Семенюк психологические особенности агрессивного поведения подростков: Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте

Семенюк психологические особенности агрессивного поведения подростков: Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте

Содержание

Агрессивность как фактор интернет-зависимости у подростков Группа компаний ИНФРА-М — Эдиторум

Отправить рукопись

Цитировать

Цитирований:


  • Информация
  • Аннотация
  • Текст
  • Литература

АГРЕССИВНОСТЬ КАК ФАКТОР ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ

Журнал: НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ Том 4 № 4 , 2015

Рубрики: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Иванов М. В.

Информация об авторах и публикации

Авторы:

Тип:

Статья

DOI:

https://doi.org/10.12737/17193

Страницы:

с 26 по 28

Статус:

Опубликован

Получено:

11.01.2016

Одобрено:

27.03.2017

Опубликовано:

20.12.2015

Язык материала:

русский

Ключевые слова:

интернет-зависимость, агрессивность, подростковый возраст, агрессивные реакции, профилактика агрессивного поведения подростков.

Аннотация и ключевые слова

Аннотация (русский):
В статье раскрыто понятие агрессивности как одного из факторов интернет-зависимости в подростковом возрасте, сформулированы основные особенности агрессивного поведения у подростков и выделены их типы поведения, а также представлены рекомендации для профилактики агрессивного поведения в подростковом возрасте.

Ключевые слова:
интернет-зависимость, агрессивность, подростковый возраст, агрессивные реакции, профилактика агрессивного поведения подростков.

Интернет-зависимость в подростковом возрасте, как правило, являет собой зависимость двух видов: зависимость от социальных сетей и игровую зависимость. Это довольно распространенная проблема на сегодняшний день. Подростковый возраст из-за особенностей взросления и становления личности является наиболее уязвимым, поэтому является наиболее рискованным для появления интернет-зависимости как одного из основных факторов проявления подростковой агрессивности.

Проблема агрессивности подростков мало изучена теоретически. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но не пришли к общему знаменателю, так как она сложна и многогранна и, следовательно, не может быть решена однозначно. В центре внимания исследователей оказались следующие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии. Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей. Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции [2]. Этим и объясняется актуальность проблемы агрессии подростков.

Список литературы

1. Асеев В. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие / В. Асеев. — Иркутск: ДРОФА, 1999.

2. Бандура А. Подростковая агрессия [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс.

— М., 2000.

3. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. — М.: АСАDЕМIА, 1999.

4. Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям [Текст] / Л.Ю. Иванова / Сборник «Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии». — М., 1993.

5. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст] / Л.М. Семенюк. — М., 1996.

6. Этуш К.М. Агрессия и подросток [Текст] / К.М. Этуш. — М., 2001.

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

  • ГОСТ
  • MLA
  • APA
  • Chicago
  • WIKI
  • Электронная ссылка
  • Печатная ссылка

Иванов М. В. Агрессивность как фактор интернет-зависимости у подростков // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2015. №. 4. С. 26-28. DOI: https://doi.org/10.12737/17193 (дата обращения: 06.03.2023).

Иванов М. В. Агрессивность как фактор интернет-зависимости у подростков // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2015. №. 4. С. 26-28. DOI: https://doi.org/10.12737/17193

  • Электронная ссылка
  • Печатная ссылка

Иванов М. В. «Агрессивность как фактор интернет-зависимости у подростков» Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии 4 (2015): 26-28. DOI: https://doi.org/10.12737/17193 (дата обращения: 06.03.2023).

Иванов М. В. «Агрессивность как фактор интернет-зависимости у подростков» Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии 4 (2015): 26-28. DOI: https://doi.org/10.12737/17193 Print.

  • Электронная ссылка
  • Печатная ссылка

Иванов М. В. (2015). Агрессивность как фактор интернет-зависимости у подростков. Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. (4), 26-28.

DOI: https://doi.org/10.12737/17193 Получено из (дата обращения: 06.03.2023)

Иванов М. В. (2015). Агрессивность как фактор интернет-зависимости у подростков. Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. (4), 26-28. DOI: https://doi.org/10.12737/17193

  • Электронная ссылка
  • Печатная ссылка

Иванов М. В. «Агрессивность как фактор интернет-зависимости у подростков». Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии, 2015 (4): 26-28. DOI: https://doi.org/10.12737/17193 (дата обращения: 06.03.2023).

Иванов М. В. «Агрессивность как фактор интернет-зависимости у подростков». Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии, 2015 (4): 26-28. DOI: https://doi.org/10.12737/17193

  • Электронная ссылка
  • Печатная ссылка

{{cite web |url=https://naukaru. ru/ru/nauka/article/10329/view|title=Иванов М. В. Агрессивность как фактор интернет-зависимости у подростков // Агрессивность как фактор интернет-зависимости у подростков. Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М». 2015. (дата обращения: 06.03.2023).}}

{{статья|автор=Иванов М. В.|заглавие= Агрессивность как фактор интернет-зависимости у подростков |издание= Агрессивность как фактор интернет-зависимости у подростков |год=2015}}

Отправить рукопись

Цитировать

Цитирований:

Crossref :

    Вы уверены, что хотите удалить ?

    Логин

    Пароль

    Особенности агрессивного поведения подростков, воспитывающихся в условиях приюта

    Авторы: Завражнов Василий Владимирович, Железнова Екатерина Дмитриевна

    Рубрика: Психология

    Опубликовано в Молодой учёный №19 (153) май 2017 г.

    Дата публикации: 12.05.2017 2017-05-12

    Статья просмотрена: 718 раз

    Скачать электронную версию

    Скачать Часть 4 (pdf)

    Библиографическое описание:

    Завражнов, В. В. Особенности агрессивного поведения подростков, воспитывающихся в условиях приюта / В. В. Завражнов, Е. Д. Железнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 267-269. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43341/ (дата обращения: 06.03.2023).

    

    Агрессивное поведение в условиях современного общества представляет собой серьезную социальную проблему. В настоящее время в обыденном понимании агрессивность считается стандартом поведения в сложных жизненных ситуациях, а также эффективным средством достижения поставленных целей. По этой причине образцы агрессивного поведения получают все большую распространенность.

    Особенно остро проблема агрессивного поведения проявляется в подростковой среде. Многие нравственные нормы и ценности подростки осваивают не сразу, поэтому агрессивное поведение может создавать серьезные трудности в социальной адаптации ребенка подросткового возраста. В то же время проявления агрессивного поведения приводят к нарушению контактов подростка с окружающими, следствием чего является слабое развитие навыков межличностного взаимодействия. Однако подростковый возраст является оптимальным периодом для развития этих навыков, поэтому агрессивное поведение может приводить к сложностям в межличностных отношениях в будущем.

    Подростки, воспитывающиеся в условиях социального приюта, подвергаются особому риску. Они практически лишены полноценного общения с близкими людьми, поэтому не имеют образцов позитивного поведения. Также часто отношение окружающих к таким подросткам бывает особенно негативным, что служит еще одним фактором развития агрессивного поведения.

    Изучением проблем агрессивного поведения подростков в условиях приюта занимались Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Е. В. Гребенкин, Е. В. Змановская, Е. В. Николаева, Л. М. Семенюк, Т. П. Смирнова и ряд других. Исследования авторов позволяют утверждать, что в настоящий момент агрессивное поведение подростков в условиях приюта требует детального изучения.

    В литературе агрессия понимается как мотивированное деструктивное поведение, направленное на причинение вреда другим. Типы агрессии выделяются на основании ее направленности, интенсивности, форм проявления. Агрессивное поведение возникает как результат агрессии и выражается в конкретных действиях, направленных на решение определенной проблемы. В зарубежной и отечественной психолого-педагогической науке сложилось множество подходов к определению сущности агрессивного поведения.

    Наиболее ранним является подход З. Фрейда, который считал, что агрессивные проявления следует понимать как устойчивую готовность индивида к активным, разрушительным актам и действиям. При этом они часто выражают собой вытесненные малооосознаваемые переживания и представляют своеобразный клапан для выхода опасных желаний [6].

    В работах А. Бандуры и Р. Уолтерса агрессивное поведение понимается как результат социального научения. Наиболее привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве [1].

    По мнению Е. В. Змановской, важным аспектом агрессивного поведения является его волевая сторона. При этом в агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, а в ряде случаев инициативность и смелость. Причина этого в том, что агрессия является результатом борьбы, а всякая борьба требует вышеназванных волевых качеств [3].

    Общим для всех исследователей является понимание того, что данное поведение направлено на разрешение проблем, возникающих в результате взаимодействия личности в обществе. Агрессивному поведению сопутствуют не только действия, направленные на причинение вреда, но и психологические переживания гнева, раздражения. С учетом того, что агрессивное поведение может принимать патологические формы и затруднять развитие ребенка в подростковом возрасте, возникает необходимость его преодоления.

    Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте зависят от ряда факторов. Наиболее значительным оказывается влияние микрогруппы, к которой принадлежит подросток. Наиболее важной группой для подростка является его семья, поэтому образцы агрессивного поведения значимых взрослых в семье усваиваются ребенком и воспроизводятся в отношениях с окружающими.

    Г. П. Бочкарева выделяет характерные типы семей, в которых возможно возникновение агрессивного поведения подростков. К ним относятся семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям.

    Семьи, в которых отсутствуют эмоциональные контакты между ее членами, безразличие к потребностям ребенка при внешней благополучности отношений. Ребенок в таких случаях стремиться найти эмоционально значимые отношения вне семьи.

    Семьи с нездоровой нравственной атмосферой, где ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни [4].

    Подростки, воспитывающиеся в условиях приюта, чаще всего попадают туда из неблагополучных семей, а, следовательно, они уже знакомы с примерами агрессивного поведения. По мере взросления подростка влияние семьи ослабляется и возрастает влияние группы сверстников, в которой подросток также может проявлять агрессивное поведение, если этого требуют нормы и ценности группы.

    Агрессивное поведение подростков в приюте может определяться специфическим характером социальной ситуации, в которой оказывается подросток. Данная ситуация характеризуется следующими показателями: особый социальный статус ребенка, никто им не интересуется, он никому не нужен; ориентировка на официально принятые нормативы, которые изменить нельзя, но они категоричные и односторонние; наличие у большинства воспитанников отклонений в состоянии здоровья и психического развития; дефицит индивидуального общения; ограничение социальной активности; принудительный характер общения со сверстниками; скудный выбор образцов для подражания; неуверенность в себе, своем будущем, агрессия по отношению к внешнему миру [7].

    Соответственно, подростки, проявляющие агрессию, отличаются несформированностью нравственных представлений, малым кругом интересов и озлобленностью против сверстников и взрослых.

    Возможности психолого-педагогической помощи подросткам с агрессивным поведением в условиях приюта заключаются в проведении просветительской и профилактической работы.

    Задача психолого-педагогического просвещения заключается в знакомстве педагогов и работников учреждений интернатного типа с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития подростка, сформировать потребность в расширении психолого-педагогических знаний, желание использовать их в работе с подростком или в интересах развития собственной личности.

    Психолого-педагогическая профилактика направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья ребенка на всех этапах его развития. В зависимости от сложности ситуации развития подростка и личностных особенностей детей выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику.

    Для оказания конкретных мер помощи подросткам с агрессивным поведением используются диагностическая и коррекционно-развивающая деятельность. Задача психодиагностики — дать информацию об индивидуально психических особенностях подростков и межличностных отношений, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает. Коррекционно-развивающая работа направлена на преодоление агрессивного поведения подростков. Для этого можно использовать такие формы помощи, как установление доверительных отношений с ребенком, индивидуальные и групповые тренинги, привлечение подростка к социально одобряемой деятельности [2,5].

    Таким образом, агрессивное поведение в условиях современного общества представляет собой серьезную социальную проблему. Данное поведение направлено на разрешение проблем, возникающих в результате взаимодействия личности в обществе. Агрессивному поведению сопутствуют не только действия, направленные на причинение вреда, но и психологические переживания гнева, раздражения. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте зависят от ряда факторов. Наиболее значительным оказывается влияние микрогруппы, к которой принадлежит подросток. Наиболее важной группой для подростка является его семья, поэтому образцы агрессивного поведения значимых взрослых в семье усваиваются ребенком и воспроизводятся в отношениях с окружающими. Подростки, воспитывающиеся в условиях приюта, чаще всего попадают туда из неблагополучных семей, а, следовательно, они уже знакомы с примерами агрессивного поведения. По мере взросления подростка влияние семьи ослабляется и возрастает влияние группы сверстников, в которой подросток также может проявлять агрессивное поведение, если этого требуют нормы и ценности группы. Подростки, проявляющие агрессию, отличаются несформированностью нравственных представлений, малым кругом интересов и озлобленностью против сверстников и взрослых. Возможности психолого-педагогической помощи подросткам с агрессивным поведением в условиях приюта заключаются в проведении диагностической, просветительской профилактической и коррекционно-развивающая работы.

    Литература:

    1. Бандура, А. Подростковая агрессия. / А. Бандура, Р. Уолтерс. — М.: ТЦ «Сфера», 2008. — 739 с.
    2. Горшкова, Е. А. Педагогическая диагностика учащихся старших классов при организации реабилитационной работы. / Е. А. Горшкова. — Москва & Архангельск, 2009. — 350 с.
    3. Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб пособие для студ высш учеб заведений. / Е. В. Змановская — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 228 с.
    4. Иванова, Л. Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям. / Л. Ю. Иванова. — Москва & Архангельск, 2007. — 470 с.
    5. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. / Л. М. Семенюк. — М.: Просвещение, 2003. — 367с.
    6. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции. / З. Фрейд. — М.: Гуманит издат центр ВЛАДОС, 2002. — 455с.
    7. Фурманов, И. А. Детская агрессивность. / И. А. Фурманов. — Киев: Наукова думка, 2009. — 320 с.

    Основные термины (генерируются автоматически): агрессивное поведение, подросток, условие приюта, агрессивное поведение подростков, подростковый возраст, причинение вреда, отношение, семья, психолого-педагогическая помощь, серьезная социальная проблема.

    Похожие статьи

    Агрессивное поведение современных подростков

    Ключевые слова: агрессивность, агрессивное поведение, виды агрессивного поведения, подростковый возраст. Проблема исследования агрессивного поведения подростков вызывает определенный интерес…

    Особенности

    агрессивного поведения подростков

    В современных условиях рост агрессии в подростковой среде отражает одну из острейших проблем нашего общества. За последние несколько лет резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков.

    Возможности работы

    педагога-психолога по преодолению…

    Агрессивное поведение подростков может быть вызвано широким кругом причин: особенностями индивидуально-психологического развития подростков, отношения с взрослыми и сверстниками, обстановкой в семье.

    Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы…

    В статье рассматривается проблема агрессивного поведения у подростков, выделяются основные классификации агрессивного поведения, выявляются причины и факторы, способствующие формированию агрессивного поведения.

    Особенности проявления

    агрессии у современных подростков

    агрессивное поведение, агрессивное поведение подростков, агрессия, норма, участник, показатель, параметр, испытуемый, подросток, волевой контроль.

    Агрессия в подростковом возрасте как… | Рубрика: Педагогика

    агрессивное поведение, подростковый возраст, агрессия, агрессивное поведение подростков, действие, образ.

    Отношение подростков к проявлению вербальной агрессии как…

    вербальная агрессия, агрессивное поведение, отношение, дети подросткового возраста, психопрофилактическая работа.

    Особенности агрессивного поведения подростков, воспитывающихся в условиях приюта.

    Анализ актуальных форм и методов

    психологопедагогической

    В статье актуализируется проблема профилактики агрессивного поведения подростков. Описываются формы и методы психологопедагогической профилактики. Ключевые слова:агрессия, агрессивное поведение, профилактика, тренинг, арт-терапия…

    Подростки из семей «группы риска» как… | Рубрика: Психология

    Ключевые слова: подростки, семьи «группы риска», отклоняющееся поведение, современное общество.

    Семья «группы риска» — это семья, в силу различных неблагоприятных экономических, психологопедагогических, социально-демографических и иных факторов не…

    Агрессивное поведение современных подростков

    Ключевые слова: агрессивность, агрессивное поведение, виды агрессивного поведения, подростковый возраст. Проблема исследования агрессивного поведения подростков вызывает определенный интерес…

    Особенности

    агрессивного поведения подростков

    В современных условиях рост агрессии в подростковой среде отражает одну из острейших проблем нашего общества. За последние несколько лет резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков.

    Возможности работы

    педагога-психолога по преодолению…

    Агрессивное поведение подростков может быть вызвано широким кругом причин: особенностями индивидуально-психологического развития подростков, отношения с взрослыми и сверстниками, обстановкой в семье.

    Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы…

    В статье рассматривается проблема агрессивного поведения у подростков, выделяются основные классификации агрессивного поведения, выявляются причины и факторы, способствующие формированию агрессивного поведения.

    Особенности проявления

    агрессии у современных подростков

    агрессивное поведение, агрессивное поведение подростков, агрессия, норма, участник, показатель, параметр, испытуемый, подросток, волевой контроль.

    Агрессия в подростковом возрасте как… | Рубрика: Педагогика

    агрессивное поведение, подростковый возраст, агрессия, агрессивное поведение подростков, действие, образ.

    Отношение подростков к проявлению вербальной агрессии как…

    вербальная агрессия, агрессивное поведение, отношение, дети подросткового возраста, психопрофилактическая работа.

    Особенности агрессивного поведения подростков, воспитывающихся в условиях приюта.

    Анализ актуальных форм и методов

    психологопедагогической

    В статье актуализируется проблема профилактики агрессивного поведения подростков. Описываются формы и методы психологопедагогической профилактики. Ключевые слова:агрессия, агрессивное поведение, профилактика, тренинг, арт-терапия…

    Подростки из семей «группы риска» как… | Рубрика: Психология

    Ключевые слова: подростки, семьи «группы риска», отклоняющееся поведение, современное общество.

    Семья «группы риска» — это семья, в силу различных неблагоприятных экономических, психологопедагогических, социально-демографических и иных факторов не…

    Похожие статьи

    Агрессивное поведение современных подростков

    Ключевые слова: агрессивность, агрессивное поведение, виды агрессивного поведения, подростковый возраст. Проблема исследования агрессивного поведения подростков вызывает определенный интерес…

    Особенности

    агрессивного поведения подростков

    В современных условиях рост агрессии в подростковой среде отражает одну из острейших проблем нашего общества. За последние несколько лет резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков.

    Возможности работы

    педагога-психолога по преодолению…

    Агрессивное поведение подростков может быть вызвано широким кругом причин: особенностями индивидуально-психологического развития подростков, отношения с взрослыми и сверстниками, обстановкой в семье.

    Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы…

    В статье рассматривается проблема агрессивного поведения у подростков, выделяются основные классификации агрессивного поведения, выявляются причины и факторы, способствующие формированию агрессивного поведения.

    Особенности проявления

    агрессии у современных подростков

    агрессивное поведение, агрессивное поведение подростков, агрессия, норма, участник, показатель, параметр, испытуемый, подросток, волевой контроль.

    Агрессия в подростковом возрасте как… | Рубрика: Педагогика

    агрессивное поведение, подростковый возраст, агрессия, агрессивное поведение подростков, действие, образ.

    Отношение подростков к проявлению вербальной агрессии как…

    вербальная агрессия, агрессивное поведение, отношение, дети подросткового возраста, психопрофилактическая работа.

    Особенности агрессивного поведения подростков, воспитывающихся в условиях приюта.

    Анализ актуальных форм и методов

    психологопедагогической

    В статье актуализируется проблема профилактики агрессивного поведения подростков. Описываются формы и методы психологопедагогической профилактики. Ключевые слова:агрессия, агрессивное поведение, профилактика, тренинг, арт-терапия…

    Подростки из семей «группы риска» как… | Рубрика: Психология

    Ключевые слова: подростки, семьи «группы риска», отклоняющееся поведение, современное общество.

    Семья «группы риска» — это семья, в силу различных неблагоприятных экономических, психологопедагогических, социально-демографических и иных факторов не…

    Агрессивное поведение современных подростков

    Ключевые слова: агрессивность, агрессивное поведение, виды агрессивного поведения, подростковый возраст. Проблема исследования агрессивного поведения подростков вызывает определенный интерес…

    Особенности

    агрессивного поведения подростков

    В современных условиях рост агрессии в подростковой среде отражает одну из острейших проблем нашего общества. За последние несколько лет резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков.

    Возможности работы

    педагога-психолога по преодолению…

    Агрессивное поведение подростков может быть вызвано широким кругом причин: особенностями индивидуально-психологического развития подростков, отношения с взрослыми и сверстниками, обстановкой в семье.

    Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы…

    В статье рассматривается проблема агрессивного поведения у подростков, выделяются основные классификации агрессивного поведения, выявляются причины и факторы, способствующие формированию агрессивного поведения.

    Особенности проявления

    агрессии у современных подростков

    агрессивное поведение, агрессивное поведение подростков, агрессия, норма, участник, показатель, параметр, испытуемый, подросток, волевой контроль.

    Агрессия в подростковом возрасте как… | Рубрика: Педагогика

    агрессивное поведение, подростковый возраст, агрессия, агрессивное поведение подростков, действие, образ.

    Отношение подростков к проявлению вербальной агрессии как…

    вербальная агрессия, агрессивное поведение, отношение, дети подросткового возраста, психопрофилактическая работа.

    Особенности агрессивного поведения подростков, воспитывающихся в условиях приюта.

    Анализ актуальных форм и методов

    психологопедагогической

    В статье актуализируется проблема профилактики агрессивного поведения подростков. Описываются формы и методы психологопедагогической профилактики. Ключевые слова:агрессия, агрессивное поведение, профилактика, тренинг, арт-терапия…

    Подростки из семей «группы риска» как… | Рубрика: Психология

    Ключевые слова: подростки, семьи «группы риска», отклоняющееся поведение, современное общество.

    Семья «группы риска» — это семья, в силу различных неблагоприятных экономических, психологопедагогических, социально-демографических и иных факторов не…

    Агрессия и ее осознание умственно отсталыми подростками

    Реферат

    В этом исследовании представлено исследование осознания агрессии умственно отсталыми подростками. Относительно адекватная оценка собственной агрессивности является положительным маркером возникновения межличностных отношений с участием умственно отсталого подростка. Неосознание своей агрессии и ее последствий может привести к грубому агрессивному поведению. Исследовательская группа проанализировала социально-психологическую литературу, использовала проективное тестирование и эмпирические методы (диалоги, наблюдения, заключение экспертов, психодиагностика), количественный и качественный анализ результатов, статистическую обработку результатов. Эта статья фактически объединяет два исследования. Первое исследование показало, что легкая умственная отсталость (выборка 21 человек) не мешала больным объяснять сущность агрессивного поведения; однако эти больные по-разному осмысливают собственную агрессию, и им не всегда удавалось выявить внешние признаки агрессии (проективное тестирование). Выявлено, что слабоумные подростки по-разному проявляют свою агрессию по отношению к взрослым и сверстникам. Другое исследование дифференцирует свои результаты по происхождению агрессии в выборке из 24 подростков, различая агрессию как устойчивую черту и агрессию, возникающую в результате органического повреждения мозга. Он показывает, что подростки, агрессия которых обусловлена ​​органическим поражением головного мозга, имеют значительные трудности с пониманием своих действий и чувств, что может поставить под угрозу попытки психологической помощи и вмешательства. Статья поможет специалистам-психологам лучше ориентироваться на неоднородность подростков с легкой степенью умственной отсталости при разработке и реализации программ психологической поддержки, помогающих понять сущность агрессивного поведения и адаптироваться к индивидуально-типологическим особенностям пациентов.

    Ключевые слова: Агрессия, осознание агрессии, умственная отсталость, легкая умственная отсталость

    Введение

    Подростковая агрессия является важной психолого-педагогической и социальной проблемой. Будучи устойчивой чертой, стремящейся стать частью личности, агрессия способна направлять поведение человека в целом.

    Исследования агрессии представлены в многочисленных российских (Белашина, 2020; Иовчук, 2002; Можгинский, 2006; Семенюк, 2001) и зарубежных публикациях (Guedes et al., 2018; Jiménez & Estévez, 2017; Bandura & Walters, 2016; Baumeister & Bushman, 2017; Buelga et al., 2017; Campbell et al., 2007; Jones et al., 2011; Roberton et al., 2012). По мнению исследователей, подростковая агрессия может быть обусловлена ​​разными факторами (Бандура, Уолтерс, 2016; Дозорцева, 2006; Исаев, 2001; Можгинский, 2006). Что касается умственно отсталых лиц, то многие аспекты проявления и осознания у них агрессии остаются невыясненными.

    Способность адекватно строить межличностные отношения во многом определяет эффективность социально-психологической адаптации умственно отсталого подростка. В свою очередь, признаки агрессии затрудняют включение подростка в среду, в которой он находится. По данным (Бук, 2011; Дозорцева, 2006; Коробейников, 2002; гораздо менее социализированы.

    Решение данной проблемы необходимо, так как умственно отсталые лица нуждаются в обучении правилам социально приемлемого взаимодействия, развитии навыков рефлексии и самоконтроля, нуждаются в адресной и дифференцированной психологической помощи и вмешательстве. Все это требует комплексного подхода с участием студенческой семьи.

    Новизна данного исследования заключается в том, что в нем анализируется личностное понимание умственно отсталыми подростками понятия агрессии, а также их личностное осознание собственной агрессии; исследуются особенности осознания агрессии у умственно отсталых подростков в зависимости от характера такой агрессии, является ли она чертой или следствием органического поражения головного мозга.

    Постановка проблемы

    Исследование качественного своеобразия развития личности умственно отсталых детей имеет большое значение для специалистов в области психологии особых потребностей и дефектологов, поскольку поможет им лучше адаптировать свои усилия и прогнозировать возможные проблемы социализации (Инденбаум, Логунова, 2020) .

    Авторы настоящего исследования считают, что для смягчения проявлений агрессии у подростков с легкой умственной отсталостью необходимо прежде всего выяснить, является ли агрессия преднамеренной или нет, понимает ли человек суть агрессии и осознает ли он, что ведет себя агрессивно, или свои действия спонтанны, импульсивны и бессознательны, т. е. отсутствует осознание того, что такая агрессия причиняет вред другим. Для оптимизации психологического вмешательства и адаптации его к индивидуально-типологическим особенностям необходимо исследовать осознание агрессии у слабо отсталых подростков в контексте различных генезисов агрессии.

    Исследовательские вопросы

    Гипотеза первого исследования состояла в том, что умственно отсталые подростки могут различаться в понимании понятия агрессии вообще и собственной агрессии в частности, так как одни вообще не понимают этого понятия, а другие частично или полностью понимают его сущность и собственной агрессии.

    Второе исследование было основано на гипотезе о том, что умственно отсталые подростки могут вести себя агрессивно из-за органического поражения головного мозга в результате трудностей понимания межличностного общения и отсутствия критического осмысления собственного поведения, отсутствия эмпатии.

    С другой стороны, ожидается, что подростки, чья агрессия является устойчивой чертой личности, лучше понимают нежелательный характер своего поведения по сравнению с их сверстниками, чья агрессия связана с органическим поражением мозга.

    Цель исследования

    Исследовательская группа стремилась проанализировать осознание агрессии у умственно отсталых подростков и предложить дифференцированные рекомендации по психологической помощи с учетом индивидуальных и типологических особенностей.

    Методы исследования

    Первое исследование проведено в Марковской общеобразовательной школе, в Иркутской городской школе. В нем приняли участие 21 подросток с легкой степенью умственной отсталости в возрасте от 13 до 16 лет; экзамены проводила магистрант М.А. Фирсова.

    Для проверки гипотезы исследователи применили дополнительные психодиагностические методы: беседу, предназначенную для выяснения того, осознавали ли и понимали ли подростки агрессию. Им задавали такие вопросы, как «Что такое агрессия? Вы думаете, что вы агрессивны? Почему?». Другие методы включали самооценку агрессии (Дембо-Рубинштейн), разработанный авторами Опросник домашних и школьных ситуаций, Л.Н. Апперцептивный тест, модифицированный по Собчику, и экспертная оценка агрессии.

    В Анкете о ситуации дома и в школе были вопросы о различных ситуациях, в которых подростку придется взаимодействовать со своими сверстниками, родителями и учителями. Ответы указывали на три уровня агрессии: высокий, средний и низкий. Кроме того, подросткам задавались дополнительные вопросы: Как правильно поступить? Что бы вы сделали? Это помогло выяснить, знают ли они нормы и правила социально приемлемого поведения, могут ли осмыслить собственное поведение в той или иной ситуации. Сравнивая ответы, исследовательская группа смогла понять, осознавал ли тот или иной подросток собственную агрессию.

    Экспертное оценивание

    также помогло проанализировать поведение школьников в различных ситуациях. Экспертами были классный руководитель, школьный психолог и учитель ДТ.

    Чтобы проверить гипотезу второго исследования, исследовательская группа использовала Детский апперцептивный тест С. Беллака, стимулы см. на рис. 7. Мы также проанализировали понимание подростками агрессивных ситуаций, а также их эмпатию (умение понимать эмоции других людей, «носить чужую обувь»). Для этого исследования нам пришлось изменить авторские инструкции, так как умственно отсталые подростки не могли их понять. В результате каждому было предложено взглянуть на картинку и ответить на следующие вопросы: Что на картинке? Что делают персонажи? Почему это происходит? Что они чувствуют? Чем это закончится? Это фактически дало некоторую дополнительную информацию об эмпатии агрессивных подростков, их способности поставить себя на место другого человека, объяснить чувства персонажа.

    Затем с каждым подростком была проведена беседа, направленная на измерение его эмоционального интеллекта и проверку его элементарной эмпатии, т.е. способности понимать настроение других людей и собственные чувства, приходить на помощь, проявлять сострадание и поддержку и т. д.

    1. Легко ли вы читаете эмоции и чувства на лицах людей?

    2. Если вам что-то не нравится, можете ли вы сдержать свой негатив по этому поводу? и т.д.

    Для статистической обработки использовали

    Statistica 6.1.

    Испытуемые были обследованы магистрантом Юшковой А.Е. в коррекционных школах №5 и №7 г. Иркутска. В исследовании принимали участие умственно отсталые подростки 12-16 лет, 6-9 классы, всего 24 человека, все из которых постоянно проявляли признаки агрессии.

    Они были разделены на две группы. В 1-ю группу вошли умственно отсталые подростки с диагнозом «задержка умственного развития» и сопутствующими расстройствами поведения, находящиеся под наблюдением психиатра/невролога и получавшие лечение по поводу агрессии. У всех этих подростков были относительно благополучные семьи. Следовательно, их агрессия была обусловлена ​​органическим поражением головного мозга. 2-ю группу составили агрессивные подростки, у которых не диагностированы какие-либо нарушения поведения и не выявлена ​​стойкая «злокачественная» агрессия. Предполагалось, что их агрессия имеет социальные корни и является устойчивой чертой личности, возникшей в результате негативного влияния их ближайшего окружения.

    Находки

    Это исследование дало следующие результаты.

    1. Подростки с легкой степенью умственной отсталости по-разному относились к агрессии: одни называли словесные признаки, другие — физическую агрессию, немногие — эмоциональные проявления; некоторые из участников назвали признаки агрессии всех этих категорий.

    2. Представления старшеклассников о собственной агрессии иногда не соответствовали объективной действительности, что приводило к расхождению их оценок с оценками учителей. Это связано с тем, что умственно отсталые подростки, как правило, испытывают трудности с самоэффективностью, поскольку замечают в себе только лучшее (Шаповалова, 2020).

    3. Установлено, что умственно отсталые подростки знакомы с нормами и правилами социально приемлемого поведения; однако они проявляли разные признаки агрессии по отношению к взрослым и сверстникам. Например, их агрессия по отношению к взрослым была ограничена. Мы полагаем, что причина здесь в том, что такие подростки критически зависят от образа и личных смыслов взрослых, которые играют важную роль в их жизни; кроме того, их опыт позволяет таким подросткам прогнозировать возможные последствия такой агрессии, т.е. наказание и порицание в случае воспитания тигра.

    4. С другой стороны, подростки часто были бесконечно агрессивны по отношению к своим сверстникам; этот вывод согласуется с более ранним исследованием (Семенюк, 2001), в котором утверждается, что агрессия в отношениях между сверстниками часто продиктована желанием защитить себя и удовлетворить свои потребности в различных ситуациях. Кроме того, агрессивное поведение воспринимается некоторыми подростками как способ самоутвердиться и завоевать уважение сверстников.

    5. Подростки не осознавали всех внешних признаков агрессии по данным проективного апперцептивного тестирования (ПАТ). Полученные данные соответствовали утверждениям, содержащимся в учебных пособиях: умственно отсталые подростки с трудом находили причинно-следственные связи между предметами, не могли понять ситуации на картинке и отношения между ее персонажами.

    6. У умственно отсталых детей, агрессия которых обусловлена ​​органическим поражением головного мозга, возникали трудности с пониманием ситуаций межличностного общения, так как они не могли интерпретировать явную агрессию как таковую. Эти испытуемые значительно (p<0,01) реже давали правильный ответ. Например, глядя на картинку в Детском апперцептивном тесте, некоторые восприняли показанную там ситуацию как игру, а истории, которые наши испытуемые сочиняли по картинке, имели счастливый конец.

    7. Подростки, у которых агрессия была чертой характера, были лучше подготовлены к анализу своих действий по сравнению с их сверстниками с поврежденным мозгом; они были в состоянии признать негативность своего поведения и пытались придумать оправдания, такие как гнев, негодование или желание отомстить. Кроме того, испытуемые хорошо знали, как они могут влиять на настроение других людей.

    8. Большинство испытуемых, у которых агрессия была устойчивой чертой, жили в жесткой социальной среде, охваченной конфликтами и родителями-алкоголиками, или были полностью лишены близости с другими людьми из-за воспитания в детских домах. Это еще раз доказывает, что агрессия у умственно отсталых подростков – дело воспитания.

    9. Психологическое воздействие на агрессивных подростков должно быть дифференцированным и адаптированным к их индивидуальным психологическим особенностям. В случае умственно отсталых подростков такое вмешательство должно быть направлено на то, чтобы научить их конструктивно разрешать конфликты, стабилизировать собственное эмоциональное состояние в рамках коммуникативного тренинга. Особое внимание следует уделить взаимоотношениям умственно отсталых детей со сверстниками, так как сверстники являются наиболее вероятной мишенью агрессии.

    Заключение

    Представленные здесь исследования предоставили ценные данные о различиях в том, как подростки с ограниченными интеллектуальными возможностями понимают агрессию.

    Отмечается несоответствие между пониманием норм и правил поведения и осознанием агрессии в поведении, особенно по отношению к сверстникам; это приводит к более высокому риску недостаточной социализации. Органическое повреждение головного мозга, которое усиливает агрессию, также снижает вероятность того, что человек осознает агрессию как таковую, поскольку делает человека менее самокритичным или эмпатичным. Необходимо сотрудничать с семьей и социальными кругами подростка, чтобы предотвратить или смягчить их агрессию. К психологическому воздействию, направленному на снижение агрессии, должны быть привлечены как сам подросток, так и его близкие.

    Ссылки

    • Бандура А. и Уолтерс Р. (2016). Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. Изучение влияния практик воспитания детей и семейных взаимоотношений. Эксмо-Пресс. [на русск.].

    • Баумейстер, Р., и Бушман, Б. (2017). Социальная психология. Стэнфорд.

    • Белашина Т.А. В. (2020). Психологические предикторы проявлений гнева в юношеском и взрослом возрасте. Новосибирск. [на русск.].

    • Бак, Е. Л. (2011). Психосоциальное развитие подростков с легкими формами интеллектуальной недостаточности. Москва. [на русск.].

    • Буелга, С., Прието, А. Б., и Кава, М. Дж. (2017). Различия в семейном климате и семейном общении между киберхулиганами, кибержертвами и киберхулиганами у подростков. Компьютеры в поведении человека, 76, 164–173.

    • Кэмпбелл, С. Д., Уолдрип, А. Н., и Нэк, Дж. М. (2007). Влияют ли личностные черты Большой пятерки, связанные с самоконтролем, на регулирование гнева и агрессии? Журнал исследований личности, 41, 403–424.

    • Дозорцева Е.В. Г. (2006). Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция Психологическая травма у подростков с отклонениями в поведении. Диагностика и вмешательство]. Бытие. [на русск.].

    • Гедес, М., Сантос, А. Дж., Рибейро, О., Фрейтас, М., Рубин, К. Х., и Вериссимо, М. (2018). Воспринимаемая безопасность привязанности к родителям и виктимизация сверстников: имеет ли значение агрессивное поведение подростка? Журнал подросткового возраста, 65, 196-206.

    • Инденбаум, Е. Л. и Логунова К.Г. (2020). Некоторые особенности психосоциального развития подростков с дефицитом познавательных способностей (задержка психического развития и легкой умственной отсталости). В Е. Л. Инденбаум (ред.). Сопровождение социализации детей с особыми образовательными потребностями: теория и практика. [на русск.].

    • Иовчук Н.М. (2002). Детско-подростковые психические расстройства: книга для педагогов и родителей. ЭНАС. [на русск.].

    • Исаев Д. Н. (2001). Психопатология детского возраста. СпецЛит. [на русск.].

    • Хименес, Т.И., и Эстевес, Э. (2017). Школьная агрессия в подростковом возрасте: изучение роли индивидуальных, семейных и школьных переменных. Международный журнал клинической психологии и психологии здоровья, 17(3), 251-260.

    • Джонс, С., Миллер, Дж., и Линам, Д. (2011). Личность, антиобщественное поведение и агрессия: метааналитический обзор. Журнал уголовного правосудия, 39, 329–337.

    • Коробейников И. А. (2002). Нарушения развития и социальная адаптация. КАК ТАКОВОЙ. [на русск.].

    • Можгинский Ю.В. Б. (2006). Агрессия подростков: распознавание, лечение, профилактика. Когито Центр. [на русск.].

    • Робертон, Т. , Дафферн, М., и Бакс, Р. С. (2012). Регуляция эмоций и агрессия. Агрессия и агрессивное поведение, 17, 72–82.

    • Семенюк Л. М. (2001). Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Флинта. [на русск.].

    • Шаповалова О.Е. (2020). Особенности самооценки старших школьников с нарушением интеллекта. В Е. Л. Инденбаум (ред.). Сопровождение социализации детей с особыми образовательными потребностями: теория и практика = Сопровождение социализации детей с особыми потребностями (стр. 19).1-195). [на русск.].

    • Шипицина Л.М. (2005). «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. Реч. [на русск.].

    • Заиграева Н.В. (2016). Гендерная социализация детей и подростков в условиях психического дизонтогенеза. Изд. ИСУ. [на русск.].

    Информация об авторских правах


    Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

    Об этой статье

    Влияние стиля воспитания родителей на формирование агрессивного поведения у подростков — Культурно-историческая психология — 2011. Том. 7, нет. 2

    Культурно-историческая психология
    2011. Том. 7, нет. 2, 84–93
    ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (онлайн)

    ‘; для (var i = 0; i

    2499

    Реферат

    В статье представлены результаты лонгитюдного исследования, посвященного проблеме подростковой агрессии в зависимости от особенностей детско-родительских отношений. В течение трех лет исследования агрессии у подростков основные виды агрессии исследовались с помощью опросника А. Басса и А. Дюрки (в модификации Л. М. Семенюк), а стиль детско-родительских отношений — с помощью опросника И. М. Марковской «Родительско-детские взаимодействия». Проведен сравнительный анализ представлений о детско-родительских отношениях у подростков и их матерей. Выявлены особенности воспитательных установок матерей подростков с разным уровнем агрессивности; выявлены основные факторы детско-родительских отношений, влияющие на формирование агрессивного поведения подростков, а именно: требовательность, строгость, контроль, низкий уровень эмоциональной близости, неприятие, низкий уровень тревожности за самочувствие подростков, непоследовательность, конфронтация , неудовлетворенность отношениями с детьми-подростками.

    Ключевые слова: подростков, детско-родительские отношения, факторы влияния матерей, порождающие агрессивное поведение у подростков, типы взаимодействия родителей и подростков.

    Рубрика журнала: Психология развития

    Тип статьи: научная статья

    Для цитирования: Чепракова Е.А. Влияние стиля воспитания родителей на развитие агрессивного поведения у подростков. Культурно-историческая психология = Культурно-историческая психология, 2011. Том. 7, нет. 2, стр. 84–93. (на рус., реферат на англ.)

    Ссылки

    1. Аргиреева Т. В. Методика измерения родительских установок и реакций // Вопросы психологии. 2002. № 5.
    2. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношениях. М., 2000.
    3. Берковец Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. М., 2007.
    4. Берон Р., Ричардсон Д . Агрессия. С.-Пб., 2000.
    5. Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб. пособие. СПб., 2004.
    6. .
    7. Заслуженюк В. С., Семиченко В. А. Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение? Книга для родителей. М., 1996.
    8. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у ​​детей и подростков. М., 1982.
    9. Зимелёва З. А. Агрессивное поведение молодости и личности родителей. Психологическая наука и образование. 2001. №4.
    10. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. № 2.
    11. Ениколопов С. Н., Цибульский Н. П. Изучение взаимосвязи легитимизация насилия и склонности к агрессивным формам поведения // Психологическая наука и образование. 2008. № 1.
    12. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. Исследования и терапевтические стратегии. СПб.; М., 2005.
    13. Костицына Е.А. Влияние типов семейного воспитания на образ Я дошкольника и его отношение к родителям. Психологическая наука и образование. 2001. № 2.
    14. Матейчик З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семьей // Воспитание детей в неполной семье / перевод с чеш. Хваталовой Л. Н., общ. красный. и послесловие Н. М. Ершовой. М., 1980.
    15. Психический инфантилизм // Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. Л., 1990.
    16. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1999.
    17. Смирнова Е. О., Быкова М. В. Опыт исследования структуры и динамики родительного отношения. Вопросы психологии. 2000. № 3.
    18. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Конфликтные дети. М., 2010.
    19. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения дети. Ростов н/Д, 2004.
    20. Фомичева Л. Ф. Образ родителей и представительность отношения с ними у подростков. Психологическая наука и образование. 2007. № 2.
    21. Фурманов И. А. Агрессия и насилие. С.-Пб., 2007.
    22. Харинова И. В. Особенности отношения межличностной значимости подростка с его ближаишим окружением. Автореф. … дисс. психол. найк. 2006.
    23. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Методы семейной диагностики и психотерапия. М.; СПб., 1996.
    24. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. изд. 2-е, испр. я доп. СПб., 2006.
    25. Керстин Бендер, Лотар Дункель, доктор Линде Эк, Барбара Хеспер,
    26. Марга Виланд . Das konzept «Волшебный круг». Мюнстер, 2006.
    27. Психологическая наука и образование. Электронный журнал. 2011. № 2.

    Чепракова Елена Анатольевна, аспирант кафедры психологии развития факультета психологии образования, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: cheprelena@yandex.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *