Различия между людьми изучает психология: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Различия между людьми изучает психология: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Содержание

Тест с ответами по психологии (1 курс)

1.Первую в истории экспериментальную психологическую лабораторию создал:

  1. З.Фрейд

  2. В.Вундт

  3. Л.С.Выготский
  4. В.М.Бехтерев

2.Автор книги «акцентуированные личности»:

  1. К.Леонгард

  2. Б.Г.Ананьев

  3. В.М.Бехтерев

  4. Д.Н.Леонтьев

3.Понятия экстраверсия интроверсия были введены в научный обиход:

  1. К. Юнгом

  2. З.Фрейдом

  3. Д.Н. Леонтьевым

  4. Л.С.Выготским

4.Индивид-это:

  1. Биологический вид

  2. Отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств

  3. Взрослый человек

  4. Новорожденный

5. Какой метод является основным и наиболее значимым в современных психологических исследованиях

  1. Генетический
  2. Эксперимент
  3. Тестирование
  4. Беседа

6.Основной задачей психологии является:

  1. Коррекция социальных норм поведения
  2. Изучение законов психической деятельности
  3. Разработка проблем истории психологии
  4. Совершенствование методов исследования

7.Кто из ученых является основателем советской психологии

  1. Р.С.Немов
  2. Л.С.Выготский
  3. С.Л.Рубинштейн
  4. И.М.Сеченов

8. Свойства человека, обусловленные генетическими факторами – это:

  1. Воспитанность

  2. Авторитет

  3. Задатки

  4. Равнодушие

9.Какая отрасль психологии изучает психологические закономерности обучения и воспитания?:

  1. Общая психология

  2. Возрастная психология

  3. Педагогическая психология

  4. Психология развития

10. В каком году С.Л.Рубинштейн, создал фундаментальный труд «Основы общей психологии»?

  1. 1942 г.
  2. 1856 г.
  3. 1848 г.
  4. 1932 г.

11.Наследственность – это:

  1. Потенциал, наследуемый от родителей
  2. Важнейший фактор, лежащий в основе интеллектуальног
    о развития
  3. Сравнительно малоизученная область.
  4. Все ответы верны.

12.Какая отрасль психологии занимается изучением связей между деятельностью нервной системы и поведением?

  1. Зоопсихология,
  2. Клиническая психология
  3. Психофармакология,
  4. Психофизиология.

13.Аффект – это

  1. Эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов.
  2. Эмоциональный процесс человека отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.
  3. Информационный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.
  4. Эмоциональный процесс взрывного характера, характеризующийся кратковременност
    ью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов.

14. Функция воли:

  1. Функция мобилизации
  2. Функция компенсации
  3. Побудительная функция
  4. Функция оценки

15. К познавательным процессам относятся:

  1. Темперамент
  2. Радость
  3. Способности
  4. Мышление

16.К психическим состояниям относятся

  1. Ощущение
  2. Восприятие
  3. Тревога
  4. Способности

17.Основателем теории психоанализа был:

  1. Л.С.Выготский
  2. А.Адлер
  3. 3.Фрейд
  4. К.Юнг

18. Основателями гештальтпсихологии являлись:

  1. Э.Л.Торндайк, Дж.Уотсон
  2. М.Вертгеймер, К.Коффка, В.Келер
  3. И.М.Сеченов, В.
    М.Бехтерев, И.П.Павлов
  4. Э.Толмен, К.Халл, Б. Скиннер

19.Медицинская психология изучает:

  1. Индивидуально-психологические различия между людьми. 
  2. Влияние изменений структуры и функционирования мозга, его повреждений, возрастного недоразвития на психическую деятельность и поведение человека.
  3. Психологические закономерности, связанные с возникновением и течением болезни, исследует влияние заболеваний на психику человека, психических факторов на физическое, соматическое состояние человека.
  4. Развитие психики человека и ее особенностей на протяжении онтогенеза.

20.Наблюдение – это

  1. Получение информации путем речевого общения
  2. Целенаправленное и фиксируемое восприятие внешних проявлений психики
  3. Метод анализа продуктов деятельности
  4. Эксперимент

21.Медлительный, невозмутимый, терпеливый, скупой на проявление эмоций и чувств.

  1. Холерик
  2. Сангвиник
  3. Флегматик
  4. Меланхолик

22. Склонный к постоянному переживанию различных событий, остро реагирует на внешние факторы, застенчивый, эмоционально ранимый

  1. Меланхолик
  2. Холерик
  3. Флегматик
  4. Сангвиник

23.Быстрый, порывистый, неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый.

  1. Флегматик
  2. Холерик
  3. Меланхолик
  4. Сангвиник

24.Жизнерадостностный, общительный, подвижный, с быстрой реакцией на все события, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями.

  1. Меланхолик
  2. Флегматик
  3. Сангвиник
  4. Холерик

25. Психология – это наука, которая изучает…

  1. Особенности психики человека на разных этапах его развития
  2. Психические явления, которые возникают в различных группах и коллективах в процессе общения и деятельности
  3. Закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей
  4. Психические расстройства, методы их диагностики, профилактики и лечения.

26.К методам психологического воздействия относится:

  1. Наблюдение
  2. Эксперимент
  3. Дискуссия
  4. Статистический анализ

27. Метод исследования, предполагающий сопоставление двух и более объектов с целью классификации и типологии, называется:

  1. Комплексный
  2. Сравнительный
  3. Методы наблюдения
  4. Лонгитюдный

28. Задачи социальной психологии как науки:

  1. Раскрытие общих закономерностей развития
  2. Прогнозирование политических, экономических и других процессов в развитии государства на основе учета социально-психологических закономерностей и механизмов
  3. Выделение индивидуальных различий
  4. Повышение производительности, эффективности трудовой деятельности

29. К эмпирическому методу исследования относится:

  1. Сравнительный метод 
  2. Лонгитюдный метод
  3. Экспериментальный метод
  4. Структурный метод

30. Получение информации путем речевого обмена – это:

  1. Анкетирование
  2. Беседа
  3. Тестирование
  4. Эксперимент

Поделиться с друзьями:

Adblock
detector

Евгений Павлович Ильин Психология индивидуальных различий


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

Евгений Павлович Ильин

Психология индивидуальных различий

Мастера психологии –

Евгений Павлович Ильин

Психология индивидуальных различий

Предисловие

В книге излагаются основные сведения по психологии индивидуальных различий, рассматриваемых в дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Проблемы дифференциальной психофизиологии были изложены мною в ранее изданной книге «Дифференциальная психофизиология» (2001). Эта книга частично вошла и в данное учебное пособие, правда, в переструктурированном виде и с некоторыми дополнениями и сокращениями, что продиктовано объемом последнего. Так, в «Психологию индивидуальных различий» не включена часть 5 «Функциональная асимметрия как проблема дифференциальной психофизиологии»; интересующиеся этой проблемой могут обратиться к указанному выше изданию. Не рассматриваются также различия между мужчинами и женщинами. Эта проблема получила достаточно полное освещение в другой моей книге «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» (2002).

Новые главы данного учебного пособия в основном посвящены вопросам, которые рассматриваются в дифференциальной психологии.

Следует сразу пояснить, о каких же индивидуальных различиях будет сказано в настоящей книге. Это различия в свойствах темперамента и личности, обусловливающих не столько количественные, сколько качественные различия в поведении и деятельности людей. Качественные различия – выражение количественных, однако последние нередко бывают столь велики, что люди, находясь на разных полюсах континуума (т. е. когда тот или иной психологический или психофизиологический параметр проявляется у них в неодинаковой мере), ведут себя и работают по разному.

Вместе с тем при существующих различиях обнаруживается и качественное (типовое) сходство людей – в степени выраженности тех или иных параметров, в образе поведения, в стиле деятельности и общения и т. д. Будучи индивидуальными, присущими конкретному человеку, эти качественные различия свойственны также другим индивидуумам, т. е. их можно назвать

типическими . О типических различиях и говорят, когда людей делят на сильных и слабых, добрых и жадных, эмоциональных и неэмоциональных и т. д. Однако, например, среди сильных тоже наблюдаются количественные различия: один человек сильный, но не в той степени, как другой, а тот – не как третий и т. п.

Б. М. Теплов указывал на необходимость качественного подхода к индивидуальным различиям. Именно качественные типовые и индивидуальные различия между людьми и рассматриваются в данной книге. В то же время речь пойдет и об их генезе (происхождении): какова их обусловленность – генетическая либо же социальная, а также об их влиянии на поведение и эффективность деятельности человека. Соответственно на основе индивидуально типических особенностей человека как индивида и личности можно с определенной долей вероятности прогнозировать особенности его поведения, эффективность его деятельности и создать оптимальные для каждого человека условия, способствующие такой эффективной деятельности. В этом заключается практическая значимость данного раздела психологической науки, очевидная для корифеев отечественной физиологии и психологии И. П. Павлова, Б. М. Теплова, В. С. Мерлина.

Приведу отрывок из предисловия Е. А. Климова к книге В. С. Мерлина «Очерк интегрального исследования индивидуальности» (1986).


Когда лаборатория Б. М. Теплова погрузилась в вопросы физиологии типов высшей нервной деятельности (сам же Борис Михайлович бросил фразу, что в вопросах типологии он теперь более физиолог, чем сами физиологии), В. С. Мерлин говаривал примерно так: «Молодец, Борис Михайлович! Его ругают за отход от практики, от школы, даже от психологии, а он глубоко прав, потому что без знания реальных основ индивидуальных психологических различий двигаться в практику по настоящему нельзя» (с. 12).

При написании книги я придерживался принципа историзма, т. е. описывал этапы развития учения об индивидуальных различиях людей в последовательности, как это происходило на самом деле, – начиная с изучения обобщенных характеристик (типов темперамента и конституции) до рассмотрения частных индивидуальных (свойств нервной системы, темперамента и личности), возвращаясь затем снова к обобщенной – индивидуальности. Казалось бы, логичнее излагать материал иным образом – продвигаться от описания частных характеристик к представлению обобщенных, но у такого пути есть свои минусы. В частности, невозможным представляется показать трудность формирования позиций ученых разных поколений по проблеме индивидуальных различий, сложно также было бы осветить не только открытия психологов, но и допущенные ими ошибки.

Книга состоит из пяти частей. В первой рассматриваются различные подходы к обобщенным индивидуальным характеристикам человека – типам темперамента и личности. Вторая часть посвящена особенностям проявления свойств нервной системы, которые представляют природную основу индивидуальных различий. В третьей части речь идет об индивидуальных различиях в поведении.

В четвертой части осмысливается эффективность деятельности человека в зависимости от его индивидуальных особенностей. Эта часть состоит из трех разделов. Первый посвящен фундаментальной для дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии проблеме способностей и одаренности, от которых во многом зависит эффективность деятельности индивидуума. Второй раздел касается стилей деятельности и руководства, в которых проявляются индивидуальные особенности человека. Третий раздел содержит богатый эмпирический материал о влиянии типологических особенностей на успешность различных видов деятельности людей. Помимо чисто теоретического значения (проблема соотношения биологического и социального в развитии человека), знание этих фактов имеет и большое практическое значение, так как на их основе осуществляется (или должен осуществляться) отбор людей для различных сфер профессиональной и спортивной деятельности, подбирается оптимальная для данного субъекта методика обучения и тренировки, стиль деятельности.

Пятая часть учебного пособия касается связи индивидуальных особенностей с предрасположенностью к различным заболеваниям. Этот вопрос мало освещается в специальной литературе. По крайней мере, ни в одной книге, посвященной индивидуальным различиям, об этом даже не упоминается.

Следует особо подчеркнуть, что предлагаемое пособие предназначено тем, кто уже знаком с основами психологии, физиологии нервной системы и психофизиологии. Поэтому у неподготовленного человека при чтении данной книги могут возникнуть некоторые затруднения.

Я старался показать проблему индивидуальных различий не в виде аксиоматичных положений, а осветить ее во всей сложности, не скрывая противоречий, ошибочных суждений, существующих в истории науки, чтобы побудить читателя к раздумьям, к активной мыслительной деятельности и, в конце концов, к обретению собственной точки зрения на рассматриваемую проблему. Большое число ссылок на литературные источники обусловлено моим желанием придать высказываемым в книге положениям научную обоснованность, аргументированность.

В книге дается приложение, где приводятся методики изучения индивидуальных особенностей человека и обширный список литературы, который может быть полезен тем, кто захочет более глубоко изучить представленные в пособии вопросы.

Я надеюсь, что книга окажется полезной для практических психологов, медиков, а также для вузовских преподавателей психологии и будет способствовать ликвидации существующего разрыва между физиологическими и психологическими знаниями, получаемыми психологами. Она вместе с тем может оказаться интересной и для физиологов, изучающих человека, помогая им познать психологические проявления физиологических процессов. Книга также может принести пользу и педагогам, поскольку позволяет понять природные основания способностей и поведения учащихся, индивидуального подхода к ним в процессе обучения и воспитания.

Каталог: book -> common psychology
common psychology -> Хайнц Хекхаузен Психология мотивации достижения
common psychology -> Церебральный
common psychology -> Андрей Александрович Вербицкий Наталья Анфиногентовна Бакшаева Психология мотивации студентов
common psychology -> Виктор Иванович Слободчиков Евгений Иванович Исаев Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе
common psychology -> Юридическая психология
common psychology -> М. А. Холодная Психология интеллекта: парадоксы исследования
common psychology -> Самостоятельности
common psychology -> Шпаргалка по общей психологии психология как наука: предмет изучения, задачи
common psychology -> Психология семьи и больной ребенок
common psychology -> В психологию


Скачать 5,97 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

культурных различий в психологии — Мир психологов

  1. Вопросы психологии

Как культурные различия могут повлиять на наше восприятие и поведение.

Постоянная ссылка Распечатать |


Эта страница доступна для членов. Зарегистрируйтесь или войдите для получения полного доступа.

Ссылки
  1. Маслоу А.Х. (1943). Теория мотивации человека. Psychology Review , 50 (4), 370-396.
  2. Хенрих Дж., Гейне С.Дж. и Норензаян, А. (2010). Самые странные люди в мире? Науки о поведении и мозге . 33 (2-3). 61-135.
  3. Джек, Р.Э., Калдара, Р., Шинс, П.Г. (2012). Внутренние репрезентации показывают культурное разнообразие ожиданий выражения эмоций на лице. Журнал экспериментальной психологии: общий . 141 (1). 19-25.
  4. Эйнсворт, M.D.S. и Белл, С.М. (1970). Привязанность, исследование и разделение: на примере поведения годовалых детей в странной ситуации. Развитие ребенка . 41 (1). 49-67.
  5. Ван Айендорн, М.Х. и Крооненбург, П.М. (1988). Кросс-культурные модели привязанности: метаанализ странной ситуации. Развитие ребенка . 59 (1). 147-56.
  6. Диллон Л.М. и Бичлер М.П. (2010). Удовлетворенность браком и влияние детей в коллективистских культурах: метаанализ. Журнал эволюционной психологии . 8 (1). 7-22.
  7. Масуда, Т., Эллсворт, П.С., Мескита, Б., Леу, Дж. и Ван де Вердонк, Э. (2008). Размещение лица в контексте: культурные различия в восприятии лицевых эмоций. Журнал личности и социальной психологии . 94 (3). 365-381.
  8. Штернберг, Р.Дж. и Григоренко Е.Л. (2004). Интеллект и культура: как культура формирует то, что означает интеллект, и значение для науки о благополучии. Философские труды Лондонского королевского общества . 1427-1434 гг.
  9. Берри, Дж.В. (1969). О межкультурной сопоставимости. Международный журнал психологии . 4 (2). 119-128.

Самые читаемые

Какой ты архетип?

Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.

Ты злишься?

Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!

Окна в душу

Что могут рассказать глаза человека о том, о чем он думает?

У тебя стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Привязанность и отношения

Как наши младенческие отношения влияют на наши отношения, когда мы становимся старше?

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

31 Защитные механизмы

Общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты эго.

Раб своей роли?

В какой степени люди контролируются своими ролями в обществе?

Тесты личности

Какой ты архетип?

Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.

Ты злишься?

Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!

У тебя стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

Вы зациклились?

Узнайте свой тип личности по Фрейду с помощью нашего теста на фиксацию.

Руководства по самопомощи

Интерпретация ваших снов

Научитесь интерпретировать скрытые значения тем ваших снов и ночных кошмаров.

Как читать язык тела

Научитесь читать и понимать сигналы тела и улучшайте свой собственный язык тела.

Как справиться со стрессом и успешно сдать экзамены

Если вы один из многих людей, испытывающих стресс во время сдачи экзаменов, у нас есть несколько советов для вас, которые помогут вам преодолеть это и действительно сосредоточиться на достижении хорошие оценки.

Подписаться Мир Психолога

Индивидуальные различия

Индивидуальные различия

Статья для Энциклопедии психологии (в печати)

Каздин А.Е. (редактор)


Уильям Ревелл
Кафедра психологии
Северо-Западный университет
Эванстон, Иллинойс
Электронная почта: [email protected]

Индивидуальные отличия

То, что люди отличаются друг от друга, очевидно. Чем и почему они различаются, менее ясно и является предметом изучения индивидуальных различий (ИД). Хотя изучение индивидуальных различий, по-видимому, связано с изучением дисперсии, того, чем люди отличаются друг от друга, это также означает изучение центральной тенденции, насколько хорошо человека можно описать с точки зрения общего среднего внутри человека. Действительно, возможно, самый важный вопрос об индивидуальных различиях заключается в том, больше ли люди похожи друг на друга во времени и в разных ситуациях, чем на других, и меньше ли различия внутри одного человека во времени и в разных ситуациях, чем различия между людьми. Связанный с этим вопрос — это вопрос о сходстве, поскольку люди различаются своим сходством друг с другом. Вопросы о том, являются ли определенные группы (например, группы по полу, культуре, возрасту или этнической принадлежности) более похожими внутри, чем между группами, также являются вопросами индивидуальных различий.

Психология личности занимается вопросами общей человеческой природы, размерами индивидуальных различий и уникальными чертами личности. Исследования в области ID варьируются от анализа генетических кодов до изучения половых, социальных, этнических и культурных различий и включают исследования когнитивных способностей, межличностных стилей и эмоциональной реактивности. Методы варьируются от лабораторных экспериментов до продольных полевых исследований и включают методы сокращения данных, такие как факторный анализ и анализ основных компонентов, а также процедуры структурного моделирования и многоуровневого моделирования. Наиболее важными вопросами измерения являются надежность и стабильность индивидуальных различий.

Программа

«Исследование индивидуальных различий» направлена ​​на решение трех общих вопросов: 1) разработка адекватной описательной таксономии различий между людьми; 2) применение различий в одной ситуации для предсказания различий в других ситуациях; 3) проверка теоретических объяснений структуры и динамики индивидуальных различий.

Таксономии индивидуальных различий

Таксономическая работа была сосредоточена на категоризации бесконечных способов, которыми люди различаются с точки зрения ограниченного числа скрытых или ненаблюдаемых конструктов. Это многоэтапный циклический процесс интуиции, наблюдения, дедукции, индукции и проверки, который постепенно сводился к согласованной описательной организации широких классов переменных, а также к методам их анализа. Большинство методов измерения и таксономии, используемых в этой области, были разработаны в ответ на потребность в отборе для школьного обучения, обучения и бизнес-приложений. 9(500 000) возможных шаблонов ответов, которые можно найти, опрашивая людей по каждому из более чем 500 000 слов английского языка, представляет собой скорее большую сложность, чем меньшую. Классическая теория тестов (CTT) игнорирует индивидуальные модели ответов и оценивает общий размер словарного запаса человека, измеряя производительность на небольших выборках слов. Слова рассматриваются как случайные копии друг друга, и поэтому индивидуальные различия в общем размере словарного запаса оцениваются на основе наблюдаемых различий в этих меньших выборках. Коэффициент корреляции момента продукта Пирсона (r) сравнивает степень ковариации между этими выборками с дисперсией внутри выборок. По мере увеличения количества отобранных слов корреляция индивидуальных различий в каждой выборке и с различиями во всей области соответственно увеличивается.

Оценки способностей, основанные на теории ответов на вопросы (IRT), учитывают параметры самих слов (т. е. сложность и различимость каждого слова) и оценивают один параметр способностей для каждого человека. Хотя оценки CTT и IRT сильно коррелированы, статистика CTT основана на разложении источников дисперсии внутри и между людьми, в то время как статистика IRT фокусируется на точности индивидуальной оценки, не требуя различий между людьми. Оценки CTT надежности показателей способностей оцениваются по схожим предметам (внутренняя согласованность), по альтернативным формам и по разным формам оценки, а также во времени (стабильность). Тесты надежны в той мере, в какой различия внутри индивидуумов малы по сравнению с различиями между индивидуумами при обобщении по предметам, формам или случаям. Таким образом, надежность CTT требует межсубъектной изменчивости. Оценки IRT, с другой стороны, связаны с точностью измерения для конкретного человека с точки зрения метрики, определяемой сложностью задания.

Теория тестов, разработанная для учета различий в выборке внутри областей, может быть обобщена для учета различий между областями. Точно так же, как разные образцы слов дадут несколько разные оценки словарного запаса, разные когнитивные задачи (например, словарный запас и арифметические способности) дадут разные оценки производительности. Используя многомерные процедуры, такие как анализ основных компонентов или факторный анализ, можно разложить общую вариацию на ковариацию между областями, ковариацию внутри областей и дисперсию внутри областей. Одним из наиболее воспроизводимых наблюдений при изучении индивидуальных различий является то, что почти все тесты, предназначенные для оценки когнитивных способностей, имеют общий фактор (g), общий с другими тестами способностей. То есть, хотя каждый тест имеет определенную вариацию, связанную с содержанием (например, лингвистическим, пространственным), формой проведения (например, слуховым, визуальным) или вовлеченными операциями (например, скорость восприятия, хранение в памяти, поиск в памяти, абстрактное мышление), существует общая дисперсия, характерная для всех тестов когнитивных способностей.

Личность и способности

Хотя для некоторых термин «личность» относится ко всем аспектам индивидуальности человека, обычное использование делит эту область на исследования способностей и личности. Тесты способностей рассматриваются как максимальные показатели производительности. Способность понимается как лучшее, что можно сделать по определенному показателю за ограниченное время (тест скорости) или за неограниченное время (тест мощности). Показатели личности представляют собой оценки средней производительности и обычно включают отчеты о предпочтениях и оценках того, что человек обычно делает и как он воспринимает себя и воспринимается другими.

Те же процедуры, которые использовались для выяснения структуры познавательных способностей, были применены к вопросу о выделении областей личности. Во многих ранних и современных личностных опросниках используются самоописательные вопросы (например, любите ли вы ходить на оживленные вечеринки; нервничаете ли вы иногда), которые рационально или теоретически релевантны какой-либо области интересов конкретного исследователя. Несмотря на то, что инвентаризации, разработанные таким образом, в значительной степени согласуются друг с другом, отчасти это совпадение может быть связано с концептуально перекрывающимися пулами предметов. Другие исследователи отстаивали лексический подход к таксономической проблеме, следуя основному предположению, что слова в естественном языке описывают все важные индивидуальные различия. Это смещает таксономический вопрос с того, как люди похожи и отличаются друг от друга, на то, как слова, используемые для описания людей (например, живой, разговорчивый, нервный, тревожный), похожи и отличаются друг от друга.

Размерный анализ тестов, разработанных на лексической, рациональной или теоретической основе, позволяет предположить, что ограниченное число (от трех до семи) доменов признаков более высокого порядка адекватно организует тысячи слов, описывающих индивидуальные различия, и логически бесконечный способ, которым эти слова могут быть использованы. быть объединены в элементы самостоятельного или коллегиального отчета. Самыми широкими областями являются интроверсия-экстраверсия и эмоциональная стабильность-невротизм, за которыми следуют области доброжелательности, добросовестности и интеллектуальной открытости или культуры. Эти домены можно рассматривать как задающие вопросы, которые нужно знать о незнакомце или потенциальном партнере: являются ли они энергичными и доминирующими (экстравертными), эмоционально устойчивыми (низконевротичными), заслуживающими доверия (совестливыми), привлекательными (приятными) и интересными. (умный и открытый).

Показатели способностей и личности отражают наблюдения, собранные во времени и по обстоятельствам, и требуют выводов о стабильных скрытых чертах, которые, как считается, объясняют разнообразие наблюдаемого поведения. Однако есть и другие индивидуальные различия, которые очевидны для сторонних наблюдателей и практически не требуют выводов о скрытых чертах. Наиболее очевидными из таких переменных являются пол, возраст, рост и вес. Различия, которые требуют определенных знаний и выводов, — это различия в этнической принадлежности и социально-экономическом статусе. Эти очевидные групповые различия иногда анализируются с точки зрения более тонких показателей личности и способностей или результатов реальной жизни (например, половые различия в невротизме, математических способностях или доходе).

Прогностическая достоверность

Индивидуальные различия важны только в той мере, в какой они имеют значение. Помогает ли знание того, что люди различаются чертой X, предсказать вероятность того, что они будут вести себя Y? По многим важным переменным результата ответ — твердое «да». В своем обзоре 85-летнего опыта отбора в области психологии персонала Фрэнк Шмидт и Джон Хантер (Психологический бюллетень, 1998, 124, 262–274) показывают, как различия в когнитивных способностях предсказывают различия в производительности труда, при этом корреляция в среднем составляет около 0,50 для должностей средней сложности. . Эти корреляции сдерживаются сложностью работы и намного выше для профессионально-управленческих должностей, чем для совершенно неквалифицированных должностей. С точки зрения психологии персонала превосходный менеджер (на одно стандартное отклонение выше средней способности менеджера) производит почти на 50% больше, чем средний менеджер. Эти отношения уменьшаются в зависимости от многолетнего опыта и степени подготовки. Общие умственные способности (g) также обладают значительной прогностической силой в прогнозировании результатов, не связанных с работой, таких как вероятность окончания колледжа, риск развода и даже риск совершения преступления.

Некогнитивные измерения индивидуальных различий также предсказывают важные критерии реальной жизни. Экстраверсия сильно коррелирует с общим объемом продаж среди продавцов в долларах. Точно так же импульсивность можно использовать для прогнозирования нарушений правил дорожного движения. Добросовестность, добавленная к g, существенно увеличивает предсказуемость выполнения работы. Хотя размер корреляции намного ниже, сознательность, измеренная в подростковом возрасте, предсказывает преждевременную смертность в течение следующих пятидесяти лет.

Источники индивидуальных различий

Таксономические и прогностические исследования индивидуальных различий представляют собой описательные организации мыслей, чувств и поведения, которые сочетаются друг с другом и как они соотносятся с другими результатами. Но эта категоризация носит скорее описательный, чем причинно-следственный характер, и аналогична группировке горных пород по плотности и твердости, а не по атомной или молекулярной структуре. Каузальные теории индивидуальных различий разрабатываются, но находятся на гораздо более ранней стадии, чем описательные таксономии.

Описательные таксономии используются для систематизации результатов исследований, изучающих генетические основы индивидуальных различий. Применяя методы структурного моделирования к вариациям и ковариациям, связанным с различными семейными сочетаниями, можно разложить изменчивость фенотипических признаков на отдельные источники генетической изменчивости и изменчивости окружающей среды. Наиболее распространенные семейные конфигурации, которые используются, — это сравнения однояйцевых (монозиготных) с разнояйцевыми (дизиготными) близнецами. Дополнительные модели включают близнецов, воспитанных вместе или порознь, а также биологических и приемных родителей, детей и братьев и сестер. Выводы поведенческой генетики для большинства черт личности, как правило, схожи: в разных дизайнах, с разными образцами из разных стран примерно 40-60% фенотипической изменчивости, по-видимому, находятся под генетическим контролем, и лишь очень небольшая часть оставшейся изменчивости окружающей среды. связаны с общими семейными экологическими эффектами. Дополнительные результаты показывают, что генетические источники индивидуальных различий остаются важными на протяжении всей жизни. Однако это не должно означать, что люди не меняются по мере взросления, а скорее то, что пути, которыми они идут по жизни, аналогичны тем, которые проходят генетически схожие люди.

Гены не кодируют мысли, чувства или поведение, а скорее кодируют белки, которые регулируют и модулируют биологические системы. Хотя были проделаны многообещающие работы по поиску биологических основ индивидуальных различий, обрисовать эти основы можно лишь в самых общих чертах. Определенные нейротрансмиттеры и структуры мозга могут быть связаны с широким классом поведенческого поведения и положительными эмоциями, в то время как другие нейротрансмиттеры и структуры могут быть связаны с таким же широким классом поведения избегания и негативных эмоций. В отчетах, связывающих определенные аллели с конкретными чертами личности, подчеркивается, что общие черты личности, скорее всего, находятся под полигенным влиянием и модерируются опытом окружающей среды.

Тонкие различия в доступности и повторном поглощении нейротрансмиттеров изменяют чувствительность людей к сигналам об их окружении, которые предсказывают будущую доступность ресурсов и внешние вознаграждения и наказания. Именно то, как эти сигналы обнаруживаются, на них обращают внимание, сохраняются и интегрируются с предыдущим опытом, делает каждого человека уникальным. Текущая работа на основе индивидуальных различий связана с пониманием этого тонкого взаимодействия биологических склонностей с возможностями и ограничениями окружающей среды, поскольку они в конечном итоге представлены в системе обработки информации индивидуума. Со временем мы можем ожидать увеличения нашей таксономической и предсказательной силы, используя эти каузальные биосоциальные теории индивидуальных различий.


Каталожные номера:

  • Броди, Н. и Эрлихман, Х. (1997) Психология личности: наука об индивидуальности. Прентис Холл Пресс; Вдумчивое введение в широкую область личности. Купер, К. (1997) Индивидуальные различия: Лондон: Арнольд Широкий обзор области, включающий обзор методологий измерения.
  • Айзенк, Х. Дж. (1994) Личность: биологические основы. В П.А. Вернон (ред.) Нейропсихология индивидуальных различий. Лондон: Академическая пресса.
  • Айзенк, Х. Дж. и Айзенк, М. В. (1985) Личность и индивидуальные различия: естественнонаучный подход. Пленум: Нью-Йорк. Хотя это и устарело, возможно, это лучшая трактовка научного метода применительно к изучению личности и индивидуальных различий.
  • Хоган, Р., Джонсон, Дж. и Бриггс, С. (редакторы) (1997) Справочник по психологии личности. Сан-Диего: Академическая пресса. Полный справочник в этой области включает главы об эволюционных, биологических и социальных основах индивидуальных различий.
  • Дженсен, А.Р. (1998) Фактор G: наука об умственных способностях. Вестпорт, Коннектикут, Прегер Обзор важности общего интеллекта для выполнения задач.
  • Лелин, Дж. К. (1992) Гены и окружающая среда в развитии личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *