Самооценка личности и уровень притязаний: Самооценка и уровень притязаний — Психологос

Самооценка личности и уровень притязаний: Самооценка и уровень притязаний — Психологос

Содержание

что это такое в психологии и чем характеризуется

Постановка целей – важная задача для любого человека, т. к. позволяет получать желаемое, а также всё необходимое для существования. Нужно реально оценивать свои силы, чтобы выбирать достаточный уровень притязаний. Когда возможности соответствуют желаниям, происходит более быстрое развитие личности по всем направлениям. Ниже будут рассмотрены особенности этих процессов.

Содержание

Уровень притязаний: что это такое в психологии

В XX в. сформировалось понятие социальной психологии, чему способствовал специалист Курт Левин. При его участии были определены термины: групповая динамика, игровые ситуации, уровень притязаний (УП) и прочие. Последний из них будет рассмотрен ниже. Его ввела сотрудница К. Левина – Т. Дембо.

В чём проявляется уровень притязаний

На определение цели, формирование уровня вероятных притязаний оказывает влияние ряд субъективных переживаний, в частности, речь идет о восприятии успехов и неудач. При этом рассматривается не результат, а способность человека его адекватно воспринимать. Часто наблюдается отказ от дальнейших достижений ввиду неудачи. Положительные сдвиги на пути к цели придают уверенности, человек продолжает делать шаги к получению желаемого.

Основные понятия теории Курта Левина:

  • опыт получают благодаря прошлым достижениям, на основании этого формируется оценка собственных возможностей и способность ставить новые цели;
  • когда получают результат, соотносят ожидания с реальностью, при этом есть 3 варианта: итог превосходит предположения о том, каким он будет, соответствует им или намного уступает;
  • на основании перечисленных процессов появляется реакция человека: может возникнуть разочарование и отказ достигать новых целей, а также вдохновение и устремление, готовность к новым свершениям.

Результат достижения цели не всегда однозначный. Например, те, кто снискал успех, могут испытывать кратковременную радость или неудовлетворение из-за того, что цель после получения желаемого кажется мелкой, тут же ставятся более сложные задачи. Другие же (если ничего не вышло), наоборот, иногда испытывают азарт из-за потребности достичь другой, более высокой цели.

Уровень возможных притязаний определяется тем, насколько сложные задачи ставятся. При этом также проявляется и величина амбиций. Но не всегда последняя определяется способностями человека. Несоответствие величины притязаний и цели является причиной отсутствия опыта из-за отсутствия такой необходимости (например, если человек долго жил за чужой счет или не имел возможности принимать решения – за него это делали другие).

Если человек ранее жил в достатке, не имея нужды самостоятельно обеспечивать себя, то привыкает считать нормой высокие цели при минимальных личных возможностях, способностях. Когда он оказывается в других условиях, сформировавшаяся привычка не позволяет ставить реальные задачи, а завышенные ожидания приводят к разочарованиям. Не следует также считать уровень возможных притязаний равным величине способностей. Это разные понятия.

Психологические функции уровня притязаний личности

Уровень притязаний – необычайно важное понятие для становления личности. Это обусловлено тем, что благодаря ему поддерживается самооценка на должном уровне. Вместе с тем притязания не должны быть слишком высокими, иначе придётся постоянно испытывать разочарование от несбывшихся ожиданий. Это негативно скажется на самооценке. Может показаться, что противоположные тенденции образуют конфликт. Однако именно благодаря противоречиям уровень притязаний выполняет 2 важные функции:

  • позволяет приспособиться к любым условиям окружающей среды, которые постоянно меняются;
  • защищает человека от нанесения вреда самооценке, когда ожидания не оправдались.

Конфликт между тенденциями одновременно позволяет поднять притязания, но вместе с тем и умеренно снижает их, чтобы можно было избежать неудачи, разочарования. Это значит, что для сохранения самооценки нужно найти баланс между меняющимися условиями.

Классификация уровня притязаний

Личность представляет собой сложную структуру с иерархией мотивов, целей. При определении уровня возможных притязаний оценивается склонность к амбициям, их соответствие способностям. Это позволяет задать композицию, рисунок конкретных потребностей, желаний. Причем структура любого уровня притязаний состоит из 2 составляющих: реальная и идеальная цель. В первом случае принимается во внимание жизненная ситуация, а во втором – в основу ложатся максимальные устремления, что, в случае успеха, позволит достичь наивысшего результата.

Уровень возможных притязаний может быть следующих двух типов:

  • частный;
  • общий.

Изначально они отличаются условиями, при которых задается цель. Соответственно, результат тоже будет отличаться.

Частный (ситуативный) УП

К этой группе относятся цели, которые задаются в определённой области. Например, человек стремится достичь успеха в спорте, музыке. Частным называют также уровень притязаний в тех случаях, когда прикладываются усилия, чтобы занять своё место в обществе. Относительно глобальных целей, устремления носят исключительно частный характер, т. к. касаются только одного человека.

Общий (личностный) УП

Задачи, которые определяет человек, могут касаться многих областей. Они не носят узкий характер, а потому не такие точные как частные. Примером служат притязания в области достижения нравственных, интеллектуальных качеств. При этом они могут касаться одновременно многих сфер жизнедеятельности.

Виды уровней притязания личности в психологии

Потребности и желания формируются под влиянием разных факторов. Прежде всего, учитывают уровень притязаний, что позволяет расширить или, наоборот, сузить возможности до определенной границы. Существует целый комплекс факторов, оказывающих влияние на результат в обоих случаях. Чтобы понять, к чему может привести тот или иной сценарий, следует разобраться, какие существуют разновидности уровней притязаний. Вот основные из них:

  • завышенный;
  • адекватный;
  • низкий.

В каждом случае цели, которые ставит перед собой человек, будут иметь разную величину, степень сложности достижения.

Завышенный (высокий) уровень притязаний

Чем выше требования к окружающему миру, ожидания, связанные с ним, потребности и желания, тем сложнее человеку адаптироваться в разных условиях. Он будет испытывать разочарование, сталкиваться с неудачами, какой бы ни была цель, т. к. сложно добиться реализации идеально составленного плана без малейших его изменений.

В отличие от высокого уровня притязаний, слегка завышенный позволяет поддерживать стремление к совершенству, но при этом не будет создавать условия для разочарования. Такая позиция создаёт условия для появления азарта, способствующего достижению более высоких целей, нежели те, что строятся только на основе личных возможностей. Человек часто не подозревает о том, какими качествами обладает. Завышенный уровень притязаний позволяет раскрыть потенциал характера.

Но есть риск разочарования, если человек неверно настраивает себя, ожидает только успеха. Это постепенно приближает его к нереалистичному уровню притязаний, когда есть убеждение в победе при отсутствии каких-либо предпосылок к тому.

Адекватный уровень притязаний

Когда человек задаёт цель, учитывая собственные возможности, это не позволяет ему сильно разочаровываться. В большинстве случаев при адекватном уровне притязаний достигают успеха, т. к. этому способствует наличие возможностей, необходимых для выполнения тех или иных действий, чтобы получить желаемое. С другой стороны, такой вариант не позволяет развиваться, достигать больших высот, т. к. человек не выходит за рамки своих способностей, а действует исключительно в их пределах.

Низкий (заниженный) уровень притязаний

Если потребности минимальные, человек всегда ставит мелкие цели перед собой. Они не выходят за рамки возможностей, поэтому не способствуют развитию, а чаще всего лишь удовлетворяют насущные потребности. Низкий уровень притязаний часто и вовсе останавливает человека от совершения того или иного действия. Это свойственно людям с низкой самооценкой, комплексом неполноценности, различными фобиями. Признаки низкого уровня притязаний: выбор мелких целей, отказ от очевидных великолепных возможностей, которые бы помогли раскрыть таланты.

Завышенный

0%

Адекватный

0%

Низкий

0%

Проголосовало: 0

Связь самооценки и УП

Постановка целей, определение своих потребностей и желаний часто идёт параллельно с оценкой себя, как личности, и своих качеств. Важно помнить, что отмечается лишь косвенная связь между понятиями. Не всегда высокая самооценка определяет соответствующий уровень притязаний, т. к. оказывают влияние и прочие факторы. Причём взаимодействие между этими понятиями довольно сложное, нельзя ожидать прямого следствия при понижении самооценки или её повышении.

Влияние завышенной самооценки

Часто у таких людей формируется высокий уровень притязаний, причем он граничит с неадекватным. Человек не может правильно дать оценку качествам характера. Лишь небольшой процент людей правильно задаёт цель, не рискуя сильно разочароваться результатом.

Влияние низкой самооценки

Когда у человека наблюдаются все признаки комплекса неполноценности, не стоит ожидать, что он достигнет вершин успеха. Но под влиянием окружающих уровень притязаний может быть достаточно повышен для постановки правильной цели. Без сторонней помощи такой человек будет постоянно выбирать места «на задворках» жизни, полагая, что ничего другого не заслужил. Один из характерных признаков такого состояния – низкая решимость или её полное отсутствие.

Уровень притязаний — показатель самооценки. Как повысить самооценку?

Возрастные особенности формирования уровня притязаний личности

Важную роль уровень притязаний играет в процессе становления личности. Причем на разных этапах развития человека есть свои особенности.

В детском возрасте

Учитывая тесную связь с формированием самооценки, отмечают ряд факторов, которые влияют на уровень притязаний ребёнка:

  • результат деятельности;
  • соотношение успехов и неудач;
  • оценка действий ребёнка окружающими (преимущественно близкими людьми).

В возрасте 2-3 лет уже формируется уровень притязаний. Причем ребёнок оценивает свои действия, успехи в точности так, как это делает взрослый в отношении его. Это значит, что близкие формируют уровень притязаний у детей на данном этапе развития.

В подростковом возрасте

Усиливается стремление к самовоспитанию, мнение близких уже не первично. Формируется самосознание, что позволяет совершать попытки оценивать свои качества без сторонней помощи. Но подсознательно подросток все ещё учитывает мнение взрослых. Если притязания не соответствуют ему, это способствует повышению чувствительности, появлению более острой реакции.

В юношеском возрасте

В 15-16 лет появляются представления о будущей профессии, формируются более реальные цели в разных сферах жизни. Притязания личности позволяют определять и сроки их достижения. В юношеском возрасте часто формируются завышенные представления о своих возможностях. Это обусловлено тем, что мнение окружающих нивелируется, становится первичной собственная оценка.

Примеры реальных и завышенных притязаний

Важно понимать, как проявляется нормальное и искажённое восприятие своих возможностей.

Завышенные притязания:

  • молодой человек без образования пытается устроиться в крупную фирму на солидную должность, не имея также опыта;
  • девушка, не имеющая образования, невоспитанная и с низким уровнем интеллекта ждёт принца.

Адекватные притязания:

  • при поиске работы человек оценивает свои качества, соотносит их с требованиями работодателя;
  • парень-работяга выбирает для себя девушку среди более простых.

Исследование и методика оценки уровня притязаний

Есть ряд самодиагностик, позволяющих определить уровень своих притязаний:

  • опросник В. Грабчевского;
  • метод Шварцландера.

Интересен второй из них. В этом случае проводят 4 эксперимента по одному принципу – расставляют плюсики. Играет роль скорость выполнения задания, что позволяет оценить предположительное и реальное количество проставленных символов. После проведения тестов определяют общий бал, на основании чего – уровень возможных притязаний. Если этого недостаточно, можно обратиться к психологу, он также поможет оценить величину амбиций.

КАК ПОДНЯТЬ САМООЦЕНКУ. 4 Шага к высокой самооценке

Как привести в норму уровень притязаний

Важно поработать со своей самооценкой. Это позволит адекватно оценивать возможности, качества характера. Для повышения или нормализации самооценки можно использовать методики, тренинги для самостоятельной проработки. Более эффективный способ – посещение психолога.

А как считаете вы, к какому уровню притязаний стоит стремиться? Поделитесь вашим мнением в комментариях.

Уровень притязаний при самооценке, предвосхищение успеха или неудачи


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации


Самооценка тесно связана с еще одним психологическим признаком — уровнем притязаний личности. Уровень притязаний является желаемым уровнем самооценки личности. Уровнем притязаний психологи называют уровень образа «я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. Самооценка и уровень притязаний в конкретной профессии определяют право человека заявить о себе в ее рамках. Поэтому в одной и той же бригаде кто-то становится лидером, ведущим всех за собой, а кто-то простым исполнителем, не претендующим на многое.

Психологи определили, что каждый устанавливает свой уровень притязаний где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Но может случиться, что


кто-то претендует на большее, чем он способен. Тогда говорят о завышенном уровне притязаний. Такие люди берутся за выполнение дел, которые им не под силу, обещают то, что никогда не выполнят. Их поведение как бы подчиняется принципу: «Упасть с коня, так с доброго». При неадекватно завышенном уровне притязаний суждения подростков, например, выражаются категорично, ориентируясь преимущественно на личный опыт как ведущий источник сведений об окружающей действительности, а мнения сверстников, учителей, старших ими встречаются «в штыки». Нежелание таких учащихся совместно с окружающими искать оптимальный вариант решения проблемы вызывает многочисленные конфликты и обиды.

Возможен и обратный вариант. У человека уровень притязаний неоправданно снижен, он избегает любых сколько-нибудь трудных дел, боится взять на себя ответственность, думая, что не сможет справиться, что это ему не по плечу. Таким людям очень трудно правильно оценить свои силы и возможности, трудно добиться удачи в деятельности.
Пассивность и нерешительность в выборе профессии создают сложную ситуацию. Иногда бывает, что решение уже найдено, но в силу индивидуальных особенностей или сложившейся самооценки, низкого уровня притязаний они не считают себя вправе принимать какие-либо ответственные решения вообще. Они избегают самого процесса принятия решения или стремятся полностью снять с себя ответственность за сделанный выбор.

Бывает, что такие люди поступают наиболее правильно: они приходят за советом к психологу-консультанту, который поможет им поверить в себя; он обратит их внимание на те случаи, когда они смогут проявить наблюдательность, почувствовать высокую социальную значимость и в результате дать себе правильные и дальновидные оценки.

Стремление к повышению самооценки может реализовываться двумя способами. С одной стороны, он может стремиться повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой стороны, можно снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе — соответственно снижается.

Уровень притязаний личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно.

Поведение людей, стремящихся к достижению успеха и избеганию неудачи, существенно различается. Люди, мотивированные на успех, обычно, ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых однозначно расценивается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха, активно включаясь в профессиональную деятельность, выбирая соответствующие средства и действия, с тем чтобы кратчайшим путем достигнуть своей цели.

Противоположную позицию занимают люди, мотивированные на избегание неудачи. Их цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы не допустить промаха, избежать неудачи. Для таких людей характерны неуверенность в себе, неверие в возможность добиться успеха, боязнь критики. Любая работа, и особенно такая, которая чревата возможностью неудачи, у них вызывает отрицательные эмоциональные переживания. Соответственно, они не испытывают удовольствия от деятельности, тяготятся ею и избегают ее.

В результате они обычно оказываются не победителями, а побежденными. Поэтому нередко таких людей называют «неудачниками».

Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но прежде всего учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Однако в целом для людей характерно некоторое завышение своих способностей, приписывание себе уникальности, непохожести на других. Так, опрос взрослых людей показал, что большинство считают себя более умными, чем средний человек. Каждый водитель говорит, что он аккуратнее и осторожнее, чем остальные. Женщины ободряют себя тем, что они красивее большинства своих знакомых. Дети думают, что они проживут долmiе средней продолжительности жизни и т. д. В то же время следует задать себе вопрос, что если все имеют показатели выше среднего, то у кого же тогда средние показатели и у кого низкие.

Исследование уровня притязаний личности не только со стороны их действенности, но и по содержанию позволяет лучше понять, почему человек выбирает ту или иную профессию, и в результате помочь ему осуществить правильный выбор. Большое влияние на достижение успеха оказывает также представление человека о присущих ему способностях, необходимых для решаемой задачи. Установлено, что люди, имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи в деятельности меньше переживают, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо.

http://www.zloysoft.ru

Каталог: sites -> default -> files -> images
files -> Пояснительная записка Настоящая программа является программой вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19. 00. 01. «Общая психология, психология личности, история психологии»
files -> 1. Предмет философии и структура философского знани
files -> Міністерство освіти і науки України Державний заклад „Луганський національний університет імені Тараса Шевченка”
files -> 12 грудня 2014 р. ІV всеукраїнська науково-практична конференція “Андріївські читання”
files -> Методичні рекомендації для проведення виховних заходів в загальноосвітніх навчальних закладах
files -> Перечень вопросов, по которым участники образовательного процесса (дети, родители, педагоги) могут получить консультации
files -> Что такое агрессивность?
files -> А.

Зайцев Научный редактор А. Реан Редакторы М. Шахтарина, И. Лунина, В. Попов Художник обложки В. Шимкевич Корректоры Л. Комарова, Г. Якушева Оригинал-макет


Скачать 34.92 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:
Обзор исследований

показывает, что самооценка имеет долгосрочные преимущества

  • Мелисса Блуин
  • 15 апреля 2022 г.
Новости Обзор исследовательской литературы показывает, что высокая самооценка имеет долгосрочные психологические преимущества и отличается от негативных последствий нарциссизма. (Гетти изображения)

В последние годы самооценка потеряла популярность в научной литературе и в популярных средствах массовой информации как важный фактор жизненных результатов. Но новый крупный обзор исследований, проведенный психологами из Калифорнийского университета в Дэвисе и Бернского университета, показывает, что высокая самооценка может иметь положительное влияние во многих сферах жизни людей.

Профессор психологии Ричард В. Робинс и бывший научный сотрудник с докторской степенью Ульрих Орт, ныне профессор Бернского университета, недавно сообщили о своих выводах в журнале American Psychologist, ведущем журнале Американской психологической ассоциации

Узнайте больше о передовых исследованиях

 

«Это исследование показывает то, во что уже верит большинство людей — самооценка имеет значение», — сказал Робинс.

Чтобы понять, какое влияние самооценка может оказывать на работу, учебу, отношения и состояние здоровья людей, исследователи проанализировали результаты сотен лонгитюдных исследований, в которых были даны ответы на вопросы о долгосрочных последствиях, например: -оцените, как правило, более успешными в своей карьере? Их результаты показывают, что люди с высокой самооценкой, как правило, более успешны в школе и на работе, имеют лучшие социальные отношения, лучшее психическое и физическое здоровье и менее антиобщественное поведение.

И эти преимущества сохраняются от подросткового возраста до зрелого возраста и до старости.

Влияние самооценки с течением времени

Долгосрочные результаты определяются многими психологическими и социальными факторами, поэтому самооценка — это лишь одна часть головоломки, которая может объяснить, почему люди добиваются большего или меньшего успеха в определенных сферах жизни. Тем не менее, наличие или отсутствие одного этого фактора может иметь большое влияние на всю жизнь.

«Даже небольшие эффекты могут накапливаться в течение длительного периода времени», — сказал Робинс. «Глядя на год жизни человека, может быть небольшая польза в том, чтобы чувствовать себя хорошо. Но если вы посмотрите на следующие 30 лет и подумаете, как эта выгода накапливается по мере того, как люди переходят от одной стадии жизни к другой, эти совокупные выгоды могут быть довольно значительными».

Высокая самооценка отличается от нарциссизма

Робинс, которая десятилетиями изучала самооценку, считает этот обзор противоречием часто повторяемому утверждению, что высокая самооценка опасна. Как показывает исследовательская литература, которую изучили Робинс и Орт, самооценка отличается от нарциссизма. В то время как самооценка относится к чувствам самопринятия и самоуважения, нарциссизм характеризуется чувством превосходства, грандиозности, права и эгоизма. Этот обзор исследований показывает, что высокая самооценка и нарциссизм могут иметь противоположные последствия для жизненных результатов. Высокая самооценка предсказывает лучшие социальные отношения, тогда как нарциссизм предсказывает трудности в отношениях. Тем не менее, многие психологи и неспециалисты назвали преимущества самооценки мифом и предположили, что у нее может быть даже «темная сторона», — сказал Робинс.

Несмотря на сомнения в важности самооценки, Робинс сказал, что их обзор большого количества исследований самооценки показывает, что это имеет значение, и, следовательно, вмешательства, направленные на повышение самооценки, могут принести пользу отдельным людям и обществу в целом.

«Есть несколько психологических характеристик, которые были изучены больше, чем самооценка», — сказал он.

Ресурсы для СМИ

Читать газету 

Контакты для СМИ:

  • Ричард Робинс, психология, [email protected]
  • Мелисса Блуин, отдел новостей и связей со СМИ, 530-564-2698, [email protected]

Основная категория

Любопытство

Дополнительные категории

Здоровье человека и животных

Метки

Психология личность Самооценка Колледж литературы и науки

Самооценка вашего ребенка (для родителей)

Иногда легко заметить, когда дети чувствуют себя хорошо, а когда нет. Мы часто описываем идею хорошего самочувствия как «самоуважение».

Дети с чувством собственного достоинства:

  • чувствуют себя любимыми и принятыми
  • чувствовать себя уверенно
  • гордятся тем, что они могут сделать
  • думать о себе хорошо
  • верить в себя

Дети с низкой самооценкой:

  • самокритичны и требовательны к себе
  • считают, что они не так хороши, как другие дети
  • думайте о тех случаях, когда они терпят неудачу, а не о том, когда они добиваются успеха
  • отсутствие уверенности
  • сомневаюсь, что они могут делать что-то хорошо

Почему важна самооценка

Дети, которые хорошо себя чувствуют, уверенно пробуют что-то новое. Скорее всего, они будут стараться изо всех сил. Они гордятся тем, что могут сделать. Самооценка помогает детям справляться с ошибками. Это помогает детям попробовать еще раз, даже если сначала они потерпят неудачу. В результате самооценка помогает детям лучше учиться в школе, дома и с друзьями.

Дети с низкой самооценкой чувствуют себя неуверенными. Если они думают, что другие не примут их, они могут не присоединиться к ним. Они могут позволить другим плохо с ними обращаться. Им может быть трудно постоять за себя. Они могут легко сдаться или вообще не пытаться. Детям с низкой самооценкой трудно справиться с ошибкой, проигрышем или неудачей. В результате они могут работать не так хорошо, как могли бы.

Как развивается самооценка

Самооценка может развиться уже в младенчестве. Он развивается медленно с течением времени. Это может начаться только потому, что ребенок чувствует себя в безопасности, любимым и принятым. Это может начаться, когда ребенок получает положительное внимание и любящую заботу.

Когда младенцы становятся малышами и маленькими детьми, они могут делать некоторые вещи самостоятельно. Они чувствуют себя хорошо, когда могут использовать свои новые навыки. Их самооценка растет, когда родители обращают на них внимание, позволяют ребенку попробовать, улыбаются и показывают, что гордятся.

По мере взросления детей растет и самооценка. Каждый раз, когда дети пробуют что-то, делают что-то и чему-то учатся, у них может вырасти самооценка. Это может произойти, когда дети:

  • продвигаются к цели
  • учиться в школе
  • дружить и ладить
  • научиться навыкам — музыке, спорту, искусству, кулинарии, техническим навыкам
  • заниматься любимым делом
  • помогите, дайте или будьте добры
  • получить похвалу за хорошее поведение
  • попробовать что-нибудь
  • делать то, что у них хорошо получается, и получать от этого удовольствие
  • включены другими
  • чувствовать себя понятым и принятым
  • получить приз или хорошую оценку они знают, что заработали

Когда у детей есть чувство собственного достоинства, они чувствуют себя уверенными, способными и принятыми такими, какие они есть.

p

Как родители могут повысить самооценку

Все дети разные. Некоторым детям самооценка может даваться легче, чем другим. И некоторые дети сталкиваются с вещами, которые могут снизить их самооценку. Но даже если самооценка у ребенка низкая, ее можно поднять.

Вот что могут сделать родители, чтобы помочь детям чувствовать себя хорошо: 

Помогите своему ребенку научиться что-то делать . В каждом возрасте дети узнают что-то новое. Даже в младенчестве обучение держать чашку или делать первые шаги вызывает чувство мастерства и восторга. По мере того, как ваш ребенок растет, такие вещи, как обучение одеванию, чтению или езде на велосипеде, дают шансы на рост самооценки.

Обучая детей, как что-то делать, сначала покажите им и помогите. Тогда пусть делают, что могут, даже если ошибаются. Убедитесь, что ваш ребенок получает возможность учиться, пробовать и гордиться. Не делайте новые задачи слишком легкими или слишком сложными.

Хвалите ребенка, но делайте это с умом. Конечно, детей хвалить хорошо. Ваша похвала — это способ показать, что вы гордитесь. Но некоторые способы похвалить детей могут иметь неприятные последствия.

Вот как это сделать правильно:

  • Не перехвалите. Незаслуженная похвала не звучит правдоподобно. Например, говорить ребенку, что он играл в отличную игру, когда он знает, что не играл, кажется пустым и фальшивым. Лучше сказать: «Я знаю, что это была не лучшая твоя игра, но у нас у всех бывают выходные. Я горжусь тобой за то, что ты не сдался». Добавьте вотум доверия: «Завтра вы вернетесь к своей игре».
  • Похвалите усилия. Не хвалите только результаты (например, получение пятерки) или фиксированные качества (например, ум или спорт).

    Вместо этого хвалите за усилия, прогресс и отношение. Например: «Ты усердно работаешь над этим проектом», «Ты все лучше и лучше сдаешь эти орфографические тесты» или «Я горжусь тобой за то, что ты занимаешься игрой на фортепиано — ты действительно справился». С такой похвалой дети прилагают усилия, работают для достижения целей и стараются. Когда дети это делают, у них больше шансов на успех.

Будьте хорошим образцом для подражания. Когда вы прикладываете усилия к повседневным делам (например, сгребаете листья, готовите еду, моете посуду или моете машину), вы подаете хороший пример. Ваш ребенок учится прикладывать усилия, выполняя домашнее задание, убирая игрушки или заправляя постель.

Правильное отношение тоже имеет значение. Когда вы выполняете задания весело (или, по крайней мере, не ворча и не жалуясь), вы учите своего ребенка делать то же самое. Когда вы избегаете спешки с работой по дому и гордитесь хорошо выполненной работой, вы учите этому и своего ребенка.

Запретить резкую критику. Сообщения, которые дети слышат о себе от других, легко преобразуются в то, что они думают о себе. Резкие слова («Ты такой ленивый!») вредят, а не мотивируют. Когда дети слышат негативные сообщения о себе, это вредит их самооценке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *