Психология подросток 15 лет: О чем думают подростки 14-15 лет и как их понять. Анализ материалов практической работы.

Психология подросток 15 лет: О чем думают подростки 14-15 лет и как их понять. Анализ материалов практической работы.

Содержание

Психология подросткового возраста: как понимать подростков?

Содержание

  • Как родителям понять подростка и помочь ему
  • «Нет»
  • Два взрослых человека
  • Учить, и еще раз учить!
  • Скандал и агрессия
  • Учимся понимать подростков – изменения по возрастам
  • 12 лет. Еще маленький или уже большой?
  • 13 лет. Гиперактивный и перевозбужденный
  • 14 лет. Борьба за право голоса и признание
  • 15 и 16 лет. Еще не личность, но надежда есть

Один из самых сложных этапов становления человека, как личности – подростковый период. Он начинается в возрасте от 10 лет и заканчивается к 17 годам. Для каждого ребенка этот момент индивидуален, но заботливый и внимательный родитель сразу поймет, что с его чадом происходит что-то неладное. Главное в этот период – не разорвать ту тонкую ниточку, которая связывает вас с ребенком с рождения.

Начало переходного возраста характерно тем, что ребенок начинает разговаривать с вами на взрослом языке, при этом, делая поступки, которые характерны для ребенка. Это несоответствие пугает самого подростка, не говоря уж о тех, кто живет рядом с ним. В его голове толпятся мысли, тело пугает новыми ощущениями и формами, а родители становятся слишком настойчивыми и несправедливыми. В вихре стремительно происходящих изменений, подросток должен понять и простить окружающий мир и себя. Без помощи родителей это невозможно. Поэтому придерживайтесь в общении с «обновленным» человеком некоторых принципов.

Основным правилом в общении с подростком считается общение. С ребенком нужно разговаривать, любыми способами, вызывая его на диалог. Они же еще дети и в разговоре все равно выскажут проблемы. Прямо или косвенно, главное – услышать и понять.

«Нет»

Вы испуганы поведением взрослеющего ребенка, и боитесь, что ответив отрицательно на очередную его просьбу, потеряете доверие? Вы скорее лишитесь всего вышеперечисленного в том случае, если из страха будете соглашаться на все безумные просьбы подростка.

Готовьтесь на каждый отрицательный ответ развернуто обосновать своего решения. Выслушивайте мнение подростка по поводу сложившейся ситуации со спокойной уверенностью взрослого человека, который точно знает, что делает. Не паникуйте, не кричите и не скандальте никогда. Видя ваше замешательство, ребенок может трактовать это по-своему. Он просто ослушается вас или уговорами, слезами, угрозами заставит вас переменить решение.

Твердое «нет» никогда нельзя заменять на скользкое «может быть». Таким образом, вы даете своему ребенку надежду на то, что сменившиеся обстоятельства могут повлиять на ваше решение. И он начнет искать возможность переменить их.

Два взрослых человека

Представьте себе ситуацию, когда вы разговариваете со своими родителями, а они начинают с вами сюсюкать. Согласитесь, вы будете чувствовать себя не совсем комфортно. Так почему вы считаете, что с подростком можно общаться, как с трехлетним малышом? Навязывая собственное мнение, родители не понимают, что вызывают бунт в душе ребенка. Если он не противоречит открыто, то делает это так, чтобы вы не узнали. Подросткам невыносимо сознание того что их все еще считают детьми. Они требуют к себе отношения, как ко взрослому человеку.

Понять своего ребенка-подростка не сложно: относитесь к нему, как к равному:

  • Разговаривайте спокойно и с достоинством;
  • Обсуждайте совместные проблемы;
  • Шутите.

Старайтесь быть рядом в тот момент, когда жизнь требует от него принятия взрослых решений. Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно последовал вашему совету. Лучше, если вы выскажите собственное мнение на создавшуюся проблему, а пути решения ее он выберет сам. Не ограничивайте свободу подростка до такой степени, когда он будет страдать от ощущения постоянной слежки. Некоторые родители слишком усердствуют в контроле над собственным чадом. Подростку нужна свобода мысли и действий, контролируйте его так, чтобы он об этом даже не догадывался.

Учить, и еще раз учить!

К 10 годам детям окончательно надоедает школа, учителя, уроки и учебники. А тут еще мама с папой, которые стараются научить его жизни. Если у вас есть взаимопонимание со своим чадом, вам не сложно будет объяснить ему, что это нужно для его же блага. В противном случае, не отступайте! Учите ребенка ответственности за собственные поступки, самоконтролю и умению принимать взвешенные решения. Если вы не дадите этого своему ребенку, может случиться непоправимое. И тогда, вам придется решать более серьезные проблемы.

Учите подростка следующим качествам и чувствам:

  • Организованность. Способность человека не останавливаться на достигнутом, и двигаться к намеченной цели – признак успешности и целеустремленности. Учите ребенка тому, что жить без стремления к чему-то нельзя, у человека должны быть желания, мечты, которые требуют воплощения в жизнь;
  • Забота. Ребенок воспитывается среди взрослых, братьев, сестер и друзей, которые любят и оберегают его. Воспитывайте в подростке доброту, сострадание, мягкость, выдержку и внимательность по отношению к людям;

  • Позитив. Нельзя, чтобы ребенок «закрывался» в себе, не в силах решить какую-то «глобальную» жизненную ситуацию. Понятно, что он сам себя «накрутил» и теперь в панике ищет выход. Объясните подростку, что его «страшные» проблемы – результат самобичевания и негативного отношения к себе и собственной жизни.
  • Постоянно уверяйте подростка в том, что он не страшилище, которым себя мнит, а очень приятный молодой человек. Достаньте собственные подростковые фотографии, покажите, каким были вы в его возрасте. Можно привести в пример фото звезд эстрады и кино. Благо, их множество в интернете.
  • Мелкие провинности и ошибки вашего ребенка не стоят того, чтобы он буквально «казнил» себя за них. Объясняйте взрослеющему человеку, что в жизни бывают проблемы посерьезнее, чем то, что он сегодня повздорил с другом. Каждый факт самоедства вашего ребенка, пресекайте на корню. Ищите правильные слова, примеры из собственной жизни, истории людей, которых знает ваш ребенок.

Скандал и агрессия

Родители, которые отчаялись «наставить» свое чадо на путь истинный разговорами и пониманием, стараются сделать последнее, что считают возможным – они скандалят, угрожатют и ругают ребенка. Этого делать нельзя! Вы не только не добьетесь понимания и послушания, вы окончательно оттолкнете от себя подростка. Те крупицы понимания и контроля над ситуацией рассыплются в прах. Ответная реакция на ваше отношения может быть самой страшной – от агрессии в ваш адрес до попытки суицида.

Кризис подросткового возраста – знакомое и страшное словосочетание для всех родителей. Оно означает то, что в переходном возрасте ребенок становится неуправляемым и агрессивным

Учимся понимать подростков – изменения по возрастам

Попробуем разобраться с тем, что происходит в организме ребенка на каждом этапе взросления.

12 лет. Еще маленький или уже большой?

Это тот возраст, когда ребенок еще не может быть взрослым, но уже не хочет оставаться ребенком. Он копирует поведение и манеры тех, кто рядом, чтобы казаться старше. В этом возрасте ребенок уделяет пристальное внимание своей внешности. Девочки проводят первые эксперименты с косметикой, а мальчики с тяжелым вздохом разглядывают прыщи в зеркале. Помогите ребенку в этом – купите специальную гипоаллергенную косметику для дочери и научите правилам наложения макияжа. Мальчика порадует действенное средство от угревой сыпи на лице.

Дети становятся медлительными и стараются замкнуться в себе. Теперь главное – не дать уползти им, как улитке в раковину, откуда потом их слишком трудно достать.

13 лет. Гиперактивный и перевозбужденный

К 13 годам в организме подростка начинают происходить бурные процессы, которые принято называть гормональными изменениями. Это один из самых активных периодов в развитии и становлении ребенка, как взрослого человека. Теперь он научился отличать взрослое поведение от детского, и прекрасно знает, что все большие дяди и тети – самостоятельные люди. Стараясь казаться самостоятельным, подросток совершает одну из самых неприятных ошибок в своей жизни – он абстрагируется от родителей и перестает признавать их авторитет. Если упустить этот период, можно прийти к плачевным результатам.

14 лет. Борьба за право голоса и признание

В этом возрасте подростки особенно неуправляемы. Доказывая свою состоятельность и независимость, они начинают действовать назло родителям. Не путайте это отношение со злостью и агрессией ребенка по отношению к вам. Он так же любит вас, как и тогда, когда был маленьким. Но теперь им движет незнакомое дотоле чувство противоречия. Подросток, скорее всего, сам не рад тому, что он делает, но не может изменить себе и оспаривает каждое, сказанное вами слово. Не кричите на него и не ругайте за «вредность». Он не виноват, а этот период скоро закончится.

15 и 16 лет. Еще не личность, но надежда есть

Если в прошлом ребенок принадлежал душой и сердцем только вам, то теперь пришло время делиться. У него появляются друзья, знакомые и первая любовь, которые отдаляют вас от ребенка. Теперь только от вас зависит, останетесь вы друзьями или чужими, непонимающими друг друга, людьми.

С появлением новых людей вокруг подростка моральные нормы, убеждения и жизненные принципы, которые вы вкладывали в его голову много лет, дают трещину. Теперь перед ним есть другие люди, которые воспитаны по другим правилам. Не удивительно, что перед ребенком встает вопрос: кто прав? Неужели мама и папа, которые ежедневно твердят о самосовершенствовании и самоконтроле? Ведь проще и веселее жить, как новые знакомые – блуждая по улицам в поисках приключений и не утруждать себя «лишними» проблемами. Это тот момент, когда вы строго, но ненавязчиво должны контролировать сферу общения ребенка. Если вы изначально знаете, что он дружит с детьми, понятия которых не идут вразрез с убеждениями вашей семьи, легче будет понять подростка и его душевные метания.

Почему родителям трудно понять подростка, которому 15 или 16 лет? Ответ – они забыли себя в этом возрасте. Вспомните первую любовь, первый раздор с другом, когда вы не сошлись во мнениях, первый поцелуй. В этом возрасте слишком многое случается впервые. Подростку трудно справиться с наплывом эмоций, чувством одиночества и ощущением собственного бессилия перед сложившейся ситуацией. Важно дать понять ребенку, что он не один, что вы всегда поможете и поддержите его. Его проблемы – ваши проблемы, но решение принимать должен он сам. Главное, чтобы они были взвешенными и обдуманными. Воспитывайте в подростке чувство ответственности за близких и любимых людей.

Наряду с житейскими понятиями, в ребенке формируется мировоззрение. Он получает много знаний от учителей, интересуется историей и науками. Его взгляды и суждения становятся обширны и многогранны. Этот возраст характерен тем, что человек находится на вершине умственного и психического развития.

Слушайте своих детей, дайте им возможность высказывать собственное мнение. Ведь только в общении зарождаются теплые, дружеские отношения, которые вы сохраните на всю жизнь.

Как жить с подростками: 10 вопросов психологу

Екатерина Кушнир

поговорила о психологии подростков

Профиль автора

Никита Карпов

клинический психолог

Когда ребенок становится подростком, он сильно меняется — и не всегда родители понимают, как себя с ним вести.

Период взросления — один из наиболее сложных в жизни человека. Окружающим тоже приходится нелегко: большинство родителей стремятся дать своим детям только лучшее, но часто не справляются с протестным поведением и не могут сохранить теплые отношения с бунтующим подростком.

Подростковый психолог Никита Карпов рассказал, когда поведение взрослеющего ребенка — повод обратиться к специалисту, а также дал родителям рекомендации, которые помогут пережить сложное время.

Что вы узнаете

  • Когда с ребенком стоит сходить к психологу?
  • Родителям ребенка тоже нужно работать с психологом?
  • Когда нужно обратиться к психологу, а когда уже к психиатру?
  • Где грань между нормальным подростковым возрастом и патологией?
  • Как выстроить отношения с подростком?
  • Есть ли разница в общении с подростками с учетом возраста?
  • Можно ли как-то повлиять на подростка?
  • Подростковый кризис бывает у всех?
  • Как правильно реагировать на действительно плохое поведение?
  • Нужны ли подростку какие-то границы?

Сходите к врачу

Наши статьи написаны с любовью к доказательной медицине. Мы ссылаемся на авторитетные источники и ходим за комментариями к докторам с хорошей репутацией. Но помните: ответственность за ваше здоровье лежит на вас и на лечащем враче. Мы не выписываем рецептов, мы даем рекомендации. Полагаться на нашу точку зрения или нет — решать вам.

Когда с ребенком стоит сходить к психологу?

Первая причина — беспокойство и растерянность родителей, когда они не знают, что делать, как повлиять, не понимают, что происходит.

Вторая — ощущение или понимание родителей, что у ребенка что-то не в норме, например с ним происходит нечто плохое, он всегда в плохом настроении: агрессивный, сильно расстроенный. Также когда ребенок не выполняет условные социальные обязательства: не учится, конфликтует со сверстниками, учителями, дома перестал общаться. Либо есть тики, истерики, нервные срывы, признаки депрессии, такие как апатия и постоянная подавленность, и другие отклонения.

Иногда поводом может быть просто информационная недостаточность. С одной стороны, сейчас много всего написано в интернете, с другой стороны — родителям от этого не легче, не хватает структурированной информации. Часто родители приходят с таким внутренним вопросом: «А нормально ли это?»

/list/we-need-to-talk/

Как и о чем говорить с детьми в сложные времена: 11 вопросов психологу

Если говорить про внешние ситуации, поводом обратиться к психологу может быть переезд, смена школы, развод родителей, появление брата или сестры, травма, смерть кого-то из близких. Иногда даже смерть домашнего животного может оказаться важной для ребенка.

К некоторым запланированным изменениям стоит подготовиться — тот же переезд, эмиграция, развод, рождение еще одного ребенка. Здесь можно заранее пойти психологу, чтобы помочь ребенку пережить стрессовые ситуации.

Родителям ребенка тоже нужно работать с психологом?

Я сторонник того, что к детскому психологу стоит сначала сходить родителям без ребенка: описать ситуацию, свои переживания и спросить, что дальше.

Не так много случаев, когда работать надо только с ребенком. Но и тут психологу нужно много информации от родителей, которую ребенок рассказать не сможет. Обычно здесь специалист работает параллельно с родителями и ребенком.

Бывают ситуации, когда подросток сам просит отвести его к психологу, но и здесь я предпочитаю сначала встретиться с родителями, собрать то, что врачи называют анамнезом: семейную историю, как выглядит ситуация глазами родителей.

/list/not-a-phase/

Что мне помогает понять подростка: 8 подкастов и ютуб-каналов

Кроме того, родители могут повлиять на проблемы подростка — и хорошо, когда это влияние положительное и конструктивное. Психолог может помочь в этом.

Ребенок — это продукт семьи. То, что с ним происходит, — результат того, что происходит в семейной системе. Я не берусь помочь, если родители занимают позицию «почините нам ребенка», а сами участвовать не хотят.

Когда нужно обратиться к психологу, а когда уже к психиатру?

Самостоятельно понять это не всегда возможно. Конечно, бывают крайние случаи: суицидальные попытки, явные и длительные самоповреждения, длительное депрессивное состояние, агрессия, переходящая рамки нормы. В таких случаях родители и сами видят, что нужно к психиатру.

Психиатрические расстройства у подростков — Комитет здоровья подростков ACOG

В остальных случаях можно спокойно начать с психолога — вменяемый специалист всегда направит к психиатру, если будет нужно.

Я поступаю так: если у меня есть опасения или предположения, прямо говорю о них родителям и рекомендую посетить психиатра. Ведь это влияет на эффективность моей работы, а иногда и на безопасность. Например, если я подозреваю расстройство личности, то мне точно нужно заключение психиатра, чтобы не нанести вреда пациенту.

/list/psihiatr/

12 важных вопросов психиатру Кириллу Сычеву

Где грань между нормальным подростковым возрастом и патологией?

Список сложностей подросткового возраста и особенностей подростков во многом совпадает с рядом психиатрических диагнозов. Это нормально, с ними просто такое происходит в этом возрасте.

Провести границу между нормой и нарушениями родителям будет сложно. Опять же основной критерий здесь — ощущение беспокойства.

Если оно появилось, лучше на всякий случай обратиться к специалисту. В этом нет ничего страшного. Психолог объяснит, что для этого возраста — условная норма и с чем придется пожить какое-то время, на что родители могут повлиять собственным поведением, а что может быть поводом для активных действий.

Например, замкнутость — норма для подростков, хотя она и беспокоит родителей, которые чувствуют, что теряют контроль и не знают, что происходит с ребенком. Однако если замкнутость сочетается с дисфорией — постоянным мрачно-злобным настроением, это может быть как вариантом нормы, так и нет.

Расстройства настроения — Клиника Майо

Кроме того, замкнутость сама по себе не говорит, что случилось что-то плохое. Однако из-за нее родители могут не узнать, что что-то плохое произошло или происходит. К примеру, подростка травят в школе, у родителей помощи он не просит, сам не справляется, нарастает депрессивное настроение, в школу не хочет, хуже учится, родители ругают — это плохая ситуация.

То есть, с одной стороны, для подростков замкнутое поведение нормально, с другой — стоит посоветоваться с психологом, чтобы разобраться, что с ребенком происходит. И главная рекомендация для родителей здесь всегда такая: ослабить давление. Трудно наладить отношения с подростком, когда, с одной стороны, его ругают за плохую учебу и поведение, а с другой — ждут доверия и желания разговаривать.

Подростки — Американская психологическая ассоциация

Как выстроить отношения с подростком?

Для начала стоит прекратить рушить отношения: обесценивать, критиковать, оскорблять, унижать и выступать в роли надзирателя. Сложно говорить о доверительных отношениях между начальником и подчиненным.

Это период, когда родителям очень сложно: есть тревога за будущее ребенка и ощущение, что контроль извне помогает ему в этом будущем закрепиться или получить бонус для дальнейшего развития. Кажется, что если прекратить контролировать подростка, его жизнь полетит под откос. Получаются как бы чаши весов: на одной — хорошие отношения, на другой — хорошее будущее.

/list/slozhno-no-mozhno/

Развод, секс и толерантность: 12 книг, которые помогут объяснить ребенку сложные темы

Однако подростки в этом смысле очень показательны — они не дают собой управлять. То есть родители попытки предпринимают, отношения рушат, а результата нет.

На консультациях это можно показать простым способом. Психолог задает родителям вопрос: «А что вы делаете?» Родители отвечают. Затем психолог спрашивает, какой результат они хотят и какой получают. Становится ясно, что они не совпадают. Как только родители понимают, что их действия контрпродуктивны, им может быть проще отказаться от них.

В подростковом возрасте меняется запрос на коммуникацию. Если раньше был большой сильный взрослый и маленький зависимый ребенок, то теперь подросток хочет к себе другого отношения — даже если на самом деле он еще остался маленьким и зависимым. Родителям важно перестроиться.

Есть простой лайфхак. Упрощенно представим, что существуют две функции общения:

  1. Человеческая: обмен информацией, эмоциями, впечатлениями — так мы общаемся с друзьями.
  2. Родительская — контроль, менеджмент, планирование, мотивация.

/list/parents-podcasts/

14 подкастов для родителей, которые помогут справиться с воспитанием ребенка

Можно понаблюдать за собой, чтобы понять, в какой роли чаще происходит общение с подростком. Обычно это родительская роль: на коммуникацию с ребенком времени мало, мы пытаемся «нанести» максимум пользы из директивной позиции. Эффекта от этого немного, а вред для отношений может быть существенный.

Чтобы наладить контакт, важно выровнять баланс между двумя ролями, а лучше сделать перекос в обратную сторону. То есть найти время общаться с подростком по-человечески, когда родителям ничего от него не надо.

Есть ли разница в общении с подростками с учетом возраста?

Считается, что младший подростковый возраст — это 11—13 лет, старший — 14—17 лет. Это условное деление, границы плавают: бывают дети, которые в 11 лет по ряду параметров уже перешли в старший подростковый возраст, а бывают те, у кого в 15 лет еще ветер в голове.

Этапы подросткового возраста — Американская академия педиатрии

Младший подростковый возраст менее удобный. Подростки еще совсем дети, но уже с гормональными бурями, изменениями в эмоциональной сфере, неадекватными эмоциональными реакциями, запросом на другую коммуникацию, протестами по отношению к родителям.

Здесь как с кризисом трех лет: главное — терпение. Надо просто пережить этот период так, чтобы не разрушить отношения. Подростки в этом возрасте не очень управляемы: три минуты назад ребенок вменяемо разговаривал, а сейчас уже бегает на голове и матерится. У них плохо с самоконтролем, они сами себя не понимают — не стоит рассчитывать, что ребенок будет вести себя как взрослый.

В более старшем подростковом возрасте подросткам уже проще с точки зрения самоконтроля, они сознательно могут выбирать не выстраивать контакт с родителями, если те ведут себя некорректно. У них свои мотивы, интересы, они больше погружены в отношения со сверстниками, им важнее не количество, а качество этих отношений.

/podrostok-eto-dorogo/

«Траты улетают в космос»: 5 причин, почему расходы на детей растут вместе с ними

Можно ли как-то повлиять на подростка?

Здесь важно задать себе вопрос: нужно, чтобы он сам захотел выполнять какие-то действия, или нет. Это две совершенно разные стратегии.

Когда надо, чтобы подросток просто выполнял нужные действия, начинаются угрозы, наказания, подкуп, шантаж, манипуляции. Грубо говоря — «как заставить его сделать уроки до того, как сесть за компьютер». В этом случае родители подменяют мотивацию ребенка своей, а у него и так ее нет.

Второй вариант — «довзрослить» подростка до того, чтобы он сам выбирал делать уроки в нужный момент и не приходилось его заставлять. Здесь два компонента:

  1. Выстраивать отношения: подросток будет слушать родителей, когда у него с ними хорошие отношения.
  2. Помогать ему думать — общаться не тезисами и указаниями, а больше вопросами и слушанием.

Это медленный и сложный путь, потому что подросток долго еще будет жить без ориентации на будущее и без просчитывания последствий. Здесь задача родителей — не гасить будущую мотивацию в зародыше, помочь ребенку учиться размышлять и принимать решения взвешенно.

То же касается рисковых ситуаций — вместо того чтобы подростка ограждать от всего и все запрещать, логичнее научить его думать. Запреты не помогут, если нужно, чтобы подросток мог сделать адекватный выбор и от чего-то отказаться.

Если просто запрещать, в какой-то момент давление группы окажется сильнее, чем родительские запреты, или появится желание попробовать, или захочется сделать назло родителям и запретам. Конструктивнее направлять усилия на то, чтобы подросток развивался, думал, взрослел, задавался вопросами.

Подростковый кризис бывает у всех?

Подростковый период бывает у всех: у одних более ярко, у других менее ярко. Если все совсем гладко и ничего не происходит, на мой взгляд, это подозрительно. Здесь либо родители не в курсе, а подросток что-то делает втихаря, либо все настолько регламентировано, что у ребенка невроз и он слишком сильно хочет быть хорошим.

Это может привести к тому, что проблемы выстрелят потом, когда подросток выйдет из-под родительского контроля, например уедет учиться в другой город. Иногда бывает и так, что уже в 30—40 лет на психотерапии человек осознает, что подросткового возраста у него не было и вот сейчас он его проживает.

Как правильно реагировать на действительно плохое поведение?

Важно ответить себе на два вопроса: насколько это для меня критично и чего я хочу добиться в результате.

Например, родители увидели, что ребенок курит. Если дать подростку по шее или наорать, то, возможно, в ближайшие пару месяцев его с сигаретой будет не видно, но это не гарантирует, что он не курит в другом месте. То есть такие действия не работают.

Еще такие наказания могут выйти боком в будущем. Если с подростком случится что-то плохое в тот момент, когда он снова курил, например к нему кто-то приставал, — он может ничего не рассказать родителям, потому что будет бояться, что его отругают за курение.

Если нужно, чтобы подросток не курил, надо воспитывать нормальное отношение к себе, самооценку, объяснять, что это вредит здоровью. Это постепенный процесс, здесь нельзя достичь цели одной мгновенной реакцией на сигареты.

Подобные ситуации сложные, требуют много спокойствия. Чтобы ребенок не пошел по скользкой дорожке, у него должна быть своя голова на плечах, и колотушками свою голову не создать.

При этом важно учитывать семейные нормы и правила. Например, если дома нельзя курить, а подросток дымит на кухне, то правило придется отстаивать: дома ты не куришь, и точка.

/school-problems/

Как я защищаю права своих детей в школе

Хорошо еще разобраться, почему так произошло. Подросток обычно понимает, что родители взорвутся, часто это провокация, вызов на диалог. Если понять причину, получится адекватно отреагировать.

Играет роль и поведение родителей: если родители сами курят, у них не получится повлиять на ребенка аргументами про негативные стороны курения. В таком случае, если курение подростка не устраивает, остается только один способ — установить правила, например ограничить курение дома, и ждать, что он, возможно, со временем бросит сам.

Нужны ли подростку какие-то границы?

На этот вопрос нет правильного ответа. Главная задача родителей — находить баланс.

Важно определиться — самостоятельно или с помощью психолога, что является принципиальным, на каких правилах родители хотят настаивать.

У всех будут разные ответы, нет единственно верных правил и ограничений. Для кого-то это возвращаться в определенное время, для кого-то — выключать гаджеты в 22:00, для кого-то — вежливо разговаривать, и так далее.

Здесь важно честно себе ответить и не требовать от подростка того, что особо не нужно и чего добиться никак не получается. Нет необходимости держать подростка в ежовых рукавицах.

Есть алгоритм, который помогает отсеять ненужные правила:

  1. Надо выписать список конкретных требований и ограничений по пунктам. Например, «чтобы учился нормально» — это не конкретное требование. Если расшифровать, то там может быть: должен учиться на пять по основным предметам, минимум на четыре по всем остальным, с вечера собирать рюкзак, полностью делать домашку без списывания, в школу идти в аккуратной одежде, перед школой позавтракать, не прогуливать, учителю не хамить и еще что-нибудь. Когда требования выписаны, становится видна полная картина.
  2. Выбрать требования, которые не выполняются, из-за чего постоянно возникают конфликты, при этом из-за невыполнения никто не умер.

В итоге обычно получается такая картина: куча энергии тратится на то, чтобы требовать соблюдения правил, которые все равно не выполняются и ничего страшного не происходит.

Родителей часто пугает, что если они перестанут что-то требовать, то станут плохими родителями. Но бесконечные требования не усиливают позицию родителей и не меняют мотивацию ребенка — это просто сотрясание воздуха и увеличение количества конфликтов.

Рамки и нормы для развития нужны, но они должны быть адекватными и обоснованными. С подростками важно помнить, что им все придется аргументировать. И это суперская практика: если попытаться свои требования объяснить, сразу будут видны те, в нужности которых родители сами не уверены.

Milstones для мальчиков для мальчиков, возраст 15

, написанные Webmd редакционными участниками

в этой статье

  • Физический
  • Интеллектуальный
  • Эмоциональный и социальный
  • .

    Этот мальчишка с ободранными коленками и смешной ухмылкой уже не маленький. В это может быть трудно поверить, но вашему сыну 15 лет. Вероятно, он учится в первом или втором классе старшей школы.

    15-летний подросток — уже не ребенок, но еще и не взрослый.

    Это время физических изменений, но также и время большого интеллектуального, социального и эмоционального развития. Хотя это сильно отличается от мальчика к мальчику, есть общие вехи, которые нужно искать.

    Физический

    В этом возрасте 15-летние мальчики продолжают расти. Они:

    • Много едят и почти всегда голодны
    • Стать выше и мускулистее
    • Нужно много спать
    • Могут быть неуклюжими, потому что растут

    Сексуальные изменения:

    • Увеличенный пенис и яички, которые начинают вырабатывать сперму
    • Волосы на лобке, затем волосы в подмышках и на лице

    Интеллектуал

    Маленькие дети думают только о том, что происходит в данный момент. Но к 15 годам мальчик может мыслить более сложными способами. Ищите своего сына, чтобы:

    • Начать ставить цели на будущее
    • Планирование ситуаций «что, если»
    • Принимать больше собственных решений
    • Развивать чувство правильного и неправильного
    • Развивать страсть к чему-то и более глубокие интересы

    Понимать последствия своего поведения

    Эмоциональное и социальное

    Подростки в этом возрасте ищут идентичность — ощущение того, кто они есть. Они хотят быть более контролирующими и более независимыми. Ваш 15-летний сын может также:

    • Думать, что друзья важнее, чем семья
    • Проводите меньше времени с родителями и больше времени с друзьями или в одиночестве
    • Хотите больше спорить и меньше говорить
    • Начните встречаться
    • Лучше осознайте сексуальную ориентацию
    • Глубоко прочувствуйте вещи
    • Постарайтесь понять свои собственные чувства
    • Впасть в грусть или депрессию. Это может привести к проблемам в школе, употреблению наркотиков или алкоголя, рискованному сексу и другому поведению. Основными причинами являются автомобильные аварии, убийства и самоубийства. Около четверти детей в возрасте 12-17 лет употребляли наркотики.

      Эти основные правила помогут вашему сыну оставаться в безопасности:

      • Всегда пристегивайтесь ремнем безопасности и никогда не пользуйтесь мобильным телефоном во время вождения.
      • Будьте осторожны в Интернете и при использовании социальных сетей. Укрепить правила использования медиа и игр, включая обмен личной информацией.
      • Носите защитное снаряжение на велосипеде, роликах или скейтборде.
      • Соблюдайте семейные правила и закон в отношении употребления алкоголя и наркотиков.
      • Держитесь подальше от оружия, если вы не обучены и не находитесь рядом со взрослым, знающим правила техники безопасности при обращении с оружием.
      • Поймите, что может произойти, если вы ведете половую жизнь (поговорите со своим сыном о болезнях, беременности, уважении к девочкам и о том, как секс может изменить их отношение к себе).

      Как вы можете помочь

      Как родитель, вы можете многое сделать, чтобы помочь своему сыну-подростку. Будьте готовы поговорить, когда они будут — никаких телефонов, никакого телевизора, только вы вдвоем. Слушайте спокойно и постарайтесь понять их точку зрения. Тогда предложите свое мнение. Не смейтесь и не высмеивайте то, что они говорят.

      Другие способы помочь:

      • Дайте им знать, когда они сделают что-то хорошо.
      • Поощряйте их участие в принятии решений семьей.
      • Проявляйте интерес к их друзьям, школе и занятиям.
      • Установите правила использования телефонов, устройств и социальных сетей.
      • Помогите им понять давление сверстников. Это может быть хорошо или плохо.
      • Убедитесь, что они знают, что делать, если им предложат наркотики или принудят к сексу.
      • Поощряйте своего сына заниматься волонтерской деятельностью и заботиться о других.
      • Обеспечьте им конфиденциальность.
      • Будьте хорошим примером для подражания в выборе сна, еды и физических упражнений.

      Обратите внимание на признаки самоубийства. Ваш сын может подвергаться риску, если он:

      • Говорит о самоубийстве или смерти
      • Говорит о том, что его не будет рядом в будущем
      • Отдает любимые вещи
      • Увеличивает употребление наркотиков или алкоголя
      • Пытался покончить жизнь самоубийством до

      Не оставляйте сына одного, если считаете, что есть вероятность самоубийства. Получите помощь прямо сейчас.

      Вехи пути

      В 15 лет вашему сыну не нужно, чтобы вы помогали ему перейти улицу. Но им нужно, чтобы вы направляли их по мере продвижения к взрослой жизни. Если они вас беспокоят, поговорите с врачом или школьным психологом.

      Руководство по охране здоровья и воспитанию детей

      1. Основные этапы развития ребенка
      2. Развитие ребенка
      3. Поведение и дисциплина
      4. Безопасность детей
      5. Здоровые привычки
      6. Все темы75

        Психическое здоровье подростков

        Психическое здоровье подростков
          • All topics »
          • A
          • B
          • C
          • D
          • E
          • F
          • G
          • H
          • I
          • J
          • K
          • L
          • M
          • N
          • O
          • P
          • Q
          • R
          • S
          • T
          • U
          • V
          • W
          • X

            8

            7 З

          • Ресурсы »
            • Бюллетени
            • Факты в картинках
            • Мультимедиа
            • Публикации
            • Вопросы и Ответы
            • Инструменты и наборы инструментов
          • Популярный »
            • Загрязнение воздуха
            • Коронавирусная болезнь (COVID-19)
            • Гепатит
            • оспа обезьян
          • Все страны »
          • А
          • B
          • C
          • D
          • E
          • F
          • G
          • H
          • I
          • J
          • K
          • L
          • M
          • N
          • O
          • P
          • Q
          • R
          • S
          • T
          • U
          • V
          • W
          • X
          • Y
          • Z
          • Регионы »
            • Африка
            • Америка
            • Юго-Восточная Азия
            • Европа
            • Восточное Средиземноморье
            • Западная часть Тихого океана
          • ВОЗ в странах »
            • Статистика
            • Стратегии сотрудничества
            • Украина ЧП
          • все новости »
            • Выпуски новостей
            • Заявления
            • Кампании
            • Комментарии
            • События
            • Тематические истории
            • Выступления
            • Прожекторы
            • Информационные бюллетени
            • Библиотека фотографий
            • Список рассылки СМИ
          • Заголовки »
          • Сосредоточиться на »
            • Афганистан кризис
            • COVID-19 пандемия
            • Кризис в Северной Эфиопии
            • Сирийский кризис
            • Украина ЧП
            • Вспышка оспы обезьян
            • Кризис Большого Африканского Рога
          • Последний »
            • Новости о вспышках болезней
            • Советы путешественникам
            • Отчеты о ситуации
            • Еженедельный эпидемиологический отчет
          • ВОЗ в чрезвычайных ситуациях »
            • Наблюдение
            • Исследовать
            • Финансирование
            • Партнеры
            • Операции
            • Независимый контрольно-консультативный комитет
            • Призыв ВОЗ о чрезвычайной ситуации в области здравоохранения 2023 г.
          • Данные ВОЗ »
            • Глобальные оценки здоровья
            • ЦУР в области здравоохранения
            • База данных о смертности
            • Сборы данных
          • Панели инструментов »
            • Информационная панель COVID-19
            • Приборная панель «Три миллиарда»
            • Монитор неравенства в отношении здоровья
          • Основные моменты »
            • Глобальная обсерватория здравоохранения
            • СЧЕТ
            • Инсайты и визуализации
            • Инструменты сбора данных
          • Отчеты »
            • Мировая статистика здравоохранения 2022 г.
            • избыточная смертность от COVID
            • DDI В ФОКУСЕ: 2022 г.
          • О ком »
            • Люди
            • Команды
            • Состав
            • Партнерство и сотрудничество
            • Сотрудничающие центры
            • Сети, комитеты и консультативные группы
            • Трансформация
          • Наша работа »
            • Общая программа работы
            • Академия ВОЗ
            • Деятельность
            • Инициативы
          • Финансирование »
            • Инвестиционный кейс
            • Фонд ВОЗ
          • Подотчетность »
            • Аудит
            • Программный бюджет
            • Финансовые отчеты
            • Портал программного бюджета
            • Отчет о результатах
          • Управление »
            • Всемирная ассамблея здравоохранения
            • Исполнительный совет
            • Выборы Генерального директора
            • Веб-сайт руководящих органов
            • Портал государств-членов
          • Дом/
          • Отдел новостей/
          • Информационные бюллетени/
          • Деталь/
          • Психическое здоровье подростков

          Дж. Хан
          Просмотр фильма или прослушивание радио — это способ для подростков использовать средства массовой информации для расширения своих знаний о том, как сохранить здоровье.

          © Кредиты

          «,»datePublished»:»2021-11-17T14:17:00.0000000+00:00″,»image»:»https://cdn.who.int/media/images/default-source/hero- images/adolescent-mental-health-low-res.jpg?sfvrsn=d4b822cc_14″,»издатель»:{«@type»:»Организация»,»name»:»Всемирная организация здравоохранения: ВОЗ»,»logo»:{ «@type»:»ImageObject»,»url»:»https://www.who.int/Images/SchemaOrg/schemaOrgLogo.jpg»,»width»:250,»height»:60}},»dateModified» :»2021-11-17T14:17:00.0000000+00:00″,»mainEntityOfPage»:»https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/adolescent-mental-health»,» @context»:»http://schema.org»,»@type»:»Статья»};

          Ключевые факты

          • Во всем мире каждый седьмой подросток в возрасте от 10 до 19 лет страдает психическим расстройством, что составляет 13% глобального бремени болезней в этой возрастной группе.
          • Депрессия, тревога и поведенческие расстройства являются одними из основных причин болезней и инвалидности среди подростков.
          • Самоубийство является четвертой по значимости причиной смерти среди 15-29-летних.
          • Последствия непринятия мер в отношении психических заболеваний подростков распространяются и на взрослую жизнь, ухудшая как физическое, так и психическое здоровье и ограничивая возможности вести полноценную жизнь во взрослом возрасте.

          Введение

          Каждому шестому человеку от 10 до 19 лет. Подростковый возраст – уникальное и формирующее время. Физические, эмоциональные и социальные изменения, в том числе подверженность бедности, жестокому обращению или насилию, могут сделать подростков уязвимыми для проблем с психическим здоровьем. Защита подростков от невзгод, содействие социально-эмоциональному обучению и психологическому благополучию, а также обеспечение доступа к психиатрической помощи имеют решающее значение для их здоровья и благополучия в подростковом и взрослом возрасте.

          По оценкам, во всем мире каждый седьмой (14%) в возрасте от 10 до 19 лет страдает психическим заболеванием(1), но в большинстве своем они остаются нераспознанными и нелеченными.

          Подростки с психическими расстройствами особенно уязвимы к социальной изоляции, дискриминации, стигматизации (влияющей на готовность обратиться за помощью), трудностям в обучении, рискованному поведению, физическим заболеваниям и нарушениям прав человека.

          Детерминанты психического здоровья

          Подростковый возраст является решающим периодом для развития социальных и эмоциональных привычек, важных для психического благополучия. К ним относятся принятие здорового режима сна; регулярно заниматься спортом; развитие навыков преодоления трудностей, решения проблем и межличностного общения; и научиться управлять эмоциями. Защитная и поддерживающая среда в семье, в школе и в обществе в целом важна.

          На психическое здоровье влияет множество факторов. Чем большему количеству факторов риска подвержены подростки, тем больше потенциальное влияние на их психическое здоровье. Факторы, которые могут способствовать стрессу в подростковом возрасте, включают подверженность невзгодам, давление, чтобы соответствовать сверстникам и исследование идентичности. Влияние СМИ и гендерные нормы могут усугубить несоответствие между реальностью жизни подростка и его восприятием или стремлениями к будущему. Другими важными детерминантами являются качество их семейной жизни и отношения со сверстниками. Насилие (особенно сексуальное насилие и издевательства), жесткое воспитание и серьезные социально-экономические проблемы являются общепризнанными рисками для психического здоровья.

          Некоторые подростки подвергаются большему риску психических заболеваний из-за условий жизни, стигматизации, дискриминации или изоляции или отсутствия доступа к качественной поддержке и услугам. К ним относятся подростки, живущие в гуманитарных и нестабильных условиях; подростки с хроническими заболеваниями, расстройствами аутистического спектра, умственной отсталостью или другими неврологическими заболеваниями; беременные подростки, родители-подростки или лица, состоящие в ранних или принудительных браках; дети сироты; и подростки из этнических или половых меньшинств или других дискриминируемых групп.

          Эмоциональные расстройства

          Эмоциональные расстройства распространены среди подростков. Тревожные расстройства (которые могут сопровождаться паникой или чрезмерным беспокойством) наиболее распространены в этой возрастной группе и чаще встречаются среди подростков старшего возраста, чем среди подростков младшего возраста. Подсчитано, что 3,6% 10-14-летних и 4,6% 15-19-летних страдают тревожным расстройством. По оценкам, депрессия встречается у 1,1% подростков в возрасте 10–14 лет и у 2,8% подростков в возрасте 15–19 лет. Депрессия и тревога имеют некоторые общие симптомы, в том числе быстрые и неожиданные изменения настроения.

          Тревожные и депрессивные расстройства могут существенно повлиять на посещаемость школы и успеваемость. Социальная изоляция может усугубить изоляцию и одиночество. Депрессия может привести к самоубийству.

          Поведенческие расстройства

          Поведенческие расстройства чаще встречаются у подростков младшего возраста, чем у подростков старшего возраста. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), характеризующийся трудностью концентрации внимания, чрезмерной активностью и действиями без оглядки на последствия, встречается у 3,1% детей в возрасте 10–14 лет и у 2,4% детей в возрасте 15–19 лет.годовалые (1). Расстройство поведения (включающее симптомы деструктивного или вызывающего поведения) встречается у 3,6% 10-14-летних и 2,4% 15-19-летних (1). Поведенческие расстройства могут повлиять на образование подростков, а расстройство поведения может привести к преступному поведению.

          Расстройства пищевого поведения

          Расстройства пищевого поведения, такие как нервная анорексия и нервная булимия, обычно возникают в подростковом и юношеском возрасте. Расстройства пищевого поведения включают ненормальное пищевое поведение и озабоченность едой, что в большинстве случаев сопровождается беспокойством по поводу веса и формы тела. Нервная анорексия может привести к преждевременной смерти, часто из-за медицинских осложнений или самоубийства, и имеет более высокую смертность, чем любое другое психическое расстройство.

          Психоз

          Состояния, которые включают симптомы психоза, чаще всего возникают в позднем подростковом или раннем взрослом возрасте. Симптомы могут включать галлюцинации или бред. Этот опыт может ухудшить способность подростка участвовать в повседневной жизни и обучении и часто приводит к стигматизации или нарушениям прав человека.

          Самоубийство и членовредительство

          Самоубийство является четвертой по значимости причиной смерти подростков старшего возраста (15–19 лет)(2). Факторы риска самоубийства многогранны и включают вредное употребление алкоголя, жестокое обращение в детстве, стигматизацию в отношении обращения за помощью, препятствия для доступа к медицинской помощи и доступ к средствам самоубийства. Цифровые медиа, как и любые другие медиа, могут играть значительную роль как в усилении, так и в ослаблении усилий по предотвращению самоубийств.

          Рискованное поведение

          Многие виды поведения, связанные с риском для здоровья, такие как употребление психоактивных веществ или рискованное сексуальное поведение, начинаются в подростковом возрасте. Рискованное поведение может быть бесполезной стратегией преодоления эмоциональных трудностей и может серьезно повлиять на психическое и физическое благополучие подростка.

          Во всем мире распространенность эпизодического употребления алкоголя в больших количествах среди подростков в возрасте 15–19 лет в 2016 г. составила 13,6%, причем наибольшему риску подвержены мужчины (3).

          Употребление табака и каннабиса вызывает дополнительные опасения. Многие взрослые курильщики выкуривают первую сигарету в возрасте до 18 лет. Каннабис является наиболее широко употребляемым наркотиком среди молодежи: около 4,7% 15–16-летних употребляли его хотя бы один раз в 2018 году(4).

          Совершение насилия — это рискованное поведение, которое может повысить вероятность низкого уровня образования, травм, причастности к преступлению или смерти. Межличностное насилие вошло в число основных причин смерти мальчиков-подростков старшего возраста в 2019 году(5).

          Пропаганда и профилактика

          Вмешательства, направленные на укрепление и профилактику психического здоровья, направлены на   усиление способности человека регулировать эмоции, расширять альтернативы рискованному поведению, повышать устойчивость к трудным ситуациям и невзгодам, а также создавать благоприятную социальную среду и социальные сети .

          Эти программы требуют многоуровневого подхода с различными платформами доставки — например,   , цифровыми медиа, медицинскими или социальными учреждениями, школами или местными сообществами — и различными стратегиями охвата подростков, особенно наиболее уязвимых.

          Раннее выявление и лечение

          Крайне важно удовлетворять потребности подростков с психическими расстройствами. Избегание институционализации и чрезмерной медикализации, уделение приоритетного внимания немедикаментозным подходам и уважение прав детей в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка и другими документами по правам человека имеют ключевое значение для психического здоровья подростков.

          Ответ ВОЗ

          ВОЗ работает над стратегиями, программами и инструментами для оказания помощи правительствам в удовлетворении медицинских потребностей подростков.

          Например, Инициатива «Помощь подросткам в благополучии» (HAT) представляет собой совместную инициативу ВОЗ и ЮНИСЕФ по укреплению политики и программ в области психического здоровья подростков. В частности, усилия, предпринимаемые в рамках Инициативы, направлены на укрепление психического здоровья и профилактику психических заболеваний. Они также призваны помочь предотвратить членовредительство и другие виды поведения, связанные с риском, такие как вредное употребление алкоголя и наркотиков, которые оказывают негативное влияние на психическое  ̶  и физическое  ̶ здоровье молодых людей.

          ВОЗ также разработала модуль по психическим и поведенческим расстройствам у детей и подростков в рамках Руководства по вмешательству mhGAP 2.0. В этом Руководстве представлены клинические протоколы, основанные на фактических данных, для оценки и ведения ряда психических расстройств в условиях неспециализированной помощи.

          Кроме того, ВОЗ разрабатывает и тестирует масштабируемые психологические вмешательства для лечения эмоциональных расстройств у подростков, а также руководство по оказанию психиатрической помощи подросткам.

          Региональное бюро ВОЗ для стран Восточного Средиземноморья разработало комплект учебных материалов по психическому здоровью для преподавателей, чтобы улучшить понимание важности психического здоровья в школьной среде и помочь в реализации стратегий укрепления, защиты и восстановления психического здоровья учащихся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *