Смешанные типы темперамента: Смешанные типы темперамента — Типы темпераментов в ежедневности
От каждого по темпераменту – Учительская газета
Методика определения личности школьника для развития его когнитивных способностей
Основным постулатом методики креативного шахматного образования является комплексный подход к развитию когнитивных способностей и продуктивный метод обучения младших школьников. Напомню, что когнитивные способности – это совокупность всех познавательных психических процессов личности, ответственных за принятие, обработку, сортировку, запоминание, хранение и воспроизведение информации. Их развитие в младшем школьном возрасте неразрывно связано со становлением и интеллектуальным развитием личности.
В игре качества личности проявляются особенно ярко. Фото Вадима МЕЛЕШКОНа основе учения Пиаже Ирина Якиманская разработала систему личностно ориентированного обучения, в которой определены основные цели общеобразовательной школы, важнейшей из которых признана организация наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуума в учебном процессе.
Но перед каждым наставником (воспитателем, учителем) возникает вопрос: как, каким образом, по каким критериям определить личность ученика и обучать его по соответствующей его личности методике? Ответа на него в научной литературе пока еще найдено не было.
И тогда на свой страх и риск мы разработали триединое тестирование личности младших школьников на основе их подготовленности к занятиям, их характера и темперамента. Были проведены соответствующие исследования, результатом которых явилась диссертация на соискание степени кандидата педагогических наук. Дальнейшее развитие тема получила в монографиях автора, посвященных разработке концепции креативного шахматного образования младших школьников, методики креативного шахматного образования младших школьников и методологии креативного шахматного образования младших школьников.
Триединый подход к тестированию личности младших школьников на основе их подготовленности к занятиям, их характера и темперамента подразумевает следующие моменты:
- Подготовленность к занятиям оценивается по модифицированному тесту Керна – Йирасека.
- Характер определяется по тесту Люшера и специально разработанному совместно с кафедрой общей психологии МГУ тесту определения характера по привычкам.
- Для определения преобладающего типа темперамента и выявления в нем свойств других типов можно использовать метод идентификации, предложенный А.Беловым в 1971 году. Автор адаптировал названные тесты к их применению для младших школьников.
Если тесты Керна – Йирасека и Люшера общеизвестны, то метод А.Белова требует подробного рассмотрения.
В типологии темпераментов выделяют четыре основных типа: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Но сегодняшняя наука выяснила, что названных типов в чистом виде практически нет. Как правило, темперамент каждого человека представляет собой конгломерат всех четырех типов, тех или иных черт каждого типа темперамента, взаимосвязи темпераментов. В чистом виде отдельные типы темперамента встречаются крайне редко. Тем не менее охарактеризуем чистые типы темпераментов.
Холерик. Отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Холерику свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, холерик склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, он проявляется в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональном возбуждении. При обучении схватывает все на лету, запоминает надолго.
Сангвиник. Быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство. При обучении быстро усваивает новый материал, но если он ему неинтересен, то забывает его. Если материал заинтересовал, то задает дополнительные, уточняющие вопросы, строит аналогии.
Флегматик. Характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться положительными чертами – выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью, в других – вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий. Новый материал воспринимает медленно, восприятие материала облегчают аналоги даже из смежных областей знаний. Но зато полученные знания остаются в памяти надолго.
Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствуют глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-нибудь сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхоликов продолжительную тормозную реакцию («опускаются руки»). Ему свойственны сдержанность и приглушенность речи и движений, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик – человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами.
Лица с четко выраженными свойствами, относящимися только к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, отличающиеся наличием свойств, характерных для разных типов темперамента с преобладанием одного из них.
Ученику последовательно предъявляются четыре карточки, каждая из которых содержит по 20 вопросов, характерных для представителей каждого типа темперамента.
Ученику требуется внимательно прочитать вопросы и поставить знак «+», если он считает, что это свойство ему присуще, и знак «–», если оно у него отсутствует.
Обработка результатов.
- Подсчитать количество плюсов по каждой карточке (Ах, Ас, Аф, Ам) отдельно, после чего просуммировать полученные данные А = Ах+Ас+Аф+Ам.
- Вычислить процент положительных ответов по каждому типу:
Тх = (Ах : А) х 100; Тс = (Ас : А) х 100;
Тф = (Аф : А) х 100; Тм = (Ам : А) х 100,
где Тх, Тс, Тф, Тм – типы темперамента;
Ах, Ас, Аф, Ам – число положительных ответов по карточкам;
А – общее число положительных ответов по четырем карточкам.
В конечном виде «формула темперамента» может приобрести, например, такой вид:
Т = 35% X + 30% С + 14% Ф + 21% М.
Это значит, что данный темперамент на 35% холерический, на 30% сангвинический, на 14% флегматический и на 21% меланхолический.
Если число положительных ответов по какому-либо типу темперамента составляет более чем сорок процентов, то считается, что данный тип темперамента является доминирующим.
Многолетняя апробация методики определения личности младшего школьника для дальнейшего развития его когнитивных способностей (на примере обучения шахматной игре), доказавшая свою практическую востребованность, дает основание для рекомендации ее применения в качестве пилотного проекта по общеобразовательным предметам в начальной школе.
При этом предлагается в качестве экспериментальной площадки использовать внеурочные занятия, принимая во внимание следующие обстоятельства:
на внеурочные занятия приходят ученики, достаточно мотивированные для занятий;
группа учеников на внеурочных занятиях колеблется в количестве порядка 10 человек, что достаточно для апробации разработанной наставником методики обучения;
в то же время группа численностью в десять человек компактна, и наставнику не составит больших усилий разработать необходимое количество методик личностно ориентированного обучения.
Наставник должен учитывать особенности личности учеников, с которыми ему приходится работать и общаться. Это необходимо для эффективного взаимодействия с ними, уменьшения вероятности возникновения конфликтных ситуаций и возможного стресса.
Хороших или плохих личностей не существует. Поэтому при работе с учеником усилия наставника должны быть направлены не на исправление личности ученика, а на грамотное использование достоинств и преимуществ его личности с одновременной нейтрализацией отрицательных проявлений.
Полученные положительные результаты внедрения авторской методики в практику внеурочной деятельности младших школьников позволили автору довести до научной общественности концепцию методики с надеждой, что принципы этой методики личностно ориентированного обучения целесообразно адаптировать к обучению младших школьников общеобразовательным предметам.
Виталий ПОЛОУДИН, сотрудник Научно-методического центра креативного шахматного образования младших школьников, кандидат педагогических наук
Список литературы
- Авербах Ю.
Л., Полоудин В.А. Азбука креативного шахматного образования младших школьников. Учебное издание. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015, 224 с. ISBN 978-5-222-22703.9. Ссылка для ознакомления yadi.sk/i/TMy29DUN7lOk9w
- Пиаже Ж. Психология интеллекта. – СПб. : Питер, 2004, 192 с. ISBN 5-94723-096-8.
- Полоудин В.А. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук «Обучение игре в шахматы с применением компьютерных технологий как комплексное средство повышения интеллектуальных и игровых способностей младших школьников». – М. : РГУФК, 2007, 192 с.
- Полоудин В.А. Методология креативного шахматного образования. – М. : Научно-методический центр шахматного образования при Фонде развития шахматной культуры им. В.А.Алаторцева, 2013, 137 с.; ISBN 978-5-905968-02-2.
- Полоудин В.А. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников. Издание второе, исправленное и дополненное. – М. : Научно-методический центр шахматного образования при Фонде развития шахматной культуры им.
В.А.Алаторцева, 2013, 195 с.; ISBN 978-5-905968-04-6.
- Полоудин В.А. Шахматное образование младших школьников. Методические рекомендации – М. : Научно-методический центр шахматного образования при Фонде развития шахматной культуры им. В.А.Алаторцева, 2012, 114 с.; ISBN 978-5-9903682-1-7.
- Полоудин В.А. Шахматы: Сборник примеров, задач и упражнений. – Ростов н/Д : Феникс-Т, 2019, 219 с., ил 633. ISBN 978-5-907002-18-0.
- Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие/Сост. Е.Е.Миронова – Минск : Женский институт ЭНВИЛА, 2005, 155 с.
- Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. – М. : «Сентябрь», 2000, 176 с.
Карта сайта
Карта сайтаЦвет:C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
- Телефон доверия: 8 800 200-01-22
Ошибка 404
К сожалению запрашиваемая страница не найдена.
Но вы можете воспользоваться поиском или картой сайта ниже
|
|
Сравнение регуляции эмоций и характеристик темперамента у пациентов с депрессией со смешанными признаками и без них
1. Алдао А., Нолен-Хоксема С., Швейцер С. Стратегии регуляции эмоций в психопатологии: метаанализ. Clin Psychol Rev. 2010; 30: 217–237. [PubMed] [Google Scholar]
2. Хофманн С.Г., Сойер А.Т., Фанг А., Аснаани А. Модель эмоциональной дисрегуляции настроения и тревожных расстройств. Подавить тревогу. 2012; 29: 409–416. [PubMed] [Академия Google]
3. Любомирский С., Нолен-Хоксема С. Самовоспроизводящиеся свойства дисфорических размышлений. J Pers Soc Psychol. 1993; 65: 339–349. [PubMed] [Google Scholar]
4. Американская психиатрическая ассоциация. Диагностическое и Статистическое Руководство по Психическим Расстройствам. 5th Edition (DSM-5) Washington DC: 2013. [Google Scholar]
5. Verdolini N, Hidalgo-Mazzei D, Murru A, Pacchiarotti I, Samalin L, Young AH, Vieta E, Carvalho AF. Смешанные состояния при биполярных и больших депрессивных расстройствах: систематический обзор и оценка качества руководств. Acta Psychiatr Scand. 2018;138:196–222. [PubMed] [Google Scholar]
6. Stahl SM, Morrissette DA, Faedda G, Fava M, Goldberg JF, Keck PE, Lee Y, Malhi G, Marangoni C, McElroy SL, Ostacher M, Rosenblat JD, Solé E, Суппес Т., Такэсима М., Тасэ М.Е., Виета Э., Янг А., Циммерман М., Макинтайр Р.С. Руководство по распознаванию и лечению смешанной депрессии. Спектр ЦНС. 2017;22:203–219. [PubMed] [Google Scholar]
7. Акискал Х.С., Малья Г. Критерии «мягкого» биполярного спектра: последствия лечения. Психофармаколь Булл. 1987;23:68–73. [PubMed] [Google Scholar]
8. Кесебир С., Вахип С., Акдениз Ф., Юнджу З. Взаимосвязь темперамента и клинических особенностей при биполярном расстройстве. Тюрк Псикиятри Дерг. 2005; 16: 164–169. [PubMed] [Google Scholar]
9. Evans L, Akiskal HS, Keck PE, Jr, McElroy SL, Sadovnick AD, Remick RA, Kelsoe JR. Семейство темперамента при биполярном расстройстве: поддержка генетического спектра. J Аффективное расстройство. 2005; 85: 153–168. [PubMed] [Google Scholar]
10. Озер С. Депрессивные смешанные состояния при биполярном расстройстве. Turkiye Klinikleri J Психиатрия-специальные темы. 2013; 6: 52–57. [Академия Google]
11. Акискаль Г.С. Темпераментные основы аффективных расстройств. В: Mund C, et al., редакторы. Межличностное происхождение и течение аффективных расстройств. Лондон, Гаскелл: Королевский колледж психиатров; 1996. С. 3–30. [Google Scholar]
12. Akikal HS, Hantouche EG, Bourgeois ML, Azorin JM, Sechter D, Allilaire JF, Lancrenon S, Fraud JP, Châtenet-Duchêne L. Пол, темперамент и клиническая картина дисфорической смешанной мании: выводы из французского национального исследования (EPIMAN) J Affect Disord. 1998;50:175–186. [PubMed] [Google Scholar]
13. Brieger P, Roettig S, Ehrt U, Wenzel A, Blöink R, Marneros A. Шкала TEMPS-A в «смешанных» и «чистых» маниакальных эпизодах: новые данные и методологические соображения по актуальность совместных тревожно-депрессивных черт темперамента. J Аффективное расстройство. 2003; 73: 99–104. [PubMed] [Google Scholar]
14. Ангст Дж., Адольфссон Р. , Бенацци Ф., Гамма А., Хантуш Э., Мейер Т.Д., Скеппар П., Виета Э., Скотт Дж. HCL-32: к инструменту самооценки для гипоманиакальные симптомы у амбулаторных больных. J Аффективное расстройство. 2005; 88: 217–233. [PubMed] [Академия Google]
15. Алтынбас К., Озердем А., Прието М.Л., Фуэнтес М.Е., Ялин Н., Эрсой З., Айдемир О., Кироз Д., Озтекин С., Геске Дж.Р., Фидер С.Е., Ангст Дж., Фрай М.А. Многонациональное исследование для экспериментального применения модифицированного контрольного списка гипомании (mHCL) для оценки смешанной депрессии. J Аффективное расстройство. 2014; 152:478–482. [PubMed] [Google Scholar]
16. Грац К.Л., Ремер Л. Многомерная оценка регуляции и дисрегуляции эмоций: разработка, структура факторов и первоначальная проверка шкалы трудностей регуляции эмоций. J Psychopathol Behav Assess. 2004; 26:41–54. [Академия Google]
17. Руганчи Р.Н., Генчоз Т. Психометрические свойства турецкой версии Шкалы трудностей регулирования эмоций. J Clin Psychol. 2010;66:442–455. [PubMed] [Google Scholar]
18. Акискал Х.С., Плациди Г.Ф., Мареммани И., Синьоретта С., Лигуори А., Герваси Р., Малья Г., Пузантиан В.Р. ТЕМП-I. выявление наиболее отличительных черт циклотимического, депрессивного и раздражительного темпераментов у непациентов. J Аффективное расстройство. 1998; 51:7–19. [PubMed] [Академия Google]
19. Вахип С., Кесебир С., Алкан М., Язичи О., Акискал К.К., Акискаль Х.С. Аффективные темпераменты у клинически здоровых субъектов в Турции: исходные психометрические данные по TEMPS-A. J Аффективное расстройство. 2005; 85: 113–125. [PubMed] [Google Scholar]
20. Гамильтон М. Шкала оценки депрессии. J Neurol Нейрохирург Психиатрия. 1960; 23: 56–62. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]
21. Akdemir A, Örsel S, Dağ İ, Türkçapar H, İşcan N, Özbay H. Hamilton Depresyon Derecelendirme Ölçeği (HDDÖ)’nin geçerliği, güvenirliım kullan ve klinik П Дергиси. 1996;4:251–259. [Google Scholar]
22. Xin LM, Chen L, Ji ZP, Zhang SY, Wang J, Liu YH, Chen DF, Yang FD, Wang G, Fang YR, Lu Z, Yang HC, Hu J, Chen ZY, Хуан И, Сунь Дж, Ван ХП, Ли ХК, Чжан Дж. Б., Си ТМ. Факторы риска тревожности у пациентов с большим депрессивным расстройством. Клин Psychopharmacol Neurosci. 2015;13:263–268. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
23. Perugi G, Angst J, Azorin JM, Bowden CL, Mosolov S, Reis J, Vieta E, Young AH. Исследовательская группа BRIDGE-II-Mix. Смешанные черты у пациентов с большим депрессивным эпизодом: исследование BRIDGE-II-MIX. Дж. Клин Психиатрия. 2015; 76:e351–358. [PubMed] [Академия Google]
24. McIntyre RS, Soczynska JK, Cha DS, Woldeyohannes HO, Dale RS, Alsuwaidan MT, Gallauher LA, Mansur RB, Muzina DJ, Carvalho A, Kennedy SH. Распространенность и характеристики заболевания по определению DSM-5 «смешанного признака» у взрослых с большим депрессивным расстройством и биполярным расстройством: результаты Международного совместного проекта по расстройствам настроения. J Аффективное расстройство. 2015; 172: 259–264. [PubMed] [Google Scholar]
25. Perlis R, Uher R, Ostacher M, Goldberg JF, Trivedi MH, Rush AJ, Fava M. Связь между особенностями биполярного спектра и результатами лечения амбулаторных пациентов с большим депрессивным расстройством. Арх генерал психиатрия. 2011;68:351–360. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
26. Серра Г., Кукопулос А., Де Кьяра Л., Наполетано Ф., Кукопулос А.Е., Курто М., Манфреди Г., Фаэдда Г., Жирарди П., Балдессарини Р.Дж. Особенности, предшествующие диагностике биполярного и большого депрессивного расстройств. J Аффективное расстройство. 2015; 173:134–142. [PubMed] [Google Scholar]
27. Rihmer Z, Gonda X, Torzsa P, Kalabay L, Akiskal HS, Eory A. Аффективный темперамент, история попыток самоубийства и семейная история самоубийств у пациентов общей практики. J Аффективное расстройство. 2013; 149: 350–354. [PubMed] [Академия Google]
28. Ангст Дж. Марнерос А. Ангст Дж. Биполярные расстройства. Дордрехт: Спрингер; 2000. Темперамент и типы личности у пациентов с биполярным расстройством: исторический обзор; стр. 175–199. [Google Scholar]
29. Tondo L, Vázquez GH, Pinna M, Vaccotto PA, Baldessarini RJ. Характеристики пациентов с депрессией и биполярным расстройством со смешанными чертами. Acta Psychiatr Scand. 2018; 138: 243–252. [PubMed] [Google Scholar]
30. Бесерра Р., Круз К., Мюррей Г., Бассетт Д., Хармс С., Аллан А., Худ С. Регуляция эмоций при биполярном расстройстве: Являются ли способности регулирования эмоций менее нарушенными при эутимическом биполярном расстройстве, чем при униполярном депрессивные или тревожные расстройства? Откройте журнал J Psychiatr. 2013;3:1–7. [Академия Google]
31. Ван Ринен Т.Э., Мюррей Г., Росселл С.Л. Регуляция эмоций при биполярном расстройстве: профиль и полезность в прогнозировании склонности к мании и депрессии. Психиатрия рез. 2015; 225:425–432. [PubMed] [Google Scholar]
32. Frye MA, Helleman G, McElroy SL, Altshuler LL, Black DO, Keck Jr PE, Nolen WA, Kupka R, Leverich GS, Grunze H, Mintz J, Post RM, Suppes T , Корреляты мании, возникающей при лечении, связанной с лечением антидепрессантами при биполярной депрессии. Am J Психиатрия. 2009 г.;166:164–172. [PubMed] [Google Scholar]
Детский темперамент Чесс и Томаса
Личность Бэби: Детский темперамент Чесс и Томаса
Вы знаете, что у Бэби особенная личность, потому что вы жили с ней и с доказательствами из него каждый день. Верно и то, что то, как вы ее воспитываете, оказывает огромное влияние на человека, которым она вырастает. Эти два фактора влияют на такие важные вещи, как то, как Бэби будет учиться в школе, на такие простые, как сколько времени ей понадобится, чтобы покататься на велосипеде, или на такие загадочные, как то, какой будет ее любимая книжка с картинками в это время в следующем году. Вопрос о том, что важнее и каким образом, называется спором о природе и воспитании, и это один из тех вопросов, на которые, кажется, нет окончательных ответов, хотя многие видные мыслители и ученые работали над их поиском.
The New York Longitudinal Study Работа Александра Томаса и Стеллы Чесс по изучению основных темпераментов младенцев и прослеживанию их жизни в раннем взрослом возрасте имеет большое значение, поскольку она предполагает, что это не было природой (врожденной личностью ребенка). или воспитание (стиль воспитания и влияние родителя ребенка), которые определяли счастье и успех этого ребенка, но то, как эти два фактора сочетаются друг с другом. Они пришли к выводу, что дети, чье окружение и влияние хорошо подходили к их личности, добиваются большего успеха, чем дети, чье окружение и характер менее подходят друг другу.
Исследование, которое они использовали, чтобы получить эти результаты, началось в 1956 году и наблюдало за группой из более чем 100 тогдашних младенцев до 1977 года. личность и поведение детей, а также отношение и ожидания родителей в отношении своих детей. Затем они использовали эти фрагменты информации, чтобы разделить детей на три разных типа личности. Черты, в том числе уровень физической активности младенцев, общительность или застенчивость с незнакомцами, а также то, предпочитают ли они следовать расписанию или проводить дни по мере поступления, среди прочего, считались составными частями, которые вошли в формирование различных типы личности, которые они идентифицировали.
Основываясь на своих исследованиях, доктора Чесс и Томас описали девять общих черт, обнаруживаемых у детей:
- Активность: Уровень ее двигательной активности и количество времени, которое она тратит на активность.
- Ритмичность/регулярность: Насколько регулярны ее режимы питания, сна и других функций организма.
- Реакция на новые вещи: Как она, вероятно, отреагирует на новые переживания, примет ли она их или откажется от них.
- Адаптивность: Как она реагирует на изменения в окружающей среде.
- Чувствительность: Ее порог для раздражителей.
- Ответ: Уровень энергии и интенсивность ее ответов.
- Характер: Независимо от того, кажется ли она обычно счастливой или несчастной, дружелюбной или недружелюбной.
- Отвлекаемость: Насколько легко ее можно отвлечь от того, что она делает.
- Продолжительность концентрации внимания: продолжительность времени, в течение которого она будет обращать внимание на одну вещь, когда она предоставлена самой себе, и ее настойчивость в деятельности.
Девять признаков позволили Чесс и Томасу выделить три отдельные группы, в которые входят около двух третей детей. Другая треть считается смесью трех типов.
- Легкий: дети, отнесенные к категории «легкие», обычно имеют позитивный настрой, быстро погружаются в рутину и быстро адаптируются к новым ситуациям.
- Трудные: дети из категории «трудные» чаще плачут, им труднее адаптироваться к новым ситуациям и не соблюдают регулярно распорядок дня.
- Медленно согреваются: дети, которые «медленно согреваются», медленно адаптируются и могут реагировать негативно, но также проявляют низкую интенсивность своих эмоциональных реакций.