Социальная характеристика человека: Социальные характеристики личности — Студопедия

Социальная характеристика человека: Социальные характеристики личности — Студопедия

Содержание

Социальная характеристика человека. Проблема соотношения биологического и социального в индивидуальном развитии человека

Человек представляет собой систему, характеризующуюся единством наследственно обусловленного и приобретенного в течение жизни, природного и социального, физического и духовного. Как биологическое существо, человек включен в природную связь явлений, и его существование подчиняется физическим, химическим и биологическим закономерностям.Как личность, обладающая сознанием, человек обращен к социальному бытию с его специфическим закономерностями. Каждый человек является носителем признаков, свойств и качеств, приобретенных человечеством в ходе естественного отбора и передающихся по механизму биологической наследственности. В то же время человек реализует признаки и качества, которые передаются посредством общения и накапливаются человечеством в ходеисторического развития способов производства, общественных отношений, культурных традиций.

Природные, генетически определенные задатки человека реализуются только в условиях социального образа жизни, в процессе общения ребенка со взрослыми.

Как социальное существо, являющееся продуктом общественного развития, человек характеризуется теми чертами, для формирования которых, кроме наследственно обусловленных особенностей, необходима социальная среда.

Важнейшей социальной особенностью человека является его трудовая деятельность. Именно совместный труд позволяет человеку удовлетворять свои потребности через активное, целенаправленное преобразование окружающей среды. Коллективный труд скрепляет человеческое общество, усложнение трудовой деятельности приводит к дифференциации структуры общества, к выработке норм и правил, регулирующих взаимодействие людей. Через труд происходит “очеловечивание” природы, формируется культура как совокупность ценностей не только материальных, но и духовных.

Взаимодействие членов человеческого общества осуществляется посредством речи. Речь, как и труд, характеризуют человека как существо социальное. Способность к речевому общению, как и способность к труду, приобретается человеком в ходе обучения.

Причем для развития речи необходимо наличие речевой среды в первые годы жизни ребенка. Речевое взаимодействие взрослых с ребенком особенно важно в первые три года жизни. Дефицит такого общения трудно восполним, а если он длится до 8–10-ти лет, неустраним, так как способность к развитию нервных связей, необходимых для развития центра речи, утрачивается. Речь является одной из сложнейших человеческих функций. Выделяют три основные функции речи: коммуникативную, регулирующую и программирующую.

Коммуникативная функцияречи заключается в осуществлении общения между людьми посредством языка. Эта функция речи позволяет фиксировать и передавать информацию. Знания, накопленные человечеством и зафиксированные в устной и письменной речи, составляют основу человеческой культуры.

Регулирующая функцияречи реализуется в высших психических функциях – сознательных формах психической деятельности, регулируемых произвольно. Первоначально один человек, взрослый, регулирует поведение другого человека, ребенка, с помощью раздражителей, среди которых наибольшее значение имеет речь. Затем, применяя к своему поведению речевые стимулы, которые первоначально использовались для регуляции поведения другими людьми, человек овладевает собственным поведением.

Программирующая функцияречи заключается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию. В основе данного процесса лежит внутреннее программирование, которое осуществляется с помощью внутренней речи. Внутреннее программирование необходимо не только для речевого высказывания, но и для построения самых различных движений и действий, в том числе трудовых.

Развитие речи у человека связано с формированием второй сигнальной системы. И. П. Павлов показал, что в ходе индивидуального развития у человека формируется две системы условных рефлексов, или сигнальных систем. Первая сигнальная система свойственна как животным, так и человеку. Это система условных рефлексов на конкретные, образные раздражители окружающего мира. Вторая сигнальная система свойственна только человеку. Это система условных рефлексов на речевые, словесные раздражители. Особенность этих рефлексов в том, что слово, как раздражитель, выполняет функцию обобщения предметов и явлений окружающей среды и функцию абстрагирования, отвлечения от их конкретных свойств. И. П. Павлов назвал слово “сигналом сигналов”. Благодаря развитию на основе речи второй сигнальной системы, у человека формируется не только присущее животным конкретно-образное мышление, но и специфически человеческое

абстрактно-логическое мышление. Высшие животные, даже реагируя на слова и эмоции, не способны, в отличие от человека, к формированию отвлеченных понятий.Именно развитие понятийного мышления делает человека человеком разумным.Благодаря отвлеченному, понятийному мышлению, человек планирует свою трудовую деятельность, он способен целенаправленно изготавливатьорудия труда. Он обладаетсознанием, способен сознавать и понимать происходящее в мире.

На примере речи ярко проявляется взаимодействие биологических и социальных факторов в развитии человека. С одной стороны, для развития речи у ребенка необходимы нормально сформированный речевой аппарат, развитый слух, наличие и целостность речевых зон коры больших полушарий. С другой стороны, ребенок должен находиться в таких социальных условиях, которые обеспечивают его взаимодействие с предметами окружающего мира, а также речевое взаимодействие со взрослыми. В ходе индивидуального развития соотношение значения биологических и социальных факторов меняется. В первые дни и месяцы жизни развитие ребенка определяется почти исключительно биологически детерминированными особенностями его организма. Они определяют возможность развития социальных качеств. Но постепенно возрастает значимость социальных факторов, они начинают играть ведущую роль и влиять на развитие биологических особенностей. Так, по мере развития речи возникают различия в деятельности правого и левого полушария, левое полушарие берет на себя функции, связанные с речью и абстрактно-логическим мышлением.

Здоровье новорожденного полностью определяется врожденными особенностями функционирования его организма. Здоровье взрослого гораздо больше зависит от знаний человека, его привычек, стереотипов организации труда и отдыха.

Человек непрерывно взаимодействует с обществом, даже когда остается наедине с собой. Осознание человеком самого себя опосредствовано его отношением к другим людям. Каждый отдельный человек представляет собой неповторимую индивидуальность и вместе с тем несет в себе исторический опыт общества. В процессе приобщения к культуре у человека вырабатываются механизмы самоконтроля. Самоконтроль позволяет подавлять неприемлемые для данной социальной группы импульсы и составляет необходимое условие жизни общества. Чем более интенсивно развивается человечество, тем все более сложными оказываются проблемы образования и воспитания, формирования человека как личности.

Социально-психологическая характеристика личности, группы, семьи

Социально-психологическая характеристика – это совокупность определенных социально-психологических явлений, которые характеризуют свойства, особенности и качества индивида, различных социальных групп, коллективов и др. , обусловленных или факторами социальной среды, ее влиянием, или факторами психологического характера.

На формирование и развитие индивида, социальных групп, коллективов влияют отношения внутри коллективов и индивидов друг с другом, деятельность, политическая обстановка, идеология, культурное наследие, вероисповедание, воспитание и многое другое.

Социально-психологическая характеристика личности

Личность представляет собой индивида, обладающего сознательностью и активностью, который имеет возможность выбирать свой путь и образ жизни. Такой выбор зависит от его врожденных и приобретенных личностных характеристик, а также психологических свойств. На развитие индивида как члена социума воздействуют его отношения, которые складываются в процессах потребления и производства различных материальных благ.

Социально-психологическая характеристика личности и ее формирование зависит от политической обстановки и идеологии, отношения субъектов в общественных группах, куда они входят. В процессе личного общения и взаимодействия происходит взаимное влияние одного субъекта взаимодействия на другого, в процессе которого либо формируется общность во взглядах, установках, либо не формируется.

Также в процессе функционирования в социальных группах индивид постепенно приобретает определенный авторитет, положение, играет конкретную роль. Немаловажным в личностном формировании являются ее физиологические и анатомические особенности, которые оказывают огромное влияние на поведение, психику, подверженность влиянию обстоятельств или других людей.

Социально-психологическая характеристика личности по Ананьеву

Психолог Ананьев утверждал, что для правильной характеристики индивида обязательно необходим полный анализ ситуации, в какой он развивается, его статуса и общественной позиции. Если считать, что личность субъекта формируется в процессе ее деятельности, то сама эта деятельность может осуществляться только в определенной социальной ситуации. Однако, действуя в этой ситуации, любой индивид занимает конкретный статус, который может задаваться только системой социальных отношений, которая уже сложилась. Такая статусность – объективна, а вот осознание ее индивидом может быть неадекватным или адекватным, пассивным или активным.

Также человек наряду со статусом занимает и конкретную позицию, характеризующую индивидуальную деятельную сторону личностного положения в различных социальных структурах. Поэтому личностная позиция индивида в качестве субъективной деятельной стороны его статуса являет собой определенную систему взаимоотношений индивида, мотивов и установок, которыми он следует в своей обычной деятельности, ценностей и целей, на которые обращена эта самая деятельность. А сама система реализуется через присущие личности роли в определенных социальных обстоятельствах развития.

Социально-психологическая характеристика человека представляет собой сложную структуру, состоящую из факторов внешней и внутренней среды, которая влияет на формирование личности в процессе ее социализации, жизнедеятельности и развитии.

Социально-психологическая характеристика включает не только отдельные определенные психические процессы и их сочетания, появляющиеся в процессе деятельности, но и свойства психики, которые характеризуют каждую личность, ее склонности и интересы, способности, характер и темперамент.

Не существует, абсолютно, похожих по свойствам психики людей. Каждый из субъектов отличается от остальных людей набором особенностей, которые соединяясь вместе, образуют индивидуальность личности.

К психическим свойствам индивидов относят значимые и устойчивые особенности. Так, например, если любому свойственно периодически испытывать раздражение, но это еще не означает, что раздражительность является чертой его характера.

Свойства психики человек не получает в готовом варианте. Все свойства психики индивидов (способности, интересы, характер, склонности) вырабатываются на протяжении всей его жизни. Такие особенности в некоторой мере устойчивы, но это не означает, что они неизменные. Неизменных психических свойств не существует. Пока индивид живет и развивается – меняются и свойства его психики.

Социально-психологическая характеристика не бывает врожденной. Врожденными бывают только определенные физиологические и анатомические особенности. Особенности анатомо-физиологического характера, которые образуют врожденные отличия между субъектами и носят название задатки. Они имеют очень важную значимость в процессах формирования и развития индивидуальности индивидов. Однако нельзя считать, что задатки предопределяют индивидуальность. Они не являются единственным и главным фактором, обуславливающим индивидуальность. Основываясь на определенных задатках, формируются различные свойства психики в зависимости от условий жизни человека.

Павлов разделил типы нервной деятельности на такие признаки, как сила, равновесие и подвижность. Сила определяет работоспособность клеток мозга (возбуждение и торможение). Равновесие определяет соотношение между возбуждением и торможением. Подвижность характеризует способность смены процессов торможения и возбуждения. Исходя из этого, и в зависимости от комбинации этих признаков разработана типология высшей нервной деятельности.

Именно типы нервной деятельности и являются главной характеристикой субъективных особенностей нервной системы индивида. Хоть тип нервной деятельности и является врожденным признаком, но это не означает, что он не изменяется в процессе жизнедеятельности человека, его воспитания и воздействия обстоятельств социальной среды. Поэтому нужно разграничивать типы высшей нервной деятельности врожденные и сложившиеся в процессе условий среды и воспитания.

Характер и индивидуальность, способности и интересы человека всегда обусловлены его жизненным путем. Только в процессе преодоления различных трудностей развивается характер и воля, в процессе занятий каким-либо видом деятельности формируются способности и интересы.

Главным в процессе становления индивидуальности субъекта, его склонностей, интересов и характера является мировоззрение – системность взглядов индивидов на окружающие явления социума и природы.

Убеждения, которые обусловлены жизненным путем субъекта, также влияют непосредственно на ход такого пути, деятельность субъекта и образ жизни его.

В раннем возрасте главным в формировании особенностей психики человека являются воспитание в семье, социуме и обучение.
Социально-психологическая характеристика личности включает склонности и интересы, выражающие направленность индивида. Интересом является тенденция обращения внимания на определенный предмет. Внимание – это направленность сознания в конкретный момент на определенный предмет. Разница между интересами и склонностями заключается в том, что интерес направлен на какой-либо предмет, а склонность направлена на занятие каким-нибудь конкретным видом деятельности.

Главным в образовании интересов и склонностей личности лежат ее потребности. Но не любая потребность способна породить интерес, характеризующийся устойчивостью, который выражает направленность индивида. Например, когда человек голоден у него преобладает потребность в еде и главным его интересом будет еда, но такой интерес будет носить временный характер вплоть до его удовлетворения, т.е. это не будет являться характерной чертой индивида.

Важнейшей причиной приобретения различных знаний, расширения кругозора является интерес. Описывая направленность индивидов, в первую очередь, следует обращать внимание на широту интересов и их содержательность. Полноценное развитие индивидов зависит от широты интересов. Однако это не означает отсутствие какого-либо одного главного интереса.

Целенаправленность и жизненный путь определяется центральным интересом личности, который составляет стержень, возле которого группируются и проявляются другие интересы. Также немаловажной характеристикой интереса является его устойчивость. При отсутствии устойчивости в интересах, человек не способен достичь большого успеха ни в одной сфере деятельности.

Еще одной характерной особенностью интересов является их сила или действенность. Действенный интерес побуждает человека к активному поиску удовлетворения и формируется в сильнейший мотив для деятельности.

Следующая социально-психологическая характеристика личности – это одаренность и способность.

Способность – это свойства психики, отвечающие за успешное выполнение какой-либо деятельности или несколько видов деятельности. А совокупность задатков, составляющих природное условие развития способностей, носит название одаренность. Главным значением среди задатков являются признаки, лежащие в основах различия видов нервной деятельности (подвижность, сила, равновесие процессов торможения и возбуждения). Следовательно, одаренность индивида тесным образом связана с врожденным видом высшей нервной деятельности индивида.

Нервные процессы, которые характеризуют сложившийся вследствие развития вид нервной деятельности, обладают важнейшим фактором для понимания физиологических основ способностей. Способности, хоть и имеют зависимость от задатков, все равно являются только следствием развития. Их развитие реализуется только в процессе такой деятельности, для которой необходимы именно эти способности, также и в процессе обучения этой деятельности. Сочетание способностей, которые обеспечивают возможность творческого проявления в выполнении деятельности, носят название талант к данному виду деятельности.

Следующая психологическая характеристика — темперамент. Издавна и по сей день существует определенная типологическая характеристика темперамента (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик).

Темперамент – это субъективные особенности индивида, которые выражаются в эмоциональной возбудимости, в тенденции к сильному проявлению чувств (например, в жестах, мимике), в подвижности. Исходя из этого: сангвиник характеризуется слабыми чувствами, но быстро возникающими, холерик – сильными и быстро возникающими, меланхолик сильными и медленно возникающими, флегматик – слабыми и медленно возникающими.

Кроме этого, для сангвиников и холериков характерны быстрота движений и подвижность, для флегматиков и меланхоликов – медленность движений и подвижности. Основные черты темпераментов зависят и от свойств высшей нервной деятельности, описанных выше. Темперамент характеризуется устойчивостью на протяжении жизни. Каждый из типов темперамента обладает негативными проявлениями и позитивными. Поэтому в процессе жизни человеку необходимо научиться «владеть» проявлениями темперамента и подчинять себе.

Следующая социально-психологическая характеристика – характер. Он означает совокупность базовых свойств психики человека, которые накладывают отпечаток на все его поступки и действия при различных обстоятельствах. Черты характера – это свойства психики индивида, из которых складывается характер, например, трудолюбие, инициативность, лень, трусость.

По отношению к темпераменту мы не можем применять слова «плохой» или «хороший», однако можно сказать, что человек умеет плохо владеть своим темпераментом или, наоборот, хорошо. По отношению к характеру такие слова применимы. Это означает то, что характер непосредственно выражается в поведении и поступках.

Также как можно оценить и черты характера. Одни относятся к положительным, другие к отрицательным проявлениям характера.
Характер обуславливается целями и способами их достижения, отношением, которое переживается и выражается чувствами, к социуму, миру, к деятельности, зависящему от мировоззрения индивида, его убеждений.

Социальная характеристика личности

При всей важности природных качеств индивида не следует забывать, что суть личности социальная. Индивид не рождается личностью, он ею становится в процессе своей социализации. Характер преобразования индивида в личность непосредственно зависит от социума, в котором он живет.

Развитию и формированию личности способствует ее взаимоотношение с субъектами, которые играют различные социальные роли, также как и участие личности в таком репертуаре. В зависимости от того, сколько социальных ролей индивид способен воспроизвести, он может быть менее приспособленным к жизни или менее. Поэтому, процесс личностного развития нередко выступает в качестве динамики освоения общественных ролей.

Существует две разновидности социальных ролей: межличностные и конвенциальные. Стандартизированные обязанности и права, например, отец, начальник, представляют собой конвенциальные роли. Права и обязанности, выполнение которых имеет зависимость от личностных особенностей индивидов, называются межличностными ролями.

На формирование личности индивида оказывают большее влияние личностные и деловые отношения. Позиция человека в социуме, его обязанности и права определяют статус личности.

Социально-психологическая характеристика группы

Поведение и психология отдельного индивида как личности непосредственно зависит от социальной среды. А сама социальная среда являет собой общество, в котором все субъекты соединены друг с другом в различные многочисленные или не очень, устойчивые объединения, которые называются группами.

Группа представляет собой некоторое количество субъектов (не мене двух), которые включены в совместную деятельность и имеют похожие цели, мотивы, задачи, связанные между собой определенной системностью отношений.

Малая группа является непосредственным способом влияния социума или больших общественных групп на личность. Такие группы являют собой средние объединения субъектов (не более 30), которые заняты общим действием или делом и находятся во взаимоотношениях между собой. В таких группах каждый индивид проводит огромную часть своей жизни, т.е. они являются своеобразными ячейками социума. Поэтому личность зависит непосредственно от отношений, которые сложились в малых группах. Примерами наиболее важных групп в процессе развития и формирования личности служат: школьный класс, семья, коллектив, друзья и др.

Группы характеризуются психологической и поведенческой общностью членов, которая обособляет и выделяет группу, делает группу сравнительно автономной и социально-психологической формацией. Такая общность может проявляться по различным признакам, начиная от внешних (например, общность территории) до очень глубоких внутренних (члены семьи).

Граница психологической общности определяется сплоченностью группы. Сплоченность группы является одной из основных и самых значимых социально-психологических характеристик уровня ее развития.

Группы различаются по структуре и характеру отношений, которые существуют непосредственно между ее членами, в величине, по субъективному составу, качественным особенностям ценностей, правил и норм взаимоотношений, которые разделяют участники, межличностным отношениям, содержанию и целям деятельности.
Состав группы, который характеризуется именно ее членами, называется композицией. А размером называется количественный состав, т.е. композиция – это качественный состав.

Непосредственно структуру межличностного взаимодействия, обмен личностной и деловой информацией называют каналами коммуникаций. Важным моментом являются особенности вербального общения, преобладание одного или другого стиля общения. Например, общение выражается в виде приказов, предложений (характерно для рабочих групп) или в виде угроз (семья). Это характеризует особенности взаимодействий в группах и может приводить к обособлению определенных членов, сокращению общения и т.д.

Еще одной важной характеристикой группы является психологический климат группы. Характеристика социально-психологического климата заключается в заданном нравственно-эмоциональном тоне межличностных взаимодействий. Также различают еще два вида климата в коллективах. Первый – это социальный климат, обуславливающийся осознанностью членами группы общности целей и задач. Второй – моральный климат, определяющийся моральностью группы, ценностями, принятыми нормами.

Высшей стадией развития группы становится коллектив, характерные черты которого проявляются в деятельности и в межличностных взаимоотношениях.

Социально-психологическая характеристика коллектива

Коллектив – это определенная социальная группа, имеющая высокий уровень развития, в которой межличностные отношения и взаимодействия обусловлены личностно значимым и общественно ценным содержанием их совместной деятельности.

Коллектив являет собой целостное единство, предполагающее наличие основных составляющих компонентов, подструктур, членов, которые взаимодействуют изнутри такой целостной структуры. Базисным фактором установления психологической структуры является ее отражение в жизнедеятельности в целом. Подструктуры отражают различные сферы такой жизнедеятельности.

Характеристика социально-психологического климата – это определенная совокупность явлений, оказывающих значимое влияние на поведение членов такого коллектива и обуславливающая их взаимодействие, климат и др. Среди таких явлений выделяют: общественное мнение (социальные взгляды, суждения, установки), общественные настроения и социальные чувства, коллективные обычаи, традиции, привычки, различные явления, которые возникают в процессах взаимодействия субъектов (взаимные оценки и требования, авторитет). Психология коллектива значительно воздействует на поведение отдельных лиц в коллективе.

В зависимости от того, как некоторые члены коллектива выражают себя в деятельности, познании и общении, формируется характер межличностных взаимоотношений в коллективе, складываются коллективные нормы поведения, интересы, образуется общественное суждение о таком коллективе (например, дружный или нет, склочный, инициативный и т. д.). Основная роль в развитии и формировании любого коллектива отводится именно общению. Благодаря общению отношения в коллективе могут быть доверительными или нет, дружескими, поддерживающими друг друга и т.д.

Поэтому отдельным пунктом в описании различных коллективов всегда является социально-психологическая характеристика общения.
Самыми значимыми и базисными социально-психологическими характеристиками коллектива считают его дисциплинированность, информированность, организованность, активность и сплоченность.

Дисциплинированность играет регулирующую поведение роль в коллективе и обеспечивающую согласованность деяний внутри его. Информативность определяет одно из базисных обстоятельств формирования сознательности в поведении личности, соответствующей ее целям и состоянию коллектива. Организованность проявляется характером реакций конкретного коллектива на изменение внешних обстоятельств и внешних информационных данных.

Активность – это деятельность, совершаемая индивидом не по необходимости выполнения его должностных обязанностей, а в качестве свободного самовыражения. Сплоченностью называется психическое объединение, соединяющее абсолютно всех членов коллектива в процессе их совместной деятельности и создающее целостное единство всего такого коллектива. На сплоченность оказывает влияние индивидуальная психологическая совместимость всех участников.

Комплексность социально-психологических характеристик создает представление о внутреннем состоянии коллектива, которая имеет название – моральный климат коллектива. Для того чтобы дать оценку моральному климату коллектива можно использовать информацию о текучести кадров, результативности труда, качестве и количестве производимой продукции и т.д.

Благоприятный положительный моральный климат коллектива является обязательным условием работоспособности и дальнейшего развития.

Социально-психологическая характеристика ребенка

При составлении социально-психологической характеристики ребенка исследуют определенные явления его взаимодействия с окружающим социумом в процессе деятельности. Первоначально обращают внимание на состав семьи ребенка: полная или не полная, социально благополучная или неблагополучная, достаток. Далее необходимо обратить внимание на детскую успеваемость в школе (для учащихся) или поведение в коллективе для детей дошкольного возраста, поведение детей в семье. Обязательно необходимо провести беседу с родителями и другими родственниками, воспитателями и учителями, чтобы составить точную характеристику.

Также непременно следует обратить внимание на здоровье ребенка и наличие наследственных, врожденных или приобретенных заболеваний. Дается оценка коммуникационным навыкам, изучается их уровень формирования. Тут нужно смотреть на социально-психологический статус в группах, оценивать особенности общественных взаимодействий, как со сверстниками, так и с воспитателями или учителями.

При психологической характеристике детей раннего возраста оценивают речь, игру, общение, представление о себе, о мире и др. Содержанием деятельности детей раннего возраста должно быть усвоение культурных методов использования предметов. Взрослый для ребенка в этот период становится образцом для подражания. Теперь взрослый не просто дает ребенку определенный предмет, но и показывает, как именно им пользоваться. Ранний возраст характеризуется интенсивным усвоением методов действий с предметами. К концу данного периода ребенок должен научиться ими пользоваться. В этом периоде исследуют интеллект, личностную сферу, психофизиологические особенности, специфику межличностных отношений.

В младшем школьном возрасте у детей формируются определенные образования – произвольное поведение. В этом возрасте ребенок становится более самостоятельным. Он начинает впитывать в себя определенные моральные ценности и старается следовать конкретным правилам и законам. Нередко это может быть связано с эгоистическими потребностями, например, привлечение внимания и одобрения со стороны взрослых. Таким образом, поведение младших школьников сводится к одному доминирующему свойству – мотиву достижения успеха. Нужно оценивать, способен ли ребенок произвести адекватную оценку своему поступку, способен ли он победить свои желания. В этом возрасте ребенок стремится вести активные размышления о своих действиях и утаивать личные переживания.

Развитие младших школьников напрямую зависит от успеваемости в школе, оценки их взрослыми, личностного взаимоотношения, их социальных ролей. Дети в этом возрасте очень сильно становятся подвержены влиянию извне.

Подростковый возраст для детей характеризуется периодом самоопределения. Социальное, профессиональное, личностное, духовное самоопределение становится ведущей задачей данного возраста. Ведущим видом деятельности становится учебно-профессиональная.

В юношеском возрасте подростки стремятся к самоуважению, к формированию личной идентичности, открытию своего внутреннего я во всех его проявлениях, в целостности и уникальности.

Психологическая характеристика личности ребенка должна включать в себя исследование индивидуальных особенностей психических процессов индивида, типа темперамента, основных черт характера, интересов и склонностей детей.

Социально-психологическая характеристика семьи

Семья – это не только своеобразная ячейка общества, но и один из самых древнейших социальных институтов.

За все время существования мира ни одно общество не обходилось без создания семейных отношений.

В процессе своего развития семья проходит некоторые этапы или жизненные циклы семьи: непосредственно образование семьи, появление первого ребенка, появление последнего ребенка, вступление в брак последнего ребенка – так называемое «пустое гнездо», смерть одного из супругов.

Социально-психологическая характеристика общения семьи в первую очередь представлена взаимодействием супругов между собой, во вторую — с детьми, потом с родителями супругов и с друзьями. Общение представляет собой обмен информацией, духовный контакт и близость, обсуждение вопросов. Именно от общения зависит степень близости супругов между собой и степень близости с детьми.

Семья должна нести определенные социальные функции:

  • воспитательную, которая включает в себя социализацию молодого поколения и передачу культурного наследия;
  • хозяйственно-бытовую, поддерживающую физическое здоровье членов социума, включающую уход за детьми и престарелыми родителями;
  • экономическую, которая заключается в получении материальных ресурсов, а также в финансовой поддержке нетрудоспособных и несовершеннолетних членов семьи;
  • духовного общения, включающую духовное развитие индивидов в семье, духовное обогащение;
  • социально-статусную, включающую в себя предоставление конкретного социального статуса членам семейных отношений, воспроизведение социальной структуры;
  • функцию досуга, которая заключает в себе организацию рационального досуга, взаимообогащение интересов;
  • эмоциональную, включающую получение эмоциональной поддержки и психологической защиты, стабилизацию субъектов и психологическую терапию.

Социально-психологическая характеристика семьи и ее составление включает возраст родителей, уровень образования, состав семьи. Далее, оценивают материальные и жилищные обстоятельства, уровень жизни в целом. Обязательно необходимо выяснить отношение взрослых к своей профессии и общественно-полезной деятельности. Оценивается обстановка в семье и система ценностей, наличие или отсутствие конфликтных ситуаций или факторов, провоцирующих конфликты, увлечения обоих супругов, их досуг, взаимодействие семьи со школой, в которой учатся дети, отношение с учителями и школой в целом, уровень педагогических умений и психологических навыков, система воспитания, выясняется кто занимает главенствующую позицию в семье, отношение к детям и с детьми.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Социальные черты характера, важные для отношений Рон Куртус

SfC Главная > Поведение > Персонаж >

Рон Куртус (пересмотрено 26 января 2014 г. )

Социальные черты характера — это ваше отношение к другим людям и их вещам. Универсальный закон для социального характера гласит, что вы не должны причинять вред или убытки другим, потому что другие могут в конечном итоге вернуться и причинить вам вред. Вместо этого старайтесь делать то, что принесет пользу другим.

Эти черты могут быть положительными, отрицательными или часто промежуточными, в зависимости от ситуации.

Положительные социальные черты характера ведут к хорошим отношениям с окружающими — как личными, так и профессиональными. Отрицательные черты личного характера могут привести к плохой репутации, недоверию или даже неприязни. Большинство этих черт закладывается в результате обучения у родителей, а другие приобретаются в группах сверстников.

Возможные вопросы:

  • Каковы некоторые типичные черты социального характера?
  • Как социальные черты характера связаны с отношениями?
  • Как развиваются эти черты?

Этот урок ответит на эти вопросы.



Типичные положительные и отрицательные черты

Черты вашего социального характера могут быть положительными или отрицательными, в зависимости от ситуации. Примером положительной социальной черты характера является честность. Противоположная, отрицательная черта – нечестность. У большинства людей есть черта, которая находится между крайностями.

Типичные положительные и отрицательные черты социального характера по отношению к другим людям включают:

Отношение
Положительный признак
Отрицательная черта
Честность Нечестность
Доброта Жестокость
Надежный Ненадежный
Внимательный Невнимательный

Связано с вашим успехом или неудачей

Ваше отношение к другим людям может помочь определить, добьетесь ли вы успеха или неудачи в общении с этими людьми.

Люди будут рады иметь с вами дело, если вы честны и вам можно доверять. Работодатели хотят, чтобы работники были надежными и ответственными. Романтические отношения работают лучше всего, когда оба человека добры, внимательны и заслуживают доверия.

С другой стороны, если вы ведете себя отвратительно по отношению к другим, у вас может не остаться друзей. Никто не хочет иметь дело с нечестным или подлым человеком.

Развился до укоренения

Хотя склонность к некоторым социальным чертам характера является врожденной, большинство черт на самом деле развилось в результате воспитания и влияния родителей в очень раннем детстве. Есть установки, которые вы «должны иметь», которые укоренились без каких-либо логических рассуждений. У честных родителей обычно честные дети.

Влияние сверстников

Социальный характер в некоторой степени развивается под влиянием сверстников и школы. Подросток, который общается с надежными друзьями, часто будет иметь такое же отношение к другим.

Может измениться во взрослом возрасте

Однажды укоренившуюся социальную черту характера трудно — но возможно — изменить во взрослом возрасте.

Резюме

Социальные черты характера — это ваше отношение к другим людям. Положительные социальные черты характера приводят к хорошим отношениям с окружающими. Отрицательные черты личного характера могут привести к недоверию или неприязни. Большинство этих черт закладывается в результате обучения у родителей, а другие приобретаются в группах сверстников.


Рассмотрим, как другие смотрят на вас


Ресурсы и ссылки

Рон Куртус. Условия

Веб -сайты

Ресурсы для персонажей

Книги

(УВЕРЕНИЕ: УВЕРЕНИЕ: Скол. покупки)

Книги с самым высоким рейтингом о Персонаже


Поделиться этой страницей

Нажмите кнопку, чтобы добавить эту страницу в закладки или поделиться ею через Twitter, Facebook, электронную почту или другие службы:


Студенты и исследователи

Веб-адрес этой страницы:
www. school-for-champions.com/character/
social_traits.htm

Разместите его в качестве ссылки на своем веб-сайте или в качестве ссылки в своем отчете, документе или диссертации.

Copyright © Ограничения


Где ты сейчас?

Школа Чемпионов

Темы персонажей

Социальные черты характера

Каковы примеры социальных характеристик?

Мы все живем в социальной среде, потому что мы люди, а люди не способны жить в изолированной среде. Окружающая нас социальная среда огромна, чрезвычайно обширна! В нем так много вещей, за которыми следуют веками. Некоторые из них можно описать, а некоторые нет. Окружающая нас социальная среда состоит из многих характеристик, и здесь мы собираемся обсудить их вместе с примерами социальных характеристик. Здесь мы подробно поговорим о социальной среде. Мы также рассмотрим пример социального паттерна и объясним, почему он важен. Итак, начнем!

Социальные характеристики человека — это характеристики, которые он проявляет в своем сообществе или с людьми, к которым он принадлежит. Эти характеристики определяют, кем они являются, и устанавливают их уникальную идентичность в своей группе. Эти характеристики определяют идентичность человека в группе. Некоторые физические, социальные и психические характеристики людей обычно определяют группы социальной идентичности. Социальные характеристики могут быть отдельными лицами или группой характеристик, которые можно использовать для определения личности человека. Примерами социальных характеристик являются раса/этническая принадлежность, социальный класс/социально-экономический статус, пол, сексуальная ориентация, (инвалидность) способности и религия/религиозные убеждения. (См. Какова цель общества?)

Фото Присциллы Дю През на Unsplash

Примерами социальных характеристик человека являются характеристики, которые он проявляет в своем сообществе или обществе. Эти характеристики отличают их от общества и помогают установить их уникальную идентичность в группе. Они определяют человека и создают основу для того, насколько он уникален в этом сообществе среди других людей. Итак, каковы примеры социальных характеристик? Давайте узнаем здесь:

  • Культура: Культура – ​​это набор верований и обычаев, которым следует группа или сообщество людей. Эти примеры социальных характеристик объединены с убеждениями, сформированными схожим опытом и наследием, которые являются общими для всех в группе.
  • Пол: Пол — это социально сконструированная категория, в которой человек подразделяется на мужчину, женщину или другие категории. Она не детерминирована биологически, а во многом определяется культурными и социальными различиями.
  • Религия: Религия — это вера в сверхчеловеческое и поклонение ему. Это набор организованных верований и практик, которым коллективно следуют все те, кто исповедует эту религию.
  • Сексуальная ориентация: Сексуальная ориентация человека — это его идентичность по отношению к полу или гендерам, к которым они испытывают сексуальное влечение. Это естественное чувство, и его нельзя навязать кому-то.
  • Этническая принадлежность: Этническая принадлежность – это состояние принадлежности к определенной группе, глубоко связанное с культурной или национальной традицией. Быть одной национальности означает иметь одну и ту же историю и наследие.

Фото Барбары Зандовал на Unsplash

Давайте поговорим здесь о характеристиках социальной среды. Социальная среда – это окружающая нас среда. Все, что у нас есть, что мы делаем и что является частью нас, является частью социальной среды. Социальная среда создается людьми . Это место, где человек работает, чтобы заработать на жизнь. Это общество, частью которого мы являемся.

Окружающая среда находится под влиянием людей, и без нас она была бы другой. Все, что разрабатывается и создается нами, является частью социальной среды. Каждый день мы формируем окружающую среду, и окружающая среда формирует нас. Окружающая среда состоит из наших личных и социальных отношений, наших институтов, наших культур, наших социальных групп и нашего физического окружения. Характеристики социальной среды являются определяющими чертами людей в этой среде. Некоторые примеры социальных характеристик и соответствующих им сред:

  • Социальные ценности: Социальным ценностям следуют люди, живущие в социальной среде. Эти ценности передавались из поколения в поколение, и каждый должен следовать им. Они составляют основу или структуру общества.
  • Культура и традиции: Каждое общество следует культуре и правильным традициям. Эти примеры социальных характеристик представляют собой набор убеждений и норм, которым следуют все. Они считаются священными, и предполагается, что им следует следовать с предельной искренностью.
  • Социальные институты: Социальная среда имеет некоторые институты, которые определяют ее людей. Эти учреждения могут быть образовательными, медицинскими, учреждениями культуры, деловыми кругами окружающей среды и т. д. Эти учреждения важны для жителей окружающей среды.
  • Социальные тенденции: Люди сильно зависят от окружающих их тенденций, будь то одежда, еда, здоровье, домашний декор или что-то другое. Эти тренды могут быть полезными и осведомленным людям о передовом опыте. Поэтому, когда они видят, что большое количество людей вокруг них следуют таким тенденциям, они тоже прыгают.

Социальная модель — неопределенный термин, используемый в социологии. Хотя этот термин используется часто, он не имеет какого-либо конкретного или прямого значения. Роберт К. Мертон назвал это протоконцепцией. Он назвал социальный паттерн ранней, рудиментарной, частной и в значительной степени необъяснимой идеей. Этот термин иногда используется для обозначения того, что социология должна изучать как наука.

Различные и взаимосвязанные социальные действия, из которых обычно состоит шаблон, создают форму. Форма вызывается социальными действиями и по-разному выражается в соответствии с социальными действиями. Таким образом, социальные паттерны — это поведение или формы социальных действий, которые обычно повторяются и имеют вероятность повторения снова. Формы создаются социальными действиями, что означает вложенное поведение. Примерами социальных ролей и примером социальной модели могут быть распад правительства и появление нового. (См. Что такое элементы культуры в социологии?)

Социальными изменениями могут быть любые изменения, происходящие в социальной среде, от человеческих взглядов и убеждений до физических и биологических изменений в природе. Социальные изменения — это изменения, происходящие в любом человеческом обществе. Каждое общество подвержено изменениям с течением времени. Никакое общество или социальная среда не могут оставаться статичными вечно. Изменения во взаимодействиях и взаимоотношениях между людьми указывают на социальные изменения. Обязательно посмотрите Как общество формирует жизнь людей внутри него?

В обществе все связаны друг с другом и существует сеть социальных отношений. Характеристики социальных изменений:

  • Происходящие изменения носят социальный характер. Это означает, что социальные институты затрагиваются в процессе социальных изменений. Изменение затрагивает большое количество людей, которые связаны с этой средой.
  • Социальные изменения универсальны, потому что каждое общество или социальная среда со временем претерпевают изменения. Изменения всегда неизбежны, и ни одно общество не может оставаться на месте. Хотя скорость и степень изменений могут варьироваться от одного общества к другому, изменения всегда присутствуют в любом обществе.
  • Изменения в обществе непрерывны и неизбежны. Изменения непрерывны и происходят в течение длительного периода времени. Они не останавливаются ни в какой момент времени. Кроме того, изменения неизбежны. Никто не может остановить эти изменения, и нужно принимать их такими, какие они есть.
  • Степень изменений в любом обществе неодинакова. Изменения происходят в течение определенного периода времени в каждом обществе, но степень и скорость изменений варьируются от одного общества к другому.
  • Социальные изменения бывают двух типов: запланированные и незапланированные. Запланированные изменения происходят в ходе множества обсуждений, и для их реализации разрабатываются соответствующие планы. Они хорошо изучены. Незапланированные изменения происходят естественным образом и могут быть внезапными. Они спонтанны и случайны.

Фото Ханны Басинг на Unsplash

Социальное развитие – явление, которое помогает улучшить благосостояние каждого человека в обществе. Это происходит для того, чтобы люди могли полностью раскрыть свой потенциал и расти в обществе. Социальное развитие происходит с каждым человеком на каждом этапе жизни. Они важны для роста и благополучия человека. Вот некоторые характеристики социального развития:

  • Социальное развитие связано с когнитивным и эмоциональным развитием.
  • Важен для общего роста и благополучия человека на протяжении всей его жизни.
  • Делает человека осознанным.
  • Повышает уверенность в себе и развивает личность.
  • Когда люди остаются в социальной среде, у них развиваются новые связи и появляются новые друзья.
  • Когда люди взаимодействуют с другими, они учатся сопереживать.

Люди с социальным типом личности любят взаимодействовать с другими. Им нравится быть частью социальных групп и иметь сообщество друзей. Им нравится самовыражаться и общаться с другими. Такие люди преданный, ответственный, поддерживающий и гуманный . Им нравится общаться через идеи, слова и чувства, а не заниматься физическими упражнениями. Они дружелюбны с другими и любят помогать другим людям.

Более того, люди с социальными типами личности могут решать проблемы других людей благодаря сопереживанию и пониманию природы. Они могут сближать людей и создавать хорошие связи с другими. У них тоже есть положительная аура, и их присутствие делает других счастливыми. Поскольку они осторожны и чувствительны к чувствам и чувствам других людей, они лучше умеют заводить друзей. (См. Исследование: Как мыслит человеческое общество?)

Социальная роль — это поведение человека , которое он должен изображать в данной ситуации, обстановке или группе. Эти роли изображаются людьми в определенной обстановке или в определенное время. Эти роли ожидают от них другие. Этим ролям люди следуют, чтобы считаться социально приемлемыми в обществе. Статус человека также определяет роль, которую он должен играть.

У каждого человека есть несколько ролей в повседневной жизни, в зависимости от ситуации, в которой он находится. Каждая роль требует чего-то отличного от другой. Эти социальные роли важны в жизни каждого, потому что они делают нас социальными существами. Некоторыми примерами социальных ролей являются роль учителя, священника, родителя, друга, врача, супруга, сына, продавца и т. д. (См. Примеры некоторых ценностей и норм?)

Социальные люди обладают некоторыми уникальными качествами и характеристиками, которые отличают их от других. Некоторые примеры уникальных социальных характеристик:

  • Социальный человек понимает и сопереживает другим людям.
  • Они уважают всех, независимо от их статуса, убеждений и обычаев.
  • Они искренне счастливы и им интересно узнать о других людях.
  • Им нравится помогать другим и решать чужие проблемы.
  • Гибкие и регулируемые. Они хорошо сотрудничают с другими.
  • Они непредубеждены, всегда гибки и готовы принять изменения.
  • У них есть способность ясно выражаться. Они открыто высказывают свои чувства, идеи, мнения и информацию другим людям.
  • Они социально активны и любят участвовать в происходящих событиях и мероприятиях.
  • Они умеют решать проблемы и могут легко вести переговоры и решать проблемы.

Автор Эми Хирши на Unsplash

Социальная среда состоит из некоторой группы людей и их убеждений, ценностей, желаний и установок. В бизнесе это связано с отношением потребителей и представителей общественности. Социальная среда в бизнесе также связана с моделями потребления, желаниями и поведением на рынке. Существуют различные примеры социальных характеристик. Среда формируется демографическими факторами рынка, такими как род занятий, доход, возраст, пол, структура потребления и т. д.

Социальная среда бизнеса также зависит от социальной конструкции целевого общества. Социальный конструкт состоит из идей, практик и верований, которые обычно принимаются людьми. Это набор уже принятых норм и ценностей, в которые верят люди. Этот социальный конструкт важен в бизнесе, потому что он способствует успеху или провалу бизнеса. Бизнес должен распознавать возможности, определять стратегии и проблемы и принимать соответствующие решения. Следовательно, окружающая среда играет важную роль в формировании и развитии структуры бизнеса или любой организации.

Наша социальная среда слишком сложна, чтобы понять ее за один день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *