Самосознание личности самооценка и уровень притязаний: 15. самосознание личности — самооценка и уровень притязаний
15. самосознание личности — самооценка и уровень притязаний
15.Самосознание личности: самооценка и уровень притязаний
Самосознание есть сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще.
Самосознание – психологическая реальность, состоящая в том, что человек способен сознательно воспринимать и относится к самому себе. Рубинштейн: процесс становления человеческой личности включает в себя формирование его сознания и самосознания. Личность, как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим. Единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Ребенок не сразу осознает себя как Я. В течении первых лет он сам называет себя по имени, как называют его окружающие. Осознание себя как Я является результатом развития. Через взаимодействие с миром (предметный, социальный).
Попытки критериев выделения самосознания:
Простейшее самосознание в развитии
ребенка предшествует сознанию, т.е.
ясным и отчетливым представлениям
предметов. Самосознание в его простой
форме состоит в неясном чувствовании
собственного существования.Выготский, Рубинштейн. Самосознание есть этап развития сознания, подготовляемый развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, а также изменениями во взаимоотношениях с окружающими (2-3 года).
Чамата: самосознание возникает и развивается одновременно с сознанием, возникает по мере овладения собственным телом, в процессе превращения обычных действий в произвольные. Зарождение самосознания связано уже с внутриутробным периодом, важную роль в этом играют тактильные контакты, подготавливающие чувство ограниченности собственного тела.
Психоанализ.
Процесс зарождения самосознания –
процесс субъективного отделения от
матери; дискомфорт, вызванный теми или
иными соматическими процессами,
уменьшается у ребенка; соответственно
ребенок начинает выделять из остального
мира мать, а себя отделять от матери.
Кон, Шпрангер. Периодом возникновения сознательного Я как бы постепенно ни формировались его отдельные компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст. Феноменальные проявления самосознания – возникновение рефлексии, сознание своих мотивов, моральные конфликты, нравственная самооценка, интимизация внутренней жизни.
В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ Я». Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.
Самооценка —
ценность, которая приписывается индивидом
себе или отдельным своим качествам. В
качестве основного критерия оценивания
выступает система личностных смыслов
индивида.
Главные функции, которые
выполняются самооценкой, — регуляторная,
на основе которой происходит решение
задач личностного выбора, и защитная,
обеспечивающая относительную стабильность
и независимость личности. Значительную
роль в формировании самооценки играют
оценки окружающих личности и достижений
индивида.
С. Л. Рубинштейн Основы общей психологии. М., 1946.
Уровень притязаний – это ситуативная мотивация. Уровень притязаний – это сообщаемая экспериментатором испытуемому и принимаемая им (испытуемым) целевая установка по отношению к уже известной, освоенной и вновь решаемой задаче. Уровень притязаний образуется уже в ходе решения задачи. Чтобы полностью определить уровень притязаний, нужно рассмотреть четыре события, которые имеют место в процессе решения задачи.
Испытуемый учится попадать в мишень. Мы застаем его в процессе формирования данного практического навыка.
Предшествующее достижение — испытуемый получает некий результат. Совершил бросок и получил определенный результат — мы обратили внимание на его результат.

Постановка цели, установление уровня притязаний – решение о цели следующего действия. Мы просим нашего испытуемого поставить себе цель. Внутреннее несоответствие (т.е. относящееся к данной ситуации) — расстояние между предшествующим достижением и идеальной целью. Далее Левин рассуждает – вряд ли мы найдем испытуемого, чтобы он после шестерки сразу стал попадать в центр мишени. Испытуемый поставит себе более близкую цель. Скажем, скажет, что в следующий раз хотел бы попасть в восьмерку. И тогда Левин введет еще одно понятие — целевое несоответствие — расстояние между предшествующим достижением и реально поставленной целью.
Очередное достижение. Испытуемый получил определенный результат – величину достижения, новую оценку. Разница между уровнем притязаний и величиной достижения будет «несоответствием достижения». Оно будет положительным если результат выше уровня притязаний и отрицательным – если ниже. Положительное несоответствие можно интерпретировать как успех, отрицательное – как неудачу.

Реакция на успех или неудачу (мы просим испытуемого снова поставить цель). И это событие в его сопоставлении со вторым дает возможность установить тенденцию. Первая тенденция – основная – выражается в том, что наш испытуемый адекватно реагирует на свои достижения. Успех – повышает свои целевые установки (после 6 на 8). Вторая – избегание неудачи. Адекватное реагирование (уровень притязаний) – успех повышает уровень цели, неудача – понижает. Неадекватное реагирование (уровень притязаний) – тенденция избегания неудач.
|
Заглавная страница
КАТЕГОРИИ: Археология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Техника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? Влияние общества на человекаПриготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. |
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Самосозна́ние — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий. Самооценка личности входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте. Движущим мотивом здесь служит мотив самосовершенствования, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху. Самооценка не только дает возможность увидеть настоящее «Я», но и увязать его со своим прошлым и будущим. Самооценка = Успех / Уровень притязаний Уровень притязаний — уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации, отграничивающие значимое от незначимого через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки предельных смыслов и основополагающих целей жизни.
Можно выделить некие общие закономерности в развитии самосознания как психологического явления, однако реальное самосознание всегда принадлежит конкретной личности, идущей по своему уникальному жизненному пути. «Развитие самосознания личности, как правило, связано с определенными событиями реального жизненного пути личности, поэтому жизненный контекст неизменно присутствует в представлениях личности о себе». Жизнь человека идет линейно, от начала, и к своему логическому завершению, и это заставляет человека серьезно относиться к своему прошлому, настоящему и будущему. Жизнь человека только тогда и обретает многогранность, дополняется измерениями пространства и времени, наполняется смыслом, становится истинно жизненным путем, когда субъект избирает рефлексивный способ существования, начинает пользоваться сознанием и самосознанием как инструментами для личностного развития. «Самосознание не имеет самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности», так как не существует самосознания как некой пустой и чистой формы, оно всегда отображает наполненность личности своего обладателя. Самосознание, как и сознание человека, всегда «первично практическое» и «неразрывно связано с сознательной практической деятельностью. То есть Рубинштейн говорит о практических действиях как первоисточнике зарождения сознания и самосознания. ⇐ Предыдущая1234 Читайте также: Формы дистанционного обучения Передача мяча двумя руками снизу Значение правильной осанки для жизнедеятельности человека Основные ошибки при выполнении передач мяча на месте |
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia. |
Что такое самосознание? (+5 способов стать более самосознательным)
Самосознание — это способность ясно и объективно видеть себя посредством размышлений и самоанализа.
Хотя, возможно, и невозможно достичь полной объективности в отношении самого себя (этот спор продолжается на протяжении всей истории философии), безусловно, существуют степени самосознания. Он существует в спектре.
Хотя у каждого есть фундаментальное представление о том, что такое самосознание, мы не знаем точно, откуда оно берется, каковы его предшественники или почему у одних из нас оно больше или меньше, чем у других.
Здесь вступает в действие теория самосознания, предлагающая некоторые возможные ответы на подобные вопросы.
Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения на самосострадание.
Эти подробные, научно обоснованные упражнения не только помогут вам повысить уровень сострадания и доброты, которые вы проявляете к себе, но также дадут вам инструменты, которые помогут вашим клиентам, студентам или сотрудникам проявлять больше сострадания к самим себе.
Эта статья содержит:
- Что такое теория самосознания?
- Исследования по теме
- 4 доказанных преимущества самосознания
- 3 примера навыков самосознания
- 5 способов повысить самосознание
- Важность консультирования и коучинга
- Медитация, осознанность и самосознание
- Самосознание и эмоциональный интеллект
- 4 совета по улучшению самосознания в отношениях
- Роль на рабочем месте и лидерство
- Самосознание у студентов и детей
- Сообщение на вынос
- Каталожные номера
Что такое теория самосознания?
Теория самосознания основана на идее, что вы — это не ваши мысли, а сущность, наблюдающая за вашими мыслями; вы — мыслитель, отдельный и обособленный от своих мыслей (Duval & Wicklund, 1972).
Мы можем прожить свой день, не задумываясь о своем внутреннем я, просто думая, чувствуя и действуя по своему усмотрению; однако мы также можем сосредоточить свое внимание на этом внутреннем «я» — способности, которую Дюваль и Виклунд (1972) под названием «самооценка».
Когда мы занимаемся самооценкой, мы можем задуматься о том, думаем ли, чувствуем и действуем ли мы «должны» или следуем нашим стандартам и ценностям. Это называется сравнением с нашими стандартами правильности. Мы делаем это ежедневно, используя эти стандарты как способ судить о правильности наших мыслей и поведения.
Использование этих стандартов является важным компонентом практики самоконтроля, поскольку мы оцениваем и определяем, делаем ли мы правильный выбор для достижения наших целей.
Исследования по теме
Эта теория существует уже несколько десятилетий, что дает исследователям достаточно времени, чтобы проверить ее обоснованность. Глубокие знания о самосознании, его коррелятах и его преимуществах могут дать нам здоровую основу для повышения самосознания в себе и других.
Согласно теории, есть два основных результата сравнения себя с нашими стандартами правильности:
- Мы «проходим» или находим соответствие между собой и нашими стандартами.
- Мы «терпят неудачу» или находим несоответствие между собой и нашими стандартами (Сильвия и Дюваль, 2001).
Когда мы находим несоответствие между ними, у нас есть два варианта: работать над уменьшением несоответствия или полностью его избежать.
Теория самосознания (и последующие исследования) предполагает, что существует несколько различных факторов, влияющих на то, как мы решаем реагировать. В основном все сводится к тому, как мы думаем, что получится. Если мы верим, что шансов действительно изменить это несоответствие мало, мы склонны его избегать. Если мы верим, что можем улучшить наше соответствие нашим стандартам правильности, мы принимаем меры.
Наши действия также будут зависеть от того, сколько времени и усилий, по нашему мнению, займет перестройка; чем медленнее будет прогресс, тем меньше вероятность того, что мы предпримем усилия по перестройке, особенно если ощутимое несоответствие между нами и нашими стандартами велико (Silvia & Duval, 2001).
По сути, это означает, что, сталкиваясь со значительным несоответствием, которое потребует много последовательной и целенаправленной работы, мы часто просто не беспокоимся и стараемся избегать самооценки по этому конкретному несоответствию.
Кроме того, наш уровень самосознания взаимодействует с вероятностью успеха в перестройке себя и наших стандартов, чтобы определить, как мы думаем о результате. Когда мы осознаем себя и верим, что у нас есть высокие шансы на успех, мы обычно быстро приписываем этот успех или неудачу своим усилиям.
И наоборот, когда мы осознаем себя, но верим, что шансы на успех невелики, мы склонны думать, что на результат больше влияют внешние факторы, чем наши усилия (Silvia & Duval, 2001). Конечно, иногда наш успех в перестройке наших стандартов частично обусловлен внешними факторами, но мы всегда должны играть свою роль в наших успехах и неудачах.
Интересно, что у нас также есть некоторый контроль над нашими стандартами, так что мы можем изменить наши стандарты, если обнаружим, что не соответствуем им (Dana, Lalwani, & Duval, 1997).
Скорее всего, это произойдет, если мы больше сосредоточимся на стандартах, чем на себе; если мы потерпим неудачу, когда сосредоточимся на стандартах больше, чем на своей работе, мы, скорее всего, обвиним стандарты и изменим их, чтобы они соответствовали нашей работе (Dana et al., 1997).
Хотя это может звучать как простое перекладывание вины на стандарты и, следовательно, освобождение от ответственности за реальное несоответствие, во многих ситуациях стандарты слишком строгие. Офисы терапевтов заполнены людьми, которые придерживаются невероятно высоких стандартов, фактически не оставляя себе шансов на успех, сравнивая себя со своими внутренними стандартами.
Из исследований самосознания ясно, что оно является важным фактором того, как мы думаем, чувствуем, действуем и реагируем на наши мысли, чувства и действия.
4 Доказанные преимущества самосознания
Теперь давайте переключим наше внимание на исследования результатов самосознания.
Как вы можете себе представить, практика самосознания дает много преимуществ:
- Это может сделать нас более активными, повысить наше признание и способствовать позитивному саморазвитию (Sutton, 2016).

- Самосознание позволяет нам смотреть на вещи с точки зрения других, практиковать самоконтроль, работать творчески и продуктивно, испытывать гордость за себя и свою работу, а также общую самооценку (Silvia & O’Brien, 2004).
- Это приводит к лучшему принятию решений (Ridley, Schutz, Glanz, & Weinstein, 1992).
- Это может сделать нас лучше в нашей работе, лучше общаться на рабочем месте, а также повысить нашу уверенность в себе и благополучие, связанное с работой (Sutton, Williams, & Allinson, 2015).
Этих преимуществ достаточно, чтобы работать над улучшением самосознания, но этот список ни в коем случае не является исчерпывающим. Самосознание может улучшить практически каждый ваш опыт, поскольку это инструмент и практика, которые можно использовать в любом месте и в любое время, чтобы заземлить себя в данный момент, реалистично оценить себя и ситуацию и помочь вам сделать правильный выбор.
3 примера навыков самосознания
Итак, мы знаем, что самосознание — это хорошо, но как оно выглядит? Как человек практикует самосознание?
Ниже приведены три примера человека, практикующего навыки самосознания:
Боб на работе
Бобу трудно составить квартальный отчет на работе, и он часто дает неудовлетворительные результаты.
Он замечает несоответствие между своими стандартами и производительностью и занимается самооценкой, чтобы определить, откуда оно исходит и как его улучшить.
Он спрашивает себя, что делает эту задачу такой сложной для него, и понимает, что у него никогда не бывает проблем с выполнением работы, которая входит в отчет, а скорее с тем, чтобы написать ее связно и ясно.
Боб решает исправить это несоответствие, пройдя курс по улучшению своих навыков письма, попросив коллегу просмотреть его отчет перед его отправкой и создав многоразовый шаблон для будущих отчетов, чтобы он обязательно включал всю необходимую информацию.
Моник дома
У Моник проблемы в отношениях со своим парнем Луисом. Она думает, что Луис воспринимает ее как должное и не говорит ей, что любит ее или достаточно разделяет привязанность. Они часто ссорятся из-за этого.
Внезапно она понимает, что может усугубить проблему. Она смотрит внутрь себя и видит, что не очень часто проявляет признательность Луису, упуская из виду приятные вещи, которые он делает для нее по дому, и небольшие физические прикосновения, которые показывают его привязанность.
Моник анализирует свои мыслительные процессы, когда Луис упускает возможность дать ей почувствовать себя любимой, и отмечает, что, по ее мнению, он намеренно избегает делать то, что ей нравится. Она проводит время, думая и разговаривая с Луисом о том, как они хотят проявлять и получать любовь, и они начинают работать над улучшением своих отношений.
Бриджит одна
Бриджит борется с низкой самооценкой, которая вызывает депрессивные симптомы. Она не чувствует себя достаточно хорошо, и она не принимает возможности, которые появляются из-за этого. Она начинает работать с терапевтом, чтобы помочь ей развить самосознание.
В следующий раз, когда ей представится возможность, она думает, что не хочет этого делать, и сначала решает отказаться. Позже, с помощью некоторых техник самосознания, Бриджит понимает, что она только говорит себе, что не хочет этого делать, из-за страха, что она не будет достаточно хороша.
Бриджит напоминает себе, что она достаточно хороша, и перенаправляет свои мысли на «а что, если я добьюсь успеха?» вместо «что, если я потерплю неудачу?» Она принимает эту возможность и продолжает использовать самосознание и любовь к себе, чтобы повысить свои шансы на успех.
Эти три истории иллюстрируют, как может выглядеть самосознание и что оно может сделать для вас, если вы к нему прикоснетесь. Без самосознания Боб продолжал бы подавать плохие отчеты, Моник продолжала бы поддерживать неудовлетворительные отношения или разорвала бы отношения, а Бриджит никогда бы не воспользовалась возможностью, которая помогла ей вырасти.
Если поискать, то можно найти эти истории повсюду.
5 способов повысить самосознание
Теперь у нас есть несколько ярких примеров самосознания. Мы знаем, как это выглядит, когда нужно осознать себя и расти. Но как это сделать? Что делали наши главные герои, чтобы практиковать самосознание?
Существует множество способов развития и практики самосознания, но вот некоторые из наиболее эффективных:
1. Практикуйте осознанность и медитацию
Осознанность означает присутствие в данный момент и внимание к себе и своему окружению, а не погружение в мысли, размышления или мечтания.
Медитация — это практика сосредоточения внимания на чем-то одном, например на дыхании, мантре или ощущении, и позволять мыслям течь мимо, а не удерживать их.
Обе практики могут помочь вам лучше осознать свое внутреннее состояние и свои реакции на вещи. Они также могут помочь вам определить свои мысли и чувства и удержаться от того, чтобы не зацикливаться на них настолько, чтобы вы потеряли контроль над своим «я».
2. Занимайтесь йогой
Йога — это не только физическая практика, но и умственная практика. Пока ваше тело растягивается, изгибается и изгибается, ваш разум учится дисциплине, самопринятию и осознанию. Вы начинаете лучше осознавать свое тело и все чувства, которые проявляются, и вы начинаете лучше осознавать свой ум и возникающие мысли.
Вы даже можете сочетать йогу с осознанностью или медитацией, чтобы повысить самосознание.
3. Найдите время подумать
Размышление можно проводить несколькими способами (включая ведение журнала; см.
следующий совет) и настроить для человека, который размышляет, но важно просмотреть свои мысли, чувства и поведение, чтобы увидеть, где вы соответствовали своим стандартам, а где вы подвели их, и где вы могли бы улучшить.
Вы также можете подумать о самих своих стандартах, чтобы понять, хороши ли они для вас, чтобы их придерживаться. Вы можете попробовать писать в дневнике, говорить вслух или просто сидеть тихо и думать, что поможет вам задуматься о себе.
4. Дневник
Преимущество ведения дневника заключается в том, что он позволяет определить, прояснить и принять свои мысли и чувства. Это поможет вам узнать, чего вы хотите, что вы цените и что работает для вас. Это также может помочь вам узнать, чего вы не хотите, что не важно для вас и что вам не подходит.
Оба одинаково важны для изучения. Любите ли вы писать плавные записи, маркированные списки или стихи, запись своих мыслей и чувств поможет вам стать более осознанными и целенаправленными.
5.
Спросите людей, которых вы любитеОчень важно чувствовать, что мы знаем себя изнутри, но внешняя обратная связь также помогает. Спросите свою семью и близких друзей, что они думают о вас. Попросите их описать вас и посмотрите, что вам кажется правдой, а что вас удивляет.
Тщательно обдумывайте то, что они говорят, и думайте об этом, когда ведете дневник или иным образом размышляете. Конечно, не принимайте чье-либо слово как евангелие; вам нужно поговорить с разными людьми, чтобы получить полное представление о себе.
И помните, что в конце концов для вас важнее всего ваша вера в себя и чувства!
Важность в консультировании и коучинге
Самосознание — это мощный инструмент, который при регулярном использовании может принести коучам и клиентам больше пользы, чем что-либо другое, чем может поделиться с ними профессионал. Чтобы добиться реальных, эффективных и устойчивых изменений, люди должны уметь заглянуть внутрь себя и познакомиться с этой внутренней средой.
Повышение самосознания должно быть главным приоритетом практически для всех клиентов, после чего можно начинать более традиционную коучинговую и консультационную работу. Например, вы можете посоветовать кому-то его вредные привычки и дать 1000 способов избавиться от этих привычек.
Тем не менее, если они не понимают, почему они вообще склонны к этим плохим привычкам, это почти гарантия того, что они либо никогда не избавятся от этих привычек, либо бросят их на время и просто продолжат с того места, на котором они остановились, когда что-то пойдет не так. стать жестким.
Самосознание жизненно важно не только для подопечного или клиента; это также важно для тренера или консультанта. Фактически, самосознание является приоритетом в качестве основного стандарта Совета по аккредитации стандартов консультирования и связанных образовательных программ (2017 г.) для профессии, как требование для консультантов и необходимый навык для развития клиентов.
Требуется хорошее самосознание, чтобы давать компетентные советы и давать действенные советы.
Кроме того, самосознание поможет заботливому консультанту не слишком зацикливаться на проблемах своего клиента и не смотреть на проблемы сквозь призму собственного искажения.
Чтобы по-настоящему помочь кому-то, важно смотреть на вещи с его точки зрения, а для этого требуется достаточное самосознание, чтобы иногда откладывать в сторону свои мысли и чувства.
Медитация, осознанность и самосознание
Связь между медитацией, внимательностью и самосознанием ясна, а это означает, что неудивительно, что практика первых двух естественным образом приведет к большему количеству третьего.
Когда мы медитируем или практикуем осознанность, мы обращаем внимание на то, что часто может быть проигнорировано в нашей повседневной суете: настоящий момент и наш собственный внутренний опыт. Те, кто узнают свои мыслительные процессы и паттерны, в большей степени способны адаптировать и улучшать их, как просто осознавая свои процессы и паттерны, так и предоставляя себе механизм для практики и совершенствования.
Действительно, программа, предназначенная для повышения самосознания (среди прочего) с помощью йоги и медитации, привела к целому ряду улучшений, в том числе к более позитивному влиянию, меньшему стрессу, большей внимательности, повышенной устойчивости и даже большему удовлетворению работой (Trent et al. др., 2019).
Самосознание и эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект можно определить как набор способностей, которые позволяют нам распознавать и регулировать эмоции в себе и других (Goleman, 2001).
Согласно самой популярной теории эмоционального интеллекта психолога и автора Дэниела Гоулмана (2001), самосознание имеет решающее значение не только для эмоционального интеллекта; это один из пяти компонентов.
Эти пять компонентов:
- Самосознание
- Саморегулирование
- Социальные навыки
- Эмпатия
- Мотивация
Другие популярные теории эмоционального интеллекта также включают самосознание в качестве основного компонента, что делает его одним из факторов, с которым согласны практически все исследователи и эксперты (Goleman, 2001).
Самосознание является необходимым строительным блоком эмоционального интеллекта; это строительный блок, на котором строятся остальные компоненты. Для саморегуляции необходимо обладать самосознанием, а социальные навыки будут слабыми и бесполезными, если вы недостаточно осведомлены о том, когда и как их использовать.
Если вы хотите развивать свой эмоциональный интеллект, самосознание — это первый шаг. Убедитесь, что вы развили сильные навыки самосознания, прежде чем полностью отдаться другим элементам.
4 совета по улучшению самосознания в отношениях
Если вы хотите больше походить на Моник после рефлексии, чем на Моник до рефлексии (ссылаясь на примеры навыков самосознания в действии выше), или если вы собираетесь помогите своим клиентам справиться с проблемами в отношениях, вот несколько отличных советов, как повысить самосознание в контексте отношений:
- Практикуйте осознанность, особенно при общении с близкими. Обратите внимание на слова, которые они говорят, их тон, язык тела и выражение лица.
Мы часто сообщаем гораздо больше информации с помощью последних трех, чем с помощью одних только слов. Уделите своим близким все свое внимание. - Регулярно обсуждайте отношения. Важно держать вещи в перспективе и следить за тем, чтобы ничто не попало в промежутки. Когда вы регулярно говорите о своих отношениях с близкими, гораздо сложнее избегать или игнорировать вещи, которые могут обернуться проблемами. Это также поможет вам задуматься о своей роли и подготовиться к обсуждению своих мыслей, чувств и поведения со своими близкими.
- Проводите время вместе и порознь. Это особенно важно для романтических отношений, поскольку мы часто проводим большую часть или даже все свободное время с супругом или партнером. Как бы вы ни любили и ни любили проводить время со своим партнером, всем нужно некоторое время в одиночестве. Убедитесь, что у вас и вашего партнера есть время, чтобы подумать о том, чего вы хотите, что вам нужно и каковы ваши цели. Это поможет вам удержаться от чрезмерного слияния с партнером и сохранить независимость и стабильность.
Затем, поскольку в отношениях будут два независимых, стабильных и здоровых взрослых, они будут еще более полноценными и удовлетворяющими обоих партнеров, когда они будут проводить время вместе. - Поделитесь своей точкой зрения и учтите их точку зрения. Легко слишком увлечься нашим взглядом на вещи; однако здоровые отношения требуют, чтобы мы учитывали потребности других в дополнение к своим собственным. Чтобы узнать, в чем нуждаются наши близкие, и удовлетворить эти потребности, мы должны сначала определить и понять их. Мы делаем это, практикуя наше самосознание и делясь этим осознанием с нашими друзьями и семьей. Если вы никогда не узнаете своих близких об их взглядах или чувствах, это может привести к тому, что вы отдалитесь друг от друга и помешаете настоящей, приносящей удовлетворение близости. Спросите своих близких об их взглядах на вещи и поделитесь с ними своим видением.
Роль на рабочем месте и лидерство
Как отмечалось ранее, самосознание улучшает наше общение, уверенность и производительность труда (Sutton et al.
, 2015).
Легко понять, как самосознание может привести к таким результатам на рабочем месте, поскольку лучшая самооценка естественным образом приводит к улучшению соответствия наших действий нашим стандартам, что приводит к повышению производительности.
Согласно Таше Эйрих (2018), самосознание можно разделить на две категории или типа: внутреннее самосознание и внешнее самосознание.
Внутреннее самосознание — это то, насколько хорошо мы видим себя и свои сильные и слабые стороны, ценности и т. д., в то время как внешнее самосознание — это понимание того, как другие относятся к нам с теми же факторами (Eurich, 2018). Хорошие менеджеры и лидеры должны хорошо выполнять свои роли.
Хотя вы можете подумать, что больший опыт лидера и большая сила в своей роли ведут к лучшему самосознанию, это может быть не так. Опыт может быть положительным или отрицательным с точки зрения обучения и самосовершенствования. Даже положительный опыт может привести к тому, что человек будет приписывать успех себе, хотя он может быть больше связан с обстоятельствами, что приводит к ложной уверенности.
На самом деле, только 10–15% участников исследования Эйриха (2018) продемонстрировали самосознание, хотя большинство из нас считают, что обладают самосознанием.
Чтобы улучшить самосознание, Эйрих (2018) рекомендует заниматься самоанализом, но с упором на задавание себе правильных вопросов. Она отмечает, что вопрос «почему» не всегда может быть эффективным, поскольку многие из наших внутренних процессов остаются скрытыми в нашем подсознании или бессознательном; вместо этого вопрос «что» может привести к лучшему самоанализу.
Например, вместо того, чтобы спрашивать « Почему я так часто терплю неудачу в этом задании? » вы можете спросить себя: При каких обстоятельствах я не справлюсь с этой задачей и что я могу сделать, чтобы изменить их? «Это не надежный метод, но он может помочь вам улучшить ваше самосознание и повысить соответствие вашим стандартам в определенных действиях.
Самосознание учащихся и детей
Самосознание нужно не только руководителям и сотрудникам; это также может принести существенную пользу студентам, детям и подросткам.
Те же преимущества, которые делают нас более продуктивными на рабочем месте, могут сделать учащихся более продуктивными в классе и дома: лучшее общение с учителями и сверстниками, большая уверенность и большее удовлетворение от работы могут сделать учащихся более счастливыми и здоровыми.
Эти льготы также распространяются на учащихся продвинутого уровня. Повышение самосознания приводит к большей заботе о себе у студентов-медиков (Saunders et al., 2007) и лучшему пониманию своих сильных сторон и способностей, а также к повышению эмоционального интеллекта у студентов-юристов (James, 2011).
Важная информация
Короче говоря, небольшое дополнительное самосознание может принести большую пользу любому, кто хочет стать лучше. Эта часть включает в себя описание самосознания, исследование теории самосознания, примеры, а также советы и инструменты, которые вы можете использовать для повышения самосознания. Мы надеемся, что вы найдете эту информацию полезной для повышения вашего самосознания или самосознания ваших клиентов.
Какие упражнения вы используете для развития самосознания? Какие еще преимущества вы заметили? Дайте нам знать в комментариях ниже.
Если вам понравился этот пост, перейдите к нашему сообщению о книгах по самосознанию, которые помогут вам повысить уровень рефлексии.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения на самосострадание.
- Совет по аккредитации консультационных и смежных образовательных программ. (2017). 2009 г.Стандарты. Получено с https://www.cacrep.org/wp-content/uploads/2017/07/2009-Standards.pdf .
- Дана, Э. Р., Лалвани, Н., и Дюваль, С. (1997). Объективное самосознание и фокус внимания после осознания несоответствий самооценке: изменение себя или изменение стандартов правильности. Журнал социальной и клинической психологии , 16 , 359–380.
- Дюваль С. и Виклунд Р. А. (1972). Теория объективного самосознания . Академическая пресса.
- Эйрих, Т.
(2018, 4 января). Что такое самосознание на самом деле (и как его развивать). Harvard Business Review . Получено с https://hbr.org/2018/01/what-self-awareness-really-is-and-how-to-cultivate-it . - Гоулман, Д. (2001). Эмоциональный интеллект: проблемы построения парадигмы. В C. Cherniss & D. Goleman (Eds.) Эмоционально интеллектуальное рабочее место. Джосси-Басс.
- Джеймс, К. (2011). Благополучие студентов-юристов: преимущества повышения психологической грамотности и самосознания с использованием осознанности, теории сильных сторон и эмоционального интеллекта. Legal Education Review , 21 (2).
- Ридли, Д.С., Шутц, П.А., Гланц, Р.С., и Вайнштейн, К.Е. (1992). Саморегулируемое обучение: интерактивное влияние метакогнитивного осознания и постановки целей. Журнал экспериментального образования , 60 , 293–306.
- Сондерс, П. А., Трактенберг, Р. Э., Чатерджи, Р., Амри, Х., Хараздук, Н., Гордон, Дж.
С., … Харамати, А. (2007). Содействие самосознанию и размышлениям с помощью экспериментального курса развития навыков разума и тела для студентов-медиков первого курса. Преподаватель медицины , 29 , 778–784. - Сильвия, П.Дж., и Дюваль, Т.С. (2001). Теория объективного самосознания: недавний прогресс и постоянные проблемы. Обзор личности и социальной психологии , 5 , 230–241.
- Сильвия, П.Дж., и О’Брайен, М.Е. (2004). Самосознание и конструктивное функционирование: новый взгляд на «человеческую дилемму». Журнал социальной и клинической психологии , 23 , 475–489.
- Саттон, А. (2016). Измерение эффектов самосознания: построение опросника результатов самосознания. Европейский журнал психологии , 12 , 645–658.
- Саттон, А., Уильямс, Х.М., и Аллинсон, К.В. (2015). Продольная смешанная оценка обучения самосознанию на рабочем месте. Европейский журнал обучения и развития , 39 , 610–627.

- Трент, Н. Л., Борден, С., Миралья, М., Пасалис, Э., Дусек, Дж. А., и Хальса, С. Б. С. (2019). Улучшение психологического и профессионального благополучия в прагматическом контролируемом испытании программы йоги для профессионалов. Журнал альтернативной и дополнительной медицины , 25 , 593–605.
Объективное самосознание — Лаборатория принятия решений
Основная идея
Теория и практика
TDL — это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.
Наши консультационные услуги
В эпоху удаленной работы и обучения мы регулярно проводим онлайн-встречи. Замечали ли вы, что уделяете больше внимания тому, как вы ведете себя во время видеозвонка на лекцию или встречу?
Возможно, вы обнаружите, что анализируете свою позу, выражение лица или поправляете прическу.
Возможно, вы заметили, что это происходит только тогда, когда ваше видео включено, и вы можете видеть себя во время разговора.
При наличии стимула, который заставляет нас сосредоточиться на себе, например видео или зеркала, мы погружаемся в состояние объективного самосознания. Объективное самосознание это рефлексивное состояние, когда внимание сосредоточено на себе для социальной оценки. Это осознание заставляет нас судить о собственном поведении в соответствии с нашими личными стандартами, поскольку мы используем социальную оценку для достижения правильности и последовательности в наших убеждениях и действиях. 1
Объективное самосознание также приводит к признанию наших ограничений и несоответствия между нашей идеальной версией и нашим нынешним «я». 2 Мы переживаем это рефлексивное состояние несколько раз в день.
Объективное самосознание имеет повседневные последствия. Его можно использовать с пользой для личного роста, выявляя предполагаемые слабости и черты, которые можно улучшить.
Однако люди, которые чрезмерно осведомлены о себе, могут также испытывать негативные последствия, такие как высокий уровень стресса или социальные тревожные расстройства.
Все, что нас раздражает в других, может привести нас к пониманию самих себя.
– Карл Густав Юнг
Теория и практика
TDL — это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.
Наши консультационные услуги
Ключевые термины
Теория объективного самосознания (OSA): Теория, формально сформулированная психологами Шелли Дюваль и Робертом Виклэндом, которая детально исследовала процессы сосредоточения на себе. Эта теория утверждала, что у нас есть две внутренние системы, причем самосистема направлена на соответствие поведению, отношению или чертам, отображаемым в воспринимаемой стандартной системе.
3
Самосистема: В теории ОАС самосистема — это одна из двух внутренних систем, которая описывает текущее поведение, отношение или черты человека по отношению к стандартной системе.
Стандартная система: В теории ОАС стандартная система — это одна из двух внутренних систем, описывающих воспринимаемый человеком идеал или социальный стандарт его собственного поведения, отношений или черт.
Самоуважение: Общее восприятие человеком своей личной ценности, способностей или ценности.
История
Уильям Джеймс, американский психолог, в своей публикации 1891 года Принципы психологии одним из первых внес вклад в широкое исследование разнообразных процессов сосредоточения на себе. 4 Одной из основных областей интересов Джеймса было то, как мы относимся к себе. Идеи Джеймса касались таких тем, как самооценка, личные цели и предполагаемые достижения, которые предвосхитили аналогичные темы в современных экспериментальных исследованиях в области социальной психологии.
Конкретная идея объективного самосознания была впервые официально сформулирована Шелли Дюваль и Робертом Виклундом в их публикации 1972 года Теория объективного самосознания . В этой публикации представлена теория, в которой различаются два типа самосознания 3 :
- Объективное самосознание: возникает из наших сравнений отношений, черт, поведения или взглядов между собой и другими или с воспринимаемыми стандартами.
- Субъективное самосознание: возникает из нашего наблюдения и опыта того, что мы являемся источником восприятия и поведения.
Объективное самосознание имеет две основные системы: самоощущение и стандарт. Самосистема направлена на достижение стандарта. Дюваль и Виклунд определяют «стандарты» как наше мысленное представление «правильного» поведения и черт. 5 Когда есть разница между самостью и стандартной системой, возникает ментальный конфликт. Это нежелательный сценарий, и мы либо исправим его, либо избежим.
Мы разрешаем этот конфликт, изменяя свое поведение, чтобы оно соответствовало соответствующим стандартам, или останавливая процесс самооценки в нашей голове.
В своей публикации 1972 года Дюваль и Виклунд пришли к выводу, что объективное самосознание было, по сути, негативным состоянием, поскольку они считали, что шансы хотя бы на одно различие между двумя системами высоки. 6 Изначально они считали, что всегда будет что-то, что мы хотели бы изменить в себе.
Вслед за работой Дюваля и Виклунда в статье Бретта Стинбаргера и Дэвида Адермана 1979 года было показано, что интенсивность настроения человека может определяться разницей между его текущим поведением и идеальным стандартом. 7 Выводы показали, что люди, которые считали, что их нынешнее поведение никогда не достигнет стандарта, имели более высокий шанс испытать сильные негативные последствия.
Дальнейшие исследования показали, что самосознание сложнее, чем предполагалось изначально.
Позже Виклунд изменил исходное предположение, заявив, что самосознание также может быть положительным состоянием, когда система самосознания человека соответствует его стандартам. 6
Публикация Тори Хиггинс 1987 года дополнительно различает два типа стандартов: должный и идеальный. Хиггинс заявил, что на стандарты должного влияют убеждения и стандарты других. Идеальные стандарты были связаны с личными амбициями человека. Далее Хиггинс показал, что, когда человек осознает себя, различия между стандартами «я» и «долженствования» приводят к чувству волнения или беспокойства. Различия между собой и идеальным стандартом могут привести к чувству разочарования. 8
Люди
Уильям Джеймс
Американский психолог, философ и историк, которого обычно называют основателем современной психологии. Джеймс был одним из первых авторов широких идей о процессах, ориентированных на себя. Его работа в конце 19 века предвещала артикуляцию объективного самосознания и повлияла на современные экспериментальные исследования в области социальной психологии.
В Гарвардском университете Джеймс был одним из первых преподавателей, предложивших курс психологии в Соединенных Штатах. 9
Томас Шелли Дюваль
Социальный психолог из Университета Южной Калифорнии, наиболее известный своим вкладом в новаторские исследования готовности к землетрясениям. 10 Вместе с Робертом Виклундом Дюваль официально представил теорию объективного самосознания. Соответствующая работа Дюваля в этой области сильно повлияла на современные исследования самосознания и самооценки.
Роберт Виклунд
Американский социальный психолог, работавший профессором в США, Германии, Италии и Норвегии. 11 Вместе с Шелли Дюваль Виклунд опубликовал новаторскую теорию объективного самосознания, которая сформировала современное понимание внутренних сравнений, которые мы проводим между собой и нашими воспринимаемыми стандартами.
Последствия
Введение первоначальной объективной теории самосознания Дюваля и Виклунда вызвало развитие исследований самосознания.
Исследования стали уделять больше внимания взаимодействию между самосознанием, причинно-следственной связью и действием. 6
Это видно из исследования Пола Сильвии, который исследовал уровень вовлеченности человека в то, чтобы событие материализовалось успешно или безуспешно. 12 Выводы исследователя показали, что, когда люди более самосознательны, у них больше шансов, что успех приписывается им самим. Также говорят, что люди с высоким самосознанием имеют более высокую самооценку, чем люди с низким самосознанием. И наоборот, люди с высоким самосознанием приписывали неудачу себе только тогда, когда они верили, что реально возможно изменить свое поведение в будущем.
Объективное самосознание также имеет важные последствия в принятии моральных решений. В публикации 1999 года Дэниела Бэтсона и его коллег исследовано влияние самосознания и значимости моральных норм на принятие справедливых решений. 13 В ходе исследования участникам было предложено выбрать между предоставлением полезного результата другому человеку или себе.
Результаты Бастона показали, что участники приняли «справедливое» решение дать другому человеку вознаграждающий результат 92% времени, но только тогда, когда моральный стандарт был 90 372 существенным 90 373 и участников заставили почувствовать себя самосознательными.
Дальнейшие исследования подтвердили выводы Бастона, предполагая, что люди с большей вероятностью будут учитывать точку зрения других, когда им дают почувствовать самосознание. 14
Противоречия
Несмотря на быстрое развитие исследований самосознания после введения Дюваля и Виклунда в теорию объективного самосознания, все еще есть аспекты концепции, требующие большего внимания. В публикации Пола Сильвии 2001 года отмечалось, что исследования объективного самосознания не соответствуют стандартам. 6 Сильвия утверждает, что в исходной теории и соответствующих исследованиях отсутствует исследование того, как люди усваивают стандарты. Он предложил первоначальную теорию объективного самосознания, упростившую стандарты до единой идеальной цели, игнорируя более реалистичную сложность наличия различных стандартов для одного поведения или черты.
Исследования объективного самосознания также не могут объяснить, как люди реагируют, когда в их стандартах возникает конфликт. 6 Учитывайте стандарты честности и дипломатии. Честность важна в построении отношений, а разногласий можно избежать с помощью дипломатии. Однако, когда ваш друг спрашивает ваше мнение о его некачественной работе, попытка удовлетворить ваши стандарты честности и дипломатии создает конфликт. Сильвия объясняет, что теория объективного самосознания не исследует, как мы подходим к этим ситуациям. 6
В нашей повседневной жизни чрезмерное объективное самосознание может привести к нежелательным последствиям, таким как тревога оценки, социальное тревожное расстройство или депрессия. Люди, которые чрезмерно осведомлены о себе, могут часто нервничать, огорчаться и беспокоиться, поскольку их беспокоит то, как их воспринимают другие. Исследователи предполагают, что эти люди, как правило, испытывают автоматические негативные мысли о себе.
6 Эти инстинктивные мысли о самооценке требуют интенсивной терапии для контроля.
Хотя исследования показали, что попытки контролировать эти мысли путем изменения нереалистичных стандартов пострадавших людей могут быть успешными, другие исследователи подчеркивают, что блокирование процесса сравнения в первую очередь является сложной задачей.
Практический пример
Объективное самосознание и культураИсследование Аски Нариты и Кейко Исии, проведенное в Японии в 2020 году, показало, что, когда участников заставляют чувствовать себя самосознательными, культурные стандарты могут влиять на их участие в нравственно правильной деятельности. 15 Их исследование было направлено на то, чтобы понять влияние культурных факторов на снижение положительной самооценки у японцев.
Исследование было организовано таким образом, чтобы участники заполнили анкеты о самооценке и викторину с наградами , предназначенными для максимизации мотивации участников к обману.
Они выполняли эти задания, когда им предъявляли один из следующих стимулов самосознания: либо фоном звучала запись их собственного голоса, либо они заполняли анкету перед зеркалом.
В соответствии с предыдущими выводами, зеркальный стимул не влиял на самооценку участников или их обманное поведение. 15 Однако результаты показали, что записи голоса влияют на поведение участников. Самооценка участников снижалась, когда они слушали запись собственного голоса. Кроме того, участники, которые слушали запись собственного голоса, подавляли мошенническое поведение при прохождении викторины.
Нарита и Исии отметили, что отсутствие эффекта от зеркального стимула можно объяснить тем, что японцы склонны видеть себя, основываясь на собственном воображении точки зрения других. 15 Нарита и Исии объясняют, что японцы, как правило, находятся в хроническом состоянии объективного самосознания, как будто кто-то все время держит перед ними зеркало.
Нарита и Исии предположили, что участники могли активно избегать взгляда в зеркало, однако они не могли закрывать уши и избегать записи собственного голоса во время выполнения задания.
15 В результате исследователи пришли к выводу, что самосознание японцев еще больше повышается, когда им представляют их собственный голос, что заставляет их проявлять сочувствие и подавлять обман.
Сопутствующее содержимое TDL
Почему мы не можем осознать свои способности?
Недостаток знаний нередко приводит к переоценке собственной компетентности. Нередки случаи, когда плохо информированные люди имеют смелость претендовать на центр внимания, в то время как эксперты и хорошо информированные люди находятся за кулисами, закатывая занавес. Эта часть TDL объясняет эффект Даннинга-Крюгера, предвзятость, которая объясняет это явление.
Почему мы виним внешние факторы в собственных ошибках?
Замечали ли вы, что приписываете успех своим собственным действиям, а не списываете негативные последствия на внешние факторы, которые, как нам кажется, не связаны с нашим характером? Это результат корыстной предвзятости, распространенной когнитивной предвзятости, которая на протяжении десятилетий очаровывала исследователей во всем мире.
Источники
- Дюваль, Т.С., Сильвия, П.Дж., и Лалвани, Н. (2001). Самосознание и причинная атрибуция: теория двойных систем . Клювер Академик.
- Объективное самосознание . (н.д.). Словарь психологии АПА. https://dictionary.apa.org/objective-self-awareness
- Теория самосознания . (н.д.). Словарь психологии АПА. https://dictionary.apa.org/self-awareness-theory
- Джеймс В. (1986). Принципы психологии (Сер. Великие книги западного мира, 53). Британская энциклопедия.
- Дюваль С. и Виклунд Р. А. (1972). Теория объективного самосознания (сер. Социальная психология). Академическая пресса.
- Пол, Дж. С., и Т., С. Д. (2001). Теория объективного самосознания: недавний прогресс и постоянные проблемы. Обзор личности и социальной психологии , 5 (3), 230–241. https://doi.org/10.1207/S15327957PSPR0503_4
- Стинбаргер Б.
Н. и Адерман Д. (1979). Объективное самосознание как неаверсивное состояние: эффект уменьшения предвосхищающего несоответствия. Journal of Personality , 47 (2), 330–339. https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.1979.tb00206.x - Хиггинс, Э. Т. (1987). Самонесоответствие: теория, связывающая себя и аффект. Psychological Review , 94 (3), 319–340. https://doi.org/10.1037//0033-295X.94.3.319
- Уильям Джеймс. (н.д.). Кафедра психологии. https://psychology.fas.harvard.edu/people/william-james#:~:text=In%201875%20James%20taught%20one,Stanley%20Hall%20in%201878
- Передачи: Рита Полуски, Томас Шелли Дюваль . (2002, 14 марта). Новости ОСК. https://news.usc.edu/3479/Passings-Rita-Polusky-Thomas-Shelley-Duvall/
- Закрытый остров с Робертом Виклундом . (н.д.). Eagle Harbour Book Co., https://www.eagleharborbooks.com/event/gated-island-robert-wicklund#:~:text=%2D%2D%2D%2D-,Robert%20A
- Duval, T.




Определение реакций опор и моментов защемления

Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит .
su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 161.97.168.212 (0.004 с.)
Мы часто сообщаем гораздо больше информации с помощью последних трех, чем с помощью одних только слов. Уделите своим близким все свое внимание.
Затем, поскольку в отношениях будут два независимых, стабильных и здоровых взрослых, они будут еще более полноценными и удовлетворяющими обоих партнеров, когда они будут проводить время вместе.
(2018, 4 января). Что такое самосознание на самом деле (и как его развивать). Harvard Business Review . Получено с https://hbr.org/2018/01/what-self-awareness-really-is-and-how-to-cultivate-it
С., … Харамати, А. (2007). Содействие самосознанию и размышлениям с помощью экспериментального курса развития навыков разума и тела для студентов-медиков первого курса. Преподаватель медицины , 29 , 778–784.
Н. и Адерман Д. (1979). Объективное самосознание как неаверсивное состояние: эффект уменьшения предвосхищающего несоответствия. Journal of Personality , 47 (2), 330–339. https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.1979.tb00206.x 