Психология виды общения: 📖 32. Виды общения. Шпаргалка по социальной психологии. Челдышова Н. Б. Страница 32. Читать онлайн

Психология виды общения: 📖 32. Виды общения. Шпаргалка по социальной психологии. Челдышова Н. Б. Страница 32. Читать онлайн

Психология общения. Виды и функции общения.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. В общении объектом являются другие люди, их сознание, эмоциональная сфера, их цели, задачи и прочее. Существует межличностное общение, сознательное и групповое общение. Последнее характерно для небольшого коллектива, который объединен общей деятельностью. Существует материальное общение, когда нет специальных средств общения и для этого служат трудовые действия. Общаться можно с помощью жестов, мимики. Общение помогает нам выразить наше отношение к людям.

В структуре общения выделяются компоненты : мотивационный. Предполагает анализ потребностей и мотивов, которые лежат в основе общения. Когнитивный — говорит о необходимости знаний , о том, как строить общение, решать проблемы. Поведенческий компонент включает восприятие людьми друг друга, осоенности их взаимодействия.

Выделяют следующие виды общения: «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.    

Функции общения — его системные свойства, детерминирующие специфику проявления. Общение выполняет шесть функций: прагматическая, формирования и развития, подтверждения, объединения-разъединения людей, организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная.

Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.

Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.

Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.

Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

Понятие и виды общения в психологии

Понятие общения обозначает сложный и многосторонний процесс коммуникационного взаимодействия индивидов, который имеет зависимость от множества обстоятельств. Результативность общения бывает эффективной, малоэффективной или абсолютно неэффективной. Общение бывает разных видов, форм и имеет специфические способы и методы. Любой вид коммуникаций тесно взаимосвязан между собой и характеризуется неотделимостью от других.

Для эффективности коммуникаций нужно соблюдать три обязательных критерия. Первый критерий коммуникативного взаимодействия предполагает то, что как минимум двое индивидов должны принимать участие в общении. Другими словами любые коммуникационные взаимодействия предполагают наличие субъекта, передающего информацию, и адресата. Вторым непреложным условием является наличие общего предмета или темы разговора. Третье условие заключается в необходимости общности (одинаковости) языковой системы, которой владеют два субъекта коммуникаций.

Понятие и виды общения

Понятие общения в психологии обозначает форму деятельности, реализуемой между индивидами, которые являются равноправными партнерами по коммуникациям, приводящей к появлению психического взаимодействия.

Понятие общения предполагает обмен сообщениями, восприятии и понимании товарищами по разговору друг друга. Субъектами коммуникаций являются люди. Хотя общение и характерно для всех живых существ, однако только лишь на уровне индивида коммуникационный процесс является осознанным, т.е. связанным речевыми и невербальными актами. Субъект, транслирующий информацию, имеет название коммуникатор, а получающий ее называется реципиентом.

В коммуникативных взаимодействиях можно выделить целый ряд аспектов: суть, задача, средства. Суть коммуникаций лежит в сведениях, которые при межличностных контактах передаются от одной живой сущности другой. Такие сведения могут транслировать информацию об эмоциональном настрое, об условиях внешней среды.

Задача общения должна отвечать на вопрос – с какой целью существо вступает в процесс общения. Такие цели могут быть довольно разнообразными и представлять собой инструменты удовлетворения социокультурных, созидательных, когнитивных, эстетических, нравственных и других потребностей.

Инструментами общения являются способы шифрования, трансляции, преобразования и декодирования сообщений, которые передаются в ходе коммуникационных взаимодействий от одного создания другому. Шифровка сообщений – это так называемый прием передачи данных. Информация между индивидами передается при помощи речи, органов чувств и других систем знаков, письменности, технических механизмов записи и сохранения данных.

К коммуникационным взаимодействиям относят такие виды общения, как терапевтическое, межличностное, прямое и опосредованное, групповое и межгрупповое, массовое, интимное и криминогенное, доверительное и конфликтное, деловое и личное, ненасильственное.

Понятие педагогического общения

Под педагогическим общением подразумевают специфическое межличностное отношение педагога и ученика, которое опосредует усвоение знаний и развитие личности при помощи учебно-воспитательной деятельности.

Понятие общения в психологии изображается в качестве обоюдно направленных поступков субъектов педагогической деятельности, реализуемое знаковыми инструментами, имеющее направленность на существенные трансформации качеств, состояний, поступков и личностно-содержательных формирований партнеров. Коммуникативное взаимодействие является неразделимым элементом педагогической деятельности, поскольку невозможно достижение установленных целей учебы и воспитательного процесса вне общения.

Стержневая цель педагогической коммуникации лежит в трансляции социальной компетенции и профессиональных сведений, умений, навыков, опыта от преподавателя обучающимся субъектам. Вместе с этим она заключается и в обмене личностными смысловыми нагрузками, имеющими связь с изучаемыми явлениями, объектами, предметами и в целом жизненной средой.

Кроме информационной функции педагогических коммуникаций, выделяют и другие, например, контактную, побудительную и эмотивную.

Контактная функция предполагает установление взаимосвязи в качестве состояния двусторонней готовности к получению и трансляции учебной информации, поддержания взаимосвязанности в форме постоянного обоюдно направленного ориентирования.

Побудительная функция лежит в стимуляции активности обучающегося индивида, которая направляет его на исполнении необходимых учебных действий.

Эмотивная функция отображается в побуждении в ученике требуемых эмоциональных переживаний – так называемый обмен эмоциями, а также в изменении посредством него личных переживаний и настроений.

Высшей ценностью педагогических коммуникаций считается индивидуальность педагога, учителя и обучающихся индивидов.

Понятие этика общения

Для того чтобы понять, что подразумевает под собой термин «этика общения», нужно рассмотреть отдельно основные понятия «общение» и «этика».

Коммуникативное взаимодействие в узком смысле – это взаимодействие индивидов посредством вербальных и невербальных инструментов коммуникаций. А этика представляет собой дисциплину, изучающую нравственность и мораль. Поэтому этика общения являет собой нравственный, морально-этический анализ ценностей общения, его особенностей (добродетелей и пороков), и техник. Такой анализ пронизывает все многообразие феноменов общения. Одновременно с этим этика общения рассматривает и оценивает процессуальную сторону коммуникаций, т. е. она рассматривает искусство общения, основываясь на морально-этическом опыте и ценностно-нравственных ориентирах.

Этика общения в узком смысле представляет собой совокупность определенных практических приемов, правил и норм (в основном, морально-нравственных) общения. Она охватывает изучение проблем коммуникаций, как с точки зрения существующего, так и с позиции должного.

Этика коммуникативного взаимодействия призвана не только исследовать процессы общения с позиций концепций, но и обучать общению, влиять на истинные процессы коммуникаций через создание новых нормативных элементов. Она призвана выполнять разнообразные функции. Среди таких функций выделяют синтезирующую и императивно-формирующую. Первая функция заключается в синтезе морального опыта в сфере коммуникаций, вторая – аргументирует выбор гуманистических ценностно-моральных ориентиров и обосновывает необходимость следования им.

Этика общения обучает тому, как нужно правильно взаимодействовать в сфере коммуникативных взаимоотношений, и как не следует общаться. Целью этики являются не знания в общем смысле, а поступки, поведение. И этику человеку следует изучать для того чтобы сделаться добродетельным.

Понятие общения и коммуникации с точки зрения этики – это привитие индивиду культуры речи и морально-нравственных норм поведения, добродетели и ценностных ориентиров, которые приняты в конкретном социуме или обусловлены национальностью, местом жительства. Понятие речевого общения в этике сводится к процессу установления и дальнейшему следованию культурному целенаправленному, прямому или опосредованному контакту между индивидами при помощи языковых систем.

Понятие и функции общения

Понятие речевого общения сегодня рассматривается в качестве некого определенного аспекта жизнедеятельности. Общение играет роль одного из стержневых условий, при котором происходит проявление и раскрытие наилучших черт личности, образование и развитие ее сознания, формирование самосознания. Рефлексируя, поддавая анализу отношение окружающего социума к собственной особе, общаясь с окружающими, индивид выявляет потребность в самосовершенствовании, которую осуществляет в ходе самовоспитания.

Выделяют стержневые функции коммуникаций: эмотивную, функцию понимания, координационную, побудительную, функцию установления взаимоотношений и оказания влияния.

Эмотивная функция прослеживается в возбуждении в собеседнике необходимых эмоциональных настроений, а также трансформации собственных переживаний с его помощью.

Информационная – охватывает обмен данными, мировоззрениями, позициями, планами, решениями и др.

Контактная – проявляется в становлении контактов в качестве обоюдной готовности к приобретению и трансляции сведений, поддержании взаимодействия в виде устойчивого обоюдного ориентирования.

Функция понимания охватывает адекватное восприятие, осознание сути сообщения и обоюдное понимание замыслов, целей, намерений, переживаний, установок.

Координационная функция демонстрируется в обоюдно направленном ориентировании, координированности и гармоничности действий, поступков в процессе совместного взаимодействия.

Побудительная – выражается в стимуляции активности собеседника с целью придания ему направления на исполнение определенных действий.

Функция установления отношений выражается в постижении и фиксации собственной персональной позиции в системах ролевых, деловых, статусных и прочих взаимосвязей социальных групп, в которых взаимодействует субъект.

Функция оказания влияния проявляется в трансформации настроя, поведения, состояний, личностных и смысловых образований собеседника.

Культура общения — понятие

Для того чтобы понять, что подразумевает под собой термин «культура общения» нужно рассмотреть отдельно основные понятия «общение» и «культура».

Коммуникативный процесс, объединяющий людей между собой, носит название общение. Культура в общем смысле термина означает воспитание, формирование личности. Это людское взаимодействие в самых различных его проявлениях, которое охватывает личностное самовыражение и самопознание, накопление человеком отдельно и социумом в целом опыта.

Культурой общения именуют своеобразный свод правил, норм, которые надлежит соблюдать каждому уважающему себя человеку. Показателем уровня образованности и культурности является именно соблюдение этих правил и норм поведения. Ведь без культуры  невозможно полноценно взаимодействовать с социумом в развитом и цивилизованном государстве, нельзя вести преуспевающий бизнес и успешно налаживать деловые контакты.

С развитием речи появилась возможность разнообразия сути транслируемого и получаемого в ходе коммуникаций сообщения. Также появилась возможность обогащения средств и инструментальных аспектов коммуникаций.

Последующее развитие коммуникативного взаимодействия можно представить в качестве постепенного накопления человеком культуры общения. Такое накопление происходит, в первую очередь, на основе рефлексии, саморегуляции и обратной связи.

Высокоразвитая личность с позиции психологии отличается от менее развитой личности не только своей проявленной потребностью в коммуникациях с разными людьми, но также и богатым содержанием, многочисленностью целей и большим выбором инструментов для коммуникаций. Также несомненна и связь культуры общения с деятельностью, так как коммуникационное взаимодействие и деятельность формирует неразрывную цельность. Ведь одно невозможно без другого.

Понятие и структура общения

Человечество просто не в состоянии осуществлять полноценную и эффективную взаимную деятельность без установления контакта между отдельными индивидами, в нее включенными, и обществом в целом. Также деятельность невозможна и без установления должного уровня взаимопонимания между субъектами.

Понятие общения и коммуникации сегодня представляет собой достаточно сложный и многосторонний процесс формирования и развития взаимных контактов между индивидами, который происходит вследствие «рождения» потребностей совместной деятельности и содержит в себе обмен данными, выработку целостной стратегии деятельности, прием и постижение другой личности.

Коммуникативное взаимодействие бывает словесным, т.е. вербальным, и бессловесным, т.е. неречевым. Словесное представлено языковыми системами, а неречевое – мимикой, разнообразными жестами, пантомимикой, положением тела при взаимодействии и др.

Коммуникации содержат в себе три уровня: внутри- и межличностное, общественное. Внутриличностные коммуникации выражаются в мысленном общении индивида с собственным «Я». Такой уровень встречается, когда субъект строит планы, намечает задачи и цели, вырабатывает стратегии, готовится к взаимодействию с социумом. Межличностные коммуникации соответственно означают общение как минимум между двумя особами. Общественные – подразумевают коммуникации субъекта с большой социальной группой.

Выделяют три важнейших аспекта коммуникаций между субъектами – это соответственно коммуникативный, интерактивный и перцептивный.

Коммуникативный аспект проявляется в выявлении специфики процесса обмена сообщениями между индивидами.

Интерактивный демонстрируется во взаимодействиях партнеров при создании и выполнении обоюдно направленной деятельности.

Перцептивный заключается в формировании образа другого субъекта, благодаря соотношению физических особенностей с психологическими характеристиками поведения.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Стиль общения — вовлечение психологии

То, как мы общаемся, оказывает огромное влияние на то, насколько хорошо мы способны формировать и поддерживать отношения, получать то, что хотим или в чем нуждаемся, избегать конфликтов и решать проблемы. Умение распознавать и понимать различные стили общения является ключом к развитию навыков эффективного общения.

Существует четыре основных стиля общения: напористый, агрессивный, пассивный и пассивно-агрессивный. Часто люди переключаются между стилями общения в зависимости от контекста их взаимодействия, человека или людей, с которыми они взаимодействуют, или других внутренних или внешних факторов, таких как настроение или отвлекающие факторы. Тем не менее, у людей, как правило, есть стиль общения «по умолчанию», к которому они возвращаются, когда чувствуют себя некомфортно или не готовы.

Напористое общение

Настойчивый стиль общения широко признан как наиболее эффективный стиль общения, поскольку он фокусируется на потребностях как собеседника, так и человека, с которым он общается. Напористые коммуникаторы ценят себя, свое время, свои права и потребности, а также права и потребности других. Мотивация напористого коммуникатора состоит в том, чтобы выразить свои собственные потребности или желания, а также уважать потребности и желания другого человека.

Когда люди общаются напористо, они прямо выражают свое мнение и защищают свои права, не ставя под угрозу чьи-либо права. Вы можете распознать напористого коммуникатора как человека, который констатирует факты (без ярлыков или суждений), выражает свои мысли прямо и честно, проверяет понимание и интерпретации других, а также уверен, спокоен, тверд, справедлив, последователен и внимателен. Напористые коммуникаторы также открыты для критики, переговоров или торга.

Люди, принимающие напористый стиль общения, чувствуют, что они могут доверять напористому коммуникатору на слово, что они знают, на чем они стоят, что их слушают, считают и уважают.

Агрессивный стиль общения

Агрессивный стиль общения ориентирован на потребности человека, с которым он общается, и часто игнорирует потребности человека, с которым он общается. Этот тип общения часто основан на таких убеждениях, как «я прав, а ты не прав», «я получу то, что хочу, несмотря ни на что» и «мои потребности важнее ваших».

Этот стиль общения часто воспринимается как угрожающий, властный или снисходительный. Вы можете распознать агрессивного коммуникатора как человека, который кажется недалеким, не умеет слушать, перебивает других или говорит за других, унижает других или использует угрозы или атаки, чтобы получить то, что они хотят.

Люди, принимающие агрессивное общение, часто чувствуют себя защищенными, униженными, обиженными, испуганными, неуважаемыми и могут прибегнуть к сопротивлению или неповиновению, отчуждению агрессора или становятся уступчивыми, но обиженными.

Пассивное общение

Пассивное общение ориентировано на потребности другого, а не на потребности собеседника. Этот тип общения может основываться на таких убеждениях, как «Ты важнее меня», «Я не должен говорить то, что я действительно думаю или чувствую» или «Я должен просто сохранять спокойствие». Этот стиль общения обусловлен желанием угодить другим и избежать конфликтов.

 Пассивный коммуникатор часто действует равнодушно или подчиняется желаниям других, вместо того, чтобы выражать свои мысли и чувства. Вы можете узнать пассивного коммуникатора как человека, который изо всех сил пытается взять на себя ответственность за решения, соглашается или делает то, что хотят другие, без вопросов, избегает конфронтации, говорит мягко или извиняющимся тоном, не выражает своих чувств, говорит косвенно или молчит.

Люди, получающие пассивную коммуникацию, часто чувствуют себя разочарованными, сбитыми с толку тем, чего хочет коммуникатор, или тем, что они могут воспользоваться преимуществами пассивного коммуникатора.

Пассивно-агрессивное общение

Пассивно-агрессивный стиль общения на первый взгляд кажется пассивным, но также характеризуется тем, что коммуникатор косвенно удовлетворяет свои потребности. Этот тип общения основан на таких убеждениях, как «Я не могу сказать, что я на самом деле думаю, но я могу показать вам» или «Я доставлю вам удовольствие, но я отомщу вам».

Пассивно-агрессивные коммуникаторы с трудом признают и выражают свой гнев, что приводит к тому, что они чувствуют себя застрявшими, обиженными и неспособными напрямую обратиться к своим потребностям или противостоять конфликту. Используя «закулисные» способы справиться с чувством бессилия, пассивно-агрессивные коммуникаторы часто саботируют себя, когда запутывают других своими неясными намерениями. Вы можете распознать пассивно-агрессивного коммуникатора как человека, чье выражение лица не соответствует его эмоциям (например, улыбается, когда он злится), косвенно агрессивного, саркастичного, ненадежного, покровительственного, «двуличного», распространяющего слухи, «молчаливое обращение» или бормочет себе под нос, вместо того чтобы противостоять другому человеку.

Люди, принимающие пассивно-агрессивную коммуникацию, часто остаются смущенными, злыми, обиженными или обиженными.

 

Хорошее понимание этих четырех основных стилей общения поможет вам развить как самосознание, так и понимание стилей общения других людей. Как только вы поймете свой стиль общения, вам будет намного легче определить области для улучшения, которые могут помочь укрепить отношения, уменьшить стресс от конфликта и удовлетворить ваши потребности.

Если вы обнаружите, что вам сложно эффективно общаться, или считаете, что вам может понадобиться помощь, чтобы выработать более напористый стиль общения, наши специалисты из Involve Psychology могут помочь. Если вы хотите записаться на прием или просто хотите получить некоторую информацию или задать вопросы, позвоните нам по телефону (07) 3482 3466 или отправьте запрос по адресу www.involvepsychology.com

. 2 мая 2019 #коммуникабельность, #коммуникация, #самосовершенствование

Понимание вашего стиля общения | UMatter

Существует четыре основных стиля общения: пассивный, агрессивный, пассивно-агрессивный и напористый.

Пассивное общение

  • Отсутствие выражения чувств или потребностей; игнорировать свои личные права и позволять это делать другим
  • Уступать другим в принятии решений во избежание напряженности или конфликта
  • Часто приводит к непониманию, накопившемуся гневу или обиде
  • Может быть более безопасным вариантом общения, когда конфликт может перерасти в насилие

Примеры включают такие утверждения, как «Я согласен со всем, что вы хотите сделать»; язык тела включает в себя неспособность установить зрительный контакт или смотреть вниз.

Агрессивное общение

  • Выражение чувств, потребностей и идей за счет других; игнорирование прав других ради поддержки своих
  • Обороняющийся или враждебный при столкновении с другими
  • Часто отталкивает и причиняет боль другим
  • Может помочь быстро удовлетворить ваши потребности

Примеры включают такие утверждения, как «это то, что мы делаем» или «преодолей это»; язык тела включает скрещивание рук, закатывание глаз или указание пальцем.

Пассивно-агрессивное общение

  • Выглядит пассивным на поверхности, но тонко проявляет гнев
  • Осуществление контроля над другими с помощью сарказма и косвенного общения или избегания разговора
  • Ограниченное внимание к правам, потребностям или чувствам других

Примеры включают пассивные заявления и язык тела, за которыми следует «молчаливое обращение», распространение слухов и саботаж усилий другого человека.

Напористое общение

  • Прямое, честное выражение мыслей и чувств
  • Уважение чувств, идей и потребностей других, а также отстаивание своих собственных
  • Может быть неэффективным при взаимодействии с лицами, которые угрожают вашей личной безопасности
  • Люди часто ошибочно воспринимают напористое поведение как агрессивное — в результате американцы и женщины часто ошибочно воспринимаются

Примеры включают «я»-утверждения типа «Я чувствую… когда ты… и мне нужно, чтобы ты сделал…»; язык тела включает зрительный контакт, прямую позу и расслабленные жесты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *