Психология подросток: Подросток. Психологические задачи возраста

Психология подросток: Подросток. Психологические задачи возраста

Подросток. Психологические задачи возраста

 

Подросток – существо невыносимое. Причем не только для окружающих, но и для себя самого. В психологии этот период не зря называют «кризисом» подросткового возраста. Кризис означает, что нечто старое должно уйти, а нечто новое – появиться. И подросток переживает трудности этих перемен для того, чтобы выполнить ряд важнейших для всей его последующей жизни  психологических задач:

·                   Отделиться от взрослых. Стать взрослым можно только через проявление собственной автономии. Автономный – значит, способный опираться на себя, значит, принимающий собственные решения и несущий за них ответственность. Отделиться – значит, отвергнуть все то, что насаждают и предлагают, и найти собственные решения и смыслы (даже если потом окажется, что они очень похожи на те, что предлагались ему родителями).

·                   Обнаружить себя и свой пол.  Понять, кто ты такой. Что за человек? Что можешь в этой жизни, а что нет? Что получается у тебя лучше, чем у других, а что – хуже? В чем ты уникален и неповторим? Каков ты как будущий мужчина или женщина? Что есть женское и мужское в каждом из нас?

·                   Открыть для себя мир других людей. Понять, в чем состоят законы общения. Каковы правила взаимодействия во взрослом мире. В чем секреты общения с мужчинами и женщинами. Что делать с любовью, и как построить отношения.

 

Выполнение этих задач совершенно невозможно без того, чтобы:

·                Отрицать все то, что предлагают взрослые, иначе не найдешь собственные ответы, решения, смыслы;

·                Пытаться решать что-то самому, даже если взрослые уже предложили самое мудрое из возможных решений;

·                Искать себя и ввязываться в разные истории, чтобы проверить, насколько ты силен, способен и стоек;

·                Пристально вглядываться в свою внешность, понимая, что красота или привлекательность значительно увеличивают шансы быть принятым и любимым;

·                Активно контактировать с противоположным полом, узнавая другие миры самыми разными способами;

·                Много общаться с себе подобными, понимая, что ты не один и у них все те же проблемы.

 

Именно поэтому подростки бывают чрезвычайно медлительны, много времени проводят у зеркала, беспрерывно общаются, почти всегда снижают свою успеваемость, могут резко поменять свои привычки и ценности, совершенно не слушают взрослых и ведут себя вызывающе. И это не какая-то напасть, внезапно приключившаяся с ребенком, это норма поведения подростка.

Выполнение этих важных психологических задач неизбежно сопровождается сильными чувствами.

Это прежде всего:

1.      Агрессия. Отделение невозможно без злости. Любовь – это слияние. Злость – это отделение. Подросток не может проявлять любовь к своим родителям, даже если любит их. Он обречен на проявление всего спектра агрессивных чувств: от тихого недовольства и едва скрываемого раздражения к вспышкам немотивированного гнева и сильной ярости. Он вернется к любви к родителям, но чуть позже. А пока его задача – отделиться, и потому почти автоматическая реакция на любое предложение – протест. Скрытый,  в виде саботажа, или явный – в виде бурной агрессивной реакции.

2.      Страх. Подросток много боится: быть не принятым своим подростковым сообществом, потому что тогда ему почти некуда идти. Боится не соответствовать критериям своей компании, иначе также будет отвергнут. Боится, что его никто не заметит, и одновременно побаивается быть замеченным, что его любовь отвергнут, но не меньше боится того, что ее примут и с этим надо будет что-то делать. Он боится унижения и страдает от непризнания в нем взрослого.

3.      Стыд. Подросток часто стыдиться своего тела, к которому не успевает привыкнуть: так быстро оно меняется. Он стыдится проявления в себе пола и часто прикрывает это чувство вопиющим цинизмом. Он так хочет быть красивым и неотразимым, потому что это увеличивает шансы приятия его другим полом, но видит зачастую (не без помощи взрослых) только недостатки, что увеличивает его стыд, его мучения и переживания.

4.      Тревога. Беззаботное и счастливое детство закончилось. Начинается взрослая     жизнь. Как она сложится? Что мне в ней уготовано? Справлюсь ли? Неопределенность рождает тревогу. Подросток тревожится гораздо больше, чем нам, взрослым, кажется. Только не всегда умеет распознавать тревогу. Она чаще выливается в его раздражении или полном уходе в себя.

Рассмотрим основные потребности подростка:

·                   потребность во внимании и поддержке без осуждения и оценок, то есть в «безоценочной» теплоте, принятии и мудрости взрослых;

·                   потребность в четких (но не тесных) правилах и границах, которые должны удерживать взрослые, несмотря на бунт и сопротивление тинейджера, без четких границ подростку трудно самостоятельно удерживаться от деструктивных форм поведения, трудно выстраивать внутренние позиции и успешно социализироваться;

·                   потребность в развитии и обучении через жизненную практику – подросток должен получать жизненный опыт, он не может и не хочет полагаться только на теоретическое восприятие жизни или на чужой опыт;

·                   потребность в интересных жизненных событиях. Интерес – это главный двигатель личностного развития человека, в подростковом возрасте он максимально активен и постоянно требует удовлетворения;

·                   потребность в удовольствии – подросток изучает себя, свои чувства и ощущения,  он стремиться к чувственному обогащению, естественно, что удовольствия – это наиболее переживаемые желания;

·                   потребность в уважении и признании – когда человек получает уважение и признание, у него вырабатывается прочная уверенность в себе как в ценной личности, и это ложиться в основу успеха во всех сферах его жизни;

·                   потребность в общении и принятии сверстниками – подросток стремиться получать социальный опыт и вырабатывает наиболее успешные модели поведения, помогающие ему самоутверждаться, чувствовать себя уверенно, получать любовь, симпатию, признание; подростку важно знать, что он ценен для окружающих, что его мнение имеет значение; он готов сделать все, чтобы реальная или воображаемая группа людей, к которой он бы хотел принадлежать (референтная группа), признала его «своим», даже если при этом придется наступить на горло своему собственному «Я»;

·                   потребность в умении уверенно отстаивать свое мнение (которое основано на общей уверенности в себе) – именно неумение это делать ведет ко многим  проблемам в жизни подростка, которые ограничивают его саморегуляцию и развитие, — к застенчивости, зависимости от дурного сообщества, переживанию беспомощности и никчемности, отказу от будущих профессиональных  успехов и т. д.;

·                   потребность в творческом самовыражении и самореализации – творческая самореализация – это сильнейшая струя в развитии подростка; если он находит возможность для удовлетворения этой потребности, он практически находит возможность удовлетворить и все остальные; творчески самореализуясь, подросток получает практический жизненный опыт – ему интересно, он развивается, он испытывает уважение к самому себе, получает результаты своего творчества, его принимают окружающие, и ему легко жить в четких границах своего творчества;

·                   потребность в постановке жизненных целей – не смотря на стремление подростка «жить сейчас», четкое определение им своего будущего вносит в его жизнь упорядоченность, снимает большую долю тревожности и позволяет направить свои личностные ресурсы в определенное русло.

 

Чем взрослые могут помочь своему подростку:

·        продолжать любить его;

·        верить в то, что он справится;

·        не «качать права» по пустякам, дать ему возможность ошибаться и настаивать на своем;

·        относиться к нему и его миру с уважением, даже если он сам  и его мир вам совсем не симпатичны;

·        быть на расстоянии вытянутой руки, способной поддержать, когда попросят;

·        несмотря на бурные чувства, оставаться в близких отношениях, желательно теплых и принимающих.

 

К.пс.н. Загузова Т.А.

Как меняется психология подростков с возрастом — Ольга Николаенко на vc.ru

В 2020 году Московский международный Салон образования проходит в онлайн формате на новой коммуникационной digital-платформе, которая объединила чиновников, профессиональное, экспертное и бизнес-сообщества, учащихся и их родителей. Такой формат позволяет принципиально расширить аудиторию Салона, увеличив количество уникальных посетителей до 250 000 человек, и впервые в таком масштабе объединить весь русскоговорящий мир вокруг общих проблем и ценностей. В рамках Салона серьезное внимание будет уделено психологии подростков в условиях перехода обучения на дистанционный формат. Экспертом выступила Чибисова Марина Юрьевна, практикующий психолог, к.пс.н. доцент МПГУ, HAAB-Первое сентября

1045 просмотров

Подростковый период является сложным не только для самого ребенка, но и для всей семьи в целом. В психологии принято выделять определенные возрастные периоды жизни человека, логика развития которых идет по определенным этапам, но это не жесткие требования и цифры, а некие ориентиры, на которые можно опираться.

Нельзя всех детей рассматривать в одинаковом контексте, подгоняя под описанные в книгах шаблоны.

“Часто у родителей бывают опасения, что если в 3 года ребенок чего-то не делает, как написано в книжке, то значит он не сможет этого сделать вообще. Соответствие указанным возрастным рамкам весьма условно, разные дети решают возрастные задачи развития в разном темпе и в свое время”

Подростковый период — с 12 до 16 лет — это момент, когда физиология и психология перестраиваются: происходит половое созревание со всеми сопутствующими изменениями. Ребенок очень сильно зависит от происходящих физиологических трансформаций: общая возбудимость, эмоциональная неустойчивость — поэтому нервная система может не успевать за телом.

Это особый период становления самостоятельности: появляются вопросы “Кто я? Чем отличаюсь от других?” Это важный этап на пути отделения от родителей и приобретения независимости. Причем начинается этот путь тогда, когда ребенок делает первые шаги и может самостоятельно отойти от мамы, и заканчивается, когда ребенок уходит в полностью самостоятельную жизнь: возможность жить отдельно, зарабатывать деньги, выстраивать коммуникации и поддерживать отношения с другими взрослыми людьми.

Важно понимать, что ключевая задача семьи состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельности, готовности нести ответственность и принимать решения.

С одной стороны, подростковый возраст — это период, когда ребенок впервые чувствует себя взрослым. До подросткового периода дети хоть и могут сказать, что они большие, но все же у них еще детское мировоззрение и осмысляют они себя как дети. Именно в подростковом периоде начинает формироваться то, что в российской психологии называется “чувством взрослости”. Подросток ощущает себя уже выросшим. С другой стороны очевидно, что это чувство находится в противоречии с реальностью: он зависим от родителей, он не является отдельной самостоятельной единицей общества, не может принимать многие решения, не является совершеннолетним и тд.

“Это период, когда ребенок открывает свой внутренний мир, его начинают волновать вопросы: что я за человек? чем я отличаюсь от других?”

В это время резко происходит сдвиг интересов от родителей к сверстникам. Если раньше непререкаемым авторитетом были именно родители, то в подростковом возрасте фокус смещается уже на сверстников — это важная составляющая процесса взросления.

“Что я за человек? Каким меня видят другие? Что я собой представляю? Насколько я красив? Как меня воспринимают другие? — в подростковом периоде фокус смещается на поиски ответов на эти вопросы”

И в огромном многообразии подобных вопросов, которые начинают вставать перед подростком, мнения родителей может оказаться недостаточно, причем даже если это самые понимающие, поддерживающие и любящие родители в мире, которые всегда уверены в собственном ребенке. У ребенка могут возникнуть сомнения, потому что становится крайне важно мнение сверстников. Родители остаются важными, но уходят на 2 план.

“Подростка крайне волнуют 2 вопроса. С одной стороны: я такой же, как все?Я соответствую текущим нормам? Я не хуже других? А с другой — в чем я особенный? Я вообще хоть чем-то отличаюсь? Идет постоянная борьба между этими вопросами: с одной стороны хочется быть не хуже других, а с другой — очень важно быть особенным и отличаться. И важно, чтобы подросток понимал, что нет единственно верного способа быть красивым, умным, успешным и тд”.

Мы видим, что для ребенка это физиологически непростой период , в котором появляется много важных психологических новообразований, сопровождающих процесс отделения подростка от семьи. Важный момент: подростковый период не значит, что подросток сразу же становится независимым от родителей! Но эмоциональное отделение взрослеющего человека происходит именно в подростковом возрасте, что несет за собой конфликты в семье и недопонимание.

Нельзя говорить о том, что подростковый период сложен только для самого ребенка — нет, в современной психологии подростковый возраст ребенка, его эмоциональное отделение рассматриваются как семейный кризис, в рамках которого всплывает много вопросов со стороны как ребенка, так и родителей. Таким образом получается, что переход ребенка в самостоятельную жизнь влечет за собой перестройку всей семейной системы целиком. Родители постепенно отпускают его, дают все больше самостоятельности.

И, безусловно, многие семейные сложности становятся более очевидными. Тем более, что в такое время необходимо перестраивать некоторые семейные правила — не отказываться от них в угоду ребенку, но пересматривать, исходя из того, что ребенок вырос. Если раньше некоторые вопросы и задачи можно было решать в формате указаний “родитель-ребенок”, то теперь происходит постепенное изменение коммуникации в формат “взрослый-взрослый” , по многим вопросам необходимо договариваться, к чему не все родители готовы.

“Для того, чтобы ребенок мог отделиться — семья должна перестроиться. Это не односторонний процесс”

Подросток в этом возрасте становится легковозбудимым, непослушным, с ним становится сложнее находить общий язык и договариваться. Поэтому можно сказать, что период сложный для всех: и для подростков, которые переживают трансформации, и для родителей, которым нужно не только переживать взросление ребенка, но и как-то коммуницировать с перестраивающимся и резко переставшим слушаться подростком на одной территории.

“То, что рассматривается как причина для конфликта между ребенком и родителем — это скорее повод”

Бывают ситуации, когда родители обращаются за помощью к ребенку, когда повода для ссоры нет: это привычные бытовые вопросы, которые были отстроены за много лет. Но вместо привычной картины семьи получается поле боя: с одной стороны, терзаемый гормонами эмоционально неустойчивый подросток, который стремится доказать всем, что он уже взрослый и требует к себе соответствующего отношения, и, с другой стороны, родители, которые утрачивают и контроль, и контакты с ребенком. Естественно, последних тревожат резкие изменения, которые происходят в привычных повседневных вещах. И если у родителей есть какие-либо личные сложности с тем, чтобы дать ребенку почувствовать себя взрослым — это только усугубляет проблемы, особенно если родителям крайне важно абсолютное послушание ребенка.

Для родителей переходный возраст ребенка очень сложен еще и тем, что с ним связано огромное количество страхов: про неуспеваемость в школе и последующей жизни, возможная связь с плохой компанией, где может быть алкоголь, сигареты и запрещенные вещества и тд. В наши дни особенно сильно у родителей развит страх, что ребенок попадет в плохую онлайн-компанию: группы, связанные с экстремизмом, неадекватным поведением и прочими вещами, запрещенными или преследуемыми по закону.

При этом, прекрасно понимая стремление подростка к взрослости, родители исходят из своей взрослой логики: если ребенок объявляет себя взрослым и берет на себя ответственность, то он соблюдает сроки, задачи и договоренности — для претензий нет места. Но при этом они забывают, что подростки еще не достигли взрослой осмысленной позиции, не осознают последствиях своих действий, не говоря уже о том, что далеко не все взрослые ее достигают — куда уж подросткам. Просто в подростковом возрасте это несоответствие максимально заметно.

“Это возраст, когда максимально видна разница между желанием подростка быть взрослым, декларацией этого и реальной готовностью вести себя подобным образом”

Но в этом конфликте страдают обе стороны. Очень большое внимание в последние годы уделяется эмоциональному выгоранию родителей. Если раньше этот вопрос затрагивали в контексте профессиональной деятельности, то в последние годы все больше внимания уделяется этой проблеме у родителей. Специалисты подчеркивают, что одна из главных групп риска — это именно родители подростков.

“Для родителей период детского взросления очень сложен, в первую очередь, психологическим выгоранием. Когда любой, даже самый минимальный вопрос уровня немытой тарелки или поливки цветов превращается в скандал — даже самый святой и выдержанный человек может не выдержать”

Общие советы родителям:

  • напоминать себе, что ребенку тоже трудно, поскольку часто создается впечатление, что ребенок нарочно изводит взрослых.
  • помнить, что подростковый возраст неизбежно предполагает расширение свободы действий ребенка в рамках семьи. Причем в разных семьях и в разных ситуациях эта свобода может быть разной.
  • осознать необходимость изменения семейных правил, причем лучше, когда эти правила не просто подразумеваются, а проговариваются и обсуждаются со всеми членами семьи
  • не злоупотреблять нотациями и разъяснениями. Ребенок всегда прекрасно понимает, чего от него хотят на самом деле. Нотация — это не попытка достучаться, а попытка убедить в своей правоте и заставить сделать необходимое.
  • для облегчения процесса коммуникаций стоит пересмотреть формат ведения беседы с “я расскажу тебе, как надо” в “а что ты думаешь по этому поводу?”

Все дети проходят через подростковый возраст, но психолог нужен далеко не всегда, все зависит от ситуации. Подростковый период — это не только кризисный период, но и время, когда резко возрастает возможность появления психических расстройств: от неврозов, депрессий до серьезных проблем, требующих медицинского вмешательства.

Понять, насколько у ребенка спокойно протекает период взросления или же он нуждается в психологической помощи — сложно. Безусловно, есть признаки, которые сразу должны насторожить и стать основанием для обращения к специалисту: например, причинение себе вреда (селф-харм). Если подросток начинает себя резать, к примеру, это повод немедленно обратиться за квалифицированной помощью.

Порой нет очевидных проблем, но есть спорные ситуации: например, когда ребенок начинает высказывать суицидальные намерения или сомневаться в ценности своей жизни. И сложно понять, это временная подростковая грусть или же уже сформированные мысли о самоубийстве. В таком случае лучше обратиться за консультацией к психологу. Надо помнить, что в этом возрасте дети крайне эмоционально неустойчивы, поэтому стоит с вниманием относиться ко всему, но не разводить панику. Если ребенок не выдает никаких тревожных симптомов, а в семье, несмотря на трения, удается нормально коммуницировать — то необходимости в обращении к психологу нет.

Естественно, всех родителей мучают вопросы о собственных действиях, о том, что лучше было бы для ребенка и тд — в таком случае лучше родителю сходить на консультацию психолога и задать все интересующие вопросы, чем накручивать себя.

Стоит подчеркнуть, что нельзя говорить о том, что проблемы с психикой ребенка — это исключительно вина родителей. Даже в самой благополучной семье может быть ребенок с неустойчивой возбудимой психикой.

“Дети прекрасные наблюдатели, но плохие интерпретаторы” — говорил Рудольф Дрейкурс

Безусловно, семья влияет на происходящее с ребенком. Но ребенок сам смотрит вокруг, наблюдает и делает выводы, повторяя за взрослыми. Причем сделанные выводы могут быть странными и никак не связанными с увиденным и далеко не всегда коррелируют с тем, кто говорят родители. Утверждение, что все, что происходит с детьми является полностью виной родителей — это бессмысленная попытка повесить всю ответственность на родителей, которую они физически не могут и не должны нести.

“Ребенок — это личность”

При коммуникации с ребенком любого возраста стоит учитывать, что дети обладают индивидуальностью и собственной позицией с самого рождения, поэтому считать их пластилином, из которого можно вылепить все, что захочется — ошибочно.

Самое главное помнить, что родители воспитывают детей для того, чтобы дети были самостоятельными, счастливыми и могли успешно жить в окружающем мире.

8 полезных стратегий общения с подростком

Источник: Ana Krach/Pixabay

Неудивительно, что подростки могут создавать особые проблемы для родителей. Центральная задача развития подросткового возраста состоит в том, чтобы двигаться к тому, чтобы стать независимым, продолжая жить дома. Сепарация-индивидуация требует, чтобы подростки психологически дистанцировались от своих родителей, готовясь расстаться с ними физически.

Этот процесс может быть чрезвычайно сложным как для подростков, так и для их родителей. Но благодаря усиленному сознательному осознанию и осознанным действиям и вы, и ваши дети сможете выдержать бури подросткового возраста и выйти из них, не опрокинувшись.

1. Ожидайте жалоб.

Подростки должны быть оппозиционными, мятежными и капризными, выражающими несогласие, неодобрение, неудовлетворенность и обиду. Большинство родителей, естественно, интерпретируют это как неуважение и неблагодарность, хотя это совсем не обязательно так. Подростковые жалобы являются частью процесса сепарации и индивидуализации. Тот факт, что ваши дети-подростки часто жалуются, не означает, что им не хватает благодарности за то, что вы сделали и продолжаете делать для них. Сознательное осознание этого поддерживает вашу способность выдерживать стресс, делая шквал жалоб более терпимым.

2. Будьте разборчивы при выборе сражений.

Будьте внимательны при определении того, что делать проблемой. Когда это действительно необходимо, а когда нужно быть правым или контролировать ситуацию? Делайте поправку на некоторые оппозиционные взгляды и поведение, утверждающее независимость. Конфликт с вашими подростками найдет вас; вам не нужно искать его.

Разделение-индивидуация принимает множество форм, которые сводят родителей с ума, но не обязательно, от печально известного подросткового закатывания глаз, бездонных вздохов и саркастических комментариев до сбивающего с толку набора других невербальных и полувербальных ответов, когда вы задаете вопросы или попытайтесь вовлечь своих подростков в разговор, не говоря уже о стратегиях быстрого побега, которые они используют, чтобы прекратить общение с вами как можно скорее. Практики осознанности могут помочь вам меньше реагировать на них.

Если вы предоставите своим подросткам возможность контролировать большинство своих решений, не связанных с безопасностью и благополучием, например, то, как они одеваются и другие аспекты их внешности, это хорошо послужит вашим отношениям с ними. Вы можете дать им понять, что вам не особенно нравится их выбор, но это их выбор, и вы уважаете их как таковые. Это помогает снизить вероятность борьбы за власть в более насущных областях.

3. Умерьте свои ожидания.

Как показывают исследования, человеческий мозг полностью не развивается примерно до 25 лет; поэтому мозг вашего подростка находится в стадии разработки. Вполне естественно относиться к подросткам, которые так близки к хронологической взрослой жизни, как к полностью способным к логическим рассуждениям, принятию решений и импульсивному контролю. Но их просто пока нет.

Подростки в основном работают с областями мозга, отвечающими за эмоции. Те области, которые отвечают за рациональное, долгосрочное мышление и осознание потенциальных последствий, все еще находятся в стадии разработки. Вместо того, чтобы предполагать, что они будут действовать и думать как взрослые, приготовьтесь к возможности импульсивного и, казалось бы, иррационального поведения с их стороны.

4. Будьте бдительны, но не становитесь безапелляционными.

Разделение-индивидуация включает в себя определенную степень скрытности и нечестности, а некоторые эксперименты с алкоголем и другими наркотиками являются нормальными. Поддержание постоянной связи и диалога с вашими детьми жизненно важно на этом этапе развития. Будьте в курсе значительных изменений в настроении и поведении и получайте информацию о тех, которые связаны с проблемным употреблением алкоголя и других наркотиков, а также с проблемами психического здоровья, такими как депрессия и тревога.

Для самих родителей, выздоравливающих, это особенно эмоционально заряженные проблемы, которые задевают их близко к дому, и импульс реагировать решительно и быстро понятен. Однако многие изменения в настроении, отношении и поведении, которые являются нормативными в подростковом возрасте, также коррелируют с потенциальным злоупотреблением психоактивными веществами и проблемами с психическим здоровьем. Важно отметить, что корреляция не равна причинно-следственной связи. Хотя дальнейшее обсуждение проблематичного употребления психоактивных веществ, злоупотребления психоактивными веществами и зависимости выходит за рамки этой статьи, существует множество отличных книг, посвященных этому важному вопросу.

Следите за значительными изменениями в успеваемости и посещаемости школы, невыполненными обязанностями, чрезмерной склонностью к спорам или капризностью. Ваши дети-подростки кажутся депрессивными или склонными к самоповреждениям? Видите ли вы какие-либо признаки самоповреждения, порезов или суицидального потенциала? Следите за этими областями и старайтесь вести открытый диалог о них со своими подростками, помня о том, что все, что воспринимается как обвинение, неконструктивная критика или стыд, будет препятствовать такому диалогу.

Если ваши подростки приходят к вам с проблемами, спросите, нужно ли им просто выслушать или они хотят, чтобы вы ответили. Потенциальные способы внести свой вклад включают: «Могу я дать вам отзыв?» «Ничего, если я внесу несколько предложений?» и «Вы не возражаете, если я дам некоторые рекомендации?»

Хотя я предлагаю приберечь интенсивное внешнее вмешательство для ситуаций, в которых здоровье, безопасность и/или благополучие вашего подростка находятся под угрозой, в случае сомнений я призываю ошибаться в сторону обращения за профессиональной оценкой и руководством.

5. Подчеркните эмпатию.

Подростковый возраст наполнен стрессом как для родителей, так и для подростков. Вспомните, как это было, когда вы были подростком, и учтите, что подростковый возраст стал значительно сложнее и труднее. Постарайтесь понять, проявить сострадание и сочувствие к давлению, с которым сталкиваются ваши подростки.

Попытка объединить их личности — выяснить, кто они и как они вписываются в этот мир — задача не из легких. Спросите и выразите интерес к их опыту. Если они отказываются говорить об этом, дайте им пространство и дайте им знать, что вы рядом.

В этот решающий момент их жизни, одна из самых больших потребностей, чтобы кто-то ценил то, через что они проходят. Вашим подросткам не нужно, чтобы вы решали их проблемы за них. Они сами в этом разберутся. Скорее, им нужен кто-то, кто будет слушать и сопереживать им.

Родители обычно игнорируют мнение своих детей-подростков — в конце концов, большинство подростков думают, что они все знают. Удивите их, спрашивая и демонстрируя уважение к их мнению, даже если вы с ними не согласны. Предоставление вашим подросткам ощущения того, что их видят и слышат, укрепляет связь между вами и оказывает смягчающее влияние, когда возникают конфликты. Если или (надеюсь) когда ваши подростки приходят к вам с проблемами, снова спросите их, хотят ли они, чтобы вы ответили или просто хотели, чтобы вы выслушали: «Могу ли я/могу ли я дать вам некоторую обратную связь, внести некоторые предложения? , или предложить некоторые рекомендации?»

6. Дайте своим подросткам возможность заработать больше привилегий взрослого уровня, к которым они стремятся.

Такие привилегии, как доступ к автомобилю, смартфону или трата денег, вовсе не являются правами, их следует зарабатывать, внося свой вклад в повседневную работу семьи, включая работу по дому. Соедините точки между такими привилегиями и конкретными обязанностями со своими детьми-подростками (и молодыми взрослыми), чтобы они четко понимали связь между более взрослыми привилегиями и определенными обязанностями. Если они решат отказаться от этой договоренности или уклонятся от возложенных на них обязанностей, они также решат отказаться от соответствующих привилегий.

Опыт наличия такого уровня выбора и возможности влиять на часть своей судьбы помогает развить у подростков чувство собственной эффективности и углубить их понимание взаимосвязи между их действиями и последствиями этих действий — как положительными, так и отрицательными.

7. Не позволяйте отталкивающему отношению и оппозиционному поведению оттолкнуть вас.

Подростки являются экспертами, когда дело доходит до действий, которые чертовски раздражают их родителей. Всякий раз, когда мы чувствуем угрозу — будь то угроза жизни и безопасности или просто предполагаемая угроза, которая вызывает у нас тревогу, злость или стресс, — мыслящая часть нашего мозга (префронтальная кора) отключается, а эмоциональная, спасательная — ориентированная часть нашего мозга в лимбической системе берет на себя. Это одна из вещей, которые происходят во время интенсивного спора с вашим подростком, и это помогает объяснить, почему родители могут стать такими эмоциональными и иррациональными в разгар горячих конфликтов со своими детьми-подростками.

Старайтесь не зацикливаться на том, что вас отвергают или отвергают, когда вы протягиваете руку (помните, как работает разделение-индивидуация), и продолжайте прилагать усилия для установления связи со своими подростками. Пошлите сообщение, что вы можете терпеть их оппозиционное отношение и поведение, и вы никуда не денетесь. Во взаимодействии с подростками ищите возможности выразить доброту, признательность, сострадание и любовь: теплая улыбка, рука на плече, объятие с чувством, поцелуй в лоб или щеку или искреннее «Я люблю тебя». ». Эти небольшие действия имеют неоценимую ценность и значение, даже если ваши подростки не показывают этого в данный момент.

8. Помните, что подростковый возраст временный.

Марк Твен однажды сказал: «Когда мне было 14 лет, мой отец был таким невежественным, что я едва мог выносить старика рядом. Но когда мне исполнился 21 год, я был поражен тем, как многому он научился за семь лет». Подобно другим трудным обстоятельствам (и сильным эмоциям), подростковый возраст может длиться вечно. И все же единственное постоянное — это непостоянство. Проблемы подросткового возраста могут длиться дольше, чем вам хотелось бы (возможно, намного дольше), но, тем не менее, это драгоценные годы, и они подходят к концу.

Copyright 2021. Дэн Магер, MSW.

Позитивная психология помогает психическому здоровью подростков

Подростковые годы всегда считались временем, когда подростки часто отдаляются от своих родителей, развивают свою личность и отстаивают свою независимость. Но беспрецедентный уровень депрессии, стресса и беспокойства среди современных подростков указывает на то, что они сталкиваются с уникальными проблемами, требующими новых и эффективных способов улучшения ситуации.

Что такое позитивная психология?

Позитивная психология — это научное исследование человеческого процветания и прикладной подход к оптимальному функционированию. Другие определяют ее как психологическую науку, изучающую силу и слабость; это практика, направленная на развитие лучших вещей в жизни, а также на исправление худших.

Область позитивной психологии призвана дополнять, а не заменять традиционную психологию. Практика полностью признает важность понимания того, как что-то идет не так, но фокус смещается и делает упор на использование научного метода для определения того, как все идет правильно.

Традиционные психологические методы рассматривают причины и пытаются излечить ущерб от психических заболеваний. Сторонники позитивной психологии считают, что хотя такие подходы необходимы и важны, они пренебрегают позитивной стороной жизни.

Таким образом, одна из основных целей позитивной психологии состояла в том, чтобы исправить этот дисбаланс, дополнив знания о страданиях и психических заболеваниях гораздо большим количеством знаний о положительных эмоциях, опыте и окружающей среде, а также о человеческих силах и достоинствах.

Основополагающие принципы позитивной психологии

Позитивная психология представляет собой обязательство понять и развить источники психического здоровья, а не просто бороться с источниками и возмещать ущерб от психических заболеваний. В основе этого подхода лежат три важных принципа:

  • Хорошая жизнь так же подлинна, ценна и реальна, как и плохая жизнь. Желание хороших вещей не происходит из неприемлемых импульсов. И хорошие вещи не менее важны, иллюзорны или иным образом подозрительны.
  • Хорошая жизнь — это не просто жизнь без проблем. Есть большая разница между тем, чтобы просто не впадать в депрессию и встречать новый день с большим энтузиазмом.
  • Хорошая жизнь требует своего объяснения. Просто взять понимание плохой жизни и изменить его недостаточно.

Позитивная психология — это настоящая наука

Позитивная психология не должна путаться с непроверенными анекдотами для хорошего самочувствия, глупыми утверждениями или заявлениями в стиле гуру. Это не академическая переупаковка движения самопомощи или некая возвышенная версия «позитивного мышления».

Позитивная психология — это действительно научный подход к психологическому здоровью и благополучию. Он использует контролируемые исследования, фальсификацию теории, репликацию для подтверждения результатов, экспертную оценку и многие другие компоненты, жизненно важные для научного метода. Таким образом, позитивная психология будет стоять или падать в зависимости от лежащей в ее основе науки.

Четыре способа помочь позитивной психологии

Несмотря на проблемы, с которыми сталкиваются сегодняшние подростки, стратегии, основанные на позитивной психологии, могут помочь защитить молодежь от психических заболеваний. Когда подростки учатся применять науку о сильных сторонах, благодарности, оптимизме и самоотверженности, это приводит к положительным результатам в их жизни.

Исследования показали, что когда подростки применяют эти стратегии, они получают реальную пользу, в том числе уменьшают симптомы дистресса, беспокойства и депрессии, минимизируют поведенческие проблемы и повышают удовлетворенность своей жизнью.

Позитивная психология извлекает эти преимущества, активно преследуя четыре основные цели:

  • Развитие личных сильных сторон . Помогать подросткам преодолевать жизненные трудности и максимально использовать неудачи и невзгоды.
  • Воспитание благодарности . Демонстрация подросткам ценности взаимодействия с другими людьми и общения с ними в позитивном ключе, демонстрирующем признательность и благодарность даже за кажущиеся незначительными вещи.
  • Вселяющий оптимизм . Научитесь находить удовлетворение в творчестве и продуктивности как в собственной награде, а не просто как в средстве для достижения цели.
  • Поощрение бескорыстия . Понимание важности смотреть за пределы себя и помогать другим обрести прочный смысл, удовлетворение и мудрость.

Подход позитивной психологии относительно молод, но его стратегии обещают не только облегчение страданий от психических заболеваний, но и увеличение и сохранение счастья. Поиск профессионального лечения, предлагающего позитивную психологию, может быть лучшим вариантом для вашего подростка.

Чтобы узнать больше о психическом здоровье подростков и услугах по лечению наркомании, позвоните нам прямо сейчас по телефону 877-466-0620.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *