Развитие у дошкольников социальных навыков: Социальные навыки дошкольников — развитие социальных навыков у детей
Социальные навыки дошкольников — развитие социальных навыков у детей
Развитие социальных навыков — необходимый пункт воспитания. Ребенок с высокой степенью социализации быстро освоится в детском саду, школе, любом новом коллективе; в будущем без труда найдет рабочее место. Социальные навыки положительно влияют на межличностные отношения — дружбу, умение сотрудничать.
Разберемся, что представляют из себя социальные навыки.
Что такое социальные навыки и зачем их развивать?
Социальные навыки — группа умений, способностей, которые формируются при взаимодействии человека с обществом и влияют на качество общения с людьми.
Человек — существо социальное: все наши таланты и стремления осуществляются благодаря остальным членам группы. Окружающие оценивают наши поступки, одобряют или порицают поведение. Сложно достичь вершины самоактуализации в одиночестве.
Именно поэтому важны социальные навыки. Развивать их следует с раннего детства и оттачивать на протяжении жизни.
Социальные навыки — отражение эмоционального интеллекта ребенка, которому воспитатели и преподаватели отводят важную роль в процессе становления личности. Без этой группы навыков умный ребенок не сможет применить полученные знания на практике: мало создать что-то выдающееся, нужно уметь правильно донести мысли до публики.
Иногда люди ошибочно полагают, что социальные навыки касаются исключительно темы общения, коммуникации. На самом деле навыки включают в себя множество разнонаправленных аспектов: адекватное восприятие собственной индивидуальности, способность сопереживать, работать в команде и др.
Зачем нужны социальные навыки?
- Регулируют область межличностных отношений: ребенок легко заводит новых друзей, находит единомышленников.
- Минимизируют психологическое напряжение: дети с развитыми социальными навыками быстро проходят адаптацию, не грустят из-за смены внешних обстоятельств.
- Формируют адекватную самооценку с детства, что положительно влияет на жизненные достижения, развитие во взрослом возрасте.
- Социальные навыки нельзя отделить от построения успешной карьеры: лучшие специалисты должны не только разбираться в профессии, но и обладать высоким эмоциональным интеллектом.
Развитие социальных навыков у ребенка
Социальные навыки нужно развивать с дошкольного возраста, но дети постарше и даже подростки вполне могут научиться взаимодействовать с миром.
Рекомендуется обратить внимание на сферы жизни, которые приносят ребенку дискомфорт, заметно усложняют будни.
- Друзья, интересные собеседники: малыш не умеет вливаться в коллектив, предпочитает сидеть в углу, пока остальные играют.
- Вербальные трудности. Ребенок не понимает правил ведения разговора, плохо ориентируется в формулах этикета (когда нужно здороваться, прощаться, предлагать помощь).
- Проблемы с невербальной стороной общения. Такой малыш не распознает оттенки эмоций, с трудом понимает, как окружающие относятся к нему. Не умеет «читать» лица и жесты.
- Не знает меры в выражении точки зрения: слишком пассивен или, наоборот, агрессивен.
- Ребенок издевается над одноклассниками (участвует в травле) либо является жертвой.
При сильных моральных травмах следует обратиться к психологу: например, школьные издевательства — сложная проблема, с которой дети не способны справиться самостоятельно. Требуется вовлеченность родителей и педагогов.
В иных случаях члены семьи вполне могут помочь ребенку в развитии социальных навыков.
Каковы общие рекомендации?
1. Будьте терпеливы
Не подгоняйте ребенка, чтобы быстрее закончить дело. Дайте проявить инициативу: например, во время сборов в школу не бросайтесь на помощь, пусть малыш работает над проблемой самостоятельно. Так же с уроками и другими занятиями.
2. Поддерживайте начинания
Детские мечты кажутся взрослым пустяковыми, но инициатива с годами превращается в привычку и помогает открывать новые проекты, знакомиться с людьми, экспериментировать.
3. Критикуйте правильно
Высказывая негатив, помните о золотом правиле критики: нужно анализировать работу, выделяя и положительные, и отрицательные стороны в вежливой форме. Комментируйте конкретные поступки ребенка, а не его личность или внешность — это приведет к проблемам с самооценкой.
4. Право выбора
Детям важно ощущать, что их голос учитывается, влияет на ход событий. Предлагайте ребенку лично выбирать одежду, книги, мультфильмы. Спрашивайте об идеях, планах: «Мы собираемся отдохнуть вместе на выходных. Какие у тебя предложения?»
5. Личное пространство
Позаботьтесь, чтобы у малыша было место, где можно побыть в одиночестве, отдохнуть от разговоров. Личные вещи трогать нельзя: делать перестановку без предварительного обсуждения, читать переписки с друзьями, проверять карманы и т. д.
Дети, замечая уважительное отношение взрослых, быстро начинают платить той же монетой; обстановка в семье становится теплой и доверительной.
Какие социальные навыки нужно развивать у ребенка?
Остановимся на основных качествах и умения, развитию которых стоит уделить внимание.
1. Умение просить, принимать и оказывать помощь
Без умения просить помощь ребенок будет лишать себя ценных советов; отсутствие навыка принимать помощь приведет к проигрышам, а неумение оказывать помощь сделает малыша эгоцентричным.
- Пусть ребенок помогает нуждающимся: например, отстающему однокласснику.
- Объясняйте малышу, что получать помощь друзей и учителей — не стыдно.
- Покажите на личном примере, что взаимопомощь обогащает опыт: рассказывайте, как обмениваетесь советами с коллегами, приятелями.
2. Умение вести разговор и получать нужную информацию
Быть хорошим собеседником сложно, но навык оттачивается со временем и приносит массу пользы.
- Подсказывайте ребенку варианты развития диалогов: например, начать разговор можно с уместного вопроса, просьбы о помощи.
- Не оставляйте ребенка в роли бессловесного слушателя: обсуждая дома насущные вопросы, спрашивайте мнение малыша.
- Поддерживайте публичные выступления детей: доклады в школе, спектакли, веселые рассказы в окружении близких добавят уверенности.
3. Эмпатия
Эмпатия — способность распознавать эмоции окружающих, ставить себя на место другого человека, сопереживать.
Эта способность сделает ребенка человечным, благоразумным. Как ее можно развивать?
- Начните с распознавания чувств ребенка — бесполезно прислушиваться к людям, если человек не чувствует личные переживания. Спрашивайте у малыша: «Как ты себя чувствуешь после ссоры с друзьями?», «Хочешь ли отдохнуть сегодня?»
- После конфликтов с одноклассниками спрашивайте у ребенка, что сейчас могут чувствовать дети, с которыми произошла ссора.
- Во время просмотра мультфильмов, чтения книг обращайте внимание малыша на эмоциональное состояние персонажей.
4. Умение работать в команде
Многие дети спокойно справляются с поставленными задачами в одиночестве, но это не повод отказываться от работы в команде. Она дарит возможность обмениваться идеями и опытом, делегировать задачи, быстрее и эффективнее достигать целей.
- Если малыш не общается с членами коллектива, попробуйте приобщить его к другой социальной группе: например, нехватку общения с одноклассниками можно компенсировать кружком по интересам, где ребенок будет чувствовать себя спокойнее.
- Сделайте семью дружной командой, в которой у ребенка есть свои «обязанности»: например, выполнять работу по дому, напоминать родителям о предстоящих событиях. Подойдут любые занятия, связанные с благополучием других членов семьи.
5. Уважение личных границ
Отсутствие навязчивого желания влезать в чужую жизнь — ценный навык, помогающий завоевать симпатию людей.
- Уважайте личные границы ребенка: не входите в детскую без предупреждения, не ройтесь в личных вещах и переписках, если дело не касается жизни и безопасности малыша.
- Если ребенок нарушает чужие границы (берет игрушки без разрешения, задает неудобные вопросы), поговорите об этом наедине.
6. Умение преодолевать конфликтные ситуации
Сложно представить нашу жизнь без конфликтов. Задача ребенка — научиться культурно вступать в обсуждение, отстаивать свою точку зрения, не вестись на провокации собеседников.
- Обсуждайте возникающие проблемы спокойно, без повышения голоса. Не давите на ребенка родительским авторитетом без надобности: ребенок — отдельная личность, которая имеет право на мнение.
- Не осуждайте людей за взгляды, которые отличаются от принятых в вашей семье, но не задевают ваше благополучие. Покажите малышу, что мир очень разный.
- Можно продемонстрировать детям азы цивилизованного ведения спора, объяснить, что такое аргументы и т. д. Желательно научить этому ребенка еще в детском саду.
7. Уверенность в себе
Стабильная и адекватная самооценка — качество, которым обладают далеко не все взрослые.
Она формируется под воздействием множества факторов: отношения между родителями, роль ребенка в семейном кругу, особенности среды, окружавшей ребенка в раннем детстве.
Важно, чтобы ребенок не вырос ни самовлюбленным нарциссом с хрупкой самооценкой, ни чересчур застенчивым человеком. Как помочь ребенку найти баланс?
- Хвалите ребенка за личный прогресс: чтобы получить комплимент от родителей, не обязательно занимать призовые места на школьных олимпиадах. Усердие малыша, проявленный интерес и стойкость тоже заслуживают похвалы.
- Объясняйте, напоминайте детям, что изначально они достойны уважения и любви, как и все люди вокруг.
Социальные навыки помогут во многих областях жизни: в учебе, хобби, дружбе, построении репутации в коллективе. Главное — поощрять и поддерживать детей на всех этапах.
Эмоциональный интеллект для детей
Знакомим детей с видами эмоций, как ими управлять и как проявлять себя в командной работе, через ситуационные игры
узнать подробнее
Развитие социальных навыков у детей
Развитие социальных навыков у детей готовит их к благоприятному взаимодействию во всех сферах жизни. Социальные навыки являются неотъемлемой частью функционирования в обществе. Проявление хороших манер, эффективное общение с другими людьми
Шаги развития социальных навыков:
1. Демонстрируйте социальные навыки детям. Младенцам нравится социальное взаимодействие, что выражается их улыбками и воркованием. На этом этапе дети осознают только свои потребности и желания.
Говорите с младенцами. Когда они плачут и издают звуки, отвечайте им на привычном вам языке. Это побуждает детей к попытке поговорить с вами
Поощряйте их внимание к другим. Отвечая на их крики и потребности, вы учите детей быть внимательными к нуждам других. Проявляйте внимание и любовь. Поцелуи и объятия имеют важное значение для социального развития детей. Это основные потребности на данном этапе развития и не следует думать, что излишнее внимание только испортит малыша. Будьте спокойны с детьми. Плачущий ребенок, который не давал вам спать всю ночь, может вас разочаровать. Однако, выдохнув и успокоившись перед тем, как взять ребенка на руки, вы, тем самым, смоделируете гармоничность социальной среды.
2. Помогайте малышам уважать людей и их вещи. В стадии младенчества, дети могут произносить некоторые слова и предложения. Они имеют тенденцию играть в одиночку и им не нравится делиться своими игрушками с другими. Создайте социальную среду в доме. Приглашайте своих друзей, у которых есть дети, чтоб малыш привыкал к обществу взрослых и детей. Обучайте малышей основным правилам: делиться игрушками, нежно касаться людей и домашних животных. Награждайте за хорошее поведение. Когда малыши демонстрируют мягкость и делятся своими игрушками, хвалите их.
3. Оказывайте помощь дошкольникам в расширении круга друзей. Дошкольники уже могут выразить свои чувства словами и следует поощрять их дружбу с другими детьми. Организовывайте социальные мероприятия для дошкольников. Для повышения социального взаимодействия вашего дошкольника, устраивайте праздники дома. Посещайте и приглашайте своих соседей, у которых есть дети. Учите детей дошкольного возраста использовать свои слова, а не кулаки. Объясните, почему это важно. Акцентируйте внимание на том, что чувствует обиженный в драке ребёнок, и учите детей дошкольного возраста, что нужно извиниться, если он обидел другого ребенка. Учите детей дошкольного возраста говорить о своих чувствах. Попросите их объяснить, как они чувствуют себя рядом с другими детьми и помогайте им найти слова, чтобы описать свои чувства.
4. Разрабатывайте социальные навыки у детей школьного возраста. Когда дети идут в школу, они попадают в такую среду, которая предоставляет им возможность взаимодействовать друг с другом, делиться игрушками и общаться с другими людьми о своих чувствах и потребностях.
Показывайте хорошие манеры. Дети наблюдают и подражают взрослым. Научите их социальным навыкам, подавая хорошие примеры и горячо приветствуя людей . Общение с уважением к другим во время конфликта научит детей делать то же самое. Предоставляйте доступ детям к эффективным методам решения проблем. При возникновении конфликта между детьми, вмешайтесь, чтобы узнать, что каждый ребенок чувствует при этом. Учите детей выражать свои чувства друг к другу и предлагайте решения для урегулирования конфликта. Предоставляйте возможность детям проявить свои таланты и сильные стороны, и поощряйте среду общения , в которой дети хвалят друг друга.
Rating: 9.0/10 (5 votes cast)
Rating: +2 (from 2 votes)
Развитие социальных навыков у детей, 9.0 out of 10 based on 5 ratings
Опубликовано Автор NanaРубрики Дети5 способов развития социальных навыков
Учителя постоянно рассказывают нам, что в дополнение к изучению азбуки и 123, помощь малышам в развитии здоровых социальных навыков в дошкольном возрасте является важным фактором, способствующим тому, чтобы они стали успешными учениками в начальной школе. Родители играют ключевую роль в том, чтобы помогать своим детям формировать ранние социальные навыки и делиться ими дома каждый день.
В дошкольном возрасте дети учатся делиться и сотрудничать, работать вместе и по очереди, участвовать в групповых мероприятиях, следовать простым указаниям и сообщать о своих желаниях и потребностях. Знание того, как это делать, повышает самооценку и уверенность в себе, а также помогает детям добиваться успеха в групповых условиях — как в школе, так и за ее пределами.
Вот 5 простых способов, которыми вы можете помочь развить и укрепить социальные навыки вашего ребенка за пределами класса:
- Назначать игровые даты и ходить в игровые группы и на игровую площадку. Предоставление детям возможности часто взаимодействовать с другими детьми предоставит им много возможностей по очереди, поделиться и играть вместе.
- Возложите на дошкольника простые обязанности, например, помогите накрыть на стол к обеду или просто наведите порядок. Эти занятия также очень расширяют возможности малышей и помогают укрепить их уверенность в себе.
- Дома будьте последовательны в отношении простых правил, которым должен следовать ваш ребенок , таких как заправлять постель или убирать игрушки.
- Моделируйте соответствующее социальное взаимодействие и вежливость, помогайте им помнить «пожалуйста» и «спасибо» в подходящие моменты/обстановки и моделируйте поведение и язык, которые показывают им, как делиться, ждать своей очереди и работать с другими. Совместная игра в настольные игры и разговоры о прошедшем дне за ужином — два отличных способа начать учить малышей, как вести себя по очереди.
- Помогите ребенку научиться выражать свои эмоции, понимать их и научиться самоконтролю. В дошкольном возрасте ваш малыш будет полагаться на свои слова и действия, чтобы ежедневно выражать свои потребности учителям и одноклассникам, и иногда эмоции могут быть большими и пугающими. Помогите ребенку осознать и понять свои собственные эмоции — чувство грусти, злости, счастья, возбуждения — и поговорите с ним о том, что заставляет его чувствовать себя так. Предложите ему идеи о том, как лучше всего передать эти чувства другим.
В дополнение к тому, что вы моделируете здоровые способы выражения эмоций дома, совместное чтение книг о персонажах, которые изучают свои эмоции, и обсуждение с вашим ребенком действий персонажей — еще один отличный способ помочь вашему малышу начать понимать свои собственные эмоции. Задайте такие вопросы, как: «Что сделал персонаж, чтобы помочь ей выразить свои чувства?» или «Как вы думаете, почему она рассердилась/опечалилась/расстроилась?» и «Что бы вы сделали/сказали, если бы чувствовали себя так?
Некоторые любимые истории, которые говорят о чувствах и эмоциях и идеально подходят для дошкольников, включают:
- Когда Софи рассердится – очень, очень рассердится Молли Бэнг
- Иногда я Бомбалу Рэйчел Вейл
- Wemberly Worried Кевин Хенкес
- У голубя тоже есть чувства! Мо Виллемс
- Мой друг грустит (книга о слонах и поросятах) Мо Виллемса
- Книга чувств Тодд Парр
- Как динозавры говорят, что я сумасшедший! Джейн Йолен
Как вы помогаете своему малышу научиться делиться, сотрудничать, общаться и участвовать? Мы хотели бы знать.
Поделитесь с нами своими идеями на странице Facebook Scholastic Parents и давайте продолжим разговор!
Избранная книга
узнать больше
КЛАССЫ
Социальное развитие дошкольников — HealthyChildren.org
В дошкольном возрасте ваш ребенок многое узнает о себе и о взаимодействии с окружающими людьми.
По достижении трехлетнего возраста ваш ребенок станет гораздо менее эгоистичным, чем раньше. Они также будут меньше зависеть от вас, что является признаком того, что их собственное чувство идентичности сильнее и безопаснее. Теперь они действительно будут играть с другими детьми, взаимодействуя, а не просто играя бок о бок. В процессе они поймут, что не все думают так же, как они, и что каждый из их товарищей по играм обладает множеством уникальных качеств, некоторые из которых привлекательны, а некоторые нет. Вы также обнаружите, что ваш ребенок склоняется к определенным детям и начинает дружить с ними. Заводя эти дружеские отношения, дети обнаруживают, что каждый из них также обладает особыми качествами, которые делают их привлекательными — откровение, которое дает жизненно важный импульс самооценке.
Есть еще несколько хороших новостей о развитии вашего ребенка в этом возрасте: по мере того, как он будет лучше осознавать и чувствовать чувства и действия других, он постепенно перестанет соревноваться и научится сотрудничать, играя со своими друзьями. Они по очереди делятся игрушками небольшими группами, хотя иногда этого не делают. Но вместо того, чтобы хватать, ныть или кричать о чем-то, они будут вежливо просить большую часть времени. Вы можете рассчитывать на менее агрессивное поведение и более спокойные игровые сессии. Трехлетние дети могут находить решения споров, по очереди или обмениваясь игрушками.
Обучение сотрудничеству
Однако, особенно в начале, вам нужно поощрять это сотрудничество. Например, вы можете предложить им «использовать слова» для решения проблем, а не действовать. Также напомните им, что когда двое детей делят игрушку, каждый получает равный ход. Предложите способы найти простое решение, когда ваш ребенок и другой ребенок хотят одну и ту же игрушку, например, нарисовать в первый раз или найти другую игрушку или занятие. Это работает не всегда, но попробовать стоит. Кроме того, помогите детям, используя соответствующие слова, описать свои чувства и желания, чтобы они не чувствовали разочарования. Прежде всего, покажите на собственном примере, как мирно справляться с конфликтами. Если у вас вспыльчивый характер, постарайтесь смягчить свою реакцию в их присутствии. В противном случае они будут подражать вашему поведению всякий раз, когда находятся в состоянии стресса.
Когда гнев или разочарование становятся физическими
Однако, что бы вы ни делали, вероятно, будут моменты, когда гнев или разочарование вашего ребенка станут физическими. Когда это произойдет, удержите их от причинения вреда другим, а если они не успокоятся быстро, отодвиньте их от других детей. Поговорите с ними о ее чувствах и попытайтесь определить, почему они так расстроены. Дайте им понять, что вы понимаете и принимаете ее чувства, но дайте понять, что физическое нападение на другого ребенка — не лучший способ выразить эти эмоции.
Извинение
Помогите им увидеть ситуацию с точки зрения другого ребенка, напомнив им о случае, когда кто-то ударил их или накричал на них, а затем предложите более мирные способы разрешения их конфликтов. Наконец, как только они поймут, что сделали не так, но не раньше, попросите их извиниться перед другим ребенком. Однако просто сказать «извините» может не помочь вашему ребенку исправить свое поведение; они также должны знать, почему они извиняются. Они могут не понять сразу, но дайте время; к четырем годам эти объяснения начнут что-то значить.
Притворная игра
К счастью, обычные интересы трехлетних детей сводят ссоры к минимуму. Они проводят большую часть своего игрового времени в фантазийной деятельности, которая имеет тенденцию быть более совместной, чем игра, сосредоточенная на игрушках или играх. Как вы, наверное, уже заметили, дошкольнику нравится распределять разные роли в сложной игре-притворстве с использованием воображаемых или бытовых предметов. Этот тип игры помогает развивать важные социальные навыки, такие как по очереди, внимание, общение (с помощью действий и выражений, а также слов) и реагирование на действия друг друга. И есть еще одно преимущество: поскольку ролевая игра позволяет детям играть любую роль, которую они пожелают, включая роль супергероя или феи-крестной, она также помогает им исследовать более сложные социальные идеи. Кроме того, это помогает улучшить исполнительные функции, такие как решение проблем
Наблюдая за ролевыми играми вашего ребенка, вы можете заметить, что он начинает определять свой пол и гендерную идентичность. Играя в дом, мальчики, естественно, будут играть роль отца, а девочки — матери, отражая все, что они заметили в окружающем мире.
Развитие гендерных ролей и идентичности
Исследования показывают, что некоторые из различий в развитии и поведении, которые обычно отличают мальчиков от девочек, обусловлены биологически. Большинство гендерных характеристик в этом возрасте, скорее всего, будут сформированы культурой и семьей. Вашу дочь, например, могут побудить к игре в куклы реклама, подарки от благонамеренных родственников и одобрительные комментарии взрослых и других детей. Между тем, мальчики могут отказаться от кукол в пользу более грубых игр и спорта. Дети чувствуют одобрение и неодобрение и соответствующим образом корректируют свое поведение. Таким образом, к моменту поступления в детский сад гендерная идентичность детей часто уже устоялась.
Когда дети начинают мыслить категориями, они часто понимают границы этих ярлыков, не понимая, что границы могут быть гибкими; дети этого возраста часто доводят этот процесс идентификации до крайности. Девочки могут настаивать на том, чтобы ходить в школу или на игровую площадку в платьях, с лаком для ногтей и косметикой. Мальчики могут быть чванливыми, чрезмерно напористыми и повсюду таскать с собой свой любимый мяч, биту или грузовик.
С другой стороны, некоторые девочки и мальчики отвергают эти стереотипные выражения гендерной идентичности, предпочитая выбирать игрушки, товарищей по играм, интересы, манеры и прически, которые чаще ассоциируются с противоположным полом. Этих детей иногда называют гендерно-экспансивными, гендерно-вариантными, гендерно-неконформными, гендерно-творческими или гендерно-атипичными. Среди этих гендерно-экспансивных детей есть такие, которые могут прийти к выводу, что их глубокое внутреннее ощущение себя женщиной или мужчиной — их гендерная идентичность — противоположно их биологическому полу, где-то между мужским и женским или другим полом; таких детей иногда называют трансгендерами.
Учитывая, что многие трехлетние дети удваивают гендерные стереотипы, это может быть возраст, когда ребенок с экспансивным полом выделяется из толпы. Эти дети нормальные и здоровые, но родителям может быть трудно ориентироваться в выражении лица и личности своего ребенка, если оно отличается от их ожиданий или ожиданий окружающих.
Эксперименты с гендерными отношениями и поведением
По мере того, как дети развивают свою личность в эти ранние годы, они обязаны экспериментировать с отношениями и поведением обоих полов. Редко есть причины препятствовать таким импульсам, за исключением случаев, когда ребенок сопротивляется или отвергает твердо установленные культурные стандарты. Если ваш сын хочет носить платья каждый день или ваша дочь хочет носить только спортивные шорты, как ее старший брат, позвольте фазе пройти, если только она не подходит для конкретного мероприятия. Однако, если ребенок упорствует или выглядит необычно расстроенным из-за своего пола, обсудите этот вопрос со своим педиатром.
Ваш ребенок также может подражать определенным типам поведения, которые взрослые считают сексуальными, например флирту. Однако у детей этого возраста нет зрелых сексуальных намерений; они имитируют эти манеры. Однако, если имитация сексуального поведения является явной, возможно, они лично подвергались сексуальным действиям. Вам следует обсудить это со своим педиатром, так как это может быть признаком сексуального насилия или влияния неподходящих средств массовой информации или видеоигр.
Игровые занятия: помогите вашему ребенку завести друзей
К четырем годам ваш ребенок должен вести активную социальную жизнь, наполненную друзьями, и у него может быть даже «лучший друг». В идеале у них должны быть друзья по соседству и друзья дошкольного возраста, которых они регулярно видят. Но что, если ваш ребенок не посещает дошкольное учреждение и не живет рядом с другими детьми того же возраста? В этих случаях вы можете организовать игровые занятия с другими дошкольниками. Парки, игровые площадки и программы дошкольных мероприятий предоставляют прекрасную возможность познакомиться с другими детьми.
Как только ваш дошкольник нашел товарищей по играм, которые ему нравятся, вы должны взять на себя инициативу, чтобы помочь им построить отношения. Поощряйте их приглашать этих друзей к себе домой. Для вашего ребенка важно «похвастаться» своим домом, семьей и имуществом перед другими детьми. Это создаст чувство гордости за себя. Между прочим, чтобы породить эту гордость, их дом не обязательно должен быть роскошным или наполненным дорогими игрушками; он должен быть только теплым и гостеприимным.
Также важно понимать, что в этом возрасте друзья вашего ребенка не просто товарищи по играм. Они также активно влияют на их мышление и поведение. Они будут отчаянно хотеть быть такими же, как они, даже когда нарушают правила и стандарты, которым вы научили их при рождении. Теперь они понимают, что помимо ваших есть и другие ценности и мнения, и они могут проверить это новое открытие, потребовав того, чего вы ему никогда не позволяли, — определенных игрушек, еды, одежды или разрешения на просмотр определенных телепрограмм.
Пределы тестирования
Не отчаивайтесь, если отношения вашего ребенка с вами резко изменятся в свете этих новых дружеских отношений. Они могут быть грубы с вами впервые в жизни. Как ни трудно это принять, эта дерзость на самом деле является положительным признаком того, что они учатся бросать вызов авторитетам и проверять свою независимость. Еще раз разберитесь с этим, выразив неодобрение и, возможно, обсудив с ними, что они на самом деле имеют в виду или чувствуют. Если вы реагируете эмоционально, вы поощряете дальнейшее плохое поведение. Если сдержанный подход не работает, и они продолжают возражать вам, тайм-аут (или тайм-аут) является наиболее эффективной формой наказания.
Имейте в виду, что хотя ваш ребенок изучает понятия добра и зла, у него все еще очень упрощенное чувство морали. Когда они жестко соблюдают правила, это не обязательно потому, что они их понимают, а скорее потому, что они хотят избежать наказания. По их мнению, важны последствия, но не намерения. Когда они разбивают что-то ценное, они, вероятно, решат, что они плохие, даже если они разбили это не специально. Их нужно научить различать несчастные случаи и плохое поведение.
Отделите ребенка от его поведения
Чтобы помочь ему понять эту разницу, вам нужно отделить его от его поведения. Когда они делают или говорят что-то, что требует наказания, убедитесь, что они понимают, что их наказывают за этот поступок, а не потому, что они «плохие». Опишите конкретно, что они сделали не так, четко отделив человека от поведения. Если они придираются к младшему брату или сестре, объясните, почему это неправильно, а не говорите: «Ты плохой». Когда они делают что-то не так, не желая этого, утешьте их и скажите, что вы понимаете, что это было непреднамеренно. Постарайтесь не расстраиваться, иначе они решат, что вы злитесь на них, а не на то, что они сделали.
Также важно давать дошкольникам задания, которые, как вы знаете, они могут выполнить, а затем хвалить их, когда они хорошо с ними справляются. Они готовы к простым обязанностям, таким как накрытие на стол или уборка в своей комнате. На семейных прогулках объясните, что вы ожидаете от них хорошего поведения, и поздравьте их, когда они это сделают. Наряду с обязанностями предоставьте им широкие возможности для игр с другими детьми и скажите ему, как вы гордитесь, когда они разделяют или помогают другому ребенку.
Отношения между братьями и сестрами
Наконец, важно понимать, что отношения со старшими братьями и сестрами могут быть особенно сложными, особенно если брат или сестра на три-четыре года старше. Часто ваш четырехлетний ребенок стремится делать все, что делает его старший брат или сестра; так же часто ваш старший ребенок возмущается вторжением. Они могут возмущаться вторжением в их личное пространство, их друзей, их более смелый и напряженный темп, и особенно их комнату и вещи.