София откуда произошло имя: Значение имени Софья (София)
Откуда произошло имя София?
Откуда произошло имя София?
София) в переводе с древнегреческого языка означает «мудрость», «премудрость», «мудрая». Существует вариант перевода «разумность», «наука». На Русь имя Софья пришло вместе с принятием православия. … К концу XIX века имя стало 20-м по популярности и употреблялось уже не только среди дворян, а также и в других сословиях.
Когда появилось имя София?
После принятия православия в 988 году из Византии в Древнюю Русь пришло и имя София. Любопытно, что это имя часто давали девочкам в царских династиях, поэтому оно стало считаться благородным. В крестьянских семьях его использовали редко. Софию сокращенно называют Соня, Сонечка, Сонюша, Софа, Софочка, Софьюшка.
Что означает имя София в православии?
Этимология (происхождение) имени Имя София (σοφία) пришло в русский язык из Греции, вместе с принятием на Руси православия. Это имя было достаточно популярным именем у населения древней Эллады. В переводе с греческого языка, имя София означает «разумность», «мудрость» или «наука», в зависимости от контекста.
Как еще можно назвать Соню?
Сонин, Сонькин, Софьин
Какая разница в имени Софья и София?
Как было сказано выше, София и Софья – два варианта одного и того же имени и между ними нет особой разницы. В настоящее время каждое из них является самостоятельным и может вноситься в документы. Сокращенный вариант от полных имен София и Софья пишется и произносится одинаково – Соня .
Как в паспорте пишется имя София?
В английском языке имя София пишется как Sofia. Имя София (Софья) для загранпаспорта — SOFIIA.
Чем отличается имя Соня от Софии?
В стилистическом плане имена также различаются: Софья имя ближе к разговорному стилю, София — вариант старославянского склонения, высокий стиль. При этом в быту эти имена смешиваются: Софья может выступать разговорным аналогом Софии. София Р. А если в паспорте – Соня (родители малограмотные записали)?
Как будет полное имя Соня?
Имя Соня по церковному (в православной вере) — Софья. Согласно православной традиции, имя Соня не считается самостоятельным именем, а лишь формой имени Софья.
Как в паспорте пишется имя Соня?
В английском языке имя Соня пишется как Sonia, Sonya и Sonja. Все эти формы имени присутствуют в английском языке. Имя Соня для загранпаспорта — SONIA, согласно правилам машинной транслитерации принятым в России в 2006 году.
Как правильно произносить имя Сафия?
Имя Сафия не стоит путать с другим, более привычным нам, — София. Первый вариант имеет мусульманское происхождение и переводится как «непорочная», «чистая», «избранная». Именно так звали одну из жен пророка Мухаммеда. Наиболее распространенная краткая форма имени — Сафа.
Что означает имя Сафия на татарском языке?
Имя Сафия арабского происхождения, означает «чистая», «непорочная», «ясность», «избранная». Имя Сафия – одна из вариаций мусульманского женского имени Сафи (Сафа). Имя Сафа также может трактоваться как «спокойная», «блаженная», а «чистая» также в значении «искренняя», «настоящая».
Как правильно пишется Сафия или София?
Софи́я (Софья; др.
Сколько детей было у Хадиджи от пророка?
Хадиджа родила Мухаммаду шестерых детей: сына аль-Касима (араб. القاسم) дочь Зайнаб (араб.
Сколько детей было у Пророка?
Дети пророка Мухаммада У Мухаммада ﷺ было семеро детей: три сына и четыре дочки. Сыновей Мухаммада ﷺ звали Абдуллах, Ибрахим и Касим. Имена дочерей Посланника Аллаха ﷺ: Уммукульсум, Фатыма, Рукайя и Зайнаб. Мать шестерых из его детей – это Хадиджа, а матерью седьмого ребенка, сына Ибрахима, была Мария.
Сколько детей было у Аиши?
Также и ее брат Мухаммад ибн Абу Бакр, который был убит в Египте. У него осталось двое детей. Аиша взяла их себе и стала заботиться о них. Она окружила их прекрасной заботой, растила и воспитывала их наилучшим образом.
Сколько лет было самой молодой жене пророка?
Это означает, что во время хиджры (переселения Мухаммада из Мекки в Медину) ей было 27 лет. В то же время известно, что Аиша была младше её на 10 лет. А это, в свою очередь, означает, что к моменту её брака с Мухаммадом ей было 17 лет.
Сколько лет было Пророку Мухаммаду когда женился на Айше?
Возраст на момент вступления в брак В большинстве мусульманских источников говорится о том, что ей было шесть лет, а на момент фактического начала брачной жизни — девять лет. В других источниках упоминается возраст в десять лет.
Почему шииты не любят аишу?
Также шииты считают, что она неправильно вела себя в роли жены пророка. Некоторые фигуры шиизма обвиняют Аишу и Хафсу бинт Умар в отравлении Мухаммада. Шииты также считают Аишу противоречивой фигурой из-за её вовлечённости в политическую деятельность на протяжении жизни.
Почему шииты молятся три раза в день?
Установите молитву на закате солнца [от его меридиана] до темноты ночи и [также] Корана рассвета (= молитва рассвета). Действительно, Коран рассвета когда-либо был свидетелем. В этом стихе упоминаются только 3 раза или временные интервалы. Поэтому мусульмане-шииты молятся в соответствии с этими 3 раза.
Как Пророк любил аишу?
Она понимала пророка по его глазам. Она, да будет доволен ею Аллах, прекрасно заботилась о своем любимом; наносила на него благовония, мыла ему голову, расчесывала волосы. Между ними была искренняя непритворная любовь; она стала любит все, что любил ее возлюбленный.
Как Пророк с а с относился к своим женам?
Посланник Аллаhа говорил: «Лучшие из вас лучшим образом относятся к своим жёнам, а я лучше всех отношусь к своим жёнам. Благородный и великодушный тот, кто достойно относится к женщинам, подлый и низкий тот, кто унижает их».
Как одевалась Аиша?
Из стремления приукраситься перед пророком, мир ему и благословение, Аиша одевалась нарядно, носила одежду, покрашенную в красный цвет, надевала украшения и мазалась благовониями, которые нравились пророку, мир ему и благословение Аллаха. Она наряжалась для него даже во время их путешествий.
Что означает имя Айша?
Имя Аиша – одно из самых известных мусульманских женских имён, потому что это имя третьей жены пророка Мухаммеда, очень любимой не только супругом, но также и многими мусульманами. … У этого имени арабское происхождение. Имя Аиша означает «жизнь», «живущая», «живая» в значении «деятельная», «энергичная», «полная жизни».
Как умер наш Пророк Мухаммад?
8 июня 632 г. от Рождества Христова
Как звали отца Пророка?
Абдулла ибн Абд аль-Мутталиб
Кто по нации Беркут?
Аи́ша (настоящее имя — Викто́рия И́горевна Жансеи́това, род. 27 января 1989, Караганда, Майкудук) — казахстанская певица, актриса и блогер.
Где зимуют Беркуты?
Лишь на северной периферии ареала (примерно к северу от 55-й параллели) в России и Северной Америке, где дичь, на которую охотятся птицы (например, сурки) впадают в спячку, часть беркутов на зиму откочёвывает к югу, тем не менее оставаясь в пределах гнездового ареала либо в непосредственной близости от него.
Топ-20 интернациональных имен в Казахстане ᐈ zakon.kz
Редакция Zakon.kz сделала подборку имен, которыми в многонациональном Казахстане называют детей в смешанных семьях. Интернациональные имена не только красиво звучат, но и отлично подходят к необычной внешности малыша с разным происхождением мамы и папы.
1. Адель/Аделия
Имя Адель древнегерманского происхождения, производное от имени Adela. В свою очередь, имя Adela образовано от корня adal, что означает «благородный». Отсюда следует, что значение имени – «благородная».
По второй версии, имя Адель – это краткая форма многих женских имен, начинающихся с «Адел-», например, Аделина, Аделаида, Адельфина, Аделия. Также существует мужское имя Адель, вариант произношения – Эдел.
В восточных странах употребляется имя Адиля, которое не стоит путать с европейским именем Адель, хотя среди татар имя Адиля и Адель – это идентичные, но различные по написанию и произношению имена.
2. Амалия/Амелия
Существует несколько версий происхождения этого имени. По первой – имя произошло от древнегерманского имени Amalia, происходящего от аmal, что в переводе означает «труд», «работа», поэтому Амалия переводят как «трудолюбивая».
По второй версии, имя Амалия (Амелия) – это форма имени Эмили, которое также имеет несколько версий происхождения. С латинского языка имя Эмили переводится как «соперница», «достойный противник», также Эмили – это форма имени Эмма.
По следующей версии, имя Амалия – это форма имени Амал, которое имеет две версии происхождения. По одной из них, Амал – это еврейское имя, означающее «трудолюбивая», по второй версии, имя Амал с арабского языка переводится как «ожидание, стремление, надежда», а женское мусульманское имя звучит как Амаль.
3. Венера
Имя латинского происхождения, произошедшее от латинского слова venus – «любовь». В римской мифологии это имя носит богиня любви Венера. Исходя из этого, значение имени Венера можно трактовать как «любовь».
В восточных странах имя Венера (Шолпан) понимается как «красиво сверкающая звезда, которая расположена рядом с луной, видна под утро».
4. Дина
Женское имя, пришедшее к нам из далекой древности. Считается, что Дина – ветхозаветное имя, хотя это и не единственная версия. В Ветхом Завете имя Дина трактуется как «справедливость» или «возмездие». Согласно писанию, Дина является дочерью Иакова и Лии.
Еще есть версия, что имя Дина – арабское и произошло оно от слова «дин», что в переводе означает «вера». Согласно этой версии, значение имени Дина – «верная». Но и это не последняя версия происхождения имени.
Существует вариант происхождения имени из греческого языка, по нему имя Дина означает «сильная».
5. Жанна
Женское имя, являющееся французской формой древнееврейского имени Иоанна. Почти в каждой стране имя слегка видоизменялось, что является лингвистической нормой, и звучало по-разному – Жаннет, Джейн, Джоанна. В переводе означает «божественная милость», «благодать», «дарованная Богом».
У казахов это одно из любимых женских имен, берущее свое происхождение от слова «жаным» – «душа моя, душенька».
6. Ильсияр
Имя означает «патриотка». Корни значения женского имени Ильсияр уходят далеко в прошлое. По некоторым данным, имя Ильсияр происходит от старинного славяно-татарского имени.
7. Карина
Женское имя Карина по происхождению латинское, означает «вперед смотрящая». Могло произойти от римского родового имени Carinus, что трактуется как «милый» или «дорогой». Хотя имеются и другие версии. Например, с итальянского и испанского языков Carina переводится как «любимая».
В армянском языке девочку будут звать Каринэ, и значение у имени будет «красивая», «милая». По арабской версии происхождения, имя Карина произошло от арабского имени Карима, означающего «щедрая» (женская форма мужского имени Карим). В казахских семьях имена Карина и Карима употребляются самостоятельно.
8. Лиля/Лилия
Самый распространенный из вариантов происхождения имени – от названия цветка лилия (lilium на латинском языке).
Существует версия происхождения имени Лилия от имени первой библейской женщины Лилит, которая в некоторых раннехристианских источниках, не вошедших в Ветхий и Новый заветы, была первой женой Адама.
Имеет место и вариант, согласно которому имя Лилия считается одной из форм библейского имени Сосанна (Сусанна), в переводе означающем «белая лилия». Этот эпитет в библейских текстах часто используется для Девы Марии.
Имя Лилия очень распространено у тюркских народов. Но у татар имя Лилия – это вариант имени Лейла (Лейли), часто называют просто Лиля. Это имя очень широко распространено в восточных странах и значительно меньше в Европе.
9. Майя/Мая
Согласно греческому происхождению – имя древнегреческой богини весны, матери Гермеса (Меркурия). Майя там – прародительница Вселенной, символ иллюзорности бытия.
По латинской версии происхождения, имя Майя произошло от названия месяца Majus и переводится как «рожденная в мае». Еврейская версия отсылает к слову «маим», которое переводится с иврита как «вода».
В казахском языке также есть имя Майя, существует и близкое по звучанию имя Майгуль (Майгул), уменьшительно-ласкательная форма которого звучит как Майя.
10. Милана/Милена
Имя древнеславянского происхождения. Означает «заботливая», «помилованная». Еще одно значение имени Милана – «ласкающая».
Есть мнение, что имя образовано от мужского имени Милан, достаточно часто встречающегося в странах, населенных западными ветвями славянских этнических групп. У славян имена Милана и Мила считаются родственными.
11. Нелли
Имя имеет несколько вариантов происхождения. По мнению некоторых экспертов, Нелли образовано от древнегреческого слова «неос», что в переводе означает «молодой» или «новый».
На английский лад имя Нелли будет считается уменьшительной формой от Helen, то есть Елена – «светлая». У славян Нелли является уменьшительно-ласкательной формой русского имени Элеонора. В грузинском языке также существует имя Нелли, что в переводе на русский также означает «светлая».
12. Роза
Имя Роза происходит от латинского rosa, представляя собой название прекрасного цветка. Розочка – одно из красивых и звучных имен.
Также существует версия происхождения от древнегерманского женского имени Hrodheir, составленного из элементов hrod – «слава» и heid – «род», которое стало ассоциироваться с латинским rosa.
На казахском языке имя Роза звучит как Раушан. Раушан в переводе с иранского языка означает «светлая, яркая, ясная». С персидского языка – «светлая и чистая».
Нередко Розу называют Розалией. Имя довольно распространенное в европейской части мира, отождествляется с заступницей женщин – святой Розалией, покровительницей Сицилии.
13. Руслана
Специалисты полагают, что имя имеет несколько происхождений: арабское, тюркское, славянское, русское, казахское. Имя Руслана в переводе с арабского означает «львица». Нередко используется производное значение – «царственная».
В славянских странах более популярна версия происхождения имени от славянского корня «лан», означающего «поле». С приставкой «рус» имя приобретает значение «русское поле», «земля русов». В тюркском языке имя Руслана – женская форма мужского имени Руслан, в переводе означает «львица».
14. Софья/София
Имя София происходит от древнегреческого thofia и означает «мудрость», «премудрость», «разумность». По другим сведениям – «мастерство», «искусство», «ловкость». Считается женской формой мужского древнегреческого имени Софос.
Таджикская и узбекская форма арабского имени Сафия означает «чистая», «непорочная». Если рассматривать образование слова от еврейского sof, то имя будет иметь значение «конец, окончание, окончательная, заключительная, последняя, конечная», а в болгарском языке это имя ассоциируется с названием столицы – София.
15. Сара
Считается, что имя Сара – библейское. Имеет значение «знатная, княгиня». В Ветхом Завете Сара – один из центральных женских персонажей, жена Авраама, почитается как первая из четырех прародительниц еврейского народа.
Имя Сара также широко распространено у мусульман. В казахскую традицию оно пришло от арабов, ведь в исламе муж Сары Авраам почитаем как пророк Ибрахим. В казахском языке имя Сара означает «ясная, чистая, отборная, превосходная».
16. Севиль
Происхождение имени Севиль традиционно связывают с тюркскими языками и переводят как «держащая путь» или «находящаяся в пути».
В Азербайджане имя Севиль очень распространено и закрепило свою популярность благодаря одноименной пьесе Джафара Джаббарлы и опере «Севиль» Фикрета Амирова.
Имя часто используют турки, румыны и другие кавказские народы, например, лезгины.
Некоторые лингвисты видят корни имени Севиль в древнеримской женской форме имени Цевилия или в греческой Сибилла. Как бы то ни было, имя Севиль характерно именно для кавказской и арабской культуры.
17. Тамила/Томила
Имя Тамила – это славянское женское имя, которое было образовано от древнерусского глагола «томити», означающего «томить», «мучить», «терзать». Поэтому имя переводят как «томная», «мучительница». Существует вариант написания имени через «о» – Томила. Уменьшительно-ласкательное обращение Мила также является самостоятельным именем, а обращение Тома (Тама) используется и для имени Тамара.
В последнее время стало модным давать некое «иностранное» звучание собственному имени. Так появились такие варианты имени Тамила, как Тамилла. Имя Тамила употребляется как и в Украине, так и в Казахстане.
По другой версии, Тамила имеет персидское происхождение и означает «горная голубка».
18. Томирис
Персидское имя, в переводе значит «храбрая руководительница». По одной из версий, имя стало известным благодаря скифской царице Томирис.
Это имя означает «сокруши железо» (от слова «темир»). Другие источники гласят, что Томирис образовано от древнеиранского «томруз» и переводится как «домашняя». Есть и третий вариант толкования. Томирис могло образоваться от имени «Тахмина», что с узбекского и казахского имеет значение «господствующая».
19. Элина
Лингвисты считают, что имя образовано от слова «эллин» и означает «гречанка». Также не исключено, что происхождение имени Элина иудейское. Перевод его с иврита – «жизнь, подаренная Господом».
Скандинавское значение имени – «светлая», «освещающая». Элина на английском звучит практически по-русски – Элин (Elina).
В быту используются уменьшительные формы: Лина, Эля, Линка, Элли.
20. Эмилия
Имя Эмилия происходит от древнеримского родового имени Aemilius, в переводе с латинского aemulus означает «старательная», «крепкая», «сильная».
По второй версии, имя Эмилия произошло от римского родового имени Aemilius, происходящего от aemulus, означающего «соперник», поэтому значение имени Эмилия «соперница».
По третьей версии, имя Эмилия – вариант греческого имени Эмилиос, произошедшего от aimylios, и означает «ласковая», «льстивая». В этом значении имя Эмилия тождественно русскому Емилия, либо же имя Эмилия в православии стало звучать как Емилия.
Читайте также
В «АрселорМиттал Темиртау» назначили нового и. о. гендиректора
Святой Покровитель | Греческая Православная Церковь Святой Софии
Святая Покровительница наша – Святая София и три дочери Ее Вера, Надежда и Любовь
Страсти святых мучениц Веры, Надежды и Любви и Матери Их Софии
День Семнадцатый (17 ) сентября месяца
Во время правления нечестивого римского императора Адриана в Риме жила вдова итальянского происхождения по имени София, чье имя означает мудрость. Она была христианкой и по имени своему жила мудро, показывая ту мудрость, которую восхваляет апостол Иаков, говорящий: «Мудрость, которая свыше, сперва чиста, потом миролюбива, кротка и умилостивительна, полна». милости и добрых плодов. Эта мудрая госпожа София, живя в порядочном браке, родила трех дочерей, которых назвала в честь трех великих добродетелей. Первую назвали Верой, вторую Надеждой, а третью Любовью, ибо что рождает христианская мудрость, как не богоугодные добродетели?
Вскоре после рождения трех дочерей София овдовела. Живя благочестиво, она угодила Богу молитвой, постом и милостыней. Она воспитала трех своих дочерей так, как подобает мудрой матери, чтобы они, будучи тезками добродетелей, могли воистину приобрести те черты, имена которых носили. Возмужав, они умножились в добродетели и хорошо усвоили книги пророков и апостолов. Они привыкли слушать слова своих учителей и усердно занимались духовным чтением, молитвой и домашними делами. Более того, они во всем подчинялись своей святой матери, исполненной божественной мудрости. Таким образом, идя от силы к силе, они преуспевали во всем. Поскольку они были чрезвычайно красивы и совершенны в мудрости, взоры всех вскоре были обращены на них.
По всему Риму разнеслась молва о мудрости и красоте трех сестер, и даже епарх Антиох пожелал их увидеть. Когда их привели к нему, Антиох узнал, что они христиане, ибо не скрывали своей веры во Христа. Надеясь на Христа, они не сомневались и не колебались в любви к Нему, но пред всеми прославляли Христа, оказывая пренебрежение к идолам, ненавистным Богу.
Антиох рассказал обо всем этом императору Адриану, который немедленно послал своих слуг привести к нему девственниц. Когда слуги прибыли в дом Софьи, они застали мать занятой обучением своих дочерей. Ей сказали, что она должна прийти вместе с дочерьми к императору. Поняв цель сего призыва, они встали на молитву и сказали: «Всемогущий Боже, сотвори с нами по святой воле Твоей и не оставь нас, но даруй нам святую Твою помощь, да не устрашатся сердца наши от гордых мучителю, чтобы не устрашились мы его страшными муками и не устрашились горькой смерти, и чтобы ничто не отлучило нас от Тебя, Боже наш».
Помолившись и поклонившись Богу, все четыре мученицы, мать и ее дочери, взялись друг за друга за руки, образуя как бы сплетенную гирлянду. Они шли, часто взирая на небо, с воздыханиями и безмолвными молитвами вручая себя помощи Тому, Кто повелел нам не бояться убивающих тело, души же не могущих убить. Прибыв во дворец императора, они крестились и сказали: «Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы святого имени Твоего!»
Затем их привели к Императору, который гордо восседал на своем троне. Они оказали ему подобающую честь, но стояли перед ним без страха, их лица сияли, их сердца были непоколебимы, их глаза радостно смотрели на всех, как будто они были созваны на пир. Такова была их радость, с которой они пришли терпеть мучения за своего Господа!
Увидев их благородные, прекрасные и бесстрашные лица, Император спросил мать об их происхождении, именах и вере. Она, будучи мудрейшей, ответила так проницательно, что все дивились ее благоразумию. Сказав лишь вкратце о происхождении и именах девиц, она начала рассказывать о Том, Кого она исповедовала и перед Чьим именем должно преклониться всякое колено. Исповедуя веру во Христа Иисуса, Сына Божия, она называла себя Его рабою и славила Его имя. «Я христианка, — сказала она, — и радуюсь этому благородному имени». Она добавила, что обручила своих дочерей со Христом, чтобы они сохранили свое целомудрие для нетленного Жениха, Сына Божия.
Император, увидев, что София была мудрой женщиной, не пожелал в то время ни говорить с ней дальше, ни осуждать ее. Он отложил на время дело и отправил всех четырех мучеников к некоей знатной женщине по имени Палладия, которой поручил наблюдать за ними и представить на третий день на суд.
Пребывая в доме Палладии, София имела достаточно времени, чтобы обучать своих детей. Она утверждала их в вере день и ночь, уча их словами, вдохновленными Богом, и говорила: «Дочери мои возлюбленные, теперь пришло время вам подвизаться за Христа; пришел час вам обручиться с бессмертным Женихом вашим. По именам твоим да явишь твердую веру, надежду несомненную, любовь нелицемерную и неиссякаемую, пришел час возрадоваться тебе, ибо мученическим венцом увенчаешься от возлюбленнейшего Жениха твоего и войдешь в с радостными голосами в брачный чертог Свой. 0009
«Дочери мои, ради чести, в которой вас будет удостоить Христос, Который прекраснее сынов человеческих, не жалейте плоти вашей. Ради жизни вечной, не жалейте цветения вашего юность, ни постесняйся терпеть лишение сей скоротечной жизни, ибо Возлюбленный твой, Иисус Христос, обитающий на небесах, есть вечное благоденствие и красота неизреченная, когда тела твои будут замучены до смерти ради Него, Он облачит их в нетлении, и раны, которые вы наносите на теле вашем, воссияют, как звезды на небе.0009
«Когда вы ради Него лишитесь своей красоты, Он украсит вас небесной красотой, какой не видел глаз. Он дарует вам жизнь вечную и прославит вас во веки пред Отцем Своим Небесным и пред святыми Ангелами Своими, наречете вас Христовыми невестами и исповедницами Его все воинства небесные, восхвалят вас все святые иноки и мудрые девы возрадуются о тебе и примут тебя в свою компанию.0009
«Мои сладкие дети, не дайте себя обмануть вражеским соблазнам, ибо Император будет сильно прельщать вас и обещать вам богатые дары, предлагая вам славу, богатство, честь и все прекрасные и сладостные вещи этого тленного и суетный мир. Но ничего из этого не любите, ибо все они исчезают, как дым, и рассеиваются, как прах, ветром, и, как цветок или трава, увядают и возвращаются в землю. недолго терпел их и, победив врага, будешь радоваться вечно.0009
«Я верю, что мой Бог, Иисус Христос, не оставит вас, если вы решите пострадать за Него, ибо Он сказал: даже если женщина и забудет семя свое, Я не забуду тебя. Он пребудет с тобой во все времена. все муки, которые вы претерпите, глядя на ваши подвиги, укрепляя вашу немощь и готовя плетеный венец для вашей награды.
«Дочери мои хорошие, вспомните муки, которые я претерпела, вынашивая вас! Вспомни труды, которые я претерпел, воспитывая тебя, вспомни мои слова, которыми я научил тебя страху Божию, и утешь свою мать в старости своим добрым и мужественным исповеданием Христа. Когда я удостоюсь называться матерью мучеников и увижу вас, мужественно страдающих за Христа, исповедующих Его святое имя и умирающих за Него, то я буду иметь больше счастья, радости, чести и славы, чем кто-либо из верных. Возвеличится душа моя, и возвеселится дух мой, и укреплюсь я в старости моей. Повинуясь наставлениям вашей матери, вы воистину будете моими дочерьми, если будете сражаться за вашего Господа даже до пролития своей крови и с усердием предаетесь смерти за Него» 9.0009
Вняв с умилением словам матери, дочери сжались сердцем и возрадовались духом, ожидая времени своей мученической кончины, как будто это был час их бракосочетания. Будучи святыми ветвями священного корня, они всем сердцем желали того, чего научила их жаждать их премудрая мать София. Они хранили ее слова в своих сердцах и готовились к мученическому состязанию, как если бы им предстояло войти в брачный чертог. Препоясываясь верою, ободряясь надеждой и возжигая в себе огонь любви к Господу, они укрепляли друг друга и обещали своей матери, что с помощью Христа претворят в дела ее назидательные к ним слова.
Когда наступил третий день, святые предстали перед нечестивым Императором. Думая, что они всего лишь молодые девушки, которых легко заставить повиноваться его обманчивым словам, он начал говорить им так: «Я вижу, дети, что вы прекрасны, и мне жаль вашу молодость. Я советую вам как отец, чтобы поклоняться богам, которые правят миром. Если вы будете повиноваться мне и делать то, что я повелеваю, то я назову вас своими детьми. Я созову епархов, правителей и всех моих советников и усыновлю вас в их присутствии, и все они будут уважать тебя и восхвалять тебя, но если ты не послушаешься меня и не подчинишься моему повелению, то много бед приключится с тобой, и ты принесешь много огорчений своей матери в старости ее. Вы сами погибнете в том возрасте, когда вам надлежит быть счастливыми и жить среди сладостей, благ и радостей мира сего, Я заставлю вас погибнуть в жалкой смерти и отрублю ваши отрубленные члены на съедение собакам, а вы будете быть всеми презираем. Итак, повинуйтесь мне, чтобы вам было хорошо. Я забочусь о вас и не хотят разрушить твою красоту и лишить тебя этой настоящей жизни; скорее, я хочу, чтобы вы были моими детьми» 9.0009
Святые девы ответили гонителю как бы в один голос, сказав: «Бог, обитающий на небесах, есть Отец наш, Который заботится о жизни нашей и милует наши души. Его любви желаем, и желаем чтобы называться Его истинными детьми. Мы соблюдаем Его заповеди, и мы плюем на ваших богов. Ваши угрозы не устрашают нас, ибо мы желаем страдать и нести горькие муки ради сладкого Бога нашего, Иисуса Христа».
Император, услышав их ответ, спросил их мать Софию об их именах и возрасте. Она ответила: «Моего старшего ребенка зовут Вера, и ему двенадцать лет. Второго — Надежда, ей десять лет. Моего третьего ребенка зовут Любовь, и ей девять лет».
Император восхитился духом, умом и быстрыми ответами девушек, тем более, что они были так молоды. Затем он начал пытаться заставить каждую из них подчиниться своему нечестию, начиная с Веры, старшей сестры, которой он сказал: «Жертва великой богине Артемиде!»
Но Вера не согласилась подчиниться. Поэтому император приказал ее раздеть догола и приказал жестоко избить. Мучители безжалостно избили ее, говоря: «Жертва великой богине Артемиде!» Но она молчала, как будто это чужое тело носило страдание. Поскольку мучитель ничего не добился тем, что высек ее, он отрезал ей девственную грудь. Видя, что из ее ран вместо крови течет молоко, народ качал головами и втайне упрекал императора в его глупости и жестокости, говоря: «В чем провинилась эта прекрасная дева? Почему она так страдает? Какая жалость! безрассудство Императора и его звериная жестокость, что он не только истязает до смерти стариков, но и маленьких детей!»
Затем принесли металлическую решетку, которую поставили на большой разожженный костер. Когда он раскалился докрасна, испуская искры, на него была поставлена святая мученица Вера. Она пролежала там два часа, взывая к своему Господу, но совсем не обгорела, к удивлению всех присутствующих. Потом ее бросили в котел, наполненный кипящей смолой и маслом, но и там она осталась невредимой, сидя, как в прохладной воде, воспевая Богу. Гонитель, не зная, что еще сделать с ней, чтобы ослабить ее веру во Христа, вынес ей приговор к смертной казни от меча.
Когда святая Вера услышала это, она исполнилась радости и сказала своей матери: «Помолись за меня, Мать, чтобы я могла завершить свой путь и достичь желаемого конца, чтобы увидеть моего возлюбленного Господа и Спасителя и быть наполненный видением Его божественности».
Тогда Вера сказала своим сестрам: «Вы знаете, мои дорогие сестры, Кому мы обещали себя и Кому мы были обручены. Вы знаете, что мы подписаны святым Крестом нашего Господа, чтобы служить Ему в вечности …Поэтому претерпим до конца. Одна мать родила нас и воспитала и наставила нас, так примем же общую смерть, так как мы сестры и разделяем единую волю. Да буду я вам примером, чтобы вы оба могли бы следовать за мной к нашему Жениху, который зовет нас к Себе».
Сказав это, Вера поцеловала свою мать и, обняв сестер, поцеловала их, а затем подчинилась мечу. Мать ее не скорбела о дочери, ибо ее любовь к Богу превзошла материнскую любовь и жалость к детям. Она только боялась, что одна из дочерей ее отречется от Господа, поэтому сказала Вере: «Дочь моя, я родила тебя и ради этого терпела страдания. Кровь, которую ты приняла во чреве моем. Иди к Нему, семя мое возлюбленное, обагренное кровью твоей, как бы облеченная в багряницу. Когда явишься прекраснейшей пред очами Жениха твоего, помяни пред Ним смиренную мать твою и помолись Ему для ваших сестер, чтобы Он укрепил их, чтобы они могли иметь такое же терпение, как и вы».
Так святой Вере была отсечена честная глава, и она отошла ко Христу Богу своему Владыке. Мать приняла ее многострадальное тело и, целуя его, радовалась и прославляла Христа Бога, принявшего дочь ее Веру в небесный чертог.
Тогда нечестивый император привел к себе вторую сестру, святую деву Надежду, и сказал ей: «Дитя доброе, я взываю к тебе как отец, любящий тебя. Внемли моему совету и поклонись великой Артемиде так чтобы ты не погибла, как твоя старшая сестра. Ты видел ее горькую смерть. Хочешь ли ты страдать так же? Поверь мне, дитя, я сожалею о твоей молодости и хотел бы, чтобы ты была моей дочерью, если бы ты согласилась повиноваться моему приказу. »
Но святая Надежда ответила: «О Император, не мою ли сестру ты предал смерти? Разве мы не родились от одной матери? Разве мы не вскармливались одним молоком? сестра? Я вырос с нею, и из тех же книг и из того же материнского наставления я научился познавать единого Бога, Господа нашего Иисуса Христа, и верить в Него, и поклоняться Ему одному. что я буду рассуждать, думать или желать иначе, чем моя сестра Вера. Я готов следовать ее пути, поэтому не откладывайте и не утомляйте себя многословием, но приступайте к тому, что вы решили сделать. что я того же мнения, что и моя сестра, которая ушла раньше меня».
Когда Император услышал этот ответ, он передал Хоуп мучителям. Его прихвостни раздели ее, как у них была Вера, и били так долго и безжалостно, что устали. Но она молчала, как будто не страдая от боли. Она только смотрела на свою мать, блаженную Софию, которая стояла рядом и доблестно смотрела, как ее дитя претерпевает мучения, горячо моля Бога, чтобы Он даровал ее дочери твердое терпение.
Тогда нечестивый Император приказал бросить Надежду в огонь, но она осталась невредимой, прославляя Бога, как Три Отрока. После этого ее подвешивали и царапали железными когтями. Ее плоть была сорвана, хлынули потоки ее крови, и дивное благоухание исходило от ее ран. Лик ее сиял благодатью Святого Духа, и она насмехалась над гонителем за то, что он не мог одолеть даже юную девицу. Она сказала: «Имея помощь Христову, я не боюсь мук, но желаю их, как желаю райских сладостей, так сладок мне Господь мой. Геенна».
Эти слова сильно разозлили мучителя, который приказал наполнить котел смолой и маслом, раскалить на огне и бросить в него святого. Когда котел закипел и слуги государя готовились бросить в него святого, котел вдруг расплавился, как воск, и горячая смола и елей излились из него на всех, кто стоял рядом.
Такова была чудесная сила Божия, охранявшая Святую Надежду. Гонитель, хотя и видел все это, но не пожелал познать истинного Бога, ибо сердце его опуталось бесовской тьмой и пагубным заблуждением. Так, увидев себя посрамленным молодой девой и не желая терпеть дальнейшего унижения, он осудил святого на усекновение головы.
Когда девица услышала, что ее должны казнить, она радостно поспешила к своей матери и сказала: «Мир и спасение тебе, матушка: вспомни дитя твое!»
Мать ее обняла и поцеловала ее, говоря: «Дочь моя Надежда, ты благословлена Господом Богом в вышних, на Которого ты уповаешь и ради Которого ты не пощадила своей крови. Иди теперь к своей сестре Вере, чтобы стоять в присутствие нашего Возлюбленного».
Тогда Надежда поцеловала свою сестру Любовь, которая наблюдала за ее мучениями, и сказала ей: «Не задерживайся здесь, сестра, но поспеши, чтобы мы могли вместе войти в присутствие Святой Троицы». Затем она подошла к обезглавленному трупу своей сестры Святой Веры и нежно поцеловала его. Природа заставила ее плакать, но любовь ко Христу превратила ее слезы в радость. Тогда она склонила голову под меч, и так святая Надежда была обезглавлена. Мать взяла ее тело и прославила Бога, радуясь мужеству двух дочерей. Затем она вдохновила свою третью дочь сладкими словами и мудрыми советами бороться таким же образом.
Преследователь призвал Любовь, третью деву, стремясь соблазнить ее оставить Распятого и поклониться Артемиде, но тщетно трудился обманщик. Ибо никто так не желал подвизаться за нашего возлюбленного Господа, как Любовь, как написано: Любовь сильна, как смерть; многие воды не могут потушить любовь, и потоки не могут потопить ее.
Многие воды искушений мира не погасили огня любви к Богу в той деве, и не утонули в потоках бед и страданий. Ее великая любовь проявилась в том, что она была готова положить свою душу за своего возлюбленного Иисуса Христа, ибо нет большей любви, чем та, что человек положит свою жизнь за другого.
Преследователь, поняв, что своими лестью ничего не может сделать, стал мучить Любовь, надеясь разными муками отделить Любовь от любви Христовой. Но она отвечала словами апостола: «Кто отлучит меня от любви Христовой? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? я больше, чем победитель через Возлюбившего меня».
Преследователь начал пытку с того, что приказал растянуть ее на колесе и бить розгами. Молодое тело святой растянули так, что члены ее вырвались из суставов, и ее били до тех пор, пока она не окрасилась в багряный цвет от своей крови, орошавшей землю, как дождь.
Тогда мучитель показал святому печь, раскаленную добела, и сказал: «Дева, скажи только, что богиня Артемида велика, и я отпущу тебя. сожжены в огненной печи».
Святой сказал: «Велик Бог мой Иисус Христос, но да погибнешь ты вместе с Артемидой!»
Преследователь пришел в ярость и приказал стоящим рядом бросить Любовь в печь. Святая не ждала, пока другой бросит ее в печь, а сама поспешила войти в нее. Она вошла в печь, но не обожглась, и радовалась, как бы в прохладном месте, поя и благословляя Бога. И тотчас вырвался огонь из печи, пожрал стоявших рядом неверных, испепелив одних дотла, а других испепелив. Самого Императора опалили, и он убежал далеко от печи. В печи можно было видеть и других светлых людей, радующихся вместе с мучеником. Так возвеличивалось имя Христа, а нечестивые посрамлялись.
Когда печь погасла, святая, прекрасная невеста Христа, вышла сияющей и невредимой, как из чертога брачного. Мучители, по повелению императора, схватили ее и просверлили ее члены сверлами, но помощь Божия укрепила святую в терпении этих мук, чтобы она не умерла. Ибо как иначе могла бы она вынести такие муки и не погибнуть тотчас же? Ее возлюбленный Жених, Иисус Христос, укрепил ее, чтобы нечестивые исполнились стыда и чтобы она получила большую награду и чтобы могущественная сила Божия прославилась в утлом сосуде.
Наконец, гонитель, пораженный болью от ожога огнем, приказал усечь святого мечом. Услышав, что ей надлежит быть обезглавленной, возрадовалась и сказала: «Тебе пою и благословляю многославное имя Твое, Господи Иисусе Христе, возлюбивший рабу Твою Любовь! Причисли меня к сестрам моим и удостой меня пострадать за имя Твое, как и они страдали».
Мать ее святая София не переставала молить Бога о своей третьей дочери, чтобы Он даровал ей терпение до конца. Она сказала Любви: «Третье семя мое, чадо мое возлюбленное: претерпи до конца! Ты идешь по пути благому, и венец уже сплетен тебе. Жених ждет тебя, взирая с высоты на подвиг твой, чтобы, когда ты преклонишь голову под меч, Он мог принять и обнять твою чистую и непорочную душу и даровать тебе покой вместе с сестрами твоими. Помяни меня, мать твоя. , в царстве Жениха твоего, чтобы Он мог быть милостив ко мне и не лишить меня наследства и части с тобой в Его святой славе».
В этот момент Святая Любовь была обезглавлена мечом. Мать взяла ее тело и положила в красивый гроб вместе с трупами Веры и Надежды, украсив их тела как подобает. Она посадила их в колесницу, отвезла за город на несколько верст и благоговейно похоронила там своих дочерей на высоком холме, плача от радости. Она просидела у их могилы, три дня умильно молясь Богу, после чего почила смертным сном в Господе и была погребена верующими на том же месте вместе с дочерьми своими. Она не была лишена ни наследства с ними в Царствии Небесном, ни мученического венца, так как пострадала за Христа не плотью, а сердцем. Так премудрая Софья мудро закончила свой путь, принеся в дар Троице трех своих добродетельных дочерей: Веру, Надежду и Любовь.
О святая и праведная София! Какая женщина так спаслась чрез чадородие, как ты, родившая детей, обрученная Спасителю и страдавшая за Него, и ныне царствующая и с Ним прославляемая? Воистину, ты дивная мать, достойная памяти, ибо видя жестокие и горькие муки, которые претерпели дети твои возлюбленные, и смерть их, ты не потерпела, как обыкновенно у матерей, скорби, но радуешься, утешаясь благодать Божия. Ты побудил их принять мученичество и молиться, чтобы они не ослабели и не сохранили свою мимолетную жизнь, а вместо этого решительно предложили пролить свою кровь за Христа. И ныне ликуя видением пресветлого лика Его, со святыми дщерями твоими, просвети нас, да сохранимся в добродетелях веры, надежды и любви и сподобимся прославиться и предстоять пред лицом Пресвятая, Нетварная и Животворящая Троица, во веки веков. Аминь.
В этот же день мы поминаем святую мученицу Феодотию и сто пятьдесят шесть святых мучеников, погибших в огне.
Из Великого собрания житий святых, том 1: сентябрь,
Аполитикия мучениц Софии, Пистис, Елпис и Агапе
Глас четвертый
Господи Иисусе, к Тебе агнец Твой вопиет гласом великим : Жених мой, Тебя я люблю; и ища Тебя, я ныне состязаюсь, и с Твоим крещением я распят и погребен. Я страдаю ради Тебя, чтобы царствовать с Тобой; ради Тебя умираю, чтобы жить в Тебе: прими меня, из тоски приносимого Тебе, в жертву непорочную. Спаси, Господи, души наши по ее заступничеству, ибо Ты велик в милосердии.
Кондак мучениц Софии, Пистис, Елпис и Агапе
Первый глас
Так как Вера и Надежда и Любовь были воистину священными ветвями преподобной Софии, тезка премудрости благодатью показали всем людям, что греческая мудрость есть юродство, и в состязании они оказались победителями; а потому они получили венец, который никогда не погибнет, от Христа Бога, Господа всего.
Благословенный праздник
Разделите праздник Софии и трех ее дочерей: Веры, Надежды и Любви открытка с иконой.
Кто такая София? — CBE International
Поиски женских качеств в Божестве продолжаются, так как многие женщины стремятся к пониманию Бога, с которым они могут общаться и идентифицировать себя. Для них традиционный взгляд Церкви на «патриархального Бога» не только слишком ограничен, но и слишком ограничен. Этот взгляд слишком ограничен в свете богатства всего диапазона библейского языка для Бога. Оно слишком ограничено тем, что может исключить верующих женщин-христианок из полного участия в Теле Христовом, хотя они тоже являются созданиями, созданными по образу Божию, и теперь равными детьми Божьими наравне со своими братьями-христианами.
В поисках более всеобъемлющего понимания Бога женская София стала для многих мостом между традиционным христианством и феминистскими взглядами. Итак, мы спрашиваем: кто такая София и откуда она взялась? Является ли она долгожданным ответом на этот поиск?
«София» — это транслитерация греческого существительного, означающего «мудрость». На иврите слово «мудрость» звучит как «чок-мах». В Ветхом Завете (особенно в Притчах 3 и 8) и в некоторых апокрифических текстах 1 мудрость персонифицируется как женщина. Некоторые понимают это олицетворение мудрости не более чем литературный прием. Другие убеждены, что мудрость преднамеренно олицетворяется как аспект божества или как богиня, отличная от Бога.
София становится все более популярной среди богословов-феминисток и некоторых светских женщин, интересующихся поклонением богине. Одним из недавних примеров популярности Софии стала экуменическая христианская конференция «Переосмысление… Бога, Общины, Церкви», которая состоялась 19 ноября. 93 в Миннеаполисе. Конференция была частью программы «Экуменическое десятилетие: церкви солидарны с женщинами» Всемирного совета церквей. София была постоянной темой на протяжении всей конференции. 2
Впрочем, интерес к Софии — явление не новое. В гностицизме, 3 ереси в раннехристианской церкви, София иногда изображается как божественное существо, превосходящее Бога, которое упрекает Бога в высокомерии. В других гностических текстах София — озорной дух, который косвенно создает мир настолько злым, что Богу приходится спасать его, посылая другую эманацию по имени Иисус. Согласно этим текстам, Иисус учил, что мы спасаемся от зла и возвращаемся к Богу через познание (9).0141 гнозис ). 4
Совсем недавно шейкеры поняли Софию как четвертое лицо Божества. Русский православный священник по имени Сергей Булгаков учил, что София — это сущность Троицы, клей, соединяющий Отца, Сына и Святого Духа. 5 Таким образом София уже много лет завоевывает популярность в христианских кругах. Для растущего числа христиан София является женским символом божественности, отчаянно необходимой для уравновешивания патриархального акцента Церкви.
Центральный вопрос заключается в том, следует ли понимать «софию» как личность или как концепцию, как божественную сущность или как абстрактный атрибут Бога. Ответ на этот вопрос является предметом многих текущих дискуссий. Сьюзан Кэди, Мэриан Ронан и Хэл Тауссиг, авторы книги «Праздник мудрости», , утверждают, что София на самом деле является библейской богиней женского пола. 6 Для Кэди София — настоящая библейская личность. «Она — сотворец еврейского Бога, она — небесная царица, она — посланница от Бога и она — возлюбленная Бога». 7 Кэди продолжает, что София «божественна, творит, судит и правит так же, как Бог». 8 Кэтрин Келлер из Теологической школы Университета Дрю настаивает на том, чтобы София проповедовала, пророчествовала, судила и обещала безопасность тем, кто ей подчиняется. «Подобно духу, — пишет Келлер, — эта София одновременно является чем-то, что люди могут искать как свое собственное, и чем-то, данным Богом в Его собственной природе». 9 Элизабет Шюсслер Фиоренца утверждает, что София — это Бог Израиля, выраженный в языке и образах богини. 10 Для некоторых богословов-феминисток, включая Кэди, София — это предвоплощенный Христос; София была божественной сущностью, принявшей форму человека мужского пола, чтобы приспособиться к патриархальной культуре. Для тех, кто понимает ее как божественное существо, София стала важным связующим звеном между традиционным языком для Бога и феминистской духовностью. Сторонники поклонения Софии утверждают, что София как имя Бога используется, чтобы напомнить нам, что у Бога есть женская сторона и что исключительно мужские образы и имена для Бога неадекватны.
Напротив, те, кто утверждает, что мудрость (софия) является атрибутом Бога, а не независимой божественной сущностью, обвиняют «поклонников Софии» в том, что они вырывают соответствующие библейские тексты из контекста и в значительной степени полагаются на апокрифические и гностические писания. Они утверждают, что, согласно Библии, мудрость является атрибутом Бога, подобным справедливости, святости или милосердию. В Библии «София» нигде не используется как имя Бога. В то время как мудрость действительно олицетворена в Притчах 7–10 («Разве мудрость не взывает? Разве разум не возвышает голоса своего? На высотах пути, где сходятся пути, она стоит» (8:1, 2). — это олицетворение является литературным приемом, обычно встречающимся в литературе мудрости: «Глупость» также персонифицируется как женщина в книге Притчей (главы 5-7). Однако мудрость никогда не бывает приравнивается к Богу.
Джон Освальт из Теологической семинарии Эсбери пишет, что «[в Притчах] «мудрость» регулярно трактуется как синоним «понимания» и «благоразумия». В этом контексте совершенно ясно, что эти последние два слова не являются именами собственными и что, следовательно, «мудрость» тоже не… Мудрость — это творение, а не божественное существо». Освальт утверждает, что олицетворения призваны подчеркнуть абстрактную концепцию. Цель книги Притчей состоит в том, чтобы подчеркнуть принципы мудрости для эффективной жизни. 11
Недавняя конференция Re-Imagining служит ярким примером разногласий по поводу Софии. Конференция в основном была сосредоточена вокруг Софии, но какой Софии? Понималась ли София как божественная личность или как абстрактное понятие? Хотя большая часть литургии и поклонения была сосредоточена на Софии, многие участники конференции отрицали, что они поклонялись Софии как богине или как сущности, отдельной от Бога. Для многих участников София была просто пониманием мудрости в женских терминах, и молитвы к Софии были предназначены для почитания женского аспекта христианского Бога. Энни Ву Кинг женского служения (PCUSA) заявила: «Не было никакого поклонения богине Софии. Там [были ссылки на] Притчи и понимание Мудрости [в женских терминах]. Это точно не была отдельная богиня…» 12 Эти посетители настаивают на том, что их молитвы к Софии были святы и почетны и не были обращены ни к чему другому, кроме христианского Бога.
Это правда, что литургия Перевоображения прямо не упоминает богиню. Однако есть несколько аспектов конференции, которые заставляют усомниться в истинной природе почитаемой там Софии. Софию благословляли, восхваляли, призывали и благодарили. Перед тем, как каждый выступающий вышел на трибуну, прозвучало «Благословение Софии», приглашая ее принести свою мудрость: «Благослови Софию, присни видение, поделись мудростью, живущей глубоко внутри». Пакет Re-Imagining включал стихотворение, содержащее строки: «Милостивый Бог София, Соучастник в Творении, древо жизни, скрытое сокровище, рожденное перед этими холмами, перед полными источниками, перед озерами, Дыши на меня». 13 Информационный бюллетень Re-Imagining сообщает нам, что используется слово «София», а не слово «Мудрость», потому что оно напоминает нам, что София — это «тот, кто ходит, разговаривает, играет, плачет, ест, творит и любит». 14 Во время конференции в рамках литургии прозвучало несколько воззваний, описывающих Софию как божественное существо: «Голос Софии слишком долго замолчал. Пусть она говорит и благословляет нас в эти дни». «София — это то место в тебе, где обитает вся вселенная»; «Пришло время ясно заявить и безумно мечтать о том, кем… мы намерены стать в будущем благодаря силе и руководству духа мудрости, которого мы называем Софией». Один из выступавших, преподобная Барбара Лундблад, заявила: «Иисус появляется как пророк и дитя Софии… Во всех сострадательных, освобождающих словах и делах Иисуса есть дела Софии, восстанавливающей правильный порядок творения». 15
Чтобы понять, какую Софию имели в виду различные лидеры конференции по перевоображению, нужно также внимательно изучить ритуал «молока и меда», который проводился в честь Софии в последнее воскресенье конференции. Участники конференции непреклонно настаивают на том, что этот ритуал не призван заменить Евхаристию. Однако между этим и традиционной трапезой из хлеба и вина было много параллелей. Ритуал Перевоображения включал в себя слова: «Сотворительница наша София, мы женщины по образу Твоему… Горячей кровью чревов наших мы формируем новую жизнь… София-Творец Боже, пусть Твоё молоко и мёд текут… с нектар между нашими бедрами мы приглашаем любовника, мы рождаем ребенка; с нашими теплыми телесными жидкостями мы напоминаем миру о его удовольствиях и ощущениях… Мы празднуем чувственную жизнь, которую вы даете нам…. Мы празднуем вибрацию кончиков пальцев на коже влюбленного. Мы прославляем язык, облизывающий рану или смачивающий губы. Мы прославляем нашу телесность, нашу физическую форму, ощущения удовольствия, наше единство с землей и водой». Эти слова определенно могут показаться молитвами женскому божеству.
Богословы Пресвитерианской церкви (США) Джозеф Д. Смолл и Джон П. Берджесс ответили на конференцию критикой, что «ритуалы перевоображения не помогли верующим понять связь между мотивами мудрости Ветхого Завета и самораскрытием Бог в Иисусе Христе». Они настаивают на том, что в Новом Завете Христос есть сила Божья и мудрость Божья (1 Кор. 1:24), «а не мудрость как божественное проявление вне Иисуса Христа». Далее Смолл и Берджесс пишут, что «многие молитвы выходят за рамки использования мудрости как одной из метафор, уместно используемых в литургическом обращении к Богу. Мудрость/софия, как по частоте, так и по формулировке, стала альтернативой, используемой в отличие от триединого Бога». 16
Хотя организаторы и участники конференции, возможно, не намеревались поклоняться Софии как сущности, отдельной от Бога, литургии, а также многие сделанные заявления ясно подразумевают, что это действительно имело место. Атрибут Бога преобразовывался в отчетливый и божественный образ.
Кто такая «София»? Для все большего числа богословов-феминисток и, вероятно, для очень многих участников Re-Imagining София является уникальной и божественной личностью. То, как она относится к Богу, является предметом различных интерпретаций. Утверждалось, что София выше Бога, что она равна Богу, что она Бог или что она ниже Бога, но все же божественна.
Библейское понимание Софии, которое наиболее точно соответствует библейскому контексту, состоит в том, что София не является ни одной из этих вещей. София — не что иное, как греческое существительное, описывающее важный атрибут Бога. Мудрость олицетворяется не потому, что она существует сама по себе, помимо Бога, а как литературный инструмент, используемый для подчеркивания ее важности.
По мере того, как мы продолжаем искать всеохватывающее понимание Бога, крайне важно, чтобы мы оставались в рамках Писания. Мы действительно можем учиться, исследуя значение слова «софия». Важно, чтобы некоторые атрибуты Бога понимались в женских терминах. Эта реальность способствует концепции Бога, который выходит за рамки гендера и доступен как мужчинам, так и женщинам. Однако введение богини просто затемняет тот факт, что Бог не является ни мужчиной, ни женщиной. Привлекательность Софии понятна, но мы, как христианские богословы, должны стремиться удовлетворить потребности, с которыми женщины сталкиваются помимо богини. Потребности реальны, и поиск должен продолжаться.
Примечания
- Включая Варуха, Сираха и Экклезиастика
- На конференции присутствовало 2200 человек, в том числе 83 мужчины. Деноминациями с наибольшим количеством участников были Пресвитерианская церковь (США), Объединенная методистская лютеранская / ELCA, Римско-католическая и Объединенная церковь Христа.
- Гностицизм был дуалистической ересью, которая учила, что материя — зло, а дух — добро. В результате отрицалась человечность Иисуса и подчеркивалась его божественность.
- См., в частности, кодексы Наг-Хамамди, обнаруженные в Верхнем Египте в 1945 г.
- Булгаков Сергей. София, Мудрость Божья: очерк софиологии, (Хадсон: Lindisfarne Press), 1993.
- Сьюзан Кэди, Мэриан Ронан и Хэл Тауссиг. Праздник мудрости: София в учебе и праздновании, [Сан-Франциско: Harper & Row], 1989.
- Там же
- Там же, с.29.
- Келлер, Кэтрин. «Изобретая богиню: исследование негативной реакции церкви», Christian Century, , 6 апреля 1994 г., стр. 340-42.
- Фиоренца, Элизабет Шюсслер. В память о ней: феминистская теологическая реконструкция христианского происхождения, [Нью-Йорк: перекресток], 1986.
- Освальт, Джон. «Исследование феминистского богословия: София и Библия», Good News, , март/апрель 1994 г.