София это чье имя: Значение имени Софья (София)
«Афина-София-Менфра» ~ Проза (Эссе) ~ Beesona.Ru
Шеломенцева З.С., проф. КубГУ, вице-президент Общественной Кинешемской Академии Мудролюбия, член Всемирного Философского Форума (Афины, 2011)
«Афина-София-Менфра»
(философско-культурологическое эссе)
Ты,оАфина бессмертная…
Александр Блок
Афи́на (др.-греч. Ἀθηνᾶ, также встречается написание Афинайя, микен. a-ta-na-po-ti-ni-ja: «Атана-владычица»[1]
Облик Афины. Афина легко отличима от других древнегреческих богинь благодаря сво-ей необычной внешности. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты — одета в доспехи, держит в руках копьё; её также сопровождают священные животные — сова и змея, ставшие символами мудрости.
Сова — знак служения Афине Палладе [405]; Была известна пословица «таскать сов в Афины».
Её называли «сероокой и
русоволосой» [2], у Гомера эпитет «главкопис» (совоокая) [3].
Знаменитые изображения Афины. «Афина Парфенос», (Фидий; не сохр.) — 438 г. до н. э. была установлена в Афинском Парфеноне, внутри святилища и представляла собой богиню в полном вооружении, с копьем, щитом и шлемом, со статуэткой крылатой богини Ники [2] в руке. Наиболее полной копией считается т. н. «Афина Варвакион» (Национальный музей, Афины), мрамор.
Рождение Афины. Афина — одна из главнейших фигур олимпийского пантеона. По своей значимости она равна Зевсу, а иногда и превосходит его. Это коренится в древнейшем периоде развития греческой мифологии — матриархате. Приобретя новые функции военной мощи, богиня сохранила свою матриархальную независимость (дева и защитница целомудрия).
Миф о рождении Афины от
Метиды (чье имя переводится как «мысль») и Зевса принад-лежит к позднему
периоду греческой мифологии, времени оформления классического канона.
Афина имеет многие космические черты (она хранит молнии Зевса, родилась при золотом дожде, проч.). Она мыслилась как судьба и Великая Богиня-Мать.
Афина в философии. Юлиан в речи «К Царю-Солнцу» рассуждает об Афине Пронойе
(Провидице), указывая, что она «изошла из Гелиоса — целая из целого, продолжая
находиться в нём», она — совершенная мысль Гелиоса, она космизирует материю,
которая лежит ниже её, людям же подает блага мудрости, ума и демиургических
искусств, а её мудрость — основа по-литического общения [539]. Афина — Госпожа
Провидения [540]. Плотин вспоминает Афину редко: «если кто-нибудь сможет
обернуться к себе или сам, или в добрый час ведомый Афиной, он увидит и Бога, и
себя, и Вселенную…» [535]. Христианский апологет Юстин упоминает некую
концепцию, согласно которой Афина — дочь, или первая мысль (протенноя) Зевса
[534].
Согласно стоическому учению, бог зовется и Афиной, поскольку его ведущее начало простирается по эфиру [530]
Олива — священное дерево
древних греков. Толкование символики маслины, упоминаемой Гомером [481], даёт
неоплатоник Порфирий: Будучи вечноцветущей, маслина обладает некоторыми
свойствами, наиболее удобными для обозначения путей души в космосе, которому
посвящена пещера. Летом белой стороной листья обращаются вверх, зимой же более
светлые части поворачиваются в обратную сторону. Когда в молитвах и мольбах
протягиваются цветущие масличные ветви, надеются, что мрак опасностей будет
превращен в свет. Маслина, по природе своей вечноцветущая, приносит плоды,
вознаграждающие за труд. Поэтому она и посвящена Афине. Победителям в
состязании вручается венок из листьев маслины. Масличные ветви служат
прибегающим к мольбе. Так и космос управляется вечной и вечноцветущей муд-ростью
интеллектуальной природы, от которой дается победная награда атлетам жизни и
исцеление от многих тягостей.
Имена Афины. Афина-София-Менфра (этрус.) Этимология имени «Афина», благодаря догреческому происхождению её образа,
является неясной. В современном русском языке закрепилась форма, близкая византийскому произношению (через «и»): в классическую эпоху оно произносилось примерно Атхена. У Гомера, помимо ряда эпитетов, часто встречается форма Афинея, то есть «афинянка» [511]. Одно из имен богини — Чайка [402].
Афи́на (др.-греч. Ἀθηνᾶ,
также встречается написание Афинайя, микен. a-ta-na-po-ti-ni-ja:
«Атана-владычица»[1] Исходя из имеющихся материалов, предлагаем Вашему вниманию
этимологию и значение этих слов.
Афина — образ слова
(праслав.): Богиня на Земле, несущая Божественность в наш мир как Божественную
Благость. Ей было дозволено Всевышним нести не только МУДРОСТЬ ОТЦА, но и ЕГО
ПЛАН для нашего земного мира.
Вот Мудрости Вселенской идеал,
В АФИНЕ что ВЕЛИКОЙ воссиял…
Божественными Зевсом и Метидой,
За два тысячелетья до Христа,
С копьём, змеёй, шеломом и эгидой,
Из бороды, вдруг, Зевеса, отца,
Как воплощенье Мудрости Вселенской,
Воительница-дева родилась,
И дерзостью, отнюдь, уже не детской,
Афиной — Мудрой сходу назвалась.
Была русоволосой, совоокой
Она, великим воинам подстать…
Но вместе с этим, женственности стать,
Она несла в мир с Мудростью глубокой.
Она была ремёсел и искусств
Богинею, и знаний, и науки.
И обладая Видением Сути,
Поверх на всё мирских взирая чувств,
Она покров не только городам
Давала, своей Мудростью Великой,
Ведомая она Победой-Никой,
Земель
была Богинею и стран.
И вот с тех незапамятных времён
Афина-Мудрость многим помогает,
Кто искренне, Душою к ней взывает,
Порой, поставив всё на жизни кон.
И впредь она всем будет помогать,
Ни столько воевать, сколько ваять!
Вот Мудрости Вселенской идеал,
В Афине что Великой воссиял.
Сергей Аристархов
У Афины много имён и эпитетов. Так, имя София – это олицетворенье мудролюбия.
По своей Сути слова Афина и София едины. Просто необходимо это осознать:
Слова, коли София и Афина,
Пропеть тихонько иль проговорить,
То, безусловно, можно ощутить,
По сути, что слова сии едины.
И нечего тут голову ломать,
В сих символах отыскивая мудрость.
Прими, начав всё это утверждать,
Чтоб после их единство осознать,
Отринув всяких домыслов абсурдность,
Дальнейших видя поисков ненужность.
«СКАЗ…» [3]
София – это одно из имен
богини. Афина в облике Софии помогает нам не только обрести мудрость, но и
проявлять её на практике в своей жизни. Поэтому софияне (так назывались
новгородцы) – это её соратники (рать, праслав. – светлое могучее воинство,
проявляющее всегда чувство взаимопомощи), сподвижники, последователи,
находящиеся в сообществе, которое в древности называлось Менфра. Образ этого
слова: это сообщество людей, воспринявших СВЕТ ТВОРЦА и утверждающих
Божественность в нашем мире. Через гармонию внешнего и внутреннего в себе,
поддерживающие связь неба и земли, несущие умиротворение ( с миром на Душе),
проявляющие МЫСЛЬ и План ВСЕВЫШНЕГО на Матушке – Земле.
Проникновенно, одухотворённо, глубоко философски, с любовью написал о Софии член Союза писателей России поэт В.Н.Говорков:
Лучезарный Лик Софии
Средь духовной дистрофии
Вряд ли вызреет строка.
Лучезарный Лик Софии
Лицезрею сквозь века…
Там, за гранью мирозданья,
Всеобъемлет жизнь верша,
Неразгаданная тайна,
Града горнего душа.
И стремясь к ней изначально,
Постигая Света суть,
Прозреваешь ты печально
Бесконечный Млечный путь.
От духовной дистрофии
Нас спасёт наверняка —
Солнцезрачный Лик Софии,
Сопрестольные века.
Образ слова Мудрость (праслав.): Говорить слово о Мудрости нужно твердо, не отделяя Божественное от земного, раскрывая глубокий внутренний смысл действия Божественной Бла-годати, которая изливается в мир и ощущается человеком как благостное состояние, как умиротворенье, как БОГОМ данная нам Жизнь. О Мудрости прекрасно говорится в СКАЗЕ [3]:
СКАЗ о МУДРОСТИ
Посвящается Афине-Софии-Менфра
О Мудрости говорено немало,
И нет нужды вновь это повторять…
О новом мне позвольте рассказать,
О том, чего как раз недоставало,
Портрет чтобы Софии завершить;
Чтоб Мудрость, обозначив словесами,
Все прежние вопросы разрешить,
Которые вы знаете все сами.
Во тьме среди давно забытых строк
В анналах древних есть определенье,
Что Мудрость– это Истины росток,
Что это Жизни Вечной есть ИСТОК,
Ума который выше разуменья…
Вот потому его все размышленья
О Мудрости не значат ничего!!!
Любой здесь будет вынужден признаться,
Себя поскольку кроме самого,
Ум знать не может больше никого…
Вот потому нетрудно догадаться, —
Он шибко мал, с Софией чтоб тягаться!
С Душою в мире Мудрость лишь живёт,
В Едином с Ней Соцветии сливаясь…
Верша с Ней в Бесконечности полёт,
Любовь и Благодать в Ней создаёт,
И неге Первозданной отдаваясь,
Прекрасным сим Твореньем наслаждаясь!
Поэтому Софию кто познать
Захочет, в Ней всецело растворившись,
Душою должен жизнь воспринимать,
Не думать чтоб и не переживать,
Из тлена снова к Жизни возродившись,
С Собой Единым
Воссоединившись.
И это всё не домыслы, отнюдь,
Реальные тому есть подтвержденья,
Творенья раскрывающие Суть…
Любой зрить сможет, кои заглянуть
Захочет, если без предубежденья,
Ума отринув блуд и возраженья,
В Себя, через Безмолвия Покой,
Войдя во Храм так Мудрости Единой,
Над бренною поднявшись суетой,
Тем самым снова став Самим Собой
В всех жизни ипостасях неделимой,
Душой необозримой и незримой,
Для бренного трёхмерного ума.
Но этим ум никто не умаляет!
Вот только лишь Безмолвья Тишина
Прекрасный Лик Софии позволяет
Ума прозренья Светочем раскрыть,
Догматов скинув старую хламиду,
Суметь чтоб наконец-таки узрить,
Забыв его нелепую обиду.
Неписаный, но Вечный Образ сей,
Как Мудролюбья олицетворенье,
Божественной в веках Души своей,
Любого коя выше разуменья.
Раскрывшись сам, раскрой, не убоись,
Глубины потаённого Сознанья,
И в этом Бесконечье растворись,
Свою тем вспомнив Истинную Жизнь,
Став олицетворением Всезнанья,
Став альфой и омегой Мирозданья.
На этом и позвольте завершить
О Мудрости моё повествованье,
Довольно о которой говорить,
Какой уже пора настала жить,
Вот так исполнив предзнаменованье
И ИСТИНЫ являя тем признанье.
Автор эссе считает уместным привести здесь прекрасное стихотворение русского поэта Александра Блока об Афине, переведённое на многие языки:
Александр Блок
AlexanderBlock
Ты, о Афина бессмертная
You, on the Athens bessmertnaya
Ты, оАфинабессмертная
You, on the Athens bessmertnaya
СнеумирающимЭросом!
With the never-dying Erosom!
БОГбесконечноготворчества
God is infinite creativity
Свечнотворящейбогинею!
With the ever tvoryaschey goddess!
О, золотые родители
Oh, gold parents
Всевдохновенных детей!
Vsevdohnovennyh children!
Ты, без болезни рожденное,
You, born without the disease,
Ты, вдохновенно-духовное,
You, inspired, spiritual,
Мудро-любовное детище,
Wisdom, love-child,
Умо-сердечное — ты!
Umo heart — you!
Эросамудро-блаженного,
Eros, blessed with wisdom,
Мудрой Афины Божественной,
Wise Athens divine,
Ввечномобщеньинедремлющих,
In the eternal communion unsleeping,
Ты — золотоедитя!
You — the golden child!
Список использованной литературы:
Материал античных
источников взят из Википедии: 1, 405, 2, 3, 2, 522, 73, 539, 540, 535, 534,
530, 481, 511, 402; 1. Гриневич Г. С. Праславянская письменность, т.1, изд-во
Летопись, М., 1999., 2. «Всемудрость народа России», Краснодар, изд-во
«Автограф», 2011 ( http://www.koob.ru/aristarkhov_shelomentseva/wise_people) 3.
«СКАЗ о том, как жить… умом или Душой?», Краснодар, изд-во «Автограф», 2011. (http://www.koob.ru/aristarkhov_shelomentseva/tale_live)
Мне нравится: |
Поделиться |
Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 1573
Рубрика: Литература ~ Проза ~ Эссе
Свидетельство о публикации: №1120928767
© Copyright: Зинаида Шеломенцева, 28.09.2012г.
Оставить сообщение… Комментарии: 00 |
Поздравить близких по имени Вера, Надежда, Любовь и София можно 30 сентября 2022 года
Фото: ShutterStock Общество Тема: Церковные праздники Автор: Дмитрий СавенковДень памяти святых Веры, Надежды, Любови и Софии ежегодно отмечается 30 сентября. В 2021 году он приходится на четверг. В народе праздник назывался Всесветные бабьи именины. В этот день принято посещать церковь и молиться великомученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. А все женщины с такими именами сегодня принимают поздравления со своим Днем ангела.
Поздравления для Веры, Надежды, Любови и Софии
30 сентября великий праздник для всех христиан, особенно для тех, кто носит имя святых Веры, Надежды, Любови и Софии. В этот день следует им пожелать великолепной жизни, мудрости, изумительных идей, солнечного настроения, семейного благополучия и большого счастья. Тем, чье имя символизирует христианские добродетели, следует обязательно верить в лучшее, надеяться на чудо и искренне любить.
На свете есть много красивых имён
Но эти – особенны, в них свет и сила.
София, Надежда и Вера, Любовь-
Страданья и муки они выносили,
Но веры, любви и надежды не гас,
Тот свет, что в лишеньях несли они миру,
Он искоркой Божьей горит теперь в нас
И нам освещает любви нашей лиру!
Желаю, чтоб Вера, Надежда, Любовь
Судьбу вашу не оставляли.
Пусть эти святые помогут вам вновь,
Чтоб звездами путь освещали.
Вам жить без Надежды на свете нельзя,
А жизнь без Любви станет серой.
Пусть любят вас близкие люди, друзья,
Чтоб стали сильнее вы с Верой!
Вера спасает, Надежда хранит
Любовь окрыляет и с нами парит.
С праздником чудным я всех поздравляю
Веры, Надежды, Любви вам желаю.
Матерь их Софья нас защищает
Песня хвалебная не умолкает.
История праздника Веры, Надежды, Любови и их матери Софии
Вера, Надежда, Любовь – это женские имена, которые не нужно переводить. Издавна они символизируют три добродетели, к которым стремится каждый истинный христианин. Они прочно вошли в русские «Святцы», поэтому именами этих итальянок начали называть девочек в России.
Вера, Надежда и Любовь были тремя сестрами, родившимися у христианки Софии в Италии. Так как мать верила в Господа, то учила этому и своих детей, о чем однажды узнал император Адриан. Когда Софию с детьми вели в Рим, она просила Бога помочь ей и детям перенести страдания, которые их ожидали.
Предание гласит, что император приказывал жестоко истязать девочек на раскаленной решетке, печи и даже в горячей смоле, но они судом оставались живы и отказывались преклоняться перед идолами. После того, как самые изощренные пытки были завершены, девочек обезглавили. На момент смерти им было 9,10 и 12 лет. София же была вынуждена смотреть на муки своих детей, но захоронить их ей разрешили.
Святые София, Вера, Надежда и Любовь – это одни из немногих, кто, превозмогая боль и муки, решил быть с Богом до самого конца. Три маленькие девочки и мать показали, что недостаток физической силы не мешает проявить мужество и веру в Господа.
В день их памяти следует поздравить своих близких и пожелать им быть мудрыми, смотреть в будущее с надеждой, верить в чудеса и искренне любить Господа.
Общество 12.02.20230Кремль назвал дату обращения Путина к Федеральному собранию
Совсем скоро глава российского государства Владимир Владимирович Путин по традиции обратится к нации и Федеральному собранию. Известно, что в своем…
Больше не требуются: почему Пригожин прекратил набор заключенных в ЧВК «Вагнер»
Основатель российской частной военной компании «Вагнер», бизнесмен Евгений Пригожин, на днях заявил, что набор заключенных граждан в ЧВК для специальной…
12.02.20230В РФ на продажу выставили квартиры в первых деревянных многоэтажках: как они выглядят и по какой цене продаются
12.02.20230Жуткие катастрофы и землетрясения, которые ясновидящие напророчили в 2023 году
После жуткого разрушительного землетрясения в Турции журналисты многих стран наперебой говорят о сбывшемся предсказании Ванги. В нем ясновидящая утверждала, что…
12.02.20230Ясновидцы Британии, Болгарии и Перу рассказали, что погасит украинский конфликт в 2023 году
11.02.20230Ночные взрывы в Мелитополе: что известно о событиях вечера 10 февраля на сейчас
10.
Счастливая семья: сколько мужчин должно быть до свадьбы
Известный американский сайт знакомств опубликовал статистику, согласно которой у счастливой семейной женщины до брака должны быть отношения с девятью мужчинами…
10.02.20230Счастливая семья: сколько мужчин должно быть до свадьбы
Известный американский сайт знакомств опубликовал статистику, согласно которой у счастливой семейной женщины до брака должны быть отношения с девятью мужчинами…
Собор Святой Софии в Стамбуле, Турция
МЫ ПЕРЕЕЗЖАЕМ В ПОСЕЩАТЬ MONOLITHICDOME.COM & MONOLITHIC.RU | ПОДРОБНЕЕ
Центральный купол — Центральный купол диаметром 102 фута и высотой 184 фута. Арки с востока и запада укреплены полукуполами. Окончательные купола завершены в 563.
Фреда Паркер • Опубликовано • История
Святая Мудрость
Сократ (380-440), официальный летописец церковной истории, приписывал строительство первоначального собора Святой Софии в 360 году императору Константину I (324-337). Судя по всему, Константин I, известный как «Великий», сначала сделал христианство своей государственной религией, затем начал строить огромные христианские храмы по всей Византии. Одним из них был собор Святой Софии, имя которого означает «святая мудрость». Почти 200 лет спустя пожары и беспорядки уничтожили это первоначальное здание.
Собор Святой Софии, который сейчас служит миру как известный музей в Стамбуле, был перестроен при императоре Юстиниане (532-537) его имперскими архитекторами Анфемием Траллесским и Исидором Милетским. К сожалению, сильные землетрясения разрушили их купол, поэтому в 563 году его пришлось перестраивать заново, но уже по несколько более высокой кривой.
Последовательность куполов
Многие считают собор Святой Софии высшим шедевром византийской архитектуры. Высокий центральный купол диаметром 102 фута и высотой 184 фута охватывает просторный неф. Этот купол опирается на подвески или поддерживающие арки по углам квадрата, что делает возможным переход к круглому плану. Арки на востоке и западе расширены и подкреплены большими полукуполами. Эти полукупола опираются на меньшие полукупольные экседры или портики. Следовательно, огромный главный купол на самом деле представляет собой последовательность меньших куполов.
Золотая раковина
Боковые проходы с галереями по бокам нефа. Галереи имеют массивные своды на монолитных колоннах из зеленого и белого мрамора и лилового порфира. Они воспринимают тягу большого купола и поддерживающих его арок. Корона из 40 арочных окон опоясывает купол, приглашая солнечные лучи в свое величественное внутреннее пространство и создавая иллюзию того, что собор Святой Софии представляет собой невесомую золотую оболочку, обладающую чудесной присущей ему устойчивостью.
Солнечные лучи — Солнечные лучи проходят через 40 арочных окон, окружающих купол.
Подпишитесь на БЕСПЛАТНОЕ 14-шаговое руководство по началу работы с монолитными купольными домами
Электронная почта:
Школа в Оклахоме заявляет, что ее здания защищены от торнадо
Школу «Монолитный купол» в Джеронимо, штат Оклахома, недавно посетила репортер новостей Оклахома newson6. com Келли Огл. В своем отчете Огл берет интервью у метеоролога-исследователя NOAA доктора Гарольда Брукса, в котором он соглашается с тем, что монолитные купола являются более безопасным и дешевым вариантом для школ.
Что нужно знать о монолитном купольном доме перед покупкой!
Это новинка! Вот необходимая, обязательная к прочтению электронная книга с практической информацией практически обо всем, что связано с проектированием и строительством дома вашей мечты.
Монолитные планы этажей
Для купольного дома вашей мечты в нашей библиотеке есть планы этажей самых разных размеров и форм. Этот диапазон размеров включает в себя небольшие уютные коттеджи, а также просторные и эффектные замковые владения и все, что между ними. Но хотя размеры и формы могут различаться, преимущества дома с монолитным куполом остаются неизменными. В дополнение к долгосрочной экономии наши экологически чистые монолитные купола обеспечивают энергоэффективность, защиту от стихийных бедствий и многое другое. На этом веб-сайте есть инструменты и сотни статей, связанных с проектированием куполов. Кроме того, в нашем штате есть профессионалы с опытом и знаниями, которые помогут вам спроектировать точный план этажа, который вам нужен и в котором вы нуждаетесь.
Научитесь строить купол на семинаре строителей монолитных куполов весной 2023 г.
Вы когда-нибудь хотели построить монолитный купол? Пачкать руки, нанося пену, подвешивая сталь и набрызгивая торкрет-бетон? Хотите учиться у строителей куполов с многолетним опытом? Теперь у вас есть шанс. Приходите на весенний семинар строителей монолитных куполов 2023 года в апреле этого года и постройте настоящий монолитный купол.
Переходное кольцо Мембрана воздушной формы
Мембрана Transition Ring Airform представляет собой композитную воздушную конструкцию, используемую в качестве опалубки для строительства монолитного купола в виде кольца, также известного как кольцевой купол. Он изготовлен для надувания со стенкой ствола в форме цилиндра и купольной крышей. Для достижения этого результата на стыке между стеной и мембраной купола установлено стальное кольцо.
Central City открывает первый тренажерный зал Monolithic Dome в Небраске
Ранее в этом месяце в средней школе Централ-сити открылись новый спортзал и безопасная комната «Монолитный купол». Это первый тренажерный зал с монолитным куполом в штате Небраска. Стив Уайт из Nebraska.tv был там, чтобы освещать день открытых дверей.
Пляжный дом с монолитным куполом на продажу недалеко от Пенсаколы, Флорида
Монолитный купольный дом в Сильвершоре выставлен на продажу. Дом расположен на участке размером 290 на 130 футов на берегу Байу-Гранде в заливе Пенсакола, откуда открывается великолепный вид на залив и Мексиканский залив. Дом находится прямо на воде с небольшим пляжем и причалом для лодок.
Канадская художница создает испанский дворик внутри своего дома с монолитным куполом
CTV News недавно представил дом с монолитным куполом в Саскачеване, Канада. Тоня Верметт построила дом 18 лет назад, и это прекрасное место для жизни, но как художнице она так и не закончила работу над домом. На протяжении многих лет она рисовала фрески, виноградные лозы и текстуры на стенах, превращая дом в живое произведение искусства.
Больше новостей…
© 1996-2022 Монолитик . организация | Конфиденциальность | Условия | Отказ от ответственности
Собор Святой Софии и его преобразования
За свою долгую историю здание, посвященное Святой Премудрости — Собор Святой Софии — переходило из рук в руки между христианами и мусульманами, а в прошлом веке даже стало светским учреждением. Недавнее решение преобразовать памятник в мечеть не может остаться без последствий — физических, культурных, религиозных, идеологических и символических. От церкви к мечети, к музею, а теперь снова к мечети, Собор Святой Софии стал значить так много для очень многих; он стал культурно призматическим символом. И его сохранение в его бесчисленных формах должно продолжаться.
Commons)
Построенный как имперская христианская церковь в Константинополе, ныне Стамбул, императором Юстинианом I (годы правления 527–565), собор Святой Софии заменил более раннее религиозное здание на месте, которое было повреждено во время Ника Восстание 532 года. Новая церковь Юстиниана была освящена в 537 году и с самого начала служила символом имперской власти в Константинополе и во всем мире. Гениально спроектировали здание архитекторы Анфемиос из Траллеса и Исидор из Милета. Их инженерный подвиг успешно сочетал продольный базиликальный план, характерный для западно-христианских церквей, с централизованным, часто встречающимся в мартирии, мавзолеях, баптистериях и паломнических церквях. Таким образом, по своей планировке собор Святой Софии был спроектирован с притвором, наосом с боковыми проходами и полукруглой апсидой, обращенной на восток. Его многоэтажное возвышение состоит из галереи над боковыми нефами, полукупола и главного купола над ним. Этот монументальный купол, возвышающийся примерно на 184 фута над центральным наосом и имеющий диаметр около 120 футов, кажется подвешенным к небу. Впечатление еще более усиливается 40 окнами, окружающими его основание, которые пропускают свет и способствуют дематериализации его поверхности и архитектонической структуры.
В дополнение к своей впечатляющей архитектуре собор Святой Софии также демонстрировал интерьер, украшенный мраморными облицовками на полу и нижних частях стен, колоннами, замысловатой резьбой, а также роскошными мозаичными украшениями. зарезервированы для верхних секций и галерей. Таким образом, интерьер предлагал чувственно богатый опыт, который во время литургических и паралитургических празднований усиливался движениями, звуками и музыкой, благовониями и различными световыми эффектами. Архитектура здания, его богатое убранство и ритуальные представления помогли усилить потусторонний опыт, разворачивающийся внутри, призванный приблизить верующих к божественному. Хотя его первоначальная духовная цель закончилась, его физические и символические цели продолжаются.
Сохранившиеся мозаичные украшения собора Святой Софии относятся к иконоборческому периоду 9 вв. в Византии, когда горячо обсуждалась функция фигуративной христианской образности и менялась декоративная схема здания. Мозаика Богородицы и Младенца Христа в апсиде считается первым постиконоборческим фигуральным изображением, установленным в здании, хотя она была восстановлена в 14 -м -м веке. Вероятно, он заменил большой крест, установленный в апсиде в иконоборческий период. Монументальные по масштабу фигуры Богородицы с младенцем кажутся карликами на золотом фоне и впечатляющей окружающей архитектуре. Образы архангелов Гавриила и Михаила на арке апсиды обрамляют этот важный центральный дуэт.
Дополнительные мозаики включают портреты дарителей, заказанные византийскими правителями в различные моменты истории империи в ознаменование их поддержки собора Святой Софии. Наиболее примечательно то, что в тимпане императорских ворот, ведущих в здание, сохранилась мозаика с изображением императора Льва VI (годы правления 886–912), преклонившего колени перед Христом, а в тимпане южного входа в притвор изображены «Мозаики дарителей». императоры Юстиниан и Константин предлагают модели собора Святой Софии и города Константинополя, соответственно, восседающим на троне Богородице с младенцем. В галереях выставлены и другие изысканные мозаичные портреты доноров 10 9 г.0086-й -й и 11-й -й вв. Эти изображения, найденные на видных местах внутри здания, предназначались для того, чтобы их регулярно видели и к ним обращались в контексте литургических и паралитургических торжеств. Они предлагают визуальное свидетельство новых ktetors или основателей здания и моделей того, как будущие поколения должны заботиться о памятнике.
За свою долгую историю собор Святой Софии претерпел ряд трансформаций, затронувших его структуру и убранство. Иконоборческие споры 8 -й -й и 9-й -й -й века лишили здание фигурных культовых изображений и скульптурных произведений. Существующие до сих пор мозаики относятся к более позднему времени. После Четвертого крестового похода в 1204 году здание было преобразовано в римско-католическую церковь. Она снова стала Восточной Православной Церковью только в 1261 году, когда византийцы отбили Константинополь у латинян. Но самый преобразующий момент наступил в 1453 году, когда турки-османы под предводительством султана Мехмеда II «Завоевателя» (годы правления 1444–1446; 1451–1481) осадили Константинополь и положили конец Византийской империи.
Собор Святой Софии был превращен в мечеть. Минареты были построены снаружи, а минбар и михраб — в наосе. Кроме того, в интерьере христианская обстановка была удалена, а украшения в конечном итоге побелены или заштукатурены. На их место поставили геометрические узоры и замысловатую резьбу по дереву. Позже в наосе были установлены гигантские круглые диски в рамке с именами Аллаха, пророка Мухаммеда, первых четырех халифов (Абу Бакра, Умара, Усмана и Али) и двух внуков Мухаммеда, Хасана и Хусейна. Снаружи здание получило королевские гробницы османских султанов. Хотя собор Святой Софии остается своего рода аномалией в истории архитектуры, его отличительные особенности определяли дизайн восточно-православных церквей на протяжении всего средневекового периода и мечетей после 1453 года9.0003 Томас Уиттемор и его команда обнаруживают мозаики 10 -го -го века с изображениями святого Иоанна Златоуста (слева) и святого Игнатия Феофора в северном тимпане собора Святой Софии. (С любезного разрешения Джона Санидопулоса)
В середине 19 -го -го века интерес к истории и украшениям собора Святой Софии достиг пика. В 1847 году по приказу султана Абдул-Меджида I (годы правления 1839–1861) швейцарско-итальянские братья Гаспаре и Джузеппе Фоссати приступили к проекту реставрации собора Святой Софии. Их работа в течение двух лет также заключалась в обнаружении и записи христианских образов, после чего они снова были сокрыты. В файлах братьев Фоссати подробно описаны мозаики и работы, впоследствии уничтоженные, в том числе некоторые во время землетрясения 10 июля 189 г.4. Дальнейшие реставрации, проведенные в 1930-х годах под руководством Томаса Уиттемора, позволили обнаружить больше мозаик, которые должны были быть сохранены, поскольку собор Святой Софии вступал в новую фазу своего существования. Тяжелая работа по восстановлению мозаик продолжалась до 1935 года, когда здание открылось миру как музей. Официальный приказ поступил в прошлом году, 24 ноября 1934 года, под руководством первого президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка (1881–1938). Дополнительные реставрации были направлены на сохранение как христианского, так и исламского прошлого собора Святой Софии.
Его историческая и общечеловеческая ценность заняла центральное место.
Будучи светским и общественным учреждением, церковь Юстиниана и мечеть Мехмеда таким образом превратились в символ светской современности для Турции. Его новая функция заключалась в том, чтобы предлагать миллионам посетителей каждый год представление о его долгой истории, оригинальной архитектуре, обстановке и прекрасном убранстве. Недавнее преобразование собора Святой Софии в мечеть ставит под угрозу все это.
Главную озабоченность, в частности искусствоведов и реставраторов, вызывает судьба фигуративных мозаичных украшений, сохранившихся в верхних частях здания, а также опасения по поводу возможной влажности и плесени под бирюзовой шерстью от стены до стены. настенные ковры, которые в настоящее время укладываются поверх мраморных полов. Интересно, что часть пола, намеренно оставленная без ковров, представляет собой цветной мрамор 9.0035 омфалион («маленький пуп [земли]»), расположенный в юго-восточной четверти главной площади под центральным куполом — местом коронации византийских императоров во время церемонии коронации.
Решения для сокрытия мозаик включают лазерные проекции или занавески. Похоже, что последний был выбран как менее инвазивный и оперативный вариант, по крайней мере, на данный момент. Теперь большие полосы белой ткани скрывают Богородицу с младенцем в апсиде. Предположительно, занавески могут быть сняты для тех, кто пожелает увидеть христианские мозаики вне времени мусульманских молитв, но подробности такого маневрирования еще предстоит выяснить.
Хотя ученые, богословы и другие лидеры прокомментировали недавнюю реконструкцию здания, ни одно заявление не было столь критическим, как заявление ЮНЕСКО. Собор Святой Софии стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1985 году, и поэтому любое решение относительно памятника должно было приниматься в консультации и диалоге с ЮНЕСКО и экспертами, чтобы обеспечить надлежащий уход за зданием. Христианское, исламское и светское прошлое Айя-Софии должно быть сохранено для нынешних и будущих поколений, чтобы все, кто имеет честь увидеть это великолепное здание, могли оценить его конкурирующие слои истории и значения.