Психология задачи: Цели и задачи психологии как науки
Социальная психология: задачи и функции
Современное общество глобально трансформируется, это прежде всего касается социальной реальности. Меняется подход к определению задач, которые решают социальные науки. Изменились и профессиональные задачи социальной психологии, особенно в области практических исследований. Социально-психологические знания всегда отличались тем, что были включены в социальные и политические проблемы общества.
Аспекты развития социальной психологии
Российские исследователи выделяют два основных аспекта:
- обозначение принципиально новых задач во взаимосвязи науки и общества;
- определение конкретных вопросов поиска новых областей и приемов исследований.
Исследователи ищут ответ на вопрос о том, как меняются взаимоотношения между социальной психологией и обществом в период радикального трансформирования. Человек должен осмысливать более широкий круг проблем, проводить сравнительный анализ того, как решаются эти проблемы в обществах разных структур. Профессиональная наука должна дополнить информирование жизненно важных сторон человека, вследствие этого вполне возможны поведенческие изменения. Прежние модели поведения могут быть модифицированы, поскольку появляется множество альтернативных действий. Человек должен справиться с новой социальной ситуацией и научиться жить в ней. Идея совладания с ситуацией становится основной проблемой, касающейся практического существования человека в современном мире. Здесь четко прослеживается связь между фундаментальной наукой и практикой.
Взаимоотношения теории и практики можно определить как задачу достраивания социально-психологического знания с уточнением предмета, разработкой теорий и методологии.
Анализ современных реалий показывает, что запросы практического характера опережают развитие теоретической базы в соц. психологии. Это касается областей производства, управленческой сферы, воспитания, деятельности СМИ, спорта, сферы обслуживания и др. Стало быть, для социальной психологии первостепенным становится решение задач, связанных с разработкой рекомендаций, которые основаны на результатах прикладных исследований.
Второй аспект касается поиска новых стратегических решений социально-психологических исследований, разработки инструментария. Усиливается акцент на качественные методики, которые позволяют наиболее полно фиксировать эмоциональные реакции респондента по отношению к социальному объекту. Идет разработка новых критериев и требований к составлению опросных листов, которые обеспечивали бы минимальный набор понятий, задаваемый респонденту, и контуры описания объекта, явления, события, чтобы интерпретация социального мира была субъективизирована.
Все большее значение приобретает поиск стратегий воздействия: средств и методов практической социальной психологии, которая демонстрирует свои возможности в меняющемся социальном контексте.
Исследователи пытаются расширить поле деятельности и приумножить типы профессиональной работы. Различные формы консультирования и тренинга предполагают обязательный учет социального контекста, специфики типа социального общества, отраженный в рекомендациях.
Задачи социальной психологии
Если обобщать подходы отечественных и зарубежных ученых, можно выделить задачи, которые решает социальная психология в мире:
- социально-экономические явления и процессы должны быть изучены и осмыслены, определены их сущность, содержание, формы проявления, закономерности;
- углубленные исследования социально-психологических явлений во взаимодействии с другими науками должны быть продолжены;
- необходимо установление связей с представителями других наук с целью разъяснения своих позиций при исследованиях в области социальной психологии;
- следует пересмотреть социально-психологические проблемы в связи с изменением социальных условий;
- необходимо исследование новых явлений этнического, экономического, классового, политического характера;
- следует отслеживать изменения, происходящие в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении;
- в условиях реформирования общества необходим подробный анализ возрастания роли социальной психологии;
- взаимосвязь теории и практики в социальной психологии;
- взаимосвязь отечественной соц. психологии с направлениями социальной психологии зарубежных стран.
А также социальная психология должна оказать помощь в изучении механизмов преступного, асоциального поведения, явлений массовых протестов, захвата заложников и их освобождения и т.д. Общество определяет проблемы социальной психологии, главная задача психологов влиять на эти проблемы.
Функции социальной психологии
Исходя из задач, можно выделить функции социальной психологии:
- Теоретико-методологическая функция. Определение принципов, методов, путей познания социальной психологии. Выявление сущности исследуемых явлений и процессов, их возникновение, развитие и проявление. Формирование концепций, инструментария, направлений прикладного характера при изучении социально-психологических феноменов.
- Мировоззренческая функция. Синтез современных научных представлений о психологической природе человека. Исследование проблемы правильного формирования представлений о системе: человек – группа – общность – общество.
- Регулятивная функция. Воздействие социально-психологических явлений на развитие и функционирование отношений в обществе, пути, формы и способы управления ими.
- Прогностическая функция. Учет специфики функционирования социально-психологических явлений и оценка динамики и перспектив развития общественного сознания и духовной жизни.
- Аксиологическая функция. Определение реальных и мнимых социально-психологических ценностей в деятельности человека и общества.
Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук
www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии
Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.
Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.
Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.
Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.
Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения
Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.
Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.
Специфика конфликтов в образовательных процессах
В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.
Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.
Современная психология: ее задачи и место в системе наук
В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.
Методы психологии
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа
Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.
Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.
Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном
Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.
Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.
Проблема психодинамического диагноза
Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.
Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.
Психологическая профилактика конфликтов в коллективе
Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.
Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.
Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.
Четыре элемента процесса убеждения
Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.
Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.
Повышение уровня сознания. Насколько это важно?
Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.
Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.
Двойная интерференция | Действие, контроль и обучение
Большая часть моих исследований так или иначе связана с ограничениями двухзадачности — снижением производительности, наблюдаемым, когда люди пытаются делать два дела одновременно. Ситуации двойной задачи становятся все более распространенными в современной жизни, как, например, люди используют мобильные телефоны или айподы, когда они ведут машину, разговаривают или пишут бумаги. Я считаю, что изучение взаимодействий между одновременно выполняемыми задачами дает мощный инструмент для изучения процессов и представлений, управляющих нашим поведением. Я рассматриваю свой общий подход как аналог физика элементарных частиц, изучающего результаты столкновений частиц, слишком малых, чтобы их можно было непосредственно наблюдать: исследуя взаимодействия между одновременно выполняемыми задачами, я пытаюсь исследовать структуру процессов выбора реакции. Паттерны затрат на двойное задание, которые я наблюдал в ряде исследований, не объясняются ни одной из существующих теорий выбора ответов и, следовательно, дают возможность выйти на новый теоретический уровень.
Отправной точкой этого направления исследований является изучение того, позволяет ли практика выполнять две задачи одновременно. Мы (Hazeltine, Teague, and Ivry, 2002) решили определить, можно ли объяснить отсутствие затрат на двойное задание моделями, предполагающими, что ответы выбирались последовательно, по очереди. Мы добавили короткий интервал между стимулами для двух задач и обнаружили, что после практики этот интервал влияет на время между двумя реакциями, но не на время реакции (т. е. на интервал между стимулом и реакцией). Таким образом, оказалось, что люди могли выбрать два ответа одновременно. Однако последующее исследование (Hazeltine, Ruthruff, & Remington, 2006) показало, что затраты на выполнение двух задач сильно зависят от конкретной комбинации задач. Когда задание, использующее слуховые стимулы и ручные реакции, сочеталось с заданием, использующим визуальные стимулы и голосовые ответы, затраты на двойное задание были устойчивыми на протяжении всего обучения. Напротив, затраты были практически исключены после обучения, когда задача, использующая слуховые стимулы и голосовые ответы, была сопряжена с задачей, использующей визуальные стимулы и ручные реакции. Разница в затратах на двойное задание была особенно поразительной, потому что стимулы и ответы были очень похожи для двух групп, а время реакции на одно задание было почти одинаковым.
Чтобы еще больше прояснить, как взаимосвязь между задачами взаимодействует с практикой для определения затрат на двойную задачу, мы в настоящее время проводим серию экспериментов, в которых мы систематически манипулируем тем, возникают ли стимулы для двух задач в одной и той же модальности и являются ли ответы происходят в одной и той же модальности. Результаты показывают, что полное устранение затрат на выполнение двух задач, о которых сообщали я и другие, происходит только при довольно узком наборе условий. Более того, результаты показывают, что на раннем этапе трудность задачи играет доминирующую роль в определении затрат на двойную задачу. Однако после нескольких практических занятий выяснилось, что совпадение пар стимул-реакция в двух задачах приводит к затратам на двойную задачу (Хазелтин, Рутрафф и Вифолл, в процессе подготовки).
Учитывая эти данные, я предложил новую модель выбора ответа, в которой раннее и позднее выполнение на практике включает разные стратегии обработки (Hazeltine, Ruthruff, & Remington, 2006). Ранняя производительность контролируется в том смысле, что основные операции выполняются последовательно. Напротив, после практики центральные операции могут выполняться параллельно. Однако это не означает, что центральные операции для двух задач не взаимодействуют. Когда в двух задачах задействованы одинаковые центральные коды, могут возникнуть помехи между одновременно выполняемыми операциями, что приведет к постоянному снижению производительности.
Репрезентативные документы
- Хазелтин Э., Тиг Д. и Иври Р. Б. (2002). Одновременное выполнение двух задач показывает выбор параллельного ответа после практики. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 28 (3), 527-545.
- Хазелтин, Э., Рутрафф, Э., и Ремингтон, Р. В. (2006). Роль пар входных и выходных модальностей в выполнении двух задач: свидетельство зависимого от контента центрального вмешательства. Когнитивная психология , 52 , 291-345.
- Хазелтин, Э., Вайнштейн, А., и Иври, Р. Б. (2008). Выбор параллельного ответа после каллозотомии. Журнал когнитивной неврологии , 20 , 526-540.
- Halvorson, K.M., Ebner, H., & Hazeltine, E. (в печати). Исследование идеального разделения времени: взаимосвязь между задачами, совместимыми с IM, и производительностью двух задач.
Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность .
Опасности желания завершить задачу
В какой момент стремление к сложным целям превращается в опасную одержимость?
Как далеко вы идете в достижении своих целей?
Источник: 11417994/Pixabay
Я задавал себе этот вопрос с тех пор, как посмотрел документальный фильм об альпинизме «14 вершин: нет ничего невозможного». Программа рассказывает о непальском авантюристе Нирмале Пурдже, который отправляется в дикую миссию, чтобы подняться на все 14 гор высотой 8000 метров или выше менее чем за семь месяцев. Не имея никакого опыта альпинизма, кроме случайных развлекательных походов, я смотрел документальный фильм с увлечением. Я восхищался силой, выносливостью и упорством Пурджи и его команды, когда они намеревались изменить историю смелым новым мировым рекордом.
Однако вскоре после начала программы мое восхищение пошло на убыль. В путешествии, которое Пурджа назвал «выполнимой миссией», он боролся с суровыми погодными условиями и чуть не погиб, упав со 100-метровой высоты. Поджимая время, он продолжил, несмотря на предупреждения о лавинах и опасные для жизни штормы. Он встречал товарищей-альпинистов, умирающих у него на руках, и других, выживших за счет зубов. Даже ухудшение здоровья его матери и последующая госпитализация не смогли отвлечь Пурджу от его важнейшей миссии. Он преследовал выполнение своей задачи с неослабевающей решимостью, независимо от цены.
Документальный фильм прославлял настойчивость Пурджи, предполагая, что вы можете достичь чего угодно, если будете настойчивы. Однако чем больше мёртвых горцев проходило по пути Пурджи, тем больше я начинал сомневаться в этом послании. К концу его поиски оказались опасными, ненужными и просто безрассудными. Хотя я испытал облегчение, увидев, что он пережил это трудное путешествие, я не мог не думать, что ему повезло рассказать эту историю.
Почему способный альпинист рисковал своей (и чужой) жизнью, чтобы выполнить непрошеную цель?
Что такое систематическая ошибка завершения?
Человеческая культура ценит завершение задач. Студенты не получат сертификат, если они бросят университет до того, как сдадут выпускные экзамены. Спортсмены были бы разочарованы, если бы прервали забег незадолго до финиша. (Кроме того, смею ли я предположить, что вы, дорогой читатель, были бы разочарованы, если бы я прекратил писать этот пост на полпути?)
Важность достижения цели глубоко укоренилась в сознании большинства людей. Вам нравится отмечать пункты в своем списке дел, и вам трудно отказаться от задач, как только вы их начали? Это явление называется «предвзятостью завершения». Действительно, оказывается, что эта предвзятость коренится в нейробиологических механизмах мозга, когда опыт выполнения задачи приводит к высвобождению приятного химического вещества дофамина.
Хотя склонность к завершению может служить мощным мотиватором, побуждающим людей преодолевать сложные препятствия, важно остерегаться его опасных побочных эффектов.
Чем опасна предвзятость к завершению?
То, что кажется полезным двигателем человеческого поведения и достижений, может иметь удивительно пагубные последствия для повседневного принятия решений. Примеры включают:
- Избегание больших задач : Поскольку люди постоянно стремятся добиться цели, многие из них естественным образом предпочитают сосредотачиваться на легких задачах, выполнение которых приносит быстрое вознаграждение. Недавние исследования показали, что людям нравится отмечать тривиальные пункты в своих списках дел. Примеры включают отправку быстрого электронного письма или приглашение на встречу на работе. И хотя приятно поддерживать порядок в почтовом ящике, такая сосредоточенность на рутинной работе может легко отнять наше время. В конечном счете, это может помешать нам решать более серьезные проблемы и задачи, которые действительно важны.
- Нерациональное завершение задач: В некоторых случаях склонность к завершению может доходить до того, что люди вынуждены заканчивать бесполезные усилия, не несущие никакой личной выгоды. Исследование интерактивного принятия решений показало, что некоторые люди стремились довести задачу до конца, даже если досрочное завершение означало бы получение большего финансового вознаграждения. Одна из участниц объяснила свои рассуждения следующим образом: «Моя цель — попытаться пройти весь путь до конца, просто чтобы почувствовать, что я закончила».
- Непропорциональное стремление к риску: Если вспомнить пример с альпинизмом с самого начала, то другой опасностью является навязчивое стремление к цели любой ценой. Люди могут упускать из виду негативные последствия продолжения выполнения задачи и категорически отвергать возможность «сдаться» или «уйти». Действительно, это настолько распространенное явление в контексте альпинизма, что навязчивое желание достичь горной вершины получило самостоятельный термин: «вершинная лихорадка».
- Потерять из виду путешествие: «Это путешествие, а не пункт назначения». Знаменитая цитата философа Ральфа Уолдо Эмерсона подчеркивает еще одну опасность предвзятости завершения. Одержимость конечной целью может отвлекать от ценных впечатлений в путешествии. Лично я должен напоминать себе об этом факте, работая над освоением новой позы йоги. Слепо преследуя окончательный, идеальный результат, легко упустить удовольствие от обучения на этом пути.
Можете ли вы использовать силу склонности к завершению?
Человеческое желание добиться цели не является проблемой по своей сути, если мы знаем, как им управлять. Один из способов избавиться от этой предвзятости — извлечь уроки из результатов поведенческих исследований и более эффективно структурировать свои списки дел. Исследования по выбору задач в офисе показывают, что планирование нескольких простых задач в начале рабочего дня может повысить мотивацию для выполнения более крупных задач. Эта стратегия может даже увеличить личное удовлетворение и общую производительность. Так почему бы не начать свой день с быстрой проверки электронных писем, прежде чем переходить к более сложным задачам?
Если вы изо всех сил пытаетесь приблизиться к более крупным и долгосрочным целям, это может помочь разбить их. Это может включать создание более мелких и более управляемых подзадач.