Синдром отличника: Синдром отличника — Википедия – что это и как от него избавиться

Синдром отличника: Синдром отличника — Википедия – что это и как от него избавиться

Содержание

Синдром отличника — Википедия

Синдро́м отли́чника (синдром перфекциониста) — в психологии, убеждение, что идеал может и должен быть достигнут, убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование.[1] Так же перфекционизм это стремление убрать все «лишнее» или сделать «неровный» предмет «ровным».

Синдром отличника — это следствие каких-либо определённых проблем или внутренних установок у человека. Обычно синдром начинает формироваться в детском возрасте, а потом переходит и во взрослую жизнь. Человеку c синдромом отличника во взрослой жизни чрезвычайно сложно избавиться от своих проблем и внутренних установок.

Для человека «синдромом отличника» самое главное добиться высшей оценки, восхищения, похвалы за свою работу. Признание — вот что для него важно. Перфекционист настроен на качественное выполнение задания, а отличник думает только о будущих лаврах за результаты работы. Человеку с синдромом отличника важно стать победителем. Он рассматривает свою работу как участие в соревнованиях.

Изначально термин появился в философии, обозначая учения и идеи о существовании себя. Философы — перфекционисты: Г.Лейбниц, А.Шефтсбери, Ж.Кондорса, Э.Ренан, Х. Вольф, И. Кант. В психологии первые научные теоретические попытки исследования перфекционизма были предприняты в начале 30-х годов 20века К.Хорни и А. Адлером, а серьёзно изучать эту тему на западе стали только в 80-годы прошлого столетия. Ещё в середине прошлого века К.Хорни утверждала, что перфекционизм является неотъемлемой частью «идеализированного образа»[2]. Для описания явления нужно выделить следующие положения (характеристики) перфекционизма:

  • Стремление к идеалу
  • Повышенные требования к окружающим
  • Необходимость соответствовать высшим стандартам и ожиданиям других людей
  • Убежденность, что в современном мире все должно быть правильно устроено

Человеку с синдромом отличника свойственно выполнения любой работы с наивысшим качеством и скрупулёзность. Неотьемлемой частью перфекционизма является сомнение в качестве произведённых работ при чрезвычайно высоких требованиях.

Особенности проявления, проблемы, последствия[править | править код]

«Синдром отличника» подразумевает не только высокие личные стандарты индивидуума, но и оценку окружающих. Синдрому отличника свойственны перфекционизм, ситуативное тревожность, обязательная внешняя оценка.

По мнению Д. Хамаика[3] есть два типа перфекционизма: здоровый и невротический. При здоровом перфекционизме индивид является лидером, обладает высокой работоспособности и самооценкой. Уровень его требования соответствует его личности. При невротическом перфекционизме человек панически боится сделать ошибку. Человек не уверен, сомневается в правильности своих действий. И постоянно нужна поддержка окружающих, и, прежде всего, одобрение со стороны его руководителей. Человеку с «синдромом отличника» свойственны организованность, неуверенность в собственных действиях, страх перед возможными ошибками, высокие требования к личным стандартам с обязательным соответствием им.

[4]

У человека с «синдромом отличника» ярко выраженное стремление добиваться высоких результатов в различных сферах деятельности, а не только в рамках основной своей профессии. Он не может дать реальную оценку своей работы. Для него значительно более важно получить одобрение, поддержку, советы, рекомендации окружающих и, особенно, начальства. Любую критику в свой адрес он принимает тяжело, но никогда не вступает в дискуссию с руководством, не пытается привести контраргументы в свою защиту. Такая ситуация часто приводит к депрессии. Желание быть идеалом во всех своих действиях имеет очень негативные последствия как в профессиональной карьере, так и в личной жизни. Ведь для «отличника» важнейшим компонентом всей его жизнедеятельности становится восхищение окружающих его успехами, достижениями, имиджем.

А сам «отличник» в это время находится в тяжелом положении. Его терзают страхи за возможную ошибку, он абсолютно не уверен в своих возможностях, он занимается самоистязанием, он находится в состоянии постоянной депрессии и у него уже нет никакого желания и сил повышать свой профессиональный уровень. «Синдром отличника» постепенно формируют из человека очень хорошего исполнителя. Он всегда готов качественно и в срок выполнить задание, полученные от руководителя. Этот синдром не дает человеку творческого развития, не позволяет приобрести организаторские навыки управления персоналом и распределение между ними обязанности, проявлять инициативу. Выполняя работу, никогда не выйдет за указанные рамки.

Люди без «синдром отличника» не нуждаются в оценке своей деятельности окружающих, они сами в состоянии организовать работу коллектива и распределить обязанности между подчинёнными, проявлять инициативу и творческий подход в решении поставленной задачи.

Таким образом, важнейшие различия людей с «синдром отличника» и без него это организация работы в команде и творческая составляющая.

В последние 20 лет перфекционизм подвергается интенсивным эмпирическим исследованиям зарубежной клинической психологии. Первая теоретическая статья[5] на эту тему была написана американским психоаналитиком К. Хорни. В настоящее время большинство известных учёных психоаналитиков согласны с тезисом об опасности стремления к идеалу. Это приводит к депрессии и к нарушению психики, снижает интеллектуальные и творческие способности.

Лидерами в разработке эмпирических исследований в области перфекционизма являются две группы исследователей: группы британских клинических психологов под руководством Фроста и группа канадских учёных во главе с Хьюиттом. Группа Фроста разработала многомерную шкалу перфекционизма — это шкала позволяет тестировать различные параметры перфекционизма: личные стандарты, озабоченность ошибками, сомнения в собственных действиях, родительские ожидания, родительская критика, организованность. Канадские учёные выдвинули альтернативные представления о структуре перфекционизма, включающие:

  • Я — адресованный перфекционизм
  • Перфекционизм, адресованный другим людям
  • Перфекционизм адресованный к миру в целом[6]
  • Социально предписываемый перфекционизм «отражает потребность соответствовать стандартам и ожиданиям значимых других»

В совместной статье[7] Хьюитт и Флитт, посвященной перфекционизму указывает две точки «перфекционизм мало изучался с точки зрения социальной. Мы полагаем, что перфекционизм имеет также интерперсональные аспекты, которые порождают существенные трудности адаптации».

Исследованиям британских и канадских учёных о структуре при фикция низм, а также их диагностики были подвергнуты острой критики. Учёные аналитики Шафран и Мансел Выдвинули следующие контраргументы :

  • Оба инструмента основаны на самом чате, не включает методов, основанных на интервьюирование и эксперименте
  • Некоторые под шкалы не измеряют актуальное состояние индивида
  • Спорным является вопрос о соответствии многомерных моделей классического понимания перфекционизма.

Свою статью Шафран и Мансел завершают категорическим заявлением: «Очень нежелательно, чтобы конструкт перфекционизма определялся инструментами, его измеряющими. Следует чётко определить понятие перфекционизм и на этой основе разработать измеряющие инструменты.[8]

Следовательно, вопрос о психологической структуре перфекционизма до настоящего времени является предметом острой дискуссии.

  1. ↑ Perfectionism (англ). Merriam -Webster- «a disposition to regard anything short of perfection as unacceptable.
  2. ↑ Хорни К. «Неврозы и личностей рост».
  3. ↑ Hamachek D.E. Psychodynamics of normal and neurotic perfectionism/Psychology 1978 V15 p27-33
  4. ↑ Гаранян Н.Г, Холмогорова А.Б, Юдеева Т. Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога — Московский психотерапевтический журнал. 2001г, № 4,с18-48
  5. ↑ Хорни К. « Неврозы и личностный рост», М.Прогресса, 1997
  6. ↑ Frost R., Marten P., Lahart C., Rosenblate R. The dimensions of perfectionism/ Cognitive Therapy and Research. 1990 V.14 p.423-424, p. 449—468
  7. ↑ Hewitt P., Flett G. Perfectionism in the Selt and Social context: conceptualization, assessment and association with psychopathology/J-1 of Personality and Social Psychology, 1991.V.60.№ 3
  8. ↑ Shafran R., Mansell W., Perfectionism and Psychopathology: a review of research and treatment.
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Перфекционизм_(психология)
  • http://www.dorogoe-voronezh.ru/life-management/otnosheniya/trudno-byt-bogom
  • http://www.naritsyn.ru/over-achiever_complex.htm
  • https://www.koob.ru/adler/science_to_life
  • https://www.koob.ru/horney_karen/nevroz_i_lichnostniy_rost
  • https://predanie.ru/book/69721-filosofiya-svobody/
  • http://psyjournals.ru/mpj/2001/n4/Garanian.shtml
  • Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. Опыт оправдания — м. издательство «Академический проект», 2015.
  • Гаранян Н.Г, Холмогорова А.Б, Юдеева Т. Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога — Московский психотерапевтический журнал. 2001г

что это и как от него избавиться

Синдром отличницы или отличника у многих в первую очередь ассоциируется с детьми, однако у взрослых он встречается не так редко, как можно было подумать. Конечно, у разных людей это состояние выражено по-разному: кто-то не может уйти домой, не сделав задание начальника (хотя оно терпит до конца недели), а у кого-то оно превращается в буквальном смысле в образ жизни. Все, начиная с внешнего вида и заканчивая положением в карьерной лестнице, должно соответствовать самым высоким оценкам, а любая ошибка или даже небольшая оплошность воспринимаются как полный провал. В этой статье мы поговорим о том, почему такой подход не всегда хорош и как от него избавиться.

Важный момент: мы не будем затрагивать такие темы, как профилактика такого состояния еще в детском возрасте и то, как не дать сформироваться синдрому отличника. В центре нашего внимания –

синдром отличника у взрослых и борьба с уже имеющимся состоянием. И еще одна ремарка. Некоторым свойственно считать, что понятие «синдром отличника» и «перфекционизм» полностью совпадают. Мы не согласны с такой точкой зрения, подробнее об этом – в последней части материала.

Синдром отличника: описание и особенности

Говоря о таких состояниях, в большинстве случаев мы будем вести речь о синдроме отличницы (в нашем случае – у взрослых женщин). Он действительно чаще встречается у дам, хотя и мужчин порой не обходит. В любом случае причины возникновения и методы борьбы, как правило, от пола не зависят. Что такое синдром отличницы или отличника

Что такое синдром отличницы или отличника
А начинается данный синдром обычно в детстве: в конце дошкольной – начале школьной поры. В это время синдром отличника зачастую не воспринимается родителями как что-то плохое: прилежная девочка или прилежный мальчик стараются получать только пятерки. Что тут не так?

А то, что порой это излишнее стремление достигать исключительно превосходных результатов закрепляется и начинает проецироваться на взрослую жизнь. Для кого-то данное состояние ограничивается только работой (как логичным продолжением учебы), но некоторые распространяют его на все стороны жизни. Например, дама с синдромом отличницы может полагать, что любовь супруга напрямую зависит от идеального порядка в доме, а благосклонность начальника автоматически следует за своевременным и прекрасным выполнением заданий. Таких людей не устраивают никакие результаты, кроме идеального (из-за чего порой и встречается мнение, что синдром отличника идентичен перфекционизму).

Из-за подобного подхода человек неоправданно много времени, сил и нервов тратит на Синдром отличницы и отличника у взрослых

Синдром отличницы и отличника у взрослыхдостижение отличного результата даже в тех сферах, где подобная активность в целом не целесообразна. Из-за этого возникают трудности в отношениях с друзьями, близкими, коллегами, у человека остается меньше свободного времени, наблюдаются проблемы с достижением целей и т.д. Некоторые обладатели синдрома отличника (как и некоторые перфекционисты) боятся браться за новые дела или ставить себе смелые цели, так как слишком опасаются не добиться идеального результата (а ничто другое результатом не признается).

Впрочем, нельзя сказать, что у этого состояния есть только недостатки. Изначально в нем лежит правильный посыл: делать работу максимально хорошо. В зависимости от личных характеристик своего обладателя, этот синдром означает ответственность, дотошность, тщательность в выполнении задания, соблюдение дедлайнов и многие другие полезные в работе и личной жизни качества. Поэтому от него не стоит полностью избавляться – важно взять его под контроль. Об этом мы расскажем чуть ниже.

Причины возникновения синдрома отличника

И хотя мы обещали в рамках данной статьи не говорить о детях, совсем обойтись без них все же не получится. Дело в том, что закладывается это состояние именно в детстве, поэтому нам придется обратиться к нему, чтобы разобраться в возможных причинах возникновения синдрома отличника. Зачастую синдром отличника – лишь следствие определенных проблем и/или установок, и бороться с таким следствием без работы над первопричиной если не бесполезно, то определенно менее эффективно.

Родительско-детские отношения

Надо отметить, что данное состояние может появиться из-за самых разных факторов, и большая часть из них (хотя не все) связаны с родительско-детскими отношениями и особенностями воспитания. Например, кто-то по тем или иным причинам считал, что родительская любовь зависит только от успеваемости, или старался отличными оценками привлечь внимание матери и отца. Порой родители прямо заявляют чаду, принесшему плохие, по их мнению, оценки, что его не любят, что он плохой и т.д. Синдром отличницы: причины

Синдром отличницы: причиныПри этом под плохими отметками могут подразумеваться не только двойки или тройки, но и четверки или даже пятерки с минусом. Ведь и сами родители могут считать, что любой невысший результат это не результат вовсе, и прививать данную систему оценок своему ребенку.

Порой к этому синдрому приводят физические (или нефизические) наказания за плохие, по мнению родителей, отметки (и здесь отметим, что при таком раскладе синдром отличника может быть еще не самым плохим «наследством» подобного воспитания). Впрочем, невысказанные прямо, но все равно видимые ребенком разочарование или неудовольствие мамы или папы, бабушки или дедушки иногда действуют не хуже, чем произнесенные вслух упреки. Кого-то слишком активно пугали последствиями плохих отметок или излишне преувеличивали важность отличной учебы, напрямую связывая ее с дальнейшей успешностью.

Подчеркнем, что практически для всех описанных выше случаев очень важны слова «слишком» или «очень», причем с учетом восприятия данного конкретного ребенка. Некоторым детям можно ежедневно читать лекции о том, как важно хорошо учиться, но они продолжат обучение в том режиме, в каком посчитают нужным. Другие же под давлением родителей или иных факторов принимают систему, в которой только отличный результат считается результатом, все остальное – плохо. Стоит подчеркнуть, что порой формирование этого синдрома получается из лучших побуждений действительно заботливых родителей. А иногда – из-за того, что они пытаются воплотить в детях то, чего не удалось им самим. Но это только часть возможных вариантов.

Особенности характера и мировосприятия

Как бы некоторым ни хотелось свалить все на родителей, некоторые причины возникновения синдрома отличницы или отличника связаны скорее с особенностями самого человека, и влияние матери, отца или других родственников было достаточно опосредованным.

В частности, для части подверженных синдрому отличницы или отличника еще в школе актуальным стал простой и понятный шаблон: «Я должен(-на) учиться на отлично, а раз я учусь на отлично, значит, Причины возникновения синдрома отличника

Причины возникновения синдрома отличникау меня все в жизни будет прекрасно». Такой ребенок воспринимает мир в черно-белом спектре, с четким разделением правильных и неправильных поступков, руководствуясь установкой, что за правильными поступками автоматически следует счастливая жизнь, за неправильными – наказания и проблемы. В самом юном возрасте мир и должен восприниматься именно таким, однако с течением времени мы начинаем понимать, что черно-белая правильно-неправильная парадигма не всегда работает, поэтому большинство ее модифицируют, «разбавляя» полутонами и оттенками. Другие же стараются вписать окружающую действительность в черно-белые рамки, и синдром отличника способен в этом помочь. Такой подход может сохраняться и во взрослой жизни, в первую очередь из-за его удобства и простоты: он отметает все неопределенности и т.д.

Еще одна причина возникновения синдрома отличника: низкая самооценка и/или желание доказать всем, что ты лучше всех. В рамках школы таким доказательством могут быть прекрасные отметки, особенно если продемонстрировать одноклассникам, учителям или все тем же родителям свою «крутость» в других сферах не получается. Учеба способна стать тем спасительным коконом, за которым ребенок чувствует себя в безопасности. И чтобы этот кокон оставался прочным, важно учиться только на отлично. Соответственно, во взрослой жизни Как избавиться от синдрома отличника

Как избавиться от синдрома отличникатаким же коконом становится работа, хобби и т.д., а подход к ним не изменяется: все должно быть только идеально.

Также под этим синдромом маскируется неумение принимать критику, работать над ошибками: ведь если работа и так прекрасна, то критиковать/исправлять будет просто нечего. Впрочем, часто причина и следствие меняются местами или образуют замкнутый круг. «Отличники» не привыкли получать критику, так как в большинстве случаев делают работу даже слишком хорошо. Из-за этого все критические высказывания (даже объективные) рассматриваются ими как нападки и/или как придирки.

Зачастую осознание истинной первопричины, а тем более работа над ее исправлением бывают довольно проблематичными, и без помощи специалиста справиться с этим могут не все. Поэтому если вы действительно хотите унять в себе безотчетное стремление только к отличным результатам, при необходимости не стесняйтесь обращаться к психологам.

Как взрослым избавиться от синдрома отличницы или отличника?

Как избавиться от синдрома отличника у взрослых

Как избавиться от синдрома отличника у взрослыхПрежде всего отметим, что во взрослом возрасте избавиться от подобного синдрома весьма сложно. Эта модель поведения с вами практически всю сознательную жизнь – просто так ее не изменить, но скорректировать ее, взять над ней контроль все же можно. Как мы говорили, очень важно работать с первопричиной. Именно это мы бы и назвали первым шагом к тому, как избавиться от синдрома отличника, а точнее, взять даваемые им преимущества и минимизировать недостатки. Кроме того, существует ряд универсальных советов, которые наверняка будут уместны вне зависимости от конкретной причины.

Прежде чем переходить к ним, сделаем одну ремарку. Если для вас синдром отличника распространяется не только на работу, но и на личную жизнь, именно в рамках последней мы и предлагаем ставить эксперименты. Как правило, в таком случае поле для них шире, а ущерб (здесь мы имеем в виду как возможный реальный ущерб, так и ваше внутреннее восприятие получаемых результатов) – гораздо ниже.

Добейтесь неотличного результата

Многие люди с выраженным синдромом отличника (а особенно отличницы) стараются делать все безупречно даже во вполне бытовых ситуациях – аккуратно разложенная одежда, строгий, подобающий дресс-код, натертая до блеска посуда. Если это про вас, начните избавляться от синдрома отличника с того, чтобы привнести в домашнюю жизнь элемент неправильности. Например, не раскладывайте носки по парам и по цветам, пропустите одну уборку в квартире, накрасьте один глаз чуть не так, как второй. Вы увидите, что от этого абсолютно ничего не поменялось – не изменилось отношение людей к вам, не преобразилась суть вашей работы, распорядок дня и т.д. Увеличивайте количество таких бытовых «неправильностей», переходя от совсем мелких к более крупным.

Научитесь снимать с себя ответственность

«Хочешь сделать хорошо – сделай это сам». В целом это прекрасный принцип, однако из-за него носители рассматриваемого синдрома не могут просто перепоручить кому-то задачу, а обязательно все перепроверяют и часто – переделывают. Конечно, в некоторых случаях это действительно необходимо, например, если практикант помогает вам с важным отчетом для клиента, но не до конца разобрался в задаче. Однако наверняка в вашем списке перепорученных/делегированных дел есть такие, где реальной нужды в переделке нет – это вы хотите довести все до идеала. Именно на таких задачах и стоит учиться снимать с себя ответственность, а точнее – перестать доделывать за другими их работу, чтобы она начала отвечать вашим слишком высоким стандартам. Не перемывайте посуду за мужем, не перевытирайте пыль за ребенком, не переделывайте неважную работу за подчиненными. Этот способ не только сэкономит время, но и также привнесет в вашу жизнь кусочек чего-то, не столь идеального с вашей точки зрения. И опять же, вы воочию увидите, что мир от этого не рушится.

Разрешите себе ошибаться

Вы наверняка слышали такие фразы, как «Человек имеет право на ошибку», «Человеку свойственно ошибаться» и т.д. Советы, как бороться с синдромом отличника у вхрослых

Советы, как бороться с синдромом отличника у вхрослыхТем не менее люди с синдромом отличника почему-то полагают, что их этого права и свойства лишили, и любая их ошибка воспринимается как катастрофа. Доказать самому себе, что это не так, можно, например, начав учиться чему-то совершенно новому. В этом случае вы вряд ли сможете обойтись без ошибок и на практике убедитесь, что в них нет ничего страшного – это закономерный этап обучения. Поэтому если вы всегда хотели заняться творчеством, получить второе высшее, научиться танцевать или овладеть каким-либо иностранным языком, исполните свое желание и заодно помогите себе избавиться от синдрома отличника. Ведь иное отношение к ошибкам в новой выбранной вами сфере способно послужить глобальному переосмыслению своего отношения к ним. Также почаще вспоминайте одну из установок НЛП: «Нет ошибок, есть обратная связь».

Научитесь работать с критикой

Как уже говорилось, порой синдром отличника тесно связан с неумением должным образом принимать критику. «Я все делаю отлично – и точка» – если такой подход про вас, вам стоит поработать именно над умением принимать критику. Это также позволит по-другому относиться к ошибкам и извлекать пользу из них и из советов того, кто их нашел, не превращая сам факт критики в катастрофу. Конечно, как и избавление от синдрома отличника у взрослых, изменение отношения к критике наверняка потребует достаточного количества времени и усилий с вашей стороны, но результат, как правило, того стоит.

Ограничивайте время

Достижение идеального результата требует времени – большего, чем реально требуется для хорошего выполнения данной задачи. Помня об этом, ограничивайте собственные дедлайны (и не поддавайтесь искушению нарушить сроки – в этом может помочь закон Паркинсона). Оставляйте столько, чтобы сделать работу хорошо и качественно, но не перебарщивая с идеалистичностью. Удачное выполнение нескольких таких хороших, но не идеальных работ на практике покажет вам, что далеко не все требуется делать «по высшему разряду», чтобы результат был вполне удовлетворительным. (Напоминаем, что вначале стоит экспериментировать с не самыми приоритетными задачами – для данного совета это особенно важно.)

Расставляйте приоритеты

Работаем над синдромом отличника

Работаем над синдромом отличникаОпределите для себя, какие конкретные цели на данный момент для вас приоритетнее: получить повышение или второе высшее образование, накопить на квартиру или на открытие собственного бизнеса, выучить иностранный язык и т.д. Шлифуя до идеального состояния какую-либо работу, не относящуюся к вашим целям, почаще задавайте себе вопрос: не стоит ли остановиться прямо сейчас, чтобы сэкономленное время отвести на то, что для вас действительно важно? Подобная установка станет дополнительной мотивацией к тому, чтобы ограничивать время и делать работу хорошо, но не фанатично прекрасно.

Проследите за взаимосвязью

Жизнь – не всегда несправедливая штука, и часто нам очень не хочется над этим задумываться. Но порой взрослому человеку нужно снять упрощающие действительность розовые очки, чтобы избавиться от синдрома отличника. Например, если вам кажется, что за прекрасным выполнением задач всегда следует благосклонность начальника, присмотритесь к себе и коллегам. Возможно, у вас перед глазами будут примеры того, как делающим работу хуже чаще дают премии или охотнее идут навстречу, при этом вас уже несколько раз обходили с повышением и т.д. Впрочем, подобные примеры не обязательно должны быть депрессивными. В частности, друзья, вторая половинка и дети наверняка любят вас не за то, что ваша одежда всегда идеально выглажена, не так ли? Такая переоценка может стать дополнительной мотивацией к тому, что сбросить оковы синдрома отличника. Однако хотим предупредить, что некоторым она дается весьма тяжело, ведь способна разрушить основы мировосприятия. Если вы не уверены в себе, не стоит проводить ее самостоятельно, а лучше делать это под «надзором» психолога.

Синдром отличника и перфекционизм. В чем различие?

Многие считают, что синдром отличника и перфекционизм это одно и то же. Во многом эти состояния действительно схожи, однако назвать их полностью идентичными нельзя из-за нескольких важных различий.

  • Перфекционист стремится к получению идеального результата, тогда как для подверженных синдрому отличника порой важнее признание – высокая оценка, похвала и т.д. Чем синдром отличника отличается от перфекционизмаЧем синдром отличника отличается от перфекционизмаПриведем пример из детства: контрольную по математике можно решить на 5, потому что вы отлично знаете материал, решили все задачи и безупречно оформили работу. Но есть и другой путь – списать у соседа. Человек с синдромом отличника может не чураться второго варианта, а для перфекциониста он не приемлем. Иными словами, перфекционисты фокусируются на самой работе, а люди с синдромом отличника – на результате и восприятии этого результата.
  • Подверженные синдрому отличника дети (а потом и взрослые) часто воспринимают задачу как соревнование, в котором они обязательно должны победить. При этом порой они не только придерживаются принципа «Все средства хороши» (см. выше), но и негативно относятся к «конкурентам». Перфекционист же большей степени думает именно о своей работе, а не о том, что у него есть коллега-соперник, которого нужно догнать и перегнать.

    При этом, конечно, излишний перфекционизм так же мешает жизни, как и синдром отличника. Подробнее об особенностях этого состояния, о том, что такое паралич перфекциониста и как с ним бороться, вы узнаете в нашем материале.

  • Синдром отличника — причины, симптомы, диагностика и лечение

    Синдром отличника

    Синдром отличника – комплекс психологических особенностей личности, характеризующийся стремлением достичь высоких целей и получить похвалу, одобрение окружающих. У детей проявляется в учебе, спорте, творческой деятельности; у взрослых – в профессиональной карьере, семейной жизни, быту. Общие признаки: постановка заведомо сложных задач, приложение максимума усилий для их решения, потребность во внешней положительной оценке, недостаточная ориентированность на собственные интересы и желания. Диагностика синдрома выполняется методом клинической беседы, психодиагностики. С целью коррекции используется индивидуальная, семейная и групповая психотерапия.

    Общие сведения

    Название синдрома объясняется возрастом дебюта – симптомы начинают проявляться в первые школьные годы, когда учеба становится основной деятельностью для самореализации, самовыражения детей, стремящихся получить одобрение, похвалу взрослых. Синдром отличника более распространен среди девочек – для них более характерна ориентация на внешнюю оценку в сочетании с аккуратностью, усидчивостью, послушностью, эмоциональной привязанностью к родителям. Отчетливые симптомы определяются у учеников начальной школы, менее выраженные могут сохраняться на протяжении всей жизни. Людей с синдромом отличника ошибочно называют перфекционистами, основное различие – для «отличников» значима оценка окружающих, а не идеальное выполнение задачи.

    Синдром отличника

    Синдром отличника

    Причины

    Стремление быть лучше остальных, постоянная потребность получать признание, подкреплять положительную самооценку формируются как результат предыдущего социального опыта – взаимодействия с родителями, воспитателями детского сада, сверстниками. В большинстве случаев причиной синдрома отличника становятся особенности отношений внутри семьи, в частности:

    • Компенсация родительских неудач. Успехи детей могут быть продолжением амбиций взрослых. Родители ориентируют ребенка на достижение целей, значимость которых признана обществом, пренебрегая его интересами, желаниями, состоянием здоровья. Через успешность школьника в учебной деятельности, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах они повышают собственный социальный статус, получают признание родственников, педагогов, коллег.
    • Высокие требования. В семьях, где ценится общественное признание, формально зафиксированные достижения (школьные отметки, грамоты, медали, звания, должности), люди стремятся быть успешными. Внутренние установки, модели поведения родителей неосознанно передаются детям.
    • Недостаток внимания. Похвала родителей за отличную школьную оценку рассматривается ребенком как проявление любви. Поощрение подкрепляется разрешением дольше смотреть телевизор, покупкой игрушек, красивой одежды. Успех ребенка становится условием родительского внимания, получения материальных благ.
    • Заниженная самооценка. Хорошей учебой, спортивными достижениями ребенок пытается компенсировать неуверенность в себе, комплексы относительно внешности, социального статуса семьи, отсутствия друзей. Официальное признание успехов, способностей, положительных качеств временно повышает самооценку.

    Патогенез

    Синдром отличника имеет психогенную природу, в его основе лежат особенности личности, потребности, комплексы, ценности и установки. Ведущая тенденция – достичь поставленной цели для получения положительной оценки общества. Принятие, одобрение, похвала, признание сильных сторон становятся необходимыми условиями компенсации неуверенности, чувства одиночества, малозначимости. Ориентация личности на формальные, внешние атрибуты часто формируется в ущерб содержательным – ребенок или взрослый выполняет деятельность, не получая удовольствия и удовлетворения в процессе, фокус смещается на результат. Постепенно накапливается аффективное напряжение, недовольство, подавленность, разочарованность. Эмоциональные проблемы усиливаются при неудачах, нередко развивается депрессия, снижается самооценка, формируются страхи.

    Симптомы синдрома отличника

    Дети и взрослые с комплексом отличника имеют нестабильную самооценку, зависящую от успехов, неудач и отношения окружающих. Они чувствительны к критике и похвале, долго переживают из-за совершенных ошибок, отказываются от нового дела, охваченные страхом поражения. Боязнь не добиться цели заставляет прикладывать максимум усилий, затрачивать все имеющиеся ресурсы. Стремление к «победе» настолько сильное, что используются все возможные средства, включая ложь, манипуляции, шантаж. Дети списывают решения заданий у товарищей, скрывают от родителей плохие отметки, взрослые устраняют конкурентов, пользуются служебным положением в личных интересах.

    У «отличников» не остается времени и сил на любимые занятия, развлечения, отдых. Накапливается усталость, усиливается эмоциональная неустойчивость, неудовлетворенность деятельностью и жизнью в целом. Неудачи, критика, недостаточная похвала провоцируют аффективный всплеск – плач, истерику, ругань. Отсутствие опыта преодоления трудностей, продуктивного разбора ошибок проявляется подавленностью, апатией, депрессией. «Отличники» длительно и болезненно переживают неуспех, неохотно берутся за аналогичные задания в будущем, при первых ошибках признают «поражение», отказываются продолжать работу. В мышлении прослеживается дихотомичность: задача должна быть выполнена идеально либо не выполнена совсем.

    Осложнения

    Осложнения синдрома отличника развиваются на базе эмоциональной неустойчивости, напряженности и истощенности. В младшем школьном возрасте часто формируются тики, обсессивно-компульсивное расстройство, психосоматические реакции. Обнаруживаются непроизвольные мышечные подергивания, навязчивые действия (мытье рук, перекладывание книг), частые простуды, головокружения, боли. В подростничестве проявляются социальные страхи – боязнь публичных выступлений, творческих заданий, общения со сверстниками. При отсутствии психологической коррекции синдром не ослабевает во взрослом возрасте, осложнениями становятся неврозы и психосоматические заболевания: депрессия, конверсионное расстройство, артериальная гипертония, астма и другие.

    Диагностика

    Само по себе стремление ребенка получать пятерки, побеждать на олимпиадах и соревнованиях не вызывает беспокойства родителей. Обращение к врачам и психологам происходит на этапе развития осложнений, когда синдром отличника определяется как этиологический фактор психосоматического или невротического расстройства. Существует проблема его различения с перфекционизмом, стремлением к самореализации. Надежные стандартизированные методы исследования отсутствуют, дифференциальная диагностика выполняется на основании клинических данных: «отличники» акцентируют внимание на внешней стороне деятельности – признанности результата (оценках, наградах), победе над конкурентами; перфекционисты сконцентрированы на качестве выполнения задания и собственных способностях, компетенциях, дефицитах. При комплексном диагностическом обследовании используются следующие методы:

    • Беседа. Опрос проводится врачом-психиатром, психологом. Выясняется анамнез, беспокоящие симптомы (частота, выраженность, продолжительность). При описании эмоционального состояния пациенты говорят о напряжении, страхах перед неудачей, волнении при выполнении задач, подавленности после совершения ошибок и негативных оценок окружающих, эйфории после достижения цели и получения награды.
    • Опросники. Используются методики исследования личностной сферы и ее отдельных компонентов: самооценки, перфекционизма, детско-родительских отношений. Набор тестов определяется психологом индивидуально с учетом возраста пациента. Применяется Патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко, Стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л. Н. Собчик, Шкала самооценки Дембо-Рубинштейн, Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта.
    • Проективные методики. Результаты интерпретации заданных ситуаций, элементы рисунков выявляют неосознаваемые, отвергаемые пациентом черты, скрываемые проблемы межличностных отношений в семье, школе, на работе. Исследование позволяет обнаружить деструктивные стили воспитания, повышенные требования родителей, ожидания и потребность пациента в положительной общественной оценке. Примерный комплекс методик: Рисунок семьи, Рисунок Человека, Тематический апперцептивный тест.

    Лечение синдрома отличника

    Терапия направлена на изменение системы ценностей и личностных установок, формирование личностной независимости, самоценности. На первом этапе проводятся индивидуальные встречи, ориентированные на осознание имеющейся проблемы, анализ ее причин, обсуждение возможных решений. Затем выполняется практическая групповая работа. Распространенными методами психотерапии являются:

    • Когнитивно-поведенческая. В ходе терапевтических бесед происходит осознание и открытое обсуждение проблем: наличие заниженной (неустойчивой) самооценки, неумение выделять приоритеты, проигрывать, учиться на ошибках, выстраивать дружеские отношения. На стадии коррекции поведения в повседневную жизнь постепенно внедряются новые шаблоны: в режиме дня выделяется время отдыха и развлечений, апробируется расслабление и продуктивная концентрация в стрессовых ситуациях (при нехватке времени, совершении ошибок, получении критики).
    • Семейная. Взаимоотношения с супругом или супругой, родителями часто становятся источником синдрома и основной сферой получения подкреплений – похвалы, признания, любви. Для преодоления негативных эффектов необходимо изменить не только личность пациента, но и ожидания, поведение близких людей. На психотерапевтических сеансах обсуждаются продуктивные способы взаимодействия, смещающие акцент с оценки результата на качества личности. Членам семьи рекомендуется хвалить и поощрять трудолюбие, целеустремленность, ум, креативность, не сопоставлять достижения ребенка (взрослого) с успехами других людей, поддерживать при неудаче, помогать анализировать ошибки с ориентацией на будущий успех.
    • Групповые тренинги. Работа в команде является важной составляющей овладения практическими навыками, необходимыми для личностных изменений. В играх пациент пробует занимать различные позиции, принимать роли – ведущий, ведомый, победитель, проигравший, «запасной игрок», «режиссер» (невидимый игрок). Учится изменять мотивацию с внешней, формальной стороны деятельности на содержательную, ценить процесс, акцентируя внимание на удовольствии, дружеских отношениях, заинтересованности заданием. После игры психотерапевт проводит обсуждение трудностей, ошибок, успехов и сопутствующих переживаний пациента.

    Прогноз и профилактика

    При комплексной психотерапевтической помощи прогноз синдрома отличника благоприятный: все проявления постепенно редуцируются, личностные установки изменяются. Профилактикой следует заниматься с раннего детства. Родителям рекомендуется проанализировать и скорректировать особенности воспитания: при необходимости снизить требования к ребенку, ценить его качества (не достижения), проявлять безусловную любовь и принятие, не ругать и не наказывать за неудачи, не сравнивать с другими детьми. В плане дня важно выделять время для занятий, которые не имеют конечной цели, а интересны и приносят удовольствие – прогулки, игры, занятия спортом без соревнований и нормативов.

    что это такое, плюсы и минусы

    Приветствую Вас, друзья! Синдром отличника – одна из тех особенностей психики, которые заставляют человека стремиться к совершенству, но сильно мешают добиваться успеха. Возникая в детстве, он может исчезнуть или, наоборот, многократно усилиться в течение жизни. Сегодня мы подробно разберем: что такое синдром отличника и как он формируется. Рассмотрим плюсы и минусы данного синдрома, узнаем, как от него избавиться. Начнем.

    Что такое синдром отличника?

    Данным термином обозначается неконтролируемое стремление человека добиваться во всём наивысших результатов и получать одобрение окружающих. Для детей это естественное состояние – они стараются понравиться взрослым, оправдать их надежды. Нередко синдром отличника помогает ребенку становиться лучшим в учебе, добиваться выдающихся успехов в спорте. Но во взрослой жизни данное стремление не помогает быть успешным, а мешает.

    Важно! Не следует путать синдром отличника с перфекционизмом. Перфекционист стремится к совершенству ради совершенства, он не прощает себе неидеальных результатов. «Отличник» же стремится к совершенству ради похвалы и одобрения. Ему важно, чтобы окружающие заметили, насколько хорошо он справился с задачей.

    Распознать синдром отличника можно по характерным особенностям поведения, таким как:

    • постановка сложных или заведомо невыполнимых задач;
    • нерациональное расходование сил и времени на их решение;
    • ожидание похвалы и одобрения от окружающих;
    • жертвование собственными интересами ради достижения цели;
    • продолжающиеся попытки решить задачу, когда она уже неактуальна.

    Интересно, что синдром отличника проявляется не в стремлении выполнить работу идеально, а в желании, чтобы другие люди оценили результат. Такой человек не всегда старается сделать всё качественно. Для него главное, чтобы у окружающих сложилось такое впечатление.

    Как возникает синдром отличника?

    Девушка делает уроки

    Чтобы лучше понять, что такое синдром отличника, рассмотрим, как он формируется. Предпосылки появляются в детстве, когда ребенок изначально пребывает в обстоятельствах, заставляющих его стремиться к похвале и одобрению. Он знает, что за старания его наградят, а за неудачу могут наказать, поэтому стремится произвести положительное впечатление на взрослых и боится ошибиться.

    Важнейшей сферой самореализации для ребенка является учеба. Получая в школе хорошие оценки, он получает одобрение учителей и похвалу от родителей, а другие взрослые приводят его в пример собственным детям. В маленьком мире ребенка это показатель наивысшего успеха, который он старается повторять и улучшать.

    Стремление получать высший балл постепенно перерастает в синдром отличника. Данный процесс значительно ускоряется при наличии таких факторов как:

    • непонимание со стороны родителей и частые конфликты;
    • отсутствие похвалы за успехи;
    • чрезмерная требовательность со стороны учителей и родителей;
    • конфликты со взрослыми;
    • неполная семья;
    • одиночество и неуверенность в себе.

    Постепенно в личности человека накапливаются значительные изменения, и в дальнейшем синдром отличника начинает доставлять серьезный дискомфорт. В некоторых случаях может наступать психическое и эмоциональное истощение. Так человек, привыкший делать всё идеально, приходит в состояние, в котором он не способен нормально справляться с повседневными делами.

    Минусы синдрома отличника

    Настоящие проблемы начинаются, когда человек с синдромом отличника вступает во взрослую жизнь, в которой скорость и эффективность часто важнее качества. В полной мере начинают проявляться такие минусы синдрома отличника как:

    • Чрезмерная ответственность. Стремясь быть идеальным во всём, человек хватается за множество дел одновременно. Постепенно справляться становится всё сложнее, и он начинает сдаваться.
    • Зависимость от качества результата. Выполнив работу неидеально, взрослый «отличник» чувствует подавленность.
    • Зависимость от чужого мнения. Даже будучи взрослым и самодостаточным, такой человек нуждается в одобрении окружающих.
    • Постоянное недовольство собой. Успехи и достижения воспринимаются как нечто обычное, а любое несовершенство – как неполноценность.
    • Неумение проигрывать. Каждому человеку приходится периодически проигрывать споры и соглашаться с оппонентом, особенно важно уметь делать это в общении с близкими людьми. «Отличники» не умеют проигрывать достойно и остро реагируют на подобные ситуации.
    • Отсутствие самоиронии. Человек не способен положительно и с юмором воспринимать собственные ошибки.
    • Болезненное восприятие критики. Самооценка человека с синдромом отличника сильно занижена, а критика извне способна ввергнуть его в состояние депрессии.
    • Страх перед риском. С годами «отличнику» всё сложнее рисковать. Он предпочитает двигаться медленно, соблюдая привычный распорядок и всячески сопротивляясь переменам.

    Синдром отличника – это усугубляющееся состояние психики. Человек предъявляет к себе повышенные требования, это сказывается на его эффективности, в результате чего недовольство собой возрастает. Каждая неудача усиливает уверенность в собственном несовершенстве.

    Плюсы синдрома отличника

    Наряду с минусами данный синдром даёт человеку и некоторые преимущества. Наиболее значимыми являются такие личностные особенности как:

    • способность адаптироваться;
    • хорошая обучаемость во взрослом возрасте;
    • умение следовать правилам;
    • ответственность за качество;
    • высокий эмоциональный интеллект;
    • отсутствие завышенной самооценки;
    • признание со стороны окружающих (друзей, работодателей).

    Разумеется, чтобы воспользоваться данными преимуществами, «отличнику» необходимо научиться контролировать свой комплекс.

    Как избавиться от синдрома отличника?

    Книги и яблоки

    Итак, мы разобрались с тем, что такое синдром отличника, а перейдем к тому, как избавиться от него. Основная форма его проявления заключается в стремлении оправдывать ожидания других людей. При этом человек сам завышает предполагаемые ожидания, будучи уверенным, что каждая его ошибка серьезно разочаровывает окружающих. Существует несколько несложных правил, помогающих избавиться от синдрома отличника:

    1. Перестаньте руководствоваться опасениями и страхами. Ребенку позволительно беспокоиться из-за перспективы не понравиться окружающим. Но взрослый человек должен руководствоваться здравым смыслом, а не эмоциями.
    2. Определитесь, чего от вас ждут окружающие. Завышенные требования к себе обычно вызваны некорректным восприятием чужих ожиданий. Но внимание окружающих не сосредоточено только на вас.
    3. Позвольте себе быть неидеальным. Спокойно относитесь к ошибкам и периодически позволяйте себе быть неидеальным там, где это не критично.
    4. Определяйте, когда вами управляет синдром отличника. Необходимо перехватить инициативу и взять назойливый комплекс под контроль.
    5. Не ждите одобрения от окружающих. Постоянное стремление к одобрению – детская черта. Взрослый человек должен быть рациональным и стремиться к результативности.
    6. Твердо знайте, чего хотите. Взрослый самодостаточный человек не подвержен влиянию комплексов. Начав ставить перед собой собственные цели, вы перестанете нуждаться в чужом одобрении.

    Как помочь ребенку избавиться от синдрома отличника?

    Наличие данного синдрома у школьника обычно свидетельствует о недостатке внимания или завышенных требованиях, предъявляемых ему взрослыми. Ребенок стремится учиться на «отлично», чтобы заслужить похвалу и не быть наказанным за недостаточные успехи в учебе.

    Даже если вам нравится стремление вашего ребенка к идеальным оценкам, желательно помочь ему избавиться от синдрома отличника. Постарайтесь чаще давать ему понять, что любите его независимо от школьных оценок и прочих успехов:

    • не заставляйте его бороться за ваше внимание;
    • напоминайте ему, что любите его, обнимайте без повода;
    • внимательно выслушивайте, когда он взволнован;
    • становитесь на его сторону, если он совершил ошибку;
    • не наказывайте, особенно если видите, что он и так расстроен.

    Также важно проследить, чтобы жизнь ребенка не замыкалась на учебе. Постарайтесь насытить её другими интересными событиями и мероприятиями:

    • запишите его на несколько секций и кружков;
    • чаще гуляйте вместе, выбирайтесь в непривычные места;
    • играйте вместе в настольные игры;
    • научите ребенка достойно проигрывать на собственном примере.

    Заключение

    Синдром отличника иногда действительно помогает человеку добиться выдающихся профессиональных успехов или удачно построить личную жизнь. Многие выдающиеся личности обязаны ему всеми своими достижениями. Однако это скорее исключения из правил, основная же закономерность заключается в том, что синдром отличника мешает большинству людей, сковывая их и буквально разрушая их жизни. Поэтому в большинстве случаев от него желательно избавляться.

    Синдром отличника/отличницы (у детей и взрослых): развитие, признаки, лечение

    Синдром отличницы – это особый вид психического расстройства, при котором дети и многие взрослые преувеличивают и идеализируют свои возможности. В конечном итоге недуг может привести к неврозу, апатии и затяжным депрессиям.

    Чаще всего синдром встречается в юном возрасте во время обучения ребенка в школе. Малыш старается получать одни «пятерки» и очень расстраивается, когда происходит иначе. Но если в детстве болезнь еще поддается лечению, то избавиться от нарушения у взрослых становится намного сложнее.

    Причины появления синдрома отличника

    Причины возникновения заболевания уходят глубоко в детство человека, поэтому выяснить, что все-таки повлияло на зарождение синдрома, с каждым годом становится сложнее. Чаще всего недуг появляется вследствие психологических травм ребенка, причинами которых могут стать:

    • Безразличие со стороны взрослых;
    • Частые конфликты с родителями;
    • Отсутствие кого-либо из членов семьи;
    • Неуверенность в себе или чувство одиночества у ребенка.

    Со временем все это способно кардинально изменить личность человека. Синдром особенно опасен тем, что как у взрослого, так и у ребенка в любой момент может появиться психическое и эмоциональное истощение. Люди в таком состоянии не способны терпеть поражения или даже справляться с обычными повседневными трудностями. Они становятся замкнутыми и неуверенными в себе, появляется сильнейшая депрессия.

    Симптомы заболевания

    Самым ярким проявлением синдрома является острое переживание человека в случае малейших неудач. Даже отсутствие похвалы может стать причиной внутренней трагедии.

    Так как основной целью ребенка с синдромом является не получение новых знаний, а завоевание наивысшей награды, дети часто оказываются зависимы от мнения других людей и страдают нестабильной самооценкой. Они также ревностно относятся к успехам своих одноклассников и друзей. Больные дети готовы пожертвовать любимыми развлечениями или прогулкой с лучшими друзьями ради первенства в учебе.

    Синдром отличницы часто возникает, если еще в детстве ребенку не объяснили, что он любим независимо от оценок, званий и наград. Именно вследствие этого уже взрослый человек в течение всей жизни может думать, что с ним общаются из-за какой-либо выгоды.

    В более старшем возрасте синдром обычно проявляется группой нескольких признаков, к которым относятся:

    1. Излишняя ответственность за любую возникшую ситуацию;
    2. Завышенные требования к друзьям и родным;
    3. Неумение расставлять приоритеты;
    4. Желание быть самым лучшим в любых сферах деятельности;
    5. Неумение проигрывать.

    Портрет отличника: тревожные симптомы

    Синдром отличника можно разглядеть уже в детском возрасте. У ребенка появляется:

    • Стремление быть первым любым путем всегда и во всем. Иногда малыш может даже оговорить своего друга, например, ради получения лучшей оценки.
    • Ревнивое отношение к успехам других детей. Ребенок искренне радуется, когда его одноклассник терпит неудачу. Малыш делает все для того, чтобы такая ситуация повторялась как можно чаще.
    • Эмоциональная неуравновешенность. Больной синдромом отличника постоянно нуждается в похвале к его заслугам. Если же старания ребенка остались без внимания взрослых, случается истерика с криками и слезами.
    • Нестабильная самооценка. Дети с синдромом часто излишне самоуверенны, но, если хотя бы раз их действия будут раскритикованы, самооценка резко понизится.
    • Неумение преодолевать препятствия. Это можно заметить даже во время обучения ребенка в школе. Например, малыш идеально подготовил задание учителя дома, но в школе на контрольной он вдруг получает двойку. А происходит это вследствие того, что ребенок допустил небольшую помарку и решил, что исправить ситуацию невозможно.

    Все эти симптомы можно заметить и во взрослой жизни. Человек постоянно стремиться быть идеальным во всем: внешность, характер, карьера. Но зачастую все эти попытки остаются только лишь желаниями.

    Диагностика синдрома

    Чтобы установить или исключить синдром отличницы, следует в первую очередь обратиться за консультацией к психиатру. Именно он не только проведет устный опрос пациента, но и назначит дальнейшие исследования. Обычно больному рекомендуется дифференциальная диагностика болезни от обычного желания самореализоваться. Для этого специалисты используют специальный тест перфекционизма, включающий 45 или 24 вопроса. Во время ответа на пункты теста особенно важна честность пациента. В соответствие с набранными баллами и решается вопрос о психологическом состоянии больного.

    Стоит ли лечить недуг?

    Нужно ли лечить недуг? Может ли он ухудшить качество жизни? Что плохого в том, что ребенок или взрослый пытается добиться поставленных целей и сделать свою жизнь лучше? Именно это обычно волнуют больных с синдромом отличника. Ответить на вопросы однозначно сложно, но с уверенностью можно сказать, что патология способна подорвать эмоциональное состояние человека и привести к тяжелым психическим нарушениям.

    Заболевание становится опасным даже в повседневной жизни. Например, у женщин с синдромом отличницы чаще всего возникают проблемы в личной жизни. Зачастую они остаются одинокими, так как в будущем муже ищут только идеал. Ежедневные придирки и скандалы также изведут любого, кто будет претендовать на это место.

    Если не уделять должное внимание первым проявлениям недуга еще в детском возрасте, то во взрослой жизни можно ожидать следующие проблемы:

    1. Неумение наслаждаться каким-либо процессом, так как интересовать будет только лишь его результат;
    2. Зацикливание на каждой мелочи, которое приведет к неспособности мыслить абстрактно;
    3. Появление привычки «зазубривания», мешающей развитию творческого мышления;
    4. Отсутствие друзей и близких из-за тяжелого характера;
    5. Желание быть всегда первым, даже посредством нечестной борьбы;
    6. Эмоциональную нестабильность, раздраженность и апатию.

    Парадокс заболевания заключается в том, что из-за сильного желания быть первым во всем, человек болезненно воспринимает все свои ошибки, опускает руки и погружается в депрессию.

    Лечение синдрома отличника

    Так как зачастую причина возникновения и развития синдрома кроется в окружении ребенка, в первую очередь, следует провести психологическую работу именно с семьей. Родители не должны пытаться компенсировать собственные неудачи победами ребенка; им необходимо регулярно показывать малышу то, что он действительно нужен семье, что его любят и ценят.

    В случае, если ребенок принес плохую оценку из школы, его нельзя ругать или наказывать. Для начала следует поговорить с малышом и выяснить его чувства. Задумываться о правильности воспитания можно лишь, если ему все равно, и он не видит ничего страшного в плохой оценке.

    Если у ребенка начинают проявляться первые признаки синдрома отличника, специалисты советуют:

    • Больше времени проводить с малышом: обнимать и целовать его без повода;
    • Интересоваться тем, что происходит в его жизни;
    • Поддерживать и помогать советом, когда это необходимо;
    • Не сравнивать малыша с другими детьми;
    • Предлагать отвлечься от занятий или пройтись с друзьями, когда он слишком много времени посвящает учебе.

    Если выполнение данных советов не приносит заметного улучшения, следует обратиться за консультацией к квалифицированному и опытному специалисту.

    Методы борьбы с патологией для взрослых

    В этом случае самым важным условием успешной терапии является своевременное лечение. Сначала необходимо установить истинную причину появления синдрома, а после научиться расслабляться и отвлекаться от насущных проблем. Также специалисты советуют:

    1. Относиться к событиям с оптимизмом, искать в ситуациях положительные моменты.
    2. Найти себе любимое занятие, записаться в фитнес-зал или заняться экстремальным спортом. Человек должен отвлекаться от ежедневных забот и бороться со своими страхами. Все это помогает стать сильнее и упорнее.
    3. Хотя бы раз немного опоздать на работу. Таким образом начальник поймет, что человек – это не машина, которая не может ошибаться.
    4. Поэкспериментировать со своим стилем. Это помогает почувствовать свободу, перезагрузиться морально и привлечь новых друзей.
    5. Не воспринимать критику окружающих близко к сердцу. Чаще всего она, наоборот, помогает понять человеку свои ошибки и не совершать их впредь.
    6. Научиться прощать близких и врагов.
    7. Оставаться в любой ситуации человеком.

    Советы психологов

    Многие врачи и ученые считают, что синдром отличницы возникает у детей из-за недостатка любви и внимания в семье. Получая наивысшие оценки, ребенок старается привлечь внимание взрослых и заслужить похвалу. Поэтому родителям очень важно регулярно показывать малышу свою любовь и заботу.

    Если ребенок все свое свободное время тратит на уроки и школьные задания, следует предложить ему погулять, поиграть или пригласить друзей в гости. Также специалисты советуют записать малыша на творческие или спортивные кружки. При этом очень важно научить ребенка проявлять интерес не только к учебе, но и ко всему окружающему миру.

    Профилактика

    Лучшая профилактика данного недуга – это его отсутствие. Уже при первых симптомах заболевания родители должны проконсультироваться со специалистом и начать соответствующее адекватное лечение. Прежде всего стоит прислушаться к себе, оценить свое поведение и общение с ребенком, а также подумать о том, какие причины могли привести к развитию синдрома отличника.

    Больным необходимо понять, что совсем не обязательно быть постоянно лидером. Жизнь прекрасна и без абсолютных побед во всех начинаниях. Нужно научиться расставлять приоритеты и принять то, что есть люди, которые могут делать что-то лучше. И это совершенно нормально.

    Прогноз

    Прогноз напрямую зависит от степени развития заболевания. Если синдром не переходит в сумасшедшую гонку за лидерством и маниакальное самосовершенствование во всех сферах, то в большинстве случаев недуг даже придает сил для масштабных достижений. Известно, что большинство знаменитых людей являются перфекционистами.

    Но, если же синдром переходит все грани и превращается в серьезную проблему, прогноз становится крайне неблагоприятным. Такая форма болезни способна разрушить жизнь. Человек перестает замечать все то хорошее, что с ним происходит. Он ощущает себя беспомощным и никому не нужным. Чаще всего такие люди погружаются в глубокую и затяжную депрессию, а после – заканчивают жизнь самоубийством.

    Видео: синдром отличника

    Видео: психолог о синдроме отличницы

    синдром отличника

    Илья Базенков

    Некоторые родители полагают, что детей,
    как сосуды, можно наполнить своими
    несбывшимися мечтами и стремлениями.
    Майкл Николс(психолог
    )


    Синдром отличника или комплекс отличника замечается, как правило, у взрослых, а не у детей. Иногда его еще называют комплексом отличницы, т.к. у женщин он встречается чаще. Объяснение простое. Ребенок с комплексом отличника удобен для взрослых, т.к. всеми силами пытается соответствовать их требованиям, быть всегда хорошим. Но во взрослом возрасте комплекс отличника может серьезно осложнить жизнь. 

    Суть синдрома (комплекса) отличника не в том, чтобы все всегда делать на отлично, а в том, что основная потребность — это получать хорошие отметки от окружающих.

    Один из часто встречающихся запросов к психологам: как избавиться от комплекса отличника?  

    Как перестать хотеть быть для всех хорошим, чтобы получить хорошую оценку себя?

    Сначала разберемся почему он возникает. Как родители и другие взрослые создают у ребенка синдром отличника. 

    Необходимым условием избавления от синдрома отличника является осознание его причин.

    Так как же взрослые способствуют формированию этого синдрома?

    Ребенок пришел из школы.

    — Как дела в школе?
    — Я сегодня по истории четверку получил.
    — Как? Почему четверку, а не пятерку? Ты меня расстраиваешь. А вот Петя только пятерки получает.

    Ребенок наводил порядок у себя в комнате.

    — А почему эту книжку на полку не поставил? Я тобой недовольна.

    Подросток вымыл посуду, но вот беда – на одной тарелке осталось пятно.

    — Плохо! Вся посуда должна блестеть! Ты меня очень огорчил.

    А есть еще и другое. 
    Изо дня в день взрослые внушают ребенку, что он постоянно должен быть для всех хорошим, всегда идти навстречу другим, чтобы получить хорошую оценку себя. 

    Так родители и другие взрослые способствуют формированию синдрома(комплекса) отличника у детей. Причем из самых благих намерений. Они ведь хотят, чтобы ребенок вырос успешным, хорошо справлялся со своими обязанностями, все делал хорошо и был не хуже, а то и лучше других.

    Исследования показывают, что предрасположенность к синдрому отличника может быть и врожденной, связанной с типом темперамента, индивидуальными психофизиологическими особенностями человека. 

    Но возникает он в детстве в результате общения взрослых (в первую очередь родителей) с детьми. И если в детстве и подростковом возрасте синдром отличника часто не замечается и даже приветствуется окружающими ребенка взрослыми, то в дальнейшем он приносит существенную дисгармонию в жизнь человека.  

    ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СИНДРОМА ОТЛИЧНИКА

    — повышенная чувствительность к критике, даже если она незначительная;
    — постоянные опасения неудачи, часто приводящие к отказу от какой-либо деятельности из-за страха не справиться;  
    — склонность часто сравнивать себя с окружающими, ревниво относиться когда хвалят не его, а другого;
    — неустойчивая самооценка, сильно зависящая от мнения окружающих;
    —  первая же неудача может послужить причиной депрессивного настроения и отказа от дальнейших попыток продолжать что-либо делать; 
    — застревание на переживаниях своих неудач, даже незначительных; 
    — постоянная потребность оправдывать ожидания окружающих.

    Разумеется, степень выраженности синдрома отличника бывает разной. В крайних патологических случаях он встречается не так уж и часто. Но даже выраженный умеренно все-равно осложняет жизнь, приводит к ограничению собственных возможностей и сложностям в отношениях.

     ТИПИЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИНДРОМА ОТЛИЧНИКА

    1. Часто повторяющаяся установка, что любовь необходимо заслужить хорошими поступками. И чем «более ты правильный», тем сильнее тебя будут любить.

    2. Один или даже несколько близких взрослых патологических перфекционистов, стремящихся воспитать ребенка по своему образу и подобию.

    3. Частое и сильное порицание ребенка за ошибки и неудачи. Подталкивание его к чрезмерной самокритичности, к стилю мышления по принципу – «если бы поступил правильно, то все было бы хорошо», «если бы постарался, то все бы получилось», «если бы хорошенько подумал, то все сложилось бы по-другому».

    4. Слишком завышенные требования к ребенку. Родители ожидают от него «совершенства».

     Формирование комплекса отличника происходит в детстве, а проявляться чаще всего начинает в раннем подростковом возрасте.

    Иногда синдром отличника путают с умеренным перфекционизмом – стремлением к идеальному результату. Действительно, крайне выраженный перфекционизм и синдром отличника сосуществуют вместе. 
    Но перфекционизм, естественно, не выраженный в патологической форме, может быть вполне нормальным – человек старается все сделать хорошо, добиться наилучшего результата. 

    А «отличника» волнует не сам результат, а оценка, которую он получит, ему всегда по жизни необходима пятерка. И в результате происходит смещение цели с результата на оценку этого результата окружающими.

    Люди, страдающие комплексом отличника, часто превращаются в задерганного невротика, которому очень не комфортно жить. Он постоянно переживает по поводу неудач, как мнимых, так и реальных. Смысл его жизни — быть отличником, получать пятерки любой ценой, бороться за них. А если есть риск получить другую оценку, то он может и не взяться за выполнение чего-либо, отказаться из-за страха неудачи от реализации своих планов, идей и даже карьерных стремлений. 

    Да и окружающим с ним нелегко. Как жить и общаться с человеком, который болезненно реагирует на любую критику, вплоть до впадения в депрессию? А похвала в адрес других людей вызывает у него чувство ревности.

    Увы, погоня за результатами в учебе, выраженных не в знаниях, а в оценках; тщеславие родителей; настойчивость учителей в борьбе за успеваемость все это создает благодатную почву для выращивания синдрома отличника. Разумеется, далеко не все дети и подростки приобретают этот синдром, даже если окружение этому способствует. Многое зависит от врожденных свойств личности. 

    Ребенок с сильным типом высшей нервной деятельности более устойчив, подросток может сопротивляться через типичные подростковые реакции, да так, что окружающим взрослым «мало не покажется». 
    Но людей, страдающих комплексом отличника много. Даже в легкой форме он вносит дисгармонию в жизнь, как самого человека, так и его окружающих.

    В обществе существует устойчивый миф, что школьные отметки являются показателем интеллекта человека и его дальнейшей профессиональной успешности. НО ЭТО НЕ ТАК!

    Эти факты подтверждены сотнями исследований, проведенных в разных странах:

    1.Школьная успеваемость не является показателем дальнейшей успешности человека.

    2.Школьная успеваемость не является показателем интеллекта.

    Недавние исследования в Высшей школе экономики показали, что профессиональная успешность выпускников не зависит от их оценок во время учебы. См. статью на нашем сайте «Интеллект, успеваемость и профессиональная успешность.»

    Выше было сказано, что предрасположенность к синдрому(комплексу) отличника может быть врожденной. Но часто родители, сами страдающие от комплекса отличника, передают его детям через воспитание, проецирую собственные страхи получить негативную оценку за своего ребенка. В этом случае у родителей комплекс отличника проявляется в опасениях не выглядеть «идеальным родителем» в глазах окружающих, в первую очередь, учителей.

    Идет непрерывная борьба за успеваемость, где основное значение придается отметкам, а не собственно знаниям и интересам ребенка. Часто это касается не только школьных отметок, но и других сторон жизни. Главное — выглядеть соответствующим образом в глазах окружающих. 

    А бороться с приобретенным комплексом отличника тяжело, вот и живут люди под этим бременем — повышенной чувствительностью к критическим замечаниям, обидчивостью, зависимостью от мнения окружающих, все время боящихся не получить «пятерку» (и из-за этого часто отказывающихся от каких-то своих намерений и желаний).

    Так стоит ли, уважаемые родители, требовать от ребенка, чтобы он всегда получал только пятерки? Всегда соответствовал во всем ожиданиям окружающих? А ведь иногда бывает, когда близкие взрослые из-за какого-то, по их мнению, неуспеха ребенка, начинают его «шантажировать» своим здоровьем. «Ах, у меня из-за твоих отметок сердце разбаливается», — говорит любящая мама или бабушка, даже не подозревая, что она этими словами формирует в ребенке.

    И, в конце концов, что для вас важнее? Здоровье и психическое благополучие ребенка, гармония в отношениях с ним или количество пятерок в дневнике, тем более, что не они определяют успешность человека.

    Часто родителям нравится синдром отличника, хотя они и не подозревают о его существование. Действительно, чего еще надо? Ребенок послушный, хорошо учится, искренне переживает, если у него что-то не получается. Мечта, а не ребенок! И невдомек взрослым, что самое важное для ребенка не результат его деятельности, а желание быть хорошим и «одобряемым». И формируется у него ощущение, что любят его только за «пятерки», а не его самого. Сделаешь ошибку – потеряешь любовь

    Появляется страх ошибиться, сделать неверный выбор. И закрепляется этот страх часто на всю жизнь вместе с неуверенностью в себе и опасениями «выглядеть не так», «сделать не так» и даже «подумать не так». В крайних случаях боязнь ошибиться может превратиться в настоящую фобию.

    В своей жизни человек с комплексом отличника испытывает чувство неуверенности, ему трудно строить открытые отношения с другими людьми, ему часто кажется, что он может оказаться хуже ожиданий окружающих.

    Человек, которому в детстве внушили, что его любят только за хорошие отметки, за послушание, за какие-то успехи и достижения, в дальнейшей жизни будет казаться, что он кому-то нужен только за то, что он соответствует ожиданиям окружающих. Отсюда заниженная или неустойчивая самооценка, ощущение, что его не любят и не ценят, не признают.

    Возникает неготовность потерпеть неудачу, боязнь трудностей и неуверенность в себе. 

    Как избавиться от комплекса отличника у ребенка?

    1. Хвалите ребенка не за отметки, а за результат.

    «Очень хорошо, что ты получил пятерку».
    «Очень хорошо, что ты справился с контрольной работой».
    Чувствуете разницу?

    2. Интересуйтесь не отметками в школе, а процессом учебы, что нового узнал, что было интересно или неинтересно, трудно или легко.

    3. Никогда не связывайте оценку результатов учебы(и не только учебы) с оценкой личности. 

    4. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не ставьте их ему в пример.

    5. Не осуждайте ребенка за какие-либо неудачи, лучше поддержите его.

    6. Если ребенок болезненно переживает из-за отметки, полученной в школе, или еще из-за чего-либо, что него не получилось, то можно постараться обесценить неудачу, показать ребенку, что это не имеет большого значения и, тем более, не влияет на ваше отношение к  нему. Например: «Подумаешь тройка по математике, ну и что?» Только не надо обесценивать усилий ребенка по достижению результата, здесь, наоборот, важно ему показывать, что он молодец, даже если не выполнил все на 5+.  

    Вы ведь любите своего ребенка не из-за его отметок или за то, что он послушный, аккуратный, вежливый, хорошо учится и т.п.?

    Как избавиться от комплекса отличника во взрослом возрасте?

    1. Осознать. что ваши некоторые чувства, эмоции и поступки вызваны не реальной ситуацией, а опасениями не понравиться окружающим, не оправдать их ожидания. Комплекс отличника как бы возвращает вас в детство, и вы боитесь не соответствовать требованиям родителей или учителей.

    2. Разобраться, а действительно ли окружающие вас люди ждут, что вы всегда будет действовать на «отлично»? Кстати, мы часто склонны приписывать другим то, чего они на самом деле не думают.

    3. Разрешить себе право на ошибки и на то, чтобы не быть всегда идеальным человеком во всем и всегда. 

    4. Осознавать, когда вами управляет синдром отличника, а когда ваши действия и эмоции от него не зависят. Другими словами. поставить свой комплекс отличника под контроль сознания.

    5. Перестать ожидать постоянного одобрения вас окружающими людьми, сравнивать себя с другими. На самом деле это не вы, а тот самый ребенок, у которого сформировалось чувство, что его любят только тогда, когда он делает все на отлично, должен быть лучше всех. 

    6. Захотеть, чтобы комплекс отличника перестал вами управлять. Начать с ним бороться, действовать.

    Самое трудное в избавлении от комплекса отличника — это разрешить себе не всегда оправдывать ожидания окружающих.
    Кстати, эти ожидания мы часто сами и выдумываем. Человек с синдром отличника приписывает окружающим что-то, чего они якобы от него ожидают. Он считает, что если делать всегда хорошее окружающим, то и они будут отвечать ему тем же. 
    Вот только в жизни так бывает далеко не всегда. Да и почему другие люди должны оправдывать ваши ожидания? Откуда растут ноги этого убеждения? Не из нашего ли детства, когда нам внушали, что надо всегда быть хорошим, причем для всех? 

    Человек с синдром отличника часто не может начать делать что-то новое или закончить начатое. Причина простая. Ему нужна пятерка, т.е. надо добиваться идеала. А идеал то далеко и не всегда достижим, по крайней мере, в его воображении. А рядом люди, которые с точки зрения «отличника» халтурят, но при этом чувствуют себя уверенно и добиваются успеха. Какое чувство возникает у «отличника»? Правильно, чаще всего обида и ощущение несправедливости. 

    А жизнь далеко не всегда справедлива, особенно, с точки зрения «отличников».
     
    Решите, что для вас важнее: всегда добиваться результата даже во вред себе или собственные интересы.

    Научитесь расставлять приоритеты, где на первом месте будут ваши личные интересы.

     Добавьте в ваши действия побольше эгоизма. Без его умеренного количества жизнь не очень привлекательна, как и пища без соли.
    Всем нравиться невозможно, да и зачем?   
     
    Подумайте, как вы можете использовать свой синдром отличника, чтобы он вам не только мешал жить, но иногда помогал достигать своих целей. Именно своих, а не чужих! Он может помочь что-то сделать лучше других. Но только это надо делать для себя, для реализации своих целей, а не чтобы заслужить одобрение окружающих, которые  скорее всего этого не оценят. Кстати, многих людей раздражает излишний перфекционизм. особенно когда его навязывают, демонстрируют. Человек с синдромом отличника часто может раздражать окружающих, т.к. предъявляет повышенные требования и к окружающим. А кому это нравится?

     Если синдром отличника контролировать, то он вполне способен не только портить жизнь, но и в чем-то помогать. Вот только полной свободы ему давать нельзя.

    что это и как с этим жить

    Идеально выутюженная школьная форма, аккуратный дневник, в котором красуются девятки и десятки, любимое хобби — учёба и ещё раз учёба, ведь времени для других занятий нет… Узнал в описании себя? В этой статье мы расскажем, что такое синдром отличника и как с ним жить.

    Что такое синдром отличника

    Психологи описывают этот синдром как состояние человека, при котором он старается достичь безукоризненных результатов во всех делах: будь то учёба, домашняя работа или карьера. Причём начинается всё с младшей школы, когда ребёнок усердно учится, чтобы порадовать высокими отметками родителей. Казалось бы, что тут плохого? Умным быть всегда хорошо, особенно в век информационных технологий. Но не всё так просто: из милого первоклашки вырастает студент-отличник, взрослый-отличник, и вот здесь могут возникнуть проблемы.

    Откуда появляется синдром отличника

    Причина кроется в семейных отношениях и воспитании. Прилежный школьник, который старательно готовится к урокам и хорошо себя ведёт — чем не мечта для родителей? Но порой мамы и папы перегибают палку, мотивируя ребёнка только на хороший результат.

    Бывает, что родители стараются через ребёнка достичь того, чего не смогли добиться сами, и таким образом поднять свою самооценку. Иногда за девятками и десятками кроется желание ребёнка привлечь к себе внимание мамы и папы. Порой хорошая учёба становится самореализацией для ученика с низкой самооценкой, который стесняется проявить себя в других сферах. Часто синдром отличника — это следствие внутренних установок, которые потом сложно изменить во взрослой жизни.

    Корни синдрома отличника идут из детства. Ребёнок рождается в семье, где родители транслируют своё отношение. Самая правильная стратегия — это абсолютная любовь и принятие: «Мы тебя любим и всегда поддержим. Каким бы ты ни был, ты наш». А может транслироваться и такое: «Мы тебя любим, если…» У ребёнка на подсознательном уровне формируется установка: родители будут меня любить, когда я буду лучшим. И вот один из способов заслужить любовь родителей — выполнять все просьбы на 100 процентов.

    Анна Исаенко, психолог-профориентолог образовательного центра Адукар

    Соответственно, если у ребёнка сильная нервная система, то он уходит в протест либо находит других значимых взрослых, с которыми учится быть самим собой. А дети с нарушенной самооценкой, воспитанные по принципу «мы тебя любим, если…», отказываются от своего мнения. Вот эти самые отличники теряют понимание своего я, собственного мнения, своих желаний и потребностей. Приходят ко мне и разводят руками: «В дневнике отличные отметки, а кем быть, я не знаю. Я пришёл к вам за ответом, чтобы узнать, кто я!» Я помню: один мальчик-гуманитарий буквально выкрикнул мне этот вопрос, потому что не представлял, что нравится ему, а не кому-то другому.

    Синдром отличника: это хорошо или плохо

    Непринятие любой критики, желание быть идеальным во всём, трудоголизм могут вылиться в нервозность и постоянный стресс. Чтобы достичь высоких результатов, люди с синдромом отличника жертвуют личным временем, отдыхом и общением с близкими. Ярые перфекционисты боятся брать новые дела и ставить себе смелые цели, потому что опасаются не достичь идеального результата. Отсюда схема «буду быстро и качественно выполнять задачи — меня повысят» может не работать.

    Но не следует думать, что перфекционизм — это болезнь, которую стоит искоренить. Если умело контролировать это качество, то можно достичь успехов во всех сферах своей жизни без стресса и ограничений для себя. Потому что такие качества, как ответственность, тщательность в выполнении задания, соблюдение дедлайнов высоко ценятся как в школьные годы, студенчестве, так и на работе.

    Хорошо это или плохо… Это как есть. К сожалению, школьные знания не всегда соответствуют действительности. Выпускников-отличников много в школах, их много в вузах, а на выходе получается, что работать некому. Сейчас нужны совсем другие софт-скиллс: умение работать в команде, креативность, нестандартность мышления и так далее.

    Анна Исаенко, психолог-профориентолог образовательного центра Адукар

    Как контролировать синдром отличника?

    От синдрома отличника избавиться невозможно, но контролировать его вполне по силам, если знать первопричину этого состояния. Психологи выделяют несколько универсальных способов, которые можно применить независимо от конкретной причины.

    Добавь в свою жизнь элемент неправильности. Порой синдром отличника проникает во все сферы жизни, вплоть до бытовых ситуаций: идеально выглаженная одежда, строгий дресс-код, вычищенные до блеска пол и посуда. Попробуй разгрузить себя от дополнительных дел: пропусти одну уборку квартиры, суши посуду на полотенце. Так появится больше времени на отдых и постепенно освободишься от навязчивых мыслей доводить всё кругом до идеала. Одна непомытая кружка не разрушит твой мир и не испортит отношения с друзьями.

    Научись снимать с себя ответственность. Принцип «хочешь сделать хорошо — сделай сам» хорош, если не перегибать с ним палку. Не нужно перетирать пыль в студенческом общежитии вместо соседей, доделывать за коллегами важную работу и так далее. Каждый выполняет свои обязанности, насколько умеет. Научись расслабляться и отдыхать.

    Позволь себе ошибаться. Ты имеешь право на ошибку. Чтобы это понять, начни учиться чему-то новому: займись танцами, освой иностранный язык, отыщи новое хобби — так сможешь реализовать мечту и избавиться от синдрома отличника. Ведь ошибки — это закономерный этап обучения. Приняв их в одной сфере начинаешь переосмысливать их значение в жизни.

    Порой синдром отличника перерастает в серьёзную психологическую проблему, которая мешает человеку быть счастливым. Школьные неудачи ребёнка могут провоцировать у него истерики, плохой сон, нервные тики и массу других проблем. В таких случаях не обойтись без консультации психотерапевтаПорой синдром отличника перерастает в серьёзную психологическую проблему, которая мешает человеку быть счастливым. Школьные неудачи ребёнка могут провоцировать у него истерики, плохой сон, нервные тики и массу других проблем. В таких случаях не обойтись без консультации психотерапевта

    Научись принимать критику. Это главная из проблем отличников, у которых всё должно идти идеально и по правилам. Старайся не воспринимать критику как строгие замечания, выговоры или укоры. Если принять её в качестве доброго совета, который поможет сделать работу ещё лучше, то чем она плоха?

    Правильно расставляй приоритеты. Получать второе высшее образование, учить иностранный, преуспевать на работе и копить на машину одновременно крайне тяжело. А тем более, перфекционисту, который старается всё идеально сделать, выжимая из себя последние силы. Чтобы такого не происходило, лучше правильно расставлять приоритеты. Научившись умело управлять временем и делами, можно достичь хороших результатов во всём, без фанатичного усердия и потерь.

    Но если же синдром отличника сформировался, это можно адаптировать и успешно применять в жизни.

    Анна Исаенко, психолог-профориентолог образовательного центра Адукар

    Принимай мир в его полутонах. Порой отличники ограничивают свой мир чёрно-белыми цветами. Но большинство людей (и это правильно), принимают мир в его полутонах и вполне счастливы. Присмотрись к такой позиции, ведь идеальные результаты не всегда приносят радость и признание. Возможно, другие ученики или студенты получают отличные оценки без огромных усилий и дотошного выполнения заданий. А коллегу по работе быстрее поднимут в должности, чем исполнительного отличника. Помимо трудоголизма и исполнительности есть и другие важные качества, которые неплохо развивать: общительность, уверенность, харизма.

    На вопрос «Что делать с синдромом отличника?» отвечает психолог-профориентолог Анна Исаенко:

    «Только сам человек решает, надо ли ему менять или контролировать синдром отличника, осознавая сценарии, меняя свою глубинную самооценку. Могут понадобиться тренинги, групповое сопровождение, ведь даже в каких-то простых вещах отличнику-взрослому очень сложно поступить не по шаблону, не по правилам. А потом он получает удовольствие от того, что меняет свою жизнь, не обращая внимания на чужое мнение и правила. Но это огромная работа».

    ***

    Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

    Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]

    Порой синдром отличника перерастает в серьёзную психологическую проблему, которая мешает человеку быть счастливым. Школьные неудачи ребёнка могут провоцировать у него истерики, плохой сон, нервные тики и массу других проблем. В таких случаях не обойтись без консультации психотерапевта

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *