Семейная психотерапия: Системная семейная психотерапия — Википедия – цели и задачи, техники, методы, направления

Семейная психотерапия: Системная семейная психотерапия — Википедия – цели и задачи, техники, методы, направления

Содержание

Семейная системная и групповая психотерапия

семейная психотерапия фотоСемейная психотерапия – это специфическое направление психотерапии, которое сфокусировано на коррекции межличностных взаимоотношений. Основная ее цель охватывает ликвидацию эмоциональных нарушений в семье. Говоря другими словами, это психотерапевтическая помощь индивиду в семье и через семью. Объектом семейной терапии может быть не только «разлаженная» семья, но и семейные отношения, находящиеся в кризисной ситуации. Существенным является поиск ресурсов семейных отношений, способностей и побудительных причин для трансформации и акцентирование внимания на разрешении актуальных ситуаций и насущных проблем.

Универсальные цели различных технологий семейной психотерапии следует представить таким образом: трансформации в семье набора представлений об актуальной проблеме, изменение позиций членов семьи на суть проблемы, создание альтернативных вариаций решения проблем посредством прямого или непрямого вмешательства, понижение эмоциональной вовлеченности в симптоматическое поведение члена семьи, исправление разнообразных форм иерархической неадекватности, улучшение стиля семейных коммуникаций, открытие семейных секретов и т.д.

Системная семейная психотерапия

Семейная психотерапия и Эйдемиллер внёс своё определение в данное понятие. По его мнению, семейная психотерапия представляет собой единую систему психотерапевтического воздействия на целую семью в качестве живой открытой системы для оптимизации и большей эффективности ее функционирования. Данное определение отображает системный подход к психотерапии семьи. Системный подход к практикам семейной психотерапии является сегодня среди других психотерапевтических направлений одним из самых юных. Данный подход зародился после окончания Второй мировой войны. Развивался он в тесном контакте с кибернетикой. Именно в этом заключается его существенное различие с другими психотерапевтическими подходами. При таком подходе объектом воздействия является не индивид, а семья и целостная семейная система.

Данное психотерапевтическое направление рассматривает системные взаимосвязи и межличностные взаимоотношения в коллективе в качестве базиса для диагностики и терапии межличностных конфликтов и расстройств психики.

Конструктивизм и единая теория систем считаются концептуальным фундаментом системного подхода. С развитием индивидуальных психотерапевтических практик зарождение и дальнейшее формирование системной семейной терапии не связано.

Семейная система находится в устойчивом взаимообмене с окружающим миром, иными словами она является открытой системой, а также самоорганизующейся. Другими словами поведение системы разумно, а генератор трансформаций системы размещен внутри нее самой. Отсюда следует, что поведение субъектов, образующих семью, обусловлено воздействием их потребностей и мотивов. По отношению к элементу, входящему в систему, такая система является первичной. Именно поэтому целесообразной считается работа не с одним элементом семьи, а со всей ее системой.

Семейной системой называют некоторую группу индивидов, связанную единым местом проживания, ведением совместного хозяйства, а самое главное – взаимоотношениями. Довольно часто то, что случается в семье не имеет зависимости от намерений, целей и желаний субъектов, входящих в такую семейную систему, так как семейная жизнь регулируется и управляется свойствами системы. Системная семейная психотерапевтическая теория утверждает, что замыслы и действия индивидов вторичны и повинуются законам и нормам функционирования семейной системы. Этот принцип носит название – принцип тотальности системы.

В практике системной психотерапии семья представляет собой целостную систему, стремящуюся к сбережению и дальнейшему развитию установившихся связей. В процессе своего существования все семьи преодолевают закономерные кризисы, например, рождение ребенка. Именно в периоды кризисных ситуаций семьи показывают себя неспособными решать проблемы, которые возникают перед ними в процессе их развития, прежними методами. Поэтому перед ними встает острая необходимость усложнить собственные адаптивные реакции.

В семейной системной психотерапии можно выделить основные шаги: объединение терапевта с семьёй, приобщение его к структуре ролей, предъявляемой семьей, формулировка психотерапевтического требования, восстановление семейных отношений, окончание психотерапии и отсоединение.

Среди крупнейших приверженцев системного подхода к психотерапии семьи можно выделить К. Маданес, С. Минухин и др. Сегодня системный подход является одним из наиболее экономически выгодных, перспективных и терапевтически результативных направлений семейной терапии.

Системный подход к психотерапии семьи базируется на трех стержневых принципах: циркулярности, нейтральности и гипотетичности. Принцип циркулярности основывается на применении циркулярной логики. Психотерапевту необходимо научиться видеть круговую связь событий. В основе принципа нейтральности лежит нейтральная позиция, занимаемая психотерапевтом для эффективного воздействия, и одинаковое сопереживание каждому члену семьи. Принцип гипотетичности заключается в проверке гипотезы о сути семейных проблем, представленной психотерапевтом. Согласно такой гипотезе должна выстраиваться стратегия взаимодействия психотерапевта.

В наше время одним из наиболее популярных и распространенных направлений стала системная семейная психотерапия Варга. В своих трудах Варга выделяет структуру семьи, ее стадии формирования, демонстрирует все на примерах российской семьи. Так как при системном подходе к психотерапии семейных отношений следует учитывать особенности менталитета граждан разных стран.

Варга утверждает, что сама системная семейная психотерапия выстраивается на обратной связи. Другими словами любой поступок ведет к ответной реакции, которая, в свой черед, образует следующую реакцию.

Цели семейной психотерапии

Семейная психотерапия являет собой особый подход психотерапии, целью которого выступает коррекция межличностных взаимоотношений и устранение нарушений в эмоциональной сфере семьи, которые более проявлены у кого-либо из участников семейных отношений.

Семейная терапия может длиться от нескольких сеансов и до 2-3 лет. Длительность ее определяется тяжестью психических нарушений у так называемого “носителя симптома”, мотивами членов семьи к достижению результата (выраженного психотерапевтического эффекта), выраженностью в семье межличностных конфликтов. Вначале терапия может проводиться не чаще чем 2 встречи в неделю. Через некоторое количество времени и свершении изменений в эмоциональной сфере семьи встречи можно проводить 2 раза в месяц, потом – 1 сеанс в 3 недели.

Семейная психотерапия и Эйдемиллер выделял четыре основных этапа: постановка диагноза (диагностический этап), устранение семейного конфликта, восстановительный и поддерживающий этапы.

Минимальная задача семейной психотерапии предполагает облегчение существующих симптомов, в дальнейшем не возникновение новых симптомов у членов семьи, разрешение представленных проблем. При этом ключевой задачей терапии является достижение понимания членами семейных отношений того, что убежденность в успехе – это не пассивное состояние, а целый комплекс инициативных действий, постоянный поиск потенциальных возможностей, методов помощи индивиду с расстройством. Каждый участник семейной психотерапии должен осознавать и принимать ответственность за успех в лечении на себя. Общепризнанной целью семейной психотерапии считается помощь семье в решении характерных задач жизненного цикла. Кроме коррекции взаимоотношений семейная психотерапия также преследует и другие цели, например, повышение результативности межличностных коммуникаций, трансформацию личности участников терапии таким манером, чтобы они научились взаимодействовать как психически здоровые цельные личности, основываясь на актуальной реальности, а не на неосознаваемых отношениях прошлого.

В целом, среди основных стратегических задач в семейной психотерапии можно выделить:

- улучшение микроклимата семьи;

- появление ощущения у участников семейных отношений того, что их потребности и интересы уважают другие;

- преодоление членами семьи точки зрения, связанной с приписыванием возникновения проблем в семье кому-то одному;

- вырабатывание более толерантного отношения к лидеру, который проявляется в какой-либо ситуации;

- формирование способности к сопереживанию и взаимопониманию;

- развитие способности принимать имеющиеся отличия во взглядах;

- улучшение навыков совместного и самостоятельного решения проблем;

- высвобождение одного или нескольких участников семейных отношений от так называемой роли «козла отпущения»;

- формирование способности к самоанализу;

- укрепление независимости;

- достижение равновесия между устремленностью участников семейных отношений к сплоченности с одной стороны и независимости – с другой.

Методы семейной психотерапии

В ходе работы с семейной группой психотерапевт может применять самые различные методы, которые подразделяются на оригинальные и перенятые из общей психотерапии. Семейную психоаналитическую, системную, стратегическую, поведенческую терапию и некоторые другие методики относят к оригинальным методам.

Выбор методов в семейной психотерапии имеет прямо пропорциональную зависимость от этапов такой терапии. Так как выделение этапов помогает структурировать непосредственно процесс семейной терапии, аргументирует порядок использования различных психотерапевтических приемов, методов и способов в зависимости от мотивации и объёма диагностической информации.

Так, например, на первом этапе (диагностический) происходит постановка диагноза в процессе приобщения психотерапевта к семейному коллективу, который выдвигает и проверяет гипотезы.

На этапе устранения семейного конфликта в процессе односторонних сеансов психотерапевта с семейной группой происходит обнаружение истоков конфликта и устранение его через эмоциональную ответную реакцию каждого члена семьи, который вовлечён в конфликтную ситуацию, вследствие установления соответственного контакта с психотерапевтом, помогающим участникам научиться разговаривать на языке, понятном всем. При этом он становится посредником и транслирует в скоординированном объёме данные о конфликте, идущие от одного члена группы к другому. Неречевой компонент таких данных может быть транслирован психотерапевтом во время сеанса семейной психотерапии. С такой целью употребляется приём под названием «робот-манипулятор», который заключается в том, что психотерапевт переводит противоречивое высказывание участника встречи на язык жестов, соотнося выразительность жеста с эмоциональной чувствительностью, терпимостью и толерантностью участников. На этом этапе терапии ведущими методами психотерапии становятся: недирективная психотерапия, которая нацелена на вербализацию бессознательных взаимоотношений личностей, а также специфические специально разработанные методы влияния членов семейной группы друг на друга.

На этапе реконструкции (восстановительном этапе) семейных отношений реализуется коллективное обсуждение насущных семейных проблемных ситуаций, проводится поведенческий ролевой тренинг и обучение нормам и правилам конструктивного спора (диалога).

Поддерживающий этап терапии заключается в закреплении ранее приобретённых на предшествующих этапах навыков эмпатии, конструктивного общения и расширенного спектра ролевых поведенческих реакций в обычных условиях семьи. Также на данном этапе проводится консультирование и корректировка приобретённых навыков коммуникационного взаимодействия применительно к жизненным ситуациям.

Современная семейная психология и психотерапия располагает следующими приемами:

- суммированием и резюмированием;

- эффективным использованием молчания;

- обучением при помощи вопросов;

- умением слушать;

- анализом видеозаписи;

- повторением;

- уточнением (прояснением) и отражением аффекта;

- проигрыванием различных ролей;

- конфронтацией, то есть предъявлением супругам неосознаваемых установок или стереотипов поведения для их последующего осознания и проработки;

- созданием “живых скульптур”.

Групповая семейная психотерапия

Семейная психология и психотерапия, в основном, рассчитана не более чем на 7 супружеских пар. Пары нужно подбирать приблизительно одной возрастной категории и с одинаковым уровнем образованности.

Основные принципы групповой психотерапии сходны с процессом терапии отдельной семейной пары, но существуют и отличия. При групповых сеансах важным моментом считается возможность обучения на модели взаимоотношений других, что значительно обогащает методики, так как имеется возможность разыгрывания ситуаций при помощи распределения ролей между участниками процесса. Групповая терапия позволяет не только поведать об обстоятельствах сложившейся ситуации, но и продемонстрировать альтернативные шаблоны поведения.

Групповая супружеская психотерапия способствует более эффективному освоению различных видов коммуникаций, например, научиться корректно, мягко высказывать своему партнеру не очень приятные вещи. Кроме этого, она предоставляет возможность грамотной оценки результатов конструктивных ссор.

Перед началом групповой терапии обычно проводится пара раздельных сеансов с мужчинами и женщинами, т.е. группа делится на две подгруппы. В группах, где будут присутствовать оба партнера, существует риск приумножения защитных реакций. Динамически целенаправленная работа группы семейных пар предполагает обстановку коммуникативной безопасности, преодоления знакомых ограничений, устоявшихся мнений. Типичное раскрытие клиента будет наблюдаться только после того, как супруг(а) начнет оправдываться. Люди, в основном стремятся попасть на сеансы именно групповой психотерапии именно из-за желания скрыть о себе информацию и до конца не раскрываться. Довольно часто наблюдаются неблагоприятные последствия сеансов терапии, когда супруги приходят домой и продолжают ссору. Выработанные выводы после психотерапевтических сеансов могут стать причиной эскалации супружеского конфликта. Именно поэтому большинство терапевтов считает целесообразным в ходе проведения сеансов руководствоваться не столько динамической психотерапией, сколько инструктивным разбором вопросов, которые касаются жизни партнеров (быт, досуг, воспитание детей и т.п.). Также популярностью пользуются бихевиористические методики, ориентированные на формирование навыков положительных коммуникаций и умение разрешать конфликты.

Обычно работа в группе ведется двумя терапевтами. Группа помогает изобретать модели и обстоятельства, которые могут применять супруги, а пары сравнивают собственное поведение. На сеансах проигрываются с последующим комментированием различные формы коммуникаций и приемы разрешения проблем, формируются и сравниваются брачные соглашения между супругами, контролируется их выполнение.

Некоторые психотерапевты используют жесткие организационные границы – в ходе встреч супружеские пары обучаются четкому формулированию собственных переживаний, акцентированию основных пожеланий и конкретизации требований относительно трансформаций в поведении партнера.

Техники семейной психотерапии

Техники семейной психотерапии – это специфические приемы и предписания, через которые осуществляется видоизменение семейной системы для улучшения эффективности ее функционирования.

Сегодня в трудах современных психотерапевтов можно встретить различные виды классификаций техник, которые применяются в семейной терапии. Целевое предназначение техник является наиболее распространенным параметром для создания классификации. Н. Фредман и Р. Шерман выделили следующие группы техник: социометрические, поведенческие и парадоксальные техники, техника структурного вмешательства, техники, базирующиеся на использовании воображения. Некоторые ведущие психотерапевты предлагают дополнить приведенную классификацию еще од­ним набором техник, которые основаны на организации беседы.

Социометрические техники являют собой сегодня наиболее доступный метод исследования и реставрации дисфункциональной структуры семьи в процессе ее психотерапии. При помощи техник этой группы можно получить актуальную информацию о жизнедеятельности семьи на четырех уровнях. Социометрические техники позволяют ослабить сопротивление семьи трансформированию и воздействию, которое оказывается на функциони­рование семьи в ходе терапии.

Поведенческие техники в теоретическом аспекте восходят к периоду триумфального главенствования бихевиоризма и основываются на выработке положительных коммуникаций и умений разрешать проблемы. При данном подходе перед терапевтом не стоит задача проникнуть в корень конфликта. Ему необходимо изменить существующие поведенческие стереотипы, поэтому поведенческая техника заключается в детальном анализе поведения.

Парадоксальные методы сегодня занимают позицию одного из наиважнейших направлений в семейной терапии. Их популярность обусловлена краткосрочностью самой техники, в ходе которой модификации возникают как будто сами собой.

Системное и структурное направления психотерапии утверждают, что терапия не будет успешной без вмешательства психотерапевта. Техника структурного вмешательства ориентирована одновременно на трансформацию структуры и на идентификацию проблемной ситуации или конфликта. Она базируется на усилиях терапевта, направленных на присоединение (приобщение) к семье. Таким образом, терапевт и семейная группа сплачиваются для создания терапевтической системы. Отсюда следует, что техника начинается с приобщения к системе семьи с целью стать «внутрисистемным» ускорителем терапевтических модификаций. Семья достигнет успеха только при условии того, что терапевту удалось проникнуть в систему оптимальным в каждом определенном случае методом.

К технике, базирующейся на использовании воображения, относится арт-терапия, ассоциативные эксперименты и т.д.

Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Системная семейная психотерапия | Журнал Практической Психологии и Психоанализа

История развития системной семейной психотерапии показывает, что эта область практики развивалась не так, как большинство психотерапевтических школ и подходов. Во многих психотерапевтических подходах описываются случаи работы с супружескими парами или с детско-родительским конфликтами. В “Руководстве по семейному консультированию и психотерапии” (Horne, Ohlsen, 1982) описывается работа с семьями в рамках различных психотерапевтических школ: трансактного анализа, гештальт-терапии, клиентоцентрированного подхода, адлерианской и рационально-эмотивной психотерапии, бихевиоральной психотерапии и НЛП.

В то же время развитие системной семейной психотерапии не связано с развитием индивидуальной психотерапии. “Исследование семьи как системы не имеет ни истории, ни общепринятых понятий, ни установленных открытий” (Spiegel, Bell, 1959). В своей монографии Эриксон и Хоган (Erickson, Hogan, 1972) утверждают, что их анализ литературы не выявил никаких данных о том, что системная семейная психотерапия “выросла” из каких бы то ни было ранее существующих теоретических положений в психотерапии.

Концептуальную основу системной семейной психотерапии составила кибернетика, точнее, общая теория систем. Один из основоположников общей теории систем Л. фон Берталанфи показал, что понятие системы вытекает из так называемого “организмического взгляда на мир”. Для этого взгляда характерны два положения: а) целое больше, чем сумма его частей; б) все части и процессы целого влияют друг на друга и друг друга обусловливают. Таким образом, базовая идея системной семейной психотерапии заключается в том, что семья — это социальная система, то есть комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Семья — это “живой организм, напоминающий скорее пламя, чем кристалл” (Черников, 1997).

Семейная система — это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система это самоорганизующаяся система, то есть поведение системы целесообразно, и источник преобразований системы лежит внутри ее самой (Черников, 1997). Исходя из этого понятно, что люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу. Ясно, что объектом психотерапевтического воздействия является вся семейная система целиком, а не отдельный человек, элемент этой системы. Рассмотрим общие принципы функционирования семейных систем.

Законы функционирования семейных систем

Жизнь семейной системы подчиняется двум законам: закону гомеостаза и закону развития. Закон гомеостаза гласит: всякая система стремится к постоянству, к стабильности. Для семьи это означает, что она в каждый данный момент времени своего существования стремится сохранитьstatus quo. Нарушение этого статуса всегда болезненно для всех членов семьи, несмотря на то, что события могут быть и радостными, и долгожданными, например, рождение ребенка, распад мучительного брака и т.п. Закон постоянства обладает огромной силой. Как показали исследования Джея Хейли (Haley, 1980), благодаря стремлению не допустить ухода повзрослевшего ребенка из семьи и тем самым сохранить семейную структуру родители способны терпеть любое психопатологическое поведение подростка к полному изумлению всех посторонних. Одновременно действует закон развития: всякая семейная система стремится пройти полный жизненный цикл. Было замечено, что семья в своем развитии проходит определенные стадии, связанные с некоторыми неизбежными объективными обстоятельствами. Одним из таких обстоятельств является физическое время. Возраст членов семьи все время меняется и обязательно меняет семейную ситуацию. Как было показано Эриком Эриксоном, каждому возрастному периоду в жизни человека соответствуют определенные психологические потребности, которые человек стремится реализовать. Вместе с возрастом меняются и запросы к жизни вообще и к близким людям в частности. Это определяет стиль общения и соответственно саму семью. Рождение ребенка, смерть старого человека — все это существенно меняет структуру семьи и качество взаимодействия членов семьи друг с другом.

Семья — как река, в которую никогда нельзя войти дважды. Был предложен вариант типичного американского жизненного цикла семьи (Carter, McGoldrick, 1980).

1. Пе

Системная Семейная психотерапия (ССТ)

Положение дел в направлениях и методах (модальностях) психотерапии ОППЛ

Системная Семейная психотерапия (ССТ)

 

Системная Семейная психотерапия (ССТ) — подход, в основе которого лежат общая теория систем и идеи социального конструктивизма.  В системной психотерапии семья рассматривается как единое целое, акцент делается на рассмотрении взаимодействия элементов внутри системы и взаимодействии социальных систем между собой. Методология и психотерапевтические техники системной терапии вытекают из взгляда на семью как социальную систему, которая является комплексом элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. 

Используемые методы и подходы семейной психотерапии:

  • Трансгенерационная терапия по методу Мюррея Боуэна;
  • Миланская школа системной семейной психотерапии в современных модификациях;
  • Стратегическая системная семейная психотерапия по методу Джея Хэйли и Клу Маданес;
  • Структурный подход Сальвадора Минухина;
  • Психотерапия супружеских пар с трудностями сексуального взаимодействия по методу Хелен Каплан;
  • Семейная реконструкция и семейная скульптура по методу Вирджинии Сатир;
  • Нарративная психотерапия, автор Майкл Уайт, Дэвид Эпстон;
  • Ориентированная на решение краткосрочная терапия, авторы Стив де Шейзер и Инсу Ким Берг;
  • Тренинг детско-родительского взаимодействия по методу Ш. Айберг;
  • Эмоционально-фокусированная терапия пар, авторы Сьюзон Джонсон, Лесли Гринберг;
  • Недирективная игровая терапия детей по Гарри Лэндрету;
  • Метафорические карты.

В Профессиональной психотерапевтической лиге ССТ представляет РОО «Общество семейных консультантов и психотерапевтов»— это общественная организация, созданная для повышения профессиональной квалификации семейных консультантов и психотерапевтов. Общество существует с 1998 года, является членом Тренингового Комитета Европейской Ассоциации Семейных Терапевтов (TIC-EFTA). Адрес: г. Москва, Брюсов переулок, 8/10, стр. 1, supporter.ru.

С 2015 года издается журнал «Семейная психология и семейная терапия» (ISSN 1990-9381, зарегистрирован в РИНЦ с 2008 года, подписной индекс Роспечати 47556). В редакционный совет журнала входят известные специалисты по семейной психотерапии.

Ежемесячно проводятся открытые заседания, на которых выступают и делятся опытом как представители модальности системной семейной терапии, так и специалисты смежных специальностей: психиатры, культурологи, религиоведы, наркологи и др. — к участию приглашаются все желающие.

В соответствии со стандартами TIC-EFTA разработаны программы обучения ССТ. Общая программа обучения составляет 910 часов, короткий вариант — 510 ч. С 2013 г. проводится обучение в департаменте психологии Высшей школы экономики, магистерская программа, академический руководитель Варга А.Я.; с 2007 г. — в Институте групповой и семейной психотерапии, руководитель программы Черников А.В., с 2011 г. — в Институте практической психологии НИУ ВШЭ, программа дополнительного образования «Психологическая помощь семье», руководитель Варга А.Я. Членами Общества созданы учебные центры: центр открытия новых возможностей «Потенциал», руководитель Манухина Н.М., центр нарративной психологии и практики, создатели Е.Жорняк, Е.Дайчик, Н.Савельева), центр системной семейной терапии, директор И.Ю. Хамитова.

Члены Общества выпустили ряд коллективных монографий.

СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ - это... Что такое СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ?

        Особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи (Мягер В. К., Мишина Т. М., 1976).
        В последней четверти XIX в. возникло учение о «семейной диагностике» и «семейном лечении» (Маляревский И. В., 1886; Smith Z., 1890) различных психических расстройств. Подлинным основоположником С. п. в России и одним из первых в мире был И. В. Маляревский. В 1882 г. в Санкт-Петербурге он основал врачебно-воспитательное заведение для психически больных детей и подростков, персонал которого уделял большое внимание диагностике взаимоотношений в семьях психически больных, роли дисгармоничного воспитания в формировании тех или иных проявлений душевных болезней. С родственниками больных детей проводилось «семейное воспитание» — прообраз современной С. п.
        Потребность населения в С. п. возрастала во всех странах мира, особенно начиная с середины 40-х гг. XX в., после завершения Второй мировой войны (Spiegel J. Р., Bell N. W., 1959), а в СССР — в 70-е гг. и после 1990 г. (Мягер В. К., 1976; Эйдемиллер Э. Г., 1994). В настоящее время выделяют несколько основных направлений в С. п.: психодинамическое (Мягер В. К., Мишина Т. М., 1976; Костерева В. Я., 1979; Трегубов И. Б., 1987; Бабин С. М., 1996; Ackermann N. W., Franklin P. F., 1985), системное и стратегическое (Эйдемиллер Э. Г., 1990, 1994; Чаева С. И., 1992; Haley J., 1976; Minuchin S., Fishman H. С., 1981; Palazzoli М. S. et al., 1981; Burnham G., 1991), а также эклектическое (Эйдемиллер Э. Г., 1980; Захаров А. И., 1982).
        Исторически первым в С. п. было психодинамическое направление, выросшее, как считают на Западе, из анализа Фрейдом (Freud S.) случая «маленького Ганса» (Sakamoto J., 1967). Известно, что отец Ганса вел дневник и писал Фрейду письма, в которых сообщал о процессе интерпретаций переживаний сына, страдающего навязчивым страхом перед лошадьми, а в ответ получал советы по проведению этой работы. Были сформулированы основные признаки психодинамического подхода: анализ исторического прошлого членов семьи, их неосознаваемых желаний, психологических проблем и взаимных проекций, пережитых на ранних этапах онтогенеза и воспроизводимых в актуальном опыте. Задачей психотерапии являлось достижение инсайта — осознание того, как нерешенные в прошлом проблемы влияют на взаимоотношения в семье в данный момент и как из этого нарушенного контекста отношений возникают невротические симптомы и неконструктивные способы адаптации к жизни у некоторых ее членов. В настоящее время такой подход, требующий больших усилий как со стороны психотерапевта, так и со стороны членов семьи, огромных затрат времени, считается экономически менее целесообразным, но высокоэффективным.
        Как показал состав участников 2-й международной конференции (Краков, 1990), 3-го (Юваскюля, 1991) и 6-го (Иерусалим, 1992) международных конгрессов по С. п., представителей психодинамического направления было 25%, а сторонников системной семейной психотерапии — около 60% от общего числа участников. Представители эклектического направления соединяют в психотерапевтической работе с семьями различные по лечебным механизмам методы: гипноз, аутогенную тренировку, медитацию, домашние задания по модификации поведения, анализ и интерпретацию взаимоотношений, групповые дискуссии и др.
        В ходе С. п., продолжительность которой может колебаться от нескольких недель до нескольких лет, выделяют ряд этапов. Длительность С. п. обусловливается тяжестью психических расстройств у «носителя симптома», выраженностью межличностных конфликтов в семье, мотивацией членов семьи к достижению терапевтических изменений. Когда участники психотерапии спрашивали у Сатир (Satir V.): «Сколько будет длиться семейная психотерапия?», она отвечала: «Для того чтобы определить, в чем заключается ваша проблема, потребуется от 3 до 6 сессий продолжительностью в 1 час, а дальше вы сами решите, достаточно этого для вас или захотите продолжать работать со мной». Вначале С. п. проводится с частотой 1-2 сеанса в неделю, а затем встречи происходят 1 раз в 2 недели, а далее — 1 раз в 3 недели.
        Часто в С. п. выделяются 4 этапа (Эйдемиллер Э. Г., 1976; Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В., 1989):
        1) диагностический (семейный диагноз),
        2) ликвидация семейного конфликта,
        3) реконструктивный,
        4) поддерживающий.
        Под семейным диагнозом понимается типизация нарушенных семейных отношений с учетом индивидуально-личностных свойств членов семьи и характеристик болезни одного из них (Мишина Т. М., 1983). Диагностика семейных отношений осуществляется в процессе присоединения к семейной группе психотерапевта, выдвигающего и проверяющего проблемные диагностические гипотезы. Особенность процедуры семейной диагностики заключается в том, что она носит сквозной характер, т. е. сопровождает С. п. на всех этапах и предопределяет выбор психотерапевтических техник. Другая особенность диагностики семейных отношений заключается в стереоскопическом ее характере. Это означает, что в случае, если информация о происходящем получена от одного из членов семьи, на односторонних встречах, то она должна быть сопоставлена с информацией от других членов семьи и тем впечатлением, которое сложилось у психотерапевта на основании расспроса и наблюдения за поведением участников процесса психотерапии («семья глазами ребенка», «семья глазами родителей», «семья глазами психотерапевта», «какие мы на самом деле»). На втором этапе в ходе односторонних встреч психотерапевта с пациентом и членами его семьи осуществляется выявление и кларификация истоков семейного конфликта и ликвидация его посредством эмоционального отреагирования каждого члена семьи, вовлеченного в конфликт, в результате установления адекватного контакта с психотерапевтом. Психотерапевт помогает участникам конфликта научиться говорить на языке, понятном всем. Кроме того, он берет на себя роль посредника и передает в согласованном объеме информацию о конфликте от одного члена семьи к другому. Невербальный компонент этой информации может быть транслирован психотерапевтом на сеансе совместной встречи, для чего используется прием «робот-манипулятор». Выслушав противоречивое сообщение участника сеанса, психотерапевт переводит его на язык жеста, а экспрессивность жеста соотносит с сенситивностью и толерантностью участников. Таким образом, на этой стадии ведущими оказываются следующие психотерапевтические методы: недирективная психотерапия, нацеленная в основном на вербализацию неосознаваемых отношений личности, а также специально разработанные методы воздействия членов семьи друг на друга (попытка установить контакт и добиться эффекта, влияя в иерархизированном порядке на различные стороны личности участников) (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1999). На этапе реконструкции семейных отношений осуществляется групповое обсуждение актуальных семейных проблем либо в отдельно взятой семье, либо в параллельных группах пациентов со сходными проблемами и их родственников. В этих же группах проводится ролевой поведенческий тренинг и обучение правилам конструктивного спора. На поддерживающем этапе, или этапе фиксации, в естественных семейных условиях закрепляются навыки эмпатического общения и возросший диапазон ролевого поведения, приобретенные на предыдущих этапах, заслушиваются ответы о динамике внутрисемейных отношений, проводятся консультирование и коррекция приобретенных навыков общения применительно к реальной жизни.
        Выделение этапов позволяет структурировать процесс С. п., обосновывает последовательность применения тех или иных психотерапевтических методов в зависимости от целей и объема диагностических сведений. По Э. Г. Эйдемиллеру, В. В. Юстицкису, понятие «этап С. п.» и выбор адекватной ему психотерапевтической методики — взаимосвязанные между собой явления. К психотерапевтическим приемам, наиболее часто применяемым в С. п., относятся следующие (Мишина Т. М., 1983):
        1) эффективное использование молчания,
        2) умение слушать,
        3) обучение с помощью вопросов,
        4) повторение (резюмирование),
        5) суммарное повторение,
        6) уточнение (прояснение) и отражение аффекта,
        7) конфронтация,
        8) проигрывание ролей,
        9) создание «живых скульптур»,
        10) анализ видеомагнитофонных записей (Perrez M., 1979).
        Сторонники расширенного понимания содержания С. п. считают, что любое индивидуальное психотерапевтическое воздействие на членов семьи, преследующее цель позитивного влияния на семью в целом, можно расценивать в качестве одного из вариантов С. п. (Bach О., Scholz M., 1980; Kratochvil S., 1985). Это допущение оказывается справедливым, если, выслушивая пациента и выдвигая гипотезу о семейном диагнозе, психотерапевт мыслит категориями целостной семейной структуры и, «следовательно, предварительно оценивает, как то или иное воздействие отражается на семейных взаимоотношениях в целом» (Столин В. В., 1981). Кроме того, смысл принципа системности проявляется в свете идеи о «круговой причинности» в семье, т. е. о взаимодетерминированности личности и межличностных отношений, согласно которой стиль общения, характер взаимодействия, тип воспитания, с одной стороны, и личностные особенности членов семьи — с другой, образуют замкнутый, постоянно воспроизводящийся гомеостатический цикл (Andolfi М., 1980). С. п. является попыткой разрушения этого цикла и создания конструктивных альтернатив семейного функционирования.

Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000.

Семейная психотерапия

Семейный психотерапевт.

Семейный психотерапевт в Москве, Санкт-Петербурге и других больших, да и не очень, городах — обычная реалия нашей сегодняшней жизни. Хорошие семейные психотерапевты, как правило, ведут прием в клинике неврозов. Это связано с тем, что в условиях клиники создается необходимый настрой пациентов на плодотворную работу. Кроме того, в некоторых случаях требуется консультация смежных специалистов, которые всегда в клинике рядом.

Необходимость в семейной психотерапии связана со многими обстоятельствами. Прежде всего, с тем, что семейная психотерапия, как таковая, стала заметной и важной социальной практикой, более того — частью культуры. Достаточно вспомнить многочисленные книги и фильмы, затрагивающие эту тематику.

Развитие семейной психотерапии

С точки зрения хронологии вначале появилась индивидуальная, а потом уж семейная психотерапия.

Связать ее возникновение с именем какого-нибудь конкретного ученого или практика не удается, хотя по этому поводу есть разные мнения.

Первые семейные психотерапевты

Объективности ради, следует сказать, что работу — прежде всего, просветительскую и воспитательную — с семьями психически больных пациентов и алкоголиков проводили еще в конце ХIХ века наши выдающиеся психиатры Бехтерев, Маляревский и Сикорский.

История семейной психотерапии

Начиная с 40-х годов ХХ века происходит институализация семейной психотерапии:

  • увеличивается количество практикующих специалистов,
  • возникают различные направления, школы и сообщества, конкурирующие между собой,
  • публикуются теоретические исследования и практические руководства,
  • начинают выходить периодические журналы и альманахи.

Почти одновременно в русле этой практики возникают и оформляются два основных тренда, один из которых рассматривает семейную психотерапию как отдельный тип деятельности, принципиально отличающийся от других типов психотерапевтической коммуникации. Специалисты, находящиеся в этом тренде, позиционируют себя как «семейные психотерапевты» и практикуют преимущественно в этом качестве.

Семейная психотерапия сегодня

Семейный психотерапевт.Другая, более заметная в настоящее время тенденция — это когда психотерапевты не ограничивают поле своей деятельности лишь семейным консультированием, а работают в форматах индивидуальной или групповой семейной психотерапии.
Следует сказать, что сегодня сам термин «семейная психотерапия» имеет расширительную коннотацию. Это работа не только с семейными парами, но и с семьей как с социумом: с родителями, детьми, бабушками, дедушками. Это и психологическое консультирование гомосексуальных пар. Бывает и так, что психотерапевтическая ситуация побуждает работать с участниками семьи по отдельности, в формате индивидуальной семейной психотерапии.

Повод для обращения к семейному психотерапевту

Причины, заставляющие людей обращаться за помощью к семейному психотерапевту, многообразны. Это и ревность, и измена, и алкоголизм одного из супругов, ведущий к деструктивным процессам в функционировании семьи. Это и актуализация личностных черт одного, или каждого, из членов семьи, возникающая под воздействием неблагоприятных жизненных обстоятельств. Это и взаимное охлаждение, когда из дома уходит тепло и возникает холод отчуждения. Это и экзистенциальный кризис одного из партнеров, так называемый «кризис среднего возраста». Это и сексуальные проблемы. И многое, многое другое…

Все эти причины и запущенные ими процессы дезинтеграции закономерно приводят к состоянию неопределенности и недоверия друг к другу, взаимные обиды продолжают накапливаться, члены семьи невротизируются, чувство тревоги у каждого из них нарастает. Существование семьи как целостной системы оказывается под угрозой. В этих случаях следует не затягивать и вовремя обратиться к семейному психотерапевту.

Надо сказать, что большинство людей стараются справиться (и справляются же!) с этими внутрисемейными проблемами самостоятельно. После бури море успокаивается и сладкоголосые птицы любви опять начинают петь свои чарующие и волшебные песни. Или же другое — семья распадается, у каждого из партнеров начинается новая жизнь; и неизвестно, будет ли она лучше, чем прежняя…

Семейный психотерапевт.«…море уходит вспять.

Море уходит спать.

Как говорят инцидент исчерпан.

Любовная лодка разбилась о быт.

С тобой мы в расчете.

И не к чему перечень взаимных болей и обид.»

(В. Маяковский.)

Теоретические основания семейной психотерапии носят разнообразный характер, однако в настоящее время прослеживается следующая тенденция: подходы, основанные на психодинамической (фрейдистской) модели становятся менее влиятельными, большинство специалистов предпочитают работать в интегративном ключе, сочетая экзистенциальные, когнитивно-поведенческие и нарративные стратегии.

Прием семейного психотерапевта

Длительность каждого сеанса обычно больше, чем при индивидуальной — 1,5-2 часа.
Продолжительность же семейной психотерапии может быть совершенно разной, и зависеть не только от особенностей случая, но и от концептуальных и методических предпочтений семейного психотерапевта.
Это может быть и один сеанс, это может быть и работа в течении несколько месяцев с высокой интенсивностью встреч (1-3 раза в неделю).
Существует вариант и мягкой, поддерживающей семейной психотерапии, когда семьи встречаются со своим психотерапевтом несколько раз в год, в зависимости от жизненных обстоятельств.

Автор статьи — Смирнов Сергей Николаевич

Врач-психотерапевт, гипнолог, мастер НЛП международного класса.

Рекомендуемые ссылки:
Лечение расстройств высшей нервной деятельности
Как похудеть
Пищевая зависимость

Клиника лечения расстройств нервной системы.

Структурная семейная психотерапия | Журнал Практической Психологии и Психоанализа

Комментарий: Глава из книги «Теория и практика семейной психотерапии» (2001), вышедшей в свет в издательстве Питер.

В самом названии  структурная семейная психотерапия подчеркивается использование концепции  семейной системы для проведения психотерапевтического вмешательства. Особый  акцент делается на цельности семейной системы. Семейные психотерапевты этого  направления уделяют пристальное внимание взаимодействиям и иным проявлениям активности  членов семьи, что позволяет понять организацию, или структуру, семьи. То, каким  образом, когда и с кем члены семьи взаимодействуют в настоящий момент, имеет  решающее значение для понимания и последующего терапевтического изменения  семейной структуры.

История создания  теории и техник структурной семейной психотерапии неразрывно связана с именем  выдающегося психотерапевта Сальвадора Минухина. В конце 1960-х гг. С.  Минухин с сотрудниками проводили психотерапию на базе интерната Wiltwyck School для мальчиков с  делинквентным поведением, проживающих в Нью-Йорке. Структурная ориентация как  нельзя лучше подходила для решения семейных проблем этих подростков - ведь абсолютное  большинство из них были выходцами из неполных семей. Кроме того, заметное влияние  на формирование структурного подхода оказала разработанная Джеем Хейли (Haley, 1976) психотерапия, ориентированная на решение проблем, а также  психотерапия с участием ближайшего социального окружения Росса Спека (Speck & Attneave, 1973). Эти  исследователи сотрудничали с С. Минухиным после того, как он в начале 1970-х  гг. возглавил психолого-педагогическую консультацию для трудновоспитуемых  детей в Филадельфии. Эта глава посвящена изложению основных идей Сальвадора  Минухина, а также и других теоретиков и клиницистов, внесших свой вклад в развитие  структурного направления.

Теоретические конструкты и основная идея

Техника структурной  семейной психотерапии основана на нескольких ключевых теоретических положениях:  1) семья как базисная человеческая система, 2) наличие в рамках семейной  системы подсистем, 3) существование у системы и подсистем границ с  определенными характеристиками, 4) вмешивающееся поведение как фактор,  оказывающий влияние на отдельных членов семьи (enmeshed behavior), 5) эволюция  паттернов трансакции. Далее рассматривается каждое из этих положений.

Семья как базисная человеческая система

С. Минухин называл  семью «сложным организмом» (Minuchin, 1983). Приверженец  системного подхода, С. Минухин рассматривал семью не как сумму отдельных личностей или группу  индивидов, а как единое целое, организм. Так же как амеба состоит из органелл,  а человек из органов, семейный организм включает в себя отдельных членов семьи.

В структурной  семейной психотерапии, таким образом, «пациентом» является семья, а проблема или  симптом считаются отражением состояния здоровья семейного организма в целом.  Несмотря на то, что сама семья может идентифицировать одного из своих членов как  пациента, психотерапевт - сторонник структурного подхода будет считать его  всего лишь носителем симптома. С точки зрения приверженцев данного направления в  семейной психотерапии, семья представляет собой организм, а симптом является  порождением или следствием интеракционных и структурных проблем, возникших в  самой семейной системе.

Подсистемы

Структурная семейная  психотерапия фокусируется на социальной организации семейного организма.  Семья выполняет свои функции благодаря наличию в ней подсистем.

В живой клетке все ее  составные части вносят свой вклад в «общее дело». Однако компоненты клетки функционируют  согласованно. Некоторые из них специально предназначены для того, чтобы регулировать  деятельность других. Так, ядро клетки управляет работой других клеточных органелл.  Такая организации компонентов, предназначенная для выполнения определенной функции  в рамках более крупной системы, получила название подсистемы.

В составе семейного  организма имеются три ключевые подсистемы (Minuchin, Montalvo, Guerney, Rosman, & Schumer, 1967). Первая из  них - супружеская подсистема. Она образуется раньше  других и определяет функционирование семьи. Основная функция супружеской  подсистемы заключается в обеспечении взаимного удовлетворения потребностей супругов  без ущерба для эмоциональной атмосферы, необходимой для роста и развития двух  меняющихся

Семейная психотерапия - Медицинский справочник

Семейная психотерапия

Особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи (Мягер В. К., Мишина Т. М., 1976).

В последней четверти XIX в. возникло учение о «семейной диагностике» и «семейном лечении» (Маляревский И. В., 1886; Smith Z., 1890) различных психических расстройств. Подлинным основоположником Семейная психотерапия в России и одним из первых в мире был И. В. Маляревский. В 1882 г. в Санкт-Петербурге он основал врачебно-воспитательное заведение для психически больных детей и подростков, персонал которого уделял большое внимание диагностике взаимоотношений в семьях психически больных, роли дисгармоничного воспитания в формировании тех или иных проявлений душевных болезней. С родственниками больных детей проводилось «семейное воспитание» — прообраз современной Семейная психотерапия.

Потребность населения в Семейная психотерапия возрастала во всех странах мира, особенно начиная с середины 40-х гг. XX в., после завершения Второй мировой войны (Spiegel J. Р., Bell N. W., 1959), а в СССР — в 70-е гг. и после 1990 г. (Мягер В. К., 1976; Эйдемиллер Э. Г., 1994). В настоящее время выделяют несколько основных направлений в Семейная психотерапия: психодинамическое (Мягер В. К., Мишина Т. М., 1976; Костерева В. Я., 1979; Трегубов И. Б., 1987; Бабин С. М., 1996; Ackermann N. W., Franklin P. F., 1985), системное и стратегическое (Эйдемиллер Э. Г., 1990, 1994; Чаева С. И., 1992; Haley J., 1976; Minuchin S., Fishman H. С., 1981; Palazzoli М. S. et al., 1981; Burnham G., 1991), а также эклектическое (Эйдемиллер Э. Г., 1980; Захаров А. И., 1982).

Исторически первым в Семейная психотерапия было психодинамическое направление, выросшее, как считают на Западе, из анализа Фрейдом(Freud S.) случая «маленького Ганса» (Sakamoto J., 1967). Известно, что отец Ганса вел дневник и писал Фрейду письма, в которых сообщал о процессе интерпретаций переживаний сына, страдающего навязчивым страхом перед лошадьми, а в ответ получал советы по проведению этой работы. Были сформулированы основные признаки психодинамического подхода: анализ исторического прошлого членов семьи, их неосознаваемых желаний, психологических проблем и взаимных проекций, пережитых на ранних этапах онтогенеза и воспроизводимых в актуальном опыте. Задачей психотерапии являлось достижение инсайта — осознание того, как нерешенные в прошлом проблемы влияют на взаимоотношения в семье в данный момент и как из этого нарушенного контекста отношений возникают невротические симптомы и неконструктивные способы адаптации к жизни у некоторых ее членов. В настоящее время такой подход, требующий больших усилий как со стороны психотерапевта, так и со стороны членов семьи, огромных затрат времени, считается экономически менее целесообразным, но высокоэффективным.

Как показал состав участников 2-й международной конференции (Краков, 1990), 3-го (Юваскюля, 1991) и 6-го (Иерусалим, 1992) международных конгрессов по Семейная психотерапия, представителей психодинамического направления было 25%, а сторонников системной семейной психотерапии — около 60% от общего числа участников. Представители эклектического направления соединяют в психотерапевтической работе с семьями различные по лечебным механизмам методы: гипноз, аутогенную тренировкумедитацию, домашние задания по модификации поведения, анализ и интерпретацию взаимоотношений, групповые дискуссии и др.

В ходе Семейная психотерапия, продолжительность которой может колебаться от нескольких недель до нескольких лет, выделяют ряд этапов. Длительность Семейная психотерапия обусловливается тяжестью психических расстройств у «носителя симптома», выраженностью межличностных конфликтов в семье, мотивацией членов семьи к достижению терапевтических изменений. Когда участники психотерапии спрашивали у Сатир (Satir V.): «Сколько будет длиться семейная психотерапия?», она отвечала: «Для того чтобы определить, в чем заключается ваша проблема, потребуется от 3 до 6 сессий продолжительностью в 1 час, а дальше вы сами решите, достаточно этого для вас или захотите продолжать работать со мной». Вначале Семейная психотерапия проводится с частотой 1-2 сеанса в неделю, а затем встречи происходят 1 раз в 2 недели, а далее — 1 раз в 3 недели.

Часто в Семейная психотерапия выделяются 4 этапа (Эйдемиллер Э. Г., 1976; Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В., 1989):

1) диагностический (семейный диагноз),

2) ликвидация семейного конфликта,

3) реконструктивный,

4) поддерживающий.

Под семейным диагнозом понимается типизация нарушенных семейных отношений с учетом индивидуально-личностных свойств членов семьи и характеристик болезни одного из них (Мишина Т. М., 1983). Диагностика семейных отношений осуществляется в процессе присоединения к семейной группе психотерапевта, выдвигающего и проверяющего проблемные диагностические гипотезы. Особенность процедуры семейной диагностики заключается в том, что она носит сквозной характер, т. е. сопровождает Семейная психотерапия на всех этапах и предопределяет выбор психотерапевтических техник. Другая особенность диагностики семейных отношений заключается в стереоскопическом ее характере. Это означает, что в случае, если информация о происходящем получена от одного из членов семьи, на односторонних встречах, то она должна быть сопоставлена с информацией от других членов семьи и тем впечатлением, которое сложилось у психотерапевта на основании расспроса и наблюдения за поведением участников процесса психотерапии («семья глазами ребенка», «семья глазами родителей», «семья глазами психотерапевта», «какие мы на самом деле»). На втором этапе в ходе односторонних встреч психотерапевта с пациентом и членами его семьи осуществляется выявление и кларификация истоков семейного конфликта и ликвидация его посредством эмоционального отреагирования каждого члена семьи, вовлеченного в конфликт, в результате установления адекватного контакта с психотерапевтом. Психотерапевт помогает участникам конфликта научиться говорить на языке, понятном всем. Кроме того, он берет на себя роль посредника и передает в согласованном объеме информацию о конфликте от одного члена семьи к другому. Невербальный компонент этой информации может быть транслирован психотерапевтом на сеансе совместной встречи, для чего используется прием «робот-манипулятор». Выслушав противоречивое сообщение участника сеанса, психотерапевт переводит его на язык жеста, а экспрессивность жеста соотносит с сенситивностью и толерантностью участников. Таким образом, на этой стадии ведущими оказываются следующие психотерапевтические методы: недирективная психотерапия, нацеленная в основном на вербализацию  неосознаваемых отношений личности, а также специально разработанные методы воздействия членов семьи друг на друга (попытка установить контакт и добиться эффекта, влияя в иерархизированном порядке на различные стороны личности участников) (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1999). На этапе реконструкции семейных отношений осуществляется групповое обсуждение актуальных семейных проблем либо в отдельно взятой семье, либо в параллельных группах пациентов со сходными проблемами и их родственников. В этих же группах проводится ролевой поведенческий тренинг и обучение правилам конструктивного спора. На поддерживающем этапе, или этапе фиксации, в естественных семейных условиях закрепляются навыки эмпатического общения и возросший диапазон ролевого поведения, приобретенные на предыдущих этапах, заслушиваются ответы о динамике внутрисемейных отношений, проводятся консультирование и коррекция приобретенных навыков общения применительно к реальной жизни.

Выделение этапов позволяет структурировать процесс Семейная психотерапия, обосновывает последовательность применения тех или иных психотерапевтических методов в зависимости от целей и объема диагностических сведений. По Э. Г. Эйдемиллеру, В. В. Юстицкису, понятие «этап Семейная психотерапия» и выбор адекватной ему психотерапевтической методики — взаимосвязанные между собой явления. К психотерапевтическим приемам, наиболее часто применяемым в Семейная психотерапия, относятся следующие (Мишина Т. М., 1983):

1) эффективное использование молчания,

2) умение слушать,

3) обучение с помощью вопросов,

4) повторение (резюмирование),

5) суммарное повторение,

6) уточнение (прояснение) и отражение аффекта,

7) конфронтация,

8) проигрывание ролей,

9) создание «живых скульптур»,

10) анализ видеомагнитофонных записей (Perrez M., 1979).

Сторонники расширенного понимания содержания Семейная психотерапия считают, что любое индивидуальное психотерапевтическое воздействие на членов семьи, преследующее цель позитивного влияния на семью в целом, можно расценивать в качестве одного из вариантов Семейная психотерапия (Bach О., Scholz M., 1980; Kratochvil S., 1985). Это допущение оказывается справедливым, если, выслушивая пациента и выдвигая гипотезу о семейном диагнозе, психотерапевт мыслит категориями целостной семейной структуры и, «следовательно, предварительно оценивает, как то или иное воздействие отражается на семейных взаимоотношениях в целом» (Столин В. В., 1981). Кроме того, смысл принципа системности проявляется в свете идеи о «круговой причинности» в семье, т. е. о взаимодетерминированности личности и межличностных отношений, согласно которой стиль общения, характер взаимодействия, тип воспитания, с одной стороны, и личностные особенности членов семьи — с другой, образуют замкнутый, постоянно воспроизводящийся гомеостатический цикл (Andolfi М., 1980). Семейная психотерапия является попыткой разрушения этого цикла и создания конструктивных альтернатив семейного функционирования.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Pinterest

LiveJournal

LinkedIn

Одноклассники

Мой мир

E-mail

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *