Психология подростка 13 лет: Психология подростка: 7 проблем современного подростка

Психология подростка 13 лет: Психология подростка: 7 проблем современного подростка

Содержание

Психология подростка: 13, 14, 15, 16 лет

Психология подростка – это термин, трактующийся неоднозначно. Поскольку с одной стороны он подразумевает науку, изучающую особенности поведенческих паттернов детей, вступивших на пубертатный этап формирования. С другой – означает непосредственно суть рассматриваемого понятия – возрастную специфику поведения, особенности психических процессов.

Подростковая психология считается самым противоречивым феноменом, характеризующимся непостоянством и появлением ноток бунтарства. Подростковый этап знаменуется выходом крохи из детства. Здесь вчерашний малыш начинает заглядывать в собственный внутренний мир, постигает новое о своей личности. На описываемом этапе формируется критическое мышление на фоне бунтарства и отрицания привычных поведенческих паттернов.

Особенности подросткового развития

Пубертатный период наиболее трудный из всех этапов детского развития. Рассматриваемый этап ещё именуют переходным, поскольку происходит так называемое «превращение» ребёнка во взрослую личность, переход от детскости к зрелости. Такая трансформация затрагивает все стороны бытия подростка, его анатомо-физиологическое формирование, интеллектуальное и морально-нравственное созревание, а также все подвиды деятельности, а именно: игровую, учебную и трудовую.

На этапе пубертата существенно меняются обстоятельства бытия ребенка и его деятельности, что ведёт к необходимости преобразования психических процессов, ломке старых, ранее устоявшихся форм взаимодействия с однолетками и взрослыми лицами. Учебная деятельность осложняется повышенными требованиями, увеличением нагрузки, появлением новых наук, которые необходимо систематически штудировать. Всё это требует от психических процессов более глубокого уровня: основательных обобщений и аргументированных доказательств, понимания абстрактных связей между объектами, выработку отвлечённых понятий.

Помимо того у тинейджера значительно трансформируются его принципы, мировоззрение, общественная позиция, положение среди одноклассников. Ребёнок начинает играть более значимую роль в школьной среде, семье. В этой связи ему начинает предъявляться больше требований социумом и родителями, которые по содержанию становятся более серьезными и основательными.

В процессе усложнённой учебной деятельности заметно совершенствуется интеллект подростков. Содержание постигаемых в школе наук, модификация характера и содержания учебной деятельности вырабатывают у них способность самостоятельно мыслить, обобщать, рассуждать, анализировать, сопоставлять и резюмировать.

Помимо того описываемый этап в созревании детской личности знаменуется также и половым созреванием, что серьёзно осложняет прохождение рассматриваемого этапа развития.

Не позволяйте ребенку послать вас!

Никогда не позволяй подростку послать вас. Ни прямого текста, ни намеков. Это очень опасно.

Если вы позволите подростку послать вас, поначалу это может показаться безобидным. Но со временем это превратится в серьезную проблему. Юность закончится. Но ребенок все равно будет посылать ва, потому что ты уже однажды вы позволила ему это сделать.

Если вас послал ребенок, то придется провести серьезный разговор. Спокойным голосом скажите, что с вами недопустимо разговаривать таким образом. Ребенок должен понять, что совершил ошибку. И извиниться. Тогда в следующий раз он не пересечет эту границу.

Во время разговора ни в коем случае не кричите. И не оскорбляйте ребенка. Потому что проявление эмоций покажет вашу слабость.

Психология мальчиков подростков

Подростковый период у сынов Адама заключается в трансформации мальчиков во взрослых мужей. На данной стадии происходит биологическое созревание, которое совпадает с зарождением новых интересов, разочарованием в былых увлечениях.

Юные подростки расстаются с детством, понимание того, что дальше будет с ними, отсутствует, поэтому они ощущают дискомфорт.

В пубертатном периоде отмечается активный рост мальчиков: меняется гормональный фон, «ломается» голос, растёт скелет.

Именно данный этап проявляется предельной нетерпимостью юношей, нежеланием оказать помощь тому, кто отличается. Мальчикам подросткам становится важной их внешность, поэтому если существуют проблемы с внешним обликом, то будет беда. Поскольку обязательно найдутся мальчишки, готовые обсмеять, а другие – готовые поддержать их в этом веселье.

Такие подростковые проблемы нередки. Они являются немаловажной психологической основой рассматриваемого периода. Вследствие скоростной гормональной перестройки у подростков нередко появляются прыщи, увеличивается вес. Мальчишки мучаются неконтролируемой эрекцией.

Помимо физических трансформаций, половых и гормональных метаморфоз, с ребёнком происходят и иные изменения. Видоизменяются его взгляды на бытие, начинают волновать вопросы, ранее совсем не интересовавшие. Опасность рассматриваемого этапа заключается в преувеличении собственных способностей, поскольку вчерашним детям всё кажется более радужным, доступным и простым.

Данный возраст характеризуется возникновением «разрыва» между здравым смыслом и эмоциями. Недоразвитие префронтальной зоны в пубертатном периоде объясняет возникновение основных проблем в поведенческом реагировании. Поэтому тинейджеры зачастую неспособны верно проанализировать ситуацию только в связи с незрелостью нервных процессов.

Правила общения с подростом 16 лет

Советы родителям о воспитании позволяют учесть психологию подростка и обойти острые углы, которыми чреваты отношения отцов и детей в шестнадцатилетнем возрасте.

Больше слушайте, чем говорите

Реальность показывает неутешительный факт снижения авторитета родителей в этом возрасте. Чтение нотаций и критика поведения приведут к неизбежным конфликтам и недоверию. Родителя необходимо научиться слушать своего ребенка, который переполнен идеями и мнениями об окружающем мире. Получив заинтересованных слушателей в лице папы и мамы, подросток рано или поздно прислушается к их советам или даже попросит их.

Доверие и свобода наравне с контролем друзей и увлечений

Ребенку необходимо дать возможность выбирать себе друзей, вместе с тем следует оберегать его от опасности попасть под неблагоприятное влияние. Стремление к самостоятельности порой приводит к желанию попробовать вещества, несущие непосредственную угрозу здоровью и жизни. Прямая обязанность родителей заключается в предостережении от роковых поступков.

Поддержите увлечения и развивайте интересы

Молодой человек, занятый интересами и увлечениями, значительно меньше времени проводит на улице в сомнительной компании. Родителям не следует навязывать подростку свое мнение об увлечениях, так как оно может противоречить природным наклонностям и талантам сына или дочери.

Посещение кружков и секций способствует гармоническому развитию личности и не позволяет проводить значительной время за компьютером.

Научите учиться

Юношам и девушкам следует объяснить, что для достижения успеха в жизни необходимо постоянно учиться. Этот процесс должен стать неотъемлемой частью роста личности. Подростки должны узнать, что в обучении важна систематичность и повторение пройденного.

Позвольте ошибаться и исправлять ошибки

Жизнь – сложный процесс, который предусматривает совершение ошибок. Избежать их не удается никому. Мудрость состоит в том, чтобы извлекать уроки прожитого и превращать его в свой личный опыт. Правильное осознание прожитого позволит в дальнейшем не наступать на те же грабли.

Убедите: родители и дом всегда поймут и простят

Подросток должен твердо знать, что родительский дом для ребенка – это самое надежное место в мире. Родители должны воспитать в ребенке чувство защищенности, такая личность будет свободна от комплексов и страхов. Подросток должен знать, что жизненные трудности и проблемы решаемы с помощью добрых и мудрых наставников.

Психология девочек подростков

В периоде пубертата происходит интенсивный рост организма и гормональная перестройка. Поэтому многие девушки начинают прибавлять в весе, тело округляется, становясь более женственным.

Поскольку организм быстро адаптироваться к происходящим метаморфозам не успевает, ему приходится трудиться на износ. Отсюда у девочек наблюдается повышенная усталость, сонливость и апатия. Также могут обостриться недуги хронического течения или появиться новые.

Состояние кожи может ухудшаться из-за роста продукции эстрогена и прогестерона, что также негативно воздействует на эмоциональный настрой ребёнка. Также данный этап знаменуется появлением первых менструаций, которым нередко сопутствуют болезненные ощущения и слабость.

Все проистекающие в организме процессы, неизбежно отражаются и на детской нервной системе. Помимо того надуманные недостатки такие как: лишний вес, проблемная кожа, появление запаха пота, негативно влияют на самооценку девочки-тинейджера. Это благодатная почва для зарождения различных комплексов у девочки подростка.

Вследствие увеличенной продукции половых гормонов эмоциональный фон девочек нестабилен, его различные формы могут сменяться ежесекундно – от апатии до радостного беспричинного возбуждения, от плаксивости до явной агрессии.

Девочки-тинейджеры часто подвержены унынию. Они убеждены, что у них всё плохо. Девушки часто склонны к плаксивости. Нередко они ощущают ненависть и раздражение в отношении наиболее близких лиц.

У них ухудшается память, снижается концентрация, нарушается способность выражать свои мысли.

Девушки, находящиеся на описываемом этапе взросления, зачастую собственными действиями и словами напоминают трехлетних малышей. Часто от них можно услышать: «я сама», «не лезьте ко мне», «отстаньте от меня».

Эмоциональная сфера

Девочки ярче мальчиков переживают любые эмоции. Они все воспринимают как высокозначимое, жизненное, важное.

  • Пик эмоциональности приходится на 13-14 лет, затем снижается.
  • Новый всплеск наступает в 18 лет.

Нередко эти всплески именуются кризисом переходного возраста. Характерны эмоциональные и настроенческие перепады: грусть и отчаяние сменяются эйфорией и радостью. В целом у девочек преобладает маниакально-депрессивное состояние, которое обусловлено гормональной и соматической перестройкой при низком осознании и принятии себя.

Проблемы подросткового возраста

Усложнение реальных тенденций социального продвижения, убыстрение ритма существования, предпочтение гедонистического образа бытия оказывают воздействие на формирование современных подростков. Сложившиеся обстоятельства вызывают пассивность у детей, агрессию, депрессивные настрои, нравственное безразличие и создаёт преграды на пути идентификации собственных моральных ценностей и постижения смысла собственного существования.

Именно поэтому психология современных подростков в сравнении с психологией ранних периодов формирования характеризуется специфичностью. Ведь динамичность бытия и его отношение к удовольствию как к наивысшей ценности отражается в сердцах и сознании новых поколений.

К основным проблемам подросткового периода следует отнести:

– гневливость детей (при этом проблема заключается не в самом наличии этого чувства, а в неумении им управлять), проявляемая в пассивно-агрессивных поведенческих реакциях, дабы вывести взрослое окружение либо родителей из равновесия, и характеризуется неосознанностью, являясь результатом замалчиваемого гнева;

– эмоциональная неустойчивость;

– суицидальные наклонности, которые порождает заниженная самооценка, родительское равнодушие, чувство одиночества, депрессивные настрои;

– гомосексуализм, заключающийся в интимном влечении к субъектам своего пола;

– подростковая депрессия, выражаемая тоскливым, подавленным настроением, пессимизмом, ощущением собственной никчемности, заторможенностью движений, однообразием представлений, снижением побуждений, различными соматическими отклонениями;

– личностное самоопределение, которое включает социальное самоопределение, семейное, профессиональное, нравственное, религиозное и жизненное.

Итоги

Самопознание – основа подросткового возраста. У девочек ведущую роль занимает планирование будущей семейной жизни, поиска потенциального мужа, создание своего идеала. Свою успешность девочка оценивает через успешность в межличностных отношениях.

Весь подростковый возраст можно описать как критичный. Не усугубляйте ситуацию. Больше всего девочка-подросток ждет от вас мудрого совета, поддержки, понимания.

Подростковый возраст во многом схож у мальчиков и девочек, потому в дополнение рекомендую прочитать статью «Переходный возраст у мальчиков – советы психолога». Там же вы найдете дополнительные рекомендации по взаимодействию со своей юной леди и отсылки к литературе.

Будьте тем, кем вы хотите видеть своего ребенка! Ведь он все равно скопирует с вас основные черты.

Психологическая ломка

Какие трудности испытывают подростки в общении, почему вступают в конфликт с окружающим миром? Это объясняется особенностями их мировосприятия. Если взрослые будут правильно понимать разные мотивы юношеских поступков, то им будет легче выстраивать поведение с детьми и находить пути урегулирования конфликтов.

Самомнение подростков

Мнение подростков о себе необъективно и гипертрофировано. Они только пытаются осознать себя как личность в окружающем мире, определить место в обществе и образ действий. Чувство самосознания до конца не сформировано, нестабильно. Поэтому школьники в юношеском возрасте бывают чрезмерно обидчивы, неконструктивно реагируют на критику. Несправедливые замечания со стороны учителей и сверстников могут глубоко ранить и оставить след на всю дальнейшую жизнь.

Внутренний конфликт

На фоне незрелой самооценки возникает внутренний конфликт. Подросток недоволен своим поведением, страдает от негативного мнения окружающих о себе. Но признать ошибки он зачастую не в состоянии. Отсюда происходит внутренний кризис, неприятие себя, депрессия.

Отрицание действительности

Эмоциональная незрелость, преувеличение существующих проблем, конфликты с семьей и сверстниками часто провоцируют замкнутое поведение школьников. Когда дети неспособны справиться с трудностями самостоятельно и не встречают понимания, помощи среди окружающих, то часто уходят в свой мир, становятся неконтактными, подавленными, агрессивными. В таком состоянии они отрицают действительность, не хотят участвовать в общественной жизни, стремятся к уединению.

Здоровье и безопасность

Подростку важно знать, как заботиться о своем здоровье. Рискованное поведение может быть одной из самых больших опасностей, с которыми сталкиваются подростки. Так что расскажите подростку об опасностях, с которыми он сталкивается, и откажитесь от привилегий, когда он сделает неправильный выбор.

В гостях у врача

Подростки могут продолжать посещать педиатра до 21 года. Подросткам рекомендуется проводить ежегодные проверки здоровья.

Физкультура, прыщи, респираторные инфекции, астма и проблемы с кожей — частые причины, по которым подросткам необходимо посещать своего педиатра между ежегодными визитами.

Важно дать подросткам возможность поговорить с педиатром наедине. У них могут быть вопросы о сексе, сексуальности, ЗППП, алкоголе, наркотиках или других деликатных вопросах, о которых им некомфортно говорить в присутствии родителей.

Педиатр должен проверить индекс массы тела вашего ребенка, проконсультировать по вопросам физической активности и питания и просвещать по вопросам инфекций, передаваемых половым путем.

Сексуально активные подростки могут регулярно проходить тестирование на заболевания, передающиеся половым путем, включая хламидиоз и гонорею, даже если у них нет никаких симптомов.

Акушеры и гинекологи рекомендует девушкам их первый визит гинекологический в возрасте от 15 лет

Педиатр также должен проверить наличие проблем с психическим здоровьем , таких как депрессия и тревога. Важно сообщить о любых проблемах, которые могут у вас возникнуть по поводу настроения или поведения вашего подростка.

Психология подростков | Психологическая помощь – сеть клиник НИАРМЕДИК

Психологическое состояние человека в разные периоды онтогенеза может иметь свои особенности. Внешние и внутренние факторы влияют на эмоциональное состояние и когнитивные способности. Особенно важны периоды гормональных перестроек, влияющие на развитие личности и психологические реакции. Именно в эти периоды часто возникает манифестация различных заболеваний. Подростковый возраст может быть показанием для работы с психологом в случае появления определенных симптомов, таких как: снижение самооценки или суицидальные мысли.

Общая информация

Возрастные психологические особенности можно описать как постепенное развитие личности. Совокупность внешних влияний и внутренних перестроек определяет эмоциональное состояние человека в определенные периоды жизни. Одним из наиболее важных факторов влияния является эндокринная регуляция организма. Гормоны оказывают воздействие на головной мозг путем изменения концентрации нейромедиаторов. Эти изменения могут иметь физиологическую функцию (пубертатный период) или быть признаками патологии.

Подростковый период является трудным возрастом, когда ребенок начинает подражать поведению взрослых людей и критически относиться к своим родителям. Физические изменения и гормональные перестройки становятся причиной эмоциональной нестабильности, раздражительности и снижения самооценки. Именно в этот период могут появиться первые симптомы психических расстройств, способных негативно повлиять на всю последующую жизнь человека.

Факты о пубертатном периоде

Половым созреванием называют период физиологических изменений, характеризующихся подготовкой организма к выполнению репродуктивной функции. В более широком понимании пубертатом можно назвать взросление, поскольку именно на этот период приходится закладывание фундамента личности человека. Процессы физиологических и психологических изменений происходят параллельно из-за влияния гормонов и реакции подростка на собственное состояние. В среднем пубертат может начинаться в 11-13 лет и заканчиваться в 18-19 лет. У девочек половое созревание обычно начинается раньше.

Главными регуляторами физиологических перестроек являются половые железы – яичники у женщин и семенники у мужчин. Эти органы выделяют в кровь гормоны, контролирующие развитие опорно-двигательного аппарата, половых органов и других анатомических структур.

Влияние гормонов на центральную нервную систему обусловлено изменением баланса нейромедиаторов. У мужчин пубертат является единственным в жизни периодом психологической нестабильности, обусловленной эндокринными перестройками, в то время как у женщин похожие явления возникают во время беременности.

Аспекты психологических особенностей пубертата могут зависеть от следующих факторов

  1. Наследственность. Признаки, передающиеся от родителей, влияют на развитие нервной системы.
  2. Питание. Во время пубертатного периода организму требуется большое количество белков, углеводов, витаминов и минеральных веществ для развития органов, включая головной мозг.
  3. Влияние общества, включая взаимоотношение со сверстниками и родителями.

Во время пубертата возникают резкие изменения телосложения. Мальчики и девочки обращают внимание на непропорциональное развитие тела, вроде длинных конечностей, сутулости и большой головы. Все эти временные особенности влияют на самооценку человека.

При этом гормональный фон лишь усиливает влияние рефлексии на психику. У некоторых подростков эти факторы приводят к формированию стойких черт личности, вроде тревожности и избегающего поведения. В связи с этим важно начать работу с психологом как можно раньше.

Психология личности

Для подростков в период пубертата характерны определенные черты личности. Учет этих особенностей важен для профилактики психических расстройств и правильного воспитания. При этом следует иметь в виду, что выраженность тех или иных черт личностей варьируется в зависимости от половой принадлежности, возраста и индивидуальных качеств человека.

Основные черты личности

  1. Неадекватная самооценка. Стремление к самовыражению, показной взрослости, признанию собственного авторитета и интеллектуальное развитие способствуют формированию у подростка взгляда на собственное положение в обществе. Для людей в этом возрасте характерна сниженная или неадекватно завышенная самооценка. В старшем возрасте эта проблема обычно исчезает, однако возможно формирование комплексов, постоянно влияющих на самооценку.
  2. Импульсивное поведение. Прагматизм не является популярным взглядом на вещи среди подростков из-за отсутствия личного опыта и эмоциональной нестабильности.
  3. Отсутствие опыта, «горячий рассудок», отсутствие самостоятельности и желание узнавать новое – это факторы, определяющие доверчивость и наивность подростка.
  4. Эмоциональная лабильность – нестабильное состояние психики, характерное для многих подростков. Эта черта личности проявляется постоянными перепадами настроения, раздражительностью и агрессивностью. Настроение ребенка в течение дня может сменяться периодами плаксивости и эмоционального возбуждения.
  5. Неразвитый эмоционально-волевой контроль. Такую особенность также можно связать с эмоциональной нестабильностью и внушаемостью. Процессы торможения, связанные с функциями коры головного мозга, все еще развиваются во время пубертата, поэтому молодые люди с трудом контролируют собственные импульсы. Взрослый человек почти всегда может вовремя остановиться благодаря инстинкту самосохранения или жизненному опыту, однако детям может быть попросту недоступен такой психологический механизм.

Все перечисленные особенности отличают подростка от взрослого человека. Сохранение подобных черт личности у взрослых психологи называют инфантилизмом.

Причины заболеваний

Поскольку во время пубертатного периода у людей часто возникают первые признаки психических расстройств, необходимо рассмотреть возможные причины и предпосылки к таким недугам. Одним из главных аспектов является наследственность, поскольку генетические мутации, передающиеся от родителей, могут влиять на психоэмоциональное развитие подростка. Также следует учитывать эндогенные влияния, включая особенности гормонального фона. Основной причиной большинства психических заболеваний является нарушение баланса нейромедиаторов в головном мозге.

Возможные факторы риска:

  1. Психотравмирующие обстоятельства, такие как: травля, насилие со стороны родителей, растление. Перенесенные трагические события в период полового созревания могут оставить след в личности человека на всю оставшуюся жизнь.
  2. Влияние окружающих людей. Из-за внушительности и импульсивности у девочек и мальчиков часто возникают нездоровые наклонности именно в пубертате. Зачастую речь идет о преступных наклонностях и вредных привычках.
  3. Неблагоприятные семейные условия, такие как: бедность, неудовлетворительные санитарные условия и состояние родителей. Даже если только один родитель страдает от алкоголизма, риск «передачи» такой вредной привычки достаточно высок.
  4. Кризис отношений со сверстниками, обусловленный неуверенностью в себе и тревогой.
  5. Появление комплексов, связанных с внешностью, условиями жизни.
  6. Трудности взаимопонимания детей и родителей. Обычно наиболее тяжелые отношения между поколениями в семье возникают именно в момент взросления детей.

Обращение к психологу может быть целесообразным при обнаружении у подростка нескольких подобных факторов риска.

Заболевания

Психологам и врачам известны психические расстройства, наиболее часто проявляющиеся в возрасте полового созревания.

Примеры расстройств:

  1. Депрессия – стойкое снижение настроения. Пациенты пессимистичны, раздражительны и апатичны. Первые симптомы болезни часто возникают в детстве. Опасность депрессии заключается в возможном переходе меланхоличного настроения в суицидальные наклонности. Из-за характерных особенностей пубертатной психологии симптомы заболевания не всегда можно легко обнаружить у подростка.
  2. Тревожное расстройство личности – патология, проявляющаяся постоянным беспокойством, комплексами и необъяснимыми страхами. У человека формируется избегающее поведение. Тревога негативно влияет на качество последующей жизни и развитие личности.
  3. Пограничное расстройство личности – наиболее характерное заболевание психики у подростков. Первые симптомы обычно возникают в возрасте от 16 до 25 лет. Патология чаще диагностируется у девушек. К проявлениям пограничного расстройства относят снижение самоконтроля, асоциальное поведение, импульсивность и эмоциональную нестабильность.
    В целом признаки болезни напоминают акцентированные подростковые черты личности, поэтому диагностика может быть затруднена.
  4. Психические расстройства шизофренического спектра – наиболее тяжелые патологии. В отличие от вышеперечисленных состояний, эти болезни значительно нарушают качество жизни и зачастую делают человека инвалидом. Болезни могут проявляться галлюцинациями, бредовыми мыслями, чудаковатым поведением и общим расстройством мышления.

Таким образом, переходный период развития психики опасен формированием заболеваний, поэтому важно следить за состоянием подростка.

Симптомы

Родители могут обратить внимание на подозрительные поведенческие черты ребенка и обратиться к психологу. Также подросток может самостоятельно пожаловаться на определенные проблемы.

Ранние симптомы расстройств:

  • замкнутость в себе, социофобия;
  • постоянная раздражительность, агрессия;
  • принятие алкоголя, наркотиков;
  • бессонница или гиперсомния;
  • постоянная слабость и усталость;
  • конфликтное поведение;
  • сексуальная распущенность;
  • отсутствие критического отношения к себе и своим поступкам;
  • постоянные страхи, беспокойства;
  • нанесение вреда самому себе, включая незначительные порезы;
  • снижение физической активности.

Далеко не все вышеперечисленные симптомы могут быть связаны с психическими заболеваниями. Некоторые симптомы могут свидетельствовать о неправильной диете, гиповитаминозе и наличии обменного заболевания.

Диагностика

Для прохождения профессионального обследования рекомендуется записаться на прием к психологу или психотерапевту. Специалист расспросит пациента и его родителей о жалобах, а также изучит анамнестическую информацию для выявления факторов риска болезней. Первичная консультация помогает обнаружить подозрительные поведенческие черты. Для уточнения уровня тревоги и депрессии психолог может использовать стандартизированные тесты.

Дополнительные методы диагностики:

  • неврологическое обследование для исключения органических заболеваний головного мозга, влияющих на эмоции и поведение;
  • терапевтическое обследование с целью исключения патологий внутренних органов.

Целью раннего психологического обследования является обнаружение неблагоприятных личностных тенденций, способных впоследствии стать причиной манифестации расстройства. Устранение недуга на этом этапе развития позволяет значительно улучшить качество жизни человека. Напротив, лечение уже сформированных психических расстройств может быть затруднено.

Психологическая помощь

В зависимости от результатов консультации специалист может предложить лечение выявленного заболевания или коррекцию определенных психологических проблем. Важно понимать, что для полноценной психотерапии требуется большое количество сеансов и длительный курс лечения в целом.

Возможные методы коррекции:

  1. Семейная терапия. Психолог старается грамотно вести сеанс психотерапии с подростком и его родителями.
  2. Групповая терапия. В психологии и психиатрии часто практикуется работа в профильных группах. Этот метод помогает бороться с социофобией и тревожностью.
  3. Когнитивно-поведенческая терапия – наиболее популярный метод психотерапии, направленный на обучение пациента самостоятельным методам борьбы с симптомами расстройств.

Выбор метода терапии зависит от множества факторов, включая тяжесть психологического состояния и возраст пациента.

Профилактика

Предотвращение развития психических расстройств у подростков является важной задачей. Начинать профилактику стоит с появления первых неблагоприятных поведенческих и личностных черт у ребенка.

Некоторые методы:

  • консультация психотерапевта хотя бы раз в год;
  • соблюдение режима сна и бодрствования;
  • решение проблем конфликтного поведения в школе;
  • обучение ребенка положительным чертам, вроде умения отвечать за собственные поступки.

Для получения информации о других правилах профилактики рекомендуется записаться на прием к психологу.

Врачи

Которые лечат болезнь Подростковый возраст

Еще врачи

Клиники в Москве

По всем вопросам можно обратиться в единый контакт-центр: +7 (495) 6-171-171

20 лучших книг по психологии подростка

13 октября 2021

Однажды ребенок перестает быть милым малышом и превращается в… подростка. В его жизни появляются новые друзья, увлечения и проблемы. Для многих родителей это очень тяжелый эмоциональный период, когда связь с ребенком теряется, а найти новые темы для сближения с каждым днем все труднее.

Без паники! book24.ru спешит на помощь. Мы подготовили для вас 20 книг по психологии подростка, которые помогут лучше понять ребенка и вновь найти с ним общий язык.

1

Бестселлер

Если с ребенком трудно

Людмила Петрановская

Серия: Библиотека Петрановской

Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если…» и «Что делать, если… 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения. Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье.

307 р. 349 р. — 12%

2

Как жаль, что мои родители об этом не знали (и как повезло моим детям, что теперь об этом знаю я)

Филиппа Перри

Серия: Психология. Искусство быть родителем

ОДНА ИЗ САМЫХ ЦИТИРУЕМЫХ КНИГ ПО ВОСПИТАНИЮ.

БЕСТСЕЛЛЕР ВЕЛИКОБРИТАНИИ.

Все мы когда-то были детьми. Ссорились и спорили с родителями, врали, чтобы избежать наказания, не понимали их и обижались, что они не понимают нас…

Сами став мамами и папами, мы стремимся дать своим детям самое лучшее и сделать их счастливыми. Но, оказывается, все не так просто…

В этой мудрой, теплой и невероятно искренней книге родители найдут ответы на самые важные вопросы:

• как не позволить травмам прошлого испортить ваши отношения с ребенком;

• почему важно разделять любые чувства ребенка, а не отмахиваться от них;

• как наладить связь с малышом с первых дней жизни;

• почему в семейных отношениях нет места для манипуляций и шантажа;

• как выстраивать границы с детьми постарше и подростками;

• почему важно научиться видеть в ребенке человека, а не объект воспитания.

Книга Филиппы Перри — словно душевный разговор с тем, кто поймет и поддержит вас без осуждения и научит наслаждаться каждым мгновением родительства — ведь дети растут слишком быстро!..

759 р.

3

Отстаньте от ребенка! Простые правила мудрых родителей

Марина Мелия

Серия: Психология. Искусство быть родителем. Советуют профессионалы

Универсальные правила воспитания существуют! Марина Мелия, профессор психологии с сорокалетним стажем практической работы и мама троих детей, предлагает ТРИ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ, которые работают только в единой связке:

№ 1. Границы. Сегодня детей не принято ограничивать. Родители отказываются от запретов, стремясь воспитать свободного человека. Но ребенку жизненно необходимы четкие правила, ограничения, запреты, чтобы он знал, что такое хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя, и понимал последствия.

№ 2. Свобода. Не надо путать свободу и вседозволенность. Подлинная свобода закладывается в детстве. Нужно давать ребенку свободное время. Играя, скучая, мечтая, исследуя, он ищет себя, учится принимать решения, управлять временем и своей жизнью. Именно так развивается креативность, любознательность, лидерство.

№ 3. Любовь. Ребенка надо буквально накачать любовью и ничего не требовать взамен. Ему важно знать, что его любят просто так, потому что он «наш», а не за оценки, грамоты, спортивные трофеи. Тогда он вырастет близким нам человеком, а образ родителей всегда будет связан с теплом и любовью.

Книга «Отстаньте от ребенка!» поможет следовать ТРЕМ ЗОЛОТЫМ ПРАВИЛАМ и превратит воспитание детей в увлекательный процесс, полный позитивных эмоций.

В новое, дополненное издание Марина Мелия включила главы: «Как “заставить” ребенка учиться?», «Почему наши дети не в ладу с деньгами?», «Как запрограммировать ребенка на удачу?», «Как договариваться с учителем?» и другие.

Весь авторский гонорар передается в благотворительный фонд «Дом с маяком», который помогает тяжелобольным детям и их родителям.

374 р.

4

Без секретов. Как бережно и уверенно говорить с детьми о теле, отношениях и безопасности

Анна Левинская

Серия: Детям про ЭТО

Ребенок спросил, откуда он появился? Или глядя в телевизор спрашивает, для чего нужны прокладки? А может быть ваш подросток интересуется порнографией? Или вы боитесь произносить правильные названия половых органов вслух и не понимаете, почему не подходят эвфемизмы «пися, писюн, краник»?

В этой книге вы найдете ответы, как реагировать, что говорить и как отвечать на все щекотливые вопросы, учитывая возрастные особенности ребенка.

Если вы смущаетесь, не можете подобрать слов и не уверены, что ребенку нужно знать про «ЭТО», не ждите, когда одноклассники, интернет или злой дядя просветят вашего ребенка. Получите готовые ответы и шпаргалки по половому воспитанию в семье.

513 р. 625 р. — 18%

5

Пубертат. Как пережить переходный возраст ребенку и родителям

Рогге Ян-Уве

Серия: Воспитание без стресса

Поможет родителям понять своего ребенка-подростка и наладить отношения с ним.

Пубертат — трудное время как для самого ребенка, так и для его родителей. Нервы оголены, но это не повод для войн, действовать нужно с умом. Именно сейчас родителям нельзя сдаваться, ведь воспитание возможно и в подростковый период!

Молодым ребятам нужна свобода в проявлении собственной идентичности, а родителям необходимо понимать, что сопротивление со стороны их детей-подростков — попытка заявить о себе и обозначить свои границы. Именно в период полового созревания формируется база дальнейших доверительных отношений между родителями и их взрослеющими детьми.

Ян-Уве Рогге, один из ведущих немецких специалистов в области семейного воспитания, чьи работы переведены более чем на 20 языков, описывает, как проходит перестройка детского организма, и объясняет потребности подростков, учит грамотно реагировать на вызывающее поведение и эмоционально поддерживать своего ребенка. В Германии продано 320 тыс. экземпляров этой книги.

Для кого эта книга:

Для родителей подростков, которые хотят помочь ребенку пережить трудный переходный период, не потерять с ним контакт и даже укрепить отношения.

От автора:

Когда в середине девяностых годов я начал писать эту книгу, никто не предполагал, что в 2010 году будет продано почти четверть миллиона экземпляров и она станет самым читаемым справочником по вопросам воспитания подростков.

Когда книга вышла в свет, я получил множество писем от читателей. Родители, приходившие ко мне на семинары и лекции, благодарили меня за то, что я смог простыми словами осветить такой сложный вопрос, как переходный возраст у подростков. Им стало легче поставить себя на место своего ребенка и эмоционально поддержать вместо того, чтобы ссориться и раздувать конфликт.

Хотя книга рассчитана на взрослых, родителей, бабушек и дедушек, педагогов и воспитателей, ее читали и сами подростки. Одно из самых приятных посланий пришло от пятнадцатилетнего Бена: «Классная книга! Я купил ее родителям, чтобы им не так тяжко было со мной. Они прочитали ее, и многое, и правда, стало гораздо лучше. Хотя местами книга вовсе не хороша, потому что вы выдали почти все наши трюки и уловки».

Из общения с подростками и их родителями я вынес одно: в большинстве своем молодые ребята вопреки всем неприятностям вырастают уверенными в себе, вступают в эту жизнь самодостаточными и прекрасно с ней справляются. Родители, которые сопровождают выросших детей на пути в самостоятельную жизнь, стараются как следует выполнить свою воспитательную функцию — притом порой в очень непростых условиях.

Желаю получить истинное удовольствие от чтения, узнать что-то новое, подойти к вопросу с юмором, самоиронией и улыбнуться вместе с подростком. И надеюсь, что благодаря книге родители найдут в себе силы отпустить ребенка и в то же время поддержать, пока он учится стоять на своих ногах.

955 р. 1 194 р. — 20%

6

Ты имеешь значение! Как девочке выстроить границы

Кортни Макавинта

Серия: Ты имеешь значение. Психология для современных подростков

Эта книга поможет девочкам обрести уверенность в себе, устанавливать границы с окружающими, отстаивать свои интересы и выстраивать гармоничные отношения с семьей и друзьями.

1 089 р. 1 345 р. — 19%

7

Мозг подростка. Спасительные рекомендации нейробиолога для родителей тинейджеров (обновленное издание)

Фрэнсис Э. Дженсен, Эми Эллис Натт

Серия: Психология. Мозговой штурм

Сколько раз мы слышали от друзей, коллег и незнакомых людей о безумных вещах, которые вытворяли их дети-подростки! Изучая функционирование мозга подростка, профессор-нейробиолог Фрэнсис Э. Дженсен убедилась: в переходном возрасте функционирование мозга, его внутренние связи и возможности не похожи на работу мозга взрослого человека. Она также поняла, что новая наука о подростковом мозге не знакома большинству родителей. И именно этой аудитории нужно узнать о подростковом мозге. Автор книги поставила перед собой задачу не просто помочь взрослым лучше понять их подростков, но дать важные рекомендации родителям, чтобы они смогли гармонично существовать со своими детьми.

Из этой книги вы узнаете:

• В каком возрасте мозг подростка становится мозгом взрослого человека.

• Есть ли у подростковой безрассудности объективные причины.

• Почему подростки любят долго спать.

• Как объяснить подростку, почему ему стоит воздержаться от алкоголя.

• Когда подавленность перерастает в депрессию, требующую внимания психиатра.

• Почему стресс для подростков вреден, но неизбежен.

• Чем отличаются подростки-девочки от подростков-мальчиков с точки зрения нейронаук.

Об авторах:

Фрэнсис Э. Дженсен — доктор медицинских наук, профессор кафедры нейробиологии Пенсильванского университета.

Эми Эллис Натт — научный журналист и писатель, лауреат Пулитцеровской премии.

570 р. 695 р. — 18%

8

Упрямый ребенок: как установить границы дозволенного

Роберт Маккензи

Серия: Психология. Искусство быть родителем. Советуют профессионалы

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БЕСТСЕЛЛЕР!

В РОССИИ ПРОДАНО БОЛЕЕ 40 000 ЭКЗЕМПЛЯРОВ!

Книга помогает увидеть ошибки, которые мы неосознанно совершаем в общении, помогает строить отношения не только с детьми (о которых написана), но и с коллегами на работе, начальством, вообще со всеми людьми. Роберт Дж. Маккензи — психолог и семейный консультант, специалист в области образования, автор бестселлеров о воспитании детей, основатель программы для родителей и детей разного возраста «Как установить границы», которая завоевала популярность во всем мире.

Прочитав книгу, вы узнаете, как:

• Устанавливать для ребенка ясные, четкие границы дозволенного поведения.

• Твердо стоять на своем, не повышая голос и не грозя наказанием.

• Понимать желания ребенка и сочувствовать ему, не сдавая позиций.

• Прекратить ежедневную «борьбу за власть» между вами и ребенком.

• Построить позитивные, доверительные отношения, основанные на взаимном уважении и любви.

399 р.

9

Ребенок от 8 до 13 лет: самый трудный возраст. Новое дополненное издание

Лариса Суркова

Серия: Мама Рунета

Второе дополненное издание бестселлера Ларисы Сурковой! Подростковый возраст — самый сложный и многообразный, именно поэтому книга включила в себя новые темы и тексты, которые нельзя обойти стороной!

488 р. 595 р. — 18%

10

Подросток в доме: Когда не знаешь что сказать и как себя вести

Дерлейн Р.

Серия: Академия ”Альпина.Дети”

Возникновение кризиса в отношениях родителей с подростком является скорее правилом, чем исключением. Атмосфера в доме накалена до предела: непонимание, взаимные претензии, нежелание идти на уступки. В результате родители и их уже взрослый ребенок неожиданно оказываются по разные стороны баррикад. Как же наладить отношения? Стоит ли ослабить контроль и прекратить постоянно опекать и помогать? Как «отпустить» своего любимого ребенка во взрослую жизнь с минимальными потерями для обеих сторон? Доктор педагогики Ребекка Дерлейн, учитель старших классов с 17 летним стажем, поможет вам преодолеть этот кризис. Она расскажет, как не поддаваться на манипуляции своих подросших детей, как мотивировать их, развить в них упорство и ответственность, как помочь им обрести здоровое самоуважение. Словом — как подготовить подростков к трудностям новой, взрослой жизни.

340 р.

11

Общение с детьми: 12 «нельзя», 12 «можно», 12 «надо»

Нина Зверева

Серия: Академия ”Альпина.Дети”

Общение с детьми — это всегда непросто. Неправильно выстроенное, оно создает множество проблем: от непонимания до активного противодействия. И тогда дети и родители отдаляются друг от друга, а процесс воспитания не приносит желаемых результатов. Как разговаривать с ребенком, чтобы быть услышанным? Как понять, что можно разрешать и что надо запрещать? Как сделать отношения доверительными и открытыми, сохранив родительский авторитет? Как мотивировать ребенка на постановку целей и достижение успеха? Как раскрыть талант и направить бурную детскую энергию в нужное русло? Простые и действенные правила общения с детьми предлагает всем неравнодушным родителям Нина Витальевна Зверева — известный бизнес-тренер, продюсер, тележурналист, писатель, а также любящая мама и бабушка. В этой полезной и очень искренней книге мало цитат и статистики, зато много увлекательных историй, добрых советов и бесценного личного опыта человека, чьи дети благодаря правильному воспитанию достигли в жизни отличных результатов.

340 р.

12

Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили (переплет)

Адель Фабер, Элейн Мазлиш

Серия: Мировые бестселлеры по воспитанию от Фабер и Мазлиш

Адель Фабер и Элейн Мазлиш — самые известные в мире специалисты по общению с детьми, авторы бестселлеров, ставших классикой литературы по воспитанию. Их методика основана на профессиональном и личном опыте: большое количество наглядных примеров и практических советов, понятные диалоги, забавные комиксы. Благодаря Фабер и Мазлиш миллионы родителей научились правильно общаться со своими детьми и легко решать проблемы, возникающие в процессе воспитания.

Бестселлеры Фабер и Мазлиш:

• Переведены на 25 языков.

• Проданы общим тиражом более 13 миллионов экземпляров.

Эта книга поможет:

• Достичь того, чтобы подросток обсуждал с вами свои проблемы.

• Научить его брать ответственность за свои поступки.

• Говорить о сексе и наркотиках, не отталкивая ребенка нравоучительным тоном.

• Разрешать любые конфликты мирным путем.

• Поддерживать с подростком доверительные отношения.

495 р.

13

Хюгге. Датский детский мир. Мудрые советы родителям от психолога из самой счастливой страны (ч/б)

Еспер Юуль

Серия: Хюгге. Уютные книги о счастье

Каждая семья уникальна, в любой из них действуют свои собственные правила и складываются принципы взаимоотношений с детьми. Поэтому в своих книгах и статьях выдающийся датский психолог Еспер Юуль не предлагает готовых рецептов безоблачного счастья. Без серьезных усилий достичь родителей нужного результата не получится. В книге «Хюгге. Датский детский мир» он призывает родителей поразмыслить над своей жизнью, а не дает исчерпывающих рекомендаций.

Из этой книги вы узнаете

• Как и зачем быть с детьми на равных

• Идет ли скука детям на пользу

• Как устанавливать границы не для своих детей, а для самих себя

• Почему, воспитывая ребенка, нужно учитывать свои собственные интересы

• Как научить детей выстраивать свою жизнь и находить свое место в мире

Об авторе

Еспер Юуль — датский психотерапевт, работает в области психологии семейных взаимоотношений более 35 лет, является одним из наиболее известных специалистов в Европе. После 25 лет руководства Скандинавским институтом Кемплера, в 2004 году Юуль основал собственный консультационный центр для родителей, который называется Международная семейная лаборатория. В рамках этой организации он проводит семинары и тренинги для родителей и коллег в Германии, Австрии, Швейцарии и еще 13 странах. На сегодняшний день Еспер Юуль считается автором самых успешных книг по воспитанию, многие их которых стали бестселлерами и переведены практически на все европейские языки.

406 р. 495 р. — 18%

14

Как помочь ребенку повзрослеть. Иллюстрированное руководство для родителей по переходному возрасту

Уинстон Роберт

Серия: Книги для родителей. МИФ

Эта книга поможет родителям понять физические и психологические изменения, происходящие с детьми в переходном возрасте. Cобраны рекомендации от ведущих специалистов в области возрастной психологии и педагогики, медицины, социологии, полового воспитания, профориентации. Книга предназначена для родителей.

2 432 р. 2 895 р. — 16%

15

О бессмысленности воспитания подростков

Дима Зицер

Серия: Родителям о детях

Эта книга — разговор с родителями, осущствленный с необычайной простотой, легкостью и ясностью. В ней даются ответы на наиболее важные и острые вопросы, возникающие у родителей, связанные с детством. Примеры и фразы, привднные в книге облегчат сомнения па

643 р.

16

Обязанности. Кто кому должен?

Дима Зицер

Серия: Родителям о детях

Эта книга – часть общего проекта «На педагогической волне» известного педагога Димы Зицера, издательства «Питер» и радиостанции «Маяк». Несколько лет в своей радиопрограмме «Любить нельзя воспитывать» Дима Зицер отвечает на вопросы самых разных слушателей о школе, образовании, отношениях между детьми и взрослыми. Из этих бесед и родилась эта книга.

В этом выпуске : Что делать, если ребенок не хочет убирать свою комнату или помогать родителям по дому? Как распределить домашние обязанности? Как связаны возраст и ответственность? Какие обязанности должны быть у человека? Какие привычки полезны, а какие вредны?

407 р.

17

Педология подростка. Психологическое и социальное развитие ребенка

Выготский Л.

Серия: Мастера психологии

Классический труд Льва Семеновича Выготского «Педология подростка» исследует и изучает развитие ребенка в подростковом периоде в условиях комплексного подхода, практически направлен на диагностику психического развития. Книга Выготского, наряду с исследованиями Жана Пиаже, совершила переворот в психологии развития. Сам Выготский отмечал, что детская психология многие десятилетия не умела найти ни одного существенного признака, который отличал бы восприятие ребенка от восприятия взрослого и указывал на содержание процессов развития в этой области. Выготский постулировал основные ключевые положения, которые сформировали понятийный аппарат психологии развития, возрастной психологии и педагогической психологии. Он сделал акцент на то, что развиваются не только навыки и психологические функции ребенка (внимание, память, мышление) — в основе психического развития лежит прежде всего эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности его поведения. Книга является базовой в подготовке психологов, педагогов.

1 015 р.

18

(Не) Зачем идти в школу? Дети, родители, учителя и нерешенные школьные вопросы. Издание 2-е, дополненное

Дима Зицер

Серия: Секреты умных родителей

Книга известного современного педагога, основателя Института неформального образования и Школы неформального образования Димы Зицера «(НЕ) Зачем идти в школу? Дети, родители, учителя и нерешенные школьные вопросы» будет полезна не только родителям, но также педагогам и психологам. Педагогические воззрения Димы Зицера вызывают множество дискуссий, однако вопросы о школьном образовании, которые он ставит перед родителями и учителями, заставляют их по-новому смотреть на традиционные подходы к обучению детей в школе.

675 р.

19

Растущий мозг. Как нейронаука и навыки майндсайт помогают преодолеть проблемы подросткового возраста

Сигел Д.

Серия: Совершенный мозг

Цитата

» Изменения мозга в начале переходного возраста устанавливают четыре характерных качества подросткового сознания: поиск новизны, социальную активность, обостренную чувствительность и тягу к творчеству»

Дэниел Сигел

О чем книга

О том, как знания из области нейронауки и навыки майндсайт помогают понять взрослеющих детей и остаться в тесной связи с теми, кто близок и дорог.

Эта книга поможет узнать:

o Что такое переходный возраст с точки зрения психологии и нейробиологии?

o Какие мифы о подростках мешают взрослым общаться с ними?

o Как развивитие мозга в переходном возрасте влияет на формирование личности?

o Что нужно делать, чтобы помочь мозгу подростка развиваться гармонично?

o Как знания о влиянии мозга на поведение подростка могут защитить его от проблем и неприятностей?

Для кого эта книга

Для всех, кто интересуется вопросами нейронауки и особенностями развития мозга человека в переходном возрасте.

Кто автор

Дэниэл Сигел – выдающийся психиатр и нейробиолог, автор бестселлеров о воспитании детей и работе мозга

Ключевые понятия

Мозг, майндсайт, подростки, переходный возраст

452 р.

20

Уже не ребенок, еще не взрослый

Евгений Кащенко, Анна Котенева

Серия: Переходный возраст

Очень откровенная книга для подростков, которая, тем не менее, грамотно проводит границы дозволенного и недозволенного, учитывая особенности подростковой психологии:

— показывает многогранность любовных отношений;

— учит пониманию того, что на самом деле произойдет в случае, если…;

— дает основы сексуальной безопасности, включая специфику «размера» презерватива и особенностей других форм контрацепции;

— формирует умение не бояться говорить «нет» в случае, если чего-то не хочется;

— поднимает вопросы телесного разнообразия и правильного отношения к нашим различиям;

— дает взвешенные ответы на вопросы, которые ребенок 12—16 лет никогда не задаст родителю.

575 р.

Выигрывают все!
Покупки в удовольствие! Скидки до –30% на корзину
День издательства «МИФ». До -25% для зарегистрированных
Кэшбэк 20% на всю корзину при покупке художественной литературы
Скидка 20% на книги Филипа Пулмана
Страшно интересно! Скидка 20% на ужасы и триллеры
Промокод в ребусе! Дарим скидку 20% при покупке от 1000 р.
Секретное предложение! Скидки до 89% только для зарегистрированных пользователей
65 лет редакции «Малыш»! -20% на все книги
Пенал будет доволен! -17% на категорию «Канцтовары»
Скидка 31% на нон-фикшн издательства «АСТ»
День рождения Сергея Малоземова. -20% на книги автора
Фестиваль ЭКСМО! –20% на книги издательства
Скидка 19% на подборку настольных игр
Долгожданные покупки: даем скидку на предзаказы
Покупайте не выходя из дома!
Бесплатная доставка по России

Движение вперед: ваш ребенок в возрасте от 13 до 15 лет это может быть трудным временем для вас обоих.

Хотя они могут идти более уверенно с тех пор, как сделали первые пробные шаги, им еще предстоит пройти долгий путь, и им нужна ваша помощь.

В социальном плане ваш подросток больше зависит от отношений со сверстниками и меньше зависит от вас. Теперь они могут поддерживать стабильные отношения со взрослыми и сверстниками. Хотя у них больше шансов иметь друзей противоположного пола, однополая дружба будет более распространена. Их сверстники будут сильно влиять на них во всем, от стиля одежды до интересов и поведения.

Дети в этой возрастной группе будут проверять границы, но это будет уменьшаться по мере того, как они становятся старше и испытывают больше независимости, к которой они стремились в течение последних нескольких лет (хотя они, вероятно, будут жаловаться, что вы слишком сильно вмешиваетесь) . У вас могут быть сложные разговоры о морали и привилегиях, особенно когда они понимают, что взрослые не идеальны. Они склонны к странным приступам детского поведения, особенно если находятся в состоянии стресса.

Вашему подростку предстоят настоящие эмоциональные испытания. У них развивается более сильное чувство идентичности, и их внимание к себе будет увеличиваться. Их стремление к уединению станет сильнее. Им потребуется признание и положительная обратная связь, чтобы помочь им сохранить свою самооценку и уверенность в себе для решения более сложных социальных, эмоциональных и академических задач. У вашего подростка могут быть романтические отношения, хотя часто они будут краткосрочными. Хотя они заинтересованы в свободе, они не совсем к ней готовы; это может привести к реальному беспокойству, особенно когда они приближаются к таким важным вехам, как уход из школы или домой.

В возрасте 13-15 лет вы увидите самые значительные различия между мальчиками и девочками. Мальчики будут приближаться к половой зрелости и будут иметь дело с изменениями в своем теле, в том числе с ростом волос на теле и нарушением голоса, что может привести к дополнительным опасениям по поводу образа тела. Девочки испытают половое созревание; их менструальный цикл должен быть хорошо установлен, и они будут более сексуально развиты, чем мальчики.

На этом этапе представители обоих полов будут больше озабочены тем, насколько они привлекательны для других, и их интерес к сексу возрастет. Сейчас подходящее время, чтобы «поговорить» с подростком, если вы еще этого не сделали. И мальчики, и девочки будут продолжать расти, хотя по мере приближения к 16 годам этот процесс замедляется. Вы заметите улучшение их двигательных навыков, и они не должны испытывать особых трудностей при выполнении даже самых сложных физических задач.

Вы заметите, что ваш подросток стал лучше выражать свои мысли и чувства. У них сильные ценности и идеалы, а их интересы расширяются, особенно в интеллектуальном плане. Они лучше решают проблемы, и к тому времени, когда им исполнится 15 лет, они смогут мыслить абстрактно и применять свои навыки принятия решений в более социальных и академических ситуациях. Ваш ребенок будет сильно затронут в этом возрасте, когда у него будут заботы или заботы. Это также возраст, когда они могут больше рисковать, особенно если есть негативное влияние сверстников, например, употребление алкоголя, наркотиков или секс.

Может показаться, что ваш ребенок отдаляется от вас, но ваша поддержка нужна ему больше, чем когда-либо. Независимо от их возраста, поощряя вашего ребенка разговаривать с вами, не осуждая и ценя его взгляды и опасения, вы дадите ему понять, что вы рядом с ним. Вы должны быть открытыми и честными во всем, от того, как меняется их тело, до проблем и рисков, с которыми они столкнутся; если они доверяют вам, они с большей вероятностью будут говорить с вами о важных вещах. Вовлечение детей в процесс принятия семейных решений помогает им научиться справляться с проблемами и дает им уверенность в том, что они смогут делать независимый выбор в будущем. Границы тестирования являются обычным явлением, поэтому очень важно быть четкими и последовательными.

По мере того, как меняется независимость, меняются и отношения между вами и вашим ребенком. Хотя может показаться заманчивым стать их другом, вы должны помнить, что им нужна поддержка и руководство родителей. Суть в том, чтобы поддержать вашего подростка, предоставив ему достаточно места, чтобы начать расправлять крылья.

Рекомендуемые ресурсы для вас

Ваш подросток: Том 2   Родители, учителя и работники психиатрической службы найдут ответы на эти и многие другие вопросы в этом откровенном, но сострадательном руководстве, которое поможет вашему подростку пройти через бурные подростковые годы. . От давления сверстников и самооценки до экспериментов с сексом, алкоголем и наркотиками — этот бесценный ресурс охватывает широкий круг практических вопросов. Здесь также содержится информация о более серьезных препятствиях для развития подростка, которые могут потребовать профессионального вмешательства, таких как депрессия, расстройства пищевого поведения, злоупотребление психоактивными веществами и деструктивные поведенческие расстройства. Точно так же, как каждый ребенок станет подростком, каждый человек, который должен относиться к подростку, найдет в этой книге надежный и незаменимый путеводитель по взлетам и падениям подросткового возраста.

Мозг подростка: руководство по выживанию для нейробиологов при воспитании подростков и молодых взрослых наука о мозге подростка, предоставляющая замечательные идеи, которые превращаются в практические советы как для родителей, так и для подростков.

Воспитание подростков: систематическое обучение эффективному воспитанию подростков   Дон Динкмейер-старший, доктор философии, Гэри Маккей, доктор философии, Джойс Л. Маккей, Дон Динкмайер-младший.  Родители знают о трудностях воспитания подростков. Это популярное руководство STEP (систематическое обучение эффективному воспитанию детей) наполнено простыми для понимания и применения навыками, которые помогают родителям общаться с подростками и решать их «проблемы». Из программы STEP/teen, с практическими рекомендациями по социальному давлению, свиданиям, оценкам, карьерным планам и профилактике злоупотребления алкоголем, табаком и наркотиками. Это пособие — отличный выбор для родителей, которые хотят улучшить свои отношения с подростками.

Как успокоиться: хладнокровные стратегии воспитания подростков и подростков Воспитание подростка сложнее, чем когда-либо, но новое исследование мозга предлагает новый взгляд на лучший способ общения с подростками. С юмором, мудростью и глубоким пониманием подросткового мозга известный эксперт по подросткам доктор Лаура Кастлер показывает родителям, как сохранять спокойствие и хладнокровие, сталкиваясь с острыми проблемами, начиная от грубого отношения и лжи и заканчивая сексом и употреблением психоактивных веществ. четкие, простые в исполнении рекомендации по установлению ограничений при сохранении близких и любящих отношений.

Признаки нормального физического, социального и эмоционального развития Подростки 13–18 лет

Признаки нормального физического, социального и эмоционального развития Подростки 13–18 лет

| Возраст 13–18 лет, ресурсы для родителей

Дети должны пройти несколько этапов или предпринять определенные шаги на пути к взрослению. Вы можете начать понимать эту возрастную группу, если посмотрите на ее место в последовательности роста. Первое, что они должны сделать, это начать принимать собственные решения. Для этого они должны установить небольшую дистанцию ​​между собой и родителями. Это не означает, что вы не можете продолжать «присматривать за ними» или помогать им, когда это необходимо. Вы должны, насколько это возможно, позволить им учиться на результатах своих действий.

Возраст Физический и язык Интеллектуальный Социальный/ эмоциональный
13-14 лет: Girls Fat Chod Fat.

Увеличение мышечной массы у мальчиков.

Увеличение груди у девушек.

Увеличение половых органов у мальчиков.

Голоса мальчиков и девочек ниже, причем голоса мальчиков ниже намного.

У девочек начинается первый менструальный цикл (обычно примерно в то же время, что и у матери)

Волосы на теле растут.

Потовые железы становятся более активными.

Гормональные изменения могут вызывать акне.

Вопросы школьных и семейных правил.

Конкретные стили мышления: что-то правильно или неправильно, хорошо или плохо.

Начните думать, что с ними ничего плохого не случится.

Дети на этом этапе считают, что они находятся в центре внимания, и поэтому болезненно застенчивы.

Если у ребенка есть один прыщик, он искренне верит, что на него смотрит весь мир.

Начните проводить больше времени с друзьями и меньше с семьей.

Начните формировать личность через хобби, друзей, школьные занятия, одежду, прически, музыку и т. д.

Капризность характерна для поиска личности.

Часто выходят за пределы возможностей взрослых, чтобы отстаивать свою независимость.

Смешанные чувства по поводу расставания с вами.

Дочери могут не захотеть иметь с вами ничего общего в один день, а завтра никогда не оставят вас.

Проводить много времени по телефону — это нормально и является способом развития социальных навыков у подростков.

15-18 лет: На лице начинают появляться волосы.

Девочки обычно находятся в полном развитии.

Девушки очень заботятся о том, как они выглядят. Более 50% старшеклассниц сидят на диете.

Лучше решают проблемы, чем младшие подростки, но непоследовательны.

Они склонны принимать опрометчивые решения, даже если сначала взвешивают последствия.

Организационные навыки улучшаются и лучше совмещают учебу, деятельность, общественную жизнь и работу.

Попытаться ответить на вопросы Кто я? и что я буду? изучая варианты работы и колледжа, религию, социальные и политические вопросы.

Часто задают вопросы и оспаривают правила

Более уверены в себе и поэтому лучше противостоят давлению сверстников.

Проводите еще меньше времени с семьей.

Завести близких друзей.

Хотите контролировать больше аспектов своей жизни.

Воодушевлены, но в то же время перегружены мыслями о будущем (колледж, работа, армия, переезд из дома, брак и т. д.).

Подростки впадают в депрессию. Однако, как и у взрослых, если это длится более 2 недель, обратитесь к врачу.

Появляется сильное сексуальное влечение и может стать сексуально активным.

Осознать свою сексуальную ориентацию.

 

Что вы можете сделать, чтобы помочь своему подростку

  • Желание уединиться и получить больше уединения — нормальное явление для подростков. Не принимайте это на свой счет.
  • Подросткам нужны правила и ограничения, и хотя они этого не признают, они хотят их!
  • Обсудите правила. Чем активнее ваш подросток будет вовлечен в процесс, тем больше вероятность того, что он последует за ним.
  • Четко обсудите последствия нарушения правил и будьте последовательны в выполнении действий.
  • Подростки совершат ошибки и подорвут ваше доверие. Дайте им второй шанс.
  • Обсудите свои ценности и мысли о наркотиках, алкоголе, сексе и других вопросах
  • Помогите ребенку изучить варианты планов на будущее, но не принимайте решения за него.

Для получения дополнительной информации о вашем ребенке и полезных фактов нажмите:

Ссылка I
Ссылка II Источник: Iowa State University Extension. Написано Лесией Остеррайх, специалистом по развитию человеческого потенциала.

The Whole Child помогает родителям и опекунам осознать важную роль, которую они играют в общем благополучии своих детей, и поддерживает их в устранении любых нарушений в отношениях между родителями и детьми, вызванных травмой. Свяжитесь с нами сегодня для получения дополнительной информации о наших программах поощрения родителей и домашних посещений в округе Лос-Анджелес.

© 2022 Весь ребенок. Все права защищены.
The Whole Child — благотворительная организация, освобожденная от налогов в соответствии со статьей 501(c)(3).

Веб-сайт Spark Creative

Подростковые настроения: управление взлетами и падениями

О подростковых настроениях

Настроения, или эмоциональные подъемы и спады, являются нормальной частью жизни молодых людей , так же как и взрослых.

Подростки могут чувствовать себя бодрыми и взволнованными в некоторые дни, а в другое время подавленными, подавленными, подавленными или грустными. Также нормально, что подростки хотят больше уединения или времени наедине с собой. В подростковом возрасте эти эмоциональные взлеты и падения могут случаться чаще, чем раньше, и они могут быть более экстремальными.

Эмоциональные взлеты и падения вашего ребенка могут происходить по многим причинам — физическим, эмоциональным, социальным и психологическим, а не по какой-то одной конкретной причине. Часто вы не сможете определить, почему ваш ребенок чувствует себя хорошо или плохо, и ваш ребенок тоже не сможет.

Настроение — это признак того, что ваш ребенок переживает более сложные, зрелые эмоции и пытается понять их и управлять ими. Это важная часть подросткового развития. Вы должны сыграть большую роль, помогая своему ребенку на этом этапе его пути во взрослую жизнь.

Эмоциональные взлеты и падения: почему они происходят

Физические факторы
В подростковом возрасте молодые люди претерпевают множество физических изменений.

Их тела меняются, что может сделать их застенчивыми или смущенными — или просто заставить их хотеть больше уединения и времени для себя. Дети, которые, кажется, развиваются раньше или позже, чем их друзья, могут испытывать эмоции по поводу этих физических изменений.

Другим физическим фактором является потребность вашего ребенка во сне. Подросткам нужно около 8-10 часов сна, и количество сна, которое получают подростки, может повлиять на их настроение.

Регулярное, питательное питание и достаточная физическая активность полезны для физического здоровья вашего ребенка и могут помочь при эмоциональных взлетах и ​​падениях.

Мозговые факторы
Мозг претерпевает множество изменений в подростковом возрасте.

Например, изменения в головном мозге заставляют организм вашего ребенка вырабатывать половые гормоны. Эти гормоны вызывают физические изменения, а также сексуальные и романтические чувства. Эти новые чувства могут быть сильными и иногда сбивать с толку вашего ребенка.

Кроме того, мозг вашего ребенка будет продолжать меняться до 20 лет. Часть мозга, которая развивается последней, префронтальная кора, тесно связана с областями, отвечающими за регулирование и контроль эмоций. Это означает, что вашему ребенку может быть труднее контролировать некоторые из своих сильных эмоций, и может показаться, что он более эмоционально реагирует на ситуации, чем раньше. Они все еще учатся обрабатывать и выражать свои эмоции по-взрослому.

Социальные и эмоциональные факторы
Новые мысли, новые эмоции, новые друзья и новые обязанности — все это может повлиять на самочувствие вашего ребенка.

Ваш ребенок учится самостоятельно решать больше проблем по мере того, как он становится независимым. Ваш ребенок также живет в своей голове больше, чем раньше, и занят размышлениями о таких проблемах, как дружба, школа и семейные отношения.

Стрессовые ситуации в семье также могут повлиять на настроение вашего ребенка.

Как помочь подросткам пережить больше взлетов, чем падений

Есть несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы у вашего ребенка было больше взлетов, чем падений.

Во-первых,  узнавать, что вашему ребенку уже нравится . Это могут быть занятия любимым видом спорта, времяпрепровождение со старыми друзьями, прослушивание или игра музыки, рисование, создание собственного цифрового контента и так далее. Выполнение этих действий поможет вашему ребенку чувствовать себя в безопасности и заземлении, а также даст ему основу для изучения новых интересов.

Вы также можете помочь своему ребенку найти новые занятия, которые бросают ему вызов и помогают ставить новые цели и встречать новых друзей. Это может быть изучение нового музыкального инструмента или присоединение к новой социальной группе. Вместо того, чтобы выбирать эти занятия для своего ребенка, вы можете попробовать послушать, как ваш ребенок говорит о том, что ему нравится и не нравится, чтобы найти подсказки к новым интересам.

Помощь подросткам справляться с эмоциональными взлетами и падениями

Вы не можете помешать своему ребенку чувствовать себя подавленным или подавленным. Но есть много вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь вашему ребенку справиться со взлетами и падениями.

Как помочь ребенку принять взлеты и падения
Вашему ребенку может очень помочь знание того, что эмоциональные взлеты и падения — это нормально. Один из лучших способов сделать это — дать ребенку понять, что иногда вы тоже чувствуете себя подавленным.

Для вашего ребенка также важно знать, что вы будете рядом, когда ему будет плохо или ему будет трудно. Может помочь просто сказать: «Я вижу, у тебя трудный день».

Оставайтесь на связи с ребенком
Оставайтесь на связи и активно прислушивайтесь к тому, что происходит в жизни вашего ребенка, это поможет вам легче уловить триггеры его эмоциональных взлетов и падений. Иногда случайные, повседневные занятия, например, отвезти ребенка куда-нибудь или вместе посмотреть телевизор, — лучшее время для вашего ребенка, чтобы поделиться с вами чем-то.

Дайте ребенку пространство
Молодые люди развивают независимость и берутся за новые дела. Пока ваш ребенок занимается этим, постарайтесь дать ему возможность побыть одному, чтобы он мог подумать о новых эмоциях и новом опыте. Дайте ребенку знать, что вы будете рядом, если он захочет поговорить.

Откладывание решений
Если есть проблема, обсуждение решений с ребенком может быть замечательным, но ваш ребенок должен внести свой вклад в решения и чувствовать, что он «владеет» ими. Ваш ребенок также с большей вероятностью попробует решение, если он чувствует, что оно исходит от него.

Кроме того, умение решать проблемы является ценным жизненным навыком, который ваш ребенок улучшит, тренируясь. Вкладывая время и энергию в развитие навыков решения проблем вашего ребенка, вы посылаете сообщение о том, что цените вклад вашего ребенка в решения, влияющие на его жизнь.

Совместная работа над стратегиями выживания
Научиться справляться с эмоциональными взлетами и падениями самостоятельно и справляться с ними — одна из важнейших задач подросткового возраста. И вы можете помочь своему ребенку развить этот важный жизненный навык.

Один из способов сделать это — составить вместе с ребенком список «разрушителей настроения». Это то, что ваш ребенок может сделать, чтобы чувствовать себя лучше. Например:

  • прослушивание веселой или любимой песни
  • прогулка
  • гладить собаку
  • получать от тебя объятия.

Для вашего ребенка полезно иметь несколько вариантов в списке, чтобы он мог попробовать разные варианты, чтобы увидеть, что работает лучше всего.

Быть образцом для подражания
Вы по-прежнему являетесь самым важным образцом для подражания для своего ребенка. Ваш ребенок будет смотреть на вас, чтобы увидеть, как вы справляетесь в трудные времена. Подумайте о том, как ваш ребенок видит, как вы решаете проблемы и используете стратегии преодоления.

Больше, чем настроение: когда подростки все время подавлены

Иногда постоянное чувство подавленности или подавленности может быть признаком чего-то более серьезного.

Молодые люди могут чувствовать себя подавленными в течение нескольких минут, часов, дней или намного дольше. Если ваш ребенок кажется унылым, унылым, раздражительным или грустным в течение двух или более недель, или если вы заметили, что капризы мешают вашему ребенку заниматься своими обычными повседневными делами, это может быть признаком более серьезной проблемы с психическим здоровьем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *