Схема терапия: Что такое схема-терапия

Схема терапия: Что такое схема-терапия

КПТ — Что такое схема-терапия?

Что такое схема-терапия?


Схема-терапия — это психологическое направление, которое было создано Джеффри Янгом, как модификация когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), для пациентов, в отношении которых стандартная КПТ была недостаточно эффективна. Эти пациенты страдали, преимущественно, от расстройств личности, последствий комплексной психологической травмы и пренебрежения эмоциональными потребностями ребенка в детском возрасте. Возможно, именно поэтому схема-терапию, наряду с другими подходами, относят к «третьей волне» в КПТ.

Наиболее важное понятие в схема-терапии — это Ранние Дезадаптивные Схемы.

Схемы определяются как глубоко укоренившиеся убеждения относительно себя и своих отношений с другими, сформированные в детстве, закрепленные в течении всей жизни и, в значительной мере, являющиеся дисфункциональными.

Здоровые схемы развиваются, когда удовлетворяются базовые эмоциональные потребности ребенка. Это дает возможность детям развить позитивные образы себя, других людей и мира в целом.

В схема-терапии обычно выделяют пять категорий базовых эмоциональных потребностей человека, некоторые из них являются наиболее важными в детстве (Young, Klosko, & Weishaar, 2006):

1. Привязанность и безопасность.

2. Независимость, компетенция и идентичность.

3. Свобода выражения своих потребностей и эмоций.

4. Спонтанность, веселье и игра.

5. Реалистичные границы, самодисциплина и самоконтроль.

Более детально ознакомиться с тем, что такое базовые эмоциональные потребности, можно перейдя по ссылке.

Схемы развиваются в детстве в процессе взаимодействия врожденного темперамента ребенка и детского опыта отношений с родителями, братьями (сестрами) и сверстниками.

Поскольку они формируются в самом начале жизни, схемы становятся знакомыми и, таким образом, удобными. Мы искажаем наш взгляд на события в нашей жизни, чтобы сохранить действительность наших схем. Схемы могут оставаться в спящем виде, пока они не активируются ситуациями, имеющими отношение к этой конкретной схеме.

Так что же происходит, если в детстве базовые эмоциональные потребности не удовлетворяются?

Мы формируем неадаптивные схемы или «жизненные ловушки».

Эти жизненные темы, закономерности или «ловушки» образуются, когда базовые эмоциональные потребности не удовлетворяются в детстве (но также могут быть следствием их неудовлетворения в подростковом возрасте). Впоследствии схема не позволяет базовым эмоциональным потребностям удовлетворятся во взрослом возрасте. Например, ребенок, чья потребность в безопасных отношениях не удовлетворялась его родителями, может много лет в будущем жить без безопасных отношений, как ответ на отсутствие удовлетворения этой потребности раньше, и это может продолжаться в течение всей жизни.

Это может сначала казаться интуитивно-противоположным, но психотерапия и психология, с подачи Фрейда, определяет это как «навязчивое повторение». Мы воспроизводим в нашей взрослой жизни недостатки раннего детства, потому что мы чувствуем себя «более комфортно» с этими схемами, даже осознавая, что они не служат нам как адаптивные, зрелые. В этом лежит конфликт.

Схемы — это очень стабильные и устойчивые паттерны, состоящие из воспоминаний, телесных ощущений, эмоций и чувств. После активации часто возникают интенсивные эмоции, и они, как правило, могут лежать в основе долговременных трудностей, с которыми, по нашему мнению, мы боремся.

Одна из причин, почему схемы трудно менять, — это то, что они не подчиняются логике, а хранятся в эмоциональной части мозга, которая называется миндалиной, в отличие от частей мозга, которые легко поддаются логическому анализу или дискурсу (куда, например, может нацеливаться «классическая» КПТ).

Хотя схема терапия использует много процедур КПТ подхода, она также более глубоко проникает в ранней жизненный опыт, используя эмоциональные (экспериенциальные) и межличностные техники, способствуя повышению уровня аффекта в сессиях и имея более длительный эффект.

Выделяют 18 ранних дезадаптивных схем, которые сгруппированы в 5 категорий в соответствии с неудовлетворением базовых эмоциональных потребностей:

1. Потеря привязанности и отвержение:

  1. Эмоциональная депривация
  2. Покинутости/нестабильности отношений
  3. Недоверия/ожидания причинения вреда
  4. Дефективности/стыда
  5. Социальной изоляции/отвержения

2. Ограничение автономии, реализации себя и способности достичь успеха:

  1. Зависимости/беспомощности
  2. Ожидания катастрофы (уязвимости к жизненным вызовам и болезням)
  3. Слияние/неразвитая идентичность
  4. Некомпетентности и неминуемых неудач

3. Нарушение границ:

  1. Особого статуса и прав
  2. Недостаточный самоконтроль и самодисциплина

4. Ориентированность на других:

  1. Подчинения
  2. Самопожертвования
  3. Поиск признания

5. Чрезмерная бдительность и ингибиция:

  1. Эмоциональная ингибиция
  2. Сверхвысокие стандарты и гиперкритичность
  3. Негативизм/пессимизм
  4. Наказания

Больше информации про ранние дезадаптивные схемы можно найти по ссылке.

Часто, если человек находится в особенно тяжелой ситуации или переживает резкие изменения в мыслях, чувствах и поведении, когда активны много различных дезадаптивных схем, схема-терапевты предлагают работать со схемами с помощью модели модов или частиц. Моды или частицы — это такие режимы психики или состояния активации ранних дезадаптивных схем и коупингов, которые внутренне могут ощущаться как отдельные и совершенно разные части нас самих (которые часто могут находиться в конфликте между собой).

Более детально про модель частиц или модов можно узнать по ссылке.

Вместе с клиентом этим различным частям будут даны имена, и с ними работают почти как с «персонажами» во внутреннем мире клиента, рассматривая, как взаимодействуют эти различные моды и как они функционируют, подкрепляя дезадаптивные схемы, «жизненные ловушки» и, возвращая клиента к путям удовлетворения своих фрустрированных (неудовлетворенных) базовых эмоциональных потребностей, которые были изобретены в детстве, и могут частично срабатывать при определенных обстоятельствах, но, в целом, бесполезны в долгосрочной перспективе.

Как схемы работают?

Существует две основные операции по схеме: исцеление схемы и сохранения схемы. Все мысли, поведение и чувства могут рассматриваться как часть одной из этих операций. Или они закрепляют схему или они исцеляют схему. В следующем разделе о терапевтическом процессе мы подробнее объясним об исцелении схемы.

Сохранение схемы относится к рутинным процессам, с помощью которых схемы функционируют и закрепляют себя. Это происходит благодаря когнитивным искажениям, самоподдерживающим поведенческим паттернам (self-defeating behaviour patterns) и стилям преодоления схемы.

Когнитивные искажения являются центральной частью классической когнитивной терапии. Эти искажения состоят из негативных интерпретаций и прогнозов жизненных событий. Схема будет выделять или преувеличивать информацию, подтверждающую схему и будет минимизировать или отклонять информацию, которая противоречит ей. Кроме того, нездоровые модели поведения будут увековечивать существование схемы. Кто-то, кто был обиженным в детстве и создал схему недоверия / ожидания ущерба, может искать подобные отношения во взрослом возрасте и оставаться в них, обеспечивая постоянное подтверждение схемы.

Для того чтобы понять, как схемы, таким образом, увековечиваются, существуют три стиля преодоления, которые необходимо выявить. Это такие стили: : капитуляция перед схемой («сдаться»), избегание схемы («убежать») и чрезмерная компенсация или гиперкомпенсация («напасть») схемы. Благодаря этим трем стилям, схемы влияют на наше поведение и обеспечивают себе собственное выживание.

Стиль «сдаться» относится к способам, когда мы пассивно принимаем нашу схему. Мы принимаем схему как правду, а потом действуем так, чтобы подкрепить схему. Например, молодой человек со схемой «Покинутости / нестабильности» может выбирать партнеров, которые неспособны строить долгосрочные отношения. Тогда она может реагировать даже на незначительные признаки покинутости, например, находясь короткое время без партнера, преувеличивать это и чувствовать чрезмерные негативные эмоции. Несмотря на эмоциональную боль от ситуации, он может так же пассивно оставаться в отношениях, поскольку не видит иного способа общения с партнером.

Стиль «избегание» — это способы, в которых мы делаем все возможное, чтобы избежать активации схем. Когда схемы активируются, это вызывает чрезвычайно негативные эмоции. Таким образом, мы пытаемся найти способы избежать запуска схем, чтобы не чувствовать эту боль. Существует три типа уклонения от схемы: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Когнитивное избегание — это усилия, которые люди делают, чтобы не задумываться над событиями, которые их огорчают. Эти усилия могут быть как осознанными, так и автоматическими. Люди могут добровольно принять решение не концентрировать внимание на каком-то аспекте своей личности или событии, которое они считают тревожным. Существуют также бессознательные процессы, которые помогают людям закрывать информацию, которая может слишком огорчить, если будет осознана. Люди часто забывают особенно болезненные события. Например, дети, подвергшиеся сексуальному насилию, часто не помнят об этом.

Эмоциональное или аффективное избегание означает автоматические или осознанные попытки блокировать болезненные эмоции. Часто, когда люди имеют очень болезненные эмоциональные переживания, их чувства «немеют», чтобы свести к минимуму боль. Например, человек может рассказывать о том, как жена намеренно оскорбляет его, но говорить, что он не чувствует никакого гнева к ней, лишь небольшое раздражение. Некоторые люди злоупотребляют алкоголем или наркотиками, чтобы заглушить эмоции, вызванные схемами.

Третий вид избегания – поведенческое избегание. Люди часто действуют так, чтобы избегать ситуаций, которые вызывают схемы, и таким образом избегать психологического боли. Например, женщина со схемой «некомпетентности и неизбежных неудач» может избегать принятия сложной новой работы, которая для нее была бы очень полезной. Избегая сложной ситуации, она избегает боли, связанной с интенсивной тревогой, которая может быть вызвана активацией схемы.

Третий стиль «напасть»  – это гиперкомпенсация схемы. Человек ведет себя таким образом, который является противоположностью тому, что предлагает схема, чтобы избежать активации схемы. На поверхности может показаться, что гиперкомпенсаторы ведут себя здоровым образом, защищая таким способом себя. Но когда они заходят слишком далеко, пересекают границу, это имеет такие последствия, которые затем закрепляют схему. Например, молодой человек со схемой дефективности может слишком компенсировать, представляя себя совершенным и критикуя других. Это, вероятно, приведет к тому, что другие, в свою очередь, будут критиковать его, тем самым подтверждая его убеждение в том, что он какой-то дефективный.

Терапевтический процесс – изменение схем.

В схема-терапии цель лечения заключается в привлечении процессов исцеления схемы. Эти процессы направлены на то, чтобы ослабить ранние дезадаптивные схемы и дисфункциональные стили преодоления схем как можно больше, и построить здоровую часть клиента. Альянс или союз, сформированный между терапевтом и здоровой частью клиента, противостоит схемам. Любая терапевтическая деятельность, описанная ниже, может рассматриваться как пример исцеления схемы.

Первым шагом в терапии является комплексная оценка клиента. Главная цель этой оценки — определить схемы и стили их преодоления, наиболее актуальные в психологическом складе клиента. Существует несколько шагов в этом процессе. Сначала терапевт хочет узнать о последних событиях или обстоятельствах в жизни клиента, которые побудили его обратиться за помощью. После этого терапевт обсуждает историю жизни клиента и ищет закономерности, которые могут быть связаны со схемами.

Есть еще несколько шагов, которые психотерапевт может делать для диагностики схем. Могут быть использованы специальные опросники, которые клиент заполняет, у них есть перечень различных мыслей, чувств и поведения, связанных с различными схемами; утверждение этих опросников надо оценить по отношению к жизни клиента.

Есть также различные методы работы с воображением, которые терапевт также может использовать для диагностики схем. Так, одна специфическая техника предполагает приглашение клиентов закрыть глаза и представить себя ребенком рядом со своими родителями. Часто появляющиеся воспоминания, приводят к основным схемам. Кроме того, иногда просто рассказ о ключевых, мучительных воспоминаниях может помочь сделать предположение относительно основных дезадаптивных схем.

Есть много методов, которые психотерапевт может использовать, чтобы помочь клиентам ослабить их схемы. Эти методики или техники можно разделить на четыре категории: эмоциональные, межличностные, когнитивные и поведенческие.

Эмоциональные техники поощряют клиентов испытывать и выражать эмоциональные аспекты своей проблемы. Один из способов заключается в том, что клиенты закрывают глаза и представляют, что они разговаривают с человеком, на которого направлена эмоция. Тогда их поощряют выражать эмоции как можно полнее в воображаемом диалоге. Одна женщина, основной схемой которой была «Эмоциональная депривация», имела несколько таких сессий, в которых она имела возможность выразить свой гнев на родителей, потому что они не были достаточно эмоциональными. Каждый раз, когда она выражала эти чувства, она могла отдалять себя подальше от схемы. Она смогла увидеть, что у ее родителей были собственные проблемы, которые не давали им возможности обеспечить ей адекватное воспитание, и она не навсегда должна быть лишена этого.

Существует много вариантов вышеупомянутой техники. Клиенты могут взять на себя роль другого человека в этих диалогах и выражать то, как они представляют, что чувствовали те люди. Или они могут написать письмо другому человеку, не собираясь его отсылать, чтобы они могли выразить свои чувства без сдерживания.

Межличностные техники освещают взаимодействие клиента с другими людьми, позволяя выявить роль схем. Один из способов — сосредоточиться на взаимодействии с психотерапевтом. Часто клиенты со схемой «Подчинения» согласны со всем, что предлагает терапевт, даже если они не считают задания, имеющими отношение к проблеме. Тогда они чувствуют недовольство терапевтом, которое они показывают опосредованно. Такой паттерн взаимодействия и непрямого выражения возмущение можно затем исследовать с пользой для клиента. Это может привести к исследованию случаев, когда клиент взаимодействует подобным образом с другими, и впоследствии обижается на них, и затем попытаться понять, как с этим можно лучше справляться в будущем.

Другой тип межличностной техники предусматривает включение партнера в терапию. Мужчина со схемой «Самопожертвования» может выбрать жену, которая стремится игнорировать его желания. Терапевт, возможно, захочет привлечь жену к лечению, чтобы помочь им обоим узнать закономерности их взаимоотношений и изменить способы взаимодействия.

Когнитивные техники — это те, в которых подвергаются сомнению дисфункциональные когнитивные искажения. Как и в краткосрочной когнитивной терапии, распознаются дисфункциональные мысли и рассматриваются доказательства против них. Тогда их заменяют на новые мысли и убеждения. Эти методы помогают клиенту изобрести альтернативные способы видения различных ситуаций.

Первым шагом в работе со схемами когнитивно, является изучение доказательств за и против схемы, которая рассматривается. Это включает исследование жизни и опыта клиента и изучения всех доказательств, которые поддерживают или опровергают схему. Данные затем рассматриваются критически, чтобы узнать, действительно ли они доказывают истинность схемы. Как правило, в полученных доказательствах выявляются ошибки, и они становятся уже не такими убедительными.

Например, рассмотрим молодого человека со схемой «эмоциональной депривации». На просьбу привести доказательства того, что его эмоциональные потребности никогда не будут выполнены, он приводит случаи, когда бывшие подруги не удовлетворяли его потребности. Однако, когда эти прошлые отношения внимательно рассматриваются, он обнаруживает, что в рамках «стиля сдаться» он выбирал женщин, которые не могут предоставить эмоциональную поддержку. Это понимание дает ему чувство оптимизма, если он по-другому начнет выбирать своих партнерш, то его потребности, возможно, смогут быть удовлетворены.

Другой когнитивной техникой является структурированный диалог между клиентом и терапевтом. Во-первых, клиент занимает сторону схемы, а терапевт представляет более конструктивный взгляд. Затем стороны меняются ролями, что дает клиенту возможность вербализировать альтернативную точку зрения.

После нескольких подобных диалогов клиент и терапевт могут потом создать карточку-напоминание (flashcard) для клиента, которая содержит краткое изложение показаний против схемы.

Типичная карта для клиента со схемой «Дефективности / стыда» содержит: «Я знаю, что я чувствую, что со мной что-то не так, но моя здоровая часть знает, что я в порядке. Было несколько человек, которые хорошо знали меня и оставались со мной надолго. Я знаю, что могу иметь дружеские отношения со многими людьми, которые мне интересны».

Клиенту предлагается всегда сохранять флэш-карту доступной и читать ее, когда возникает соответствующая проблема. В процессе постоянного использования этой или других когнитивных техник вера клиента в схему постепенно ослабевает.

Поведенческие техники — это те, в которых терапевт помогает клиенту заменить долговременные поведенческие паттерны, таким образом что, например, дезадаптивный поведенческий стиль «сдаться» уменьшается, а усиливаются более адаптивные поведенческие ответы.

Одна из поведенческих стратегий заключается в том, чтобы помочь клиентам выбирать партнеров, подходящих для них и способных строить здоровые отношения. Клиенты со схемой «Эмоциональная депривация»,как правило, выбирают партнеров, которые не в состоянии оказывать эмоциональную поддержку. Терапевт, работающий с такими клиентами, помогает им в процессе оценки и выбора новых партнеров.

Другая поведенческая техника заключается в том, чтобы обучать клиентов лучшим навыкам общения. Например, женщина со схемой «Подчинения» считает, что она заслуживает повышения на работе, но не знает, как сказать об этом. Одна из техник, которую использует терапевт для того, чтобы научить ее общаться с ее руководителем, это ролевая игра. Сначала, терапевт берет на себя роль клиента, а клиент берет на себя роль руководителя. Это позволяет психотерапевту продемонстрировать, как правильно сделать запрос. Затем клиент получает возможность практиковать новые формы поведения и получать обратную связь от терапевта перед тем, как изменить поведение в реальной ситуации.

Таким образом: схема-терапия может помочь людям понять и изменить долговременные жизненные паттерны. Терапия предполагает выявление ранних дезадаптивных схем, коупинг-стилей и частиц, и систематическое противостояние им, изменение и исцеление их.

По материалам schematherapylondon.org


как изменить что мы чувствуем, думаем и делаем.

Обучение основам схема-терапии! Программа повышения квалификации в Институте Психоанализа.  Идет набор на январь 2020 года. Узнавайте подробности здесь.

Что такое схема-терапия?

Схема-терапия — это психотерапия характера, тех его особенностей, которые причиняют людям боль, разрушают их отношения с другими и мешают им жить осмысленной, приносящей удовлетворение жизнью.

Схема-терапия – подход, совмещающий в рамках одной теоретической модели когнитивно-поведенческий, психодинамический, гештальт-подход и теорию привязанности.

Изначально он был создан для помощи хронически депрессивным людям, которым не помогала традиционная когнитивная психотерапия. Однако в последнее десятилетие схема-терапия завоевала прочную репутацию одного из наиболее эффективных методов психотерапии характера. К счастью, сегодня схема-терапия активно развивается и в России.

Егору 32 года. Когда ему было 6, родители переехали работать на Шри-Ланку и отдали его в местную школу. Мальчик оказался в чуждом окружении, он сильно отличался от других детей, не понимал их обычаев и правил. Никто не поговорил с ним о том, что его ожидает, не помог справиться со стрессом и не поддерживал во время адаптации. А через несколько лет семья вновь переехала, и Егор попал в точно такую же ситуацию: один среди чужих и непохожих. Его потребность в принадлежности к группе не удовлетворялась именно в том возрасте, когда это особенно важно. В результате у него сформировалась схема «Социальной изоляции». Егор чувствует свою отделенность от других людей, уверен, что совершенно не похож ни на кого из них. Он считает себя одиночкой и ему не приходит в голову поискать тех, с кем он говорил бы на одном языке: людей с близким ему взглядом на мир и схожими интересами. Егору приходится много общаться, но он избегает говорить на личные темы, поскольку уверен, что его не поймут. Кроме того, он много переезжает, поскольку в новой обстановке чувство изолированности объяснимо логически и не так сильно его расстраивает. Потребность Егора в принадлежности к группе, в понимании, что есть другие люди, с которыми он чувствует себя «в своей тарелке», по-прежнему не удовлетворена. И это вносит весомый вклад в его апатию, одиночество и подавленность, которые привели его в психотерапию.


Почему «схема»?

Понятие «схема» активно используется в рамках когнитивной психологии – разделе психологии, изучающем как устроены наше восприятие и мышление. Схемы – это убеждения и чувствования о себе, других и мире, в которые люди верят автоматически, «интуитивно», не задавая вопросов.

Мы воспринимаем мир сквозь призму наших схем и в этом нет ничего патологического. Это обычный, свойственный любому человеку способ организации своего опыта. Без схем мы тратили бы слишком много времени на понимание того, что происходит вокруг и что с этим делать.

Проблемы возникают тогда, когда схемы:

  • возникли на основе болезненного опыта , поэтому приводят к переживанию или ожиданию боли и негативных эмоций;
  • ригидны, то есть не меняются под влиянием реального опыта, каким бы позитивным он не был;
  • провоцируют мгновенное, мало осознанное и, как правило, неадаптивное поведение.

В результате, действие таких схем не помогает, а мешает нам жить. Снова и снова мы наступаем на одни и те же грабли, даже если изо всех сил пытаемся их избежать.

  • Случалось ли с вами, что вроде бы незначительное событие сильно и надолго портило вам настроение?
  • Замечали ли вы, что в некоторых похожих ситуациях ведете себя совсем не так, как хотели бы, и как стоило бы себя вести? И это повторяется раз за разом, и вы ничего не можете с этим поделать?
  • Может быть, вы хотите близких и доверительных отношений и много делаете для этого, а все время получается что-то совсем-совсем другое?
  • Вы много работаете и кое-чего достигли, вас уважают, но сами вы не чувствуете свою ценность и кажетесь себе обманщиком?
  • Возможно, вы заметили, что склонны ждать от мира и других людей плохого? И даже если оно не происходит, вы все равно продолжаете этого ждать?

Это только примеры. Но если на какой-то из этих вопросов вы ответили «да», теперь вы на собственном примере знаете, как нам мешают жить такие схемы. Они вызывают сильные негативные чувства, склоняют к мрачным мыслям о себе, других и мире, под их влиянием у нас не получается заботиться о своих потребностях и достигать желаемого.

Такие схемы Янг назвал Ранними Дезадаптивными Схемами. Он предположил, что они возникают в раннем детстве, когда базовые потребности ребенка не удовлетворяются, либо удовлетворятся несоответствующим образом. Найденное в детстве средство справляться с болью в таких ситуациях, взрослый продолжает использовать автоматически, часто даже не замечая этого. Или, заметив, зачастую мало что может изменить.

Янг выделил 18 Ранних Дезадаптивных Схем, разделив их на группы, в зависимости от базовой неудовлетворенной потребности. Здесь мы только перечислим их, а подробно обсудим в следующей статье.

Потребность в надежной привязанности (включая безопасность, понимание, принятие, руководство).
Если эта потребность постоянно не удовлетворяется в детстве, могут возникнуть следующие схемы: 1) Брошенность, 2) Недоверие/Жестокое обращение, 3) Эмоциональная депривация, 4) Дефективность, 5) Социальная изоляция.

Потребность в автономии, компетентности и чувстве идентичности.
Неудовлетворению этих потребностей соответствуют схемы: 6) Несостоятельности, 7) Уязвимости к ущербу, 8) Неразвитого Я, 9) Обреченности на неудачу.

Потребность свободно выражать свои чувства, переживания и нужды.
Ей соответствуют схемы: 10) Подчинения, 11) Самопожертвования, 12) Поиска одобрения.

Потребность в спонтанности и игре.
Возникают схемы 13) Негативизма, 14) Подавления эмоций, 15) Наказания, 16) Жестких стандартов.

 

Потребность в реалистичных границах и обучении самоконтролю.
Схемы: 17)грандиозности, 18)недостаточности самоконтроля.

Почему в детстве не удовлетворяются базовые потребности?

Как правило, это сочетание несколько факторов. Во-первых, это семейные привычки и ценности, личные особенности родителей. Во-вторых, это врожденные особенности ребенка, например, свойства его темперамента. И, наконец, это просто жизненные обстоятельства.

Вернемся к Егору. Если бы его родители умели бы говорить о своих чувствах, или если бы в школе оказалась бы пара ребят из России, или если бы он родился со слабо выраженной потребностью в общении, вполне возможно, у него не было бы сегодня схемы социальной изоляции.

Ранние дезадаптивные схемы есть у всех. Никто из нас не вырос в идеальной обстановке, где все наши потребности удовлетворялись именно так, как нужно: не больше и не меньше. Но схемы могут быть выражены в очень разной степени. Чем сильнее схемы, тем чаще они «срабатывают, тем бОльшую боль приносят. Чем больше у человека сильно выраженных схем, тем больше базовых потребностей ему сложно удовлетворить.

Цель схема-терапии – снизить влияние ранних дезадаптивных схем на жизнь человека и помочь ему понять и научиться удовлетворять свои базовые потребности. Схема-терапия помогает людям изменить то, как они думают, как они чувствуют и как они действуют.

Для этого она использует множество стратегий, разработанных в разных психотерапевтических школах.

Одни стратегии работают с мышлением и направлены на изменение того, как люди думают о себе, других, мире и своих потребностях.

Другие стратегии направлены на изменение того, как люди чувствуют , на работу с эмоциональной памятью и воображением. Для этого используются как техники, типичные для гештальт-терапии, так и собственные разработки Дж. Янга.

Поведенческие стратегии помогают изменить то, как люди действуют в обстоятельствах, которые запускают их схемы. Иногда для этого необходимо освоить недостающие навыки, например новые способы общения, иногда — научиться расслабляться, иногда просто раз за разом пробовать вести себя по-другому.

И, наконец, важной частью схема-терапии являются терапевтические отношения. Очень важно, чтобы психотерапевт был теплым, эмпатичным и, в рамках терапевтических отношений, заботился о потребностях клиента. В процессе совместной работы терапевт и клиент создают общее видение проблем и трудностей, обсуждают план работы, делятся наблюдениями.

Егору предстоит  найти то общее, что есть между ним и другими людьми.  Вспомнить и в безопасной обстановке, с эмпатической поддержкой терапевта, выразить ту боль, которую он испытывал, когда его отвергали дети. Научиться говорить о своих переживаниях, наблюдениях и интересах сначала в кабинете психолога, а потом с другими людьми. Преодолеть тревогу и страх и все-таки найти тех, с кем он сможет говорить на своем языке и чувствовать себя свободно и раскованно.

 

С уважением,
                   клинический психолог Наталья Дикова.

 

Идет набор на программу обучения «Основы схема-терапии» в Институте практической психологии Высшей Школы Экономики.  Подробности о программе можно узнать здесь.

 

Почитать 18 схем и типичные способы с ними справиться.

Почитать «Конечно я сделаю, как ты хочешь. Что такое схема подчинения».

Почитать  Я чувствую, со мной что-то не так. Что такое схема Дефективности

Почитать про пограничное расстройства личности. Схема-терапия — один из 4 доказано эффективных видов психотерапии этого личностного расстройства. 

Почитать «Психотерапия:инструкция по применению».

Почитать «Как выбрать хорошего психолога».

Почитать «Первая встреча:что ожидать и что делать».

Теория, схемы, режимы, цели и многое другое

Схематерапия — это новый тип терапии, который сочетает в себе элементы когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), психоанализа, теории привязанности и эмоционально-ориентированной терапии.

Это комплексный подход, направленный на лечение расстройств личности и других проблем психического здоровья, которые не всегда поддаются другим методам лечения. Это может быть особенно полезно для лечения пограничного расстройства личности.

В схеме терапии вы будете работать с терапевтом, чтобы раскрыть и понять ваши схемы, иногда называемые ранними неадекватными схемами.

Схемы — это бесполезные модели поведения, которые развиваются у некоторых людей, если их эмоциональные потребности не удовлетворяются в детстве.

Эти схемы могут влиять на вас на протяжении всей жизни и способствовать проблемным методам преодоления трудностей и поведению, если на них не обратить внимание.

Схема-терапия направлена ​​на то, чтобы научить вас, как обеспечить удовлетворение ваших эмоциональных потребностей здоровым способом, не вызывающим стресса.

Одним из самых важных факторов в развитии схем является неудовлетворение ваших основных эмоциональных потребностей в детстве.

К этим основным потребностям относятся:

  • чувство безопасности и надежной привязанности к другим
  • чувство самоидентификации и автономии
  • свобода выражать свои чувства и требовать от других того, что вам нужно
  • способность играть и быть спонтанным
  • безопасные, соответствующие возрасту ограничения и границы

Кроме того, четыре типа негативного опыта также могут способствовать развитию схем. К ним относятся:

  • Неудовлетворенные потребности. Это может произойти, если вы не получаете любви от опекунов или не удовлетворяете другие основные эмоциональные потребности.
  • Травматизация или виктимизация. Это описывает ситуацию, когда вы подверглись жестокому обращению, травме или подобному стрессу.
  • Излишество или отсутствие ограничений. В этой ситуации ваши родители, возможно, чрезмерно защищали или чрезмерно вовлекались. Возможно, они не установили для вас правильных границ.
  • Избирательная идентификация и интернализация. Это относится к тому, как вы усваиваете некоторые взгляды или поведение ваших родителей. Вы можете идентифицировать себя с некоторыми из них и усвоить другие. Некоторые из них могут развиваться в схемы, а другие — в режимы, также называемые методами совладания.

Схемы, как правило, развиваются в детстве и обычно устойчивы к изменениям. Но неуправляемые схемы могут вызывать негативные паттерны, которые часто усиливаются нездоровыми взаимодействиями.

Как только вы разработаете схему, она может бессознательно влиять на ваши мысли и действия, чтобы предотвратить эмоциональный стресс. Хотя это звучит так, как будто это может быть полезно, методы преодоления, которые создают схемы, часто нездоровы или вредны.

Большинство людей склонны разрабатывать более одной схемы.

Эксперты определили 18 различных схем, но все они попадают в одну из пяти категорий или доменов:

  • Домен I, отключение и отклонение включает в себя схемы, которые затрудняют развитие здоровых отношений.
  • Домен II, нарушение автономии и работоспособности , включает схемы, которые затрудняют развитие сильного самоощущения и функционирования в мире во взрослом возрасте.
  • Домен III, нарушенные пределы , включает схемы, влияющие на самоконтроль и способность уважать границы и ограничения.
  • Домен IV, ориентация на других , включает в себя схемы, которые заставляют вас ставить потребности других выше своих собственных.
  • Домен V, чрезмерная бдительность и сдерживание , включает в себя схемы, которые отдают приоритет предотвращению неудач или ошибок посредством бдительности, правил и игнорирования желаний или эмоций.

В схема-терапии ваши реакции на схемы известны как стили совладания. Они могут включать мысли, чувства или поведение. Они развиваются как способ избежать болезненных и подавляющих эмоций, переживаемых в результате определенной схемы.

Стили совладания могут быть полезны в детстве, так как они обеспечивают средства к выживанию. Но во взрослом возрасте они могут подкреплять схемы.

Не существует строгих правил относительно того, какие схемы приводят к определенным стилям выживания. Ваш стиль совладания может быть основан на вашем общем темпераменте или даже на стилях совладания, которым вы научились у своих родителей.

Они также различаются от человека к человеку. Два человека могут по-разному реагировать на одну и ту же схему одним и тем же стилем. Точно так же два человека с одной и той же схемой могут отвечать двумя разными стилями.

Ваш собственный стиль совладания также может меняться со временем, хотя вы по-прежнему имеете дело с одной и той же схемой.

Три основных стиля совладания слабо коррелируют с реакцией «бей или беги» или «замри»:

Сдача

Это включает в себя принятие схемы и подчинение ей. Обычно это приводит к поведению, которое усиливает или продолжает модель схемы.

Например, если вы поддадитесь схеме, которая сформировалась в результате эмоционального пренебрежения в детстве, позже вы можете оказаться в отношениях, связанных с эмоциональным пренебрежением.

Избегание

Это включает в себя попытку жить без срабатывания схемы. Вы можете избегать действий или ситуаций, которые могут спровоцировать его или заставить вас чувствовать себя уязвимым.

Избегание вашей схемы может сделать вас более склонным к употреблению психоактивных веществ, рискованному или компульсивному поведению и другим видам поведения, которые отвлекают внимание.

Сверхкомпенсация

Это включает попытку бороться со схемой, действуя в полном противоречии с ней. Это может показаться здоровой реакцией на схему, но сверхкомпенсация обычно заходит слишком далеко.

Это часто приводит к действиям или поведению, которые кажутся агрессивными, требовательными, бесчувственными или чрезмерными. Это может сказаться на ваших отношениях с другими людьми.

В схема-терапии режим — это временное мышление, которое включает в себя как ваше текущее эмоциональное состояние, так и то, как вы с ним справляетесь.

Другими словами, ваш режим представляет собой комбинацию активных схем и стилей выживания. Режимы могут быть полезными (адаптивными) или бесполезными (неадаптивными).

Режимы схемы помогают терапевтам группировать схемы вместе, чтобы они могли обращаться к ним как к единому состоянию ума, а не к отдельным чертам.

Режимы схемы делятся на четыре категории:

  • Детские режимы характеризуются детскими чувствами и поведением.
  • Дисфункциональные способы совладания используются для предотвращения эмоционального стресса, но в конечном итоге усиливают схему.
  • Дисфункциональные родительские режимы — это интернализация критических, требовательных или резких родительских голосов.
  • Здоровый взрослый режим представляет ваше здоровое, функциональное «я». Этот режим может помочь регулировать другие режимы, устанавливая ограничения и противодействуя эффектам других режимов.

В схематерапии вы будете работать со своим терапевтом, чтобы:

  • определить и начать исцеляющие схемы
  • определить и устранить стили преодоления, которые мешают эмоциональным потребностям схемы
  • научитесь удовлетворять свои основные эмоциональные потребности здоровым и адаптивным образом
  • научитесь справляться (здоровым образом) с разочарованием и дистрессом, когда определенные потребности не могут быть удовлетворены

В конечном итоге все это поможет вам развить сильный, здоровый взрослый образ жизни. Хорошо развитый здоровый взрослый режим может помочь исцелить и отрегулировать другие режимы, а также уберечь вас от подавления их последствиями.

Терапевты-схемы могут использовать несколько техник в ходе терапии. Некоторые методы могут работать лучше для одних людей и схем, чем для других. Если какая-то техника вам не подходит, обязательно сообщите об этом своему терапевту.

Имейте в виду, что ваши отношения с терапевтом являются важной частью схема-терапии. Есть два важных понятия, которые всплывают во многих методах, используемых в схема-терапии. И то, и другое работает лучше всего, когда вы чувствуете себя в безопасности и комфортно со своим терапевтом.

Эти понятия:

  • Эмпатическая конфронтация. Ваш терапевт подтверждает схемы, возникающие в терапии, предлагая понимание и сочувствие, помогая вам осознать важность изменений.
  • Ограниченное перевоспитание. Ваш терапевт помогает удовлетворить эмоциональные потребности, которые не были удовлетворены в детстве, предлагая безопасность, сочувствие и уважение. «Ограниченный» просто означает, что ваш терапевт следит за тем, чтобы это перевоспитание согласовывалось с этическими стандартами для специалистов в области психического здоровья.

Как правило, эти концепции выполняются с помощью техник, которые делятся на четыре категории:

Эмоциональные

Эмоциональные техники включают использование эмоций для противодействия схемам. Они помогают вам в полной мере испытать эмоции и выразить их в безопасности терапии. Общие эмоциональные техники включают управляемые образы и ролевые игры.

Межличностные

Техники межличностных отношений помогут вам изучить ваши отношения, чтобы определить, как схемы влияют на них.

Наблюдение за тем, как схемы и реакции проявляются в терапии, может помочь вам выявить аналогичные закономерности в вашей жизни. Это может включать в себя привлечение партнера или близкого друга на сеанс терапии.

Когнитивные

Когнитивные методы включают в себя выявление и устранение вредных моделей мышления, возникающих в результате схем. Вы будете работать со своим терапевтом, чтобы проанализировать жизненный опыт на предмет доказательств, подтверждающих или противоречащих схеме.

Это можно сделать с помощью карточек или структурированных бесед, в которых вы будете высказываться как за, так и против схемы.

Поведенческие

Поведенческие техники помогают вам научиться делать позитивный и здоровый выбор, изменяя модели поведения, являющиеся результатом вашего стиля преодоления трудностей.

Чтобы изменить поведенческие модели, вы можете поработать над коммуникативными навыками с помощью ролевой игры или обсудить проблему и ее решение со своим терапевтом. Они также могут дать вам несколько упражнений для выполнения между сеансами.

Схема-терапия обещает быть средством лечения многих проблем психического здоровья, включая расстройства пищевого поведения и депрессию.

Большинство существующих исследований рассматривали роль схема-терапии в лечении пограничного расстройства личности и других расстройств личности.

Пока что результаты обнадеживают. Например, контролируемое исследование 2014 года пришло к выводу, что схема-терапия может быть более эффективной для лечения расстройств личности.

Но схема-терапия существует только с 1980-х годов. Это довольно короткий промежуток времени в мире психологии. В результате не так много качественных, долгосрочных исследований о его эффектах.

Несмотря на то, что существующие исследования являются многообещающими, большинство экспертов сходятся во мнении, что необходимы дальнейшие испытания и исследования.

По сравнению с другими видами терапии схема-терапия также может быть долгосрочной. Возможно, вам придется годами проходить схема-терапию. Если у вас нет страховки, это также может стать довольно дорогим.

Найти схема-терапевта немного сложнее, чем других типов терапевтов, особенно в Соединенных Штатах, но ресурсы там есть.

В Международном обществе схема-терапии есть каталог, в котором перечислены официально обученные схема-терапевты.

Вы также можете попробовать поискать в общих базах данных терапевтов, включая систему поиска терапевтов Американской психологической ассоциации.

Попробуйте поискать терапевтов, предлагающих когнитивно-поведенческую терапию. Схема-терапия во многом опирается на этот подход, поэтому некоторые когнитивно-поведенческие терапевты могут иметь некоторый опыт работы со схема-терапией или ее основными принципами.

Поскольку схема-терапия может стоить больше, чем другие виды лечения психических заболеваний, полезно узнать у терапевтов о стоимости, о том, принимают ли они страховку и о других финансовых проблемах, которые могут у вас возникнуть. Наше руководство по доступной терапии также может помочь.

Теория, схемы, режимы, цели и многое другое

Схематерапия — это новый тип терапии, который сочетает в себе элементы когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), психоанализа, теории привязанности и эмоционально-ориентированной терапии.

Это комплексный подход, направленный на лечение расстройств личности и других проблем психического здоровья, которые не всегда поддаются другим методам лечения. Это может быть особенно полезно для лечения пограничного расстройства личности.

В схема-терапии вы будете работать с терапевтом, чтобы раскрыть и понять ваши схемы, иногда называемые ранними дезадаптивными схемами.

Схемы — это бесполезные паттерны, которые развиваются у некоторых людей, если их эмоциональные потребности не удовлетворяются в детстве.

Эти схемы могут влиять на вас на протяжении всей жизни и способствовать проблемным методам преодоления трудностей и поведению, если на них не обратить внимание.

Схема-терапия направлена ​​на то, чтобы научить вас, как обеспечить удовлетворение ваших эмоциональных потребностей здоровым способом, не вызывающим стресса.

Один из важнейших факторов развития схем — отсутствие удовлетворения основных эмоциональных потребностей в детстве.

К этим основным потребностям относятся:

  • чувство безопасности и надежной привязанности к другим
  • чувство самоидентификации и автономии
  • свобода выражать свои чувства и требовать от других того, что вам нужно
  • способность играть и быть спонтанным
  • безопасные, соответствующие возрасту ограничения и границы

Кроме того, четыре типа негативного опыта также могут способствовать развитию схем. К ним относятся:

  • Неудовлетворенные потребности. Это может произойти, если вы не получаете любви от опекунов или не удовлетворяете другие основные эмоциональные потребности.
  • Травматизация или виктимизация. Это описывает ситуацию, когда вы подверглись жестокому обращению, травме или подобному стрессу.
  • Излишество или отсутствие ограничений. В этой ситуации ваши родители, возможно, чрезмерно защищали или чрезмерно вовлекались. Возможно, они не установили для вас правильных границ.
  • Избирательная идентификация и интернализация. Это относится к тому, как вы усваиваете некоторые взгляды или поведение ваших родителей. Вы можете идентифицировать себя с некоторыми из них и усвоить другие. Некоторые из них могут развиваться в схемы, а другие — в режимы, также называемые методами совладания.

Схемы, как правило, развиваются в детстве и обычно устойчивы к изменениям. Но неуправляемые схемы могут вызывать негативные паттерны, которые часто усиливаются нездоровыми взаимодействиями.

Как только вы разработаете схему, она может бессознательно влиять на ваши мысли и действия, чтобы предотвратить эмоциональный стресс. Хотя это звучит так, как будто это может быть полезно, методы преодоления, которые создают схемы, часто нездоровы или вредны.

Большинство людей склонны разрабатывать более одной схемы.

Эксперты определили 18 различных схем, но все они попадают в одну из пяти категорий или доменов:

  • Домен I, отключение и отклонение включает в себя схемы, которые затрудняют развитие здоровых отношений.
  • Домен II, нарушение автономии и работоспособности , включает схемы, которые затрудняют развитие сильного самоощущения и функционирования в мире во взрослом возрасте.
  • Домен III, нарушенные пределы , включает схемы, влияющие на самоконтроль и способность уважать границы и ограничения.
  • Домен IV, ориентация на других , включает в себя схемы, которые заставляют вас ставить потребности других выше своих собственных.
  • Домен V, чрезмерная бдительность и сдерживание , включает в себя схемы, которые отдают приоритет предотвращению неудач или ошибок посредством бдительности, правил и игнорирования желаний или эмоций.

В схема-терапии ваши реакции на схемы известны как стили совладания. Они могут включать мысли, чувства или поведение. Они развиваются как способ избежать болезненных и подавляющих эмоций, переживаемых в результате определенной схемы.

Стили совладания могут быть полезны в детстве, так как они обеспечивают средства к выживанию. Но во взрослом возрасте они могут подкреплять схемы.

Не существует строгих правил относительно того, какие схемы приводят к определенным стилям выживания. Ваш стиль совладания может быть основан на вашем общем темпераменте или даже на стилях совладания, которым вы научились у своих родителей.

Они также различаются от человека к человеку. Два человека могут по-разному реагировать на одну и ту же схему одним и тем же стилем. Точно так же два человека с одной и той же схемой могут отвечать двумя разными стилями.

Ваш собственный стиль совладания также может меняться со временем, хотя вы по-прежнему имеете дело с одной и той же схемой.

Три основных стиля совладания слабо коррелируют с реакцией «бей или беги» или «замри»:

Сдача

Это включает в себя принятие схемы и подчинение ей. Обычно это приводит к поведению, которое усиливает или продолжает модель схемы.

Например, если вы поддадитесь схеме, которая сформировалась в результате эмоционального пренебрежения в детстве, позже вы можете оказаться в отношениях, связанных с эмоциональным пренебрежением.

Избегание

Это включает в себя попытку жить без срабатывания схемы. Вы можете избегать действий или ситуаций, которые могут спровоцировать его или заставить вас чувствовать себя уязвимым.

Избегание вашей схемы может сделать вас более склонным к употреблению психоактивных веществ, рискованному или компульсивному поведению и другим видам поведения, которые отвлекают внимание.

Сверхкомпенсация

Это включает попытку бороться со схемой, действуя в полном противоречии с ней. Это может показаться здоровой реакцией на схему, но сверхкомпенсация обычно заходит слишком далеко.

Это часто приводит к действиям или поведению, которые кажутся агрессивными, требовательными, бесчувственными или чрезмерными. Это может сказаться на ваших отношениях с другими людьми.

В схема-терапии режим — это временное мышление, которое включает в себя как ваше текущее эмоциональное состояние, так и то, как вы с ним справляетесь.

Другими словами, ваш режим представляет собой комбинацию активных схем и стилей выживания. Режимы могут быть полезными (адаптивными) или бесполезными (неадаптивными).

Режимы схемы помогают терапевтам группировать схемы вместе, чтобы они могли обращаться к ним как к единому состоянию ума, а не к отдельным чертам.

Режимы схемы делятся на четыре категории:

  • Детские режимы характеризуются детскими чувствами и поведением.
  • Дисфункциональные способы совладания используются для предотвращения эмоционального стресса, но в конечном итоге усиливают схему.
  • Дисфункциональные родительские режимы — это интернализация критических, требовательных или резких родительских голосов.
  • Здоровый взрослый режим представляет ваше здоровое, функциональное «я». Этот режим может помочь регулировать другие режимы, устанавливая ограничения и противодействуя эффектам других режимов.

В схематерапии вы будете работать со своим терапевтом, чтобы:

  • определить и начать исцеляющие схемы
  • определить и устранить стили преодоления, которые мешают эмоциональным потребностям схемы
  • научитесь удовлетворять свои основные эмоциональные потребности здоровым и адаптивным образом
  • научитесь справляться (здоровым образом) с разочарованием и дистрессом, когда определенные потребности не могут быть удовлетворены

В конечном итоге все это поможет вам развить сильный, здоровый взрослый образ жизни. Хорошо развитый здоровый взрослый режим может помочь исцелить и отрегулировать другие режимы, а также уберечь вас от подавления их последствиями.

Терапевты-схемы могут использовать несколько техник в ходе терапии. Некоторые методы могут работать лучше для одних людей и схем, чем для других. Если какая-то техника вам не подходит, обязательно сообщите об этом своему терапевту.

Имейте в виду, что ваши отношения с терапевтом являются важной частью схема-терапии. Есть два важных понятия, которые всплывают во многих методах, используемых в схема-терапии. И то, и другое работает лучше всего, когда вы чувствуете себя в безопасности и комфортно со своим терапевтом.

Эти понятия:

  • Эмпатическая конфронтация. Ваш терапевт подтверждает схемы, возникающие в терапии, предлагая понимание и сочувствие, помогая вам осознать важность изменений.
  • Ограниченное перевоспитание. Ваш терапевт помогает удовлетворить эмоциональные потребности, которые не были удовлетворены в детстве, предлагая безопасность, сочувствие и уважение. «Ограниченный» просто означает, что ваш терапевт следит за тем, чтобы это перевоспитание согласовывалось с этическими стандартами для специалистов в области психического здоровья.

Как правило, эти концепции выполняются с помощью техник, которые делятся на четыре категории:

Эмоциональные

Эмоциональные техники включают использование эмоций для противодействия схемам. Они помогают вам в полной мере испытать эмоции и выразить их в безопасности терапии. Общие эмоциональные техники включают управляемые образы и ролевые игры.

Межличностные

Техники межличностных отношений помогут вам изучить ваши отношения, чтобы определить, как схемы влияют на них.

Наблюдение за тем, как схемы и реакции проявляются в терапии, может помочь вам выявить аналогичные закономерности в вашей жизни. Это может включать в себя привлечение партнера или близкого друга на сеанс терапии.

Когнитивные

Когнитивные методы включают в себя выявление и устранение вредных моделей мышления, возникающих в результате схем. Вы будете работать со своим терапевтом, чтобы проанализировать жизненный опыт на предмет доказательств, подтверждающих или противоречащих схеме.

Это можно сделать с помощью карточек или структурированных бесед, в которых вы будете высказываться как за, так и против схемы.

Поведенческие

Поведенческие техники помогают вам научиться делать позитивный и здоровый выбор, изменяя модели поведения, являющиеся результатом вашего стиля преодоления трудностей.

Чтобы изменить поведенческие модели, вы можете поработать над коммуникативными навыками с помощью ролевой игры или обсудить проблему и ее решение со своим терапевтом. Они также могут дать вам несколько упражнений для выполнения между сеансами.

Схема-терапия обещает быть средством лечения многих проблем психического здоровья, включая расстройства пищевого поведения и депрессию.

Большинство существующих исследований рассматривали роль схема-терапии в лечении пограничного расстройства личности и других расстройств личности.

Пока что результаты обнадеживают. Например, контролируемое исследование 2014 года пришло к выводу, что схема-терапия может быть более эффективной для лечения расстройств личности.

Но схема-терапия существует только с 1980-х годов. Это довольно короткий промежуток времени в мире психологии. В результате не так много качественных, долгосрочных исследований о его эффектах.

Несмотря на то, что существующие исследования являются многообещающими, большинство экспертов сходятся во мнении, что необходимы дальнейшие испытания и исследования.

По сравнению с другими видами терапии схема-терапия также может быть долгосрочной. Возможно, вам придется годами проходить схема-терапию. Если у вас нет страховки, это также может стать довольно дорогим.

Найти схема-терапевта немного сложнее, чем других типов терапевтов, особенно в Соединенных Штатах, но ресурсы там есть.

В Международном обществе схема-терапии есть каталог, в котором перечислены официально обученные схема-терапевты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *