Ролевое общение это в психологии: Официальное ролевое общение — это… Определение, особенности и требования — «Семья и Школа»

Ролевое общение это в психологии: Официальное ролевое общение — это… Определение, особенности и требования — «Семья и Школа»

Лекция №1 Предмет, цели, задачи психологии общения


Скачать 30,62 Kb.

страница1/11
Дата05.01.2021
Размер30,62 Kb.
#84048
ТипЛекция

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Навигация по данной странице:
  • Предметом
  • Коммуникативные действия

Лекция №1

Предмет, цели, задачи психологии общения.

Цель изучения учебной дисциплины «Психология общения» — раскрыть цели, функции и виды общения.

Задачи «Психологии общения»:

— научить технике и приемам эффективного общения в профессиональной деятельности;

— научить приемам саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

Предметом «Психологии общения» являются проблемы культуры коммуникаций.

Термин коммуникация имеет латинское происхождение и означает «общее», «объединяющее», «совместное». В широком смысле термин «коммуникация» обозначают любую связь между людьми, способы социальных связей и взаимосвязей. Коммуникативные действия — действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми

Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей. В общении они:


  • передают друг другу разнообразную информацию:

  • обмениваются мнениями, суждениями, знаниями, убеждениями, идеями, результатами своей деятельности;

  • заявляют о своих потребностях, интересах, целях; приобретают практические умения и навыки;

  • усваивают нравственные принципы и правила этикета, обычаи, обряды, традиции;

  • ведут поиск путей и мер преодоления возникающих трудностей и проблем;

  • принимают коллективные решения.

В психологии общение определяется как взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера. Общение бывает непосредственным, когда взаимодействие людей осуществляется лицом к лицу и опосредованным, реализуемым через деловые письма, приказы, распоряжения, отчеты, телефонную, радио- и телевизионную связь.

         В процессе непосредственного общения его участники (субъекты) имеют возможность не только передавать информацию друг другу, обмениваться мнениями, суждениями и планами, но и следить за реакцией собеседника, видеть, как информация воздействует на поведение и поступки людей. Иными словами, между участниками общения при непосредственном контакте устанавливается

постоянная обратная связь.

При опосредованном общении постоянная обратная связь отсутствует. Например, при переписке она ограничена, а в процессе телефонного разговора собеседники имеют возможность обмениваться информацией в форме диалога, но при этом не могут видеть выражения лица и других телодвижений, которые иногда говорят больше, чем слова. Однако в опосредованном общении есть свои преимущества. Это, прежде всего, возможность общаться, находясь далеко друг от друга, что обеспечивает большой выигрыш во времени и средствах.

В общении устанавливаются контакты между отдельными личностями, группами людей, а также между личностью и группой (организацией, фирмой).

Группу в общении представляют, ее руководители или лидеры. Как между личностями, так и между группами формируются и развиваются определенные психологические и этические отношения, которые в значительной степени определяют культуру делового взаимодействия.

Каталог: sites -> default -> files -> 2019
2019 -> Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе и факторы ее определяющие
2019 -> Методика формирования нравственно-экологического отношения детей старшего дошкольного возраста к природе
2019 -> Слайд 1развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности
2019 -> Семинар-практикум для родителей «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»
2019 -> Дипломная работа Игры-головоломки как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
2019 -> «Речевое развитие детей раннего возраста.

Проблемы и пути их решения»
2019 -> Конспект лекций Санкт-Петербург, 000 г. Содержание Тема Предмет, задачи и методы возрастной психологии Понятие «возрастная психология» 5


Скачать 30,62 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница

Автореферат

Анализ

Анкета

Бизнес-план

Биография

Бюллетень

Викторина

Выпускная работа

Глава

Диплом

Дипломная работа

5.2. Социально-ролевое общение

Одним из ключевых в психологии человеческого общения является пред­ставление о личности. Возможности конкретного ин­дивида ограничены действиями окружающих — и тех, с которыми он вступает в определенные отношения, и их предшественников, чей опыт, привычки и предрассудки усвоили другие люди.

К тому же лич­ность живет и действует в определенной структуре, особенности которой обус­ловлены культурой (социальным опытом) определенного конкретно-исторического сообщества. Следовательно, важной аналитической единицей, позволяющей моделировать жизнедеятельность человека, являются его социальная роль.

В первом приближении социальную роль можно было бы определить как функцию элемента социальной системы (индивида или группы людей), обусловленную его объективным положением внутри нее. Составляющие общество индивиды приходят и уходят, но их определен­ные функции продолжают осуществляться сменяющими друг друга по­колениями. Например, каждый год обновляется состав того или иного вуза, но всегда в нем есть ректор, профессора, доценты, ассистенты и вспомогательный состав.

Некоторые исследователи социально-психологических проблем полагают, что каждый человек как актер просто получает роль извне и послушно ее исполняет. Однако в сложных, быстро меняю­щихся условиях реальной жизни жесткая регламентация и буквальное исполнение губительно сказались бы на результатах его личностной самореализации. В отличие от робота, функционирующего по заложенной извне программе, человек всегда остается самоуправляющим существом — не столько объектом контроля, сколько субъектом деятельности. Он мо­жет ничего не подозревать о предписанной ему функции и действует исходя из собственных представлений о ситуации, о наилучшем для не­го способе разрешения возникающих проблем. Как поступит индивид в затруднительной обстановке, зависит от многих факторов. Несомнен­но, однако, что он не станет игнорировать опыт решения подобных проблем другими людьми. Прошлые поколения отобрали и передали ны­нешнему образцы поведения в типичных социальных ситуациях, которые усваиваются благодаря целенаправленному инструк­тированию, либо в результате случайного научения (дети копируют других детей и взрослых). Обе эти формы могут проявляться совместно. Люди живут в обществе и каждый из них выполняет множество социальных функций. Например, служебные (начальник, под­чиненный, рядовой сотрудник, специалист, ученик), житей­ские (квартиросъемщик, покупатель, сосед), семей­ные (муж, жена, сын или дочь) и т.

д. Выполнять некую социальную функцию означает делать то, что «поло­жено» на данном месте при данных обстоятельствах. «Положено» — это, с одной стороны, предписано законами, установлениями, с другой — нравами и обыча­ями, действующими там, где люди живут.

Поскольку тому, что «положено», учат всех членов больших и малых социальных групп, всякий че­ловек должен выполнять определенные «социальные роли». Конечно, понимание того, что человек обязан и что не обязан делать в данной социальной роли, может расходиться с пониманием других. Это обстоятельство вызывает постоянные дискуссии в обществе, а иногда приводит к конфликтам между людьми (негативные роли, криминаль­ные).

Роли безличны. Они зависят не от личности исполнителя, а лишь от исполняемой им «жизненной партии». Это влечет за собой известные неудобства — хо­чет человек или нет, он должен посту­пать в соответствии с правами и обязанностями, приданными занимаемой им позиции. Например, если кто-то стал мужем, ему придется отказаться от многих молодецких забав. Человек становится тем, за кого его принимают окружающие. В связи с этим известный специалист в области межличностного взаимодействия И. Кон замечает в одной из своих работ, что «казаться — это то же «быть», но только не для себя, а для других. Трус, который сумеет достаточно долго «казаться» храбрым, может, в конце концов, стать им».

В то же время нельзя сводить роль к внешнему представлению. Уважительность в общении с руководителем (менеджером) может быть продиктована корыстными целями. Вот почему исполнение социальной роли всегда содержит в себе чувства, мысли, стремления. Важно, что бы все они были определены еще до того, как появился конкретный исполнитель. Большую часть жизни индивид проводит в кооперации с другими людьми, и каждое его действие, строго говоря, есть лишь элемент более масштабной системы совместной деятельности. Отсюда исходят две важные особенности каждого человека – обязательное ощущение личной ответственности перед партне­ром взаимодействия и обстоятельный анализ его поведения, поступков и действий.

Итак, социальная роль — это выработанная обществом и усвоен­ная индивидом система мыслей и чувств, намерений и действий, подо­бающих в данной ситуации человеку, занимающему определенное со­циальное положение. Между тем, помимо социальной каждый человек исполняет и другие роли. Наиболее значимыми из них являются межличностные, внутригрупповые и индивидуальные роли.

Межличностные, внутригрупповые и индивидуальные роли

У каждого человека есть круг людей, с которым он сталкивается изо дня в день. В отношении од­ного человека он выступает в роли Друга, в отношении другого — в роли Не­доброжелателя. Кто-то для него Подопечный, кто-то Покровитель, кто-то Враг или Мучитель, кто-то Партнер, а кто-то Предмет обожания. Распреде­ление межличностных ролей между человеком и кем-то другим всегда связано с чувствами друг к другу и с «предысторией» взаимодействия. Но коль скоро роли уже распределены, то у каждого есть ожидания к другому человеку. Следовательно, межличностная роль — это то поведение, которое ожида­ется от одного человека другим человеком согласно установившимся между ними от­ношениями. Если один пренебрегает ролевыми ожиданиями партнера, то от­ношения меняются и межличностные роли распределяются по-новому.

Вступая в общение с кем бы то ни было, каждый человек исполняет одно­временно и социальную роль, и межличностную. Причем на первом пла­не — роль социальная. Однако они нередко расходятся. Такое расхождение между социальной и межличностной ролью делает людей «актерами поневоле». Не­спроста социологи так любят ссылаться на Шекспира, который, как известно, писал:

Весь мир театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль.

Такое понимание действий людей связано с тем, что кроме социальных и межличностных ролей, люди играют еще и «внутригрупповые». Например, роль Лидера (формального или неформального), роль Союзника или Соперника, роль Конфликтного человека или Умиротворителя и т.д.

Внутригрупповая роль — это поведение, которое ожидается от сотрудника членами малой группы, куда он входит, в соответствии с имиджем, приобре­тенным им в структурном подразделении фирмы или организации. Однако каждый человек одновременно и последова­тельно входит во многие другие малые группы. И в каждой из них его внутригрупповая роль может оказаться разной. Лидер в одной среде может считаться ведомым в другой и т.д.

Внутригрупповые роли, исполняемые людьми с детства, решающим образом формируют их характер. Согласно «теории зеркального «Я» Чарльза Кули, малая группа формирует соответствующее представление о каждом ее участнике, что существенно влияет на содержание представляемого им «Я-образа». Но каждый человек на конкретном этапе своей жизни одновременно включен в функциональную систему многих группам. В результате у него формируется целый набор «Я-образов». Вести себя в соответ­ствии с каким-либо из них — значит проявлять себя, или играть индивидуальную роль. Это то поведение, которое человек ожидает от самого себя (согласно своей самооценке) и которое при определенных обстоятельствах воспро­изводит прошлый опыт приспособления к окружающей его социальной среде (большой или малой группе).

Множество «Я-образов» отнесены к единому пунк­ту — самосознанию. С детства у человека форми­руется особая психологическая инстанция, задача которой — интегриро­вать разные «Я-образы», нанизывать их на одну личностную ось. Этот феномен обозначается понятием «психологический автопортрет». Для этого в психологии используются два механизма, объясняющие интегративную деятельности людей — «вытеснение» и «компенсация». Сущность первого заключается в том, что из «Я-образов» изымается все, что противоречит друг другу или наносит травму самолюбию индивида. Эффект же компенсации же заключается в том, что противоречивые и травмирующие черты «Я-образов» становятся непротиворечивыми и лестными благодаря человеческой фантазии.

Исполняя межличностные, внутригрупповые и индивидуальные роли каждый человек продолжает свое личностное развитие, стремиться к личностной самореализации в различных формах общения с другими людьми. Особенно это актуально в условиях современного ведения производственной и финансово-экономической деятельности организациями и фирмами. Вот почему руководитель (менеджер) сам обязан уметь эффективно и правильно общаться с сотрудниками во всех ситуациях их деятельности. Одним из условий эффективности решения этой задачи выступает знание и учет им особенностей общения в интересах организации и управления деятельностью организации.

Как ролевые игры могут усилить эмпатию

Источник: Дж. Л. Морено. (1946). Психодрама. Дом маяка.

Эмпатия часто описывается как умение встать на место другого или поставить себя на чье-то место. Эти выражения больше, чем метафоры, поскольку они воплощают мощный терапевтический инструмент ролевой игры.

Более века назад социальный психолог Джордж Герберт Мид описал «я» как социальную сущность. Он утверждал, что мы формируем наше самоощущение посредством взаимодействия с другими людьми; мы творчески населяем точки зрения окружающих и воспринимаем себя через социальную линзу. Эта способность принимать другие точки зрения также называлась эмпатией или принятием роли. В 19В 41 году социальный психолог Леонард Коттрелл сознательно взял на себя роль своего клиента, мистера Джонса, у которого были проблемы в браке. Чтобы более глубоко представить опыт Джонса, Коттрелл взял его голос, написав: «Я пережил кризис, в котором я набрался смелости, чтобы оставить ее. После того, как я уехал, я был одинок и потерян. Я вернулся…»[1] Коттрелл объяснил, что принятие от первого лица не только сделало опыт Джонса более понятным, но и облегчило прогнозирование его будущих действий[2].

Ролевые игры получили дальнейшее развитие в 1940-х годах как терапевтическая психодрама психиатра Джейкоба Леви Морено. Морено начал свою карьеру в импровизационном театре в Вене в 1922 году. Он стал директором лечебницы «Маяк» на реке Гудзон в Нью-Йорке и построил многоуровневую сцену, на которой пациенты могли разыгрывать свои конфликты. Зрители и клиницисты выходили на различные платформы, чтобы разыгрывать важных людей в жизни пациента и олицетворять внутренние чувства и мысли пациента.[3]

Ролевые игры как метод усиления эмпатии также являются ключом к практике ненасильственного общения (ННО), разработанной психологом Маршаллом Розенбергом. Розенберг изучил эмпатические методы клинического психолога Карла Роджерса, когда учился для получения докторской степени в Университете Висконсина в 1960 году. В психотерапии Роджерса, основанной на эмпатии, терапевт «примерял» опыт клиента «как если бы» он был его собственным, без осуждения. или анализ. Розенберг применил методы эмпатического слушания в ненасильственном общении как способ определить свои собственные и чужие чувства и потребности. Как только начинается диалог о чувствах и потребностях, часто следуют примирение и понимание. Розенберг применял ННО к конфликтам во всех частях мира — в программах интеграции американских школ в 1960-х годов, в переговорах между израильтянами и палестинцами, а также между воюющими группировками в Руанде, Сьерра-Леоне и др.

В следующем фрагменте ролевой игры, разыгранной на семинаре 2002 года, Розенберг играет роль сопереживающей матери своему сыну, который играет самого себя:

Сын: Я чувствую отчаяние из-за того, насколько ты всегда ищет вещи, чтобы критиковать о мире, обо мне, о жизни.

Мать: Дай мне посмотреть, слышу ли я это. Если я вас правильно понимаю, вы хотели бы понять, как вам больно быть рядом со мной, когда мне так больно, и как это заставляет вас постоянно чувствовать некоторое давление, чтобы иметь какой-то способ справиться с этим. моя боль.

Сын: Да.

Мать: Вы хотели бы немного понять, сколько боли вы несете с собой из-за того, что так долго подвергались этому.

Сын: Отчасти верно. Я злюсь, потому что мне кажется, что я должен бороться внутри себя, чтобы защитить свою способность выбирать, воспринимать вещи так, как я хочу.

Мать: Как было бы замечательно, если бы тебе не приходилось так много работать, чтобы жить в мире, который сильно отличается от того, который я нарисовала для тебя. [4]

В этой ролевой игре сын выразил свои чувства и получил эмпатический ответ от своей «матери». Как только он почувствовал, что его опыт был признан, сын был готов выслушать чувства своей матери, которые затем образно описал Розенберг:

Мать: Я так много хочу тебе рассказать… но в данный момент у меня просто ужасная грусть. увидеть, что я справился со своей болью так, что не удовлетворил одну из потребностей, которые были у меня за всю мою жизнь, самую сильную потребность, о которой я могу думать: лелеять тебя… Я просто почувствовал глубокую печаль, которую я не Я не знаю других способов сказать: «Эй, мне больно, и мне нужно немного внимания».

Только после того, как он выразил себя и почувствовал, что его услышали, у сына появилась эмоциональная экспансивность, чтобы учесть ее чувства и потребности. Один из зрителей сказал, что для него было целительным услышать, как мать выражает грусть вместе с желанием, чтобы ее сын был счастлив. Зрители извлекли выгоду из ролевой игры и почувствовали больше надежды на улучшение аналогичной динамики в своих собственных отношениях.

Ролевые игры заставляют нас воображаемым образом проникать в чужую реальность. Поступая так, мы уменьшаем наши интенсивные инвестиции в нашу сторону истории. Как только мы немного ослабим наши твердо укоренившиеся убеждения, мы обретем большую эмоциональную гибкость, чтобы взаимодействовать по-новому. Наш эмоциональный сдвиг может, в свою очередь, вызвать неожиданную реакцию со стороны нашего трудного члена семьи, друга или соседа, что приведет к новым и более удовлетворительным моделям взаимодействия. Конечно, мы не в состоянии исцелить все разногласия, и многие укоренившиеся конфликты требуют серьезной работы, но, воображая и эмпатически беря на себя роли других, мы можем начать трансформировать наши отношения в реальном мире.

Причины, по которым ролевые игры важны для вашего ребенка

Ваш ребенок когда-нибудь брал ваш телефон и притворялся, что разговаривает с кем-то, или даже брал пульт дистанционного управления и водил его, притворяясь, что это машина? Вам когда-нибудь приходило в голову задуматься о том, что происходит в их маленьких умах?

«Фэнтези вряд ли можно назвать бегством от реальности. Это способ понимания.» – Ллойд Александр

Польза ролевых игр для детей имеет основополагающее значение для развития навыков, необходимых для здорового развития. Неудивительно, что детские терапевты используют ролевую терапию, чтобы помочь детям, переживающим трудные ситуации, и даже для лечения таких состояний, как аутизм.

Наряду с развлечением, использование воображения в игре улучшает их творческие способности и способствует лучшей успеваемости в школе, а также помогает им выработать сильный подход к решению проблем. Это потому, что это позволяет им брать персонажей, которые разыгрывают роли в реальной жизни.

Существует несколько типов ролевых игр;

Профессия

Врачи, полицейские, учителя и даже строители — вот некоторые из игровых ролей, которые поощряют сочувствие у детей.

Фэнтези

Дети очарованы супергероями и фантастическими персонажами, такими как единороги, динозавры, сказочные принцессы или даже супермены, из-за их сверхспособностей. Когда они носят накидки или фартуки в платьях принцесс, это помогает им отличить хорошее от плохого, поощряя при этом храбрость.

Реальные жизненные ситуации

Разыгрывание реальных жизненных ситуаций, таких как кемпинг или строительство, позволяет детям узнать о своей реальной среде, что помогает им развивать физические манеры и навыки общения.

Установив эти важные факты, становится ясно, что ролевые игры — это замаскированное и увлекательное обучение. Вот причины, по которым ролевые игры важны для вашего ребенка, подробно рассмотренные;

Причины, по которым ролевые игры важны для вашего ребенка

1. Стимулирует творчество и воображение

Согласно исследованиям, способность ребенка к когнитивной гибкости и творчеству связана с ролевой игрой. Они тренируют свой мозг и тренируют его, чтобы использовать воображение в раннем возрасте.

Это важно не только при решении проблем, но даже в более позднем возрасте хорошее воображение поможет вам насладиться хорошей книгой, спланировать приятные события в жизни или просто понять точку зрения других людей на различные аспекты жизни.

Альберт Эйнштейн сказал: «Логика проведет вас от А до Я, воображение проведет вас повсюду». Эйнштейн имеет в виду, что новые лекарства от болезней, технологические достижения и все другие изобретения вдохновлены творчеством.

2. Улучшить языковые навыки и улучшить коммуникативные навыки

Дети, как правило, очень быстро схватывают новые слова, соединив их с любимым персонажем, вы построите совершенно новый словарный запас. Ролевая игра дает им возможность попробовать эти словари.

Благодаря использованию новых слов они обретают уверенность в общении. Они учатся передавать сообщение, тщательно подбирая слова. В свою очередь, впоследствии они учатся слушать. Польза от этих навыков проявляется позже, когда они начинают учиться читать и писать.

3. Развитие социальных и эмоциональных навыков

Во время ролевых игр дети помещают себя в воображаемую социальную среду, в которой они должны найти способ взаимодействовать с другими. И в основном дети будут экспериментировать с ролью человека или персонажа, которым они хотели бы быть.

Это позволяет ребенку сопереживать кому-то другому и, следовательно, понимать, почему эти люди или персонажи делают то, что делают. Ваш ребенок может относиться к своим эмоциям, а также получить контроль над своим поведением.

Ролевые игры также помогают вашему ребенку научиться разрешать конфликты, например, играя с другими, они могут спорить о том, кто станет злодеем, а кто станет супергероем, им придется вместе провести мозговой штурм для возможного решения, и это как они узнают о командной работе. Эти навыки ценны даже в более позднем возрасте.

Наконец, одна из основных причин, по которой детские терапевты используют ролевые игры, заключается в том, что они снимают стресс и успокаивающе действуют на ребенка.

4. Улучшает физическое развитие

Помимо всех вышеперечисленных преимуществ ролевых игр для детей, они также получают много физически. Когда вы видите, как они бегают, чтобы «спасти положение», или взбираются по лестнице, чтобы потушить огонь, или даже просто встают на ноги, нанося макияж на ваше лицо в качестве своей модели, знайте, что они задействуют свои моторные навыки и ручную работу. координация глаз.

Поэтому, в свете этих знаний, вот несколько советов о том, как поощрять ролевые игры.

Как поощрять ролевые игры
  • Найдите для детей безопасное игровое пространство внутри или снаружи и наполните его мягкими игрушками, костюмами и реквизитом.
  • Поощрите их, сами станьте персонажем.
  • Читайте им детским тоном, оставляя вопросы открытыми, чтобы стимулировать их творчество, тренируйтесь делать это, особенно перед сном.
  • Пусть они всегда берут на себя инициативу и следуют их указаниям.
Возьми домой

Ролевые игры для детей — это увлекательный способ обучения и развития полезных навыков в развитии ребенка. Это помогает им понять свое окружение, а для родителей это отличный способ узнать о любых трудностях, с которыми может столкнуться ваш ребенок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *