Развитие воображения: Развитие воображения

Развитие воображения: Развитие воображения

Содержание

Развитие воображения

Общие понятие о воображении как психическом процессе

Психический процесс воображения — это процесс создания образов предмета или ситуации с помощью перестройки уже имеющихся представлений человека. Возникающие в процессе воображения образы не всегда могут соответствовать окружающей человека реальности, в их присутствуют элементы фантазии и вымысла.

Замечание 1

Фантазия – созданная воображением картина, в которой ничего или лишь малая часть соответствует окружающей человека действительности.

В случае, когда воображение рисует сознанию картины будущего это называется мечтой.

Постоянными спутниками процесса воображения являются психические процессы памяти и мышления.

Основные виды воображения

Существует несколько видов воображения:

  1. Активное воображение, в процессе которого, человек с помощью усилий воли и по собственному желанию создает в своем сознании соответствующие образы.
  2. Пассивное воображение характеризуется спонтанным возникновением образов, не зависимо от воли и желания человека.
  3. Продуктивное воображение в процессе, осуществления которого человек сознательно конструирует действительность. Данный процесс не является механическим или воссоздающим.
  4. Еще одним видом воображения является репродуктивное, в процессе осуществления которого человек ставит перед собой задачу воспроизвести окружающую реальность в том виде, в котором она существует в реальности. В данном виде воображения также присутствует фантазия, но в большей части подобный вид воображения напоминает восприятие или память, чем творчество.

Основные закономерности процесса развития воображения

Процесс развития воображения протекает на протяжении всей жизни человека и требует накопления у него определенного запаса представлений, которые в дальнейшей его жизни будут выступать в качестве основы для создания образов воображения.

Замечание 2

Процесс развития воображения тесно связан с развитием личности человека, который протекает в процессе обучения и воспитания, в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.

Выделить определенные этапы развития воображения достаточно сложно и разделение это достаточно условно, однако можно определить имеющиеся закономерности его формирования.

Рассмотрим их более подробно

Связь воображения и восприятия

Первые проявления воображения очень тесно связаны с развитием процесса восприятия. Примером может выступать ситуация, в которой ребенок в возрасте полутора лет не способен пока к длительному слушанию сказок или рассказов, но с удовольствием и внимательно слушает рассказы взрослых о том, что он сам пережил в прошлом. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия.

Ребенок внимательн

Что такое ВООБРАЖЕНИЕ простыми словами — виды, развитие…

Воображение — это способность производить и моделировать новые объекты или идеи в уме без какого-либо непосредственного вклада чувств.

Также данное определение можно описать как формирование в уме картины, которая может быть воссозданием прошлого опыта, такого как яркие воспоминания, созданные воображением с изменениями, или они могут быть полностью выдуманы и, возможно, являться чем-то за гранью реального понимания человека.

Оно помогает применять знания в решении проблем, так как благодаря развитому воображению мы учимся воспринимать ситуацию четче и быстрее придумывать решения. Основная тренировка для воображения — чтение захватывающих рассказов или просмотр фантастических фильмов.

Содержание статьи

Общепринятое понятие

Воображение — это познавательный процесс, используемый в психическом функционировании, а иногда и в сочетании с психологическими образами. Оно включает в себя размышления о возможностях в будущем.

Воображение помогает каждому человеку передать свое представление об окружающем мире. Это человеческая способность, которая позволяет передавать информацию в виде образов

Родственный термин «ментальные образы», может использоваться в психологии для обозначения процесса возрождения в памяти. Воспоминаний объектов, ранее представленных в чувственном восприятии.

Поскольку использование этого термина вступает в противоречие с употреблением обычного языка, некоторые психологи предпочитают описывать этот процесс как «воображение» или «образ», или называть его «репродуктивным», а не «продуктивным» или «конструктивным» воображением.

Какие бывают виды воображения

Воображение также дает нам возможность видеть вещи с других точек зрения и сопереживать другим. Оно расширяет наш опыт и мысли, позволяя создать собственное мировоззрение, которое снижает наше чувство неуверенности.

Таким образом, наше воображение заполняет пробелы в знаниях, позволяя нам создавать ментальные карты, которые помогают нам выбраться из трудных жизненных ситуаций. В разные моменты жизни наш мозг задействует разные типы воображения.

Воображаемый мир, который представляет человек,является частью нашего представления реальных событий и материальных предметов. Есть несколько видов воображения

1. Пассивное

Пассивное воображение представляет собой создание неких образов, воспринимающихся изначально человеком как нереальные.

Также оно создает образы при особых состояниях личности, когда человек не управляет процессом создания этих образов.

Чаще всего оно основано на страхах или желаниях, которые мыслятся в процессе фантазии осуществимыми;

2. Активное

Так мы фантазируем в том случае, если сами того захотели. Такое воображение можно наблюдать в работе у дизайнеров или писателей. Мы целенаправленно создаем образы в голове.

Чаще всего такая форма проявляется в творческих деятельностях не только у профессионалов, но и, например, в детских ролевых играх;

3.Творческое

Воображение творческое является одним из разновидностей активного. Его отличие в том, что оно, как правило, имеет практическую пользу и ценность для других людей или общества в целом.

Воображение помогает человеку проявлять свои мысли, желания и мечты. Для творческих людей воображение играет огромную роль на их жизненном пути

К примеру, просмотрев график с новейшим оборудованием мы уже будем представлять, чем оно является и какие функции выполняет. Придумать же что-то свое, используя лишь творческое воображение достаточно сложно;

4.Произвольное

Произвольное воображение также является разновидностью активного. Данный вид отличается от предыдущих тем, что в момент действия человек осознает цели и мотивы создания образа.

Примером данного вида воображения может послужить ситуация, когда человек думает о том, что скорее всего не осуществится или вероятность этого ничтожно мала;

5.Воссоздающее

Воображение воссоздающее — создание образов объектов человеком, которые ранее не воспринимались им в полном виде.

Образы создаются по описанию словами, картинкам, чертежам, картам какой-либо местности. Наше воображение воссоздает в голове произошедшее и восполняет промежутки благодаря данной форме воображения.

Итак, мы рассмотрели самые известные типы фантазий, которые полностью раскрывают всю суть воображаемых последствий и принципов их действия.

Воображение в психологии

Психологи считают, что воображение, вполне возможно, присущая лишь человеку способность.  По сути, оно позволяет нам исследовать вещи, которых нет в нашей нынешней среде или, возможно, даже не существует.

Воображение может сильно изменить сознание человека. Стоит контролировать свои фантазии, так как можно потерять грань между реальным и не реальным миром

Например, можно представить чашку кофе, увиденную накануне, или представить себе космический корабль пришельцев, прибывающий на орбиту Земли.

Ключевым моментом является то, что воображается, создается изнутри, а не воспринимается на основе ввода извне. Это отличная возможность для создания новых технологий. Ведь все, что уже придумано сейчас на нашей планете тоже, возможно, появилось из воображения людей. Данный феномен особенно развивается в детстве.

Маленькие дети часто изобретают разные безделушки, которые раньше никогда не видели и об их назначении не догадывались. Эти творческие способности будут определять всю их жизнь. Ведь чем лучше развито воображение, тем больше дорог в жизнь человек может для себя открыть.

Функции воображения

Фантазия и воображение играют важную роль в контроле психики. Они помогают:

  1. Устранить проблему эмоциональной перегрузки, связанную с тем, что мы ждем какую-либо ситуацию. Ведь признаки данной проблемы частично устраняются при воображении этой ситуации. Долгосрочные пожелания удовлетворены и уже нет сильного волнения;
  2. Еще одна его функция связана с регуляцией других когнитивных способностей — восприятия, запоминания, понимания, говорения. Сформированные образы (основанные на ассоциациях), связанные с поиском нужного объекта в среде, направляют внимание человека на объекты, которые им соответствуют;
  3. Воспроизведение в голове уже произошедшей ситуации делает поиск речевых средств в разговоре более быстрым. Вы ведете беседу размеренно, без напряжения;
  4. Другая функция воображения позволяет человеку запланировать свои действия на будущее, представлять свою цель и план ее выполнения, понимание намерений и средств в целом;
  5. Образное представление о будущей пугающей ситуации, частично готовит человека к ней психологически и позволяет заранее продумать план действий на случай неудачи.

Благодаря воображению мы проживаем нашу жизнь намного легче, ведь благодаря ему нам легче контролировать свои эмоции и подавлять навязчивые желания.

Формы воображения

У воображения есть несколько разных форм. Давайте кратко рассмотрим 3 самых распространенных форм, к примеру:

  1. Мыслительный эксперимент. Познавательный процесс, с помощью которого ученые добивались отражения действий, опережающих реальность;
  2. Фантазии. Форма воображения, полностью не совпадающая с реальностью. Как правило, фантазии мы не можем обратить в жизнь. Так происходит, потому что большинства предметов из фантазий не существует в реальности;
  3. Сновидение. Пассивная преднамеренная форма воображения. Во сне мы видим наше эмоциональное отношение к пережитому.

Это самые основные формы воображения. Их вполне достаточно, для понимания того, что такое воображение.

Что дает воображение человеку?

Воображая, человек может развивать фантазию и даже создать новые предметы. Деятельность многих художников и писателей полностью построена на воображении.

Для придумывания цельной картины рисунка или истории персонажа необходимо иметь богатую фантазию. Но развитое воображение может быть не только у творческих деятелей.

Примеры из жизни.

Люди часто воображают. Проснувшись рано утром, человек мысленно выбирает одежду, комбинируя свои вещи в голове.

После выхода из дома мы продумываем кратчайший путь до работы или школы, учитывая погодные изменения или прочие условия.

После трудового дня мы придумываем, что приготовить из имеющихся продуктов.

Но не только в повседневной жизни мы задействуем воображение. К примеру, во время ремонта мы мысленно расставляем мебель по комнате и прикидываем, как будет выглядеть помещение после ремонта.

Когда человек находится наедине со своими мыслями, включается большое воображение. Пребывая в одиночестве можно проникнуть на глубокий уровень воображения и найти ответы на все интересующие вас ответы

Приемы создания образов

Чтобы создать образы, мы используем разные приемы. К примеру, чтобы разнообразить художественный текст, писатели часто используют гиперболизацию. Она выражается в увеличении размеров объекта или количества его элементов.

Такой прием используют при создании многоголовых драконов или великанов. Второй из самых популярных методов создания образов — придача. Он заключается в том, что герою сказки или любого другого произведения присваиваются признаки, не свойственные ему. Например, ковер-самолет.

Для чего нужно образное мышление человеку?

Образное мышление нужно человеку по многим причинам. Благодаря нему мы можем научиться находить выход из сложных жизненных ситуаций, решать трудные проблемы. Образное мышление помогает нам обрести спокойствие, обеспечивает психологическую защиту от нервирующих ситуаций.

Мы можем мысленно перенестись в другое место и ненадолго перевести дух. Некоторые ученые считают, что мысли о том, что может произойти, особенно в ярких красках, также повышают шансы на воплощение мечт в реальность.

Мечта, как особая форма воображения

Особой формой воображения является мечта. Когда мы мечтаем, мы создаем новые образы. Но отличие ее от воображения существенное.

Мечта — нечто, что мы хотели бы заполучить. Мечта и полет фантазии являются могучим толчком к деятельности.

Как правило, она реальна. Во время мечтания мы начинаем выстраивать план действий, чтобы ее достигнуть.

Она является некой целью, пока что недостижимой, но при должных стараниях, вполне возможно, вы сможете ее исполнить и достичь искомого результата.

Как развить воображение

Существует много способов развития воображения. Они созданы как для самых маленьких, так и для уже совсем взрослых людей.

Для начала рассмотрим функции полушарий мозга.

Левое отвечает за логическое мышление, образование и анализ. Оно помогает понимать нам буквальный смысл слов и вникать в суть.

Правое отвечает за интуицию и образное мышление. И в отличие от левого, может одновременно рассматривать проблему в разных контекстах. Помогает увидеть и понять проблему в целом.

Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. И если кто-то скажет: «Льет как из ведра», правое полушарие подскажет, что имелось в виду.

Развитие воображения у школьников

Чтобы развить воображение у детей школьного возраста, можно посмотреть незнакомую ТВ программу. Посмотреть начало со звуком, а далее выключить звук и пытаться вникнуть в смысл.

Детские образы очень сильно отличаются от представлений взрослого человека. Фантазии ребенка насыщены особой эмоциональностью, поэтому способны влиять на психику ребенка. Стоит понимать это, чтобы предотвратить развитие психологических расстройств, на фоне излишней фантазии

Сначала будет трудно, но потом вы втянетесь и поймете, что это может доставлять удовольствие. Вы начнете угадывать сюжет фильма без звука и хорошо разовьет вашу фантазию.

Развитие воображение у детей дошкольного возраста

Если вы родитель ребенка дошкольного возраста, то вам, вероятнее всего, интересно прочитать о том, как развить его воображение. Предложите ребенку поиграть в игру: положите перед ним несколько предметов, попросите запомнить их и закрыть глаза.

Далее уберите один предмет. После того как ребенок откроет глаза, спросите: «а что пропало?» и попросите описать этот предмет. Это не только разовьет фантазию, но и улучшит память.

Воображение у взрослых

Развить воображение у взрослого человека достаточно трудно. Большая часть навыков такого типа закладывается в детстве. Но если вы все-таки очень хорошо попытаетесь, у вас будет шанс улучшить воображение.

Вообразите то, чего никогда не существовало на земле. Например, птицу, размером с самолет, портал во времени или магическая броня. Подумайте о том, из какого материала была бы сделана эта вещь, какие бы звуки издавала, ее цвет, запах.

В основном способы развития воображения универсальны для всех возрастов.

Подведение итогов

Воображение — присущая только человеку возможность создания новых образов. Оно бывает разных форм и видов, которые помогают нам мыслить расширенно и глубоко. Оно помогает человеку быстро принимать решения в трудные моменты жизни. Мечты помогают нам достигать целей. И самое главное, благодаря развитому воображению, наша жизнь становится ярче и интереснее.

Игры и упражнения, способствующие развитию воображения младших школьников.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14»

Игры и упражнения, способствующие развитию воображения младших школьников.

Выполнила: Петухова М. П.

учитель начальных классов

I квалификационной категории

г. Соликамск 2017 год

Игры и упражнения, способствующие развитию воображения младших школьников.

Игра «Перевертыши»

Цель: развитие воображения детей.

Ход игры: дети садятся по кругу. Педагог называет какой-нибудь предмет. Детям необходимо придумать способ использования этого предмета не по прямому назначению. Играющие по очереди называют способы применения этого предмета. При этом нельзя повторять уже названный кем-то вариант. Выигрывает тот, кто последний назовет способ применения предмета. (Примеры предметов, которые могут быть названы учителем: кубик, кирпич, зонтик, диск, ученическая тетрадь, ложка и др.)

Игра «Закончи фразу»

Цель: развитие речи, воображения детей, формирование умения детей выдвигать гипотезы.

Ход игры: педагог начинает фразу и предлагает детям ее закончить.

Примеры фраз: Если насекомые увеличатся в размере, …

Если на дереве будут расти конфеты, …

Если люди станут в два раза выше ростом, …

Если наша планета станет квадратной, …

Игра «Круги на воде»

Цель: развитие творческого воображения детей, филологических способностей ребенка и словарного запаса.

Ход игры: педагог говорит детям о том, что когда бросишь камень в воду, то от него по воде идут круги, чем дальше, тем больше. Так же и слово, запавшее в голову, может натолкнуть на массу ассоциаций, вызвать самые разные сравнения, представления, образы.

После этого детям предлагается какое-то слово. Дети подбирают к нему другие слова, которые возникли у них после произнесения данного слова.

Для облегчения задания можно конкретизировать задание. Например, предложить детям подобрать слова на такую же букву, как и заданное слово. Или подобрать прилагательные, или слова, называющие предметы такого же цвета, или рифмующиеся слова.

Потом можно предложить детям составить рассказ из всех предложенных слов.

Игра «Смешной рассказ»

Цель: развитие речи и воображения детей.

Ход игры: педагог говорит детям, что они попали в заколдованную страну, где имена всех жителей начинаются на одну и ту же букву (указать, на какую). В этой стране существуют странные порядки. Им разрешается употреблять только те слова, где есть их любимая буква (или начинаются только на эту букву). Чтобы не подвергнуться опасности, надо и нам научиться говорить на языке жителей заколдованной страны. Педагог предлагает детям поработать в группах и придумать рассказ, где во всех словах есть заданная буква (Например, буквы о, п, е и др.). Чем больше слов будет в рассказе, тем больше шансов у детей группы избежать опасности или стать победителями.

Игра «Фотограф»

Цель: развитие воображения детей, их творческих способностей.

Ход игры: Детям предлагается превратиться в фотографов и оказаться в необычной стране. В этой стране все круглое: улицы, дома, жители, растения и т. д. Надо сделать фотографии этой необычной страны, т. е. нарисовать ее. ( Условия можно менять)

«Составь заданные объекты»

Цель: развитие воображения детей и их образного мышления.

Детям предлагается нарисовать какой — либо объект, используя данный набор геометрических фигур. При этом фигуры могут быть любого размера. Данные фигуры можно использовать многократно, но нельзя добавлять другие фигуры и линии.

Это упражнение дети могут выполнять индивидуально или в группах разного состава.

Предлагаемые объекты для рисования: дом, клоун в цирке, лиса, кошка, пароход и др.

Предлагаемые геометрические фигуры могут быть разные. Например, следующие:

Упражнение-игра «Закончи рисунок»

Цель: развитие воображения и образного мышления детей.

Детям предлагается ряд совершенно одинаковых фигур. Например, квадратов, кругов, полукругов, ромбов, трапеций и др.

Задача ребенка — каждую фигуру превратить в какой-либо образ. Кто больше нарисует образов, тот и выиграет.

Упражнение — игра «Десять отличий»

Цель: развитие воображения детей.

Детям предлагается десять изображений одного и того же предмета. Например, это может быть изображение любого сказочного героя или животного. Задача детей — путем дорисовывания каждое изображение сделать отличным одно от другого.

Упражнение «Постановка необычных проблем»

Цель: формирование умения детей ставить проблемы, развитие воображения детей, их речевых способностей.

Ребенку предлагается, воспользовавшись приведенным ниже списком, поставить необычную проблему, связывающую два указанных понятия. Например, дается пара ЖУК — КРЕСЛО. Ставится проблема: «Жук купил кресло. Как он его доставит к себе домой?»

Детям можно предложить следующие понятия:

гребень — земля

компас — клей

колокольчик — стрела

синица — сестра

лейка — трамвай

мухомор — диван

учитель — ветер

ботинки — самовар

спичка — овца

шляпа — пчела

рыба — пожар

Упражнение «Что произойдет, если …»

Цель: развитие воображения детей, умения выдвигать гипотезы.

Детям предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов

«Что произойдет, если…». Задача ребенка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.

Список примерных вопросов:

-Что произойдет, если дождь будет лить не переставая?

— Что произойдет, если все животные начнут говорить человеческим голосом?

— Что произойдет, если все горы вдруг превратятся в сахарные?

— Что произойдет, если у тебя вырастут крылья?

— Что произойдет, если оживут все сказочные герои?

— Что произойдет. Если люди смогут читать мысли друг друга7

Данное упражнение может служить тестом для исследования воображения детей. Чем более подробно и детально отвечает ребенок на вопрос, тем ярче у него развито воображение. Для оценки результатов можно использовать и фактор времени. Чем меньше времени потребовалось ребенку, тем лучше развито его воображение.

Упражнение «Фантастические гипотезы»

Цель: развитие творческого воображения и абстрактного мышления детей.

Для работы заготавливается одинаковое количество карточек (например, 20 и 20), на которых пишется соответственно 20 любых существительных и 20 глаголов. Для постановки вопроса берутся первые попавшиеся две карточки (по одной из каждого набора).

Н

стол

апример,

летать

Сочетание этих слов и дает гипотезу, на основе которой можно работать. Например, дети выдвигают гипотезу: «Что было бы, если бы стол стал летать?» Дальше можно строить рассказ на развитии этого сюжета.

Игра «Архимед»

Цель: развитие воображения детей.

Перед началом игры можно рассказать детям об открытиях Архимеда. Он смог решить задачи, которые, казалось, были нерешаемыми.

Ход игры: детям предлагается стать Архимедами и решить нерешаемые доселе задачи (проблемы). Задача детей дать как можно больше идей для решения этих проблем. После того как они «решат» одну проблему, можно предложить им поискать еще одно решение данной проблемы и так до тех пор, пока варианты решения не иссякнут.

Проблемы для решения:

1. Как вырастить пальму возле дома?

2. Как развести сад на Луне?

3. Как из мухи сделать слона?

4. Как без космического корабля слетать на другую планету?

5. Как сосчитать все звезды?

6. Как сделать машину для приготовления уроков?

7. Как оживить куклу?

8. Как научиться читать мысли другого человека?

Данную игру можно использовать как тест для выявления интересов детей. Проблемы, по которым получено наибольшее число решений, указывают на сформированную у ребенка сферу интересов.

Упражнение «Неоконченные рассказы»

Цель: развитие фантазии ребенка, мышления, внимания.

Детям предлагается продолжить начатый рассказ. Для начала можно использовать готовые тексты сказок, рассказов. Но предлагаемые произведения должны быть незнакомы детям. Начало рассказа можно придумать самим.

Можно для работы предложить следующие тексты:

Проделки белки.

Пошли две подружки в лес и нарвали полную корзинку орехов. Идут по лесу, а вокруг цветов видимо-невидимо.

«Давай повесим корзинку на дерево, а сами цветов нарвем», — говорит одна подружка. «Ладно!» — отвечает другая.

Висит корзинка на дереве, а девочки цветы рвут.

Выглянула из дупла белка и увидела корзинку с орехами.

Вот, думает, …

На реке.

Юра и Коля шли неподалеку от берега реки.

«Интересно, — сказал Толя, — как это совершаются подвиги? Я все время мечтаю о подвиге!»

«А я об этом даже и не думаю», — ответил Юра и вдруг остановился. С реки донеслись …

Неспетая песнь.

Жил гусь. Рано утром выплыл он на середину озера и увидел в воде самого себя. Очень гусь сам себе понравился.

Встрепенулся он, расправил крылья. Захотелось гусю спеть про себя песню.

Ах, какой я красивый, какой я прекрасный», — так захотелось петь гусю. «Тополя я стройнее, снега белее, выше самой высокой горы, лапки мои солнца краснее, глаза чище озерной воды».

Но потом он огляделся вокруг и говорит …

Ребенок должен не только довести сюжет до конца, но и учесть название рассказа и своим развитием сюжета подтвердить название.

Упражнение «Танец»

Цель: активизация воображения детей, положительных эмоций.

Детям предлагается потанцевать. Причем каждый танцует «что хочет». Ребенок должен выразить в танце какой — либо образ. Лучше, если образ он придумает сам. При затруднении можно подсказать ребенку образ.

Песни для танцев не должны быть песнями со смысловым, понятным для детей текстом. Данное упражнение можно использовать во время физкультминуток, на переменах.

Игра «Тропинка»

Цель: активизация воображения детей, их положительных эмоций.

Ход игры: все дети встают друг за другом и идут по воображаемой тропинке. По команде взрослого они переходят воображаемые препятствия. Например, идем по тропинке. Вокруг кусты, деревья, зеленая травка. Птицы поют. Шелестят листья. Вдруг на тропинке появились лужи. Обходим лужи. Одну, другую, третью. Снова спокойно идем по тропинке. Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила. Тропинка пошла через болото. И т. д.

Текст необходимо читать спокойно, с соответствующими интонациями. Вариантом игры, еще более пробуждающим фантазию детей, является «Путешествие по другой планете». Можно попросить детей самим придумать, какие препятствия возникают у них на пути, преодолеть их, описать.

Игра «Пантомима»

Цель: развитие образного воображения детей.

Ход игры: все дети становятся в круг. По очереди каждый выходит в середину круга и с помощью пантомимы показывает какое-либо действие. Остальные дети должны отгадать это действие. Подобным образом можно «оживить картинку».

Литература.

1. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль: Академия развития, 1996.

2. Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.

3. Холодова О. Юным умникам и умницам. 2 — 4 класс.

4. Начальная школа. Плюс до и после. Ежемесячный научно — педагогический и психолого — педагогический журнал. №9, 2007 г.

Упражнения для развития воображения: список, онлайн тренировки

Нехватка воображения зачастую тревожит людей, обладающих творческой натурой. Подобным личностям, в силу своих способностей и возможностей приходится постоянно сталкиваться с работой, построенной на фантазийных эмоциях.

Упражнения, методики и рекомендации ниже, помогут вам определить свои способности к творчеству, обнаружить талант написания статей или романов, рассказов, прокачать уровень писательского воображения. Также эти упражнения для развития воображения у детей: дошкольников и подростков, и взрослых.

Сайты для развития воображения онлайн

Упражнения, связанные с компьютером отлично могут помочь развитию воображения. Большую популярность заслужили всевозможные онлайн-тренажеры, способствующие развитию воображения в любом месте и в любое время.

🔹Онлайн тренажер мозга «Викиум» — игровые мини тренировки, развивающие память, воображение, мышление, логику. Есть бесплатная версия. Достаточно заниматься по 20 минут в день.

🔹Интеллект тренажеры Brainapps — более 90 увлекательных упражнений для развития воображения, мозга, памяти и самых необходимых для успешной жизни ресурсов организма.

Упражнения на развитие воображения

  • Вам необходимо взять в руки ручку или карандаш и описать во всех подробностях ваше излюбленное место отдыха.
  • Предположите, что в самую рань, когда все нормальные люди еще спят, к вам заглянул неожиданный гость. Опишите на бумаге вашу реакцию на происходящее.
  • Также интересным опытом станет написание текста на философскую тематику, например, о смысле жизни. Придумайте послание для себя же, которое вы, якобы, получите в далеком будущем, обратившись к себе спустя 10 лет. Задайте себе вопросы или приведите советы и примеры правильных решений возникших ситуаций.

Попробуйте предположить, какого рода занятия будут вас увлекать в будущем. Отыщите те, которыми можно было бы насладиться, если у вас появится свободное время.

  • Отгадывание друдлов, — это элементарные изображения, воссоздающие необъяснимые замысловатые, хаотично расположенные линии. Человеку предлагается додумать, воссоздать тот образ, который запечатлен на изображении.

Тренировкой и служит сам поиск ответа. Стандартная игровая ситуация может стать более усложненной, при условии дополнения ее некоторыми моментами. Например, вам предлагается произнести только те слова, которые могут поместиться в пятилитровую емкость. Или озвучивать название только тех предметов, которые присутствуют в комнате.

Эти упражнения на развитие фантазии весьма эффективны, особенно для детей. Продемонстрируйте ребенку любую картинку и попросите рассказать о ней все, что он думает. Вы будете удивлены, насколько остро развито воображение маленького экспериментатора. Взрослые тоже приветствуют подобного рода игры.

  • Во время утомительной езды до работы на общественном транспорте попробуйте выдумать возможную линию жизни для какого-либо пассажира. Придумайте ему фамилию, имя, дату рождения, главенствующие моменты в его судьбе. Предположите род его занятий, увлечения.

Подобные занятия могут стать отличным развлекательным элементом при встрече с друзьями в общественных местах.

Эффективные упражнения для развития воображения и образного мышления

  • Оказаться на месте постороннего человека. Займите столик в понравившемся кафе и понаблюдайте за одним из посетителей, за его поведением. Предположите мысленно, о чем он думает, чем занимается, что могло бы измениться, если бы вы оказались на его месте. Как бы вы себя вели, как изменились бы ваши привычки, поступки. Зафиксируйте в своем мозгу историю о том, каким бы вы стали человеком в подобной ситуации.
  • «Дорисуй картинку». Расположите на листе бумаги точки, не задумываясь об их местоположении. Потом попробуйте соединить прямыми линиями эти отметины.

Прислушайтесь к ассоциациям, которые вызывает получившийся рисунок. Это упражнение возможно выполнять парой. Кто-то один рисует непонятное изображение, не смотря на бумагу, а второй старается его завершить, дополнив своими штрихами. После этого игроки могут поменяться местами.

  • «Излюбленные вещи». Воспроизведите на листе бумаги перечень, состоящий из 10 предметов, окружающих вас. Укажите, какие образы всплывают в голове, глядя на них, — рассказ, эмоциональное состояние, событие, переживание. Не ограничивайте фантазию обыденными стереотипами, дайте волю воображению.
  • «Эмоции, вызванные прекрасным». Рассуждения на тему художественных произведений, музыкальных композиций, эталонных образов являются самыми приятнейшими заданиями, направленными на развитие воображения. Сделайте более частыми посещения всевозможных выставок. Рассматривайте картины и старайтесь внутренне с максимальной приближенностью к образу их описать.
  • «Саквояж вздора». Собирайте и откладывайте в отдельную емкость креативные картинки, карикатурные изображения, цитаты, частушки, рекламные буклеты. Все, что может показаться вам необычным и вызвать нестандартные ассоциации. При необходимости поиска новой зацепки, выньте из емкости то, что первое попадется, постарайтесь наладить связь между поставленной задачей и случайно выбранным предметом. Порой результат превосходит ожидание!
  • Еще одно упражнение на развитие воображения — создание стихотворных форм на задаваемые рифмы. В последнее время буриме стало весьма популярной игрой, которую можно проводить как при тактильном общении, так и сражаться с соперником на просторах сети Интернет.

Игры, способствующие развитию воображения, наиболее часто применяются для детей. Но и для взрослых имеют смысл занятия, построенные в игровой форме:

  • Игра «Придумай и расскажи». Целью игры становится выдумывание определенной истории одним человеком, которую остальные участники дополняют словесно и с применением рисованных объектов, для полноты картины.

Эти упражнения не просто способствуют развитию фантазии, но и позволяют позитивно провести время.

  • Например, играя в «Пантомиму», участники должны угадать, кого или какое действие изображает ведущий. Для ведущего, как и для угадывающих, это служит большим плюсом в развитии воображения. Воображение развивается благодаря вытаскиванию из подсознания образов, которые ассоциируются с названным словом.
  • Отличная методика тренировки мозгов — рассказ сказки ребенку перед сном. Причем известные сюжеты знакомых сказок можно дополнять некоторыми вымышленными событиями, героев облекать новыми характеристиками.
  • Гимнастические упражнения для мозга. Превосходными заданиями на развитие внимания, памяти, мышления и воображения
    являются простые упражнения Андрея Родионова.

Зафиксируйте взглядом какой-либо предмет. Теперь закройте глаза и восстановите образ предмета по памяти. После этого снова откройте глаза и вглядитесь в него с повышенным вниманием.

Повторите процедуру с закрытыми глазами, визуализируя его с более подробными деталями. Эти действия нужно повторять до тех пор, пока предмет не запомнится со всеми мельчайшими частицами и особенностями.

Другой вариант — начните просмотр видеофильма. Спустя некоторое время убавьте звук до нуля и постарайтесь вникнуть в суть происходящего на экране без участия речевых оборотов актеров. Можно прочесть по губам диалоги актеров, озвучивая сюжетную линию.

  • Музыкальные упражнения. Выберите несколько известных музыкальных композиций и попробуйте их напеть. Музыкальные произведения необходимо выбирать, не зацикливаясь на каком-то одном жанре. Попеременно напевайте мелодии второму участнику упражнения с целью услышать от него правильный ответ.

Упражнения на развитие мышления и воображения можно выполнять с толком для близких людей. Например, вы захотели сделать что-то малое, но приятное для родного человека. Попробуйте самостоятельно смастерить открытку с аппликацией, напишите оду или стихотворение, свяжите салфетку.

Комплекс упражнений на развитие воображения

Подходящий комплекс упражнений, чтобы развить воображение у взрослых:

  • Определите для себя простой предмет на расстоянии 3 метров от глаз. Закройте глаза и представьте белый простор. Удерживайте образ предмета около 5 минут. Далее вновь откройте глаза и смотрите сквозь предмет 3 минуты.

Снова закройте глаза и представьте предмет, поместив его в белый простор. Упражнение нужно повторить 8 раз, в спокойном уравновешенном состоянии без напряжения.

  • В положении лежа закройте глаза и представьте букву «А» черного цвета, расположенную на белом фоне. Удерживайте этот образ в сознании некоторое время.

Воображение может видоизменять букву. Ее контуры могут расплываться, уменьшаться или увеличиваться в размерах, уходить в сторону. Степенно возвращайте ее на прежнее место, облекая теми же размерами. В следующий раз проведите те же манипуляции с буквой «Б».

Впоследствии, когда упражнения станут получаться лучше, усложните задачу, представив сразу две буквы. Увеличивайте сложность, добавляя раз за разом буквы, пока не дойдете до 10.

Благодаря этому упражнению развивается концентрация внимания, расширяется объем восприятия информации, тренируется память.

  • Представьте маленький красный квадратик, затем начинайте мысленно увеличивать его, пока перед глазами не встанет образ пространства красного цвета. В следующий раз такие же манипуляции произведите с квадратом оранжевого цвета. Потом постепенно переводите цветовую гамму от красного до оранжевого. Перепробовав все цвета радуги, вы должны дойти до фиолетового цвета. Это упражнение также способствует развитию воображения.
  • Старайтесь научиться с закрытыми глазами создавать в воображении какой-то определенный образ. К примеру, представьте кувшин, наполненный цветами разной окраски. Попробуйте разглядеть все до мельчайших подробностей.
  • Стремитесь тренировать сознание, совершая мысленные путешествия. Не обязательно в экзотические страны, можно просто перемещаться в своем воображении по квартире.

Развитие воображения у детей дошкольного, школьного и подросткового возраста

Развитое воображение – это залог успешности ребёнка в будущем. Именно это качество помогает легко учиться, заниматься научными, творческими проектами, находить решение в сложных ситуациях. Богатое воображение формирует личность ребёнка, приобщает его к миру искусства и техники.

Однако эти качества не проявляются у детей спонтанно. Если не заниматься их развитием специально, то к 18 годам эти способности угаснут.

В этой статье были собраны эффективные упражнения и советы, которые помогут родителям дошколят и учащихся школ развивать у своих детей воображение и творческие способности.

Зачем работать с воображением в детском возрасте

Дважды два – четыре

Основа любого обучения – это воссоздающее воображение. Способность представлять в уме что-то, опираясь на словесное описание или схематическое изображение. Всё, что ребёнок когда-либо видел и запомнил, он может воспроизвести или представить снова.

Воссоздающее воображение – это «тропинка» к образам памяти. Чем лучше развита эта способность, тем быстрее человек запоминает и повторяет уже пройденный материал. Таблицу умножения, аксиомы и теории, исторические факты, разнообразные определения понятий и т.д.

Но прежде дети учатся воспроизводить звуки, интонацию, слова. Подражают взрослым в действиях, вырабатывая свою линию поведения. Чем богаче такой опыт, тем успешнее проходит процесс коммуникации и развитие опыта взаимодействия с другими людьми.

«Палка, палка, огуречек – вот и вышел человечек»

Функции воображения отвечают за возможности дошкольника логически обрабатывать новый материал, например, соединять различные части в единое целое. Собрать пазл или конструктор, определить систему признаков, по которым люди относятся к той или иной профессии и т.д.

Становление этого умения начинается на практике (например, во время игры в разноцветные кубики), в дальнейшем целиком переходит в область воображения и позволяет оперировать категориями, доступными только в теории (например, строение планеты Земля).

В конечном итоге воображение позволяет соединять элементы вместе по определенной логике, выделять какой-либо из них по одному или нескольким признакам, восстанавливать общую картину, домысливая недостающие элементы.

Ковер-самолёт, царевна-лягушка и мальчик с пальчик

Развитие воображения у детей в младшем школьном возрасте позволяет «жонглировать» различными свойствами известных предметов: соединять их, выделять лишнее, замещать, преувеличивать какое-то из них, упрощать и превращать в схемы и многое другое. В конечном итоге получится новый предмет или модернизируется старый.

Это умение позволяет перенести из области практики в теорию какие-либо действия и проанализировать возможный результат. К примеру, сделать вывод о том, что чай станет невкусным, если добавить в него соли.

Все возможности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста служат его успешному развитию, социализации и приобретению полезных умений и навыков. В конечном итоге дарят возможность преобразовывать окружающий мир под свои запросы, когда из роли подчиненного человек переходит в ранг творца и управляющего.

Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Многие родители удивляются вещам, которые их ребёнок нафантазировал: играм, сюжетам рисунков, страхам, каким-то несуществующим событиям из жизни. Всё дело в том, что взрослые уже утратили значительную часть возможностей своей фантазии, а воображение у детей начинает развиваться довольно рано и занимает большую часть его познавательной активности.

Развитие воображения у детей младшего школьного возраста тесно связано с изобразительным искусством. Воссоздавая уже знакомые образы, ребёнок может преобразовывать их в соответствии со своим видением мира, получая новые темы.

Развитие воображения находится в тесной связи с желанием дошкольников попробовать новые виды деятельности. Родители могут воспользоваться этим, создав необходимые условия для стимулирования ребёнка к занятиям: подготовить разнообразные виды бумаги (гофрированная, крепированная, бархатная, с блёстками, для акварели, пергамент и т.д.), организовать рабочее пространство (стол, стул, двухстороннее освещение, набор канцелярских инструментов, салфетки для рук) и т.п.

Развитие воображения в дошкольном возрасте проходит несколько этапов:

  • От рождения до 3 х лет воображение очень слабое. Ребёнок занимается «сбором информации» – изучением свойств предметов, их влиянием на его состояние. Все психические процессы формируются во взаимосвязи друг с другом, поэтому для активного развития воображения в будущем важно правильно организовать пространство вокруг ребёнка. Важно, чтобы отношения в семье были любящими, гармоничными, ребёнку была предоставлена возможность свободно изучать многообразные явления и предметы окружающего мира, был установлен здоровый режим дня.
  • В 3 года большая часть детей уже открыли для себя возможности словесной речи и могут придать предметам, рожденным своей фантазией, форму для выражения. Именно от этого зависит становление воображения как самостоятельного процесса и как части познавательной деятельности. В это время следует обратить внимание на увеличение словарного запаса, для этого нужно много разговаривать с ребёнком, слушать аудио-сказки, учить стихи и песни.
  • 4-5 лет – это возраст, в котором фантазия становится необходимым элементом ролевых игр. Родителям важно в этот период создать условия для «перевоплощений»: поддерживать активность ребёнка, изобретать или покупать костюмы, предметы для игр, участвовать самим. Это могут быть игры в повара, продавца, инопланетных пришельцев, учащегося школы и т.д. Подобного рода занятия – это прекрасный способ развития воображения, приобщения малыша к имеющимся общественным отношениям, подготовка к выполнению в будущем различных социальных ролей. В конечном итоге – это предварительный этап активной творческой деятельности.
  • 6-7 лет – возраст, в котором воображение носит активный прикладной характер. Ребёнок в этом возрасте уже может самостоятельно занять себя: нарисовать, разукрасить, создать коллаж, вырезать, изготовить простые поделки. Он уже планирует свою занятость, может подготовить материалы для игры и продумать её сценарий. В этот период родителям важно правильно организовать время своего чада, уделяя внимание подготовке к школе, то есть регулярным развивающим занятиям, приносящим пользу и радость ребёнку.

Упражнения на развитие воображения у дошкольников

На вопрос, как развить воображение у ребенка, можно ответить: занятия с ребёнком варьируются в зависимости от личных семейных предпочтений: можно посещать специальные развивающие школы или организовать их дома. Во втором случае прекрасно подойдут следующие упражнения:

  1. Предложите ребёнку заготовки (геометрические фигуры, нарисованные на бумаге или вырезанные, для детей постарше – объемные фигурки (конус, трубу, куб и т. д.) и попросите пририсовать или приклеить к ней новые элементы чтобы получилось что-то оригинальное. Результатом могут быть зверушки, предметы, герои мультфильмов и т.д.
  2. Собрать пазл. Это может быть вариант из магазина или изготовленный самостоятельно. Для этого нужно разрезать на несколько частей картинку на плотной бумаге.
  3. Подготовьте заранее плоские геометрические фигурки из цветной бумаги или фетра, предложите ребёнку собрать из них коллаж. Это может быть птица, домик, новогодняя ель и т.д.
  4. Предложите чаду создать свой собственный домик и помогите с выбором материалов. В ход могут пойти диванные подушки, полипропиленовые коврики, покрывала, коробки и т.д.

Развитие воображения в младшем школьном возрасте

Как и развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста процесс развития фантазии и творческих возможностей для школьников должен способствовать позитивному личностному развитию, быть разнообразными и направленными на изучение социального устройства и познание окружающего мира.

Все занятия по-прежнему носят игровой характер, но уже другого уровня сложности. Важно включить в занятия элементы самоконтроля, приобщать к различным видам деятельности. Чем больше чадо сможет выполнить самостоятельно, тем лучше.

Как правило, родители и школа начинают предъявлять детям серьезные требования сразу поле получения нового статуса, «первоклассник». Невольно проходит сравнение возможностей и достижений детей. Родителям следует хвалить результаты труда ребёнка («мне нравится то, что у тебя получилось», «я рад, что сегодня у тебя получилось быстрее», «я люблю, когда ты так делаешь» и т.д.).

Сравнение с тем, что получилось у других детей, лучше исключить: нужно следить за тем, как развивается малыш и сравнивать только с результатами, которые он получал раньше («я рад, что сегодня ты сделал это сам, без помощи взрослых», «мне очень нравится твой рисунок, все линии в нём аккуратные и он очень яркий»).

Для развития  воображения на занятиях свободным прикладным творчеством у младших школьников важно избегать готовых шаблонов («так правильно, а так – нет»), уместнее будут формулировки: «чтобы сделать, чтобы получилось немного аккуратнее?», «хочу посоветоваться с тобой, что придумать, чтобы…». Когда важно обучить ребёнка какому-то приёму или технике, следует оговорить это: «сейчас я помогу тебе научиться делать … здесь есть определённые правила, которым нужно следовать».

Обсуждение задачи перед занятием позволяет оградить свободное творчество от критики, если родители и ребёнок не договорились заранее, что они делают: учатся аккуратно выполнять прописи (позиция мамы) или рисуют разнообразные причудливые каракульки (мнение чада).

В этот период важна поддержка родителей в изучении нового материала по учебным предметам, но при этом нельзя отодвигать на второй план занятия творчеством, поскольку в школьной программе им уделяется всего 1-2 урока.

Познавательная активность ребёнка в этот период  должна носить исследовательский характер, чтобы школьник самостоятельно находил материалы, которые ему нужны для обучения. Следует предлагать открытые задачи для решения, ребусы, прохождение лабиринтов и т.д.

Для становления отношения ребёнка к изменившимся условиям жизни (включение школы), самому себе, важно позитивное отношение родителей, совместные занятия, прогулки в выходные, путешествия. Необходимо включение игрового момента в тех занятиях, где это возможно. Все это развивает и создает благоприятную почву для развития воображения.

Негативным влиянием в этом плане будут требования школы и родителей «учиться хорошо» (ты должен, посмотри, а этот мальчик учится хорошо и т.д.) без обращения внимания на потребности самого ребёнка.

Упражнения для развития воображения у младших школьников

Поскольку ребёнок в этом возрасте уже умеет (или учится) писать и читать, эти возможности следует активно использовать. Вот несколько примеров упражнений, которые можно использовать на занятиях:

  1. «Подготовь рассказ по картинке». После просмотра картинки или их ряда, следует попросить ребёнка придумать законченный сюжет, в котором все герои связаны друг с другом. Можно усложнить задачу, предлагая новые требования: чтобы предложения начинались с определенного слова (или им заканчивались), чтобы рассказ содержал в себе загадку, чтобы история рассказывалась от имени одного из героев сюжета и т. д.
  2. «Загляни в будущее». В этом задании следует попросить школьника нарисовать или рассказать, или иначе изобразить какой-то предмет, который сейчас не существует, но может быть в будущем, которое он придумает. Для расширения восприятия можно предложить подумать о части воображаемого мира (системе предметов): дороги, парк, жизнь города и т.д.
  3. «Внимание, выступает артист!». В этом задании ребёнку следует предложить самостоятельно выступить с каким-то номером: песней, танцем, сценкой из жизни и т.д. Взрослым важно помогать с выбором материалов, но не диктовать свое решение задачи.

Как развивать воображение у подростка

Задача воображения в этом возрасте – служить своему обладателю для прогрессивного саморазвития. Способности, над которыми ребёнок работал в предыдущие периоды, сейчас помогают ему отлично учиться, легко справляться с поставленными задачами. И, напротив, если воображение и творчество в детском возрасте не развивалось специально, то старший школьник будет испытывать трудности в обучении и дальнейшей социализации.

В этот период школьник должен быть нацелен на активное овладение различными направлениями прикладной деятельности. Здесь воплощаются и развиваются все творческие способности, какими он обладает. Шитье, вышивание, конструирование, кулинария, разнообразные домашние дела, ремонт – это только примерный перечень того, что можно освоить в подростковом возрасте.

«Врагом» в этот период  станет пассивность, бездеятельная мечтательность, замена реальной жизни воображаемой. Помочь справиться с ними может обучение целеполаганию, ведение дневника, самостоятельность, дополнительная занятость в кружках и секциях.

Проектные и исследовательские задания в школе построены на возможностях воображения и творческих способностях. Если ребёнок с трудом справляется с ними, значит, родителям необходимо помочь восполнить эти пробелы. Здесь пригодятся следующие упражнения:

  1. Опытно-экспериментальная деятельность. Следует предлагать ребёнку провести эксперимент, но прежде чем начинать активно действовать, нужно оговорить ход работы, технику безопасности, и что особенно важно, попытаться вообразить будущий результат.
  2. Моделирование. Здесь пригодятся уже готовые наборы для творчества или заготовленные самостоятельно. Во втором случае это может быть картонная модель дома, в котором живет школьник, парка и т.п.
  3. Театр. Очень хорошее влияние на развитие воображения, самопознания оказывает участие в различных инсценировках. Их можно организовывать с друзьями подростка, можно записаться на курсы или в театральную школу.

 

Современная жизнь диктует определенные требования к подрастающему поколению. К 18 годам должна сформироваться разносторонняя творческая личность, активно участвующая в общественных отношениях.

Человек должен иметь богатый опыт прикладной деятельности, развитые интеллектуальные способности. Успешное формирование   этих качеств напрямую связано с той работой, которая была произведена ранее ребёнком для развития воображения.

Упражнений на развитие воображения | Упражнения на развитие творческого и образного воображения

Упражнения на развитие творческого воображения

Есть много приемов, используемых творческими людьми для достижения большего успеха в своей деятельности. Фантазия дана нам от природы, но не все умеют ею пользоваться: она так необходима, особенно тем, кто пытается реализовать себя в любой творческой нише.

В детстве нам часто приходилось воображать или фантазировать: это было в моменты, когда мама читала нам сказку, когда мы лепили фигурки из пластилина, рисовали или играли в куклы.Что с нами случилось сейчас? Можно ли снова разбудить воображение, развить творческий потенциал?

Конечно можно. Более того, это необходимо и даже очень полезно. Благодаря несложным упражнениям мы постараемся стимулировать рождение новых идей в нашем мозгу, расширить круг мышления.

  • Я упражняюсь. Найдите глазами любую вещь, которая была бы примерно на уровне зрения в двух-трех метрах от вас. Это может быть чашка, карандаш, блокнот или ваза с цветами.Закрыв глаза, представьте, что находитесь в пустом ярком и светлом пространстве: представьте себе это на пять минут. Затем внезапно откройте глаза и пять минут смотрите на выбранный предмет. Ни в коем случае не думайте о предмете, взгляд должен как бы проходить сквозь предмет. После этого снова закройте глаза и на пять минут представьте выбранную вами вещь в окружении яркого и светлого пространства. Такое упражнение необходимо повторить до восьми раз, выполняя его в расслабленной обстановке, без излишнего напряжения.
  • II упражнение. Вечером, когда вы уже в постели, прищурившись, представьте себе букву темного цвета на ярко-белом фоне. Не позволяйте письмо из вашего воображения за 2-3 минуты, даже если он упорно пытается уйти. На следующий вечер таким же образом представьте себе еще одно письмо. Следите за тем, чтобы буква перестала улетать от вас, а зафиксировалась в мозгу максимально четко. Когда научишься исправлять изображение, старайся делать то же самое не с буквами, а со словами.Благодаря этому упражнению вы сможете научиться концентрировать внимание, расширить границы воображения.
  • III упражнение. Закройте глаза, представьте себе небольшой желтый квадрат. Сконцентрируйтесь на нем. Представьте себе, что квадрат внезапно начинает расти, увеличиваясь до бесконечных размеров, делая все пространство вокруг себя таким же желтым. В следующий раз представьте то же самое, но с другим цветом. Когда это упражнение кажется вам слишком простым, начните представлять, что один цвет квадрата перекрашивается в другой, в третий.Затем вернитесь к исходному цвету.
  • IV упражнение. Представьте себе большое и сочное яблоко. Начните крутить влево или вправо, где вам удобнее. Представьте, что он вылетел из вашего мозга и продолжает летать по квартире. Мысленно остановите полет яблока и поместите его напротив глаз. Представьте себя червяком и попробуйте проникнуть внутрь яблока, осмотрите его изнутри, пощупайте в нем. Посмотрите на себя с точки зрения червя: вы можете рассматривать не только свое тело, но и окружающее вас, стены, интерьер.Однако помните, что это должен быть взгляд со стороны. Контролировать себя. Если в какой-то момент вы почувствуете, что не знаете ситуации, немедленно откройте глаза.
  • V. Упражнение. Найдите что-нибудь поблизости. Закрыв глаза, вспомните и представьте только что увиденную картинку. Снова открыв глаза, сравните, совпадают ли картинки. Поочередно закрывая и открывая глаза, убедитесь, что воображаемый и реальный объект как можно больше.
  • VI Упражнение. Что ж, вы научились изображать предметы с закрытыми глазами.Теперь пора сделать это, не закрывая глаза. Например, представьте, что рядом с вашим компьютером стоит новенький мобильный телефон, который вы так желали. Помните, представляйте себе открытыми глазами.
  • VII учение. Ты любишь путешествовать? Отлично. Теперь сделаем это мысленно. Попробуйте начать мысленно перейти в следующую комнату. Потом выйти на улицу, сесть в машину или на велосипед, погулять на природе, к реке, искупаться и т. Д.

Представляете любые картинки, делайте с удовольствием. Можно включить легкую музыку.Желательно, чтобы в это время вы не отвлекались.

Да, и не переусердствуйте: чрезмерная фантазия может настолько погрузить вас в мир иллюзий, что социальные и бытовые темы рискуют отойти на второй план.

Упражнения на развитие воображения писателя

Визуализируя предметы, мы развиваем свое творческое воображение, ведь писателю очень важно представить своих персонажей, их судьбы, дальнейшее развитие событий.

Если вы хотите заниматься писательской деятельностью, но сомневаетесь в яркости своего воображения, не волнуйтесь: в мире нет людей, у которых не было бы воображения. Да, есть люди, которые просто не пользуются подарком, данным им природой, и со временем он блекнет, но и они не безнадежны: приложив определенные усилия, воображение еще можно восстановить. Для этого необходимо, прежде всего, желание, сила воли и знание соответствующих упражнений.

  • Закройте глаза и вспомните какой-нибудь предмет интерьера в своей комнате.Не приоткрывайте глаза, постарайтесь назвать характерные черты этого предмета. Когда все будет перечислено, можно открыть глаза и, все еще не глядя на выбранный предмет, попробовать записать все его знаки на бумаге.
  • Подумайте о каком-нибудь катрене, который вы знаете. Используя его последнюю строчку как первую, попробуйте написать свой собственный стих.
  • Попробуйте написать небольшое эссе о том месте, где вам больше всего нравится отдыхать.
  • Напишите статью из 400 символов о месте, где вы хотели бы жить.
  • Опишите фразы, которые вы бы произнесли в адрес неожиданного гостя, который явился ненадлежащим образом (например, ночью).
  • Придумайте небольшой рассказ, который начнется с фразы: «Однажды у меня была возможность … Но я не воспользовался ею».
  • Сделайте сообщение о своей прошлой жизни. Например, свяжитесь с собой, когда вам было, скажем, 7 лет.
  • Составьте краткое описание самой любимой игрушки в детстве.
  • Что для вас было самым трудным в жизни? Опишите это.
  • Что было для вас проще, чем вы ожидали? Опишите это.
  • Напишите сказку про левую туфлю.
  • Напишите шуточный рассказ об одном дне своей жизни, который, по вашему мнению, когда-то был потрачен зря.
  • Представьте себе небольшую статью, начинающуюся словами: «Если бы мне дали возможность что-то изменить, я бы начал с …».
  • Выпишите справку о том, что вы самый ленивый человек в мире.
  • Придумайте свой рассказ о красной шапочке.
  • Представьте, что вы невидимый человек. Опишите свои действия и реакцию других.
  • Определите несколько своих фобий, напишите о самых важных из них.
  • В небольшой статье постарайтесь описать погоду за окном.
  • Опишите 250 словами, что бы вы делали, если бы сейчас на улице шел дождь.
  • Придумайте сказку, что бы вы приготовили на обед своему злейшему врагу.
  • Есть ли среди ваших знакомых человек, которым очень горд? Опишите его поведение.
  • Посмотрите в окно и посмотрите глазами незнакомца. Напишите 150 слов, чтобы описать его внешность, профессию, хобби, дайте ему имя.
  • Составьте список из пятидесяти поступков, которых вы бы не совершили никогда и зря.
  • Представьте, что вы новогодняя елка, и вас только что распилили. Опишите свои чувства.
  • Придумайте историю, в которой должны присутствовать следующие слова: инженер-строитель, начальник, здание, обед.
  • Представьте себе монолог от имени недавно купленных дорогих часов, которые случайно были выброшены в мусорную корзину.
  • Составьте список из пятнадцати причин, по которым вам нужно изучать английский язык.
  • Составьте список из десяти причин, по которым школьному учителю было бы выгодно сменить профессию.
  • Придумайте семь фраз, которые вы не хотите говорить человеку, которого только что уволили.
  • Составьте текст гневного публичного выступления, состоящий из семи коротких абзацев, начинающихся словами: «как стена гороха».
  • Придумайте небольшой рассказ со словами: священник, деньги, подвал, чайник.
  • Напишите статью на тему: «Весь мир поклоняется ложным идолам».
  • Опишите семь причин, по которым обеспеченный человек может покинуть родину.
  • Вспомните монолог одинокой березы, уцелевшей в выжженном лесу.
  • Составьте список самых сильных оправданий нечестного человека.
  • Подумайте о газетных новостях, используя слова: боярышник, стекло, лужайка, очки.
  • Составьте список из десяти вещей, на которые вы бы пожертвовали свои последние 10 долларов.
  • Завершите пять вариантов просьбой: «Будьте добры, не обижайте … Потому что …».
  • Придумайте поучительную сказку со словами: семья, картина, сверток, хлеб.
  • Перечислите семь действий, за которые вам может быть стыдно.
  • Написать рассказ в виде монолога о пироге, который поставили в духовку.
  • Представьте, что вы пришли на работу, а дверь в ваш офис заколочена. Опишите дюжину дерзких причин, почему это могло произойти.
  • Придумайте пошаговые инструкции, как дрессировать моль в соответствии с правилами дорожного движения.

Все задания следует выполнять письменно, тратя на каждое как можно короче (это вызывает спонтанное мышление).

Такие упражнения тренируют воображение, а все остальное, что необходимо в писательском деле (выработка собственного стиля, композиции, сюжетной структуры), требует изучения на профессиональном уровне.

Если вы все же чувствуете, что вашего воображения недостаточно для творческой деятельности, не переживайте: постоянные упражнения на развитие воображения рано или поздно позволят вам выйти на новый, более высокий уровень.

[1]

Креативность и Воображение | Подлинное счастье

Творчество и воображение

Креативность определяется учеными-психологами как создание оригинальных и ценных идей или продуктов. Творчество основывается на воображении, сознательном представлении того, что не доступно непосредственно чувствам. Хотя количество и качество исследований творчества возросло после президентского обращения Дж. П. Гилфорда к Американской психологической ассоциации в 1950 году, эта фундаментальная человеческая способность остается недостаточно изученной по сравнению с другими важными психологическими явлениями. В настоящее время мы проводим ряд различных исследовательских проектов, направленных на то, чтобы лучше понять причины и последствия творчества, а также способы его повышения.

Мотивация и творчество

Одним из важных предшественников творческого поведения является мотивация. Почему люди занимаются творчеством? Какие выгоды, если таковые имеются, они ожидают? Прошлые исследования по этой важной теме показали, что люди с внутренней мотивацией, как правило, более творческие. Другими словами, люди, которые занимаются творческой деятельностью ради самой деятельности (а не ради внешних ограничений вознаграждения), лучше способны придумывать оригинальные и ценные идеи.Кроме того, небольшая, но растущая литература предполагает, что просоциальная мотивация, определяемая как желание внести свой вклад в жизни других, также может способствовать развитию творческого мышления. Наши текущие исследовательские проекты направлены на расширение научного понимания роли мотивации в творчестве путем дальнейшего изучения специфической природы мотивации создателей и взаимосвязи между мотивацией, достижениями и благополучием.

Творчество и благополучие

Предыдущие исследования показывают, что творческая деятельность может иметь терапевтические преимущества и улучшать самочувствие.Однако на сегодняшний день мало исследований посвящено изучению механизмов, объясняющих, как творческое мышление может принести свои преимущества. Текущие исследовательские проекты в нашем центре изучают возможность того, что творческое мышление может улучшить благополучие за счет повышения когнитивной гибкости и способности решать проблемы, путем предоставления людям важного чувства мастерства и свободы воли, а также путем оказания им помощи в получении преимуществ после преодоления трудностей.

Развитие творческих способностей

В настоящее время мы разрабатываем и тестируем новые вмешательства, ориентированные на конкретную предметную область, чтобы помочь людям развить свои навыки творческого мышления и дополнительно изучить преимущества творчества для достижения и благополучия. В то время как прошлые исследования, как правило, были сосредоточены на улучшении определенных когнитивных способностей для этой цели (т. Е. Навыков дивергентного мышления), мы изучаем эффективность мотивационных стратегий, среди других инструментов.

Институт воображения

The Imagination Institute посвящен достижению прогресса в измерении, росте и улучшении воображения во всех секторах общества. В настоящее время нет единого мнения о том, как объективно измерить воображение.Для достижения своей миссии Imagination Institute проводит конкурс грантов и серию мероприятий, чтобы заложить основу для долгосрочного развития «коэффициента воображения» и того, как развивать воображение.

Для получения дополнительной информации см. Институт воображения.

Две формы воображения, синтетическое и творческое

Этот пост является отрывком из книги Наполеона Хилла «Думай и богатей»

Способность к воображению действует в двух формах. Одно известно как «синтетическое воображение», а другое — «творческое воображение».

Синтетическое воображение : — Благодаря этой способности можно объединить старые концепции, идеи или планы в новые комбинации. Эта способность ничего не создает. Он просто работает с материалом опыта, образования и наблюдений, которыми его кормят. Это способность, которую изобретатель чаще всего использует, за исключением тех, кто использует творческое воображение, когда он не может решить свою проблему с помощью синтетического воображения.

Творческое воображение : -С помощью способности творческого воображения конечный разум человека имеет прямую связь с Бесконечным интеллектом. Это способность, через которую получают «догадки» и «вдохновение». Именно благодаря этой способности человеку передаются все основные или новые идеи.

Именно через эту способность принимаются мыслительные колебания от умов других людей. Именно благодаря этой способности один человек может «настраиваться» или общаться с подсознанием других мужчин.

Творческое воображение работает автоматически, как описано на последующих страницах. Эта способность действует ТОЛЬКО тогда, когда сознательный ум вибрирует с чрезвычайно высокой скоростью, например, когда сознательный ум стимулируется эмоцией сильного желания.

Творческая способность становится более бдительной, более восприимчивой к вибрациям от упомянутых источников пропорционально ее развитию через ЕГЭ. Это показательное заявление! Поразмыслите над этим, прежде чем переходить.

Великие лидеры бизнеса, промышленности, финансов и великие художники, музыканты, поэты и писатели стали великими, потому что они развили способность творческого воображения.

Как синтетические, так и творческие способности воображения становятся более активными при использовании, так же как при использовании развиваются любые мышцы или органы тела.

Желание — это всего лишь мысль , импульс. Это туманно и эфемерно. Он абстрактен и не имеет ценности, пока не будет преобразован в его физический аналог.

Хотя синтетическое воображение будет использоваться наиболее часто, в процессе преобразования импульса ЖЕЛАНИЯ в деньги вы должны помнить о том, что вы можете столкнуться с обстоятельствами и ситуациями, которые требуют использования творческого воображения в качестве хорошо.

Возможно, ваше воображение ослабло из-за бездействия. Его можно оживить и активировать с помощью USE. Эта способность не умирает, хотя может перестать пользоваться ею. Сосредоточьте пока свое внимание на развитии синтетического воображения, потому что это способность, которую вы будете чаще использовать в процессе превращения желания в деньги.

Преобразование нематериального импульса ЖЕЛАНИЯ в осязаемую реальность ДЕНЬГИ требует использования плана или планов. Эти планы должны быть сформированы с помощью воображения и, главным образом, с помощью синтетических способностей.

Это отрывок из книги Наполеона Хилла «Думай и богатей»

Начни воплощать свои мечты в реальность!

Сделайте так, чтобы творческая визуализация и закон притяжения работали на вас!
• Научитесь использовать свое воображение и мысли, чтобы изменить свою жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *