Развитие воображения у детей: Как развивать воображение у дошкольников и младших школьников

Развитие воображения у детей: Как развивать воображение у дошкольников и младших школьников

Развитие воображения у детей 5-6 лет

Дошкольный возраст – самый интенсивный период развития человека. Развитие познавательных процессов в этом возрасте являются частью психического развития ребёнка. Воображение является одним из основных новообразований дошкольного возраста. Особенно активно оно начинает развиваться в старшем дошкольном возрасте.

 

Процесс развития воображения тесно связан с ведущей деятельностью старшего дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игрой. Воображение ложится в основу последующего обучения в начальной школе, так как в процессе обучения не все материалы представлены наглядно и многое придётся представлять.

 

Пиком развития воображения можно назвать период от старшего дошкольного возраста до 12 лет. В это время крайне важно способствовать развитию этого свойства психики ребенка, так как дальше это делать будет все сложнее. Дети, развитию которых в этом направлении не уделяют внимания, как правило, не способны самостоятельно фантазировать. Более того, у них не возникает потребности и интереса к деятельности творческого характера, они никогда не смогут мыслить креативно, особенно если это будет касаться отвлеченных тем. Ускорить развитие воображения в этом возрасте помогают специальные методики, которые можно использовать как дома, так и в детских дошкольных учреждениях.

 

Дидактическая игра уже достаточно давно используется как одно из эффективных средств, с помощью которого можно развивать воображение у ребенка в старшем дошкольном возрасте. Выделяют несколько вариантов таких игр:

 

   -словесные;

   -с использованием дополнительных предметов;

   -настольные.

 

Игры и упражнения для развития воображения у дошкольников 5 – 6 лет

 

   Цветик-семицветик.

 

Спросите у ребенка: «Помнишь, у девочки Жени из сказки «Цветик-семицветик» был волшебный цветок с семью лепестками? Представь, что в твои руки чудесным образом попал этот волшебный цветок. Какие желания ты загадаешь?» Пусть ребенок обоснует свои желания. Развитие этой темы поможет вам узнать о «ценностях» и «приоритетах» ребенка, а также о свободе желать, о намерении получать что-то от жизни.

 

   Слепой художник. 

 

Понадобится лист ватмана и карандаши. «Художнику» завязывают глаза, и он под диктовку должен нарисовать рисунок, который вы загадали. Вы говорите, как вести карандаш: вверх, вниз, нарисуй кружочек, две точки и т. д. Ребенок рисует и пытается отгадать, какое изображение получится. Выбирайте простые рисунки: дом, человек, дерево.

 

   Космическое путешествие

 

Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги — это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами. Пусть малыш проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.

 

   Составь загадку

Игра развивает воображение, мышление. Научите ребенка придумывать загадки. Формулировка загадки может быть простая (Что зимой и летом одним цветом?) или характеризовать предмет с нескольких сторон (Горит, а не огонь, груша, а не съедобная).

 

   Волшебные превращения

 

Игра развивает воображение и образную память, образное движение (способность изображать животных, какие-нибудь предметы). Задача — жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой-нибудь предмет. Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались.

 

   Облака

 

Облака дают поистине простор для фантазии. На что они похожи? Они бывают похожи на все! А еще они движутся по небу, догоняя друг друга и постоянно меняя свою форму.

 

   Сказки

 

Способствуют развитию речи, воображения, памяти. Сочиняйте сказки вместе с ребенком. Истории о любимом зверьке, о предметах мебели. Запоминайте или записывайте эти истории — их потом всегда можно будет продолжить или просто прочитать спустя много лет вашим внукам.

 

   Поделки из природных материалов

 

Необходимый инвентарь: листья, желуди, скорлупа от грецких орехов, пробки, шишки. Смастерите из подручных природных материалов забавные фигурки, животных, картины.

 

   На что похожи наши ладошки

 

Предложите детям обвести красками или карандашами собственную ладошку или две  и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т. д.). Предложите создать рисунок на основе обведенных ладошек.

 

   Волшебные кляксы

 

Предложите капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что или на кого она похожа.

 

   О чем рассказала музыка

 

Звучит классическая музыка. Предложите детям закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

 

   Волшебная мозаика

 

Используется набор вырезанных из плотного картона геометрических фигур: кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин. Скажите ребенку, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение.

 

   Хорошо-плохо, или Цепочка противоречий

 

Игра развивает творческое воображение при помощи поисков противоречий. Взрослый начинает — «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает — «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит — «В» хорошо, потому что «Г» и т. д.  Пример: гулять — хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце — плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.

 

   Закорючки

 

Рисуем друг для друга произвольные закорючки, а потом меняемся листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.

 

   Отгадай слово (предмет, фрукт, сказочного героя). 

 
Вы  задумываете какое-то слово, а ребенок задает наводящие вопросы, пытаясь угадать. По правилам игры, отвечать на любой вопрос можно только «да» или «нет». 

 
   Что бывает сладким (красным, круглым, горячим)? 

 
Играющие, чередуясь, называют предметы, отвечающие этой характеристике. Кто первым быстро не сможет подобрать очередное слово, тот проиграл.  

 
   Игра в рифмы. 

 
Вы говорите слово, а ребенок придумывает к нему рифму. Затем вы меняетесь ролями. 

 
   Пантомима. 

 
Попросите ребенка с помощью мимики и жестов показать разные чувства и настроения (грусть, радость, боль) или какое-либо действие (плавание, рисование, вязание). 

 
   Я положил в коробку… 

 
Взрослый начинает игру и говорит: «Я положил в коробку книгу». Второй играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в коробку книгу и карандаш». Следующий повторяет всю фразу и добавляет свое слово — и так далее — пока хватит терпения и памяти. 

 
   Что будет, если?..

 

Игра хороша тем, что ее можно проводить в любом месте: дома, на прогулке, в транспорте. Это игра-размышление на самые разные темы. Принимаются все варианты ответов. Старайтесь развернуть тему до предела, задавая ребенку наводящие вопросы.

 

Примеры заданий:

 

Что будет, если…

 

… человек перестанет есть?

… не выключить кипящий чайник?

… оставить холодильник открытым?

… носить тесную обувь?

… не чистить зубы?

… забить мяч в окно?

… съесть десять порций мороженого сразу?

… дразнить соседскую собаку?

… ходить задом?

… не спать?

… посадить цветы в песке?

… сесть на ежика?

… человек научится летать?

 

Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.

 

 

Воспитатель гр. «Веснушки»

Гупаленко Е.Н.

Этапы развития воображения. Психология ребенка. Статьи о развитии детей

13.11.2011 23:23

Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. В современной психологии существует большое количество исследований, посвящённых развитию воображения в онтогенезе. Основным предметом изучения являлись возрастные периоды развития и те виды деятельности, в которых оно развивалось.

Существуют следующие этапы развития воображения:
Первый этап ( от 0 до 3 лет) – предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Малыш в возрасте около полутора лет узнаёт изображенное на картинке.Воспринять изобразительный знак помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При узнавании ребёнок не создаёт ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс. Оно существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. О первых проявлениях воображения свидетельствует умение ребёнка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами.

Первые подражательные игры возникающие на втором году жизни, ещё не заключают в себе элементов воображения. Одной из причин возникновения воображения является психологическая дистанция между ребёнком и взрослым, ребёнком и объектом его желания. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, но отражает их обобщённо и условно, передавая лишь их смысл и внешний рисунок.
Развитие начальных форм воображения у ребёнка раннего возраста связано с обобщённостью игровых действий и игровых предметов, а так же с тем, что в репертуар игровых действий прочно входят замещения.
По данным В.А.Скоробогатова и Л.И. Коноваловой, малыш не сразу откликается на замещение, которое предлагает взрослый, а играет только с реальными игрушками. Перелом наступает тогда, когда ребёнок отказывается использовать любое замещение, предлагаемое взрослыми. Важнейшим фактором, который обеспечивает возможность переноса значения на другие предметы, является появление речевых форм. Освоение речи приводит к тому, что в игре появляются первые самостоятельные замещения.         

Складывается новый способ действия с предметами заместителями — полноценное использование замещений. Выбор предметов заместителей становится осознанным и сопровождается развёрнутыми высказываниями.

Таким образом, в игровой деятельности детей раннего возраста зарождаются творческие элементы. Ребёнок на фоне интереса к новому виду активности быстро начинает отступать от образов действий, задаваемых взрослыми, вносит в них свои нюансы. Но воображение имеет репродуктивный характер.


Второй этап (то 3 до 4 лет) – происходит становление словесных форм воображения. На третьем году жизни потребность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребёнка, хотя нуждается в поддержке и поощрении взрослого. Основным поддержанием игры является развёрнутая ориентировка в предметной стороне  человеческой деятельности. Эта ориентировка начинается с подражания действиям взрослого и развивается по пути самостоятельного творческого построения образов действия с предметами, пока ещё с опорой на реальные объекты. Следовательно, показателями развития воображения в игре являются : разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета – заместителя, гибкость в изменении функций и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий, критичность к замещениям партнёра.


Появляется аффективное воображение, связанное с осознанием ребёнка своего «Я» и отделением себя от других людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом.


Третий этап (от 4 до 5 лет) – в этом возрасте возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре , ручном труде, рассказывании и пересказе. Появляются мечты о будущем. Они ситуативно, не редко не устойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у ребёнка эмоциональный отклик. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира . Опорой для создания образа служат не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Воображение остаётся в основном непроизвольным.

Ребёнок ещё не умеет руководить деятельностью воображения, но уже может представить состояние другого человека. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны.


Четвёртый этап ( от 6 до 7лет) – в этом возрасте воображение носит активный характер. Внешняя опора подсказывает замысел, и ребёнок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Происходит рост производительности воображения, это проявляется в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. У ребёнка развивается умение действовать в образном плане, возникает интериоризированное воображение, то есть переходит во внутренний план, необходимость в наглядной опоре для создания образов исчезает. Появляются элементы творчества.

В дошкольном возрасте у ребёнка появляется особая внутренняя позиция, а воображение уже становится самостоятельным процессом.

Принимая во внимание тот факт, что воображение развивается в разных видах деятельности, наиболее продуктивным в детстве являются игра и рисование.


Пятый этап ( от 7 до 11 лет) – это качественно новый этап развития воображения у детей. Этому способствует значительное расширение объёма знаний, которые получает школьник в процессе обучения, систематическое овладение разнообразными умениями и навыками, которые обогащают и вместе с тем уточняют, конкретизируют образы воображения, обуславливают их продуктивность. «Дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью. Что характерно ещё в большей степени и для школьников среднего звена( случаи детской лжи и пр.)
Реализм воображения предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни. Воображение младшего школьника характеризуется также другой чертой – наличие элементов репродуктивности, простого воспроизведения.

Эта черта воображения выражается в том, что в своих играх дети повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых. Разыгрывают истории, которые они переживали, видели в кино, воспроизводя жизнь школы, семьи и др. Однако, с возрастом элементов репродуктивности становится меньше и всё в большей степени появляется творческая переработка представлений.
« В младшем школьном возрасте начинает развиваться вербально – мыслительное воображение, которое составляет как бы новый этап в развитии воображения. При развивающемся вербально — мыслительном воображении опора на предмет и даже действие, если и имеет место, то побочное, третьестепенное».


Шестой этап ( от 12 до 17 лет) – дальнейшее развитие воображения учащихся осуществляется не только на уроках, но и в процессе творческих занятий в школьных кружках, факультативах и так далее. На этапе творческой деятельности школьника его необходимо поддерживать, поощрять. Доброжелательное отношение взрослых к творческим занятиям ребёнка, к результатам его творчества послужит стимулом для дальнейшей активизации творческой деятельности.


Описанные здесь этапы развития воображения как опосредованной функции представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в естественных условиях реализуются меньшинством детей. Без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображение без достаточного, обычно стихийно возникающего изживания травм может приводить к патологическим переживаниям ( навязчивые страхи, тревожность) или же вести ребёнка к полной аутизации, к созданию замещающей воображаемой жизни , а не реальных творческих продуктов. Культура эмоциональной жизни (умение сопереживать, сочувствовать), так же как и овладение различными другими элементами культуры, являются лишь необходимыми условиями полноценного развития воображения человека.


Таким образом, воображение – это особая форма человеческой психики, благодаря которой человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.

Важность воображения для развития ребенка – Teetot & Co.

, Inc.

Воображение ребенка сильное и волшебное. Используя свое воображение, дети могут посмотреть на упавшую ветку и увидеть меч, который поможет им победить дракона. Они могут притворяться, что найденный ими камень на самом деле является драгоценным камнем с невероятной силой, которую ищут во всем мире. Во время длительных автомобильных поездок они могут представить себе головокружительные автомобильные погони по стране или глубоководные погружения на подводной лодке. Возможности безграничны.

Нет ничего важнее для развития ребенка, чем здоровое воображение. Они обладают свободой создавать миры внутри своей головы вместе с ее обитателями. Используя силу воображения, они могут стать кем-то другим, научиться быть независимыми, сталкиваться с трудностями и преодолевать их и многое другое.

Почему важно воображение?

Воображение ребенка является важным инструментом по мере того, как он растет и развивается его мозг. Вот несколько причин, почему это важная часть развития и может помочь вашему ребенку стать динамичным взрослым.

  • Способствует творческому процессу — Поощрение воображения вашего ребенка дает ему возможность выразить себя и овладеть собственным творчеством. Творчество помогает вашему ребенку мыслить нестандартно, находить решения проблем, с которыми он сталкивается, а также учиться проводить мозговой штурм.
  • Развитие социальных навыков — Творческая игра позволяет вашему ребенку играть и экспериментировать с ролями, которые существуют в реальной жизни. Это помогает им понять важные жизненные навыки, которые могут помочь им взаимодействовать со своими сверстниками. Дети, которые участвуют в творческой игре с друзьями, учатся понимать социальные отношения, общаться, идти на компромисс и сотрудничать.
  • Страхи лица — Детские страхи часто бывают такими, как монстр под кроватью или в шкафу, или призраки, прячущиеся за занавесками. В то время как их чрезмерно активное воображение может взять над ними верх в этих случаях, это также может дать им возможность разыграть ролевую игру и столкнуться со своими самыми большими страхами. Он учит их, как контролировать свое воображение, когда оно начинает разыгрываться, чтобы им не было так страшно.

Помогите развить их воображение

Как родитель или опекун, вы хотите для своего ребенка самого лучшего. Вы хотите, чтобы они процветали и становились лучшими, какими они могут быть. Один из самых простых способов сделать это — помочь развить их воображение. Начните с работы с ребенком над занятиями, которые могут создать часы творческой игры.

Teetot предлагает широкий выбор хорошо сшитых костюмов, которые идеально подходят для игр вашего ребенка. Наши костюмы помогут усилить их воображение и вызвать чувство радости и удивления, когда они играют в одиночку или с друзьями. Ознакомьтесь с нашим широким выбором костюмов для переодеваний и помогите их фантазиям воплотиться в жизнь! Свяжитесь с нами сегодня, чтобы узнать больше.



← Предыдущее сообщение Новая запись →

Воображение и творчество | Это Работа Детства!

Хотите воспитать богатого воображением и творческим ребенком? Тот, кто мыслитель, изобретатель и решает проблемы? Вы когда-нибудь задумывались, как развить это творческое воображение?

Давайте зажжем воображение ваших детей, пока не стало слишком поздно!

 

Творчество и воображение Определение

Воображение и творчество имеют основополагающее значение для первых пяти лет жизни вашего ребенка. Часто связанные друг с другом, они на самом деле являются двумя уникальными навыками. Креативность обычно называют способностью создавать что-то реальное с помощью воображения.

Тогда как воображение – это способность создавать в уме то, чего не существует. Воображение на первом месте и необходимо для творчества, а не наоборот.

В эти грозные годы игра — один из лучших способов развить воображение. Игра, ориентированная не на формальный опыт и обучение, а на свободную и творческую игру. Поэтому детям нужно много неструктурированного времени, чтобы исследовать свое окружение и открывать для себя что-то самостоятельно.

Воображение важнее знаний

Альберт Эйнштейн был гением, но некоторые из его самых известных цитат сосредоточены на важности воображения, а не знаний. Он сказал: «Логика проведет вас от А до Я, воображение проведет вас повсюду». Ничто не может быть ближе к истине. Сила воображения — это то, что нам нужно развивать в наших детях и в нас самих.

Благополучие и развитие вашего ребенка зависят от того, есть ли у него свободное время, чтобы просто быть детьми и скучать. Именно в это время ваш ребенок становится находчивым и начинает использовать свое воображение и творчество.

Способы вдохновить воображение вашего ребенка

Ограничение времени у экрана — Слепое наблюдение за экраном может притупить воображение вашего ребенка. AAP рекомендует: «Ограничьте использование экрана для детей дошкольного возраста в возрасте от 2 до 5 лет до 1 часа в день высококачественных программ». Родители должны по возможности совместно просматривать медиафайлы с детьми, чтобы помочь им понять, что они видят, и применить это к окружающему миру.

Вступайте в разговор — Задавайте открытые вопросы, чтобы заставить их подумать и представить, что может быть.

Поощряйте творческую игру — Пригласите их открыть для себя воображаемые сценарии. Как построить форт и исследовать дикую границу. Однако, какой бы сюжет или персонаж они ни выбрали, поощряйте их расширять свои идеи.

Предоставление подходящих инструментов — Предоставьте простые игрушки и предметы домашнего обихода, такие как деревянные кубики, мячи, пластилин или деревянные ложки.

Создайте искусство — Дайте им чистую бумагу и множество различных материалов для рисования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *