Шкала самооценки дембо рубинштейн: Шкала самооценки Дембо-Рубинштейн — Психолог Надежда Храмченко

Шкала самооценки дембо рубинштейн: Шкала самооценки Дембо-Рубинштейн — Психолог Надежда Храмченко

Содержание

Описание методики исследования самооценки Дембо

Люди склонны к постоянной оценке своего поведения и своих поступков. Такой анализ необходим для развития личности и для создания гармоничных отношений с окружающими людьми.

Самооценка – это способность человека составить представление о своих действиях, о себе, о своих личностных качествах, навыках, недостатках и достоинствах.

  • Виды самооценки
  • Как формируется самооценка
  • Исследование самооценки
  • Инструкция к исследованию
  • Анализ результатов
  • Уровень притязаний
  • Самооценка
  • Дополнительные приемы к методике

Самооценка начинает формироваться в детском возрасте около трех лет. В этот период ребенок начинает проявляться как личность, идентифицировать себя с определённым полом, осознавать свою автономность от матери. Становясь старше, появляется возможность оценивать себя на элементарном уровне, анализировать отношение к себе окружающих. Так рождаются зачатки самооценки, которая формируется длительное время, пребывая всю жизнь в динамике.

Виды самооценки

В психологии, в зависимости от того, насколько правильно оценивает себя человек, можно выделить 2 основных вида самооценки: адекватная, неадекватная.

Адекватной считается мнения человека о себе , совпадающее с действительностью. В ином случае, когда самооценка резко расходится с мнением окружающих — она неадекватная. При этом самомнение может быть завышенным или заниженным.

При заниженной оценке развивается неуверенность в себе, которая проявляется во всей деятельности человеке.

Противоположность – завышенная самооценка. В этом случае человек считает себя идеальным или близким к этому.

Еще один критерий — стабильность самооценки. Она может быть стабильной или поддаваться влиянию внешних факторов (плавающая). В первом случае мнение человека о себе остается неизменным в любых ситуациях. При плавающей оценке себя — она меняется в зависимости от успехов и поражений, от мнения окружающих, а именно от одобрения или осуждения.

Как формируется самооценка

Каждому человеку присуща склонность сравнивать себя с определенным идеальным образом. Именно таким он хотел бы себя видеть. И здесь очень важно совпадение желаемого с реальным представлением о себе. Если наблюдаются очень большие различия — развивается заниженная оценка себя.

Большое влияние на формирование мнения о себе оказывает отношение окружающих к индивиду, особенно близких людей: родителей, друзей, родственников.

Также важно наличие реальных достижений в какой-либо сфере деятельности. Это значительно укрепляет самооценку.

Исследование самооценки

Иметь адекватную самооценку очень важно для личности, так как, в противном случае, проявляются проблемы в профессиональной деятельности, в общении, в родственных отношениях и т. п. Чтобы избежать ошибок и легко приспосабливаться в социуме необходимо своевременно обращать внимание на самооценку личности.

Вопросы адекватности самооценки интересовали психологов всегда, и время от времени предпринимались попытки разработать действенную методику. Одна из наиболее известных — диагностика Дембо — Рубинштейн. Она названа в честь создателей Тамары Дембо и Сусанны Рубинштейн.

Внешне довольно простая методика позволяет определить отношение к себе при помощи теста, результаты которого интерпретируются психологом.

Для этого обследуемому предлагается отметить на вертикальных линиях уровень развития качеств личности и уровень притязаний: какой именно уровень развития этих качеств полностью бы удовлетворил человека.

Для проведения анализа испытуемому выдается бланк с изображением на нем семи линий. Линии имеют указания верхней, нижней и средней точки. При этом средняя отмечена еле заметно.

Методику проводят индивидуально либо с целой группой. Работая фронтально — важно проверить, чтобы каждый участник правильно применил предложенные значки, отвечая на вопросы. На заполнение шкалы выделяется 10-12 минут, включая время чтения инструкции.

Инструкция к исследованию

В модификации исследования Дембо — Рубинштейн имеется 7 шкал:

  • здоровье;
  • характер;
  • ум и способности;
  • наличие авторитета у сверстников;
  • внешность;
  • уверенность в себе;
  • умение что-либо делать самостоятельно.

Человек должен обозначить на линии место, которое, как он думает, соответствует текущему его уровню чертой (-).

Кружком (о) обозначается уровень качества, который хотелось бы иметь испытуемому, а крестиком (х) — то место, где он может оказаться, оценивая объективно свои возможности.

Анализ результатов

Анализируя результаты, первую шкалу (здоровье) не учитывают потому, что она не является личностной характеристикой

Ответы выражаются в баллах

. Исходя из размера шкалы, равного 100 мм, человек получает количественную характеристику (например, 62 мм=62 баллам).

  1. По каждой из шести линий анализируют:
    1. а) уровень притязаний. Он определяется расстоянием от нижней точки шкалы до знака «х»;
    2. б) высота самооценки. Значение от «о» до «х»;
    3. в) расхождение между уровнем самооценки и притязаний. Это значение может выражаться отрицательным числом.
  2. Рассчитывается показатель средней величины уровня притязаний и уровня самооценки по всем шкалам согласно градации: «норма» и «очень высокий». Норма включает в себя три подгруппы: «низкий уровень», «средний» и «высокий».

Уровень притязаний

На нормальный реалистический уровень притязаний указывает результат равный 60-89 баллам. При этом оптимальным является результат от 75 баллов. Он подтверждает реальное представление о собственных возможностях, что важно для личностного роста. Если испытуемый набирает от 90 до 100 баллов это говорит о нереалистическом отношении к своим способностям. Менее 60 баллов – заниженных уровень притязаний. Это индикатор неблагоприятного личностного развития.

Самооценка

Адекватная самооценка выражается в наличии набранного количества баллов от 45 до 74. Если результат больше – она завышена, что указывает на отклонение в формировании личности. Это может подтверждать нечувствительность к собственным ошибкам, к оценке окружающих, неумение верно оценить результат своей деятельности.

Если исследуемый набирает менее 45 баллов – он недооценивает себя. Люди с заниженной самооценкой составляют «группу риска». При этом они делятся на два разных психотипа личности. В первом случае это подлинная неуверенность в себе, во втором — «защитная». Человек, декларируя себе самому свое неумение и отсутствие способностей, «защищает» себя и позволяет не прилагать никаких действий.

Соотношения между параметрами самооценки

Символы «х» находятся между символами (-) и (о). Расстояние между «х» и «о» указывает на интервал недостижимого, но желаемого. Анализ этого показателя дает представление об оптимизме испытуемого. Чем больше интервал, тем более оптимистично он настроен.

Кружки должны стоять ниже верхнего полюса. Если человек ставит отметку на полюсе, у него незрелое отношение к ценностям. Слишком высокая самооценка является признаком нереалистичности.

Если показатели разных шкал очень отличаются, это указывает на эмоциональную неустойчивость.

Уровень мечты человека символизирует идеальная самооценка — «о». Людям присуща потребность мечтать, но, когда мечта осуществляется, появляется новая. Для того чтобы сбыться, мечта должна стать целью. Символом «х» обозначается уровень реальных перспектив, целей. По мере достижения место превратившейся в цель мечты занимает другая мечта и по-прежнему «о» находится выше, чем «х».

Дополнительные приемы к методике

При проведении индивидуального исследования,согласно методике, ведется беседа, которая спровоцирована экспериментально. Человеку предлагается объяснить каких людей он считает несчастными, а каких счастливыми. В зависимости от отметки, которую расположит на шкале испытуемый, задается вопрос почему именно это местоположение он выбирает, что мешает ему быть счастливым? Само понятие счастья также подлежит обсуждению. Аналогичным образом обсуждаются остальные шкалы.

Во время проведения исследования дополнительно анализируется поведение человека во время эксперимента. Это дает полезную информацию для интерпретации результатов.

Сильное возбуждение, стремление задать вопросы, которые не относятся к делу и привлечь к себе внимание, очень быстрое выполнение заданий показывает на тревожность, которая проявляется у человека при столкновении сильного желания оценить и понять себя с боязнью проявить свою несостоятельность.

Чрезмерно медленное выполнение работы говорит о том, что выполняемое задание является для испытуемого очень значительным. Большое количество исправлений и зачеркиваний указывает на неустойчивость самооценки, на ее неопределенность.

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн — Студопедия

Поделись  

Данная методика включает 6 шкал

Здоровый

Умный

Хороший ученик

Хороший друг

Уверенный в себе

Сильный (для мальчиков)/ Красивая (для девочек)

Данная Методика оценивает

Высоту самооценки от «0» до знака точки

Уровень притязаний (оценка себя глазами родителей) от «0» до знака крестика.

Уровень самооценки.

45 до 74 средняя самооценка.

75 до 100 высокая..

45 и ниже низкая самооценка

Класс

По сравнению с прошлым годом (Приложение 10) самооценка 3-го класса несколько изменилась, опустилась по шкалам: Умный, Хороший ученик, несколько поднялась по шкалам, хороший товарищ, красивая/сильный. Так же одна шкала была изменена «Веселый» заменена на «Уверенный в себе».

Таблица 5

Средние значения шкал 3-го класса.

Шкала Мальчики Девочки
Умный
Хор. товарищ
Хор. ученик
Уверенный в себе
Здоровый
Красивая/ сильный

Таким образом, видно, что дети имеют определенную тенденцию к понижению самооценки по одним шкалам и повышение по другим.

Из данных следует что девочки по шкале «Умный» склонны рассматривать себя ниже чем мальчики, но по шкалам «Хороший ученик», «Уверенный в себе» «Красивая/сильный» Мальчики рассматривают свою самооценку ниже девочек.

Класс

Четвертый класс так же проходил данную методику, как и в прошлом году (Приложение 11).

Таблица 6

Средние значения шкал 4-го класса.

Шкала Мальчики Девочки
Умный
Хор. товарищ
Хор. ученик
Уверенный в себе
Здоровый
Красивая/ сильный

Самооценка детей по всем показателям, кроме здоровья явно понизилась, даже учитывая тот факт, что уровень притязаний повысился, видимо дети осознают, что ещё есть куда стремится, при этом прикладывают мало усилий для достижения целей.

Если рассматривать тенденцию в классе то видно что девочки более скептичны к себе по шкалам «Уверенный в себе» и «Красивая/сильный» чем мальчики. Мальчики рассматривают себя ниже девочек по шкалам «Умный» и «Хороший ученик»



Изучение личностных факторов подростков, влияющих на их отношение к успеху и неудаче другого | Сердакова

Изучение личностных факторов подростков, влияющих на их отношение к успеху и неудаче других исследование заключалось в изучении личностных факторов, которые могут влиять на формирование отношения к успеху и неудаче другого в подростковом возрасте. Методики психодиагностики, использованные в исследовании, включали методику Бесковой в модификации Дубовской и Сердаковой, методику диагностики уровня эмпатии Бойко, тест эмоционального интеллекта Холла и методику измерения самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации Прихожан. Выявлена ​​корреляция между установками на успехи и неудачи сверстников и особенностями личности в подростковом возрасте.

Показано, что юношам и девушкам часто свойственны позитивное восприятие другого, искренняя радость и восхищение своими успехами, сочувствие в случае неудач и успехов другого. Выявлена ​​прямая зависимость между уровнем эмпатии и позитивным отношением к успеху другого, что подтверждает роль личностного фактора в формировании межличностных отношений.


Ключевые слова

Подростковый возраст; Отказ; Сверстники; Личные факторы; Самооценка


Полный текст:
PDF

DOI: http://doi.org/10.11591/ijere.v12i1.23867

Рефбеки

  • На данный момент рефбеков нет.

Copyright (c) 2022 Institute of Advanced Engineering and Science

Международный журнал оценок и исследований в области образования (IJERE)
p-ISSN: 2252-8822, e-ISSN: 2620-5440

amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;lt;div<div& amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;lt;a title=»Web Analytics Made Easy — StatCounter» href=»http://statcounter.

com/» target=»_blank»& amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель ;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель ;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель ;amp;lt;img src=»//c.statcounter.com/11672324/0/2a82bdb4/0/» alt=»Web Analytics Made Easy — StatCounter»& amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; lt; / div & amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; ;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель ;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель ;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp ;amp;amp;gt;

Посмотреть статистику IJERE


Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-ShareAlike 4. 0 International License.

Инфантилизация подростков в цифровой среде

NASA/ADS

Инфантилизация подростков в цифровой среде

  • Панферов Владимир Николаевич
  • ;
  • Безгодова Светлана А.
  • ;
  • Микляева Анастасия В.
Аннотация

В статье представлены результаты изучения личностной зрелости подростков 13-17 лет (n=1078), инфантилизированных в межпоколенческих отношениях (на модели отношений с родителями и педагогами). Эмпирические данные были собраны с использованием Шкалы самооценки личностной зрелости, а также модифицированного диагностического метода самооценки Дембо-Рубинштейна, который измерял актуальную самооценку взрослости подростков, а также отражал оценки их собственной взрослости с позиций родителей и учителей.

Инфантилизацию в межпоколенческих отношениях оценивали путем сопоставления самооценки взрослости и отраженных оценок родителей и педагогов. Результаты показывают, что отношения между подростками, с одной стороны, и родителями и педагогами, с другой, характеризуются тенденцией к инфантилизации. Явная инфантилизация встречается примерно в 10 % случаев. Инфантилизация в межпоколенческих отношениях влияет, прежде всего, на регуляторную зрелость подростков, и ее влияние неодинаково в зависимости от того, кто является субъектом инфантилизации: в случае инфантилизации родителями регуляторная зрелость подростков снижается по мере взросления, в то время как в случай инфантилизации учителями увеличивается. В целом инфантилизация в отношениях с родителями оказывает более интенсивное негативное влияние на формирование личностной зрелости в подростковом возрасте по сравнению с инфантилизацией со стороны педагогов.


Публикация:

Сеть конференций E3S

Дата публикации:
Февраль 2021
DOI:
10.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *