Психология определение для 3 класса: Человек стр. 10 — 15. Окружающий мир 3 класс 1 часть учебник Плешаков А.А. – Урок психологии 3 класс

Психология определение для 3 класса: Человек стр. 10 — 15. Окружающий мир 3 класс 1 часть учебник Плешаков А.А. – Урок психологии 3 класс

Содержание

Человек стр. 10 — 15. Окружающий мир 3 класс 1 часть учебник Плешаков А.А.

1) Подумай, чем человек отличается от других живых существ.

Человек отличается от других живых существ тем, что обладает разумом и тем, что способен изменять окружающий мир, приспосабливая его под свои нужды.

2) Понаблюдайте за своими сверстниками. Постарайтесь описать проявления внутреннего мира человека. За какие душевные качества вы цените этого человека?

Внутренний мир человека проявляется в его поступках и эмоциях. Если я вижу, что моя подруга Ира радуется моей хорошей оценке, я понимаю, что она переживает за меня, волнуется за меня, а значит я ей не безразлична.

Я очень ценю свою подругу за ее умение сопереживать, за то, что в трудную минуту она может поддержать меня, а в счастливую разделить со мной радость.
Внутренний мир человека проявляется в его интересах и увлечениях. Я знаю, что мой друг Миша мечтает стать океанологом и потому много читает про жизнь обитателей морских глубин, а потом очень интересно о них рассказывает.

Миша обладает богатым воображением и фантазией и поэтому с ним интересно общаться.

3) Обсудите в паре, а затем в классе, как возникают богатства внутреннего мира человека.

Богатства внутреннего мира человека возникают в результате анализа и обработки информации в мозгу человека. Человек воспринимает окружающий мир и его мозг запоминает эту информацию. Но человек обдумывает полученные сведения, вырабатывает свое к ним отношение, анализирует их и делает выводы. А потом фантазирует и придумывает то, чего еще нет, что ему еще не известно. Так формируется его внутренний мир.

Проверь себя

1) Как доказать, что человек — часть живой природы?

Человек – часть природы, потому что живет в природе и взаимодействует с другими объектами природы. Человек – часть живой природы, потому что является живым. Он дышит, двигается, кушает и пьет. Он растет и развивается, он рождается и умирает, как все другие объекты живой природы.

2) Чем человек отличается от животных?

Человек отличается от животных наличием разума

3) Где у человека «помещается» разум?

Разум человека помещается в его мозге.

4) Из чего складывается внутренний мир человека?

Внутренний мир человека складывается из чувств и эмоций, переживаний, особенностей характера, воображения.

5) Перечисли ступеньки познания человеком окружающего.

Первая ступень – восприятие, получение информации об окружающем мире.

Вторая ступень – память, сохранение полученной информации.

Третья ступень – мышление, анализ полученной информации

Четвертая ступень – воображение, представление того, чего нет.

Задания для домашней работы

1) Запиши в словарик: психология, восприя­тие, память, мышление, воображение.

Психология – наука, которая изучает внутренний мир человека.

Восприятие – способность получать информацию об окружающем мире.

Память – способность хранить информацию.

Мышление – способность анализировать информацию.

Воображение – способность представить то, чего нет.

2) Вместе с друзьями поиграйте в игры, ко­торые развивают восприятие, память, мышление и воображение. Примеры таких игр вы найдёте в рабочей тетради.

Примеры игр для развития восприятия, памяти, мышления и воображения для 3 класса
“Запомни позу”, игра на восприятие для 3 класса

Игроки принимают разные позы, потом гасят на мгновение свет и меняют позы. А когда свет включают, ведущий должен показать позы, которые принимали игроки.

“Любимый цвет”, игра на память для 3 класса

Игроки называют ведущему свой любимый цвет, а потом быстро меняются местами. Ведущий должен назвать любимый цвет каждого игрока.

“Вопрос-ответ”, игра на мышление для 3 класса

Игроки смотрят на картинку и задают по ней вопросы. Кто не сможет зать вопрос или дать ответ – проигрывает.

“Бывает-не бывает!”, игра на воображение для 3 класса.

Ведущий называет различные предметы, явления или события, а игрок должен быстро ответь бывает такое или нет.

На следующем уроке

Вспомни, что такое семья. Как зовут членов твоей семьи? Какие народы России ты знаешь? Какие страны мира тебе известны?

Семья – это самая маленькая, но самая важная часть общества. Это самые близкие родственники человека, его родители и дети.

Моих родителей зовут Олег Петрович и Ирина Сергеевна. Моего брата зовут Илья.

В России живут представители многих народов – русские, татары, башкиры, немцы и ненцы, чукчи, белорусы, украинцы, дагестанцы, калмыки и многие другие.

Мне лучше всего известны страны: Китай, Казахстан, Украина, Белоруссия, Греция, Турция, Египет, Индия и многие другие.

Урок психологии 3 класс

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я».

Курс введен в часть учебного плана МБОУ СОШ №1 с. Мугур-Аксы, формируемого образовательным учреждением в рамках направления «Социальное». Рабочая программа «Тропинка к своему Я» представляет собой целостный документ, включающий разделы: «Пояснительная записка», «Общая характеристика предмета», «Описание места предмета в учебном плане», «Личностные и метапредметные результаты», «Содержание программы», «Учебно-тематическое планирование», «Тематическое планирование», «Учебно-методическоеи материально-техническое обеспечение образовательного процесса», «Лист регистрации изменений к рабочей программе».

Рабочая программа курса «Тропинка к своему Я» составлена на основе нормативно-правовой базы:

Закон РФ «Об образовании»;

Устав школы:

Рабочая программа определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.

Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

Задачи:

1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей — установку преодоления.

4. Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

7. Расширять пассивный и активный словарь учащихся.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

            

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность искусства и литературы — как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека

Начинается школьная жизнь…. И если начало ее у всех одинаковое, то дальше пути расходятся. Кому-то удастся стать на путь успеха, которому будут сопутствовать радость, приобретение уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое. А кому-то будет трудно учиться, и тогда непременными спутниками станут страх и обида, за ними последует чувство собственной неполноценности, ущербности, нежелание учиться.

Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывают, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок будет познавать в школе не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.

Сегодня многие педагоги и родители недооценивают качественные изменения, происходящие в ребенке в период обучения в начальной школе. Гораздо больше внимания уделяют количественному накоплению знаний и умений детей. Однако именно качественные изменения очень важны для ребенка, они могут сыграть как позитивную так и негативную роль, могут укрепить психологическое здоровье или же нарушить его. И если пробелы в знаниях можно впоследствии легко восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, с трудом поддаваться коррекции.

  1. Общая характеристика предмета:

        В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента:

аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком  ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

        Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

        Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

        Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

                1.Введение в тему.

                2.Развёртывание темы.

                3.Индивидуализация темы.

                4.Завершение темы

                

Формы организации учебного процесса:

        Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.

Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.

  1. Описание места предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс психологических занятий «Тропинка к своему Я» изучается в 3 классе по одному часу в неделю (33ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 34 часов, 1ч в неделю. Продолжительность одного занятия

30 мин.

  1. Личностные и метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением

  • извлекать необходимую информацию  из текста

  • определять и формулировать цель в совместной работе

  • учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях

  • осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит

  • реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми

  • планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого

  • соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

  • наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять

  • обогатить представление о собственных возможностях и способностях

  • учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения

  • оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости

  • учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта

  • находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию

  • адекватно воспринимать оценку учителя

КоммуникативныеУУД:

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

  • учиться контролировать свою речь и поступки

  • учиться толерантному отношению к другому мнению

  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении

  • осознавать необходимость признания и уважения прав других людей

  • формулировать своё собственное мнение и позицию

  • учиться  грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

К началу третьего класса у ребенка уже четко сформирован отчетливый образ хорошего ученика, он ясно представляет себе, что надо делать, чтобы соответствовать этому образу, однако в результате в какой-то степени утрачивается детская непосредственность, индивидуальные особенности ребенка несколько стираются, снижаются творческие возможности. Все это ослабляет контакт с той ванной составляющей личности, которую психологи называют «внутренним ребенком».

Взрослые в этот период обычно удовлетворенно отмечают стабильную способность детей выполнять стандартные задания, умение действовать по образцу. Но, как правило, они не замечают, что эти качества утверждаются в ребенке за счет обеднения фантазии, снижения изобретательности, оригинальности восприятия. Родители, педагоги и психологи констатируют уровень развития мышления, памяти, внимания детей, упуская из виду упадок воображения, снижение креативных способностей. Однако это — явление временное и обратимое, если вовремя начать работу по актуализации творческих способностей детей. Поэтому важнейшей темой психологических занятий в третьем классе становится тема «Я-фантазер», в ходе проработки которой можно «реанимировать фантазию», утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых.

Другая важная особенность этого возраста – качественные изменения во взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми – учителем и родителями. К этому времени учитель в сознании детей во многом утрачивает свой идеальный образ. Дети начинают смотреть на него более реалистично, однако при этом «идеал» может полностью разрушиться, уступив место пренебрежительному отношению, своеобразному «нигилизму». Внутренне отдаление от авторитета учителя может вызвать страх перед ним либо злость и обиду. Поэтому усилия психолога должны быть направлены на то, чтобы поддержать в ребенке реальный образ учителя, не снижая при этом его ценности.

Сходный процесс идет и в отношении родителей. Дети должны научиться воспринимать их как живых людей со своими достоинствами и недостатками, не переставая любить. Ребенок привыкает к тому, что самые близкие люди имеют право иногда уставать или сердиться, могут порой допустить несправедливость, нечаянно обидеть, быть невнимательным. Но при этом они любят ребенка не меньше, чем в благоприятные моменты. Ведь они, как правило, способны вовремя простить ребенка и сами попросить прощения. Дети тоже понемногу учатся налаживать отношения, делать шаги навстречу близким людям при трудностях в общении, дорожить ценностью установившихся привязанностей.

Важной темой остается и тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями в этот период становятся более значимыми, нежели в первые два школьные года, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями. Занятия на тему дружбы неизменно вызывают у третьеклассников живой интерес и воодушевление.

К окончанию третьего учебного года дети способны брать на себя роль ведущего в знакомых психологических играх и упражнениях, быть внимательным к остальным участникам, уметь договариваться с ними об условиях игры, давать внятные инструкции, контролировать ход выполнения заданий. Взрослый ведущий старается провести через лидерские роли как можно больше детей группы, чтобы каждый ощутил психологическую разницу между положениями лидера и исполнителя на самом себе.

  1. Содержание программы «Тропинка к своему Я. 3 класс» (34 ч., 1 ч в неделю)

Раздел 1. Я фантазер (9 часов)

Я — третьеклассник. Кого можно назвать фантазером? Я умею фантазировать! Мои сны. Я умею сочинять! Мои мечты. Фантазии и ложь.

Раздел 2. Я и моя школа (7 часов)

Я и моя школа. Что такое лень? Я и мой учитель. Как справляться с «Немогучками».

 Раздел 3. Я и мои родители (6 часов)

Я и мои родители. Я умею просить прощения. Почему родители наказывают детей?

Раздел 4. Я и мои друзья (5 часов)

Настоящий друг. Умею ли я дружить? Трудности в отношении с друзьями. Ссора и драка.

Раздел 5. Что такое сотрудничество? (7 часов)

Что такое сотрудничество? Я умею понимать другого. Я умею договариваться с людьми. Мы умеем действовать сообща. Что такое коллективная работа? Итоговое занятие.

  1. Учебно-тематическое планирование. «Тропинка к своему Я». (34 ч., 1 ч в неделю)

                        

Я- фантазер.

Цели:

— помочь детям осознать ценность умения фантазировать;

— развивать креативные способности детей

1. Я — третьеклассник.

1

2. Кого можно назвать фантазером?

1

3. Я умею фантазировать!

1

4. Мои сны

1

5. Я умею сочинять!

1

6. Мои мечты

1

7. Мои мечты (продолжение)

1

8. Фантазии и ложь

1

9. Фантазии и ложь (продолжение)

1

2

Я и моя школа.

Цели:

— помочь детям осознать особенности позиции ученика;

— предоставить учащимся возможность отреагировать свои чувства в отношении учителя;

-помочь детям принять учителя таким, какой он есть.

10. Я и моя школа

1

11. Что такое лень?

1

12. Что такое лень? (продолжение)

1

13. Я и мой учитель

1

1

14. Я и мой учитель (продолжение)

1

1

15. Как справляться с «Немогучками».

1

16. Как справляться с «Немогучками» (продолжение)

1

3.

Я и мои родители.

Цели:

— помочь детям осознать требования родителей, сопоставить их со своими возможностями и желаниями;

— обучить детей способам разрешения конфликтов с родителями.

17-18. Я и мои родители

1

19. Я умею просить прощения

1

20.Я умею просить прощения (продолжение)

1

21. Почему родители наказывают детей?

1

22. Почему родители наказывают детей? (продолжение)

1

4.

Я и мои друзья.

Цели:

— помочь детям осознать качества настоящего друга;

-подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить.

23. Настоящий друг.

1

24-25. Умею ли я дружить?

26. Трудности в отношении с друзьями.

1

27. Ссора и драка.

1

5.

Что такое сотрудничество?

Цель

– дать детям представление о понятии «сотрудничество».

28-29. Что такое сотрудничество?

1

30. Я умею понимать другого.

1

31. Я умею договариваться с людьми.

1

32. Мы умеем действовать сообща.

1

33.Что такое коллективная работа?

1

34. Итоговое занятие

1

  1. Календарно-тематическое планирование

кол-во

часов

Цель

Формы

проведения занятий

Дата проведения

по план

по факт

по план

по факт

по план

по факт

Раздел 1.Я – фантазер(9 часов)

1

Тема «Я — третьеклассник»

1

Помочь детям осознать ценность умения фантазировать.

Развивать креативные способности детей

Фронтальная работа

Беседа

2

Тема «Кого можно назвать фантазером?»

1

Помочь детям осознать ценность умения фантазировать.

Развивать креативные способности детей

Фронтальная работа

Беседа

3

Тема «Я умею фантазировать!»

1

Помочь детям осознать ценность умения фантазировать.

Развивать креативные способности детей

Фронтальная работа

Беседа

Социальные пробы

4

Тема «Мои сны»

1

Помочь детям осознать ценность умения фантазировать.

Развивать креативные способности детей

Групповая и индивидуальная работа

5

Тема «Я умею сочинять»

1

Помочь детям осознать ценность умения фантазировать.

Развивать креативные способности детей

Групповая и индивидуальная работа

Практикум

6-7

Тема «Мои мечты»

2

Помочь детям осознать ценность умения фантазировать.

Развивать креативные способности детей

Групповая и индивидуальная работа

Развивающие игры

8-9

Тема «Фантазии и ложь»

2

Помочь детям осознать ценность умения фантазировать.

Развивать креативные способности детей

Групповая и индивидуальная работа

Практикум

Раздел 2. Я и моя школа (7 часов)

10

Тема «Я и моя школа»

1

Помочь детям осознать особенности позиции ученика.

Предоставить учащимся возможность отреагировать свои чувства в отношении учителя.

Помочь детям принять учителя таким, какой он есть.

Групповая и индивидуальная работа

11-12

Тема «Что такое лень?»

2

Помочь детям осознать особенности позиции ученика.

Предоставить учащимся возможность отреагировать свои чувства в отношении учителя.

Помочь детям принять учителя таким, какой он есть.

Групповая и индивидуальная работа

13-14

Тема «Я и мой учитель»

2

Помочь детям осознать особенности позиции ученика.

Предоставить учащимся возможность отреагировать свои чувства в отношении учителя.

Помочь детям принять учителя таким, какой он есть.

Групповая и индивидуальная работа

15-16

Тема «Как справляться с «Немогучками»

2

Помочь детям осознать особенности позиции ученика.

Предоставить учащимся возможность отреагировать свои чувства в отношении учителя.

Помочь детям принять учителя таким, какой он есть.

Групповая и индивидуальная работа

Раздел 3. Я и мои родители (6 часа)

17-18

Тема «Я и мои родители»

2

Помочь детям осознать требования родителей, сопоставить их со своими возможностями и желаниями.

Обучить детей способам разрешения конфликтов с родителями.

Групповая и индивидуальная работа

19-20

Тема «Я умею просить прощение!

2

Помочь детям осознать требования родителей, сопоставить их со своими возможностями и желаниями.

Обучить детей способам разрешения конфликтов с родителями.

Групповая и индивидуальная работа

21-22

Тема «Почему родители наказывают своих детей?»

2

Помочь детям осознать требования родителей, сопоставить их со своими возможностями и желаниями.

Обучить детей способам разрешения конфликтов с родителями.

Групповая и индивидуальная работа

Раздел 4. Я и мои друзья (5 часов)

23

Тема «Настоящий друг»

1

Помочь детям осознать качества настоящего друга.

Подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить.

Групповая и индивидуальная работа

24-25

Тема «Умею ли я дружить?»

2

Помочь детям осознать качества настоящего друга.

Подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить.

Групповая и индивидуальная работа

26

Тема «Трудности в отношениях с друзьями»

1

Помочь детям осознать качества настоящего друга.

Подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить.

Групповая и индивидуальная работа

27

Тема «Ссора и драка»

1

Помочь детям осознать качества настоящего друга.

Подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить.

Групповая и индивидуальная работа

Раздел 4. Что такое сотрудничество (7 часов)

28-29

Тема «Что такое сотрудничество»

2

Дать детям представление о понятии «сотрудничество».

Групповая и индивидуальная работа

30

Тема «Я умею понимать другого»

1

Дать детям представление о понятии «сотрудничество».

Групповая и индивидуальная работа

31

Тема «Я умею договариваться с другими»

1

Дать детям представление о понятии «сотрудничество».

Групповая и индивидуальная работа

32

Тема «Мы умеем действовать сообща»

1

Дать детям представление о понятии «сотрудничество».

Групповая и индивидуальная работа

33

Тема «Что такое коллективная работа»

1

Дать детям представление о понятии «сотрудничество».

Групповая и индивидуальная работа

34

Тема «Итоговое занятие»

1

Групповая и индивидуальная работа

34 ч

  1. Список методические литературы для учителя

  1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.

  2. Мухина В.С. Детская психология. М., 1999.

  3. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 – 4). 4-е изд. – М.: Генезис, 2011.

  4. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.

  5. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1998.

  6. Флейк-Хобсон К. и др. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992.

  7. Луньков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома. М., 1995.

  8. Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». М., 1996.

  9. Вайсен Р. И. и др. Обучение жизненным навыкам в школах. М., 1996.

  10. Изард К. Е. Эмоции человека. М., 1980.

  11. Прутцман П. Дружный класс как маленькая планета. СПб., 1998.

  12. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1988.

  13. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой (психоаналитическое исследование). М., 1995.

  14. Юнг К. Конфликты детской души. М., 1995.

  15. Кляйн М. Зависть и благодарность. СПб., 1997.

  16. Мать, дитя, клиницист: Новое в психоаналитической терапии. М., 1994.

Список учебно-методической пособия для учителя:

  1. Аудио-, видеозаписи.

  2. Методики изучения различных видов памяти, внимания, мышления.

  3. Набор открыток сюжетного содержания.

  4. Набор таблиц для изучения видов и свойств внимания.

  5. Набор тематических таблиц.

  6. Набор фотографий видов природы, портретов людей.

  7. Психологические тесты.

Репродукции картин, рисунки детей для определения эмоционального состояния человека

Список литературы для ученика (обучающегося)

Дополнительная

1. Андреев О.А.  Учимся быть  внимательными / О.А. Андреев.  Ростов н/Д: Феникс, 2004.

2. Бьюзен Т. Максимально используйте свой разум / Т.Бьюзен.  Минск,2004.

3. Гамезо М.В. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека» /  М.В. Гамезо, И.А. Домащенко  М.: Педагогическое общество России, 2001.

4. Жариков Е.С. Для тебя и о тебе / Е.С. Жариков, Е.Л. Крушельницкий   М.: Просвещение, 1991.

5. ТертельА.Л. Психология в вопросах и ответах: Учебное пособие / А.Л.Тертель М.: Проспект, 2005.

6. Бабушкина Т. Что хранится в карманах детства. Уроки фантазии. / Т.Бабушкина М.: Издательство  «Атлант»,2004.

Интернет-ресурсы.

 http://pedsovet.org/ — Всероссийский интернет-педсовет;

http://it-n.ru/ — сеть творческих учителей;

http://viki.rdf.ru/ — детские электронные презентации и клипы;

http://festival.1september.ru/ — Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»;

www.alleng.ru – сайт информационных ресурсов;

http://www.ug.ru — сайт «Учительской газеты»;

http://www.kinder.ru/default.htm — Интернет для детей;

  1. Лист регистрации изменений к рабочей программе.

_________________________________________________________________________________________________________

(название программы)

учитель ____________________________________________

(Ф.И.О. учителя)

п/п

Дата изменения

Причина изменения

Суть изменений

Корректирующие действия

Занятие по психологии для 3 класса

Цель: развитие внимания, мышления, межполушарного взаимодействия

Кинезиологический блок

— Массаж ушных раковин (уши сильно разотрем, и погладим, и помнем)

— Качание головой (покачаем головой – неприятности долой)

— Кивание головой (покиваем головой, то бы был в душе покой)

— «Колечко» (ожерелье мы составим, маме мы его подарим)

— «Потанцуем» (любим все мы танцевать, руки ноги поднимать)

Основной блок

Упражнение 1

«Да и нет не говорим» (развитие внимания)

Отвечать на вопросы не используя слова «да» и «нет»

  • Ты мальчик?

  • Сейчас зима?

  • Ты был в зоопарке?

  • Ты ходишь в школу?

  • Ты любишь мороженое?

  • Ты любишь мультфильмы?

  • Ты любишь кашу?

  • Елка зеленая?

  • Сейчас на деревьях есть листья?

  • Ты живешь в городе?

  • Любишь красный цвет?

  • Тебе нравиться лето?

  • Любишь играть?

Упражнение 2

«Карандаш» (подготовка руки к письму)

Массажные упражнения с карандашом:

— прокатить карандаш по столу двумя руками поочередно

— прокатить карандаш между ладонями

— двумя – тремя пальцами перебрать карандаш сверху вниз и обратно

Упражнение 3

«Нарисуй двумя руками» (развитие межполушарного взаимодействия)

Нарисовать на доске двумя руками

— линии (вертикальные, горизонтальные, перекрестные, волнистые)

— облако

— елку

— цветок, цветы

— солнышко

Упражнение 4

«Танграмм» (развитие внимания, мышления)

Сложить из заготовок квадрат, а потом по мере выполнения другие фигуры

Завершение занятия

Все вы славно потрудились

И чему-то научились.

Рада я за вас всегда,

Ну а вы? Ответьте – да?

P.S. Дополнительное упражнение

«Составь изображение»

Учитель на доске рисует круг, треугольник, прямоугольник, равнобедренную трапецию. Учеников просят нарисовать лицо, клоуна, домик, кошку, дождь, радость и др., пользуясь только этим набором геометрических фигур. Каждую фигуру можно использовать многократно, менять ее размеры, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.

Оценка результатов:

1 балл — не использованы все предложенные геометрические фигуры или изображение не похоже на заданный объект;

2 балла — использованы все предложенные геометрические фигуры, но изображение не очень похоже на заданный объект;

3 балла — использованы все предложенные геометрические фигуры в оригинальной композиции.

Начало формы

Психология человека

Психология человекаВся наша жизнь — это бесконечная череда событий, ситуаций, дел, встреч, разговоров, перемен, побед и поражений, надежд и разочарований. Другими словами, жизнь человека – это постоянное взаимодействие его внутреннего мира с окружающей действительностью. Каждый день мы просыпаемся, начинаем свой день, выполняем разные дела, общаемся с множеством людей, ходим на работу, развиваем бизнес или занимаемся чем-то ещё. Жизнь человека в современном мире – это жизнь в мире высоких технологий, нескончаемого потока информации, стремительного развития и перемен. И чтобы соответствовать всем требованиям окружающей действительности, человек должен быть внутренне стойким, развитым, способным преодолевать трудности и имеющим несгибаемый внутренний стержень, который всегда будет поддерживать и помогать оставаться сильным. Современный мир готов поглотить человека в считанные секунды, сделать его частью серой массы, обезличить, опустошить и выкинуть на обочину. И если человек не готов к этому, то поражения не миновать. Но есть способ выйти победителем в этой борьбе.

Одними из самых важных знаний для человека в наше время являются знания в сфере психологии, а одним из главнейших навыков – умение применять их на практике. Чтобы разбираться в людях, уметь находить с ними общий язык и общаться, быть способным моментально подстроиться под любую ситуацию, всегда помочь себе и другим, нужно понимать психологию. Чтобы проблемы и стресс, которые сегодня с огромной силой давят на человека, не сломали вас или ваших близких, и вы или они могли продолжить свой путь, нужно разбираться в психологии человека. Чтобы понимать остальных на глубинном уровне, уметь взрастить самого себя, воспитать своих детей, повлиять на окружающих, нужно знать нюансы психологии людей. Чтобы добиваться успехов, достигать новых результатов, покорять новые высоты, жить в достатке, гармонии и благополучии, нужно владеть важными знаниями — знаниями о психологии человека.

Учитывая важность психологических знаний, а также причины, которые мотивируют людей расти и развиваться, их желание становиться лучше и улучшать свою жизнь, мы создали данный курс, который называется «Психология человека». В уроках этого курса мы подробно исследуем очень важные вещи: раскрываем основные и ключевые проблемы психологии человека, этапы и закономерности его развития и становления его личности, формирования особенностей его поведения и общения с людьми. Этот курс даёт возможность ответить на вопросы о том, как понять психологию человека, как самому оказывать влияние на свою жизнь, окружающих и, главное, самого себя. Изучение психологии и применение в жизни полученных знаний способствует личностному росту, улучшению личной жизни, налаживанию прекрасных взаимоотношений, достижению успехов в профессиональной сфере и других областях деятельности. Данный курс «Психология человека» — это онлайн-тренинг, состоящий из уроков, в которых содержится интересная теоретическая информация о психологии человека, приводятся примеры (опыты, тесты, эксперименты) и, что самое главное, даётся большое количество практических советов, которые вы сможете применить на практике уже в первый день знакомства с тренингом. В конце курса приведены ссылки на полезные материалы: книги (в том числе аудиокниги), видео, записи семинаров, эксперименты и цитаты о психологии.

Оглавление:

Что такое психология человека?

Психология (от древнегреческого «знание о душе») – это наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы (что иногда называют «душой») с целью объяснить поведение человека, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов.

Психология человека является сложной, но важной и интересной для изучения дисциплиной. Как уже, наверное, стало понятно, психология человека является очень увлекательным направлением научных знаний и охватывает множество разделов, познакомиться с которыми вы, имея желание, можете самостоятельно. Можно даже сказать, что именно с этого момента и начнётся ваше саморазвитие, т.к. вы уже самостоятельно примете решение о том, что конкретно вы бы хотели изучить и начнёте осваивать новые знания. Психология человека, сама по себе, обладает множеством свойств, одним из которых является боязнь всего нового и непонятного. Для многих людей это является преградой на пути саморазвития и достижения желаемых результатов. Мы рекомендуем вам отбросить любые страхи и сомнения, и приступить к изучению материалов нашего сайта и данного курса. Через некоторое время вы будете гордиться собой, благодаря новым умениям и достигнутым результатам.

Что такое психология человека

Объект психологии — это человек. Отсюда можно сделать вывод, что любой психолог (или интересующийся психологией) является исследователем самого себя, благодаря чему в психологических теориях возникает тесная взаимосвязь объективного и субъективного.

Предмет психологии в разные исторические эпохи всегда понимался по-разному и с позиции разных направлений психологической науки:

  • Душа. Такой позиции до начала XVIII века придерживались все исследователи.
  • Явления сознания. Направление: английская эмпирическая ассоцианистская психология. Главные представители: Дэвид Гартли, Джон Стюарт Милль, Александр Бэн, Герберт Спенсер.
  • Непосредственный опыт субъекта. Направление: структурализм. Главные представители: Вильгельм Вундт.
  • Приспособляемость. Направление: функционализм. Главные представители: Уильям Джеймс.
  • Происхождение психических деятельностей. Направление: психофизиология. Главные представители: Иван Михайлович Сеченов.
  • Поведение. Направление: бихевиоризм. Главные представители: Джон Уотсон.
  • Бессознательное. Направление: психоанализ. Главные представители: Зигмунд Фрейд.
  • Процессы переработки информации и их результаты. Направление: гештальтпсихология. Главные представители: Макс Вертгеймер.
  • Личный опыт человека. Направление: гуманистическая психология. Главные представители: Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй.

Основные разделы психологии:

  • Общая психология
  • Акмеология
  • Дифференциальная психология
  • Гендерная психология
  • Когнитивная психология
  • Виртуальная психология
  • Военная психология
  • Прикладная психология
  • Инженерная психология
  • Клиническая (медицинская психология)
  • Нейропсихология
  • Патопсихология
  • Психосоматика и психология телесности
  • Онкопсихология
  • Психотерапия
  • Педагогическая психология
  • Психология искусства
  • Психология родительства
  • Психология труда
  • Психология спорта
  • Психология управления
  • Экономическая психология
  • Этнопсихология
  • Юридическая психология
  • Криминальная психология
  • Судебная психология

Как нетрудно заметить, разделов психологии существует множество, и разные направления изучают разные аспекты личности человека и его деятельности. Какой раздел будет по душе лично вам, вы сможете определить, ознакомившись с каждым из них самостоятельно. В нашем же курсе мы рассматриваем психологию человека в общем и целом, не выделяя какие-то направления, виды или разделы, но делая возможным применение новых навыков в любой сфере жизнедеятельности.

Применение психологических знаний

Применение психологических знаний необходимо и полезно совершенно в любой области деятельности человека: семья, учёба, наука, работа, бизнес, дружба, любовь, творчество и пр. Но важно научиться применять в разных ситуациях соответствующие знания. Ведь то, что может эффективно сработать в общении с коллегами по работе, может совсем не подойти в отношениях с любимым человеком. То, что является подходящим для семьи, может не пригодиться в творчестве. Хотя, конечно же, есть и общие приёмы, которые являются универсальными и действуют практически всегда и везде.

Знания о психологии дают человеку множество преимуществ: развивают и делают более эрудированным, образованным, интересным, разносторонне развитым. Человек, обладающий психологическими знаниями способен понять истинные причины происходящих с ним (и другими) событий, осознать мотивы своего поведения и понять мотивы поведения окружающих. Знание психологии человека — это возможность решения множества проблем с существенно большей скоростью и эффективностью, увеличение способности противостоять невзгодам и неудачам, возможность достигать выдающихся результатов там, где другие не могут. Навык применения психологических знаний, при условии его систематического и регулярного закрепления, сделает вас более сильной личностью, обладающей существенными преимуществами перед остальными. Перечислять все плюсы можно очень и очень долго. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И проводя аналогию с этой поговоркой, можно сказать, лучше один раз применить, чем сто раз прочитать.

Также стоит отметить, что знания психологии уже давно применяются вами в повседневной жизни. Но вот только делается это спонтанно, неосознанно и без понимания того, какую силу, мощь и потенциал несут эти знания в себе на самом деле. И если вы действительно хотите стать ближе к «лучшему себе» и улучшить свою жизнь, этому можно и нужно намеренно научиться.

Как этому научиться?

Естественно, знания о психологии не присутствуют у нас с рождения, а формируются в течение жизни. У кого-то, конечно, есть предрасположенность к психологии. Такие люди часто становятся психологами, интуитивно разбираются в людях, немного по-другому смотрят на жизнь. Другим же приходится специально изучать психологические знания, прикладывать больше старания и терпения к тому, чтобы их усвоить. Но, в любом случае, научиться можно всему. И овладеть навыком применения психологических знаний – тем более. Причём, сделать это вы можете самостоятельно.

Есть два аспекта обучения этому навыку – теоретический и практический.

  • Теоретический аспект психологии – это те знания, которые преподаются в учебных заведениях, а также даются в представленном курсе;
  • Практический аспект психологии – это применение новых знаний в жизни, т.е. переход от теории к практике.

Но нередко происходит так, что теория так и остаётся теорией, потому что люди просто не знают, что же им делать с той информацией, которой они теперь владеют. Любые уроки, курсы, тренинги, лекции, семинары и т.д. должны быть направлены на практическое применение знаний в реальной жизни.

С учётом этой особенности и составлен тот курс, введение к которому вы сейчас читаете. Цель данного курса – не только дать вам хорошую теоретическую базу психологических знаний, но и научить вас использовать эти знания. Все уроки курса имеют двустороннюю направленность – это теория и практика. Теоретическая часть содержит в себе самые важные знания по теме психологии человека и представляет собой их квинтэссенцию. Практическая часть, в свою очередь, состоит из рекомендаций, советов, психологических методов и приёмов, рассчитанных на то, что вы будете их использовать.

Данный курс «Психология человека» — это:

  • Систематизированный и понятный любому человеку материал, изложенный в простой, интересной и доступной форме.
  • Сборник полезных советов и рекомендаций, которые легко применять на практике с первого же дня.
  • Возможность увидеть себя и свою жизнь, а также других людей с новой, до этого неизвестной вам стороны.
  • Возможность повысить уровень своего интеллекта, образования и эрудиции на несколько уровней, что, несомненно, играет существенную роль в жизни современного человека.
  • Возможность найти главную мотивирующую силу, которая будет побуждать вас идти только вперёд и достигать успехов.
  • Возможность вырасти как личность, и повысить уровень и качество своей жизни.
  • Возможность научиться налаживать контакт с любыми людьми (от собственных детей и родителей до начальства и хулиганов на улице).
  • Способ прийти к гармонии и счастью.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Уроки психологии

Изучив множество теоретических материалов, выбрав самое важное и адаптировав под практическое применение, мы создали ряд уроков по психологии человека. В них рассматриваются самые популярные разделы и направления психологии, приводятся данные научных исследований и мнения специалистов. Но самое главное – это то, что акцент каждого урока сделан именно на практические советы и рекомендации.

Урок 1. Общая психология.Общая психология Человек очень многогранен и его личность обладает огромным количеством уникальных особенностей. Но для того, чтобы мы могли жить в мире более гармонично и осознанно, а также имели возможность помогать и себе и другим людям, нам нужен какой-то инструмент, который поможет лучше узнать и понять человека. И таким инструментом как раз и является психологическая наука.

Что такое психология человека как явление и как наука? Какие существуют методы психологии? Как понять, что управляет действиями и поступками людей? Какими свойствами и характеристиками обладает человек как личность? Какие существуют формы психической активности? Ответы на эти и некоторые другие важные вопросы вы найдёте в первом уроке.


Урок 2. Методы психологии.Методы психологии Для того чтобы мы имели возможность применять психологические знания в своей жизни, нам нужно знать о том, какие вообще существуют методы психологии, что из арсенала психологических методов лучше использовать в разных жизненных ситуациях и какие правила нужно соблюдать, чтобы эти методы давали практические результаты и были эффективными.

В представленном уроке будут рассмотрены основные методы фундаментальной и практической психологии, их специфика, характеристика и классификация. Для лучшего усвоения материала описание каждого метода снабжено примером для применения в реальной жизни. Информация данного урока – это начало долгого и захватывающего пути познания внутреннего мира человека.


Урок 3. Личность в психологии.Психология личности Стремление к улучшению жизни и эффективному взаимодействию с окружающими людьми – это естественная потребность большинства людей. Но как эту потребность удовлетворить? Как достичь действительно глубокого понимания человека? Что нужно делать для того, чтобы наша жизнь стала лучше, а мы сами и близкие нам люди чувствовали радость и получали удовольствие от общения друг с другом?

Усвоить основные принципы устройства внутреннего мира человека вам поможет данный урок. Из него вы узнаете о том, что такое личность человека, какова её структура и какими свойствами она обладает. После изучения этого урока вы станете лучше разбираться в людях, т.к. узнаете о них много нового. Также в этом уроке вы коснётесь темы развития личности и познакомитесь с самыми популярными направлениями в области исследования личности и их смысловым содержанием. Возможно даже, что вы откроете для себя такое направление, которое вызовет у вас наибольший интерес и будет способствовать ещё более успешному внедрению практической психологии в свою жизнь.


Урок 4. Мотивация человека: теории и методы.Психология мотивации Каждый из нас к чему-то стремится и желает чего-то достичь. Но, к сожалению, не все люди способны понять, что же им нужно на самом деле и, тем более, найти в себе силы двигаться только вперёд по пути развития, преодолевая препятствия на своём пути и расширяя свои границы.

Что заставляет людей идти вперёд? Почему одни ставят перед собой серьёзные цели и успешно достигают их, а другие, в это же время, не могут добиться даже самых скромных и посредственных результатов? Что «зажигает» человека – мотивирует его? В чём смысл всех его поступков? Что такое мотивация, и какие существуют виды мотивации? Как её сохранить и повысить? Об этом и множестве других интересных вещей вы узнаете из представленного урока.


Урок 5. Психология развития и возрастная психология.Психология развития Кто может ответить нам на вопрос о том, какими вырастут, к примеру, наши дети? Кто мог знать, какими вырастем мы? Что влияет на то, станет ли человек успешной, самостоятельной личностью и состоится в жизни, или же превратится в зависимого, слабого и инфантильного взрослого ребёнка, не способного чего-либо достичь? Мы можем ответить на эти вопросы. И даже больше – мы можем на это повлиять.

Но в этом случае нужно знать следующее: как происходит развитие человека и становление его личности; какие факторы влияют на его развитие и каковы закономерности и принципы этого процесса; какие существуют возрастные группы и чем они отличаются друг от друга? Важно также знать и особенности психологии развития как науки, иметь представление о методах этого раздела психологии и способах их использования. С этими знаниями вас познакомит именно этот урок нашего курса.


Урок 6. Социальная психология: отношения, взаимодействие и общение людей.Социальная психология Пожалуй, одной из главнейших тем не только в психологии, но и в жизни, можно назвать тему взаимоотношений людей. Человек – часть общества: он взаимодействует с окружающими и выполняет определённую социальную функцию. И чтобы человек мог выстраивать свои отношения с другими людьми, группами людей и обществом в целом наиболее эффективно, ему следует изучить и усвоить информацию об отношениях, взаимодействии и общении людей.

Последний урок курса «Психология человека» посвящён именно теме взаимодействия человека и социума. В нём рассматривается социальная психология как наука, её задачи и методы и т.д. Но главное – приводятся основные законы и закономерности социальной психологии, которые оказывают непосредственное влияние на жизнь и взаимоотношения людей. Данный урок станет для вас настоящим помощником в овладении мастерством выстраивания отношений с другими людьми и адаптации к жизни в любых социальных условиях.

Автор уроков: Кирилл Ногалес +

Как проходить занятия?

Информация из уроков данного курса полностью адаптирована для применения на практике и подходит абсолютно каждому. Самое главное здесь, как уже не раз говорилось, это переход от теории к практике. Можно годами читать умные книжки и знать много всего, но всё это будет равно нулю, если так и останется лишь багажом знаний.

Изучение всех уроков вы можете разбить на несколько этапов. К примеру, поставьте себе задачу, изучать по 2 урока в неделю: 1 день – изучение материала, 2 дня – проверка на практике, 1 день – выходной и т.д. Но нужно не просто читать, а именно изучать: внимательно, осознанно, целенаправленно. Сами же советы и практические рекомендации, представленные в уроках, важно не просто один раз проверить или применить, а систематически внедрять в свою каждодневную деятельность. Выработайте у себя привычку всегда помнить о том, что вы изучаете психологию человека – это автоматически будет вызывать у вас желание применять что-то новое в жизни снова и снова. Навык применения психологических знаний на практике со временем станет отточенным и автоматическим, ведь он в большей степени зависит от опыта. И наши уроки как раз и направлены на то, чтобы научить вас, как этот опыт получить и придать ему верное направление.

Дополнения и вспомогательные материалы:

Психологические игры и упражнения

Игры и упражнения, созданные специально для того, чтобы познавать особенности психики человека. Существуют разные виды таких игр и упражнений: для детей и для взрослых, массовые и одиночные, для мужчин и для женщин, произвольные и целенаправленные и т.д. Использование психологических игр и упражнений помогает людям понять других и самих себя, сформировать одни качества и избавиться от других и т.д. Сюда относятся упражнения на развитие разных качеств, преодоление стрессов, повышение самооценки, сюжетно-ролевые, развивающие, оздоровительные игры и множество других игр и упражнений.

Книги, учебники, журналы

К этой категории дополнительных материалов относятся любые печатные издания, посвящённые теме психологии человека. В них содержится огромный объём полезной теоретической и практической информации, на изучение которой могут уйти многие месяцы и годы. Авторами книг, учебников и статей в журналах могут быть как специалисты-профессионалы в области психологии, так и исследователи-любители. Важно уметь выбрать из всего многообразия существующих изданий самые качественные, т.е. информативные, удобочитаемые и пользующиеся успехом у читателей.

Психологические эксперименты

Психологическими экспериментами называют проводимые в социальных условиях опыты для получения новых психологических знаний. Эксперименты могут проводиться и учёными-специалистами и обычными людьми, желающими получить какие-то знания по психологии. При проведении экспериментов важно, чтобы они имели конкретную цель и были безопасны для окружающих. Самыми же известными, но, к сожалению, не самыми гуманными психологическими экспериментами принято считать:

Психологические эффекты

Психологические эффекты представляют собой устойчивые и легко определяемые закономерности, которые отражают межличностные отношения людей в группе и раскрывают специфику процессов, характеризующих параметры взаимодействия и общения людей. Психологические эффекты уже не раз доказали свою эффективность. Их можно часто наблюдать и в реальной жизни и специально воссоздавать с целью эксперимента. Наиболее известными психологическими эффектами являются:

Психологические тесты

Психологические тесты – это различного рода сборники специальных упражнений/вопросов/испытаний, созданные для выявления психических особенностей, закономерностей, явлений и свойств людей. Такие тесты широко применяются исследователями в специализированных заведениях и в обычных условиях. Также тесты нашли широкое применение во многих сферах жизни человека: науке, образовании, трудовой деятельности, бизнесе и других. Самыми распространёнными являются тесты на определение уровня интеллекта, способностей, личных качеств, интересов, склонностей, профориентацию и т.д.

Видеоматериалы по психологии

К списку видеоматериалов можно отнести документальные фильмы по психологии, художественные фильмы с психологическим уклоном, вебинары, записи лекций, тренингов, семинаров, различные видеоролики и т.д. Видеоматериалы хороши тем, что многие аспекты психологии человека показываются наглядно, т.е. человек получает визуальное подтверждение полученной информации, примеры применения знаний на практике, может видеть реакции людей и т.п. Видеоматериалы по психологии в свободном доступе находятся в Интернете, и обратиться к ним может любой желающий.

Цитаты о психологии

По поводу психологии высказывались многие великие люди и сами знаменитые психологи. Эти цитаты выражают их отношение к психологической науке и то, какое значение она для них представляла. Ниже в качестве дополнения мы приводим несколько таких цитат.

«Психология — это выражение словами того, чего нельзя ими выразить»Джон Голсуорси

«Психотерапевты – это люди, которые лучше других научились ладить со своим безумием»Эрих Фромм

«Психолог — человек, который смотрит на всех остальных, когда красивая девушка заходит в комнату»Альфред Адлер

«Самая главная формула успеха — знание, как обращаться с людьми»Теодор Рузвельт

«Магический — просто другое слово для обозначения психического»Карл Густав Юнг

«Жизнь — это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор: или отступление, или продвижение к цели. Либо движение к еще большей боязни, страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил. Выбрать развитие вместо страха раз десять в день — значит десять раз продвинуться к самореализации»Абрахам Маслоу

«Вы представляете собой психологическое среднее тех пятерых человек, с которыми чаще всего общаетесь»Джим Рон

«Хороший психолог легко введет тебя в свое положение»Карл Краус

«У психологии длинное прошлое, но короткая история»Герман Эббингхаус


Желаем вам успеха в освоении навыка психологии человека!

Социальная психологияЕвгений БуяновСоциальная психологияКирилл Ногалес

Учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс): Словарик по окружающему миру 3 класс.

Раздел «Как устроен мир»

Тема «Природа»

Термин

Определение

Природа

– это все, что нас окружает и существует независимо от человека.

Биология

— это наука, которая изучает живую природу.

Царство

— это большая группа похожих живых существ. Биологи выделяют царство растений, царство животных, царство грибов, царство бактерий, царство вирусов.

Микроскоп

— это увеличительный прибор, который позволяет человеку
увидеть крошечные микроорганизмы.

Бактерии

— это крошечные организмы, которые живут везде.

Организмы

— это живые существа, населяющие планету Земля.

Тема «Человек»

Человек

– живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда.

Психология

– наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.

Воображение

– способность воображать, творчески мыслить, фантазировать, мысленное представление.

Восприятие

– форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ.

Мышление

– высшая ступень познания – процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.

Память

– способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся  в сознании впечатлений, опыта.

Тема «Общество»

Семья

– группа живущих вместе близких родственников.

Флаг

– прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких

цветов, одно из эмблем государства.

Народ

– население государства, жители страны.

Герб

–  эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других документов

Государство

– основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану экономической и социальной структуры, оно имеет свою территорию, государственные границы, столицу, государственный язык

Общество

– это совокупность людей, объединенных исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности.

Тема «Экология»

Экология

— это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой

Окружающая среда

– это все, что нас окружает, те  места, где мы живем, работаем, отдыхаем.

Тема «Природа в опасности»

Заповедник

– это участки земли, где всякая природа неприкосновенна.

Заказники

— охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды

Национальный парк

— территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека.

МСОП

– Международный союз охраны природы и природных ресурсов.

Раздел

Раздел «Эта удивительная природа»

Тема «Тела, вещества, частицы»

Термин

Определение

Химия

– наука, изучающая состав, строение и свойства веществ и их превращения.

Тело

– все предметы, окружающие нас, бывают естественными (тела природы) и искусственными (сделанные природой).

Вещество

– это то, из чего состоят тела, бывают твердые, жидкие и газообразные.

Частица

– мельчайшая и простейшая часть физической материи; это молекулы и атомы.

Тема «Разнообразие веществ»

Соль

– белое кристаллическое вещество с острым вкусом, растворяется в воде.

Сахар

– белое кристаллическое сладкое питательное вещество, получаемое из сахарной свеклы или из сахарного  тростника.

Крахмал

– углевод, накапливающийся в клетках в виде зерен.

Конденсация

– процесс перехода из газообразного состояния в жидкое.

Кислота

– химическое соединение, содержащее атом водорода.

Тема «Воздух и его охрана»

Воздух

– смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода — 21% и углекислого газа – 1%.

Свойства воздуха

прозрачность, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании – расширяется, при охлаждении – сжимается, плохо проводит тепло.

Атмосфера

– слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, которая защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации.

Тема «Вода». «Превращения и круговорот воды»

Ботаника

– наука о растениях, один из разделов биологии

Круговорот воды в природе 

— вода испаряется с поверхности земли, образует облака и  в виде дождя и снега возвращается на землю.

Испарение

-это процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное, 

происходящий на поверхности вещества.

Состояние

– это способность движущейся материи к проявлению в различных

 формах с присущими им свойствами и отношениями.

Тема «Почва»

Почва

– это верхний плодородный слой земли.

Перегной

– часть почвы, который образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов.

Питание растений

– поглощение углекислого газа и выделение кислорода.

Организмы-потребители

— так ученые-экологи называют животных, так как они потребляют вещества, производимые растениями.

Организмы-производители

– так ученые-экологи называют растения, так как они способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества из углекислого газа, воды и неорганических соединений.

Организмы-разрушители

– это бактерии и грибы, которые разрушают остатки мертвых животных и растений.

Дыхание растений

– поглощение кислорода и выделение углекислого газа.

Грибница

– вегетативное тело гриба. Подземная часть гриба, в виде тонких нитей.

Насекомые-опылители

– насекомые, которые опыляют цветы.

Нектар

– сладкий цветочный сок.

Опыление

– перенос пыльцы с тычинки цветка на рыльце пестика, где и происходит оплодотворение.

Пыльца

– мелкие желтые крупинки в цветках.

Эрозия почвы

– процесс размывания водой почвы, выдувание ее ветром

Тема «Разнообразие растений»

Ботаника

– наука о растениях, один из разделов биологии

Водоросли

– это обитатели воды, которые отличаются от других растений самым простым строением. У них нет корней, стеблей и листьев, и питательные вещества они впитывают всем своим телом .

Мхи

-это многолетнее растение, низкого «роста» и маленького размера

Папоротники

— это зеленые цветочные растения с разделенными листьями, которые, как правило, растут во влажных, теневых областях.

Хвойные растения

— это деревья, у которых листья имеют форму игл. Своё название – «хвойные» они получили от слова «хвоя». Хвоя – это множество зелёных игл, покрывающих ветки деревьев.

Цветковые растения

получили такое название из-за способа размножения с помощью цветков, опыляемых насекомыми.

Тема «Зоология»

Зоология

– это наука, которая изучает животных

Черви

– живут на суше и в воде

Моллюски

– мягкое тело, защищенное раковиной.( улитки, слизни, осьминоги, кальмары)

Иглокожие

– морские звезды, ежи, лилии, огурцы.

Ракообразные

– это раки, крабы, креветки.

Паукообразные

– это пауки, скорпионы, сенокосцы. Все они имеют восемь ног(4 пары)

Насекомые

– животные, у которых шесть ног (3 пары), к ним относятся: жуки, бабочки, стрекозы, пчелы, мухи.

Рыбы

– водные животные, тело которых покрыто чешуей, дышат жабрами, передвигаются с помощью плавников.

Земноводные

– животные, у которых кожа голая, нежная. Живут и в воде, и на суше. ( лягушки, жабы, тритоны)

Пресмыкающиеся или рептилии

– животные, тело которых покрыто сухими чешуйками и панцирем, они постоянно ползают. ( ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы.

Птицы

– животные, тело которых покрыто перьями.

Звери или млекопитающие

– животные, тело которых покрыто шерсть, детей кормят молоком.

Растительноядные

– животные, которые питаются растительной пищей.

Насекомоядные

– это животные, которые питаются насекомыми.

Хищные

– это животные, которые питаются крупной добыче.

Всеядные

– это животные, которые питаются и растительной. И животной пищей.

Психология 3 класс — Возрастная психология — Виды психологии — Каталог статей

Ежегодно ваш ребенок взрослеет. Вместе с ним взрослеет и его детская психология. 3 класс – это еще один год развития. Ребенок становится более собранным, в нем все больше можно увидеть взрослых поступков и суждений. Но не забывайте о том, что это все еще ваш ребенок и ждать от него полностью взрослого поведения нельзя.

Школа

Сейчас у ребенка могут появиться страхи перед обществом. Они сильно боятся уронить себя в глазах других, ошибиться, сделать что-то не так. Они настолько боятся допустить ошибку, что начинают ошибаться на каждом шагу, что неизменно приводит часть из них к подавленному состоянию. С такими детьми родители и психологи должны работать с особенным вниманием, чтобы показать ему, что каждый человек имеет право на ошибку и что ничего страшного не произойдет, если ребенок сделает что-то не так. Важно успокоить ребенка, чтобы он не начинал паниковать перед важным заданием. Тогда риск ошибки будет снижен.

К учителю в третьем классе отношение меняется. Если в первые два года в школе ребенок тянулся к учителю, старался провести с ним свободное время, то сейчас отношение к педагогу становится более критичным. Ребенок может сформулировать, почему ему нравится учитель, а почему нет.

У ребенка может снизиться способность фантазировать, творческие способности из-за того, что в школе принуждают всех делать по определенной инструкции, образцу.

Сверстники

Ребенок все лучше начинает распознавать личностные качества других детей. Он без труда скажет вам, почему с одним ребенком он дружит, а с другим старается не пересекаться.

Лидерские качества детей развиваются еще сильнее. Если реализовать их невозможно, ребенок чувствует себя неполноценным. В школе в этот период класс разбивается на несколько групп, у каждой из которых свой лидер. Группы могут недолюбливать друг друга, а лидеры – соперничать между собой.

Дети еще лучше умеют договориться друг с другом, помочь, поиграть вместе. Участие взрослых в распределении обязанностей в общем деле не нужно – дети сами могут решить, кто и что будет делать.

Дом

Для растущего ребенка очень важна благополучная обстановка в семье. Ребенок стремится получить внимание, похвалу родителей, всеми силами показывает, что может быть хорошим. Если родители выбрали правильную тактику поведения, третьеклассник уже не капризничает, плохие поступки для него редкость, он старается привлечь внимание родителей положительными, а не отрицательными поступками.

Для ребенка большую роль играют мирные отношения между родителями. Очень важно показывать ребенку любовь друг к другу и к нему, избегать ссор. Весь негатив, который может происходить между мужем и женой, ребенок возьмет на себя, подумав, что именно он – причина ссор. Хотите поссориться? Дождитесь, пока ребенка не будет дома. Выяснение отношений за спиной ребенка намного лучше, чем при нем. При отрицательных моментах в жизни семьи ребенок испытывает сильную тоску, депрессию. Не травмируйте психику своего ребенка своими взрослыми проблемами. 

определение. Психология как наука :: SYL.ru

Наука о психологии появилась в середине XIX века. Она прошла долгий и непростой путь в изучении душевного состояния личности. С помощью этой науки определяется характер, внимание, память человека. Многим нравится психология. Она помогает понять не только окружающих людей, но и себя. Психология очень обширная. О ней можно писать и говорить очень много. В этой статье мы рассмотрим некоторые важные аспекты психологии социальных групп и личности.

Психология как наука

Сознание, внимание, память, воля, душа человека – это целая наука о личности. Она называется психология. Только благодаря этой науке человек познаёт себя и окружающих. Не каждый понимает, что такое психология. Определение довольно простое. Это наука, которая изучает поведение, мысли, процессы как человека, так и животного. Хорошие знания психологии помогают понять любую личность. Ведь каждому интересно, например, что движет ребёнком, когда он совершает какое-нибудь непонятное для родителей действие. Или хочется понять, какой внутренний мир у вашего начальника.

что такое психология

На все вопросы, касающиеся души человека, ответит психология. Эта наука поможет правильно понять своего любимого, ребёнка, директора или подчинённого. Для того чтобы разобраться в себе или в близком человеке, некоторые люди посещают психолога по собственной инициативе. Только потому, что хотят быть счастливы. Однако кто-то боится обращаться к психологу, а зря. Если не получается у вас, специалист вам обязательно поможет понять проблему и разобраться в ней. Вот мы и разобрались с вопросом, что такое психология как наука. Теперь можно разобраться в тонкостях личности.

Понимание личности в психологии

Человек – индивидуальность. Вряд ли кто-то задаётся вопросом: «Что такое личность в психологии?». Это самая молодая психологическая наука. Она очень обширная. Остановимся на главном.

Никто даже не задумывается, что с человеком надо общаться лояльно, даже с маленьким ребёнком. Он в первую очередь личность, которая заслуживает к себе нормального отношения. Ведь один человек может не обратить на ваши слова внимания, другой, наоборот, пропускает через себя даже мимику, не то что слова.

что такое психология определение

Как вы уже догадались, психология имеет прямое отношение к личности. Человек мыслит, уделяет вам внимание, умеет выслушать, управляет своими эмоциями, характером, чувствами и др. Всем этим управляет личностная психология. Человек услышал плохие или хорошие новости, соответственно проявил в это время определённые эмоции. Любая непредсказуемость влияет на душевное состояние очень сильно. Поэтому, если вы не можете справиться с собой, вас что-то гложет, постарайтесь для начала разобраться в себе. Может, у вас на днях был стресс или превысили радостные эмоции, переключитесь на хорошую, позитивную, но спокойную книгу или просто сходите прогуляться. Вам это поможет отвлечься и разобраться в своём внутреннем мире. Теперь вы имеете представление, что такое личность в психологии? Она имеет некоторые подразделы: характер, состояние души, внимание, мышление и др.

Представление памяти в психологии

Память – это в некотором роде запоминающее устройство, которое сохраняет, а со временем озвучивает какие-то события или факты. Она может быть кратковременная или долговременная.

что такое социальная психология

Психологи определили несколько видов памяти:

  1. Зрительная – увидел и запомнил.
  2. Слуховая – услышал, запомнил, через время озвучил.
  3. Двигательная – запоминание движений.
  4. Осязаемая – запоминание на ощупь.
  5. Образная – даже через определённое время всплывает в памяти увиденный образ.
  6. Эмоциональная – человек помнит пережитые ранее им чувства.

В принципе, все понимают, что такое память в психологии. Это очень сложный и тяжёлый процесс. Именно память помогает передавать нашим детям, внукам свой опыт и знания. Это самый длительный процесс. Ведь не зря бабушка, которой 80 лет, вспомнит свой опыт того времени, когда ей было всего 25 или 30. Довольно часто человек может и не помнить какие-то события из своей жизни. В основном это бывает, когда информация прошла очень болезненно, и память стирает этот процесс на подсознательном уровне.

Проявление внимания в психологии

Если человек сосредоточен на одном объекте и за ним наблюдает, что это означает? Конечно же, внимание. Без этого психологического аспекта тяжело было бы человеку существовать. Давайте обратимся к терминологии, чтобы понять, что такое внимание в психологии. Это реакция живого организма на внешние раздражители. Когда психологи проводили анализ по видам внимания, они сделали вывод: есть избирательное внимание (когда имеется возможность выбирать объект внимания), распределённое (сосредоточенность одновременно на нескольких объектах), переключаемое внимание (внимание не постоянное). Что происходит с человеком, когда он выбирает объект внимания? Возьмём, например, ребёнка, которому показали зелёный квадрат, и воспитатель спросила: «Какой цвет?». Вы думаете, он ответит по существу? Возможно. Однако ещё в обязательном порядке будет замечено, что это квадрат, который имеет углы и т. д. Внимание не будет заострено только на цвете. Так же и со взрослым человеком. Например, вы встретите своего старого знакомого, остановитесь пообщаться и в любом случае на какую-то мелочь будете отвлекать своё внимание. Поэтому при разговоре можете упустить важную деталь. Внимание не может быть равномерно распределено на каждый объект. Так функционирует наш мозг.

что такое личность в психологии

В принципе, что такое внимание в психологии стало понятно. Просто многие не задумываются над такими вопросами, а это очень важно. Особенно для родителей, которые воспитывают малышей и сердятся на них за невнимательность. Прислушайтесь к психологам.

Способности личности в психологии

Многие родители с рождением ребёнка понимают, что его нужно ставить на ноги. Что это означает? Вырастить само собой, а ещё дать ему достойное образование. С дошкольного возраста дети начинают ходить в секции, для того чтобы понять, какие способности у них есть, и начать их развивать. Это могут быть художественная или музыкальная школы, плавание, танцы и мн. др.

что такое внимание в психологии

Ребёнок же не может с рождения взять кисть в руки и рисовать, но, возможно, у него есть к этому задатки. Их необходимо развивать. Если родители пойдут путём, что нравится только им, ребёнок не сможет воспользоваться своими способностями. Поэтому необходимо предоставить своему малышу возможность заниматься тем, что ему нравится. Только тогда у него будет шанс развиваться в нужном направлении и стать великим художником или композитором. Талант есть абсолютно у каждого человека. Одному родители смогли открыть его в раннем детстве, другому не смогли.

Темперамент личности в психологии

что такое психология человека

Характер – это индивидуальная черта каждого человека. Под темпераментом понимают поведение человека. И. П. Павлов разработал очень давно основные черты темперамента и поделил их на 4 вида:

1. Сангвиник – жизнерадостный человек, не задерживает своё внимание на одном объекте. Общительный, но не засиживается долго на одном месте работы. Не любит однообразие. Новая обстановка для него только в радость, он идёт с удовольствием на контакт с незнакомыми людьми.

2. Флегматик – медлительный, спокойный, бурные эмоции проявляет крайне редко. К любому делу подходит очень продуманно. Никогда не сделает неверный шаг. Никогда никто не знает истинных чувств флегматика.

3. Холерик – очень подвижный, эмоции всегда переполняются через край. Не умеет сдерживать себя, может вспылить из-за пустяка. Как быстро холерик берётся за новую работу, так же быстро она ему и надоест. Иногда окружающие тяжело переносят холерика за его чрезмерную подвижность.

4. Меланхолик – пассивный человек, который не любят интересоваться ничем новым. Чувства и эмоции замедленного действия. Очень быстро обижается, огорчается, хотя и не показывает этого. Он замкнут и больше предпочитает одиночество, нежели шумные компании. Меланхолики в привычной для себя обстановке чувствуют спокойствие, уверенность.

В любой работе необходимо знание темпераментов. Так будет легче общаться с людьми.

Психология эмоций

Очень часто люди не знают, что такое чувства. Это эмоциональное состояние души человека, которое выражается определёнными движениями тела, мимикой или голосом.

что такое психология как наука

С самого детства мы слышим о прекращении эмоций, о том, что надо меньше выражать свои чувства. Однако психологи утверждают обратное. Каждый человек должен уметь выбрасывать эмоции, а не накапливать их годами. От чего происходят заболевания, психические расстройства? От того, что человек годами сдерживает все свои чувства и эмоции в себе. Нужно уметь высказывать своё мнение везде: на работе, дома, в общении с окружающими. Благодаря эмоциям человек быстрее определяет для себя все необходимые ему потребности. Не бойтесь выплёскивать свои чувства и эмоции наружу. Тот круг, которому вы нужны, примет вас такого. Другим же доказывать ничего не стоит. Ведь здоровье дороже.

Потребность в психологии

Человек не всегда догадывается о том, в чём он нуждается. Потребность – это то, в чём личность испытывает острую необходимость. Есть 3 вида:

1. Трудовая потребность – личность нуждается в познании мира, в работе.

2. Развивающая потребность – личность обучается, самореализовывается.

3. Социальная потребность – человек нуждается в общении с друзьями, коллективом и др.

Это социогенные потребности. Потребность заканчивается тогда, когда цель достигнута. Тогда у человека появляется что-то другое, в чём есть необходимость. Потребность – это весь механизм в психике человека. Другими словами, потребности – это психическое душевное состояние личности. Благодаря им человек стремится к своей цели, чтобы добиться желаемого, то есть становится более активным, а пассивность исчезает практически совсем.

Вам стало понятно, что такое психология, определение теперь можно дать более точное. Потребность, внимание, память, эмоции – вот что такое психология человека.

Социальная психология как наука

Каждый человек живёт в мире, где у него есть много родных, близких, знакомых, друзей, коллег и т. д. Для этого и нужна человеку социальная психология. Благодаря ей люди познают друг друга и взаимоотношения. Развиваются отношения не только между двумя индивидами, но и между целыми группами. Вы, наверное, догадались, что такое социальная психология. В этом предмете переплелись две науки. Социология и психология. Поэтому здесь изучаются отношения не просто между людьми, а различаются такие виды: социальные, экономические, политические и много других. Социальная психология в обществе позволяет занимать определённое место среди людей. Разделяют в социальной психологии 3 вида личности:

1. Пикники – они хорошо адаптируются в социальной среде. Стремятся выгодно построить отношения с нужными людьми. Они умеют отстаивать свои интересы без конфликтов.

2. Атлетики – общительные, любят обращать на себя должное внимание, доминирующая личность.

3. Астеники – им в обществе находится нелегко. Они не общительны, замкнуты, сдержанны.

Каждому человеку своё. Одни любят находиться в центре внимания в обществе, другим нравится больше находится в тени. С этим ничего не поделаешь. Надо принимать личность такой, какая она есть. О том, что такое социальная психология, можно много писать. Так как это не книга, а всего лишь статья, даются самые важные определения и понятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *