Роковая женщина это кто: Роковая женщина (2002) — Фильм.ру

Роковая женщина это кто: Роковая женщина (2002) — Фильм.ру

рок или судьба? – Жыццё Палесся. Мозырь

Наверняка каждый мужчина имеет свой любимый женский образ, и выразим надежду, что встреченная однажды раз и навсегда любимая Женщина этот идеал воплощает в полной мере.

Мужчины в постоянном долгу перед женщинами за их любовь, заботу, ласку, понимание, доброту, терпение и сотни других превосходных достоинств. Они воспевают женщину-мать, труженицу, хозяйку, хранительницу очага, практически согласились, преодолевая гордость, что и женщины-руководители не уступают мужчинам в деловых качествах.

А еще есть мнение Оскара Уальда: “Ничто так не льстит женскому тщеславию, как репутация грешницы”. Поэтому рискнем предположить, что каждая женщина хоть раз в жизни считала себя роковой, вызвав бурю самых разных и противоположных эмоций в жизни мужчины и навсегда оставшись в его памяти.

ГЛАС НАРОДА

Определение из Википедии гласит: “Роковая женщина (фр. la femme fatale) – распространенный в литературе и кино образ сексапильной женщины, которая манипулирует мужчинами посредством флирта. Она всегда не та, за кого выдает себя вначале. Герою трудно противостоять чарам роковой женщины, которая влечет его помимо воли; зачастую это влечение приводит к гибели героя”. Чтобы узнать, насколько литературный образ соответствует жизненному, мы задали нашим респондентам простой вопрос: “Роковая женщина, по-вашему, это какая?”

Мужчины решили: “Опасная и непредсказуемая… Быть может, та, которая, обладая умом, находчивостью и корыстными побуждениями, может манипулировать мужчинами. Прикидывается уступчивой, но сама контролирует ситуацию. Потому что она над событиями, а не в них. Получив желаемое, объект внимания становится для нее неинтересен… Женщина, способная найти путь к твоему сердцу и без вкусных макарон. Женщина, история которой априори не может закончиться хэппи-эндом. Женщина, способная позволить декольте в любой ситуации. Женщина, способная вознести или зарыть. Женщина, которую любишь… Из-за которой идешь на необдуманные поступки, которая провоцирует или подталкивает на эти поступки…”

Юные девы уверены: “Эта дама достаточно хороша собой, с хорошей фигурой и прекрасным аналитическим складом ума (роковая женщина априори не может быть глупой или просто хитрой). Она уверена в себе. А мотивация ее планов, скорее, не личные интересы, а что-то более глобальное (долги семьи или помощь в беде дорогому ей человеку). Роковая женщина, несмотря на все привилегии, всегда несчастна… Двуличная – манипуляторы всегда такие… Первая ассоциация – жгучая брюнетка в красном. Но, конечно, необязательно “роковой” красотке быть брюнеткой. Пожалуй, это женщина, которая любит себя и сделает все для того, чтобы результат был удобен именно для нее. Это женщина, уверенная в себе, умная, не боится высказать свое мнение (а оно у нее есть, да и за словом в карман она не полезет), не думает о чужом мнении на свой счет. Я бы даже назвала ее расчетливой, “думающей дамой” – она четко знает, чего хочет, и идет к этому – и именно это отличает ее от просто “хорошеньких девушек”. Не боится мужчин, считает себя на равных с ними и в то же время знает, что иногда нужно притвориться глупой, дабы достичь желаемого и очаровать кавалера. Ну и, думаю, не надо забывать об огне в глазах, кошачьей походке и каблуках – в общем, о внешнем виде, а уж о нем роковая красотка непременно заботится!”

Женщины в возрасте элегант-ности, т. е. после 30, пришли к выводу: “Угробит живого, воскресит мертвого… С избытком сексуальности… Женщина-загадка, оставившая неизгладимый след в жизни мужчины, но не оставшаяся с ним. Может, даже кардинально перевернув ее. В какую сторону? А это уж как кому повезет… Глубоко внутри несчастная и обиженная в ранней юности. Психологический уровень ребенка с желанием мстюльки… Мы, женщины, воспринимаем своих сестер с подсознательной ревностью. Не ждите ни от одной из нас объективного анализа, соврем…”

…Вспомнив совместно всех когда-то встреченных женщин и не найдя полного соответствия с получившимся собирательным психологическим портретом, мы решили обратиться к тем, кто этот образ создает на театральной сцене.

ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД

Докопаться до истины нам помогает Елена Федоровна ПРОКОПОВА, артист драмы высшей категории Мозырского драмтеатра.

– Елена Федоровна, говоря о роковых женщинах и вспомнив всех знакомых мужчин, не нашли ни одной истории типа “Полюбил ее за высокие показатели в работе” или даже “Вкусные щи варит”…

– Но при этом наверняка все ваши друзья-товарищи связали свою жизнь с добрыми покладистыми женщинами. Так что правило “Любят красивых – женятся на хороших” еще никто не отменял.

– У вас были роли, где пришлось играть женщину с неженским характером?

– В основном все мои роли такие, характерные и разноплановые. Взять героиню спектакля “Ханума”, где моя героиня (Ханума) и добрая, и характер, где надо, проявляет, потому что у нее есть цель. Или Секлета из комедии “За двумя зайцами”, которая и хорошая, встает на защиту дочери, но при этом и пробивная гром-баба. Так что все наши женщины по-своему роковые. Или Матильда из спектакля “Мужской род, единственное число…”, где героиня идет к поставленной цели, не предполагая вначале даже, что это сложный неоднозначный путь… Наверно, такова наша жизнь: решая одну задачу, мы ставим новую, более сложную, которая требует все больших расходов душевной энергии. Причем не только своей, но и окружающих.

То же я могу сказать и про себя. Да, я мечтала быть актрисой, но кем я только не была на пути к этой цели, чем только не занималась! Спорт, танцы, работала швеей, и все в итоге пригодилось.

– Ставя себе цель, женщина понимает, что этот путь не усыпан розами, и придется поработать локтями?

– Естественно. В нашем жестоком мире невозможно прийти к цели, не расталкивая окружающих локтями. Потому что они тоже не менее энергично работают локтями. Просторного пути нет.

– Играя женщин с характером, или роковых, что в них от актерства, а что личное?

– Есть такое мнение, что наши анекдоты “из английского юмора” – это не английский юмор, а наше представление об английском юморе. И наша актерская профессия – это что-то представлять и что-то брать из жизни других. Наблюдение за окружающими людьми – естественное состояние артиста. Чье-то вызывающее поведение становится поводом для общественного осуждения, но для нас это материал для профессии, то, что потом мы попытаемся применить к себе, пусть никогда в жизни так не поступив. Поэтому здесь проявляется и свой характер, какой бы он ни был. Актеры в театре – это люди с темпераментом, обязательным буйством чувств. Поэтому, собрав по чуть-чуть от всех и наложив на собственную жизнь, и получаются персонажи, в том числе и роковые женщины, коварные обольстители и другие роли. Где-то подсмотренный жест, чья-то подслушанная интонация, увиденное выражение лица – и пазл сложился. И зритель должен поверить, что этот образ именно таким и должен быть.

Из последних спектаклей можно вспомнить роль бабушки из “Не покидай меня…”. Сложный характер: капризная, как многие старики, но есть цель – выдать свою дочку замуж, чтобы у нее появились внуки… Чем не роковая женщина? И в итоге все у нее получается, где-то с Божьей помощью, где-то удача. Значит, в жизни надо всегда мечтать, всегда чего-то хотеть и к чему-то стремиться, тогда у вас все получится. Желательно, конечно, с добрыми намерениями.

– То есть женщина становится роковой, когда ей нужно достичь определенной цели? А так она белая и пушистая…

– Можно сказать и так. Недаром говорят: “Какую женщину мужчина разбудил, такую жену и получил”. Мы все хорошие, но и жизнь подставляет подножки… И хорошо, когда, по Оскару Уайльду, у нас враги умные – без них тоже невозможно состояться, поэтому хорошо, что они у нас есть и заставляют нас идти вперед.

– На ваш взгляд, роковая женщина – это роль или судьба?

– Это роль. Такими не рождаются, ими просто становятся, смотря, кто рядом находится и каков твой жизненный путь, который порой бывает просто непредсказуемым и в полном соответствии с известным “От тюрьмы и от сумы не зарекайся”. Когда мне говорят “Вот ты там на сцене играешь…”, то хочется сказать, что ничего мы не играем, мы просто живем, привнося вот эти обстоятельства, которые могут быть и в пьесе, и в жизни, и мы просто входим в эту ситуацию.

Часто слышим от знакомых, что N. – хороший человек. А он не хороший, он просто удобен для вас. И когда он начинает себя вести “как мы не договаривались”, мы тут же обижаемся и разочаровываемся, хотя он просто решил отстоять свои интересы, защитить себя. Поэтому я не верю, что кто-то однозначно хороший человек, в каждом есть и хорошее, и плохое, все зависит только от того, что мы от него хотим и как с ним поступаем. Так же и роковая женщина.

Я надеюсь, что в роковых женщинах тем, кому надо, а это любящие люди, друзья, знакомые, близкие, найдут то, что они хотят видеть, а именно – только хорошее. Пусть эта цель будет у каждого, кому повстречается такая женщина.

МУЖСКОЙ ВЗГЛЯД

На те же вопросы пробует найти ответ Александр Васильевич МАЗЬКОВ – художественный руководитель народного молодежного театра “Легион” Дворца культуры ОАО “Мозырский НПЗ”.

– Роковая женщина – это роль или призвание?

– Если исходить из названия, то рок, он же фатум, обычно предполагает что-то несчастливое. Поэтому при внешней привлекательности образа негативный окрас имеется. А если отвечать на вопрос, то возможны варианты. Кто-то играет, при этом бывает ведь и так, что маска прирастает, и от нее уже не отделаешься. Для кого-то это карма: женщина с этим родилась, это ее судьба – быть разлучницей, обманщицей, что-то ломать… И ничего хорошего в этом образе ни на сцене, ни в жизни нет. Поэтому хотелось бы пожелать всем мужчинам уберечься от фатальных, роковых женщин. Все-таки женщины-героини, будь то производство или воспитание детей, намного интересней, у них есть настоящая внутренняя сила, направленная на созидание, а не на разрушение.

– Роковая женщина – это по-нашему? Есть мнение критика Елены Ямпольской: “Наша женщина не может просто любить и быть счастливой. Нет, ей надо своей любовью мужчину непременно спасать, вытягивать из ямы, ставить на ноги…” В то время как роковая женщина не будет никого спасать и тянуть из ямы – она туда всеми силами толкает мужчину…

– Сложно судить о всех женщинах уже в силу принадлежности к другому полу. Возможно, строгая советская мораль, при которой мы прожили не одно десятилетие, с разбором аморального поведения на заседаниях парткома/профкома, поспособствовала тому, что такой тип не приветствовался и осуждался. Думаю, все же скорее “не наш”. Наши женщины в большинстве изначально добрее, милосерднее и готовы ради своих любимых к самопожертвованию. За что честь им, хвала и наша мужская любовь и забота!

– Известно, что актеры любят играть отрицательные роли, давая волю потайным сторонам своей души. Сложно создать положительный образ, чтобы он был не карикатурным и достоверным. Поэтому вопрос: роковую женщину играть легко?

– Честно? Не знаю! Конечно, положительный герой часто выглядит скучновато, потому что он выступает в роли родителя:   “Этого не делай – это плохо, поступай вот так – это хорошо!” Современная тенденция в драматургии – у положительного героя непременно должен быть недостаток. Ну а роковые женщины, которых играют у нас в коллективе, это колдуньи, ведьмы, Баба-Яга, Ледяная королева… Они мыслят “скромно” и со вкусом: захватить мир! А любовной подоплеки – увести чужого мужчину – в их происках нет – для них это мелко. Наша самая роковая женщина – лже-донна Люция Д`Альвадорес из пьесы “Тетка Чарли из Бразилии”, которую играет артист Виталий Богданик.

К счастью или нет, но пока нашими актрисами такие роли не сыграны. Но обещаю, мы задумаемся, чтобы такую пьесу найти и такой образ воплотить. Думаю, это будет хорошим театральным опытом. Исполнение роли роковой женщины нашим актрисам не повредит. Чтобы понимать, что такой быть не надо.

В ПОИСКАХ ИСТИНЫ

…Пока мы собирали материал для статьи, многим задавали вопрос: “У вас есть знакомая роковая женщина?” Положительные ответы были двух видов: “Уже трижды развелась, вновь собирается замуж…” и “Снимает в Минске квартиру, но оплачивает не она, ну вы понимаете…” Охотно допускаем, что в этом есть нечто роковое, порадовавшись про себя, что нас такой рок обошел стороной.

Мы недаром спросили, насколько это по-нашему – быть роковой женщиной, что предполагает известную долю эгоизма. Потому что за границей, например, очень ценятся наши медсестры. Даже не из-за профессионализма. Просто потому, что они больных не смотрят, а именно выхаживают – это чувство сострадания свойственно, наверно, только нашим женщинам и в самой высокой степени. И, может, не так уж страшно, что не всегда наши любимые и родные женщины “в красном, с кошачьей походкой и на каблуках”, если благодаря им все-все живы, здоровы, окружены заботой и вниманием…

И уж тем более ничего не имеем против роковой встречи, которая закончилась созданием семьи, где спасаешься от всех жизненных неурядиц.

Всем женщинам – любви и добра!

Дмитрий КУЛИК

 

10+ роковых женщин в кино, чьи коварство и ум сравнятся только с их притягательностью / AdMe

Образ femme fatale — роковой женщины, которая благодаря своим чарам может обаять и обмануть кого угодно, — появился в литературе в Средние века. В более поздние времена такие авторы, как, например, Эдгар Аллан По, тоже нередко использовали этот образ в своих произведениях. А уже на рубеже XIX и XX веков он перекочевал и в живопись. Конечно же, главное искусство прошлого и, наверное, нынешнего столетия — кино — тоже не устояло перед образом сильной, но коварной героини.

ADME вспомнил кинокартины, в которых образ роковой женщины, а то и сразу двух, стал основным двигателем сюжета.

Кэтрин Трэмелл, «Основной инстинкт»

© Basic Instinct / Canal+ and co-producers

Кэтрин Трэмелл в исполнении Шэрон Стоун можно без преувеличения назвать одним из самых ярких примеров femme fatale в мировом кинематографе. Хорошо образованная, умная, хладнокровная и при этом очень привлекательная, она способна добиваться своих целей (какими бы ужасными они ни были), манипулируя не только мужчинами, но и женщинами, без каких-либо моральных страданий и рефлексии.

Влияние Кэтрин на мужчин настолько велико, что детектив Ник Каррэн в исполнении Майкла Дугласа, даже заподозрив ее в преступлениях, не может выпутаться из ловко расставленных ею сетей и буквально идет навстречу собственной незавидной участи. Впрочем, поскольку финал все же открытый, судьба детектива, хотя и кажется предрешенной, так и остается неизвестной.

Алекс Форрест, «Роковое влечение»

© Fatal Attraction / Paramount Pictures and co-producers

И снова герой Майкла Дугласа, адвокат Дэн Галлагер, становится жертвой манипуляций роковой женщины — Алекс Форрест. То, что могло бы остаться простой интрижкой на выходные, превращается в настоящий криминальный роман с преследованием и угрозами со стороны Алекс. Ее безумие нарастает. Несмотря на то, что она с самого начала знала, что Дэн женат (собственно, он этого и не скрывал), она ничем не гнушается, чтобы добиться своего и быть с ним.

В отличие от классических femme fatale, которые чаще всего действуют хитро и исподтишка, Алекс играет в открытую, можно сказать, по-настоящему противостоит Дэну. При этом она эмоционально нестабильна и способна на любой поступок, что, пожалуй, делает ее одной из самых опасных в мировом кинематографе героинь подобного рода.

Эми Данн, «Исчезнувшая»

© Gone Girl / Twentieth Century Fox and co-producers

Если бы существовала премия за умение манипулировать людьми, то героиня Розамунд Пайк из триллера «Исчезнувшая», несомненно, стала бы ее обладательницей. Узнав об измене мужа Ника, Эми разыгрывает собственное исчезновение, не забыв при этом оставить многочисленные намеки на то, что он причастен к ее пропаже, а возможно, и к чему-то худшему.

Поскольку события в фильме развиваются как бы в обратном порядке, зритель, не знающий истинного положения вещей, сострадает Эми и волей-неволей испытывает если не ненависть, то неприязнь к Нику. Но в какой-то момент нам показывают, что все улики против мужа не более чем инсценировка, и мы понимаем, что женщина готова на все, чтобы погубить его, и не пощадит даже себя.

Дженнифер Чек, «Тело Дженнифер»

© Jennifer’s Body / Fox Atomic and co-producers

Дженнифер в исполнении Меган Фокс — одна из самых интересных интерпретаций образа роковой женщины. Чек — самая популярная девушка в школе, возглавляющая команду чирлидеров, — становится жертвой ритуала, в результате которого превращается в настоящего демона, уничтожающего всех мужчин на своем пути.

Переосмысление образа femme fatale — превращение героини в персонажа, мстящего за нанесенный вред, но в то же время пользующегося своей привлекательностью, — одна из находок этой триллера, благодаря которой он выходит за рамки стандартного молодежного хоррора. Интересно, что в отличие от многих других фильмов, где роковая красотка — главное действующее лицо, здесь Дженнифер противостоит другая женщина. Это лучшая подруга, кажущаяся полной ее противоположностью, которая в конечном итоге становится ее своеобразной реинкарнацией.

Хитер Эванс и Дайана Бейлор, «Окончательный анализ»

© Final Analysis / Warner Bros. and co-producers

Пожалуй, один из самых интересных примеров в нашем списке — триллер «Окончательный анализ» с Ким Бейсингер, Ричардом Гиром и совсем еще юной Умой Турман. Здесь сразу 2 роковые женщины, каждая из которых способна разрушить чью-то жизнь ради собственной выгоды. Хитер использовала свою сестру Дайану, чтобы подобраться к психиатру Айзеку Барру и сделать его пешкой в коварной и крайне опасной, причем и для него самого, игре.

Однако героиня становится жертвой своей хитрости, и даже собственная сестра, поддерживавшая ее прежде, отказывается играть на ее стороне и помогает Барру и полиции. Завершение драмы оказывается для Хитер трагическим. Впрочем, там, где заканчивается одна история, всегда начинается другая: в финале фильма Дайана, одетая как Хитер, встречается в ресторане с богатым мужчиной, и ему, судя по всему, суждено сыграть свою роль в каком-то ее плане, который не сулит ничего хорошего всем причастным.

Маркиза де Мертей, «Опасные связи»

© Dangerous Liaisons / Warner Bros. and co-producers

Фильм, снятый по мотивам адаптации одноименного романа Шодерло де Лакло, считающегося одним из величайших произведений французской литературы XVIII века, получил немало кинематографических премий. И несмотря на то, что Гленн Клоуз, сыгравшая роковую маркизу де Мертей, не удостоилась за эту роль титула лучшей актрисы, своим успехом картина обязана во многом именно ей.

Задуманная маркизой месть покинувшему ее любовнику приводит к цепи трагических событий, которая влечет непоправимые последствия. Дама играет людьми будто бильярдными шарами, заставляя их сталкиваться друг с другом, и без каких-либо душевных терзаний обрекает их как минимум на «светскую смерть». Впрочем, что бывает с femme fatale далеко не всегда, де Мертей все же получает по заслугам: освистанная обществом и своими еще вчерашними подхалимами она вынуждена бежать из Парижа.

Роуз Эрмитейдж, «Прочь»

© Get Out / Universal Pictures and co-producers

Помимо драм и классических триллеров femme fatale встречаются и в мистических хоррорах, таких, например, как дебютная картина Джордана Пила «Прочь». В начале ленты героиня Эллисон Уильямс вызывает симпатию: она кажется искренне влюбленной в своего парня Криса и даже вступается за него, когда видит несправедливость.

Однако этот суперпозитивный образ не что иное, как маскировка, позволяющая добиться Роуз истинной цели, достижение которой не сулит Крису ничего хорошего. Да и в целом в фильме нет ни одного положительного женского персонажа: все они не остановятся ни перед чем ради осуществления общего замысла.

Королева Каролина, «Королевский роман»

© En kongelig affære / Zentropa Entertainments and co-producers

Пожалуй, самая неоднозначная из роковых женщин нашего списка, королева Каролина вряд ли на 100 % попадает в тот образ, о котором идет речь в статье. Ею не движут какие-либо корыстные или иные тщательно скрываемые мотивы, однако она все же несет погибель тому, кого любит, пусть даже сама того не желая.

Будучи женой короля Дании, Каролина влюбляется в придворного врача Иоганна Фридриха Струэнзее, и у них начинается роман. Поскольку доктор имеет огромное влияние на короля, который страдает душевным заболеванием, врагов у него немало. Когда, как и все тайное, их любовная связь оказывается явной, неизбежное падение Струэнзее становится только вопросом времени. Обманув безвольного монарха, враги Иоганна добиваются его ареста и казни. Конечно, сложно обвинять в трагической судьбе врача только королеву, однако она, без сомнения, становится для него настоящей femme fatale.

Сьюзи Толлер и Келли Ван Райан, «Дикость»

© Wild Things / Mandalay Entertainment and co-producers

И снова femme fatale выступают дуэтом, причем одна из них, сама того не ведая, становится всего лишь пешкой в сложной и хорошо продуманной игре другой. Начинается фильм с того, что Келли Ван Райан, будучи безответно влюбленной в Сэма, работающего психологом в местном колледже, обвиняет его в серьезном преступлении. Чуть позже на сцену выходит Сьюзи, которая заявляет, что тоже подверглась нападению Сэма. А затем опровергает свои же слова, что во многом способствует тому, что психолог выигрывает суд и получает $ 9 млн в качестве компенсации.

История становится все более запутанной и в конце концов приводит к печальному финалу для Сэма и, кажется, обеих девушек. Впрочем, Сьюзи, с самого начала придумавшая эту запутанную схему, все же оказывается живой и невредимой. Более того, Толлер, мать которой говорит, что та еще с детства отличалась высочайшим интеллектом, забирает практически все деньги, доставшиеся Сэму по решению суда.

Мэл Кобб, «Начало»

© Inception / Warner Bros. and co-producers

Не устоял перед опасным очарованием femme fatale и один из самых интеллектуальных режиссеров современного кино Кристофер Нолан. Причем его героиня уже не реальная женщина, а ее агрессивная проекция, которая после гибели продолжает жить в сознании ныне вдовца Доминика. И, как это ни странно, именно Мэл — главная антагонистка фильма, из-за которой Доминик вынужден бежать из родной страны, оставив детей. Она умело манипулирует сознанием мужа, и ее действия настолько непредсказуемы, что финал может быть самым плачевным.

Кстати, это не первая попытка обращения Нолана к данному образу. В его 1-м фильме «Помни», ставшем уже культовым, тоже возникает образ роковой женщины, которая вначале будто бы сочувствует потерявшему память главному герою, а потом, по мере продвижения сюжета, начинает казаться все более и более зловещей.

Бонус: Саманта, «Она»

© Her / Annapurna Pictures and co-producers

Несмотря на то, что Саманта не живой человек, а компьютерная симуляция, она все же становится для героя Хоакина Феникса той самой famme fatale, поскольку разбивает ему сердце абсолютно реально, а не виртуально. Новость о том, что она одновременно общается с тысячами людей и испытывает к ним те же «чувства», что и к Теодору, становится для него по-настоящему сокрушительной.

Фото на превью Gone Girl / Twentieth Century Fox and co-producers, Dangerous Liaisons / Warner Bros. and co-producers

AdMe/Кино/10+ роковых женщин в кино, чьи коварство и ум сравнятся только с их притягательностью

Классический фильм Noir Femme Fatale – Старинная женщина Инстаграм

Классический нуар Роковая женщина

Барбра Стэнвик в фильме «Двойная страховка», 1944 год.

Мир Film Noir сексуален и загадочен. Эти голливудские криминальные драмы были популяризированы в 1940-х годах и полны закаленных детективов, преступников, трансатлантического акцента, секса, убийств и роковых женщин. «Фильм-нуар» — это жанр фильмов, который классифицируется по темам, и даже фильмы, снятые сегодня, помещаются в категорию «нуар», но я хочу поговорить конкретно о «Роковых женщинах» 19-го века.40-х и 1950-х годов.

Роковые женщины, вышедшие из этих эпох, — это то, о чем мы думаем, когда слышим слова «Film Noir». Роковая женщина смелая, красивая и плохая до мозга костей. По определению, Femme Fatale означает «роковая женщина» на французском языке, женщина, которая очень привлекательна таинственным образом, обычно заводит мужчин в опасные и компрометирующие ситуации, вызывая их разрушение. Роковая женщина, как известно, притягательна и неотразима, что часто производит сенсационное первое впечатление, сразу же привлекая внимание главных героев и зрителей. Она сексуальное существо и использует свою сексуальность как инструмент или оружие, чтобы получить то, что она хочет. В идеале роковая женщина — это женщина, которая не подчиняется желаниям мужчин.

Джоан Кроуфорд в Милдред Пирс, 1945 год.

На заре киноактриса 1920-х годов Теда Бара популяризировала образ роковой женщины. Она была одним из первых секс-символов кино, известна своими темными глазами и губами. Ее роли в роли роковой женщины принесли ей прозвище «Вамп», что позже способствовало росту популярности ролей «вамп», воплощающих в себе экзотику и сексуальное доминирование. Архетип был перенесён в 1940-е годы, когда родилась роковая женщина, которую мы знаем сегодня. Все началось с фильма под названием Мальтийский сокол , с Хамфри Богартом в главной роли в роли детектива и Мэри Астор в роли роковой женщины. И красивая, и умная, ее персонаж — опытный лжец и мастер манипулятора, но при этом пользовался успехом у публики благодаря своей неотразимой и привлекающей внимание таинственной красоте и преступным наклонностям. Это женщина, которая точно знает, чего хочет, и точно знает, как этого добиться. В 1940-е годы и во время Второй мировой войны многих женщин отозвали с работы по дому, чтобы помочь в военных действиях, что заставило некоторых мужчин опасаться, что женщины получили слишком много власти и независимости. Мужчины боялись Femme Fatale, но женщины восхищались ею.

Рита Хейворт в Gilda, 1946 год.

Классический фильм «Роковая женщина-нуар» обладает удивительным чувством моды и стиля; ни одной прически, с безупречным макияжем. Возьмем, к примеру, Риту Хейворт в платье Gilda и ее завитые волосы в стиле Вероники Лейк, соблазнительно разделенные пробором набок.

Кудри или волны ниспадают на одну сторону ее лица, чтобы сохранить некоторые черты лица загадочными. Поскольку ранние фильмы-нуары были черно-белыми, классический красный цвет был нанесен на губы для воздействия на фильм. Красная помада – это сила, с которой нужно считаться. Чтобы быть настоящей роковой женщиной, следует носить шелковые коктейльные платья, такие как темная и сексуальная одежда, которую Ава Гарденер носит в Убийцы . Роковые женщины очень утонченные и стильные, и их также можно увидеть в женских костюмах в более ранних нуарных фильмах. Многие женщины считают Роковую женщину сильной и вдохновляющей, поэтому этот персонаж и по сей день остается в истории кино.

Ава Гарденер в фильме «Убийцы», 1946 год.

Следуйте за Улой Росс

Инстаграм

ПРОЧИТАЙТЕ ВСЕ ОБ ЭТОМ

роковых женщин: изображения, раскрывающие мужские страхи

Загрузка

(Изображение предоставлено Hamburger Kunsthalle, фото: Эльке Уолфорд)

Кэт Паунд, 31 января 2023 г.

Три новые выставки исследуют, как роковая женщина в искусстве отражает возникающие тревоги, пишет Кэт Паунд.

 Образ роковой женщины — один из определяющих литературных и художественных мотивов XIX и начала XX веков. Художников привлекали исторические архетипы женского обольщения, такие как Клеопатра или Лукреция Борджиа, персонажи из историй Ветхого Завета, включая Саломею, Юдифь и Далилу, или мифические фигуры, такие как Цирцея, Елена Троянская и Медея. Другие были вызваны воображением их авторов-мужчин — Кармен Проспера Мериме, Нана Эмиля Золя и Лулу Фрэнка Ведекинда были одними из самых заметных.

Больше похоже на это:
— Летописец беспорядков в США
— Как страх формировал древнюю мифологию
— Женщины, которые изменили определение цвета настаивали на больших экономических, политических и образовательных правах, бросая вызов установленному патриархальному порядку. По словам британского психиатра Генри Модсли, женщины из среднего класса, которые стремились получить образование, могли повредить свои репродуктивные органы, превратив их в чудовищ, угрожающих выживанию человечества.

Еще одним фактором был страх перед заразными заболеваниями, такими как сифилис, поскольку проститутки из рабочего класса считались современными роковыми женщинами, которые могли заманить своих клиентов на гибель.

В «Леди Лилит» Данте Габриэля Россетти (1866–1868) первая жена Адама изображена перед зеркалом, по-видимому, погруженная в себя. в значительной степени сформирован прерафаэлитами в таких образах, как «Обман Мерлина» Эдварда Бёрна Джонса (1872-77) или «Леди Лилит» Данте Габриэля Россетти (1866-68). Последний видит, как непослушная первая жена Адама превращается в тщеславную богемную красавицу, любующуюся своими пышными локонами в ручном зеркале.

Были ли они ответом на тенденцию или способствовали формированию повествования? «Я думаю, что и то, и другое», — говорит Кэрол Джейкоби, куратор предстоящей выставки Тейт Британия «Россеттис». «Они реагировали на социальные тенденции, как реакционные, так и на всю идею «падшей женщины», а также на женщин из их круга, которые были Новыми женщинами. В то же время, я думаю, Россетти создает новый визуальный язык для роковая женщина, которая сделала его мейнстримом и была подхвачена многими другими артистами».

Независимые женщины

Прерафаэлиты, в частности Россетти, похоже, тянулись к красивым, состоявшимся женщинам, хотя и опасались их. «Он связал картину «Лилит» с «Новой женщиной». Он также сказал, что это связано с «опасным принципом того, что мир изначально женский», — говорит Якоби.

Несмотря на свою репутацию борца с условностями, Россетти и другие прерафаэлиты по-прежнему были людьми своего времени. «Вы можете увидеть их предрассудки в том, как они пишут», — говорит Якоби. В то же время Россетти поддерживал беззастенчиво независимых женщин в своей жизни. «Женщины, которых он любил, и его сестры были работающими женщинами… Кристина и Мария работали всю свою жизнь, контролировали свои профессии и свою профессиональную жизнь, поэтому он окружен этими женщинами, которых не сдерживают ожидания викторианского среднего класса, «, — говорит Якоби.

В картине Россетти «Елена Троянская» (1863 г.) фигура из греческой мифологии представлена ​​неоднозначно (Фото: Hamburger Kunsthalle, Фото: Эльке Уолфорд)

«никогда не разрешаются. Они всегда двусмысленны и амбивалентны», — говорит Якоби. «Это сложные женщины, довольно часто их не разобрать. Они очень самостоятельны, они не дают вам знать, что они думают».

«С учетом всего сказанного, роковая женщина Россетти стала основой для действительно плохой версии… следующее поколение художников взяло роковую женщину и сделало ее более сенсационной», — говорит Якоби.

В «Цирце» Джона Уильяма Уотерхауса (1892 г.) нет никаких сомнений в том, что ее сила связана с ее соблазнительной натурой, в то время как в крайне эротизированном изображении Лилит Джона Кольера (1889 г.) она упивается змеей, обвивающей ее обнаженное тело. , не может быть дальше от изображения Россетти.

Такие разные художники, как Густав Моро, Густав Климт и Эдвард Мунк, изображали роковых женщин, и редко допускалась двусмысленность — эти женщины были опасными соблазнительницами.

Хотя большинство художников опирались на библейские или мифические образы, импрессионисты, как и следовало ожидать, учитывая их внимание к повседневной жизни, перенесли роковую женщину в наши дни.

Современные роковые женщины

Картина Эдуара Мане «Нана» (1877 г.), на которой изображена высококлассная проститутка в раздетом состоянии, а ее следующий клиент сидит на диване позади нее. одноименный персонаж. Нана, которая впервые появилась в «Ассоммуаре», прежде чем стать героем своего одноименного романа в 1880 году, уничтожает каждого мужчину, который желает ее, прежде чем умереть своей ужасной смертью от оспы. Картине было отказано в допуске к парижскому Салону, возможно, потому, что современная обстановка была слишком близкой к кости.

Макс Либерман применил столь же современный подход в своем «Самсоне и Далиле» (1902), превратив библейскую историю в современную битву полов. Далила, торжествующе держащая одной рукой остриженные волосы возлюбленного над головой, а другой прижимающая его к кровати, является воплощением властной, сексуально уверенной в себе женщины, которая так нервировала мужчин той эпохи.

Роковая женщина была излюбленным сюжетом скульпторов. Некоторые особенно яркие примеры можно увидеть в книге «Цвет тревоги: раса, сексуальность и расстройство» в Институте Генри Мура в Лидсе, в которой исследуется интригующая предпосылка о том, что все более широкое использование цвета в 19Скульптура th-Century была средством выдвижения на первый план викторианских тревог.

На этой скульптуре 1890 года Гарри Бейтса Пандора изображена в момент колебания перед тем, как открыть запретный ящик. Никола Дженнингс. В скульптуре Гарри Бейтса «Пандора» (1890 г.), мифической фигуре, чье ненасытное любопытство высвободило зло и страдания в мире, «у вас есть этот невероятный контраст между совершенно гладким, невыразительным белым телом Пандоры и цветным ящиком». Дженнингс. Без сомнения, Пандора была задумана как пример ужасных последствий стремления женщин к знаниям.

Эффект еще более драматичен в «Ламии» сэра Джорджа Фрэмптона (1899-1900), древнегреческой роковой женщине, хорошо известной викторианцам благодаря стихотворению Китса. Наполовину женщина, наполовину змея, она, как говорили, соблазняла молодых мужчин, а затем питалась их плотью. Ее мертвенно-бледная кожа и ледяное выражение лица дополняются ее почерневшим бронзовым шлемом и мантией.

Ламия (1899–1900) сэра Джорджа Фрэмптона — змееподобное существо, которое принимает женский облик, чтобы завоевать любовь смертного (Источник: Лондонская Королевская академия искусств, Фото: Пол Хайнэм)

Художники раскрывали собственные предубеждения или просто реагировали на предубеждения своих клиентов? «Это были взгляды, довольно широко распространенные в этой касте мужчин. У них был особый тип образования — государственная школа, знание греческой мифологии и того, что происходило в колониях», — говорит Дженнингс.

Расистские изображения

Это знание распространялось на запретное желание чернокожих женщин и страх смешения рас, которое может произойти после отмены рабства (конечно, это уже происходило в колониях из-за жестокого обращения с порабощенными женщинами) . Чернокожие женщины изображаются в скульптуре как роковые женщины, полностью сопротивляющиеся своей воле, жертвы объединенного желания и страха их создателей и покупателей. «Нет никаких сомнений в том, что они расисты. Они (скульпторы) считают их «меньшими» или «другими», но в них есть и очень убедительный аспект», — говорит со-куратор доктор Адриенн Л. Чайлдс. «Африканская Венера» Шарля Кордье (1852 г.), призванная привлечь внимание публики к трагедии рабства, обладает чувственной красотой.

Venus Africanine (1852 г.) работы Чарльза Кордье, скульптора, бросившего вызов западным идеалам красоты (Источник: Фонд Королевской коллекции / Его Величество король Карл III, 2022 г.) , сокращенная версия его «Американского раба» (1853 г.), на которой изображена обнаженная фигура в цепях, предполагает сексуальную эксплуатацию рабынь, а также торговлю тем, что некоторые считали их запретным очарованием.

Однако «интересными субъектами в цепях были не только черные женщины. В то время это было явлением», — отмечает Чайлдс. Она указывает на книгу Хирама Пауэрса «Греческий раб» (1844 г.), в которой изображен раб-христианин, выставленный на продажу на турецком невольничьем рынке во время греческой войны за независимость (1831–1832 гг.). Фигурка вызвала такое восхищение, что ее воспроизвели в миниатюре, что позволило домохозяйствам по всей стране приобрести собственную версию. Нельзя не думать, что его популярность проистекает из страха перед «роковыми женщинами». Вместо этого здесь была бледная, обнаженная женщина в цепях, которую можно было поставить на каминную полку и навсегда ограничить домашней сферой.

Неудивительно, что художницы 20-го века стремились сбросить оковы и взять под контроль собственный имидж. В 1920-х годах такие художники, как Жанна Маммен, изображали все более эмансипированных женщин той эпохи в радостно-буйных работах, таких как «Карнавальная сцена» (около 1928 г.).

«Манн и Медуза» Жанны Маммен (1914) — одно из ряда изображений художницы, показывающих роковую женщину в ярком свете (Источник: VG Bild-Kunst, Бонн). -garde принялся за образ роковой женщины. «Они подорвали стереотип и создали свои собственные новые нарративы о женственности, сексуальности и телесности, особенно с помощью автопортретов или самопрезентаций», — говорит Рут Штамм, научный сотрудник текущей выставки «Роковая женщина: взгляд — сила» в Кунстхалле Гамбург. — Пол. Мифологические персонажи, которые долгое время питали образ роковой женщины, «были присвоены и переосмыслены как могущественные богини в серии Мэри Бет Эдельсон «Восстание женщин» (19).73), или фигурами за пределами бинарных гендерных границ, как на картине Сильвии Сани «Лилит» (1976)», — говорит Штамм. Роковая женщина — это сексистский образ, который веками обесценивал женщин посредством демонизации, сексуализации и объективации. Сексизм глубоко укоренился в нашем обществе, которое до сих пор остается патриархальным», — говорит Сельви Гёктепе, также научный сотрудник выставки.

Женщины-художницы разоблачают и берутся за дело. Гёктепе указывает на сериал Бетти Томпкинс «Женские слова» (2018), в котором на холсте появляются оскорбительные оскорбления, отправленные ей по электронной почте в ходе открытого конкурса. «Оскорбительные слова, направленные на принижение женской сексуальности и телесности, появляются особенно часто», — говорит Гёктепе.

Томпкинс также явно связал женоненавистническую, часто сексуально оскорбительную природу современного общества с художественным каноном, в котором доминируют мужчины. В своей серии «Апология» (2018) она пишет поверх репродукций произведений искусства, взятых из книг по истории искусства, и приносит извинения тем, кого обвиняют в жестоком обращении во время кампании #MeToo. Гёктепе считает особенно актуальным перезапись Томпкинсом Юдифи и Олоферна Артемезией Джентилески, в которой Джентилески ищет изобразительного возмездия за собственное сексуальное насилие со стороны своего учителя. «Это показывает, что механизмы, действующие в образе роковой женщины, все еще являются частью нашего общества. И, признав это, у нас есть шанс их разрушить», — говорит Гёктепе.

«Цвет беспокойства: раса, сексуальность и расстройство» находится в Институте Генри Мура в Лидсе до 26 февраля 2023 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *