Самооценка подростка: 2.5. Самооценка подростка как фактор личностного развития

Самооценка подростка: 2.5. Самооценка подростка как фактор личностного развития

Самооценка подростка: повысить нельзя понизить

Как пережить трудные времена: ежедневные советы Psy

36 вопросов, чтобы (снова) влюбиться

«Противно находиться рядом с мужем — все время думаю о его возможных изменах»

Несмотря на то что место родителей в этот период занимают новые авторитеты, их поддержка крайне необходима подростку. Совместно с психологом, автором серии книг «Ленивая мама» Анной Быковой разберемся, как родители могут помочь ребенку сформировать здоровую, адекватную самооценку.

Самооценка подростка

Как только ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность (примерно в возрасте двух-трех лет), у него появляется чувство «Я», формируется знание о себе, например: «Я Миша, я мальчик». Вместе с этим появляется вопрос: «А какой я?»

Восприятие ребенком себя: «Я хороший. Я умный. Я любимый» или «Я плохой. Я вредный. Я всем мешаю» — зависит от того, какую оценку окружающих он слышит. В подростковом возрасте происходит смещение фокуса внешней оценки. Если в дошкольном возрасте на самооценку преимущественно влияют родители, в младшем школьном возрасте — учителя, то в подростковом возрасте ответ на вопрос «А какой я?» ищут у сверстников.

Авторитет родителей падает, и их возможность влиять на самооценку ниже, чем была раньше

Если сверстники признают его красивым, веселым, умным, его самооценка растет. Если реакция сверстников негативная или вовсе отсутствует (никто не замечает ребенка), самооценка ползет вниз.

Авторитет родителей падает, и их возможность влиять на самооценку ниже, чем была раньше. Сколько бы мама ни убеждала дочь, что она красивая, сомнения в привлекательности у девочки все равно остаются, если ни один мальчик в школе не обращает на нее внимания. Но это не значит, что не нужно пытаться помогать ребенку.

Что делать родителям

1. Не усугублять и не критиковать. Подросток и без того не уверен в собственной привлекательности, а если сомнения подтвердят родители, то самооценка упадет окончательно. Нельзя критиковать даже из благих побуждений: «Какая красивая у тебя подружка. Зато ты у меня умная. Зря ты с ней все время проводишь. Она с такой внешностью замуж быстро выскочит. Ей, может, учеба и не к чему, а тебе в университет поступать. Ты, дочка, лучше учись». Что при этом слышит девочка? Только то, что она некрасивая.

2. Помогать ребенку почувствовать себя красивым. В подростковом возрасте значимость внешности возрастает. Родители могут предложить пойти к стилисту, подобрать прическу, одежду, привести в порядок зубы и кожу. Бывает, что мальчики сильно переживают из-за высыпаний на коже, но стесняются сказать о своей проблеме. А родители уверены, что все в порядке, что их сын выше того, чтобы переживать из-за таких «пустяков». Пристального внимания этому уделять не стоит, но предложить вместе сходить к косметологу — идея хорошая.

3. Поддерживать подростка. Не забывать хвалить, а если повода для похвалы пока нет, можно выдавать кредит доверия: «Я вижу твой потенциал. Я знаю, что ты способный. Я в тебя верю». Особенно важна поддержка родителя того же пола. Только папа или другой авторитетный для мальчика мужчина может дать совет, как общаться с девушками или вести себя в «стае».

Родитель должен транслировать две важные идеи: «Я классный» и «Ты тоже классный. Даже чуть-чуть лучше меня»

4. Обращать внимание на свою самооценку. Ребенок часто идентифицирует себя с родителями, поэтому взрослый должен транслировать две важные идеи: «Я классный» и «Ты тоже классный. Даже чуть-чуть лучше меня».

5. Создавать возможности для новых знакомств: кружки, секции, лагерь отдыха, путешествия. Попадая в новый коллектив, ребенок может по-новому раскрыться. Люди увидят другую его сторону, а он посмотрит на себя их глазами. Бывает так, что в школе у ребенка не сложились отношения с одноклассниками, он ни с кем не общается. Но при этом в театральном кружке все в восторге от его таланта и чувства юмора. Чем шире круг общения, тем больше разных граней личности раскрывается и тем объемнее становится представление о себе.

При этом надо научить его разбираться в людях. Когда подростки меняют круг общения, самооценка может измениться не в лучшую сторону: например, из заниженной или адекватной — в завышенную.

Неадекватно завышенная самооценка — следствие сильной внутренней уязвимости

На первый взгляд может показаться, что чем выше самооценка, тем лучше. Но у неадекватно завышенной самооценки могут быть негативные последствия. Такому подростку бывает сложно устанавливать дружеские связи. Другим рядом с ним некомфортно, они чувствуют себя неполноценными и стремятся избежать общения.

Корректировать такую самооценку, как ни странно, можно так же, как завышенную, ведь «корона» — следствие сильной внутренней уязвимости. Из страха, что другие сочтут его никчемным, ребенку хочется непременно стать круче, проявить себя самым лучшим образом, доказать всем свою замечательность. При здоровой самооценке такой потребности обычно не возникает. Формирование здоровой самооценки — процесс небыстрый и достаточно трудоемкий, и важно, чтобы пройти этот путь ребенку помог уверенный в себе и неравнодушный взрослый.

Об авторе

Анна Быкова – психолог, автор серии книг «Ленивая мама». Подробнее на сайте.

Текст:Яна ВерзунИсточник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

Вспышка кори в России: почему это произошло — ответ врача

Ты как ребенок: почему взрослый ведет себя по-детски?

«Я не могу найти работу, натыкаюсь на мошенников. Деньги меня не любят?»

Каким бывает страх и как его преодолеть: 6 простых советов

Дьявол — в деталях: как с точностью до 80% определить, что вам лгут

Детские воспоминания: чему они могут научить?

«Из-за чувства неловкости бесконтрольно улыбаюсь всем подряд. Как это остановить?»

«После рождения ребенка воспринимаю свекровь как врага. Как изменить свое отношение?»

Самооценка подростка

Самооценка подростка
Подросток — Личностное развитие

Самооценка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков (Психологический словарь, 1983).
Несмотря на имеющиеся многочисленные исследования самооценки в детском возрасте, некоторые исследователи склонны считать ее новообразованием подросткового периода. Они утверждают, что самооценка является довольно поздним образованием и начало ее реального действия нередко датируется лишь подростковым возрастом.
Исследователи единодушны в описаниях особенностей самооценки детей этого возраста, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем

подростковом возрасте.
С. Л. Рубинштейн, характеризуя процесс развития самосознания у подростков, проводит его через ряд ступеней — от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценке.

В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт — к характеру в целом. С этим связаны осознание — иногда преувеличенное — своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне (Рубинштейн С. Л., 1989).
Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому) в структуре отношений личности самооценке принадлежит особое место.

Адекватность самооценки

Многие исследователи отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте. Р. Берне объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств.

Половые различия.
В некоторых исследованиях обнаружено, что нет значимых различий между девочками и мальчиками в способности адекватного самооценивания.
Однако способность адекватного оценивания других у девочек выше, что объясняется их большим интересом к другим людям. Но следует заметить, что перенос знаний об окружающих на свое Я у девочек не превышает, а может быть, несколько отстает от аналогичной способности у подростков-юношей.
Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.

Завышенная самооценка — неадекватное завышение в оценивании себя субъектом. Заниженная самооценка — неадекватное недооценивание себя субъектом. Психологическая устойчивость — устойчивость личности к воздействиям социальной среды, в том числе к воздействиям субъектов межличностного взаимодействия.

В. Кваде, В. П. Трусов представили данные об индикаторах различных типов самооценки подростков. Так, адекватную самооценку, по их мнению, предсказывает достоверно сильная ориентация подростка на будущую профессию и высокая учительская оценка выполнения норм морального поведения.
Завышенную самооценку вызывает у подростка низкая оценка его поведения сверстниками, заниженную же самооценку — низкая психологическая устойчивость (Кваде В., Трусов В. П., 1980).

Динамика самооценки.

Наиболее очевидны изменения в

содержательной стороне самооценки
подростков. Это объясняется тем, что именно в этот период, достаточно краткий по своей продолжительности, наблюдается резкий переход от фрагментарного и недостаточно четкого видения себя к относительно полной, всеобъемлющей Я-концепции. Так, количество качеств, которые осознает в себе старший подросток, в два раза больше, чем у младших школьников. Старшеклассники при оценке себя уже способны охватить почти все стороны собственной личности — их самооценка становится все более обобщенной. Кроме того, совершенствуются также и их суждения относительно своих недостатков.
Суждения подростков о себе передают светлый фон их настроения, ощущение радости бытия. Подростки раскрывают себя в категориях, отражающих их учебную деятельность, любимые занятия, интересы, увлечения. Они ориентированы на идеальную самооценку, но разрыв между их реальной и идеальной самооценкой для многих из них не является травмирующим.
В различных исследованиях подмечено, что в содержании самооценки подростков превалируют основные моральные черты — доброта, честность, справедливость. Довольно высокий уровень самокритичности подростков позволяет им признавать в себе много отрицательных качеств и осознавать необходимость от них избавиться.

Пограничные расстройства — инициальные (начальные) формы психических аномалий, при которых нет патологической деформации личности.
«Пограничное сознание» — изменения сознания, связанные с пограничными расстройствами психики.
Амбивалентность — внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к чему-либо, характеризующееся одновременным принятием и отвержением.

Так, наиболее значимыми и хорошо осознаваемыми качествами своего » Я?» для юноши-старшеклассника выступают коммуникативные, волевые и интеллектуальные качества, что позволяет рассматривать их как основания ценностного отношения подростка к себе. В таком случае познание себя, формирование самооценки, самоуважения осуществляется у него прежде всего под влиянием тех людей из круга ближайшего общения, которые понимаются им как носители именно этих качеств, развитых на эталонном уровне.
Содержание самооценок девочек касается в большей степени осознания и оценки их взаимоотношений с другими людьми.
Динамика оценочных суждений от подросткового возраста к юношескому состоит в том, что оценочные суждения подростков, определяемые ожидаемой оценкой со стороны сверстников, направлены в первую очередь на нахождение ответа на вопрос, каков он среди других, насколько он похож на них.
У юношей оценочные суждения, определяемые собственным идеалом, направлены на нахождение ответа на вопрос, каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от них и насколько он близок к своему идеалу.
Позже самооценочные суждения молодых людей определяются уже синтезом различных видов оценок окружающих, результатами деятельности и направлены на поиск своей значимости для других и для самого себя.

Физический облик и самооценка

Необходимость реконструкции телесного образа Я, построение мужской или женской «родовой» идентичности и постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности являются одними из основных задач периода пубертатного развития.
Этими задачами во многом и определяется развитие Я-концепции подростков, и в частности их самооценка.

В этот возрастной период другой человек начинает занимать в жизни подростка совершенно особое место. С этим связана специфика восприятия подростками физического облика других людей. И уже посредством восприятия и понимания другого подросток приходит к пониманию себя. При этом сохраняется та же последовательность, что и в познании качеств другого, т. е. вначале выделяются чисто внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с выполнением каких-либо видов деятельности, и наконец личностные качества, более скрытые свойства внутреннего мира.

Мнение ученых
Поданным В. Н. Кунициной, в образе воспринимаемого человека любого возраста главными для подростка являются физические особенности, элементы облика, затем одежда и прическа и выразительное поведение.
С возрастом увеличиваются объем и адекватность оцениваемых признаков; расширяется круг используемых категорий и понятий; снижается категоричность суждений и появляется большая гибкость и разносторонность; в физическом облике другого человека, его одежде, прическе начинают отмечаться признаки, отражающие характер, своеобразие, индивидуальность, неповторимость.


Восприятие подростком других людей может быть обусловлено как объективными, так и субъективными факторами: характером эмоционального отношения к воспринимаемому человеку, степенью развития познавательных способностей подростка, его умственным развитием, эмоционально-психическим состоянием и прошлым опытом. Установка воспринимать других людей определенным образом может быть обусловлена также индивидуальными особенностями подростка, влиянием на него группового мнения и сложившихся в обществе стереотипов (Куницина В. Н., 1968).
Экспериментально доказано, что восприятие физического облика другого человека в сознании подростка затем переносится и на восприятие подростком самого себя. Так, именно в этот возрастной период, когда происходят важнейшие преобразования в организме, когда внешний облик подростка и его физические черты начинают сильно волновать подростка, тогда соответствие физического развития ребенка стандартам, принятым в группе его сверстников, становится определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе.

Осознание особенностей своей внешности также влияет на формирование у подростка многих важных качеств личности (например, уверенности в себе, жизнерадостности, замкнутости, индивидуализма).
Половые различия.
Начиная с подросткового возраста общая самооценка у девочек существенно ниже, чем у мальчиков, и эта тенденция напрямую связана с самооценкой внешности.
В ряде исследований было обнаружено, что Я-концепция девушек сильнее коррелирует с оценкой привлекательности своего тела, чем с оценкой его эффективности. У юношей, наоборот, ведущим критерием самооценки является эффективность тела.
Эта зависимость во многом объясняется социально-ролевыми функциями мужчин и женщин. Но вместе с тем необходимо принимать в расчет и механизмы социального подкрепления, производные от бытующих стереотипов, которые поддерживаются и средствами массовой информации.

Характер самооценки и качества личности

Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный ее уровень способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Обнаруживается также определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и личный статус.
Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.
Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.
Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.
Данные многочисленных исследований показывают, что подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие — что депрессивный аффект проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку.
Известно, что начиная примерно с 8 лет дети активно проявляют способность к оценке своей успешности в разных областях. Наиболее значимыми из них оказались пять: школьная успеваемость, внешность, физические способности, поведение и социальное принятие. Однако в подростковом возрасте школьная успеваемость и поведение становятся важны для оценки родителей, а три другие — для сверстников.
Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.
Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям.
Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

Эмансипация самооценки

Одной из основных особенностей, характеризующих самооценку подростков, является все более углубляющаяся эмансипация их самооценки, т. е. стремление подростков формировать свою самооценку независимо от оценок других людей. Не оспаривая это положение, все-таки следует признать, что человек всегда находится в различного рода социальных взаимодействиях и ему невозможно избежать определенной зависимости от оценки ближайшего окружения.
Развитие самооценки в процессе общения
Неоднократно доказанная теория «зеркального Я» Ч.Кули о позитивном отношении значимых других как одной из основных детерминант уровня самооценки справедлива и для самооценки подростков.

Среди четырех источников социальной поддержки: родители, учителя, одноклассники, близкие друзья — родительская поддержка и отношение одноклассников наиболее полно влияют на самооценку подростка.

Влияние родителей на самооценку подростка.

Результаты многочисленных исследований подросткового периода, представленных как отечественной, так и зарубежной литературой, показывают заметное снижение влияния родителей и повышения влияния сверстников как референтной группы на самооценку подростков.
Специфическим новообразованием подросткового возраста является способность к рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной позиции по отношению к родительской оценке. Смысл этой отстройки состоит в том, что родительская точка зрения начинает восприниматься лишь как некоторая возможная точка зрения на «себя».
Специфическим новообразованием подросткового возраста является способность к рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной позиции по отношению к родительской оценке.
Однако при всем этом нельзя сказать, что у подростков происходит отчуждение от родителей. На вопрос, где они чувствуют наибольшую защищенность, ответ «в семье» встречается почти так же часто, как и ответ «среди друзей».
Опираясь на выводы исследований Розенберга, Куперсмита и Бахмана, направленных на установление зависимости между формированием Я-кон-цепции и взаимодействием внутри семьи, Гекас исследовал степень влияния, контроля и поддержки со стороны родителей на самооценку подростков. И в результате исследователь сделал вывод, что оба эти фактора, как общее выражение заинтересованности родителей в ребенке, положительно влияют на его самооценку. Данное предположение полностью подтверждается и практикой (Берне Р.).
Другие исследования выявили при этом, что поддержка семьи и принятие ребенка и его устремлений родителями в наибольшей степени влияют на уровень его общей самооценки, а школьные успехи и некоторые факторы, связанные с учителями (например, когнитивно-эмоциональное принятие учителем подростка), значимы лишь для самооценки способностей.
В исследованиях также отмечается, что теплое, внимательное отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки подростков. Жесткое, негативное отношение родителей имеет обратное действие: такие дети, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессия и грубость, а также высокий уровень тревожности.
Кроме непосредственного влияния родительской оценки и их эмоционального отношения к ребенку, большое значение на формирование самоотношения имеет стиль общения в семье.
Так, два выделенных вида стиля общения, «симметричный» и «асимметричный», различным образом влияют на самооценку подростков.

Симметричный стиль предполагает общение членов семьи, основанное на партнерских началах. Такое общение способствует формированию у ребенка системы собственных критериев самооценивания, поскольку самоуважение подростка поддерживается не только уважительным отношением родителей, но также оценкой эффективности его деятельности. В дальнейшем это является фактором, способствующим эмансипации самооценки подростка.
Асимметричный же стиль общения в семье предполагает ограничение участия ребенка в подготовке и принятии решений, что ведет в дальнейшем к формированию у него неблагоприятного самоотношения и образа Я.
Таким образом, рассматривая процесс формирования самосознания и самооценки как результат усвоения молодым человеком определенного жизненного опыта, мы видим, что влияние семьи и родительского отношения на формирование самооценки подростков имеет не меньшую значимость, чем в более младших возрастных группах. При этом необходимо отметить, что формирование самоотношения подростка определяется не столько реальной родительской оценкой и отношением, сколько тем, как подросток субъективно отражает и переживает родительское отношение и свое место в семье, т. е. ожидаемой оценкой.

Взаимосвязь самооценки с социально-психологическим статусом.

Социально-психологический статус — понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы.
Социальная перцепция — область социально-психологических исследований, в которой изучаются процессы и механизмы восприятия и оценки людьми различных социальных объектов, событий, других людей.
Низкий статус — «незаметная» роль субъекта в межличностных отношениях; личность не имеет влияния или оказывает незначительное влияние на динамику отношений в группе.
Высокий статус — значимое положение в группе и активное влияние на динамику отношений в группе.
Известная тенденция подростков к группированию и своеобразная, зачастую жесткая, внутригрупповая статусная дифференциация, присущая не только неформальным группам, но и школьному классу, делает необходимым рассмотреть взаимосвязь самооценки подростка с его социально-психологическим статусом. Данные ряда исследований отечественных психологов показывают на наличие этой взаимосвязи, которая прежде всего положительно коррелирует с уровневой характеристикой самооценки подростков.
Я. Л. Коломинский (1976) установил ряд интересных закономерностей социальной перцепции у подростков:

  1. тенденция к завышенной самооценке социометрического статуса у низкостатусных учащихся и к заниженной у высокостатусных;
  2. эгоцентрическая нивелировка — тенденция приписывать другим членам группы статус либо равный своему, либо более низкий;
  3. ретроспективная оптимизация — тенденция более благоприятно оценивать свой статус в прежних группах.

Последующие исследования в этой области подтверждают влияние особенностей самооценки подростка на его социально-психологический статус в классе: чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его положительный социометрический статус. И далее, чем выше самооценка и чем выше уровень притязаний, тем ниже положительный социометрический статус или выше отрицательный статус, в зависимости от поведенческих особенностей человека, проявляющихся по отношению к группе: склонные к рациональному конформизму попадают в группу «пренебрегаемых», склонные к нонконформизму попадают в группу «отвергаемых».
Причину подобной зависимости некоторые авторы находят в росте критичности подростков к себе. При этом они указывают на то, что неправильное осознание подростком своего положения в коллективе нередко является одной из главных причин возникновения конфликтных ситуаций.
Отклонение в адекватности осознания подростком своего положения в коллективе, как в сторону переоценки, так и в сторону недооценки, может привести к нежелательным результатам. Если, например, ученик переоценивает свое положение, то он, как правило, отрицательно относится к товарищам, проявляя пренебрежение, недооценка же приводит к возникновению неуверенности, отчужденности у подростка.

Самооценка и педагогическая оценка

Представляет также интерес вопрос влияния педагогической оценки на самооценку подростков.
В отечественной психологии этот вопрос был всесторонне исследован Б. Г. Ананьевым, который выделил две основные функции педагогической оценки: ориентирующую (воздействие на интеллектуальную сферу) и стимулирующую (воздействие на аффективно-волевую сферу личности). Сочетание этих функций формирует знание ребенка о самом себе и переживание им собственных качеств, т. е. самосознание и самооценку.
Оценочное воздействие воспитателя влияет также на складывающиеся взаимоотношения детей в классе, их взаимооценку, выражающуюся, например, в популярности и репутации каждого отдельного ученика .
Исследование Э. Л. Носенко было направлено на выявление механизмов связи самооценки подростка и успешности его обучения.
Исследователь не ограничилась общим тезисом о влиянии самооценки на снижение эффективности деятельности подростка с низкой самооценкой за счет меньшей его уверенности в своих силах. Автор предположила, что в основе механизма влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности ребенка лежат эмоциональные переживания, сопровождающие деятельность подростка.
Результаты исследований показали, что уровень самооценки подростков существенно влияет как на качественные показатели эффективности интеллектуальной деятельности, так и на время ее выполнения, если в ситуации присутствуют эмоциональные факторы (например, стресс неуспеха, повышенная ответственность за качество деятельности и др. ).
У подростков с низкой самооценкой показатели качества деятельности в эмоциогенных ситуациях ниже на статистически значимом уровне, чем у подростков с высокой самооценкой, а время выполнения деятельности больше. Эту тенденцию автор объясняет худшей адаптацией подростков с низкой самооценкой к эмоциогенным ситуациям, что и приводит к возникновению эмоциональной напряженности, отрицательно сказывающейся на качественных характеристиках времени выполнения деятельности .

Источник: Реан А.А. «Психология человека от рождения до смерти»

Подростковая самооценка

Публикация ACT для Молодежного центра передового опыта

PDF

Является ли подростковый возраст временем заниженной самооценки? Многие подростки, их учителя, их родители и другие люди думают так, и многие взрослые вспоминают подростковый возраст как время все более повышенного самоконтроля и сильно колеблющейся самооценки. Но ответ не совсем ясен, так как самооценка — субъективное состояние, и поэтому ее очень трудно измерить. Самоуважение относится к тому, насколько человек любит (уважает) себя. Некоторые модели поведения наводят на мысль о высокой или низкой самооценке; например, человек с высокой самооценкой вряд ли попытается совершить самоубийство. Однако некоторые люди, чьи таланты и достижения, кажется, дают им все основания любить себя, не любят себя. Подростки имеют разный уровень самооценки, на которую, по-видимому, влияют такие факторы, как пол, этническая принадлежность и социальный класс. Это также может варьироваться в зависимости от человека — у подростка могут быть разные уровни самооценки в разных областях, таких как социальная, школьная, легкая атлетика, внешний вид и общее поведение и действия.

Удовлетворенность своим внешним видом является важным компонентом самооценки, и девочки-подростки больше недовольны своим внешним видом, чем мальчики (Harter, 1990, 1999).

Исследования показали, что от одной трети до половины подростков борются с низкой самооценкой, особенно в раннем подростковом возрасте (Harter, 1990; Hirsch & DuBois, 1991). Результаты низкой самооценки могут быть временными, но в серьезных случаях могут привести к различным проблемам, включая депрессию, нервную анорексию, правонарушения, самоповреждения и даже самоубийство. Самоуважение связано с успеваемостью в школе и преступностью. Подростки с низкой самооценкой чаще плохо учатся в школе, беременеют или оплодотворяют партнера. Но важно иметь в виду, что причинно-следственная связь неясна; то есть исследователи не уверены, вызывает ли низкая самооценка молодежь проблемного поведения или наоборот. Члены банды, например, сообщают, что их самооценка выше среднего.

В то время как самооценка подростков может колебаться, примерно начиная с восьмого класса, исследования показали, что самооценка остается относительно стабильной. Люди с высокой самооценкой в ​​детстве, скорее всего, будут подростками с высокой самооценкой. Многие исследования показали, что в среднем и позднем подростковом возрасте и в раннем взрослом возрасте самооценка стабилизируется или даже повышается (Savin-Williams & Demo, 1983; Harter, 1990). Самое надежное обобщение относительно подростков и самооценки заключается в том, что некоторые, но не все подростки испытывают низкую самооценку, и что для некоторых, но не для всех, кто ее испытывает, низкая самооценка связана с серьезными проблемами.

Пол и самооценка

Исследования, проведенные в целом ряде западных стран, показали, что у девочек-подростков в среднем ниже чувство собственного достоинства, чем у мальчиков-подростков (Baumeister, 1993; Pipher, 1994). Для американцев подростковый возраст резко увеличивает акцент на физической привлекательности молодых женщин, многие из которых чувствуют, что им этого не хватает. На самооценку мальчиков могут влиять противоречивые социальные сообщения — с одной стороны, они должны казаться сильными, а с другой — эмоционально экспрессивными (Поллак, 19 лет).98).

Этническая принадлежность, социальный класс и самооценка

В целом подростки из среднего и высшего классов имеют более высокую самооценку, чем менее обеспеченные подростки. Это несоответствие увеличивается в старшем подростковом возрасте. Одно из распространенных объяснений состоит в том, что у молодежи с более высоким социально-экономическим статусом больше ресурсов. Например, учащиеся с более высоким социально-экономическим статусом обычно посещают более качественные школы и/или лучше успевают в школе. Кроме того, если молодежь с более высоким социально-экономическим статусом испытывает индивидуальные трудности или особые потребности в школе, их родители чаще имеют ресурсы для оказания помощи. Таким образом, ресурсы могут как увеличить индивидуальные навыки, так и облегчить трудности, которые в противном случае снизили бы самооценку.

Исследователи только недавно начали систематически изучать взаимосвязь между этнической принадлежностью и самооценкой подростков. Большая часть этого исследования была сосредоточена на афроамериканских подростках. Хотя первоначальные исследования предполагали, что у афроамериканских детей низкая самооценка, текущие исследования показывают, что самооценка афроамериканских подростков сравнима, если не выше, с самооценкой сверстников этнического большинства (Harter, 1990). Например, белые девочки в настоящее время кажутся наиболее уязвимыми к падению самооценки в подростковом возрасте по сравнению с любой другой группой (Хартер, 19 лет).99). Исследования афроамериканских девочек показывают, что они, как правило, не подвержены таким же уязвимостям, потому что они не испытывают такого же ухудшения образа тела, как их белые сверстницы. Другими словами, несмотря на столкновения с расизмом и предрассудками, многие афроамериканцы не испытывают падения самооценки в подростковом возрасте.

Повышение самооценки подростков

Программы, разработанные в 1960-х годах для повышения самооценки подростков, в первую очередь были направлены на то, чтобы люди чувствовали себя хорошо в целом. Напротив, текущие программы сосредоточены на конкретных аспектах самооценки. Для тех, кто заинтересован в повышении самооценки подростков, что представляется возможным сделать, приведенные ниже предложения были подтверждены недавними исследованиями. Однако никто не должен работать над повышением самооценки подростков с целью снижения проблемного поведения. Это не оказалось эффективной стратегией.

  • Определите основные факторы, вызывающие низкую самооценку, и одновременно определите области компетентности, важные для подростка.
  • Сосредоточьтесь на источниках эмоциональной поддержки и социального одобрения, существующих в подростковом мире.
  • Повышайте самооценку, подчеркивая достижение определенных навыков и целей, а также поощряя инициативу.
  • Поддерживайте совладание с трудными ситуациями и попытки их преодолеть, а не избегать их (Хартер, 19 лет).90, 1999; Ларсон, 2000).

Главный момент, который следует помнить о повышении самооценки, заключается в том, что говорить кому-то о высокой самооценке не поможет. Подростки будут чувствовать себя лучше, если они добьются успеха в областях, которые им небезразличны, и будут хвалиться за этот успех людьми, которых они уважают. Отношения с родителями и отношения со сверстниками являются двумя важными источниками социальной поддержки, которые способствуют повышению самооценки подростков (Harter, 1990; Savin-Williams & Demo, 19). 83). Другой подход заключается в том, чтобы повысить оценку подростками областей, в которых они успешны, уменьшая влияние разочарования в других областях.

Ссылки

  • Баумайстер, РФ (ред.), (1993). Самоуважение: загадка низкой самооценки. Нью-Йорк: Пленум.
  • Хартер, С. (1999). Построение себя. Нью-Йорк: Гилфорд.
  • Хартер, С. (1990). Идентичность и саморазвитие. В С. Фельдман и Г. Эллиотт (ред.), На пороге: развивающийся подросток (стр. 352-387). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
  • Хирш, Б., и Дюбуа, Д. (1991). Самооценка в раннем подростковом возрасте: выявление и прогнозирование контрастных продольных траекторий. Журнал молодежи и подростков, 20, 53-72.
  • Ларсон, Р. В. (2000). К психологии позитивного развития молодежи. Американский психолог, 55 (1), 170-183.
  • Пайфер, М. (1994). Возрождение Офелии: спасение девочек-подростков. Нью-Йорк: Баллантайн.
  • Поллак, В. (1998). Настоящие мальчики: спасаем наших сыновей от мифов о детстве. Нью-Йорк: Генри Холт.
  • Савин-Уильямс, Р. и Демо, Д. (1983). Ситуационные и переходные детерминанты самочувствия подростков. Журнал личности и социальной психологии 44, 824-833.

Низкая самооценка у подростков: каковы основные причины?

Источник: Photographeeeu/canstockphoto

В соавторстве с Уильямом Каприолой

Давайте рассмотрим два подростковых сценария.

Во-первых, Саша:

Саша родился беспокойным. Она всегда была застенчивым, чувствительным ребенком с большим беспокойством. К счастью, у нее были поддерживающие члены семьи, друзья и учителя, которые мягко вытолкнули ее из зоны комфорта.

Но несколько лет назад семейная жизнь Саши резко пошла наперекосяк. Ее родители начали регулярно ссориться, сначала за закрытыми дверями, но вскоре и на глазах у детей. В этой напряженной обстановке природная чувствительность и беспокойство Саши заставляли ее думать, что она как-то виновата во всех спорах.

Сейчас 12-летняя Саша так долго подвергалась этому семейному конфликту, что это подорвало ее самооценку. Она пошла в среднюю школу, где познакомилась со многими новыми детьми, но у нее были проблемы с налаживанием дружеских отношений, поскольку она постоянно не задавалась вопросом, как другие воспринимают и ценят ее, и, что наиболее важно, что она может сделать, чтобы сохранить их дружбу.

Саша постоянно переживает, что сделала или сказала что-то, что вызовет неприязнь к ней у друзей. Тем не менее, Саша невероятно симпатичен! Она очень веселый, чуткий человек. Тем не менее, она боится общаться с другими детьми, потому что думает, что они никогда не захотят дружить с ней.

Теперь давайте посмотрим на Тайлера:

В свои 15 лет Тайлер отлично учится и заядлый футболист. У него также есть СДВГ. Тайлер всегда хорошо учился, так как его СДВГ проявляется в основном импульсивностью, а не невнимательностью. Но в социальном плане Тайлеру иногда трудно удержаться от того, чтобы перебивать других или воздерживаться от комментариев, которые могут показаться бесчувственными или легкомысленными.

Обеспокоенная тем, что такое поведение может повлиять на его отношения, мама Тайлера недавно спросила его, вызвала ли его импульсивность проблемы с друзьями. Сначала Тайлер отрицал, что это проблема. Но на самом деле была закономерность. Его сболтнутые комментарии часто приводили к обидам и даже ссорам. Это продолжалось годами, что привело к ссоре между Тайлером и некоторыми из его ближайших друзей. Со временем его друзья стали менее терпимыми, более открыто критиковали его и перестали приглашать на свидания.

Тайлер, наконец, делится со своей мамой, что он потрясен ущербом, нанесенным его дружбе. Конфликт заставил его чувствовать себя виноватым, пристыженным и часто отвергнутым некоторыми из его любимых людей. Его мама замечает, что он стал просить меньше играть на футбольных матчах, а учителя сообщают, что Тайлер стал намного тише в классе. Он редко приглашает своих друзей на свидания, хотя Тайлер всегда был страстным студентом-спортсменом и общительной бабочкой.

Понимание самооценки

Самоуважение лежит в основе историй Саши и Тайлера, и чтобы помочь им, нам нужно понять, как самооценка влияет на наше мышление. Самооценка — это общее мнение человека о себе: как он воспринимает свои способности и ценность, свою уверенность в себе и свое чувство безопасности.

Люди по-разному переживают низкую самооценку. Например, не все с заниженной самооценкой чрезмерно самокритичны, но как бы это ни проявлялось, заниженная самооценка встречается довольно часто. Даже самые успешные люди, в том числе знаменитости и спортсмены, часто борются с «очагами» неуверенности в себе в определенных сферах своей жизни.

Причины низкой самооценки

Мы проверим Тайлера и Сашу позже, а пока давайте отвлечемся от этих двух случаев и рассмотрим некоторые причины низкой самооценки у ребенка или подростка:

  • Хроническое насилие и критика: Нам всем нужны сочувствие, сочувствие и поддержка.
  • Неблагоприятные детские переживания (ACEs): ACEs — это события, происходящие в процессе развития ребенка, которые могут быть травмирующими, например пренебрежение, наблюдение за насилием, смерть члена семьи или тюремное заключение близкого человека.
  • Социальное давление и ожидания: Мы все постоянно сталкиваемся с успехами друзей и семьи в социальных сетях, известными знаменитостями и сильно отредактированными фотографиями людей в СМИ и рекламе. Трудно устоять перед сравнением и ощущением того, что ты недостаточно хорош. Необоснованные и недостижимые ожидания общества наносят ущерб самооценке.
  • Атаки на идентичность: Оскорбительные сообщения о маргинализированных людях могут поколебать гордость молодых людей за фундаментальную часть их идентичности, такую ​​как их культура, раса, сексуальность, пол или социально-экономический класс. С аналогичными проблемами сталкиваются люди с хроническими заболеваниями, физическими недостатками, расстройствами обучения или психическими заболеваниями.

Последствия низкой самооценки

Мы видели, как низкая самооценка Саши мешала ей строить здоровые отношения, и как Тайлер стал гораздо более замкнутым из-за своей низкой самооценки. Как еще это может повлиять на молодого человека? Молодые люди с низкой самооценкой могут:

  • Демонстрировать меньшую уверенность и избегать здоровых рисков, таких как прослушивание для участия в школьном спектакле
  • Борьба за принятие важных решений, таких как выбор классов или принятие лидерства в клубе
  • Им трудно сказать «нет» под давлением сверстников, например, когда их заставляют употреблять вещества или садиться за руль в нетрезвом виде
  • Им трудно принять здоровую конфронтацию и самозащиту, когда им нужно противостоять хулигану или отстаивать свои ценности
  • Склонны страдать от беспокойства, депрессии, одиночества или зависимости в более позднем возрасте

Как помочь молодым людям повысить самооценку

Один из величайших даров, который мы можем передать детям, — это вера в то, что они имеют внутреннюю ценность и достойны любви такими, какие они есть.

Помогая молодым людям развивать здоровую самооценку, мы поддерживаем их внутреннюю силу и уверенность в себе и помогаем им учиться на своих ошибках. Чем младше мы начинаем помогать, тем лучше, но никогда не поздно начать повышать самооценку молодого человека. Заботливые взрослые могут:

  • Проявлять к детям безусловную любовь, поддержку и похвалу. Даже когда дети терпят неудачу или плохо себя ведут, мы можем проявить сочувствие, когда вместе разбираемся в ситуации.
  • Помогите детям оказать положительное влияние на жизнь другого человека. Это можно сделать, работая волонтером в школе или обществе, помогая младшим братьям и сестрам или помогая родителям по дому.
  • Помогите молодым людям усовершенствовать свои любимые навыки и занятия. Уверенность и компетентность идут рука об руку, и когда дети гордятся своими способностями, они также более позитивно относятся к себе.
  • Помогите молодым людям развить реалистичное и позитивное представление о себе, точно размышляя о своих сильных и слабых сторонах. Обязательно делайте это без осуждения. Независимо от возраста, мы больше всего растем, когда рассматриваем неудачи как возможность узнать о себе.
  • Дайте молодым людям возможность взять на себя ответственность за свои действия. Это включает в себя возможность извиниться, когда они сталкиваются с конфликтом.
  • Выявление и устранение негативных моделей мышления , которые часто преувеличены и искажены и подрывают самооценку.
  • Помогите молодым людям гордиться своей уникальной индивидуальностью и своими отличиями. К ним относятся сексуальность, пол, раса, этническая принадлежность и семейные расстановки.
  • Моделируйте позитивное поведение. Покажите ребенку, как вы проявляете сострадание к себе и не скрываете от ребенка свои неудачи.

Заключительное слово

Хорошая новость заключается в том, что существует множество способов помочь нашим молодым людям повысить свою самооценку. Посмотрим, как сложились дела у Саши и Тайлера.

Саше потребовалось три шага и немного времени:

  1. Хорошо зная свою дочь, Сашин папа заметил ее замкнутое поведение и начал нежные разговоры о том, что ее беспокоит. Саша открылась, признавшись, что чувствует себя виноватой из-за проблем в семье. Ее неоднократно уверяли, что конфликты произошли не по ее вине.
  2. Родители Саши обратились к педиатру первичного звена с просьбой помочь запланировать клиническое обследование. Обследование показало, что у Саши генерализованное тревожное расстройство и застенчивый, заторможенный темперамент.
  3. По рекомендации эксперта Саша начал индивидуальную и семейную терапию. Ее родители также начали семейную терапию. Семья думала о лекарствах от генерализованной тревожности Саши, но решила, что в данный момент они не нужны.

За несколько месяцев самооценка Саши сильно выросла. Она общалась с друзьями с меньшим беспокойством, и, что наиболее важно, она испытывала меньше вины, связанной с ее семейной жизнью.

В случае с Тайлером его мама поняла, что нужно что-то делать. Они провели несколько совместных встреч с его психофармакологом и разработали следующий план:

  • Стимулирующие препараты Тайлера были скорректированы, а дозировка увеличена. Психофармаколог также назначил второй препарат Тенекс (гуанфацин), который помогает снизить импульсивность, не влияя на внимательность.
  • Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) была начата, чтобы работать над изменением мыслей Тайлера и тренировать мышление, прежде чем действовать. Он стал менее вспыльчивым и стал более внимательно относиться к последствиям своего поведения.
  • Поскольку его импульсивность была заметна и дома, мама Тайлера проводила семейные собрания, на которых присутствовал его брат, чтобы помочь ему изучить поведенческие стратегии и навыки.
  • Мама Тайлера инициировала ОСНОВНУЮ оценку его особых условий в школе. Это привело к изменению его места в школе, назначению встреч со школьным психологом и получению конструктивных отзывов от школьного персонала о его импульсивном поведении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *