Психология стадии переживания горя: Формирование ресурсно-методической базы паллиативной помощи детям » Благотворительный фонд развития паллиативной помощи

Психология стадии переживания горя: Формирование ресурсно-методической базы паллиативной помощи детям » Благотворительный фонд развития паллиативной помощи

Содержание

Четыре задачи горя | Журнал Практической Психологии и Психоанализа

Год издания и номер журнала: 

2001, №1-2

Горе — это реакция на утрату значимого объекта, части идентичности или ожидаемого будущего. Общеизвестно, что реакция на утрату значимого объекта — специфический психический процесс, развивающийся по своим законам. Суть этого процесса универсальна, неизменна и не зависит от того, что именно утратил субъект. Переживание горя всегда протекает одинаково. Различаются только его длительность и интенсивность, которые зависят от значимости утраченного объекта и от особенностей личности горюющего человека. Было предпринято множество попыток описать процесс течения горя формальным образом, чтобы облегчить практическую работу с ним.

Вначале горе пытались описать как череду последовательно сменяющих друг друга стадий. Число стадий у разных авторов колебалось от четырех до двенадцати. Предполагалось, что психотерапевт помогает клиенту двигаться от стадии к стадии. Однако, как оказалось, стадии не имеют четких границ и иногда уже прожитая стадия дает рецидивы на стадиях более поздних. Кроме того, иногда некоторые стадии отсутствовали или бывали так плохо выражены, что их не удавалось отследить и соответственно проработать. К тому же, проявления горя на всех стадиях очень индивидуальны, следовательно, часто оставалось неочевидным, на что должны быть направлены усилия психотерапевта. Все это делало практическое применение этих описаний процесса горя трудным и неудобным.

В последнее время широкое распространение получил новый взгляд на работу с горюющим клиентом, предложенный Дж. Вильямом Ворденом. Концепция Вордена, хотя и не единственная, сейчас остается самой популярной среди людей, работающих с утратой. Она очень удобна для диагностики и работы с актуальным горем, а также если приходится иметь дело с горем, не пережитым много лет назад и вскрывшимся во время терапии, начатой по совершенно другому запросу.

Ворден предложил вариант описания реакции горя не по стадиям или фазам, а через четыре задачи, которые должны быть выполнены горюющим при нормальном течении горя. Эти задачи по сути схожи с теми задачами, которые решает ребенок по мере взросления и отделения от матери. Ворден считает этот подход наиболее удобным для клиницистов и наиболее близким к теории Фрейда о работе горя.

Ворден полагает, что хотя формы течения горя и их проявления очень индивидуальны, однако неизменность содержания процесса позволяет выделить те универсальные шаги, которые должен сделать горюющий, чтобы вернуться к нормальной жизни, и на выполнение которых должно быть направлено внимание терапевта. Задачи горя неизменны, поскольку обусловлены самим процессом, а формы и способы их решения индивидуальны и зависят от личностных и социальных особенностей горюющего человека. Четыре задачи горя решаются субъектом последовательно. Это удобно для диагностики, так как понять, какая психологическая задача решена, а какая — нет, намного проще, чем определить плохо выраженную стадию горя. Кроме того, поскольку понятно, что есть решение данной задачи, понятно, куда должен быть направлен психотерапевтический процесс.

Если задачи горя не будут решены горюющим человеком, горе не будет развиваться дальше и стремиться к завершению, следовательно, могут возникнуть проблемы в связи с этим даже через много лет. Реакция горя может блокироваться на любой из задач, и за этим может стоять разный уровень патологии. Остановка реакции на этапе решения каждой из задач горя имеет определенную симптоматику.

В этой статье я хотела бы сделать краткое изложение четырех задач, которые должен решить горюющий, сделанное в основном по фундаментальной книге Вордена «Консультирование и терапия горя» на примере реакции на смерть близкого человека. Этот пример наиболее развернуто иллюстрирует реакцию утраты, и важно помнить, что любая реакция утраты будет всегда развиваться сходным образом по содержанию, разнится лишь длительность и интенсивность. Формы же проявления процесса сугубо индивидуальны.

Итак, очевидно, что невозможно начать переживать потерю до тех пор, пока сам факт утраты не будет признан. Таким образом, первая задача — признание факта потери.

Когда кто-то умирает, даже в случае ожидаемой смерти, нормально возникновение чувства, будто ничего не случилось. Поэтому прежде всего нужно признать факт утраты, осознать, что любимый человек умер, он ушел и никогда не вернется. В этот период, так же, как потерявшийся ребенок ищет мать, человек машинально пытается войти в контакт с умершим — машинально набирает его телефонный номер, «видит» среди прохожих на улице, покупает ему продукты и т.д. Это поведение «поиска», описанное Боулби и Парксом, направлено на восстановление связи. В норме это поведение должно сменяться поведением, направленным на отказ от связи с умершим близким. Человек, который совершает описанные выше действия, в норме спохватывается и говорит себе: «Что я делаю, ведь он (она) умер». Нередко встречается противоположное поведение — отрицание (denial) произошедшего. Если человек не преодолевает отрицания, тогда работа горя блокируется на самых ранних этапах. Отрицание может использоваться на разных уровнях и принимать разные формы, но как правило, включает в себя либо отрицание факта потери, либо ее значимости, либо необратимости.

Отрицание факта потери может варьировать от легкого расстройства до тяжелых психотических форм, когда человек проводит несколько дней в квартире с умершим, прежде чем замечает, что тот умер. Гардинер и Притчер описали шесть таких случаев как крайние формы психотической реакции на смерть.

Чаще встречающаяся и менее патологичная форма проявления отрицания была названа английским автором Горером мумификацией. В таких случаях человек сохраняет все так, как было при умершем, чтобы все время быть готовым к его возвращению. Например, родители сохраняют комнаты умерших детей. Это нормально, если продолжается недолго, таким образом создается своего рода «буфер», который должен смягчить самый трудный этап переживания и приспособления к потере. Но если такое поведение растягивается на годы, переживание горя останавливается и человек отказывается признать те перемены, которые произошли в его жизни, «сохраняя все, как было» и не двигаясь с места в своем трауре, — это проявление отрицания. Еще более легкая форма отрицания, когда человек «видит» умершего в ком-нибудь другом — например, овдовевшая женщина видит мужа в своем внуке. «Вылитый дедушка». Такой механизм может смягчить боль потери, но редко удовлетворяет вполне — внук все-таки не дедушка, а если «он продолжает жить в детях», то с ними (детьми) все равно не вступишь в такие же отношения, как с покойным. И в конце концов эта ситуация заканчивается принятием реальности потери.

Другой способ, которым люди избегают реальности потери, — отрицание значимости утраты. В этом случае они говорят что-то вроде «мы не были близки», «он был плохим отцом» или «я по нему не скучаю». Иногда люди поспешно убирают все личные вещи покойного, все, что может о нем напомнить, — это поведение, противоположное мумификации. Таким образом пережившие утрату оберегают себя от того, чтобы столкнуться лицом к лицу с реальностью потери. Те, кто демонстрирует такое поведение, относятся к группе риска развития патологических реакций горя.

Другое проявление отрицания — «избирательное забывание». В этом случае человек забывает что-то, касающегося покойного. Например, клиент Горера, мужчина лет 35, потерявший отца в пятнадцатилетнем возрасте, не мог вспомнить его внешность, даже рост или цвет волос. После успешно проведенной терапии горя он вспомнил внешность отца, прожил все связанные с утратой чувства и смог вернуться к нормальной жизни.

Третий способ избежать осознания потери — отрицание необратимости утраты. Ворден приводил пример из своей практики — женщина, потерявшая при пожаре мать и двенадцатилетнюю дочь, два года твердила вслух, как заклинание: «Я не хочу, чтобы вы умирали». Она говорила это так, как будто ее близкие еще не умерли и она этим заклинанием может сохранить их жизнь. Другой пример, когда после смерти ребенка родители утешают друг друга — «у нас будут другие дети и все будет хорошо». Подразумевается — мы заново родим умершего ребенка и все будет, как было. Другой вариант этого поведения — увлечение спиритизмом. Иррациональная надежда вновь воссоединиться с умершим нормальна в первые недели после потери, когда поведение направлено на восстановление связи, но если эта надежда становится устойчивой — это ненормально. У религиозных людей такое поведение выглядит немного иначе, поскольку у них другая картина мира. Тогда нормой будет критичное отношение горюющего к происходящему, он понимает, что в этой жизни уже никогда не будет вместе с покойным и воссоединится с ним только, прожив свою жизнь в этом мире так, как ее должен прожить добрый христианин или добропорядочный мусульманин. Это ожидание воссоединения после смерти не нужно разрушать, поскольку оно входит в нормальную картину мира глубоко религиозных людей.

Вторая задача горя, по Вордену, состоит в том, чтобы пережить боль потери. Имеется в виду, что нужно пережить все сложные чувства, которые сопутствуют утрате.

Если горюющий не может почувствовать и прожить боль потери, которая есть абсолютно всегда, она должна быть выявлена и проработана с помощью терапевта, иначе боль проявит себя в других формах, например, через психосоматику или расстройства поведения.

Паркс писал: «Если горюющий человек должен испытывать боль утраты для того, чтобы работа по преодолению этой утраты была сделана, тогда все, что позволяет избегать или подавлять эту боль будет продлевать срок траура». Реакции боли индивидуальны и не все испытывают боль одинаковой силы.

У горюющего часто нарушается контакт не только со внешней реальностью, но и с внутренними переживаниями. «Вроде ничего не чувствую, даже странно», «Я думал, это бывает иначе, какие-то сильные переживания, а тут — ничего». Боль утраты ощущается не всегда, иногда утрата переживается как апатия, отутствие чувств, но она должна обязательно быть проработана.

Выполнение этой задачи осложняется окружающими. Часто находящиеся рядом люди испытывают дискомфорт от сильной боли и чувств горюющего, они не знают, что с этим делать и сознательно или бессознательно сообщают ему: «Ты не должен горевать». Это невысказанное пожелание окружающих часто вступает во взаимодействие с собственными психологическими защитами человека, пережившего утрату, что приводит к отрицанию необходимости или неизбежности процесса горя. Иногда это даже выражается следующими словами: «Я не должна о нем плакать» или «Я не должен горевать», «Сейчас не время горевать». Тогда проявления горя блокируются, эмоции не отреагируются и не приходят к своему логическому завершению.

Избегание выполнения второй задачи достигается разными способами. Это может быть отрицание (negation) наличия боли или других мучительных чувств. В других случаях это может быть избегание мучительных мыслей. Например, могут допускаться только позитивные, «приятные», по выражению Вордена, мысли об умершем, вплоть до полной идеализации. Это тоже помогает избежать неприятных переживаний, связанных со смертью. Возможно избегание всяческих воспоминаний о покойном. Некоторые люди начинают с этой целью употреблять алкоголь или наркотики. Другие используют «географический способ» — непрерывные путешествия или непрерывную работу с большим напряжением, которое не позволяет задуматься о чем-нибудь, кроме повседневных дел. Я знаю случай, когда человек пошел на работу в день смерти своей матери при том, что он был лектор. Такая публичная работа не дает возможности расслабиться ни на секунду. То же он сделал в день похорон, причем специально попросил перестроить расписание. Это было очень целенаправленное поведение, позволяющее избежать переживаний, связанных со смертью матери. Паркс описывал случаи, когда реакцией на смерть была эйфория. Обычно она связана с отказом верить в то, что смерть произошла и сопровождается постоянным ощущением присутствия усопшего. Эти состояния обычно нестойкие. Боулби писал: «Раньше или позже все, кто избегает чувств, связанных с переживанием горя, ломаются, чаще всего впадая в депрессию». Одна из целей терапевтической работы с утратой — помочь людям решить эту трудную задачу горевания, открывать и проживать боль, не разрушаясь перед ней. Ее нужно прожить, чтобы не нести через всю жизнь. Если этого не сделать, терапия может понадобиться позже и возвращаться к этим переживаниям будет более мучительно и трудно, чем сразу пережить их. Отсроченное переживание боли труднее еще и потому, что если боль утраты переживается спустя значительное время, человек уже не может получить того сочувствия и поддержки от окружающих, которые обычно оказываются сразу после потери и которые помогают справиться с горем.

Такое охранительное поведение имеет свои причины, и с ними нужно работать отдельно до начала работы с чувствами. Необходимо выяснить причины, по которым человек избегает переживаний, связанных с болью утраты, и сначала проработать их. Например, работать со страхом перед тяжелыми чувствами. В других случаях необходима смена стереотипа поведения, связанного с возникшим ранее запретом на открытое проявление чувств, или нужно понять, как быть с сопротивление окружающих, которым некомфортно находиться рядом с человеком в остром горе.

Следующая задача, с которой должен справиться горюющий, это наладка окружения, где ощущается отсутствие усопшего. Когда человек теряет близкого, он теряет не только объект, которому адресованы чувства и от которого чувства получаются, он лишается определенного уклада жизни. Умерший близкий участвовал в быту, требовал выполнения каких-то действий или определенного поведения, исполнения каких-либо ролей, брал на себя часть обязанностей. И это уходит вместе с ним. Эта пустота должна быть восполнена и жизнь организована на новый лад.

Организация нового окружения означает разные вещи для разных людей, в зависимости от тех отношений, в которых они были с умершим, и от тех ролей, которые умерший играл в их жизни. Паркс писал: «Во всяком горевании не всегда ясно, что представляет собой утрата. Потеря мужа, к примеру, может означать, например, — или не означать — потерю сексуального партнера, компаньона, бухгалтера, садовника, шута и т.д., в зависимости от тех ролей, которые обычно выполнял муж». Горюющий может осознавать или не осознавать те роли, которые усопший играл в его жизни. Даже если клиент не осознает эти роли, терапевту нужно для себя наметить, что клиент потерял и как это может быть восполнено. Иногда стоит проговаривать их с клиентом. Часто клиент спонтанно начинает делать это сам во время сессии. Моя клиентка после смерти матери, чувствуя себя очень беспомощной и незащищенной, стала рассуждать — а что я утратила? Ласковое слово, взгляд, голос, прикосновение — да, это невосполнимо. Но очень многое из того, что делала для меня мама и что давало чувство защищенности, я могу делать для себя сама. Я могу научиться шить — мать ее обшивала, — я могу научиться себе готовить и создавать себе комфортные условия, когда я приду с работы — раньше мать встречала ее с ужином, — например, ужин может быть с утра поставлен в микроволновку и останется только нажать кнопку. Это так помогло в нашей работе, что я стала использовать это как упражнение с другими клиентами. Горюющий должен приобретать новые навыки. Семья может оказать поддержку в их приобретении. Ворден приводил в пример свою клиентку, молодую вдову. Ее покойный муж относился к тому типу людей, которые склонны принимать на себя всю ответственность за происходящее и самостоятельно решать все проблемы. Жена жила с ним «как за каменной стеной». Муж делал для нее все. После его смерти вдова замкнулась и, не зная как взаимодействовать со внешним миром и решать возникающие за пределом семейного мирка проблемы, практически отказалась от социальной активности. Но когда один из ее детей начал плохо вести себя в школе, потребовались ее встречи с сотрудниками школы и социальными работниками. Волей-неволей ей пришлось преодолеть свое внутреннее сопротивление и выйти из дома во внешний мир. Она научилась взаимодействовать с сотрудниками школы, решила возникшую проблему, и это дало ей необходимый опыт и чувство, что трудности такого рода преодолимы. Часто у горюющего вырабатываются новые способы преодоления возникших трудностей и перед ним открываются новые возможности, так что происходит переформулирование факта потери в нечто, имеющее также позитивный смысл. Это частый вариант успешного завершения третьей задачи. Например, моя клиентка, потерявшая мать, с которой находилась в очень тесной симбиотической связи, однажды сказала: «Мама умерла, и теперь я начала жить. Она не позволяла мне стать взрослой, а теперь я могу строить свою жизнь, как мне хочется. Мне это нравится».

Кроме утраты объекта, некоторые люди одновременно переживают чувство утраты себя, собственного Я. Последние исследования показали, что женщины, определяющие свою идентичность через взаимодействия с близкими или заботу о других, потеряв объект заботы, переживают чувство утраты себя. Работа с таким клиентом должна быть много шире, чем просто выработка новых навыков и умения справляться с новыми ролями.

Горе часто приводит человека к сильному регрессу и восприятию себя как беспомощного, неспособного справляться с затруднениями и неумелого, как ребенок. Попытка выполнять роли умершего может провалиться, и это ведет к еще более глубокому регрессу и повреждению самооценки. Тогда приходится работать с негативным образом себя у клиента. Это требует времени, но постепенно, опираясь на становящийся более позитивным образ себя, клиент научается успешно действовать в тех областях жизни, столкновения с которыми ранее избегал.

Сохранение пассивной, беспомощной позиции помогает избегать одиночества — друзья и близкие должны помогать и участвовать в жизни человека, пережившего утрату. В первое время после трагедии это нормально, но в дальнейшем начинает мешать вернуться к полноценной жизни. Иногда неприспособленность к изменившимся обстоятельствам и беспомощность обслуживают семью. Другие члены семьи должны сплотиться в заботе о ком-то, по кому утрата ударила сильнее всего, и только благодаря этому чувствуют себя сильными и состоятельными. Или сохраняется статус кво — семье не приходится менять образ жизни. Например, дедушка умер после долгой болезни. Пока он болел, в семье сложился определенный образ жизни, включающий уход за больным, и такое положение дел по каким-то причинам всех устраивает. В этом случае семья начинает инвалидизировать овдовевшую бабушку, причем с лучшими намерениями. «Ты пережила такую трагедию. Зачем тебе работать, мы будем тебя содержать».

Последняя, четвертая задача — это выстроить новое отношение к умершему и продолжать жить. В первых работах Ворден формулировал эту задачу как «изъятие эмоциональной энергии из прежних отношений и помещение ее в новые связи». Однако позже он отказался от этой формулировки, во-первых, из-за некоторой ее механистичности и во-вторых, из-за того, что многими она понималась как исчезновение эмоционального отношения к умершему близкому человеку. Поэтому Ворден счел необходимым пояснить, что решение четвертой задачи не предполагает ни забвения, ни отсутствия эмоций, а только их перестройку. Эмоциональное отношение к умершему должно перемениться таким образом, чтобы появилась возможность продолжать жить, вступать в новые эмоционально насыщенные отношения.

Многие неверно понимают эту задачу и поэтому нуждаются в терапевтической помощи для ее решения, особенно в случае смерти одного из супругов. Людям кажется, что если их эмоциональная связь с умершим ослабнет, то тем самым они оскорбят его память и это будет предательством. В некоторых случаях может возникать страх того, что новые близкие отношения могут тоже закончиться и придется снова пройти через боль утраты — такое бывает особенно часто, если чувство потери еще свежо. В других случаях выполнению этой задачи может противиться близкое окружение, например, начинаются конфликты с детьми в случае новой привязанности у овдовевшей матери. За этим нередко стоит обида — мать для себя нашла замену умершему мужу, а для ребенка нет замены умершему отцу. Или наоборот — если кто-то из детей нашел себе партнера, у овдовевшего родителя может возникать протест, ревность, чувство, что сын или дочь собирается вести полноценную жизнь, а отец или мать остается в одиночестве. Часто выполнению четвертой задачи мешает романтическое убеждение, что любят только раз, а все остальное — безнравственно. Это поддерживается культурой, особенно у женщин. Поведение «верной вдовы» одобряется социумом. По гарвардским исследованиям горя только 25% пожилых вдов вступало в повторный брак, немного больше процент молодых вдов и вдовцов. И это при том, что 75% разведенных вступают в повторный брак.

Выполнение этой задачи прерывается запретом на любовь, фиксацией на прошлой связи или избеганием возможности вновь столкнуться с утратой близкого человека. Все эти барьеры как правило сопровождаются чувством вины.

Признаком того, что эта задача не решается, горе не стихает и не завершается период траура, часто бывает ощущение, что «жизнь стоит на месте», «после его смерти я не живу», нарастает беспокойство. Завершением выполнения этой задачи можно считать возникновение ощущения, что можно любить другого человека, любовь к усопшему не стала от этого меньше, но после смерти, например, мужа, можно любить другого мужчину. Что можно чтить память погибшего друга, но при этом придерживаться мнения, что в жизни могут появиться новые друзья. Ворден в качестве примера приводит письмо девочки, потерявшей отца, написанное матери из колледжа: «Есть другие люди, которых можно любить. Это не значит, что я люблю отца меньше».

Момент, который можно считать завершением траура, неочевиден. Некоторые авторы называют конкретные временные сроки — месяц, год или два. Ворден считает, что нельзя определить конкретный срок, на протяжении которого будет разворачиваться переживание утраты. Ее можно считать завершенной тогда, когда человек, переживший потерю, сделает все четыре шага, решит все четыре задачи горя. Признаком этого Ворден считает способность направлять большую часть чувств не усопшему, а другим людям, быть восприимчивым к новым впечатлениям и событиям жизни, способность говорить об умершем без сильной боли. Печаль остается, она естественна, когда человек говорит или думает о том, кого он любил и потерял, но это уже печаль спокойная, «светлая». Работа горя завершена, когда тот, кто пережил утрату вновь способен вести нормальную жизнь, он чувствует себя адаптированным, когда есть интерес к жизни, освоены новые роли, создалось новое окружение и он может в нем функционировать адекватно своему социальному статусу и складу характера.

5 стадий переживания горя | Дмитрий Устинов

Оставьте комментарий / Без рубрики / От Дмитрий Устинов

Слово “переживание” имеет двойной смысл. Первый – это сильное негативное чувство. Второй – от слова “пережить”, т.е. пройти, продвинуться по пути, по жизни. Во время “переживания” важно не застрять и, действительно, продвинуться дальше. Горе – это то, что происходит со всеми, рано или поздно, завтра или через годы.

Так устроена жизнь. Бывает, мы теряем что-то очень дорогое, иногда с горем сравнима потеря любимой работы, уход любимого человека, пропажа крупной суммы денег. Умирают близкие. Наконец, стоим на пороге вечности, прочитав диагноз на официальном бланке. Мы стремимся заранее не думать о горе, гоним мысли, работает психозащитный механизм “вытеснение”, как говорят в психологии. Но этот метод не всегда оптимален. Важно быть подготовленным еще до того, как грянет гром.

Психология – наука циничная. Знание основных стадий переживания горя помогает в умении продвинуться и справиться. Стихийное горе – самое разрушительное. Если мы знаем, как оно устроено, знаем, как работают механизмы нашей психики, мы можем подойти к подобным ситуациям уже не стихийно, а осознанно, т.е. с пониманием, что сейчас происходит. А значит, появляется возможность на эти переживания повлиять.

Меня тоже не миновала сия чаша и, отчетливо понимаю, что не минует и в дальнейшем. И эти стадии я хорошо знаю по своему опыту. Какие же именно?

1. Стадия отрицания

Человек отказывается признать травмирующую ситуацию. В голове бьется главная мысль: “Нет! Это не со мною! Со мною этого быть не может!”. Человек отказывается принять факты. Смерть близкого. Потерю ребенка. Не верит врачам. Отказывает себе самому и окружающим. Нельзя сказать, что он сошел с ума, но временно его психика не согласована с реальностью. Хотя бывают и крайние случаи, когда это временное помешательство становится постоянным. Тогда для психики человека реальность и сама его личность становятся вещами несовместными – и сознание уходит в менее травматичный мир иных грез. Тогда действительно окружающим приходится признать, что человек “сошел с ума от горя”.

2. Стадия гнева и агрессии

Человек в гневе обвиняет и нападает на все, что, как ему кажется, имеет отношение и может являться причиной его горя. На погибшего близкого, который был невнимателен. На себя, который не предусмотрел и не предупредил. На врачей, которые поставили неверный диагноз ребенку. На врачей, которые поставили верный диагноз. На медицину, которая бессильна. На бездарное правительство, которое не знает, что творится у него в стране. Можно сказать, что это стадия поиска врага.

У меня товарищ работал врачом на скорой помощи. Чаще всего в подобных ситуациях достается именно врачу, реже водителю, а повод всегда найдется – долго ехали, не так лечили в прошлый раз, плохо учились в институте, троечники. Хотя для интровертов характерно просто тихое или даже молчаливое осуждение и обвинение. Но это тоже стадия агрессии.

3. Стадия компромисса и торговли

На этой стадии человек пытается договориться с судьбой и богом, ищет компромисс, ищет возможность как-то откупиться от этой тяжелой ситуации. Ему кажется, что еще не поздно все исправить. Верующие читают молитвы. Неверующие тоже обращаются к высшим силам:
Обещаю, Вселенная, если поможешь, буду хорошим! Поверю в Бога. Буду ходить в церковь. Буду помогать ближнему. Брошу пить. Заживу новой жизнью. Только сделай что-нибудь!

На этой стадии известны и случаи обращения к вере, хотя чаще бывает наоборот. Получив исцеление или вернув из реанимации ребенка, человек благодарит небеса и возвращается к прежней жизни.

4. Стадия депрессии и апатии

В ней человек теряет интерес к жизни, утрачивает все смыслы. Его ничего не радует, он часами может смотреть в одну точку. Необходимые для поддержания физиологии дела он совершает на автомате. Подавленность и равнодушие к внешнему миру является доминирующим состоянием. В психологии это иногда называют состоянием “жертвы”. Часто является самой затяжной стадией. Один мой близкий товарищ, пострадав от инсульта, уже много лет находится в стадии депрессии, иногда вновь ненадолго сменяемой стадией осуждения мира. Для окружения таких людей эта стадия самая тяжелая из-за своей продолжительности.

5. Стадия адаптации и принятия

На этой стадии человек учится принимать свое горе и жить с ним. Острота переживаний сглаживается. Человек может уже с чувством благодарности вспоминать ушедшего близкого. Учится занимать время со смыслом. Вновь вкладывается душою в свое дело, работу. Возвращает радость от встреч с искусством, опять смотрит кино, слушает музыку, находит друзей.

Или, готовясь к неизбежному, завершает земные дела, наводит порядок, пишет завещание. В любом случае, внимание человека смещается на конструктивные действия, а не на подпитку депрессивных эмоций, и он медленно возвращается к осмысленной жизни.

Важно не застревать в этих стадиях, не позволить себе в них свалиться и наделать непоправимого. Даже к горю можно относиться конструктивно и управлять своим состоянием. Помогайте себе и близким быстрее пройти эти стадии и выходить душевных кризисов с минимальными психологическими травмами и потерями!

5 стадий горя после потери

Пять стадий горя: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. В них нет порядка, и они служат ориентиром, а не руководством, как скорбеть.

Траур – это сокровенное и уникальное переживание для каждого из нас. Если вы или кто-то, кого вы любите, переживаете утрату, новые эмоции могут показаться подавляющими и сбивающими с толку.

Есть по крайней мере пять эмоций, связанных с горем. Такое чувство естественно и даже необходимо.

Эти эмоции — шаги вперед на пути к исцелению, даже если в данный момент это не так.

Исцеление от потери возможно, но требует времени и терпения. Даже если вам особенно тяжело, такие ресурсы, как консультирование и группы поддержки, могут помочь вам справиться с пятью стадиями горя.

Стремясь лучше понять процесс горя, многие эксперты и исследователи в области психического здоровья посвятили годы изучению утраты и эмоций, которые она сопровождает.

Одним из таких экспертов была Элизабет Кюблер-Росс, швейцарско-американский психиатр. Она создала модель Кюблер-Росс, теорию пяти стадий горя и утраты.

В своей книге 1969 года «О смерти и умирании» Кюблер-Росс исследовала пять наиболее распространенных эмоциональных реакций на потерю: Росс назвал их «пятью стадиями смерти». Это было потому, что в то время она работала с неизлечимо больными пациентами, и это были общие эмоции, которые они испытывали по поводу собственной смертности.

Спустя годы после выхода своей первой книги Кюблер-Росс адаптировала и расширила свою модель, включив в нее другие виды потерь. Пять стадий смерти стали пятью стадиями горя.

Это горе может проявляться во многих формах и по разным причинам. Каждый, из всех слоев общества и разных культур, в какой-то момент переживает потерю и горе.

Скорбь возникает не только в связи с собственной смертью или смертью близкого человека. Скорбь также может быть вызвана болезнью, окончанием близких отношений или даже окончанием проекта или мечты.

Горе также может быть вызвано видимыми или реальными изменениями в вашей жизни. Например, переезд в новый город, школу или работу, переход в новую возрастную группу или пребывание в изоляции из-за пандемии.

Другими словами, не существует высеченного на камне списка «уважительных» причин для скорби.

Важно то, как ты себя чувствуешь. И нет правильных или неправильных чувств в отношении потери.

Изучение пяти стадий горя и утраты может помочь вам понять и поместить в контекст, где вы находитесь в своем собственном процессе горя и что вы чувствуете.

Точно так же, если вы обеспокоены или хотите понять процесс чьей-то скорби, помните, что нет единого способа пройти через него. Все скорбят по-разному.

Вы можете пережить множество сильных эмоций или вообще никак не реагировать. Оба ответа действительны и не редкость.

Количество времени, которое вы тратите на прохождение стадий горя, также варьируется от человека к человеку. Вам могут потребоваться часы, месяцы или больше, чтобы пережить потерю и исцелиться от нее.

Вы можете не испытывать все эти стадии горя или в том порядке, в котором они перечислены выше. Можно было переходить с одного этапа на другой.

Вы даже можете пропустить все эти эмоции и совершенно по-другому пережить потерю. Предполагается, что пять стадий горя служат вам ориентиром, а не правилом.

Для некоторых людей это может быть первой реакцией на потерю.

Отрицание — распространенный защитный механизм. Это может помочь вам смягчить непосредственный шок от обидной ситуации.

В качестве немедленной реакции вы можете сначала усомниться в реальности потери.

Вот несколько примеров такого типа отказа:

  • Если вы столкнулись со смертью любимого человека, вам может показаться, что кто-то позвонит и скажет, что произошла ошибка и на самом деле ничего не произошло.
  • Если вы переживаете расставание, вы можете убедить себя, что ваш партнер вскоре пожалеет об уходе и вернется к вам.
  • Если вы потеряли работу, вы можете подумать, что ваш бывший начальник предложит вам вернуться на эту должность после того, как поймет, что допустил ошибку.

После этой первой реакции шока и отрицания вы можете на какое-то время онеметь.

В какой-то момент тебе может показаться, что для тебя уже ничего не имеет значения. Жизнь, какой вы когда-то ее знали, изменилась. Вам может быть трудно почувствовать, что вы можете двигаться дальше.

Первая стадия горя — это естественная реакция, которая помогает вам пережить утрату в удобное для вас время. Оцепенев, вы даете себе время исследовать в своем собственном темпе изменения, через которые вы проходите.

Отрицание — это временная реакция, которая проведет вас через первую волну боли. В конце концов, когда вы будете готовы, чувства и эмоции, которые вы отрицали, всплывут на поверхность, и ваше исцеляющее путешествие продолжится.

Иногда боль принимает другие формы. По словам Кюблер-Росс, боль от потери часто перенаправляется и выражается в виде гнева.

Чувство сильного гнева может удивить вас или ваших близких, но это не редкость. Этот гнев служит цели.

Для некоторых людей чувство гнева может быть особенно ошеломляющим, потому что во многих культурах гнев — это эмоция, которую боятся или отвергают. Возможно, вы больше привыкли избегать этого, чем противостоять ему.

На стадии гнева от горя вы можете начать задавать такие вопросы, как «Почему я?» или «Чем я заслужил это?»

Вы также можете внезапно разозлиться на неодушевленные предметы, незнакомцев, друзей или членов семьи. Вы можете злиться на саму жизнь.

Нередко вы испытываете гнев по отношению к ситуации или человеку, которого вы потеряли. Рационально вы можете понять, что человек не виноват. Эмоционально, однако, вы можете обижаться на них за причинение вам боли или за то, что они бросили вас.

В какой-то момент вы также можете почувствовать вину за то, что злитесь. Это может сделать вас злее.

Попробуйте напомнить себе, что под вашим гневом скрывается боль. И даже если вам может не нравиться, этот гнев необходим для исцеления.

Гнев также может быть способом воссоединиться с миром после того, как вы изолировали себя от него на стадии отрицания. Когда вы оцепенели, вы отключаетесь от всех. Когда вы злитесь, вы соединяетесь, даже если через эту эмоцию.

Но гнев — не единственная эмоция, которую вы можете испытывать на этом этапе. Раздражительность, горечь, тревога, ярость и нетерпение — это лишь некоторые другие способы справиться с потерей. Все это часть одного и того же процесса.

Торг — это стадия горя, которая помогает сохранять надежду в ситуации сильной боли.

Вы можете подумать про себя, что готовы сделать что угодно и пожертвовать всем, лишь бы ваша жизнь вернулась к тому состоянию, в котором она была до потери.

Во время этих внутренних переговоров вы можете поймать себя на мысли в категориях «а что, если» или «если только»: что, если бы я сделал XYZ, тогда все вернется на круги своя; если бы я только сделал что-то по-другому, чтобы предотвратить потерю.

Вина может быть сопутствующей эмоцией на этом этапе, поскольку вы можете непреднамеренно попытаться восстановить некоторый контроль, даже если за свой счет.

Все эти эмоции и мысли не редкость. Как бы тяжело это ни было, это поможет вам исцелиться, когда вы столкнетесь с реальностью вашей потери.

Как и на всех других стадиях горя, депрессия проявляется по-разному. Нет правильного или неправильного способа сделать это, а также нет крайнего срока для его преодоления.

В данном случае депрессия не является признаком психического расстройства. Наоборот, это естественная и уместная реакция на горе.

На стадии депрессии вы начинаете сталкиваться со своей нынешней реальностью и неизбежностью пережитой потери. Понятно, что это осознание может привести вас к сильной печали и отчаянию.

Эта сильная печаль может заставить вас чувствовать себя по-другому и в других аспектах. Вы можете чувствовать:

  • усталость
  • уязвимость
  • смущение и рассеянность
  • нежелание двигаться дальше
  • не голодный или не желающий есть
  • не способный или не желающий готовиться утром
  • не способный вы однажды сделали

Как правило, все это временно и является прямой реакцией на процесс вашего горя.

Каким бы ошеломляющим он ни казался на данный момент, этот этап является необходимой частью вашего исцеляющего пути.

Принятие не обязательно означает согласие с тем, что произошло. В зависимости от вашего опыта, это может быть понятно, если вы никогда не чувствовали себя так.

Принятие — это больше о том, как вы признаете потери, которые вы испытали, как вы учитесь жить с ними и как вы соответствующим образом корректируете свою жизнь.

На этом этапе вы можете чувствовать себя более комфортно, общаясь с друзьями и семьей, но также естественно чувствовать, что иногда вы предпочитаете отстраняться.

Иногда вам может казаться, что вы принимаете потерю, а затем снова переходите к другому этапу горя. Это движение вперед и назад между стадиями является естественным и частью процесса заживления.

Со временем вы, возможно, окажетесь на этой стадии в течение длительного периода времени.

Это не означает, что вы больше никогда не почувствуете грусти или гнева по поводу своей потери, но ваша долгосрочная перспектива и то, как вы будете жить с этой реальностью, будут другими.

Пять стадий горя, предложенные Кюблер-Росс, послужили основой для многих специалистов в области психического здоровья, работающих с процессом горя.

Некоторые из этих профессионалов, такие как британский психиатр Джон Боулби, разработали свои собственные методы работы с эмоциональными реакциями на потерю. Другие, в том числе сама Кюблер-Росс, адаптировали и расширили исходную пятиступенчатую модель.

Эта адаптация обычно известна как кривая изменений Кюблера-Росса. Он расширяет пять основных стадий горя до семи перекрывающихся стадий:

  1. Шок. Сильное и иногда парализующее удивление от потери.
  2. Отказ. Неверие и необходимость искать улики, подтверждающие пропажу.
  3. Гнев и разочарование. Смесь между признанием того, что некоторые вещи изменились, и гневом по поводу этих изменений.
  4. Депрессия. Отсутствие энергии и сильная печаль.
  5. Тестирование. Экспериментируйте с новой ситуацией, чтобы узнать, что она на самом деле означает в вашей жизни.
  6. Решение. Растущий оптимизм по поводу того, как научиться справляться с новой ситуацией.
  7. Интеграция. Принятие новой реальности, размышление о том, что вы узнали, и выход в мир обновленным человеком.

Поскольку все скорбят по-разному и по разным причинам, иногда вам может казаться, что ваш собственный процесс скорби идет не «согласно норме».

Но помните: не существует правильного или неправильного способа справиться с потерей.

Это могут быть некоторые из мыслей, которые могут прийти вам в голову, когда вы смотрите на свой или чей-то другой способ скорби.

1. «Я делаю это неправильно»

Одно из самых распространенных заблуждений относительно скорби состоит в том, что все проходят через нее одинаково.

Когда дело доходит до исцеления от потери, нет правильного способа сделать это. Возможно, вам будет полезно напомнить себе, что «я не должен так себя чувствовать».

Горевать — это не перебирать или следовать установленному списку шагов. Это уникальное и многогранное целительное путешествие.

2. «Я должен чувствовать…»

Не все переживают все вышеперечисленные стадии или хотя бы проходят эти эмоции одинаково.

Например, может быть, стадия депрессии больше похожа на раздражительность, чем на печаль. И отрицание может быть скорее чувством шока и неверия, чем реальным ожиданием того, что что-то неожиданное исправит потерю.

Эмоции, используемые для контекстуализации стадий горя, — не единственные, которые вы будете испытывать. Вы можете даже не испытывать их вообще, и это тоже естественно.

Это не указывает на то, что ваше целительное путешествие в чем-то ошибочно. Ваш опыт исцеления уникален для вас и, тем не менее, действителен.

3. «Это идет первым»

Помните, что нет определенного или линейного порядка для стадий горя.

Вы можете перемещаться по этапам один за другим, а можете идти вперед и назад. В некоторые дни вы можете чувствовать себя очень грустно, а на следующий день вы можете проснуться с надеждой. Тогда вы могли бы вернуться к чувству грусти. В некоторые дни вы можете даже почувствовать и то, и другое!

Точно так же отрицание — не обязательно первая эмоция, которую вы испытываете. Возможно, ваша первая эмоциональная реакция — гнев или депрессия.

Это естественно и является частью процесса заживления.

4. «Это занимает слишком много времени»

Преодоление потери — это, в конечном счете, глубоко личный и уникальный опыт. Многие факторы влияют на то, сколько времени это займет.

Некоторые люди преодолевают горе за несколько дней. Другим требуются месяцы или больше, чтобы справиться со своей потерей.

Возможно, вам будет полезно не устанавливать крайние сроки для вашего процесса.

В горе вы испытаете некоторые из этих эмоций волнами интенсивности. Со временем вы заметите снижение интенсивности.

Если вы чувствуете, что ваши эмоции не исчезают или усиливаются, возможно, сейчас самое время обратиться за профессиональной поддержкой.

5. «У меня депрессия»

Прохождение стадий горя, особенно стадии депрессии, не эквивалентно клинической депрессии. Есть разница между клинической депрессией и горем.

Это означает, что хотя некоторые симптомы могут быть похожими, между ними все же есть ключевые различия.

Например, в состоянии горя с течением времени сильная печаль будет уменьшаться по интенсивности и частоте. Вы можете даже испытать эту печаль в то же самое время, когда вы находите временное облегчение в счастливых воспоминаниях о временах до потери.

С другой стороны, при клинической депрессии без надлежащего лечения ваше настроение останется негативным или со временем ухудшится. Скорее всего, это повлияет на вашу самооценку. Вы можете редко испытывать чувство удовольствия или счастья.

Это не означает, что во время скорби у вас не может развиться клиническая депрессия. Если ваши эмоции постепенно нарастают по интенсивности и частоте, обратитесь за поддержкой.

Если вы испытываете сильное горе и не знаете, как с ним справиться, обращение за помощью может обеспечить утешение и поддержку.

Любая уважительная для вас причина является веской причиной для обращения за помощью.

Другие случаи, когда вам может понадобиться помощь в обработке вашей потери, включают следующее:

  • Вам нужно вернуться в школу или на работу, и вам трудно заниматься повседневными делами. Например, у вас проблемы с концентрацией внимания.
  • Вы являетесь единственным или основным опекуном или источником поддержки для кого-то другого. Например, вы являетесь родителем-одиночкой или чьим-то опекуном.
  • Вы испытываете физический дискомфорт или боль.
  • Вы пропускаете приемы пищи или прием лекарств, потому что вам не хочется вставать или что-либо делать.
  • Ваши эмоции нарастают по интенсивности и частоте, а не приходят волнами или ослабевают со временем.
  • Вы думали о том, чтобы причинить вред другим или себе.

Если вы или кто-то из ваших знакомых подумываете о причинении себе вреда, вы не одиноки. Помощь доступна прямо сейчас:

  • Позвоните на горячую линию в кризисных ситуациях, например, на Национальную линию спасения от самоубийств по номеру 800-273-8255.
  • Отправьте сообщение HOME на номер Crisis Text Line по номеру 741741.

Есть несколько других способов обратиться за помощью, в зависимости от того, что вам доступно.

Друзья и семья

Разговор с друзьями или родственниками может принести вам чувство облегчения.

Вербальное выражение своих чувств иногда может облегчить внутреннее смятение, которое вы, возможно, испытываете.

Иногда вам может не хотеться говорить, а вместо этого вы предпочитаете молчаливую компанию.

Если вы расскажете другим о своих потребностях, они помогут вам так, как вы считаете нужным в вашей ситуации.

Группы поддержки

Участие в группах поддержки также может быть полезным. Существуют местные группы поддержки, а также онлайн-группы поддержки.

Вы можете связаться с другими участниками группы, которые пережили или переживают подобные потери. Они также могут направить вас к дополнительным ресурсам.

Группы поддержки также могут стать безопасным пространством, где вы можете выразить себя, не чувствуя осуждения или давления, если вы чувствуете, что это может иметь место при разговоре с кем-то еще.

Специалисты в области психического здоровья

Консультирование и терапия горя — это два способа работы со специалистом в области психического здоровья, который может поддержать ваш собственный процесс.

Если у вас есть страховка, позвоните в свою страховую компанию, чтобы узнать, покрывается ли ваша страховка консультациями по горю, и если да, то на каких условиях.

Если ваша страховка не покрывает консультации, ваш лечащий врач может предложить некоторую поддержку или рекомендации.

Если у вас нет медицинской страховки или вы не покрываете эту услугу, вы можете попробовать найти местную организацию, которая предоставляет консультации по горю за небольшую плату или бесплатно.

Многие национальные организации по охране психического здоровья, такие как Национальный альянс по психическим заболеваниям (NAMI), имеют местные или региональные отделения. Звонок им напрямую может дать вам доступ к некоторой информации и их конкретным службам поддержки горя.

Вы сделали первый шаг, просто задаваясь вопросом, как вы можете помочь своему близкому человеку.

Вот несколько способов поддержать их сейчас и в будущем.

1. Слушайте

Возможно, одним из главных наследий Элизабет Кюблер-Росс и ее работы является важность выслушивания скорбящего человека.

Возможно, у вас самые лучшие намерения, и вы хотите сказать утешительные слова. Но в некоторых случаях наилучшая поддержка исходит от того, что вы просто находитесь рядом и ясно даете понять, что вы готовы слушать все, что угодно и когда угодно, чем они хотят поделиться.

Также важно принять это, если любимый человек не хочет с вами разговаривать. Дайте им время и пространство.

2. Протяни руку помощи

Не все умеют утешать других. Может быть пугающе или ошеломляюще видеть, как кто-то, о ком вы заботитесь, переживает тяжелые времена.

Но не позволяйте этим страхам мешать вам предлагать помощь или быть там. Руководствуйтесь эмпатией, а остальное приложится.

3. Будьте практичны

Ищите способы облегчить бремя любимого человека. Исследуйте области, в которых им может понадобиться помощь, пока они справляются со своей потерей.

Это может означать помощь в приготовлении пищи или покупке продуктов, наведение порядка в их комнате или доме или забрать детей из школы.

4. Не думайте, что

Возможно, вы захотите устно предложить свою поддержку и быть внимательным к тому, что они говорят вам, это может помочь им почувствовать себя лучше. Но избегайте предполагать или гадать, «какой шаг» процесса они проходят в данный момент.

Улыбающееся лицо или отсутствие слез не обязательно означает, что они не скорбят. Изменение их внешности не означает, что они в депрессии.

Подождите, пока они выразят свои чувства, если они готовы, и продолжайте.

5. Поиск ресурсов

У вас может хватить ясности ума и энергии, чтобы просмотреть местные группы поддержки и организации, позвонить в страховую компанию и найти специалиста по психическому здоровью.

Решение о том, чтобы обратиться за такой помощью, конечно, полностью зависит от скорбящего человека. Но наличие информации под рукой может сэкономить время, когда они будут готовы или захотят ее принять.

Некоторые ресурсы, которые могут оказаться полезными:

  • Группы поддержки GriefShare
  • Сострадательные друзья: Поддержка семьи после смерти ребенка
  • Американская психологическая ассоциация: Поиск психолога
  • Помощь детям в горе: Набор инструментов
  • 9002 горя после потери

    Пять стадий горя: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. В них нет порядка, и они служат ориентиром, а не руководством, как скорбеть.

    Траур – это сокровенное и уникальное переживание для каждого из нас. Если вы или кто-то, кого вы любите, переживаете утрату, новые эмоции могут показаться подавляющими и сбивающими с толку.

    Есть по крайней мере пять эмоций, связанных с горем. Такое чувство естественно и даже необходимо.

    Эти эмоции — шаги вперед на пути к исцелению, даже если в данный момент это не так.

    Исцеление от потери возможно, но требует времени и терпения. Даже если вам особенно тяжело, такие ресурсы, как консультирование и группы поддержки, могут помочь вам справиться с пятью стадиями горя.

    Стремясь лучше понять процесс горя, многие эксперты и исследователи в области психического здоровья посвятили годы изучению утраты и эмоций, которые она сопровождает.

    Одним из таких экспертов была Элизабет Кюблер-Росс, швейцарско-американский психиатр. Она создала модель Кюблер-Росс, теорию пяти стадий горя и утраты.

    В своей книге 1969 года «О смерти и умирании» Кюблер-Росс исследовала пять наиболее распространенных эмоциональных реакций на потерю:

    • отрицание
    • гнев
    • торг
    • депрессия
    • принятие

    Первоначально Кюблер-Росс называл их «пятью стадиями смерти». Это было потому, что в то время она работала с неизлечимо больными пациентами, и это были общие эмоции, которые они испытывали по поводу собственной смертности.

    Спустя годы после выхода своей первой книги Кюблер-Росс адаптировала и расширила свою модель, включив в нее другие виды потерь. Пять стадий смерти стали пятью стадиями горя.

    Это горе может проявляться во многих формах и по разным причинам. Каждый, из всех слоев общества и разных культур, в какой-то момент переживает потерю и горе.

    Скорбь возникает не только в связи с собственной смертью или смертью близкого человека. Скорбь также может быть вызвана болезнью, окончанием близких отношений или даже окончанием проекта или мечты.

    Горе также может исходить от предполагаемых или реальных изменений в вашей жизни. Например, переезд в новый город, школу или работу, переход в новую возрастную группу или пребывание в изоляции из-за пандемии.

    Другими словами, не существует высеченного на камне списка «уважительных» причин для скорби.

    Важно то, как ты себя чувствуешь. И нет правильных или неправильных чувств в отношении потери.

    Изучение пяти стадий горя и утраты может помочь вам понять и поместить в контекст, где вы находитесь в своем собственном процессе горя и что вы чувствуете.

    Точно так же, если вы обеспокоены или хотите понять процесс чьей-то скорби, помните, что нет единого способа пройти через него. Все скорбят по-разному.

    Вы можете пережить множество сильных эмоций или вообще никак не реагировать. Оба ответа действительны и не редкость.

    Количество времени, которое вы тратите на прохождение стадий горя, также варьируется от человека к человеку. Вам могут потребоваться часы, месяцы или больше, чтобы пережить потерю и исцелиться от нее.

    Вы можете не испытывать все эти стадии горя или в том порядке, в котором они перечислены выше. Можно было переходить с одного этапа на другой.

    Вы даже можете пропустить все эти эмоции и совершенно по-другому пережить потерю. Предполагается, что пять стадий горя служат вам ориентиром, а не правилом.

    Для некоторых людей это может быть первой реакцией на потерю.

    Отрицание — распространенный защитный механизм. Это может помочь вам смягчить непосредственный шок от обидной ситуации.

    В качестве немедленной реакции вы можете сначала усомниться в реальности потери.

    Вот несколько примеров такого типа отказа:

    • Если вы столкнулись со смертью любимого человека, вам может показаться, что кто-то позвонит и скажет, что произошла ошибка и на самом деле ничего не произошло.
    • Если вы переживаете расставание, вы можете убедить себя, что ваш партнер вскоре пожалеет об уходе и вернется к вам.
    • Если вы потеряли работу, вы можете подумать, что ваш бывший начальник предложит вам вернуться на эту должность после того, как поймет, что допустил ошибку.

    После этой первой реакции шока и отрицания вы можете на какое-то время оцепенеть.

    В какой-то момент тебе может показаться, что для тебя уже ничего не имеет значения. Жизнь, какой вы когда-то ее знали, изменилась. Вам может быть трудно почувствовать, что вы можете двигаться дальше.

    Первая стадия горя — это естественная реакция, которая помогает вам пережить утрату в удобное для вас время. Оцепенев, вы даете себе время исследовать в своем собственном темпе изменения, через которые вы проходите.

    Отрицание — это временная реакция, которая проведет вас через первую волну боли. В конце концов, когда вы будете готовы, чувства и эмоции, которые вы отрицали, всплывут на поверхность, и ваше исцеляющее путешествие продолжится.

    Иногда боль принимает другие формы. По словам Кюблер-Росс, боль от потери часто перенаправляется и выражается в виде гнева.

    Сильный гнев может удивить вас или ваших близких, но это не редкость. Этот гнев служит цели.

    Для некоторых людей чувство гнева может быть особенно ошеломляющим, потому что во многих культурах гнев — это эмоция, которую боятся или отвергают. Возможно, вы больше привыкли избегать этого, чем противостоять ему.

    На стадии гнева от горя вы можете начать задавать такие вопросы, как «Почему я?» или «Чем я заслужил это?»

    Вы также можете внезапно разозлиться на неодушевленные предметы, незнакомцев, друзей или членов семьи. Вы можете злиться на саму жизнь.

    Нередко вы злитесь на ситуацию или на человека, которого вы потеряли. Рационально вы можете понять, что человек не виноват. Эмоционально, однако, вы можете обижаться на них за причинение вам боли или за то, что они бросили вас.

    В какой-то момент вы также можете почувствовать вину за то, что злитесь. Это может сделать вас злее.

    Попробуйте напомнить себе, что под вашим гневом скрывается боль. И даже если вам может не нравиться, этот гнев необходим для исцеления.

    Гнев также может быть способом воссоединиться с миром после того, как вы изолировали себя от него на стадии отрицания. Когда вы оцепенели, вы отключаетесь от всех. Когда вы злитесь, вы соединяетесь, даже если через эту эмоцию.

    Но гнев — не единственная эмоция, которую вы можете испытывать на этом этапе. Раздражительность, горечь, тревога, ярость и нетерпение — это лишь некоторые другие способы справиться с потерей. Все это часть одного и того же процесса.

    Торг — это стадия горя, которая помогает сохранять надежду в ситуации сильной боли.

    Вы можете подумать про себя, что готовы сделать что угодно и пожертвовать всем, лишь бы ваша жизнь вернулась к тому состоянию, в котором она была до потери.

    Во время этих внутренних переговоров вы можете поймать себя на мысли в категориях «а что, если» или «если бы только»: что, если бы я сделал XYZ, тогда все вернется на круги своя; если бы я только сделал что-то по-другому, чтобы предотвратить потерю.

    Вина может быть сопутствующей эмоцией на этом этапе, поскольку вы можете непреднамеренно попытаться восстановить некоторый контроль, даже если за свой счет.

    Все эти эмоции и мысли не редкость. Как бы тяжело это ни было, это поможет вам исцелиться, когда вы столкнетесь с реальностью вашей потери.

    Как и на всех других стадиях горя, депрессия проявляется по-разному. Нет правильного или неправильного способа сделать это, а также нет крайнего срока для его преодоления.

    В данном случае депрессия не является признаком психического расстройства. Наоборот, это естественная и уместная реакция на горе.

    На стадии депрессии вы начинаете сталкиваться со своей нынешней реальностью и неизбежностью пережитой потери. Понятно, что это осознание может привести вас к сильной печали и отчаянию.

    Эта сильная печаль может заставить вас чувствовать себя по-другому и в других аспектах. Вы можете чувствовать:

    • усталость
    • уязвимость
    • смущение и рассеянность
    • нежелание двигаться дальше
    • не голодный или не желающий есть
    • не способный или не желающий готовиться утром
    • не способный вы однажды сделали

    Как правило, все это временно и является прямой реакцией на процесс вашего горя.

    Каким бы ошеломляющим он ни казался на данный момент, этот этап является необходимой частью вашего исцеляющего пути.

    Принятие не обязательно означает согласие с тем, что произошло. В зависимости от вашего опыта, это может быть понятно, если вы никогда не чувствовали себя так.

    Принятие — это больше о том, как вы признаете потери, которые вы испытали, как вы учитесь жить с ними и как вы соответствующим образом корректируете свою жизнь.

    На этом этапе вы можете чувствовать себя более комфортно, общаясь с друзьями и семьей, но также естественно чувствовать, что иногда вы предпочитаете отстраняться.

    Иногда вам может казаться, что вы принимаете потерю, а затем снова переходите к другому этапу горя. Это движение вперед и назад между стадиями является естественным и частью процесса заживления.

    Со временем вы, возможно, окажетесь на этой стадии в течение длительного периода времени.

    Это не означает, что вы больше никогда не почувствуете грусти или гнева по поводу своей потери, но ваша долгосрочная перспектива и то, как вы будете жить с этой реальностью, будут другими.

    Пять стадий горя, предложенные Кюблер-Росс, послужили основой для многих специалистов в области психического здоровья, работающих с процессом горя.

    Некоторые из этих профессионалов, такие как британский психиатр Джон Боулби, разработали свои собственные методы работы с эмоциональными реакциями на потерю. Другие, в том числе сама Кюблер-Росс, адаптировали и расширили исходную пятиступенчатую модель.

    Эта адаптация обычно известна как кривая изменений Кюблера-Росса. Он расширяет пять основных стадий горя до семи перекрывающихся стадий:

    1. Шок. Сильное и иногда парализующее удивление от потери.
    2. Отказ. Неверие и необходимость искать улики, подтверждающие пропажу.
    3. Гнев и разочарование. Смесь между признанием того, что некоторые вещи изменились, и гневом по поводу этих изменений.
    4. Депрессия. Отсутствие энергии и сильная печаль.
    5. Тестирование. Экспериментируйте с новой ситуацией, чтобы узнать, что она на самом деле означает в вашей жизни.
    6. Решение. Растущий оптимизм по поводу того, как научиться справляться с новой ситуацией.
    7. Интеграция. Принятие новой реальности, размышление о том, что вы узнали, и выход в мир обновленным человеком.

    Поскольку все скорбят по-разному и по разным причинам, иногда вам может казаться, что ваш собственный процесс скорби идет не «согласно норме».

    Но помните: не существует правильного или неправильного способа справиться с потерей.

    Это могут быть некоторые из мыслей, которые могут прийти вам в голову, когда вы смотрите на свой или чей-то другой способ скорби.

    1. «Я делаю это неправильно»

    Одно из самых распространенных заблуждений относительно скорби состоит в том, что все проходят через нее одинаково.

    Когда дело доходит до исцеления от потери, нет правильного способа сделать это. Возможно, вам будет полезно напомнить себе, что «я не должен так себя чувствовать».

    Горевать — это не перебирать или следовать установленному списку шагов. Это уникальное и многогранное целительное путешествие.

    2. «Я должен чувствовать…»

    Не все переживают все вышеперечисленные стадии или хотя бы проходят эти эмоции одинаково.

    Например, может быть, стадия депрессии больше похожа на раздражительность, чем на печаль. И отрицание может быть скорее чувством шока и неверия, чем реальным ожиданием того, что что-то неожиданное исправит потерю.

    Эмоции, используемые для контекстуализации стадий горя, — не единственные, которые вы будете испытывать. Вы можете даже не испытывать их вообще, и это тоже естественно.

    Это не указывает на то, что ваше целительное путешествие в чем-то ошибочно. Ваш опыт исцеления уникален для вас и, тем не менее, действителен.

    3. «Это идет первым»

    Помните, что нет определенного или линейного порядка для стадий горя.

    Вы можете перемещаться по этапам один за другим, а можете идти вперед и назад. В некоторые дни вы можете чувствовать себя очень грустно, а на следующий день вы можете проснуться с надеждой. Тогда вы могли бы вернуться к чувству грусти. В некоторые дни вы можете даже почувствовать и то, и другое!

    Точно так же отрицание — не обязательно первая эмоция, которую вы испытываете. Возможно, ваша первая эмоциональная реакция — гнев или депрессия.

    Это естественно и является частью процесса заживления.

    4. «Это занимает слишком много времени»

    Преодоление потери — это, в конечном счете, глубоко личный и уникальный опыт. Многие факторы влияют на то, сколько времени это займет.

    Некоторые люди преодолевают горе за несколько дней. Другим требуются месяцы или больше, чтобы справиться со своей потерей.

    Возможно, вам будет полезно не устанавливать крайние сроки для вашего процесса.

    В горе вы испытаете некоторые из этих эмоций волнами интенсивности. Со временем вы заметите снижение интенсивности.

    Если вы чувствуете, что ваши эмоции не исчезают или усиливаются, возможно, сейчас самое время обратиться за профессиональной поддержкой.

    5. «У меня депрессия»

    Прохождение стадий горя, особенно стадии депрессии, не эквивалентно клинической депрессии. Есть разница между клинической депрессией и горем.

    Это означает, что хотя некоторые симптомы могут быть похожими, между ними все же есть ключевые различия.

    Например, в состоянии горя с течением времени сильная печаль будет уменьшаться по интенсивности и частоте. Вы можете даже испытать эту печаль в то же самое время, когда вы находите временное облегчение в счастливых воспоминаниях о временах до потери.

    С другой стороны, при клинической депрессии без надлежащего лечения ваше настроение останется негативным или со временем ухудшится. Скорее всего, это повлияет на вашу самооценку. Вы можете редко испытывать чувство удовольствия или счастья.

    Это не означает, что во время скорби у вас не может развиться клиническая депрессия. Если ваши эмоции постепенно нарастают по интенсивности и частоте, обратитесь за поддержкой.

    Если вы испытываете сильное горе и не знаете, как с ним справиться, обращение за помощью может обеспечить утешение и поддержку.

    Любая уважительная для вас причина является веской причиной для обращения за помощью.

    Другие случаи, когда вам может понадобиться помощь в обработке вашей потери, включают следующее:

    • Вам нужно вернуться в школу или на работу, и вам трудно заниматься повседневными делами. Например, у вас проблемы с концентрацией внимания.
    • Вы являетесь единственным или основным опекуном или источником поддержки для кого-то другого. Например, вы являетесь родителем-одиночкой или чьим-то опекуном.
    • Вы испытываете физический дискомфорт или боль.
    • Вы пропускаете приемы пищи или прием лекарств, потому что вам не хочется вставать или что-либо делать.
    • Ваши эмоции нарастают по интенсивности и частоте, а не приходят волнами или ослабевают со временем.
    • Вы думали о том, чтобы причинить вред другим или себе.

    Если вы или кто-то из ваших знакомых подумываете о причинении себе вреда, вы не одиноки. Помощь доступна прямо сейчас:

    • Позвоните на горячую линию в кризисных ситуациях, например, на Национальную линию спасения от самоубийств по номеру 800-273-8255.
    • Отправьте сообщение HOME на номер Crisis Text Line по номеру 741741.

    Есть несколько других способов обратиться за помощью, в зависимости от того, что вам доступно.

    Друзья и семья

    Разговор с друзьями или родственниками может принести вам чувство облегчения.

    Вербальное выражение своих чувств иногда может облегчить внутреннее смятение, которое вы, возможно, испытываете.

    Иногда вам может не хотеться говорить, а вместо этого вы предпочитаете молчаливую компанию.

    Если вы расскажете другим о своих потребностях, они помогут вам так, как вы считаете нужным в вашей ситуации.

    Группы поддержки

    Участие в группах поддержки также может быть полезным. Существуют местные группы поддержки, а также онлайн-группы поддержки.

    Вы можете связаться с другими участниками группы, которые пережили или переживают подобные потери. Они также могут направить вас к дополнительным ресурсам.

    Группы поддержки также могут стать безопасным пространством, где вы можете выразить себя, не чувствуя осуждения или давления, если вы чувствуете, что это может иметь место при разговоре с кем-то еще.

    Специалисты в области психического здоровья

    Консультирование и терапия горя — это два способа работы со специалистом в области психического здоровья, который может поддержать ваш собственный процесс.

    Если у вас есть страховка, позвоните в свою страховую компанию, чтобы узнать, покрывается ли ваша страховка консультациями по горю, и если да, то на каких условиях.

    Если ваша страховка не покрывает консультации, ваш лечащий врач может предложить некоторую поддержку или рекомендации.

    Если у вас нет медицинской страховки или вы не покрываете эту услугу, вы можете попробовать найти местную организацию, которая предоставляет консультации по горю за небольшую плату или бесплатно.

    Многие национальные организации по охране психического здоровья, такие как Национальный альянс по психическим заболеваниям (NAMI), имеют местные или региональные отделения. Звонок им напрямую может дать вам доступ к некоторой информации и их конкретным службам поддержки горя.

    Вы сделали первый шаг, просто задаваясь вопросом, как вы можете помочь своему близкому человеку.

    Вот несколько способов поддержать их сейчас и в будущем.

    1. Слушайте

    Возможно, одним из главных наследий Элизабет Кюблер-Росс и ее работы является важность выслушивания скорбящего человека.

    Возможно, у вас самые лучшие намерения, и вы хотите сказать утешительные слова. Но в некоторых случаях наилучшая поддержка исходит от того, что вы просто находитесь рядом и ясно даете понять, что вы готовы слушать все, что угодно и когда угодно, чем они хотят поделиться.

    Также важно принять это, если любимый человек не хочет с вами разговаривать. Дайте им время и пространство.

    2. Протяни руку помощи

    Не все умеют утешать других. Может быть пугающе или ошеломляюще видеть, как кто-то, о ком вы заботитесь, переживает тяжелые времена.

    Но не позволяйте этим страхам мешать вам предлагать помощь или быть там. Руководствуйтесь эмпатией, а остальное приложится.

    3. Будьте практичны

    Ищите способы облегчить бремя любимого человека. Исследуйте области, в которых им может понадобиться помощь, пока они справляются со своей потерей.

    Это может означать помощь в приготовлении пищи или покупке продуктов, наведение порядка в их комнате или доме или забрать детей из школы.

    4. Не думайте, что

    Возможно, вы захотите устно предложить свою поддержку и быть внимательным к тому, что они говорят вам, это может помочь им почувствовать себя лучше. Но избегайте предполагать или гадать, «какой шаг» процесса они проходят в данный момент.

    Улыбающееся лицо или отсутствие слез не обязательно означает, что они не скорбят. Изменение их внешности не означает, что они в депрессии.

    Подождите, пока они выразят свои чувства, если они готовы, и продолжайте.

    5. Поиск ресурсов

    У вас может хватить ясности ума и энергии, чтобы просмотреть местные группы поддержки и организации, позвонить в страховую компанию и найти специалиста по психическому здоровью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *