Смысл жизни франкл: писатели и не только о том, что читают почему
Франкл и смысл жизни
Идеи гуманистической психологии послужили мостиком для развития экзистенциального направления в психологии, о котором сейчас пойдет речь. Это направление еще не канонизировано, а Виктор Франкл (1905) — наш современник. В 1985 г. он приезжал в Советский Союз и успешно прочитал в Московском университете две лекции, которые собрали большую аудиторию со всей страны. Его работы в доперестроечное время были нам почти неизвестны. Первая большая публикация «Человек в поисках смысла» с предисловием автора в нашей стране увидела свет в 1990 г. Хотя книга вышла достаточно большим тиражом (136 000), она быстро стала библиографической редкостью.
В официальных учебниках теория и практика экзистенциального анализа, кроме его марксистской критики, никак не освещалась. Однако идеи Франкла настолько свежи и актуальны для нашего периода развития, что я позволю себе дать более подробное освещение теории экзистенциального анализа и логотерапии, тем более, что в своей практической работе я широко использую эти идеи.
Но прежде всего о самом Франкле.
Родился он в Вене. Занимался и у Фрейда, и у Адлера. Но возглавляемые ими недавно возникшие направления оказались для Франкла слишком традиционными, и он стал выступать с возражениями и против Адлера, и против Фрейда. В 1927 г. он был исключен из адлеровского Общества индивидуальной психологии.
В 1930 г. Франкл получает степень доктора медицины. Он не успел эмигрировать из Германии. Однажды ему чудом удалось избежать ареста. Его спас офицер гестапо, которому он оказывал медицинскую помощь. В 1942 г. он попал в концентрационный лагерь, где находился до 1945 г. Но и там он проводил психологическую и психотерапевтическую работу. Результаты ее обобщены в статье «Психолог в концентрационном лагере», которую трудно читать без слез. Невозможно не поражаться мужеству этого человека, который в невыносимых условиях, страдая сам, продолжал свое дело. И только такой человек мог написать, что у личности всегда есть свобода выбора. Он отметил, что и в таких условиях одни становятся свиньями, а другие святыми.
После войны он работал директором Венской неврологической поликлинической больницы, много писал и разъезжал по свету. Он убедился, что проблема смысла жизни в обществе материального благополучия стала еще более острой, и «каждому времени требуется своя психотерапия». Для нашего времени наиболее подходящей можно считать логотерапию. Ведь у нас большое количество людей совершенно неожиданно и незаслуженно лишились привычных условий существования. Познакомьтесь с работами Франкла. Меня, когда я читаю его работы, охватывает глубокое волнение, и те неприятности, которые я пережил и переживаю теперь, кажутся мне мелкими и ничтожными. Такими же взволнованными и одухотворенными становятся и мои слушатели, когда я излагаю идеи Франкла. Но, к сожалению, этот эффект длится недолго. Потом опять начинаешь увязать в мелочах быта и самокопании. Приходится вновь и вновь возвращаться к В. Франклу.
Эффект его методов потрясает не только выраженностью результата, но и скоростью его возникновения.
Франкл считал, что традиционные психология и психотерапия только проявляют в сознании глубинные явления душевной жизни, а экзистенциальный анализ стремится обратить внимание сознания к подлинным духовным сущностям и призван привести человека к осознанию собственной ответственности. Именно последняя является основой человеческого существования.
Прежде всего Франкл поднимает вопрос о смысле жизни. В явном или неявном виде этот вопрос мучит каждого человека. И вас, мой молодой друг, при выборе профессии беспокоит этот вопрос. Сомнения в смысле жизни нельзя рассматривать как проявления психической патологии; эти сомнения отражают истинные человеческие переживания, они являются признаком человека в самом человеке. Ибо только человек задумывается о смысле своего существования, сомневаясь в нем.
Проблема смысла жизни временами может буквально завладеть человеком полностью.
Многие невротики говорят, что они предпочли бы жить вдали от борьбы за существование.
Конечно, можно временно взять «отпуск» от своих повседневных обязанностей и забыться, например в алкоголе. Но потом все равно жизнь предъявит свои права. Если человек забывает цель и увлекается средствами, у него возникает «невроз выходного дня» — ощущение пустоты собственной жизни. Жертвы данного невроза наливаются для того, чтобы спастись от ужаса этой пустоты.
Экзистенциальный анализ помогает человеку бороться с такими страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными самой жизнью.
Духовные проблемы являются не симптомами, а достоинством, выражающим уровень осмысленности, достигнутый человеком, или тот уровень, которого он должен достичь.
Особенно это относится к людям, потерявшим любимого человека, которому они посвятили свою жизнь. Эти люди утрачивают духовный стержень и вызывают особую жалость. Не имея его, человек оказывается не в состоянии в трудные периоды жизни противостоять ударам судьбы. Так, все долгожители придерживались спокойной и жизнеутверждающей позиции.
Философская позиция должна проявиться рано или поздно. Если человек не сможет придумать доводы в пользу жизни, то рано или поздно у него возникают мысли о самоубийстве. Задайте себе вопрос о том, почему вы не думаете о самоубийстве, и вы найдете смысл своего существования.
Прежде всего Франкл описывает те явления и состояния, которые не могут быть смыслом жизни. К ним он относит удовольствие, радость и счастье. Удовольствие — это следствие результата наших стремлений, а радость всегда направлена на какой-то объект.
Стремление к счастью само по себе не может быть смыслом человеческого существования. Человек, который отчаянно рвется к счастью, самим своим рвением отрезает себе дорогу к нему. Счастье — это побочный продукт правильно организованной деятельности.
Франкл утверждает, что необходимо разъяснять больному богатство мира ценностей и помочь ему выработать гибкость и способность переключаться на другую ценностную группу, если к настоящей утратился интерес. Разве не к вам сейчас обращается Франкл, мой молодой друг?
Франкл считает, что положение человека, его профессия абсолютно ничего не значат. Решающим является то, как он работает, справляется со своим кругом обязанностей.
Обыкновенный человек, действительно справляющийся со своим кругом обязанностей и задачами, которые ставит перед ним его положение в обществе, несмотря на «маленькую» жизнь, более велик, чем «великий» государственный деятель, безнравственные решения которого могут нести большое зло.
Франкл выделяет три категории ценностей.
Ценности, которые реализуются в продуктивных творческих действиях, Франкл называет «созидательными».
Помимо созидательных существуют ценности, реализуемые в переживаниях. Это «ценности переживания». Они проявляются в благоговении перед произведениями искусства, природой, в любви. Смысл данного момента не определяется действиями личности.
Но и ради духовного экстаза стоит жить! Величие жизни определяется величием момента. Ведь высота горной гряды определяется не высотой долины, а величиной высочайшей вершины. Так и жизненные пики определяют осмысленность всей жизни. И единичное событие может задним числом наполнить смыслом все предшествующее.
Третья категория ценностей относится к факторам, ограничивающим жизнь человека. Это «ценности отношения». Ибо действительно значимо отношение человека к своей судьбе, выпавшей на его долю. То, как он несет крест, то мужество, которое он проявляет в страданиях, достоинство, которое он выказывает, когда он приговорен и обречен, — все это является мерой того, насколько он состоялся как человек. Ведь в горниле страданий выковывается личность.
Франкл приходит к выводу, что жизнь человека по сути своей никогда не может быть бессмысленной. И пока сознание не покинуло человека, он постоянно обязан реализовывать ценности до последнего момента своего существования. И пусть возможностей для этого у него немного, ценности отношения остаются для него всегда доступными.
Франкл привел такой пример.
Умирающий больной был парализован и лишен возможности действовать, но он читал и наслаждался музыкой. А когда ему и это стало недоступно, он утешал больных. В день своей смерти, о которой он узнал, подслушав разговор врачей, он попросил сестру сделать укол вечером, чтобы не беспокоить ее ночью.
Когда на одном из занятий в группе я привел этот пример, он произвел столь сильное впечатление на одного ипохондрика (человека, считающего свое легкое заболевание чрезмерно тяжелым), что вскоре у него наметилось существенное улучшение.
Франкл — противник самоубийства. Самоубийца похож на шахматиста, который столкнулся с очень трудной задачей и просто смахивает фигуры с доски. А ведь таким способом задачи не решить. Необходимо научить людей благоговеть перед жизнью. И психологам следует помочь растерявшемуся человеку наполнить жизнь смыслом.
«Если у человека есть зачем, он вынесет любое как». Жизнь всегда более осмысленна, если она труднее дается. Ничто так не помогает человеку преодолеть объективные трудности и переносить субъективные неприятности, как жизненно важная задача, особенно если она представляется чем-то вроде миссии.
Франкл помогает нам сделать тот или иной выбор. Прочтите этот отрывок. Может быть, это поможет вам в выборе профессии.
Франкл считает, что есть ценности ситуативные и вечные. Осуществить ситуативную ценность человек может единственный раз в жизни. Если эта возможность упущена, она теряется безвозвратно, и Франкл призывает людей в своей собственной жизни реализовывать эти неповторимые и уникальные возможности.
И если вам сейчас нужно идти на свидание, бросьте чтение этой книги. Никуда она от вас не уйдет. Идите на свидание! Иначе эта ситуативная ценность будет упущена раз и навсегда. И у вас еще долго будет болеть голова из-за упущенной возможности. Не беспокойтесь, если встреча вас разочарует. Все равно вы уже одну задачу решили и больше с этим человеком встречаться не будете. И тогда вы сможете вернуться к книге и читать ее будете внимательно.
Франкл старался помочь человеку достичь максимальной сосредоточенности на жизненной задаче, стоящей перед ним, показать ему, что жизнь каждого человека имеет свою неповторимую цель, к достижению которой ведет один путь. Мой дорогой друг, поймите, что ваша жизнь своеобразна и неповторима. Не будьте «как все», не уничтожайте себя. Как человеку разобраться, каким он должен быть, в отличие от того, каков он есть? На этот вопрос отвечает Гёте: «Как нам познать себя? Размышляя — никогда, но только действуя! Старайтесь исполнять свой долг, и вскоре вы узнаете, кто вы. А что тогда является вашим долгом? Требования каждого дня!»
Многие обычно стремятся выполнить какую-либо одну задачу в ущерб остальным, что неправильно, ибо мы прошли бы мимо ситуативных ценностей вместо того, чтобы реализовать их. Вот и сейчас пишу я эту книгу, как хочу, а не как сказали. Может быть, издательство от нее откажется. Зато я получил удовольствие от ее написания. Если в книге что-то есть, опубликует другое.
С точки зрения Франкла, «жизненной задачи вообще» не существует, как не существует лучшего хода в шахматах. Необходимо сделать не «самое лучшее», а «самое лучшее, на что ты способен в данной ситуации». Не мучайтесь долго в выборе профессии, если ваши колебания еще продолжаются. Бросьте жребий и покоритесь судьбе. И если вам выпало стать психологом, прекратите чтение этой книги. Психология станет для вас вечной ценностью. Прочитаете как-нибудь потом. Тем же, кому выпало не стать психологом, продолжайте чтение. Для вас это ценность ситуативная. Погрузившись в изучение другой профессии, вы, может, никогда уже не вернетесь к психологии.
Давайте еще немного побудем с Франклом.
Он говорил, что смерть также имеет смысл. Если бы мы были бессмертны, то могли бы спокойно откладывать свои дела на какое угодно время. К сожалению, многие люди ведут себя, как бессмертные боги, откладывая свои дела. Но перед лицом смерти мы обязаны использовать отведенное нам время максимально. Только тогда жизнь обретает смысл. В основе смысла человеческой жизни лежит принцип необратимости существования. Эту мысль и следует доводить до вашего подопечного, чтобы он взял на себя ответственность за свою жизнь.
Вначале жизнь представляет собой нетронутый «материал», но вот она разворачивается, и «материала» становится все меньше и меньше. Он превращается в «одежду». Это наши поступки, переживания, опыт. Все то, что мы накопили на жизненном пути. А если ничего этого нет, то «материал» пропал безвозвратно — ушел на тряпки.
Еще одну аналогию проводит Франкл. Человек похож на скульптора, который из камня ваяет свою жизнь. И поступать следует так, как поступает скульптор. Он старается уже в камне увидеть то, что из него можно сделать так, чтобы было меньше отходов. Кроме того, человек не знает, сколько времени ему отпущено. Торопиться не следует, но и простаивать не стоит. Неважно, если работа не завершена. Важно, какого она качества.
Это Франкл обращается к вам, мой молодой друг!
Франкл предупреждает нас, чтобы мы не стремились стать идеальными. Если бы все люди были идеальными, то каждого можно было бы заменить другим. Именно из нашего несовершенства вытекает незаменимость и невоспроизводимость каждого индивида. И еще немного. Франкл считает, что там, где не признается индивидуальность, нет сообщества, там — толпа, стадо. Толпа не терпит индивидуальности. Толпу он сравнивает с булыжной мостовой, а истинное сообщество — с мозаичным рисунком. В булыжной мостовой один камень можно заменить другим; в мозаике каждый фрагмент незаменим. И если он выпадает, приходится перестраивать весь рисунок. Вот почему потеря личности для сообщества невосполнима.
Сообщество подчеркивает индивидуальность ее членов, толпа ее подавляет, ограничивая свободу личности ради равенства и подменяя братство стадным инстинктом.
Человек должен жить по формуле: быть — значит отличаться. Существование человека как личности означает абсолютную непохожесть его на других.
Как вы видите, работы Франкла проникнуты уважением к человеку, к личности.
Франкл учит нас не бояться ошибок. Они должны служить плодотворным материалом для формирования лучшего будущего: из собственных промахов следует извлекать уроки.
Нужно уважать свои инстинкты.
«В инстинктах мое «Я» черпает энергию. Мои страсти — это ветер, который дует, куда ему вздумается, а мое «Я» должно управлять парусами судьбы, чтобы плыть туда, куда мне надо.
Хороший моряк может плыть и против ветра. А куда плыть? Вот для этого и нужен смысл жизни. Инстинкты нас толкают, а смысл влечет.
Изначальное слабоволие — это глупая выдумка. Слабовольным становится тот, у кого нет цели и кто не умеет принимать решений».
Франкл считает, что и в страдании есть смысл. Человек растет и мужает, страдая; его несчастная любовь приносит ему больше пользы, чем могло бы дать множество любовных побед. Преувеличивая значимость приятных переживаний, люди вырабатывают в себе ничем не оправданную склонность жаловаться на судьбу. Для оценки мелодии неважно, мажорная она или минорная.
Страдание вызывает плодотворное, кардинально преобразующее духовное напряжение, которое на эмоциональном уровне помогает человеку осознать то, чему следует быть. В страданиях человека открывается глубокая мудрость, которая выше всякого рассудка. Для внутренней жизни скорбь и раскаяние полны глубокого смысла.
Скука тоже имеет смысл. Она как бы напоминает нам, что мы бездействуем. Смысл страдания в том, что оно оберегает человека от апатии и духовного оцепенения. Пока мы способны к страданию, мы остаемся живыми духовно. Мы растем и мужаем в страданиях, они делают нас богаче и сильнее. Скорбь как бы возвращает прошлое в настоящее. Раскаяние и скорбь — оба эти чувства — служат для того, чтобы как бы «исправить» прошлое. Нельзя гасить несчастья наркотиками. Пытаясь забыться, человек заставляет себя «не замечать» случившегося, пытается убежать от него. Но притупление чувств не приводит к устранению самого предмета переживаний. Страдание и горе являются частью человеческой жизни, как судьба или смерть. Ни одно из них нельзя вырвать из жизни, не нарушая ее смысла. Ибо лишь под ударами молота судьбы в горниле страданий выковывается личность, и жизнь приобретает свои форму и содержание. Так что дерзайте! Поступите или не поступите вы на психологический факультет, во всем есть смысл!
Франкл предупреждает, что человек не должен преждевременно складывать оружие, ибо легко принять ситуацию за судьбу и склонить голову перед мнимой участью. Лишь только тогда, когда он не имеет возможности что-то создавать, чем-то наслаждаться, наступает время страдать. По-настоящему страдает только тот человек, который сделал все для того, чтобы не страдать. Это благородное страдание. Но если человек ничего не сделал для того, чтобы избежать страдания, то его страдание нельзя назвать благородным, да и вообще нельзя назвать страданием.
Мой молодой друг, если вы ничего не будете делать, то неприятности вас найдут, но можно ли ваши чувства считать страданиями?
Терпение оправдано только тогда, когда сама судьба ставит человека в условия, когда он вынужден терпеть, ибо ни изменить своего положения, ни избежать его он не в состоянии. Только оправданное терпение является нравственным достижением; только неизбежное страдание имеет нравственный смысл. Таким образом, круг оправданных страданий, по Франклу, весьма узок. В него входят неизлечимые заболевания при условии, что были предприняты все меры профилактики, заключение в концентрационный лагерь при авторитарных режимах, гибель близких людей; и т. п.
«Жизнь — ничто, жизнь — это возможность сделать что-то». В этом принципе Геббеля содержится ответ на вопрос о смысле жизни. Ибо существуют лишь две возможности: работать вместе с судьбой, придавая ей формы, и таким образом реализовывать созидательные ценности или, если это невозможно и страдание неизбежно, страдать, реализуя ценности отношения.
Кстати, что у вас крепче всего осталось в памяти? Уверен, что страдания и беды, из которых вам удалось с честью выйти!
Пересказывать работы Франкла очень трудно. Все там важно. Но у меня другая цель. Поэтому дам еще несколько его изречений, касающихся работы и любви:
«Если и существуют случаи, когда выбранная работа не приносит удовлетворения, то здесь виноват сам человек, а не работа. Работа сама по себе не делает человека нужным и незаменимым; она лишь дает ему возможность стать таковым. Важна не работа, которую человек выполняет, а то, как он ее выполняет. Все зависит от того, сколько личностных качеств вложит человек в свою работу».
«Некоторые финансовые магнаты настолько заняты добычей средств для жизни, что забывают саму жизнь».
«Безработица для невротиков — находка, ибо теперь во всех жизненных неудачах они могут обвинить именно ее. Безработица выступает в виде козла отпущения, на которого они могут свалить всю вину за неудавшуюся жизнь».
«Где нет любви, ее заменяет работа; где нет работы, наркотиком становится любовь». (Это Франкл цитирует писательницу Алису Литткенс).
«Самая большая ошибка, которую мы можем совершить в жизни, — это почить на лаврах. Никогда не следует довольствоваться достигнутым. Жизнь не перестает задавать все новые и новые вопросы, не позволяя остановиться».
«Стоящего обходят; довольный собой потерян. Ни в творчестве, ни в переживаниях нельзя довольствоваться достигнутым. Каждый день, каждый час требуют от нас новых свершений».
«Любовь не заслуживают, любовь — это просто милость».
«Любовь делает человека не слепым, а зрячим, способным видеть ценности».
«При физическом, как и при эротическом, влечении измены гарантированы. И только настоящая любовь является гарантом постоянства».
«Любовь так мало направлена на тело любимого, что она может легко перенести его смерть; она остается существовать в сердце того, кто любит».
«Когда исчезает тело, неверно говорить, что личность больше не существует, она просто не проявляется. Вот почему истинная любовь не зависит от присутствия человека. Любовь в такой степени независима от тела, что не нуждается в нем.
Даже секс не является первичным, он только средство самовыражения. Любовь как таковая может существовать без него. Там, где сексуальность возможна, любовь будет желать ее и стремиться к ней; но там, где требуется отказ от нее, любовь не охладеет и не умрет. Любовь лишь использует тело. Вот почему физически зрелые любовники в итоге придут к сексуальной связи. Но последняя является лишь одной из форм выражения любви. И именно любовь придает сексу человеческое достоинство, а сексуальный акт для любящих является выражением духовного единства».
«Для любви физическая внешность имеет небольшое значение. Действительные черты любимого и черты его характера приобретают эротическое значение благодаря самой любви. Именно любовь, как лучший косметолог, делает эти черты привлекательными». Вот почему Франкл призывает сдержанно относиться к косметике.
Многие «преувеличивают значение любви. В действительности она — это лишь один из способов наполнить жизнь содержанием, притом не самый лучший. Наша жизнь была бы бедна, если бы ее смысл зависел от любви».
«Нельзя пытаться силой открыть ту дверь, которая открывается сама и не поддается насильственному штурму. Проблемы любви нельзя решать, они решаются сами. Но следует подготовить себя к любви. И если она свалится на тебя, нужно к этому времени быть сильным, чтобы эта ноша не казалась тяжестью и давала наслаждение».
«Не следует и обесценивать любовь, как это делают иногда не добившиеся успеха в любви. Тогда они напоминают ту лису, которая, не дотянувшись до винограда, объявила, что он зеленый и кислый, и сами закрывают себе путь к счастью».
«После неудачи в любви на время отказаться от нее, а потом попытаться еще раз, если выпадет случай».
«Опасно переоценивать значение красоты для эротической любви, так как при этом человек обесценивается как таковой. Есть что-то оскорбительное в этом, когда женщину характеризуют как красивую. Высокая оценка в низкой категории наталкивает на мысль о наличии низкой оценки в более высокой».
«В труде каждый человек проявляет свою неповторимость, а в любви он вбирает неповторимость и своеобразие партнера».
«Любовь видит человека таким, каким его предполагал при создании Бог. В любви мы постигаем человека не только таким, каков он есть, но и таким, каким он может стать». Если психолог способен любить, он видит потенциальные ценности в своих подопечных и помогает им их реализовать.
«Такого понятия, как «неразделенная несчастная любовь», нет, ибо любовь неизбежно обогащает того, кто любит. В самом понятии заложено противоречие. Либо вы действительно любите и в таком случае чувствуете себя обогащенным, либо не любите по-настоящему и ищете в партнере качества, которые он имеет и которыми вы могли бы обладать. Конечно, ваши чувства могут остаться безответными, но тогда, значит, и вы не любите. Мы все должны помнить следующее: увлечение ослепляет нас, настоящая любовь дает возможность видеть».
«В настоящей любви нет места ревности, ибо любимого нельзя сравнить ни с кем другим. Если я ревную — значит, я считаю, что меня не любят».
«Людям, зараженным ревностью к прошлому, следует быть скромнее и желать быть последним, а не первым».
«Ревность — глупость в любом, случае, так как она проявляется слишком рано или слишком поздно».
«Верность — одна из задач любви; но это задача для того, кто любит, и никогда не должна быть требованием к партнеру».
«Человек должен желать быть достойным счастья, а не стремиться к нему, желать быть достойным любви, а не искать ее, делать свое дело, а не думать об успехе. Все это — побочные продукты правильно организованной осмысленной жизни».
«Моногамные отношения являются кульминацией сексуального развития. Но это идеал, и может быть только руководящим принципом. Он устанавливается подобно «яблочку» в мишени, в которое надо всегда целиться, даже если в него не всегда попадаешь. Редко кто способен на настоящую любовь, и так же редко кто достигает наивысшей духовной зрелости. Это предел нормы».
«А. Эйнштейн как-то писал: «Человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастлив, он вообще едва ли пригоден к жизни». Смысл всегда впереди бытия. Он направляет ход событий. Влечения нас толкают, а смысл тянет и дает направление».
«У каждого человека свой смысл. И психолог должен не навязать индивиду смысл, а помочь найти его, ибо жизнь каждого человека уникальна».
«Человеческое сердце не находит себе покоя и не найдет, пока не найдет смысла и цели жизни».
«Смысл обнаруживается, а не придумывается… Смысл — это, скорее, нечто, что нужно найти».
«Мы можем ошибаться, но возможность ошибки не избавляет нас от принятия решений. Возможно, моя совесть ошибается. При этом я допускаю, что, возможно, совесть другого человека права. Это влечет за собой смирение, скромность и терпимость к другому мнению. Быть терпимым — не значит присоединяться к верованиям другого, но это значит позволить другому верить в свою собственную совесть и подчиняться ей… Следовательно, психолог должен не навязывать пациенту ценностей, а направить его к его собственной совести».
Виктор Франкл. Цитаты. Афоризмы.
Виктор Эмиль Франкл (Viktor Emil Frankl;
26.03.1905 — 2.09.1997) — австрийский психиатр и психолог. Наряду
с Абрахамом Маслоу,
Карлом Роджерсом,
Фредериком Перлзом один
из ведущих представителей гуманистического направления в
пихологии. Создатель концепции логотерапии, согласно которой
главным мотивом человеческого поведения является стремление найти
и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. В марте 1987 года выступил с
лекциями в Московском университете. Аудитория встретила его
овацией.
…ценностям мы не можем научиться — ценности мы должны пережить
Биологическая судьба представляет собой материал, который приобретает форму под воздействием свободного человеческого духа, то есть под влиянием того, ради чего, с точки зрения человека, он существует
Быть человеком — значит всегда быть направленным на что-то или на кого-то, отдаваться делу, которому человек себя посвятил, человеку, которого он любит
В век, когда десять заповедей, по-видимому, уже потеряли для многих свою силу, человек должен быть приготовлен к тому, чтобы воспринять 10 000 заповедей, заключенных в 10 000 ситуаций, с которыми его сталкивает жизнь.
Тогда не только сама эта жизнь будет казаться ему осмысленной (а осмысленной — значит заполненной делами), но и он сам приобретет иммунитет против конформизма и тоталитаризма — этих двух следствий экзистенциального вакуума
В мире, как он описывается многими науками, отсутствует смысл. Это, однако, означает не то, что мир лишен смысла, а лишь то, что многие науки слепы к нему. Смысл приносится в жертву многими науками
В обусловливающее бытие проникает воздействующий смысл
В основе смысла человеческого существования лежит принцип необратимости
Вечная борьба духовной свободы человека с его внутренней и внешней судьбой и составляет, по сути, человеческую жизнь
Воля к смыслу — наиболее человеческий феномен, так как только животное не бывает озабочен смыслом своего существования
Все можно отнять у человека, за исключением одного: последней частицы человеческой свободы — свободы выбирать свою установку в любых данных условиях, выбирать свой собственный путь
Духовное, по определению, и есть свобода в человеке.
Духовная личность — это то в человеке, что всегда может возразить!
Духовность, свобода и ответственность — это три экзистенциала человеческого существования
Если бы все люди были идеальны, то каждого человека всегда можно было бы заменить любым другим
Если бы фактор конечности жизни лишал ее смысла, было бы неважно, когда настанет конец, в обозримом ли будущем или очень и очень скоро. Мы должны были бы признать, что время, когда всему придет конец, не существенно
Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир
Жизнь либо имеет смысл, и в таком случае смысл не может исчезнуть ни от чего, что может случиться.
Либо она не имеет смысла — но тогда это тоже не зависит от происходящих событий
Значимы не наши страхи и не наша тревожность, а то, как мы к ним относимся
Из длительности сроков жизни мы никогда не сможем вывести меру ее осмысленности
Именно там, где мы беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию, — именно там мы призваны, ощущаем необходимость измениться самим
Инстанция, перед которой мы несем ответственность, — это совесть.
Если диалог с моей совестью — это настоящий диалог, то есть не просто разговор с самим собой, то встает вопрос, является ли совесть все-таки последней или же лишь предпоследней инстанцией. … Мы должны стать последними, кто не решался назвать эту инстанцию, эту сверхличность тем именем, которое ей дало человечество: бог
Истинно человеческое начинается в человеке там, где он обретает свободу противостоять зависимости от собственного типа
Как указал однажды Шелер, человек имеет право считаться виновным и быть наказанным. Отрицать его вину посредством объяснения, что он есть жертва обстоятельств, — значит отнимать у него его человеческое достоинство. Я бы сказал, что это прерогатива человека — становиться виновным. Конечно же, на его ответственности лежит также преодоление вины
Когда человек поддается своим влечениям, он именно поддается влечениям; это значит, что он свободно отрекается от свободы, чтобы найти оправдание своей несвободе
Когда человек сталкивается с безвыходной и неотвратимой ситуацией, когда он становится перед лицом судьбы, которая никак не может быть изменена, например при неизлечимой болезни или при стихийном бедствии, ему представляется случай актуализировать высшую ценность, осуществить глубочайший смысл, смысл страдания
/В.
Франкл. Поиск смысла жизни и логотерапия./
Лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя
Мимолетность нашего существования, несомненно, создает его бессмысленность. Но она же формирует нашу ответственность, так как все зависит от реализации по существу временных возможностей
/В. Франкл. Поиск смысла жизни и логотерапия./
Мы даже возьмем на себя смелость сказать, что этот наиболее радикальный вызов самому себе, на который способен человек (то есть не только сомнения в смысле жизни, но и действия, направленные против жизни), эта фундаментальная возможность человека выбрать самоубийство, эта его свобода решать, быть ли ему вообще, выделяют человека из всех других существ, этим человеческий способ бытия отличается от существования животных
Мы существуем постольку, поскольку мы открыты для окружающего мира.
Человек не для того здесь, чтобы наблюдать и отражать самого себя; он здесь для того, чтобы предоставлять себя, поступаться собой, чтобы, познавая и любя, отдавать себя
Насколько соблазнительны популярные разговоры о самоосуществлении и самореализации человека! Как будто человек предназначен лишь для того, чтобы удовлетворять свои собственные потребности или же себя самого
Наследственность — это не более чем материал, из которого человек строит сам себя. Это не более чем камни, которые могут быть использованы, а могут быть отвергнуты строителем. Но сам строитель — не из камней
Не последний из уроков, которые мне удалось вынести из Освенцима и Дахау, состоял в том, что наибольшие шансы выжить даже в такой экстремальной ситуации имели, я бы сказал, те, кто был направлен в будущее, на дело, которое их ждало, на смысл, который они хотели реализовать
Невозможно определить смысл жизни в общем, он различается от человека к человеку и от момента к моменту
Недостаток успеха никогда не означает утрату смысла
Нет такой ситуации, в которой нам не была бы предоставлена жизнью возможность найти смысл, и нет такого человека, для которого жизнь не держала бы наготове какое-нибудь дело.
Возможность осуществить смысл всегда уникальна, и человек, который может ее реализовать, всегда неповторим
Никогда в течение жизни судьба не предоставит человеку случая избежать необходимости выбора из альтернативных возможностей. Тем не менее он может сделать вид, «как будто» у него нет выбора и он несвободен в своем решении. Такое «поведение как будто» составляет существенную часть человеческой трагикомедии
Осуществление смысла всегда включает в себя принятие решения
Отличительным признаком человеческого бытия является сосуществование в нем антропологического единства и онтологических различий, единого человеческого способа бытия и различных форм бытия, в которых он проявляется
Оценка с помощью типов упрощает задачу тому, кто оценивает, поскольку она освобождает человека от ответственности за это оценочное суждение
Побуждения и инстинкты толкают, а основания и смыслы притягивают
Попытка дать человеку смысл свелась бы к морализированию.
А мораль в старом смысле слова уже доживает свой век
Поступайте по собственной совести, но при этом понимайте, что Ваша совесть может ошибаться
Пусть тот из вас, кто лишен невротических проявлений, первым бросит в меня камень, будь он теологом или психиатром
Рано или поздно каждый человек сталкивается с понятием «конечность»: мы осознанно воспринимаем конец чего-либо как неизбежность, как часть сделки, заключенной нами с жизнью
Самоактуализация — это непреднамеренное следствие интенциональности человеческой жизни
Самореализация возникает спонтанно, и этого не происходит, когда ее делают самоцелью
Свобода может вылиться в простой произвол, если она не проживается с точки зрения ответственности
Свобода предполагает ограничения, основывается на них
Свобода, если ее реализация не сопряжена с ответственностью, угрожает выродиться в простой произвол
Смысл должен быть найден, но не может быть создан
Смысл объективен по меньшей мере постольку, поскольку его можно «найти», но нельзя «дать».
Аналогичным образом лишь с объективностью смысла связано то, что его надо каждый раз открыть и нельзя изобрести
Смысл страдания — лишь неизбежного страдания, конечно, — самый глубокий из всех возможных смыслов
Совесть может быть определена как интуитивная способность человека находить смысл ситуации
Сомнения в смысле жизни, таким образом, никогда нельзя рассматривать как проявления психической патологии; эти сомнения в значительно большей степени отражают истинно человеческие переживания, они являются признаком самого человечного в человеке
Страдание вызывает плодотворное, можно даже сказать — кардинально преобразующее, духовное напряжение, ведь оно на эмоциональном уровне помогает человеку осознать то, чему не следует быть
Страдание своей целью имеет уберечь человека от апатии, от духовного окоченения
Стремление найти смысл жизни является главной мотивирующей силой в человеке.
.. Я не побоюсь сказать, что в мире не существует более действенной помощи для выживания даже в самых ужасных условиях, чем знание, что твоя жизнь имеет смысл
Стремление не может возникнуть по просьбе, команде или приказу. Нельзя стремиться к стремлению. А чтобы обнаружить стремление к смыслу, необходимо выявить сам смысл
Существует определение, гласящее, что смыслы и ценности — не что иное, как реактивные образования и механизмы защиты. Что до меня, то я бы не хотел жить ради моих реактивных образований, и еще менее — умереть за мои механизмы защиты
Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает.
Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, Оно придет и тихонько сядет вам на плечо
Таким образом, совсем необязательно резко разграничивать жизнь и смерть, скорее смерть является неотъемлемой составляющей жизни
Тезис «действие вытекает из бытия» — это половина правды; вторая ее половина звучит так: «бытие вытекает из действия»
Тот факт, что один человек отличается от другого по рисунку отпечатков пальцев, еще не выделяет его как личность
Тот, кто не может привязаться к какому-либо конечному пункту, к какому-либо моменту времени в будущем, к какой-либо остановке, подвержен опасности внутреннего падения
У каждого времени свои неврозы — и каждому времени требуется своя психотерапия
Уникальный смысл сегодня — это универсальная ценность завтра.
Таким способом творятся религии и создаются ценности
Утрата смысла жизни – основная проблема современного общества, все остальные проблемы из нее проистекают
Ученый может придерживаться и оставаться в одном измерении, но он должен также оставаться открытым, оставлять свою науку открытой по крайней мере возможности другого, высшего измерения
Цель психотерапии — исцеление души, цель же религии — спасение души
Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос
Человек нуждается не в разрядке напряжения любой ценой, но в возбуждении потенциального смысла, который он должен реализовать
Человек обладает влечениями, однако влечения не владеют им.
Влечения не исчерпывают его. Мы не отрицаем влечения как таковые, но я не могу подтверждать что-либо, если мне не дана предварительно свобода это отрицать
Человеческая свобода — это конечная свобода. Человек не свободен от условий. Но он свободен занять позицию по отношению к ним. Условия не обуславливают его полностью. От него — в пределах его ограничений — зависит, сдастся ли он, уступит ли он условиям. Он может также подняться над ними и таким образом открыться и войти в человеческое измерение
Чем более всеобъемлющ смысл, тем менее он постижим. Бесконечный смысл необходимо лежит вне постижения конечного существа. Это пункт, где наука уступает и мудрость берет верх
Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидить смысл в своей жизни
Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю
Я считаю специфически человеческим проявлением не только ставить вопрос о смысле жизни, но и ставить под вопрос существование этого смысла
Смысл жизни ; Экзистенциальная психология; О бытие, о становлении человеком; Свобода и ответственность ; Религия и вера; счастье и горе; Самоактуализация и самореализация; Тревога; psyche+logos ; Тело и дух; Время; Бытие и ничто. Жизнь и смерть; Разное
Поиск смысла жизни: 3 пути Виктора Франкла
Как найти смысл жизни? Может ли помочь теория логотерапии Виктора Франкла?
Поиск смысла жизни — одна из многих проблем, с которыми сталкиваются люди. Виктор Франкл утверждает, что, найдя путь к смыслу, мы можем пережить что угодно.
Прочтите о логотерапии и трех путях обретения смысла жизни.
Последняя глава посвящена важности смысла в нашей жизни. Но как мы можем начать открывать наше значение? Логотерапия дает нам 3 разных пути поиска смысла жизни.
- Совершая поступок или создавая что-либо – предпринимая действия.
- При контакте с кем-либо или переживании чего-либо.
- Испытывая неизбежные страдания и отношение к ним.
Действия – это первый путь к обретению смысла жизни. Мы можем обнаружить цель нашей жизни через поступки, которые мы совершаем, или вещи, которые мы создаем, в зависимости от того, считаем ли мы их значимыми.
(Краткое примечание: Франкл не тратит много времени на обсуждение этого пути, поэтому мы заполним пробелы. Остальная часть этого раздела основана на наших исследованиях логотерапии.)
Этот путь фокусируется на внешних ситуациях. и внешние реалии. Мы можем делать что-то в мире или создавать вещи в мире, которые помогают нам открывать и укреплять наш смысл.
Например, обычно люди, которые счастливы на своей работе, — это те, кто связывает свои действия с важным для них смыслом, и они также обычно лучше справляются со своей работой.
Возьмем в качестве примера обучение. Лучшими учителями зачастую являются те, кто искренне верит, что их дела помогают формировать будущие поколения, и работают для достижения этой цели. Учителя, которые не видят смысла в обучении молодежи, часто не являются лучшими учителями, потому что им не хватает стремления делать это хорошо, поскольку это бесполезно.
В эту категорию входит множество внешних вознаграждений, которые могут обеспечить немедленное удовлетворение, а также более глубокий смысл. Если вы регулярно получаете награды за преподавание в своей школе, очевидно, что другие люди считают ваши действия значимыми.
Но легко увлечься этим внешним удовлетворением, которого следует избегать. Вы не можете сделать своей целью получение наград за преподавание, иначе то, что вы ищете, станет общественным мнением, а не вашей собственной целью. Это настроит вас на неудачу с точки зрения смысла — поскольку каждый человек должен определить свое собственное значение, мы не можем позволить другим и их похвале решать, что значимо для нас.
Эта идея применима и к более абстрактным, менее практичным работам или должностям. Например, самые известные художники — возможно, менее практичная работа, чем преподавание, — это те, кто создавал вещи, которые работали для достижения цели, какой бы она ни была. Это один из способов научиться находить смысл жизни.
- Некоторые люди могут рассматривать поп-арт Энди Уорхола как упражнение в бессмысленном отдыхе, но Уорхол был глубоко заинтересован в идее коммерческого успеха, и из его работ очевидно, что он стремился выполнить свою цель — подвергнуть сомнению искусство и артистизм по отношению к повседневные предметы или действия, или знаменитости.
Второй путь к обретению смысла жизни – это любовь. Вы можете извлечь столько же смысла из опыта, сколько и из достижения. Это утешительно, потому что придает такое же значение нашему внутреннему миру личного опыта, как и внешнему миру достижений, который иногда находится вне вашего контроля.
Положительный опыт может помочь нам открыть для себя смысл нашей жизни, будь то опыт красоты, правды, добра, природы или культуры, или даже опыт других людей в их индивидуальности. Эти переживания опираются на чувство любви. Романтика и секс — это формы любви, но любовь в этом контексте шире романтической любви — это опыт единения , либо с романтическим партнером, друзьями и семьей, либо даже с природой и культурой.
- Благодаря любви мы можем увидеть основные качества и черты другого человека, но более того, благодаря любви мы также можем увидеть его потенциал — то, на что он может быть способен, но еще не реализовал.
- Любовь также позволяет нам помочь нашим близким реализовать их потенциал, потому что мы видим, на что они способны, и можем поделиться этим с ними, расширяя их возможности, а затем поддерживая их, когда они работают над тем, чтобы превратить эти возможности в реальность.
- Когда мы обретаем истинное единение с романтическим партнером, мы чувствуем, что наша жизнь выравнивается: мы чувствуем, что нас видят и принимают, бросают вызов и поддерживают, о нас заботятся и побуждают заботиться о нашем партнере.
Люди, которых мы любим, могут придать нам большой смысл в жизни – вот почему так много родителей упорно трудятся, чтобы дать своим детям лучшую жизнь, почему супруги готовы пожертвовать всем, чтобы их партнеры были счастливы, чтобы понять, как найти смысл жизни.
Но мы также можем чувствовать это единение с природой: в прекрасном походе мы чувствуем связь с миром, мы видим его и ценим, чувствуем благодарность за него и стремление заботиться о нем. Любовь к вещам помимо людей — миру природы, виду искусства, животным — также может помочь нам определить смысл нашей жизни, потому что мы чувствуем это «полное единение» с чем-то другим и чувствуем ответственность за защиту, улучшение или вклад в это дело .
Страдание – это третий путь к обретению смысла жизни. Точно так же, как мы можем найти смысл своей жизни в позитивных вещах, мы можем найти смысл и в негативных, особенно в страдании.
Много страданий в человеческой жизни неизбежно – мы потеряем близких, испытаем потери и однажды умрем сами – но если мы рассматриваем это как вызов, который нужно преодолеть, что-то, что нужно сделать с достоинством и храбростью, то жизнь может иметь смысл до наших последних мгновений.
Страдание может быть достижением в том, как мы с ним справляемся (и помните, достижения — это еще один путь к раскрытию вашего смысла). Для некоторых поиск смысла в страдании может дать им цель.
Это особенно важная концепция для американцев, которые часто чувствуют необходимость быть счастливыми и избегать несчастий и страданий. Это давление заставляет нас стыдиться несчастья и страдания вместо того, чтобы поддерживать взгляд логотерапии на то, что страдание может быть благородным, чем можно гордиться, если оно имеет смысл. Кроме того, иногда зацикленность на том, чтобы быть счастливым, усложняет нам его достижение.
Заметьте, мы не говорим, что все страдания неизбежны и что вы должны страдать намеренно. Страдания НЕ нужны, чтобы найти смысл жизни . Если страданий можно избежать, мы должны устранить причину наших страданий, иначе они станут мазохистскими.
Крайне важно, чтобы страдание было неизбежным , если мы хотим найти в нем смысл. В частности, если страдания неизбежны, ситуация кажется безнадежной, и нашу судьбу нельзя изменить — это когда жизнь бросает нам вызов изменить себя.
Если мы можем найти смысл в страдании, то это означает, что жизнь имеет значение безусловно. В какой бы ситуации вы ни оказались, ваша жизнь имеет смысл.
- Многие узники концлагерей беспокоились, что если они не выживут в лагерях, то все их страдания будут бессмысленными — как будто продолжать жить — это высший смысл.
- Напротив, Франкл надеялся, что их страдания имели смысл независимо от чего-то столь же «случайного», как выживание. По логике вещей, если страдание не имеет смысла, если вы не выживаете, то это, в конечном счете, означает, что жизнь не имеет смысла , поскольку в конце концов мы все умрем.
Есть 3 основных формы страдания – боль, вина и смерть – и есть 3 соответствующих способа найти смысл в страдании:
- Превратить личные страдания в личные триумфы. Как только мы находим смысл в наших страданиях, они почти перестают быть страданием. Это ближе к идее жертвоприношения.
- К Франклу обратился пожилой мужчина с тяжелой депрессией. Его жена умерла двумя годами ранее, и она была его целью, человеком, благодаря которому он нашел смысл в своей жизни.
Франкл спросил: «Что случилось бы… если бы ты умер первым, и твоей жене пришлось бы выживать вместе с тобой?» Пожилой мужчина ответил, что это было бы ужасно, она бы страдала так же, как он сейчас страдал. Поэтому Франкл указал, что у страданий мужчины действительно была цель — они спасли его возлюбленную от страданий. Это изменило отношение пожилого человека к своим страданиям, и он смог преодолеть депрессию.
- К Франклу обратился пожилой мужчина с тяжелой депрессией. Его жена умерла двумя годами ранее, и она была его целью, человеком, благодаря которому он нашел смысл в своей жизни.
- Используйте чувство вины за прошлые действия, чтобы помочь нам улучшить свои будущие действия.
- Логотерапия может помочь исправить заключенных. Часто осужденные винят в своих преступлениях другие вещи – общество, другие условия или даже жертв преступления. Но логотерапия утверждает, что у преступников была свобода совершить преступление, и что у них также есть свобода извлечь уроки из вины, подняться над ней и измениться к лучшему. В небольшой выборке логотерапия смогла значительно снизить рецидивизм.
- Пусть быстротечность жизни — тот факт, что мы умрем — вдохновит нас на ответственные действия.
- Наша жизнь необратима, но принятие решения благополучно доставляет его в прошлое, где оно сохраняется навсегда. Наше прошлое становится полем жатвы для наших действий. Цель состоит в том, чтобы дойти до конца своей жизни и с любовью оглянуться на плоды своих решений: на свои дела, на людей, которых вы любили, и даже на страдания, которые вы мужественно перенесли.
Иногда мы можем испытывать такие сильные страдания, что кажется, что в них не может быть никакой цели или смысла. Так думали многие узники концлагерей. Но что, если существуют цели, которые мы не в состоянии понять? Это идея сверхсмысла: у нашей жизни может быть цель, о которой мы совершенно не подозреваем и никогда не сможем осознать.
И, возможно, мы можем найти некоторое утешение в мысли, что на самом деле это может быть за пределами наших интеллектуальных способностей, чтобы понять цель или найти смысл в страдании.
- Животные часто используются в медицинских тестах для изучения болезней и поиска лекарств.
Объективно они страдают от повторных инъекций, физического дискомфорта, а иногда и смерти, но их страдания могут иметь большое значение для нас, людей. Смогут ли эти животные понять смысл своих страданий?
- Точно так же не может ли наше страдание иметь смысл, который мы даже не можем себе представить, даже если он имеет смысл на более высоком уровне, который мы не можем понять?
Обнаружение того, как найти смысл жизни, — это шаг на пути к логотерапии.
9 уроков Виктора Э. Франкла – Просто роскошная жизнь®
У вас осталось 4 бесплатных просмотра сообщений в этом месяце.
Станьте участником и просматривайте сообщения без ограничений.
«Поиск смысла жизни человека — первичная мотивация его жизни, а не «вторичная рационализация» инстинктивных влечений. Этот смысл уникален и специфичен тем, что он должен и может быть осуществлен им одним; только тогда он достигает значимости, которая удовлетворит его собственное превратится в по смыслу». — Виктор Э. Франкл
Впервые опубликовано в Германии в 1946 г. Основополагающая работа Виктора Эмиля Франкла Человек в поисках смысла и желание написать свою первую книгу (которая будет называться Доктор и душа) : Введение в логотерапию ), которая во многом дала ему волю к жизни во время заключения в Освенциме во время Второй мировой войны. Сочетая психологию и философию, которые были основным направлением его работы на протяжении всей его жизни, Франкл делится: «Конечно, мое глубокое желание написать эту рукопись заново помогло мне пережить суровые условия лагерей, в которых я находился».
Сейчас, когда по всему миру продано более 16 миллионов экземпляров, Человек в поисках смысла продолжает оставаться книгой, которую нужно читать, понимать и перечитывать. Хотя у меня не было возможности прочитать ее до сих пор, я благодарен за то, что, по крайней мере, я наконец прочитал ее, и я хотел бы поделиться с вами сегодня девятью извлеченными уроками о важности поиска смысла в нашей жизни.
Большая часть предпосылок просто роскошной жизни заключается в том, чтобы сосредоточить нашу жизнь, самих себя или, возможно, лучше сказать, основывать себя на приоритетах, которые сочетаются с тем, что мы можем дать уникально, но также и с тем, в чем мир отчаянно нуждается, чтобы развиваться и культивировать более гражданское, любящее и мирное место не только для нас самих, но и для будущих поколений. Поначалу такая задача, поставленная перед каждым из нас, может показаться огромной и слишком тяжелой задачей, но когда мы углубимся, в конечном счете, в любовь, искреннюю любовь, способность поделиться своим истинным «я» и быть принятым, начинает создаваться гармония удовлетворенность, которая не может не создать симфоническое осознание, основанное на желании жить более мирно и любя друг друга. Кто-то может возразить, что слишком далеко заходит, но если мой собственный жизненный путь, который действительно наполнен удачей и привилегиями вне моего выбора или контроля, демонстрирует, когда мы не нашли свой смысл, когда мы недовольны, построить здоровые отношения невероятно сложно. , и часто чреваты тем, что, пытаясь понять нашу бесцельность, мы вытесняем нашу боль, поэтому я искренне нахожу ценность в изучении того, чему учит Виктор Франкл, и надеюсь, что это даст вам инструменты, чтобы использовать то, что дает вам смыслом и делитесь им не только с миром, но и с самим собой, чтобы ваши будни были полны удовлетворения. Давайте посмотрим на девять уроков.
1. Решите следовать воле к смыслу
Франкл определяет волю к смыслу как «стремление найти конкретный смысл в личном существовании». Ибо когда мы обретаем смысл нашей индивидуальной воли, начинается исцеление. Экзистенциальная фрустрация утихает, неврозы находят решения, тревоги ослабевают, а удовлетворенность возрастает.
2. Найдите свой смысл, найдите свой путь вперед
Франкл рассказывает анекдот об американском дипломате, который приехал к нему (Франклу) в Вену, чтобы выразить недовольство своей нынешней карьерой. После пяти бесплодных лет со своим бывшим психологом-аналитиком, который утверждал, что недовольство возникло из-за необходимости примириться с отцом, поскольку аналитик провел параллель с отцом и США как высшей фигурой после посещения Франкла и после всего лишь нескольких посещений. Больной ясно осознал, что его «воля к смыслу была фрустрирована его призванием, и ему действительно хотелось заниматься какой-нибудь другой работой. Так как не было причин для , а не , бросил свою профессию и занялся другой, он сделал это с очень приятными результатами».
3. С вами все в порядке, если вы чувствуете экзистенциальный дистресс; на самом деле вы движетесь в правильном направлении
Франкл указывает, особенно для практикующих терапевтов, не отождествлять экзистенциальный дистресс с психическим заболеванием. Утверждая, что «это [задача терапевта], скорее, провести пациента через [их] экзистенциальные кризисы роста и развития».
Так часто на моем жизненном пути страдание и разочарование из-за моей карьеры, моих отношений (или их отсутствия) и того, что я должен был делать в свои конечные дни на земле, казалось, что это было бременем, а не хорошо удача. Что-то было «не так» со мной, что я не разобрался со своим жизненным путем сразу, быстро и непринужденно. К счастью, все было наоборот, все было хорошо. Я прислушивался к себе, я признавал, что что-то «не подходит», того, что я отдавал, на что тратил свое время, было либо недостаточно, либо это не соответствовало моим талантам и тому, что потенциально нужно миру.
В этом посте — 9 способов думать как монах, как учил Джей Шетти — Шетти разделяет идею Дхармы.
Страсть + Опыт + Полезность = Дхарма
Во многих отношениях найти нашу Дхарму означает найти нашу волю к смыслу.
4. Неожиданный дар напряжения
«На самом деле человеку нужно не состояние покоя, а скорее стремление и борьба за достойную цель, свободно выбрал задачу. Ему нужна не разрядка напряжения любой ценой, а зов потенциального смысла, ожидающего своего исполнения».
Я выделил жирным шрифтом фразу «свободно избранный», потому что считаю ее важным элементом для обретения истинного удовлетворения. Даже если ваша жизнь очаровательна, но вы все еще чувствуете недовольство и разочарование, но общество аплодирует, ваша семья аплодирует, ваши друзья аплодируют тому, что вы делаете со своей жизнью, скорее всего, вы бессознательно выбрали для себя не ту жизнь, которой живете. , а скорее руководствовались одобрением, ожиданием и нравами, чтобы предпринимать шаги и делать выбор, который у вас есть, не признавая по-настоящему того, чего вы жаждете. Что приводит меня к следующему пункту в списке, но сначала. . .
Приветствуя напряженность в своей жизни, нужно делать это обдуманно. Ведь ненужный стресс вреден для нашего здоровья. Нет, то, что Франкл имеет в виду, утверждая, что напряженность здорова, имеет прямое отношение к тому, что придает вам смысл. Если вы черпаете смысл из отстаивания какого-то дела, то путь вперед, несомненно, будет чреват, поскольку вы стремитесь к прогрессу, но вы все равно стремитесь вперед, потому что это ваша воля к смыслу. Если вы находите смысл в воспитании семьи, воспитании своих детей, чтобы дать им собственные крылья для полета, совместное путешествие будет смесью эмоций, но вы стремитесь вперед, потому что это ваша цель. 0060 будет по смыслу. Если вы черпаете смысл из того, что вносите свой вклад в улучшение жизни других людей на выбранном вами карьерном пути, вы преодолеваете разочарования, неудачи и препятствия, потому что это ваша воля к смыслу, и вы знаете, почему вы его преследуете.
Когда путь, по которому мы идем, не выполняет нашу волю по смыслу, подобно упомянутому выше анекдоту американского дипломата, тогда напряжение становится нездоровым. Затем мы должны быть откровенны с самими собой и найти в себе мужество изменить курс и смело сделать это не только для нашего собственного благополучия, но и для тех, кого мы любим, и для мира в целом. Почему? Потому что миру нужно то, что вы уникально можете дать. Выясните, что это такое, а затем начните давать то, что вы обнаружите. Ваше напряжение снизится до здорового уровня, и ваше удовлетворение возрастет.
5. Откройте для себя то, чего вы жаждете, и найдите свое удовлетворение
Термин Логотерапия, как его определил Виктор Э. Франкл, происходит от греческого корня Логос, который определяется как «смысл». Логотерапия «стремится найти смысл жизни как основной мотивационной силы человека». Логотерапия открывается, включая «инстинктивные факты в бессознательном человека [оно]». . . также заботится об экзистенциальных реалиях, таких как потенциальный смысл своего существования, который должен быть реализован, а также о его превратится в по смыслу». Другими словами, логотерапия помогает пациенту осознать, «чего он на самом деле жаждет в глубине своего существа».
Понимание языка вашего истинного я иногда может быть трудным и требует времени, особенно если мы какое-то время подавляли его; тем не менее, каждый из нас способен выучить свой язык, если решит учиться самому себе.
Как я делюсь на своей странице About (я недавно обновил ее, чтобы более точно и конкретно отразить, что такое TSLL, но общая часть ниже остается такой же, как и в 2009 году.), в то время как я ценил и отдавал все свои силы преподаванию, в 2009 году я наконец признал, что что-то не полностью насыщается только работой в классе». (см. отрывок ниже)
Программа «Просто роскошная жизнь» воплотилась в жизнь в 2009 году, когда я осознал, что жизнь, которой я наслаждаюсь, — жизнь, полная простоты, но перемежающаяся повседневной роскошью, которую можно найти даже в самые рутинные дни. хотел исследовать более полно из-за огромного удовлетворения, которое это принесло в мою жизнь. На самом деле, мне нужно было исследовать это более целенаправленно, потому что, хотя многие люди не понимали, как я могу жить хорошо и с удовольствием на повседневный доход учителя государственной школы (я вышел на пенсию в 2021 году после двадцати лет работы), у меня было любопытство к мир, особенно французская культура, за которой последовало мое восхищение британской сельской местностью и их чудесной страной садоводства, которая не была полностью насыщена работой в классе. И это пример того, как наша жизнь говорит с нами.
К счастью, я выслушал и решил поделиться своими открытиями, увлечениями и идеями, чтобы вдохновить других, чтобы они тоже могли найти свое увлечение как способ жить жизнью, полной истинного удовлетворения, избавляясь от беспорядка (в переносном и буквальном смысле).
— Страница «О нас» TSLL (Начните здесь)) и приносить роскошные предметы первой необходимости, чтобы оживлять и вдохновлять каждый день, независимо от их дохода, возраста, местоположения или статуса отношений.
Когда мы находим смысл, даже если никто другой не понимает, почему такой путь говорит с нами и приводит нас к жизни, мы находим мотивацию бесконечной энергии, творчества, упорства и силы. .
6. Найдите свой смысл, искорените скуку
Франкл вводит термин «воскресный невроз» как «депрессию, которая поражает людей, которые осознают недостаток содержания в своей жизни, когда суета напряженной недели заканчивается. и пустота внутри них становится очевидной». Он продолжает, говоря об экзистенциальном вакууме, делиться тем, что без воли смысла и с улучшенной автоматизацией нашего 21-го века «многие не будут знать, что делать со всем своим вновь обретенным свободным временем». Другими словами, скука, тревога, дистресс и отсутствие направления вызывают более решаемые проблемы, которые, как он утверждает, могут быть в значительной степени решены, когда мы найдем наши 9 целей. 0060 будет по смыслу.
Это не значит, что вы должны быть заняты каждую минуту, заполнять свой график встречами; на самом деле, я бы сказал, все наоборот. Или, возможно, точнее, это знание того, что поддерживает и питает вашу волю к смыслу, и, таким образом, обретение комфорта во время простоя, которое является частью вашей заботы о себе и уверенного участия в продуктивном времени, когда вы на работе.
7. Ваш следующий лучший шаг к смыслу — это то, что лучше для вас
«Смысл жизни различается от [человека] к [человеку], изо дня в день и от часа к часу. Поэтому важен не смысл жизни вообще, а конкретный смысл жизни человека в данный момент».
Мне показалось полезным отметить, что Франкл прямо советует искать не абстрактный смысл жизни, а конкретное «задание, требующее выполнения». Другими словами, не превращайте себя в товар, а скорее то, что полезного вы приносите и что вы находите удовлетворением, отдавая? «Таким образом, задача каждого так же уникальна, как и его конкретная возможность ее реализовать».
8. Обретение силы во времена страданий
«Когда мы больше не в состоянии изменить ситуацию, перед нами стоит задача изменить себя».
Так же, как собственная жизнь Франкла является примером использования его воли к смыслу, чтобы пережить немыслимые трагедии и борьбу во время Второй мировой войны, он пишет: «В некотором смысле страдание перестает быть страданием в тот момент, когда оно обретает смысл, такой как смысл жертва». Однако, и это крайне важно усвоить, он продолжает в том же разделе книги, указывая: «Но позвольте мне совершенно ясно заявить, что страдание никоим образом не является необходимо , чтобы найти смысл. Я лишь настаиваю на том, что смысл возможен даже вопреки страданию — при условии, конечно, что страдание неизбежно».
9. Полностью держитесь настоящего в течение всех дней своей жизни
Франкл пишет, что мы должны воздерживаться от пессимизма и вместо этого быть активными, когда дело касается нашего человеческого существования. То есть
«Пессимист подобен человеку, который со страхом и грустью наблюдает, что его настенный календарь, из которого он ежедневно отрывает лист, с каждым днем становится все тоньше. С другой стороны, человек, активно набрасывающийся на жизненные проблемы, подобен человеку, который удаляет каждый последующий листок из своего календаря и аккуратно и бережно подшивает его вместе с предыдущими, предварительно сделав несколько дневниковых заметок на обороте. Он может с гордостью и радостью размышлять обо всем богатстве, изложенном в этих заметках, обо всей жизни, которую он уже прожил в полной мере».
Далее он предполагает, что нет необходимости завидовать молодым, потому что мы прожили каждый свой день полноценно, удерживая себя в настоящем, движимые нашей волей к смыслу и «вместо возможностей. . . иметь реальности [из нашего прошлого опыта]. . . не только реальность проделанной работы и любимой любви, но и мужественно перенесенных страданий».
Точно так же, как счастье не может быть испытано в каждый момент, страдания нельзя полностью избежать, если мы находим нашу волю к смыслу и позволяем ему вести нас вперед. Однако удерживая себя в настоящем моменте, в то время как мы не можем избежать переживания потери близких, мы можем любить в полной мере, так что, когда мы размышляем, мы наполняемся радостью и напоминаем о богатстве нашей жизни, богатстве, которое мы, мужественно жить хорошо, взаимодействовать с нашей человечностью, смело вступать в то, что мы обнаруживаем, и есть наша будет смысла, помог воплотить в нашей жизни.
Узнав о подходе Виктора Э. Франкла к терапии и взглядах на значение людей, я обнаружил мировоззрение, которое бессознательно говорило со мной на протяжении десятилетий. Хотя я никогда не понимал смысла, не имел возможности и не занимался более целенаправленно курсами философии в колледже, идеи плясали в моей голове, и хотя в то время я хотел, чтобы они оставили меня в покое, потому что они так сбивали с толку, к счастью, они ждали, пока я пойму их смысл, поверю им.
Мир, вращающийся вокруг нас через средства массовой информации, обмен сообщениями, наше сообщество может оглушить нас и сбить с курса, если мы позволим этому.