Психология познания брунер: Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации
Брунер Дж. — Психология познания. За пределами непосредственной информации
ТОП авторов и книг ИСКАТЬ КНИГУ В БИБЛИОТЕКЕ
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я AZ
ДЖ. БРУНЕР
ПСИХОЛОГИЯ
ПОЗНАНИЯ
За пределами непосредственной
информации
Перевод с английского
К. И. БАБИЦКОГО
Предисловие и общая редакция
действительного члена АПН СССР
А. Р. ЛУРИЯ
ИЗДАТЕЛЬСТВО
МОСКВА 1977
Автор — виднейший американский психолог. Книга
представляет собой сборник наиболее значительных его
работ по актуальным проблемам психологии познания.
Большой интерес представляют его исследования такого
познавательного процесса, как восприятие. В работах,
посвященных мышлению, автор последовательно рас-
крывает процесс перехода от наглядного образа к отвле-
ченному понятию, приводит результаты своих экспери-
![](http://samara-history.ru/wp-content/plugins/a3-lazy-load/assets/images/lazy_placeholder.gif)
В ряде статей книги излагается процесс формирования
навыков и умственной деятельности у младенцев,
Редакция литературы по философии
c Перевод на русский язык и сокращениями,
, 1977
10508-196
Ї 006 (CD-77
ПРЕДИСЛОВИЕ РКДАКТОРА
РУССКОГО ЙЗДАНИЛ
Настоящая книга принадлежит перу одного из выдаю-
щихся прогрессивных американских психологов Дже-
рома Брунера, ранее в течение 30 лет бывшего профес-
сором Гарвардского университета (США) и директором
Центра по исследованию познавательных процессов,
а ныне являющегося профессором Оксфордского уни-
верситета (Англия),
Особенно интересными и значительными являются
исследования Дж. Брунера в области детской психоло-
гии и психологии познавательных процессов.
Советским психологам Брупер известен по издан-
ным в СССР книгам вательной деятельности> (Изд-во , 1971)
и (М,, 1962).
Предлагаемая вниманию советских читателей книга
Брунера является сборником
наиболее важных работ разных лет.
![](/800/600/http/s3.gallery.aystatic.by/650/685/988/5029/5029988685_0.jpg)
дует различные уровни познавательной деятельности —
от наглядного восприятия до понятийного мышления, —
показывает активный, творческий характер познания,
выходящий за пределы непосредственной информации.
t Психологи хорошо знают, что информация, кото-
рую человек получает от внешнего мира, не ограничи-
вается непосредственными впечатлениями, доходящими
до него от действительности. То, что достигает органов
чувств, проходит затем через длинную цепь процессов,
обеспечивающих сложнейший анализ получаемой инфор-
мации, всестороннее отражение свойств воспринимае-
мого предмета, выделение его существенных призна-
ков и включение его в соответствующую систему кате-
горий. Только такой длительный путь, который наряду
активные действия человека, и его прежний опыт, и
решающе важное участие языка, хранящего опыт
поколений и позволяющего выходить за проделы не-
посредственно получаемой информации, и составляет
процесс активного, творческого восприятия внешней
действительности, и является психологической основой
процессов создания субъективного образа объектив-
ного мира, иначе говоря, психологической основой про-
цесса отражения.
![](/800/600/http/images.myshared.ru/6/620460/slide_8.jpg)
Поэтому понятно, что для советского читателя —
в равной мере для философа и для психолога,- для
которого ленинская теория отражения является фунда-
ментом научного познания, глубокие психологические
исследования Дж. Брунера представляют существен-
ный интерес
Книга Дж. Брунера состоит из четырех разделов.
Первый из них посвящен центральной проблеме
психологии — анализу процессов восприятия. Автор
рассматривает восприятие человека как активный про-
цесс, тесно связанный с человеческой деятельностью,
которая позволяет отбирать из доходящей до человека
информации существенные признаки и относить вос-
принимаемые предметы к определенным категориям,
обеспечивая тем самым более глубокое и всестороннее
отражение внешнего мира. Интересно, что этот же
принцип Брунер сохраняет и в отношении ощущений,
которые часто трактуются упрощенно физиологически,
но к которым следует подходить как к такой же слож-
ной форме перцептивной деятельности.
![](/800/600/http/cf3.ppt-online.org/files3/slide/q/qA6dTUC5ilv84mkHIpDbseELhOZuVMzySYBorX/slide-42.jpg)
ло трех миллионов воспринимаемых оттенков цвета,
но только 16-20 названий основных цветов. Это озна-
чает, что, воспринимая цветовые оттенки, мы сразу же
казалось бы очень элементарное ощущение на самом
деле является сложным и активным процессом перера-
ботки информации, далеко выходящим за пределы не-
посредственного впечатления. Статьи, включенные в
этот раздел, дают подробный анализ перцептивного
акта, зависимости восприятия от прежнего опыта и
активных установок человека.
Второй раздел книги, непосредственно примыкаю-
щий к первому, посвящен проблемам психологии мыш-
ления. В нем Дж. Брунер детально разбирает сложные
процессы, ведущие от наглядного восприятия к форми-
рованию сложных понятий, и резюмирует свои хорошо
известные труды по экспериментально-психологическо-
му анализу процесса формирования памяти. Эти работы
автора очень тесно сближаются с классическими иссле-
дованиями советского психолога Л.
![](/800/600/http/cf2.ppt-online.org/files2/slide/a/ACGoE9LnN0W2XeISsPTYQd5z6tO48mrcfpUFJjq1b/slide-30.jpg)
которого Брунер многократно ссылается, относя его
к числу своих учителей.
В третьем и четвертом разделах книги рассматри-
ваются проблемы психологического развития ребенка.
Как и Л. С. Выготский, автор считает, что анализ пси-
хологического процесса в его развитии является клю-
чом к исследованию сложных форм сложившихся про-
цессов. Как и советские психологи, Дж. Брунер счита-
ет, что психическое развитие протекает не как спонтан-
ное созревание, а в процессе обучения и широкого ис-
пользования активного практического опыта (в этом он
разделяет позицию советских психологов в их извест-
ных дискуссиях с Ж.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154
ТОП авторов и книг ИСКАТЬ КНИГУ В БИБЛИОТЕКЕ
Брунер Психология познания За пределами непосредственной информации 1977 Книга СССР Сохранность (торги завершены #82288918)
Загрузка . ..
-
- Основной раздел
- Как работает аукцион
- Зачем регистрироваться?
- Как покупать?
- Как продавать?
- Частые вопросы
- Корзина
- Продать
- Регистрация
- Недавние 1
- Лоты 1
- Разделы
- Поиски
- Избранные
- Лоты
- Разделы
- Поиски
-
- Недавние 1
- Лоты 1
- Разделы
- Поиски
- Избранные
- Лоты
- Разделы
- Поиски
- Покупаю
- Главная страница
- Избранные лоты
- Торгуюсь сейчас
- Я купил
- Не купил
- Подписка на новые лоты
- Запросы лотов у продавцов
- Предложения продавцов
«>
Продаю - Продать
- В продаже
- Сделки
- Завершенные торги
- Пополнить счет
- Спрос
- Настройки продавца
- Мой магазин [подробнее]
- Активация
- Настройка
-
- Покупаю
- Избранные лоты
- Торгуюсь сейчас
- Я купил
- Подписка на новые лоты
- Запросы лотов у продавцов
- Предложения продавцов
- Продаю
- Продать
- В продаже
- Сделки
- Завершенные торги
- Пополнить счет
- Спрос
- Настройки продавца
| |||
Все фото на одной странице
|
| |||
Брунер Психология познания За пределами непосредственной информации Общественные науки за рубежом американский психолог книга СССР сохранность
Все права защищены 1999-2022 Мешок
Thu, 05 Jan 2023 19:39:04 +0300
Теории детского развития: Джером Брунер
Джером Брунер был американским психологом, внесшим важный вклад в когнитивную психологию человека, а также в теорию когнитивного обучения в педагогической психологии. Его теория обучения фокусируется на способах представления, и он ввел концепции обучения открытиям и спиральной учебной программы.
Джером Брунер Теория
Джером Брунер (1915-2016) считал целью образования создание автономных учащихся, которые «научились учиться».
Его исследование когнитивного развития детей предложило три «способа репрезентации»:
- Активная репрезентация (основанная на действии)
- Иконическое представление (на основе изображений)
- Символическое представление (в зависимости от языка)
Способы представления — это способы, которыми люди хранят и кодируют знания или информацию в памяти. Режимы Брунера лишь слабо последовательны.
Активный (0–1 год)
Этот режим включает кодирование информации о действиях для хранения в нашей памяти – т.е. грамм. младенец вспоминает, как трясет погремушкой, развивая «мышечную память» задачи.
Младенцы и взрослые помнят задачи с помощью мышечной памяти. Например, имитировать работу газонокосилки гораздо быстрее и проще, чем сложное словесное объяснение.
Иконический (1–6 лет)
Способность сохранять мысленный образ «мысленным взором». При изучении новой темы может быть полезно использовать картинки и диаграммы для подкрепления словесных объяснений.
Символический (7 лет и старше)
Этот более сложный режим разрабатывается последним и является более гибким, чем два предыдущих режима. В основном посредством языка информация хранится с использованием кодов и символов. Например, «собака» — это символическое изображение определенного класса животных.
Такими символами можно манипулировать, сортировать, классифицировать и т. д., поэтому учащийся не ограничен использованием только действий или изображений. Хранение данных осуществляется с помощью слов, математических знаков и/или других систем символов.
Эта конструктивистская теория предполагает, что учащиеся (даже взрослые) должны осваивать новый материал, переходя от воображаемого к символическому и далее к символическому представлению. Еще одним следствием этого является то, что даже очень юные учащиеся способны усвоить любой материал, если он правильно организован в соответствии с их текущим уровнем способностей.
Спиральная учебная программа Джерома Брунера
Брунер считал, что все дети способны усваивать сложную информацию: «… любой предмет можно эффективно преподавать в какой-либо интеллектуально честной форме любому ребенку на любой стадии развития». Эта идея лежит в основе его концепции спиральная учебная программа — структурирование информации для сначала обучения сложным идеям в упрощенной форме, а затем повторное рассмотрение их в более сложной форме. Таким образом, все предметы будут преподаваться с постепенно возрастающим уровнем сложности.
Брунер также разработал концепцию исследовательского обучения, в которой учащиеся создают свои собственные знания для себя. По его мнению, обнаружение информации было более эффективным способом обучения, чем просто рассказ учителя.
Сопутствующие товарыразвитие детейуход за детьмитеории развития ухода за детьми
Джером Брунер | Кафедра психологии
«Любой предмет можно эффективно преподавать в какой-либо интеллектуально честной форме любому ребенку на любой стадии развития».
— из «Процесса образования»
Джером Брунер был лидером Когнитивной революции (pdf), которая положила конец господству бихевиоризма в американских психологических исследованиях и поставила познание в центр поля. Он получил докторскую степень. из Гарварда в 1941 году и вернулся читать лекции в Гарвард в 1945 году, после службы в разведывательном корпусе армии США. К 1952 году Брунер был профессором кафедры социальных отношений. В 1960 году он стал соучредителем междисциплинарного иконоборческого Центра когнитивных исследований в Гарварде, работая вместе с Джорджем Миллером в качестве содиректора, пока не покинул университет в 1919 году.72, чтобы занять должность в Оксфордском университете.
В течение трех десятилетий своего пребывания в Гарварде Брунер публиковал работы по организации восприятия, познанию и теории обучения. явления реального мира. В его основополагающей книге 1956 года «Исследование мышления» (написанной в соавторстве с Жаклин Гуднау и Джорджем Остином) сообщаются результаты серии исследований, посвященных формированию понятий. Задачи Брунера и др. на формирование понятий использовались последующими исследователями в бесчисленных исследованиях.
Не менее влиятельными были исследования Брунера когнитивного развития детей. Он предложил трехуровневую систему внутренних репрезентаций: энактивную (основанную на действии), иконическую (основанную на образах) и символическую (основанную на языке).
Брунер также постулировал, что внутренние представления могут быть объединены для создания различных типов мышления. Его теория проводила различие между «нарративным мышлением» (последовательным во времени/причине, сосредоточенным на деталях и действиях) и «парадигматическим мышлением» (ментальная категоризация путем распознавания абстрактных, систематических сходств не связанных между собой явлений). Теория когнитивного развития Брунера отличалась от других теорий познания, основанных на этапах, поскольку она утверждала, что даже маленькие дети могут усвоить сложные концепции при соответствующей учебной поддержке, и легко поддавалась практическим образовательным приложениям, которые сам Брунер помог разработать и внедрить. .
Исследования Брунера в области обучения и когнитивного развития изменили эту область, а его горячая поддержка междисциплинарных исследований способствовала работе многих коллег и студентов. По словам его коллеги Роджера Брауна, «Брунер обладал редким даром интеллектуального стимула, но также и более редким даром давать коллегам ощущение, что проблемы глубокой древности находятся на грани решения группой, собравшейся в тот же день».
Джером Брунер занимает 28-е место в списке 100 самых выдающихся психологов 20-го века, составленном Американской психологической ассоциацией.
Источники
Брунер, Дж.С. и Гудман, К.С. (1947). Ценность и потребность как организующие факторы восприятия.