми Ю., Одзаки И., Ямада С. Корреляция между личностной тревожностью, личностью и усталостью: исследование, основанное на инвентаризации темперамента и характера. Журнал психосоматических исследований. 2003;55(6):493–500. doi: 10.1016/s0022-3999(03)00021-7. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Josefsson et al. (2011) Йозефссон К., Клонингер С., Хинцанен М., Джокела М., Пулкки-Рабак Л., Келтикангас-Ярвинен Л. Связь профилей личности с различными аспектами благополучия: популяционное исследование. Журнал аффективных расстройств. 2011; 133: 265–273. [PubMed] [Google Scholar]

Knights & Kennedy (2007) Knights JA, Kennedy BJ. Выбор медицинского вуза: влияние дисфункциональных тенденций на успеваемость. Медицинское образование. 2007;41(4):362–368. дои: 10.1111/j.1365-2929.2007.02707.х. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Krasner et al. (2009) Краснер М.С., Эпштейн Р.М., Бекман Х., Сучман А.Л., Чепмен Б., Муни С.Дж., Куилл Т.Е. Ассоциация образовательной программы по внимательному общению с выгоранием, эмпатией и отношением врачей первичной медико-санитарной помощи. Журнал Американской медицинской ассоциации. 2009;302(12):1284–1293. doi: 10.1001/jama.2009.1384. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Kuhn, Goldberg & Compton (2009) Kuhn G, Goldberg R, Compton S. Терпимость к неопределенности, эмоциональному выгоранию и удовлетворенность карьерой в области экстренной медицины. Анналы экстренной медицины. 2009 г.;54:106–113. doi: 10.1016/j.annemergmed.2008.12.019. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Lievens et al. (2002) Lievens F, Coetsier P, De Fruyt F, Maeseneer D. Личностные характеристики студентов-медиков и академическая успеваемость: перспектива пятифакторной модели. Медицинское образование. 2002;36(11):1050–1056. doi: 10.1046/j.1365-2923.2002.01328.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Mclain (2009) Mclain DI. Свидетельство свойств меры толерантности к неоднозначности: шкала толерантности к неоднозначности множественных типов стимулов-II (MSTAT-II) Психологические отчеты. 2009 г.;105(3):975–988. doi: 10.2466/pr0.105.3.975-988. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

McManus & Powis (2007) McManus C, Powis D. Тестирование отборочных тестов в медицинские школы. Медицинский журнал Австралии. 2007;186(3):118–119. [PubMed] [Google Scholar]

McManus, Keeling & Paice (2004) McManus I, Keeling A, Paice E. Стресс, выгорание и отношение врачей к работе определяются личностью и стилем обучения: двенадцатилетнее продольное исследование Выпускники медицинских факультетов Великобритании. Медицинское образование BMC. 2004;2:29. doi: 10.1186/1741-7015-2-29. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Peters & King (2012) Peters M, King K. Перфекционизм у врачей. БМЖ. 2012;3(34):e1674 [PubMed] [Google Scholar]

Rogers, Creed & Searle (2012) Rogers ME, Creed PA, Searle J. Человек и факторы окружающей среды, связанные с благополучием студентов-медиков. Личность и индивидуальные различия. 2012;52(4):472–477. doi: 10.1016/j.paid.2011.11.006. [CrossRef] [Академия Google]

Schneider, Linde & Buhner (2014) Schneider AWM, Linde K, Buhner M. Общение и преодоление неопределенности в общей практике: связь с невротизмом. ПЛОС ОДИН. 2014;9(7):e102780. doi: 10.1371/journal.pone.0102780. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Sherrill (2001) Sherrill WW. Терпимость двусмысленности среди студентов MD/MBA: значение для управленческого потенциала. Журнал непрерывного образования для медицинских работников. 2001; 21:1117–1122. [PubMed] [Академия Google]

Сиверт и др. (2016) Сиверт М., Звир И., Клонингер К.М., Лестер Н., Роза С., Клонингер К.Р. Влияние профиля темперамента и характера на выбор специальности и самочувствие ординаторов. Пир Дж. 2016;4:e2319. doi: 10.7717/peerj.2319. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Stallman (2011) Stallman HM. Факторная структура шкалы морозного многомерного перфекционизма у студентов вузов. Австралийский психолог. 2011;46(4):229–236. [Академия Google]

Танака и др. (2009) Танака К., Мидзуно К., Фукуда С., Тадзима С., Ватанабэ Ю. Черты личности, связанные с внутренней академической мотивацией у студентов-медиков. Медицинское образование. 2009; 43: 384–387. doi: 10.1111/j.1365-2923.2008.03279.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Tyssen et al. (2007) Tyssen RD, Rovik FC, Thorkildsen JO, Ekeberg RT, Hem O, Gude T, Gronbold NT, Baglum P. Черты и типы личности предсказывают стресс в медицинской школе: шестилетнее продольное и общенациональное исследование. Медицинское образование. 2007; 4: 781–787. [PubMed] [Академия Google]

Уэйн и др. (2011) Уэйн С., Деллмор Д., Серна Л., Джерабек Р., Тимм С., Калишман С. Связь между нетерпимостью к двусмысленности и снижением отношения студентов-медиков к малообеспеченным. Академическая медицина. 2011; 86: 877–882. doi: 10.1097/ACM.0b013e31821dac01. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

West et al. (2009) West C, Tan AD, Habermann TM, Sloan JA, Shanafelt TD. Ассоциация резидентной усталости и дистресса с предполагаемыми врачебными ошибками. Журнал Американской медицинской ассоциации. 2009 г.;302(12):1294–1300. doi: 10.1001/jama.2009.1389. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Темперамент и характер в исследовании близнецов детей и подростков в Швеции (CATSS): сравнение с общей популяцией и анализ генетической структуры

1. Cloninger CR, Svrakic DM, Przybeck TR (1993) Психобиологическая модель темперамента и характера. Арка Генерала Психиата 50: 975–989. [PubMed] [Google Scholar]

2. Cloninger CR (2004) Хорошее самочувствие: наука о благополучии. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

3. Брандстрем С., Сигвардссон С., Нюландер П.О., Рихтер Дж. (2008) Шведская версия Описи темперамента и характера (TCI) — перекрестная проверка влияния возраста и пола. EUR J психологическая оценка 1: 14–21. [Google Scholar]

4. Рихтер Дж., Эйземанн М., Рихтер Г. (2000) Характер темперамента и воспринимаемое родительское воспитание у здоровых взрослых: два связанных понятия? Психопатология 33: 36–42. [PubMed] [Google Scholar]

5. Де Фрюйт Ф., ван де Виле Л., Ван Херинген С. (2000) Психобиологическая модель темперамента Клонингера и пятифакторная модель личности. Перс. Индивид. Диф. 29: 441–452. [Google Scholar]

6. Akiskal HS, Mendlowicz MV, Jean-Louis G, Rapaport MH, Kelsoe JR, et al. (2005) TEMPS– A: Валидация укороченной версии прибора с собственной оценкой, предназначенного для измерения различий в темпераменте. J Аффектные расстройства 85: 45–52. [PubMed] [Google Scholar]

7. Cloninger CR, Przybeck TR, Svrakic DM, Wetzel RD (1994) The Temperament and Character Inventory (TCI): руководство по его разработке и использованию. Сент-Луис: Центр психобиологии личности Вашингтонского университета.

8. Де Фрюйт Ф., Де Клерк Б.Дж., ван де Виле Л., Ван Херинген К. (2006) Обоснованность психобиологической модели Клонингера по сравнению с пятифакторной моделью для прогнозирования расстройств личности DSM-IV в гетерогенной психиатрической выборке: описания доменных и остаточных аспектов . Дж Перс 74: 479–510. [PubMed] [Google Scholar]

9. Груца Р.А., Голдберг Л.Р. (2007)Сравнительная достоверность 11 современных личностных опросников: прогнозы поведенческих актов, отчеты информаторов и клинические показатели. J Перс Оценить 89: 167–187. [PubMed] [Google Scholar]

10. Брандстрем С., Шлетте П., Пшибек Т.Р., Лундберг М. и соавт. (1998) Шведские нормативные данные о личности с использованием Описи темперамента и характера. Компр Психиат 39: 122–128. [PubMed] [Google Scholar]

11. De la Rie SM, Duijsens IJ, Cloninger CR (1998)Расстройства темперамента, характера и личности. Дж Перс Расстройство 12: 362–372. [PubMed] [Google Scholar]

12. Кидзима Н., Танака Э., Судзуки Н. (2000) Надежность и достоверность японской версии Psychol Rep. 86: 1050–1058. [PubMed] [Академия Google]

13. Кёсе С., Саяр К., Ак И., Айдын Н., Калелиоглу Ю и др.. (2002) Турецкая версия Описи темперамента и характера (TCI): надежность, достоверность и факторная структура. Bull Clin Psychopharmacol 14 107–131.

14. Гутьеррес Ф., Торренс М. (2001) Психометрические свойства анкеты инвентаризации темперамента и характера в испанской психиатрической популяции. Acta Psychiat Scand 103: 143–147. [PubMed] [Google Scholar]

15. Гарсия Д., Нима А.А., Арчер Т. (2013) Связь темперамента и характера с субъективным благополучием сальвадорских подростков и молодых людей. J Подростковый возраст в прессе. [ПубМед]

16. Борг Дж., Андре Б., Содерстром Х., Фарде Л. (2003) Система серотонина и духовный опыт. Ам Джей Психиат 160: 1965–1969. [PubMed] [Google Scholar]

17. Ямасуэ Х., Абэ О., Суга М., Ямада Х., Иноуэ Х. и др. (2008) Гендерно-общие и специфические нейроанатомические основы человеческой тревожности – черты личности. Кора головного мозга 18: 46–42. [PubMed] [Google Scholar]

18. Андо Дж., Оно Ю., Йошимура К., Онода Н., Шинохара М. и др. (2002) Генетическая структура семифакторной модели темперамента и характера Клонингера в японской выборке. Дж Перс 70: 583–609. [PubMed] [Google Scholar]

19. Андо Дж., Судзуки А., Ямагата С., Кидзима Н., Маекава Х. и др. (2004) Генетическая и экологическая структура темперамента и характера Клонингера. Дж Перс Расстройство 18: 379–393. [PubMed] [Google Scholar]

20. Гиллеспи Н.А., Клонингер К.Р., Хит А.С., Мартин Н.Г. (2003) Генетическая и экологическая взаимосвязь между темпераментом и характером Клонингера. Перс. Индивид. Диф. 35: 1931–1946. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

21. Келлер М.С., Ковентри В.Л., Хит А.С., Мартин Н.Г. (2005) Широко распространенные доказательства неаддитивной генетической изменчивости в личностных параметрах Клонингера и Айзенка с использованием схемы близнецов и братьев и сестер. Поведение Жене 35: 707–721. [PubMed] [Google Scholar]

22. Heiman N, Stallings MC, Young SE, Hewitt JK (2004) Исследование генетической и средовой структуры параметров личности Клонингера в подростковом возрасте Twin Res. 7: 462–470. [PubMed] [Google Scholar]

23. Йозефссон К., Джокела М., Клонингер К.Р., Хинцанен М., Сало Дж. и др.. (2013) Зрелость и изменение личности: тенденции развития темперамента и характера во взрослом возрасте. Дев Психопат в прессе. [ПубМед]

24. Эбштейн Р.П., Исраэль С., Чу С.Х., Чжун С., Кнафо А. (2010) Генетика социального поведения человека. Нейрон 65: 831–844. [PubMed] [Google Scholar]

25. Эриксон Э.Х. (1968) Идентичность: Молодость и кризис. Нью-Йорк: Нортон.

26. Cloninger CR, Zohar AH (2011)Личность и восприятие здоровья и счастья J Аффектные расстройства. 128: 24–32. [PubMed] [Google Scholar]

27. Гарсия Д. (2011) Две модели личности и благополучия подростков. Перс. Индивид. Диф. 50: 1208–1212. [Академия Google]

28. Гарсия Д. (2012) Аффективные темпераменты: различия между подростками в модели большой пятерки и психобиологической модели личности Клонингера. джей счастье шпильки 13: 999–1017. [Google Scholar]

29. Гарсия Д., Керекес Н., Арчер Т. (2012) Воля и правильный путь, ведущий к счастью: самонаправленность опосредует влияние настойчивости на положительную аффективность. Перс. Индивид. Диф. 53: 1034–1038. [Google Scholar]

30. Гарсия Д., Керекес Н., Андерссон-Арнтен А. С., Арчер Т. (2012) Темперамент, характер и симптомы депрессии у подростков: внимание к аффекту. Депрессия Res Лечить. DOI: 10.1155/2012/925372. [Бесплатная статья PMC] [PubMed]

31. Гарсия Д., Моради С. (2012) Темперамент и характер подростков: продольное исследование счастья. джей счастье шпильки 13: 931–946. [Google Scholar]

32. Нима А.А., Арчер Т., Гарсия Д. (2012) Стратегии, темперамент и характер, повышающие счастье подростков: модели посредничества на субъективном благополучии. Здоровье 4: 802–810. [Google Scholar]

33. Шютц Э., Арчер Т., Гарсия Д. (2013) Профили персонажей и самооценка подростков. Перс. Индивид. Диф. 54: 841–844. [Академия Google]

34. Гарсия Д., Анкарсатер Х., Лундстрем С. (2013) Самостоятельность и сотрудничество, психосоциальная дисфункция и страдания в СУТИ. Журнал «Научный мир». DOI: 10.1155/2013/416981. [Бесплатная статья PMC] [PubMed]

35. Шелк Дж. С., Стейнберг Л., Шеффилд Моррис А. (2003) Регуляция эмоций подростков в повседневной жизни: связи с депрессивными симптомами и проблемным поведением. Детский разработчик 74: 1869–1880. [PubMed] [Google Scholar]

36. Гидд Дж. Н. (2008) Мозг подростка: выводы из нейровизуализации. J Здоровье подростков 42: 335–343. [PubMed] [Академия Google]

37. Anckarsäter H, Lundström S, Kollberg L, Kerekes N, Palm C, et al. (2011) Исследование близнецов детей и подростков в Швеции (CATSS). Twin Res Hum Genet 14: 495–508. [PubMed] [Google Scholar]

38. Ханссон С.Л., Сванстрём-Ройвалл А., Ростам М., Гиллберг И.С., Гиллберг С. и соавт. (2005) Психиатрическое телефонное интервью с родителями для скрининга детского аутизма, синдрома дефицита внимания и гиперактивности и других сопутствующих заболеваний (A-TAC): предварительная достоверность и достоверность. британский психиатр 187: 262–267. [PubMed] [Академия Google]

39. Ларсон Т., Анкарсатер Х., Гиллберг С., Стольберг О., Карлстрем Э. и др. (2010) Опись аутистических СД/ВГ и других сопутствующих заболеваний (A-TAC): дальнейшее подтверждение телефонного интервью для эпидемиологических исследований. BMC Психиатрия 10: 1. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

40. Ханнелиус У., Герман Л., Мякеля В., Линдстедт А., Зуккелли М. и др. (2007) Крупномасштабное тестирование зиготности с использованием однонуклеотидных полиморфизмов. Twin Res Hum Genet 10: 604–625. [PubMed] [Академия Google]

41. Кронбах Л.Дж. (1951) Коэффициент альфа и внутренняя структура тестов. Психометрика 16: 297–334. [Google Scholar]

42. Neale MC (1994) Mx: статистическое моделирование. Box 710 MCV, Richmond, VA 23298: Отделение психиатрии. 2-е издание.

43. Benjamini Y (2010) Одновременный и выборочный вывод: текущие успехи и будущие проблемы. Биометрический J 52: 708–721. [PubMed] [Google Scholar]

44. Copeland W, Landry K, Stanger C, Hudziak JJ (2004) Мультиинформационная оценка темперамента у детей с проблемами экстернализирующего поведения. J Clin Child Adolesc Psychol 33: 547–556. [PubMed] [Академия Google]

45. Морейра П.А., Оливейра Дж.Т., Клонингер К. М., Азеведо С., Соуза А. и др. (2012) Психометрические показатели и достоверность Описи темперамента и характера юношей у португальских подростков. Компр Психиат 53: 1227–1236. [PubMed] [Google Scholar]

46. Рональдс Г.А., Де Ставола Б.Л., Леон Д.А. (2005)Когнитивные затраты на то, чтобы быть близнецом: данные сравнения внутри семей детей из Абердина в когортном исследовании 1950 года. Брит Мед Дж. 331: 1306. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

47. Цоу М.Т., Цоу М.В., Ву М.П., ​​Лю Дж.Т. (2008) Успеваемость близнецов и одиночек в раннем взрослом возрасте: тайваньское когортное исследование. Брит Мед Дж. 337: а438. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

48. Кристенсен К., Петерсен И., Скитте А., Херскинд А.М., МакГью М. и др. (2006) Сравнение успеваемости близнецов и одиночек в подростковом возрасте: последующее исследование. Брит Мед Дж. 333: 1095–1087. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

49. Хьерн А., Экеус С., Расмуссен Ф. , Линдблад Ф. (2012)Образовательные достижения и профессиональная карьера близнецов – шведское национальное когортное исследование Acta Pædiatr. 101: 591–596. [PubMed] [Google Scholar]

50. Dosenbach NUF, Petersen SE, Schlaggar BL (2013) Подростковый мозг: функциональная связь. Curr Dir Psychol Sci 22: 101–107. [Google Scholar]

51. Луна Б., Полсен Д.Дж., Падманабхан А., Гейер С. (2013) Подростковый мозг: когнитивный контроль и мотивация. Curr Dir Psychol Sci 22: 94–100. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

52. Пепер Дж. С., Даль Р. Е. (2013) Подростковый мозг: контроль взаимодействия гормонов, мозга и поведения в период полового созревания. Curr Dir Psychol Sci 22: 134–139. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

53. Оберг С., Кнаттингиус С., Сандин С., Лихтенштейн П., Морли Р. и др. (2012) Влияние близнецов на заболеваемость и смертность на протяжении всей жизни. Int J Эпидемиол. 41: 1002–1009. [PubMed] [Google Scholar]

54.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *