Психология виды общения функции общения: 16. Виды и функции общения

Психология виды общения функции общения: 16. Виды и функции общения

Содержание

3.1. Определение общения и его функции. Социальная психология

3.1. Определение общения и его функции

В психологии общение определяется как сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией познавательного (когнитивного) или эмоционально-оценочного (аффективного) характера.

Помимо обмена информацией в ходе общения осуществляется выработка единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Общение является основной формой человеческого бытия. Отсутствие или недостаток общения могут быть причиной деформации психики и личности.

Хотя в известном смысле, одиночество также бывает полезным и необходимым для психического здоровья человека. Например, одиночество может быть полезным для переосмысления своих отношений с людьми или осознания ценности общения. У некоторых народов существует обычай оставлять юношей, достигших определенного возраста, в одиночестве на некоторое время.

Это испытание помогает понять, как трудно жить одному, молодые люди начинают больше ценить отношения с другими людьми.

Одиночество практикуется для самоусовершенствования человека во многих японских практиках. Методика совершенствования с помощью одиночества называется «моритао». Она считается одной из самых сложных, хотя человек не подвергается ни каким физическим лишениям. Суть данной методики состоит в том, чтобы прожить в пещере неделю. При этом запрещается разговаривать даже с самим собой. Прошедшие через это испытание радуются потом всякой встрече и общению с другими людьми. Но что особо интересно, это то, что у них обостряется потребность не столько говорить, сколько слушать и сопереживать.

Однако, как уже упоминалось, избыток одиночества ведет к психическим и личностным нарушениям. Подтверждением этому могут быть неоднократно описанные случаи одиночных путешествий. В 1952 году французский путешественник Ален Бомбар совершил переход через Атлантический океан на надувной лодке «Еретик».

Его целью было доказать, что человек, потерпевший кораблекрушение, может остаться в живых, рассчитывая лишь на свои силы. Следует отметить, что А. Бомбар совершил свое путешествие без воды и еды. Он считал, что океан содержит все необходимое для выживания.

В его дневнике содержится следующая запись: «Полное одиночество невыносимо. Горе тому, кто одинок! Мне кажется, что одиночество наваливается на меня со всех сторон непомерное, бескрайное, как океан, словно сердце мое вдруг стало центром притяжения для этого «ничто», которое тогда казалось мне «всем»… Ничто не в силах разорвать кольцо одиночества; сделать это труднее, чем приблизиться к горизонту. Время от времени я начинаю громко говорить, чтобы услышать хотя бы свой голос, но от этого только чувствую себя еще более одиноким, терпящим бедствие в океане молчания».

В 1938 году англичанин Ричард Бард шесть месяцев провел в избушке среди льдов Антарктиды. Он хотел выяснить, как длительное уединение воздействует на человека. Но уже на четвертом месяце своего эксперимента Р. Бард впал в глубокую депрессию. «Думаю, что человек не может обойтись без общения с другими людьми, как не может жить без фосфора и кальция… Все действия казались мне незаконченными, неполными, бесцельными, лишенными связи с внутренними переживаниями или желаниями… Сотни горьких, навязчивых воспоминаний наплывали на меня по ночам… Мои мысли требовали все меньше слов, я месяцами не стригся, стал рассеян… Я искал здесь покоя и духовного обогащения, но теперь ясно вижу, что обретаю лишь разочарование и безысходность» [11]. Эти факты подтверждают необходимость общения для психического здоровья людей. Отсутствие общения приводит к депрессии, потере навыков элементарной бытовой культуры.

Вместе с тем ощущение одиночества может возникать в окружении людей. То есть одиночество – это психологическое состояние, которое люди могут испытывать даже в ситуации насыщенного общения.

Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Психологический смысл общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого человека и происходит изменение чувств, мыслей, поведения взаимодействующих людей.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель, средства. Под содержанием общения понимается информация, которая передается от одного человека другому.

Под целью общения понимается то, ради чего люди вступают в общение. Средства общения – способ передачи информации в процессе общения.

Функции общения. К основным функциям общения относят:

• креативную или творческую;

• коммуникативную;

• личностно формирующую;

• психотерапевтическую.

Креативная функция общения. Общение является формой существования и проявления творческой сущности человека. Истинно человеческое проявляется в людях именно в процессе общения и благодаря ему. В процессе общения возникают и развиваются человеческие сознание и речь, которые делают человека социальным.

Общение выводит человека за рамки биологической целесообразности. Данное положение хорошо демонстрирует следующий пример. Представим комнату, за ситуацией в которой можно наблюдать через одностороннее зеркало. В комнате – лесенки, палочки, стулья, большие кубы и прочее. А под потолком – конфета. Трехлетнего ребенка приводят в комнату и говорят: «Побудь здесь. Делай, что хочешь». Оставшись в одиночестве, ребенок сначала пытается допрыгнуть или сбить конфету палочкой, затем задумывается, сооружает из наличных материалов неустойчивую конструкцию и достигает конфеты. Но вот в комнату приводят одновременно двух детей: трехлетнего ребенка, который здесь уже был и все знает, и семилетнего новичка. Экспериментатор обращается к старшему: «За малышом еще не пришли, пусть он тихо посидит, он обещал молчать, а ты делай, что хочешь». После чего экспериментатор уходит. И начинают происходить странные вещи. Старший ребенок ведет себя неадекватно. Он не спешит доставать конфету, что-то бормочет себе под нос, прикидывает [17].

Младший ребенок – опытный и всезнающий, не может долго выдержать, тем более, что сотоварищ попался явно несообразительный. Он начинает давать советы, делиться опытом и слышит в ответ следующее: «Так каждый может».

Пока человек остается наедине с самим собой ему часто хватает биологически целесообразной активности. Подумал, съел конфету. Присутствие других делает человека способным на биологически сверхактивные действия. Когда человеческое «я» соприкасается с другим «я», ему становятся тесны узкие рамки биологической целесообразности, в человеке просыпаются творческие, безграничные силы и желания – индивидуальность, неповторимость, уникальность. В этом отношении эксперименты с детьми, особенно показательны. Взрослые могут носить собеседника в самом себе, творить для своего идеального «я». Но именно общение – реальное (внешнее) или мысленное (внутреннее) – способствует пробуждению в человеке истинно человеческого.

Коммуникативная функция общения выражается в способности передачи информации от одного человека, другому. Хочется акцентировать внимание на том, что нельзя ставить знак равенства между понятиями

коммуникация и общение. Общение это более широкое понятие и не сводится лишь к передачи информации.

Общение является необходимым условием для формирования личности. Поведение, деятельность, отношение человека к миру и самому себе во многом определяются общением с другими людьми. В житейской психологии данное утверждение отражено в пословице: «С кем поведешься – от того и наберешься». В научном языке личностно формирующее значение общения выражается через термины «интериоризация» и «экстериоризация». Суть данных терминов состоит в том, что внешние формы взаимодействия трансформируются во внутренние психические функции и процессы (происходит процесс интериоризации). В свою очередь интериоризированные психические процессы и функции проявляются в самостоятельной деятельности человека, таким образом, происходит их трансляция во вне (экстериоризация).

Роль общения в формировании личности, превращении индивида как представителя вида «человек» в человека разумного, хорошо иллюстрируют примеры касающиеся детей – «маугли». Ребенок, выращенный животными, вне общества не становится человеком в полном смысле этого слова, остается индивидом, но не становится личностью.

Психотерапевтическая функция общения в жизни человека любого возраста выражается в потребности подтверждения своего «я» со стороны окружающих. Анализ культуры различных народов показывает, что у преобладающего большинства существует обязательный минимум подтверждения. Этот минимум заложен в языке, закреплен в правилах хорошего тона и морального поведения. Суть ежедневных приветствий можно выразить следующей формулировкой: «Ты существуешь для меня, ты мне не безразличен». Даже если люди встречаются по нескольку раз на день, принято оказывать друг другу минимальные знаки внимания (кивок, улыбка и т. д.).

В начале XX века английский психолог и философ У. Джеймс говорил, что для человека нет более страшного наказания, чем находиться в обществе и быть не замечаемым другими людьми.

Психологическое неподтверждение разрушительно для личности. В детском возрасте подтверждение или неподтверждение психологического существования особенно сильно влияют на формирование самооценки, эмоциональное самочувствие, психическое здоровье в целом. Английский психиатр Р.Д. Лэйнг считал, что причиной подростковой шизофрении является хроническое и последовательное непотверждение матерью своего ребенка.

Объем минимального психологического подтверждения варьирует от одной культуры к другой. Зависит от общего социально-психологического состояния общества и конкретного человека. Чем стабильнее общество в целом и каждый человек в частности, тем меньше им требуется знаков для того, чтобы чувствовать себя уверенными и защищенными. Соответственно в тревожные для общества или отдельного человека дни потребность в подтверждении возрастает [18].

Психотерапевтическая функция общения ярко проявляется в следующем примере. В 30-х годах XX века в США был проведен следующий эксперимент. Были взяты две клиники для детей с трудноизлечимыми заболеваниями. Условия в клиниках были сопоставимыми: квалификация персонала, уход, адекватное медикаментозное лечение. Различие состояло лишь в том, что в одной больнице родственников к детям не пускали – опасаясь инфекции, а в другой предписания были изменены и в определенные часы дети могли общаться с родственниками в специально отведенной комнате. Через несколько месяцев результаты эффективности лечения в обеих клиниках сравнили. Оказалось, что в первой клинике коэффициент смертности приблизился к одной трети, а во второй не умер ни один ребенок. В прямом смысле слова детям помогло выжить общение. Таким образом, общение может выступать мощным профилактическим средством, поддерживающим иммунитет [5].

Помимо перечисленных функций, некоторые психологи выделяют следующие:

• инструментальная – характеризует общение как социальный механизм управления, позволяющий получить и передать информацию, необходимую для осуществления какого-либо действия или принятого решения:

• интегративная – общение может выступать как средство объединения людей;

• трансляционная – служит для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений, суждений;

• экспрессивная – позволяет партнерам по общению выразить и понять эмоции, переживания друг друга;

• социализирующая – проявляется в усвоении норм культуры и ценностей определенного общества;

• функция самовыражения – позволяет продемонстрировать личностный, интеллектуальный, психологический потенциал;

• социально-контролирующая – регламентирует поведение, деятельность, речевые высказывания участников общения [4].

Многообразие функций общения влечет за собой разнообразие видов общения. Способы, сферы и динамика общения определяются социальными функциями вступающих в него людей, принадлежностью к той или иной общности, индивидуальными свойствами личности.

Виды общения

Можно выделить следующие виды общения.

• Светское общение. Смысл общения заключается в том, что люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Общение беспредметное и закрытое. Так как точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения.

• «Контакт масок». Вид общения очень близкий к светскому общению. Используются привычные маски вежливости, участливости, скромности, безразличия, строгости. Преобладают стандартные фразы, жесты, выражения лица, позволяющие скрыть, истинные эмоции и отношение к собеседнику. Данный вид общения особенно характерен для жителей больших городов. Некоторые авторы указывают на необходимость «контакта масок» в определенных ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности. Опасность состоит в том, что маска может «прилипнуть» очень крепко.

• Деловое общение. Учитываются особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личные расхождения или симпатии. Общение направлено на дело и результат.

• Примитивное общение. Партнер по общению оценивается с точки зрения полезности. Если человек нужен – с ним активно вступают в контакт, если мешает – игнорируют. При получении от партнера по общению желаемого, всякий интерес к нему теряется, и это не скрывается.

• Формально-ролевое общение. Общение опосредовано исполняемыми социальными ролями (продавец – покупатель, руководитель – подчиненный), личностные качества вторичны. Социальная роль – способ поведения человека, задаваемый обществом. Ролевое общение помогает людям создавать и поддерживать отношения, построенные на деловых, формально-социальных контактах. В таких отношениях именно ролевые ожидания участников общения определяют, как будет воспринят партнер, какие качества и характеристики в нем будут замечены и приняты. Роль определяет также оценку человеком себя в данной ситуации. В ролевом общении человек не свободен в выборе стратегии своего поведения, восприятии партнера и самовосприятии. Человек лишается определенной спонтанности своих реакций, но обретает чувство принадлежности, социальной защищенности, включенности в группу. Образы и действия задаются занимаемой социальной позицией: «Я сейчас преподаватель и, следовательно…», «Я как представитель своего народа…», «Я родитель, а значит, должен…» Чаще всего социальные роли задают своим носителям лишь основные контуры поведения. Многое зависит от понимания человеком своей роли и ролей других участников общения, от имеющегося личного опыта, от творческих возможностей. Каждый человек вносит в свои социальные роли личностную уникальность и неповторимость.

Есть культуры, более тяготеющие к ролевому общению, и культуры, более склонные к созданию между людьми межличностных, эмоциональных отношений. В культурах первого типа легче выстраиваются деловые, официальные отношения, но существует риск переноса дистантного общения в интимноличностную сферу. В культурах второго типа, больше человеческой теплоты, но возникают сложности с построением субординационных, неравноправных в социальном плане отношений. Российская культура относится ко второму типу.

• Межличностное общение определяется уникальностью индивидуальных качеств личности, а социальные роли вторичны.

• Монологическое общение. Субъект-объектное общение, при котором субъект общения (лицо, обладающее активностью, осознанными целями и правом их реализации) связывает реализацию своих целей с партнером, рассматривая его как объект общения (лицо пассивное, имеющее цели менее важные, чем цели субъекта). Можно выделить две разновидности монологического общения – императив и манипуляцию.

Императив – вид общения, при котором субъект не скрывает приоритетности своих целей перед целями партнера. Чаще всего императивный вид общения используется для установления контроля за внешним поведением человека. В качестве способов оказания влияния используются приказы, указания, предписания, требования, поощрения. Императивный вид общения оправдан в экстремальных условиях, но абсолютно не уместен в интимно-личностных, супружеских и детско-родительских отношениях.

Очень ограничены возможности применения императивного общения в практике воспитания и обучения. Между тем, по мнению В.Я. Лядиуса, организация процесса усвоения в традиционной системе образования узаконила преимущественно один тип учебного взаимодействия. Это такое взаимодействие, где резко разведены и поляризованы позиции учителя и ученика. Активность последнего регламентируется в узких рамках имитации действий учителя, подражания задаваемым образцам. Учебное взаимодействие по типу имитации действий учителя порождает и соответствующую форму усвоения опыта – репродуктивную, которая характерна для всех этапов обучения – от начального до конечного.

Императивный вид общения оправдан в том случае, если действия воспитанника содержат угрозу для его жизни или жизни окружающих. Усвоение всего остального многообразия форм поведения и ценностей должно происходить другим путем, позволяющим ребенку личностно перерабатывать и усваивать информацию и требования взрослого. Доминирование императивного вида общения препятствует формированию таких качеств личности, как: критичность, самостоятельность в поступках и оценке своего и чужого поведения.

Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лести, запугивания, вызывания чувства вины, искажение информации или ее сокрытие, «приклеивания ярлыков» и т. п.). «Манипуляция – это такое психологическое воздействие на человека, в процессе которого он выступает объектом неких действий, направленных на то, чтобы «прибрать его к рукам» с помощью махинаций, отвлекающих уловок и приемов». Склонность к манипулированию свойственна большинству людей, разница заключается в частоте проявления. В определенной мере формирование манипулятивных склонностей провоцируется условиями жизни, результатом взаимодействия с социальной средой, угрожающей человеку. Вместе с тем надо помнить, что манипуляции в межличностном общении пагубно влияют как на личность манипулятора, так и его близких. Негативные последствия манипулирования обусловлены возникновением подозрительности, боязни близких отношений, отчужденности от других людей, чувством внутреннего дискомфорта. Неискренность, ложь, контроль, свойственные манипуляциям, приводят к непомерному психическому напряжению и пагубно сказываются на здоровье манипулируемого и манипулятора.

Оценивая манипуляцию как скорее негативный вид общения, следует сказать, что существуют целые области социальных отношений, где манипуляция разрешена и «законна». В частности: сферы бизнеса, политики, рекламы, пропаганды, идеологии.

Отношению к другому человеку как к средству, может быть противопоставлено отношение к нему как к ценности. Такой вид общения получил в отечественной психологии название диалога (М.М. Бахтин). В западной традиции – общение гуманистического типа (К. Роджерс). Диалогическое общение заключается во взаимосвязанном познании, самопознании и саморазвитии партнеров. Такое общение предполагает полное взаимопринятие партнерами по общению друг друга, положительным эмоциональным тонусом их взаимоотношений, возможностью в самораскрытии. По мнению ряда психологов, именно диалогическое общение в наибольшей мере способствует высоким достижениям в образовательной и воспитательной практике.

Диалогическое общение разрушается, если партнеры переходят на язык догм, используют ссылки на непререкаемые авторитеты, народную мудрость.

По способу воздействия можно выделить непосредственное и опосредованное общение.

• Непосредственное (прямое) общение осуществляется при непосредственном контакте, «лицом к лицу», является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе с развитием цивилизации возникли различные виды опосредованного общения.

• Опосредованное общение – это взаимодействие при помощи дополнительных средств письма, телевидения, интернета, рдио. Для данного вида общения характерна отсроченная во времени и пространстве обратная связь.

В зависимости от используемых средств общения можно выделить вербальное (в переводе с латинского – «устный, словесный») общение и невербальное.

• В вербальном общении основным средством передачи информации является речь. Речь является самым универсальным средством передачи информации, так как потеря смысла сообщения минимальна.

• Средствами невербального общения выступают: мимика, жесты, поза, дыхание, интонация голоса, контакт глаз и др. Как показали исследования, в ежедневном общении, слова составляют 7 %, звуки и интонации – 38 %, прочее неречевое взаимодействие – 53 %. То есть, большая часть информации передается с помощью невербальных средств общения [5].

Структура общения

Существует несколько подходов к структурированию общения. Согласно наиболее распространенному, в общении выделяют три стороны: перцептивную – означающую процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению; коммуникативную – состоящую в обмене информацией между общающимися людьми; интерактивную – заключающуюся в организации взаимодействия между общающимися.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

18. Уровни и функции общения

18. Уровни и функции общения Самый примитивный уровень общения – фатический (от лат. fatuus – «глупый»), предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться.

1.5. Функции и цели общения

1.5. Функции и цели общения Принято различать три функции общения: информационную, аффективную и регулятивную. Информационная функция связана с передачей партнерами общения информации друг другу, аффективная — с взаимообменом (по механизму заражения) эмоциями. Под

Определение общения

Определение общения Во введении к книге мы уже отметили тот факт, что сфера общения в последние два–три десятилетия привлекла пристальное внимание исследователей. Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали

Функции общения. Значение общения

Функции общения. Значение общения Анализ понятия общения и раскрытие его понимания позволяют подойти нам к определению его функций и значения. Существуют разные возможности выделения основных функций общения в жизни человека. Так, например, из нашей дефиниции легко

II. Роль и функции общения со сверстниками в психическом развитии детей

II. Роль и функции общения со сверстниками в психическом развитии детей Начнем с последнего вопроса и укажем, что насчет роли общения со сверстниками и его функции в онтогенезе мы не встретили пока в психологии общепринятого содержательного мнения. Конечно, подавляющее

Лекция 15.

Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры

Лекция 15. Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры Известны два основных вида социальных контактов: деятельность, о которой уже шла речь в отдельной лекции во втором разделе, и общение, о котором будет подробно рассказано в предлагаемой лекции.Между

4.1. Определение юмора, его виды и функции

4.1. Определение юмора, его виды и функции Юмор нередко становился предметом исследований в социологии, антропологии, психологии и других науках о человеке. Изучение юмора позволяет лучше понять человека и его отношение к себе и окружающему миру. Юмор также тесно связан с

33. Функции и средства общения

33. Функции и средства общения Функции общения – это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека:1) информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются:

3.1. Функции и структура общения

3.1. Функции и структура общения Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в

Основные функции и структура педагогического общения

Основные функции и структура педагогического общения Социально-педагогический смысл труда учителя заключается в содействии психическому развитию ученика, а главным «инструментом» в этом плане выступает его психологическое взаимодействие с ребенком, педагогическое

Определение стиля общения педагога ( по анкете А. А. Леонтьева )

Определение стиля общения педагога ( по анкете А. А. Леонтьева ) Ход выполненияПредлагается проанализировать особенности стиля педагогического общения и оценить степень проявления каждой характеристики в соответствии с предложенной схемой по 7-балльной

Рис. 1. Функции.

Рис. 1. Функции.

Рис. 1. Функции.

Рис. 1. Функции.

5. Радость интимного общения или общения в компании

5. Радость интимного общения или общения в компании Благодаря упражнениям предыдущих разделов вы усовершенствовали свои физические и интеллектуальные способности, а также смогли свежим взглядом взглянуть на мир, оценив его красоту.Но среда, в которой мы живем, не

Психология общения функции, виды, средства, особенности общения презентация, доклад

Слайд 1
Текст слайда:

Работа Учащегося АГБК 4 тех «Б» Короткова Владислава

Психология общения функции, виды, средства, особенности общения


Слайд 2
Текст слайда:

Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией.


Слайд 3
Текст слайда:

Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.
Содержание общения может быть различным:
передача информации
восприятие друг друга
взаимооценка партнерами друг друга
взаимовлияние партнеров
взаимодействие партнеров
управление деятельностью и т.д.
Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.


Слайд 4
Текст слайда:

Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:
коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)
информационная (обмен информацией между людьми)
когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)
эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)
конативная (управление и коррекция взаимных позиций)
креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)


Слайд 5
Текст слайда:

В других источниках выделяют четыре основные функции общения:
инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия)
синдикативную (общение оказывается средством объединения людей)
самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста)
трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)


Слайд 6
Текст слайда:

И дополнительные:
экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)
социального контроля (регламентации поведения и деятельности)
социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.


Слайд 7
Текст слайда:

Понятие “общение” является сложным, следовательно необходимо обозначить его структуру. В психологической литературе при характеристике структуры общения выделяют обычно три её взаимосвязанных стороны: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Структура общения


Слайд 8
Текст слайда:

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникации.

Коммуникативная сторона


Слайд 9
Текст слайда:

Источники информации в общении:
сигналы непосредственно от другого человека;
сигналы от собственных сексорно-перцептивных систем;
информация об итогах деятельности;
информация от внутреннего опыта;
информация о вероятном будущем.


Слайд 10
Текст слайда:

В зависимости от требований момента на передний план выступают разные источники информации и разное их содержание.
Человек должен уметь каким-то образом отличать “хорошую” информацию от “плохой”. Каким образом это происходит? Интересное объяснение предложил психолог Б. Ф. Поршнев. Он пришел к выводу, что речь является способом внушения, или суггестии, но имеется “налицо и встречная психологическая активность, называемая контрсуггестией, противовнушением, которая содержит в себе способы защиты от действия речи”.


Слайд 11
Текст слайда:

Практически для всех людей важно, чтобы их слушали и слышали. Для всех, кто заинтересован в эффективной коммуникации важно уметь преследовать психологические барьеры, т.е. уметь управлять вниманием.


Слайд 12
Текст слайда:

Существует целая группа приемов привлечения внимания:
прием “нейтральной фразы”. В начале общения произносится фраза, не связанная с основной темой, но имеющая смысл и ценность для всех присутствующих.
прием “завлечения” — говорящий вначале произносит очень тихо, очень непонятно, неразборчиво, что заставляет других вслушиваться.
прием установления зрительного контакта — пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание; уходя от взгляда, мы показываем, что не желаем общаться. Но в общении важно не только привлечь внимание, но и его поддержать.


Слайд 13
Текст слайда:

Первая группа приемов поддержания внимания — приемы “изоляции” (изолировать общение от внешних факторов — шума, освещения, разговора или уметь изолироваться от внутренних факторов — вместо того, чтобы слушать, обдумывает свои реплики или просто ожидает конца речи, чтобы вступить в разговор самому).


Слайд 14
Текст слайда:

Вторая группа приемов связана с “навязыванием ритма”. Внимание человека постоянно колеблется, поэтому изменяя характеристики голоса и речи, мы не даем возможности собеседнику расслабляться и пропустить нужную информацию.


Слайд 15
Текст слайда:

И, наконец, третья группа приемов поддержания — приемы акцентировки. Обратить внимание на нужную информацию можно с помощью определенных слов (“прошу обратить внимание на …”), “важно отметить, что…” и т. п.) или за счет контрасты с окружающим фоном.


Слайд 16
Текст слайда:

Для правильного понимания процесса общения важно представлять себе действия своего партнера, которые осуществляются в определенных ситуациях. Второй стороной общения является интерактивная, которая заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. обмене не только знаниями, но и действиями.

Интерактивная сторона


Слайд 17
Текст слайда:

Третьей важной стороной общения является перцептивная. Она означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. С точки зрения восприятия важно верно сформировать первое впечатление. Психологи обнаружили, что образ другого человека может строится по разным типовым схемам. Часто применяется схема восприятия по типу переоценки качеств людей. При встрече с человеком, превосходящим нас по важному партнеру, мы оцениваем его более положительно. А если мы имеем дело с человеком, которого мы превосходим, то мы его недооцениваем. Следует при этом знать, что превосходство фиксируется по одному параметру, а недооценка происходит по нескольким параметрам. Эта ошибка в восприятии имеет свое название — фактор превосходства.

Перцептивная сторона


Слайд 18
Текст слайда:

Главным средством общения является язык. “Язык — это система знаков, служащая средством человеческого общения”. Знаком является любой материальный объект (предмет, явление, событие). Общее содержание, которое вкладывается в знак, называется его значением. Усваивая значения знаков, способы их организации для передачи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке.

Средства общения


Слайд 19
Текст слайда:

Все знаки подразделяются следующим образом:
интенциональные — специально производимые для передачи информации
неинтенциональные — непреднамеренно выдающие эту информацию.


Слайд 20
Текст слайда:

В качестве неинтенциональных знаков могут выступать признаки эмоций (волнение выдают дрожащие руки), особенности произношения, акцент могут стать показателем места происхождения, социальной среды человека. Эти знаки говорят о самом человеке, поэтому важно научиться их замечать и верно расшифровывать.


Слайд 21
Текст слайда:

Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются: идентификация, эмпатия и рефлексия.
Идентификация означает простой факт, что одним из способов понимания другого человека является уподобление себя ему. В ситуации взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.


Слайд 22
Текст слайда:

Эмпатия — это способность к постижению эмоционального состояния другого человека. Человек может отождествлять себя с партнером по общению, принимать. Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный процесс зеркальных отношений друг с другом.


Слайд 23
Текст слайда:

Заражение — это бессознательная подверженность определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния (например “боление” на стадионах во время спортивных состязаний)


Слайд 24
Текст слайда:

Внушение — это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. Внушение — это эмоционально-волевое воздействие. Внушение зависит от возраста, от утомленности. Решающим условием эффективного внушения являются авторитет внушающего.


Слайд 25
Текст слайда:

Убеждение — аргументированное воздействие на сознание личности.


Слайд 26
Текст слайда:

Подражание — при нем осуществляется воспроизведение черт поведения другого человека, т.е. речь идет об усвоении предложенных образцов поведения.


Функции организационной коммуникации | Организационное поведение и человеческие отношения

Результаты обучения

  • Определение функций организационной коммуникации

Даже когда мы не разговариваем, мы часто используем технологии для общения с другими людьми.

Исследования показывают, что плохая коммуникация является наиболее часто упоминаемой причиной межличностных конфликтов. [1] В этом нет ничего удивительного. Около 70 процентов времени бодрствования мы тратим на какое-то общение. Будь то письмо, чтение, говорение или слушание, мы участвуем в передаче и понимании значения между людьми. Те люди, которые умеют общаться, настраивают себя на успех. Те организации, которые способствуют хорошему общению — как внутри своих стен, так и со своими клиентами и сообществом — также настраивают себя на успех.

В организации общение служит четырем целям:

  • Управление
  • Мотивация
  • Информация
  • Эмоциональное выражение

Контроль

В организациях есть правила и процессы, которым должны следовать сотрудники, доведенные до сведения работников для поддержания порядка и справедливости в системе. Например, если у человека есть недовольство по поводу своей служебной задачи, организация может потребовать, чтобы жалоба сначала была рассмотрена с руководителем. Если проблема не будет решена, следующим шагом может быть подача жалобы, которая будет рассмотрена комитетом. Это пример организации, использующей свои коммуникационные процессы для поддержания порядка и обеспечения справедливого рассмотрения жалоб.

Существует и неформальная версия контроля внутри организации. Сотрудник отдела может слишком хотеть угодить боссу, задерживаясь допоздна и производя больше, чем другие в его команде. Другие члены команды могут придираться к этому нетерпеливому человеку, высмеивать его и очень неформально контролировать поведение этого человека.

Мотивация

Цели, обратная связь и поощрение входят в число элементов, сообщаемых сотрудникам для повышения производительности и стимулирования мотивации. Организации, скорее всего, будут демонстрировать часть аспекта «контроля» при сообщении целей отдельным участникам, передаче информации по цепочке, подобной управлению объективным процессом, который мы обсуждали в предыдущем модуле. Обратная связь и поощрение также могут быть формальным контролируемым процессом (например, посредством обзора производительности в середине или в конце года), но они также могут осуществляться неформально. Когда менеджер проходит мимо человека, она может остановиться и сказать: «Привет, я слышала сегодня от Фреда о том, как хорошо вы выступили перед его группой. Отличная работа! Мы постараемся найти для вас другие возможности выступить перед толпой». Это будет неформальная версия обратной связи и подкрепления, которая действует как мотиватор.

Информация

Организации должны информировать своих сотрудников о своих целях, отраслевой информации, предпочтительных процессах, новых разработках и технологиях и т. д., чтобы они могли выполнять свою работу правильно и эффективно. Эта информация может поступать к сотрудникам формальными способами, через встречи с менеджерами, новости и обмен сообщениями через централизованную систему (например, сайт в интранете), или она может быть неформальной, например, когда член команды на конвейере предлагает более быстрый способ приблизиться. задачу и заставляет своих коллег принять метод.

Эмоциональное выражение

Коммуникация — это средство, с помощью которого сотрудники выражают себя, выражают свое недовольство и взаимодействуют в обществе. Для многих сотрудников их работа является основным источником социального взаимодействия. Общение, которое происходит между ними, является важной частью организации и часто определяет культуру организации.

Не существует одной функции организационной коммуникации, которая была бы важнее другой — организации необходимо, чтобы все четыре функции работали хорошо.

Практический вопрос

Однако на самом деле организация не может общаться, не так ли? Технически и научно — нет. Именно сотрудники организации общаются и следят за процессами от имени организации. Таким образом, индивидуальный опыт одинаково важен, если организация собирается иметь успешную коммуникационную функцию.

Общение происходит между людьми, когда все стороны вовлечены в раскрытие и понимание смысла слов. Это не то, что делает один человек. Когда бизнес-профессионалы вносят свой вклад в процесс раскрытия и понимания, они должны стремиться быть:

  • Очистить. Их сообщения должны быть легко поняты
  • Краткий. Их сообщения должны содержать только необходимую информацию
  • Цель. Их сообщения должны быть беспристрастными
  • Последовательный. Их сообщения, передаваемые более одного раза, всегда должны быть одинаковыми
  • Завершено. Их сообщения должны содержать всю необходимую информацию
  • Актуально. Их сообщения должны иметь значение для получателя
  • Понимание знаний аудитории. В их сообщениях следует учитывать то, что получатель уже знает о ситуации, а не предполагать слишком много или слишком мало

Это семь столпов или принципов делового общения. Если человек открывает рот, кладет ручку на бумагу или берет камеру, чтобы снять видео, он должен стремиться создать сообщение, соответствующее этому критерию.

Почему? Ну, смысл общения не в том, чтобы говорить. Это нужно понимать. Когда ваша команда понимает вас, они добиваются результатов. Когда ваши клиенты понимают вас, они покупают. Когда ваш менеджер понимает вас, он защищает вас и поддерживает вас в вашей карьере. Когда организации хорошо общаются и сотрудники понимают свои роли и то, как они вписываются в миссию организации, они добиваются успеха.

Поддержите!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее


  1. Томас, Кеннет В. и Уоррен Х. Шмидт. «Обзор управленческих интересов в отношении конфликта», Academy of Management Journal , vol 19, no. 2 ↵

1.2 Процесс общения – общение в реальном мире

Цели обучения

  1. Идентифицировать и определить компоненты модели передачи коммуникации.
  2. Определите и определите компоненты интерактивной модели коммуникации.
  3. Идентифицировать и определить компоненты транзакционной модели связи.
  4. Сравните и сопоставьте три модели общения.
  5. Используйте транзакционную модель связи для анализа недавней связи.

Общение — сложный процесс, и трудно определить, где или с кем начинается и заканчивается общение. Модели общения упрощают процесс, обеспечивая визуальное представление различных аспектов общения. Некоторые модели объясняют коммуникацию более подробно, чем другие, но даже самые сложные модели не воссоздают то, что мы переживаем даже в момент общения. Модели по-прежнему служат ценной цели для изучающих коммуникацию, потому что они позволяют нам видеть конкретные концепции и этапы в процессе коммуникации, определять коммуникацию и применять коммуникативные концепции. Когда вы осознаете, как функционирует общение, вы сможете более обдуманно мыслить во время своих коммуникативных встреч, что поможет вам лучше подготовиться к будущему общению и извлечь уроки из предыдущего общения. Мы обсудим три модели коммуникации: модели передачи, взаимодействия и транзакций.

Хотя эти модели общения различаются, они содержат некоторые общие элементы. Первые две модели, которые мы обсудим, модель передачи и модель взаимодействия, включают следующие части: участники, сообщения, кодирование, декодирование и каналы. В коммуникативных моделях участники являются отправителями и/или получателями сообщений в коммуникативной встрече. Сообщение – это вербальное или невербальное содержание, передаваемое от отправителя к получателю. Например, когда вы говорите «Привет!» своему другу, вы отправляете приветственное сообщение, которое будет получено вашим другом.

Внутренний когнитивный процесс, который позволяет участникам отправлять, получать и понимать сообщения, — это процесс кодирования и декодирования. Кодирование — это процесс превращения мыслей в сообщение. Как мы узнаем позже, уровень сознательного мышления, который идет на кодирование сообщений, варьируется. Декодирование — это процесс превращения сообщения в мысли. Например, вы можете понять, что голодны, и закодировать следующее сообщение, чтобы отправить его соседу по комнате: «Я голоден. Хочешь съесть сегодня пиццу?» Когда ваш сосед по комнате получает сообщение, он расшифровывает ваше сообщение и превращает его обратно в мысли, чтобы придать ему смысл. Конечно, мы общаемся не только вербально — у нас есть различные варианты или каналы для общения. Закодированные сообщения отправляются через канал или сенсорный маршрут, по которому передается сообщение, получателю для декодирования. В то время как сообщение может быть отправлено и получено с использованием любого сенсорного пути (зрение, обоняние, осязание, вкус или звук), большая часть общения происходит через визуальные (зрение) и/или слуховые (звуковые) каналы. Если ваш сосед по комнате в наушниках и увлечен видеоигрой, вам может понадобиться привлечь его внимание, помахав рукой, прежде чем вы сможете спросить его об ужине.

Модель передачи связи

Модель передачи связи описывает связь как линейный односторонний процесс, в котором отправитель намеренно передает сообщение получателю (Ellis & McClintock, 1990). Эта модель фокусируется на отправителе и сообщении в рамках коммуникативной встречи. Хотя получатель включен в модель, эта роль рассматривается скорее как цель или конечная точка, а не как часть текущего процесса. Нам остается предположить, что получатель либо успешно принимает и понимает сообщение, либо нет. Ученые, разработавшие эту модель, расширили линейную модель, предложенную Аристотелем за столетия до этого, которая включала говорящего, сообщение и слушающего. На них также повлияло появление и распространение новых коммуникационных технологий того времени, таких как телеграфия и радио, и вы, вероятно, можете увидеть эти технические влияния в модели (Shannon & Weaver, 19).49). Подумайте о том, как человек в радиостудии передает вам радиосообщение, которое вы слушаете в своей машине. Отправитель — это диктор, который кодирует устное сообщение, которое передается радиомачтой через электромагнитные волны (канал) и в конечном итоге достигает ваших ушей (получателя) через антенну и динамики для декодирования. Радиоведущий на самом деле не знает, получили вы его сообщение или нет, но если оборудование работает и на канале нет помех, то есть большая вероятность, что сообщение было успешно получено.

Рисунок 1.1. Модель передачи сообщения

Поскольку эта модель ориентирована на отправителя и сообщение, на отправителя возлагается ответственность за успешную передачу сообщения. Эта модель подчеркивает ясность и эффективность, но также признает наличие препятствий для эффективной коммуникации. Шум — это все, что мешает обмену сообщениями между участниками коммуникативной встречи. Даже если говорящий передает четкое сообщение, шум может помешать точному приему и декодированию сообщения. Модель передачи коммуникации учитывает окружающий и семантический шум. Шум окружающей среды — это любой физический шум, присутствующий при общении. Другие люди, разговаривающие в переполненной закусочной, могут помешать вам передать сообщение и успешно расшифровать его. В то время как шум окружающей среды мешает передаче сообщения, семантический шум относится к шуму, который возникает в процессе кодирования и декодирования, когда участники не понимают символ. Чтобы использовать технический пример, FM-антенны не могут декодировать AM-радиосигналы и наоборот. Точно так же большинство говорящих по-французски не могут расшифровать шведский и наоборот. Семантический шум также может мешать общению между людьми, говорящими на одном языке, потому что многие слова имеют несколько или незнакомые значения.

Хотя модель передачи может показаться нам сегодня простой или даже недоработанной, создание этой модели позволило ученым по-новому исследовать процесс коммуникации, что в конечном итоге привело к более сложным моделям и теориям коммуникации, которые мы обсудим позже. Эта модель недостаточно богата, чтобы охватить динамические взаимодействия лицом к лицу, но есть случаи, когда общение является односторонним и линейным, особенно общение с помощью компьютера (CMC). Как поясняется в следующей вставке «Как подключиться к сети», ОМЦ теперь интегрирован во многие аспекты нашей жизни и открыл новые способы общения и привнес некоторые новые проблемы. Подумайте, например, об обмене текстовыми сообщениями. Модель передачи сообщения хорошо подходит для описания акта обмена текстовыми сообщениями, поскольку отправитель не уверен, что смысл был эффективно передан или что сообщение вообще было получено. Шум также может мешать передаче текста. Если вы используете аббревиатуру, которую получатель не знает, или телефон автоматически исправляет что-то совсем другое, чем вы имели в виду, то семантический шум помешал передаче сообщения. Мне нравится охотиться за скидками в секонд-хэндах, поэтому недавно я отправила сообщение своей подруге, спрашивая, не хочет ли она заняться экономией на выходных. После того, как она ответила «Что?!?» Я просмотрел свой текст и увидел, что мой «умный» телефон сделал автокоррекцию экономия на толкание ! Вы, вероятно, сталкивались с подобными проблемами при обмене текстовыми сообщениями, и быстрый поиск в Google примеров текстовых сообщений, сделанных забавными или смущающими с помощью функции автозамены, доказывает, что многие другие тоже.

«Подключение к сети»

Коммуникации с помощью компьютеров

Когда первые компьютеры были созданы во время Второй мировой войны и в начале 1960-х годов состоялся обмен первыми сообщениями электронной почты, мы сделали первые шаги к будущему, наполненному компьютерными средствами связи. общение (CMC) (Thurlow, Lengel, & Tomic, 2004). Эти первые шаги превратились в огромные успехи в конце 19-го века.80-х и начале 1990-х годов, когда персональные компьютеры стали обычным явлением в офисах, классах и дома. Я помню, как в начале 1990-х мы получили наш первый домашний компьютер, Tandy от Radio Shack, а затем, примерно в 1995 году, мы впервые подключились к Интернету дома. Я создала свою первую учетную запись электронной почты в 1996 году и помню, как ново и увлекательно это было. для отправки и получения электронной почты. Я не представлял себе время, когда я буду получать десятки электронных писем в день, не говоря уже о том, чтобы проверить их на своем мобильном телефоне! Многие из вас, читающих эту книгу, вероятно, не могут вспомнить время без ОМЦ. Если это так, то некоторые ученые называют вас «цифровыми аборигенами». Если вы задумаетесь о том, как за последние двадцать лет ОМЦ изменил то, как мы преподаем и учимся, общаемся на работе, поддерживаем связь с друзьями, инициируем романтические отношения, ищем работу, распоряжаемся своими деньгами, получаем наши новости и участвовать в нашей демократии, действительно удивительно думать, что все это раньше происходило без компьютеров. Но более широкое использование CMC также вызвало некоторые вопросы и опасения даже у тех из вас, кто является цифровым аборигеном. Почти половина студентов из моего последнего исследовательского класса по коммуникациям хотели выполнить свои окончательные исследовательские проекты по чему-то, связанному с социальными сетями. Многие из них интересовались изучением влияния ОМЦ на нашу личную жизнь и отношения. Это желание изучать и подвергать сомнению ОМЦ может проистекать из тревоги, которую люди испытывают по поводу кажущейся потери или обесценивания общения лицом к лицу (FtF). Помимо опасений по поводу цифровых коконов, в которых оказались многие из нас, CMC также выразила обеспокоенность по поводу конфиденциальности, киберзапугивания и отсутствия вежливости в онлайн-взаимодействии. Мы продолжим исследовать многие из этих вопросов в разделе «Как подключиться к сети», включенном в каждую главу, но следующие вопросы помогут вам увидеть влияние ОМЦ на ваше повседневное общение.

  1. Какие типы ОМЦ вы обычно используете?
  2. Каким образом ОМЦ снижает уровень стресса в вашей жизни? Каким образом ОМЦ увеличивает стресс в вашей жизни? В целом, как вы думаете, ОМЦ больше увеличивает или уменьшает ваш стресс?
  3. Как вы думаете, мы, как общество, имеем меньше значения для связи FtF, чем раньше? Почему или почему нет?

Интерактивная модель коммуникации

Интерактивная модель коммуникации описывает коммуникацию как процесс, в котором участники чередуют позиции отправителя и получателя и генерируют смысл, отправляя сообщения и получая обратную связь в физическом и психологическом контекстах (Шрамм, 19). 97). Вместо того, чтобы иллюстрировать коммуникацию как линейный односторонний процесс, модель взаимодействия включает обратную связь, которая делает коммуникацию более интерактивным, двусторонним процессом. Обратная связь включает сообщения, отправленные в ответ на другие сообщения. Например, ваш инструктор может ответить на вопрос, который вы подняли во время обсуждения в классе, или вы можете указать на диван, когда ваш сосед по комнате спросит вас, где пульт дистанционного управления. Включение цикла обратной связи также приводит к более сложному пониманию ролей участников коммуникативной встречи. Вместо того, чтобы иметь одного отправителя, одно сообщение и одного получателя, в этой модели есть два отправителя-получателя, которые обмениваются сообщениями. Каждый участник чередует роли отправителя и получателя, чтобы общение продолжалось. Хотя это кажется ощутимым и преднамеренным процессом, мы переключаемся между ролями отправителя и получателя очень быстро и часто неосознанно.

Модель взаимодействия также меньше ориентирована на сообщения и больше ориентирована на взаимодействие. В то время как модель передачи была сосредоточена на том, как сообщение было передано и было ли оно получено, модель взаимодействия больше связана с самим процессом коммуникации. На самом деле эта модель признает, что одновременно отправляется так много сообщений, что многие из них могут даже не быть получены. Некоторые сообщения также отправляются непреднамеренно. Таким образом, в этой модели общение не считается эффективным или неэффективным на основании того, было ли успешно передано и получено одно сообщение.

Рисунок 1.2 Интерактивная модель общения

Интерактивная модель учитывает физический и психологический контекст. Физический контекст включает в себя факторы окружающей среды при общении. Размер, планировка, температура и освещение помещения влияют на наше общение. Представьте себе различные физические условия, в которых проходят собеседования, и то, как это может повлиять на ваше общение. У меня были собеседования на диване в удобном офисе, за большим столом для совещаний и даже один раз в аудитории, где я сидел на сцене перед двадцатью потенциальными коллегами, сидящими в зале. Меня также водили по кампусу, чтобы взять интервью у разных людей при температуре ниже нуля градусов. Хотя мне было немного холодно, когда я попадал на каждое отдельное интервью, мне было несложно согреться и продолжить интервью. Однако во время собеседования в Пуэрто-Рико, прогуливаясь по улице в костюме около 9Нулевые температуры создавали потливость, через которую было неприятно пытаться общаться. Будь то размер комнаты, температура или другие факторы окружающей среды, важно учитывать роль, которую физический контекст играет в нашем общении.

Психологический контекст включает психические и эмоциональные факторы коммуникативной встречи. Стресс, тревога и эмоции — это лишь некоторые примеры психологических воздействий, которые могут повлиять на наше общение. Недавно я узнал тревожную новость за несколько часов до большой публичной презентации. Было трудно пытаться общаться, потому что психологический шум, вызванный стрессовыми новостями, продолжал вторгаться в мои другие мысли. Кажущиеся положительными психологические состояния, такие как переживание чувства любви, также могут влиять на общение. На начальных этапах романтических отношений люди могут быть настолько «поражены любовью», что не замечают несовместимых черт личности или не оценивают негативно поведение, которое в противном случае могло бы показаться им отталкивающим. Обратная связь и контекст помогают сделать модель взаимодействия более полезной иллюстрацией процесса общения, но модель транзакций рассматривает общение как мощный инструмент, который формирует нашу реальность за пределами индивидуальных коммуникативных встреч.

Транзакционная модель коммуникации

По мере развития изучения коммуникации модели расширялись, чтобы учитывать больше коммуникативного процесса. Многие ученые рассматривают общение как нечто большее, чем процесс, который используется для ведения разговоров и передачи смысла. Мы не отправляем сообщения, как компьютеры, и мы не переключаемся четко между ролями отправителя и получателя по мере развития взаимодействия. Мы также не можем сознательно прекратить общение, потому что общение — это больше, чем отправка и получение сообщений. Модель транзакции существенно отличается от моделей передачи и взаимодействия, включая концептуализацию коммуникации, роль отправителя и получателя и роль контекста (Barnlund, 19).70).

Для обзора: каждая модель включает в себя различное понимание того, что такое коммуникация и что делает коммуникация. Модель передачи рассматривает коммуникацию как вещь, подобную информационному пакету, который отправляется из одного места в другое. С этой точки зрения общение определяется как отправка и получение сообщений. Модель взаимодействия рассматривает коммуникацию как взаимодействие, при котором отправляется сообщение, за которым следует реакция (обратная связь), за которой следует другая реакция и так далее. С этой точки зрения общение определяется как создание разговоров и взаимодействий в физическом и психологическом контекстах. Трансакционная модель рассматривает коммуникацию как интегрированную в наши социальные реальности таким образом, что она помогает нам не только понимать их, но также создавать и изменять их.

Трансакционная модель коммуникации описывает коммуникацию как процесс, в котором коммуникаторы создают социальные реальности в социальном, реляционном и культурном контекстах. В этой модели мы не просто общаемся, чтобы обмениваться сообщениями; мы общаемся, чтобы создавать отношения, формировать межкультурные союзы, формировать наше представление о себе и вступать в диалог с другими для создания сообществ. Короче говоря, мы не сообщаем о наших реалиях; общение помогает конструировать нашу реальность.

Роли отправителя и получателя в транзакционной модели связи значительно отличаются от других моделей. Вместо того, чтобы обозначать участников как отправителей и получателей, люди, участвующие в коммуникационной встрече, называются коммуникаторами . В отличие от модели взаимодействия, которая предполагает, что участники чередуются позициями отправителя и получателя, модель транзакции предполагает, что мы одновременно являемся отправителями и получателями. Например, на первом свидании, когда вы отправляете словесные сообщения о своих интересах и прошлом, ваш спутник реагирует невербально. Вы не ждете, пока закончите отправлять вербальное сообщение, чтобы начать получать и расшифровывать невербальные сообщения вашего свидания. Вместо этого вы одновременно отправляете свое вербальное сообщение и получаете невербальные сообщения от вашего партнера. Это важное дополнение к модели, потому что оно позволяет нам понять, как мы можем адаптировать наше общение — например, вербальное сообщение — в середине его отправки на основе сообщения, которое мы одновременно получаем от нашего партнера по общению.

Рисунок 1.3 Транзакционная модель коммуникации

Транзакционная модель также включает более сложное понимание контекста. Модель взаимодействия изображает контекст как физические и психологические воздействия, которые усиливают или препятствуют общению. Хотя эти контексты важны, они сосредоточены на передаче и приеме сообщений. Поскольку транзакционная модель коммуникации рассматривает коммуникацию как силу, которая формирует нашу реальность до и после конкретных взаимодействий, она должна учитывать контекстуальные влияния за пределами одного взаимодействия. Для этого трансакционная модель рассматривает, как социальные, реляционные и культурные контексты формируют и влияют на наши коммуникативные встречи.

Социальный контекст относится к установленным правилам или неустановленным нормам, которые определяют общение. По мере того, как мы социализируемся в наших различных сообществах, мы изучаем правила и неявно усваиваем нормы общения. Некоторые общие правила, влияющие на социальный контекст, включают в себя: не лгать людям, не перебивать людей, не пропускать людей в очереди, приветствовать людей, когда они приветствуют вас, благодарить людей, когда они делают вам комплименты, и так далее. Родители и учителя часто прямо передают эти правила своим детям или ученикам. Правила могут повторяться снова и снова, а за их несоблюдение может быть наказание.

Нормы — это социальные условности, которые мы усваиваем посредством наблюдения, практики, проб и ошибок. Мы можем даже не знать, что нарушаем социальную норму, пока не заметим, что люди смотрят на нас странно, или кто-то не поправляет или не дразнит нас. Например, будучи новым сотрудником, вы можете одеться слишком откровенно или недостаточно нарядно на праздничном вечере компании, потому что вы не знаете норм формальности. Хотя, вероятно, не существует установленного правила о том, как одеваться на праздничной вечеринке, вы заметите свою ошибку без того, чтобы кто-то указывал на нее, и, скорее всего, вы больше не будете отклоняться от нормы, чтобы избавить себя от любого потенциального смущения. Несмотря на то, что нарушение социальных норм не влечет за собой формального наказания, которое могло бы быть следствием нарушения социальных правил, социальной неловкости, которую мы чувствуем, когда нарушаем социальные нормы, обычно достаточно, чтобы научить нас тому, что эти нормы имеют силу, даже если они недействительны. t сделал явными, как правила. В некоторых ситуациях нормы даже имеют власть над социальными правилами. Возвращаясь к примерам общих социальных правил, упомянутых ранее, мы можем нарушить правило не лгать, если ложь предназначена для того, чтобы уберечь кого-то от обиды. Мы часто перебиваем близких друзей, когда ведем увлекательную беседу, но вряд ли будем перебивать профессора, когда он читает лекцию. Поскольку нормы и правила различаются у разных людей и культур, реляционные и культурные контексты также включаются в модель транзакций, чтобы помочь нам понять многочисленные контексты, влияющие на наше общение.

Реляционный контекст включает предыдущую межличностную историю и тип отношений, которые у нас есть с человеком. Мы по-разному общаемся с кем-то, кого только что встретили, и с кем-то, кого знаем давно. Первоначальные взаимодействия с людьми, как правило, более четко прописаны и регулируются установленными нормами и правилами, но когда у нас есть установленный контекст отношений, мы можем легче изменять или нарушать социальные нормы и правила. Например, вы, вероятно, будете следовать социальным нормам вежливости и внимательности и можете провести целый день, убирая дом в первый раз, когда вы пригласите своих новых соседей в гости. Как только соседи находятся в вашем доме, вы также можете сделать их центром своего внимания во время их визита. Если вы в конечном итоге подружитесь со своими соседями и установите контекст отношений, вы можете не так много думать о том, чтобы все было убрано и подготовлено, или даже уделять им все свое внимание во время последующих визитов. Поскольку нормы и правила общения также различаются в зависимости от типа отношений между людьми, тип отношений также включается в контекст отношений. Например, существуют определенные правила и нормы общения, применимые к отношениям супервизор-супервизор, которые не применяются к отношениям брат-сестра, и наоборот. Как социальные нормы и история отношений влияют на то, как мы общаемся, так и культура.

Культурный контекст включает в себя различные аспекты идентичности, такие как раса, пол, национальность, этническая принадлежность, сексуальная ориентация, класс и способности. Мы узнаем больше об этих идентичностях в главе 2 «Общение и восприятие», а пока нам важно понять, что, осознаем мы это или нет, у всех нас есть несколько культурных идентичностей, влияющих на наше общение. Некоторые люди, особенно те, чья идентичность исторически была маргинализирована, регулярно осознают, как их культурная идентичность влияет на их общение и влияет на то, как другие общаются с ними. И наоборот, люди с доминирующей или преобладающей идентичностью редко, если вообще когда-либо, задумываются о роли, которую их культурная идентичность играет в их общении.

Когда культурный контекст выходит на первый план при общении, с ним может быть трудно справиться. Поскольку межкультурная коммуникация создает неопределенность, она может удерживать людей от общения между культурами или приводить к тому, что люди рассматривают межкультурную коммуникацию как негативную. Но если вы избегаете общения с представителями культурной идентичности, вы, скорее всего, не станете чувствовать себя более комфортно и компетентно как коммуникатор. Различия, как мы узнаем из главы 8 «Культура и общение», не так уж и плохи. На самом деле, межкультурная коммуникация может обогатить различные аспекты нашей жизни. Чтобы хорошо общаться в различных культурных контекстах, важно сохранять непредубежденность и избегать предположений о культурной самобытности других. Хотя вы можете определить некоторые аспекты культурного контекста в рамках коммуникативной встречи, также могут быть культурные влияния, которые вы не можете видеть. Компетентный коммуникатор не должен предполагать, что знает все культурные контексты, которые человек привносит во время встречи, поскольку не все культурные особенности видны. Как и в других контекстах, здесь требуется умение адаптироваться к изменяющимся контекстам, и лучший способ развить эти навыки — это практика и размышления.

Ключевые выводы

  • Модели общения недостаточно сложны, чтобы по-настоящему охватить все, что происходит в процессе общения, но они могут помочь нам изучить различные этапы процесса, чтобы лучше понять наше общение и общение других.
  • Модель передачи связи описывает связь как односторонний линейный процесс, в котором отправитель кодирует сообщение и передает его по каналу получателю, который его декодирует. Передача сообщения может быть нарушена окружающим или семантическим шумом. Эта модель обычно слишком проста, чтобы фиксировать взаимодействия FtF, но ее можно с пользой применить к компьютерному общению.
  • Интерактивная модель коммуникации описывает коммуникацию как двусторонний процесс, в котором участники чередуют позиции отправителя и получателя и генерируют смысл, отправляя и получая обратную связь в физическом и психологическом контекстах. Эта модель охватывает интерактивные аспекты общения, но все же не учитывает, как общение конструирует наши реальности и находится под влиянием социальных и культурных контекстов.
  • Трансакционная модель коммуникации описывает коммуникацию как процесс, в котором коммуникаторы создают социальные реальности в социальном, реляционном и культурном контекстах. Эта модель включает участников, которые одновременно являются отправителями и получателями, и объясняет, как общение конструирует наши реальности, отношения и сообщества.

Каталожные номера

Барнлунд, округ Колумбия, «Транзакционная модель коммуникации», в «Основы теории коммуникации» , под ред.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *