Психология взаимоотношений: Психология взаимоотношений

Психология взаимоотношений: Психология взаимоотношений

Психология взаимоотношений: пять ключей понимания

Любой успех базируется на эффективном взаимодействии с другими людьми. Умение налаживать отношения нужны и в быту, когда общаешься с близкими, и при случайных контактах на улице, и, конечно же, в деловом мире. Чтобы отношения с другими людьми были эффективными, вовсе не обязательно быть психологом. Практическая психология взаимоотношений проявляется в любом общении. Человек всегда интуитивно использует какие-то правила и законы, осознает он это или нет.

Но все же можно улучшить свои взаимоотношения и сделать их более эффективными, если сознательно применять определенные техники.

 

Психология
взаимоотношений

 

Психологии отношений затрагивает очень много различных вопросов: круг общения, эмоциональный фон, эффективность общения, влияние на другого и т.д. Все эти темы актуальны для каждого человека. Они помогают всем, независимо от пола и возраста, разобраться в себе и сделать свою жизнь более счастливой и успешной.

Ведь каждый человек является частью мира, большого сообщества людей. Он должен уметь эффективно строить свои отношения с ними и с миром. А все отношения проявляются в общении.

Чтобы отношения с другими были более эффективными, надо понимать этих людей. Когда человек способен понять другого, он начинает к нему относиться более толерантно и уважительно. А уважение всегда рождает ответное уважение. Точно также, как стремление понять другого порождает у него желание понять тебя.

Понимание – важный принцип психологии взаимоотношений. Потому что понимание рождает со-переживание и гармонию, когда общение одинаково комфортно для обеих сторон. Когда есть такая гармония, отношения ценны для каждой стороны, и каждый заинтересован в их сохранении.

 

Пять ключей
понимания

 

Понимать других людей – значит, научиться принимать их такими, как они есть. Это не означает, что вы одобряете любое поведение и позволяете в отношение к вам разные выходки. Надо просто понять, что другой человек отличен от вас. Вы можете не соглашаться с его мнением, поведением, но вы должны уважать его ценности. И вот тогда вы можете создать прекрасные отношения.

Но чтобы действительно научиться понимать другого человека, нужно освоить пять важных принципов, пять ключей понимания.

 

Ключ 1.
Признай потенциал другого

Каждый человек от рождения получает набор качеств, которые помогают ему исполнить свое предназначение, ту миссию, для чего он пришел на Землю. Каждый человек от рождения имеет некий потенциал. Часто он даже не осознает своего потенциала, т.к. в детстве ему не помогли раскрыть себя. Но если вы будете подходить к человеку, изначально признавая, что он способен на лучшее, то все лучшие качества в нем проявятся. Это великое искусство – изначально видеть в человеке великое. Ваша вера и поддержка поможет другим людям стать лучше, раскрыть свои таланты и изменить жизнь.

 

Ключ 2.
Слушай, чтобы слышать

Как будто люди много общаются, но как-то односторонне. Жванецкий об этом сказал очень точно: Он пришел, попросил войти в его положение – я вошел, а он уже ушел. Многим людям важнее вывалить то, что “накипело на душе”. Других людей они не слушают и не слышат. Разве можно понять кого-то, если не слышать, о чем он говорит? Когда человек действительно слушает и старается понять, то снимаются все барьеры, люди действительно встречаются друг с другом.

 

Ключ 3.
Не оценивай, а пойми

Если человек кого-то оценивает ниже себя, то он уже ему не интересен. И с ним он уже не хочет строить никаких серьезных отношений. Люди привыкли прежде всего незнакомого человека оценить. Так сложилось исторически. И поэтому учат, что первое впечатление, что сложилось в первые 30 сек, очень трудно изменить. Но почему человеку на “том конце” не позволить себе понять вас? Не просто поговорить о погоде, а понять, что значат “эти слова” для вас, какие у вас убеждения, какие чувства вызывает ваше общение. Именно такое отношение позволяет приоткрыть в человеке то, что ускользает при первом взгляде.

 

Ключ 4.
Будь честен и открыт

Всегда надо стремиться жить без масок и быть честным перед собой и перед миром. Зачем притворяться кем-то, если вы не такой. Зачем показывать то, что вам не свойственно. Нет смысла говорить, что любишь, если настроен враждебно. Нет смысла молчать, если тебя раздражает. Подлинные чувства придают смысл отношениям. Слушайте себя и будьте открыты как к себе, так и к своему собеседнику. Качество отношений зависит от того, какие мы есть на самом деле, а не от того, какие мы носим маски.

 

Ключ 5.
Помоги стать лучше

Не только самому надо вести себя открыто, но и создавать такую атмосферу, в которой другой человек может открыто выражать себя и свои чувства. Это поможет ему глубже понимать себя и развивать свои лучшие стороны. Каждый человек может помочь другому стать лучше, осознать свои намерения и цели. Ваше общение может вселить в человека силу и уверенность, может дать ему заряд энергии и воодушевление, чтобы поменять свою жизнь.

 

Цените
хорошие отношения

 

Что может быть выше и ценнее хороших отношений? Цените каждого человека, который находится рядом с вами. Благодарите людей за их поддержку и дружбу. И сами будьте настоящим другом. Любите людей и будьте открыты, не зависимо от того, отвечают ли вам взаимностью. Делайте сами первый шаг навстречу. Улучшением взаимоотношений начинается с изменения вашего отношения к людям, с развития в себе необходимых качеств, со стремлениям понять других. И тогда любых отношения будут приносить вам огромное удовлетворение и радость.

 

Еще по теме:
Приемы эффективного общения

 

 

 

 

 

Читать онлайн «Родители и дети. Психология взаимоотношений» – Литрес

Предисловие

Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации воспитательной практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития.

Первые экспериментальные исследования в области детско-родительских отношений были начаты в 1899 году, когда Сирс в сотрудничестве с Холлом разработали опросник, выявляющий мнения родителей о наказании детей. В 30-е годы ХХ века отмечается быстрый рост исследований родительских установок. На сегодня в зарубежной психологии опубликовано более 800 исследований на тему детско-родительских отношений. В отечественной психологии статистика более скромная, поэтому российский читатель испытывает определенный дефицит информации по данной проблеме. Предлагаемая книга «Психология взаимоотношений родителей и детей» призвана в какой-то мере восполнить этот дефицит.

В книге отражены различные аспекты психологии детско-родительских отношений. В первой части рассматривается природа родительского отношения, подходы к его исследованию, раскрываются основные структурные компоненты и детерминанты родительского отношения. Вторая часть посвящена генезису родительского отношения от пренатального периода до подросткового периода. В третьей части рассматриваются возможные влияния родительского отношения на личностное и когнитивное развитие ребенка, а также на возникновение нарушений психического развития.

Над книгой работал коллектив в составе: М. В. Быкова – младший научный сотрудник лаборатории «Теоретические и экспериментальные проблемы психологии развития» ПИ РАО; С. Ю. Мещерякова. – кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории «Психология дошкольного возраста» ПИ РАО; И. А. Лужецкая – ассистент кафедры общей и возрастной психологии Орловского университета; О. В. Максименко – аспирант кафедры общей и возрастной психологии Орловского университета; Е. А. Савина – доктор психологических наук, доцент кафедры общей и возрастной психологии Орловского государственного университета; Е. О. Смирнова – доктор психологических наук, профессор, зав. лабораторией «Психология дошкольного возраста» ПИ РАО; О. Н. Павлова, психолог д/с № 68, г. Орла, Г. Г. Филиппова – доктор психологических наук; О. Б. Чарова – аспирант кафедры общей и возрастной психологии Орловского университета; Э. Г. Эйдемиллер – доктор медицинских наук, профессор, зав. курсом детско-подростковой психотерапии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования. Авторы надеются, что данная книга окажется нужной и полезной для психологов и представителей смежных профессий, которые работают в области детско-родительских отношений.

Е. А. Савина, Е. О. Смирнова

Часть первая


Детско-родительские отношения: основные понятия и подходы

1. Родительские представления и установки

[1]
1.1. Определение понятий

Термин «родительские представления» является чрезвычайно широким и включает целый ряд разнообразных понятий, таких, как установки, ценности, восприятия ребенка и самих родителей, представления и ожидания, связанные с развитием ребенка.

Родительские представления включают оценку того, что ребенок может или не может делать, знание о процессах его когнитивного и социального развития, роли родителей в жизни детей, целях обучения ребенка, предпочитаемых способах его дисциплинирования. Родительские представления оказывают большое влияние на родителей и детей, являясь источником воспитательных стратегий. Они обеспечивают родителей средствами для защиты их собственной самооценки, создавая некие стандарты и эталоны, в соответствии с которыми оценивается выполнение родительской роли и устанавливаются ограничения для различных аспектов родительской ответственности. На основе родительских представлений строятся причинные объяснения детского поведения.

Родительские установки можно определить как готовность родителей действовать в определенной ситуации на основе своего эмоционально-ценностного отношения к элементам данной ситуации. Установки – это стереотипные правила поведения, которые могут выражаться в практических действиях, словах, жестах и т.  п. Действуя на основе своих сложившихся установок, родители как бы следуют готовым шаблонам.

Родительские представления происходят из нормативных, культурно заданных идей и ожиданий, а также из конкретной социально-психологической ситуации жизни родителей. Нет сомнения в том, что детские характеристики, такие, как пол, возраст, физическая привлекательность, и др. влияют на родительские представления. Однако такое влияние просто иллюстрирует наличие нормативных культурных представлений относительно пола, физической привлекательности ребенка и т. д. С другой стороны, исследования свидетельствуют, что родительские представления приспосабливаются к конкретному ребенку (точнее, к родительскому восприятию ребенка), если поведение ребенка отклоняется от нормы. В этом случае родители изменяют имеющиеся представления или конструируют новые.

По мере взросления ребенка родительские представления автоматизируются, стереотипизируются и становятся более доступными для актуализации. В этом смысле родительское поведение становится более прогнозируемым и лучше понимается ребенком, что уменьшает его стресс и обеспечивает ребенку некую модель для интерпретации каждодневных событий (McGillicuddy-De Lisi, 1985).

Исследования показывают, что родительские представления остаются относительно неизменными в течении достаточно длительного периода времени. В отдельных исследованиях указывается период в 3,5 года (Hock, Lindamood, 1981), в других – 8 лет (McNally, 1991).

По своему характеру родительские установки являются сложными и противоречивыми, что может быть обусловлено внешними и внутренними конфликтами родителей. Например, это может быть конфликт между собственными представлениями о воспитании ребенка и советами родственников или между собственными представлениями родителей и требованиями общества. Амбивалентные представления чаще всего встречаются в таких областях, как степень родительского вмешательства в жизнь ребенка, зависимость ребенка или его автономия, баланс потребностей членов семьи. Наиболее компетентные и эффективные родители способны изменять свое поведение в соответствии с требованиями ситуации.

Родительские представления выполняют две взаимосвязанные функции: функцию интерпретации и прагматическую функцию (Rodrigo, Triana, 1996). Так, воспринимая конкретную ситуацию взаимодействия с ребенком, родитель интерпретирует ее, опираясь на собственные представления. Например, нарушение ребенком родительских норм может рассматриваться родителем как акт непослушания или, напротив, как попытка ребенка достичь независимости и автономии.

Прагматическая функция родительских представлений состоит в том, что они помогают родителям планировать свои воспитательные действия. Обе функции – интерпретации и прагматическая – взаимосвязаны. Например, когда родитель общается с ребенком, он нуждается в умственной репрезентации эпизода общения для того, чтобы понять его. Далее он прогнозирует, какие его действия наиболее подойдут для данной ситуации. Представления являются начальной точкой для принятия решений или для того, чтобы сделать вывод о ситуации (Rodrigo, Triana, 1996).

В родительских установках принято выделять три компонента: оценочный, когнитивный и интенциональный (Ajzen, Fishbein, 1980). Оценочный компонент – это оценка родителями объекта или ситуации воспитания. Когнитивный компонент состоит в системе знаний или идей, которые рассматриваются как достоверные и используются для построения стратегии и тактики воспитания ребенка (Sigel, 1985). Наконец, поведенческий компонент родительских установок заключается в намерении или интенции вести себя определенным образом по отношению к ребенку. Другими словами, это конкретная практика воспитания ребенка.

Кроме этих трех базовых компонентов установок, выделяют еще ценности родителей, восприятие ребенка родителем и восприятие родителями самих себя. Ценности часто используются как синоним установок, они рассматриваются как некая абстрактная воспитательная цель (например, воспитать счастливого ребенка). Восприятие ребенка (например, насколько труден ребенок) связано непосредственно с реакциями на его поведение. Наконец, важным является также то, как родители воспринимают себя в своей роли и свои отношения с ребенком.

Исследования показывают, что на характер установок по отношению к ребенку влияет социально-экономический статус родителей. Матери, принадлежащие к низкому социально-экономическому классу, отличаются дисциплинарной строгостью, чувствуют себя менее ответственными за детские проблемы по сравнению с матерями, принадлежащими к среднему классу. Матери, принадлежащие к среднему классу, имеют более позитивные установки по отношению к независимости детей (Sigel, 1985). Матери, принадлежащие к рабочему классу, поощряют у детей послушание, хорошие манеры и чаще используют принуждение по отношению к собственным детям (Kohn, 1963). По мнению Коха, это связано с тем, что для рабочих профессий характерны такие ценности, как подчинение авторитетам, способность следовать инструкции. Более высокий профессиональный уровень матерей обусловливает другие ценности, такие, как саморегуляция, инициативность и креативность.

 

Установки относительно воспитания также связаны с удовлетворенностью браком. Матери в счастливых браках показывают большую теплоту по отношению к детям, больше поощряют детей к независимости и меньше раздражаются по поводу негативного поведения детей (Goldberg, Easterbrooks, 1984).

1.2. Подходы к изучению родительских представлений и установок

Исследование родительских представлений началось в 60–70 годы в контексте изучения закономерностей межличностного познания.

Существует четыре теоретических подхода, в рамках которых исследуются родительские представления. В первом подходе родительские представления отождествляются с каузальными атрибуциями, которые опосредуют родительское поведение. Возникновение атрибуций связано с конкретной практикой воспитания ребенка и историей жизни самого родителя. Причинное объяснение детского поведения родителями определяет конкретные воспитательные практики. Например, выявлено: если матери полагают, что ребенок способен нести ответственность за свое негативное поведение, то они выбирают более строгие дисциплинарные техники (Dix, Gruesec, 1985).

В русле информационно-процессуального подхода родительские представления рассматриваются как медиатор, фильтрующий опыт взаимодействия с ребенком и результирующий определенные родительские стратегии. Миллс и Рубин (Mills, Rubin, 1990) описали информационно-процессуальную модель родительских представлений в отношении детской социальной компетентности. Согласно этой модели, родители устанавливают задачи социализации ребенка, которые определяют их воспитательные стратегии. Такое поведение родителей называют проактивным. Когда ребенок не отвечает задачам социализации, то используются реактивные стратегии. Родительское поведение определяется оценкой личности ребенка, качеством детско-родительских отношений, а также оценкой того, какие стратегии будут наиболее эффективными. Эмоциональные ответы родителей на поведение детей опосредуют связь представлений со стратегией. Родительские реакции на детское поведение зависят от того, насколько родитель уверен в детских умениях. Авторы утверждают, что изменения в родительских представлениях зависят от увеличивающегося знания родителей о ребенке. По мере взросления ребенка матери становятся все менее заинтересованы в дополнительной информации, и их поведение чаще всего опирается на те представления, которые сформировались в первые годы жизни ребенка. Таким образом, представления остаются достаточно стабильными во времени.

Третий подход, конструктивистский, в рамках которого родительские представления рассматриваются не как медиатор между факторами окружения и родительскими стратегиями, а как начальная точка для взаимодействия родителя и ребенка. Родительские представления о ребенке понимаются по аналогии с личностными конструктами Келли, которые берут свое начало в опыте человека и служат для того, чтобы управлять поведением человека. Основная идея этого подхода состоит в том, что родители самостоятельно конструируют собственные идеи о детстве, о развитии ребенка, о сущности воспитания, хотя и используют для этого различные источники (McGillicuddy-De Lisi, 1980).

Наконец, четвертый подход, транзактный, акцентирует роль культуры как источника родительских представлений (Valsiner, 1989; Palacios, 1990). Палисиос (Palacios, 1990) выделяет традиционный, современный и парадоксальный типы родителей в зависимости от их образа жизни. Традиционный характерен для сельских жителей с низким уровнем образования, пессимистическими ожиданиями и минимальной верой в возможность повлиять на развитие ребенка. Для современного типа родителей характерны высокий образовательный ценз, вера в возможность повлиять на развитие ребенка. Современный тип родителей преобладает в городской местности. Для родителей парадоксального типа характерен средний и ниже среднего образовательный уровень, они не рассматривают себя в качестве главной фигуры в развитии ребенка, а верят, скорее, в детерминизм среды.

В транзактном подходе культура рассматривается в качестве регулирующего контекста семейной системы. Семейные ритуалы и традиции образуют семейный культурный код, который регулирует взаимодействие между членами семьи. Родительские представления рассматриваются как часть семейного кода (Sameroff, Fiese, 1992). Согласно транзактному подходу, родительские представления – достаточно статичные феномены и мало подвержены изменениям.

1.
3. Виды родительских представлений

Существует несколько классификаций родительских представлений. Так, выделяют описательные и инструментальные представления. Описательные включают знание о том, как дети развиваются или как родители влияют на детей (например, «Большинство детей должно самостоятельно ходить в туалет к 15 месяцам»). Другой вид представлений – это инструментальные, то есть представления о способах, которыми родители достигают частных воспитательных целей (например, «Я считаю, что физическое наказание – лучший способ дисциплины»). Исследователи обнаружили около 5000 таких родительских идей.

Сигел (Sigel, 1985) различает глобальные представления и представления-праксис. Первые содержат знание о фактах, связанных с развитием ребенка и его воспитанием (декларативное знание), вторые содержат знание о том, как выполнять те или иные действия по отношению к ребенку (процедурное знание). Чрезвычайно важным является вопрос о связи представлений и установок с реальным поведением родителей. Однако исследование такой связи встречает определенные трудности, так как реальное родительское поведение детерминировано многими факторами, а не только представлениями или установками.

Показано, что глобальные представления или установки не обнаруживают прямой связи с поведением родителей. Реализация таких глобальных представлений в поведении опосредована конкретными установками и самим контекстом поведения. Например, родитель может иметь позитивные установки относительно физического наказания ребенка и одновременно конкретные представления о том, когда шлепать ребенка наиболее приемлемо. Вдобавок, если контекст ситуации не является подходящим для физического наказания ребенка (например, присутствие других людей), то родитель может сдерживать такое поведение.

Представления-праксис, то есть знание о том, как надо действовать, непосредственно связаны с конкретным поведением индивида. Например, родители могут считать, что когнитивное развитие ребенка – это функция его окружения (глобальное представление). Но родители также могут полагать, что лучший способ обучения ребенка – это его ободрение (представление-праксис).

Многие исследователи выделяют два типа глобальных родительских представлений: средовые и конструктивистские. Родители со средовыми представлениями считают, что главным источником влияний является окружающая среда, следовательно, ребенок должен быть защищен от плохих влияний. Детское поведение – результат родительской активности, действия ребенка должны соответствовать социальным нормам. Родительская дисциплина чрезвычайно важна, в то время как ребенок лишь пассивно моделируется в воспитании. Конструктивистски ориентированные родители считают, что развитие ребенка – результат взаимовлияний среды и собственных характеристик ребенка, что ребенок – активный агент собственных достижений, а детское поведение зависит от способа реагирования ребенка на воздействие окружающей среды. Дети должны понимать нормы, чтобы следовать им, а развитие у них самоконтроля должно быть целью родительской практики (Palacios, 1990; McGilicuddy-Delisi, 1985; Rodtrgo, Triana,1996).

Родриго и Триана (Rodrigo, Triana, 1996) описали следующие образы родителей и воспитательные цели родителей с конструктивистскими и средовыми представлениями (таблица 1).

Таблица 1.1. Образы родителей и воспитательные цели у родителей с конструктивистскими и средовыми представлениями

1.4. Качество родительских установок и позиций

А. С. Спиваковская (Спиваковская, 1988) вводит понятие «родительская позиция», понимая под этим совокупность родительских установок. Родительская позиция – это целостное образование, реальная направленность воспитательной деятельности родителей, возникающая под влиянием мотивов воспитания. То, какая именно родительская позиция реализуется во взаимодействии с ребенком, зависит прежде всего от соотношений между осознаваемыми и неосознаваемыми мотивационными тенденциями. Родительские позиции как совокупность установок родителей во взаимодействии с ребенком существуют в трех планах: эмоциональном, когнитивном и поведенческом.

А. С. Спиваковская считает, что родительская позиция обладает качествами адекватности, динамичности и прогностичности.

Адекватная позиция– это наиболее близкая к объективной оценка психических и характерологических особенностей ребенка и построение воспитания на основе такой оценки. При неадекватной позиции родители как бы не видят своего ребенка, воспринимают его искаженно, не различают его реальных и приписываемых ему качеств. Распространены ошибочные оценки умственного развития, переоценка способностей и указание на мнимое отставание в интеллектуальном развитии, недооценка эмоциональных переживаний детей, игнорирование реальных и закономерных трудностей ребенка при подчеркивании странностей его поведения. Иногда неадекватное родительское поведение приобретает характер тотального неприятия личности ребенка. Неадекватное представление о ребенке, приписывание ему незрелости, слабости, роли «маленького», «младшенького», навязывание представления о беспомощности, зависимости, невозможности существования без матери определяется как «инфантилизация». Другой вид искаженного видения ребенка – инвалидизация – состоит в недооценке психофизических данных ребенка, приписывании ему болезненности. Социальная инвалидизация заключается в обесценивании точки зрения ребенка, его планов, намерений, интересов, приписывание ему социальной несостоятельности, дурных наклонностей, социальной малоуспешности.

Качество динамичности отражает степень подвижности родительских позиций, способность к изменениям форм и способов взаимодействия с детьми. Ригидная позиция – это выработанные в семье способы воздействия, которые годами применяются по отношению к уже изменившимся детям. Форма взаимодействия с ребенком в этом случае не зависит от ситуации и его возраста. Это относится к формам наказания, контроля за поведением, использованию речевых штампов.

Под прогностичностью позиции понимается способность родителей к предвидению перспектив дальнейшего развития ребенка и построению взаимодействия с ним с учетом такого предвидения.

В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение родительских позиций по одному или по всем трем выделенным показателям. Родительские позиции в таких семьях неадекватны, утрачивают качество гибкости, становятся чрезмерно устойчивыми, неизменными и непрогностичными.

Родительская позиция может быть осознаваемой, когда отношения и взаимодействие с ребенком отрефлексированы родителем, или неосознаваемой, когда взаимодействие родителя с ребенком подчинено влиянию неосознаваемой мотивации родителя.

Итак, родительские представления или установки – это сложный социально-психологический феномен, включающий когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Представления и установки являются культурно обусловленными и, как правило, мало изменяются по мере взросления ребенка. Они образуют тот фундамент, на котором строится реальное поведение родителей, хотя реализация этих установок в поведении родителя опосредована многими объективными и субъективными факторами. Выделяют глобальные представления, которые являются общим знанием о развитии и воспитании ребенка, и представления-праксис, которые непосредственно связаны с практикой воспитания ребенка. Родительские представления обладают качеством адекватности, динамичности и прогностичности.

отношений | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

Любовь — одно из самых глубоких чувств, известных человечеству. Есть много видов любви, но многие люди ищут ее выражение в романтических отношениях с совместимым партнером (или партнерами). Для этих людей романтические отношения составляют один из самых значимых аспектов жизни и являются источником глубокого удовлетворения.

В то время как потребность в общении с людьми кажется врожденной, способность формировать здоровые, любящие отношения приобретается. Некоторые данные свидетельствуют о том, что способность формировать стабильные отношения начинает формироваться в младенчестве, в самом раннем опыте ребенка с опекуном, который надежно удовлетворяет потребности младенца в еде, заботе, тепле, защите, стимуляции и социальных контактах.

Такие отношения не являются судьбой, но предполагается, что они устанавливают глубоко укоренившиеся модели отношений с другими. Однако окончание отношений часто является источником больших психологических страданий.

Чтобы узнать больше, см. Личность и отношения.

Как построить здоровые отношения

Поддержание крепких отношений требует постоянной заботы и общения, а некоторые черты особенно важны для укрепления здоровых отношений. Для начала каждый человек должен быть уверен, что его партнер готов уделять время и внимание другому. Они оба также должны стремиться приспосабливаться к своим различиям, даже если они со временем меняются.

В 21 веке хорошие отношения обычно характеризуются эмоциональной и физической справедливостью, особенно в распределении обязанностей по дому. Партнеры в крепких отношениях также испытывают благодарность друг к другу, открыто проявляют и получают привязанность и участвуют в честных дискуссиях о сексе.

В хороших отношениях партнеры стараются предоставить своему партнеру презумпцию невиновности, что создает ощущение того, что он находится в одной команде. Это чувство, поддерживаемое в течение длительного времени, может помочь парам преодолеть проблемы, с которыми они неизбежно столкнутся вместе.

Чтобы узнать больше, см. Поддержание отношений и Любовь и секс.

Как найти любовь

Поиск партнера, с которым можно разделить жизнь, — прекрасный, но часто трудный процесс. Независимо от того, проводится ли он онлайн или лично, поиск, скорее всего, подтолкнет человека к незнакомой обстановке, чтобы встретить потенциальных партнеров. Чтобы добиться успеха, часто необходимо выйти за пределы своей зоны комфорта.

Определить, подходит ли конкретный человек в качестве потенциального партнера и отражает ли связь временное увлечение или настоящую любовь, может быть непросто, но исследования показывают, что в поведении есть важные подсказки.

Одним из возможных нелогичных индикаторов потенциального совпадения является самоощущение. Кто-то, кто мог бы стать хорошим партнером, может подтолкнуть человека к открытию новых занятий или убеждений, которые расширят его собственное представление о себе. Другим ранним признаком может быть стресс: постоянное взаимодействие с кем-то, чье впечатление имеет для нас большое значение, может усилить тревогу. Другие положительные показатели включают в себя сильную мотивацию увидеть человека и вложение значительного количества времени, эмоций и энергии в зарождающиеся отношения.

Чтобы узнать больше, см. Как люди находят любовь.

Как рушатся отношения

Каждые отношения представляют собой прыжок веры по крайней мере для одного партнера, и даже в самых счастливых парах те самые черты, которые когда-то привлекали их друг к другу, могут в конечном итоге стать раздражающими, которые разлучают их. Приобретение навыков для установления прочного соединения — тяжелая работа, и угрозы могут возникать без предупреждения.

В краткосрочных, случайных отношениях ни один из партнеров не может видеть по-настоящему жизнеспособного долгосрочного совместного будущего, но часто только один из них действует, в некоторых случаях преследуя другого, уходя из их жизни без общения, даже без сообщения.

Для некоторых пар неверность является одновременно и первой, и последней каплей, но удивительное количество отношений переживает предательство, некоторые только для того, чтобы их отношения были разрушены повседневными угрозами, такими как потеря интереса к физической близости или угасание положительных чувств. в результате постоянной критики, презрения или защиты. Даже пребывание вместе в течение десятилетий не является гарантией того, что пара сохранит связь: количество разводов среди пар старше 50 лет удвоилось с 1990 года. Для других разрыв отношений, длившихся всего несколько свиданий, может спровоцировать эмоциональную травму, которая затянется на годы. Каким бы ни было расставание, оно может стать сильным стрессором, влияющим на эго и самооценку, что нельзя игнорировать.

Чтобы узнать больше, см. Проблемы в отношениях и Конец отношений.

Далее: Как люди находят любовь

Самое важное

Последние сообщения

10 книг по психологии отношений, которые изменят ваши отношения

Это список из 10 лучших книг, которые я рекомендую клиентам как при индивидуальном консультировании, так и при консультировании пар. Каждый из них предоставляет уникальный способ лучше понять, кто вы и как вы обычно действуете в отношениях. Вам не обязательно быть в отношениях, чтобы эти книги были вам полезны; на самом деле, если вы прочитаете эти книги до того, как заведете отношения, у вас гораздо больше шансов привлечь нужного человека. Что еще более важно, вы будете знать, как оставаться счастливым и на связи, как только вы найдете человека для вас.

Эта книга действительно меняет жизнь. Вы, наконец, поймете, почему вы выбрали своего партнера, даже несмотря на то, что он часто провоцирует вас и может показаться наихудшим из возможных вариантов для вас на многих уровнях. Подсказка: это связано с повторением знакомых моделей из детства. Есть также замечательные упражнения, которые вы и ваш партнер можете выполнять вместе, чтобы почувствовать себя ближе.

Еще один способ изменить мировоззрение. В этой книге обсуждается концепция паники привязанности, которая объясняет, почему вы можете чувствовать такую ​​тревогу и неуравновешенность, когда ваш партнер отстраняется или ведет себя отчужденно. Это совершенно нормальная реакция для людей, и доктор Джонсон объясняет, как вы и ваш партнер можете выйти из этого «танца» близости-отстранения и по-настоящему соединиться на уровне, который вы считали невозможным.

Для пар, которые борются с одним или обоими партнерами, испытывающими низкое сексуальное влечение, эта замечательная, наполненная ресурсами книга содержит информацию, клинические примеры и практические способы, чтобы дать толчок полноценным физическим отношениям. Независимо от того, вызвано ли ваше снижение желания скукой, глубоко укоренившейся болью и отсутствием доверия или биологическими причинами, эта книга может дать вам новую надежду.

Вы высокочувствительный человек (ВЧЛ)? Вам нужно время в одиночестве, вы ненавидите хаос и громкий шум и чувствуете себя подавленным и напряженным, когда ваш распорядок нарушается? Независимо от того, состоите ли вы в партнерстве с другим СЧЛ или кем-то, кто постоянно чувствует, что вы «делаете большое дело из ничего» и умоляет вас «просто плыть по течению», вам нужна эта книга. Это может помочь вам научиться получать максимальную отдачу от ваших интимных отношений, оставаясь при этом верным себе и своим потребностям.

⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄

⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄

Поскольку СДВГ затрагивает 4 процента взрослых, многие читатели хотят узнать, как справляться с этой проблемой в своих отношениях. Даже если вы подозреваете, что у вашего партнера может быть СДВГ, прочтите эту книгу. Для супругов людей с СДВГ эта книга может спасти ваше здравомыслие. Наконец вы видите, что не только вы слишком критичны; СДВГ действительно оказывает разрушительное воздействие на брак, если партнеры не работают вместе, чтобы улучшить некоторые из его последствий.

Также обсуждается феномен гиперфокусированного ухаживания, когда человек с СДВГ сосредотачивается на отношениях, исключая все остальное, что прекрасно для партнера. Однако вскоре после свадьбы внимание часто переключается на что-то другое, и партнер чувствует себя обделенным. Звучит знакомо? Получите книгу.

В этой классической книге объясняется, почему партнеры часто используют разные «языки любви», а это означает, что то, что имеет смысл и вызывает любовь у одного, может не иметь значения для другого. Это напрасная трата усилий и вред для ваших отношений, если вы продолжаете давать кому-то то, чего он не хочет, например. планировать сюрпризы для парня, который предпочитает ласковые прикосновения, или мыть посуду для женщины, которая предпочитает слышать словесные выражения любви. Эта книга поможет вам понять свой язык любви и язык вашего партнера, а также то, как использовать эту идею для создания более тесной связи.

Джон Готтман — один из самых уважаемых и известных исследователей отношений нашего времени. В этой книге он поможет вам выяснить, что вы делаете правильно и неправильно в браке, используя самопроверки (любите ли вы викторины? Я люблю) и прямые советы. Эта книга основана на науке, но проста для понимания и даст вам конкретные советы, которые помогут вашим отношениям процветать.

Тай Таширо был профессором в моем диссертационном совете! И даже если бы это было не так, мне бы очень хотелось прочитать его доступную, но основанную на исследованиях книгу о том, почему мы выбираем себе партнеров. Он обсуждает, почему наши способности принимать решения, столь эффективные в других сферах жизни, часто сбивают нас с пути при выборе партнера и что мы можем с этим поделать. И он тоже смешной. Незамужние люди отдадут особое предпочтение этой книге, потому что они все еще находятся в процессе выбора партнера.

Почему люди в конце концов перестают общаться физически и романтически после нескольких лет совместной жизни? Я придумываю слово монотогамия для обозначения этого явления, и хотя Эстер Перель не упоминает это слово (потому что я придумала его вчера), она написала увлекательную книгу, от которой невозможно оторваться, изобилующую клиническими примерами, показывающими, почему отношения погрузитесь в устаревший и скучный шаблон, с творческими решениями, чтобы возродить ваше желание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *