Психология воспитания детей: 6 советов родителям по воспитанию детей от психолога
Столичный психолог рассказала, как воспитывать современных детей
Мир стремительно меняется, некоторые классические методы и подходы к воспитанию детей уже не эффективны и требуют пересмотра. Малыши стали быстрее осваивать информацию, узнавать о том, что происходит в мире. Родители намного раньше, чем прежде, теряют авторитет у своих детей. Как нащупать золотую середину в воспитании и не навредить гиперопекой, рассказывает специалист Московской службы психологической помощи населению Регина Енакаева.
Крайности — всегда плохо
«Гиперопека со стороны родителей выражается в стремлении жестко контролировать своего ребенка во всем. Они не дают малышу самостоятельно изучать мир, излишне оберегают его от трудностей. В результате он взрослеет, но становится неприспособленным к жизни, не учится на ошибках. Ему будет очень трудно взять ответственность за свою жизнь, научиться делать выбор и самостоятельно принимать решения», — рассказывает Регина.
Завышенные требования к ребенку со стороны родителей — тоже неверная крайность, особенно если сами взрослые эти требования не выполняют. Например, родители с неграмотной речью требуют от ребенка грамотности или взрослые без музыкального таланта заставляют ребенка играть на фортепьяно. «Часто ребенку отводится роль исполнителя несбывшихся надежд родителей, которые по каким-то причинам сами не достигли желаемого. При этом его желание не учитывается», — отмечает психолог.
«Чего вы от меня хотите?»
«У многих современных родителей существуют абстрактные ожидания от ребенка, чтобы он „правильно себя вел“, но что конкретно они от него хотят, сами не знают. Все это приводит к скрытому или явному противостоянию, которое выражается в неуспеваемости в школе, плохом поведении, открытой агрессии ребенка в отношении учителей и сверстников», — рассказывает психолог.
Например, ребенок может хорошо учиться, но у него полностью отсутствует культура поведения, он дерется, плюется, ругается с учителями, обижает слабых. Понимание необходимости слушаться и уважать старших, вообще других людей, полностью отсутствует. На фоне этого противостояния у детей, не умеющих открыто выражать свои чувства и постоять за себя, развиваются неврозы, психосоматические заболевания, депрессивные состояния. Малыш, вынужденный защищать себя от психологического давления родителей, начинает отставать в развитии, плохо учиться или болеть.
Внимание и любовь — главное
Бывает и так, что родительские функции сводятся к физическому обслуживанию ребенка — одет, обут, накормлен. Малыш, который еще не в состоянии самостоятельно управлять своей жизнью, предоставлен самому себе. А когда возникают проблемы, родители достают ремень. Так дети учатся быть жестокими, отсюда такое явление, как буллинг. Эта тенденция переходит и во взрослую жизнь. Гораздо проще унизить, высмеять человека, чем попытаться понять и принять его. «Друзьями» такого брошенного ребенка становятся многочисленные «ловцы душ» в интернете и в реальном мире, которые профессионально манипулируют его сознанием в собственных интересах. «Важно находиться рядом со своим ребенком в его детстве не только физически, но и эмоционально. Учиться понимать его потребности по мере того, как он растет. Не за ребенка, а вместе с ним преодолевать трудности, с которыми он сталкивается, и радоваться победам и достижениям, но при этом давать личное пространство. Когда мы чувствуем за своей спиной это внимание и поддержку родителей, семьи, нам легче и радостней идти по жизни, и многие проблемы перестают быть неразрешимыми», — заключила специалист.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Правильное воспитание детей — Психологос
Правильное воспитание детей — воспитание, построенное на основе правил и идущее в нужном направлении. В любом деле есть свои правила: и в движении на дороге, и в деле воспитания. Дети должны знать правила жизни, а родители — правила воспитания.
Мужской и женский подход в воспитании детей имеют свои особенности. Мужской подход — скорее требовательность. Женский подход — другой, чаще это идеология «невоспитания», идеология «просто жить с ребенком, просто любить ребенка». Возможно, именно в силу этой причины идея правильного воспитания ближе мужчинам и не с такой охотой принимается женщинами.
Правильное воспитание приучает ребенка к разумным запретам. Мир, в котором живет ребенок, должен быть просторен для него, но защищать и ребенка, и окружающих от проблемной активности ребенка. Хорошо, когда у ребенка есть одновременно и ощущение свободы, и понимание разумных границ. Запреты должны быть стабильными, строгими и понятными. Если ребенку все запрещают, но запреты «соломенные» — ребенок приучается запреты не уважать. Если запреты многочисленны, непонятны и непредсказуемы, в таком мире очень трудно ориентироваться. Многочисленные запреты делают мир ребенка маленьким и тесным, в таком мире трудно жить. В ответ на просьбу ребенка первое желание любящего родителя — желание разрешить, но вторым пунктом — родители должны подумать. Если правильно все-таки ребенку отказать, то нужно — отказать.
В зоне свободы (в зоне разрешений) ребенка должна вести линия предпочтения наилучшего выбора. Ребенок благодарен, когда в зоне свободы его не бросают, а предлагают то, что наиболее предпочтительно. Как будто ведут за руку наилучшим путем. Это игра, вовлечение… — не насилие, но ведение ребенка по наилучшему маршруту.
Воспитывать – значит прививать детям не вполне естественные для них вещи. Убираться, чистить зубы, идти в постель, делать домашнее задание — это далеко не всегда доставляет детям удовольствие. Если удается сделать эти дела интересными, привлекательными для детей — это удача, но если такой маневр не удался, дети скорее всего, начнут сопротивляться тому, что от них хотят старшие. Что делать? См.→
Основные пункты, по которым определяется, воспитание идет правильно или криво:
- Контакт с ребенком. Убежденность в том, что ребенок хороший всегда!
- Негатив только вынужденный, он не является типичным. Не бить! Понимать.
- Позитивное отношение преимущественно. Похвала
- Свобода есть!
- Эксперименты поддерживаются
- Ошибки ребенком допускаются, но исправляются (по мере сил) самим ребенком. См.
- Энергетика воспитателя
При правильном воспитании преимущественно используются следующие методы:
- Игра,
- вовлечение,
- Отвлечение, переключение внимания,
- объяснение,
- косвенные и прямые внушения,
- ситуация естественных образцов,
- положительное подкрепление
Это естественный фон правильного воспитания. Ругань, волшебный пендель, шлепки по попе и угрозы выпороть при правильном воспитании не используются либо используются как исключение, в крайних ситуациях.
Воспитание | Психология сегодня
Отзыв от Psychology Today Staff
От поощрения занятий в школе и занятий спортом до формирования ценностей по мере взросления ребенка (помните, они делают то, что делаете вы, а не так, как вы говорите!) Родители оказывают огромное влияние на жизнь своих детей. Однако они не единственные влиятельные лица на местах, особенно после того, как дети поступают в школу и начинают взаимодействовать с миром в целом.
Большинство родителей стараются дать детям наилучший старт, но родителям также важно осознавать, что дети приходят в этот мир со своим темпераментом, личностью и целями. В то время как родители могут хотеть подтолкнуть своего ребенка к определенному пути, работа родителей состоит в том, чтобы обеспечить интерфейс с миром, который в конечном счете подготовит ребенка к полной независимости и способности
В быстро меняющемся мире воспитание детей может зависеть от причуд и меняющихся стилей, а воспитание в некоторых привилегированных кругах превратилось в соревновательный вид спорта. Но потребности детского развития, определенные наукой, остаются относительно стабильными: безопасность, структура, поддержка и любовь.
Как быть хорошим родителем
Чтобы эффективно воспитывать детей, недостаточно просто избегать очевидных опасностей, таких как жестокое обращение, пренебрежение или чрезмерное баловство. Действительно, Национальная академия наук выделяет четыре основные обязанности родителей: поддержание здоровья и безопасности детей, содействие их эмоциональному благополучию, привитие социальных навыков и интеллектуальная подготовка детей.
Многочисленные исследования показывают, что наиболее приспособленные дети воспитываются родителями, которые находят способ сочетать теплоту и чуткость с четкими поведенческими ожиданиями. Родителям может оказаться полезной аббревиатура «Четыре C»: забота (демонстрация принятия и привязанности), последовательность (поддержание стабильной среды), выбор (позволяющий ребенку развивать автономию) и последствия (применение последствий выбора, будь то положительные или отрицательные).
).Чтобы узнать больше, см. разделы «Как быть хорошим родителем» и «Поддержка образования детей».
Что такое нездоровый стиль воспитания?
Не каждый стиль воспитания отвечает интересам ребенка. Существует такая вещь, как чрезмерная забота о детях, которая может нанести вред детям по мере их взросления и сделать их неспособными справиться с малейшими неудачами.
Два хорошо известных примера чрезмерного воспитания включают «вертолетное воспитание», при котором дети находятся под чрезмерным наблюдением и оберегаются от опасности, и «снегоочистительное воспитание», при котором потенциальные препятствия удаляются с пути ребенка. И то, и другое может негативно повлиять на дальнейшую независимость ребенка, его психическое здоровье и самооценку.
Конечно, существует и такая вещь, как слишком мало воспитания, и исследования показывают, что отсутствие участия родителей часто приводит к плохим поведенческим результатам у детей. Отчасти это может быть связано с тем, что это побуждает молодежь слишком полагаться на культуру сверстников. По иронии судьбы, чрезмерно суровый или авторитарный стиль воспитания может иметь тот же эффект.
В конечном счете, родители должны стремиться быть любящими, но твердыми, оставляя детям достаточно места для развития их собственных интересов, изучения независимости и переживания неудач.
Чтобы узнать больше, см. разделы «Дисфункциональное воспитание» и «Выгорание родителей и стресс».
Далее: Как быть хорошим родителем
Необходимая литература
Последние сообщения
Психология, лежащая в основе различных стилей воспитания
Решение о том, как воспитывать своего ребенка, является проблемой, с которой сталкиваются все родители. Независимо от того, воспитываете ли вы детей в одиночку или с партнером, мы все хотим делать для них только лучшее, и это может привести к большому беспокойству при выборе стиля воспитания. Стили воспитания варьируются от человека к человеку, но исследователи на протяжении многих лет выделяют несколько основных категорий.
В 1960-х годах психолог Дайана Баумринд выделила три основных стиля воспитания: авторитарный, авторитетный и вседозволенный. Четвертый стиль, пренебрежительный, был позже добавлен в 1980-х исследователями из Стэнфорда Элеонор Маккоби и Джоном Мартином. Позже Баумринд написала целую книгу об авторитарном стиле воспитания, который она считала наиболее полезным, но все четыре категории остаются в силе и сегодня.
Четыре типа стилей воспитания
Влияние стилей воспитания на развитие ребенка и то, как это влияние проявляется во взрослой жизни, до сих пор является предметом бурных дискуссий в психологическом сообществе. Его трудно измерить, так как эти последствия трудно поддаются количественной оценке, но есть несколько общепризнанных последствий каждого стиля воспитания. Здесь мы более подробно рассмотрим четыре стиля воспитания и обсудим их возможные последствия для детей, воспитанных в соответствии с ними.
Авторитарный
Этот стиль часто называют диктаторским и властным. Эти родители отвечают на любой вопрос: «Потому что я так сказал!» и ожидайте, что вам будут подчиняться без объяснения причин. Правила строгие, без права толкования, компромисса или обсуждения. Наказания за нарушение правил суровы. В таком доме дети редко имеют право голоса в своей жизни, и вместо этого ожидается, что они будут беспрекословно подчиняться всему, что им говорят. Наказания часто используются для обеспечения послушания, а привязанность проявляется редко, если вообще проявляется. Этот подход может иметь разрушительные последствия для ребенка, который может последовать за ними во взрослую жизнь. По словам терапевта и автора Элисон Шафер, эти последствия включают в себя:
- Развитие менталитета «последователя», когда эти дети не могут самостоятельно принимать решения
- Трудности самостоятельно отличать правильное от неправильного
- Низкая самооценка и поиск подтверждения их ценность от внешних авторитетных цифр
В дополнение к вышесказанному, авторитарное воспитание не дает прочных уроков; как только родитель уходит, ребенок часто начинает действовать. Они также часто обращаются за советом к кому-то, кроме своих родителей.
Авторитетный
Обычно считается лучшим стилем воспитания, поскольку он обеспечивает баланс между структурой и независимостью, позволяя ребенку расти в разумных пределах и развивать свои способности. Родители, использующие этот стиль, будут устанавливать строгие стандарты, которых, как они ожидают, будут соблюдать их дети, но также поддерживать их, создавая атмосферу эмоциональной заботы, которая способствует доверию. Этот стиль можно описать как «жесткий, но справедливый» или «твердый, но заботливый». У ребенка есть место для ошибок и свобода совершать их без осуждения в структуре, которая обеспечивает руководство. Баумринд так описал авторитетных родителей:
Они настойчивы, но не навязчивы и не ограничивают. Их дисциплинарные методы носят скорее поддерживающий, чем карательный характер. Они хотят, чтобы их дети были настойчивыми, а также социально ответственными и саморегулируемыми, а также готовыми к сотрудничеству.
Этот стиль может помочь детям:
- Обрести уверенность в себе
- Взять на себя ответственность
- Разобраться, как преодолевать трудности
- Стать уверенными в своих суждениях0059
Крайняя противоположность авторитарному стилю воспитания, снисходительные родители позволяют своим детям делать то, что они хотят, и не применяют правила или структуры, которые могут разочаровать или расстроить ребенка. Описания этого стиля часто предполагают, что родитель пытается действовать больше как сверстник или друг для своего ребенка, почти сразу же уступая его желаниям. Это может быть результатом того, что родитель рос с авторитарным стилем воспитания в своей семье и не хотел подвергать своего ребенка этому. Быть отзывчивым к потребностям вашего ребенка — это здорово, но отсутствие структуры и ограничений может иметь негативные последствия в долгосрочной перспективе. «Вы получаете либо ребенка, который имеет право, либо невероятно беспокоится, потому что никто не управляет кораблем», — сказал Шафер.
Другие негативные последствия чрезмерно снисходительного воспитания могут включать:
- Развитие слабого контроля над эмоциями
- Чрезмерный бунт и дерзость, когда ребенок не добивается своего
- Отказ при столкновении с трудностями , например злоупотребление наркотиками и алкоголем
Пренебрежительное отношение
Небрежно настроенные родители, как следует из этой категории, вообще мало взаимодействуют со своими детьми. Детям не дают никаких правил, структур или привязанностей, и они в основном предоставлены самим себе. Этот стиль воспитания, особенно когда он доведен до крайности, может подвергнуть детей опасности и привести к тому, что их заберут из дома. Этот стиль также можно назвать « невовлеченное воспитание детей ».
Нерадивые родители мало разговаривают и взаимодействуют со своими детьми, не посещают детские мероприятия и мероприятия и не стремятся к какой-либо эмоциональной связи. Даже если это не физический ущерб, психологические последствия такого стиля воспитания серьезны и могут привести к рождению детей:
- Впадение в депрессию
- Борьба за установление близких отношений
- Неудачные отношения
- Срыв из-за делинквентного или враждебного поведения
- Отрезание себя от других
«Беспечные родители.