Роковая женщина это что: Роковая женщина (2002) — Фильм.ру

Роковая женщина это что: Роковая женщина (2002) — Фильм.ру

Содержание

«Убийственно красива»: кто такая роковая женщина и почему её образ критикуют

В рубрике «Словарь» мы объясняем слова и термины, которые часто мелькают в медиа.

Сексуальная, дерзкая и хитрая героиня, которая в последний момент предаёт героя, — наверняка вы узнали этот типаж. Роковая женщина — образ, который часто встречается в литературе и кино. Рассказываем, в каких известных фильмах он есть и почему образ такой неоднозначный.

Что такое роковая женщина, или femme fatale

Роковая женщина — загадочная, хитрая и соблазнительная. Её чары (волшебные или просто сексуальные) заманивают в ловушку героев, что приводит к тяжёлым испытаниям или даже смерти. Роковая женщина — злодейка или как минимум героиня с неоднозначной моралью.

Этот троп обсуждают феминистские исследовательницы, потому что он даёт неоднозначные сигналы. С одной стороны, роковая женщина не нуждается в спасении, в отличие от классической дамы в беде. Она овладевает героем, что делает её сильной и независимой женской фигурой. Но у этой силы есть и обратная сторона.

Роковые женщины чрезмерно сексуализированы, до грани объективации. Об этом говорит исследовательница Дженнифер Хеджкок. Она же указывает и на другие проблемы. Часто сюжет с роковой женщиной заканчивается тем, что главный герой её убивает. Так он как бы наказывает героиню за раскрепощённость, силу, сексуальность и манипуляции. Иногда роковая женщина появляется для сюжета в духе «укрощение строптивой»: мол даже самая сильная и независимая не устоит перед главным героем. А иногда оказывается, что героиню на самом деле заставляют совершать преступления ещё более влиятельные злодеи. От них по итогу её спасает главный герой, что превращает роковую женщину в даму в беде.

История термина

В исследованиях кино термин «роковая женщина» для обозначения тропа впервые использовала Мэри Энн Доан в 1991 году. Само выражение femme fatale, если верить словарю Merriam-Webster, появилось в 1879 году.

Несмотря на то что термин относительно новый, сам образ роковой женщины появился давно. К нему относят Еву, которая соблазнила Адама, Лилит. Примеры встречаются в древних мифах — Цирцея, Лесбия, Горгона Медуза. Среди исторических фигур — Клеопатра и Мессалина.

Примеры роковой женщины

Филлис Дитрихсон в фильме «Двойная страховка»

Кадр из фильма «Двойная страховка»

Троп роковой женщины стал популярен в 40-х годах в голливудском нуаре. Одной из первых стала Филлис Дитрихсон в фильме 1944 года «Двойная страховка». Её сыграла Барбара Стэнвик. Героиня очаровывает страхового агента Уолтера Неффа. Манипулируя Неффом, Филлис уговаривает его убить её жестокого мужа. Они таким образом заодно получат большое наследство для будущей совместной жизни. Пара совершает преступление, но вскоре Нефф понимает, что может оказаться следующей жертвой Филлис. Судьба этой роковой женщины заканчивается трагически — Нефф убивает её.

Кэтрин в фильме «Основной инстинкт»

Кадр из фильма «Основной инстинкт»

В 90-е стали популярны эротические триллеры, а с ними и роковые красотки. Яркий пример той эпохи — героиня Шэрон Стоун в «Основном инстинкте». Кэтрин — сексуально раскрепощённая героиня, в которую влюбляется главный герой Ник. Но он всегда начеку, потому что подозревает её в убийстве. Отношения Ника и Кэтрин — пример того, как часто показывают роковую женщину в любовной линии: невозможно устоять, но стоит опасаться. Кэтрин даже попала в список культовых роковых женщин.

Эва Лорд в в фильме «Город грехов 2»

Кадр из фильма «Город грехов 2»

Актриса Ева Грин часто появляется в амплуа роковой женщины — в фильмах «Казино «Рояль», «Мрачные тени», «Основано на реальных событиях». Она также сыграла роль Эвы Лорд в «Городе грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать». Эва — бывшая девушка частного детектива Дуайта. Она бросила героя ради богатого мужчины и вышла за него замуж. Позже Эва приходит к Дуайту просить помощи, потому что её муж издевается над ней. Она соблазняет его, и он соглашается помочь, хотя не доверяет ей. Выясняется, что Эва манипулировала Дуайтом, чтобы он убил её мужа, а она получила наследство. Классический ход роковой женщины! И, к сожалению, классический конец — Дуайт убивает Эву.

Ирэн Адлер в фильме «Шерлок Холмс» и сериале «Шерлок» 

Кадр из фильма «Шерлок Холмс»

Кадр из сериала «Шерлок»

В современных адаптациях Шерлока принято показывать обаятельным социопатом, а Ирэн Адлер — роковой женщиной. В фильме Гая Ричи Ирэн играет Рэйчел Макадамс, а в сериале Гэтисса и Моффата — Лара Пулвер. Обе Ирэн — хитрые, сексуальные и манипулирующие преступницы, которым удаётся обхитрить самого Шерлока Холмса.

В обеих адаптациях героини повторяют два клише, за которые критикуют троп. Во-первых, они обе влюблены в Шерлока Холмса, что преподносят как их слабость. Они становятся зависимыми от своей любви и более уязвимыми. То есть их сила заканчивается там, где начинается привязанность к главному герою. Во-вторых, несмотря на то что сюжет в фильме и сериале различается, у героинь похожие судьбы. За обеими Ирэн стоит кто-то более могущественный, кого они боятся, и Шерлокам предстаёт их спасать.

Что почитать и посмотреть

Книга

Статьи

  • Хэли Саттон. «Эволюция роковых женщин в нуар-фильмах» (на английском языке)

  • Элизабет Бронфен. «Роковая женщина: рассуждения о трагическом желании» (на английском языке)

Видео

  • The Take | «Троп роковой женщины»

Типаж Femme Fatale / Роковая женщина: na_shpilke — LiveJournal

Categories:
  • catIsShown({ humanName: ‘отношения’ })» data-human-name=»отношения»> Отношения
  • Кино
  • Мода
  • Cancel

Если «южная женщина« на экране традиционно воплощает экзотические фантазии мужчин, то «роковую женщину» — femme fatale — можно считать букетом мужских страхов.

На самом деле персонаж «роковой женщины» появился на свет гораздо раньше кино. Вспомним мифических сирен и русалок. Прекрасных и опасных, заманивающих мужчин и обрекающих их на гибель.

В Ветхом Завете красавица Далила оказалась роковой для героя Самсона. Располагая полным доверием, она предала его, лишив магической силы.

«Самсон и Далила» Караваджо

На киноэкранах персонаж femme fatale появляется с расцветом жанра noir (т.е. «темных» триллеров) в послевоенную эпоху. И не случайно. Вернувшихся с поля боя мужчин встретил новый тип женщины. 

Война не только оставила женщин одних, но и погнала из домов заводы и фабрики. Женщинам пришлось взять полную ответственность за себя, за дом, за семью, работать и зарабатывать. 

и хотя по окончанию войны часть женщин с радостью вернулись в дом, на кухню и под мужское крыло, достаточно было тех, кому понравился вкус независимости и свободы. Этим женщинам тоскливо дома, они хотят зарабатывать и самостоятельно распоряжаться деньгами, решать за себя, выбирать когда и с кем иметь семью и иметь ли. Вызов и даже угроза традиционному обществу и тогдашним мужчинам. \

Современная культура и в частности кино (чье управление было в руках мужчин) не преминули отреагировать. Так формируется персонаж femme fatale — злодейки, холодной и расчетливой, часто мечтающей избавиться от мужа. Роковая женщина — живая угроза мужчинам.

Одна из опасностей femme fatale — её беcспорная привлекательность. Такая женщина отлично понимает и осознает свою притягательность для мужчин и… использует её с своих целях (часто одного мужчину такая женщина использует, чтобы убрать его руками другого).

Привлекательность femme fatale не определяет строгие рамки её типажа, она может быть разной: жгучей роковой брюнеткой (такими часто рисуют красивых, но опасных ведьм), рыжей (опять же, ассоциации с ведьмой и соблазнительницей) или ледяной блондинкой («снежной королевой»).

Однако роковых женщин объединяет то, что при внешней притягательность, их сексапил сочетается с контролем и расчетом. Поэтому от их имиджа часто веет холодом. За это могут отвечать черты лица, манеры, стиль одежды.

И хотя femme fatale может быть яркой, драматичной и чувственной, гораздо чаще это «интерьерный» типаж, предполагающий собранность, продуманность, изысканность (в отличие от «природного» типажа, транслирующего легкость, спонтанность, простоту и располагающий к effortless шику).

Сегодня, когда современным женщинам не нужно убивать мужей, чтобы самим зарабатывать и иметь свободу, типаж femme fatale не исчез, но… эволюционировал. 

И как в послевоенные времена, этот персонаж отражает [новые] опасения традиционного (т.е. патриархального) строя. Например, восстание женщины против установленных стандартов и норм о том, какой должна быть «классная женщина». Здесь Эми Данн из «Исчезнувшей» яркий пример femme fatale, восстающей против этого уклада.

Другая, Клэр Андервуд в «Карточном домике» целится еще выше, стремясь захватить власть, сместив мужчин с этого пьедестала.

Роковая женщина нового образца все также привлекательна, стильно одета и холодна. И она все также угрожает мужчинам. Интересно, как долго будет ещё актуален этот женский персонаж? Останется? Будет меняться (как и куда)? Или скоро она исчезнет с экранов?

tv-lishiousзаряд&стильимиджкарточный домиккинокино-образиекостюмы в киномысли стилистасериалыстильтипаж внешноститипажи

Роковая женщина | Определение, история, персонажи, фильмы и факты

Ава Гарднер

Просмотреть все медиа

Похожие темы:
персонаж

Посмотреть весь связанный контент →

роковая женщина , (по-французски «роковая женщина») соблазнительная и красивая женщина, которая приносит несчастье любому, с кем у нее возникают романтические отношения. Роковая женщина — это архетип, который на протяжении всей истории появлялся в мифологии, искусстве и литературе и стал главным персонажем крутых детективных романов и классического фильма-нуара 20-го века.

Роковая женщина была отвергнута как сексистская фигура мужской фантазии, но также защищена как подрывной персонаж, который нарушает ограниченные социальные возможности женщин. Она стандартный персонаж, воплощающий в себе множество негативных стереотипов о женщинах, но она также многогранна и сложна. Ее интеллект так же важен для архетипа, как и ее красота. Именно ее коварство и честолюбие часто являются движущей силой заговоров.

Архетип роковой женщины восходит к древним культурам. Греческая мифология, например, полна женских образов, которые заманивают мужчин к гибели или смерти. К ним относятся Цирцея, которая заманивает людей Одиссея в свой дом и превращает их в свиней; сирены, влекущие моряков к гибели сладостью своей песни; и Клитемнестра, которая внушает своему мужу Агамемнону ложное чувство безопасности после его возвращения с Троянской войны и убивает его. Во многих древних обществах легенды приписывают падение великих правителей злонамеренному влиянию любовницы. Согласно китайской легенде, Чжоу (ок. 1075–1046 г. до н. э.), последний правитель династии Шан (ок. 1600–1046 г. Его испорченность в конечном итоге привела к падению династии.

В философии ранних христианских лидеров, таких как святой Иероним, ненадежность женщин была прообразом Евы, которая подтолкнула Адама съесть запретный плод в Эдемском саду, тем самым обрекая человечество на смерть и первородный грех. Библейские женщины, такие как Саломея, которая потребовала голову Иоанна Крестителя на блюде, и Иезавель, спровоцировавшая конфликт, ослабивший Израиль на десятилетия, стали синонимами женской двуличности. В еврейском фольклоре первой женой Адама была Лилит, изгнанная из Эдема после того, как она отказалась подчиняться мужу. Впоследствии она стала демоном, который соблазнял мужчин и рождал суккубов, демонов, которые принимают женские формы и занимаются сексом с мужчинами, пока они спят.

В романтизме роковая женщина хорошо соответствовала духу трагической любви и очарования тайной и красотой. Архетип появляется во многих романтических произведениях, в частности, как злое сверхъестественное существо, замаскированное под даму в бедственном положении в незаконченной готической балладе Сэмюэля Тейлора Кольриджа «Кристабель», и как красивая женщина без жалости в стихотворении Джона Китса «Прекрасная дама без милосердия».

В 20 веке архетип процветал в кино и криминальном чтиве. В немых фильмах так называемые экзотические актрисы, такие как Теда Бара и Грета Гарбо, играют роли вампиров, в которых их чувственные и загадочные персонажи очаровывают незадачливых мужчин, которые влюбляются в них. Типы флапперов, такие как Луиза Брукс, играли безрассудных, но очаровательных персонажей, которые противостояли обаятельным девственницам и ролям «возлюбленной Америки», впервые представленным Лилиан Гиш и Мэри Пикфорд. Ранние фильмы также беллетризовали истории исторических женщин, считавшихся реальными роковыми женщинами, таких как египетская царица Клеопатра и голландская танцовщица и шпионка Мата Хари.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Популярные детективы и криминальная литература того времени почти всегда изображают бескомпромиссного, аморального женского персонажа — будь то подпольная фигура, такая как гангстерская шлюха, или более приземленный персонаж, такой как неудовлетворенная домохозяйка, — который охотится на мужчину. слабости героя и вводит его в заблуждение и в опасность. Многие из этих историй, написанных известными авторами этого жанра, такими как Рэймонд Чандлер, Дэшил Хэмметт, Джеймс М. Кейн и Микки Спиллейн, были экранизированы после Второй мировой войны, когда зарождался стиль нуар.

Прототипом роковой женщины в стиле нуар часто считается Барбара Стэнвик в фильме «Двойная страховка » (1944). Ее персонаж, Филлис Дитрихсон, расчетливая перекисная блондинка с темными очками и золотым браслетом на щиколотке, которая заманивает страхового агента (которого играет Фред МакМюррей) убить ее мужа и инсценировать убийство как несчастный случай, чтобы нажиться на полисе двойного возмещения.

. Среди других типичных роковых женщин в стиле нуар — те, которых сыграла Мэри Астор в фильме «Мальтийский сокол 9».0034 (1941), Джин Тирни в Оставьте ее на небесах (1945), Ава Гарднер в Убийцы (1946) и Рита Хейворт в Гильда (1946) и Леди из Шанхая (1947).

Ученые предположили, что растущая известность роковых женщин в кино и художественной литературе середины 20-го века могла быть связана со сменой гендерных ролей. Во время Второй мировой войны женщины устроились на работу вне дома и занимались домашним хозяйством, в то время как мужчины служили за границей. Роковая женщина и ее обманы также соответствовали цинизму и мрачному настроению жанра нуар. По сравнению с более материнскими или «хорошими девочками» персонажами того времени, она кажется менее пассивной, более сложной и неотразимой. Из-за Кодекса Хейса, набора добровольных правил, которые ограничивали изображение аморального поведения в фильмах, роковая женщина обычно наказывалась в конце фильма.

В нео-нуарных фильмах конца 20-го века роковые женщины отражали социальные достижения, вызванные феминистским движением, даже если они по-прежнему изображались как женщины, которых следует избегать. Она выходит победительницей, сыгранная Кэтлин Тернер в « Жар тела » (1981) и Линда Фиорентино в «Последнее соблазнение » (1994), двух фильмах, которые во всем остальном тесно связаны с классическими нуарными сюжетами. В исполнении Гленн Клоуз в Fatal Attraction (1987) и Деми Мур в Раскрытие (1994), она мстительная, сексуально ненасытная, карьеристка. Роковые женщины, которых сыграли Пэм Гриер в Foxy Brown (1974), Энн Парийо в La Femme Nikita (1990) и Ума Турман, Люси Лью, Вивика А. Фокс и Дэррил Ханна в Kill Bill (2003 –04) — ловкие торговцы оружием, обученные убийцы и эксперты по боевым искусствам. Они так же физически сильны, как и очаровательны и красивы. В игровой / анимационной комедии Кто подставил кролика Роджера (1988), персонаж Джессики Рэббит (озвученная Кэтлин Тернер) одновременно отдает дань уважения классическому нуарному роковому фильму и пародирует его.

К 21 веку роковая женщина стала еще более неоднозначной в моральном плане. В «Девушка с татуировкой дракона » (2005) шведский писатель-криминалист Стиг Ларссон представил мстительного компьютерного хакера Лисбет Саландер, молодую женщину, которая мстит мужчинам, подвергшимся сексуальному насилию. Триллер-бестселлер Джиллиан Флинн « Исчезнувшая » (2012), в котором женщина инсценирует собственное похищение, чтобы создать впечатление, что это сделал ее заблудший муж, вызвал разговоры о гендерной политике в отношениях. Критики разошлись во мнениях относительно того, было ли изображение смертельной и двуличной антигероини в рассказе феминистским, женоненавистническим или даже и тем, и другим. Роковая женщина в британском мрачном комедийном телесериале Убивая Еву (2018–22), убийца, преследующий другую женщину. Женщины-мошенницы в криминальном фильме « Hustlers » (2019) с Дженнифер Лопес и Констанс Ву в главных ролях образуют сестринские узы, работая в стриптиз-клубе и разрабатывая план по ограблению своих богатых клиентов с Уолл-стрит. Фильм Многообещающая молодая женщина (2020) обращается к культуре изнасилования с помощью роковой женщины (Кэри Маллиган), которая мстит за нападение друга, иногда нервирующими средствами.

René Ostberg

Что такое роковая женщина — определение, характеристики, примеры

Что такое роковая женщина? смертоносная женщина». До того, как это имя вошло в обиход, термин «вамп» использовался для обозначения похожих персонажей из более ранних фильмов 1910-х и 20-х годов. Оно пришло из «вампира» и историй, где женщина буквально или фигурально высасывала жизнь из своих жертв с помощью сексуального обольщения.

РОКОВАЯ ЖЕНЩИНА ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Что такое роковая женщина?

A femme роковая — тип персонажа, который воплощает в себе красоту, тайну, соблазнение и опасность. Ее роль часто заключается в том, чтобы заманить мужчину в паутину обмана и каким-то образом его погубить. В других случаях она работает с главными злодеями и использует героя для своих злых нужд. И иногда, даже когда она планирует одурачить или навредить герою, она находится в противоречии со своими чувствами и тем, что она делает.

Роковая женщина Характеристики:

  • Красивая, соблазнительная и ничего, кроме проблем
  • Использует свою сексуальность, чтобы получить то, что хочет
  • Держит все в себе, никогда не раскрывает всей правды other
  • Заканчивается тем, что причиняет герою боль, приводит к его падению или слишком поздно осознает, что то, что она делает с героем, неправильно

На протяжении многих лет было много замечательных примеров этого образа персонажа. Мы собрали коллекцию наших фаворитов с помощью создателя раскадровки StudioBinder.

Щелкните изображение, чтобы увидеть всю коллекцию, и вы даже можете распечатать ее для вдохновения, если вы обнаружите, что пишете следующий великий злодей, вдохновленный фильмом нуар.

Коллекция Femme Fatale  •  Выстрел внесен в список StudioBinder

А теперь давайте вернемся в то время, когда эти опасные женщины впервые появились на свет.

Роковые женщины Персонажи

Примеры классических роковых женщин

Мы упоминали, что в 10-х и 20-х годах опасных женщин в кино называли «вампами». Классический архетип роковой женщины появился во времена крутых детективов 30-х годов. Этот жанр литературы очень повлиял на тип персонажа и жанр фильма, в котором она позже расцветет.0003

Этот жанр фильма должен был стать фильмом нуар, и именно здесь был систематизирован классический архетип роковой женщины. В большинстве случаев роковая женщина в нуаре — это место, где образ живет, поскольку ее часто считают жизненно важной (но не необходимой) частью любой нуарной истории. Видео ниже раскрывает общее представление о роковой женщине в нуарных историях.

Роковая женщина, что означает объяснение

Женщина ищет помощи у нашего главного героя, даже если он подозревает, что она плохая новость. Это классическая ситуация, которую можно увидеть в некоторых из лучших нуаров всех времен, таких как 9.0033  Мальтийский сокол и Двойное возмещение (оба основаны на романах). В обоих фильмах представлены женщины, которые с разной степенью успеха используют наших главных героев-мужчин.

В то время как в большинстве фильмов представлены стильные и соблазнительные женщины, такие фильмы, как «Объезд», кажется, почти опровергают это. В любом случае, конечный результат того, что девица усложняет жизнь герою, один и тот же.

Вот отрывок из Двойное возмещение : наше знакомство с Филлис Дитрихсон. Здесь начинается заклинание, которое она накладывает на Уолтера Неффа. Диалоги, ракурсы, освещение — все работает здесь, чтобы представить ее как превосходящего, а его — как низшего. Позже мы увидим, насколько далеко Нефф попадет в ее ловушку.

Роковая женщина определение  •  Пример роковой женщины

Часть привлекательности персонажей роковой женщины заключалась в том, что женщины традиционно не считались смертельно опасными. Фильм-нуар вышел примерно во время Второй мировой войны, поэтому темы цинизма, нигилизма и неопределенности были обычным явлением.

Женщина, не интересующаяся материнством, заботящаяся только о себе и, прежде всего, не поддающаяся контролю, в равной степени привлекала и пугала.

В то же время роковые женщины в кино могли быть сложными. Она может сомневаться в своих мотивах и задаваться вопросом, правильно ли она поступает. Вот почему некоторые классические женщины в конечном итоге сожалеют о своих действиях, даже если уже слишком поздно.

Это часть того, что сделало ее такой выносливой, несмотря на то, что времена меняются, и в мире больше нет Сэма Спейда.

Примеры роковых женщин

Современные персонажи роковых женщин

К началу 1970-х годов в эпоху Нового Голливуда кинематографисты создали нео-нуар. Чайнатаун ​​ (Фэй Данауэй играет роковую женщину), например, считается одним из лучших фильмов в стиле нео-нуар.

Что такое роковая женщина? •  Роковая женщина в китайском квартале

Ко времени 80-х и 90-х годов0s персонаж по-прежнему появлялся в фильмах с элементами нуара ( «Бегущий по лезвию» , «Синий бархат» ). Тем не менее, эротические триллеры начали завоевывать популярность, и здесь появилось много нуарных архетипов.

Одним из самых известных примеров роковой женщины может быть Кэтрин Трамелл (Шэрон Стоун) из Основной инстинкт .

Игра Дэвида Финчера Th e Game — еще один нео-нуар, в котором роковая блондинка ведет бедного Майкла Дугласа за собой, чтобы совершить путешествие всей его жизни. Единственный другой фильм в его фильмографии, в котором так много лживых поворотов, — это «9».0033 Gone Girl , в котором (возможно) также изображена опасная женщина-манипулятор.

Что такое роковая женщина в нуаре сегодня?

Во многих смыслах традиционной роковой женщины больше не существует. Если вы делаете ретроспективную картину или пародию, то, скорее всего, появится классическая женщина. Но в наши дни, как и десятилетия назад, вы получаете разных женских персонажей с разными оттенками «фатальности».

Если действие вашего фильма происходит в настоящем, ваш тип роковой женщины будет либо легко узнаваем, либо не очень. Ее сущность родилась из другого времени и места.

Хотя этот тип персонажа в основном живет как часть определенного жанра, ее влияние все еще ощущается. Например, она позволяла женщинам быть больше, чем просто домохозяйками в кино, с сильными, соблазнительными, злодейскими ролями для своих персонажей. Пока нуар продолжает влиять на фильмы, сериалы и видеоигры, вы будете видеть ту или иную версию роковой женщины.

Впереди

Лучшие нуарные фильмы

А теперь давайте проверим наши новые знания в нашем списке лучших нуарных фильмов всех времен. Мы рассказываем о знаменитой классике, а также о менее известных жемчужинах черно-белого золотого века жанра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *