Самооценка подростков: 2.5. Самооценка подростка как фактор личностного развития

Самооценка подростков: 2.5. Самооценка подростка как фактор личностного развития

Самооценка подростка

 

Подростковый  возраст  является  сложным  не  только  для  самих  ребят.  Страдают  и родители  –  они  не  понимают,  как  наладить  контакт  со  своим  ребенком, вступающим  в кризисный  период  «бури  и  натиска».  Меняется   физиология,   а,  самое  главное,  иным становится  внутренний  мир  подростка.  Он  по-другому  начинает  мыслить, чувствовать, переживать, общаться. Поведение  подростков  становится  своеобразным индикатором семейных неурядиц. Наиболее распространенной психологической проблемой подростков является неадекватная самооценка.

 

Причинами  формирования  нарушенной  самооценки  у  подростков является противоречивое семейное воспитание или его отсутствие, вплоть до эмоционального пренебрежения. Все это мешает подростку обрести достаточную уверенность в своих силах. Проявления  низкой  самооценки  бывают  разными  и  зависят от  роли,  которую  подростки играют в своих семьях.

Психологи выделяют  четыре группы возможных ролевых позиций, типичных для современных подростков.

  • «Герой  семьи»:  на  людях  он  всеми  силами  стремится  показать  себя  с  лучшей стороны. У  него  присутствует  постоянное  стремление  нравиться  и  заслуживать  одобрение других,  особенно  в  родной  семье.   Однако  внутри  себя   подросток  –  «герой»  отличается крайне  низкой  оценкой  собственных  возможностей, низкой  самооценкой.  Особенно заметной становится потаенная боль подростка в ситуации случайной неудачи, когда он или она сделали внезапную ошибку, опоздали куда-то, разочаровали своего друга или допустили резкую  грубость.  Повстречайтесь  с  таким  подростком  в  неудачный  для  него  день,   и  вы заметите глубоко спрятавшееся чувство неполноценности. Такие «подростки-герои» уверены в себе условно, как бы говоря: «Я хорош, если…».
  • «Козлы  отпущения»:
    внешне  проявляют  свою  неадекватную  самооценку деструктивным  поведением.   Часто  это  наблюдается   в  форме  сопротивления  авторитетам, вызывающего поведения и неконтролируемой вспыльчивости. «Козлы отпущения» готовы оскорбить,  обидеть  других  людей,  но  это  не  проходит  бесследно  —  в  их  собственной  душе нарастают   конфликты  и  недовольство. 
  • «Потерянные  дети»  страдают  от  постоянного  ощущения  неадекватности,  когда сравнивают себя с другими. Они действительно потеряны и одиноки в мире, который они не понимают, а часто даже боятся. Их низкая самооценка, их мироощущение заметны и внешне: такие подростки застенчивы и замкнуты. Подобно «герою», «потерянные дети» могут быть очень  талантливыми  и  творческими,  но  не  умеют  радоваться  своим  успехам   вместе  с другими.
  • «Фамильный   талисман»
      постоянно  стремится  привлечь  к  себе  внимание  любым подходящим и неподходящим способом. Подобная психологическая  установка отражается на  физическом  здоровье.  Такие  подростки  склонны  преувеличивать  свои  болезненные ощущения, чтобы уйти от ответственности. «Я страдаю, помогите»—  вот его или ее способ самовыражения.  Как  и  в  случае  с  «козлами  отпущения»,  такое  поведение   вызывает негативную  реакцию  со  стороны  близких  взрослых,  принося   вместо  облегчения   лишь усугубление неадекватности.

Влияние родителей на самооценку подростка

Специфическим новообразованием подросткового возраста является способность к рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной позиции по отношению к родительской оценке.
Однако при всем этом нельзя сказать, что у подростков происходит отчуждение от родителей. На вопрос, где они чувствуют наибольшую защищенность, ответ «в семье» встречается почти так же часто, как и ответ «среди друзей».

Психологи исследовали степень влияния, контроля и поддержки со стороны родителей на самооценку подростков. И в результате сделали вывод, что общее выражение заинтересованности родителей в ребенке, положительно влияют на его самооценку. Другие исследования выявили при этом, что поддержка семьи и принятие ребенка и его устремлений родителями в наибольшей степени влияют на уровень его общей самооценки, а школьные успехи и некоторые факторы, связанные с учителями (например, когнитивно-эмоциональное принятие учителем подростка), значимы лишь для самооценки способностей. В исследованиях также отмечается, что теплое, внимательное отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки подростков.
Жесткое, негативное отношение родителей имеет обратное действие: такие дети, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессия и грубость, а также высокий уровень тревожности.
Кроме непосредственного влияния родительской оценки и их эмоционального отношения к ребенку, большое значение на формирование самоотношения имеет стиль общения в семье. Так, два выделенных вида стиля общения, «симметричный» и «асимметричный», различным образом влияют на самооценку подростков.

  • Симметричный стиль предполагает общение членов семьи, основанное на партнерских началах. Такое общение способствует формированию у ребенка системы собственных критериев самооценивания, поскольку самоуважение подростка поддерживается не только уважительным отношением родителей, но также оценкой эффективности его деятельности. В дальнейшем это является фактором, способствующим эмансипации самооценки подростка.
  • Асимметричный же стиль общения в семье предполагает ограничение участия ребенка в подготовке и принятии решений, что ведет в дальнейшем к формированию у него неблагоприятного самоотношения и образа Я.

Составитель: Психолог Гусева Е.П.
По материалом сайтов: http://vashpsixolog.ru и http://psyparents.ru

Читать онлайн «Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей», Гюру Эйестад – Литрес

Перевод выполнен при финансовой поддержке NORLA

Руководитель проекта И. Гусинская

Компьютерная верстка А. Абрамов

Арт-директор С. Тимонов

Дизайн обложки Д. Громов

© Gyldendal Norsk Forlag AS 2011

© Шинкаренко Н.В., перевод, 2014

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2014

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

* * *

Моим детям – Ханне и Туве

Прочитав эту книгу, вы:

• осознаете: пусть не всегда удается сделать все так, как нам бы хотелась, – никто не застрахован от ошибок, и вместо того, чтобы винить себя, сердиться или горевать, лучше постараться их исправить. Книга предлагает прислушаться к своим реакциям, лучше понять собственные мотивы и чувства, а не подчиняться автоматизмам: и тем самым помогает укрепить вашу собственную самооценку;

• настроитесь на успех, укрепитесь в своем стремлении быть хорошим родителем, выстроите здоровые взаимоотношения с собственным ребенком.

• узнаете, как помочь ребенку стать собой и подготовить его к выходу в большое плавание, самостоятельную взрослую жизнь.

В части I книги мы рассмотрим понятие самооценки. Мы разберем, что именно понимается под самооценкой, а что ею не является. Мы также узнаем о том, почему важно осознавать значимость роли родителя.

Глава 1


О самооценке

Я один, но, чтобы жить, мне нужно встретить тебя.

Ирвин и Мириам Польстер

В одиночестве нельзя обрести здоровую самооценку. Младенец с рождения открыт и восприимчив к человеческим отношениям. Он активно ищет контакта со взрослыми, находящимися рядом. Только через общение со взрослыми, которые о нем заботятся, ребенок начинает воспринимать самого себя.

Когда я впервые посмотрела в глаза своей новорожденной дочери, я подумала: вот душа, которой я должна помочь проявиться! И, едва подумав так, я почувствовала, что все мое существо говорит «да» задаче: быть матерью этой девочки. Четыре года спустя я пережила это снова: взгляд новорожденной, новая душа в маленьком тельце, девочка, полностью зависящая от моей способности заботиться о ней… И снова все мое существо ответило «да», соглашаясь принять малышку, помочь ей стать частью этой жизни.

Чтобы помочь ребенку сформировать самовосприятие и укрепить самооценку – помочь ему обрести самого себя, – необходимо быть с ним все годы, пока он растет и взрослеет. Появиться на свет ребенку помогает другое тело. Так и детское сознание зреет и распускается только при поддержке взрослого.

Когда появляется ребенок, многие новоиспеченные родители испытывают едва ли не шок. Из-за отсутствия опыта близость с новорожденным может возникнуть не сразу. Любовь приходит со временем и постепенно растет – в течение первых недель и месяцев. А бывает, что всепоглощающая любовь возникает моментально, с первого взгляда.

Возникает ли она вмиг или приходит постепенно, родительская любовь – основа формирования самовосприятия и самооценки ребенка. Отсутствие безоговорочной любви, возникающей между родителями и детьми, снижает самооценку ребенка. Именно любовь со стороны взрослых – ее стержневой элемент. Выросшие дети могут однажды сказать: «Я просто всегда это знал – мама и папа души во мне не чают, они любят меня». Если, испытав растерянность первых недель, вы начинаете с удовольствием возиться с ребенком, радуетесь общению с ним, тогда, по всей видимости, с самооценкой ребенка все будет в порядке.

Однако сама по себе любовь – не гарантия здоровой самооценки. Большинство детей растут в семьях с любящими родителями, но, несмотря на это, многие страдают от неуверенности в себе и низкой самооценки. Расти и взрослеть – не просто, и каждый ребенок время от времени сталкивается с разного рода трудностями. Дети нуждаются в безграничной любви, но не меньше они нуждаются в нашей помощи. Порой очень нуждаются! Быть родителем – очень сложная задача, и требует она от нас немало – одной лишь любви к ребенку недостаточно. В дополнение к любви необходимо здравомыслие и осознанность. Обычно любовь возникает сама по себе, а вот осознанность требует изрядной работы. Нашим детям нужно, чтобы мы осознавали их потребности и свое поведение по отношению к ним. В моей книге речь идет именно об этом.

Замысел книги

Родители не могут нести ответственность за развитие своих детей в одиночку. Забота о подрастающем поколении – в значительной степени задача общества. Кроме того, все дети с раннего возраста подвергаются влиянию культуры. И не только через родителей – носителей культурных ценностей своей страны, – но также и через детские сады и школы, общение с окружающими, организованный досуг, СМИ, участие в социальной жизни. Самооценка детей и подростков формируется в зависимости от того, как они принимаются и оцениваются обществом.

Рамками культуры ограничены и возможности по осуществлению родительских обязанностей. Хватает ли у нас времени на родительство, или работа отнимает все силы? Получают ли родители помощь и поддержку, в которой нуждаются? Благоприятна ли социальная обстановка для роста и развития ребенка? Но все же особая ответственность ложится непосредственно на нас – взрослых, ставших родителями. Мы должны удовлетворять базовые потребности ребенка так, чтобы в будущем он чувствовал себя уверенно в социальном взаимодействии и отношениях с другими людьми. Эта книга посвящена именно ответственности родителя, и даже шире – ответственности взрослого. Ведь на самооценку ребенка влияют не только родители. Бабушка или дедушка могут олицетворять саму надежность. Сосед, учитель или родители сверстника порой становятся очень значимы. Но для большинства детей мама и папа важнее всех.

Мы не будем подробно останавливаться на всех аспектах формирования самооценки – в частности, на роли общества, – не потому, что культура не имеет значения, а потому, что это была бы уже совсем другая книга. Кроме того, мы не будем фокусироваться на отношениях ребенка с другими детьми – сестрами, братьями и друзьями, поскольку в этой книге речь идет об ответственности взрослых. Но мы не станем забывать о том, что близость, общность и опыт взаимодействия в этих отношениях весьма значимы для формирования самооценки. А также о том, что учить общению с другими детьми – это часть ответственности взрослых.

Наша цель – сосредоточиться на том значении, которое попечение и забота самых близких людей имеют для формирования самооценки ребенка. Отношения родителей и детей – это и есть фундамент самооценки.

Страшновато? Большая ответственность? Разумеется. Но все это исполнено глубочайшего смысла, а кроме того подталкивает нас, взрослых, к развитию. Занимая осознанную и активную позицию по отношению к формированию самооценки своих детей, мы повышаем собственную самооценку. От этого выигрывают все. И мы не раз будем говорить об этом на страницах этой книги.

Именно это самое важное: занять осознанную позицию родителя. Интересоваться потребностями и нуждами ребенка, задумываться о том, что мы сообщаем детям своим поведением, заботиться об атмосфере в семье. Осознанное родительство (наряду с любовью) – это ключ к формированию у ребенка здоровой самооценки. В главе 2 я подробнее остановлюсь на том, что означает осознанное родительство. Там же пойдет речь о двух основных инструментах осознанного родительства, о которых мы будем говорить и во многих других главах. Вот эти инструменты:

• способность и желание к аффективной настройке;

• владение знаниями о круге безопасности.

Но прежде всего давайте разберемся, что такое самооценка.

Что такое самооценка?

Начнем с пары примеров.

Моей дочери Ханне было тогда пять лет. Она выдвинула ящик из секретера, который стоял у нас в гостиной. Это был битком набитый ящик, где хранилась всякая ерунда – скрепки, иностранные монеты, резинки, карандаши и другие мелочи. Ханна вытащила ящик и вытряхнула все его содержимое на диван. Я тут же представила себе, как буду все это убирать. Я пристально посмотрела на дочку и сказала (несколько страдальчески и раздраженно): «Ты чего это делаешь, Ханна?!» Ханна, вернув мне столь же пристальный взгляд, изучала меня пару секунд, после чего ответствовала: «Не морщи лоб, тормоз!»

Что эта коротенькая история может сказать нам о Ханне? Что она – невоспитанная грубиянка, которую надо поставить на место? Или же дочка поставила на место меня, поскольку я мешала ей реализовать ее нехитрый исследовательский проект («Дайте-ка я как следует изучу, что же все-таки скрывается в этом ящике…»)?

Я полагаю, что Ханна продемонстрировала здоровую самооценку. Она прислушалась к себе, чтобы понять, что она думает по поводу моего упрека. Хотя я просто задала вопрос, раздраженная и недовольная интонация продемонстрировала негативное отношение к действиям Ханны. Сама же Ханна считала, что все в порядке: ей просто надо было изучить содержимое ящика, к тому же она собиралась потом все убрать (ну, не исключено, ей бы немного с этим помогли, но…). Таким образом она заключила, что это мама нуждается в порицании. И Ханна решила сделать это своеобразным, несколько дерзким способом.

Такая интерпретация, разумеется, зависит от ситуации и существующих обстоятельств – и не в последнюю очередь от того, какие взаимоотношения были тогда у нас с Ханной. Если бы, скажем, пятилетняя дочь постоянно называла меня тормозом и другими плохими словами, если бы у нее вошло в привычку махать рукой на мое мнение и замечания, то, пожалуй, я иначе восприняла бы произошедшее. Однако в действительности передо мной был вежливый, приветливый, в целом примерный ребенок. Исходя из этого, я истолковала ее реплику как проявление здоровой самооценки: Ханна настояла на своем и осадила необоснованно раздраженную маму.

 

Вот еще один пример.

Десятилетний Ветле и еще несколько ребят стоят на школьном дворе и болтают. Разговор зашел об их однокласснике Якобе, с которым, по мнению многих, трудно сладить. Они говорят о том, что Якоб такой чувствительный, что у него чуть что – глаза на мокром месте и что он очень уж обидчивый. «Да на него посмотришь, а он сразу реветь начинает!» – говорит один из мальчиков и изображает плачущего Якоба. Остальные смеются и тоже начинают передразнивать Якоба. Ветле твердо заявляет: «Так, стоп! Над тем, кому плохо, не смеются. Если кто-то заплакал, успокой его – и все». Ребята притихают, разговор прекращается, и Ветле предлагает поиграть в футбол.

Ветле реагирует на злословие: он испытывает недовольство и действует исходя из этого. Ему хватает доверия к себе для того, чтобы серьезно отнестись к возникшему у него неприятному чувству и выразить свое отношение окружающим. А остальные прислушиваются к нему. Ветле утверждает свое место в жизни и ожидает отклика. Таким образом ему удается остановить травлю одноклассника.

В поведении Ханны и Ветле отражаются два процесса, характеризующие здоровую самооценку:

1. Здоровая самооценка – это умение слышать самого себя и принимать свои чувства.

2. Здоровая самооценка – это также и способность проявить свои чувства во взаимодействии с другими людьми.

Именно это и сделала Ханна – она прислушалась к себе, сочла, что мама хватила через край, и оттолкнулась от этого, чтобы говорить от своего имени. То же сделал и Ветле. Он основывался на собственных чувствах, чтобы высказаться, но в данном случае от лица другого. Стоит обратить внимание на то, что здоровая самооценка – это не только умение отстаивать себя, но и социальная активность, забота о других. Это не эгоизм, а убежденность в том, что ты вправе иметь потребности, и внимание к потребностям окружающих.

Понятие самооценки

Иметь здоровую самооценку – то есть принимать самого себя – значит понимать свои чувства и реакции и действовать исходя из этого понимания (в своих интересах или в интересах других). Это относится ко всем сторонам жизни, а не только к ситуациям, когда человек воспринимает что-либо негативно. Здоровая самооценка дает возможность понять и выразить широкий диапазон чувств и эмоций. Когда Ханна днем позже обнимала свою младшую сестренку, она практически во весь голос воскликнула: «Как же я тебя люблю, Тува!» И это тоже – свидетельство здоровой самооценки: Ханна прислушалась к своим ощущениям и ясно их выразила. И то, что Ветле уже в подростковом возрасте плачет и льнет к матери, потому что девушка решила с ним расстаться, также говорит о здоровой самооценке: Ветле расстроен, он это показывает и ищет утешения. Мы ощущаем свою целостность, когда позволяем чувствам выйти наружу – без притворства, не испытывая необходимости искажать их, чтобы защитить себя или ввести в заблуждение других. Здоровая самооценка позволяет чувствовать собственную ценность во взаимодействии с другими, и тогда мы смеем проявить себя, свои чувства – как позитивные, так и негативные.

Два уровня самооценки можно проиллюстрировать несложной схемой (рис.  1).

Применительно к детям речь идет о возникновении восприятия самого себя, а кроме того, о поддержке и помощи в проявлении себя, помощи в овладении языком для выражения своего внутреннего состояния. Всем детям нужна помощь в том, чтобы:

1. Познать свои чувства и потребности;

2. Научиться выражать себя во взаимодействии с другими людьми.

Вместе эти два элемента образуют самооценку. И развитие обоих уровней самооценки ребенка происходит во взаимодействии со взрослыми, которые о нем заботятся. Эта книга о том, что нужно маленькому человеку, и о том, что мы – взрослые – способны сделать, чтобы сформировать и укрепить самооценку ребенка. Возможность ребенка научиться чувствовать (1) и выражать (2) самого себя зависит от того, признаем ли мы его чувства и потребности, зависит от нашей реакции на его слова и действия.

Вам интересно, как я отреагировала на реплику Ханны «Не морщи лоб, тормоз!»? Я расхохоталась, то же самое сделала и Ханна. Мы смеялись до слез и несколько раз повторили ее слова. Младшая Тува, которой было десять месяцев и которая, собственно, не понимала, что произошло, от души смеялась вместе с нами. Позже вечером, уложив Туву, я зашла в гостиную. Ханна уже изучила содержимое ящика и аккуратно сложила все обратно. Я поблагодарила ее за то, что она меня одернула.

Если бы я отреагировала руганью или строго ее отчитала, самолюбие Ханны было бы уязвлено – во всяком случае, если бы она все время слышала ругань в ответ на попытки себя отстоять. Тогда она сочла бы, что высказывать свою позицию – наказуемо, а грубоватый юмор точно неуместен. Но мне кажется, эта ситуация способствовала повышению самооценки у нас обеих. Ханна приобрела положительный опыт отстаивания своих интересов, а я почувствовала себя хорошей матерью, которая помогает ребенку повысить самооценку.

Структура самооценки

Самооценка имеет сложную структуру. Здоровая самооценка не означает, что надо все время быть сильным и чего-то добиваться. Она вмещает широкий эмоциональный спектр, самые разные реакции. Поэтому правильнее характеризовать самооценку через систему переживаний и ощущений, многообразный набор мыслей, эмоций и поступков. Иметь здоровую самооценку – значит чувствовать собственную ценность вне зависимости от того, получается что-то или нет, а также уметь просить о помощи, когда в ней нуждаешься. Это касается вас, меня и всех нас.

Все люди многогранны, сложны и неоднозначны, и детям необходима поддержка в том, чтобы научиться вмещать в себе эту неоднозначность и противоречивость, а также терпимо относиться к противоречивости в других. Здоровая самооценка – это в каком-то смысле принятие всевозможных противоречий, многообразия состояний, эмоций, чувств, качеств и особенностей, потребностей, привычек, реакций и устремлений. Сегодня мы радуемся, а завтра нам взгрустнется, секунду назад мы были сильны, а в следующий момент от этого ощущения не останется и следа.

Когда мы сталкиваемся с трудностями, важно не то, какую стратегию мы используем, а какой арсенал имеется у нас в наличии. Порой мы должны послушаться, порой стоит подраться, порой лучше сбежать. Зачастую нам требуется хорошенько поразмыслить, а случается, мы должны склониться и попросить прощения. Здоровая самооценка включает в себя принятие многогранности жизни. Мы тем сильнее, чем полнее ее охватываем, чем с большей гибкостью ее используем.

Все ситуации и события, в которых ребенок познает различные стороны своей личности, имеют значение для формирования самооценки. Поэтому мы, взрослые, сталкиваясь с различными особенностями и качествами ребенка, должны относиться к ним со всем вниманием и заботой. Структура самооценки, или структура «Я», требует того, чтобы ребенок со временем развил способность воспринимать себя как «разного», но при этом чувствовал свою целостность.

Упрощения для самооценки всегда опасны. Например, если взрослые в первую очередь оценивают способности ребенка, таким образом сводя его ценность к достигнутым результатам. Это способно лишить ребенка радости жизни. В то же время было бы ошибкой не замечать естественное стремление детей к преодолению трудностей.

Есть ли разница между уверенностью в себе и самооценкой?

В последние годы стало принято различать самооценку и уверенность в себе. Самооценка определяется отношением человека с самим собой, в то время как уверенность в себе касается способностей, которыми ты обладаешь, уверенности в том, что ты можешь. Самооценка – это то, кто ты есть, а уверенность в себе – то, что ты можешь. Многие считают эту дифференциацию полезной, поскольку она помогает отделить важное от менее значимого. Различие между самооценкой и уверенностью в себе показывает, что индивидуальная ценность не зависит от достижений и самооценка должна формироваться на основе достоинства человека, а не его достижений.

Ребенку необходимо это осознать, поскольку это чрезвычайно важно. Я помню, какое сильное впечатление на меня произвел ответ мамы, когда в пятилетнем возрасте я спросила ее, за сколько она согласилась бы меня продать. Мама сказала: «Я не продала бы тебя даже за все деньги мира!» Я не успокаивалась: «А что, если бы тебе дали все деньги, все золото, бриллианты и драгоценности мира, тогда бы ты согласилась меня продать?» – «Нет, – ответила мама, – я не продала бы тебя ни за что, даже если бы могла получить взамен вообще все. Ты для меня совершенно незаменима, дружочек мой». Такое запоминается на всю жизнь. Быть ценнее, чем все драгоценности в мире, быть совершенно незаменимой. Таково положение вещей: дети незаменимы, они имеют для нас ни с чем не сравнимую ценность просто потому, что существуют, и им необходимо это знать.

Однако я считаю, что разделение самооценки и уверенности в себе способно помешать увидеть существенные особенности самооценки. Наши умения и таланты, на мой взгляд, важная составляющая самооценки: то, что ты можешь, – это часть того, кто ты есть. Дети «запрограммированы» на исследование окружающего мира и обладают чрезвычайной пытливостью и стремлением постигать новое. Ребенок гордится и радуется, когда ему удается научиться чему-то новому, когда он чувствует себя человеком, который что-то может.

На семейном торжестве четырехлетняя Анна вдруг восклицает: «Ой, тетя Лине, я совсем забыла тебе сказать, что научилась плавать без нарукавников!» Разумеется, для Анны, для ее самооценки важно, чтобы тетя Лине узнала то, что девочка рассказывает о себе, и приняла эту информацию как особенность личности Анны. «Правда? Как здорово, Анна! Ты действительно научилась плавать самостоятельно? Давай-ка расскажи, как это было!»

Здоровая самооценка формируется на основе подобных впечатлений. Чувство, что ты на что-то способен (в какой области – значения не имеет), – важный элемент, повышающий самооценку. Радость овладения навыком плавания и гордость, которую Анна испытала, поделившись своей радостью с другими, станут небольшим, но чудесным вкладом в развитие ее самооценки. Когда ты чувствуешь, что обладаешь умением, знаешь, что тебе нужно, и, не в последнюю очередь, привык верить в плоды собственных усилий – это свидетельствует о здоровой самооценке. Чтобы переживать маленькие и большие победы, требуется определенная доля мужества, а здоровая самооценка позволяет отважиться и использовать то, что получается, применить свои способности. Ребенку, который редко чувствует, что у него что-то получается, что он к чему-либо способен, тяжело будет побеждать. Вера в свои способности и усилия – это составляющая самооценки.

Прочтите эту коротенькую историю из реальной жизни и подумайте, как описанная ситуация может повлиять на самооценку ребенка.

Молодой отец и его шестилетний сын Оливер загружают вещи в машину. Они отправляются в отпуск. Мальчик предлагает разумное решение: как лучше расположить вещи в багажнике. После этого происходит следующий диалог:

Папа: «Здорово! Я думаю, ты у нас в семье самый сообразительный».

«Да», – улыбаясь, говорит Оливер.

Папа: «Но папа ведь тоже довольно умен».

Оливер: «Мне кажется, дедушка – умный».

Папа: «Ты так же умен, как твой дедушка?»

Оливер: «Да, я такой же умный».

«Да», – улыбаясь, говорит папа.

Затем разговор опять возвращается на круги своя, и папа с сыном продолжают загружать вещи.

Какой след оставит этот короткий диалог в душе Оливера? Я думаю, это будет теплое чувство от сопоставления с дедушкой, потому что сам папа в непринужденной манере это отметил. Оливер идентифицирует себя с дедушкиной сообразительностью, умом и таким образом обращается к этим качествам в самом себе. А то, что его отец имел неосторожность ранжировать членов семьи по сообразительности, остается почти незамеченным благодаря теплоте и открытости диалога.

Однако для нас, взрослых, существует опасность озаботиться одними лишь способностями ребенка, то есть замечать и оценивать достижения больше, чем качества маленького человека. И это вредит его самооценке, поскольку ограничивает свободу познания собственной ценности как таковой и мешает исследовать все многообразие жизни.

 

Возможно, именно поэтому возникла потребность различать самооценку и уверенность в себе. Мы привыкли уделять большое внимание способностям ребенка (а еще, пожалуй, вежливости и отзывчивости) и тем самым загоняли в рамки его человеческую ценность и ограничивали возможности развития системы элементов, укрепляющих самооценку. Благодаря знаниям об особенностях развития ребенка, полученным в течение последнего десятилетия, изменился и подход к воспитанию. Теперь нам известно: ребенок с самого рождения ориентирован на социальное взаимодействие, его самооценка зависит от того, как он принимается взрослыми, и мы стараемся относиться к детям с уважением и воспринимать их всерьез. Было также отмечено, что здоровая самооценка основывается вовсе не на достижениях ребенка. Основная задача воспитания в настоящее время – уже не получение сообразительных мальчиков и прилежных девочек.

Предыдущие поколения родителей стремились добиться от детей послушания, сейчас мы в большей степени занимаемся воспитанием в ребенке самодостаточности и чувства ответственности. Мы хотим, чтобы наши дети имели собственный подход к жизни, свое мнение о важных вещах, чтобы они жили своим умом, а не подчинялись авторитетам. В этом смысле разделение самооценки и уверенности в себе обоснованно, оно подчеркивает, что формирование здоровой самооценки зависит от признания личности ребенка во всей ее полноте.

В данной книге я, тем не менее, буду рассматривать уверенность в себе как составляющую самооценки. Обычная проблема низкой самооценки – недостаток веры в себя, в свою способность чего-то добиться. Здоровая самооценка предполагает веру в то, что «я – тот, кто может, и я не боюсь пытаться».

Теперь, когда мы получили представление о том, что такое здоровая самооценка (контакт с самим собой плюс мужество проявлять себя в общении с другими), мы можем вернуться к основе ее формирования: осознанному родительству и важнейшим инструментам его достижения.

рабочих листов самооценки для подростков | Therapist Aid

Исследования в области позитивной психологии показали, что люди, которые знают свои сильные стороны и используют их ежедневно, как правило, счастливее, имеют более высокую самооценку и с большей вероятностью достигают своих целей. Упражнения по выявлению сильных сторон используются, чтобы помочь людям определить свои сильные стороны и то, как они их используют. «Три хороших человека» — это упражнение на выявление сильных сторон для подростков и взрослых…

Когда человек признает и использует свои сильные стороны, он, как правило, становится счастливее и имеет более высокую самооценку. Для тех, кто изо всех сил пытается признать свои сильные стороны, выявление силы может быть эффективным методом лечения. Помогая клиентам научиться распознавать и использовать сильные стороны, которые у них уже есть, можно улучшить самочувствие…

Благодарность означает ценить хорошие вещи в вашей жизни, независимо от того, насколько они велики или малы. Если вы сделаете практику благодарности регулярной частью своего дня, это поможет вам стать счастливее, повысить самооценку и получить другие преимущества для здоровья. В рабочей таблице «Упражнения с благодарностью» перечислены пять упражнений, которые помогут клиентам начать практиковать благодарность…

Люди, которые знают свои сильные стороны и часто их используют, как правило, имеют более высокую самооценку, лучшее настроение и меньше подвержены стрессу. Научиться использовать сильные стороны может каждый. План использования сильных сторон представляет собой двухстраничный рабочий лист, предназначенный для того, чтобы помочь людям определить сильные стороны, которые они хотели бы использовать больше, и составить планы для этого. ..

Представьте себя в будущем, где все идет как надо. Вы достигли своих целей, и в результате вы стали лучше, насколько это возможно. Как бы выглядела ваша жизнь? Как бы вы провели время? Кто был бы рядом с тобой? Наилучшее самоупражнение — это поддерживаемое исследованиями вмешательство для улучшения настроения и повышения оптимизма, а также ряд других положительных результатов….

«Три хороших дела» — это классическое упражнение на благодарность, в котором участников просят записать три хороших момента. от их дня, будь то большой или маленький. Доказано, что регулярная практика благодарности увеличивает количество положительных эмоций и улучшает самочувствие. Рабочий лист «Журнал благодарности: три хороших дела» содержит три предложения благодарности в день в течение семи дней…

Исследования в области позитивной психологии показали, что умение использовать сильные стороны по-новому может улучшить самочувствие. Вмешательства, основанные на сильных сторонах, включают выявление сильных сторон, понимание того, как они используются, и изучение новых способов их применения. Используя рабочий лист «Исследование сильных сторон», ваши клиенты определят свои сильные стороны, а затем изучат свою роль в различных сферах жизни (отношения, профессиональная жизнь и личная реализация)…

позитивная психология. Цель журнала благодарности — привлечь больше внимания к положительному опыту, что улучшит самочувствие. Рабочий лист журнала благодарности начинается с одностраничного информационного листа, за которым следуют несколько страниц для практики ведения дневника…

Этот рабочий лист был вдохновлен позитивной психологией, но также содержит элементы нарративной и арт-терапии. Во время этого занятия вы попросите своих клиентов написать историю жизни в трех частях: прошлое, настоящее и будущее. В позитивной психологии истории жизни используются, чтобы помочь клиентам развить чувство смысла, которое, как было установлено, способствует удовлетворению…

У каждого из наших клиентов был уникальный опыт, который формирует их личность. Когнитивно-поведенческие терапевты утверждают, что на основе этого жизненного опыта у людей формируются основные убеждения. Основные убеждения — это мысли человека, которые определяют, как он интерпретирует свой опыт. Например, если у кого-то есть основное убеждение, что «Мир — это плохое место», он будет верить, что у добрых людей есть скрытые мотивы (кто-то, кто добр без причины, просто не соответствует их мировоззрению).

Страница: 1 2

Далее

Прошлый опыт может предсказать самооценку девочек-подростков, чувство принадлежности

Институт передовых наук и технологий Бекмана

Кредит: общественное достояние CC0

Хлопают шкафчики. Рюкзаки висят на плечах. Ботинки шлепают, когда студенты собираются и смыкаются в ряды, одинокие шаги ускоряются, замедляются и падают в ногу. Потребность в принадлежности следует за отчетливым звуковым ландшафтом в школьных коридорах.

«Мы все чувствуем потребность вписаться в общество, но подростки чувствуют эту потребность сильнее, чем большинство», — говорит Хейли Скимба, докторант, изучающий клиническую психологию в Иллинойском университете Урбана-Шампейн. «Чего мы не понимаем, так это того, почему некоторые подростки чувствуют это сильнее, чем другие».

Исследование под руководством Скаймбы и Карен Рудольф, профессора психологии и исследователя Института передовых наук и технологий Бекмана, одним из первых продемонстрировало, что прошлый опыт травли, отсутствия друзей и других форм социальной изоляции напрямую влияет на как девочки-подростки воспринимают свою самооценку и принадлежность. Изучение этой связи является важным шагом для разработки программ вмешательства для улучшения психического здоровья подростков.

Сам мозг частично виноват в том, что подростковый возраст, как известно, напряжен: миндалевидное тело, влияющее на реакцию «бей или беги», становится более активной в подростковом возрасте, усиливая эмоциональные переживания подростков. В то же время подростки начинают отдавать предпочтение принятию друзей и одноклассников семейным отношениям.

Девочки-подростки жаждут социальной принадлежности с настойчивостью, не имеющей себе равных ни в одной другой возрастной группе, включая пожилых людей и маленьких детей, говорят исследователи.

«Для некоторых девочек потребность принадлежать становится движущей силой в их отношениях, увеличивая их восприимчивость к психическим расстройствам, таким как тревога и депрессия, и, потенциально, их уязвимость к давлению сверстников», — сказал Рудольф.

Чтобы лучше понять, как ранний опыт девочек-подростков со сверстниками может повлиять на их чувствительность к межличностному давлению в подростковом возрасте, исследователи разработали исследование для наблюдения за тенденциями в когорте из 89 девочек, средний возраст которых составляет 16 лет. Их результаты сообщаются в Журнал исследований подросткового возраста .

Участники начали с оценки того, насколько сильно они идентифицировали себя с утверждениями, описывающими их потребность в принадлежности (например, «Я хочу, чтобы другие люди принимали меня») и одобрении (например, «Когда я нравлюсь другим детям, я чувствую себя лучше») . Они также сообщали о воспринимаемом ими уровне самооценки, социальной принадлежности и социального контроля.

Затем они сыграли в Cyberball, виртуальную игру с подбрасыванием мяча, предназначенную для безопасной имитации исключения ровесников. Управляя рукой на экране, каждому участнику предлагалось сыграть в совместную игру в мяч с запрограммированными на компьютере аватарами, которыми якобы управляли другие участники в другой комнате. В первом раунде мяч подбрасывали одинаковое количество раз; во втором туре их постепенно исключали из игры. Через 15 и 35 минут после игры в метание мяча участники записывали уровни самооценки, социальной принадлежности и социального контроля, которые они испытывали во время игры.

На заключительном этапе исследования интервьюеры задокументировали жизненные и недавние истории несчастных случаев со сверстниками участников, которые сторонние кодировщики преобразовали в числовые рейтинги.

«Мы хотели измерить общие межличностные потребности девочек-подростков, а также то, как эти потребности могут быть поставлены под угрозу перед лицом реального стрессора в реальном времени», — сказал Скаймба, имея в виду Cyberball. «Затем мы могли бы сравнить их с информацией от кодеров, чтобы найти закономерности, связывающие прошлое с настоящим».

Обнаруженные закономерности показали, что межличностные потребности девочек-подростков действительно являются продуктом прошлого опыта. Таким образом, знание истории сверстников девочек-подростков может привести к более осознанному пониманию того, как развивать их потребности в межличностном общении.

«Это исследование имеет неоценимое значение для наших усилий определить, кто является наиболее уязвимым, и определить, когда и где возникает эта уязвимость», — сказал Рудольф.

Хронический и недавний опыт общения со сверстниками привел к уникальным результатам. Примечательно, что девочки, недавно пережившие невзгоды со стороны сверстников, сообщали о повышенной потребности в одобрении сверстников, даже если на протяжении всей жизни не было невзгод. И наоборот, в игре «Кибербол» девочки-подростки, которые на протяжении всей жизни сталкивались с невзгодами со сверстниками, сообщали о более устойчивых угрозах своим потребностям в принадлежности, чем девочки без них.

«Хотя мы не можем предотвратить возникновение негативного опыта со сверстниками, мы, безусловно, можем использовать эту информацию, чтобы улучшить реакцию подростков на него», — сказал Скаймба. «Мы можем поощрять подростков к самоуважению внутри себя, и мы можем вооружить их механизмами преодоления трудностей, необходимыми им для создания прочной основы благополучия».

Исследование Рудольфа и Скаймбы в Лаборатории семейных исследований UIUC использует технологии функциональной нейровизуализации, или фМРТ, в Центре биомедицинской визуализации Института Бекмана для отслеживания того, как мозг подростков реагирует как на стрессовые, так и на полезные социальные переживания. Они заметили, что у жертв хронических издевательств стрессовые переживания вызывают большую активацию областей мозга, участвующих в обработке важных событий и социальной информации; Поощрение опыта вызвало большую активацию в областях мозга, связанных с восприятием перспективы и вознаграждением.

«Это исследование показывает, что жертвы издевательств очень настроены на то, чтобы быть частью социальной группы. Им особенно больно быть исключенными и особенно полезными, чтобы принадлежать», — сказал Рудольф.

В качестве следующего шага исследователи надеются разработать программу вмешательства, которая поможет подросткам справляться с сильными эмоциями. По словам исследователей, внушение подросткам уверенности в себе является важным, но часто игнорируемым первым шагом.

«В обществе существует мнение, что подростковый возраст — это эмоциональное время, и мало что можно сделать, чтобы облегчить его; мы надеемся бросить вызов этому восприятию», — сказал Рудольф. «Мы не учим подростков не испытывать негативных эмоций, мы просто учим их тому, что эмоции не должны брать верх над их жизнью», — сказал Рудольф.

Наука не отрицает, что быть подростком тяжело, как и Рудольф и Скаймба. Их исследования помогают написать новую концовку старой поговорке.

Дополнительная информация: Хейли В. Скимба и др., Бедствия сверстников предсказывают межличностные потребности девочек-подростков, Journal of Research on Adolescence (2022). DOI: 10.1111/jora.12741

Информация журнала: Журнал исследований подросткового возраста

Предоставлено Институт передовых наук и технологий Бекмана

Цитата : Наука о самооценке: прошлый опыт может предсказать самооценку и чувство принадлежности девочек-подростков (11 января 2023 г.) получено 1 апреля 2023 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *