Система явлений изучаемых в современной психологии: Примеры явлений, изучаемых современной психологией

Система явлений изучаемых в современной психологии: Примеры явлений, изучаемых современной психологией

Вопрос 4. Явления, изучаемые в психологии

Основные типы явлений, изучаемых в психологии, – это свойства, процессы и состояния. Психические свойства – это устойчивые особенности психики человека. Психические процессы – это элементарные (простейшие) психические явления, включенные в более сложные виды психической деятельности; они кратковременны. Психические состояния сложны и длительны, могут быть несколько часов, дней, недель и более. Всего Р.С.Немов выделяет 12 групп явлений, изучаемых психологией.

1. Процессы индивидуальные, внутренние (психические): воображение, восприятие, мышление, память, рефлексия, речь, творчество и многие другие.

2. Состояния индивидуальные, внутренние (психические): адаптация, аффект, внимание, интерес, любовь, настроение, страсть, стресс, стыд, эмоция и т.д.

3. Свойства индивидуальные, внутренние (психические): задатки, индивидуальность, работоспособность, решительность, упрямство и другие.

4. Процессы индивидуальные, внешние (поведенческие): деятельность, игра, мимика, подражание и т.д.

5.Состояния индивидуальные, внешние (поведенческие): готовность, интерес, установка.

6. Свойства индивидуальные, внешние (поведенческие): авторитетность, внушаемость, гениальность, настойчивость, эгоизм и т.д.

7. Процессы групповые, внутренние: коммуникация, общение, межличностные отношения и другие.

8. Состояния групповые, внутренние: конфликт, сплоченность, психологический климат и т.д.

9. Свойства групповые, внутренние: совместимость, соперничество, стиль лидерства и т.д.

10. Процессы групповые, внешние: межгрупповые отношения.

11. Состояния групповые, внешние: паника, открытость или закрытость группы.

12. Свойства групповые, внешние: организованность.

Вопрос 5. Методы современной психологии

Проводится обсуждение со слушателями следующих вопросов:

А.

Общее понятие о научном методе.

Б. Различные классификации психологических методов.

В. Характеристика отдельных методов (требования к каждому методу, правила применения, виды, достоинства и недостатки):

а) неэкспериментальные методы: наблюдение; беседа, интервью, опрос; анкетирование; анализ продуктов деятельности;

б) экспериментальные методы: лабораторный эксперимент; естественный эксперимент; другие виды;

в) диагностические методы: тестирование; шкалирование.

Контрольные вопросы

1. Дайте определения понятий «психология», «психика», «субъект».

2. Назовите основные задачи науки психологии.

3. Какова структура психологической науки?

4. Охарактеризуйте явления, изучаемые в психологической науке.

5. Охарактеризуйте методы науки психологии.

Тема 2. Общая характеристика психических познавательных процессов

Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов.

Психические процессы – это процессы, происходящие в голове человека, это элементарные (простейшие) психические явления, включённые в более сложные виды психической деятельности. Психические процессы, с помощью которых человек познаёт окружающий мир, себя и других людей, называют познавательными процессами.

К психическим познавательным процессам относятся ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Познавательная деятельность осуществляется также с помощью внимания и речи. Процесс познания окружающего мира осуществляется на двух уровнях: чувственного познания, включающего в себя ощущения, восприятия и представления, и логического познания, осуществляемого посредством понятий, суждений и умозаключений (мышление).

Психические познавательные процессы выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности, они обеспечивают её эффективность. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться, трудиться (это виды деятельности),человек должен воспринимать мир, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать.

То есть без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, психические процессы не просто участвуют в деятельности, а они в ней развиваются.

Чем лучше развиты познавательные процессы, тем более способным является человек. Лёгкость и эффективность учения зависят от уровня развития познавательных процессов. Человек рождается с задатками познавательной деятельности. Новорожденный осуществляет познавательную деятельность инстинктивно. Затем в процессе жизнедеятельности человек развивает свои познавательные возможности и учится ими управлять.

В целом уровень развития познавательных процессов зависит от имеющихся при рождении задатков, от характера воспитания ребёнка в семье и школе, от его собственной активной деятельности по развитию своих познавательных процессов.

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение понятия «психические познавательные процессы».

  2. Перечислите познавательные процессы.

  3. Назовите функции познавательных процессов.

  4. Дайте характеристику уровням процесса познания окружающего мира.

  5. Какие виды деятельности человека вы знаете? Охарактеризуйте их.

  6. От каких факторов зависит уровень развития познавательных процессов?

1.2 Система явлений, которые изучает психология

Явления, изучаемые психологией и объединенные общими понятиями «умственная (психическая) деятельность», «поведение», условно можно разделить на:

процессы, свойства, состояния.

Психические процессы охватывают:

1) познавательные процессы: ощущения и восприятия, память, воображение и мышление;

2) волевые процессы: мотивы, стремления, желания, принятие решений;

3) эмоциональные процессы: чувства, эмоции.

К психическим состояниям относятся проявления психических процессов: познавательных (например, сомнение), волевых (уверенность), эмоциональных (настроения, аффекты).

Психические свойства включают: качества ума (способности), устойчивые особенности волевой сферы (характер), закрепившиеся качества чувств (темперамент).

Разделение на указанные группы основных понятий общей психологии условно.

Так, аффект может рассматриваться и как психический процесс, поскольку в нем выражена динамика чувств, стадиальный его характер; и как психическое состояние, поскольку он характеризует психику в данный период времени; и как проявление психических свойств личности: вспыльчивости, гневливости.

С помощью познавательных процессов человек познает мир, строит субъективный образ этого мира, разрабатывает стратегию поведения в нем.

Психические свойства и состояния личности регулируют общение человека с другими людьми, непосредственно управляют поступками и действиями.

Каким образом отдельные психические процессы связаны между собой? Все психические процессы объединены общим объектом – человеком.

Любое психическое явление может быть представлено и как процесс, и как свойство, и как состояние.

Например, внимание традиционно рассматривается как психический процесс, но внимание – это и свойство («Этот – внимательный человек, а тот – невнимательный»), и состояние («Управление автомобилем требует состояния повышенного внимания»).

Такое традиционное деление говорит всего лишь о том, что принято рассматривать психические явления в трех различных проявлениях – как процесс, как свойство или как состояние. Отдельные психические явления необходимо рассматривать как элементы единой открытой функциональной системы с обратной связью.

Изучение и описание особенностей функционирования психики в целом включает: системное определение предмета и принципов психологии; определение развития психики в онтогенезе и филогенезе; определение сознания в единстве с бессознательным.

Изучение и описание функционирования отдельных элементов психики, а также их взаимосвязь и взаимовлияние включает:

– определение потребностей и мотивов;

– определение элементов, выполняющих функцию формирования психического образа: непроизвольного и произвольного внимания, ощущения и восприятия, эмоций и мышления;

– определение психической активности – деятельности;

– определение памяти как элемента системы, выполняющей функцию координации функционирования различных элементов психики.

Последовательность изучения и описания этих элементов задается логикой функционирования психики. Самостоятельный интерес представляет изучение и описание проявлений функционирования психики как системы: темперамента, личности, характера.

Феномены и теории – Методы исследования в психологии – 2-е канадское издание

Глава 4: Теория в психологии

  1. Дайте определение терминам «феномен» и «теория» и четко разграничьте их.
  2. Объясните цели научных теорий.
  3. Объясните, почему для любого набора явлений обычно существует много правдоподобных теорий.

A  (множественное число, явления) – это общий результат, достоверно наблюдаемый в систематических эмпирических исследованиях. По сути, это установленный ответ на исследовательский вопрос. Некоторые явления, с которыми мы столкнулись в этой книге, заключаются в том, что выразительное письмо улучшает здоровье, женщины говорят не больше, чем мужчины, а использование мобильного телефона ухудшает способность управлять автомобилем. Некоторые другие заключаются в том, что диссоциативное расстройство личности (ранее называвшееся множественным расстройством личности) значительно увеличилось в распространенности в конце 20-го века, люди лучше справляются с простыми задачами, когда за ними наблюдают другие (и хуже с трудными задачами), и люди вспоминают предметы, которые им подносили. в начале и в конце списка лучше, чем элементы, представленные в середине.

Явлениям часто дают имена их первооткрыватели или другие исследователи, и эти имена могут прижиться и стать широко известными. Следующий список представляет собой небольшую выборку известных явлений в психологии.

  • . Люди с повреждением зрительной коры часто способны реагировать на визуальные стимулы, которые они не видят сознательно.
  • . Чем больше людей присутствует в чрезвычайной ситуации, тем меньше шансов, что кто-то из них поможет.
  • . Люди склонны объяснять поведение других своими личными характеристиками, а не ситуацией, в которой они находятся.
  • . Когда звук основного речевого звука комбинируется с видео человека, который двигает ртом для другого речевого звука, люди часто воспринимают звук, который является промежуточным между ними. См. демонстрацию здесь: Эффект МакГурка
  • . Люди узнают лица представителей своей расы точнее, чем лица представителей других рас.
  • . Плацебо (фиктивные психологические или медицинские методы лечения) часто приводят к улучшению симптомов и улучшению функционирования людей.
  • . Чем чаще люди подвергались воздействию стимула, тем больше он им нравился, даже если стимул предъявлялся подсознательно.
  • . Стимулы, представленные ближе к началу и концу списка, запоминаются лучше, чем стимулы, представленные в середине. См. демонстрацию здесь: Serial Position Effect
  • . Условная реакция, которая была погашена, часто возвращается без дальнейшего обучения по прошествии времени.

Хотя эмпирический результат может называться явлением после того, как он наблюдался только один раз, этот термин, скорее всего, будет использоваться для результатов, которые были воспроизведены. означает повторное проведение исследования — либо точно так же, как оно было проведено первоначально, либо с изменениями — чтобы убедиться, что оно дает те же результаты. Отдельные исследователи обычно повторяют свои собственные исследования перед их публикацией. Многие отчеты об эмпирических исследованиях включают первоначальное исследование, а затем одно или несколько последующих исследований, которые повторяют первоначальное исследование с небольшими изменениями. Особенно интересные результаты попадают в поле зрения других исследователей, которые проводят собственные повторения. Положительное влияние экспрессивного письма на здоровье и отрицательное влияние использования мобильного телефона на способность управлять автомобилем — примеры феноменов, многократно воспроизведенных разными исследователями.

Иногда повторение исследования дает результаты, отличающиеся от результатов первоначального исследования. Эта разница может означать, что результаты первоначального исследования или результаты повторения были случайностью — они произошли случайно и не отражают того, что в целом верно. В любом случае дополнительные репликации, скорее всего, устранят это несоответствие. Неспособность получить те же результаты может также означать, что повторение каким-то важным образом отличалось от первоначального исследования. Например, ранние исследования показали, что люди выполняли различные задачи лучше и быстрее, когда за ними наблюдали другие, чем когда они были одни. Однако некоторые более поздние повторения показали, что люди работали хуже, когда за ними наблюдали другие. В конце концов исследователь Роберт Зайонц определил ключевое различие между двумя типами исследований. Казалось, что люди работают лучше, когда за ними наблюдают, выполняя практические задачи, но хуже, когда за ними наблюдают, выполняя относительно нетренированные задачи (Зайонц, 19 лет).65) [1] . Эти два феномена теперь стали называть социальным облегчением и социальным торможением.

В физике есть законы движения, а в химии есть закон сохранения массы. В отличие от других наук, в психологии действуют не законы, а следствия. Законы подразумевают, что явления универсальны и редко в психологии можно не найти исключения. Даже установленные эффекты часто зависят от культуры. Например, фундаментальная ошибка атрибуции чаще совершается в Северной Америке, чем в Восточной Азии (Miyamoto & Kitayama, 2002) [2] .

Что такое теория?

 А  – связное объяснение или интерпретация одного или нескольких явлений. Хотя теории могут принимать различные формы, у них есть одна общая черта: они выходят за рамки явлений, которые они объясняют, включая переменные, структуры, процессы, функции или организующие принципы, которые непосредственно не наблюдались. Рассмотрим, например, теорию Зайонца о социальной фасилитации и социальном торможении. Он предположил, что наблюдение за другими во время выполнения задачи создает общее состояние физиологического возбуждения, что увеличивает вероятность доминирующей (наиболее вероятной) реакции. Таким образом, для хорошо отработанных задач наблюдение увеличивает тенденцию к правильным ответам, но для относительно неотработанных задач наблюдение увеличивает тенденцию к неправильным ответам. Обратите внимание, что эта теория, которая стала называться теорией влечения, дает объяснение как социальной фасилитации, так и социального торможения, которое выходит за рамки самих явлений, включая такие понятия, как «возбуждение» и «доминантная реакция», наряду с такими процессами, как Влияние возбуждения на доминирующую реакцию.

Вне науки обращение к идее как к теории часто подразумевает, что она не проверена — возможно, не более чем дикая догадка. Однако в науке термин «теория» не имеет такого значения. Теория — это просто объяснение или интерпретация ряда явлений. Его можно не тестировать, но он также может быть тщательно протестирован, хорошо поддержан и принят научным сообществом как точное описание мира. Теория эволюции путем естественного отбора, например, является теорией, потому что она объясняет разнообразие жизни на Земле, а не потому, что она не проверена или не подтверждена научными исследованиями. Напротив, доказательства этой теории в подавляющем большинстве случаев положительны, и почти все ученые считают ее основные положения точными. Точно так же «микробная теория» болезней является теорией, потому что она объясняет происхождение различных болезней, а не потому, что есть сомнения в том, что многие болезни вызываются микроорганизмами, поражающими тело.

В дополнение к теории исследователи в области психологии используют несколько родственных терминов для обозначения своих объяснений и интерпретаций явлений. А  это широкий подход, более общий, чем теория, к объяснению и интерпретации явлений. Например, исследователи, придерживающиеся биологической точки зрения, склонны объяснять явления с точки зрения генетики или структур и процессов нервной и эндокринной систем, в то время как исследователи, придерживающиеся поведенческой точки зрения, склонны объяснять явления с точки зрения подкрепления, наказания и других внешних событий.   – это точное объяснение или интерпретация конкретного явления, часто выражаемая в виде уравнений, компьютерных программ или биологических структур и процессов.  может быть объяснением, которое опирается всего на несколько ключевых понятий, хотя этот термин чаще относится к предсказанию нового явления, основанному на теории (см. Раздел 4.3 «Использование теорий в психологических исследованиях»). А может быть широким, как перспектива, или конкретным, как модель, но это контекст, применяемый для понимания явления. Путаницу усугубляет тот факт, что исследователи часто используют эти термины как синонимы. Не будет ошибкой называть теорию влечения моделью влечения или даже гипотезой влечения. И биопсихосоциальная модель психологии здоровья — общая идея о том, что здоровье определяется взаимодействием биологических, психологических и социальных факторов — действительно больше похожа на точку зрения, как она определена здесь. Имейте в виду, однако, что наиболее важным остается различие между наблюдениями и интерпретациями.

Для чего нужны теории?

Конечно, научные теории предназначены для предоставления точных объяснений или интерпретаций явлений. Но должно быть нечто большее, чем это объяснение. Учтите, что теория может быть точной, но не очень полезной. Утверждение, что выразительное письмо помогает людям «справляться со своими эмоциями», может быть точным, но оно кажется слишком расплывчатым, чтобы иметь большую пользу. Учтите также, что теория может быть полезной, не будучи абсолютно точной. На рис. 4.1 представлена ​​классическая многоуровневая модель человеческой памяти, которая до сих пор цитируется исследователями и обсуждается в учебниках, несмотря на то, что теперь известно, что она во многих отношениях неточна (Идзава, 19).99). [3] Эти два примера предполагают, что у теорий есть цели, отличные от простого предоставления точных объяснений или интерпретаций. Здесь мы рассмотрим три дополнительные цели теорий: организация известных явлений, предсказание результатов в новых ситуациях и создание новых исследований.

Рис. 4.1. Представление многохранилищной модели человеческой памяти. В многоуровневой модели памяти человека информация из окружающей среды проходит через сенсорное хранилище на пути к краткосрочному хранилищу, где ее можно репетировать, а затем к долговременному хранилищу, где ее можно хранить и многократно извлекать. позже. Эта теория оказалась чрезвычайно успешной в организации старых явлений и предсказании новых.

Организация

Одной из важных целей научных теорий является организация явлений таким образом, чтобы помочь людям думать о них ясно и эффективно. Теория влечений социальной фасилитации и социального торможения, например, помогает упорядочить и осмыслить большое количество кажущихся противоречивыми результатов. Многоуровневая модель человеческой памяти эффективно обобщает многие важные явления: ограниченную емкость и короткое время сохранения информации, на которую обращают внимание, но не репетируют, важность репетиции информации для долговременного удержания, эффект последовательного положения и так далее. Или рассмотрим классическую теорию интеллекта, представленную на Рисунке 4.2. Согласно этой теории, интеллект состоит из общей умственной способности g и небольшого числа более специфических способностей, на которые влияет g (Neisset et al., 19).96) [4] . Хотя существуют и другие теории интеллекта, эта хорошо обобщает большое количество статистических взаимосвязей между тестами различных умственных способностей. Эта теория включает в себя тот факт, что тесты всех основных умственных способностей, как правило, в некоторой степени положительно коррелируют, и тот факт, что некоторые подмножества умственных способностей (например, понимание прочитанного и завершение аналогии) имеют более положительную корреляцию, чем другие (например, понимание прочитанного и арифметика). .

Рисунок 4.2 Представление одной теории интеллекта. В этой теории интеллекта общая умственная способность (g) влияет на каждую из трех более конкретных умственных способностей: числовые способности, пространственные способности и вербальные способности. Теории этого типа помогают организовать большое количество статистических зависимостей между тестами различных умственных способностей.

Таким образом, теории хороши или полезны в той мере, в какой они организуют больше явлений с большей ясностью и эффективностью. Ученые обычно следуют принципу , также известному как , согласно которому теория должна включать ровно столько понятий, сколько необходимо для объяснения или интерпретации интересующих явлений. Более простые и экономные теории организуют явления более эффективно, чем более сложные и менее экономные теории.

Предсказание

Вторая цель теорий — позволить исследователям и другим людям делать прогнозы о том, что произойдет в новых ситуациях. Например, тренер по гимнастике может задаться вопросом, будут ли результаты ученика лучше или хуже во время соревнований, чем при занятиях в одиночку. Даже если этот конкретный вопрос никогда не изучался эмпирически, теория влечений Зайонца предлагает ответ. Если учащийся обычно выступает без ошибок, он, скорее всего, будет лучше выступать во время соревнований. Если она обычно выступает с большим количеством ошибок, она, скорее всего, выступит хуже.

В клинической психологии решения о лечении часто руководствуются теориями. Рассмотрим, например, диссоциативное расстройство личности (ранее называвшееся множественным расстройством личности). Преобладающая научная теория диссоциативного расстройства личности состоит в том, что у людей развивается множественность личностей (также называемых альтерами), потому что они знакомы с этой идеей из популярных образов (например, из фильма «Сибил») и потому, что их к этому непреднамеренно побуждают врачи (например, , попросив «встретить» альтер). Эта теория подразумевает, что вместо того, чтобы поощрять пациентов к разыгрыванию множественных личностей, лечение должно заключаться в том, чтобы отговаривать их от этой ролевой игры (Lilienfeld & Lynn, 2003) [5] .

Поколение новых исследований

Третья цель теорий — генерировать новые исследования, ставя новые вопросы. Рассмотрим, например, теорию о том, что люди совершают самоповреждающее поведение, такое как нанесение порезов, потому что это уменьшает негативные эмоции, такие как печаль, тревога и гнев. Эта теория сразу наводит на несколько новых и интересных вопросов. Существует ли на самом деле статистическая связь между порезом и количеством пережитых отрицательных эмоций? Это причинно? Если да, то что такого в резке, которая имеет такой эффект? Это боль, вид травмы или что-то еще? Влияет ли резка на все негативные эмоции одинаково?

Обратите внимание, что для этой цели теория не обязательно должна быть точной. Даже неточная теория может породить новые и интересные исследовательские вопросы. Конечно, если теория неточна, ответы на новые вопросы будут, как правило, несовместимы с теорией. Это новое направление заставит исследователей переоценить теорию и либо пересмотреть ее, либо отказаться от нее в пользу новой. Именно благодаря этому циклу пересмотра научные теории со временем становятся более подробными и точными.

Множественные теории

В любой момент времени исследователи обычно рассматривают несколько теорий для любого набора явлений. Одна из причин заключается в том, что поскольку человеческое поведение чрезвычайно сложно, на него всегда можно взглянуть с разных точек зрения. Например, биологическая теория сексуальной ориентации может сосредоточиться на роли половых гормонов в критические периоды развития мозга, в то время как социокультурная теория может сосредоточиться на культурных факторах, влияющих на то, как выражаются основные биологические тенденции. Вторая причина заключается в том, что — даже с одной и той же точки зрения — обычно существуют разные способы «выйти за пределы» интересующего явления. Например, в дополнение к теории влечения социальной фасилитации и социального торможения существует еще одна теория, которая объясняет их с точки зрения конструкции, называемой «опасение оценки» — беспокойство по поводу оценки аудиторией. Обе теории выходят за рамки интерпретируемых явлений, но они делают это, предлагая несколько разные лежащие в их основе процессы.

Различные теории одного и того же набора явлений могут дополнять друг друга — каждая из них представляет собой часть более крупной головоломки. Биологическая теория сексуальной ориентации и социокультурная теория сексуальной ориентации могут точно описать разные аспекты одного и того же сложного явления. Точно так же социальная помощь может быть результатом как общего физиологического возбуждения , так и опасения оценки. Но разные теории одних и тех же явлений также могут конкурировать в том смысле, что если одна верна, то другая, вероятно, нет. Например, альтернативная теория диссоциативного расстройства личности — посттравматическая теория — утверждает, что альтерации создаются пациентом бессознательно как средство справиться с сексуальным насилием или другим травмирующим опытом. Поскольку социокогнитивная и посттравматическая теории связывают диссоциативное расстройство личности с принципиально разными процессами, маловероятно, что обе они могут быть точными. См. примечание 4.10 «Откуда берутся множественные личности?» для получения дополнительной информации об этих конкурирующих теориях.

Тот факт, что существует несколько теорий для любого набора явлений, не означает, что любая теория так же хороша, как и любая другая, или что невозможно узнать, дает ли теория точное объяснение или интерпретацию. Напротив, ученые постоянно сравнивают теории с точки зрения их способности упорядочивать явления, предсказывать результаты в новых ситуациях и проводить исследования. Те, у которых дела обстоят плохо, считаются менее точными и отбрасываются, в то время как те, у которых дела идут хорошо, считаются более точными, сохраняются и сравниваются с более новыми — и, надеюсь, лучшими — теориями. Хотя ученые обычно не верят, что их теории когда-либо дают совершенно точные описания мира, они все же предполагают, что этот процесс порождает теории, которые все ближе и ближе подходят к этому идеалу.

В литературе по диссоциативному расстройству личности (ДРИ) представлены две конкурирующие теории. Социокогнитивная теория состоит в том, что ДРИ возникает, потому что пациенты знают о расстройстве, знают его характерные черты, и их терапевты поощряют их принимать несколько личностей. Посттравматическая теория состоит в том, что множественные личности развиваются как способ справиться с сексуальным насилием или какой-либо другой травмой. В настоящее время имеется несколько линий доказательств, которые поддерживают социокогнитивную модель по сравнению с посттравматической моделью (Lilienfeld & Lynn, 2003 9).0043 [6] ).

  • Диагноз ДРИ значительно увеличился после выхода книги и фильма Сибил — о женщине с ДРИ — в 1970-х годах.
  • DID крайне редко встречается за пределами Северной Америки.
  • Очень небольшой процент терапевтов несет ответственность за диагностику подавляющего большинства случаев ДРИ.
  • Литература по лечению ДРИ включает множество практик, которые поощряют пациентов разыгрывать несколько личностей (например, иметь доску объявлений, на которой личности могут оставлять сообщения друг для друга).
  • Обычные люди могут легко воссоздать симптомы ДРИ с минимальными внушениями в симулированных клинических интервью.
  • Ученые проводят различие между явлениями, являющимися их систематическими наблюдениями, и теориями, являющимися их объяснениями или интерпретациями явлений.
  • Помимо предоставления точных объяснений или интерпретаций, научные теории имеют три основные цели. Они организуют явления, позволяют людям предсказывать, что произойдет в новых ситуациях, и помогают проводить новые исследования.
  • Исследователи обычно рассматривают несколько теорий для любого набора явлений. Различные теории одного и того же набора явлений могут быть взаимодополняющими или конкурирующими.
  1. Практика: придумайте не менее трех различных теорий, объясняющих тот факт, что женатые люди, как правило, сообщают о более высоком уровне счастья, чем неженатые.
  2. Практика: Найдите недавнюю статью в профессиональном журнале и сделайте две вещи:
    1. Определите основное интересующее явление.
    2. Определите теорию или теории, используемые для объяснения или интерпретации этого явления.
  3. Обсуждение: Может ли теория быть полезной, даже если она неточна? Как?

  1. Зайонц, Р. Б. (1965). Социальная фасилитация. Наука, 149 , 269–274. ↵
  2. Миямото, Ю. и Китаяма, С. (2002). Культурные различия в предвзятости соответствия: решающая роль диагностики отношения к социально ограниченному поведению. Журнал личности и социальной психологии, 83 (5), 1239-1348. ↵
  3. Идзава, К. (ред.) (1999). О человеческой памяти: Эволюция, прогресс и размышления к 30-летию модели Аткинсона-Шиффрина . Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум. ↵
  4. Нейссер, У., Буду, Г., Бушар, Т.Дж., Бойкин, А.В., Броди, Н., Сеси,… Урбина, С. (1996). Интеллект: известные и неизвестные. Американский психолог, 51 , 77–101. ↵
  5. Лилиенфельд, С.О., и Линн, С.Дж. (2003). Диссоциативное расстройство личности: множественные личности, множественные противоречия. В С. О. Лилиенфельд, С. Дж. Линн и Дж. М. Лор (ред.), Наука и лженаука в клинической психологии (стр. 109).–142). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press. ↵
  6. Лилиенфельд, С.О., и Линн, С.Дж. (2003). Диссоциативное расстройство личности: множественные личности, множественные противоречия. В С. О. Лилиенфельд, С. Дж. Линн и Дж. М. Лор (редакторы), Наука и псевдонаука в клинической психологии (стр. 109–142). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press. ↵

4.1 Явления и теории | Методы исследования в психологии

Цели обучения

  1. Дайте определение терминам «феномен» и «теория» и четко разграничьте их.
  2. Объясните цели научных теорий.
  3. Объясните, почему для любого набора явлений обычно существует много правдоподобных теорий.

Явления

явление (множественное число, явления ) является общим результатом, который надежно наблюдался в систематических эмпирических исследованиях. По сути, это установленный ответ на исследовательский вопрос. Некоторые явления, с которыми мы столкнулись в этой книге, заключаются в том, что выразительное письмо улучшает здоровье, женщины говорят не больше, чем мужчины, а использование мобильного телефона ухудшает способность управлять автомобилем. Некоторые другие заключаются в том, что диссоциативное расстройство личности (ранее называвшееся множественным расстройством личности) значительно увеличилось в распространенности в конце 20-го века, люди лучше справляются с простыми задачами, когда за ними наблюдают другие (и хуже с трудными задачами), и люди вспоминают предметы, которые им подносили. в начале и в конце списка лучше, чем элементы, представленные в середине.

Некоторые известные психологические явления

Явлениям часто дают имена их первооткрыватели или другие исследователи, и эти имена могут прижиться и стать широко известными. Следующий список представляет собой небольшую выборку известных явлений в психологии.

  • Слепое зрение. Люди с повреждением зрительной коры часто способны реагировать на визуальные стимулы, которые они не видят сознательно.
  • Эффект свидетеля. Чем больше людей присутствует при ЧП, тем меньше шансов, что кто-то из них поможет.
  • Фундаментальная ошибка атрибуции. Люди склонны объяснять поведение других своими личными характеристиками, а не ситуацией, в которой они находятся.
  • Эффект Мак-Гурка. Когда звук основного звука речи комбинируется с видео человека, который двигает ртом для другого звука речи, люди часто воспринимают звук, который является промежуточным между ними. Для демонстрации см. http://www.faculty.ucr.edu/~rosenblu/VSMcGurk.html.
  • Эффект собственной гонки. Люди узнают лица представителей своей расы точнее, чем лица представителей других рас.
  • Эффект плацебо. Плацебо (фиктивные психологические или медицинские методы лечения) часто приводят к улучшению симптомов и улучшению функционирования людей.
  • Простой эффект воздействия. Чем чаще люди сталкивались с раздражителем, тем больше он им нравился, даже когда стимул предъявлялся подсознательно.
  • Эффект последовательного положения. Стимулы, представленные ближе к началу и концу списка, запоминаются лучше, чем стимулы, представленные в середине. Для демонстрации см. http://cat.xula.edu/thinker/memory/working/serial.
  • Спонтанное выздоровление. Погашенная условная реакция часто возвращается без дальнейшего обучения по прошествии времени.

Хотя эмпирический результат может называться явлением после того, как он наблюдался только один раз, этот термин, скорее всего, будет использоваться для результатов, которые были воспроизведены. Репликация означает повторное проведение исследования — либо точно так же, как оно было первоначально проведено, либо с изменениями — чтобы убедиться, что оно дает такие же результаты. Отдельные исследователи обычно повторяют свои собственные исследования перед их публикацией. Многие отчеты об эмпирических исследованиях включают первоначальное исследование, а затем одно или несколько последующих исследований, которые повторяют первоначальное исследование с небольшими изменениями. Особенно интересные результаты попадают в поле зрения других исследователей, которые проводят собственные повторения. Положительное влияние экспрессивного письма на здоровье и отрицательное влияние использования мобильного телефона на способность управлять автомобилем — примеры феноменов, многократно воспроизведенных разными исследователями.

Иногда повторение исследования дает результаты, отличающиеся от результатов первоначального исследования. Это может означать, что результаты первоначального исследования или результаты повторения были случайностью — они произошли случайно и не отражают того, что в целом верно. В любом случае дополнительные репликации, скорее всего, решат эту проблему. Неспособность получить те же результаты может также означать, что повторение каким-то важным образом отличалось от первоначального исследования. Например, ранние исследования показали, что люди выполняли различные задачи лучше и быстрее, когда за ними наблюдали другие, чем когда они были одни. Однако некоторые более поздние повторения показали, что люди работали хуже, когда за ними наблюдали другие. В конце концов исследователь Роберт Зайонц определил ключевое различие между двумя типами исследований. Казалось, что люди работают лучше, когда за ними наблюдают, выполняя практические задачи, но хуже, когда за ними наблюдают, выполняя относительно нетренированные задачи (Зайонц, 19 лет).65). Эти два феномена теперь стали называть социальным облегчением и социальным торможением.

Теории

Что такое теория?

Теория — это последовательное объяснение или интерпретация одного или нескольких явлений. Хотя теории могут принимать различные формы, у них есть одна общая черта: они выходят за рамки явлений, которые они объясняют, включая переменные, структуры, процессы, функции или организующие принципы, которые непосредственно не наблюдались. Рассмотрим, например, теорию Зайонца о социальной фасилитации и социальном торможении. Он предположил, что наблюдение за другими во время выполнения задачи создает общее состояние физиологического возбуждения, что увеличивает вероятность доминирующей (наиболее вероятной) реакции. Таким образом, для хорошо отработанных задач наблюдение увеличивает тенденцию к правильным ответам, но для относительно неотработанных задач наблюдение увеличивает тенденцию к неправильным ответам. Обратите внимание, что эта теория, которая стала называться теорией влечения, дает объяснение как социальной фасилитации, так и социального торможения, которое выходит за рамки самих явлений, включая такие понятия, как «возбуждение» и «доминантная реакция», наряду с такими процессами, как Влияние возбуждения на доминирующую реакцию.

Вне науки обращение к идее как к теории часто подразумевает, что она не проверена — возможно, не более чем дикая догадка. Однако в науке термин теория не имеет такого значения. Теория — это просто объяснение или интерпретация ряда явлений. Это может быть непроверенным, но оно также может быть тщательно проверено, хорошо поддержано и принято научным сообществом в качестве точного описания мира. Теория эволюции путем естественного отбора, например, является теорией, потому что она объясняет разнообразие жизни на Земле, а не потому, что она не проверена или не подтверждена научными исследованиями. Напротив, доказательства этой теории в подавляющем большинстве случаев положительны, и почти все ученые считают ее основные положения точными. Точно так же «микробная теория» болезней является теорией, потому что она объясняет происхождение различных болезней, а не потому, что есть сомнения в том, что многие болезни вызываются микроорганизмами, поражающими тело.

В дополнение к теории исследователи в области психологии используют несколько родственных терминов для обозначения своих объяснений и интерпретаций явлений. Перспектива — это широкий подход — более общий, чем теория — к объяснению и интерпретации явлений. Например, исследователи, придерживающиеся биологической точки зрения, склонны объяснять явления с точки зрения генетики или структур и процессов нервной и эндокринной систем, в то время как исследователи, придерживающиеся поведенческой точки зрения, склонны объяснять явления с точки зрения подкрепления, наказания и других внешних событий. А модель — это точное объяснение или интерпретация конкретного явления, часто выражаемая в виде уравнений, компьютерных программ или биологических структур и процессов. Гипотеза может быть объяснением, которое опирается всего на несколько ключевых понятий, хотя этот термин чаще относится к предсказанию нового явления, основанному на теории (см. Раздел 4.3 «Использование теорий в психологических исследованиях»). Путаницу усугубляет тот факт, что исследователи часто используют эти термины как синонимы. Не будет ошибкой называть теорию влечения моделью влечения или даже гипотезой влечения. И биопсихосоциальная модель психологии здоровья — общая идея о том, что здоровье определяется взаимодействием биологических, психологических и социальных факторов — действительно больше похожа на точку зрения, как она определена здесь. Имейте в виду, однако, что наиболее важным остается различие между наблюдениями и интерпретациями.

Для чего нужны теории?

Конечно, научные теории предназначены для предоставления точных объяснений или интерпретаций явлений. Но должно быть что-то большее, чем это. Учтите, что теория может быть точной, но не очень полезной. Утверждение, что выразительное письмо помогает людям «справляться со своими эмоциями», может быть точным, но оно кажется слишком расплывчатым, чтобы иметь большую пользу. Учтите также, что теория может быть полезной, не будучи абсолютно точной. Рисунок 4.2 «Репрезентация многохранилищной модели памяти человека» — это представление классической многохранилищной модели человеческой памяти, которая до сих пор цитируется исследователями и обсуждается в учебниках, несмотря на то, что в настоящее время известно, что она неверна по ряду причин. (Идзава, 19 лет99). Эти два примера предполагают, что у теорий есть цели, отличные от простого предоставления точных объяснений или интерпретаций. Здесь мы рассмотрим три дополнительные цели теорий: организация известных явлений, предсказание результатов в новых ситуациях и создание новых исследований.

Рисунок 4.2 Представление модели памяти человека с несколькими хранилищами

В модели памяти человека с несколькими хранилищами информация из окружающей среды проходит через сенсорное хранилище на пути к краткосрочному хранилищу, где ее можно репетировать, и затем в долговременное хранилище, где его можно хранить и извлекать намного позже. Эта теория оказалась чрезвычайно успешной в организации старых явлений и предсказании новых.

Организация

Одной из важных целей научных теорий является организация явлений таким образом, чтобы помочь людям думать о них ясно и эффективно. Теория влечений социальной фасилитации и социального торможения, например, помогает упорядочить и осмыслить большое количество кажущихся противоречивыми результатов. Многоуровневая модель человеческой памяти эффективно обобщает многие важные явления: ограниченную емкость и короткое время сохранения информации, на которую обращают внимание, но не репетируют, важность репетиции информации для долговременного удержания, эффект последовательного положения и так далее. Или рассмотрим классическую теорию интеллекта, представленную на рис. 4.3 «Представление одной теории интеллекта». Согласно этой теории, интеллект состоит из общей умственной способности, g плюс небольшое количество более специфических способностей, на которые влияет g (Neisset et al., 1996). Хотя существуют и другие теории интеллекта, эта хорошо обобщает большое количество статистических взаимосвязей между тестами различных умственных способностей. Это включает в себя тот факт, что тесты всех основных умственных способностей, как правило, несколько положительно коррелируют, а также тот факт, что некоторые подмножества умственных способностей (например, понимание прочитанного и завершение аналогии) коррелируют более положительно, чем другие (например, понимание прочитанного и арифметика).

Рисунок 4.3 Представление одной теории интеллекта

В этой теории интеллекта общая умственная способность ( g ) влияет на каждую из трех более конкретных умственных способностей. Теории этого типа помогают организовать большое количество статистических зависимостей между тестами различных умственных способностей.

Таким образом, теории хороши или полезны в той мере, в какой они организуют больше явлений с большей ясностью и эффективностью. Ученые обычно следуют принципу экономия , которая утверждает, что теория должна включать ровно столько понятий, сколько необходимо для объяснения или интерпретации интересующих явлений. Более простые и экономные теории организуют явления более эффективно, чем более сложные и менее экономные теории.

Предсказание

Вторая цель теорий — позволить исследователям и другим людям делать прогнозы о том, что произойдет в новых ситуациях. Например, тренер по гимнастике может задаться вопросом, будут ли результаты ученика лучше или хуже во время соревнований, чем при занятиях в одиночку. Даже если этот конкретный вопрос никогда не изучался эмпирически, теория влечений Зайонца предлагает ответ. Если учащийся обычно выступает без ошибок, он, скорее всего, будет лучше выступать во время соревнований. Если она обычно выступает с большим количеством ошибок, она, скорее всего, выступит хуже.

В клинической психологии решения о лечении часто принимаются на основе теорий. Рассмотрим, например, диссоциативное расстройство личности (ранее называвшееся множественным расстройством личности). Преобладающая научная теория диссоциативного расстройства личности состоит в том, что у людей развивается множественность личностей (также называемых альтерами), потому что они знакомы с этой идеей из популярных образов (например, из фильма « Сибилла ») и потому, что их непреднамеренно побуждают к этому их врачи. (например, попросив «встретить» альтер). Эта теория подразумевает, что вместо того, чтобы поощрять пациентов к разыгрыванию множественных личностей, лечение должно заключаться в том, чтобы отговаривать их от этого (Lilienfeld & Lynn, 2003).

Генерация новых исследований

Третья цель теорий — генерировать новые исследования, поднимая новые вопросы. Рассмотрим, например, теорию о том, что люди совершают самоповреждающее поведение, такое как нанесение порезов, потому что это уменьшает негативные эмоции, такие как печаль, тревога и гнев. Эта теория сразу наводит на несколько новых и интересных вопросов. Существует ли на самом деле статистическая связь между порезом и количеством пережитых отрицательных эмоций? Это причинно? Если да, то что такого в резке, которая имеет такой эффект? Это боль, вид травмы или что-то еще? Влияет ли резка на все негативные эмоции одинаково?

Обратите внимание, что теория не обязательно должна быть точной, чтобы служить этой цели. Даже неточная теория может породить новые и интересные исследовательские вопросы. Конечно, если теория неточна, ответы на новые вопросы будут, как правило, несовместимы с теорией. Это заставит исследователей переоценить теорию и либо пересмотреть ее, либо отказаться от нее в пользу новой. Именно так научные теории со временем становятся более подробными и точными.

Множественные теории

В любой момент времени исследователи обычно рассматривают несколько теорий для любого набора явлений. Одна из причин заключается в том, что поскольку человеческое поведение чрезвычайно сложно, на него всегда можно взглянуть с разных точек зрения. Например, биологическая теория сексуальной ориентации может сосредоточиться на роли половых гормонов в критические периоды развития мозга, в то время как социокультурная теория может сосредоточиться на культурных факторах, влияющих на то, как выражаются основные биологические тенденции. Вторая причина заключается в том, что — даже с одной и той же точки зрения — обычно существуют разные способы «выйти за пределы» интересующего явления. Например, в дополнение к теории влечения социальной фасилитации и социального торможения существует еще одна теория, которая объясняет их с точки зрения конструкции, называемой «опасение оценки» — беспокойство по поводу оценки аудиторией. Обе теории выходят за рамки интерпретируемых явлений, но они делают это, предлагая несколько разные лежащие в их основе процессы.

Различные теории одного и того же набора явлений могут дополнять друг друга — каждая из них представляет собой часть более крупной головоломки. Биологическая теория сексуальной ориентации и социокультурная теория сексуальной ориентации могут точно описать разные аспекты одного и того же сложного явления. Точно так же социальная помощь может быть результатом как общего физиологического возбуждения , так и опасения оценки. Но разные теории одних и тех же явлений также могут конкурировать в том смысле, что если одна верна, то другая, вероятно, нет. Например, альтернативная теория диссоциативного расстройства личности — посттравматическая теория — утверждает, что альтерации создаются пациентом бессознательно как средство справиться с сексуальным насилием или другим травмирующим опытом. Поскольку социокогнитивная и посттравматическая теории связывают диссоциативное расстройство личности с принципиально разными процессами, маловероятно, что обе они могут быть точными. См. примечание 4.10 «Откуда берутся множественные личности?» для получения дополнительной информации об этих конкурирующих теориях.

Тот факт, что существует несколько теорий для любого набора явлений, не означает, что любая теория так же хороша, как и любая другая, или что невозможно узнать, дает ли теория точное объяснение или интерпретацию. Напротив, ученые постоянно сравнивают теории с точки зрения их способности упорядочивать явления, предсказывать результаты в новых ситуациях и проводить исследования. Те, у которых дела обстоят плохо, считаются менее точными и отбрасываются, в то время как те, у которых дела идут хорошо, считаются более точными, сохраняются и сравниваются с более новыми — и, надеюсь, лучшими — теориями. Хотя ученые обычно не верят, что их теории когда-либо дают совершенно точные описания мира, они все же предполагают, что этот процесс порождает теории, которые все ближе и ближе подходят к этому идеалу.

Откуда берутся множественные личности?

В литературе по диссоциативному расстройству личности (ДРИ) представлены две конкурирующие теории. Социокогнитивная теория состоит в том, что ДРИ возникает, потому что пациенты осознают расстройство, знают его характерные черты, и их терапевты поощряют их раздвоение личности. Посттравматическая теория состоит в том, что множественные личности развиваются как способ справиться с сексуальным насилием или какой-либо другой травмой. В настоящее время имеется несколько линий доказательств, которые поддерживают социокогнитивную модель над посттравматической моделью (Lilienfeld & Lynn, 2003).

  • Диагностика ДРИ значительно расширилась после выхода книги и фильма Сибил — о женщине с ДРИ — в 1970-х годах.
  • DID крайне редко встречается за пределами Северной Америки.
  • Очень небольшой процент терапевтов несет ответственность за диагностику подавляющего большинства случаев ДРИ.
  • Литература по лечению ДРИ включает множество практик, которые поощряют пациентов разыгрывать несколько личностей (например, иметь доску объявлений, на которой личности могут оставлять сообщения друг для друга).
  • Обычные люди могут легко воссоздать симптомы ДРИ с минимальными внушениями в симулированных клинических интервью.

Ключевые выводы

  • Ученые проводят различие между явлениями, являющимися их систематическими наблюдениями, и теориями, являющимися их объяснениями или интерпретациями явлений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *