Реминисценция в психологии: Реминисценция | Мир Психологии

Реминисценция в психологии: Реминисценция | Мир Психологии

Реминисценция в психологии. Что это такое, определение, примеры, виды, аллюзия, отличия

Содержание

Лоуренс Дж. Филиал, доктор философии, впервые заинтересовался понятием реминисценции. В психологии это явление именует процесс мнимого воспоминания. Батлер в 1963 г. описал воспоминание, как часть нормального процесса пересмотра жизни, вызванного осознанием смерти, и рассматривал использование прошлого, как механизм, который помогает людям подготовиться к смерти, смягчая страх и беспокойство.

Вопреки предыдущим предположениям, возраст не обязательно предсказывает частоту воспоминаний (Романюк и Романюк 1983 г.; Вебстер 1994 г.).

Тем не менее, пожилые люди используют прошлый опыт для различных целей. Молинари и Рейхлин в 1984 г. выдвинули теорию о том, что реминисценция для пожилых людей отражает качественные, а не количественные различия.

Например, пожилые люди склонны использовать свои воспоминания в основном в качестве источника развлечений, тогда как молодые люди используют их в основном в качестве инструмента решения проблем.

Определение

Вонг и Ватт в 1991 г., в одном из немногих исследований, посвященных функциям воспоминаний в связи с адаптивным старением, разработали таксономию 6 типов реминисценций, чтобы различать успешное и неудачное старение.

Их модель состояла из следующих форм:

  • интегративных;
  • инструментальных;
  • пропускающих;
  • повествовательных;
  • эскапистских;
  • навязчивых.

Точно так же Вонг и Уотт обнаружили, что успешные люди имели более низкие уровни навязчивых воспоминаний (Lo Gerfo 1980 г.).

Реминисценция в психологии — это процесс памяти, а в литературе — прием

Фрай в 1991 г. обнаружил, что конкретные личностные факторы являются сильными предикторами частоты и приятности воспоминательной активности, утверждая, что люди, обладающие «тонким балансом» таких личностных черт, как чувствительность и открытость, могут обладать большей способностью и быть более отзывчивыми.

В нескольких исследованиях изучалась взаимосвязь между реминисценцией и личностью с использованием шкалы функций воспоминаний Вебстера 1993 г.

(RFS) и пятифакторного перечня личности NEO (NEO-FFI).

Вебстер обнаружил, что реминисценция о возрождении горечи коррелировало с невротизмом, воспоминание о разговоре – с экстраверсией, а воспоминание об идентичности и решении проблем – с открытостью.

Вебстер указал, что личностные черты открытости и невротизма, как было обнаружено, значительно коррелировали с общей частотой воспоминаний, тогда как люди с высоким уровнем невротизма чаще испытывали отрицательные эмоции, когда вспоминали что-либо.

Тем не менее, обобщаемость этих результатов для пожилого взрослого населения представляется ограниченной из-за небольшого размера выборки взрослых в возрасте 63 лет и старше (n = 13).

Опираясь на данные исследований, многие учёные отметили следующие понятия реминисценции:

  • Это воспроизведение более точного материала по сравнению с тем моментом, когда это было изучено. Так говорил С. Ю. Головин, который приводил в пример студентов: перед экзаменами многие забывают всё, а через 10 лет после окончания школы могут вспомнить, что было на лекциях, какие вопросы были на экзаменах.
  • В. А. Жмуров, доктор наук в сфере психиатрии, установил, что реминисценция – это бессознательное восстановление информации, которую человек не пытается вспомнить.
  • А. С. Никифоров утверждал, что реминисценция возможна также при негативном переживании событий. Так, например, во время войны многие старики уже не помнят особенности каких-либо дней, но они прекрасно вспоминают те мгновения, в которые им пришлось пережить страшное явление бытия. Иными словами, в мозге человека остаются сильные переживания, которые помогают восстановить картину происходящего даже тем, кто отнюдь не помнит ни единого действия.

В отличие от аллюзии, реминисценция не может быть основана на каком-либо историческом факте. Несмотря на то, что многие воспоминания приходят людям, казалось бы, из прошлого, точно сказать дату и место этих воспоминаний не сможет никто.

Аллюзия считается более сознательным фактом воспоминания:

  • Всплывают отдельные куски происходящего, память зацикливается на каком-то моменте. Человек может сказать, «помнишь, улицу и дом красного цвета, там были (опознавательные предметы)…» Это и есть аллюзия, которая всегда имеет отголосок к прошлому.
  • Во время аллюзии человек может точно назвать причину воспоминания. Например, в поле обзора попался предмет, который когда-то был связан с каким-то историческим событием.
  • Реминисценция больше походит на дежавю, хотя оба феномена считаются нарушением работы отдельных участков коры головного мозга.

Реминисценция в психологии – это способность человеческого мозга обращаться к истокам воспоминаний, которые имели место когда-то давно, но оставили свой след в подсознании за счёт психофизиологических способностей мозга человека.

Характеристики и свойства

Реминисценция характеризуется следующими свойствами:

  • Это распространённое явление, которое затрагивает 41% случаев, среди которых есть место бессвязному неосмысленному материалу. То есть, ситуация характерна для тех, кто «просто так» может вспомнить событие из жизни, занимаясь своим делом.
  • Насыщенное содержание реминисценции говорит о том, что всплывание отголосок памяти может свидетельствовать о нарушении работы мозга. Характеризуется этот процесс резким воспоминанием, которое человек может передать речью с точными данными.
  • Смысловое содержание будет всегда превышать значение воспоминаний для человека. То есть, он будет говорить о том, что видит «внутри головы», не понимая, для чего именно он это вспомнил и держит в подсознании.
  • Характерно такое явление для тех. Кто уже покидает этот мир. Перед смертью люди часто сталкиваются с процессом реминисценции, чтобы смерть казалось не такой бесполезной. Прожив многие десятилетия, «жизнь проносится перед глазами». Это явление помогает скрасить процесс ухода из жизни.

Реминисценция не обладает свойствами, так как процесс является свойством других ситуаций, возникающих с человеком:

  • Изменение чувствительности органа чувств под влиянием раздражителя. Вместе с реминисценцией наблюдается апатия, синестезия и адаптация к происходящему.
  • Свойства восприятия информации не могут быть связаны с реминисценцией. Этот орган чувств всегда будет передавать мозгу только положительные результаты работы после поиска нужного воспоминания.
  • Искажённое восприятие предмета (синдром дежавю) порождает иллюзию, реминисценцию, апперцепцию и целостность. Если орган работает неправильно, человек может принимать за один предмет совершенно иной, который будет отождествляться с другими чувствами.

Соответственно социальная память формировалась, как память коллективная, представляющая собой совокупность действий, предпринимаемых социумом по ценостносимволической реконструкции прошлого в настоящем. Сохранение прошлого, как коллективной памяти, в традиционном обществе задавалось самим его укладом.

В обществе модерна и постмодерна коллективная память именно в силу своей аксиологической нагруженности зачастую становится источником легитимизации тех социальных групп, которые посредством манипуляции ценностно-смысловым содержанием исторического прошлого, составляющим значительный раздел

социальной памяти, пытаются создать в массовом сознании тот или иной зачастую фальсифицированный образ прошлого:

  • Расширение ментальной вместимости социальной памяти позволяет глубже понять ценность прошлого, смысл настоящего и гипотетическую значимость будущего, что в определенной мере способно предотвратить манипуляционные процессы.
  • Чем богаче социальная память, тем богаче историческое и актуальное бытие человека и общества.
  • Именно сущностная, бытийственная значимость социальной памяти в современном обществе, особенно в период переоценки ценностно-смыслового бытия социума, особо значима, так как именно она может, с одной стороны, наиболее адекватно выявить процесс самоидентификации общества, а с другой – раскрыть возможные вариативно-модальные характеристики его будущего.
  • Бытие социальной памяти в различных ее формах выступает предметом теоретического дискурса в рамках современного гуманитарного знания.

Наиболее продуктивными из свойств являются:

  • ассоционистская;
  • когнитивная;
  • культурно-историческая;
  • семиотическая.

Одновременно с кризисом позитивизма, представление о реминисценции в рамках когнитивной психологии утратило свою привлекательность. Выход из создавшейся ситуации был предложен отечественной школой психологии в работах Л. С. Выготского, А. Я. Лурии, А. А. Леонтьева, где отчетливо проступает научная позиция, которая позволяет рассматривать память, как культурноисторическое явление.

Функции и роль

Понимание памяти, как культурно-исторического явления, породило установление новых связей между историками и психологами. Для того чтобы культурный человек был способен раскрывать свое бытие в современном ему мире, не утрачивая связь с предшествующим, необходимо, чтобы он мог понимать смысл уже существующих артефактов и умел находить в них отзвуки своей культуры.

Реминисценция в психологии – это процесс семиотического воспроизведения материала памяти. Они осуществляются на границе, где происходит встреча – взаимодействие ядра социальной памяти с ее маргинальными окраинами, где осуществляется перевод ценностно-символических кодов с одного языка на другой:

Анализ социальной памятиРеминисценция в онтогносеологическом ключе является необходимым, но не достаточным для полного ее исследования. Социальная память – это не только реальность, имеющая особые способы своего бытия, это еще и определенный уровень отношений, которые постоянно образуются в рамках социальной памяти, связывая прошлое, настоящее и будущее.
Гносеологические траекторииРоль реминисценции также доказана в теоретико-познавательном дискурсе. Она предполагает и некоторую корреляцию онтогносеологического подхода. В современном культурологическом знании в настоящее время происходят процессы, аналогичные тому, которые привели в середине XX века к институализации нового научного направления – науковедения.
Корреляция позицийРеминисценция позволяет характеризовать все гносеологические позиции. Её роль заключается в институализации нового научного направления.

Таким образом, несмотря на то, что реминисценция указывает на психиатрическое и психофизиологическое расстройство, этот процесс важен для изучения патогенеза личности в разрезе формирования памяти и воспоминаний.

Формы проявлений

Анализ современной философской литературы, посвященной проблемам реминисценций, позволил выявить специфику возникновения реминисценций, раскрыть их функционально-смысловую характеристику.

В процессе возникновения реминисценций могут быть задействованы, как 2 однородных (в определенной степени), так и 2 разнородных феномена культуры. Один из них – та сущность, которая обозначается в этом процессе, и поэтому выступает, как основная (primary subject) форма проявления.

Второй – сущность вспомогательная (secondary, subsidiary subject), как форма проявления.

Она соотносима с обозначаемым уже готового наименования:

  • Гетерогенность этих сущностей и сопутствующие им ассоциативные комплексы позволяют выходить за пределы и старого, и нового круга представлений, синтезируя принципиально новую реальность.
  • Сам процесс реминисциоризацни может быть рассмотрен, как собственно проблемная когнитивно-номинативная ситуация со многими переменными факторами, среди которых могут быть, как факты личной интеллектуальной, духовной культурной жизни человека, так и бытия общества, в котором живет человек.
  • Реминисцентный процесс предельно богат и разнообразен в формах проявления. Он охватывает всю интенцию субъекта реминисценции, включая момент выбора того или иного способа выражения смысла реминисценции.

Замысел реминисценции – это острая потребность назвать осознаваемое (зачастую довольно смутно), но еще не додуманое понятие (вещь, предмет) путем использования уже существующего текста, звука, краски, жанра искусства.

Психологические теории и школы

Реминисценция в психологии, согласно концепции М. Вартовского, это артефакты выступают, как объективизация человеческих потребностей и намерений, уже насыщенных когнитивным и аффективным содержанием.

  • Первый уровень артефактов составляют так называемые первичные артефакты.
  • Вторичные артефакты включают, кроме первичных артефактов, способы их использования.
  • Третий уровень представляет собой класс артефактов, которые, оставаясь посредниками между человеком и окружающим его культурным миром, одновременно выходят за свои собственные пределы, составляя как бы свой, автономный мир.

Существует единая теория, которая показывает специфику анализа социальной реминисценции. Она основана на работах Ю. Н. Давыдова, В. А. Колеватова, А. И. Ракитова, М. А. Розова, Л. П. Швец, в которых социальная память рассматривается с позиций теории информации.

Диагностика

Реминисценция поддаётся анализу только при изложении смысла содержания. Текстуальное воспроизведение, как метод диагностики, не проводится. Лучше всего использовать материал, который заставляет сосредоточиться и сконцентрироваться на одной мысли. Реминисценция может быть обнаружена при иллюстративных моментах, но и это зависит от отношения испытуемого к наглядному материалу.

Методы управления

Выдвинута гипотеза о перспективности использования реминисценций в педагогическом процессе в качестве одного из эффективных методов формирования социальной памяти.

Метод аналогии

Методика помогает установить причины, вызывающие всплеск реминисценции. Автором диагностического анализа является психолог Л. Швец.

Он же предложил использовать метод для установления причин, по которым человек может испытывать психологические расстройства личности.

Модальный метод дискурса

Модальный метод является гносеологической вариацией онто-гносеологического метода, который выступает в качестве основного инструмента в исследовании.

Привлечение же модального метода, пока еще слабо ангажированного в философскосоциологическом знании, может способствовать раскрытию новых аспектов трансмутации ценностно-смыслового содержания социальной памяти:

  • Под модальным методом исследования понимается способ познания, при котором основные характеристики рассматриваемого явления зависят от характера устанавливаемой им достоверности, которая может выступать как возможная, действительная или необходимая.
  • Модальная методология позволяет разрешить парадокс «плюрального понимания» феноменов социальной памяти.

Метод модального дискурса можно пройти в клинической больнице бесплатно, но только при постановке человека на учёт.

Философский метод

Реминисценция в психологии – это связь с памятью, которая позволяет восстановить культурно-историческую связь с предыдущими событиями. С. В. Дементьевой предложен вариант философского анализа роли реминисценций в социальной памяти общества. Она, по мнению С. В. Дементьевой, позволяет углубить ментальную вместимость социальной памяти.

Автор подчёркивает, что в реминисцентном отражении и постижении мира культуры нет главных и второстепенных линий. В зависимости от способности человека к творческому постижению явлений культуры, от его личностной ментальной вместимости второстепенные сюжеты могут превратиться в главные, и наоборот.

Факт реминисценции в науке о психологии личности расценивается, как способность человека вспоминать нечёткие и бессознательные материалы, которые не могли бы быть получены в обычном состоянии.

При этом реминисценция – это неконтролируемая способность человека избирательно выдавать факты из глубин памяти. Если такой феномен имеет место в период кризиса, можно подвергнуть процесс диагностике и методам управления.

Видео о памяти в психологии

Процессы и виды памяти:

Реминисценция в сохранении. Основы общей психологии

Реминисценция в сохранении

В ходе исследования сохранения и забывания вскрылся еще один, как будто частный, но принципиально очень значимый, факт. Оказалось, что в ближайший после первичного воспроизведения материала интервал (2–3 дня, а иногда и более значительный срок) не всегда наблюдается резкое снижение воспроизведения, как это следовало бы ожидать согласно логарифмической формуле Эббингауза, иногда даже отсроченное воспроизведение материала оказывается более полным и совершенным, чем непосредственно следующее за первичным восприятием или заучиванием.

Первое исследование, специально посвященное изучению реминисценции, было проведено Д.Б.Баллардом. 106

От классической кривой забывания по Эббингаузу кривые Балларда отличались характерным подъемом в течение первых 2–3 дней после заучивания, т. е. как раз там, где кривая Эббингауза дает наиболее резкое падение.

В наших опытах младшие дети обычно не в состоянии были сами воспроизвести рассказ сейчас же по его прослушивании; в лучшем случае они могли воспроизвести отдельные части в ответ на прямые вопросы. Но по прошествии некоторого времени содержание рассказа как бы восстанавливалось в их памяти, и они в состоянии были воспроизвести его. Таким образом, наиболее полное воспроизведение прослушанного рассказа или воспринятого события дети дают не непосредственно после восприятия или прослушивания рассказа, а по прошествии некоторого времени. 107

Факт так называемой реминисценции, в силу которой со временем воспроизведение иногда не ухудшается, а улучшается, имеет, с нашей точки зрения, принципиальное значение для общей теории памяти. На первый взгляд он представляется парадоксальным. Недаром первые зарубежные исследователи, которые — как мы — на него натолкнувшись, усомнились в его реальности (М. Лобзайн), а последующие (Д.Б.Баллард, Дж. Мак-Гич и др.) отвергли возможность его психологического объяснения. Неадекватность реминисценции господствующим теориям памяти означает также и неадекватность этих теорий фактам.

Наше исследование, установив факт реминисценции, вскрыло и ряд причин, его обусловливающих. Оно показало, что реминисценция особенно ярко выступает у маленьких детей — дошкольников — и что в некоторых случаях более полный характер отсроченного воспроизведения бывает обусловлен действием эмоционального торможения, непосредственно следующего за аффективно переживаемым впечатлением. Вместе с тем исследование привело к требовавшему еще проверки и подтверждения выводу, что реминисценция связана прежде всего и главным образом с внутренней работой по осмыслению материала и овладению им; в частности, известную роль в наблюдавшемся иногда более полном характере вторичного воспроизведения по сравнению с первоначальным играет активизация мыслительной переработки материала, стимулируемая первым воспроизведением. Но вопрос требовал дальнейшего уяснения. С этой целью было поставлено специальное исследование реминисценции. Оно было проведено Д.И.Красильщиковой. 108

Основные результаты этого исследования сводятся к следующему:

a. Реминисценция — широко распространенное явление. Из 485 индивидуальных опытов (включая и бессвязный материал) реминисценция обнаружена в 40,5 % случаев. Если же исключить бессвязный материал, оставив лишь осмысленный, то реминисценция обнаружена в среднем в 65 % случаев.

b. Наличие реминисценции существенно зависит от характера заучиваемого материала. В то время как при воспроизведении осмысленного материала сплошь и рядом обнаруживалось улучшение отсроченного воспроизведения, всплывание новых элементов при воспроизведении бессвязного материала наблюдалось лишь в редких случаях. При этом особенно благоприятным для проявления реминисценции был материал, более насыщенный содержанием, где последовательность событий была изложена естественно и убедительно.

c. Реминисценция чаще обнаруживается при свободном изложении смыслового содержания, нежели при буквальном воспроизведении. Наиболее благоприятными в этом отношении оказываются те части воспринятого материала, которые требуют особого сосредоточения мысли. Реминисценция обнаруживается главным образом при воспроизведении логического плана воспринятого материала, воспроизведение же иллюстративных моментов не обнаруживает выраженной тенденции к улучшению.

d. Проявление реминисценции зависит и от отношения запоминающего к материалу. Реминисценция наиболее ярко обнаруживается на таком материале, который вызывает интерес у испытуемого.

e. Существенным для проявления реминисценции является и то, насколько заучивающий овладел содержанием материала. В тех случаях, когда испытуемый не овладел в какой-либо мере содержанием материала, последний быстро забывался и реминисценции обычно не давал.

Важнейшим звеном в объяснении причин реминисценции является характер самого процесса воспроизведения. Исследование выявило, что второе отсроченное воспроизведение, дававшее реминисценцию, отличается от первого непосредственного не только тем, что одно из них — первое, а другое — второе, что между ними некоторый временной интервал, но что они психологически качественно различны; они по-иному протекают. Если в процессе непосредственного воспроизведения заучивающий пытается восстановить материал, используя при этом в значительной мере внешние ассоциативные связи, то при отсроченном воспроизведении испытуемый опирается главным образом на связи смысловые.

Опора на внешние связи при непосредственном воспроизведении проявлялась по-разному: в одних случаях испытуемые восстанавливали текст, опираясь при этом на рифму, ритм, т. е. структурную оформленность материала; многие пытались припомнить, на какую букву начинается то или иное слово, другие — каким словом начинается строчка, строфа, во многих случаях испытуемые опирались на месторасположение строчек. В результате этого первое воспроизведение подчас обрывалось на полуслове, оно пестрило бессмысленными сочетаниями отдельных слов, строчек. Во втором отсроченном воспроизведении в качестве преобладающего способа воспроизведения выступает опора на смысловое содержание материала. Более опосредованный характер отсроченного воспроизведения имел место не только при буквальности воспроизведения, но также при изложении смыслового содержания.

Исследование обнаружило также большую гибкость, пластичность второго воспроизведения по сравнению с первым, непосредственным. В то время как забывание слова, строчки при непосредственном воспроизведении во многих случаях приводило к тому, что испытуемые отказывались дальше продолжать воспроизведение или в лучшем случае пропускали большое звено заученного материала, во втором воспроизведении при таких случаях они сравнительно легко обходили забытые места. Большая гибкость второго воспроизведения по сравнению с первым также свидетельствует о более высоком уровне процесса отсроченного воспроизведения.

Таким образом, процессы первого и второго — непосредственного и отсроченного — воспроизведения не тожественны. Иное протекание процесса обусловливает разные результаты. В этом различии характера непосредственного и отсроченного воспроизведения и заключается существеннейшая причина реминисценции. Как показало исследование Красильщиковой, в тех случаях, где обнаруживалась реминисценция, имел место иной, более высокий уровень отсроченного воспроизведения.

Этим объясняются и возрастные отличия в проявлении реминисценции.

Более яркое и частое проявление реминисценции у дошкольников, чем у школьников, и у школьников, чем у взрослых, объясняется иным характером и уровнем у них первичного восприятия заучиваемого материала. Сравнительно высокий уровень первичного воспроизведения у старших сужал возможности дальнейшего улучшения; потому реминисценция у них проявлялась менее ярко. Младшие дети, более непосредственно воспринимающие заучиваемый материал, в состоянии дать более обобщенное воспроизведение лишь спустя некоторое время, отсюда и более яркое проявление у них реминисценции.

С этим сочетается и влияние уже отмеченного эмоционального торможения. Оно сказывалось на характере непосредственного воспроизведения; изложение в тех случаях носило фрагментарный характер, было лишено логической последовательности, дети обычно начинали с того, что их больше всего поражало. Изложить рассказ более полно и в логической последовательности они были в состоянии лишь при отсроченном воспроизведении.

Факт реминисценции, являющейся специфическим моментом в процессе сохранения и воспроизведения, и наша трактовка ее как явления, обусловленного главным образом сложнейшими взаимосвязями процессов памяти и мышления, является существенным звеном в общей перестройке учения о памяти, доказывающим невозможность свести сложные процессы, к ней относящиеся, к какой-то отдельной функции.

Наличие реминисценции в процессе сохранения не исключает, конечно, бесспорного факта забывания. Однако его не приходится рассматривать как процесс, который всегда совершается непроизвольно в силу не зависящих от человека обстоятельств. Он протекает так или иначе в зависимости от того, как он организуется. Ход сохранения и забывания существенно зависит от характера первичного запечатления или заучивания материала.

От забывания в собственном смысле слова надо отличать выпадение материала при воспроизведении, обусловленное отбором материала, определяемым логикой смыслового содержания.

Забывание носит, как и запоминание, избирательный характер; оно зависит поэтому и от не всегда осознанных самим человеком установок, выражающих специфическую направленность его личности. 109 Забывается то, что перестает быть для личности существенным, важным, а отчасти и то, что идет вразрез с ее устремлениями.

Забывается также то, что связано с отжитыми, утерявшими актуальное значение для личности этапами ее прошлого, в особенности если в свое время оно было связано с напряженной деятельностью. Так, относительно часты случаи забывания авторами своих произведений, своеобразного их отчуждения. Известен случай с К.Линнеем, который на старости любил перечитывать свои произведения, очень ими восторгался, но совершенно забывал, что они написаны им. Эксперименты М.Овсянкиной и Б.В.Зейгарник показали, что незаконченные действия особенно запоминаются. Очевидно, имеет место и обратное: то, что закончено и исчерпано, утеряло актуальность, скорей всего подвержено забвению.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Терапия воспоминаниями | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Клинический: Подходы · Групповая терапия · Методы · Типы проблем · Области специализации · Таксономии · Терапевтические проблемы · Способы доставки · Проект перевода модели · Личный опыт ·


Терапия воспоминаниями — это форма терапевтической деятельности, предназначенная для предотвращения ухудшения памяти, например, у пожилых людей, особенно у людей с болезнью Альцгеймера.

Он используется для консультирования и поддержки пожилых людей и представляет собой метод вмешательства у пациентов с травмами головного мозга. Эта форма терапевтического вмешательства уважает жизнь и опыт человека с целью помочь пациенту сохранить хорошее психическое здоровье.

Терапия воспоминаниями, часто используемая в стационарных учреждениях и учреждениях сестринского ухода, также можно найти, например, в больницах неотложной помощи в Соединенном Королевстве, особенно в тех, которые специализируются на медицинском уходе за пожилыми людьми. В одном подходе участники под руководством обученного человека размышляют о различных аспектах своей жизни. Это может быть тематическое и сосредоточено на одном периоде времени, или оно может быть более широким и отражать направленное обсуждение по проблеме. Терапевт может использовать музыку, фотографии, копии документов, драму и сенсорные сады, чтобы стимулировать дебаты и дискуссии для участников.

В терапии воспоминаний структурированные возможности для воспоминаний предоставляются в качестве полезного инструмента, помогающего очень слабым и сбитым с толку людям интегрироваться в новые условия жизни, признавая и уважая их жизненную историю. Участники часто очень хорошо осведомлены, и работа в группах становится интерактивным опытом обучения. Терапия воспоминаниями способствует чувству безопасности у пожилых людей, просматривая утешительные воспоминания.

Было обнаружено, что терапия воспоминаниями помогает пожилым людям справиться со старением и подготовкой к смерти. Недавние исследования выявили дополнительные положительные результаты, касающиеся других аспектов психического здоровья. Применение терапии воспоминаниями расширилось, однако по-прежнему существует потребность в будущей работе по стандартизации методов в этой области.

File:1970sfamily1.jpg

Воспоминание включает в себя припоминание деталей из прошлой жизни

Содержание

  • 1 Что такое воспоминание?
    • 1.1 История воспоминаний
  • 2 теории воспоминаний
    • 2.1 Теория разъединения
    • 2.2 Теория целостности эго
    • 2.3 Теория непрерывности
  • 3 Что такое терапия воспоминаниями?
    • 3. 1 Применение
  • 4 исхода
    • 4.1 Оценка поведения
    • 4.2 Нейровизуализация
    • 4.3 Влияющие факторы
  • 5 будущих направлений
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки и библиография
  • 8 Ключевые тексты
    • 8.1 Книги
    • 8.2 Бумаги
  • 9 Дополнительный материал
    • 9.1 Книги
    • 9.2 Бумаги
  • 10 Внешние ссылки

Что такое воспоминание?

Воспоминание описывается как «произвольный или непроизвольный акт или процесс припоминания воспоминаний о себе в прошлом». [1] Другими словами, это включает в себя припоминание и повторное переживание жизненных событий. Это предполагает наличие неповрежденной автобиографической памяти, чтобы иметь возможность вспомнить определенные жизненные события. Каким бы значимым ни был процесс воспоминания, зависит от того, насколько значимы вызываемые воспоминания. [2] Различные способы сделать эти воспоминания более значимыми — задавать вопросы, подразумевающие важность события, а также использовать исторические материалы из прошлого. [1]

Существуют различные типы воспоминаний. Двумя основными подтипами являются внутриличностные и межличностные воспоминания. [3] Внутриличностное занимает когнитивную позицию и происходит индивидуально. Межличностная терапия больше похожа на разговорную сторону и представляет собой групповую терапию. Затем воспоминания можно разделить на три конкретных типа: информационные, оценочные и навязчивые. [3] Информационная память делается для того, чтобы получить удовольствие от пересказа историй из своего прошлого. [4] Этот тип также можно использовать, чтобы помочь кому-то, кому может не хватать интереса к своей жизни и отношениям. Способность вспоминать хорошие воспоминания может помочь им вспомнить, чем они должны быть счастливы. Оценочное воспоминание является основным типом терапии воспоминаниями, поскольку оно основано на обзоре жизни доктора Роберта Батлера. Этот процесс включает в себя вспоминание воспоминаний на протяжении всей жизни и обмен этими историями с другими людьми. [4] Часто это делается в рамках групповой терапии. Навязчивые воспоминания возникают, когда кому-то нужно избавиться от любого стресса вины, который может сохраняться. [4] Проработка этих проблем позволяет им быть в мире с самими собой. Воспоминания также использовались, чтобы помочь людям справиться со смертью любимого человека. [5] Делясь историями о жизни любимого человека, они могут вспомнить теплые воспоминания и обрести чувство мира со смертью.

File:Robert N. Butler 2004.jpg

Д-р Роберт Батлер

История воспоминаний

До конца 1950-х годов воспоминания рассматривались как негативный симптом, который часто приводил к ухудшению психического состояния. Эрик Эриксон представил свою концепцию восьми стадий психосоциального развития, которые включали в себя продвижение жизни и развитие человека от рождения до смерти. Последний этап, известный как поздняя взрослость, породил идею честности и отчаяния. [3] На этом этапе человеку становится важно с удовлетворением оглянуться на свою жизнь перед смертью. В 1963 году доктор Роберт Батлер опубликовал статью о критических моментах, связанных с важностью обзора жизни и воспоминаний. [1] Батлеру приписывают начало движения терапии воспоминаниями. [6] Следующее продвижение в этой области было сделано Чарльзом Льюисом в 1971 году. Льюису удалось создать первое экспериментальное исследование воспоминаний. [3] Льюис хотел посмотреть на любые когнитивные изменения, которые могут произойти в результате воспоминаний, а также на то, как люди воспринимают себя. [7] Этот эксперимент оказался полезным, так как в последующие годы эта область стала очень популярной для исследований. В последующие годы исследования воспоминаний были сосредоточены на функциях и преимуществах воспоминаний. В 1978 году Департамент здравоохранения и социального обеспечения начал проект под названием «Проект помощи памяти». [8] Этот проект был сделан для того, чтобы воспоминание стало терапевтическим процессом. Наконец в 19В 80-х годах терапия воспоминаний была признана учреждениями и начала использоваться в качестве групповой терапии. За это время увеличилось количество специалистов, обученных этому терапевтическому процессу. [8] Терапия воспоминаниями продолжает оставаться областью исследований и по сей день. Хотя в последнее время было проведено много исследований по терапии воспоминаний, Батлер и Эриксон остаются двумя исследователями, наиболее связанными с этой областью работы.

Теории памяти

Существует множество теорий и путей, по которым работает терапия воспоминаниями. Каждая теория или способ назначения терапии пациентам имеет свои достоинства. Среди наиболее часто используемых — теория разъединения, теория целостности эго и теория непрерывности соответственно. Самые большие споры развернулись между теорией разъединения и целостностью эго. Часто по мере того, как люди становятся старше, они стремятся удалиться от окружающего их общества. Использование воспоминаний позволяет им чувствовать, что у них есть цель в обществе, когда они делятся своими жизненными уроками и историями. [9] Целостность эго – это процесс, посредством которого пожилые люди способны прийти к пониманию и удовлетворению своей жизни к концу ее. [3] Они могут оглянуться на свою жизнь и гордиться своими достижениями. Обе эти идеи могут работать как друг с другом, так и самостоятельно. В зависимости от типа воспоминаний, которые нужны человеку, это лучший способ определить, какая теория используется. Поскольку разным людям нужны разные виды терапии воспоминаниями, трудно сказать, какая теория в целом является лучшей.

Теория разъединения

Теория разъединения в воспоминаниях используется некоторыми терапевтами и исследователями и фокусируется на уходе пациента от социальной ответственности. [3] Этот уход от социальной жизни поощряется, чтобы пациент (во многих случаях пожилой человек) мог подготовиться к быстрым изменениям, связанным с концом жизни. Отказываясь от взаимодействия с другими, теория разъединения стремится подготовить человека к самому мощному и изнурительному разделению — смерти. [3] Надежда при использовании этой терапии заключается в том, что когда придет смерть, она не будет такой болезненной или огорчительной, как обычно думают. Понятие может быть утешительным, что вместо того, чтобы быть напуганными пациентами, которые участвуют в аспекте разъединения теории воспоминаний, они больше не будут бояться, но обретут силу, когда встретит свой конец.

Теория целостности эго

Теория целостности эго основана на том, что человек испытывает чувство удовлетворения и успеха, когда оглядывается на свою жизнь и достижения. [10] Человек, достигший целостности эго, не боится неуверенности, связанной со смертью. В успешном случае теории целостности эго пациент спокойно относится к возможности смерти. Эта теория была разработана на основе описанных Эриком Эриксоном стадий развития, в которых Честность против Отчаяния является решающим этапом психологического развития в более позднем возрасте. [11]

Теория непрерывности

Отстраненность и целостность эго могут предложить инструменты, помогающие пожилым или больным справиться с перспективой смерти, но считается, что теория непрерывности предлагает более глубокое понимание при попытке полностью понять истинное значение теории воспоминаний. [12] Отрывок из Lin [3] лучше всего иллюстрирует концепцию преемственности

«Когда люди переходят от одной стадии к другой и сталкиваются с изменениями в своей жизни, они пытаются упорядочить и интерпретировать изменения, вспоминая их прошлое. Это дает важное ощущение преемственности и облегчает адаптацию. Изменения связаны с воспринимаемым прошлым человека, создавая преемственность во внутренних психологических характеристиках, а также в социальном поведении и социальных обстоятельствах».

Воспоминания могут обеспечить механизм, с помощью которого люди адаптируются к изменениям, происходящим на протяжении всей жизни. Теория непрерывности требует эффективного использования удаленной памяти. Процессы воспоминаний происходят в этом типе памяти, который обычно разрушается в последнюю очередь. Исследования показали, что частые упражнения этой системы улучшают общую когнитивную функцию. [3]

Что такое терапия воспоминаниями?

Терапия воспоминаниями использует жизненные события, заставляя участников вслух вспоминать эпизодические воспоминания из своего прошлого. [13] Это помогает дать людям ощущение преемственности с точки зрения их жизненных событий. [14] Терапия воспоминаниями может проводиться в группе, индивидуально, [15] или парами в зависимости от цели лечения [14] Терапия воспоминаниями также может быть структурированной или неструктурированной в рамках этих конфигураций. [16] Хотя основной целью терапии воспоминаниями является укрепление компонентов когнитивной памяти, вторичной целью может быть поощрение либо внутриличностного, либо межличностного развития. [15] Эти индивидуальные потребности будут определять, будет ли терапия проводиться в группе или наедине с практикующим врачом. [15] Воспоминания обрабатываются в хронологическом порядке, начиная с момента рождения и концентрируясь на важных жизненных событиях. [15] Основное внимание уделяется размышлению, а не просто воспоминанию. [15] Терапия воспоминаниями может использовать такие подсказки, как фотографии, предметы домашнего обихода, музыка или личные записи. [6]

Применение

Терапия воспоминаниями используется преимущественно у пожилых пациентов [3] Частично это может быть связано с распространенными у пожилых людей расстройствами, для лечения которых использовалась терапия воспоминаниями, такими как депрессия. [3] Его часто использовали в домах престарелых или в домах престарелых, поскольку он дает ощущение непрерывности жизни и, следовательно, может помочь в таких переходах. [14] Пациентам с хроническими заболеваниями также может помочь терапия воспоминаниями, поскольку они часто страдают социально и эмоционально. [14] С помощью терапии воспоминаниями решались и другие проблемы, включая поведенческие, социальные и когнитивные проблемы. [14] Исследования показали, что сеансы групповой терапии воспоминаниями могут привести к укреплению социальных отношений и дружбы внутри группы. [14]

Исходы

Для оценки изменений у пациентов, проходящих терапию воспоминаниями, используются различные поведенческие меры, а в последнее время визуализация головного мозга стала частью оценки после лечения.

Поведенческая оценка

Наиболее частые характеристики, используемые для измерения результатов терапии воспоминаниями у вовлеченных пациентов: [17] :

  • Симптомы депрессии
  • Психологическое благополучие
  • Эго-целостность
  • Смысл и/или цель жизни
  • Мастерство
  • Когнитивные способности
  • Социальные взаимодействия

Нейровизуализация

У пациентов с сосудистой деменцией выявлено значительное повышение метаболизма глюкозы в коре в двусторонней передней части поясной извилины и в левой нижней височной доле, которые являются областями, важными для социального взаимодействия и отдаленных воспоминаний, соответственно. [18] Использование однофотонной эмиссионной компьютерной томографии у пожилого пациента с болезнью Альцгеймера выявило больший приток крови к лобной доле мозга, области, которая дегенерирует у пациентов с этим заболеванием. Это сопровождалось положительными изменениями в оцениваемых поведенческих чертах. [19]

Влияющие факторы

В целом, терапия воспоминаниями дает положительные результаты, хотя и в разной степени. Считается, что изменчивость результатов связана с различными факторами, включая форму терапии воспоминаниями, формат сеансов (групповой или индивидуальный), количество завершенных сеансов, состояние здоровья, возраст и пол человека, где жизни пациента и если человек пережил какие-либо события, которые вызывают серьезные изменения в его жизни.

Оценка форм терапии воспоминаниями показала, что терапия повторения жизни оказывает наиболее сильное положительное влияние на психологическое благополучие по сравнению с другими наблюдениями за жизнью и простыми воспоминаниями. [17] [20] Считалось, что обзор жизни дает больший положительный эффект по сравнению с терапией воспоминаниями из-за большей организации методов и целей этой терапии. Преимущества терапии воспоминаниями проявляются независимо от формата терапии. Улучшение поведения происходит независимо от того, проводится ли терапия на индивидуальной основе [19] в малых или больших группах. [13] [17] [20] Частота и продолжительность терапевтической программы, похоже, не изменяют эффективность воспоминаний. [17]

Многие конкретные группы были выбраны для изучения эффектов терапии воспоминаниями и оценивались с использованием различных мер, основанных на их ранее существовавшем состоянии и проблемах, связанных с ним. Те, кто занял более высокое место в своем рейтинге депрессии, показали более высокую скорость улучшения своих симптомов по сравнению с теми, у кого симптомы депрессии были менее выражены до начала терапии, хотя улучшения наблюдались на разных уровнях депрессии. [20] Согласно исследованиям, терапия воспоминаниями положительно влияла на пациентов с деменцией, оцененных с использованием различных показателей. [18] У пациентов с болезнью Альцгеймера улучшился приток крови к областям мозга, как обсуждалось ранее, и произошли положительные изменения в оцененных поведенческих чертах. [19] У пациентов с лепрой наибольший положительный эффект наблюдался у пациентов с депрессией, но терапия воспоминаниями не влияла на стадию деменции или когнитивные показатели. [21]

File:Nurse in geriatry.jpg

Воспоминания помогают пожилым людям справиться со старением

Изначально воспоминания предназначались для пожилых людей. Однако эта терапия может оказаться ценным инструментом и для взрослых на более ранних этапах их жизни. У пожилых улучшение удовлетворенности жизнью и собой, самооценки, повышение социальной вовлеченности, что привело к улучшению их способности справляться с социальными ситуациями, снижению одиночества и отчуждения. [22] Кроме того, депрессивные симптомы, психологические симптомы, психологическое благополучие, целостность эго, смысл/цель в жизни, мастерство, когнитивные способности, социальная интеграция, подготовка к смерти — все это показало улучшение после завершения терапии. При последующей депрессии другие показатели психического здоровья, самочувствия, целостности эго, когнитивных функций, подготовки к смерти все еще требовали улучшения по сравнению с предварительным лечением. [17] Улучшения, сравнимые с таковыми у пожилых людей, были обнаружены в исследованиях, включавших моложе возрастных групп. [17] Уменьшение депрессии наблюдается как у женщин [23] , так и у мужчин. [24] Сравнительный анализ воздействия терапии воспоминаниями на мужчин и женщин не выявил различий в успешности терапии между полами . [17] Терапия воспоминаниями проводилась в группах, состоящих из жителей, из групповых центров и тех, кто живет в более широких сообществах. Недавний анализ показывает, что не существует различий в результатах воспоминаний между типом сообщества, в котором люди живут во время терапии, [17] , что противоречит более ранним выводам о том, что те, кто живет в групповых домах или центрах ухода, получают меньше пользы от этих программ. [20] Те, кто пережил различные серьезные жизненные события , показали улучшение психической стабильности, включая уменьшение симптомов депрессии и тревоги. [25] Пожилые ветераны-мужчины, помещенные в лечебные учреждения, продемонстрировали повышение самооценки и удовлетворенности жизнью, а также уменьшение симптомов депрессии у тех, кто участвовал в 12-недельной программе терапии воспоминаниями по сравнению с теми, кто этого не делал. [24]

Большинство из этих факторов, по-видимому, не влияют на эффективность терапии, как считалось ранее; отсутствие стандартизации и повторения в исследованиях может быть причиной отсутствия различий между этими влияниями.

Future Directions

Эффект воспоминаний следует изучить более подробно:

  • У лиц молодого и среднего возраста [17]
  • У лиц с «неразрешенными биографическими конфликтами» [17]
  • Как это влияет на целостность эго и подготовку к смерти [17]
  • Долгосрочные эффекты или продолжительность результатов [17]
  • Использование нейровизуализации [18]

Важным примечанием для будущих исследований является необходимость стандартизации методов. [3] В настоящее время существует множество различных методов, используемых для достижения терапии воспоминаниями, а также различные способы анализа данных. [2] Здесь, кажется, происходит самое большое разделение в этой области исследований. Это отсутствие связи между теорией и исследованиями может быть связано с ранней работой Батлера в этой области. Батлер использовал психодинамическую точку зрения, которую трудно проверить эмпирически. [1] Как и в случае с любой другой темой исследования, для исследователя важно планировать эксперименты и проверять новые идеи. Достижение общего уровня понимания в этой области может показать еще более положительный эффект для тех, кто использует терапию воспоминаний.


См. также

  • Автобиографическая память
  • Вызов (память)
  • Ранние воспоминания
  • Обзор жизни
  • Работа по истории жизни
  • REMINISCENCE BUMP

Ссылки и библиография

  1. 1,0 1. 1 1.2 1,3 Bluck, S. & Levine, L.J. 1998. Старение и общество. 18, 185-208.
  2. 2.0 2.1 Мартин, Дж. Р. 1940. «Теория воспоминаний и гештальта» Американская психологическая ассоциация. 52, (4), 1-37.
  3. 3.00 3.01 3.02 3.03 3.04 3.05 3.06 3.07 3.08 3.09 3.10 3.11 Lin, Y.C., Dai, Y.T., & Hwang, S.L. Август 2003 г. «Влияние воспоминаний на пожилое население: систематический обзор». Сестринское дело общественного здравоохранения. 20, (4), 297-306
  4. 4.0 4.1 4.2 Герфо М.Л. 1980. «Три способа воспоминаний в теории и на практике». Международный журнал старения и человеческого развития. 12, (1), 39-48.
  5. ↑ Комана, М.Т., Браун, В.М., и Томас, Дж.Д. 1998. «Влияние терапии воспоминаниями на семейное преодоление». Журнал семейного ухода. 4, (2), 182-197.
  6. 6,0 6.1 6.2 Вудс, Б., Спектор, А.Е., Джонс, К.А., Орелл, М., Дэвис, С.П.2009. «Терапия воспоминаний при деменции (обзор)». Кокрановская библиотека. 1: 1-34.
  7. ↑ Льюис, К.Н. 1971. «Воспоминания и самооценка в старости». Журнал геронтологии. 26, (2), 240-243.
  8. 8.0 8.1 Борнат, Дж. 1989. «Устная история как общественное движение: воспоминания и пожилые люди». Общество устной истории. 17, (2), 16-24.
  9. 900:30 ↑ Коулман, П.Г. 2005. «Использование воспоминаний: функции и преимущества». Старение и психическое здоровье. 9, (4), 291-294.
  10. ↑ Касл-Годли, Дж., и Гатц, М. (2000). «Психосоциальные вмешательства для людей с деменцией: интеграция теории, терапии и клинического понимания деменции». Обзор клинической психологии , 20 (6), 755–782.
  11. ↑ Эриксон, Э. (1959). «Идентичность и жизненный цикл: избранные статьи». Психологические проблемы , 1, 50-100
  12. ↑ Батлер, Р.Н. (1963). «Обзор жизни: интерпретация воспоминаний в пожилом возрасте». Психиатрия , 26, 65-76.
  13. 13,0 13,1 Ван, Дж.Дж. 2007. «Групповая терапия воспоминаниями для когнитивных и аффективных функций пожилых людей с деменцией на Тайване». Международный журнал гериатрической психиатрии. 22: 1235-1250.
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 14,4 14,5 Джонсдоттир, Х., Джонсдоттир, Г., Стейнгримсдоттир, Э., и Трюггвадоттир, Б. (2001). «Групповые воспоминания людей с терминальной стадией хронических заболеваний легких» Journal of Advanced Nursing. 35(1), 79-87
  15. 15,0 15,1 15,2 15,3 15,4 Хси, Х.Ф. и Ван, Дж. (2003.0383 40,335-345
  16. ↑ Стинсон, К.К. и Кирк, Э. (2005). «Структурированное воспоминание: вмешательство, направленное на уменьшение депрессии и повышение самопреодоления у пожилых женщин», Journal of Clinical Nursing. 15, 208-218
  17. 17.00 17.01 17.02 17.03 17.04 17.05 17.06 17.07 17.08 17.09 17.10 17.11 Pinquart, M. and Forstmeier, S. 2012. » Влияние вмешательств воспоминаний на психосоциальные результаты: метаанализ». Старение и психическое здоровье. 1-18.
  18. 18.0 18.1 18.2 Аканума К., Мегуро К., Мегуро М., Сасаки Э., Тиба К., Исии Х. и Танака Н. 2010. «Улучшено социальное взаимодействие и повышенный метаболизм передней поясной извилины после групповых воспоминаний с ориентацией на реальность при сосудистой деменции». Психиатрические исследования: нейровизуализация. 192: 183–187
  19. 19.0 19.1 19.2 Танака К., Ямада Ю., Кобаяси Ю., Сонохара К., Мачида А., Накаи Р., Кодзаки К. и Тоба. 2007. «Улучшение когнитивных функций, настроения и мозгового кровотока при однофотонной эмиссионной компьютерной томографии после индивидуальной терапии воспоминаниями у пожилого пациента с болезнью Альцгеймера». Международная гериатрическая геронтология. 7: 305–309
  20. 20,0 20,1 20,2 20,3 Больмейер, Э., Ремер, М., доктор философии, П.С. и Смит, Ф. 2007. «Влияние воспоминаний на психологическое метаблагополучие пожилых людей». анализ.» Старение и психическое здоровье . 11:3, 291-300
  21. ↑ Су, Т.С., Ву, Л.Л., и Лин, К.П. 2012. «Распространенность деменции и депрессии у тайваньских больных лепрой, находящихся в лечебных учреждениях, и оценка эффективности терапии воспоминаниями, а также продольное одностороннее слепое рандомизированное контрольное исследование». Международный журнал гериатрической психиатрии. 27: 187 — 196. .
  22. ↑ Фудзивара Э., Оцука К., Сакаи А., Хоши К., Секиаи С., Камисаки М., Исикава Ю., Ивато С. и Чида Ф. 2012. «Полезность терапии воспоминаниями для психического здоровья сообщества». Психиатрия и клиническая неврология . 66: 74-79.
  23. ↑ Стинсон, К.К. 2006. «Структурированное воспоминание: вмешательство, направленное на уменьшение депрессии и повышение самопреодоления у пожилых женщин». Журнал клинического ухода. 15: 208-218.
  24. 24.0 24.1 Ву, Л.Ф. 2011. «Групповая интегративная терапия воспоминаниями о самооценке, удовлетворенности жизнью и симптомах депрессии у пожилых ветеранов, помещенных в лечебные учреждения». Журнал клинического ухода . 20. 2195–2203 2195.
  25. ↑ Корте, Дж., Больмейер, Э.Т., Вестерхоф, Г.Дж. и Пот, А.М. 2011. «Воспоминания и адаптация к критическим жизненным событиям у пожилых людей с депрессивными симптомами легкой и средней степени тяжести». Старение и психическое здоровье .15(5):638-646

Ключевые тексты

Книги

Статьи

Дополнительные материалы

Книги

Статьи

  • Google Scholar
    • Reence | mini

      Внешние ссылки Психология Вики | Фэндом

      Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
      Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

      Когнитивная психология: Внимание · Принятие решения · Обучение · Суждение · Память · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая  — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс



      Воспоминание — это процесс, связанный с воспоминанием о прошлом опыте, таком как ранние воспоминания и юбилейные события, а также другие аспекты автобиографической памяти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *