Психология темперамент и характер: Понятие характера и темперамента — Logoprofy.ru

Психология темперамент и характер: Понятие характера и темперамента — Logoprofy.ru

Лекция №6 Характер, темперамент для дисциплины ОП.02 Психология

Лекция №6.  Характер, темперамент, способности личности.

 

План:

  1. Понятия «темперамент», «характер», «способности» как свойства личности
  2. Роль темперамента в деятельности

 

Как мы выяснили на предыдущих занятиях, личность представляет собой уникальное образование, в котором сложно переплетены индивидуально-типические (врожденные, биологические) особенности человека и социальные влияния. Личность – это, прежде всего, продукт общественных отношений, но возникает этот продукт на почве генетического наследства. Корни его составляют конституциональные биологические, врожденные особенности, которые и являются основой темперамента.

— Что же такое темперамент?

Темперамент – это совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей человека, которые определяют общую динамику его психической деятельности: общую подвижность, активность, темп и интенсивность психических процессов, быстроту возникновения, силу и внешнее выражение чувств.

Так, например, один человек склонен к медлительности, другой – к торопливости; одному присуща легкость пробуждения чувств, а другой – хладнокровен. Иными словами, под темпераментом понимают динамическую характеристику личности.

Родоначальником учения о темпераменте был древнегреческий ученый, врач Гиппократ (5век до н.э.). Научное объяснение теории темперамента дал И.П. Павлов. (Раскрыть сущность теории темперамента по Гиппократу). В настоящее время вопрос о физиологической основе темперамента продолжает исследоваться учеными. Появляются все новые факты, которые не укладываются в первоначальную схему.

— Какие типы темперамента вам известны?

Холерик – это человек энергичный, инициативный, страстный. Быстрый и порывистый в словах и движениях. В общении вспыльчив и не выдержан. Не умеет ждать. Отличается неустойчивостью настроения. Для него характерны вспышки радости и печали. Способен к агрессии, конфликтен.  Действует всегда смело и решительно, меньше всего думает об опасности.

Он все время должен быть занят делом, иначе свою активность направит на коллектив и может разложить его изнутри. (Пример)

Сангвиник – это жизнерадостный, увлеченный, отзывчивый человек. Часто бывает веселым и оптимистичным. Неудачи и неприятности переносит легко. Быстро приспосабливается к новым обстоятельствам. Общителен, зачастую «душа компании». Однако, ему свойственны легкомысленность, поверхностность. Чувствам не хватает глубины, продолжительности. Мимика богатая, выразительная. Он много обещает, но мало выполняет. Нуждается в постоянном контроле. (Пример)

Флегматик – главной отличительной чертой этого человека является спокойствие, уравновешенность и постоянство. Настроение  ровное и устойчивое. Вид имеет невозмутимый. Мимика и жесты однообразны. Речь и движения замедленны. Они тщательно обдумывают и планируют свои поступки. Не любят неожиданностей и с трудом привыкают к переменам. Обладают высокой работоспособностью и хорошей сопротивляемостью продолжительным раздражителям и трудностям.

Прочно запоминают все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов. Не любят менять привычки, распорядок жизни, друзей, работу. В меру общительны, они избегают пустых разговоров и неделовых контактов. Трудолюбивые, они упорно идут к своей цели, поэтому всегда достигают успеха. Слабое место – это безразличие, сухость, некоторая «толстокожесть», лень.

Меланхолик – это легкоранимый, глубоко чувствительный человек, болезненно реагирующий на все обстоятельства жизни. Он доброжелателен к людям, отзывчив, проявляет максимум сочувствия. Склонен к пониженному настроению. Это тревожный, неуверенный в себе человек, которого легко можно обидеть. Он подолгу переживает даже мелкие промахи, пасует перед любыми трудностями. Меланхолик не способен отстаивать свои взгляды, зависим. Хорошо чувствует себя только в привычной обстановке. Речь и движения заторможены, голос тихий. Мимика невыразительна. Круг общения ограничен, как правило, одним-двумя друзьями. Способен на сильные и глубокие чувства, хотя вешнее это никак не выражается.

  (Пример)

В чистом виде перечисленные типы темперамента встречаются крайне редко. Скорее можно говорить о выраженности тех или иных черт, которые проявляются в поведении человека.

Каждый темперамент сам по себе не является ни плохим, ни хорошим, так как каждый тип темперамента имеет свои достоинства и свои недостатки.

— Надо ли учитывать тип темперамента в профессиональной деятельности?

Тип темперамента полезно учитывать там, где работа предъявляет особые требования к динамической характеристике психической деятельности.

Приведите пример. (Пример)

Академик И.П. Павлов, изучив физиологические основы темперамента, обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса – возбуждение и торможение – отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные по силе, уравновешенности и подвижности.

Остановимся на характеристике этих свойств нервной системы.

Сила – это способность нервной системы выдерживать сильные раздражители (показатель работоспособности)

Уравновешенность характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения (неуравновешенность есть преобладание одного из процессов).

Подвижность – это способность нервных процессов быстро сменять друг друга (если смена происходит замедленно, то это – это инертность).

В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы И.П. Павлов и выделил 4 типа высшей нервной деятельности:

‒        «безудержный» — сильный, подвижный, неуравновешенный. (Какому типу темперамента соответствует?)

‒         «живой» — сильный, подвижный, уравновешенный.

‒         «спокойный» — Какому типу темперамента соответствует? Охарактеризуйте (сильный, уравновешенный, инертный)

‒         «слабый» — Какому типу темперамента соответствует? Охарактеризуйте (слабый, неуравновешенный, инертный)

Знаменитый английский психолог Ганс Айзенк предложил определять тип темперамента в зависимости от соотношения таких свойств личности как интроверсия-экстраверсия, эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность.

Показатель «интроверсия-экстраверсия» характеризует индивидуально-психологическую ориентацию человека либо на мир внешних объектов – экстраверсия; либо на субъективный мир – интроверсия.

Принято считать, что экстраверты – это люди общительные, стремящиеся быть среди людей; импульсивные и энергичные. Им свойственны гибкость поведения, большая инициативность и высокая социальная адаптивность. Они способны на рискованные поступки, вспыльчивы, склонны к агрессии.

Интровертам присущи необщительность, «уход в себя», богатый внутренний мир, социальная пассивность, склонность к самоанализу. Эти люди высоко ценят нравственные нормы, предпочитают книги общению.

Показатель «стабильность-нестабильность» характеризует человека со стороны эмоциональной устойчивости. На одном полюсе находятся люди с высокой эмоциональной устойчивостью, хорошей адаптивностью; а на другом – люди нервозные, неустойчивые, плохо адаптированные.

— Используя тест Айзенка, мы способны будем определить преобладающий тип темперамента у каждого присутствующего здесь. Этим мы займемся на практическом занятии.

3. – Следующей важнейшей личностной составляющей является характер.

 — Что такое характер, по-вашему?

 

У каждого человека три характера: тот,

который ему приписывают; тот, который

он сам себе приписывает; и наконец, тот,

который есть в действительности.

В. Гюго.

 

Характер – это совокупность психических свойств личности, которые выражают его отношение к миру и к самому себе, сложившихся под влиянием жизненных условий и социального окружения; и проявляющаяся в деятельности и общении. Характер определяет типичные для индивида способы поведения.

Если темперамент тесно связан с врожденными особенностями нервной системы, то характер определяется, прежде всего, воспитанием и самовоспитанием. Если темперамент не может быть ни плохим, ни хорошим; то характер может. Так, например, мы говорим: «сильный характер», «тяжелый характер», «плохой характер» и т.д.

Все черты характера (их более 1,5 тыс. ) можно разделить на четыре группы, которые отражают отношение человека к разным сторонам действительности.

1.      Черты характера, в которых проявляется отношение человека к окружающим его людям. – Приведите пример таких качеств (заботливость, грубость, непринужденность, вежливость и т.д.)

2.      Черты характера, в которых проявляется отношение к труду и результатам деятельности. – Приведите пример таких качеств (аккуратность, бережливость, лень, трудолюбие и т.д.)

3.      Черты характера, выражающие отношение к самому себе. – Приведите пример таких качеств (самокритичность, уважение, мнительность, самодовольство и т.д.)

4.      Четвертую группу составляют волевые черты личности. – Какие вы знаете волевые черты? К ним относятся целеустремленность, настойчивость, смелость, решительность, выдержка, дисциплинированность и т.д.

Характер развивается постепенно и на ранних этапах жизни – под воздействием воспитания в семье, помимо сознания и воли растущего человека. Черты формирующегося характера ребенка еще нечетки, неустойчивы. Только в школьном возрасте происходит осознание сложившихся отношений и привычного способа поведения, образуются новые привычки, из которых вырастают черты характера. Особое значение в формировании характера имеет труд. Именно в труде формируются наряду с волевыми чертами (такими как настойчивость, самостоятельность, целеустремленность ), нравственные достоинства личности – честность, гуманизм, чувство собственного достоинства и другие.

Гармоничное формирование характера предполагает активное развитие положительных черт (общительность, доброта, отзывчивость, трудолюбие, ответственность и другие), которые служат многообразным интересам человека и достижению наивысших результатов в избранном виде деятельности. Путь развития гармоничной личности – это путь ее самоактуализации (самовыражения в самой жизни). Этот путь развития направлен на:

— Актуальное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;

— Способность к глубокому пониманию жизни;

— Установление с окружающими людьми доброжелательных отношений;

— Принятие себя и других людей такими, какие они есть.

Чрезмерную выраженность отдельных черт характера, представляющую крайние варианты нормы, называют акцентуациями характера. В нашей стране получила широкое распространение классификация характера Личко А.Е.

 Эта типология содержит 11 типов акцентуаций. Это неустойчивый тип, конформный, шизоидный, истероидный, астенический, эпилептоидный, сенситивный, психоастенический, гипертимный, циклоидный и лабильный

— Подробнее с данной типологией вы познакомитесь самостоятельно. В тетради по внеаудиторным работам запишите характеристики всех 12 типов акцентуаций. Вы должны иметь представление об отличительных признаках различных типов акцентуаций.

В медицинской практике и в своем окружении мы можем встретить людей с такими особенностями характера, которые относят к болезненным, патологическим. Болезненные изменения характера носят название психопатий. Согласно критериям разработанным русским психиатром П.Б. Ганнушкиным (1933) психопатический склад личности считается врожденным, стойким свойством индивидуума, которое в процессе жизни может усиливаться или развиваться в определенном направлении.

— Подробнее об этом вы будете говорить в курсе психиатрии.

Для медработника знание особенностей личности больного и его родственников позволит правильно построить отношения с ними, провести беседу, примерно определить характер ВКБ. Медработнику необходимо учитывать все особенности личности  и тип темперамента пациента в процессе общения и выполнения манипуляций. Знание особенностей своего темперамента и характера, позволит медработнику проводить необходимую и своевременную коррекцию своего поведения в процессе работы с пациентом и в отношениях с коллегами.

К психологическим особенностям, отличающим одного человека от другого, относят также  способности.

— Что же такое способности? Почему одного человека называют способным к одному виду деятельности, а другого – ко многим? Кого мы называем способным? Как узнать, есть способности или нет?

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие легкость усвоения и успешность выполнения какой-либо деятельности.

Способности, также как и характер, определяются сочетанием различных свойств личности. Однако, если характер проявляется во всех сферах жизни, то способности лишь в какой-то конкретной области.

Н.А. Добролюбов говорил: «Нет людей неспособных, есть люди неуместные».

— Как вы понимаете это выражение? Способности – это врожденные или приобретенные свойства личности?

Способности нельзя отождествлять с конкретными знаниями, умениями, общим уровнем развития. Нельзя, например, назвать способностями высокий рост баскетболиста или осведомленность об истории развития шахмат у шахматиста. Именно поэтому, в свое время, Н.В. Гоголь был признан неспособным к изучению русского языка. А великому русскому живописцу Сурикову В.М. было запрещено «за такие рисунки даже ходить» мимо Академии Художеств.

Зато умение быстро усваивать новые движения, позы, координировать свои движения; умение быстро запоминать и долго сохранять в памяти информацию – это уже способности. Т.е., если человек выполняет какую-то работу, при этом она дается ему относительно легко и получается хорошо, то можно предполагать наличие у него способностей к этой работе.

— Способности – это врожденные или приобретенные свойства личности? (Притча)

Человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё. И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело и приобрёл другие пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрёл другие два. Получивший же один талант пошёл и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчёта. И, подойдя, получивший пять талантов принёс другие пять талантов и говорит:

— Господин! Пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрёл на них.

Господин его сказал ему:

— Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

Подошёл также и получивший два таланта и сказал:

— Господин! Два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрёл на них.

Господин его сказал ему:

— Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

Подошёл и получивший один талант и сказал:

— Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё.

Господин же его сказал ему в ответ:

— Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

Слово «Талант» происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им.

В основе способностей лежат задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения. Это, например, свойства ВНД, свойства нервных процессов и тип ВНД, свойства, определяющие быстроту и точность движений, скорость реакций и т.д.

— Как узнать есть способности к той или иной деятельности или нет?

Способности формируются, развиваются и проявляются в деятельности. Можно прожить всю жизнь и так и не узнать, к чему у тебя есть способности.

Принято различать общие и специальные способности.

Общие – это интеллектуальные свойства личности, которые обеспечивают легкость и продуктивность в овладении знаниями. Они проявляются, в первую очередь, в процессе обучения. Это склонность к труду, работоспособность, устойчивость чувств и воли, умственные способности – логичность, широта, глубина, гибкость ума.

Специальные – это такие свойства личности, которые помогают достичь высоких результатов в различных областях какой-либо деятельности (спортивные, музыкальные, литературные, технические и т.д.)

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает одаренностью.

Мастерство – это совершенство в конкретном виде деятельности, требующее большого и напряженного труда.

Высокий уровень развития специальных способностей называется талантом. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной и оригинальностью решений.

 Высший уровень развития способностей (высшая степень творческих проявлений личности) – это гениальность. Творческие и научные достижения гениального человека влияют как на жизнь общества, в котором он живет, так и на эпоху в целом.

— Приведите из истории примеры великих, гениальных людей.

 

Рефлексия:

Что такое темперамент?

Какие типы темперамента вам известны?

Надо ли учитывать тип темперамента в профессиональной деятельности?

Что такое характер?

Что же такое способности?

Почему одного человека называют способным к одному виду деятельности, а другого – ко многим?

Как узнать есть способности к той или иной деятельности или нет?

 

Домашнее задание

Учебник  «Психология для средних медицинских учреждений» Полянцевой О. И., стр. 88-92 конспект; выписать в рабочую тетрадь акцентуации характера по А.Е. Личко (по материалам электронной презентации)

Характер, темперамент, личность доклад по психологии | Упражнения и задачи Психология

Скачай Характер, темперамент, личность доклад по психологии и еще Упражнения и задачи в формате PDF Психология только на Docsity! Оглавление 1 ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………………….. 1 2 ТЕМПЕРАМЕНТ………………………………………………………………………………………………………………………………. 1 2.1 Общее понятие о темпераменте…………………………………………………………………………………………………………. 1 2.2 Физиологическая основа темперамента…………………………………………………………………………………………….. 2 2.3 Психологическая характеристика темпераментов. ……………………………………………………………………………… 3 2.3.1 Типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментом………………………………………….. 3 2.4 Темперамент и личность…………………………………………………………………………………………………………………… 5 3 ХАРАКТЕР………………………………………………………………………………………………………………………………….. 5 3.1 Общее понятие о характере……………………………………………………………………………………………………………….. 5 3.2 Физиологические основы характера………………………………………………………………………………………………….. 6 3.3 Типичное и индивидуальное в характере…………………………………………………………………………………………… 6 3. 4 Черты характера……………………………………………………………………………………………………………………………….. 7 3.5 Формирование характера у детей и пути его воспитания……………………………………………………………………. 8 ВВЕДЕНИЕ «Темперамент», «характер», «личность» – в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности — того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова «темперамент», «характер», «личность» употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание. ТЕМПЕРАМЕНТ Общее понятие о темпераменте Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека — подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент. 1.Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно. Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой — большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов. 2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, 1 интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности ( или, наоборот, сдержанности ), говорливости ( или молчаливости ). 3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности ( восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям ), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента. Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И. П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов. Физиологическая основа темперамента Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов — возбуждения и торможения Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения: 1) сила процессов возбуждения и торможения, 2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения, 3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения. Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки. Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию. Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения. Одно из основных свойств высшей нервной деятельности — подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа. Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости 2 большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям. Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая — с другими. Слабая нервная система — нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. Темперамент и личность. Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент. Известно, например, что А. П. Чехов был человеком очень уравновешенным, скромным и деликатным. Но вот интересный факт из его жизни. В одном из писем к жене О. Л. Книппер-Чеховой Антон Павлович делает такое ценное признание: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы у меня резкий, я вспыльчив и проч. и проч. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что». Интересно отметить, что некоторые люди, познав особенности своего темперамента, преднамеренно сами вырабатывают определенные методы, чтобы овладеть им. Так поступал, например, А. М. Горький, который сдерживал бурные проявления своего темперамента. Для этого он сознательно переключался на разные побочные действия с предметами. С людьми, которые высказывали противоположные ему взгляды, А. М. Горький старался быть бесстрастным и спокойным. ХАРАКТЕР Общее понятие о характере. В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер — это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те 5 или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика — в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик — методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм — чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой — трудолюбие как черта характера. Физиологические основы характера. Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных связей играют более важную роль, так как тип нервной системы можно сформировать все общественно ценные качества личности. Но, во-первых, системы связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов. Например, решительность характера можно воспитать и у представителя сильного, возбудимого типа нервной системы, и у представителя слабого типа. Но воспитываться она будет по-разному и проявляться будет по-разному в зависимости от типа. Типичное и индивидуальное в характере. Из сказанного ясно, что характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во- вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием (и это главное!), так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни. Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера. 6 Черты характера. Характер — это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу прежде всего проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им — леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: «Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком». Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, «у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности». В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка — это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность — одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека. «Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно совершенно различными психологическими качествами». По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать. 7

Развитие личности | Encyclopedia.com

Психология личности изучает индивидуальные различия в поведении — то, как люди ведут себя по-разному в различных ситуациях. Психологи развития личности заинтересованы в понимании того, как люди развивают свои уникальные модели реагирования на окружающую среду, основанные на генетических способностях и социальной истории. Также представляет интерес определение способов, которыми личность изменяется или остается стабильной в процессе развития, а также выявление ранних поведенческих предшественников, которые предсказывают более поздние индивидуальные различия. Из этих многочисленных интересов возник ряд точек зрения на развитие личности, относящихся к возрастному периоду от младенчества до подросткового возраста (от рождения до двадцати лет).

Перспективы развития личности

Поведенческая индивидуальность новорожденных определяется как темперамент. Был предложен ряд конкурирующих моделей темперамента, но в большинстве случаев темперамент рассматривается как конструкт, который представляет собой рано возникающую, конституционально основанную поведенческую индивидуальность, которая сохраняется как во времени, так и в разных ситуациях. Концептуально психологи отделили темперамент младенца от личности ребенка и подростка, отметив, что темперамент представляет собой более биологически обоснованные базовые эмоции, в то время как личность представляет собой последовательный поведенческий репертуар, выработанный человеком в результате его взаимодействия с социальной средой.

Ход развития личности от начала темперамента описывается некоторыми как переход от темперамента к личности или как развитие от основных параметров темперамента к более сложным аспектам личности. К позднему детству и подростковому возрасту этот поведенческий переход или усовершенствование становится очевидным, поскольку поведение становится более целенаправленным и все больше включает в себя такие понятия, как самопонимание.

Был разработан ряд теорий, описывающих различные интерактивные процессы развития личности, но большинство теорий можно сгруппировать в две категории: те, которые подчеркивают определенные среды развития при формировании личности человека, и те, которые подчеркивают биологию человека. Теоретическая ориентация, делающая упор либо на окружающую среду, либо на биологию, как правило, не полностью игнорирует позицию другого, а, скорее, ставит один фактор выше другого в отношении его относительной важности.

Привязанность

Многие теоретики личности и исследователи подчеркивают важность для раннего развития личности качества привязанности между младенцем и основным опекуном. Привязанность считается прочной эмоциональной связью, которую младенец формирует со своим опекуном, что помогает обеспечить стиль отношений между опекуном и младенцем, способствующий выживанию младенца. Несколько моделей характеризуют развитие формирования привязанности. Эти модели подчеркивают универсальный, биологически обоснованный процесс привязанности, который разворачивается в младенчестве и детстве.

Считается, что существенные индивидуальные различия не возникают в самом процессе формирования привязанности, но индивидуальные различия проявляются в качестве или стиле привязанности. В Таблице 1 приведен список общепринятых паттернов привязанности младенцев и детей и их характерного поведения. Эти модели поведения были выявлены с помощью лабораторной процедуры под названием «Странная ситуация», разработанной Мэри Эйнсворт и ее коллегами. Странная ситуация — это стандартизированная процедура, которая ставит младенца или маленького ребенка во все более напряженные ситуации разлуки-воссоединения с опекуном.

Многие способствующие факторы приводят к различиям в стиле привязанности, но фактором развития, который обычно рассматривается как наиболее важный для результатов привязанности, является отзывчивость лица, осуществляющего уход, к потребностям младенца. Например, опекун способствует надежной привязанности, последовательно удовлетворяя потребности младенца. Потребности младенцев могут быть удовлетворены таким поведением, как реакция на плач, кормление при голоде, физический контакт и утешение во время стресса. Если потребности младенца удовлетворяются последовательно, надежная привязанность скорее всего, формируется в результате того, что младенец учится ожидать отзывчивости и надежности опекуна.

Если потребности младенца не удовлетворяются постоянно, то, скорее всего, разовьется одна из моделей ненадежной привязанности. Эти ненадежные модели привязанности могут привести к более поздним проблемам в отношениях со сверстниками и романтических отношениях в подростковом и раннем взрослом возрасте. В таблице 2 показаны некоторые характеристики подросткового и раннего взросления, которые, по мнению исследователей, связаны с различными ранними паттернами привязанности. Таблица 2 включает только первые три стиля привязанности, перечисленные в Таблице 1. С 1990-х годов исследователи определили четвертый стиль привязанности, небезопасный-дезорганизованный-дезориентированный, и не изучали результаты, которые могли бы быть связаны с ним.

Некоторые исследования выявили связь между темпераментом младенцев и стилем привязанности. Младенцы с трудным темпераментом, характеризующиеся раздражительностью, неблагоприятными реакциями на изменения в распорядке дня и непредсказуемыми эндогенными ритмами, такими как циклы бодрствования/сна, с большей вероятностью формируют один из стилей ненадежной привязанности. Эта связь между темпераментом и привязанностью предполагает, что темперамент может влиять на процесс привязанности. Например, о трудном по темпераменту младенце во многих отношениях труднее ухаживать, и уход за ним менее приятен, чем за ребенком. более спокойный младенец. Увеличение бремени ухода за трудным младенцем снижает вероятность того, что потребности младенца будут удовлетворяться так же последовательно, как потребности более покладистого по темпераменту младенца. Эти различия в отношениях между опекунами и младенцами с разным темпераментом формируют разные паттерны привязанности.

Становится все более популярным при оценке относительных факторов, способствующих раннему развитию личности, концепция соответствия между развивающимся младенцем или ребенком и его или ее окружением. В приведенном выше примере, когда ребенок с трудным темпераментом с большей вероятностью формирует ненадежную привязанность, если конкретное лицо, осуществляющее уход, не подвергается негативному влиянию трудного поведения младенца, тогда ненадежная привязанность возникает с меньшей вероятностью из-за хорошего соответствия между воспитатель и младенец. Соответствие между младенцем или ребенком и его окружением так же важно для определения результатов развития, как и различные факторы развития (например, родительская отзывчивость, темперамент), рассматриваемые по отдельности.

Дружба

Другим важным фактором, влияющим на развитие личности, является дружба со сверстниками. Исследования показывают, что от 6 до 11 процентов детей школьного возраста не имеют друзей. является явным свидетельством того, что эти дети подвергаются повышенному риску последующей социальной и эмоциональной дезадаптации. Отсутствие успешных дружеских отношений в детстве также связано с академическими трудностями и отсевом из средней школы. Широкий спектр детской дружбы как потенциально положительного или отрицательного влияния на развитие личности становится понятным в свете того количества времени, которое дети и подростки проводят со сверстниками как в школе, так и в социальной среде.

Дружба приобретает все большее значение по мере того, как дети становятся старше, а дружба занимает все больше времени и опыта ребенка. Для маленьких детей дружба служит для повышения возбуждения во время игры и дает ребенку возможность регулировать свое волнение. Поддержание дружеских отношений в среднем детстве (обычно считается, что это возраст от шести до двенадцати лет) требует, чтобы дети узнали о нормах поведения и установили отношения с другими. А для подростков дружба особенно важна, поскольку типичный подросток начинает полагаться на дружбу как на социальную поддержку и как на ресурс для самопознания. У подростков дружеские отношения предоставляют важную возможность для социальной референции, которая позволяет подростку примерить на себя различные социальные роли и идеалы, необходимые для развития самоощущения.

Я-концепция

С подростковой дружбой и развитием личности связан аспект личности, известный как Я-концепция. Некоторые теоретики личности и исследователи утверждают, что развивающееся и изменяющееся представление человека о себе является важным аспектом индивидуальных различий и часто игнорируется в рамках представлений о темпераменте или чертах личности. С этой точки зрения я-концепция человека (которая включает в себя такие характеристики, как история личности, чувство компетентности и цели на будущее) является важной поведенческой детерминантой, которая является более динамичной, податливой и всеобъемлющей, чем темперамент или черты личности.

Важнейшим компонентом развития самооценки человека является референция, в том числе временная референция, самосравнение более раннего времени с более поздним, а также социальная референция, сравнение себя с другими. Временная и социальная референция дает тип самоанализа, который служит для повышения стабильности индивидуальных различий за счет того, что человек вносит изменения в поведение и / или окружающую среду для поддержания самооценки. Конкретный стиль ссылок, наиболее часто используемый, меняется на протяжении всей жизни. Временная референция наиболее распространена в детстве и в пожилом возрасте, когда относительно быстрые физические и когнитивные изменения наиболее очевидны. И наоборот, социальные ссылки наиболее распространены в подростковом и взрослом возрасте, когда индивидуальные изменения менее заметны.

Для подростков упор на социальные связи делает наличие успешных дружеских отношений особенно важным для развития самооценки. Наличие успешных дружеских отношений в подростковом возрасте приводит к более интерактивным и позитивным сравнениям между собой и другими. Без успешных дружеских отношений подросток более изолирован и с большей вероятностью будет проводить негативные сравнения. Эти негативные сравнения в подростковом возрасте задают траекторию развития в сторону низкой самооценки и дальнейшей социальной изоляции во взрослом возрасте, что затрудняет приобретение такими людьми социальных навыков, необходимых для удовлетворения потребностей в социальной поддержке.

Что касается того, почему некоторым детям и подросткам труднее заводить друзей, чем другим, данные свидетельствуют о том, что в некоторых случаях ранние индивидуальные различия в привязанности и темпераменте предсказывают последующие проблемы или успехи в дружбе. Например, исследования показали, что дети, классифицированные как неуверенные в себе избегающие, с большей вероятностью, чем дети с надежной привязанностью, проявляют агрессию, гнев и враждебность в среде сверстников. Кроме того, неуверенные в себе амбивалентные дети в таких условиях чаще проявляют социальную заторможенность и низкий порог фрустрации. Эти модели социального поведения предсказывают неприятие сверстников и отсутствие дружбы. Точно так же исследования младенческого и детского темперамента выявили прогностическую связь между успехом в дружбе и общей эмоциональностью, а также способностью младенца или ребенка к саморегуляции эмоционального выражения. Младенцы и дети, которые наиболее эмоциональны по темпераменту и наименее способны регулировать выражение своих эмоций, в среднем менее успешны в развитии и поддержании дружеских отношений.

Таким образом, исследования показывают, что некоторые ранние индивидуальные различия в привязанности и темпераменте могут привести к поведенческим стилям, которые в конечном итоге подрывают способность человека успешно завязывать и поддерживать дружеские отношения. Долгосрочные последствия этих индивидуальных различий могут быть вредными для человека. Однако при большем понимании и осознании вовлеченных элементов и динамики можно разработать вмешательства, которые помогут направить развитие человека в сторону более успешных и здоровых результатов.

Биологический взгляд на развитие личности

С более биологической точки зрения считается, что развитие личности в первую очередь определяется биологическим созреванием человека. Даже влияние окружающей среды на развитие рассматривается как во многом под влиянием биологически обусловленных предрасположенностей и характеристик. Сторонники развития личности, придерживающиеся сильной биологической ориентации, утверждают, что факторы окружающей среды не играют существенной роли в развитии индивидуальных различий, за исключением случаев крайнего дефицита окружающей среды. Примером такого недостатка является описанное выше отсутствие ранней реакции со стороны опекуна, которое часто встречается при ненадежных стилях привязанности.

Теоретики биологически ориентированной личности утверждают, что для типичных видов развития, таких как индивидуальные различия, не может требоваться определенная среда. Скорее, окружающая среда рассматривается как обеспечивающая или не обеспечивающая возможности для биологического развития. Все, что требуется для адаптивного функционального развития, — это ряд адекватных сред.

Как описано выше, ранние биологические индивидуальные различия часто характеризуются как различия в темпераменте. Значительные данные, основанные на исследованиях наследуемости, показывают, что индивидуальные различия в темпераменте имеют сильную генетическую основу. Эти генетические основы приводят к индивидуальным различиям в физиологии, которые, в свою очередь, могут влиять на условия окружающей среды таким образом, что экологический опыт направляется в соответствии с качествами темперамента. Иными словами, биологические детерминанты развития личности некоторым образом влияют на условия окружающей среды, влияющие на развитие, и формируют их.

Биологические характеристики младенца или ребенка искажают его опыт окружающей среды несколькими способами. Во-первых, как описано ранее, существует соответствие — биологически обусловленные характеристики младенца или ребенка влияют на его приспособленность к окружающей среде, что косвенно формирует качество средового опыта. Во-вторых, аспекты поведения человека, вытекающие из его биологии, могут постоянно вызывать определенные типы поведения у других. Например, робкий или застенчивый ребенок может больше игнорироваться в социальном контексте, чем ребенок-экстраверт, который часто инициирует социальный обмен. В-третьих, предрасположенность, основанная на биологической основе, может привести к определенным предпочтениям в отношении окружающей среды по мере того, как младенец или ребенок растет и все чаще выбирает предпочитаемую среду. Например, человек с особенно высоким уровнем активности может больше тянуться к спорту или другой физической активности, в то время как менее активный человек может предпочесть сравнительно малоподвижный образ жизни. Наконец, биологически обоснованные склонности также могут влиять на то, как человек воспринимает условия окружающей среды. Например, исследования выявили очень ранние индивидуальные различия в реакции на новую или сильно стимулирующую среду, возникающие из-за различий в функционировании мозга. Для высокореактивных младенцев новая или стимулирующая среда вызывает отвращение, и эти младенцы, вероятно, откажутся от такой среды, потому что их легко перевозбуждать. Однако в той же среде менее реактивные младенцы, скорее всего, будут любопытны и захотят исследовать.

Все эти биологически обусловленные различия, которые некоторым образом формируют опыт человека в окружающей среде, приводят к уникальному влиянию окружающей среды на развитие личности, которое соответствует биологии человека. Таким образом, с биологической точки зрения уникальная биология человека может влиять на окружающую среду и, следовательно, влиять на то, как среда влияет на развитие личности.

Следующий логический вопрос о биологических влияниях на развитие личности касается структуры личности. Поскольку развитие личности имеет биологический компонент, должна быть определенная степень универсальности в общей структуре личности. Исследования показывают, что действительно может существовать такая универсальная структура личности.

Развивающаяся структура личности

В области психологии личности, по-видимому, формируется консенсус в отношении того, что структуру личности позднего подросткового и взрослого возраста можно всесторонне описать пятью широкими факторами, известными как «Большая пятерка». .» Эти пять факторов обычно характеризуются как: Экстраверсия/Настойчивость, Доброжелательность, Добросовестность, Нейротизм/Эмоциональная стабильность и Открытость опыту/Интеллекту. Используя межкультурные языковые инструменты, «Большая пятерка» была успешно идентифицирована в американском английском, немецком, голландском, португальском, иврите, китайском, корейском и японском языках. Такие результаты подтверждают идею о том, что «Большая пятерка» является универсально применимой таксономией личности позднего подросткового и взрослого возраста.

В аналогичных исследованиях параметров индивидуальных различий младенцев и детей, обычно с использованием оценок темперамента родителей или учителей, обычно выделяют от пяти до семи параметров. Пять параметров особенно надежны и обозначены как «Уровень активности», «Отрицательная эмоциональность», «Настойчивость в выполнении задачи», «Приспособляемость/приятность» и «Заторможенность». Два других параметра менее надежны и называются ритмичностью и порогом. С точки зрения развития процесс перехода от этих более ранних измерений младенчества и детства к измерениям Большой пятерки позднего подросткового возраста и взрослой жизни, по-видимому, включает несколько ранних измерений, подпадающих под одно измерение Большой пятерки. Иными словами, в ходе развития изменяется организационная структура измерений индивидуальных различий, при этом каждое из измерений Большой пятерки состоит из признаков более чем одного из предыдущих измерений.

На рисунке 1 показаны предполагаемые отношения между пятью измерениями индивидуальных различий младенчества и детства и различными измерениями Большой пятерки. Общие соотношения, показанные на рис. 1, основаны на эмпирических данных; однако требуется более подробное исследование, прежде чем можно будет сделать более конкретные выводы о роли этих ранних индивидуальных различий в развитии Большой пятерки. На рисунке 1 линии, соединяющие определенные измерения младенчества и детства с конкретными измерениями Большой пятерки, представляют корреляции между более ранними и более поздними измерениями. Сплошные линии представляют положительные корреляции, а пунктирные линии — отрицательные корреляции.

На рис. 1 должно быть видно отсутствие однозначного соответствия между ранними и поздними измерениями индивидуальных различий. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что эта пространственная реорганизация в большей степени определяется биологически, чем средой; это означает, как описано ранее, что для этой реорганизации не требуются особые условия окружающей среды. Однако точно не известно, как и когда происходит эта пространственная реорганизация. В будущих исследованиях будут более подробно изучены возрастные изменения, происходящие в организации измерений индивидуальных различий.

Заключение

Индивидуальные различия личности универсальны, поскольку они встречаются во всех человеческих популяциях. Корни индивидуальных различий, без сомнения, уходят в историю эволюции, они были отобраны благодаря их повышенной приспособленности к условиям окружающей среды. Однако специфические личностные качества индивидуума, приводящие к индивидуальным различиям между людьми, не столько обусловлены эволюцией, сколько являются продуктом многих факторов развития.

Изучение развития индивидуальных различий личности предоставляет исследователям и практикующим специалистам богатый источник данных, которые они могут использовать для понимания и прогнозирования поведения. Без изучения индивидуальных различий не было бы подробного анализа или объяснения того, почему люди часто ведут себя или развиваются совершенно по-разному в, казалось бы, одинаковых условиях окружающей среды. Понимание этих различий и развитие этих различий основополагающим не только для понимания поведения психологами, но и для родителей, школьных учителей, социальных работников, политиков и всех, кто работает с другими людьми. Из-за своей универсальности и последствий для понимания поведения изучение индивидуальных различий является неотъемлемой частью любого полноценного научного исследования поведения.

См. также: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ; ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ; ТЕМПЕРАМЕНТ

Библиография

Эйнсворт, Мэри, Мэри Блехар, Эверетт Уотерс и Салли Уолл. Модели привязанности. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум, 1978.

Бейтс, Джон и Теодор Вакс, ред. Темперамент: индивидуальные различия на стыке биологии и поведения. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация, 1994.

Боулби, Джон. Привязанность и потеря, Vol. 1: Приложение. Нью-Йорк: Базовый, 1969.

Боулби, Джон. Привязанность и потеря, Том. 3: Потеря, печаль и депрессия. Нью-Йорк: Basic, 1980.

Каспи, Авшалом. «Развитие личности на протяжении всей жизни». В ред. Уильяма Дэймона и Нэнси Айзенберг, Справочник по детской психологии, Том. 3: Социальное, эмоциональное и личностное развитие. Нью-Йорк: Wiley, 1998.

Дэймон, Уильям. Социальное и личностное развитие: от младенчества до подросткового возраста. Нью-Йорк: Нортон, 1983.

Халверсон, Чарльз-младший, Гелдольф Конштамм и Рой Мартин, ред. Развивающаяся структура темперамента и личности от младенчества до взрослой жизни. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум, 1994.

Харрис, Джудит. «Где находится окружающая среда ребенка? Теория групповой социализации развития». Психологический обзор 102 (1995): 458-489.

Конштамм, Гелдольф, Чарльз Халверсон-младший, Иван Мервильде и Валери Хэвилл, ред. Родительские описания личности ребенка: предпосылки развития Большой пятерки? Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум, 1998.

Малер, Маргарет, Фред Пайн и Анни Бергман. Психологическое рождение человеческого младенца. Нью-Йорк: Базовый, 1975.

МакАдамс, Дэн. «Может ли личность измениться? Уровни стабильности и роста личности на протяжении всей жизни». В ред. Тодда Хизертона и Джоэла Вайнбергера, Может ли личность измениться? Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация, 19.94.

Ротбарт, Мэри и Джон Бейтс. «Темперамент.» В ред. Уильяма Дэймона и Нэнси Айзенберг, Справочник по детской психологии, Том. 3: Социальное, эмоциональное и личностное развитие. Нью-Йорк: Wiley, 1998.

Рубин, Кеннет, Уильям Буковски и Джеффри Паркер. «Взаимодействие сверстников, отношения и группы». В ред. Уильяма Дэймона и Нэнси Айзенберг, Справочник по детской психологии, Том. 3: Социальное, эмоциональное и личностное развитие. Нью-Йорк: Wiley, 1998.

Скарр, Сандра. «Развитие индивидуальных различий в интеллекте и личности». В ред. Хейна Риза и Майкла Франзена, Биологические и нейропсихологические механизмы: психология развития на протяжении всей жизни. Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум, 1997.

Сперлинг, Майкл и Уильям Берман, ред. Привязанность у взрослых: клинические перспективы и перспективы развития. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс, 1994.

Виггинс, Джерри, изд. Пятифакторная модель личности: теоретические аспекты. New York: Guilford Press, 1996.

Brady Reynolds

Опросник темперамента и характера (TCI) как предикторы депрессии среди японских студентов

%PDF-1.6 % 60 0 объект > эндообъект 83 0 объект >поток 2000-11-10T14:22:49Z2010-11-25T17:22:24+09:002010-11-25T17:22:24+09:00PDFlib PLOP 2.0.0p6 (SunOS)/Acrobat Distiller Command 3.0 для Solaris 2.3 и более поздних версий (СПАРК)приложение/pdf

  • Опросник темперамента и характера (TCI) как предикторы депрессии среди японских студентов
  • 10.1002/1097-4679(200012)56:12<1579::AID-8>3.0.CO;2-K10.1002/(ISSN)1097-46792uuid:d1067306-ecc0-49e2-99dc-a3113e7a3558uuid:a9ab32c0-0d 4bda-a935-b2afab12e8b6 конечный поток эндообъект 84 0 объект > эндообъект 37 0 объект > эндообъект 36 0 объект > эндообъект 61 0 объект > эндообъект 1 0 объект > эндообъект 4 0 объект > эндообъект 7 0 объект > эндообъект 10 0 объект > эндообъект 17 0 объект > эндообъект 20 0 объект > эндообъект 22 0 объект >поток HWIw8W!n⒛cxdM$}$HEz% p~3x@U ja~`: FEȇGA{Y,»_ŻOh.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *