Социальные характеристики личности: Социальная характеристика личности образец — Образцы и примеры рекомендаций — Пример образец шаблон – Личность как социальная характеристика человека.

Социальные характеристики личности: Социальная характеристика личности образец — Образцы и примеры рекомендаций — Пример образец шаблон – Личность как социальная характеристика человека.

Содержание

Личность как социальная характеристика человека.


ТОП 10:

На современном этапе развития общества на первое место выступают проблемы управления людьми как личностями, а организационная сторона управления смещается на второй план и превращается в своего рода фон, на котором эти проблемы рассматриваются.

В управлении под личностью подразумевают человека как субъекта активной сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт. Эти черты, с одной стороны, формируются под действием природных свойств человека (нервной системы, памяти, чувств, эмоций, восприятия и т.д.), с другой — социальных свойств (роль, статус, знания, опыт, привычки и т.д.). Каждую личность можно представить такими важными элементами, как направленность, способность и характер.

Направленность характеризуется устойчивостью в ориентации поведения человека, а именно в его интересах, стремлениях, склонностях, идеалах. В организации направленность личности может проявляться во взаимодействии с другими сотрудниками, в решении задачи, на себя.

Способность характеризуется умственными свойствами в деятельности человека, например такими, как тип мышления (художественный, логический, смешанный), и специальными, связанными с определенной сферой деятельности. Понятно, что первый закладывается природой, второй — вырабатывается в процессе образования, совместно с природным интеллектом человека. Способность и ее основная компонента — мышление определяют должностной уровень в иерархической цепочке управления. Так, сотрудникам, занимающим низкие управленческие должности (например, бригадира, табельщика и т.п.), достаточно конкретно-чувствительного мышления, которое может быть сформировано подготовкой за короткий период.

Лицам, занимающим средние руководящие должности, требуется так называемоеконкретно-образное мышление. Для этого уже необходимо профессиональное образование. Руководителям небольших предприятий или ведущим специалистам требуется конкретно-умозрительное мышление. Такой уровень, кроме высшего образования, требует практического опыта и знаний. Для руководства крупными предприятиями требуется абстрактное мышление, а люди, управляющие крупными социально-экономическими процессами (регионами, странами), кроме всех перечисленных типов мышления должны обладать мышлением предвидения.

Характер проявляется в манерах и типе поведения личности, обусловленных реакцией на внешнее воздействие. Необходимо иметь в виду, что сложность и многообразие человеческой личности не умещаются в любой представленной ее типологии. Было бы также ошибочным недооценивать предрасположенность каждого из нас к какому-либо типу или одновременно нескольким совместным типам. Поэтому ознакомление с типологией характеров позволяет полнее использовать свои собственные сильные стороны, нейтрализовать (по возможности) слабые стороны, а также помогает «подобрать ключ» к другим людям, поскольку приоткрывает скрытые механизмы человеческих решений и поступков. Характер людей порождает еще одно свойство личности — темперамент.

Темперамент — это совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных вида: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.

* Холерик — сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключительной страстью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности.

* Сангвиник — сильный тип темперамента, характеризующийся подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью.

* Флегматик — сильный тип темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активности.

* Меланхолик — слабый тип темперамента, которому свойственны замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость, склонность глубоко переживать даже незначительные события, преобладание отрицательных эмоций. Тип темперамента необходимо учитывать в специальностях, где труд предъявляет особые требования к динамическим и эмоциональным качествам человека.

Перечисленные социальные характеристики личности формируют три типа поведения людей в организации: независимый, нейтральный и зависимый. Это наталкивает на мысль о том, что для одних руководство и подчинение будут восприниматься как насилие, для других — внутренне желательны, для третьих — представляют осознанную необходимость.

Признавая значимость и полезность этого вида управленческой деятельности, следует помнить и о том, что индивидуальность поведения человека зависит не только от его персональных черт, но и от ситуации, в которой осуществляются его действия. Поэтому изучение человека всегда должно вестись в совокупности с изучением ситуации.

Поведение личности в социальной среде во многом обусловлено не только врожденными, но и приобретенными свойствами, такими, как расположение к людям и своему делу, ценности, верования, принципы.

Эта критериальная база, которой придерживается человек в своем поведении, а все ее составляющие находятся в тесном взаимодействии, взаимопроникновении и взаимовлиянии. Однако, несмотря на значительную взаимозависимость, их можно рассматривать как относительно обособленные характеристики личности человека, влияющие на его поведение.

1. Расположение человека к людям, отдельным процессам, окружающей среде, своей работе, организации в целом играет очень большую роль в деле установления нормального взаимодействия человека и организационного окружения.

Расположение характеризуется тем, что оно невидимо, так как заключено в человеке. На «поверхности» видны только его последствия. Расположение также проистекает из тех чувств, которые питает человек к объекту, процессу или человеку. И наконец, расположение перемещается относительно таких полюсов, как «нравится» — «не нравится».

В общем виде расположение можно определить как априорное отношение к человеку, группе людей, явлениям, организациям, процессам и вещам, определяющее положительную или негативную реакцию на них.

2. Ценности, так же как и расположение, оказывают сильное влияние на предпочтения человека, на принимаемые им решения и поведение в коллективе. Ценности задают предпочтения человека по принципу «допустимо — недопустимо», «хорошо — плохо», «полезно — вредно» и т.п. При этом ценности носят достаточно абстрактный и обобщающий характер, они живут «самостоятельной» жизнью, независимо от конкретного человека и сформулированы в виде заповедей, утверждений, мудростей, общих норм и могут разделяться или не разделяться отдельными группами людей.

Ценности можно определить как набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни. Это проявляется в том, что путем соответствующей оценки происходящих вокруг него явлений, процессов и людей человек принимает решения и осуществляет свои действия. Ценности составляют сердцевину личности человека. Они достаточно устойчивы во времени и их не так много. Обычно ценности рассматриваются как нормативная база морали и фундамент поведения человека.

Совокупность ценностей, которым следует человек, составляет его ценностную систему, по которой окружающие судят о том, что он представляет собой как личность.

3. Верования. Очень часто человек принимает решения на основе оценок явлений или заключений по поводу качеств этих явлений. Если данные оценки достаточно устойчивы и не требуют соответствующих доказательств, то они превращаются в верования. В общем виде верования можно определить как устойчивые представления о явлении, процессе или человеке, которые люди используют при их восприятии. Верования могут меняться во времени.

Верования могут быть разбиты на две большие группы. Первую группу составляют те, которые описывают абсолютные и относительные характеристики объекта верования, не имеющие оценочного характера. Ко второй группе относятся те требования, которые носят оценочный характер. Верования оказывают заметное влияние на такой критерий поведения личности, как расположение.

4. Принципы в жизни многих людей играют очень большую роль, так как они систематически регулируют их поведение. Принципы находят воплощение в устойчивых нормах поведения, ограничениях, табу, устойчивых формах реакции на явления, процессы и людей. Принципы формируются на основе системы ценностей, выступают устойчивой формой проявления системы ценностей и воплощением верований в виде определенных стандартов поведения.

Человек выполняет свои профессиональные обязанности в окружении и во взаимодействии с другими людьми. Он не только выполняет определенную роль в организации, но и входит в состав малой социальной группы. В зависимости от уровня работоспособности и конечных результатов можно выделить следующие социальные группы в трудовом коллективе организации:

 

71.РОЛЬ НАРО́ДНЫХ МАСС И ЛИЧНОСТИ В ИСТО́РИИ

одна из коренных проблем философии и социологии. Домарксистская и совр. бурж. социология рассматривает нар. массы как пассивную толпу, как объект воздействия выдающихся личностей. Социальное неравенство и отстранение трудящихся от участия в управлении гос-вом оправдывается утверждением, что нар. массы неспособны к интеллектуальному творчеству в силу своей «косности» и «отсталости».

Марксистский анализ Р. н. м. и л. в и. органически связан с осн. теоретич. и методологич. принципами историч. материализма. Решающая роль нар. масс в истории обусловлена прежде всего тем, что они являются главной производит. силой общества. Классовая борьба трудящихся масс против исторически определ. форм угнетения и эксплуатации – движущая сила развития и смены антагонистич. формаций; борьба нар. масс за свое освобождение составляет осн. содержание истории. Политич. и социальные завоевания, демократич. свободы в условиях капитализма вырваны у господств. классов борьбой нар. масс. Эта борьба активно влияет на идейную жизнь общества, на развитие культуры. Воздействие нар. масс на обществ. жизнь особенно возрастает и проявляется открыто в переломные периоды истории – в ходе революций, нац.-освободит. движений. «Никогда масса народа не способна выступать таким активным творцом общественных порядков, как во время революции» (Ленин В. И., Соч., т. 9, с. 93).

Влияние широчайших нар. масс на прогресс культуры проявляется в многообразных формах, как непосредственно, так и опосредствованно. Основа всякой духовной культуры – язык – создан нар. массами. Сокровищница нар. творчества – постоянная питат. среда подлинного иск-ва. Величайшие творения иск-ва и лит-ры подлинно народны, в них получают отражение актуальные обществ. проблемы. В развитии естеств. науки и техники важную роль играет обобщение производств. опыта масс. Науки об обществе развиваются на основе обобщения данных обществ. практики, освободит. борьбы масс.

Марксизм вместе с тем не умаляет роль выдающихся личностей в истории. Только на основе науч. понимания решающей роли нар. масс в истории, роли классов и классовой борьбы можно правильно раскрыть значение историч. личностей, вождей тех или иных классов, партий, обществ. деятелей, выдающихся ученых, деятелей лит-ры и иск-ва. Великие мыслители, художники оказывают огромное влияние на ход культурного развития общества. Но творчество художника превращается в пустоцвет, если оно не отражает противоречий и потребностей реальной действительности, не уходит своими корнями в жизнь народа.

При исследовании роли личности в истории следует различать категории историч. и великой личности. Исторической можно назвать личность, с именем к-рой связаны крупные историч. события и к-рая наложила свой отпечаток на эти события. При этом еще не учитывается в каком направлении – прогрессивном или реакционном – действует данная личность. Но не всякая историч. личность является великой. Великая личность – та, к-рая своей деятельностью ускорила прогрессивное закономерное течение обществ. процесса. Ни один класс не может прийти к власти, не выдвинув своих политич. руководителей, вождей. Каждой обществ. эпохе и каждому классу присущи свои методы формирования, воспитания и выдвижения вождей, организации руководителей и руководства, взаимоотношения вождей, класса и масс. Идеологи и вожди эксплуататорских классов стремятся стать над массами и их выборными органами, командовать массами. Вожди рабочего класса, напротив, выражают коренные интересы трудящихся масс. Основоположники марксизма-ленинизма глубоко верили в разум и творч. силы народа, решительно выступали против культа личности политич. вождя.

Характер и формы творчества нар. масс всегда исторически обусловлены. Марксизм, во-первых, учитывает историч. условия развития и положения масс в различные эпохи; во-вторых, требует уяснения соотношения нар. масс, классов, партий и их вождей применительно к каждому этапу обществ. развития.

Исследование Р. н. м. и л. в и. связано с изучением диалектики объективных и субъективных факторов обществ. развития. При этом необходимы: уяснение природы обществ. силы, к-рая обеспечивает действие закона определяющей роли материального произ-ва; исследование структуры и роли тех классовых сил, к-рые превращают объективные возможности обществ. прогресса в действительность. Если при рассмотрении проблемы в первом аспекте понятие «нар. массы» равнозначно понятию «трудящиеся классы», то рассмотрение проблемы во втором аспекте раскрывает исторически конкретную роль в развитии и смене каждой формации определ. социальных групп, классов, составляющих народ. В классовой политич. борьбе понятие «нар. массы» уже не связывается только с создателями материальных благ, а охватывает все социальные силы, к-рые на данном этапе историч. развития объективно содействуют прогрессивному развитию общества.

 



Личность как социальная характеристика человека


⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3

Источником возникновения термина «личность» было, вероятно, одно из наиболее ранних определений: личность – есть внешнее проявление индивидуальности – то, как человек воспринимается окружающими и как он на них воздействует (в римском театре маска актера называлась «личина» — лицо, обращенное к аудитории). Одно из наиболее распространенных современных воззрений заключается в том, что личность в значительной мере формируется реакциями окружающих на действия и поступки данного человека.

Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, педагогики и так далее. Все отрасли и науки вносят свой вклад в понимание личности, отвечая на вопросы: что ее формирует, почему существуют индивидуальные различия, как происходит ее развитие и изменения на протяжении жизни. Между тем единая теория личности не разработана. Среди психологов не сложилось единого подхода даже к определению личности. Так, еще в 1937 году Г. Олпорт насчитал в философии, теологии, социологии и психологии суммарно пятьдесят определений личности.

Самое общее понимание личности задает философия, определяя ее как такое образование, которое возникает благодаря вхождению каждого конкретного индивида в общественные отношения.

В социологии личность – это устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Таким образом, философия и социология отмечают, что личность, прежде всего, – феномен общественного развития.

Психология же делает акцент на сознательный атрибут личности. Личность — это конкретный человек с развитыми сознанием и самосознанием. Самосознание как высший уровень развития сознания есть основа формирования эмоционально – волевых качеств личности, ее потребностно — мотивационной сферы, а, следовательно – основа активности и самостоятельности личности.Личность есть прижизненное системное образование, отражающее социальную сущность реального человека как сознательного субъекта познания и активного преобразования мира. Формирование личности — объективный и закономерный процесс, в ходе которого человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и ощущения. Доказано, что личность формируется и раскрывается в процессе активного взаимодействия с окружающими предметным и социальным миром. Наряду с данными определениями существует и ряд других.

Личностью называют совокупность тех относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других (И. Сарнофф). Личность — есть комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерениям (Д. Бирн). «Личность – это комплексная гипотетическая конструкция: гипотетическая потому, что мы создаем ее на основании наблюдений за поведением индивида, комплексная в силу предположения о том, что она состоит из более мелких составляющих – свойств, потребностей, Я, эго, суперэго и так далее» (Е. Богман). Каждое из определений имеет место и право на существование, отражая конкретный подход его автора к обозначенной проблеме, а их смысловые оттенки позволяют лучше осветить и понять явление личности.

Л.И. Божович, автор фундаментальной работы о развитии личности, выделяет два ее основных критерия. Она считает, что человек уже является личностью, если он способен преодолеть свои непосредственные побуждения ради чего-то другого, другими словами – способен к опосредованному поведению. Эту возможность человеку дает такая иерархия мотивов его действий и поведения, при которой мотивы со знаком «должен» занимают более высокие позиции, чем мотивы со знаком «хочу». При этом имеется в виду, что мотивы, побудившие его к подобному поведению, социально значимы (социальны по своему происхождению и замыслу). Другим критерием личности, по Л.И. Божович, является способность личности к самостоятельному руководству своим поведением, осуществляемое на основе осознанных мотивов и принципов. Автор подчеркивает, что этот критерий предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Если опосредованное поведение по первому критерию может опираться на привычную, «стихийную нравственность», то второй критерий предполагает сознательное опосредование.

Основные направления в изучении личности

Важнейшей научной проблемой психологии личности изначально было понимание факторов формирования личности, условий ее активности. По вопросу определения данных факторов и условий возникли расхождения, в результате чего возникли следующие подходы:

Биогенетический подход относился к человеку как к природному индивиду, обладающему определенными антропогенетческими свойствами (пол возраст, темперамент, задатки, телесная конституция, нейродинамика). Формирование личности с позиций биогенетического направления определялось изначально данными, унаследованными свойствами. Предметом его особого внимания являлось взаимодействие поведенческих аспектов и биологической основы.

Социогенетический подход. В качестве ведущих факторов формирования понимались процессы социализации, усвоения человеком социальных норм и ролей, приобретения им социальных установок и ценностей, формирования социального и национального характера (как категории типического), указывающего на человека определенного сообщества. В рамках этого подхода изучалось социальное окружение и его воздействие на человека.

Психометрический подход. Изучение личности основывалось н изучении признаков, отражающих внутреннюю структуру свойств личности. Измерение личностных свойств и их различий базировалось на наблюдениях за поведением людей, на их самоотчетах, на непрямой оценке характеристик.

Подобное разнообразие подходов обращает внимание на то, что личность есть синтез всех характеристик человека в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде.

3.Содержание обобщающей информации.

Личность – категория, принятая в психологии для обозначения системы свойств и качеств, сформированных в процессе жизни в обществе. Существует множество определений личности, каждое из которых делает акцент на различных сторонах личностного развития; независимо от определения, личность — весьма выраженный феномен – она определяет качества и свойства, востребуемые и характерные для конкретного времени и общества.

Основа формирования личности – деятельность. В отечественной психологии понятия «личность» и «деятельность» рассматриваются как взаимосвязанные. Личность есть системное «сверхчувственное» качество, носителем которого является конкретный человек. Личность, при этом, являет собой новый способ существования человека, как представителя определенной социальной группы.

Сущность личности проявляется в позиции человека во взаимоотношении с другими людьми, определяемой мотивами его поступков. Формирование личности — процесс постоянный. Он требует напряжения сил, сознательной оценки поведения, извлечения опыта из всех жизненных ситуаций.

Лев Толстой писал, что самый лучший человек тот, кто живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший сорт человека-который живет чужими мыслями и своими чувствами… Из разных сочетаний этих основ – все различие людей.

«Одно из величайших заблуждений при суждениях о человеке, что мы называем его умным. глупым, добрым, злым, сильным, слабым, а человек есть все: все возможности, есть текущее вещество…» (Лев Толстой)

Задания для контроля усвоения.

1.В чем состоит уникальность феномена личности.

2.Какова структура личности по К.К.Платонову.

3.Что является источником активности личности по З.Фрейду.

4. Какие факторы определяют активность личности с позиций отечественной психологии.

5. Каковы основные функции личности.

6. Каковы основные пространства предъявления личности.

7. В чем различия понятий личность и индивидуальность.

Задания для самостоятельной работы.

1.Составьте схему, отражающую структуру личности.

2.Проведите сравнительный анализ понятий, квалифицирующих человека.

3.Определите основные потребности и мотивы субъекта.

4.Установите свою иерархию потребностей и мотивов.

5.Определите собственный репертуар личностных ролей, установите их приоритетность.

Литература

Основная:

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.,1989

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М.,1995

Дополнительная:

Асмолов А.Г. Психология личности. М.,1990

Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.,1994

Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека.

М.,1995

Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер,

А.А.Пузырея. М.,1982

Психология. Словарь. \ Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.,1990

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов — на — Дону,1997.


Рекомендуемые страницы:

Понятие личности в социальной психологии

Сущность понятия личности

Социальная психология личности исследует личность, в том числе вопросе ее формирования и социализации, групповое положение и систему общения, межличностных отношений.

Понятие «личность» способно раскрывать социально-психологическую суть индивида, которая формируется в ходе усвоения человеком общественных форм поведения и сознания, исторического опыта общества (личностью человек может стать под воздействием жизни в обществе, в том числе в результате обучения, воспитания, общения, взаимодействия).

Социологией личность рассматривается в качестве представителя определенной социальной группы, в качестве социального типа (продукт общественных отношений). Психология учитывает, что одновременно с этим личность является не только объектом отношений в обществе, не только испытывая социальное воздействие, но и преломляя, преобразуя их. Это обусловлено тем, что личность постепенно начинает выступать в качестве системы внутренних условий, посредством которых происходит преломление внешнего воздействия общества. Подобные внутренние условия можно представить в виде совокупности объединенных наследственных биологических свойств и социально обусловленных качеств, сформированных под воздействием предыдущих социальных воздействий. В процессе формирования личности внутренние условия характеризуются большей глубиной, при этом одинаковое внешнее воздействие способно оказывать на различных индивидов различное влияние. Так, личность представляет собой не только объект и продукт отношений в обществе, активный субъект деятельности, самосознания и общения.

Психология начала использовать понятие «субъект» с введение его С. Л. Рубинштейном. В деятельности можно выделить внутренние и внешние условия, внешние условия включают социальные и природные воздействия, а внутренние условия представлены самим субъектом. Внешние условия способны действовать лишь посредством внутренних. При этом субъект, отражая внутренние условия, осуществляет действия с помощью внешних, чем изменяет себя. Таким образом, субъект активен, являясь сам продуктом собственного действия, что способствует изменению внешнего воздействия.

Типы субъектов и особенности личности

Индивид живет в 3 сферах мира:, включая природу, общество и культуру. По этой причине выделяют 3 типа субъектов:

  1. природный субъект, то есть люди, как биологические существа, которые гибко приспосабливаются к постоянно меняющимся условиям природы;
  2. социальный субъект, то есть люди в виде носителей присвоенных социальных правил или норм, которые принимает определенное общество;
  3. субъект культуры, то есть субъект ответственного и самостоятельного решения проблем жизни через общечеловеческие нравственные и культурные принципы.

В широком понимании понятие «личность» состоит во всех трех типах субъектов.

Есть и более узкое понимание личности, которая представляет собой совокупность отношений в обществе. Здесь необходимо подчеркнуть, что личность является социальным понятием, выражающим все, что есть в человеке над природой (историческое). Личность нельзя считать врожденной, она проявляется в ходе социального и культурного развития, формируясь в со

Социально-психологическая характеристика личности, группы, семьи

Каждый человек имеет свою характеристику, которая определяется своими социальными или психологическими качествами. Личность объединяется с другими индивидами в группы, семьи, коллективы, которые также начинают носить социально-психологическую характеристику. Интернет-журнал psytheater.com рассмотрит данное явление на своих страницах.

Что такое социально-психологическая характеристика?

Что такое социально-психологическая характеристика? Это совокупность явлений социальной и психологической направленности, которые объясняют качества, особенности, свойства индивида, коллектива, семьи, социума и пр. Характеристика личности обусловлена психологическими качествами каждой составляющей или социальными факторами, которая на нее влияет.

Характеристика группы, семьи, коллектива обусловлена психикой каждого члена, их взаимоотношениями, общей деятельностью, вероисповеданием, культурой, воспитанием, политической обстановкой и прочими факторами.

перейти наверх

Социально-психологическая характеристика личности

Личность – это человек, который обладает активностью и сознательностью, помогающие ему в обозначении своего пути по жизни. Личность формируется по мере своей жизни. Она обусловлена теми социальными факторами, в которых развивается, деятельностью, которую производит, а также путями потребления и приобретения материальных благ. Социально-психологическая характеристика формируется в результате социального взаимодействия с другими людьми, при котором все влияют друг на друга.

На социально-психологическую характеристику индивида также влияет ее анатомические и физиологические возможности, которые формируют ее поведение, психику. Помимо этого человек занимает определенный статус в социуме, что и влияет на формирование в нем конкретных навыков и качеств.

Характеристика личности состоит из особенностей, интересов, взглядов, склонностей и качеств его психики. Значимым становится то, что человек не обладает абсолютно устойчивыми характеристиками. В процессе жизни они меняются, трансформируются или укрепляются. Это зависит от обстоятельств, в которых человек периодически пребывает, деятельности, которую он осуществляет, отношения к ситуации, которое он проявляет, и положения, которое занимает в той или иной ситуации.

Человек является индивидуальностью, поскольку многие его характеристики не являются врожденными. Только типы высшей нервной деятельности могут быть генетически заложенными, однако даже они подвергаются коррекции в процессе жизни. Нет одинаковых людей, поскольку на одном подспорье развиваются различные психологические характеристики.

Главным в формировании социально-психологической характеристике остается жизненный путь, который базируется на том мировоззрении, которым руководствуется индивид. В зависимости от жизненного пути, развиваются определенные качества и особенности, интересы и наклонности. Все это начинается с того семейного и общественного воспитания, через который проходит личность.

Социально-психологическая характеристика рассматривает такие понятия в личности:

  1. Интересы – на какие предметы человек обращает внимание? Именно они влияют на целенаправленность и выбор жизненного пути. Чем более они устойчивы, тем более целенаправлен индивид и тем более успешен он.
  2. Склонность – направленность действий определенным видом деятельности.
  3. Потребность – физиологическая нужда, которая провоцирует временный интерес, удовлетворив который потребность проходит.
  4. Способность – умение психики, которое обеспечивает успешное выполнение деятельности.
  5. Одаренность – совокупность задатков, на основе которых могут развиваться те или иные способности.
  6. Темперамент – это совокупность эмоциональной возбудимости, проявления эмоций и подвижности.
  7. Характер – совокупность качеств и черт психики, которые влияют на решения и действия индивида.
перейти наверх

Социальная характеристика личности

Личность является существом социальным. Человек не рождается личностью, а становится ею в той среде, в которой растет и развивается. По мере взаимодействия с социумом человек приобретает те или иные социальные характеристики. Он отыгрывает социальные роли и старается приспособиться к социуму, что происходит более или менее успешно.

Выделяют 2 социальные роли:

  1. Конвенциальные – роли, которые даются социумом, в зависимости от социального статуса: отец, муж, начальник и пр.
  2. Межличностные – роли, зависимые от личностных особенностей индивида.

Статус человека определяется теми правами и обязанностями, которыми он занимается. В каждой группе человек занимает определенную роль, где в главную очередь он выстраивает определенные деловые или личностные взаимоотношения. Здесь и формируются его особенности и качества, которые потом проявляются и характеризуют человека.

перейти наверх

Социально-психологическая характеристика группы

Человек не живет обособленно от окружающих. Рано или поздно он относит себя к некой группе – объединению, в которой более двух людей соединены по интересам, общим целям, деятельности, мотивам, задачам и т. д. Группа – единый организм, в который включаются отдельные личности со своими социально-психологическими характеристиками. Это в свою очередь образует характеристику группы своей социально-психологической направленности.

Малые группы занимают важную роль в жизни каждой личности. Малыми группами называются семьи, коллективы, друзья, школьные классы или институтские группы. Все они включают в среднем до 30 человек, которые объединены общим делом и целями, интересами и взглядами. Здесь на каждого индивида имеется большее воздействие.

Группа является ячейкой, к которой примыкает личность. Одной из ее характеристик является общность, на которой и объединяются люди. Сплоченность является второй социально-психологической характеристикой.

Композицией группы называется качественный состав, то есть характеристика ее членов. Размером называется количество членов группы (то есть количественная характеристика).

В группе становятся важными два фактора:

  1. Общение – ее культура, манеры, язык и пр.
  2. Взаимоотношения между ее членами – мораль и нравственность, правила и нормы.
перейти наверх

Социально-психологическая характеристика коллектива

Коллективом становится развитая группа, в которой уже сформировались устойчивые нормы взаимоотношения, а также отмечаются социальные полезные направления деятельности. У каждого ее члена есть своя позиция, статус, вид деятельности, который он выполняет, задачи и пр. Можно говорить о наличии иерархии внутри коллектива, где есть высшие и низшие подструктуры. Если говорить о социально-психологической характеристике, то уже не она формируется коллектив, а коллектив подчиняется ей.

Характеристикой коллектива являются:

  • Общественное настроение.
  • Общественное мнение, установки, убеждения.
  • Коллективные традиции, обычаи, привычки.
  • Общественные чувства.
  • Требования, авторитетность и взаимные оценки.

В коллективе уже имеются установленные правила и нормы. Однако это не говорит о том, что человек не может проявлять себя в пределах данных рамок. Взаимоотношения между членами коллектива устанавливаются индивидуальные, однако они редко выходят за пределы установленных правил.

Главными характеристиками социально-психологической направленности коллектива являются:

  1. Дисциплинированность – определение поведения каждого члена с целью организации единого механизма действования внутри коллектива.
  2. Информированность – наличие всей информации, которая позволяет каждому преследовать единую цель и ставить нужные задачи.
  3. Организованность – гибкость коллектива к внешним изменениям, которые влияют на перемену хода событий.
  4. Активность – свободное выражение своей деятельности каждым индивидом.
  5. Сплоченность – объединяющее составляющее психологического характера, которое позволяет коллективу сохранять свою структуру, быть единым механизмом.
перейти наверх

Социально-психологическая характеристика ребенка

Характеристика ребенка определяется видами деятельности, в которых он развивается и растет. В первую очередь обращается внимание на социально-психологическую структуру семьи, которая может быть полной или неполной, благополучной или неблагополучной. Дети дошкольного возраста определяются взаимодействием с окружающими детками, а также общением внутри семьи. Дети школьного возраста характеризуются успеваемостью в учебе.

Другими характеристиками являются физиологические составляющие ребенка: его здоровье, врожденные болезни, наклонности. Также оцениваются коммуникативные навыки и взаимодействие ребенка с ровесниками, учителями и воспитателями.

В раннем возрасте ребенок познает мир. Каким он его представляет по окончании данного периода, во многом зависит от воспитания и образцов подражания, которыми являются родители. Здесь он копирует родителей.

В младшем школьном периоде ребенок подвергается произвольному поведению, которое зачастую подчинено эгоистичным желаниям. Здесь важно, чтобы у ребенка имелось адекватное представление о правильности совершаемых поступков. Ребенок более подвержен влиянию извне, определяется с социальными ролями.

В подростковом возрасте возникает стремление к самоопределению в сферах религии, профессии, личности, духовности, социума и пр. В юношеском возрасте человек начинает формировать свой социальный статус, который нуждается в уважении со стороны окружающих.

перейти наверх

Социально-психологическая характеристика семьи

Главным институтом и ячейкой общества является семья, которая характеризуется главной социально-психологической особенностью – общением на 3 уровнях:

  1. Общение между супругами.
  2. Общение родителей с детьми.
  3. Общение супругов с родителями и друзьями друг друга.

Семья сначала зарождается в виде брака, потом рождаются дети, которые со временем уходят, оставляя «гнездо пустым». Это являются этапы развития семьи. А общение заключается в близости, душевности, возможности обсудить проблемы с другими членами семьи.

Семья выполняет следующие функции:

  • Воспитание нового поколения и передача ему культурного опыта.
  • Сохранение здоровья каждого члена, забота о ближнем.
  • Финансовое обеспечение и поддержка тех, кто не может или еще пока не достиг возраста трудоспособности.
  • Духовное развитие каждого члена.
  • Развитие досуга, его обогащение.
  • Определение социального статуса каждого члена.
  • Психологическая защита и эмоциональная поддержка.
перейти наверх

Итог

Каждая система обретает ту социально-психологическую характеристику, которая складывается из всех качеств и особенностей каждого ее члена. Человек сам обладает некой характеристикой, которая в итоге формирует ту систему, в которую он входит как неотъемлемая часть, звено.

14.Социальные типы личности

Социальный тип личности представляет собой продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей.

В социологии предлагаются различные критерии и уровни обобщения социальной типологии личности. Так, принято выделять модальный, идеальный и базисный типы личности. Модельным называют тип личности, который реально преобладает в данном обществе. Базисный тип — тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям, рассматривается как эталон личности будущего.

Большой вклад в разработку социальной типологии личности внес американский социолог и психолог Э. Фромм (1900-1980), создавший концепцию социального характера. Согласно его теории, связями между психикой людей и социальной структурой выступают социальные характеры, выработанные психикой человека под воздействием социальной среды. По его определению, социальный характер представляет собой «ядро структуры характера, свойственное большинству членов определенной культуры». Э. Фромм считал, что значение социального характера состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно адаптироваться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. В человеческой истории он выделил четыре типа социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный.

Наиболее распространенной в современной социологии считается типология личности в зависимости от их ценностных ориентаций:

  • традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены очень слабо;

  • у идеалистов, наоборот, сильно выражены независимость и критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение к авторитетам;

  • для фрустрированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как выброшенного из потока жизни;

  • реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем;

  • гедонистические материалисты ориентированы в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», стремление «насладиться жизнью» и удовлетворить потребительские желания.

Иными словами, социальный тип личности — это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них — на его реальное поведение.

15. Социализация личности

Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией.

Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.

В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:

  1. первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;

  2. вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.

Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.

Агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.

Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

Тема 4. Личность

1.Социальные качества личности, социальный статус и социальная роль.

2. Социализация личности

1. Социальные качества личности, социальный статус и социальная роль

Понятие личность употребляется для того, чтобы сделать акцент на социальной сути человека и индивида. Личностью не рождаются, а становятся в обществе в ходе взаимодействий с другими людьми посредством приобретения различных социальных качеств. Таким образом, личность – это социальная характеристика человека и индивида, которая базируется и взаимосвязана с его биологическими и генетическими задатками.

Личность можно определить как относительно устойчивую систему социальных качеств, приобретаемых и развиваемых в процессе взаимодействия с другими людьми в обществе.

Важнейшие социальные качества личности: самосознание, самооценка, социальная идентификация, активность, интересы, убеждения, цели жизни. Самосознание — свойственная только человеку способность осознавать себя в системе общественных отношений. Социальная идентификация — результат сознательного и эмоционального самоотождествления себя с другими людьми с другой общностью; активность — способность производить социально значимые действия, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми; интересы — постоянный источник деятельности, основанный на потребностях; убеждения — социально-психологические оценки и восприятия окружающего мира, они бывают нравственные, идеологические, научные, религиозные и т.д. Наличие целей жизни и стремление их реализовать — это важнейшая характеристика сформировавшейся личности. Цели жизни дифференцируются на четыре основные группы: 1) материальные блага; 2) знания и творчество; 3) власть, престиж, авторитет; 4) духовное совершенство.

Лич­ность может быть рассмотрена как результат от множества моделей поведения, ко­торые свойственны любому индивиду в той или иной социальной группе и обществе в целом. Модель поведения, называемая социальная роль, присуща тому или иному индивиду в соответствии с его социальным статусом, т.е. положением в обществе, социальной группе. Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Поэтому социологи используют понятие – статусный набор, т.е. совокупность всех социальных статусов данной личности. Но чаще всего только один статус определяет положение в обществе. Этот статус на­зывается главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный (интегральный) статус обусловлен должно­стью (например, ректор, экономист и т.д.). Совокупность ролей, вытекающих из данного статусного набора, называется ролевым набором.

Социальная роль содержит в себе два основных элемента: ролевые ожиданиято, что ждут от той, или иной роли, и ролевое поведение то, что человек реально вы­полняет в рамках своей роли. Любая социальная роль, по мнению Толкотта Парсонса, может быть описана с помощью пяти основных характеристик: эмоциональность, способ получения, масштаб, формализация и мотивация.

Социологи отмечают ту принципиальную роль, которую играют в поведении личности интересы. В свою очередь интересы личности основаны на потребностях. Потребность можно определить как нужду, необходимость человека в чем-либо. Основные проблемы анализа потребностей состоят в уста­новлении их полного состава, иерархии, границ, уровней и возможно­стей удовлетворения. В настоящее время в науке существует множество классификации потребностей. В классификации К. Альдерфера выделяется три группы потребностей: существования, связи и роста. Д. Макклелланд выделяет потребности достижения, соуча­стия и власти. Эти потребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека. Например, потребность в достижении, согласно Макклелланду, обозначает состязание с некоторыми эталонами совер­шенства, стремление превзойти их.

Наиболее известной является классификация, предложенная Абрахамом Маслоу. Он выде­лял пять групп потребностей: 1) физиологические (жизнедеятельности), 2) безопасности, 3) причастности и принадлежности (к коллективу, обществу), 4) признания (уважения и любви), 5) само­актуализации ( самореализации, самовыражения). По мнению Маслоу, потребности первых двух групп врожденные, т.е. биологические, а с – третьей группы начинаются потребности приобретенные, т.е. социальные. Поведением человека движет не сама потребность, а, прежде всего, степень ее неудовлетворенности. Истинной сути человека, глубинному смыслу его жизни в наибольшей степени соответствуют социальные потребности, основная среди которых – потребность в самореализации. Важным аспектом анализа потребностей является их иерар­хия. Она объективно предопределена, прежде всего, тем, что усло­вием возникновения интеллектуальных и духовных потребнос­тей является функционирование физиологических систем че­ловеческого организма. Когда потребности определенной группы удовлетворены, они перестают быть актуальными и направлять активность человека и мотивируется переход к следующей более высокой группе потребностей. Однако эту зависимость не следует абсолютизировать. Не всегда потребности в творчестве и самореализации могут появиться только после полного удовлетворения всех остальных потреб­ностей, о чем свидетельствуют биографии многих выдающихся людей. Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя счи­тать одинаковой для всех.

Можно выделить три основных уровня удовлет­ворения потребностей существования: 1) минимальный, 2) нор­мальный, 3) уровень роскоши. Минимальный уровень удовлетворения потребностей су­ществования обеспечивает выживание человека. Нормальный уровень обеспе­чивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей. Уровнем роскоши предлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностей существования ста­новится самоцелью и (или) средством демонстрации высокого социального статуса. После достижения нормального (базового) уровня удовлетворения потребностей существования формируются потребно­сти достижения целей жизни. В зависимости от индивидуальных склонностей, способно­стей и притязаний у одних людей после удовлетворения базо­вых потребностей будет доминировать стремление к максими­зации потребления материальных благ; у других — к духовному совершенствованию и т.д. Структура потребностей может меняться у одного и того же человека на протяжении различных периодов его жизни.

5.3. Социальное развитие личности

Социализация и социальное развитие рассматриваются как две равноправные составные части вхождения человека в мир культуры и социальных отношений.

П

Социальное развитие личности – усвоение, переработка и реализация человеком социального опыта в процессе общения и взаимодействия с другими людьми и группами, формирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.

онятие «социальное развитие личности» было использовано в конце

1970 – х гг. В.И.Бобневой.

Этим термином обозначался «процесс индивидуального развития человека в рамках, в контексте, в условиях общества, социальной группы, социальных контактов, общения» (В.И.Бобнева, Е.В.Шорохова).

Социальное развитие личности – это усвоение, переработки и реализации человеком социального опыта в процессе общения и взаимодействия с другими людьми и группами, формирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.

Этапы социального развития личности. В процессе социального развития выделяются две взаимосвязанные, противоположно направленные тенденции: типизация и индивидуализация личности.

Т

Типизация личности – процесс формирования модальных (общих) стериотипизированных личностных черт и свойств, общих для представителей групп, в которые входит человек.

Индивидуализация личности – процесс выработки собственного, субъективного социального опыта, индивидуального отношения к нормам, ценностям, ролям, позициям, существующим в группе.

ипизация личности – процесс формирования модальных (общих) стериотипизированных личностных черт и свойств, общих для представителей групп, в которые входит человек. Благодаря типизации создается психологическая основа нормативного поведения человека в социуме.

Индивидуализация личности – процесс выработки собственного, субъективного социального опыта, индивидуального отношения к нормам, ценностям, ролям, позициям, существующим в группе. Благодаря индивидуализации формируются личные нормы и убеждения человека, ценности и личностные смыслы, оформляется субъективная картина мира.

Каждый этап социального развития человека характеризуется уникальным сочетанием процессов типизациии и индивидуализации.

Социальное развитие человека продолжается всю жизнь, но есть отличительные особенности между социальным развитием в детском возрасте и у взрослых. В связи с этим мы разберем особенности социального развития, разделив их на два основных этапа. Первый этап объединяет детский и подростковый возраста. Второй этап – период взрослости. Этапы социального развития не привязаны к возрасту жестко. Но есть несомненная связь между социальной зрелостью и уровнем интеллектуального развития.

Детский и подростковый период – это время бурных изменений как психическом развитии человека, так и социальном становлении, расширении и качественном изменении социально – психологических возможностей. Ребенок находиться во взаимодействии с окружающим миром, общается с различными людьми и группами: семьей, сверстниками и т.д. Он принимает нормы, ценности окружающего мира, а затем перерабатывает их, оценивает, изменяет, приспосабливая к своим индивидуальным и личностным особенностям.

Социальное развитие в дошкольном возрасте. Для этого периода характерно формирование моральных представлений о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Ребенок в этот период сверхнормативен. Он неуверен в собственной компетентности и очень восприимчив к усвоению норм и правил, диктуемых взрослыми. В этот период еще не развит произвольный контроль за собственными поступками, поэтому при отсутствии постоянного внешнего контроля, ребенок начинает выпадать из рамок правильного поведения. Здесь следует также отметить, что в этом возрасте очень силен механизм подражания. Дошкольник легко и с удовольствием копирует различные модели поведения, как хорошие, так и плохие.

Новый уровень развития для этого периода связан прежде всего с тем, что ребенок пытается стать независимым. Независимость проявляется в умении видеть различия между поступками сверстников или взрослых с собственным опытом, и противостоять авторитеты, поступая так как считаешь нужным. Для взрослого человека такое поведение ребенка нередко выглядит как простое непослушание. И является педагогической ошибкой полное подавление независимости и самостоятельности ребенка.

Социальное развитие младшего школьника. Важная задача этого периода развития – усвоение типического опыта, часто некритическое. Главным является накопление, научение различным навыкам и умениям.

Социальное развитие в этот период тесно переплетается с особенностями познавательных интересов ребенка. Х.Лейтес указывает на удивительную особенность младших школьников – их восприимчивость к в формальной стороне деятельности взрослых, в том числе нормативной регуляции социального поведения. Младший школьник как бы формально перенимает, копирует умственную деятельность взрослых, чтобы чуть позже перейти к анализу ее содержания. Готовность выбирать, впитывать чужой опыт – важная предпосылка развития интеллектуальной и личностной критичности ребенка в будущем (М.Р.Битянова).

Таким образом, на протяжении младшего школьного возраста созревает внутренний конфликт между некритическим усвоением знаний, умений, навыков, в том числе и социальных и расширением личного опыта взаимодействия и общения с окружающими людьми. Этот этап является подготовительным к формированию выраженной индивидуализации ребенка.

Социальное развитие в подростковый период. Именно в подростковом возрасте складываются основные черты зрелой личности, формируются основные социально – психологические механизмы регуляции поведения. Известно, что именно к этому возрасту заканчивается формирование основных навыков и операций мыслительной деятельности, и именно в этом возрасте ребенок ориентирован на работу с абстрактными, обобщенными представлениями и системами понятий. В раннем подростковом возрасте ребенок очень сензитивен к усвоению обобщенных, отвлеченных социальных категорий и представлений. Подростки открыты для социального коллективного опыта. В среднем подростковом возрасте ребенок испытывает большую потребность активного индивидуального развития, самоутверждения, овладения «взрослыми» условиями жизни и деятельности. М.И.Бобнева и Е.В.Шорохова полагают, что «вслед за этапом сензитивности следует этапособого соотношения тенденций типизации и индивидуализациисоциального развития личности» Подросток стремиться, с одной стороны, быть «чьим – то», он испытывает потребность в аффилиации, хочет принадлежать к какой – либо группе, стремиться подражать какому- либо образу, идеалу. Одновременно действует тенденция к индивидуализации, проявляющаяся в стремлении к индивидуальному, непосредственному овладению социальным опытом, к личному участию в социальной жизни.

Лишь за этой стадией следует стадия собственно индивидуального социального развития личности. По мнению М.И.Бобневой и Е.В.Шороховой, эту стадию нельзя четко определить каким – то возрастным промежутком. «Начало этой стадии почти всегда может быть связано с тем или иным сильным личным переживанием, потрясением, событием «катарсического порядка». Авторы стоят на той позиции, что не бывает «сглаженного», бесконфликтного переживания подросткового возраста. «Наиболее часто распространены случаи, когда изменение хода развития и оценивания ситуаций, событий, людей, всего накопленного опыта с новых позиций наступает вслед за столкновением личных планов, установок, представлений с реальной действительностью. К той же группе следует отнести и первый личный опыт собственно социальных отношений, решений, поступков и т.п. В той или иной форме фазы катарсических переживаний чрезвычайно существенны для социального развития личности».

По мнению Л.Колберга, путь к социальной зрелости начинается после 15 лет, но его начало конец трудно привязать к возрастным этапам. Суть фазы индивидуального социального развития – это формирование собственной точки зрения, личных установок, личностного осмысления усвоенных ранее и полученных в прошлом опыте знаний социального порядка. У человека формируется отношение к своей социальной позиции, своим ориентациям, поступкам и планам. Это стадия социально развитого самосознания и социальной самооценки (М.И.Бобнева, Е.В.Шорохова). Все это свидетельствует о начале формирования социальной зрелости человека.

Социальное развитие во взрослом возрасте. Социальное развитие и социализация во взрослом возрасте приобретает особое значение в связи с тем, что в этот период человек является активным создателем собственного социального опыта. Два аспекта социальной жизни становятся особо значимыми во взрослом возрасте: личная жизнь и работа. Если личная жизнь продолжает быть актуальной с предыдущего периода социального развития, то работа как профессиональная деятельность является совершенно новой сферой социального развития. Взрослость – важный период творческой переработки накопленного социального опыта и его реализации в социальных группах и культурном пространстве.

В отечественной социальной психологии социализация рассматривается с точки зрения усвоения социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Основанием для классификации стадий социализации является в данном случае отношение к трудовой деятельности. Г.М.Андреева предлагает выделить три основные стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В этой стадии выделяю два периода: ранняя социализация — это период от рождения ребенка до поступления его в школу и стадия обучения – включает весь период юности в широком понимании этого термина, т.е. к этой стадии относят весь период обучения в школе. Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны. Эта стадия – весь период трудовой деятельности человека. В этот период личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его. Поэтому этой стадии в социальной психологии придается особое значение. Послетрудовая стадия охватывает период жизни человека после окончания трудовой деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *