Самооценка рубинштейн дембо: Страница не найдена
Описание методики исследования самооценки Дембо
Люди склонны к постоянной оценке своего поведения и своих поступков. Такой анализ необходим для развития личности и для создания гармоничных отношений с окружающими людьми.
Самооценка – это способность человека составить представление о своих действиях, о себе, о своих личностных качествах, навыках, недостатках и достоинствах.
- Виды самооценки
- Как формируется самооценка
- Исследование самооценки
- Инструкция к исследованию
- Анализ результатов
- Уровень притязаний
- Самооценка
- Дополнительные приемы к методике
Самооценка начинает формироваться в детском возрасте около трех лет. В этот период ребенок начинает проявляться как личность, идентифицировать себя с определённым полом, осознавать свою автономность от матери. Становясь старше, появляется возможность оценивать себя на элементарном уровне, анализировать отношение к себе окружающих. Так рождаются зачатки самооценки, которая формируется длительное время, пребывая всю жизнь в динамике.
Виды самооценки
В психологии, в зависимости от того, насколько правильно оценивает себя человек, можно выделить 2 основных вида самооценки: адекватная, неадекватная.
Адекватной считается мнения человека о себе , совпадающее с действительностью. В ином случае, когда самооценка резко расходится с мнением окружающих — она неадекватная. При этом самомнение может быть завышенным или заниженным.
При заниженной оценке развивается неуверенность в себе, которая проявляется во всей деятельности человеке.
Противоположность – завышенная самооценка. В этом случае человек считает себя идеальным или близким к этому.
Еще один критерий — стабильность самооценки. Она может быть стабильной или поддаваться влиянию внешних факторов (плавающая). В первом случае мнение человека о себе остается неизменным в любых ситуациях. При плавающей оценке себя — она меняется в зависимости от успехов и поражений, от мнения окружающих, а именно от одобрения или осуждения.
Как формируется самооценка
Каждому человеку присуща склонность сравнивать себя с определенным идеальным образом. Именно таким он хотел бы себя видеть. И здесь очень важно совпадение желаемого с реальным представлением о себе. Если наблюдаются очень большие различия — развивается заниженная оценка себя.
Большое влияние на формирование мнения о себе оказывает отношение окружающих к индивиду, особенно близких людей: родителей, друзей, родственников.
Также важно наличие реальных достижений в какой-либо сфере деятельности. Это значительно укрепляет самооценку.
Исследование самооценки
Иметь адекватную самооценку очень важно для личности, так как, в противном случае, проявляются проблемы в профессиональной деятельности, в общении, в родственных отношениях и т. п. Чтобы избежать ошибок и легко приспосабливаться в социуме необходимо своевременно обращать внимание на самооценку личности.
Вопросы адекватности самооценки интересовали психологов всегда, и время от времени предпринимались попытки разработать действенную методику. Одна из наиболее известных — диагностика Дембо — Рубинштейн. Она названа в честь создателей Тамары Дембо и Сусанны Рубинштейн.
Внешне довольно простая методика позволяет определить отношение к себе при помощи теста, результаты которого интерпретируются психологом.
Для этого обследуемому предлагается отметить на вертикальных линиях уровень развития качеств личности и уровень притязаний: какой именно уровень развития этих качеств полностью бы удовлетворил человека.
Для проведения анализа испытуемому выдается бланк с изображением на нем семи линий. Линии имеют указания верхней, нижней и средней точки. При этом средняя отмечена еле заметно.
Методику проводят индивидуально либо с целой группой. Работая фронтально — важно проверить, чтобы каждый участник правильно применил предложенные значки, отвечая на вопросы. На заполнение шкалы выделяется 10-12 минут, включая время чтения инструкции.
Инструкция к исследованию
В модификации исследования Дембо — Рубинштейн имеется 7 шкал:
- здоровье;
- характер;
- ум и способности;
- наличие авторитета у сверстников;
- внешность;
- уверенность в себе;
- умение что-либо делать самостоятельно.
Человек должен обозначить на линии место, которое, как он думает, соответствует текущему его уровню чертой (-).
Кружком (о) обозначается уровень качества, который хотелось бы иметь испытуемому, а крестиком (х) — то место, где он может оказаться, оценивая объективно свои возможности.
Анализ результатов
Анализируя результаты, первую шкалу (здоровье) не учитывают потому, что она не является личностной характеристикой
Ответы выражаются в баллах
. Исходя из размера шкалы, равного 100 мм, человек получает количественную характеристику (например, 62 мм=62 баллам).- По каждой из шести линий анализируют:
- а) уровень притязаний. Он определяется расстоянием от нижней точки шкалы до знака «х»;
- б) высота самооценки. Значение от «о» до «х»;
- в) расхождение между уровнем самооценки и притязаний. Это значение может выражаться отрицательным числом.
- Рассчитывается показатель средней величины уровня притязаний и уровня самооценки по всем шкалам согласно градации: «норма» и «очень высокий». Норма включает в себя три подгруппы: «низкий уровень», «средний» и «высокий».
Уровень притязаний
На нормальный реалистический уровень притязаний указывает результат равный 60-89 баллам. При этом оптимальным является результат от 75 баллов. Он подтверждает реальное представление о собственных возможностях, что важно для личностного роста. Если испытуемый набирает от 90 до 100 баллов это говорит о нереалистическом отношении к своим способностям. Менее 60 баллов – заниженных уровень притязаний. Это индикатор неблагоприятного личностного развития.
Самооценка
Адекватная самооценка выражается в наличии набранного количества баллов от 45 до 74. Если результат больше – она завышена, что указывает на отклонение в формировании личности. Это может подтверждать нечувствительность к собственным ошибкам, к оценке окружающих, неумение верно оценить результат своей деятельности.
Если исследуемый набирает менее 45 баллов – он недооценивает себя. Люди с заниженной самооценкой составляют «группу риска». При этом они делятся на два разных психотипа личности. В первом случае это подлинная неуверенность в себе, во втором — «защитная». Человек, декларируя себе самому свое неумение и отсутствие способностей, «защищает» себя и позволяет не прилагать никаких действий.
Соотношения между параметрами самооценки
Символы «х» находятся между символами (-) и (о). Расстояние между «х» и «о» указывает на интервал недостижимого, но желаемого. Анализ этого показателя дает представление об оптимизме испытуемого. Чем больше интервал, тем более оптимистично он настроен.
Кружки должны стоять ниже верхнего полюса. Если человек ставит отметку на полюсе, у него незрелое отношение к ценностям. Слишком высокая самооценка является признаком нереалистичности.
Если показатели разных шкал очень отличаются, это указывает на эмоциональную неустойчивость.
Уровень мечты человека символизирует идеальная самооценка — «о». Людям присуща потребность мечтать, но, когда мечта осуществляется, появляется новая. Для того чтобы сбыться, мечта должна стать целью. Символом «х» обозначается уровень реальных перспектив, целей. По мере достижения место превратившейся в цель мечты занимает другая мечта и по-прежнему «о» находится выше, чем «х».
Дополнительные приемы к методике
При проведении индивидуального исследования,согласно методике, ведется беседа, которая спровоцирована экспериментально. Человеку предлагается объяснить каких людей он считает несчастными, а каких счастливыми. В зависимости от отметки, которую расположит на шкале испытуемый, задается вопрос почему именно это местоположение он выбирает, что мешает ему быть счастливым? Само понятие счастья также подлежит обсуждению. Аналогичным образом обсуждаются остальные шкалы.
Во время проведения исследования дополнительно анализируется поведение человека во время эксперимента. Это дает полезную информацию для интерпретации результатов.
Сильное возбуждение, стремление задать вопросы, которые не относятся к делу и привлечь к себе внимание, очень быстрое выполнение заданий показывает на тревожность, которая проявляется у человека при столкновении сильного желания оценить и понять себя с боязнью проявить свою несостоятельность.
Чрезмерно медленное выполнение работы говорит о том, что выполняемое задание является для испытуемого очень значительным. Большое количество исправлений и зачеркиваний указывает на неустойчивость самооценки, на ее неопределенность.
Онлайн-тест «Какая у вас самооценка?» по методике Дембо-Рубинштейн
А знаете, как психологи оценивают САМООЦЕНКУ клиента?
Самый простой вариант — методика «Дембо-Рубинштейн» и различные ее модификации. Предлагаем для углубления самоанализа вместе с нами пройти ее по шагам.
Итак, нарисуйте на листке бумаги 5 одинаковых отрезков. Это будут 5 шкал:
1 шкала — ЗДОРОВЬЕ
|———————|
2 шкала — УМ
|———————|
3 шкала — КРАСОТА
|———————|
4 шкала — ХАРАКТЕР
|———————|
5 шкала — СЧАСТЬЕ
|———————|
Если мы возьмем первую шкалу, то на одном ее конце — самые больные люди мира, на другом — самые здоровые. Соответственно, на следующей — самые умные и самые глупые, самые красивые и самые некрасивые, с самым чудесным характером и с самым отвратительным, самые счастливые и самые несчастные.
Теперь поставьте на каждой шкале по 3 отметки:
1 — Отметьте черточкой, где вы находитесь сейчас? Как вы себя оцениваете в данный момент?
2 — Отметьте кружком на тех же шкалах, где бы вы мечтали находиться в идеале между этими полюсами?
3 — И наконец, отметьте галочкой, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности?
Должно получиться что-то вроде этого:
|——-/——V——0-|
Дальше психолог просит клиента самого выбрать какой-то параметр, по которому он значительно превосходит большинство, а также тот, по которому он сильно им уступает.
Как вариант, вы можете ощущать, что лучше многих рассказываете анекдоты и вообще вы супер веселый человек. Но вот с пунктуальностью у вас беда, и по этому параметру вы уступаете почти всем, кого знаете.
После того, как эти 2 параметра выбраны, с этими шкалами проделывается все то же, что и с остальными 5-ю.
Когда все отметки поставлены, идет обсуждение того, что же для вас значит ум, а что красота, счастье и т. д.
И уже на основании всех этих отметок, выбора дополнительных шкал и проясняющей беседы удается сформировать представление о самооценке человека.
РЕзультаты
Как расшифровать палочки, кружки и галочки в этом тесте?
ВНИМАНИЕ: В классическом варианте проведения данной методики ключевую роль в интерпретации результатов играет беседа клиента и психолога, позволяющая раскрыть индивидуальный смысл и значение для человека каждой шкалы, а также отметок, которые он сам себе поставил!
Но поскольку у нас такой возможности нет, то расскажем про общие соображения:
0ЗДОРОВАЯ И УСТОЙЧИВАЯ САМООЦЕНКА:
- Отметки «где я сейчас» по всем шкалам чуть выше середины.
- Значения по разным шкалам могут различаться: где-то отметки чуть выше, где-то чуть ниже, но нет слишком большой «болтанки» и слишком больших колебаний, вроде того, что по уму я на самом верху, а по счастью полный провал.
- Отметки «где я хочу быть» выше, чем «где я нахожусь сейчас», но не уходят в крайние значения или за пределы шкалы.
- Отметки «где я объективно могу быть» совпадают или отличаются не сильно от того, «где я хочу быть».
Выглядит это примерно так:
|—————/—V0-|
ЗАНИЖЕННАЯ САМООЦЕНКА:
- Отметки «где я сейчас» по всем шкалам ниже середины или в самом низу.
- Отметки «где я хочу быть» сильно выше, чем «где я сейчас», часто уходят в крайние значения или за пределы шкалы.
- Отметки «где я объективно могу быть» близки к тому, «где я сейчас» и очень далеки от того, «где я хочу быть».
Выглядит это примерно так:
|—/—V—————0|
ЗАВЫШЕННАЯ САМООЦЕНКА:
- Отметки «где я сейчас» по нескольким шкалам близки к верхнему полюсу.
- Отметки «где я хочу быть» на уровне, а в редких случаях и ниже, чем «где я нахожусь сейчас».
- Отметки «где я объективно могу быть» могут даже превосходить и стоять выше, чем «где я хочу быть».
Выглядит это примерно так:
|——————0-/| V
НЕУСТОЙЧИВАЯ САМООЦЕНКА:
- Значения «где я сейчас», «где хочу быть» и «где могу быть» по разным шкалам сильно различаются: где-то отметки в самом верху, где-то в самом низу. Где-то разрыв между этими 3-мя отметками минимальный, где-то максимальный.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ШКАЛЫ
- Выбор и качество дополнительных шкал тоже важны.
- Затык с подбором шкалы, по которой человек ощущает себя лучше большинства, указывает, как правило, на заниженную самооценку.
- На нее же указывает, когда клиент в качестве своей сильной стороны выбрал что-то малозначимое или негативное (например, я лучше многих ленюсь), а в качестве своей слабой стороны — что-то фундаментальное (скажем, сильно менее продуктивный, чем большинство и хуже многих соображаю).
- На завышенную самооценку может указывать, когда параметров, по которым человек чувствует, что превосходит других, так много, что нужна не 1 шкала, а 5-6 дополнительных.
Исследование самооценки подростков (67339)
Полное расписание
Найти презентацию
Презентации с закладками
Информация о сеансе:
Сеанс: По запросу
Тип презентации: Виртуальная презентация
После преобразования Монголии из социалистического общества в демократическое в 1990 году население страны претерпело значительные изменения как в образе жизни, так и в личных ценностях. Этот политический сдвиг оказал как положительное, так и отрицательное влияние на психическое здоровье людей, но особенно повлиял на самооценку подростков. Подростковый возраст — это период интенсивных физических и психологических изменений, и самооценка, или оценка собственного достоинства, играет неотъемлемую роль в индивидуальном развитии. Подросткам, которые составляют 18,5% населения Монголии, может быть особенно трудно сбалансировать внешние социальные и политические изменения с их собственным и без того бурным внутренним миром. В интересах изучения того, как подростки определяют и интерпретируют свое «идеальное Я», мы использовали Шкалу измерения самооценки Дембо-Рубинштейна, чтобы оценить 50 старшеклассников в возрасте от 15 до 17 лет и их оценки собственной самооценки в свете последних культурных преобразований в стране. По словам Хьюитта, Джона П. (2009 г.), самооценка — это уровень уверенности человека в собственной ценности или талантах. Идеальное Я — это компонент Я-концепции человека, который включает в себя его желания, надежды и потребности (Хиггинс, 1987; Роджерс, 1959). Получив более глубокое понимание того, чего они лично ожидают от себя для достижения идеального «я», и того, как социально-политические факторы могут повлиять на их самоощущение, подростки получат больше средств и возможностей для психологического, социального и интеллектуально зрелый
Авторы:
Enkhmaa Badmaanyam, Университет финансов и экономики, Монголия
Kalamkhas Jyekyei, Монгольский университет науки и технологий, Монголия
Bolortamir Luvsantseren, Университет финансов и экономики, Монголия
О докладчике19
Д-р Бадманьям Энхмаа — старший преподаватель Финансово-экономического университета Монголии. Ее исследования сосредоточены на социолингвистике, педагогических исследованиях и психическом здоровье учащихся. Она получила докторскую степень в Университете Внутренней Монголии, Китай.
Лувсанцерен Болортамир — преподаватель английского языка в Институте иностранных языков UFE. Ее исследования сосредоточены на изучении образования и методологии преподавания английского языка.
См. эту презентацию в полном расписании – Расписание по требованию
Виртуальная презентация
Комментарии и отзывы о конференции
Разместите комментарий, используя свой профиль LinkedIn
Поделитесь этой презентацией
Изучение личностных факторов подростков, влияющих на их отношение к успеху и неудаче другого | Сердакова
Изучение личностных факторов подростков, влияющих на их отношение к успеху и неуспеху других исследование заключалось в изучении личностных факторов, которые могут влиять на формирование отношения к успеху и неудаче другого в подростковом возрасте.
Методики психодиагностики, использованные в исследовании, включали методику Бесковой в модификации Дубовской и Сердаковой, методику диагностики уровня эмпатии Бойко, тест эмоционального интеллекта Холла и методику измерения самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации Прихожан. Выявлена корреляция между установками на успехи и неудачи сверстников и особенностями личности в подростковом возрасте. Показано, что юношам и девушкам часто свойственны позитивное восприятие другого, искренняя радость и восхищение своими успехами, сочувствие в случае неудач и успехов другого. Выявлена прямая зависимость между уровнем эмпатии и позитивным отношением к успеху другого, что подтверждает роль личностного фактора в формировании межличностных отношений.Ключевые слова
Подростковый возраст; Отказ; Сверстники; Личные факторы; Самооценка
Полный текст:
PDF DOI: http://doi.org/10.11591/ijere.v12i1.23867Рефбеки
- В настоящее время нет рефбеков.
Copyright (c) 2022 Institute of Advanced Engineering and Science
Международный журнал оценок и исследований в области образования (IJERE)
p-ISSN: 2252-8822, e-ISSN: 2620-5440
amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; lt; div & amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp;amp;amp;amp;amp;lt;a title=»Web Analytics Made Easy — StatCounter» href=»http://statcounter.