Селективный мутизм: Селективный мутизм у детей и подростков

Селективный мутизм: Селективный мутизм у детей и подростков

Содержание

Элективный мутизм у детей. Что такое Элективный мутизм у детей?

ВАЖНО
Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Элективный мутизм у детей – это психическое расстройство, проявляющееся отказом говорить в определенных социальных ситуациях. Основной симптом – избирательная, психологически обусловленная немота. Дети имеют нормальный слух, способны понимать речь, разговаривать. Диагностика включает обследование психиатром, психологом, логопедом, неврологом, сурдологом. Лечение основано на когнитивно-поведенческой индивидуальной и групповой психотерапии, коррекционных логопедических занятиях. Дополнительно назначаются психофармакологические препараты.

    МКБ-10

    F94. 0 Элективный мутизм

    • Причины
    • Патогенез
    • Классификация
    • Симптомы элективного мутизма у детей
    • Осложнения
    • Диагностика
      • Дифференциальная диагностика
    • Лечение элективного мутизма у детей
    • Прогноз и профилактика
    • Цены на лечение

    Общие сведения

    Сочетание «элективный мутизм» переводится как «избирательная, выборочная немота». Название расстройства отражает его суть – ребенок умеет говорить, но становится «немым» в отдельных ситуациях. Элективный мутизм называют также селективным, избирательным, парциальным, добровольным, психогенным, ситуационно обусловленным, характерологическим. Распространенность составляет 1%. Наиболее подвержены данному расстройству дети, начинающие школьное обучение, иммигранты. Элективный мутизм встречается одинаково часто у детей обоих полов, различного социального уровня, географического пребывания.

    Элективный мутизм у детей

    Причины

    Избирательный мутизм развивается при сочетании конституциональных психологических особенностей и средовых воздействий. Первые являются базой, вторые – пусковым механизмом для формирования расстройства. К этиологическим факторам относят:

    • Эмоционально-личностные особенности. Развитию психогенной немоты способствует тревожность, застенчивость, ранимость, робость, впечатлительность, молчаливость, равнодушие, подавленная агрессия, тенденция к уединению.
    • Отклонения психического развития. Селективный мутизм чаще возникает при ЗПР, дефектах развития речи. Трудности артикуляции, неуверенность в умственных способностях делают ребенка замкнутым, провоцируют немоту.
    • Неврологические особенности, нарушения. Ситуационная немота выявляется у детей с лабильным типом нервной системы, органическими повреждениями мозга (черепно-мозговыми травмами, нейроинфекциями, гематомами, опухолями).
    • Тип воспитания. Элективный мутизм возникает у ребенка как результат дисгармоничных отношений с застенчивыми, неуверенными родителями (родителем), имеющими высокий уровень социальной тревоги или депрессивные расстройства, склонными открыто выражать агрессию по отношению к членам семьи. Воспитание основывается на гиперопеке, тотальном контроле жизни ребенка.
    • Стресс. Расстройство дебютирует после стрессовых ситуаций – аварии, смерти близкого человека, развода родителей, насилия, иммиграции семьи.

    Патогенез

    Патогенетической основой элективного мутизма у детей является пассивная агрессия – своеобразный молчаливый протест против социального давления, гиперопеки, контроля родителей, психотравмирующей ситуации. Робость, неуверенность, застенчивость ребенка не позволяют выразить агрессию иным способом. Дефицит средств самовыражения препятствует устному изложению желаний, проблем, чувств. Стремление к одиночеству, молчанию усиливается непониманием со стороны взрослых. В итоге ребенок отказывается от попыток установления контакта, занимает выжидающую позицию, надеется на естественное разрешение проблем без его участия.

    Классификация

    По длительности течения элективный мутизм у детей подразделяется на транзиторный (проходящий) и континуальный (непрерывный, постоянный). Первая форма характерна для расстройства, спровоцированного психотравмирующей ситуацией. Вторая выявляется у психологически предрасположенных детей. Также психогенный мутизм классифицируется по особенностям течения:

    • Симбиотический. Ребенок имеет крепкую связь с определенным человеком (мамой, папой). С другими членами социального окружения отношения подчиненно-манипулятивные.
    • Речевой фобический. Психогенная немота дополняется страхом услышать свой голос, ритуальным поведением.
    • Реактивный. Развивается как осложнение депрессии, вызванной психотравмирующим событием.
    • Пассивно-агрессивный. Немота используется как психологическое оружие воздействия на окружающих.

    Симптомы элективного мутизма у детей

    Основным симптомом является избирательная немота – отсутствие речевого взаимодействия в конкретных ситуациях. Характерно появление мутизма в воспитательно-образовательных учреждениях – в школе, детском саду, интернате. Немота возникает в стенах здания либо ограничивается кабинетом, комнатой. Ребенок не разговаривает в присутствии любых людей или только учителей, определенного педагога (группы педагогов), нормально общаясь со сверстниками. Контроль уровня знаний ребенка проводится письменно. Крайне редки случаи, когда дети совсем не разговаривают дома, но охотно делают это в детском саду, школе, на улице.

    Часто пациенты, не будучи способными установить вербальный контакт, используют для социального взаимодействия мимику, пантомимику. При тяжелом течении расстройства присутствие определенных лиц настолько напрягает, тревожит ребенка, что он полностью замирает, избегает тактильных контактов, не смотрит в глаза, старается спрятать голову, поджать ноги.

    Поведение становится необычным: формируются ритуальные действия, снижающие напряжение (раскладывание предметов, мытье рук). Школьная застенчивость, робость сменяется домашней агрессией, непослушанием, упрямством. Отмечается патологическая привязанность к матери, трудности сепарации. К избирательному мутизму добавляется задержка речевого развития, нарушения артикуляции, фобии, тики, депрессия, энурез, энкопрез.

    Осложнения

    Без адекватной терапии многолетний элективный мутизм у детей приводит к формированию вторичных психогенных расстройств. Критическое отношение к собственному состоянию провоцирует развитие депрессии (чаще апатической), искажает личностное развитие – подростки, взрослые имеют ярко выраженные шизоидные, тормозимые черты. Неуверенность, социальные страхи, неумение устанавливать контакты приводят к изоляции, проблемам трудовой социализации. Дефицит устной речевой активности негативно сказывается на интеллектуальном развитии, словесно-логическом мышлении. Появляются трудности усвоения школьной учебной программы, сдачи вступительных экзаменов профессиональных учебных заведений.

    Диагностика

    Диагноз элективный мутизм устанавливается врачом-психиатром на основе клинического обследования. Данные собираются в ходе опроса родителя, наблюдения за ребенком. Расстройство подтверждается при наличии следующих признаков:

    • Понимание обращенной речи. Ребенок способен выполнять просьбы, команды, кивком головы выражать согласие или отрицание.
    • Сформированность экспрессивной речи. Пациент может выражать свои мысли устно, обладает разговорной речью, достаточной для общения.
    • Применение речи. Существуют ситуации, где ребенок использует устную речь.

    Дифференциальная диагностика

    Важным моментом является различение избирательного мутизма с иными психическими расстройствами и органическими поражениями мозга, сопровождающимися нарушениями речи. Процесс дифференциальной диагностики может потребовать консультации невролога, психолога, логопеда, окулиста, отоларинголога, сурдолога, дополнительных физикальных и инструментальных исследований. При диагностике элективного мутизма должны быть исключены:

    • Ранний детский аутизм.
      Отличительные характеристики РДА: речь нарушена изначально, определяется независимость симптомов от ситуации, дисгармоничность развития психики, стереотипные действия, тотальные эмоционально-поведенческие отклонения.
    • Детская шизофрения. Заболевание сопровождается постепенной редукцией речи, продуктивной симптоматикой психоза (бред, галлюцинации, изменения мышления), разрушением бытовых навыков, упрощением игровых действий.
    • Неврологические заболевания. Данные нарушения подтверждаются инструментальными обследованиями головного мозга. Характерна постепенная утрата речи, быстрая истощаемость, утомляемость, снижение внимания, памяти.
    • Шоковые состояния. Мутизм на фоне аффективно-шоковой реакции отличается острым началом сразу после психологически травмирующей ситуации, тотальностью, относительной кратковременностью проявлений, выраженным паническим страхом, моторной заторможенностью, соматовегетативными нарушениями.
    • Истерическая немота. При элективном мутизме ребенок нерешителен, стремится оставаться незамеченным. При истерической немоте определяется завышенная самооценка, потребность во внимании окружающих, склонность к фантазированию, попытки манипуляции людьми.

    Лечение элективного мутизма у детей

    Основой лечения является психотерапия, направленная на устранение социальных фобий, тревожно-депрессивного компонента, выработку навыков коммуникации. Используются следующие методы:

    • Когнитивно-бихевиоральные. Работа проводится индивидуально. Сказки, рисование, лепка используются психотерапевтом для налаживания контакта, помогают выразить, пережить негативные эмоции. Применяя элементы суггестивной терапии, специалист корректирует отношение ребенка к окружающим. Игровые техники позволяют без сопротивления отработать базовые навыки речевой коммуникации.
    • Поведенческие. Групповые тренинги ориентированы на формирование навыков межличностного принятия, коммуникации, сотрудничества, вербального взаимодействия. Контактируя с людьми различного возраста, ребенок преодолевает застенчивость, смущение. Успешные действия подкрепляются похвалой, вниманием.
    • Семейное консультирование. Психотерапевт рассказывает родителям, педагогам о механизмах элективного мутизма, дает рекомендации относительно способов общения с ребенком. Подчеркивается важность одобрения, похвалы, преподносятся техники ненавязчивой стимуляции развернутых высказываний.

    Психотерапия дополняется логопедическими занятиями, направленными на коррекцию артикуляционных нарушений. Правильно поставленное произношение снижает неуверенность ребенка, способствует скорейшему восстановлению речевого общения. Психофармакотерапия показана при социальных фобиях, тревожных, депрессивных проявлениях. Назначаются антидепрессанты (СИОЗС), транквилизаторы, ноотропы.

    Прогноз и профилактика

    Прогноз элективного мутизма у детей зависит от длительности его течения. Расстройство удается полностью устранить при начале лечения в течение первых шести месяцев. Постепенное улучшение происходит при психотерапевтическом вмешательстве спустя 1-2 года после дебюта. Отсутствие улучшений либо незначительные сдвиги определяются у детей, лечение которых начато через 3-10 лет. Основная профилактическая мера – предоставление ребенку возможности выбора, выражения эмоций, собственного мнения. Важно уделять внимание его проблемам, переживаниям, обучать самостоятельности, умению принимать неудачи, строить планы. Детско-родительские отношения должны базироваться на принципах сотрудничества, а не тотального контроля и подчинения.

    Вы можете поделиться своей историей болезни, что Вам помогло при лечении элективного мутизма у детей.

    Источники

    1. Настоящая статья подготовлена по материалам сайта: https://www.krasotaimedicina.ru/

    ВАЖНО
    Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

    Как побороть селективный мутизм -ПМПК -Для родителей -Меню

    Как побороть селективный мутизм

    Сталкивались ли вы или кто-нибудь из ваших близких с проблемой селективного мутизма? Селективный мутизм — это довольно редкое расстройство, встречающееся у детей, которое проявляется в неспособности говорить в определенных ситуациях (например, у доски в школе), в которых говорить нужно, и в отсутствии нарушений речи в других ситуациях. От селективного мутизма страдает 0,1-0,7% населения, но предполагается, что не все случаи фиксируются, поскольку это состояние очень часто неправильно понимается людьми. Симптомы чаще всего появляются между 2,7 и 4,2 годами. В этой статье приводятся советы по борьбе с селективным мутизмом, которые помогут уменьшить влияние заболевания на социальную жизнь человека.

    Шаги

    1) Выясните, есть ли у вас, вашего друга или любимого человека симптомы селективного мутизма. К таким симптомам относятся:

    • Частые эпизоды неспособности говорить в определенных социальных ситуациях (например, на учебе), когда говорить необходимо.
    • Способность разговаривать и нормально общаться с людьми в других ситуациях.
    • Неспособность говорить в определенных условиях негативно влияет на социальную жизнь и учебу.
    • Симптомы наблюдаются дольше одного месяца, включая первый месяц в школе (обычно ребенку нужно время на то, чтобы привыкнуть к новому окружению).
    • Симптомы нельзя объяснить незнанием языка, на котором говорят в определенных ситуациях (то есть человек, который плохо говорит по-английски и предпочитает молчать, когда окружающие разговаривают на этом языке, не страдает от селективного мутизма).
    • Симптомы нельзя объяснить другим заболеванием (аутизмом, синдромом Аспергера, шизофренией и другими психическими заболеваниями).
    • Неспособность говорить не является осознанным решением — она вызвана чрезмерной тревожностью, которая не дает человеку произносить слова.

    2) Определите, в какой степени селективный мутизм влияет на вашу жизнь. Чтобы преодолеть это расстройство, для начала нужно понять, какое влияние оно оказывает на вас. Выясните, при каких обстоятельствах вы не можете говорить. Например, ребенок может свободно общаться с ровесниками и замолкать, когда ему нужно поговорить со взрослыми. Другой ребенок может разговаривать и нормально вести себя дома, но при этом молчать в школе. Поняв, в каких ситуациях проявляется расстройство, вы сможете направить все силы на преодоление этого состояния в этих условиях.

    3) Если у вас есть возможность обратиться за помощью к другим, постарайтесь побороть селективный мутизм с помощью десентизации. В контролируемой среде (там, где можно всегда обратиться за помощью) общайтесь с человеком, с которым вы можете говорить. Затем введите в разговор еще одного человека. Начните говорить с человеком, с которым вам комфортно, а затем переходите к новому человеку. Суть метода заключается в том, чтобы снять тревожность, связанную с общением с новым человеком, стерев границы между знакомым и незнакомым. 

    4) Если вышеописанный прием не сработает или им нельзя воспользоваться, попробуйте систематическую десенситизацию. Сначала представьте себя в ситуации, в которой вы не можете говорить. Затем представьте, что вы говорите. Потом попробуйте пообщаться с людьми, которые находятся в этой же ситуации, опосредованно, то есть письмом, сообщением в интернете, по смс, по электронной почте и так далее. Затем переходите к другим способам общения: по телефону, на расстоянии, к личному общению. Этот метод используется для лечения других тревожных расстройств, включая специфические фобии. В основе метода лежит стремление побороть тревожность, которая лишает человека способности говорить, с помощью постепенного усиливающегося воздействия стимулов. Это позволяет приглушить тревожность настолько, что человек может нормально вести себя в сложных ситуациях. 

    5) Тренируйтесь в общении разными способами. Научитесь спокойно чувствовать себя, когда на вас обращено внимание; поднимайте руку, кивайте головой, указывайте на что-то, пишите, смотрите людям в глаза.


    Постепенно начинайте разговаривать, стараясь с каждым разом говорить все больше. Расширяйте зону комфорта. Если вас мучает сильное беспокойство, старайтесь попросить помощи и поддержки у большого количества людей.

    Попробуйте записывать звук своего голоса, затем слушайте запись, чтобы вам было комфортнее говорить вслух. Попробуйте шептать в общественном месте (например, в офисе или в классном кабинете с одноклассником или учителем). Старайтесь постепенно говорить громче

    6) Хвалите и вознаграждайте себя каждый раз, когда сможете говорить в условиях, которые раньше вызывали тревожность.

    7) Думайте о хорошем — это поможет в борьбе с тревожностью. Не стоит думать так: «Я не могу говорить…» Лучше думайте так: «Я могу попробовать говорить, и у меня все получится, если я буду над этим работать». 

    8) Поймите, что ощущение бабочек в животе (то есть тревожность и даже дрожь) посещает вас в определенных ситуациях, поэтому нужно начинать общение с маленьких групп людей. Кому-то помогут курсы публичных выступлений, на которых учат делать презентации и проходить собеседования. Люди, занятые в сфере развлечений и публичного общения, быстро привыкают к стрессу, который сопровождает публичные выступления, включая пение перед большой аудиторией. Однако иногда даже самые опытные профессионалы стремятся приглушить стресс наркотикам. Позднее, когда человек научится полностью контролировать свои эмоции, ему может захотеться почувствовать это прежнее возбуждение от сцены, однако его уже не будет. Когда человек находится за столом для почетных гостей или стоит на сцене, он может стремиться переглянуться с кем-нибудь и обменяться кивками или улыбками в знак поддержки. С новыми социальными ситуациями, а также с огромными заведениями с большим количеством людей обычно связано много стресса. 

    9) Если у человека серьезная проблема с селективным мутизмом, все вышеописанные техники могут оказаться недостаточно эффективными. В этом случае следует обратиться за помощью к узким специалистам, которые назначат медикаментозное лечение. Обычно против тревожности, которая препятствует речи, назначают флуоксетин («Прозак») и другие селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Лекарства должны сочетаться с описанными выше методами, а также терапией тревожных состояний. Это позволит повысить вероятность преодоления селективного мутизма.

    Советы

    Селективный мутизм может оказывать сильное влияние на человека, и бороться с ним сложно. Приемы, описанные выше, могут подойти не всем, особенно если у человека тяжелый случай этого заболевания. Не опускайте руки, старайтесь бороться и обращайтесь за помощью к другим.

    Личные особенности человека
    • Детям постарше и взрослым важно не только стараться думать о хорошем, но и работать над навыками межличностного общения — это позволит уменьшить тревожность в ситуациях общения. Им рекомендуется прочитать книгу Дейла Карнеги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей».
    • Интроверты предпочитают быть уверенными в том, что они хотят сказать. Все свои мысли они могут ужать до одного абзаца, предложения или фразы, чтобы им не пришлось долго обдумывать какое-то высказывание. Они могут закрыться, если им задать вопросы.
      • Интроверты стараются удаляться от споров, личных разговоров о себе или негативного внимания.
      • Экстраверты же любят мыслить вслух и говорить с важным видом, удерживая внимание слушающих как можно дольше и используя различные приемы привлечения внимания, даже если другие считают это внимание негативным.
    • Следует начать применять эти приемы как можно раньше. Если вы будете оттягивать это, вы только усилите происходящие процессы, и вам будет сложно избавиться от них в будущем.
    • Интровертам свойственно неагрессивное поведение, однако оно может проявляться в пассивно-агрессивных шутками, произнесенных за спиной человека, и в провокациях, потому что такое поведение не предполагает прямого конфликта — никто не знает, что привело к сложившейся ситуации. Нередко интроверт сбегает от каких-то ситуаций из-за параноидальных чувств и пассивной злости.
      • Некоторые интроверты испытывают сильный страх перед ситуациями, в которых они оказываются в центре внимания, поэтому они замолкают.
        • Экстраверт может разозлиться или начать вести себя вызывающе в условиях, при которых интроверт почувствовал бы слишком сильное давление на себя.
      • Интроверты могут быть более открытыми и общительными, играя в игры, в которых можно делать ошибки и вести себя глупо, однако они стремятся спрятаться, если ошибки кто-то будет исправлять.
    • Обратитесь за помощью к врачам, если ваши симптомы проявляются очень ярко.
    • Существует несколько основных типов личности: амбиверсия (равновесие между экстраверсией и интроверсией), интроверсия (закрытость, рецессивность) и экстраверсия (открытость, напористость), но есть и ряд смежных состояний. Амбиверты — это уравновешенные люди, которых нельзя охарактеризовать рецессивностью или напористостью. Экстраверты и интроверты часто рассматриваются как две части одного целого, то есть если одного в человеке много, то второго будет мало.Рецессивные черты характера (включая неспособность отреагировать на какие-то явления при общении) часто сопутствуют повседневной жизни интроверта, однако они могут проявляться и избирательно. Человек может вести себя открыто, если он чувствует себя в безопасности и окружен коллегами, друзьями и родственниками.
    • Маленьких детей следует вознаграждать за небольшие достижения. Кроме того, стоит давать им слушать запись своего голоса. Эти приемы позволяют успешно бороться с селективным мутизмом и способствуют положительной динамике в последующие 13 недель после терапии.

    К препаратам следует прибегать только в крайнем случае, особенно если речь идет о селективном мутизме. У всех препаратов есть побочные эффекты. В частности, флуоксетин может вызывать сонливость, проблемы с засыпанием, избыточное потоотделение, головные боли, зевание, тошноту, диарею, нервные состояния, слабость. К редким, но сильным побочным эффектам относятся зуд, сыпь, боль в суставах и мышцах, лихорадка, озноб, крапивница и затрудненность дыхания. Редкие симптомы включают в себя злокачественный нейролептический синдром, серотониновый синдром, отрицательное действие препарата (при одновременном приеме с ингибиторами моноаминоксидазы, например, с фенелзином, транилципромином, изокарбоксазидом, флуоксетин может вызывать серотониновый синдром), гепатит, полиморфную эритему, конвульсии, отеки лимфоузлов, нарушения в работе печени, аллергические реакции, низкий уровень сахара в крови, гипонатриемию (пониженное содержание натрия в крови), возрастание риска кровотечений, чрезмерную жизнерадостность и гиперактивность, начальную стадию маниакального синдрома и мысли о самоубийстве.

    Каковы признаки и симптомы селективного мутизма?

    Каковы признаки и симптомы селективного мутизма?

    Как определить, есть ли у ребенка селективный мутизм

    Избирательный мутизм — это тревожное расстройство, обычно диагностируемое в детстве, при котором человек не говорит в определенных условиях и ситуациях, несмотря на то, что может общаться, когда ему комфортно или дома. Если вы знаете ребенка, который демонстрирует следующее поведение, вы можете знать ребенка с СМ:

    • Свободное общение дома и с семьей, но отсутствие слов из-за беспокойства в общественных местах или в присутствии незнакомцев
    • Паралич от страха или полное отключение при невозможности общаться

    Кроме того, люди с СМ могут также:

    • Пытается установить зрительный контакт, когда ему неудобно
    • Присутствует поведенческая заторможенность
    • При ответе на вопросы полагаться на указывание, кивание, письмо и другие формы невербального общения
    • Поговорите через доверенное лицо, например, шепотом ответьте на вопрос родителю или школьному другу 

    Избирательный мутизм часто сочетается с другими формами тревоги, особенно с социальной тревогой. Диагноз СМ ставится у ребенка, когда паттерн неспособности говорить сохраняется с течением времени и вызывает значительное ухудшение повседневного функционирования. Диагноз СМ вероятен, если ребенку трудно эффективно участвовать в учебе или заводить дружеские отношения с другими учениками его возраста из-за неспособности выступать публично.

    Другие виды поведения, связанные с СМ

    Наряду с обычными признаками и симптомами селективного мутизма, описанными выше, сопутствующие признаки могут включать:

    • Глубокая застенчивость
    • Небольшой зрительный контакт, когда дискомфортно
    • Социальная изоляция
    • Страх социального смущения
    • Избегание
    • Цепляние
    • Компульсивные черты
    • Попытки избежать пугающих социальных ситуаций из-за тревоги
    • Истерики, особенно дома
    • Общение односложными, короткими или монотонными высказываниями
    • Общение измененным голосом

    Некоторые из этих форм поведения могут отсутствовать в начале СМ. В начале СМ дети часто могут быть неподвижными и невыразительными из-за беспокойства, а затем постепенно переходить от невербальных и некоммуникативных стадий к коммуникативным и вербальным стадиям в процессе лечения (Shipon-Blum, 2001). Многие молодые люди с СМ могут испытывать трудности с просьбой воспользоваться туалетом, что приводит к энурезному поведению. Это также может быть результатом сопутствующих симптомов социальной тревожности, которые могут привести к парарезу или «синдрому застенчивого мочевого пузыря», боязни пользоваться общественными туалетами, часто вызванной беспокойством по поводу звуков во время мочеиспускания, которые могут услышать другие (Stein & Walker, 2002). ). Другие распространенные сопутствующие проблемы могут включать в себя трудности с едой в присутствии других или трудности с расставанием с известными/комфортными взрослыми, такими как родители.

    Клинические отчеты о детях с селективным мутизмом 

    Наблюдения и клинические отчеты о поведении детей с СМ разнообразны. Большинство детей и подростков с СМ похожи на своих сверстников, когда находятся в комфортной среде. Родители часто отмечают, какие шумные, общительные, с чувством юмора, любознательные, разговорчивые и даже властные и напористые эти дети ведут себя дома. Однако неспособность говорить в определенных социальных условиях отличает детей с СМ. Находясь в таких условиях, дети с СМ чувствуют, что они постоянно находятся «на сцене», и испытывают многие из тех же симптомов, что и страх перед сценой. Некоторые дети с СМ также сообщают о таких жалобах, как тошнота, головные боли и боли в животе, или могут испытывать рвоту, диарею и множество других физических симптомов перед школой или прогулками.

    Находясь в школе или в других вызывающих тревогу условиях, некоторые дети становятся гораздо более замкнутыми, чем другие. Они могут быть неподвижными, невыразительными, демонстрировать неуклюжую или жесткую позу и язык тела. Они могут испытывать эмоции, включая тревогу, печаль и разочарование, но не могут выразить эти эмоции визуально. Некоторые дети даже не могут выразить боль, когда получают травмы на игровой площадке.

    Многие дети с СМ отворачиваются или опускают голову, чтобы избежать зрительного контакта, жуют или накручивают волосы или прячутся в угол. Со временем некоторые дети учатся справляться с определенными социальными ситуациями и участвовать в них, выполняя невербальные действия или тихо разговаривая с избранными. Существуют также различия в степени внешней тревожности или нервозности. Некоторые дети демонстрируют выражение лица и язык тела в результате страха или нервозности. Другие могут казаться внешне спокойными и способны общаться невербально, что может быть неверно истолковано как вызывающее или оппозиционное, поскольку они не проявляют видимых признаков нервозности.

    Дети с СМ, как правило, испытывают трудности с инициацией и могут медленно реагировать даже на невербальное общение (например, указывая пальцем, кивая, отрицательно покачивая головой). Этот недостаток общения также может привести к ложно низким результатам тестов и неверному истолкованию когнитивных способностей ребенка. По этим причинам оценку должен проводить кто-то, знакомый с тревогой и тем, как она может проявляться в ситуациях, связанных с производительностью, таких как сдача теста.

    Социальные отношения могут быть трудными для детей с СМ, хотя многие из них нравятся сверстникам. Во многих случаях одноклассники, как правило, берут на себя защитную роль и могут пытаться говорить за ребенка с СМ. Даже для тех, кому посчастливилось иметь поддерживающих сверстников, нет сомнений в том, что СМ подавляет социальный рост и развитие и ограничивает социальное взаимодействие. В худшем случае некоторые дети социально изолированы, становятся жертвами насмешек и издевательств и не могут защитить себя. Кажется, это больше проблема для детей старшего возраста, и издевательства могут быть более распространены для мальчиков с СМ, чем для девочек.

    Причины селективного мутизма

    Сегодня селективный мутизм понимается как тревожное расстройство, связанное с застенчивостью, социальной тревожностью и заторможенным темпераментом. Отчеты показали, что большинство детей с СМ застенчивы, заторможены и тревожны. Эти отчеты и клинический опыт позволяют предположить, что СМ может быть проявлением заторможенного темперамента или врожденного настроения личности (Dow et al., 1995). Другие данные свидетельствуют о том, что существует генетическая связь между детьми с СМ и тревожными родителями или другими членами семьи. Исследования показывают, что социальная фобия, избегающее расстройство личности и родители с СМ в анамнезе были более распространены в семьях с ребенком с СМ, чем в семьях без СМ (Black & Uhde, 19).95; Чавира и др., 2005 г.; Кристенсен, 2001). Кроме того, у большинства детей с СМ также имеется одно или несколько других тревожных расстройств, особенно социальная фобия (Black & Uhde, 1995; Dummit et al., 1997). Другие распространенные сопутствующие тревожные расстройства включают тревожное расстройство разлуки, генерализованное тревожное расстройство и специфические фобии (Dummit et al., 1997).

    Дети с заторможенным поведением могут также иметь пониженный порог возбудимости в миндалевидной области мозга, называемой миндалевидным телом. Миндалевидное тело получает и обрабатывает сигналы о потенциальных угрозах и запускает ряд реакций, которые помогают людям защитить себя. У тревожных людей миндалевидное тело, по-видимому, чрезмерно реагирует и запускает эти реакции, даже когда человеку на самом деле ничего не угрожает. В случае СМ тревожные реакции вызываются социальными взаимодействиями и условиями, в которых ожидается разговор, включая школу, игровую площадку или общественные собрания. Хотя для страха может не быть логической причины, чувства, которые испытывает ребенок с СМ, такие же, как если бы присутствовала реальная угроза или опасность.

    Другие факторы также могут играть роль в возникновении СМ. У значительного числа детей с СМ также имеются расстройства экспрессивной речи, и некоторые из них происходят из двуязычных семей (Kristensen, 2000; Elizur & Perednik, 2003). Хотя эти факторы не вызывают избирательного мутизма, они могут способствовать беспокойству ребенка при разговоре. Ребенок может стать более застенчивым в своих разговорных навыках и может иметь повышенный страх перед негативной оценкой со стороны других.

    Стрессовая среда также может быть фактором риска развития и поддержания СМ. Хотя более ранние сообщения о СМ предполагали, что жестокое обращение и травма в анамнезе могут быть связаны с развитием СМ, нет никаких доказательств существования причинно-следственной связи между травмой и СМ (Black & Uhde, 19).95). Однако, если присутствуют значительные стрессоры, жестокое обращение и травма в анамнезе могут способствовать СМ, усугубляя уже имеющуюся тревогу ребенка.

    Как вы думаете, может ли ваш ребенок или ребенок, которого вы знаете, болеть СМ? Вот некоторые ресурсы, которые помогут начать понимать, диагностировать и лечить селективный мутизм.

    Онлайн-библиотека
    Общая информация и ресурсы
    Двуязычные и переведенные ресурсы
    Речевые и языковые ресурсы
    Ресурсы для специалистов по лечению
    Ресурсы для родителей
    Ресурсы для подростков и молодежи
    Ресурсы для школ

    Вебинары
    Лечение S-CAT® и стратегии, помогающие детям/подросткам с селективным мутизмом говорить в школе
    Мое путешествие сквозь тишину: взгляд молодого человека на селективный мутизм
    My PCIT: Персонализированная версия PCIT для культурно разнообразных семей
    Практические применения для повышения мотивации при лечении подростков с селективным мутизмом
    Ответы на ваши вопросы: Повышение мотивации при лечении подростков с селективным мутизмом – Часть II
    Использование телемедицины при селективном мутизме
    Избирательный мутизм 101: мифы, советы и лечение
    Мужество в лагере с Рэйчел Мерсон
    Управление тревогой перед лицом COVID-19

    Другие ресурсы
    Присоединяйтесь к SMA
    Часто задаваемые вопросы
    9 Спросите эксперта

    Как помочь ребенку с селективным мутизмом

    Вот как поддержать ребенка с селективным мутизмом посредством диагностики и лечения с использованием лучших практик

    Ваш ребенок свободно говорит дома, но замолкает в общественных местах? Когда рядом незнакомые люди, ваш ребенок показывает или кивает вместо того, чтобы отвечать на вопросы? Или вообще не отвечают? Если эти симптомы сохраняются с течением времени и вызывают значительное ухудшение жизни ребенка, у него может быть селективный мутизм. Если вы подозреваете, что у вашего ребенка селективный мутизм, или ему недавно поставили диагноз, эти семь простых советов о том, как помочь ребенку с селективным мутизмом, могут помочь родителям справиться с его симптомами и повседневной жизнью.

    Эти правила селективного мутизма, которые можно и нельзя делать, помогут вам ориентироваться во взаимодействии с эмпатией, позитивным подкреплением и даже весельем:

    1. Найдите лечащего специалиста

    Избирательный мутизм — это излечимое тревожное расстройство, которое влияет на способность человека говорить. в определенных социальных условиях. В дополнение к возможности диагностировать человека с селективным мутизмом, лечащий врач может порекомендовать индивидуальный план лечения и довести его до конца. Наиболее распространенное лечение селективного мутизма использует поведенческую терапию, чтобы постепенно поощрять ребенка говорить во все более сложных ситуациях с помощью положительного подкрепления. Другие методы лечения, такие как психотерапия и медикаментозное лечение, направлены на устранение основного беспокойства, с которым ребенок сталкивается в социальных ситуациях. Некоторым детям также может быть полезна речевая терапия. Используйте инструмент «Найти лечащего специалиста», чтобы найти специалистов различных специальностей, имеющих опыт диагностики и лечения селективного мутизма у детей, подростков и молодых людей.

    2. Информируйте себя и других об избирательном мутизме

    Чем больше вы знаете, тем лучше вы сможете справиться с селективным мутизмом. Ознакомьтесь с нашими статьями и ресурсами о диагностике и вариантах лечения и узнайте, как развеять мифы об избирательном мутизме. Затем поговорите об избирательном мутизме с людьми в жизни ребенка, чтобы они могли взаимодействовать с вашим ребенком таким образом, который поддерживает их план лечения, не вызывая дополнительного беспокойства. Вот несколько советов о том, как поговорить с учителем вашего ребенка или как рассказать родственникам об избирательном мутизме, чтобы вы могли начать.

    3. Дайте время на разминку

    По дороге на мероприятие сообщите ребенку, что ему не нужно говорить прямо сейчас. После соответствующего времени разминки задайте простой вопрос с принудительным выбором, который позволит ребенку высказаться. Эти вопросы позволяют ребенку выбирать между двумя вариантами, а не придумывать новый ответ, и обеспечивают возможность взаимодействия с низкими ставками. Прыжок прямо в общение может спровоцировать множество нервов, и определенные пространства, когда человек испытывает в них беспокойство, иногда могут стать триггерами для беспокойства. Поэтому важно подходить к новым настройкам с подготовкой. Если вы даете ребенку время на разминку, когда ему не нужно говорить, он может начать общаться на своих условиях. Ребенок, который чувствует себя в безопасности в своем окружении, с большей вероятностью будет использовать свой голос.

    4. Хвалите ребенка, когда он общается по собственной воле

    Положительное подкрепление имеет большое значение! Когда ребенок говорит сам, дайте ему знать, что он делает хорошую работу. Скажите им, что вы гордитесь их тяжелой работой и вам нравится слушать, что они говорят. Убедитесь, что ваша похвала ненавязчива, не прерывает их речь и не ставит их в тупик. Комплименты также являются естественным способом продолжить вербальное общение.

    5. Не требуйте от ребенка отвечать большими группами

     Иногда установление границ может иметь большое значение. Большие группы могут быть пугающими. Не заставляйте ребенка говорить в более многолюдных ситуациях, когда его тревога из-за избирательного мутизма может усилиться. Вместо этого инициируйте встречи в небольших группах, чтобы позволить ребенку исследовать свою зону комфорта. Организуйте знакомство с учителями один на один до начала занятий, чтобы ребенок мог установить комфортные разговорные отношения до первого дня. Отсюда легче развивать свои коммуникативные навыки и войти в новую ситуацию хотя бы с одним человеком, с которым им комфортно.

    6. Играйте в игры с вербальным компонентом

    Развлечение при общении помогает отвлечься от беспокойства. Игры, требующие речи, такие как «Угадай, кто?» или Я Шпион, подкрепите вознаграждение за словесное общение. Чтобы узнать о других увлекательных занятиях и играх для семей с селективным мутизмом, ознакомьтесь с нашим списком избранного. Игры снимают нагрузку с ребенка и позволяют ему использовать свой голос в социальной ситуации с низкими ставками. Кроме того, игра с друзьями — отличный стимул!

    7. Практикуйте смелые разговоры

    Смелые разговоры — это стратегия, используемая для людей с избирательным мутизмом, которая позволяет им практиковаться в разговорной речи в комфортной и безопасной обстановке с положительным подкреплением. Сядьте вместе с ребенком и отработайте простые сценарии социальных взаимодействий, с которыми ему трудно. Что вы говорите, когда делаете заказ в ресторане? Как спросить дорогу в ванную? Избегайте вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет», и дайте ребенку на ответ не менее пяти секунд. Разыгрывая эти взаимодействия, ребенок может развить свои коммуникативные мышцы, прежде чем он заговорит в реальном мире. Кроме того, вы хорошо проводите время вместе, что в то же время укрепляет доверие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *